Муниципальное казенное специальное (коррекционное)

общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Краснинская специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

Виды ощущения.

подготовила

воспитатель

С. Красное

Значение ощущения в жизни человека.

Ощущение, как таковое - достаточно непростое психическое явление, каким кажется на первый взгляд. Несмотря на то, что это достаточно изученное явление, глобальность его роли в психологии деятельности и познавательных процессах человеком недооценена. Ощущения широко распространены в обычной жизни человека, и в непрерывном процессе познавательной деятельности для людей является обыденной первичной формой психологической связи организма со средой.

Частичное или полное отсутствие видов ощущения (зрение, слух, вкус, запах, осязание) у человека препятствует или тормозит его развитие. Ощущения оказывают огромное значение на формирование таких познавательных процессов как речь, мышление, воображение, память, внимание и восприятие, а так же на освоение деятельности, как специфического вида активности человека направленной на создание предметов материальной и духовной культуры, преобразование своих способностей, сохранение и совершенствование природы, и строительство общества.

В самом начале жизни у людей помимо физического развития, прежде всего, формируется речь, которая является основным средством человеческого общения. Без нее человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации, в частности такую, которая несет большую смысловую нагрузку или фиксирует в себе то, что невозможно воспринять с помощью органов чувств. Письменная речь чаще выступает как способ запоминания информации. Внешняя речь, играет в основном роль средства общения, а внутренняя средство мышления. Необходимо отметить и тот факт, что речь сужает границы выбираемого вида деятельности . Формирование же речи в свою очередь проблематично или даже невозможно без таких видов ощущения как зрение, слух, осязание.

Человек является органической частью природы и общества, он представляет собой достаточно сложный организм. Зарождение и развитие человеческого организма направленно, прежде всего, на формирование личности. Люди не рождаются личностями, а становятся ими в процессе развития. Структура личности включает в себя способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивацию, социальные установки. На формирование и развитие личности большое влияние оказывают познавательные процессы, деятельность, а также человеческие взаимоотношения . На приобретенные качества при формировании личности влияет образовательный процесс. Но как можно представить образовательный процесс без ощущений?

Жизненная роль ощущений состоит в том, чтобы своевременно и быстро доводить до центральной нервной системы, как главного органа управления деятельностью сведения о состоянии внешней и внутренней среды, наличии в ней биологически значимых факторов.

Жизнь каждого человека сложна и многогранна. Она раскрывается через целый ряд важных процессов. Их условно можно разделить на социальную и деловую активность индивида, культуру, медицину, спорт, общение, межличностные отношения, научную и исследовательскую деятельность , развлечение и отдых.

Полноценное протекание всех вышеперечисленных процессов проблематично, а порою даже невозможно представить без задействованности всех наших органов чувств. Поэтому необходимо оценить роль ощущений в жизни человека, так как иногда это знание помогает в организации благополучного существования личности в обществе, достижения успехов в деловой среде.

1. Понятие об ощущениях

В процессе познания окружающего мира, в психологии людей исследователи выделяют такое немаловажное явление в жизни каждого человека, как ощущение.

Ощущением называется простейший психический процесс отражения в коре головного мозга отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира, которые воздействуют на мозг, через соответствующие органы чувств. Так, глядя на какой-нибудь предмет, например стул, человек при помощи зрения определяет его цвет, форму, величину, посредством осязания узнает, что он твердый, гладкий, двигая его руками, убеждается в его тяжести. Все это - отдельные качества данного материального предмета, сведения о которых дают ощущения.

Способность ощущения - это единственное явление организма, под средством которого внешний мир проникает в человеческое сознание. При всей необходимости и значимости ощущения, дает возможность ориентации в окружающем мире.

Наши органы чувств являются продуктами длительной эволюции, поэтому они специализированы к отражению определенных видов энергии, определенных свойств предметов и явлений действительности, которые являются адекватными раздражителями для конкретных органов чувств. Свет, например, является адекватным раздражителем для глаза, а звук - для уха и т. д. Такая дифференцировка в области ощущений у человека связана с историческим развитием человеческого общества. Разнообразную информацию о состоянии внешней и внутренней среды, человеческий организм получает с помощью органов чувств, в виде ощущений. Ощущения считаются самыми простыми из всех психических явлений. Способность к ощущениям имеется у всех живых существ, обладающих нервной системой. Что же касается осознаваемых ощущений, то они есть только у живых существ, имеющих головной мозг и кору головного мозга. Это, в частности, доказывается тем, что при торможении деятельности высших отделов центральной нервной системы, временном отключении работы коры головного мозга естественным путем или с помощью биохимических препаратов человек утрачивает состояние сознания и вместе с ним способность иметь ощущения, то есть чувствовать, осознанно воспринимать мир. Такое происходит, во время сна, при наркозе, при болезненных нарушениях сознании.

Как мы видим, в процессе любой познавательной деятельности отправной точкой является ощущение.

2. Классификация ощущений

В настоящее время насчитывают около двух десятков различных анализаторских систем, отражающих воздействия внешней и внутренней среды на рецепторы. Классификация позволяет сгруппировать их в системы и представить связи взаимозависимости. Выделяют следующие основания классификации ощущений:

* по наличию или отсутствию непосредственного контакта с раздражителем, вызывающим ощущения;

* по месту расположения рецепторов;

* по времени возникновения в ходе эволюции;

* по модальности раздражителя.

По наличию или отсутствию непосредственного контакта с раздражителем, выделяют дискантную и контактную рецепцию. Зрение, слух, обоняние относятся к дискантной рецепции. Эти виды ощущений обеспечивают ориентировку в ближайшей среде. Вкусовые, болевые, тактильные ощущения - контактные.

По месту расположения рецепторов различают экстероцепцию, интероцепцию и проприоцепцию. Экстероцептивные ощущения возникают от раздражения рецепторов, расположенных на поверхности тела (зрительные, слуховые, тактильные и др.)

Интероцептивные ощущения возникают при раздражении рецепторов находящихся внутри организма (ощущение голода, жажды, тошноты). Проприоцептивные ощущения возникают при раздражении рецепторов, находящихся в мышцах и сухожилиях.

По модальности раздражителя ощущения делят на зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, тактильные, статические, кинестетические, температурные, болевые. Имеются ощущения, которые занимают промежуточное место между слуховыми и кожными - вибрационные ощущения.

Существуют своеобразные ощущения, лежащие в основе восприятия препятствий, не осознаваемые зрячими людьми, но свойственные слепым. Незрячие на расстоянии могут ощущать препятствие, причем тем яснее, чем препятствие массивнее. Установлено, что это происходит с помощью кожи лица и, прежде всего, лба. Предполагают, что это обостренные тепловые ощущения или ощущения локационные, которые отмечены у летучих мышей.

Надо отметить, что ощущения также очень сильно влияют на восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь, при отсутствии ощущений будут ограничены или невозможны другие познавательные процессы.

