• Tutorial

Доброго времени суток!

Хочу собрать всю самую необходимую теорию по тестирвоанию, которую спрашивают на собеседованиях у trainee, junior и немножко middle. Собственно, я собрал уже не мало. Цель сего поста в том, чтобы сообща добавить упущенное и исправить/перефразировать/добавить/сделатьЧтоТоЕщё с тем, что уже есть, чтобы стало хорошо и можно было взять всё это и повторить перед очередным собеседованием про всяк случай. Вообщем, коллеги, прошу под кат, кому почерпнуть что-то новое, кому систематизировать старое, а кому внести свою лепту.

В итоге должна получиться исчерпывающая шпаргалка, которую нужно перечитать по дороге на собеседование.

Всё ниже перечисленное не выдумано мной лично, а взято с разных источников, где мне лично формулировка и определение понравилось больше. В конце список источников.

В теме: определение тестирования, качество, верификация / валидация, цели, этапы, тест план, пункты тест плана, тест дизайн, техники тест дизайна, traceability matrix, tets case, чек-лист, дефект, error/deffect/failure, баг репорт, severity vs priority, уровни тестирования, виды / типы, подходы к интеграционному тестированию, принципы тестирования, статическое и динамическое тестирование, исследовательское / ad-hoc тестирование, требования, жизненный цикл бага, стадии разработки ПО, decision table, qa/qc/test engineer, диаграмма связей.

Поехали!

Тестирование программного обеспечения - проверка соответствия между реальным и ожидаемым поведением программы, осуществляемая на конечном наборе тестов, выбранном определенным образом. В более широком смысле, тестирование - это одна из техник контроля качества, включающая в себя активности по планированию работ (Test Management), проектированию тестов (Test Design), выполнению тестирования (Test Execution) и анализу полученных результатов (Test Analysis).

Качество программного обеспечения (Software Quality) - это совокупность характеристик программного обеспечения, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности.

Верификация (verification) - это процесс оценки системы или её компонентов с целью определения удовлетворяют ли результаты текущего этапа разработки условиям, сформированным в начале этого этапа. Т.е. выполняются ли наши цели, сроки, задачи по разработке проекта, определенные в начале текущей фазы.
Валидация (validation) - это определение соответствия разрабатываемого ПО ожиданиям и потребностям пользователя, требованиям к системе .
Также можно встретить иную интерпритацию:
Процесс оценки соответствия продукта явным требованиям (спецификациям) и есть верификация (verification), в то же время оценка соответствия продукта ожиданиям и требованиям пользователей - есть валидация (validation). Также часто можно встретить следующее определение этих понятий:
Validation - ’is this the right specification?’.
Verification - ’is the system correct to specification?’.

Цели тестирвоания
Повысить вероятность того, что приложение, предназначенное для тестирования, будет работать правильно при любых обстоятельствах.
Повысить вероятность того, что приложение, предназначенное для тестирования, будет соответствовать всем описанным требованиям.
Предоставление актуальной информации о состоянии продукта на данный момент.

Этапы тестирования:
1. Анализ
2. Разработка стратегии тестирования
и планирование процедур контроля качества
3. Работа с требованиями
4. Создание тестовой документации
5. Тестирование прототипа
6. Основное тестирование
7. Стабилизация
8. Эксплуатация

Тест план (Test Plan) - это документ, описывающий весь объем работ по тестированию, начиная с описания объекта, стратегии, расписания, критериев начала и окончания тестирования, до необходимого в процессе работы оборудования, специальных знаний, а также оценки рисков с вариантами их разрешения.
Отвечает на вопросы:
Что надо тестировать?
Что будете тестировать?
Как будете тестировать?
Когда будете тестировать?
Критерии начала тестирования.
Критерии окончания тестирования.

Основные пункты тест плана
В стандарте IEEE 829 перечислены пункты, из которых должен (пусть - может) состоять тест-план:
a) Test plan identifier;
b) Introduction;
c) Test items;
d) Features to be tested;
e) Features not to be tested;
f) Approach;
g) Item pass/fail criteria;
h) Suspension criteria and resumption requirements;
i) Test deliverables;
j) Testing tasks;
k) Environmental needs;
l) Responsibilities;
m) StafÞng and training needs;
n) Schedule;
o) Risks and contingencies;
p) Approvals.

Тест дизайн - это этап процесса тестирования ПО, на котором проектируются и создаются тестовые случаи (тест кейсы), в соответствии с определёнными ранее критериями качества и целями тестирования.
Роли, ответственные за тест дизайн:
Тест аналитик - определяет «ЧТО тестировать?»
Тест дизайнер - определяет «КАК тестировать?»

Техники тест дизайна

Эквивалентное Разделение (Equivalence Partitioning - EP) . Как пример, у вас есть диапазон допустимых значений от 1 до 10, вы должны выбрать одно верное значение внутри интервала, скажем, 5, и одно неверное значение вне интервала - 0.

Анализ Граничных Значений (Boundary Value Analysis - BVA) . Если взять пример выше, в качестве значений для позитивного тестирования выберем минимальную и максимальную границы (1 и 10), и значения больше и меньше границ (0 и 11). Анализ Граничный значений может быть применен к полям, записям, файлам, или к любого рода сущностям имеющим ограничения.

Причина / Следствие (Cause/Effect - CE) . Это, как правило, ввод комбинаций условий (причин), для получения ответа от системы (Следствие). Например, вы проверяете возможность добавлять клиента, используя определенную экранную форму. Для этого вам необходимо будет ввести несколько полей, таких как «Имя», «Адрес», «Номер Телефона» а затем, нажать кнопку «Добавить» - эта «Причина». После нажатия кнопки «Добавить», система добавляет клиента в базу данных и показывает его номер на экране - это «Следствие».

Исчерпывающее тестирование (Exhaustive Testing - ET) - это крайний случай. В пределах этой техники вы должны проверить все возможные комбинации входных значений, и в принципе, это должно найти все проблемы. На практике применение этого метода не представляется возможным, из-за огромного количества входных значений.

Traceability matrix - Матрица соответствия требований - это двумерная таблица, содержащая соответсвие функциональных требований (functional requirements) продукта и подготовленных тестовых сценариев (test cases). В заголовках колонок таблицы расположены требования, а в заголовках строк - тестовые сценарии. На пересечении - отметка, означающая, что требование текущей колонки покрыто тестовым сценарием текущей строки.
Матрица соответсвия требований используется QA-инженерами для валидации покрытия продукта тестами. МСТ является неотъемлемой частью тест-плана.

Тестовый случай (Test Case) - это артефакт, описывающий совокупность шагов, конкретных условий и параметров, необходимых для проверки реализации тестируемой функции или её части.
Пример:
Action Expected Result Test Result
(passed/failed/blocked)
Open page «login» Login page is opened Passed

Каждый тест кейс должен иметь 3 части:
PreConditions Список действий, которые приводят систему к состоянию пригодному для проведения основной проверки. Либо список условий, выполнение которых говорит о том, что система находится в пригодном для проведения основного теста состояния.
Test Case Description Список действий, переводящих систему из одного состояния в другое, для получения результата, на основании которого можно сделать вывод о удовлетворении реализации, поставленным требованиям
PostConditions Список действий, переводящих систему в первоначальное состояние (состояние до проведения теста - initial state)
Виды Тестовых Случаев:
Тест кейсы разделяются по ожидаемому результату на позитивные и негативные:
Позитивный тест кейс использует только корректные данные и проверяет, что приложение правильно выполнило вызываемую функцию.
Негативный тест кейс оперирует как корректными так и некорректными данными (минимум 1 некорректный параметр) и ставит целью проверку исключительных ситуаций (срабатывание валидаторов), а также проверяет, что вызываемая приложением функция не выполняется при срабатывании валидатора.

