Егорова Н. В.

Поурочные разработки по русской литературе ХХ века: 11 класс, I полугодие. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ВАКО, 2005. - 368 с. - (В помощь школьному учителю).

Программные материалы …………………………………………………………………………………4
Общая характеристика эпохи …………………………………………………………………………...11

Урок 1. Россия рубежа ХIХ-ХХ веков. Историко-культурная ситуация ……………………………..11

Урок 2. Русская литература на рубеже веков……………………………………………………………...13
Творчество И. А. Бунина ……………………………………………………………………………...….17

Урок 3. И. А. Бунин (1870-1953). Очерк жизни и творчества …………………………………………17

Урок 4. Размышления о России в повести И. А. Бунина «Деревня». …………………………………...20

Урок 5. Острое чувство кризиса цивилизации

в рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» ……………………………………25

Урок 6. Рассказы И. А. Бунина о любви …………………………………………………………………..31

Вариант урока 6. Анализ рассказов И. А. Бунина

«Грамматика любви», «Солнечный удар» …………………………………………………...33
Творчество А. И. Куприна ……………………………………………………………………………….39

Урок 7. А. И. Куприн. Жизнь и творчество.

Воплощение нравственного идеала в повести «Олеся» ……………………………………. 39

Урок 8. Изображение кризиса армии как кризиса

русской жизни в повести А. И. Куприна «Поединок». ……………………………………...42

Урок 9. Метафоричность названия повести А. И. Куприна «Поединок» ………………………………45

Урок 10 . Талант любви в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет» ……………………………..48

Урок 11. Подготовка к сочинению по рассказу «Гранатовый браслет» ………………………………..51

Вариант уроков 10-11. Любовь в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет» …………………..55

Урок 12. Сочинение по творчеству И. А. Бунина и А. И. Куприна ……………………………………..58

Вариант уроков 11-12. Легенда о любви в рассказе А. И. Куприна «Суламифь» ……………………60
Творчество А. Т. Аверченко ……………………………………………………………………………..62

Урок 13. Традиции русской сатиры в прозе Аркадия Аверченко. ……………………………………..62

Вариант урока 13 . Претворение евангельского сюжета

в повести Леонида Андреева «Иуда Искариот» ……………………………………………..64
Поэзия Серебряного века ………………………………………………………………………………...66

Урок 14. Символизм. «Старшие символисты» …………………………………………………………...66

Урок 15. Поэзия «младосимволистов» ……………………………………………………………………69

Урок 16. Поэзия В. Я. Брюсова (1873-1924) …………………………………………………………....75

Урок 17. «Поэзия как волшебство» в творчестве К. Д. Бальмонта (1867-1942) ……………………...81

Вариант урока 17. Новаторство поэзии И. Ф. Анненского (1856-1909) ……………………………...88

Урок 18. Путешествие за «золотым руном» Андрея Белого (1880-1934) ………………………….....97

Урок 19. Акмеизм …………………………………………………………………………………………..98

Урок 20. Мир образов Николая Гумилева (1886-1921) ……………………………………………….100

Урок 21. Ранняя лирика Анны Ахматовой (1889-1966) ………………………………………………104

Урок 22. Футуризм ………………………………………………………………………………………...110

Урок 23. «Эгофутуризм» Игоря Северянина (1887-1941) …………………………………………….117

Уроки 24-25 . Сочинение …………………………………………………………………………….......122

Вариант уроков 24-25 (I). Судьба поэтов Серебряного века …………………………………………123

Вариант уроков 24-25 (I I ). Сонет Серебряного века ………………………………………………….129
Творчество М. Горького ………………………………………………………………………………...138

Урок 26. М. Горький. Очерк жизни и творчества. Романтизм Горького ……………………………...138

Урок 27. Композиция романтических рассказов М. Горького. . ………………………………………142

Урок 28. Особенности жанра и конфликта в пьесе М. Горького «На дне» …………………………...145

Урок 29. «Во что веришь - то и есть». Роль Луки в драме «На дне» ………………………………...147

Урок 30. Вопрос о правде в драме Горького «На дне» …………………………………………………150

Урок 31. Обзор романа М. Горького «Мать» ……………………………………………………………152

Вариант изучения романа «Мать» ……………………………………………………………………….153

Урок 1. Образ Павла Власова …………………………………………………………………………….153

Урок 2. Образ Ниловны в романе «Мать» ……………………………………………………………….154

Уроки 32-33. Сочинение по творчеству А. М. Горького ……………………………………………...155
Творчество М. Горького и А. А. Блока ……………………………………………………………….156

Урок 34. Публицистика М. Горького («Несвоевременные мысли»)

и А. Блока («Интеллигенция и революция») ……………………………………………….156
Творчество А. А. Блока …………………………………………………………………………………162

Урок 35. А. А. Блок (1880-1921). Личность и творчество. Романтический мир раннего Блока ….162

Урок 36. Стихотворение Блока «Незнакомка» ………………………………………………………… 164

Урок 37 . «Это все - о России» (Блок). Тема Родины в творчестве Блока…………………………… 171

Урок 38. Поэма Блока «Соловьиный сад» (1915)……………………………………………………… 175

Урок 39. Поэма А. А. Блока «Двенадцать» (1918) ………………………………………………………178

Вариант уроков 38-39 ……………………………………………………………………………………182
Новокрестьянские поэты ……………………………………………………………………………….189

Урок 40. Новокрестьянские поэты. Поэзия Н. Клюева. ………………………………………………..189

Урок 41. Поэзия С. Клычкова, П. Орешина (обзор)…………………………………………………… 194
Творчество С. А. Есенина ……………………………………………………………………………….198

Урок 42. Сергей Есенин как национальный поэт………………………………………………………..198

Урок 43. Любовная лирика С. А. Есенина………………………………………………………………..202

Урок 44. Поэма С. А. Есенина «Анна Снегина»…………………………………………………………207

Урок 45. Трагизм поэмы С. А. Есенина «Черный человек»…………………………………………….210
Творчество В. В. Маяковского ………………………………………………………………………....215

Урок 46. В. В. Маяковский и футуризм.

Поэтическое новаторство В. В. Маяковского (1893-1930)……………………………….215

Урок 47. Поэма В. В. Маяковского «Облако в штанах» ………………………………………………..227

Урок 48. В. В. Маяковский и революция ………………………………………………………………...232

Урок 49. Настоящее и будущее в пьесе В. В. Маяковского «Клоп» …………………………………...234

Уроки 50-51. Сочинение по творчеству А. А. Блока, С. А. Есенина, В. В. Маяковского …………..239
Творчество А. А. Фадеева ………………………………………………………………………………240

Урок 52. Роман А. А. Фадеева «Разгром». Особенности жанра и композиции ………………………240

Урок 53. Морозка и Мечик. Народ и интеллигенция в романе А. А. Фадеева «Разгром» …………..242

Урок 54. Образ Левинсона и проблема гуманизма в романе А. А. Фадеева «Разгром»………………244
Творчество Е. И. Замятина ……………………………………………………………………………..246

Урок 55. Развитие жанра антиутопии в романе Е. И. Замятина «Мы» ………………………………..246

Урок 56. Судьба личности в тоталитарном государстве (по роману Е. И. Замятина «Мы») ………...249

Вариант урока 56. Урок-семинар. Сопоставительный анализ романа Е. Замятина «Мы»

и романа М. Салтыкова-Щедрина «История одного города» ……………………………..251
Творчество А. П. Платонова …………………………………………………………….……………...254

Урок 57. Характерные черты времени в повести А. Платонова «Котлован» …………………………254

Урок 58. Пространство и время в повести А. Платонова «Котлован». . ………………………………258

Урок 59. Метафоричность художественного мышления

А. Платонова в повести «Котлован»…………………………………………………………259

Уроки 60-61. Сочинение по произведениям

Е. Замятина и А. Платонова…………………………………………………………………..261

Вариант уроков 60-61. Контрольная работа по творчеству Е. Замятина и А. Платонова………… 262
Приложение ……………………………………………………………………………………………….262

Тест по урокам 1-2……………………………………………………………………………………… 262

Тест по творчеству И. А. Бунина и А. И. Куприна………………………………………………………262

Тест по творчеству А. Белого……………………………………………………………………………. 263

Тест по творчеству Н. С. Гумилева………………………………………………………………………264

Тест по ранней лирике А. А. Ахматовой…………………………………………………………………265

Тест по произведениям С. А. Есенина……………………………………………………………………265

Тест по произведениям В. В. Маяковского …………………………………………………………….. 266

Тест по творчеству М. Горького………………………………………………………………………… 267

Тест по произведениям А. А. Блока………………………………………………………………………268

Задания по прозе и поэзии Серебряного века……………………………………………………………269

Карточки для проведения контрольной работы…………………………………………………………270

Ответы………………………………………………………………………………………………………274

Литература………………………………………………………………………………………………… 275

Уважаемые коллеги! Предлагаемое вам пособие представляет собой подробные поурочные планы для первого полугодия 11 класса и ориентировано, прежде всего, на работу в комплексе с учебниками :

Русская литература ХХ века в 2-х частях под редакцией В. П. Журавлева (М.: Просвещение) и интегрированным с ним учебником практикумом А. А. Кунарева.

