Избегать людей бывает непросто, особенно когда они ищут вашей компании. Но вы все же можете предпринять некоторые шаги, чтобы сделать себя недоступным, как для конкретного человека, так и для всех людей в целом. Вам нужно понять для себя, почему вы хотите избегать людей, и иметь в виду, что, возможно, у вас не получится делать это вечно.

Шаги

Как избегать людей в целом

    Подумайте, почему вы хотите избегать людей. Многие люди по своей природе интроверты, им просто нужно больше времени, чтобы перезарядиться после социального взаимодействия с другими. Но если вы страдаете депрессией или социальным беспокойством, вам стоит обратиться за помощью к специалисту.

    Оставайтесь дома. Лучший способ избегать людей – оставаться дома. За его пределами много людей, так что не выходите из дому.

    Не проявляйте признаков расположенности к общению. Если вам нужно выйти в люди, вы можете посылать в общество определенные сигналы, которые удержат людей от обращения к вам.

    • Не устанавливайте зрительный контакт. Говорят, что глаза – зеркало души. Зрительный контакт может стать социальной подсказкой, что вы хотите взаимодействовать с человеком: он инициирует связь и создает взаимное понимание. Смотрите в телефон, в книгу, на мир вокруг или себе под ноги – лишь бы не кому-то в глаза!
    • Наденьте наушники. Слушайте музыку, аудиокниги, подкасты или просто носите наушники, чтобы избежать общения с людьми. Неважно, едете ли вы в метро, идете по улице или сидите в парке – если вы в наушниках, люди будут менее склонны обращаться к вам.
    • Читайте. Уставьтесь в книгу, газету, электронную читалку или планшет. Полностью погрузитесь в то, что вы читаете, тогда люди вряд ли будут вас беспокоить.
  1. Уйдите в отдаленное место. Если вы хотите избегать людей, отправляйтесь туда, где их нет.

    • Подумайте о том, чтобы на выходные отправиться в поход. Уйдите от шума и суеты многолюдного района. Обязательно проведите предварительное исследование и правильно подготовьтесь к путешествию.
    • Посетите страну, область или национальный парк. Проверьте, нет ли в вашем регионе открытых заповедников, национальных парков или дикой природы. Отправьтесь в долгий пеший поход или просто посидите и насладитесь тишиной. Обязательно получите все соответствующие разрешения и соблюдайте правила парка.
    • Имейте в виду, что вы можете столкнуться с людьми даже в дикой местности. По этой планете разбросаны миллиарды людей, будет очень сложно избежать их всех. Если вы все-таки встретите другого человека в дикой природе, будьте вежливы, просто поздоровайтесь и продолжайте следовать по своему пути.
  2. Не принимайте звонки неизвестных номеров. Пусть звонит до тех пор, пока не включится голосовая почта. Если вы пытаетесь избегать человека, а он хочет связаться с вами, он может скрыть свой номер или позвонить с чужого телефона.

    Избегайте зрительного контакта с человеком. Зрительный контакт – это сигнал к взаимодействию, человек может воспринять эту связь как приглашение к разговору.

    • Если вы все-таки случайно установили зрительный контакт, не удерживайте его. Быстро отведите взгляд и найдите другого человека, с которым сможете пообщаться.
    • Если вам нужно пройти куда-то, а человек находится на вашем пути, обойдите его как можно дальше. Подумайте, может, стоит подождать, пока он уйдет. Не давайте ему повода заговорить с вами.
  3. Старайтесь не оставаться наедине с этим человеком. В толпе безопасней. Проводите время в группах, разговаривайте с другими, чтобы не оказаться наедине с человеком, которого пытаетесь избежать.

