В детском саду закладываются основы выразительной речи, отрабатываются артикуляционные навыки, воспитывается умение слушать звучащую речь, развивается речевой слух и лексико-семантическая способность. Развитие этих навыков и способностей в определённой последовательности – важнейшая задача воспитателей детского сада в процессе речевых занятий. Остановлюсь на понятии «выразительность речи» в сопоставлении с понятием «выразительность чтения» . Свободная или спонтанная речь, которую мы произносим с целью сообщения, убеждения, всегда выразительна. Когда человек произносит речь в естественных условиях коммуникации, она характеризуется богатыми интонациями, ярко окрашена тембрально, насыщена выразительными конструкциями.

Необходимые средства речевой выразительности рождаются естественно и легко под влиянием эмоций и мотивации речи. Но тот, же самый человек, который только что страстно и ярко говорил в ситуации свободного общения, вдруг оказался перед микрофоном. Голос его стал тусклым, металлическим, напряжённым, интонации – унылыми, однообразными. То же происходит с голосом и речью ребёнка, поставленного в условия необходимости произносить монолог или читать наизусть в неестественных условиях учебной ситуации, когда им руководит не желание сообщить собеседнику что-то новое и интересное, а учебная необходимость.

Работа над выразительностью речи – комплексная работа. Если воспитатель детского сада во всех возрастных группах работает над развитием творческого воображения детей в определённой системе и осуществляет при этом индивидуальный подход, он в значительной мере подготавливает работу по выразительному чтению в младших классах школы. Воспитанное с раннего детства «чувство слова» , его эстетической сущности, выразительности – на всю жизнь делает человека эмоционально богатым, создаёт возможность получать эстетическое наслаждение от восприятия образного слова, речи, художественной литературы.

Выразительная речь поддерживает внимание и интерес у слушателя или читателя. Выделяется несколько условий, от которых зависит выразительность речи. Это самостоятельность мышления автора речи, его не равнодушие, интерес к тому, о чём он говорит или пишет, и к тем, для кого он говорит или пишет; хорошее знание языка, свойств и особенностей языковых стилей; сознательное намерение автора речи говорить и писать выразительно.

Выразительность разных стилей достигается не одними и теми же средствами – она специфична для каждого стиля. Для научно – учебного стиля речи характерна подчёркнутая логичность изложения. В речи широко употребляются термины, обозначающие научные понятия, а также слова, обозначающие переход к следующей части предложения, слова типа «поэтому, потому» , подчёркивающие причинно – следственные отношения. Для разговорного стиля характерно употребление эмоционально окрашенных языковых средств, оценочных слов и конструкций типа «Ой ли? Вот как!» Художественный стиль отличается образностью, эмоциональностью, неповторимостью и свежестью выражений, яркостью, зримостью описаний. Пример. «Как мама мне не поверила» . Мы с мамой ездили на покос. Вдруг я увидела медведя. Я как закричу: «Ой, медведь!» Ну, да, - удивилась мама. «Правда! Честное слово!» Тут медведь ещё раз показался из-за берёзы, и мама как крикнет: «Ой, правда, медведь!» Сравните. Мы с мамой ездили на покос. Вдруг я увидела медведя и закричала: «Мама медведь!» Мама мне не поверила. Я стала её убеждать. Тут медведь ещё раз вышел, и мама увидела его. Комментарий. Оба текста – разговорного стиля. Девочка делится своими переживаниями, стремится живо передать то, что с нею произошло. Первый из рассказов более выразительный и живой. Обо всём девочка «рассказывает с чувством» . Нам кажется, что этот случай только что произошёл.

Поговорим об интонационной окрашенности речи.

Интонация – это не только повышения и понижения тона, это также усиление и ослабление голоса, замедление и убыстрение темпа, различные изменения тембра, это перерывы в звучании речевого потока или паузы. Интонация, участвуя в построении высказываний и «наслаиваясь» на синтаксис и лексику, создаёт великолепные возможности выражения разнообразнейших, тонких и сложных оттенков смысла – логического, эмоционального, волевого, художественного. Интонация усиливает выразительность речи. Каждый писатель и поэт, создавая текст, слышит интонацию своей речи. Для понимания речи, теста, которое приближало бы читателя к писателю, к его художественному замыслу, требуется, в числе других условий, хорошее знание интонаций родного языка читателем. Нельзя «передать» слушателям богатство художественного текста, если «передающий» плохо владеет национальным богатством языка. К сожалению, многие воспитанники не приобретают настоящего вкуса к художественному слову – и одной из причин этого служит интонационная однотонность и не гибкость речи воспитателя.