Восприятие не представляется без ощущений, так как оно происходит через воздействие наших органов чувств на предметы и явления объективного мира, вместе с процессами ощущения восприятие обеспечивает чувственную ориентировку в окружающем мире. Процесс восприятия протекает под воздействием практически всех ощущений. Это, например, может быть зрительное восприятие, под воздействием зрения формируются основные свойства образа, складывающиеся в процессе и результате восприятия - предметность (восприятие в форме отделенных друг от друга предметов), целостность (образ достраивается до некоторой целостной формы), константность (восприятие предметов относительно постоянными по форме, цвету и величине, ряду других параметров независимо отменяющихся физических условий восприятия) и категориальность (восприятие носит обобщенный характер).

Внимание также невозможно без органов чувств, так как оно организует многообразие ощущений. Внимание - это процесс сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой.

Память - это процессы воспроизведения, запоминания, сохранения и переработки человеком разнообразной информации. А информация, в свою очередь, как уже было сказано выше, поступает через органы чувств. Подумаем логически, как нам представится без ощущений возможность к запоминанию? На этот вопрос будет и соответствующий ответ.

Воображение - особая форма человеческой психики, состоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью. Это сложный процесс, который протекает в мышление под воздействием той информации, которая поступает в мозг из внешней среды через органы чувств и обрабатывается через восприятие, а также под воздействием тех образов, которые находятся в памяти человека.

Мышление - является познавательным высшим процессом. Оно представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразование человеком в действительности. Мышление можно также понимать как получение новых знаний творческое преобразование имеющихся представлений. На формирование и развитие мышления оказывает влияние новая информация и имеющиеся представления, которые поступают и формируются через ощущения.

Речь - это средство общения. Речь формируется под воздействием звуковых сигналов (фонем, морфем , слов, предложений, фраз), которыми обмениваются индивиды с помощью звуковых ощущений. Под воздействием полученных сигналов формируются активный и пассивный словарные запасы и навыки произношения.

Виды ощущения.

Все виды ощущений имеют общие свойства:

качество - это специфические особенности отличающие один вид ощущений от других (слуховые отличаются от других видов ощущений по высоте, тембру; зрительные по насыщенности и т. д.)

интенсивность определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора;

длительность (продолжительность) определяется временем действия раздражителя;

пространственная локализация - ощущение возникает спустя некоторое время, латентный период для разных видов не одинаков. Это сведения о расположении раздражителя в пространстве, которые дают нам дистантные рецепторы (слуховые, зрительные).

Основания по которым выделяются виды ощущений:

в связи с органами чувств выделяют зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые;

по расположению рецепторов выделяют:

интероцептивные ощущения - сигнализирующие о состоянии внутренних процессов организма /органические ощущения и ощущения боли. Они относятся к числу наименее осозноваемых и всегда сохраняют свою близость к эмоциональным состояниям.

экстероцептивные ощущения - рецепторы расположены на поверхности тела, дают информацию о свойствах внешней среды.

пропреоцитивные ощущения - рецепторы расположены в мышцах, связках. Они дают информацию о движении и положении нашего тела /ощущении равновесия, движения.

по контакту с раздражителем выделяют:

дистантные ощущения - слуховые, зрительные и т. д. Дают информацию о свойствах стимула без непосредственного контакта рецептора с самим предметом.

контактные ощущения - кожные, вкусовые, органические. Возникают при непосредственном воздействии рецептора с объектом.

по основанию генетической классификации выделяют:

протопатические ощущения - описаны английским неврологом Хэдом в 1918г. Под ними принято понимать более примитивные, аффективные , менее дифференцированные и локализованные, к которым относятся органические чувства голода, жажды и т. д.

эпикритические ощущения - наиболее высокий вид ощущений, которые не носят субъективный характер, отделены от эмоциональных состояний, отражают объективные предметы внешнего мира и стоят значительно ближе к сложным индивидуальным процессам.

выделяется особая группа неспецифических ощущений - у чел имеются рецепторы вибрации, которые особо развиты у слепых).

В зависимости от характера раздражителей, воздействующих на данный анализатор, и от характера возникающих при этом ощущений различают отдельные виды ощущений.

Прежде всего, следует выделить группу из пяти видов ощущений, которые являются отражением свойств предметов и явлений внешнего мира,- зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные и кожные. Вторую группу составляют три вида ощущений, отражающих состояние организма,- органические, ощущения равновесия, двигательные. Третью группу составляют два вида особых ощущений - осязательные и болевые, которые представляют собой либо комбинацию нескольких ощущений (осязательные.), либо ощущения различного происхождения (болевые).

Зрительные ощущения.

Зрительные ощущения - ощущения света и цвета - играют ведущую роль в познании человеком внешнего мира. Ученые установили, что от 80 до 90 процентов информации от окружающего мира поступает в мозг через зрительный анализатор, 80 процентов всех рабочих операций осуществляется под зрительным контролем. Благодаря зрительным ощущениям мы познаем форму и цвет предметов, их размеры, объем, удаленность. Зрительные ощущения помогают человеку ориентироваться в пространстве, координировать движения. С помощью зрения человек учится читать и писать. Книги, кино, театр, телевидение раскрывают нам весь мир. Недаром великий естествоиспытатель Гельмгольц считал, что из всех органов чувств человека глаз - наилучший дар и чудеснейшее произведение творческих сил природы.

Цвета, которые ощущает человек, делятся на ахроматические и хроматические. Ахроматические цвета - черный, белый и промежуточный между ними серый. Хроматические - все оттенки красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего, фиолетового. Белый цвет есть результат воздействия на глаз всех световых волн, входящих в состав спектра. Ахроматические цвета отражают палочки, которые расположены по краям сетчатки. Колбочки расположены в центре сетчатки. Они функционируют только при дневном свете и отражают хроматические цвета. Палочки функционируют в любое время суток. Поэтому ночью все предметы нам кажутся черными и серыми.

Цвет различно влияет на самочувствие и работоспособность человека. Установлено, например, что оптимальная окраска рабочего места может повысить производительность труда на 20- 25 процентов. Различно влияет цвет и на успешность учебной работы. Наиболее оптимальный цвет для окраски стен учебных помещений оранжево-желтый, создающий бодрое, приподнятое настроение, и зеленый, создающий ровное, спокойное настроение. Красный цвет возбуждает; темно-синий угнетает; и тот и другой утомляют глаза.

Чем меньше света, тем хуже видит человек. Поэтому, нельзя читать при плохом освещении. В сумерки необходимо раньше включать электрическое освещение, чтобы не вызывать излишнее напряжение в работе глаза, что может быть вредным для зрения, способствовать развитию близорукости у школьников.

О значении условий освещения в происхождении близорукости говорят специальные исследования: в школах, расположенных на широких улицах, близоруких обычно меньше, чем в школах, находящихся на узких улицах, застроенных домами. В школах, где отношение площади окон к площади пола в классах было равно 15 процентам, близоруких оказалось больше, чем к школах, где это отношение было равно 20 процентам.

Слуховые ощущения.

