Управление образования Администрации г. Екатеринбурга
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад № 489

Проект
«Зеленые спасатели»

Составитель:
Кириллова Евгения Владимировна
Воспитатель

Екатеринбург 2016
Паспорт проекта
Наименование проекта
«Зеленые спасатели»

Вид проекта
информационно – исследовательский, экспериментальный.

Сроки реализации
март 2013 года – май 2017 года.

Участники проекта
воспитанники, воспитатель, родители.

Проблема
Основываясь на педагогических наблюдениях, определила проблему: у дошкольников на низком уровне сформулированы экологические знания, слабо развиты навыки бережного отношения к родной природе.

Цель

Задачи


Этапы
1 этап. Подготовительный
2 этап. Основной.
3 этап. Заключительный.

Ожидаемый результат



Проект «Зеленые спасатели»

Актуальность реализации проекта
Катастрофическое ухудшение экологической обстановки стоит в ряду самых актуальных проблем современности. Одной из основных задач воспитания и образования является формирование экологической культуры и природоохранного сознания, фундамент которых составляют достоверные знания по экологии, эмоционально-положительное отношение к природе и практические умения, направленные на охрану природы. Формирование экологической культуры дошкольников является необходимым условием становления ответственного отношения их к природе. Экологическая воспитанность дошкольников выражается в гуманно- ценностном отношении к природе, основными проявлениями которого служат: доброжелательность к живым существам, эмоциональная отзывчивость; интерес к природным объектам; стремление осуществлять с ними позитивные взаимодействия, учитывая их особенности как живых существ; желание и умение заботится о живом, создавать необходимое для жизни условия. Дети узнают о реальных экологических проблемах, вставших перед людьми: защита неживой природы и почв от загрязнения, разрушения и истощения, сохранение многообразие видов организмов, охрана природы, как необходимое условие сохранение здоровья людей. Дети получают представления о заповедниках как одно из важнейших форм охраны природы.
Проблема:
Основываясь на педагогических наблюдениях определила проблему: у дошкольников на низком уровне сформулированы экологические знания, слабо развиты навыки бережного отношения к родной природе.
Цель проекта:
Создать условия для формирования основ экологической культуры детей старшего дошкольного возраста;
Задачи проекта:
Создание экологического пространства для экспериментальной и проектной деятельности;
Формирование экологически – целесообразного поведения детей в природе;
Воспитание стремления к познанию природы через творческую, познавательно – исследовательскую деятельность;

Тип проекта: семейный, групповой.
Вид проекта: информационно – исследовательский, экспериментальный.
Сроки реализации проекта: март 2013 года – май 2017 года.
Участники проекта: воспитанники, воспитатель, родители.
Ожидаемый результат:
После работы по проекту «Зеленые спасатели», дошкольник сможет овладеть следующими компетенциями:
- умеет высаживать овощные культуры и цветы, и владеет навыками ухаживания за ними;
- создает и поддерживает необходимые условия для роста растений;
- знает и отличает живую и неживую природу;
- бережно и ответственно относится к окружающей природе;
Реализация проекта
1 Этап – подготовительный.
1. Знакомство детей и родителей с темой проекта;
2. Проведение консультации для родителей «Зеленые спасатели»
3. Беседа с детьми «Зеленые спасатели» и их роль;
2 Этап – основной.
1. Беседа с детьми о великом дереве России – дуб.
2. Высадка желудей. Знакомство с условиями, необходимыми для жизни саженцев.
3. Обустройство грядок около прогулочной площадки.
3. Спортивное ориентирование «Экологическая тропа» на территории ДОУ, а также на территории школы № 142.
4. Экспериментальная деятельность «Цветная капуста»
5. Создание экозоны в группе «Зеленый мир на окне».
6. Уход и наблюдение за посаженными дубами (желудями)
3 этап – заключительный.
1. Выставка карт для спортивного ориентирования.
2. Выставка рисунков «Могучий дуб».
3.Высадка побегов дуба на территории детского сада.
4. Высадка рассады в огород на территории садика.
Вывод:
В ходе работе над проектом предполагаемые результаты были достигнуты: мы обобщили и обогатили опыт детей в сфере экологического воспитания путем применения различных методов и приемов. Мы использовали различные формы деятельности. Совместно с детьми и родителями разработаны, организованы различные мероприятия, выставки («Зеленый мир на окне») . В период работы над проектом развили у детей эмоционально-чувственные отношения к объектам живой и неживой природы, ценностное представление об организации природоохранной деятельности, способности к творческо-поисковой деятельности. В ходе экспериментальной деятельности у детей повысился уровень развития психических процессов: воображение, мышление, восприятие, сформированы навыки элементарной исследовательской деятельности. Дошкольники научились передавать свои чувства в рисунках, поделках и произведениях. Кроме этого, положительным результатом реализации проекта стало создание комфортной развивающей образовательной среды в нашей группе и на приусадебном участке ДОУ.