Выразительность рождается таким подбором слов, предложений, интонаций, таким их применением, которые помогают разбудить не только логическую, но также эмоциональную, волевую, эстетическую области нашего сознания. Выразительная речь действует на наши чувства более сильно, чем обычная речь в процессе общения.

Интонационная выразительность. Для устной речи очень важным является правильное использование интонационных средств выразительности:

  1. Логическое ударение (выделение из фразы главных по смыслу слов или словосочетаний путём повышения или понижения голоса) .
  2. Пауза (временная остановка голоса в речи) .
  3. Мелодия (движения голоса по высоте и силе) .
  4. Темп (количество слов, произнесённых за определённую единицу времени) .
  5. Изменения громкости голоса.
  6. Тембр.

Интонация делает речь живой, эмоционально насыщенной, мысль выражается более полно, законченно.

Упражнения.

(Играет девочка, а не мальчик) .
Девочка играет в саду с куклой. (А не просто унесла её туда) .
Девочка играет в саду с куклой. (А не в парке, в лесу) .
Девочка играет в саду с куклой. (А не с другой игрушкой) .

2, Прочтите фразы, поочерёдно выделяя в каждой фразе отдельные слова голосом; проследите, как изменяется смысл фразы.

Шуба висела на вешалке.
Мальчик прочитал интересную книгу.
На нашей улице открылся кинотеатр.
Мама купила сыну новый велосипед.

3. Прочтите пословицы, поговорки, выделяя голосом главные по смыслу слова.

Всякому овощу своё время.
Мягко стелет, да жёстко спать.
Солнце сияет, а месяц только светит.
Нет лучше дружка, чем родная матушка.

Что написано пером, не вырубишь топором.

4. Прочтите вслух стихотворение или текст и выделите голосом главные по смыслу слова и словосочетания.

Белый снег пушистый в воздухе кружится
И на землю тихо падает, ложится.
И под утро снегом поле забелело,
Точно пеленою всё его одело.

Тёмный лес, что шапкой принакрылся чудной
И заснул под нею крепко, непробудно.
Стали дни коротки, солнце светит мало,
Вот пришли морозы и зима настала. (И. Суриков) .

5. Прочтите пословицы и поговорки, делая в нужных местах паузы.

За правое дело стой смело.
Жизнь дана на добрые дела.
Не верь началу, верь концу.
Куда иголка, туда и нитка.

Кудри завивай, да про дела не забывай.
Старый друг лучше новых двух.

6. Прочитайте вслух текст, выделяя в нужных местах паузы. При чтении текста выделяйте голосом главные по смыслу слова; следите за дыханием, своевременно на паузах добирайте воздух.

Мишка достал леденец, сунул в рот, а сахарницу хотел на место поставить. Взял её, а она прилипла к рукам – и бух на пол. Разбилась на две половинки. Сахар рассыпался. Мишка испугался: «Что теперь мама скажет?» Взял он две половинки и прислонил друг к дружке. Они ничего, держаться. Даже не заметно, что сахарница разбита. Он сложил сахар обратно, накрыл крышкой и осторожно поставил в буфет. (Н. Носов) .

7. Прочтите фразы, в зависимости, от текста повышая и понижая голос (с восходящей или с нисходящей мелодией) .

Книга издана в Москве?

Книга издана в Москве.

К концу года завод перевыполнил план.

Он почувствовал себя прекрасно!

Ты был в Севастополе?

Нет, я в Севастополе не был.

8. Прочтите скороговорки, меняя темп речи при их произнесении: медленно, умеренно, быстро.

Трое трубачей трубят в трубы.
Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей.
Дали Клаше кашу с простоквашей, ела Клаша кашу с простоквашей.

9. Прочтите скороговорки, меняя громкость голоса: шепотом, тихо, умеренно, громко.

Без дела жить – только небо коптить.
Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
Новых друзей наживай, а старых не теряй.
Счастье не в воздухе вьётся, а руками достаётся.

В качестве тренировочных упражнений используйте поэтические и прозаические тексты. При их чтении соблюдайте нормы литературного произношения, чёткость, ясность произнесения звуков и слов.

Материалы педсовета "Развитие выразительности речи у дошкольников". Педагогам предлагается участие в деловой игре по данной теме.

« Развитие выразительности речи у детей дошкольного возраста »

Цель: Повысить теоретический и практический уровень знаний педагогов о роли речевого развития дошкольников

Задачи:

    Привлечь внимание педагогов к проблеме развития речи детей с помощью выразительных средств

    Систематизировать знания педагогов об особенностях и условиях развития выразительности речи детей в ДОУ

    Проанализировать уровень организации работы по развитию выразительности речи в ДОУ

    Активизировать деятельность педагогов

Ход педсовета:

Доклад «Актуальность использования выразительных средств в речи детей и педагогов»

Современные дошкольные учреждения постоянно ищут новые гуманистические, личностно-ориентированные подходы к образованию. Сегодня многие педагоги озабочены поиском нетрадиционных путей в творческом взаимодействии с детьми.