    • Когда вы в компании, человек, которого вы пытаетесь избежать, может побояться подойти к вам. Куда бы вы ни шли – в аудиторию, на обед или даже в туалет – старайтесь брать с собой хотя бы одного человека.
    • Если вы никак не можете избежать общения с человеком один на один, постарайтесь завершить разговор как можно скорее. Не позволяйте ему втягивать вас в длительную беседу. Найдите повод (“Мне нужно возвращаться в класс” или “Я опаздываю на встречу”) и уходите.
  4. Подумайте о том, чтобы получить судебный запрет, если вам кажется, что вы в опасности. Если вы пытаетесь избежать человека, а он все никак не оставит вас в покое, возможно, стоит привлечь органы власти, чтобы решить эту проблему.

» Стресс безработицы

9. Психологические состояния людей,
потерявших работу.

Нередко потеря работы вызывает множество тяжелых переживаний, кризисные состояния. Вы должны знать о них. Когда люди понимают, как протекают события, они могут повлиять на них, оградить себя от негативных переживаний или хотя бы психологически подготовиться к ним. Ведь груз пережитого часто давит человека, мешает ему сосредоточиться на решении актуальных задач.

Психологи давно изучили эту проблему. Они выделили несколько фаз развития специфических стрессовых состояний. Так, известный психолог Л. Пельцман говорит о четырех фазах:

Фаза 1 - состояние неопределенности и шока. Это очень тяжелое переживание, особенно когда потеря работы произошла внезапно (неожиданное сокращение штатов, ссора с начальником и т.п.). При этом важно то, что растерянность и страх выступают как факторы риска, при которых человек становится подвержен другим неприятностям: болезням, несчастным случаям. Следует отметить также, что наиболее сильным патогенным фактором является не сама потеря работы, а постоянная угроза того, что это произойдет. Как говорится, ожидание смерти хуже самой смерти. Поэтому предвидение данного события и та или иная подготовка несколько облегчают положение.

Вы должны относиться философски к этому делу. Помните, что новую работу рано или поздно приходится искать всем - Вы не исключение. Хотя, конечно же, во всем этом мало приятного.

Фаза 2 - наступление субъективного облегчения и психологическая адаптация к ситуации. Эта фаза обычно длится 3-4 месяца после потери работы. Уже в первые недели, когда проходит психологический шок, многие люди начинают испытывать облегчение и даже радость. Не надо ежедневно спешить к 9-00 на фирму, исчезает тяжелый груз профессиональных обязанностей, появляется много свободного времени. В общем, человек начинает испытывать состояние психологического комфорта и удовлетворения жизнью (особенно, если есть сбережения, на которые можно прожить какое-то время).

Вынужденный отдых обычно идет на пользу. Многие отмечают улучшение состояния здоровья и настроения. Полностью восстановившись, человек с новыми силами принимается за активные поиски нового места работы.

Есть еще один интересный факт. Психологи установили, что поиски новой работы, начатые сразу после увольнения, ничуть не увеличивают шансов найти ее. Те же, кто сначала пытается справиться с такими негативными последствиями увольнения, как депрессия и низкий уровень самоуважения, а уж потом приступают к поискам новой работы, во время собеседований меньше нервничают, держатся более уверенно и производят лучшее впечатление на работодателей. Как правило, эти люди больше удовлетворены своей новой работой, чем те, кто начал искать ее сразу после увольнения

Однако в некоторых случаях стрессовые состояния оказываются стойкими и не исчезают длительное время. Человек начинает преувеличивать опасность своего положения и тогда уже не воспринимает его как отдых. Часто этому способствуют объективные причины (ограниченность финансов, необходимость заботиться о семье и т.д.). Длительный стресс - это ничто иное, как следствие нашей неуверенности и даже страха перед завтрашним днем, проистекающее из-за финансовых трудностей. У человека в подобной ситуации возникает тревога, что прежде, чем он найдет достойную работу, будет получать достаточное количество денег, он потеряет, если не все, то очень многое.