Приложение 1
Конспект интегрированного НОД во второй младшей группе
Тема: «Дуб»
Цель: Расширить знания детей о дубе.
Задачи:
- Продолжать учить детей понимать образный смысл легенды, стихов, загадок, поговорок, примет.
- Закрепить знания цифр и навыки счета.
- Развивать эмоциональное восприятие литературных произведений, мышление.
- Воспитывать экологическое мировоззрение.
Словарь: дубрава, долгожитель, желудь, мореный дуб.
Оборудование: Картинки с изображением дуба, желуди, карточки с цифрами.
Ход НОД:
Устраивайтесь поудобнее, наше сегодняшнее мероприятие мы начнем с легенды. Послушайте ее.
Чтение легенды
«Деревья, как и люди, умирают от старости или гибнут от болезней, топора или огня. Когда-то давным-давно деревья были живыми, они могли разговаривать друг с другом и даже передвигаться с места на место. Их язык хорошо понимали жившие тогда люди, они бережно относились к деревьям, считая их своими друзьями, ведь те давали им кров, защиту и пищу. Для костров и постройки жилищ они использовали только мертвые стволы, упавшие на землю.
Но шло время, людям все больше и больше требовалось древесины они строили огромные дома, а их печи, как ненасытные чудовища, непрерывно пожирали топливо. И вот зазвенели топоры и пилы в лесах и рощах. Бывшие друзья с глухим стоном падали на землю, обнимая ее своими руками-ветвями. И постепенно люди разучились понимать язык деревьев, он стал не нужен им. Наиболее часто и самыми первыми гибли высокие и могучие деревья. Некоторые из них пытались уйти в непроходимые чащобы, но проходило время, и беглецов в конце концов настигали топор или пила».
Вопросы:
1. Какие чувства вызвала у вас легенда? Почему?
2. Как жили деревья раньше?
3. Зачем человеку все больше и больше требовалось древесины?
4. Почему люди и деревья перестали понимать друг друга и считать друзьями?
5. Что могут сделать люди, чтобы помочь деревьям?
Сегодня нам предстоит узнать много нового и интересного об удивительном дереве. О каком именно, догадайтесь сами:
Загадка:
Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос.
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок –
Ничего, что плод мой мелок. (Дуб)
Какие слова загадки подсказали вам ответ?
Лес, в котором кроме других деревьев, растет большое количество дубов, называется дубрава. Повторите это слово и постарайтесь запомнить. Есть такая примета: «Дубрава шумит к непогоде». Как вы ее понимаете?
Дуб растёт медленно, сначала сильнее в высоту, позднее в толщину. Мощные корни дуба уходят глубоко под землю, ствол дуба большой и могучий, поэтому это дерево крепко стоит и не боится даже очень сильных ветров.
Дуб всегда выше всех деревьев, так как не выносит тени и тянется вверх к солнечному свету.
Издавна у людей дуб считается символом долговечности, силы, здоровья, красоты.
«Дуб»
Дуб дождя и ветра
Вовсе не боится.
Кто сказал, что дубу
Страшно простудиться?
Ведь до поздней осени
Он стоит зеленый.
Значит, дуб выносливый.
Значит, закаленный! (И. Токмакова)
Физкультминутка. «На поляне дуб зеленый»
На поляне дуб зеленый,
Потянулся к небу кроной.
(Потягивания – руки вверх)
Он на ветках среди леса
Щедро желуди развесил.
(Потягивания – руки в стороны)
А внизу грибы растут,
Их так много нынче тут!
(Наклониться вниз и помахать руками)
Не ленись и не стесняйся,
За грибами наклоняйся!
(Наклоны вперед)
Вот лягушка поскакала,
Здесь воды ей, видно, мало.
И квакушка бодро скачет
Прямо к пруду, не иначе.
(Прыжки на месте)
Ну а мы пройдем немного.
Поднимаем выше ногу!
(Ходьба на месте)
Походили, порезвились,
И на травку опустились!
(Сесть на стулья)
А сейчас – еще одна загадка, о дубовых плодах.
Загадка:
В золотой клубочек
Спрятался дубочек. (Жёлудь)
Желуди - замечательный корм для медведей, кабанов, оленей, белок, различных мелких грызунов и некоторых птиц.
Берет птица в носок,
Самый лучший кусок,
А что остается
Свинке достается.
Особенно любят желуди кабаны, даже поговорка про то есть: «Кабан хоть и сыт, а мимо желудя не пройдет». Как вы ее понимаете? Есть такая примета: «Много желудей на дубе - к лютой зиме».
Дидактическое упражнение «Набери желудей»
Детям раздаются карточки с цифрами. Каждый ребенок должен набрать столько желудей (рассыпанных на ковре), сколько обозначено цифрой на его карточке.
Наши предки называли дуб «хлебным деревом» потому что из желудей делали муку и пекли желудевый хлеб. Еще из желудей делали напиток. Дубовые листья использовали при засолке огурцов. В бане мылись с помощью веников из дубовых листьев.
Кору и листья дуба используют для лечения некоторых болезней.
По прочности древесина дуба считается одной из лучших. Из дубовой древесины делали ворота, бочки, строили дома, делали мебель, двери, колеса. В старину воины делали из дуба оружие: дубинки, копья.
Именно из желудей вырастают дубы.
Желудь и дуб
С ветки на землю
Шлепнулся желудь,
Желудь созревший,
Желудь тяжелый.
Он от испуга
Плачет и плачет
И желудиных
Слезок не прячет.
– Что же мне делать,
Дуб-исполин?
Эй, отвечай-ка,
Я же твой сын!
– Что тебе делать?
В землю зарыться,
Чтобы к весне
В дубок превратиться. (Лейла Эрадзе)
Вопросы:
1. Почему дуб считают символом долговечности, силы, здоровья, красоты?
2. Что такое дубрава?
3. Как растут дубы?
4. Почему дуб – долгожитель?
5. Что такое «мореный дуб»?
6. Как появляется на свет молодой дубок?
7. Какой лесной зверь так любит желуди, что ест их даже если не голоден?
В конце нашего мероприятия я вам предлагаю взять по понравившемуся желудю и посадить их вот в этот горшок с землей. Наши дубки будут расти и становиться все сильнее и красивее. А мы с вами будем поливать наши желуди, обтирать листочки от пыли и рыхлить землю.
Ребята, много нового мы сегодня с вами узнали? Теперь мы с вами будем любить и беречь нашу природу. Не будем обижать деревья и кустарники. А наоборот постараемся за ними чаще ухаживать и тогда они нас будут тоже только радовать.