Чек-лист (check list) - это документ, описывающий что должно быть протестировано. При этом чек-лист может быть абсолютно разного уровня детализации. На сколько детальным будет чек-лист зависит от требований к отчетности, уровня знания продукта сотрудниками и сложности продукта.
Как правило, чек-лист содержит только действия (шаги), без ожидаемого результата. Чек-лист менее формализован чем тестовый сценарий. Его уместно использовать тогда, когда тестовые сценарии будут избыточны. Также чек-лист ассоциируются с гибкими подходами в тестировании.

Дефект (он же баг) - это несоответствие фактического результата выполнения программы ожидаемому результату. Дефекты обнаруживаются на этапе тестирования программного обеспечения (ПО), когда тестировщик проводит сравнение полученных результатов работы программы (компонента или дизайна) с ожидаемым результатом, описанным в спецификации требований.

Error - ошибка пользователя, то есть он пытается использовать программу иным способом.
Пример - вводит буквы в поля, где требуется вводить цифры (возраст, количество товара и т.п.).
В качественной программе предусмотрены такие ситуации и выдаются сообщение об ошибке (error message), с красным крестиком которые.
Bug (defect) - ошибка программиста (или дизайнера или ещё кого, кто принимает участие в разработке), то есть когда в программе, что-то идёт не так как планировалось и программа выходит из-под контроля. Например, когда никак не контроллируется ввод пользователя, в результате неверные данные вызывают краши или иные «радости» в работе программы. Либо внутри программа построена так, что изначально не соответствует тому, что от неё ожидается.
Failure - сбой (причём не обязательно аппаратный) в работе компонента, всей программы или системы. То есть, существуют такие дефекты, которые приводят к сбоям (A defect caused the failure) и существуют такие, которые не приводят. UI-дефекты например. Но аппаратный сбой, никак не связанный с software, тоже является failure.

Баг Репорт (Bug Report) - это документ, описывающий ситуацию или последовательность действий приведшую к некорректной работе объекта тестирования, с указанием причин и ожидаемого результата.
Шапка
Короткое описание (Summary) Короткое описание проблемы, явно указывающее на причину и тип ошибочной ситуации.
Проект (Project) Название тестируемого проекта
Компонент приложения (Component) Название части или функции тестируемого продукта
Номер версии (Version) Версия на которой была найдена ошибка
Серьезность (Severity) Наиболее распространена пятиуровневая система градации серьезности дефекта:
S1 Блокирующий (Blocker)
S2 Критический (Critical)
S3 Значительный (Major)
S4 Незначительный (Minor)
S5 Тривиальный (Trivial)
Приоритет (Priority) Приоритет дефекта:
P1 Высокий (High)
P2 Средний (Medium)
P3 Низкий (Low)
Статус (Status) Статус бага. Зависит от используемой процедуры и жизненного цикла бага (bug workflow and life cycle)

Автор (Author) Создатель баг репорта
Назначен на (Assigned To) Имя сотрудника, назначенного на решение проблемы
Окружение
ОС / Сервис Пак и т.д. / Браузера + версия /… Информация об окружении, на котором был найден баг: операционная система, сервис пак, для WEB тестирования - имя и версия браузера и т.д.

Описание
Шаги воспроизведения (Steps to Reproduce) Шаги, по которым можно легко воспроизвести ситуацию, приведшую к ошибке.
Фактический Результат (Result) Результат, полученный после прохождения шагов к воспроизведению
Ожидаемый результат (Expected Result) Ожидаемый правильный результат
Дополнения
Прикрепленный файл (Attachment) Файл с логами, скриншот или любой другой документ, который может помочь прояснить причину ошибки или указать на способ решения проблемы.

Severity vs Priority
Серьезность (Severity) - это атрибут, характеризующий влияние дефекта на работоспособность приложения.
Приоритет (Priority) - это атрибут, указывающий на очередность выполнения задачи или устранения дефекта. Можно сказать, что это инструмент менеджера по планированию работ. Чем выше приоритет, тем быстрее нужно исправить дефект.
Severity выставляется тестировщиком
Priority - менеджером, тимлидом или заказчиком

Градация Серьезности дефекта (Severity)

S1 Блокирующая (Blocker)
Блокирующая ошибка, приводящая приложение в нерабочее состояние, в результате которого дальнейшая работа с тестируемой системой или ее ключевыми функциями становится невозможна. Решение проблемы необходимо для дальнейшего функционирования системы.

S2 Критическая (Critical)
Критическая ошибка, неправильно работающая ключевая бизнес логика, дыра в системе безопасности, проблема, приведшая к временному падению сервера или приводящая в нерабочее состояние некоторую часть системы, без возможности решения проблемы, используя другие входные точки. Решение проблемы необходимо для дальнейшей работы с ключевыми функциями тестируемой системой.

S3 Значительная (Major)
Значительная ошибка, часть основной бизнес логики работает некорректно. Ошибка не критична или есть возможность для работы с тестируемой функцией, используя другие входные точки.

S4 Незначительная (Minor)
Незначительная ошибка, не нарушающая бизнес логику тестируемой части приложения, очевидная проблема пользовательского интерфейса.

S5 Тривиальная (Trivial)
Тривиальная ошибка, не касающаяся бизнес логики приложения, плохо воспроизводимая проблема, малозаметная посредствам пользовательского интерфейса, проблема сторонних библиотек или сервисов, проблема, не оказывающая никакого влияния на общее качество продукта.

Градация Приоритета дефекта (Priority)
P1 Высокий (High)
Ошибка должна быть исправлена как можно быстрее, т.к. ее наличие является критической для проекта.
P2 Средний (Medium)
Ошибка должна быть исправлена, ее наличие не является критичной, но требует обязательного решения.
P3 Низкий (Low)
Ошибка должна быть исправлена, ее наличие не является критичной, и не требует срочного решения.

Уровни Тестирования

1. Модульное тестирование (Unit Testing)
Компонентное (модульное) тестирование проверяет функциональность и ищет дефекты в частях приложения, которые доступны и могут быть протестированы по-отдельности (модули программ, объекты, классы, функции и т.д.).

2. Интеграционное тестирование (Integration Testing)
Проверяется взаимодействие между компонентами системы после проведения компонентного тестирования.

3. Системное тестирование (System Testing)
Основной задачей системного тестирования является проверка как функциональных, так и не функциональных требований в системе в целом. При этом выявляются дефекты, такие как неверное использование ресурсов системы, непредусмотренные комбинации данных пользовательского уровня, несовместимость с окружением, непредусмотренные сценарии использования, отсутствующая или неверная функциональность, неудобство использования и т.д.