Русская литература ХХ века. Учебник в 2-х частях под редакцией В. В. Агеносова и хрестоматию с таким же названием. (М.: Дрофа).

Перед автором книги стояла задача максимального облегчения как подготовки к уроку, так и работы на уроке. Особенностью нашего пособия является его, так сказать, полифункциональность. Педагог может заимствовать из него полные сценарии уроков (они соответствуют реальному ходу уроков) или использовать их частично, встраивая в собственный план урока. Вне зависимости от такого использования пособия, каждый учитель найдет в нем массу интересных и информативных статей на различные темы. В пособии представлены несколько вариантов организации каждого урока и каждой темы, что значительно увеличивает возможности педагога, позволяет ему объединить материал пособия с собственной педагогической системой, выбрать оптимальный вариант проведения занятия.

В книге содержится обширный дополнительный материал, существенно облегчающий подготовку преподавателя к занятию. Также приведена и дополнительная литература для углубленного изучения отдельных тем.

данное пособие имеет автономный характер: в принципе, его одного достаточно для квалифицированной подготовки учителя к занятию, однако оно может использоваться в сочетании с другими учебно-методическими пособиями. Оно полностью соответствует утвержденной государственной программе и написано автором, долгие годы преподававшим русскую литературу в школе, т. е. учитывает необходимость именно в практическом руководстве по проведению уроков литературы.

Надеемся, что эта книга не обманет ваших ожиданий и действительно поможет в вашей педагогической деятельности.

Примерная программа
Программные материалы
Литература начала ХХ века

Развитие художественных и идейно-нравственных традиций русской классической литературы. Своеобразие реализма в русской литературе начала века. Человек и эпоха - основная проблема искусства. Направления философской мысли начала века, сложность отражения этих направлений в различных видах искусства. Декаданс и модернизм, разнообразие литературных направлений, стилей, школ, групп (2 ч).
Проза начала ХХ века

Иван Алексеевич Бунин (5 ч.). Рассказы: «Антоновские яблоки», «Господин из Сан-Франциско», «Сны Чанга», «Легкое дыхание», новеллы из сборника «Темные аллеи » (по выбору учащихся), повести: «Деревня » или «Суходол ». Стихотворения, например: «Крещенская ночь », «Собака », «Одиночество », «Последний шмель », «Песня », «Ночь ». Своеобразие лирического повествования И. А. Бунина. Мотивы увядания и запустения дворянских гнезд. Предчувствие гибели традиционного крестьянского уклада, полемика вокруг повести «Деревня ». Обращение И. А. Бунина к широчайшим социально-философским обобщениям в рассказе «Господин из Сан-Франциско ». Тема любви в прозе Бунина. Поэтичность женских образов. Тонкость восприятия психологии человека и мира природы.

Теория. Психологизм пейзажа в художественной литературе. Индивидуальный стиль писателя.

Александр Иванович Куприн (5 ч.). Рассказы: «Листригоны», « Allez !» «Гамбринус», «Изумруд» (по выбору учащихся). Повести: «Олеся», «Поединок» , рассказ «Гранатовый браслет» (одно из произведений по выбору учащихся). Поэтическое изображение природы в повести «Олеся », богатство духовного мира, мечты героини. Реальная жизнь деревни, ее обитателей. Толстовские традиции в прозе Куприна. Проблема самопознания личности в повести «Поединок». Смысл названия повести. Гуманистическая позиция автора. Трагизм любовной темы в повестях «Поединок» и «Олеся». Любовь как высшая ценность мира в рассказе «Гранатовый браслет». Трагическая история любви Желткова, пробуждение души Веры. Поэтика рассказа. Символическое звучание деталей в прозе Куприна (на примере «Гранатового браслета»).

Аркадий Тимофеевич Аверченко (2 ч.). Рассказы (по выбору учащихся). Журнал «Сатирикон » в русской периодике начала века. Своеобразие юмора Аверченко периода «Сатирикона» и «Нового Сатирикона ». Резкое изменение тональности рассказов Аверченко после революции. «Смех сквозь слезы» в рассказах и очерках Аверченко (годы эмиграции). Традиции Гоголя и Чехова в прозе Аверченко.
Серебряный век русской литературы

Символизм (2 ч.). «Старшие символисты»: Н. Минский, Д. Мережковский, З. Гиппиус, В. Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Сологуб.

«Младосимволисты»: А. Белый, А. Блок, Вяч. Иванов. Влияние западно-европейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Истоки русского символизма.

Валерий Яковлевич Брюсов (3 ч.). Стихотворения (по выбору учителя и учащихся). Брюсов как основоположник символизма в русской поэзии. Энциклопедическая образованность. Рационализм, отточенность образов и стиля. Историко-культурная и общественно-гражданская проблематика произведений. Переводческая деятельность Брюсова.

Константин Дмитриевич Бальмонт (2 ч.). Стихотворения (по выбору учителя и учащихся). Шумный успех ранних книг К. Бальмонта «Будем как солнце», «Только любовь», «Семицветник ». Поэзия как выразительница «говора стихий». Цветопись и звукопись Бальмонта. Интерес к древнеславянскому фольклору («Злые чары», «Жар-птица») .

Андрей Белый (Б. Н. Бугаев) (2 ч.). Стихотворения (по выбору учителя и учащихся). Роман «Петербург » (обзорное знакомство с чтением фрагментов). Влияние философии Вл. Соловьева на мировоззрение А. Белого. Ликующее мироощущение). Резкая смена ощущения мира художником (сборник «Пепел»). Философские раздумья поэта (сборник «Урна»).

Акмеизм (1 ч.). Статья Н. Гумилева «Наследие символизма и акмеизм» как декларация акмеизма. Западноевропейские и отечественные истоки акмеизма. Обзор раннего творчества Н. Гумилева, С. Городецкого, А. Ахматовой, О. Мандельштама, М. Кузмина и др.

Николай Степанович Гумилев (2 ч.). Стихотворения: «Жираф», «Озеро Чад», «Старый Конквистадор», Цикл «Капитаны», «Волшебная скрипка», «Память», «Слово», «Заблудившийся трамвай» или другие стихотворения (по выбору учителя и учащихся). Романтический герой лирики Гумилева. Экзотика. Яркость, праздничность восприятия мира. Активность, действенность позиции героя, неприятие серости, обыденности существования. Трагическая судьба поэта после революции.

Поурочные разработки по русскому языку 11 классе по УМК. Гольцовой.


«РАСЧАСОВКА Р.ЯЗ. 11 КЛ.»

Р У С С К И Й Я З Ы К (1 1 К Л А С С)

Всего за год –

I полугодие

II полугодие

В неделю – 1 час

К./Д. -

Р./О. -

Зачёт -

Сл./д. -

ПЛАНИРОВАНИЕ СОСТАВЛЕНО НА ОСНОВЕ

Программы курса «Русский язык. 10 –11 классы» Авт.- сост. Н. Г. Гольцова: Учебное пособие. – М.: ООО «Русское слово – учебная книга», 2002.

УЧЕБНИК:

Гольцова Н. Г., Шамшин И. В. Русский язык 10 -11кл.: М., «Русское слово», 2004, (2006, 2008).

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ:

    Гольцова Н.Г., Мищерина М. А. Русский язык. 10-11 классы. Профильный уровень. Базовый уровень: Поурочное планирование. – М.: ООО "ТИД "Русское слово – РС", 2004.

    Русский язык 10-11кл.: Книга для учителя. - М., «Русское слово», 2002.

    Н. Г. Гольцова, М. А. Мищерина. Русский язык. 10-11классы. Профильный уровень. Базовый уровень: Поурочное планирование. - М., «Русское слово», 2004.

    Будникова Н. Н., Дмитриева Н. И., Холявина Т. Г. Поурочные разработки по русскому языку: 10-11 классы. М.: ВАКО, 2009.

    Петровская С. С. и др. Сборник диктантов по русскому языку: 10-11 кл.: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2000.

    Журнал «Русский язык в школе».

    Бежанова С. В., Ганина Е. В. Сборник тестов по русскому языку. – Москва - Воронеж, 2001.