Приложение 2
Экспериментальная деятельность в старшей группе.
«Цветная капуста»
Цель: Показать, что все растения пьют воду. Дать объяснение тому, зачем мы поливаем растения.
Задачи: Объяснить дошкольникам что, все растения всасывают воду и за счет этого питают свои цветы и листья.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Понадобится: 4 стакана с водой, пищевые красители, листья капусты или белые цветы.
Опыт: Добавьте в каждый стакан пищевой краситель любого цвета и поставьте в воду по одному листу или цветку. Оставьте их на ночь. Утром вы увидите, что они окрасились в разные цвета.
Объяснение: Растения всасывают воду и за счет этого питают свои цветы и листья. Получается это благодаря капиллярному эффекту, при котором вода сама стремится заполнить тоненькие трубочки внутри растений. Так питаются и цветы, и трава, и большие деревья. Всасывая подкрашенную воду, они меняют свой цвет.
Вывод:
В ходе работе над проектом предполагаемые результаты были достигнуты: мы обобщили и обогатили опыт детей в сфере экологического воспитания путем применения различных методов и приемов. Мы использовали различные формы деятельности. Совместно с детьми и родителями разработаны, организованы различные мероприятия, выставки («Зеленый мир на окне») . В период работы над проектом развили у детей эмоционально-чувственные отношения к объектам живой и неживой природы, ценностное представление об организации природоохранной деятельности, способности к творческо-поисковой деятельности. В ходе экспериментальной деятельности у детей развили воображение, мышление, восприятие, сформировали навыки элементарной исследовательской деятельности. Воспитали в детях желание трудиться, видя результаты своего труда в объектах природы. Дошкольники научились передавать свои чувства в рисунках, поделках и произведениях. Положительным результатом реализации проекта стало создание комфортной развивающей образовательной среды в нашем дошкольном учреждении