Слух, как и зрение, играет большую роль в жизни человека. От слуха зависит способность речевого общения. Слуховые общения имеют большое значение в жизни человека. Благодаря им человек слышит речь, имеет возможность общаться с другими людьми. При потере слуха люди обычно теряют способность говорить. Речь можно восстановить, но уже на основе мышечного контроля, который может заменить слуховой контроль. Слуховой анализатор человека может воспринимать звуковые волны с частотой отдоколебаний в секунду. Слуховые ощущения отражают: высоту звука, которая зависит от частоты колебания звуковых волн; громкость, которая зависит от амплитуды их колебаний; тембр звука - формы колебаний звуковых волн. Все слуховые ощущения можно свести к трем видам - речевые, музыкальные, шумы. Музыкальные это пение и звуки большинства музыкальных инструментов. Шумы - звук мотора, грохот движущего поезда, шум дождя и т. п. Слух к различению звуков речи называется фонема тическим. Он формируется прижизненно в зависимости от речевой среды. Музыкальный слух не в меньшей мере социален, чем речевой, он воспитывается и формируется, как и речевой. Сильные и продолжительные шумы, проходящие через орган слуха, вызывают у людей потерю нервной энергии, наносят ущерб сердечно-сосудистой системе, снижают внимание, понижают слух и работоспособность, приводят к нервным расстройствам. Отрицательно влияет шум на умственную деятельность, по этому осуществляются специальные меры по борьбе с ним.

Раздражителем для слухового анализатора являются звуковые волны - продольные колебания частиц воздуха, распространяющиеся во все стороны от источника звука. Когда воздушные колебания попадают в ухо, они вызывают колебания барабанной перепонки.

Мозговой конец слухового анализатора находится в височных долях коры. Слух, как и зрение, играет большую роль в жизни человека. От слуха зависит способность речевого общения. При потере слуха люди обычно теряют и способность говорить. Речь можно восстановить, но уже на основе мышечного контроля, который в данном случае заменит слуховой контроль. Это осуществляется путем специального обучения. Поэтому некоторые слепо-глухие владеют удовлетворительной разговорной речью, совершенно не слыша звуков.

К слуховым ощущениям примыкает вибрационная чувствительность. У них общая природа отражаемых физических явлений. Вибрационные ощущения отражают колебания упругой среды. Этот вид чувствительности образно называют "контактным слухом". Специальных вибрационных рецепторов / человека не обнаружено. В настоящее время считают, что отражать вибрации внешней и внутренней среды могут все ткани организма. У человека вибрационная чувствительность подчинена слуховой и зрительной.

Различают три характеристики слуховых ощущений. Слуховые ощущения отражают высоту звука, которая зависит от частоты колебаний звуковых волн, громкость, которая зависит от амплитуды их колебаний, и тембр - отражение формы колебаний звуковых волн. Тембр звука -это качество, которое отличает звуки, равные по высоте и громкости. Разными тембрами отличаются друг от друга голоса людей, звуки отдельных музыкальных инструментов.

Все слуховые ощущения можно свести к трем видам - речевые, музыкальные и шумы. Музыкальные звуки - пение и звуки большинства музыкальных инструментов. Примеры шумов - шум мотора, грохот движущегося поезда, треск пишущей машинки и т. п. В звуках речи сочетаются музыкальные звуки (гласные) и шум».(согласные).

У человека довольно быстро развивается фонематический слух на звуки родного языка. Чужой язык воспринимать труднее, так как каждый язык отличается своими фонематическими при знаками. Ухо многих иностранцев просто не различит слова «Пыл», «пыль», «пил» - слова для русского уха совсем несхожие. Житель Юго-Восточной Азии не услышит разницы в словах «сапоги» и «собаки».

Сильный и продолжительный шум вызывает у людей значительные потери нервной энергии, наносит ущерб сердечнососудистой системе - появляется рассеянность, понижается слух, работоспособность, наблюдаются нервные расстройства. Отрицательно влияет шум на умственную деятельность. Поэтому у нас в стране проводятся специальные мероприятия по борьбе с шумом. В частности, в ряде городов запрещено подавать без нужды автомобильные и железнодорожные сигналы, запрещено нарушать тишину после 11 часов вечера.

Вибрационные ощущения.

К слуховым ощущениям примыкает вибрационная чувствительность. У них общая природа отражаемых физических явлений. Вибрационные ощущения отражают колебания упругой среды. Специальных вибрационных рецепторов у человека не обнаружено. В настоящее время считают, что отражать вибрации внешней и внутренней среды могут все ткани организма. У человека вибрационная чувствительность подчинена слуховой и зрительной. Для глухих и слепоглухих вибрационная чувствительность компенсирует потерю слуха. На организм здорового человека непродолжительные вибрации оказывают тонизирующее влияние, но длительные и интенсивные вибрации утомляют и способны вызвать болезненные явления.

Вкусовые ощущения.

Вкусовые ощущения вызываются действием на вкусовые рецепторы веществ, растворенных в слюне или воде. Сухой кусок сахара, положенный на сухой язык, ни каких вкусовых ощущений не даст.

Вкусовыми рецепторами являются вкусовые почки, расположенные на поверхности языка, глотки и нёба. Их четыре вида; соответственно имеются четыре элементарных вкусовых ощущения: ощущение сладкого, кислого, соленого и горького: Разнообразие вкуса зависит от характера сочетания указанных качеств и от присоединения к вкусовым ощущениям обонятельных ощущений: соединяя в разной пропорции сахар, соль, хинин и щавелевую кислоту удалось смоделировать некоторые из вкусовых ощущений.

Обонятельные ощущения.

Это одно из наиболее древних, простых, но жизненно важных ощущений. Органами обоняния являются обонятельные клетки, расположенные в носовой полости. Раздражителями для обонятельного анализатора служат частицы пахучих веществ, которые попадают в носовую полость вместе с воздухом.

У современного человека обонятельные ощущения играют сравнительно незначительную роль. Но при поражении слуха и зрения обоняние наряду с другими оставшимися неповрежденными анализаторами приобретает особо важное значение. Слепо глухие пользуются обонянием, как зрячие пользуются зрением: определяют по запахам знакомые места и узнают знакомых людей.

Кожные ощущения.

Это наиболее широко представленный вид чувственности. Различают два вида кожных ощущений - тактильные (ощущения прикосновения) и температурные (ощущения тепла и холода). Соответственно на поверхности кожи имеются разные виды нервных окончаний, каждый из которых дает ощущение только прикосновения, только холода, только тепла. Чувствительность разных участков кожи к каждому из этих видов раздражений различна. Прикосновение больше всего ощущается на кончике языка и на кончиках пальцев; спина менее чувствительна к прикосновению. К воздействию тепла и холода наиболее чувствительна кожа тех частей тела, которые обычно прикрыты одеждой.

Своеобразный вид кожных ощущений - вибрационные ощущения, возникающие при воздействии на поверхность тела колебаний воздуха, производимых движущимися или колеблющимися телами. У нормально слышащих людей этот вид ощущений развит слабо. Однако при потере слуха, особенно у слепоглухих, этот вид ощущений заметно развивается и служит для ориентировки таких людей в окружающем мире. Посредством вибрационных ощущений они чувствуют музыку, даже узнают знакомые мелодии, чувствуют стук в дверь, переговариваются, выстукивая ногой азбуку Морзе и воспринимая сотрясения пола, на улице узнают о приближающемся транспорте и т, д.