    Огай О. Н. Как написать экзаменационное сочинение в 11 классе: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2006.

    Трошева Т. Б. Система подготовки к ЕГЭ по русскому языку: программа, теория, практика: учеб. пособие. – Пермь: Перм. ун-т; Краснодар: Мир Кубани, 2007.

    Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений/ А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. – М.: Просвещение, 2001.

    Андрей Тихов . Русский язык на отлично. - Редакция сайта Педсовет.org, Белгород, 2007.

Просмотр содержимого документа
«ТЕСТ К УРОКУ № 15»

( ВАРИАНТ 1.)

    Найдите неправильно поставленное ударение в одном из слов.

а) арЕст, бантЫ;

б) гравЁр, гладИльная (доска);

в) восприняла, баловнИк;

г) безУдержный, диалОг;

д) троЮродный, граждАнство.

2. Найдите словосочетание, в котором нарушены нормы сочетаемости.

а) предостеречь от поступка;

б) нетерпимая мука;

в) произвести впечатление;

г) высказывать мнение на что-нибудь;

д) иметь представление о чем-либо.

а) Дивиденды были распределены между акционерами в зависимости от числа акций.

б) Скандал разразился, когда свекровь не позволила невестке внести свою лепту в горницу и поставить рядом
с кроватью.

в) В кулуарах съезда обсуждались новые назначения.

г) Парламент заслушал предложение о легализации торговли оружием.

4. Найдите речевую ошибку.

а) Депутаты Государственной думы стали в курсе этого решения лишь сегодня.

б) У американцев не принято спрашивать, какие доходы они зарабатывают.

в) В этой ситуации мы не могли предпринимать никаких решительных действий, так что оставалось ждать у моря погоды.

5. Найдите речевую ошибку.

а) Не думайте, что я против жилищной реформы, - я обоими руками готов голосовать за нее, были бы средства.

б) Она была выбрана режиссером на эту роль из шестисот пятидесяти претендентов.

в) Далеко не все политики, которые вершат нашими судьбами, достойны уважения.

г) Фабрика специализируется на выпуске товаров для малообеспеченных слоев населения, к которому относится
большинство граждан в провинции.

Я возвращался домой пустыми переулками станицы; месяц полный и красный, как зарево пожара, начинал показываться из-за зубчатого горизонта домов; звезды спокойно сияли на темно-голубом своде, и мне стало смешно, когда я вспомнил, что были некогда люди премудрые, думавшие, что светила небесные принимают участие в наших ничтожных спорах за клочок земли или за какие-нибудь вымышленные права.

а) орфографическая;

б) пунктуационная;

в) речевая.

Часы пробили первый и второй час утра, - и он услышал дальний стук кареты. Невольное волнение овладело им. Карета подъехала и остановилась. Он услышал стук опускаемой подножки. В доме засуетились. Люди побежали, раздались голоса, и дом осветился.

а) газетно-публицистический;

б) официально-деловой;

в) разговорный;

г) научный;

д) художественный.

а) описание;

б) повествование;

в) рассуждение.

9. Установите значение слова беллетрист.

а) специалист по описанию книг и составлению их перечней, указателей;

в) продавец старинных и подержанных книг;

д) любитель и собиратель книг;

е) человек, который выдает чужое произведение за свое.

ТЕСТ ПО ТЕМЕ «ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ГРАММАТИКО-СТИЛИСТИЧЕСКИХ ОШИБОК». (ВАРИАНТ 2.)

1. Найдите неправильно поставленное ударение в одном и з слов.

а) добЫча, дЕспот;

б) глашАтай, вероисповЕдание;

в) дОллар, догнАла;

г) жалюзИ, дремОта;

д) давнИшний, закупОрить.

2. Найдите словосочетание, в котором нарушены нормы сочетаемости:

а) провести уборку территории;

б) придерживаться мнения;

в) жертвы во имя прогресса;

г) получить фиаско;

д) усвоить новую специальность.

3. Найдите слово, употребленное в несвойственном ему значении.

а) Его первая жена умерла, но в памяти мужа она была вечной идиллией красоты и женственности.

б) В национальном округе доминируют жители коренной национальности.

в) Березовский персонифицирует в себе все негативные качества финансового капитала.

г) Фрегат втянули в гавань и ввели в док.

4. Речевая ошибка допущена в предложении.

а) Командированный отчитался о поездке перед коллективом отдела.

б) В этом году несколько гимназий провели эксперимент:

заместо обычной пятибалльной шкалы по некоторым предметам знания оценивали по шкале от 1 до 12.

в) Спасибо вам за то, что вы сейчас, возможно, кому-то вселили надежду, вернули веру в будущее.

5. Речевая ошибка допущена в предложении.

а) В Сочи прибыли самолеты с двумястами пятьюдесятью пятью туристами из районов бедствия.

б) Мои любимые грузинские блюда - из помидоров, баклажанов с грецкими орехами и чесноком - прекрасно готовит моя мама.

в) Главные виновники случившегося - в верхних эшелонах власти, и это никому не секрет.

г) Мои должностные обязанности заключаются в подборе и руководстве кадрами.

6. Какая ошибка допущена в предложении?

Мне иногда кажется, что терпение, верность, всепрощение и искренность, какие присущи нашим домашним тварям, действуют на ум ребенка гораздо сильнее, чем длинные нотации сухого и бледного Карла Карловича или разглагольствования гувернантки, старающейся доказать, что вода состоит из кислорода и водорода.

а) орфографическая;

б) пунктуационная;

в) речевая.

7. Определите стиль приведенного ниже текста.

За месяц до отъезда из Москвы у нас не стало денег - это папа готовился к рыбной ловле... И вот началась ловля. Уселся отец на берегу, разложил свое хозяйство, опустил садок в воду, закинул удочки - нет рыбы. Такое вот было невезение.

а) газетно-публицистический;

б) официально-деловой;

в) разговорный;

г) научный;

д) художественный.

8. Определите тип текста задания № 7.

а) описание;

б) повествование;

в) рассуждение.

9. Установите значение слова лингвист.

а) человек, равнодушный к пище;

б) человек, предрекающий будущее;

в) человек, знающий много языков;

г) специалист в области языкознания;

д) тот, кто произносит речь, обладает даром красноречия;

е) коллекционер марок.

Просмотр содержимого документа
«ТЕСТ К УРОКУ № 19»

УРОК № 19 ТЕСТ «ВВОДНЫЕ СЛОВА».

1. Определите значение вводного слова в предложении (запятые не расставлены).

Когда мы подошли к большим папа к великой нашей радости объявил что по просьбе матушки поездка отложена до завтрашнего дня.

а) уверенность;

б) неуверенность;

в) чувства говорящего;

г) порядок оформления мыслей;

д) источник информации.

2.Укажите предложение с вводным словом.

а) На дворе не было видно ни зги.

б) Он определенно заблуждается.

в) Вряд ли он сегодня придет.

г) Видно письмо еще не дошло по адресу.

д) Видно что мне здесь делать нечего.

3. В каком предложении нет вводных слов?

а) Грязный двор офицерского собрания казался черным.

б) Сверкнула молния и кажется где-то прогремел гром.

г) Во-первых в кармане не было ни копейки.

д) Наступила наконец и весна.

4. Что обозначают вводные слова в предложении?

Горный воздух безо всякого сомнения действует благотворно на здоровье человека.

а) источник информации;

б) уверенность;

в) чувства;

г) порядок мыслей;

д) неуверенность.

5. В каком предложении вводное слово указывает на порядок оформления мыслей?

а) Челкаш прошептав что-то снова улегся.

б) Как нарочно никто не собирался расходиться.

в) Таким образом напрашивается несколько вопросов.

г) Несомненно отстать на пол-очка было очень обидно.

д) К моему большому сожалению ясность ума у вас напрочь отсутствует.

6. Выберите предложение, в котором слово однако выступает в роли вводного и выделяется запятыми с двух сторон.

а) Мы уехали однако с ними не простились.

б) Его не любили однако жалоб на него не поступало.

в) Мы выбрали изящную однако дешевую мебель.

г) Нам пора возвращаться однако.

д) Она однако не могла сдержать своих слез.

7. Сколько в предложении знаков препинания?

Безусловно когда переступаешь порог дома Льва Толстого когда шагаешь по его земле когда читаешь его произведения это абстрактное определение начинает кажется приобретать как бы осязаемую плоть контуры зримой конкретности.

а) 3 б) 4 в) 5 г) 6 д) 7

8. Сколько в предложении знаков препинания?

Вот наконец мы взобрались на гору остановились и оглянувшись по сторонам ахнули.