Как научить ребенка всему, что ему пригодится в этой сложной современной жизни? Как воспитать и развить основные его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать? Всё это возможно только с помощью коммуникации, развития коммуникативных способностей детей и взрослых.

Коммуникативная система в речи является главенствующей, так как обслуживает общество и является общественным достоянием. В процессе коммуникации партнеры обмениваются сообщениями, содержащими для них нужную информацию. Владение выразительностью речи приобрело в наши дни глобальное значение - это основа взаимопонимания, как отдельных людей, так и целых народов. Это социальный заказ общества.

Серьезное внимание в контексте реализации программ нового поколения и решения задач коммуникативной компетентности уделяется активизации выразительности речи детей.

Наблюдения за работой педагогов нашего ДОУ подтвердил необходимость разработки проблемы выразительности речи различными средствами в двух взаимосвязанных направлениях:

    как проблемы эстетического и нравственного воспитания детей

    как проблемы речевого образования.

О формировании выразительности речи у дошкольников

Ещё в глубокой древности, до появления речи как средства общения, люди пытались передавать информацию с помощью криков, звуков различной высоты и силы, жестов и мимики. Даже ребёнок, который едва стоит на ногах, может о многом "рассказать": хорошо ли выспался? рад чему – либо? расстроен чем – то? Вспомните, с какой легкостью младенец угадывает голос матери среди других голосов, понимает, сердится она или довольна им.

Дело в том, что основным носителем смысла речи для маленького ребенка является не слово, а интонация и ритм, которые сопровождаются звуком. Если ребенок не слышит средств речевой выразительности, то он и не употребляет их при речевом общении.

Природа наградила нас прекрасной возможностью передавать свои чувства и настроение с помощью интонации. "Хотя письменное искусство и очень разнообразно грамматически, оно совершенно беспомощно, когда речь идёт об интонации. Так, например, «… есть пятьдесят способов сказать "да" и пятьсот способов сказать "нет", в то время как написать это слово можно только один раз". (Б. Шоу).

Интонационная выразительность речи включает следующие компоненты:

Темп – скорость речевого высказывания: ускорение или замедление речи в зависимости от содержания высказывания.

Пауза – временная остановка в речи. Логические паузы предают законченность отдельным мыслям, психологические – используются в качестве средства эмоционального воздействия на слушателей.

Логическое ударение – выделение голосом отдельных слов.

Фразовое ударение – выделение голосом группы слов.

Ритм – чередование ударных и безударных слогов, различных по длительности и силе произношения.

Тембр – эмоционально-экспрессивная окраска речи; с его помощью можно выражать радость, досаду, печаль и т. д.

Интонационная выразительность речи обеспечивается умением изменять голос, ускорять и замедлять темп речи, использовать паузы, выделять голосом отдельное слово или группу слов, предавать голосу эмоционально-экспрессивную окраску. С помощью интонации говорящий отражает своё отношение к высказываемой мысли, передает свои мысли, переживания, доводит свое высказывание до полной завершенности.

Говоря о воспитании выразительности речи, мы имеем в виду две стороны этого понятия:

    Естественная выразительность повседневной детской речи

    Произвольная осознанная выразительность при передаче заранее обдуманного текста.

Непринужденная речь ребенка всегда выразительна. В этом заключается сильная, яркая сторона детской речи. Эту выразительность нужно культивировать. Но когда отсутствует живой источник выразительности детской речи – непосредственное чувство, то заметно снижается и интонационная выразительность. Это проявляется тогда, когда детям приходится отвечать или рассказывать на занятии.

Следует постепенно и осторожно развивать у детей способность к произвольной выразительности, т. е. к выразительности возникающей в результате сознательного устремления, волевых усилий.

В процессе целенаправленного обучения у детей формируется выразительная речь. Она характеризуется такими качествами:

Средним темпом

Ритмичностью

Они могут выступать как постоянные, привычные качества, которые определяют в целом индивидуальность речи. В то же время темп речи и качество голоса должны быть достаточно подвижны и гибки, чтобы выражать отдельные состояния и чувства, т. е. нужно уметь говорить и шепотом, и громко, и медленно, и быстро…

Внимание к этим сторонам речи требуется на всех возрастных этапах.