Органические ощущения.

К органическим ощущениям относятся ощущения голода, жажды, сытости, тошноты, удушья и т. д. Соответствующие рецепторы находятся в стенках внутренних органов: пищевода, желудка, кишечника. При нормальной работе внутренних органов отдельные ощущения сливаются в одно ощущение, составляющее общее самочувствие человека.

Ощущения равновесия. Орган ощущения равновесия - вестибулярный аппарат внутреннего уха, дающий сигналы о движении и положении головы. Нормальная деятельность органов равновесия очень важна для человека. Например, при определении пригодности к специальности летчика, особенно летчика-космонавта, всегда проверяют деятельность органов равновесия. Органы равновесия тесно связаны с другими внутренними органами. При сильном перевозбуждении органов равновесия наблюдается тошнота и рвота (так называемая морская или воздушная болезнь). Однако при регулярной тренировке устойчивость органов равновесия значительно возрастает.

Двигательные ощущения.

Двигательные, или кинестетические, ощущения - это ощущения движения и положения частей тела. Рецепторы двигательного анализатора расположены в мышцах, связках, сухожилиях, суставных поверхностях. Двигательные ощущения сигнализируют о степени сокращения мышц и о положении частей нашего тела, о том, например, насколько согнута рука в плечевом, локтевом суставе и т. п.

Осязательные ощущения.

Осязательные ощущения представляют собой комбинацию, сочетание кожных и двигательных ощущений при ощупывании предметов, т. е. при прикосновении к ним движущейся руки. Осязание имеет большое значение в трудовой деятельности человека, особенно при выполнении трудовых операций, требующих большой точности. С помощью осязания ощупывания происходит познание маленьким ребенком мира. Это один из важных источников получения информации об окружающих его предметах.

У людей, лишенных зрения, осязание - одно из важнейших средств ориентировки и познания. В результате упражнений оно достигает большого совершенства. Такие люди могут ловко чистить картофель, вдевать нитку в иголку, заниматься лепкой несложным конструированием, даже шитьем.

Болевые ощущения .

Болевые ощущения имеют различную природу. Во-первых, существуют специальные рецепторы («точки боли»), расположенные на поверхности кожи и во внутренних органах и мышцах. Механическое повреждение кожи, мышц, заболевания внутренних органов дают ощущение боли. Во-вторых, ощущения боли возникают при действии сверхсильного раздражителя на любой анализатор. Ослепляющий свет, оглушающий звук, сильный холод или тепловое излучение, очень резкий за пах вызывают и болевое ощущение.

Болевые ощущения очень неприятны, но они наш надежный страж, предупреждающий нас об опасности, сигнализирующий о неблагополучии в организме. Если бы не боль, человек частой не замечал бы серьезного недомогания или опасных повреждений. Не даром древние греки говорили: «Боль - это сторожевой пес здоровья». Полная нечувствительность к боли - редка» аномалия, и она приносит человеку не радость, а серьезные неприятности.

Список использованной литературы

1. , Кондратьева: Учебник для индустр. - пед. техникумов. - М.: Высш. шк., 1989.

2. Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у человека. Введение в психологию. - М., 1974.

3. Лурия и восприятие.

4. Немов. Учеб. Для студентов высших, педагогических, учебных, заведений. В 2 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. - М.: Просвещение: Владос, 19с.

5. Общая психология под редакцией и других. М. Просвещение 1981.

6. Петровский в психологию. Москва 1995.

7. Психология и педагогика: Учебное пособие/, и др.; Отв. ред. канд. филос. наук, доцент. - М.: ИНФРА-М;

8. Психология и педагогика. Учеб. пособие для вузов. Составитель и ответственный редактор Радугин редактор Кротков, 19с.

9. Рубинштейн общей психологии. В2т. Т1. М. 1989.

10. Рудик. Учебник для учащихся техникумов физической культуры. М., "Физкультура и спорт", 1976.

11. Социальная психология. Краткий очерк. Под общей редакцией и. М., Политиздат,1975.

Которые проявляются в отражении отдельного свойства предметов. Сюда можно отнести разнообразные явления окружающего мира и внутренние состояния организма человека во время непосредственного воздействия материальных раздражителей на рецепторы. Виды ощущений помогут определить наиболее распространенные раздражители человека.

Роль ощущений в жизни

Роль ощущений в жизнедеятельности человека трудно переоценить, потому что они представляют собой уникальный источник всех знаний о мире. Люди ощущают окружающую действительность при помощи органов чувств, потому как они являются единственным каналам, по которому в человеческое сознание проникает внешний мир.

Разнообразные виды ощущений способны в той или иной степени отражать определенные свойства окружающей среды. Сюда можно отнести звуки, освещение, вкусовые качества и многие другие факторы, благодаря которым человек имеет возможность ориентироваться в окружающем мире.

Физиологическая основа ощущений - это нервные процессы, которые по своей природе появляются во время действия раздражителя на адекватный анализатор. Он, в свою очередь, состоит из рецепторов, нервных путей и центрального отдела. Тут происходит обработка разнообразных сигналов, которые поступают непосредственно от рецепторов в кору головного мозга. Можно с уверенностью сказать о том, что благодаря поступлению в мозг импульсов и раздражителей, человек может быстро реагировать и воспринимать различные виды ощущений.

Как возникают ощущения?

Ощущения человека возникают только в том случае, когда появляется определенный раздражитель. Стоит отметить, оказание определенного воздействия на рецептор, может привести к появлению раздражителя. Он преобразовывает все процессы в нервное возбуждение, которое передается в центральные части анализатора.

В этот момент человек может ощущать вкусовые качества, свет, а также многие другие факторы. В таком случае должна возникнуть ответная реакция организма на тот или иной раздражитель. Она передается от головного мозга к органам чувств при помощи центробежного нерва. Человек может перемещать собственный взгляд и выполнять многие другие действия ежесекундно, воспринимая раздражительные сигналы.

Основная классификация ощущений

Главная роль ощущений в жизни человека заключается в своевременном доведении до центральной нервной системы всех необходимых сведений. Можно выделить наиболее распространенную классификацию, в которой представлены виды ощущений.

Разновидности ощущений:

    Экстероцептивные: а) контактные - температурные, тактильные и вкусовые; б) дистантные - зрительные, слуховые и обонятельные.

    Проприоцептивные: а) мышечно-двигательные.

    Интероцептивные - они свидетельствуют о текущем состоянии всех внутренних органов.

Определенные ощущения способны отражать свойства предметов, явлений внешнего мира, отражающие состояние организма, осязательные, болевые, а также ощущения разнообразного происхождения. Именно благодаря таким возможностям человек может различать цвета и свет.

Вкусовые ощущения

Можно сказать с уверенностью, что вкусовые ощущения обуславливаются разнообразными свойствами окружающих вещей. Они не имеют полной или объективной классификации. Если брать во внимание основной комплекс ощущений, которые возникают по причине вкусовых веществ, то можно выделить несколько основных раздражителей - это кислые, соленые, сладкие и горькие продукты.