4. Операционное тестирование (Release Testing).
Даже если система удовлетворяет всем требованиям, важно убедиться в том, что она удовлетворяет нуждам пользователя и выполняет свою роль в среде своей эксплуатации, как это было определено в бизнес моделе системы. Следует учесть, что и бизнес модель может содержать ошибки. Поэтому так важно провести операционное тестирование как финальный шаг валидации. Кроме этого, тестирование в среде эксплуатации позволяет выявить и нефункциональные проблемы, такие как: конфликт с другими системами, смежными в области бизнеса или в программных и электронных окружениях; недостаточная производительность системы в среде эксплуатации и др. Очевидно, что нахождение подобных вещей на стадии внедрения - критичная и дорогостоящая проблема. Поэтому так важно проведение не только верификации, но и валидации, с самых ранних этапов разработки ПО.

5. Приемочное тестирование (Acceptance Testing)
Формальный процесс тестирования, который проверяет соответствие системы требованиям и проводится с целью:
определения удовлетворяет ли система приемочным критериям;
вынесения решения заказчиком или другим уполномоченным лицом принимается приложение или нет.

Виды / типы тестирования

Функциональные виды тестирования
Функциональное тестирование (Functional testing)
Тестирование безопасности (Security and Access Control Testing)
Тестирование взаимодействия (Interoperability Testing)

Нефункциональные виды тестирования
Все виды тестирования производительности:
o нагрузочное тестирование (Performance and Load Testing)
o стрессовое тестирование (Stress Testing)
o тестирование стабильности или надежности (Stability / Reliability Testing)
o объемное тестирование (Volume Testing)
Тестирование установки (Installation testing)
Тестирование удобства пользования (Usability Testing)
Тестирование на отказ и восстановление (Failover and Recovery Testing)
Конфигурационное тестирование (Configuration Testing)

Связанные с изменениями виды тестирования
Дымовое тестирование (Smoke Testing)
Регрессионное тестирование (Regression Testing)
Повторное тестирование (Re-testing)
Тестирование сборки (Build Verification Test)
Санитарное тестирование или проверка согласованности/исправности (Sanity Testing)

Функциональное тестирование рассматривает заранее указанное поведение и основывается на анализе спецификаций функциональности компонента или системы в целом.

Тестирование безопасности - это стратегия тестирования, используемая для проверки безопасности системы, а также для анализа рисков, связанных с обеспечением целостного подхода к защите приложения, атак хакеров, вирусов, несанкционированного доступа к конфиденциальным данным.

Тестирование взаимодействия (Interoperability Testing) - это функциональное тестирование, проверяющее способность приложения взаимодействовать с одним и более компонентами или системами и включающее в себя тестирование совместимости (compatibility testing) и интеграционное тестирование

Нагрузочное тестирование - это автоматизированное тестирование, имитирующее работу определенного количества бизнес пользователей на каком-либо общем (разделяемом ими) ресурсе.

Стрессовое тестирование (Stress Testing) позволяет проверить насколько приложение и система в целом работоспособны в условиях стресса и также оценить способность системы к регенерации, т.е. к возвращению к нормальному состоянию после прекращения воздействия стресса. Стрессом в данном контексте может быть повышение интенсивности выполнения операций до очень высоких значений или аварийное изменение конфигурации сервера. Также одной из задач при стрессовом тестировании может быть оценка деградации производительности, таким образом цели стрессового тестирования могут пересекаться с целями тестирования производительности.

Объемное тестирование (Volume Testing) . Задачей объемного тестирования является получение оценки производительности при увеличении объемов данных в базе данных приложения

Тестирование стабильности или надежности (Stability / Reliability Testing) . Задачей тестирования стабильности (надежности) является проверка работоспособности приложения при длительном (многочасовом) тестировании со средним уровнем нагрузки.

Тестирование установки направленно на проверку успешной инсталляции и настройки, а также обновления или удаления программного обеспечения.

Тестирование удобства пользования - это метод тестирования, направленный на установление степени удобства использования, обучаемости, понятности и привлекательности для пользователей разрабатываемого продукта в контексте заданных условий. Сюда также входит:
Тестирование пользовательского интерфейса (англ. UI Testing) - это вид тестирования исследования, выполняемого с целью определения, удобен ли некоторый искусственный объект (такой как веб-страница, пользовательский интерфейс или устройство) для его предполагаемого применения.
User eXperience (UX) - ощущение, испытываемое пользователем во время использования цифрового продукта, в то время как User interface - это инструмент, позволяющий осуществлять интеракцию «пользователь - веб-ресурс».

Тестирование на отказ и восстановление (Failover and Recovery Testing) проверяет тестируемый продукт с точки зрения способности противостоять и успешно восстанавливаться после возможных сбоев, возникших в связи с ошибками программного обеспечения, отказами оборудования или проблемами связи (например, отказ сети). Целью данного вида тестирования является проверка систем восстановления (или дублирующих основной функционал систем), которые, в случае возникновения сбоев, обеспечат сохранность и целостность данных тестируемого продукта.

Конфигурационное тестирование (Configuration Testing) - специальный вид тестирования, направленный на проверку работы программного обеспечения при различных конфигурациях системы (заявленных платформах, поддерживаемых драйверах, при различных конфигурациях компьютеров и т.д.)

Дымовое (Smoke) тестирование рассматривается как короткий цикл тестов, выполняемый для подтверждения того, что после сборки кода (нового или исправленного) устанавливаемое приложение, стартует и выполняет основные функции.

Регрессионное тестирование - это вид тестирования направленный на проверку изменений, сделанных в приложении или окружающей среде (починка дефекта, слияние кода, миграция на другую операционную систему, базу данных, веб сервер или сервер приложения), для подтверждения того факта, что существующая ранее функциональность работает как и прежде. Регрессионными могут быть как функциональные, так и нефункциональные тесты.

Повторное тестирование - тестирование, во время которого исполняются тестовые сценарии, выявившие ошибки во время последнего запуска, для подтверждения успешности исправления этих ошибок.
В чем разница между regression testing и re-testing?
Re-testing - проверяется исправление багов
Regression testing - проверяется то, что исправление багов не повлияло на другие модули ПО и не вызвало новых багов.

Тестирование сборки или Build Verification Test - тестирование направленное на определение соответствия, выпущенной версии, критериям качества для начала тестирования. По своим целям является аналогом Дымового Тестирования, направленного на приемку новой версии в дальнейшее тестирование или эксплуатацию. Вглубь оно может проникать дальше, в зависимости от требований к качеству выпущенной версии.

Санитарное тестирование - это узконаправленное тестирование достаточное для доказательства того, что конкретная функция работает согласно заявленным в спецификации требованиям. Является подмножеством регрессионного тестирования. Используется для определения работоспособности определенной части приложения после изменений произведенных в ней или окружающей среде. Обычно выполняется вручную.

Предугадывание ошибки (Error Guessing - EG) . Это когда тест аналитик использует свои знания системы и способность к интерпретации спецификации на предмет того, чтобы «предугадать» при каких входных условиях система может выдать ошибку. Например, спецификация говорит: «пользователь должен ввести код». Тест аналитик, будет думать: «Что, если я не введу код?», «Что, если я введу неправильный код? », и так далее. Это и есть предугадывание ошибки.