Начиная с младшего возраста, педагог учит детей использовать качество голоса как средство выразительности не только в свободной речи, но и при передаче чужих мыслей, авторского текста. Необходимо учить детей говорить неторопливо, ритмично, останавливаться в конце фразы, заканчивая интонационно мысль. Выразительность возникает тогда, когда ребенок хочет передать в речи не только свои знания, но и отношения, эмоциональное состояние. Поэтому особая роль принадлежит созданию положительного эмоционального фона.

Выступление педагогов по проблеме.

    Развитие выразительности речи у детей с использованием устного народного творчества (в режимных моментах, в игровой деятельности и образовательной деятельности). Старикова О.А.

    Развитие выразительности речи у детей при чтении художественной литературы. Орлова Ю.П.

    Развитие выразительности речи посредством использования различных видов театрализованной деятельности. Никитина М.В. и Крючкова Е.И.

    Декламация как способ развития выразительности речи. Грекова З.С.

2. Результаты тематического контроля: Итоги смотра чтецов (ст. воспитатель Забуслаева О.В.)

Текст выступления:

Оценивались выступления по следующим критериям:

Мы побывали в 9 группах, везде чувствовалась подготовка к смотру чтецов. Но… не всегда было продумано, каким образом будет «обставлено» само действие «Смотра чтецов». Где будут стоять выступающие, куда они будут выходить, как и где будут располагаться зрители, слушатели. Не всегда была подготовлена педагогами атмосфера публичного выступления, не донесена детям важность и ответственность данного мероприятия. А ведь смотр для ребят мог бы стать своеобразной игрой в «Театр» или поэтический концерт. Ведь он проводился в первую очередь для детей, а не для гостей.

Выяснилось, что не все педагоги знают об определённых правилах чтения стихов: называть автора, название произведения, слушатели должны оценить и поощрить чтеца аплодисментами и т.д. Поэтому, методическая служба нашего сада решила подготовить для вас, коллеги, своеобразную памятку.

Еще хотелось бы отметить, что для смотра чтецов, на котором оценивается выразительность речи, в том числе умение ребёнка передать свои чувства, эмоции, необходимо подбирать более тщательно репертуар стихов: в соответствие с возрастом, конечно, но, главное, стихотворение должно находить отклик в душе ребёнка, оно должно быть им прочувствовано. Что, согласитесь, сложно сделать при чтении обучающего стиха о буквах или о геометрических фигурах.

Мы не может сравнивать выразительное чтение стихов детьми таких разных групп и по возрасту и по развитию. У нас, поэтому, проводился не конкурс, а именно, смотр в отдельно взятой группе. Педагоги и гости могли наглядно оценить уровень своих детей, их возможности на дальнейшую динамику и развитие. Некоторые педагоги отмечали успехи своих подопечных, которые совершали «маленькие подвиги» в преодолении себя. Каждому чтецу был вручен диплом, и это правильно, потому что они все приложили старание.

Спасибо всем педагогам за проделанную работу, надеюсь, что все погрешности и нюансы будут учтены и последующие смотры чтецов пройдут на более высоком уровне.

Логопедам предлагаем ознакомиться и применять в работе методику Лазаренко О.И. «Диагностика интонационной стороны речи».

Воспитателями почти всех групп была проведена работа с родителями по сочинению стихов в семейном кругу и оформлены чудесные стенгазеты с результатами творческого труда.

3. Деловая игра для педагогов.

Педагогам предлагается разделиться на 3 команды. За верный ответ и выполненное задание команда получает лепесток для ромашки (либо целый цветок).

    Теоретическая разминка.

1. Какие виды речи вы знаете?

2. Перечислите задачи по развитию речи детей дошкольного возраста.

3. Что такое диалог?

4. С помощью чего можно передавать в речи свои чувства и настроение?

5. Что такое монолог?

6. Как назвать особенность речи, привлекающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания, передающая чувства: радость, печаль, удивление и настроение.

7. Какие формы устного народного творчества могут помочь в развитии выразительности, образности речи дошкольников?

8. В каких видах деятельности детей осуществляется развитие речи?

9. Назовите типичные ошибки в речи педагога.

    «Как развивать выразительность речи ребёнка при чтении художественных произведений»

    «Домашний театр и главный артист в нём – Ваш ребёнок»

    Богатство русского языка на службе педагога.

    Подбери синонимы, скажи иначе.

    Объясни фразеологизм. (Фразеологизм - это крылатое выражение, которое употребляется в разговорной речи).

    Доскажи пословицу.

    Вызвать эмоциональный отклик у слушателей при чтении отрывка из художественного произведения

    Сочувствие, сопереживание, жалость.

    Восторг, радость.

    Нравственные чувства совестливости, осуждения проступка.