а) 2 6)3 в) 4 г) 5 д) 6

Просмотр содержимого документа
«ТЕСТ К УРОКУ № 20»

Тест « Обращения. Предложения с междометиями, утвердительными, отрицательными и вопросительными словами. Вводные слова».

1. Укажите неверное утверждение.

а) обращения произносятся с особой звательной интонацией;

б) обращения имеют форму именительного падежа;

в) обращения могут быть выражены только одушевленными существительными;

г) обращения могут выделяться запятыми и восклицательным знаком.

2. Найдите предложения с обращением (знаки препинания не расставлены).

а) Жизнь моя ничуть не стала тише.

б) Поклон-привет тебе он шлет моя любимая.

в) Тополи скорей идите во поле.

г) Ясени родную степь украсили.

д) Дорога нас в дальние дали зовет.

е) Куда меня знакомая дороженька ведет?

ж) Пожелай мне доброго пути.

3. Укажите предложения с распространенным обращением (знаки препинания не расставлены).

а) О жизнь моя как ты мне дорога!

б) Сыпь ты черемуха снегом.

в) Распахни мне объятья свои густолистый развесистый лес!

г) Мы старые друзья с тобою ветер.

д) Пой гармоника вьюге назло.

е) Откуда ж приятель песня твоя?

ж) Про родимый край баян сыграй.

4. Найдите предложения, в которых неверно расставлены знаки препинания.

а) Люди мира, на минуту встаньте!

б) Ты прощай любимый, уходи хороший, по дороге длинной.

в) Хорошая, любимая, родная, мы друг от друга далеко живем.

г) Не улетай, лебедушка, не отцветай, черемуха.

д) Сыны снегов, сыны славян, зачем вы мужеством упали?

е) Милый, мой друг, добрый, мой друг, людям так хочется мира.

5. Укажите неверное утверждение.

а) вводные слова не являются членами предложения;

б) вводные слова могут выделяться скобками или тире;

в) вводные предложения могут выделяться запятыми;

г) междометия могут выделяться запятыми с двух сторон.

6. Найдите примеры, в которых выделенные слова являются вводными (знаки препинания не расставлены).

а) Ночью весь мир огромный кажется проще.

б) Правда с годами мои стихи делались менее нарядными.

в) К счастью на берегу никого не было.

г) Лежали тихие снега. Вдруг как пошла крутить пурга!

д) Одни только звезды как будто радовались первому морозу.

7. Укажите примеры, в которых неверно расставлены знаки препинания.

а) Лес с каждой минутой менял краски, и, наконец, стемнело.

б) Мы простимся с тобой у порога, и быть может навсегда.

в) Здесь возможны, а может быть, и неизбежны всякие чудеса.

г) Ночью вероятно было прохладно, и окна отпотели.

д) В сущности, я так мало написал в своей жизни.

е) Призыв твой, стало быть, пал на почву, всегда взрыхлённую.

8. Найдите предложения, в которых есть междометия.

а) О камни плещется зеленая вода.

б) О как в предвиденье разлуки взор обостряется у нас.

в) О дорожные камни изранены ноги босые.

г) О какая суровая, какая длинная зима,

д) О я хочу безумно жить.

е) О людях говорить при жизни надо.

ж) О нашей любви говорить мы не будем.

9. Укажите примеры, в которых слова да и нет являются самостоятельными предложениями и требуют обособления.

а) Мы - гуманисты да!

б) Нет не по книгам мы узнавали твои. История, дела.

в) Отмечен был огнем да гарью суровый сорок первый год.

г) Да здравствует счастье человека на земле!

д) Нет счастья вне родины, каждый пускает корни в родную землю.

е) Нет не забудет никто никогда школьные годы.

ж) Нет я был слишком счастлив.

Просмотр содержимого документа
«ТЕСТ У УРОКУ № 17»

Тест «Знаки препинания при обособленных определениях и обстоятельствах».

(ЕГЭ. Задание А 20.)

Начало формы

1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

На вышке топтался (1) поёживаясь от ночной прохлады (2) караульщик в армяке (3) наброшенном на плечи (4) поверх шинели. (И.Чесноков)

1) 1,3,4
2) 2,3
3) 1,2,3
4) 1,2,3,4

2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Впереди обыкновенно бежал (1) свесив набок (2) длинный розовый язык (3) белый пудель Арто (4) остриженный наподобие льва. (А.Куприн)

1) 1,2,4
2) 1,3,4
3) 1,2,3,4
4) 1,2,3

3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Отойдя от стоянки (1) версты на две (2) Устин поднялся по глинистому склону (3) на поросший лесом (4) угор. (И.Чесноков)

1) 2,3,4
2) 1,2
3) 2,3
4) 2

4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Издавна тюменские лесники (1) уходя на медведя (2) оставляли дома (3) завязанную узлом (4) рубаху. (А.Ананьев)

1) 1,2
2) 1,3
3) 1,2,4
4) 1,2,3

5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Расселина (1) напоминавшая (2) глубокий кривой коридор (3) постепенно сужаясь (4) вела и вела их вверх. (В.Быков)

1) 1,2,3
2) 2,3
3) 1,3,4
4) 1,3

6. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Поднимаясь по трапу на верхнюю палубу (1) Лёша посторонился (2) давая дорогу (3) быстро сбегавшей сверху (4) смуглой черноволосой девушке.(Л.Князев)

1) 2,3
2) 1,2,3
3) 1,2,3,4
4) 1,2

7. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Наш эшелон (1) собранный из товарных теплушек (2) проплутав около недели (3) по заснеженным пространствам России (4) наконец февральской вьюжной ночью нашел себе пристанище в серпуховском тупике.(Е.Носов)

1) 1,2
2) 1,2,4
3) 1,3,4
4) 1,2,3

8. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Томми вытянул морду (1) обрамленную коричневыми кудряшками (2) и (3) дрожа всем телом (4) подался вперед.(В.Свинцов)

1) 1,3
2) 1,2,3,4
3) 1,3,4
4) 3,4

9. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Три мужика сидели на куче мешков (1) сваленных на палубе (2) и (3) задрав головы (4) ждали распоряжений. (И.Чесноков)

1) 1,2,3,4
2) 2,3
3) 3,4
4) 1,3,4

10. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

На площадях плотники (1) посмеиваясь(2) пилят (3) пахнущие смолой и лесной сыростью (4) доски. (В.Гроссман)

1) 1,2,3
2) 2,3
3) 1,3,4
4) 1,2

Конец формы

Просмотр содержимого документа
«УРОК № 2»

Урок №_____ Дата__________

Тема: Р./О. № 1 Средства выразительности языка.

Цели: познавательный аспект: повторить термины; развивать умения различать тропы, стилистические фигуры и другие средства выразительности; определять их роль в тексте;

развивающий аспект: развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умения анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, логически верно излагать свои мысли; продолжать работу по раскрытию творческих способностей; по развитию критического, образного мышления; создавать условия для развития коммуникативных навыков;

воспитательный аспект: развитие системы ценностных отношений к родному языку; воспитание бережного отношения к слову автора, ответственного отношения к собственному слову, к культуре речи; совершенствование навыков этичного межличностного общения.

Тип урока : урок речевого общения.

Оборудование : приложения №1-№ 5, таблица в электронном варианте «Средства выразительности».

Ход урока.

I. Организационный момент. Запись темы урока.

II. Вступительное слово.

– Каждый образованный человек, безусловно, должен уметь оценивать речевое поведение – свое и собеседников, соотносить свою речь с конкретной ситуацией общения. Почему же сегодня в XXI веке журналисты, учёные, языковеды, психологи, социологи, писатели, педагоги особенно остро ощущают речевое неблагополучие и задают извечные русские вопросы Что делать? и Кто виноват? Почему не испытывают чувства стыда люди, не знающие родного языка, засоряющие его "модными", на их взгляд, словами? Почему становится популярным мнение о том, что произведения классической русской литературы не имеют сегодня своего читателя? Почему? Вопросов много. А ведь изучение лингвистики и литературы, этих важных составляющих гуманитарного образования, – один из путей, позволяющих овладеть нам мастерством человеческого счастья и мудрости, сохранить культуру. Наш родной язык, самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык, по определению К.Г.Паустовского, явление уникальное, удивительное. В нём уживаются и тесно переплетаются красивое и некрасивое… Продолжите ряд противопоставлений: выразительное – невзрачное, сильное – слабое, правильное – неправильное, родное – чужое, величественное – скверное, живое – мёртвое. Какая проблема стоит перед нами, перед теми, кто владеет языком, кто его изучает? Сформулируйте проблему в виде вопроса: как сделать так, чтобы язык был лучшим из того, что есть на свете – красивым, величественным, выразительным?

– Как связана проблема с темой урока? Найдите точки соприкосновения между ними.