Подходы к интеграционному тестированию:

Снизу вверх (Bottom Up Integration)
Все низкоуровневые модули, процедуры или функции собираются воедино и затем тестируются. После чего собирается следующий уровень модулей для проведения интеграционного тестирования. Данный подход считается полезным, если все или практически все модули, разрабатываемого уровня, готовы. Также данный подход помогает определить по результатам тестирования уровень готовности приложения.

Сверху вниз (Top Down Integration)
Вначале тестируются все высокоуровневые модули, и постепенно один за другим добавляются низкоуровневые. Все модули более низкого уровня симулируются заглушками с аналогичной функциональностью, затем по мере готовности они заменяются реальными активными компонентами. Таким образом мы проводим тестирование сверху вниз.

Большой взрыв («Big Bang» Integration)
Все или практически все разработанные модули собираются вместе в виде законченной системы или ее основной части, и затем проводится интеграционное тестирование. Такой подход очень хорош для сохранения времени. Однако если тест кейсы и их результаты записаны не верно, то сам процесс интеграции сильно осложнится, что станет преградой для команды тестирования при достижении основной цели интеграционного тестирования.

Принципы тестирования

Принцип 1 - Тестирование демонстрирует наличие дефектов (Testing shows presence of defects)
Тестирование может показать, что дефекты присутствуют, но не может доказать, что их нет. Тестирование снижает вероятность наличия дефектов, находящихся в программном обеспечении, но, даже если дефекты не были обнаружены, это не доказывает его корректности.

Принцип 2 - Исчерпывающее тестирование недостижимо (Exhaustive testing is impossible)
Полное тестирование с использованием всех комбинаций вводов и предусловий физически невыполнимо, за исключением тривиальных случаев. Вместо исчерпывающего тестирования должны использоваться анализ рисков и расстановка приоритетов, чтобы более точно сфокусировать усилия по тестированию.

Принцип 3 - Раннее тестирование (Early testing)
Чтобы найти дефекты как можно раньше, активности по тестированию должны быть начаты как можно раньше в жизненном цикле разработки программного обеспечения или системы, и должны быть сфокусированы на определенных целях.

Принцип 4 - Скопление дефектов (Defects clustering)
Усилия тестирования должны быть сосредоточены пропорционально ожидаемой, а позже реальной плотности дефектов по модулям. Как правило, большая часть дефектов, обнаруженных при тестировании или повлекших за собой основное количество сбоев системы, содержится в небольшом количестве модулей.

Принцип 5 - Парадокс пестицида (Pesticide paradox)
Если одни и те же тесты будут прогоняться много раз, в конечном счете этот набор тестовых сценариев больше не будет находить новых дефектов. Чтобы преодолеть этот «парадокс пестицида», тестовые сценарии должны регулярно рецензироваться и корректироваться, новые тесты должны быть разносторонними, чтобы охватить все компоненты программного обеспечения, или системы, и найти как можно больше дефектов.

Принцип 6 - Тестирование зависит от контекста (Testing is concept depending)
Тестирование выполняется по-разному в зависимости от контекста. Например, программное обеспечение, в котором критически важна безопасность, тестируется иначе, чем сайт электронной коммерции.

Принцип 7 - Заблуждение об отсутствии ошибок (Absence-of-errors fallacy)
Обнаружение и исправление дефектов не помогут, если созданная система не подходит пользователю и не удовлетворяет его ожиданиям и потребностям.

Cтатическое и динамическое тестирование
Статическое тестирование отличается от динамического тем, что производится без запуска программного кода продукта. Тестирование осуществляется путем анализа программного кода (code review) или скомпилированного кода. Анализ может производиться как вручную, так и с помощью специальных инструментальных средств. Целью анализа является раннее выявление ошибок и потенциальных проблем в продукте. Также к статическому тестирвоанию относится тестирования спецификации и прочей документации.

Исследовательское / ad-hoc тестирование
Простейшее определение исследовательского тестирования - это разработка и выполнения тестов в одно и то же время. Что является противоположностью сценарного подхода (с его предопределенными процедурами тестирования, неважно ручными или автоматизированными). Исследовательские тесты, в отличие от сценарных тестов, не определены заранее и не выполняются в точном соответствии с планом.

Разница между ad hoc и exploratory testing в том, что теоретически, ad hoc может провести кто угодно, а для проведения exploratory необходимо мастерство и владение определенными техниками. Обратите внимание, что определенные техники это не только техники тестирования.

Требования - это спецификация (описание) того, что должно быть реализовано.
Требования описывают то, что необходимо реализовать, без детализации технической стороны решения. Что, а не как.

Требования к требованиям:
Корректность
Недвусмысленность
Полнота набора требований
Непротиворечивость набора требований
Проверяемость (тестопригодность)
Трассируемость
Понимаемость

Жизненный цикл бага

Стадии разработки ПО - это этапы, которые проходят команды разработчиков ПО, прежде чем программа станет доступной для широко круга пользователей. Разработка ПО начинается с первоначального этапа разработки (стадия «пре-альфа») и продолжается стадиями, на которых продукт дорабатывается и модернизируется. Финальным этапом этого процесса становится выпуск на рынок окончательной версии программного обеспечения («общедоступного релиза»).

Программный продукт проходит следующие стадии:
анализ требований к проекту;
проектирование;
реализация;
тестирование продукта;
внедрение и поддержка.

Каждой стадии разработки ПО присваивается определенный порядковый номер. Также каждый этап имеет свое собственное название, которое характеризует готовность продукта на этой стадии.

Жизненный цикл разработки ПО:
Пре-альфа
Альфа
Бета
Релиз-кандидат
Релиз
Пост-релиз

Таблица принятия решений (decision table) - великолепный инструмент для упорядочения сложных бизнес требований, которые должны быть реализованы в продукте. В таблицах решений представлен набор условий, одновременное выполнение которых должно привести к определенному действию.

QA/QC/Test Engineer


Таким образом, мы можем построить модель иерархии процессов обеспечения качества: Тестирование - часть QC. QC - часть QA.

Диаграмма связей - это инструмент управления качеством, основанный на определении логических взаимосвязей между различными данными. Применяется этот инструмент для сопоставления причин и следствий по исследуемой проблеме.

  • Тестирование веб-сервисов ,
  • Тестирование мобильных приложений
  • Привет, Хабр! Как-то раз на нашем внутреннем семинаре мой руководитель – глава отдела тестирования – начал свою речь со слов «тестирование не нужно». В зале все притихли, некоторые даже пытались упасть со стульев. Он продолжил свою мысль: без тестирования вполне возможно создать сложный и дорогостоящий проект. И, скорее всего, он будет работать. Но представьте, насколько увереннее вы будете себя ощущать, зная, что продукт работает как надо.

    В Badoo релизы происходят довольно часто. Например, серверная часть наравне с desktop web релизится дважды в день. Так что мы не понаслышке знаем, что сложное и медленное тестирование – камень преткновения разработки. Быстрое же тестирование – это счастье. Итак, сегодня я расскажу о том, как в компании Badoo устроено smoke-тестирование.

    Что такое smoke-тестирование

    Первое своё применение этот термин получил у печников, которые, собрав печь, закрывали все заглушки, затапливали её и смотрели, чтобы дым шёл только из положенных мест. Википедия

    В оригинальном своём применении smoke-тестирование предназначено для проверки самых простых и очевидных кейсов, без которой любой другой вид тестирования будет неоправданно излишним.