    Спеть песню «В лесу родилась ёлочка»:

    От лица лесорубов (злорадно).

    От лица лесных животных (грустно).

    От лица детей (радостно).

Награждение победителей – диски со сказками, они помогут развивать выразительность речи при прослушивании актёрского чтения сказок, например, перед сном.

    Подведение итогов. Принятие проекта решения педсовета.

    Продолжать работу по данной годовой задаче;

    Планировать работу по развитию выразительности речи;

    Соблюдать методику и алгоритм чтения стихов;

    Активно использовать методы и приемы формирования выразительности речи посредством театрализованной деятельности и сюжетно-ролевой игры;

    Педагогам соблюдать нормы русского языка.

7.Домашнее задание:

    В каждой возрастной группе провести сюжетно-ролевую игру (с 21.03.2016 -1.04.2016)

    Подготовиться к смотру атрибутов для сюжетно-ролевых игр (4.04.2016)

8.Рефлексия. Оценка своего участия в педсовете.

    Этот педсовет принёс пользу;

    Получили удовлетворение от такого рода деятельности;

    Почувствовали свой реальный вклад в общее дело;

    Педсовет помог задуматься над поставленными вопросами;

    Сумели посмотреть на себя со стороны, оценить свою деятельность, соотнести её с деятельностью коллег.

Список используемой литературы:

    Доронова Т.Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности // Ребенок в детском саду. – 2001. - №2.

    Зимина И.Театр и театрализованные игры в детском саду//Дошк.восп., 2005.-№4.

Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И. Воспитание ребенка-дошкольника.-М. 2004

    Маханева М.Театрализованная деят-сть дошкольников//Дошк.восп.–1999.- №11.

    Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду.-М.: Сфера, 2001.

Михайлова А.Я. Ребенок в мире театра: Методическое пособие по воспитанию зрительской культуры.-М., 2001.

5. Мигунова Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду

Великий Новгород,2006

6.Петрова Т.И. Театрализованные игры в детском саду. – М., 2000.

7..Рубенок Е. Игры-драматизации в воспитании дошкольника // Дошкольное воспитание. – 1983. - №12.

8. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников.- М.: Владос, 2001.

Просмотр содержимого презентации
«Педагогический совет - деловая игра»


Педагогический совет – деловая игра «Развитие выразительности речи у детей дошкольного возраста»


Цель: Повысить теоретический и практический уровень знаний педагогов о роли речевого развития дошкольников Задачи: 1. Привлечь внимание педагогов к проблеме развития речи детей с помощью выразительных средств 2. Систематизировать знания педагогов об особенностях и условиях развития выразительности речи детей в ДОУ 3. Проанализировать уровень организации работы по развитию выразительности речи в ДОУ 4. Активизировать деятельность педагогов


«Актуальность использования выразительных средств в речи детей и педагогов»


Что же это такое, интонационная выразительность речи?

Одна из основных функций речи - коммуникативная .

Интонационно выразительная речь - это эмоциональная речь.

Интонация позволяет говорящему выражать различные чувства.


Интонационная выразительность речи включает следующие компоненты:

Мелодика - чередование повышения и понижения голоса.

Темп - ускорение и замедление речи.

Ритм - представляет собой равномерное чередование ударных и безударных элементов речи.

Ударение - это выделение группы слов или главного по смыслу слова во фразе с помощью пауз, повышения голоса, большей напряженностью и долготой произношения.

Пауза - перерыв в звучании речи.


Выступления педагогов по проблеме.

  • Развитие выразительности речи у детей с использованием устного народного творчества (в режимных моментах, в игровой деятельности и образовательной деятельности).
  • Развитие выразительности речи у детей при чтении художественной литературы.
  • Развитие выразительности речи посредством использования различных видов театрализованной деятельности.
  • Декламация как способ развития выразительности речи.

Декламация - (от лат. declamatio упражнение в красноречии) выразительное чтение художественных произведений; искусство выразительного произнесения стихов и прозы.


Итоги смотра чтецов

Критерии оценки чтения стихов.

1. Выразительность и громкость прочтения.

2. Умение чувствовать красоту и выразительность языка произведения.

3. Соблюдение мелодико-интонационного и темпо-ритмического рисунка стихотворения.

4. Эмоциональность исполнения.

5. Умение интонацией, жестом, мимикой передать свое отношение к содержанию стихотворения.

6. Звукопроизносительные навыки.

Алгоритм прочтения стихотворения.


«Моя поэтическая семья»


Чудесные стенгазеты с результатами творческого труда родителей и детей:

«Моя поэтическая семья»


Деловая игра для педагогов.

1. Теоретическая разминка.

3. Богатство русского языка на службе педагога.