Например, семью, которая разваливается под бременем финансовых трудностей (психологи установили: подавляющее число разводов происходит именно по материальным причинам). Или друзей, которые есть всегда, когда есть деньги, а когда денег нет то сами знаете... Либо любовь (так уж устроены женщины, что не мыслят романтических отношений без цветов и шоколадок).

Фаза 3 - утяжеление состояния. Оно наступает после 6-7 месяцев отсутствия работы. К этому времени обычно ухудшается финансовое и социальное положение человека. Наблюдается дефицит активного поведение, ограничение круга общения, разрушение жизненных привычек, интересов, целей. Сил для противостояния неприятностям становится все меньше и меньше.

Депрессия усиливается, при длительной безработице, когда человек не имеет хотя бы небольшого заработка на временной, сезонной или черной работе. Особенно разрушительно действуют постоянные неудачи при поиске работы, а точнее - колебания, связанные с появлением надежды найти работу (когда, например, человек узнает о существующей вакансии) и потерей этой надежды. Постоянные неудачи могут привести к прекращению поисков и апатии.

Фаза 4 - беспомощность и примирение со сложившейся ситуацией. Это тяжелое психологическое состояние может наблюдаться даже при отсутствии материальных трудностей, например, когда человек получает пособие по безработице. Состояние апатии возрастает с каждым месяцем. Отсутствие даже минимальных успехов в поиске работы ведет к потере надежды. Человек прекращает попытки изменить положение и привыкает к состоянию бездеятельности. Он перестает следить за собой, начинает пить и в итоге опускается на социальное дно.

В конце концов, человек имеет все шансы отупеть и деградировать, так как книги, спектакли, выставки попросту недоступны. И даже не потому, что невозможно оплатить расходы, а потому, что сложно сосредоточиться на искусстве. Как сегодня тратить последние деньги на билет в театр, когда неизвестно, что будет завтра?

Отвыкнув от напряженного трудового ритма, порой люди уже сами боятся найти работу. Сознательно или подсознательно они начинают искать причины и отговорки, чтобы, к примеру, не пойти в назначенный час на собеседование, «забывают» позвонить по указанному в объявлении номеру телефона и т.д. Если Вы заметили в себе подобное поведение, помните, что чем раньше Вы сумеете проявить силу воли и перебороть себя, тем лучше. В таких случаях Вы можете обратиться к профессиональному психологу. Но нередко люди, попав в трудную ситуацию, избегают тех, кто им может помочь. Они замыкаются, считают, что справятся со своими сложностями сами. Помните, что эмоциональная поддержка со стороны Ваших родственников, друзей, знакомых, социальных работников всегда существенно смягчает негативные последствия потери работы.

Кроме социальной поддержки существуют и другие формы, с помощью которых можно облегчить положение безработного. Так, очень важно найти хоть какую-нибудь работу, пусть непрестижную или случайную, даже если она не удовлетворяет и не приносит достаточно денег. Это оказывается сильным антистрессором. При наличии такой работы сильно снижается подверженность психологической депрессии. Поэтому, если Вы уже давно и безрезультатно ищете работу, используйте любую возможность. Пусть предложенная Вам работа окажется плохой и бесперспективной - не это главное. Имея хоть какую-то стабильность, психологически намного легче посвятить себя дальнейшим поискам рабочего места, которое полностью удовлетворяет Вас.

Кстати, не каждый вид отсутствия работы сопровождается психологической травмой. Многие сезонные рабочие вполне довольны жизнью. Вынужденный перерыв в работе они используют для отдыха. Только те, кто не работал больше года, не могут избежать психологического стресса.

Служащие с постоянным жалованием и фиксированным рабочим днем больше страдают от потери работы, чем люди «свободных» профессий (журналисты, артисты, консультанты, дизайнеры и проч.), привыкшие работать сдельно. Служащим труднее найти другую работу. Для них безработица может стать не временной трудностью, а личной катастрофой, которую они не преодолеют, может быть, и годы. Тем более, что в 45-50 лет надежда на хорошую работу, увы, становится практически нереальной. Таковы грустные реалии современного бизнеса.