Людмила Гребенникова
Проект по экологическому воспитанию в старшей группе на тему: «Будь природе другом!»

1. Концепция проекта

1.1. Актуальность.

Экономика области испытывает необходимость во внедрении новейших природоохранительных технологий. Эффективность природоохранительных мероприятий во многом зависит от экологической культуры населения, особенно актуально это для подрастающего поколения.

Формирование экологического сознания, экологической культуры мировоззрения личности в целом должна стать первостепенной задачей экологического образования и воспитания.

При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение в природой обогащает духовную сферу человека, способствует формированию положительных качеств. Проведение собственных исследований, наблюдений позволяют обобщать, анализировать и способствовать экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению.

Настоящей работой я хотела обратить внимание на такую проблему, как развитие потребности у детей к познанию природы, растительного мира, повышения экологической грамотности детского населения, которая существует в любом промышленном городе, воспитания трудолюбия, любознательности, желанию постоянно открывать что-то новое, исследовать и экспериментировать.

1.2. Цель.

Формировать экологическую воспитанность дошкольников, активизировать мыслительно-поисковую деятельность детей. Создать условия, раскрывающие интеллектуальную и творческую потенциальность дошкольников, ориентированную на экологическое воспитание.

1.3. Задачи.

Прививать любовь к родной природе, подводить к пониманию ее хрупкой красоты, формировать к ней бережное отношение;

Воспитывать любовь к Родине, расширять кругозор, передавая знания об истории, достопримечательностях и экологии родного края;

Познакомить детей с правилами поведения на природе, уточнить экологические запреты;

Учить видеть красоту природы;

Учить сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие, причинно-следственные связи, делать обобщения, классифицировать по двум основаниям;

Развивать умение связно и последовательно составлять рассказ по мнемосхеме, обогащать словарный запас;

Развивать логическое мышление, внимание, память;

Воспитывать желание беречь природу, любовь к родному краю;

Учить работать в команде, закреплять умение осуществлять взаимопроверку.

1.4. Формы и методы работы:

Занятия;

Продуктивная деятельность – экспериментирование, рисование, лепка, аппликация, опыты, ручной труд;

Чтение художественной литературы;

Театрализованная деятельность и праздники;

Наблюдения в уголке природы и на прогулке;

Организация труда в уголке природы, на участке, на огороде;

Разные формы бесед;

Работа с календарем природы, дневником наблюдения, журналом опытов;

Создание семейного альбома «Милый сердцу уголок»;

Подбор стихов, загадок, пословиц, поговорок;

Взаимодействие с семьей;

Рассматривание репродукций картин, иллюстраций, фотографий, альбомов;

Тематические выставки.

1.5. Направление работы:

Развитие речи;

Развитие логического мышления;

Развитие коммуникативных качеств у детей;

Обобщение представлений о природе;

Пробуждение воображения и фантазии;

Пробуждение интереса к природе.

1.6. Целевая аудитория

– старшие подготовительные группы, дошкольники.

1.7. Период выполнения проекта

– долгосрочный.