4. Вызвать эмоциональный отклик у слушателей при чтении отрывка из художественного произведения

5. Спеть песню «В лесу родилась ёлочка»:


Подведение итогов.

Принятие проекта решения педсовета:

  • Считать работу по формированию выразительности речи у дошкольников удовлетворительной;
  • Продолжать работу по данной годовой задаче;
  • Планировать работу по развитию выразительности речи;
  • Соблюдать методику и алгоритм чтения стихов;
  • Активно использовать методы и приемы формирования выразительности речи посредством театрализованной деятельности и сюжетно-ролевой игры;
  • Педагогам соблюдать нормы русского языка.

Тема следующего педсовета: «Формирование коммуникативных функций воспитанников через сюжетно-ролевую игру с использованием игровых технологий развития сюжета».

Домашнее задание:

  • В каждой возрастной группе провести сюжетно-ролевую игру
  • Подготовить консультации и рекомендации для родителей по данной теме
  • Подготовиться к смотру атрибутов для сюжетно-ролевых игр

Спасибо за внимание! Полёта души в Вашей творческой работе!

Презентация подготовлена

старшим воспитателем МАДОУ № 50 «Звёздочка»

Выразительность является важным качеством речи. Развитие ее проходит длинный и своеобразный путь. Речь маленького ребенка часто обладает яркой выразительностью. Она нередко изобилует итерациями (усиливающимися повторениями), инверсиями – нарушением обычного порядка слов, восклицательными оборотами, прерывистыми конструкциями, гиперболами и т.д., – словом, всеми стилистическими формами, которые выражают эмоциональность.

У маленького ребенка выразительные моменты, конечно, являются не стилистическими средствами или приемами, которые сознательно избираются и используются для того, чтобы произвести определенное эмоциональное впечатление; в них совершенно непроизвольно прорывается импульсивная эмоциональность ребенка; она беспрепятственно выражается в его речи, поскольку у него нет еще твердо установившихся правил связного построения, которые ограничивали бы ее выражение. Так, инверсия в речи ребенка собственно вовсе не является инверсией в том смысле, в каком она является таковой в речи взрослого. У взрослого выработался уже определенный порядок слов, принятый нормами грамматики, и инверсия означает изменение этого уже установившегося порядка для того, чтобы выделить, подчеркнуть определенное слово: это стилистический прием, основанный на знании или хотя бы чувстве того эффекта, который получается в результате такой инверсии, такого изменения установленного порядка. У дошкольника, собственно, еще нет твердо установленного, нормализированного порядка слов, который он сколько-нибудь сознательно изменил бы. Но простая эмоциональная значимость слов выдвигает одно слово, отодвигает другое, расставляет их по своему произволу, не ведая никаких канонов и потому, естественно, не считаясь с ними. Когда мы говорим об инверсии в речи ребенка, мы имеем, строго говоря, в виду то, что по сравнению с установившейся в языке обычной конструкцией нам представляется инверсией, не будучи собственно таковой для ребенка. То же в большей или меньшей мере применимо и ко всем другим выразительным моментам ранней детской речи, хотя, по-видимому, у некоторых детей чувствительность к эмоциональной выразительности речи начинает проявляться очень рано.

В дальнейшем, по мере того как импульсивность детской эмоциональности уменьшается, а речь детей, подчиняясь обычному, принятому в данном языке нормальному построению, становится более регламентированной, непроизвольная выразительность ее, естественно, снижается. Основанное же на знании выразительного эффекта той или иной конструкции умение сознательно придать своей речи выразительность является уже искусством, обычно еще не развитым у детей. В результате, когда первоначальная непроизвольная выразительность, часто встречающаяся в речи маленьких дошкольников, особенно младших, спадает, речь детей может стать – если над развитием ее выразительности специально не работать – крайне маловыразительной. Выразительная речь становится сугубо индивидуальной особенностью эмоциональных натур, особо чувствительных к выразительности слова.



Яркостью непроизвольной выразительности речи, встречающейся у совсем маленьких детей, с одной стороны, и беспомощностью детей сделать свою речь выразительной при помощи сознательно избранных речевых средств, с другой, объясняются расхождения по вопросу о выразительности детской речи – указания на ее выразительность у одних и утверждения других (начиная с Ж.-Ж. Руссо), что речь детей сугубо невыразительна.