Что же нам делать с нашей страдающей психикой? Как бы там ни было, надо стараться тяжелое состояние преодолеть. Здесь Вам помогут советы специалистов.

Самое главное - пишет психолог Ольга Федорченко, - необходимо уяснить, что очень часто мы больше всего боимся неизвестности. Поэтому скажите себе слова, которые говорил мудрый Ослик из всем известного мультфильма о Винни-Пуха: «Как-то обязательно будет, ведь еще никогда не бывало так, чтобы было никак».

Далее, совершенно точно можно утверждать, что ни завтра ни послезавтра Вы не умрете от голода, оставшись без копейки денег. Не верите? А разве в своей жизни Вы впервые в подобной ситуации? Разве раньше не бывало, что деньги у Вас заканчивались почти сразу же после зарплаты? Наверное, неоднократно. И каждый раз «как-то» случалось, что выход из совершенно безвыходной ситуации находился. Откройте глаза пошире и посмотрите вокруг: много ли у нас на улицах истощенных людей? Скорее наоборот, фирмы, рекламирующие товары для похудения, не жалуются на отсутствие клиентов.

Важно понять, что страх - это продукт Вашего воображения. Смело взгляните ему в лицо, распознайте его. И тогда обнаружите, что Вы с ним не одно и то же. Посмотрите на Ваши страхи, как на кадры из фильма, что быстро мелькают и тут же исчезают. То, что Вы видите, на самом деле не существует. Страх придет и уйдет, если Вы сами не будете его настойчиво задерживать.

Перестаньте прокручивать в уме удручающие подробности Вашего сегодняшнего бытия, перестаньте составлять сценарий нерадостного завтра и размышлять о том, что работу Вам найти не удастся, а если и удастся, то Вас на нее не возьмут, а если и возьмут, то обязательно попадется начальник-идиот, а если и не идиот, то обязательно Вас обманет, а если и не обманет, то зарплату затянет, а если и не затянет, то ее хватать не будет... И так все, вплоть до похорон, на которые никто не придет.

Попытайтесь забыть о неприятностях, плотно Вас «обсевших». Согласитесь, в конце концов, что Вам - не хуже всех, как Вы в это свято верили до сих пор. Есть крыша над головой, любимые и близкие, надежда на будущее, специальность, которая рано или поздно даст хороший доход, лук и морковка на грядке, «десятка» в заначке, руки, ноги, голова. В конце концов, если Вы читаете эти строки, значит у Вас есть и доступ в Интернет. А ведь это не так уж и мало!

А теперь попытайтесь пойти дальше. Систематизируйте свои дальнейшие действия. Для начала возьмите листок бумаги, ручку и попробуйте составить план первых шагов. Конкретно, скрупулезно, пункт за пунктом. Ни в коем случае не пишите: «В понедельник, такого-то числа, я начну новую жизнь и пойду искать работу». В понедельник эта расплывчатая фраза вызовет у Вас лишь приступ тоски и головную боль. Лучше написать примерно таким образом:

  1. Сейчас я займусь составлением резюме, уже завтра оно может мне пригодиться;
  2. Завтра в 9.00 я спущусь к газетному киоску и куплю как можно больше изданий по трудоустройству;
  3. Внимательно просмотрю газеты и журналы, отмечу подходящие вакансии;
  4. Сделаю звонки, в случае удачи - договорюсь о встрече;
  5. Попытаюсь выяснить, какие вакансии имеются в городской службе занятости;
  6. Попробую «выйти» на серьезное кадровое агентство;

На следующий день важно не засунуть этот план в долгий ящик, а постараться точно выполнить задуманное. В чем-то Вам обязательно повезет.