    Давайте рассмотрим простой пример. Предпродакшн нашего приложения находится по адресу bryak.com (любые совпадения с реальными сайтами случайны). Мы подготовили и залили туда новый релиз для тестирования. Что стоит проверить в первую очередь? Я бы начал с проверки того, что приложение всё ещё открывается. Если web-сервер нам отвечает «200», значит, всё хорошо и можно приступать к проверке функционала.

    Как автоматизировать такую проверку? В принципе, можно написать функциональный тест, который будет поднимать браузер, открывать нужную страницу и убеждаться, что она отобразилась как надо. Однако, у этого решения есть ряд минусов. Во-первых, это долго: процесс запуска браузера займёт больше времени, чем сама проверка. Во-вторых, это требует поддержания дополнительной инфраструктуры: ради такого простого теста нам потребуется где-то держать сервер с браузерами. Вывод: надо решить задачу иначе.

    Наш первый smoke-тест

    В Badoo серверная часть написана по большей части на PHP. Unit-тесты по понятным причинам пишутся на нём же. Итого у нас уже есть PHPUnit. Чтобы не плодить технологии без необходимости, мы решили писать smoke-тесты тоже на PHP. Помимо PHPUnit, нам потребуется клиентская библиотека работы с URL (libcurl) и PHP extension для работы с ней – cURL.

    По сути, тесты просто делают нужные нам запросы на сервер и проверяют ответы. Всё завязано на методе getCurlResponse() и нескольких типах ассертов.

    Сам метод выглядит примерно так:

    Public function getCurlResponse($url, array $params = [ ‘cookies’ => , ‘post_data’ => , ‘headers’ => , ‘user_agent’ => , ‘proxy’ => , ], $follow_location = true, $expected_response = ‘200 OK’) { $ch = curl_init(); curl_setopt($ch, CURLOPT_URL, $url); curl_setopt($ch, CURLOPT_HEADER, 1); curl_setopt($ch, CURLOPT_RETURNTRANSFER, 1); if (isset($params[‘cookies’]) && $params[‘cookies’]) { $cookie_line = $this->prepareCookiesDataByArray($params[‘cookies’]); curl_setopt($ch, CURLOPT_COOKIE, $cookie_line); } if (isset($params[‘headers’]) && $params[‘headers’]) { curl_setopt($ch, CURLOPT_HTTPHEADER, $params[‘headers’]); } if (isset($params[‘post_data’]) && $params[‘post_data’]) { $post_line = $this->preparePostDataByArray($params[‘post_data’]); curl_setopt($ch, CURLOPT_POST, 1); curl_setopt($ch, CURLOPT_POSTFIELDS, $post_line); } if ($follow_location) { curl_setopt($ch, CURLOPT_FOLLOWLOCATION, 1); } if (isset($params[‘proxy’]) && $params[‘proxy’]) { curl_setopt($ch, CURLOPT_PROXY, $params[‘proxy’]); } if (isset($params[‘user_agent’]) && $params[‘user_agent’]) { $user_agent = $params[‘user_agent’]; } else { $user_agent = USER_AGENT_DEFAULT; } curl_setopt($ch, CURLOPT_USERAGENT, $user_agent); curl_setopt($ch, CURLOPT_AUTOREFERER, 1); $response = curl_exec($ch); $this->logActionToDB($url, $user_agent, $params); if ($follow_location) { $this->assertTrue((bool)$response, "Empty response was received. Curl error: " . curl_error($ch) . ", errno: " . curl_errno($ch)); $this->assertServerResponseCode($response, $expected_response); } curl_close($ch); return $response; }
    Сам метод умеет по заданному URL возвращать ответ сервера. На вход принимает параметры, такие как cookies, headers, user agent и прочие данные, необходимые для формирования запроса. Когда ответ от сервера получен, метод проверяет, что код ответа совпадает с ожидаемым. Если это не так, тест падает с ошибкой, сообщающей об этом. Это сделано для того, чтобы было проще определить причину падения. Если тест упадёт на каком-нибудь ассерте, сообщив нам, что на странице нет какого-то элемента, ошибка будет менее информативной, чем сообщение о том, что код ответа, например, «404» вместо ожидаемого «200».

    Когда запрос отправлен и ответ получен, мы логируем запрос, чтобы в дальнейшем при необходимости легко воспроизвести цепочку событий, если тест упадёт или сломается. Я об этом расскажу ниже.

    Самый простой тест выглядит примерно так:

    Public function testStartPage() { $url = ‘bryak.com’; $response = $this->getCurlResponse($url); $this->assertHTMLPresent("
    Такой тест проходит менее чем за секунду. За это время мы проверили, что стартовая страница отвечает «200», и на ней есть элемент body. С тем же успехом мы можем проверить любое количество элементов на странице, продолжительность теста существенно не изменится.

    Плюсы таких тестов:

    • скорость – тест можно запускать так часто, как это необходимо. Например, на каждое изменение кода;
    • не требуют специального софта и железа для работы;
    • их несложно писать и поддерживать;
    • они стабильные.
    По поводу последнего пункта. Я имею в виду – не менее стабильные, чем сам проект.

    Авторизация

    Представим, что с момента, как мы написали наш первый smoke-тест, прошло три дня. Само собой, за это время мы покрыли все неавторизованные страницы, какие только нашли, тестами. Немного посидели, порадовались, но потом осознали, что всё самое важное в нашем проекте находится за авторизацией. Как бы получить возможность это тоже тестировать?

    Самый просто вариант – авторизационная cookie. Если добавить её к запросу, то сервер нас «узнает». Такую cookie можно захардкодить в тесте, если её время жизни довольно большое, а можно получать автоматически, отправляя запросы на страницу авторизации. Давайте подробнее рассмотрим второй вариант.

    Нас интересует форма, куда надо ввести логин и пароль пользователя.

    Открываем эту страницу в любом браузере и открываем инспектор. Вводим данные пользователя и сабмитим форму.

    В инспекторе появился запрос, который нам надо имитировать в тесте. Можно посмотреть, какие данные, помимо очевидных (логин и пароль), отсылаются на сервер. Для каждого проекта по-разному: это может быть remote token, данные каких-либо cookies, полученных ранее, user agent и так далее. Каждый из этих параметров придётся предварительно получить в тесте, прежде чем сформировать запрос на авторизацию.

    В инструментах разработчика любого браузера можно скопировать запрос, выбрав пункт copy as cURL. В таком виде команду можно вставить в консоль и рассматривать там. Там же её можно опробовать, поменяв или добавив параметры.

    В ответ на такой запрос сервер вернёт нам cookies, которые мы будем добавлять в дальнейшие запросы, чтобы тестировать авторизованные страницы.

    Поскольку авторизация – довольно долгий процесс, авторизационную cookie я предлагаю получать только один раз для каждого пользователя и сохранять где-то. У нас, например, такие cookies хранятся в массиве. Ключом является логин пользователя, а значением – информация о них. Если для следующего пользователя ключа ещё нет, авторизуемся. Если есть – делаем интересующий нас запрос сразу.