Развитие речи, способной выразить эмоциональное отношение к тому, о чем идет речь, и оказать на другого эмоциональное воздействие, сознательно пользуясь выразительными средствами, требует большой культуры. Над развитием такой выразительной речи, в которой эмоциональность не прорывается, а выражается в соответствии с сознательными намерениями говорящего или пишущего, нужна тщательная работа. <…>

В наиболее обобщенной форме такая сознательная выразительность присуща художественной речи. Выразительные средства художественной речи складываются из различных элементов, среди которых особо важными являются: 1) выбор слов (лексика); 2) сочетаемость слов и предложений (фразеология и контекст); 3) структура речи, и в первую очередь порядок слов. Придавая слову эмоциональную окраску, эти элементы – в их совокупности – позволяют речи не только передать предметное содержание мысли, но выразить также отношение говорящего к предмету мысли и к собеседнику. В художественной речи особое значение приобретает, таким образом, не только открытый текст, но и гораздо более сложный и тонкий эмоциональный подтекст.

Не только самостоятельное сознательное использование выразительных средств речи, но и понимание их своеобразной и насыщенной семантики, определяющей эмоциональный подтекст речи (иногда не менее существенный, чем ее текст, выраженный логическим построением слов), является продуктом усвоения культуры.

Понимание и переживание эмоционального подтекста требует вдумчивого воспитания. Наибольшие трудности для понимания эмоциональный подтекст представляет в тех случаях, когда он отклоняется от открытого текста или даже противоречит ему. Именно так зачастую обстоит дело, например, с ироническими оборотами речи. Тонкая ирония Н.В.Гоголя, А.П.Чехова, языковое мастерство М.Е.Салтыкова нередко недостаточно понимаются школьниками. Экспериментальная работа, выполненная В.Е.Сыркиной, 152 использовавшей в целях исследования метод "режиссерских ремарок" и ряд других видов работы над текстом художественных произведений, показали наличие различных ступеней в развитии этого понимания. На первой ступени эмоциональный подтекст ускользает от школьника, слово берется исключительно в его непосредственном прямом значении. На более высокой ступени ученик уже чувствует расхождение между открытым текстом и эмоциональным подтекстом, но еще не умеет их согласовать, не улавливает правильного соотношения между ними. Наконец, при дальнейшем продвижении школьник постепенно начинает улавливать сущность эмоционального подтекста и благодаря этому приходит к более углубленному проникновению в основную мысль художественного произведения.

Весь ход развития понимания эмоционального подтекста – как он раскрылся в процессе работы с учащимися – с большой яркостью показал диалектическое единство между моментами переживания и понимания. Для того чтобы по-настоящему понять подтекст речи, надо его почувствовать, "сопережить". И вместе с тем, для того чтобы по-настоящему сопережить текст, надо его глубоко осмыслить. Так в плане конкретного экспериментального исследования вновь подтвердилось и по-новому раскрылось одно из основных наших положений о единстве переживания и сознания.

В речи человека обычно выявляется весь психологический облик личности. Такая существенная сторона, как степень и особенность общительности, которая лежит в основе многих классификаций характеров, непосредственно проявляется в речи. Показательно обычно бывает уже то, как человек завязывает разговор и как он его заканчивает; в темпах речи более или менее отчетливо выступает его темперамент, в ее интонационном, ритмическом, вообще экспрессивном рисунке – его эмоциональность, а в ее содержании просвечивают его духовный мир, его интересы, их направленность. <…>

Важным качеством детской речи является выразительность.

«Выразительность речи - умение внятно, убедительно и в то же время по возможности сжато выражать свои мысли и чувства; умение интонацией, выбором слов, построением предложений, подбором фактов, примеров действовать на слушателя и читателя», – писал Н. С. Рождественский (Рождественский Н. С. Речевое развитие младших школьников.– М.: Просвещение, 1970. – С. 10.)

Выразительностью речи называют такое ее качество, в котором выраженное суждение связано с отношением к нему говорящего. Выразительность речи основывается на осознанной передаче мысли.

В связи с воспитанием звуковой культуры речи следует говорить о фонетико-интонационном аспекте выразительности. Под интонацией понимается целый комплекс компонентов: ударение, мелодика, темп, ритм, сила, тембр. Интонационно-звуковая выразительность важна для связной речи. От того, как ребенок владеет произношением звуков и какие просодические единицы использует, будет зависеть стиль его связной речи.

Раннее восприятие ребенком слов осуществляется на основе ритмико-мелодической структуры. Н. X. Швачкин отмечал, что в начальный период развития речи «интонация, ритм и общий звуковой рисунок слова получают смысловую нагрузку».

По словам С. Л. Рубинштейна, речь маленького ребенка часто обладает яркой выразительностью, но она непроизвольна, неосознанна, выразительные моменты проявляются в качестве импульсивной эмоциональности. Чтобы добиться сознательной выразительности, необходима тщательная работа.