И еще - если появляется любая возможность, лучше долго не рассуждать. Сделайте хотя бы маленькие шажки к реализации Вашей цели и посмотрите, как будут развиваться события в дальнейшем. Если сразу пойдут сбои, отказы, ошибки - значит, это не Ваш путь, и судьба подсказывает Вам, чтобы Вы не направлялись в эту сторону. Если же Вы ничего не сделали, чтобы воспользоваться предоставленной возможностью, то можете обижаться только на самого себя, но никак не на судьбу. Она, может быть, давала Вам замечательный шанс, а Вы им не воспользовались.

И, пожалуйста, не делайте из себя мученика. Не говорите: «Я так устал! У меня нет сил терпеть и бороться». Мы способны вынести ровно столько, сколько взваливает на нас жизнь. И даже чуточку больше.

Джим Рон как-то сказал: «Вы - это те пять человек, с которыми вы проводите больше всего времени». Если это правда, то вам лучше обратить внимание на возможные вредные привычки людей, которые вам ближе всего. Имейте в виду: эти «инфекции» распространяются не только через физический контакт. Вы можете поймать их через социальные медиа и даже телевизор. Другими словами, пять человек, с которыми вы проводите больше всего времени, могут быть теми, с кем вы даже никогда не встречались: люди, чей «Инстаграм» вы пересматриваете чаще всего, или герои каких-либо программ, которые вы смотрите ежедневно. В любом случае, если любой из этих людей находится в вашем списке, попробуйте избавиться от него как можно быстрее, пока плохие качества не передались и вам.

Пессимист

Вы чувствуете, что день становится намного мрачнее, когда вы проводите время с этим человеком. Он имеет привычку видеть грязь вместо солнца и стремится, чтобы стакан всегда оставался полупустым в его доме. Его негатив заражает, поэтому постарайтесь избавиться от такого человека в своей жизни, пока плохое настроение не передалось и вам. Ведь человеку свойственно больше верить в плохое, чем хорошее.

Симптомами того, что вы проводите время с пессимистом, являются потеря хорошего настроения, неудовлетворенность повседневной жизнью, плаксивый голос и хронические жалобы.

Завистник

Они не могут помочь вам, но всегда хотят то, что уже есть у вас. Это может быть девушка, которая начинает рассказывать о прелестях одинокой жизни, как только у вас появляется бойфренд. Или же такие люди могут приуменьшать ваши успехи в работе. Хорошие друзья должны быть рады вашим успехам, но кто сказал, что завистники к ним относятся?

Симптомы наличия этого персонажа в вашей жизни: необычное недовольство и необоснованное чувство вины за все те вещи, которые раньше вызывали у вас благодарность.

Сплетник

Я не хочу сказать, то в сплетнях нет никакого удовлетворения (именно поэтому они и являются такими привлекательными для многих), но давайте разберемся: действительно ли вы хотите быть тем человеком, который обсуждает других за их спинами? Если ваш друг делает так постоянно - то это практически неизбежно. Он думает, что показывает других людей в плохом свете, но когда все закончится, то именно сплетник будет выглядеть ужасно в глазах других.

Симптомы того, что вы имеете дело со сплетником: увеличение количества несправедливых решений, которые вредят дружбе и нарушают доверие.

Жертва

«Горе мне!» - это мантра вашего друга. Он не ценит ваши советы, потому что, очевидно, нет ничего, что бы могло исправить ситуацию. Я имею в виду, что этот человек ведет себя так, будто бы во всех трагедиях в его жизни виноват кто-то другой. Естественно, ваш друг здесь ни при чем. Отличительная черта такого человека в том, что он будет жаловаться на все, даже если никаких явных причин для этого нет. Он будет обвинять в своих плохих отношениях с женой ее родителей и друзей, в том, что имеет плохую работу - ситуацию в стране или правительство, в своем одиночестве - плохих друзей, и в плохом здоровье - погоду за окном. Список можно продолжить, но я думаю, вы поняли идею. Но самое главное, жертва никогда даже не попытается ничего поменять, ведь с одной стороны, такой человек уверен, что от него ничего не зависит, а с другой - он больше не сможет быть жертвой.