    Public function testAuthPage() { $url = ‘bryak.com’; $cookies = $this->getAuthCookies(‘[email protected]’, ‘12345’); $response = $this->getCurlResponse($url, [‘cookies’ => $cookies]); $this->assertHTMLPresent("", $response, "Error: test cannot find body element on the page."); }
    Как мы видим, добавился метод, который получает авторизационную cookie и просто добавляет её в дальнейший запрос. Сам метод реализуется довольно просто:

    Public function getAuthCookies($email, $password) { // check if cookie already has been got If (array_key_exist($email, self::$known_cookies)) { return self::$known_cookies[$email]; } $url = self::DOMAIN_STAGING . ‘/auth_page_adds’; $post_data = [‘email’ => $email, ‘password’ => $password]; $response = $this->getCurlResponse($url, [‘post_data’ => $post_data]); $cookies = $this->parseCookiesFromResponse($response); // save cookie for further use self::$known_cookies[$email] = $cookies; return $cookies; }
    Метод сначала проверяет, есть ли для данного e-mail (в вашем случаем это может быть логин или что-то ещё) уже полученная ранее авторизационная cookie. Если есть, он её возвращает. Если нет, он делает запрос на авторизационную страницу (например, bryak.com/auth_page_adds) с необходимыми параметрами: e-mail и пароль пользователя. В ответ на этот запрос сервер присылает заголовки, среди которых есть интересующие нас cookies. Выглядит это примерно так:

    HTTP/1.1 200 OK Server: nginx Content-Type: text/html; charset=utf-8 Transfer-Encoding: chunked Connection: keep-alive Set-Cookie: name=value; expires=Wed, 30-Nov-2016 10:06:24 GMT; Max-Age=-86400; path=/; domain=bryak.com
    Из этих заголовков нам при помощи несложного регулярного выражения надо получить название cookie и её значение (в нашем примере это name=value). У нас метод, который парсит ответ, выглядит так:

    $this->assertTrue((bool)preg_match_all("/Set-Cookie: (([^=]+)=([^;]+);.*)\n/", $response, $mch1), "Cannot get "cookies" from server response. Response: " . $response);
    После того, как cookies получены, мы можем смело добавлять их в любой запрос, чтобы сделать его авторизованным.

    Разбор падающих тестов

    Из вышесказанного следует, что такой тест – это набор запросов к серверу. Делаем запрос, совершаем манипуляцию с ответом, делаем следующий запрос и так далее. В голову закрадывается мысль: если такой тест упадёт на десятом запросе, может оказаться непросто разобраться в причине его падения. Как упростить себе жизнь?

    Прежде всего я бы хотел посоветовать максимально атомизировать тесты. Не стоит в одном тесте проверять 50 различных кейсов. Чем тест проще, тем с ним проще будет в дальнейшем.

    Ещё полезно собирать артефакты. Когда наш тест падает, он сохраняет последний ответ сервера в HTML-файлик и закидывает в хранилище артефактов, где этот файлик можно открыть из браузера, указав название теста.

    Например, тест у нас упал на том, что не может найти на странице кусочек HTML:

    Link
    Мы заходим на наш коллектор и открываем соответствующую страницу:

    С этой страницей можно работать так же, как с любой другой HTML-страничкой в браузере. Можно при помощи CSS-локатора попытаться разыскать пропавший элемент и, если его действительно нет, решить, что либо он изменился, либо потерялся. Возможно, мы нашли баг! Если элемент на месте, возможно, мы где-то ошиблись в тесте – надо внимательно посмотреть в эту сторону.

    Ещё упростить жизнь помогает логирование. Мы стараемся логировать все запросы, которые делал упавший тест, так, чтобы их легко можно было повторить. Во-первых, это позволяет быстро руками совершить набор аналогичных действий для воспроизведения ошибки, во-вторых – выявить часто падающие тесты, если такие у нас имеются.

    Помимо помощи в разборе ошибок, логи, описанные выше, помогают нам формировать список авторизованных и неавторизованных страниц, которые мы протестировали. Глядя на него, легко искать и устранять пробелы.

    Последнее, но не по важности, что могу посоветовать – тесты должны быть настолько удобными, насколько это возможно. Чем проще их запустить, тем чаще их будут использовать. Чем понятнее и лаконичнее отчет о падении, тем внимательнее его изучат. Чем проще архитектура, тем больше тестов будет написано и тем меньше времени будет занимать написание нового.

    Если вам кажется, что тестами пользоваться неудобно – скорее всего вам не кажется. С этим необходимо бороться как можно скорее. В противном случае вы рискуете в какой-то момент начать обращать меньше внимания на эти тесты, а это уже может привести к пропуску ошибки на продакшн.

    На словах мысль кажется очевидной, согласен. Но на деле всем нам есть куда стремиться. Так что упрощайте и оптимизируйте свои творения и живите без багов. :)

    Итоги

    На данный момент у нас *открываю Тимсити* ого, уже 605 тестов. Все тесты, если их запускать не параллельно, проходят чуть меньше, чем за четыре минуты.

    За это время мы убеждаемся, что:

    • наш проект открывается на всех языках (которых у нас более 40 на продакшене);
    • для основных стран отображаются корректные формы оплаты с соответствующим набором способов оплаты;
    • корректно работают основные запросы к API;
    • корректно работает лендинг для редиректов (в том числе и на мобильный сайт при соответствующем юзер-агенте);
    • все внутренние проекты отображаются правильно.
    Тестам на Selenium WebDriver для всего этого потребовалось бы в разы больше времени и ресурсов.
  • smoke
  • Добавить метки

    Перевод разбавлен размышлениями и дополнениями автора из своего опыта

    О чём это всё

    Будучи инженером по тестированию, вы, вероятно, слышали о таких видах тестирования как «дымовое» (smoke), «санитарное тестирование» (sanity), «ре-тест» и регрессионное тестирование. Вполне возможно, многие из этих видов используются вами на ежедневной основе.

    В этой статье я хотел бы внести ясность и объяснить разницу между этими видами тестирования и попробовать разобраться, провести границы (хоть и условные) где заканчивается один вид тестирования, и начинается другой.

    Для новичков в тестировании (и даже опытных тестировщиков) разделение этих понятий может быть затруднительно. И в самом деле, как отличить где начинается санити-тестирование и заканчивается smoke? Насколько сильно нам надо ограничить проверку части функциональности системы или её компонентов, чтобы назвать это «дымовым» тестированием? Является ли ввод логина/пароля в пользовательскую форму входа на сайт дымовым тестом, или сам факт её появления на странице сайта уже является пройденным тестом?

    Строго говоря, вы всё равно сможете проводить тестирование, даже при том что не сможете точно сказать, в чём же разница. Можно даже не задумываться о разграничении, каким именно видом тестирования вы сейчас заняты. Но всё же, чтобы расти над собой в профессиональном смысле, нужно знать что вы делаете, зачем, и насколько правильно вы это делаете.