– Для чего могут использоваться средства выразительности?

– Средства выразительности языка – это путь к выразительной, образной речи. Они могут использоваться для воспроизведения, имитации, описания явлений окружающей действительности.

III. Составление синквейна или диаманты. Формулирование задач.

– Вспомните, при решении каких учебных задач вам необходимо знать средства выразительности, уметь их квалифицировать, различать, определять их роль в тексте и т.д.? Какие трудности вы при этом испытываете? Отразите свои мысли, впечатления, затруднения в синквейнах или диамантах, выберите формулировку темы: "Выразительные средства языка", "Речь", "Язык".

Синквейн

Средства выразительности
Они
Красивые, живые (необычные…)
Украшают, описывают, имитируют
"Богатство языка … богатство мыслей". (Н.М.Карамзин).
Сокровища речи (тропы)

Средства выразительности
Они
Непонятные, разнообразные
Не нахожу, не различаю, не могу определить роль в тексте
(усложняют, путают, озадачивают)
"Богатства русского языка неизмеримы…" (К.Г.Паустовский).
Проблема

Диаманта
Речь
Красивая, живая (необычная, богатая, волшебная)
Обогащающаяся, описывающая, оживляющая
Красота, выразительность, гибкость, вместительность
Оскудевающая, шокирующая, омертвевшая
Примитивная, невыразительная
Словесный мусор

– Итак, средства выразительности выполняют стилистическую и изобразительно-выразительную функцию, а синтаксические стилистические приёмы создают особую организацию речи. Средств выразительности много, поэтому очень трудно развить умение видеть совокупность всех изобразительно – выразительных средств языка, которые используются в тексте, квалифицировать их и определять их роль во фрагментах текста, правильно приводить примеры.

– Какие поставим перед собой задачи для работы по данной теме при подготовке к ЕГЭ? (Обсуждение в группах.)

    Повторить термины;

    Скорректировать умение находить средства выразительности в тексте, различать виды тропов, стилистических фигур и других средств выразительности;

    Продолжать развивать умение определять роль средств выразительности в анализируемом тексте.

Данный урок должен стать помощником в преодолении трудностей.

IV. Проверка домашнего задания. Работа в малых группах

Учащиеся обмениваются заданиями, приготовленными дома, и работают в парах, тройках. Взаимные консультации. Социализация (защита задания – принцип составления). Результат выполнения. Чем были вызваны затруднения?

Задание 1. Кроссворд 1 "Стилистические фигуры речи".

По горизонтали: 1. Стилистическая фигура речи, расположение слов и выражений по восходящей и нисходящей значимости. 3. Оборот поэтической речи, в котором для усиления выразительности резко противопоставлены прямо противоположные понятия, мысли, черты характера действующих лиц. 4. Расположение рядом сходных элементов речи, синтаксических конструкций. 5. Повторение слова или словосочетания в конце строки. 6. Сочетание противоположных по значению слов. 7. Необычный порядок слов в предложении, придающий фразе новый выразительный оттенок. 8. Приём, который даёт читателю возможность догадаться, о чём могла пойти речь во внезапно прерванном высказывании.

По вертикали: 2. Повторение слов или словосочетаний в начале предложений, строф.

Задание 2. Кроссворд 2

По горизонтали: 1. Троп, состоящий в употреблении собственного имени в значении нарицательного. 3. Слово, определяющее предмет или явление и подчёркивающее его качества, свойства, особенности. 4. Вид тропа, способ переноса значения по смежности явлений. 5. Определение одного предмета при помощи его сопоставления с другим. 6. Оборот, состоящий в замене названия предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты 7. Иносказательное изображение отвлечённого понятия при помощи конкретного явления действительности. 8. Образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения. 9. Троп, противоположный гиперболе и состоящий в явно неправдоподобном, непомерном преуменьшении свойств, качеств, признаков, размеров, силы, значения и т.д. какого-либо явления.

По вертикали: 2. Переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или по контрасту.

– Как можно назвать этот кроссворд?

Задание 3

– Приведите примеры из текстов, иллюстрирующие термины, на которые указывают лучи. Какой термин "спрятан" в фокусе?

Задание 4 "Солнышко"

Задание 5

– Объясните схему. Назовите виды тропов в следующих предложениях:

Эвфемизм – разновидность перифразы . Эвфемизмы заменяют слова, употребление которых говорящему или пишущему по каким-то причинам представляется нежелательным.

Синекдоха – частный случай метонимии : обозначение целого через его часть.

Задание 6 "Снежинка"

Объяснить схему, проиллюстрировать примерами из текстов.

Задание 7

– С помощью какой из данных схем можно проиллюстрировать антитезу, оксюморон, зевгму? Определите, какие средства выразительности использованы в следующих предложениях:

1. В парках показались молодые листочки и закупщики из западных и южных штатов. 2. Есть тоска весёлая в алостях зари (С. Есенин) . 3. Наступило вечное мгновение (А. Блок ). 4. Дома новы, да предрассудки стары (А. Грибоедов ). 5. Чёрный вечер – белый снег. (А.Блок ). 6. Новый год я встретила одна. Я, богатая, была бедна. (М. Цветаева ). 7. Он идёт, святой и грешный, русский чудо-человек! (А.Твардовский ). 8. Шёл дождь и три студента, первый – в пальто, второй – в университет, третий – в плохом настроении.

V. Обобщение. Фронтальная беседа

– Какие два ряда терминов следует различать? Что такое тропы? Что такое стилистические фигуры? Какие другие средства выразительности могут использоваться в текстах разных стилей? С какой целью?

VI. Экспресс-опрос по теме "Тропы. Стилистические фигуры"

Работа по карточкам (группа № 1 – карточка красного цвета, группа № 2 – карточка синего цвета, группа № 3 – зелёного цвета). Можно выбрать любую форму работы: индивидуальную, взаимообучение в паре, тройке, группе (Приложение 1 ). Для проверки использовать код. Результаты отразить в листе успехов (Приложение 2 ). Социализация.

VII. Тестовые задания на применение знаний. "Выразительно" о языке, слове, речи

Работа по карточкам (Приложение 3 ). Лист успехов (Приложение 2 ). Социализация.

VIII. Обобщение

– В высказываниях звучит мысль о том, что язык неразрывно связан родиной, с простыми людьми, природой. Писатели призывают беречь родной язык, говорят о его многоликости, величии. Язык – "исповедь народа", его душа, его нравственность, основа культуры…
Нам уже привычно слышать, что наш язык – великий и могучий, что он, говоря словами М.Горького, "неисчерпаемо богат и все обогащается с быстротой поражающей. Но! Чем он обогащается сейчас? Жаргонными словами и неологизмами, значение которых не понятно большинству людей, владеющих русским языком?

IX. Работа с текстом

1. Выразительное чтение текста:

(1) Экология – это наука о взаимодействии живых организмов и их сообществ между собой и со средой, в которой они обитают.
(2) Эти взаимоотношения изучают самые разные науки: биология и химия, астрономия и космология, математика и философия.
(3) Все они вносят свой вклад в экологию, которая сегодня разделилась на ряд самостоятельных дисциплин: общую экологию, агроэкологию, гидроэкологию, экологию человека и т.д.
(4) Активно формируется в наши дни экология культуры, или духовная экология.
(5) Конечно, между экологией природы и экологией культуры не может быть непроходимой пропасти, вместе с тем между ними есть и большое различие.
(6) Утраты в природе до известных пределов восстановимы.
(7) Иное дело – ценности культурные и нравственные.
(8) Они или восстанавливаются с большим трудом, или вовсе исчезают, как, скажем, разрушенные памятники культуры, сгоревшие книги, рукописи…
(9) Историк-археолог В.Л. Янин так образно раскрыл содержание понятия "экология культуры".
(10) Если выкорчевать дерево, то на его месте можно вырастить новое.
(11) Но если мы разрушаем старину, памятники культуры, стираем с карты исторические названия, тем самым, по мнению учёного, мы уничтожаем генетический код нашей исторической памяти.
(12) Поэтому наша любовь к духовному наследию своего народа должна быть действенной.
(13)Многое зависит от отношения к языку.
(14) Иначе и быть не может!
(15) В самом деле.
(16) Если культура – это совокупность достижений общества в области науки, просвещения, искусства, то закрепляются эти достижения, как правило, в языке, в Слове.
(17) Возникнув на определённом историческом этапе, литературный язык сам по себе служит свидетельством уровня духовного развития народа, общества.
(18) Любовь к языку, как и любовь к природе, – составная часть патриотизма, любви к Родине.
(19) Экология языка имеет поэтому и нравственную сторону.
(20) Небрежное отношение к языку, отход от национальной культуры, которая в нём выражена, не проходят бесследно для человека как личности.
(21) Ведь язык – это и основа национальной памяти, и ключ к пониманию духовного мира, своего и чужого.
(22) В последние годы наши писатели и публицисты неустанно говорят с тревогой о признаках духовной деградации, духовного обнищания, напрямую связанных с языковыми потерями.
(23) Как всякое живое на земле не может мириться со своей смертью, так и живая нация не может смириться с деградацией своего языка. (По Л.И. Скворцову )

2. Объяснение значений слов и выражений ("генетический код", "экология культуры", "нравственные ценности" и др.)