Симптомы наличия жертвы в вашей жизни: вы вините в своих проблемах других людей, теряете навыки решения проблем и чувствуете, что потеряли мотивацию.

Предатель

Давайте будем реалистами: Цезарь, кажется, не был слишком удивлен, когда Брут подошел к нему с ножом. Вы знаете, каким друзьям можно доверять, а каким нет. Поэтому не дарите кому-нибудь свое доверие, если он его не заслуживает. Предатель только и ждет, когда вы будете относиться к нему с открытым сердцем, и, оставаясь с ним в дружеских отношениях, вы даете ему шанс на очередное предательство.

Симптомы развития отношений с предателем: повреждение репутации, снижение самооценки и возросшее желание схватиться за нож.

Даже зная, как эти люди действуют на вас, понимая, что они передают вам собственные плохие привычки, вы должны соблюдать осторожность, удаляя их из своей жизни. В конце концов, возможно, что ваша доброта будет иметь для них исцеляющий эффект. Это, конечно, еще не значит, что вы обязаны быть добрым с кем-то, пытаясь исправить этого человека. Это просто значит, что вы должны сделать все возможное, чтобы избежать дальнейшего ущерба с их стороны, когда вы имеете силу и возможность бороться с такими их проблемами.

С другой стороны, вы всегда можете избегать вышеописанных пяти типов людей, которые медленно разрушают вашу жизнь. Просто ограничьте их присутствие в вашей ежедневной жизни, постарайтесь не общаться с ними, не обращайте внимания на то, что они говорят. Не тусуйтесь с ними в одной компании, это нивелирует их влияние на вашу жизнь. Если же это токсичный человек, которого вы мало знаете, удалите его или ее полностью и без сожаления.


Д-р Трэвис Брэдберри
Соучредитель TalentSmart

Почему так непросто удержать хороших сотрудников? Если кому-то что-то не нравится в вашей компании, то первыми уходят ваши лучшие люди, ведь им есть, куда уходить. Разумеется, в компании должны быть свои правила, но это не обязательно должны быть унылые попытки навести порядок. Искушение вполне понятное. По мере роста моей компании возрастала и трудность поддержания стандартов. Было множество случаев, когда кто-то переступал черту, и у нас было сильное искушение отреагировать на это новым ограничением для всех сотрудников. Но именно на этом и прокалывается большинство компаний.

Буквально в каждом случае, при его более близком рассмотрении, мы осознавали, что введение в качестве ответной меры нового ограничения — это путь к ослаблению морального духа всего коллектива. В подавляющем большинстве случаев с каждой проблемой непосредственному начальнику нужно разбираться один на один.

Когда компании придумывают нелепые и деморализующие правила для всех сотрудников, чтобы остановить необъяснимое поведение лишь нескольких из них, это управленческая проблема. Нет никакого смысла портить отношения со всем персоналом из-за того, что вы не знаете, как управлять рабочей деятельностью. Это только усугубит положение.

Давайте рассмотрим несколько худших примеров правил, которые вводили компании, оказываясь в подобной ловушке, и подумаем, нет ли способа иначе решить проблему рабочей дисциплины.

Правило шести месяцев

В большинстве компаний сотрудники могут перейти на другую должность или на повышение не раньше, чем через шесть месяцев после назначения на текущую. Это правило вредит и компании, и сотрудникам, удерживая их на ролях, которые им не подходят. Такое могло бы сойти компании с рук в те годы, когда пошли на работу наши родители, но сегодня хорошие сотрудники скорее просто уйдут, чем будут терпеть, пока истечет какой-то формальный срок.

У руководителя должна быть свобода лично решать, когда тот или иной сотрудник готов идти на повышение или лучше проявит себя в другой роли.