Вкусовые ощущения часто включают в себя обонятельные, а в некоторых случаях сюда можно отнести реакцию на давление, тепло, холод или боль. Если говорить про едкие, вяжущие, терпкие вкусовые качества, то они обусловлены целым комплексом различных ощущений. Благодаря сложному комплексу человек способен чувствовать вкус потребляемой еды.

Вкусовые рецепторы способны проявлять себя во время воздействия разных вкусовых областей. Получается, что отдельно взятое вещество обладает относительно небольшим молекулярным весом.

Значение свойств ощущений

Основные свойства ощущений должны сводиться к адаптации или приспособлениям разнообразных раздражителей. Все это происходит до того момента, пока реакция человека не будет равна минимальным показателям. Сюда можно отнести сенсибилизацию, контраст, а также взаимодействие с разными раздражителями.

Разновидности и свойства ощущений могут проявляться в разной степени, то есть зависят они от индивидуальных физических и биологических характеристик определенного субъекта. Но стоит отметить, что все перечисленные свойства является значимыми в области психологической точки зрения. Стоит отметить, что сенсибилизация и адаптация сегодня широко используются в психотерапии с целью развития способности каждого человека более ярко и эмоционально воспринимать различные позитивные элементы.

Экстероцептивные и тактильные ощущения

Все ощущения человека можно разделить на экстероцептивные и тактильные. Стоит отметить, что экстероцептивные ощущения дают для организма человека всю необходимую информацию, которая поступает исключительно из окружающей среды. В свою очередь, зрительный образ люди получают при помощи наличия достаточного количества клеток, которые носят названия "колобков" и "палочек".

"Палочки" помогают обеспечить достаточно хорошее зрение в сумерках, а "колобки" отвечают за цветовое зрение. Ухо может реагировать на колебания давления в атмосфере, которые воспринимаются в качестве звука.

Луковицы вкуса, которые находятся на сосочках языка, способны воспринимать несколько главных вкусов - кислый, соленый, сладкий и горький. Тактильные ощущения человека появляются во время взаимодействия любого механического раздражителя и рецепторов. Они находятся на коже пальцев, ладоней, губ и многих других органах.

Проприоцептивные ощущения предоставляют важную информацию о текущем состоянии мышц. Они способны быстро реагировать на степень сокращений и расслабление мышц. Стоит отметить, что проприоцептивные ощущения информируют человека о состоянии внутренних органов, его химическом составе, наличии биологических, полезных или вредных веществ.

Особенности болевых ощущений

Боль представляет собой важное биологически активное защитное приспособление. Оно возникает при помощи воздействия разрушительной силы раздражения. Стоит отметить, что болевые ощущения могут служить в качестве сигнализации о возможной опасности для организма человека. Чувствительность боли распределяется по поверхности кожи, а также во внутренних органах. Процесс распределения происходит частично и неравномерно.

Есть участки, где расположено небольшое количество болевых рецепторов. Были проведены экспериментальные исследования, которые предоставили возможность считать распределение болевых точек динамическим и подвижным. Болевые ощущения являются результатом воздействий, превышающих положенный предел интенсивности и частоты импульсов. Также все зависит от длительности определенного раздражителя.

По теории Фрея, различная болевая чувствительность имеет самостоятельный, периферический и центральный нервный аппарат.

Прикосновения и давление

Чувства и ощущения человека проявляются также в прикосновениях. Классическая теория кожной чувствительности говорит о том, что есть признание особенных чувствительных точек, которые характерны для каждого вида ощущений. В таком случае нет предположения про особенные рецепторные точки, которые необходимы для давления и прикосновения. Давление ощущается человеком в качестве сильного прикосновения.

Представленные характеризуются при помощи особенностей прикосновений и давления. Поэтому можно точно определить их место локализации, которое вырабатывается в результате опыта во время участия зрения и мышечных суставов. Стоит отметить, что большое количество рецепторов характеризуется быстрой адаптацией. Именно поэтому человек ощущает не только силовое давление, но и изменение в интенсивности.

Общепринятые характеристики ощущений

Стоит отметить, что интенсивность - это главная характеристика ощущений человека, которая определяется количеством и силой действующего раздражителя. Определенные органы чувств имеют особенную чувствительность к отображаемым явлениям. Чувствительность можно охарактеризовать в качестве порога ощущения.

Длительность ощущения представляет собой временную характеристику, которая может быть определена периодическими воздействиями раздражителя на длительность и интенсивность. Но стоит отметить, что при этом нужно учитывать и многие другие особенности. Во время воздействия раздражителя на любой орган чувств определенное ощущение может возникать не сразу, а спустя некоторое время. Это явление можно охарактеризовать как скрытое или латентное время ощущения.

Обонятельные ощущения

Ощущение запаха - это разновидность химической чувствительности. Стоит отметить, что у животных обоняние и вкус являются единым целым, они через определенный промежуток времени просто дифференцируются. Еще несколько лет назад было принято считать, что в жизни человека обоняние играет не особенно важную роль. Если смотреть с точки зрения познания внешнего мира, то зрение, слух и осязание находятся на первом месте и являются более важными.

Но стоит отметить, что запах оказывает непосредственное влияние на разнообразные функции вегетативной нервной системы. Также при помощи этого чувства можно создать положительный или отрицательный эмоциональный фон, который способен окрасить общее самочувствие человека.

Осязание

Во время осязания каждый человек познает материальный мир, совершает процесс движения, который может переходить и в сознательное целенаправленное ощупывание. Именно таким образом человек на практике имеет возможность познать любые предметы.

Ощущения прикосновения и давления - это типичные традиционные психофизиологические явления. Они связаны с порогами кожной чувствительности, поэтому играют только подчиненную роль в сознании человека, а также его объективной действительности. Органы ощущения - кожа, глаза, уши - позволяют человеку познавать мир в полной мере.

Ощущения - элементарный психический познавательный процесс непосредственного отражения отдельных признаков, свойств предметов и явлений при их воздействии на органы чувств. Ощущения есть элементарная основа всех познавательных процессов в целом, однако кроме познавательных процессов, выполняющая также регулятивную, коммуникативную и мотивационную функции.

Классификация ощущений:

1. Экстероцептивные - кожные, вкусовые;

2. Проприоцептивные - давления, растяжения в мышцах, связках, суставах.

3. Интероцептивные - болевые, температурные;

4. Специальные вибрационные и вестибулярные ощущения.

Свойства ощущений:

1. Качество - каждый вид ощущений имеет свои специфические особенности, отличающие его от других видов (слуховые ощущения характеризуются высотой, тембром, громкостью и др.)

2. Интенсивность - определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора.

3. Длительность - определяется функциональным состоянием органа чувств, временем действия раздражителя и его интенсивностью.

4. Пространственная локализация раздражителя.

Закономерности ощущений:

1. Ощущения специфичны и соответствуют морфофизиологической организации своих рецепторов, органов чувств. Специфичность органов чувств, рецепторов и их ощущений закономерно развиваясь под влиянием специфических раздражителей. При их отсутствии не только исчезают сами ощущения, но и сам орган чувств редуцируется (глаза крота).