А. М. Леушина наметила три ступени в развитии выразительной речи. На ранних ступенях детства речь выполняет эмоциональную функцию. Эмоциональность речи является отражением отношения к миру, ребенок не контролирует ее.

По мере усвоения требований со стороны взрослых ребенок овладевает средствами интонационной выразительности и начинает сознательно пользоваться ими. Эта ступень не ограничена возрастом, она зависит от воспитателя.

Формирование выразительности речи дошкольников: общие требования

Вопрос о воспитании выразительности речи связан с общим процессом обучения. Чем богаче и выразительнее речь ребенка, тем глубже, шире и разнообразнее его отношение к содержанию речи. Выразительная речь дополняет и обогащает содержание речи дошкольника.

Интонация является средством эмоционально-волевого отношения говорящего к содержанию речи, обращенной к слушателям. Интонационная выразительность речи включает следующие компоненты.

Темп – скорость речевого высказывания: ускорение или замедление речи в зависимости от содержания высказывания.

Пауза – временная остановка в речи. Логические паузы предают законченность отдельным мыслям, психологические – используются в качестве средства эмоционального воздействия на слушателей.

Ритм – чередование ударных и безударных слогов, различных по длительности и силе произношения.

Тембр – эмоционально-экспрессивная окраска речи; с его помощью можно выражать радость, досаду, печаль и т.д.

Интонационная выразительность речи обеспечивается умением изменять голос, ускорять и замедлять темп речи, использовать паузы, выделять голосом отдельное слово или группу слов, предавать голосу эмоционально-экспрессивную окраску. С помощью интонации говорящий отражает своё отношение к высказываемой мысли, передает свои мысли, переживания, доводит свое высказывание до полной завершенности.

Говоря о воспитании выразительности речи, мы имеем в виду две стороны этого понятия:

    Естественная выразительность повседневной детской речи.

    Произвольная осознанная выразительность при передаче заранее обдуманного текста.

Непринужденная речь ребенка всегда выразительна. В этом заключается сильная, яркая сторона детской речи. Эту выразительность нужно культивировать. Но когда отсутствует живой источник выразительности детской речи – непосредственное чувство, то заметно снижается и интонационная выразительность. Это проявляется тогда, когда детям приходится отвечать или рассказывать на занятии.

Следует постепенно и осторожно развивать у детей способность к произвольной выразительности, т.е. к выразительности возникающей в результате сознательного устремления, волевых усилий.

В процессе целенаправленного обучения у детей формируется выразительная речь. Она характеризуется такими качествами:

    Средним темпом

    Ритмичностью

Они могут выступать как постоянные, привычные качества, которые определяют в целом индивидуальность речи. В то же время темп речи и качество голоса должны быть достаточно подвижны и гибки, чтобы выражать отдельные состояния и чувства, т.е. нужно уметь говорить и шёпотом, и громко, и медленно, и быстро… Внимание к этим сторонам речи требуется на всех возрастных этапах.

Начиная со старшей группы, педагог учит детей использовать качество голоса как средство выразительности не только в свободной речи, но и при передаче чужих мыслей, авторского текста. Необходимо учить детей говорить неторопливо, ритмично, останавливаться в конце фразы, заканчивая интонационно мысль. Выразительность возникает тогда, когда ребенок хочет передать в речи не только свои знания, но и отношения, эмоциональное состояние. Поэтому особая роль принадлежит созданию положительного эмоционального фона.

Решение этой задачи возможно посредством включения ребенка в театрализованную деятельность. Она помогает снять напряженность, зажатость мышц у детей, помогает научиться владеть своим телом, мимикой, голосом.

Работая с куклой – бибабо, говоря за нее, ребенок по-иному относится к собственной речи. Игрушка полностью подчинена воле ребенка и в то же время заставляет его определенным образом говорить и действовать.

Участие в инсценировках дает возможность перевоплощаться в различные образы и побуждает говорить свободно и выразительно, действовать раскованно. Для инсценировок необходима подготовительная работа, где в беседе выявляется, какие свойства характера присущи каждому персонажу, каковы должны быть его манера речи, мимика, жесты, походка.

В сюжетно-ролевых играх дети изображают мир взрослых, копируют их слова, интонацию, жесты.

Систему работы целесообразно дополнять занятиями логоритмикой, включающими в себя упражнения с быстрыми и медленными движениями, маршировкой, движениями под музыку, подвижными и речевыми играми, которые оказывают значительное воздействие на эмоциональную выразительность детей, на нормализацию темпа речи, воспитание ритма речи, развитие высоты и силы голоса, т.е. основных средств интонирования речи.

Произнесения скороговорок, приветствий, обращений, имен с разными эмоциями и интонациями также способствует развитию выразительности речи.