Нелепые требования к явке на работу, уходу и отгулам

Сотрудникам платят деньги за выполняемую ими работу, а не за количество часов, которое они просиживают в офисе. Когда вы начинаете доставать сотрудников за пятиминутное опоздание, хотя они регулярно задерживаются допоздна и работают на выходных, вы тем самым показываете, что для вас важнее подчинение, а не эффективность работы. Все это попахивает отсутствием доверия к людям, а вам не следует брать на работу тех, кому вы не доверяете.

Когда компании проявляют излишнюю строгость в том, что касается предоставления документов об отгулах по болезни или из-за смерти родственника, это оставляет неприятный осадок в душе сотрудников, заслуживающих лучшего обращения. В конце концов, если у вас работают люди, способные соврать о смерти близкого человека ради отгула, как это характеризует вашу компанию?

Подавление самовыражения

Во многих компаниях существуют ограничения по обстановке рабочего места. Портрет Фабио в полный рост и с голым торсом? Понятно, это проблема. Но работодатели диктуют, сколько фотографий допустимо на рабочем месте, можно ли держать на столе чашку и т.п. И снова мы сталкиваемся со старым добрым подходом «Ах, если бы только я мог взять на работу роботов, мне не пришлось бы решать эту проблему».

Кто-то устанавливает дресс-код. Это хорошо для частных школ, но не на рабочем месте. Нанимайте профессионалов, и они будут одеваться профессионально. Когда кто-то выходит за установленные рамки, его руководитель должен уметь разбираться с этим напрямую. В противном случае, вы заставляете всех мечтать о новой работе из-за того, что руководство неспособно эффективно решать деликатные вопросы.

Ограничение доступа в интернет

Есть определенные сайты, на которые никто не должен заходить на работе, и я говорю не о Facebook. Но если вы блокируете порно-сайты и другие подобные вещи, вы вступаете на зыбкую почву самочинства, решая, где провести черту дозволенного. И большинство компаний проводят ее не там, где следует.

У людей должна быть возможность убивать свое свободное время в интернете. Когда компании безосновательно ограничивают доступ своих сотрудников в сеть, это не просто деморализует тех, кто не сможет вовремя проверить свою ленту в Facebook, это ограничивает способность сотрудников выполнять свою работу. В некоторых компаниях доступ в интернет ограничен настолько, что даже трудно провести онлайн-исследование. Самый очевидный пример? Проверить профиль в Facebook человека, который только что был у вас на интервью.

Принудительный рейтинг эффективности

К некоторым отдельным талантам можно применить кривую нормального распределения, но не к эффективности рабочей деятельности. Когда вы насильственно пытаетесь подогнать своих сотрудников к требованиям заранее установленной рейтинговой системы, вы тем самым: а) неправильно оцениваете эффективность их рабочей деятельности, б) заставляете их чувствовать себя не живыми людьми, а цифровыми устройствами; а также в) порождаете неуверенность и неудовлетворенность, когда сотрудники боятся, что их уволят из-за несоответствия навязанным критериям. Это еще один пример стратегии меньших усилий, которая избегает тяжелой и необходимой работы по объективной оценке каждого сотрудника в отдельности на основании его конкретных заслуг.

Запрет на пользование мобильными телефонами

Если запретить пользоваться мобильными телефонами в офисе, никто не будет тратить время, болтая и переписываясь со своей семьей и друзьями, не так ли? Да ладно. Организация должна приложить усилия, нанимая на работу людей, которые заслуживают доверия и не станут злоупотреблять своим положением. Необходимо также обучать менеджеров эффективно решать проблемы низкой производительности сотрудников и/или невыполнения ими рабочих обязательств (например, вследствие избыточной болтовни по телефону). Это, конечно, непростая работа, но оно того стоит. Легкая и предсказуемая альтернатива (запрет на использование телефонов) деморализует хороших сотрудников, которым может быть необходимо периодически созваниваться по семейным или медицинским вопросам или чтобы переключиться с работы на другие темы.