4. Кто впервые использовал понятие "экология культуры"? (Двадцать лет назад Д. С. Лихачев впервые использовал достаточно новое в то время понятие экология в необычном контексте - "экология культуры", "нравственная экология". Он писал: "...Экологию нельзя ограничивать только задачами сохранения природной биологической среды. Для жизни человека не менее важна среда, созданная культурой его предков и им самим. Сохранение культурной среды - задача не менее существенная, чем сохранение окружающей природы".)

В последние годы все чаще ставится вопрос об экологии языка, непосредственно связанной с сознанием человека, с определяющими свойствами его личности; экология языка является неотъемлемой составляющей экологии культуры.

5. Какое из утверждений не соответствует содержанию текста?

    Экология культуры ориентирована на сохранение исторической памяти народа.

    Если потери в биологической экологии можно восстановить хотя бы частично, то утрата культурных ценностей невосполнима.

    Экология культуры – наука, занимающаяся исключительно проблемами защиты литературного языка.

    Экология культуры – относительно молодая дисциплина.

6. Определите стиль и тип речи текста.

    научный стиль; рассуждение с элементами повествования;

    публицистический стиль; рассуждение;

    разговорный стиль; рассуждение;

    художественный стиль; рассуждение и описание

7. Укажите значение слова дейсвенная (предложение 12).

    глубокая, всепоглощающая;

    способная воздействовать, активная;

    находящаяся в постоянном движении;

    настоящая, подлинная.

8. Прочитайте фрагмент проекта сочинения, написанного на основе прочитанного вами текста. (Приложение 4 ) В этом фрагменте анализируются стиль текста, средства выразительности языка, использованные автором и др. Но, к сожалению, некоторые важные слова "потерялись". Восстановите текст, вставьте на места пропусков названия средств выразительности, цитаты из текста, определите роль названных средств выразительности и другие особенности текста. Запишите в тетрадь получившийся текст.

X. Работа по группам

1 часть текста – 1-я группа, 2 – 2-я группа, 3 – 3-я группа.

Результат работы отразить в листе успехов (Приложение 2 ).

Примерная работа учащихся (Приложение 5 ). Социализация

XI. Фронтальная беседа

– Какие средства выразительности не были проанализированы? (Метафоры и др.)
– Каких важных частей нет в данном фрагменте сочинения?
– Как иначе можно построить свои рассуждения? (Какие изменения вы бы внесли в предложенный проект?)

XII. Домашнее задание

– Завершить сочинение, дополнив его следующими составляющими: 1) вступительная часть; 2) чёткая формулировка проблем исходного текста и собственный комментарий к сформулированным проблемам; 3) отразить позицию автора; 4) изложить собственное мнение по проблеме; 5) заключительная часть (см. "Критерии оценивания ответа на задание С1". Демонстрационный вариант 2010 года). Отредактировать черновой вариант сочинения.

XIII. Подведение итогов урока

– Какие цели и задачи мы перед собой ставили в начале урока? Что получилось? Что не получилось? Над чем ещё предстоит работать? Какую практическую помощь вы получили сегодня на уроке для подготовки к экзамену? Какие мысли, высказывания известных людей особенно запомнились вам, получили в вашей душе эмоциональный отклик?

– Для того чтобы оказать эмоциональное воздействие и в эстетических целях, с целью создания образности и выразительности, мастера слова используют средства и приёмы выразительности речи. Мы с вами, изучающие язык, должны помнить, что родное слово – это основа нашей духовности, нашей культуры.

– Вы через полгода станете выпускниками школы, вступите во взрослую жизнь, вы в ответе за настоящее и будущее русского языка. Слушайте. Думайте. Решайте. Каким он будет? Относитесь к родному слову как к "дару бесценному", как к сокровищу, пусть о вас всегда говорят: "Это культурный человек". А какой он, культурный человек? Владеющий культурой чувств, культурой общения, умеющий правильно, красиво и выразительно говорить, писать.

Просмотр содержимого документа
«УРОК № 1»

Урок №_____ Дата__________

Тема: Принципы русской пунктуации. Основные единицы синтаксиса.

Цели: вспомнить основные понятия синтаксиса; познакомиться с основными принципами русской пунктуации; научиться производить синтаксический анализ словосочетания; совершенствование аналитических умений и развитие речи учащихся; воспитывать языковое чутьё.

Тип урока : вводный урок.

Оборудование : таблица «Основные единицы синтаксиса», таблица «Виды словосочетаний».

Ход урока.

I. Фронтальный опрос.

    Что изучает синтаксис?

    Что изучает пунктуация?

    Почему синтаксис и пунктуация изучаются вместе?

    Какие понятия синтаксиса вы помните? Дайте их определение.

Синтаксис (от греч. sintakxis - «порядок, строение»).

Пунктуация (от лат. рип ctum - «точка»).

II. Работа со статьей учебника.

Чтение § 66. Беседа по вопросам.

    Что мы называем знаками препинания?

    Сколько знаков препинания в современном русском языке?

    Назовите основные функции знаков пунктуации.

    Какие принципы легли в основу правил русской пунктуации?

III. Работа в тетрадях.

    Запишите предложение, расставьте знаки препинания. Выполните пунктуационный анализ предложения:

Все смолкло одни кузнечики трещали сильнее из земли поднялись белые пары расстилавшиеся по лугу и по реке река присмирела в ней вдруг плеснул кто-то в последний раз затем она стала неподвижна.

    Составьте предложения, в которых были бы:

а) тире, двоеточие, три запятых;

б) двоеточие при наименьшем количестве слов в предложении;

г) точка с запятой, две запятых.

IV. Разбор основных единиц синтаксиса. Повторение «Словосочетание».

1. Заполнение таблицы.

Учащиеся вместе с учителем заполняют таблицу « Основные единицы синтаксиса».

Словосочетание

Простое предложение

Сложное предложение

Что называет

Отношения между явлениями

Отношения между событиями

Грамматическое значение

Отношения между словами (согласование, управление, примыкание)

Значение лица, времени, наклонения (предикативность)

Отношения между предикативными единицами

Строение

Не менее двух слов

Наличие одной предикативной единицы

Наличие двух и более предикативных единиц

Является ли единицей сообщения

Нет, не является

Одна единица сообщения

Одна единица сообщения

2. Работа над предложением.

Учащимся предлагается задание: выписать из предложения все возможные словосочетания:

Далеко в лесу огромном возле синих рек жил с детьми в избушке темной бедный дровосек.

    Какие сочетания слов нельзя было выписывать и почему?

3. Чтение § 67- 68.

4. Составление логической схемы «Виды словосочетаний». (Составление производится учащимися коллективно.)

4. Ознакомление с порядком синтаксического разбора словосочетаний на с. 242-243.

    Выполнение упражнения 364.

V. Итог урока.

    Домашнее задание.

    Упражнения 359, 362.

    Повторить средства худ. выразит.

Просмотр содержимого документа
«УРОК № 10»

Урок №____ Дата__________

Тема: Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях, однородных и неоднородных приложениях.

Цели : повторить ранее изученный материал по теме урока; закрепить навыки пунктуационного анализа предложений с однородными членами; познакомиться с однородными (неоднородными) определениями и приложениями; воспитание языкового чутья.

Тип урока : урок-практикум.

Оборудование : карточки, схемы.

Ход урока.

    Проверка домашнего задания.

1. Беседа по вопросам.

(Один учащийся отвечает на вопросы.)

Когда ставится запятая при однородных членах предложения?

Когда не ставится запятая в предложениях с однородными членами?

2. Взаимопроверка упражнения 394.

3. Работа по карточкам.

3. Синтаксический анализ предложения с однородными членами. Составление схемы.

Парень был широкоплеч, коренастый, русый, с загорелым и обветренным лицом и с большими голубыми глазами, смотревшими на Челкаша доверчиво и добродушно.

Каковы стилистические особенности однородных членов в предложении?

II. Работа по теме урока.

1. Беседа с классом.

    Что такое определение?

    Какие бывают определения? (Согласованные и несогласованные.)

    Чем выражены согласованные определения? Несогласованные?

2. Обобщение знаний об однородных и неоднородных определениях.