1.8. Прогнозируемый результат:

Создание необходимых условий для организации деятельности ДОУ по экологическому воспитанию;

Становление готовности детей самостоятельно решать задачи экологического значения в разных ситуациях;

Диагностика, где дети покажут свои знания;

Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь;

Освоение знаний об экологии родного края;

Расширение знаний детей с правилами поведения на природе;

Формирование на основе духовного, экологического, нравственного и личного отношения к действительности.

2. Планирование проекта

1-й этап – подготовительный

1. Составление плана по реализации проекта. Август. Воспитатель, педагог.

2. Разработка системных паутинок: «Экологическое образование», «Направление экологической работы с детьми». Август. Воспитатель.

3. Создание и оформление экологической тропы. Август - сентябрь. Воспитатель, педагог, дети.

4. Подобрать и оформить папку наблюдений на прогулке, альбом «Опыты», фольклорный материал «Явления природы», «Экологические стихии». Август - сентябрь. Воспитатель, родители.

5. Подобрать запрещающие знаки в обращении с природой, схемы в помощь детям для рассказывания. Август. Воспитатель.

6. Оформить альбом «Правила поведения в природе». Август. Воспитатель, родители.

7. Родительское собрание «Воспитание детей через природу». 19 сентября. Воспитатель, родители, педагог.

8. Трудовая деятельность: полив цветника и огорода, уборка участка, помощь дворнику, сбор и засушка семян, листьев, цветков, соцветий, трав, корешков для оформления гербария и поделок. Август - сентябрь. Воспитатель, родители, дети.

9. Подобрать художественную литературу для чтения, пересказывания, заучивания, картины. Август. Воспитатель.

2-й этап – деятельный

1. «Унылая пора! Очей очарованья.» - закреплять представление детей о золотом периоде осени. 27 сентября. Воспитатель, дети.

2. «Речка, реченька, река» - формирование понятия о возникновении реки, ее истоках. 4 октября. Воспитатель, дети.

3. «Растение как живое существо» - сформировать у детей представление о приспособленности растений к среде обитания, к сезонам года. 14 ноября. Воспитатель, дети.

4. «Беседа о снеге» - установить зависимость состояния снега от температуры воздуха. 12 декабря. Воспитатель, дети.

5. «Как много интересного бывает зимой» - сформировать у детей обобщенное представление о зиме. 30 января. Воспитатель, дети.

6. «Кто такой человек» - уточнять представления детей в сравнении с животными и растительным миром. 8 февраля. Воспитатель, дети.

Непосредственно образовательная деятельность:

1. «Наша земля» - формировать первоначальные представления о творении мира, познакомить с историей появления глобуса. 11 сентября. Воспитатель, дети.

2. «Растения – легкие Земли» - представление о значении растений. 28 сентября. Воспитатель, дети.

3. «Свойства воздуха» - закрепить представление детей о роли воздуха через опыты. 5 октября. Воспитатель, дети.

4. «Путешествие в осенний лес» - обобщать знания детей об осени. 30 октября. Воспитатель, дети.

5. «Путешествие в Астраханский государственный заповедник» - познакомить детей с Астраханским заповедником. 13 ноября. Воспитатель, дети.

6. «Волшебница вода» - продолжать знакомить детей со свойствами воды. 23 ноября. Воспитатель, дети.

7. «Веселое путешествие» - закрепить знания о приспособленности живой природы к изменениям в неживой природу. 11 декабря. Воспитатель, дети.

8. «Покормите птиц зимой» - формировать у детей обобщенное представление о зимующих птицах. 29 января. Воспитатель, дети.

9. «Зима полна серебра» - обобщать представление детей о зиме, характерных признаках зимних месяцев. 5 февраля. Воспитатель, дети.

10. «Земля наш общий дом» - показать Землю как общий дом для всех людей и всех живущих существ. 12 февраля. Воспитатель, дети.

Творческие работы:

1. Рисование «Дары осени» - закрепить умение передавать в рисунке форму и цвет овощей и фруктов. 18 сентября. Воспитатель, дети.

2. Аппликация «Волшебные листочки» - учить составлять узор из сухих листьев. 2 октября. Воспитатель, дети.

3. Рисование «У природы нет плохой погоды» - учить детей умению отражать в рисунке признаки осени. 18 октября. Воспитатель, дети.