    Ликбез

    Ниже приведены краткие определения видов тестирования, которые мы сегодня сравниваем:
    • Дымовые тесты : выполняются каждый раз, когда мы получаем новый билд (версию), проекта (системы) на тестирование, при этом считая её относительно нестабильной. Нам нужно убедиться что критически важные функции AUT (Application Under Test) работают согласно ожиданиям. Идея данного вида тестирования заключается в том, чтобы выявить серьёзные проблемы как можно раньше, и отклонить этот билд (вернуть на доработку) на раннем этапе тестирования, чтобы не углубляться в долгие и сложные тесты, не затрачивая тем самым время на заведомо бракованное ПО.
    • Санитарное тестирование : используется каждый раз, когда мы получаем относительно стабильный билд ПО, чтобы определить работоспособность в деталях. Иными словами, здесь проходит валидация того, что важные части функциональности системы работают согласно требованиям на низком уровне.
    Оба эти вида тестирования нацелены на то, чтобы избежать потерь времени и усилий, чтобы быстрее определить недостатки ПО и их критичность, а так же то, заслуживает ли оно перехода в фазу более углублённого и тщательного тестирования или же нет.
    • Ре-тест : проводится в случае, если фича/функциональность уже имела дефекты, и эти дефекты были недавно исправлены
    • Регрессионные тесты : собственно то, что занимает львиную долю времени и для чего существует автоматизация тестирования. Проводится регрессионное тестирование AUT тогда, когда нужно убедиться что новые (добавленные) функции приложения / исправленные дефекты не оказали влияния на текущую, уже существующую функциональность, работавшую (и протестированную) ранее.
    Для лучшего понимания ниже представлена сравнительная таблица этих понятий и области применения:
    Дымовые (Smoke) Санити (Sanity) Регрессионные (Regression) Ре-тест (Re-test)
    Исполняются с целью проверить что критически важные функциональные части AUT работают как положено Нацелено на установление факта того, что определённые части AUT всё так же работают как положено после минорных изменений или исправлений багов Подтверждают, что свежие изменения в коде или приложении в целом не оказали негативного влияния на уже существующую функциональность/набор функций Перепроверяет и подтверждает факт того, что ранее заваленные тест-кейсы проходят после того, как дефекты исправлены
    Цель - проверить «стабильность» системы в целом, чтобы дать зелёный свет проведению более тщательного тестирования Целью является проверить общее состояние системы в деталях, чтобы приступить к более тщательному тестированию Цель - убедиться что свежие изменения в коде не оказали побочных эффектов на устоявшуюся работающую функциональность Ре-тест проверяет что дефект исправлен
    Перепроверка дефектов не является целью Smoke Перепроверка дефектов не является целью Sanity Перепроверка дефектов не является целью Regression Факт того что дефект исправлен подтверждает Re-Test
    Дымовое тестирование выполняется перед регрессионным Санитарное тестирование выполняется перед регрессионным и после smoke-тестов Проводится на основании требований проекта и доступности ресурсов (закрывается автотестами), «регресс» может проводиться в параллели с ре-тестами - Ре-тест выполняется перед sanity-тестированием
    - Так же, приоритет ре-теста выше регрессионных проверок, поэтому должно выполняться перед ними
    Может выполняться автоматизированно или вручную Чаще выполняется вручную Лучший повод для автоматизации данного вида тестирования, т.к. ручное может быть крайне затратным по ресурсам или времени Не поддаётся автоматизации
    Является подмножеством регрессионного тестирования Подмножество приёмочного тестирования Выполняется при любой модификации или изменениях в уже существующем проекте Ре-тест проводится на исправленной сборке с использованием тех же данных, на том же окружении, но с различным набором входных данных
    Тест-кейсы часть регрессионных тест-кейсов, но покрывающие крайне критичную функциональность Санитарное может выполняться без тест-кейсов, но знание тестируемой системы обязательно Тест-кейсы регрессионного тестирования могут быть получены из функциональных требований или спецификаций, пользовательских мануалов, и проводятся вне зависимости от того, что исправили разработчики Используется тот же самый тест-кейс, который выявил дефект

    Ну а по существу?

    Приведу пример разграничения понятий на моём текущем проекте.

    Пример: у нас есть веб-сервис с пользовательским интерфейсом и RESTful API. Будучи тестировщиками, мы знаем:

    • Что у него есть 10 точек входа, для простоты, в нашем случае расположенных на одном IP
    • Мы знаем все они принимают GET-запрос на вход, возвращая какие-либо данные в формате json.
    Тогда можно сделать ряд утверждений о том, какие типы тестов нужно использовать в какой момент времени:
    • Выполнив один простой GET-запрос к одной из этих точек входа, и получив ответ в формате json, мы уже убеждаемся что дымное тестирование пройдено.
      Если же одна из этих точек входа так же возвращает данные из БД, тогда как первая - нет, нужно дополнительно выполнить ещё один запрос, чтобы убедиться что приложение
      верно обрабатывает запросы к базе. И на этом «дымный» тест закончен.

      То есть мы выполнили запрос - от сервиса пришёл ответ, и он не «задымился», то есть не вернул ошибку 4хх или 5хх, и что-то невнятное, вместо json. На этом можно сказать что «дымный» тест пройден. Для проверки того, что работает так же и UI достаточно просто один раз открыть страницу в браузере.

    • Санитарное тестирование в данном случае будет состоять из выполнения запроса ко всем 10 точкам входа в api, сверкой полученного json с ожидаемым, а так же наличием требуемых данных в нём.
    • Регрессионные тесты будут состоять из smoke + sanity + UI выполняемые вместе в одной куче. Цель: проверить что добавление 11-ой точки входа не поломало, к примеру, восстановление пароля.
    • Ре-тест в данном примере это точечная проверка что, к примеру, сломавшаяся точка входа в api в следующем билде отрабатывает как задумывалось.
    При этом, если это api принимает так же post-запросы, то очевидно что в другой набор тестов sanity нужно включить именно эти запросы. По аналогии с UI мы будем проверять все страницы приложения.

    Подведём итог

    Надеюсь, что после чтения данной статьи, у вас появится ясность в определении какой вид тестирования вы используете на каком этапе, и в чём разница между этими видами тестирования. Как и было упомянуто вначале, граница между этими понятиями весьма условная и остаётся на ваше усмотрение в рамках проекта.

    UPD :
    Часто «тестирование согласованности» или «тестированием на вменяемость», называют термином «санитарное тестирование». Думаю что это пошло из-за фонетических свойств английского слова sanity, схожего по звучанию с чем-то «санитарным». Гугл транслейт вносит ясность . В интернете встречаются оба варианта. Относительно данной статьи прошу считать «санитарное» тестирование как «тестирование на согласованность».

    Спасибо за наводку

    После проведения необходимых изменений, таких как исправление бага/дефекта, программное обеспечение должно быть перетестировано для подтверждения того факта, что проблема была действительно решена. Ниже перечислены виды тестирования, которые необходимо проводить после установки программного обеспечения, для подтверждения работоспособности приложения или правильности осуществленного исправления дефекта:

    - Дымовое тестирование (Smoke Testing)

    - Регрессионное тестирование (Regression Testing)

    - Тестирование сборки (Build Verification Test)

    - Санитарное тестирование или проверка согласованности/исправности (Sanity Testing)

    Понятие дымовое тестирование пошло из инженерной среды. При вводе в эксплуатацию нового оборудования («железа») считалось, что тестирование прошло удачно, если из установки не пошел дым. В области же тестирования программного обеспечения, оно направлено на поверхностную проверку всех модулей приложения на предмет работоспособности и наличие быстро находимых критических и блокирующих дефектов. По результатам дымового тестирования делается вывод о том, принимается или нет установленная версия программного обеспечения в тестирование, эксплуатацию или на поставку заказчику. Для облегчения работы, экономии времени и людских ресурсов рекомендуется внедрить автоматизацию тестовых сценариев для дымового тестирования.