(Чтение § 80. Анализ теоретического материала.Задание:

    Чем отличаются однородные определения от неоднородных?

    Выполнение упражнений.

(Упражнение 400 (устно), 397 (письменно - выборочно; выписать три предложения с однородными и три - с неоднородными определениями).

4. Обобщение знаний об однородных и неоднородных приложениях.

Что такое приложение?

Какие вы знаете виды приложений?

Влияет ли вид приложения на обособление?

(Чтение §81. Анализ теоретического материала.Задание: придумать и записать предложения на каждый пункт правила. Проверка выполненного задания.)

5. Выполнение упражнения 401.

Письменно - выборочно: выписать два предложения с однородными, два - с неоднородными приложениями.

    Р./р. Послушайте отрывок из статьи популярного молодёжного журнала. Ответьте на вопросы и выполните задания.


    Определите тему, которой посвящена статья.

    Понятно ли вам содержание статьи?

    Ваше отношение к употреблению молодёжного сленга в информационных изданиях, художественной литературе, в теле – и радиопрограммах?

IV . Итог урока.

V . Домашнее задание.

2. Упражнение 402.

Просмотр содержимого документа
«УРОК № 11»

Просмотр содержимого документа
«УРОК № 12»

Урок №____ Дата__________

Тема: Обобщающие слова при однородных членах.

Цели : повторить правила постановки знаков препинания при однородных членах с обобщающими словами; обобщить знания по однородным и неоднородным определениям и приложениям; повторить типы сказуемых; воспитание языкового чутья.

Тип урока : урок закрепления зун.

Оборудование : тексты в распечатанном виде, таблица.

Ход урока.

    Проверка домашнего задания.

1. Устный ответ по теме;

1) однородные/неоднородные определения;

2} однородные/неоднородные приложения.

2. Проверка домашнего упражнения «по цепочке».

3. Работа с текстом.

(Текст в распечатанном виде лежит на партах.)

Задание: выделить грамматические основы предложений. Подчеркнуть как члены предложения неоднородные и однородные определения. Указать вид сказуемых.

Усадьба Лысых Гор была вновь отстроена, но уже не на ту ногу, на которой она была при покойном князе.

Постройки, начатые во времена нужды, были более чем просты. Огромный дом, на старом каменном фундаменте, был деревянный, оштукатуренный только снутри. Большой поместительный дом с некрашеным дощатым полом был меблирован самыми простыми жесткими диванами и креслами, столами и стульями из своих берез и работы своих столяров. Дом был поместителен, с комнатами для дворни и отделениями для приезжих. Родные Ростовых и Болконских иногда съезжались гостить в Лысые Горы семьями, на своих шестнадцати лошадях, с десятками слуг, и жили месяцами. Кроме того, четыре раза в год, в именины и рожденья хозяев, съезжалось до ста человек гостей на один-два дня. Остальное время года шла ненарушимая правильная жизнь с обычными занятиями, чаями, зав траками, обедами, ужинами из домашней провизии. (Л. Толстой)

II. Работа по теме урока.

1. Анализ предложений.

    Запишите предложения.

1. А снаружи все: покойницы, и коньки, и ворота - оторочено кружевом грубоватой деревянной резьбы.

2. Вспышки жнивья и ромашки по меже, пламя подсолнечника и желтеющая рожь - все ликовало и пело вокруг меня.

3. Владелец тщательно осведомляется о ценах на разные крупные партии товара, как-то: пеньку, мед - и делает пометки в маленькой потрепанной донельзя тетрадке.

Чем осложнены данные предложения?

Что есть при однородных членах?

Какое значение вносят в предложение обобщающие слова?

Объясните расстановку знаков препинания при однородных членах с обобщающими словами.

Какими членами предложения являются обобщающие слова?

Какие части речи чаще всего выступают в роли обобщающих слов?

Какие слова могут сопровождать обобщающие слова?

Начертите схемы предложений с обобщающими словами.

2. Чтение § 84, составление таблицы «Знаки препинания при обобщающих словах».

Двоеточие

Двоеточие и тире

1.После обобщающего

2. Если после обобщающего слова стоят слова как-то, а именно, например, то двоеточие ставится после них (перед ними - запятая)

1. После однородных членов перед обобщающим словом.

2. Если перед обобщающим словом

стоят вводные слова короче, короче говоря, словом, одним словом, то тире ставится перед

ними, а вводное слово отделяется запятой

Двоеточие ставится после обобщающего слова перед однородными членами, а тире - после однородных членов, если предложение не закончено

(Для закрепления изученного выполняется упражнение 411.)

III. Итог урока.

IV . Домашнее задание.

2. Упражнение 412.

3.Подг. к контр. диктанту по теме «Простое предложение».

Перед автором книги стояла задача максимального облегчения как подготовки к уроку, так и работы на уроке. Особенностью нашего пособия является его, так сказать, полифункциональность. Педагог может заимствовать из него полные сценарии уроков (они соответствуют реальному ходу уроков) или использовать их частично, встраивая в собственный план урока. Вне зависимости от такого использования пособия, каждый учитель найдет в нем массу интересных и информативных статей на различные темы. В пособии представлены несколько вариантов организации каждого урока и каждой темы, что значительно увеличивает возможности педагога, позволяет ему объединить материал пособия с собственной педагогической системой, выбрать оптимальный вариант проведения занятия.

Россия рубежа ХIХ-ХХ веков.
Историко-культурная ситуация
Цель урока: показать взаимосвязь и взаимовлияние литературы и общественной мысли конца ХIХ - начала ХХ вв. с историческими процессами в стране и в мире.
Методические приемы: лекция с элементами беседы.

Ход урока
I. Вводная беседа
Задание: записать основные положения лекции.
На рубеже ХIХ-ХХ веков Россия переживала перемены во всех областях жизни. Этот ру-беж характеризуется предельной напряженностью, трагичностью времени. Магически действовала дата перехода от века к веку. В общественных настроениях преобладали ощущения неуверенности, не устойчивости, упадка, конца истории.

Какие важнейшие исторические события происходили в России в начале ХХ века?
(Россия пережила три революции (1905 г., Февральскую и Октябрьскую 1917 г.), русско-японскую войну 1904-1905 гг., Первую мировую войну 1914-1918 гг., гражданскую войну.)

Охарактеризуйте внутриполитическую обстановку в нашей стране в это время.
(Очевидна была необходимость перемен, перестройки. В России противоборствовали три основные политические силы: защитники монархизма, сторонники буржуазных реформ, идеологи пролетарской революции. Выдвигались, соответственно, различные варианты, программы пере-стройки: сверху средствами «самых исключительных законов», приводящих к такому социальному перевороту, к такому перемещению всех ценностей (...), какого еще не видела история (П. А. Сто-лыпин), и «снизу», путем ожесточенной, кипучей войны классов, которая называется революцией (В. И. Ленин). Средствами первого пути были, например, манифест 17 октября 1905 года, учрежде-ние думы. Средствами второго - теоретическая подготовка революции и террор.).