2. Ощущения пространственно проецируется по месту действия раздражителя (укол пальца).

3. Адаптация ощущений: позитивная, негативная. Негативная адаптация возникает под влиянием сильных сверхпороговых раздражителей, которые действуют длительно и постоянно. Высшая степень адаптации этого вида может быть полная негативная адаптация, когда человек совершенно не ощущает действия раздражителя. Позитивная адаптация возникает под влиянием пороговых и подпороговых раздражителей.

4. Закон чувствительности, или порогов ощущений. Нижний абсолютный порог определяется наименьшей силой раздражителя, который вызывает первичные ощущения. Более слабое раздражение не вызывает ощущений и являются подпороговыми. Верхний абсолютный порог определяется наибольшей силой раздражителя, при котором еще возникает ощущение. При силе раздражителя большей величины верхний абсолютный порога могут возникнуть болевые ощущения, а сам орган чувств может разрушится.

5. Закон контраста ощущений. Интенсивность и качество ощущений зависит от предшествующих, последовательных и одновременных раздражителей (холодная и комнатной температуры вода).

6. Закон синестезии - проявляется в появлении на основе какого-либо анализаторов ощущений не специфичных для этого анализатора (цветовая музыка, теплый или холодный свет). Причина таких явлений во взаимодействии механизмов различных анализаторов во временных и нервных связях, а также анатомической близости анализаторов.

7. Закон компенсации ощущений определяет повышенные функции наличных ощущений, целостной сенсорной сферы в случае выпадения или торможения других ощущений этой сенсорной сферы (слепые лучше слышат).

Восприятие - познавательный психический процесс, состоящий в отражении предметов и явлений, в деятельности, в их целостности, в единстве их свойств. Восприятие возникают при непосредственной взаимодействии субъекта с окружающим миром. Результатом восприятия является целостные образы, которые у человека отличаются различной степенью структурности, константности, предметности и осмысленности. У человека восприятие может быть произвольным и осознанным.

Функции восприятия: ориентационная, коммуникативная, познавательная, регулятивная, деятельностная.

Свойства восприятия:

1. Объем - свойство, которое определяет возможность человека одновременно воспринимать инвидуально ограниченное количество единиц или объектов восприятия.

2. Целостность - наиболее раннее свойство, которое определяется объективной системной целостностью предмета и однородностью и пространств. ограниченностью, т. е. определенной формой.

3. Структурность - определяется 2 операциями: анализом и сравнением.

Это свойство формируется у детей в школьном возрасте в связи с развитием познавательной сферы.

4. Предметность - способность пространственного совмещения образа восприятия со своим предметом

5. Константность - способность адекватно воспринимать повторно и в измененных условиях один и тот же предмет, т. е. в разном положении в пространстве при разном освещении, а может быть и несколько измененный предмет, человек узнает как один и тот же при повторном восприятии.

6. Осмысленность, т. е. определение не только образа предмета или явления, но и смысла, назначения и других смысловых характеристик.

7. Апперцепция - основных установка, через который чел. воспринимает и понимает окружающий мир. Установка определяется рядом факторов: возрастным и личным опытом, особенностью познавательной сферы, профессиональным опытом, мотивационно-ценностной направленностью.

8. Транспозиция - перенос на разные объекты восприятия общего для них всех признака. Базируется на 3-х операциях: анализе, сравнении и обобщении.

9. Целенаправленность - свойство, определенное степенью развития сознания.

Классификация видов восприятия:

1. Простое восприятие - результат отражения одного анализатора и формирования одномодальных образов (зрительных, слуховых и т. д.)

2. Сложные - отражение образа одного объекта при взаимодействии различных анализаторов.

3. Специальные - восприятие пространства, времени, движения, человека человеком.

  • 8. Характер. Классификация черт характера. Типы характера. Акцентуация характера.
  • 9. Понятие направленности личности
  • 10. Потребности личности
  • 11. Мотивация и виды мотивационных состояний личности.
  • 12.Мотивация и мотивы.
  • 13. Способности. Виды способностей. Способности и задатки. Развитие способностей.
  • 14. Ощущение. Нейрофизиологические механизмы ощущений. Классификация ощущений. Закономерности ощущений. Особенности видов ощущений.
  • 15.Восприятие.Нейрофизиологические основы восприятия. Классификация восприятия. Общие закономерности восприятия. Индивидуальные различия в восприятии.
  • 16. Мышление. Классификация явлений мышления. Закономерности мышления. Структура мыслит. Деят-ти при решении нестандартных задач.
  • 17.Воображение. Нейрофизиологические основы воображения. Виды воображения.
  • 18. Память. Нейрофизиологические основы памяти. Классификация явлений памяти. Закономерности произвольного и непроизвольного запоминания.
  • 19.Эмоции.Физиологические основы эмоции и чувств.Свойства, виды и общие закономерности эмоций и чувств.Аффект как юридически значимая категория.
  • 20.Воля. Нейрофизиологические основы воли. Классификация волевых действий. Структура простого и сложного волевого действия.
  • 21. Понятие о деятельности и поведении. Ориентировочная основа деятельности. Навыки, умения и привычки.
  • 22. Псих. Состояния и их классификация. Характеристика видов псих. Состояний.
  • 24. Социум как фактор организации индивидуального поведения. Понятие и виды социальных общностей.
  • 25. Социально-психологическая организация больших и малых социальных групп.
  • 26. Психология межличностных отношений. Конфликты и их пре­одоление.
  • 27. Большие социальные группы. Психология массовидных явле­ний, массовой коммуникации.
  • 28. Психология социального управления.
  • 29. Предмет, методы, структура и задачи юридической психологии.
  • 30. Право как фактор социальной регуляции поведения личности.
  • 31. Правосознание и правоисполнительное поведение.
  • 32. Понятие личности преступника. Детерминация преступного поведения. Биосоциальные факторы в системе детерминации пре­ступного поведения.
  • 33. Типология личности преступника.
  • 34. Психология преступного деяния.
  • 36. Выявление мотивов преступления и анализ их информацион­ного содержания. Информационное содержание способа совершения деяния.
  • 37. Психология коммуникативной деятельности следователя.
  • 38. Психология обвиняемого, подозреваемого, потерпевшего и свидетелей.
  • 39. Психология деятельности прокурора в уголовном и граждан­ском судопроизводстве.
  • 40. Психология деятельности адвоката в уголовном и гражданском судопроизводстве.
  • 41. Психология осмотра места происшествия.
  • 42. Психология обыска и выемки.
  • 43. Психология допроса и очной ставки.
  • 44. Психология следственного эксперимента.
  • 45.Судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе.
  • 46.Психологические аспекты отдельных этапов уголовного судопроизводства.
  • 51. Диагностика изобличения ложных показаний.
  • 52. Приемы и критерии правомерного психического воздействия в уголовном судопроизводстве.
  • 53. Психологические аспекты наказания и исправления осужденных.
  • 56. Судебно-психологическая экспертиза в гражданском судопроизводстве
  • 14. Ощущение. Нейрофизиологические механизмы ощущений. Классификация ощущений. Закономерности ощущений. Особенности видов ощущений.