    Регрессионное тестирование – это вид тестирования, направленный на проверку изменений, сделанных в приложении или окружающей среде (починка дефекта, слияние кода, миграция на другую операционную систему, базу данных, веб сервер или сервер приложения), для подтверждения того факта, что существующая ранее функциональность работает как и прежде (см. также Санитарное тестирование или проверка согласованности/исправности). Регрессионными могут быть как функциональные, так и нефункциональные тесты.

    Как правило, для регрессионного тестирования используются тест кейсы, написанные на ранних стадиях разработки и тестирования. Это дает гарантию того, что изменения в новой версии приложения не повредили уже существующую функциональность. Рекомендуется делать автоматизацию регрессионных тестов, для ускорения последующего процесса тестирования и обнаружения дефектов на ранних стадиях разработки программного обеспечения.

    Сам по себе термин «Регрессионное тестирование», в зависимости от контекста использования может иметь разный смысл. Сэм Канер, к примеру, описал 3 основных типа регрессионного тестирования:

    - Регрессия багов (Bug regression) – попытка доказать, что исправленная ошибка на самом деле не исправлена.

    - Регрессия старых багов (Old bugs regression) – попытка доказать, что недавнее изменение кода или данных сломало исправление старых ошибок, т.е. старые баги стали снова воспроизводиться.


    - Регрессия побочного эффекта (Side effect regression) – попытка доказать, что недавнее изменение кода или данных сломало другие части разрабатываемого приложения.

    Санитарное тестирование или проверка согласованности/исправности (Sanity Testing) – это узконаправленное тестирование, достаточное для доказательства того, что конкретная функция работает согласно заявленным в спецификации требованиям. Является подмножеством регрессионного тестирования. Используется для определения работоспособности определенной части приложения после изменений произведенных в ней или окружающей среде. Обычно выполняется вручную.

    Отличие санитарного тестирования от дымового. В некоторых источниках ошибочно полагают, что санитарное и дымовое тестирование – это одно и тоже. Мы же полагаем, что эти виды тестирования имеют «вектора движения», направления в разные стороны. В отличии от дымового (Smoke testing), санитарное тестирование (Sanity testing) направлено вглубь проверяемой функции, в то время как дымовое направлено вширь, для покрытия тестами как можно большего функционала в кратчайшие сроки.

    Тестирование сборки (Build Verification Test) – это тестирование, направленное на определение соответствия, выпущенной версии, критериям качества для начала тестирования. По своим целям является аналогом Дымового Тестирования, направленного на приемку новой версии в дальнейшее тестирование или эксплуатацию. Вглубь оно может проникать дальше, в зависимости от требований к качеству выпущенной версии.

    Тестирование Установки (Installation Testing) – направленно на проверку успешной инсталляции и настройки, а также обновления или удаления программного обеспечения. В настоящий момент наиболее распространена установка ПО при помощи инсталляторов (специальных программ, которые сами по себе так же требуют надлежащего тестирования). В реальных условиях инсталляторов может не быть. В этом случае придется самостоятельно выполнять установку программного обеспечения, используя документацию в виде инструкций или readme файлов, шаг за шагом описывающих все необходимые действия и проверки. В распределенных системах, где приложение разворачивается на уже работающем окружении, простого набора инструкций может быть мало. Для этого, зачастую, пишется план установки (Deployment Plan), включающий не только шаги по инсталляции приложения, но и шаги отката (roll–back) к предыдущей версии, в случае неудачи. Сам по себе план установки также должен пройти процедуру тестирования для избежания проблем при выдаче в реальную эксплуатацию. Особенно это актуально, если установка выполняется на системы, где каждая минута простоя – это потеря репутации и большого количества средств, например: банки, финансовые компании или даже баннерные сети. Поэтому тестирование установки можно назвать одной из важнейших задач по обеспечению качества программного обеспечения.

    Именно такой комплексный подход с написанием планов, пошаговой проверкой установки и отката инсталляции, полноправно можно назвать тестированием установки или Installation Testing.

    Проводить дымовое и санитарное тестирование начинают сразу же после выхода очередной версии проекта. Для многих молодых тестировщиков этот процесс кажется абсолютным хаосом. Узнал себя? Тогда эта статья для тебя. Сейчас мы рассмотрим определения дымового и санитарного тестирования, а также покажем разницу между ними на легких для понимания примерах.

    Дымовое тестирование:

    Дымовое тестирование проводят для того, чтобы убедиться в пригодности полученного билда к тестированию. Его также называют проверкой “нулевого дня”.

    Именно этот вид тестирования не даст потратить время впустую. Логично, что тестирование всего приложения не имеет смысла, если есть проблемы с ключевыми характеристиками и не исправлены критичные баги.

    Санитарное тестирование:

    Санитарное тестирование проводят на стадии релиза для проверки основного функционала приложения. Дальше обычно не углубляются. Такое тестирование иногда называют сокращенной версией регрессионного тестирования.
    Когда сроки релиза поджимают, выполнить тщательное регрессионное тестирование практически невозможно. В этом случае с работой отлично справляется санитарное тестирование, которое проверяет работу главных функций приложения.

    Пример для лучшего понимания разницы между дымовым и санитарным тестированием:

    Есть проект, для которого запланирован первоначальный релиз. Команда разработчиков выпускает билд на тестирование, команда тестировщиков начинает работу. Самое первое тестирование — это тестирование на пригодность. Нужно выяснить, можно работать с этой версией или нет. Это и есть дымовое тестирование. Если команда дает добро на дальнейшую работу с билдом, он отправляется на более глубокие стадии тестирования. Представим, что у билда есть три модуля: “Логин”, “Админ” и “Сотрудник”. Команда тестировщиков проверяет работоспособность исключительно основных функций каждого из модулей, не углубляясь в проверку частностей. Это будет санитарное тестирование.

    Еще несколько различий между дымовым и санитарным тестированием:

    • Дымовое тестирование проводится и разработчиками, и тестировщиками;
    • Санитарное тестирование проводится только тестировщиками.
    • Дымовое тестирование охватывает весь основной функционал приложения от начала до конца;
    • Санитарное тестирование проверяет только определенный компонент приложения.
    • Дымовое тестирование проходит как стабильный, так и не стабильный билд;
    • Санитарное тестирование проходит относительно стабильная версия сборки.

    Кирилл Флягин, геймдизайнер, QA Lead

    Проведем летнюю аналогию с этими видами тестирования. Допустим, вы хотите купить арбуз. Дымовое тестирование — это когда вы проверяете его визуально, смотрите на полоски, сжимаете, стучите, оцениваете. Есть мастера, которые умудряются так купить действительно вкусную ягоду. В санитарном тестировании вы вырезаете пирамидку в верхней части и проверяете ее цвет (как один из компонентов), при этом совсем не знаете, такой ли арбуз весь. Но за вырезанную часть вы полностью уверены.