Содержание
Программные материалы 4
Общая характеристика эпохи 11
Урок 1. Россия рубежа ХIХ-ХХ веков. Историко-культурная ситуация 11
Урок 2. Русская литература на рубеже веков 13
Творчество И. А. Бунина 17
Урок 3. И. А. Бунин (1870-1953). Очерк жизни и творчества 17
Урок 4. Размышления о России в повести И. А. Бунина «Деревня». 20
Урок 5. Острое чувство кризиса цивилизации в рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» 25
Урок 6. Рассказы И. А. Бунина о любви 31
Вариант урока 6. Анализ рассказов И. А. Бунина «Грамматика любви», «Солнечный удар» 33
Творчество А. И. Куприна 39
Урок 7. А. И. Куприн. Жизнь и творчество.
Воплощение нравственного идеала в повести «Олеся» 39
Урок 8. Изображение кризиса армии как кризиса русской жизни в повести А. И. Куприна «Поединок». 42
Урок 9. Метафоричность названия повести А. И. Куприна «Поединок» 45
Урок 10. Талант любви в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет» 48
Урок 11. Подготовка к сочинению по рассказу «Гранатовый браслет» 51
Вариант уроков 10-11. Любовь в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет» 55
Урок 12. Сочинение по творчеству И. А. Бунина и А. И. Куприна 58
Вариант уроков 11-12. Легенда о любви в рассказе А. И. Куприна «Суламифь» 60
Творчество А. Т. Аверченко 62
Урок 13. Традиции русской сатиры в прозе Аркадия Аверченко 62
Вариант урока 13. Претворение евангельского сюжета в повести Леонида Андреева «Иуда Искариот» 64
Поэзия Серебряного века 66
Урок 14. Символизм. «Старшие символисты» 66
Урок 15. Поэзия «младосимволистов» 69
Урок 16. Поэзия В. Я. Брюсова (1873-1924) 75
Урок 17. «Поэзия как волшебство» в творчестве К. Д. Бальмонта (1867-1942) 81
Вариант урока 17. Новаторство поэзии И. Ф. Анненского (1856-1909) 88
Урок 18. Путешествие за «золотым руном» Андрея Белого (1880-1934) 97
Урок 19. Акмеизм 98
Урок 20. Мир образов Николая Гумилева (1886-1921) 100
Урок 21. Ранняя лирика Анны Ахматовой (1889-1966) 104
Урок 22. Футуризм 110
Урок 23. «Эгофутуризм» Игоря Северянина (1887-1941) 117
Уроки 24-25. Сочинение 122
Вариант уроков 24-25 (I). Судьба поэтов Серебряного века 123
Вариант уроков 24-25 (II). Сонет Серебряного века 129
Творчество М. Горького 138
Урок 26. М. Горький. Очерк жизни и творчества. Романтизм Горького 138
Урок 27. Композиция романтических рассказов М. Горького. 142
Урок 28. Особенности жанра и конфликта в пьесе М. Горького «На дне» 145
Урок 29. «Во что веришь - то и есть». Роль Луки в драме «На дне» 147
Урок 30. Вопрос о правде в драме Горького «На дне» 150
Урок 31. Обзор романа М. Горького «Мать» 152
Вариант изучения романа «Мать» 153
Урок 1. Образ Павла Власова 153
Урок 2. Образ Ниловны в романе «Мать» 154
Уроки 32-33. Сочинение по творчеству А. М. Горького 155
Творчество М. Горького и А. А. Блока 156
Урок 34. Публицистика М. Горького («Несвоевременные мысли») и А. Блока («Интеллигенция и революция») 156
Творчество А. А. Блока 162
Урок 35. А. А. Блок (1880-1921). Личность и творчество. Романтический мир раннего Блока 162
Урок 36. Стихотворение Блока «Незнакомка» 164
Урок 37. «Это все - о России» (Блок). Тема Родины в творчестве Блока 171
Урок 38. Поэма Блока «Соловьиный сад» (1915) 175
Урок 39. Поэма А. А. Блока «Двенадцать» (1918) 178
Вариант уроков 38-39 182
Новокрестьянские поэты 189
Урок 40. Новокрестьянские поэты. Поэзия Н. Клюева. 189
Урок 41. Поэзия С. Клычкова, П. Орешина (обзор) 194
Творчество С. А. Есенина 198
Урок 42. Сергей Есенин как национальный поэт 198
Урок 43. Любовная лирика С. А. Есенина 202
Урок 44. Поэма С. А. Есенина «Анна Снегина» 207
Урок 45. Трагизм поэмы С. А. Есенина «Черный человек» 210
Творчество В. В. Маяковского 215
Урок 46. В. В. Маяковский и футуризм. Поэтическое новаторство В. В. Маяковского (1893-1930) 215
Урок 47. Поэма В. В. Маяковского «Облако в штанах» 227
Урок 48. В. В. Маяковский и революция 232
Урок 49. Настоящее и будущее в пьесе В. В. Маяковского «Клоп» 234
Уроки 50-51. Сочинение по творчеству А. А. Блока, С. А. Есенина, В. В. Маяковского 239
Творчество А. А. Фадеева 240
Урок 52. Роман А. А. Фадеева «Разгром». Особенности жанра и композиции 240
Урок 53. Морозка и Мечик. Народ и интеллигенция в романе А. А. Фадеева «Разгром» 242
Урок 54. Образ Левинсона и проблема гуманизма в романе А. А. Фадеева «Разгром» 244
Творчество Е. И. Замятина 246
Урок 55. Развитие жанра антиутопии в романе Е. И. Замятина «Мы» 246
Урок 56. Судьба личности в тоталитарном государстве (по роману Е. И. Замятина «Мы») 249
Вариант урока 56. Урок-семинар. Сопоставительный анализ романа Е. Замятина «Мы» и романа М. Салтыкова-Щедрина «История одного города» 251
Творчество А. П. Платонова 254
Урок 57. Характерные черты времени в повести А. Платонова «Котлован» 254
Урок 58. Пространство и время в повести А. Платонова «Котлован». 258
Урок 59. Метафоричность художественного мышления А. Платонова в повести «Котлован» 259
Уроки 60-61. Сочинение по произведениям Е. Замятина и А. Платонова 261
Вариант уроков 60-61. Контрольная работа по творчеству Е. Замятина и А. Платонова 262
Приложение 262
Тест по урокам 1-2 262
Тест по творчеству И. А. Бунина и А. И. Куприна 262
Тест по творчеству А. Белого 263
Тест по творчеству Н. С. Гумилева 264
Тест по ранней лирике А. А. Ахматовой 265
Тест по произведениям С. А. Есенина 265
Тест по произведениям В. В. Маяковского 266
Тест по творчеству М. Горького 267
Тест по произведениям А. А. Блока 268
Задания по прозе и поэзии Серебряного века 269
Карточки для проведения контрольной работы 270
Ответы 274
Литература.

Продуктивность урока будет определяться качеством подготовки учителя к занятию. Преподаватель должен ясно представлять себе, какие цели преследует урок, чему необходимо научить, какие знания, умения и навыки получат учащиеся в результате данного урока.

Поурочное планирование осуществляется на основе календарно-тематического плана.

Поурочное планирование может быть представлено в разных видах и формах.

ВИДЫ ПОУРОЧНОГО ПЛАНА:

    Свернутый план-конспект.

    Подробный (развернутый) план-конспект.

Вид планов-конспектов жестко не регламентирован, но вне зависимости от его оформления он должен содержать следующие составляющие:

    номер урока по календарно-тематическому плану;

    класс;

    дата проведения;

    тема урока;

    цели урока :

Цель может состоять из более мелких задач.

Примеры формулировки образовательных задач:

    Дать начальное (или первичное) представление о …;

    Формировать умения, навыки … (или способствовать формированию, или продолжить формирование …);

    Закрепить понятия (знания)…;

    Обобщить (систематизировать) знания …;

    Углубить следующие представления …;

    Расширить знания…;

    Обеспечить усвоение…;

Примеры формулировки воспитательных задач:

    Способствовать формированию и развитию (или продолжить формирование) нравственных, трудовых, личностных качеств (например, таких как ответственность, трудолюбие …);

    Способствовать воспитанию технологической культуры, аккуратности, бережного отношения к оборудованию, экономного расходования материалов;

    Совершенствовать эстетическое, экологическое воспитание;

    Воспитывать инициативу и самостоятельность в трудовой деятельности;

    Воспитывать критическое отношение к существующим технологиям, желание рационализировать технологический процесс.

Примеры формулировки развивающих задач:

    Развивать умение (анализировать, делать выводы, принимать самостоятельные решения, применять имеющиеся знания на практике …);

    Развивать у учащихся профессиональные интересы;

    Содействовать развитию специальных способностей;

    Развивать личностные качества (волю, целеустремленность, аккуратность, ответственность, самоконтроль и т.д.).

    материально-техническое оснащение урока:

    оборудование (указывается: название, класс, подкласс или вид, а также количество);

    инструменты и приспособления;

    материалы;

    учебно-методическое оснащение урока:

    наглядные пособия и раздаточный материал (перечисляется: название плакатов чертежей, учебников, образцов, письменных инструкций и др. пособий обязательно с указанием их количества);

    конспекты;

    ТСО (телевизор, кодоскоп, компьютер и др.)

    оформление классной доски;

    тип урока;

    структура урока с указанием логической последовательности ее этапов и примерного распределения времени на эти этапы;

    ход урока с изложением содержания каждого этапа и методическими рекомендациями.

ФОРМЫ ПОУРОЧНОГО ПЛАНА:

    ТЕКСТОВАЯ

    ТАБЛИЧНАЯ

    ГРАФИЧЕСКАЯ

    КОМПЛЕКСНАЯ

В большинстве случаев оформление начала у всех форм одинаковое и включает в себя указание перечисленных выше пунктов кроме двух последних. Структура и ход урока оформляются в зависимости от выбранной формы учебного плана:

    для текстовой формы – пишется развернутый план-конспект;

    для табличной формы – большая часть составляющих представляется в таблице. Примеры приведены в таблицах 1,2,3.

    для графической формы – вводятся условные обозначения, и создается графическая модель плана. Примеры:

    для комбинированной формы – характерно сочетание предыдущих форм. При этом табличная и графическая формы могут сопровождаться подробным текстовым описанием содержания.