    1. Ощущение - психически и процесс непосредственного, чувственного отражения элементарных (физических и химических) свойств действительности; чувствительность человека к сенсорным воздей­ствиям среды. Вся сложная психическая деятельность человека бази­руется на ощущениях. Ощущение является элементарным, но базовым психическим процессом. Оно не пассивный отпечаток физических свойств действительности, а активный психический процесс взаимо­действия человека с миром.

    В ощущениях отражаются не только специфические свойства пред­метов и явлений, но и их интенсивность, продолжительность и про­странственная локализация. Ощущения человека взаимосвязаны, ас­социированы так же, как связаны между собой и различные свойства действительности.

    Процесс непрерывного приема и анализа информации о физико-химических характеристиках внешней среды и внутренних состояни­ях организма осуществляется посредством анализаторов. Информа­ция, получаемая анализаторами, называется сенсорной (от лат. sensus - чувство), а процесс ее приема и первичной переработки - сенсорной деятельностью.

    Каждый орган чувств (глаз, ухо, чувствительные клетки кожи, вку­совые сосочки языка) специализирован на приеме и переработке раз­личных специфических внешних воздействий.

    Основная часть каждого органа чувств, окончания чувствующего нерва, - рецепторы (от лат. receptor - принимающий). Они превращают энергию внешнего раздражителя в нервный импульс. Ощуще­ние - акт перехода внешнего воздействия и факт сознания.

    2. В зависимости от расположения рецепторов все ощущения де­лятся на три группы:

    ♦ к первой группе относятся ощущения, связанные с рецепторами, находящимися па поверхности тела, - зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и кожные; это экстерорецептивные ощу­щения;

    ♦ ко второй группе относятся интерорецептивные ощущения; они связаны с рецепторами, находящимися во внутренних органах (органические ощущения);

    ♦ к третьей группе относятся кинеетезнческие (двигательные) и статические ощущения, рецепторы которых находятся в мыш­цах, связках и вестибулярном аппарате; это - проприорецептивные ощущения (от лат. propnus - собственный), ощущения соб­ственных движений и пространственного положения тела.

    В зависимости от разновидности анализатора различаются следу­ющие виды ощущений: зрительные, слуховые, кожные, обонятельные, вкусовые, кинестезические, статические, вибрационные, органические, болевые.

    Ощущения подразделяются также на дистантные (отражение свойств удаленных объектов) и контактные.

    Общие психофизиологические закономерности ощущений

    Работа каждого анализатора имеет специфические закономерности. Наряду с этим все виды ощущении подчинены общим психофизиоло­гическим закономерностям. К ним относятся:

    ♦ пороги чувствительности;

    ♦ адаптация;

    ♦ сенсибилизация;

    ♦ контраст ощущений;

    ♦ синестезия.

    1. Пороги чувствительности - это ее предельные возможности. Диапазон пашей чувствительности ограничен нижним и верхним аб­солютными порогами:

    ♦ минимальная интенсивность раздражения, необходимая для воз­никновения едва заметного ощущения, называется абсолютным нижним порогом ощущения;

    верхний абсолютный порог ощущений - ото максимальная вели­чина раздражения, дальнейшее увеличение которой вызывает болевые ощущения или исчезновение ощущения.

    Наряду с абсолютной различается относительная чувствитель­ность - чувствительность к изменению интенсивности воздействия. Относительная чувствительность измеряется порогом различения (разно­стным порогом) -минимальным различием в силе двух однотипных раздражителе/!, необходимым для изменения интенсивности ощущения.

    Различается оперативные пороги ощущений - величина сигнала, при которой точность и скорость его различения достигают максиму­ма (эта величина на порядок больше, чем величина нижнего порога).

    2. Изменение чувствительности анализатора в результате его приспособления к силе по продолжительности действующего раздражителя называется адаптацией.

    Разные анализаторы имеют различные скорость и диапазон адаптации. Адаптация к одним раздражителям происходит быстрее, к дру­гим - медленнее: быстрее адаптируются обонятельные и тактильные анализаторы, медленнее - слуховой, вкусовой и зрительный анализаторы.

    3. Повышение чувствительности анализаторов под влиянием внут­ренних (психических) факторов называется сенсибилизацией.

    Сенсибилизация, обострение чувствительности, может быть вызвана:

    ♦ взаимодействием ощущений;

    ♦ физиологическими факторами;

    ♦ ожиданием того пли иного воздействия, его значимостью, специ­альной установкой па различение определенных раздражителей;

    ♦ упражнением, опытом.

    У людей, лишенных какого-либо вида чувствительности, этот недо­статок компенсируется (возмещается) за счет повышения чувствитель­ности других органов (например, повышение слуховой и обонятельной чувствительности у слепых). Это так называемая компенсаторная сен­сибилизация.

    Сильное возбуждение одних анализаторов понижает чувствитель­ность других. Это явление называется десенсибилизацией.

    4. Одно из проявлении взаимодействия ощущении - их контраст­ное взаимодействие. Контраст ощущений - повышение чувствительности к одним свой­ствам под влиянием других, противоположных свойств действитель­ности. Так, одна и та же фигура одного цвета на светлом фоне кажется серой, а на черном - белой.

    5. Синестезия (от греч. sinaisthcsis - совместное ощущение) - ас­социативное (фантомное) шюмодальное ощущение, сопутствующее реальному (вид желтого лимона вызывает ощущение кислого).

    Особенности отдельных видов ощущений

    1. Зрительные ощущения. Для возникновения зрительных ощуще­ний необходимо воздействие электромагнитных волн на зрительный рецептор- сетчатку глаза, скопление фоточувствительных нервных клеток, расположенных на дне глазного яблока.

    Ощущаемые человеком цвета делятся на хроматические и ахроматические - бесцветные (черный, белый и промежуточные оттенки серого цвета).

    Световые (электромагнитные) волны разной длины вызывают раз­ные цветовые ощущения. Цвет - это психическое явление, ощуще­ние человека, вызываемое различной длиной электромагнитных из­лучений.

    Существует трехкомпопеитпая теория цветового зрения, согласно которой все многообразие цветовых ощущений возникает в результа­те работы лить трех видов дветовоспринимнющпх рецепторов крас­ного, зеленого и синего.

    Для зрительного возбуждения характерна некоторая инертность. Это является причиной кратковременного (0,25 с) сохранения следа све­тового раздражения после прекращения воздействия раздражителя.

    Цвет каждого объекта характеризуется теми лучами светового спек­тра, которые объект отражает.

    2. Слуховые ощущения. Работа слухового анализатора не менее сложна и важна, чем работа зрительного анализатора. По этому кана­лу идет основной поток речевой информации.

    Слуховой анализатор чувствителен к высоте, силе и тембру звука.

    Человек не ощущает звуки низких частот (инфразвуки). Однако подпороговые низкочастотные звуки влияют на психическое состоя­ние человека.