Кража бонусных миль у сотрудников

Если у частых изматывающих командировок и есть какие-то плюсы, то это дополнительные мили, которые начисляет авиакомпания. Когда работодатель не позволяет сотрудникам сохранять мили для личного пользования, это признак жадности компании, обида на которую будет расти с каждым новым перелетом. Для командировок люди жертвуют временем, энергией и душевным здоровьем. Отнимать заработанные мили – значит, показывать, что вы не цените эту жертву и будете цепляться за каждую копейку в их расходах.

Драконовские правила использования электронной почты

Вот новое решение, которое уже пошло по скользкой дорожке. В некоторых компаниях ограничения на пользование электронной почтой такие строгие, что сотрудники должны выбрать тему сообщения из списка разрешенных, прежде чем почтовая программа позволит им отправить сообщение.

Речь снова о доверии. Если вы не доверяете своим людям нормально пользоваться почтой, зачем вы их вообще наняли? В попытке приструнить плохишей, вы делаете несчастными всех сотрудников каждый раз, когда они пишут письмо. И знаете, что? Плохиши – это те, кто всегда найдут способ обойти все запреты, которые вы установите.

Ограничения на посещение туалета

Если вы собираетесь лимитировать количество походов в туалет, вы с таким же успехом можете открыто выразить свое сожаление, что ваши сотрудники – живые люди, а не команда роботов. Когда вы ограничиваете основные личные свободы сотрудников, подсчитывая, сколько раз они сходили в туалет, они начинают подсчитывать, сколько дней им осталось до ухода из вашей компании. А тот день, когда ваш начальник заставил вас принести справку от доктора, что вам необходимо дополнительное посещение туалета, — это день, когда пора искать другое место.

Все это жалкие попытки политической корректности. Устанавливать высокие стандарты для взаимоотношений между низкими людьми — это прекрасная идея для мира, переполненного враждебностью и дискриминацией. Тем не менее, работодатели должны чувствовать, где остановиться. Начинать охоту на ведьм из-за того, что сотрудник пожелал здоровья и благословения, когда кто-то чихнул (и это пример из жизни), — это создавать атмосферу паранойи и подавленного самовыражения, никак не улучшая взаимоотношения между сотрудниками.

Что в итоге?

Если компании смогут пересмотреть свои правила и отменить излишние или деморализующие, для всех нас работа станет более приятной и эффективной. Какие еще правила в компаниях вас бесят? Пишите в комментариях.

Другие материалы на эту тему

Три тысячи сотрудников Semco самостоятельно определяют продолжительность своего рабочего дня и размер зарплаты. Рабочие сами нанимают себе начальников - и сами оценивают их деятельность. По всей территории завода развешаны гамаки, чтобы люди могли вздремнуть в обеденный перерыв. Если офисный сотрудник вышел на работу в субботу, то в понедельник он может провести первую половину дня на пляже. На предприятии нет ни жесткой организационной структуры, ни пятилетних планов, ни свода корпоративных ценностей, ни дресс-кода. Нет даже зафиксированных на бумаге правил и программных меморандумов - за исключением напечатанной в виде комикса «Инструкции по выживанию» для новых сотрудников, в которой кратко рассказывается о необычных нравах, царящих в Semco. Работники сами избирают топ-менеджеров компании и инициируют большинство изменений в ее деятельности - в том числе выбор новых сфер бизнеса или отказ от прежних бизнес-направлений. При принятии решений у Рикардо Семлера только один голос - как и у каждого из трех тысяч сотрудников. По мнению Семлера, подобное самоуправление - это не какая-то мягкосердечная разновидность альтруизма, а наилучший способ построения компании, которая будет настолько гибкой и эластичной, что сможет процветать даже в неспокойные времена.