    Звуки, лежащие за верхним порогом звуковой чувствительности (то есть свыше 20 тыс. Гц), называются ультразвуками. Животным дос­тупны ультразвуковые частоты в 60 и даже 100 тыс. Гц. В нашей речи обнаруживаются звуки до 140 тыс. Гц. Можно предположить, что они воспринимаются нами на подсознательном уровне и несут в себе эмо­циональную информацию.

    Интенсивность слухового ощущения - громкость - зависит от ин­тенсивности звука, то есть от амплитуды колебаний источника звука и от высоты звука.

    Кроме звуковысотной чувствительности существуют нижние и вер­хние пороги чувствительности к силе звука.

    Тактильные ощущения - ощущения прикосновения. Тактильные рецепторы наиболее многочисленны па кончиках пальцев и языка.

    Кинестетические (двигательные) ощущения, Наши движения свя­заны с кинестетическими ощущениями.

    Статическое ощущение - ощущение положения тела в пространстве относительно направления силы тяжести, ощущение равновесия. Рецеп­торы этих ощущений (гравнторепепторы) находятся во внутреннем ухе.

    Вибрационные ощущения возникают в результате отражения ко­лебаний от 15 до 1500 Гц в упругой среде. Эти колебания отражаются всеми частями тела. Вибрации для человека утомительны и даже бо­лезненны, многие из них недопустимы.

    Обонятельные ощущения возникают в результате раздражения ча­стицами пахучих веществ, находящихся в воздухе, слизистой оболоч­ки носовой полости, где находятся обонятельные клетки.

    Вкусовые ощущения. Все многообразие вкусовых ощущений состоит \ул комбинации четырех вкусов: горького, соленого, кислого и сладкого.

    Рецепторами вкусовых ощущений являются нервные окончания, расположенные на поверхности языка, - вкусовые сосочки. Они рас­положены на поверхности языка неравномерно.

    Температурные ощущения возникают от раздражения терморецеп­торов кожи. Существуют отдельные рецепторы для ощущения тепла и холода.

    Болевые ощущения вызываются механическими, температурными и химическими воздействиями, достигшими сверхпороговой интен­сивности.

    Органические ощущения - ощущения, связанные с интерорецепорами, расположенными во внутренних органах. К ним относятся ощущения сытости, голода, удушья, тошноты и др.

    4. Сенсорная организация личности. Присущие индивиду уровни развития отдельных видов его чувствительностн и особенности их си­стемного функционирования называются сенсорной организацией лич­ности. У каждого человека имеются анатомо-физиологические предпо­сылки (задатки) для развития определенных сенсорных способностей. Отдельные люди - экстрасенсы ~ обладают феноменальной чувстви­тельностью. С развитием сенсорной культуры личности связаны ее способности реагировать на гармонию красок, запахов и звуков.

    Потребность в гармонизированных сенсорных воздействиях - одна из основных потребностей человека. Длительная сенсорная депривация (лишение чувственных воздействий) вызывает у человека пси­хическое расстройство. Б постоянном потоке нервных импульсов, по­ступающих в мозг от органов чувств, осуществляется живая связь каждого человека с внешним миром.

    Физиологической основой ощущений является деятельность сложных комплексов анатомических структур, названых Павловым анализаторами, каждый анализатор состоит из 3х частей. 1. периферический отдел – рецепторы. Рецептор – воспринимающая часть анализатора, его основная функция заключается в трансформации внешней энергии в нервный импульс. 2. проводящие нервные пути – (центростремительные, центробежные, аферентные) 3.корковые отделы анализатора, в которых происходит переработка нервных импульсов приходящих из периферических отделов. Для возникновения ощущения необходимо задействовать всё составные части анализатора. Если разрушить любую из частей анализатора, возникновение ощущения становится невозможным (зрительное ощущение прекращается при повреждении глаза.) Анализатор- активный орган, который рефлекторно перестраивается под воздействием раздражителей, поэтому ощущение не является пассивным процессом, а всегда включает двигательные компоненты. Так, американский психолог Нефф, наблюдая с помощью микроскопа за участками кожи, убедился, что при раздражении их иглой, момент возникновения ощущения сопровождается рефлекторно-двигательной реакцией этого участка кожи.

    12 Классификация ощущений

    Существуют различные подходы к классификации ощущений.Издавна принято различать 5 основных видов (по количеству органов чувств): обаняние, вкус,осязание, зрение, слух. Данная классификация по своим основным модальностям является правильной, хотя не исчерпывающей. Например Ананьев говорил о 11 видах ощущений. Луриа считает, что классификация ощущений может быть проведена по крайне мере по двум основным принципам: систематическому, генетическому (по принципу модальности с одной стороны и по принципу сложности или уровню их строения с другой стороны). Систематическая классификация была предложена английским физиологам Шеррингтоном. СИСТЕМАТИЧЕСКАЯ Классификация основных видов ощущений Экстероцептивные – являются самой большой гр. ощущений. Они доводят до чел. информацию из внешнего мира и являются основной гр. ощущений, связывающих чел. с внешней средой. Всю гр. данных ощущений принято условно разделять на 2 подгр. контактные и дистантные. Контактные – вызываются непосредственно воздействием объекта на органы чувств. Контактными являются вкус, осязание. Дистантные – отражают качество объекта, который находится на определенном расстояние от органов чувств. К таким ощущениям следует относить слух, зрение. При этом следует отметить, что обоняние, по мнению многих авторов, занимает промежуточное положение м/д контактными и дистантными, поскольку формально обонятельное ощущение возникает на расстояние от предмета, но в то же время молекулы, характеризующие запах предмета, с которым происходит контакт обонятельного рецептора, несомненно принадлежат данному предмету. В этом заключается двойственность положения, которым отмечено обонятельное ощущение. Поскольку ощущение возникает в результате воздействия определенного физического раздражителя на соответствующий рецептор, то первичная классификация ощущений исходит, естественно, от рецептора, который дает ощущения данного качества или модальности. ИНТЕРОЦЕПТИВНЫЕ – органические (ощущение боли) - объединяют сигналы, доходящие до нас из внутренних процессов организма, возникают благодаря рецепторов, которые находятся на стенках желудка и кишечника, сердца и кровеносных сосудов, и других внутренних органов. Рецепторы, воспринимающие информацию о состоянии внутренних органов, называются внутренними рецепторами. ПРОПРИОЦЕПТИВНЫЕ – передают сигналы о положении тела в пространстве и составляют афферентную основу движений чел. Играют решающею роль в их регуляции. Описываемая группа ощущений включает в себя ощущуение равновесия (стоматические ощущения), движения (киностетические ощущения). Рецепторы данных ощущений находятся в мышцах, суставах, сухожилиях и называются тельцами Паччини . Периферические рецепторы данной гр. ощущений расположены в полукружных каналах внутреннего уха, которые отвечают за равновесие. Помимо систематической, есть генетическая классификация . Ее предложил английский невропатолог Хед. Генетическая классификация позволяет выделить 2 вида чувствительности: протатапическая – к которой относятся органические чувства: жажда, голод и т.д. эпикритическая – основные виды ощущений.