4. Рисование «Веточка ели» - совершенствовать технику рисования с натуры. 15 ноября. Воспитатель, дети.

5. Рисование «Мы гуляем» - продолжать знакомить детей с зимним пейзажем, передавать в рисунке человека в движении. 6 декабря. Воспитатель, дети.

7. Принятие участия в областном конкурсе творческих работ «Природа родного края глазами ребенка». 1-14 декабря. Воспитатель, дети.

Развлечение:

1. «Любите природу!» - экологическая сказка – учить детей наблюдать за природой и беречь ее. 13 сентября. Воспитатель, дети, муз. руководитель.

2. «Осенины» - праздник- формировать представления детей об осенних явлениях природы. 18 октября. Воспитатель, дети, муз. руководитель, сотрудники.

3. «Знаешь ли ты лес?» - заседания Клуба знатоков природы – расширять знания о природе. 6 декабря. Воспитатель, дети, муз. руководитель.

4. «У природы нет плохой погоды» - музыкально-познавательное занятие – расширять знания о явлениях природы. 31 января. Воспитатель, дети, муз. руководитель.

Наблюдения по плану. Сентябрь-февраль. Воспитатель, дети.

Опыты в вечернее время. Сентябрь-февраль. Воспитатель, дети.

Игры по желанию детей, в свободное от занятий время. Сентябрь-февраль. Воспитатель, дети.

Работа с родителями

1. Оформление родительских уголков по сезонам и месяцам (папки-передвижки). Сентябрь-февраль. Воспитатель, родители.

2. Оформление родительских уголков на экологические темы:

- «Значение природы в жизни людей»

- «Как прививать детям любовь к природе?»

- «Влияние окружающей природы на развитие детей»

Сентябрь-февраль. Воспитатель, родители.

3. Родительские собрания:

Воспитатель, родители.

3-й этап – заключительный

1. «Давайте сохраним природу» - музыкально-литературная композиция – формировать у детей экологические убеждения, экологическую культуру. 19 февраля. Воспитатель, дети, муз. руководитель.

3. При реализации данного проекта получены следующие выводы:

Ожидаемые результаты подтвердились:

У детей:

1. Сформировались глубокие знания о том, что исключение из природной цепи одного живого или неживого элемента может привести к исчезновению видов, разрушениям и катаклизмам.

2. Сформировались начальные природоведческие, природоохранительные знания, умения сопереживать бедам (через восприятие отрицательной человеческой деятельности).

3. Сформировались первоначальные навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту.

4. Познакомились с запрещающими и разрешающими экологическими знаками.

5. Расширились перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей.

6. Повысилось ответственное отношение детей к окружающей среде и к своему здоровью.

7. Дети научились грамотно защищать природу и бороться за ее сохранение, через практическую общественную деятельность.

8. У детей появился ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы. Научились различать живую природу (растения, животные, грибы, человека) и неживую природу (воздух, почву, воду). Ребята узнали особенности природы родного края.

9. У ребят сформировалось стремление к исследованию объектов природы, они научились делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

10. Дети уверенно отличают и называют характерные признаки разных времен года. Могут объяснить причины смены времени года.

11. Узнали значение воды в жизни всех живых объектов природы и ее свойства.

12. Узнали значение воздуха в жизни живых объектов природы.

13. Исследуют землю, разновидности почвы, их свойства и значение.

14. Узнали много интересного о жизни растений (деревьев, кустарников, трав, растений лесов, лугов, полей и сада, комнатных растений, исследуют опытным путем условия, необходимые для роста растений; учатся правильно ухаживать за растениями в уголке природы, в цветнике детского сада.

15. Дети закрепили представления о животных: условия жизни домашних и диких животных и их детенышей, зимующих и перелетных птиц, о насекомых. У ребят сформировались представления о том, что нельзя делить объекты природы на полезных и вредных, и тем более, руководствоваться этим в своих поступках по отношению к ним.

16. Сформированы навыки ухода за растениями в уголке природы.

17. Научились вести наблюдения за объектами живой и неживой природы, объяснять связи и цепочки в природе, выполнять Законы общего дома природы:

Все живые организмы имеют равное право на жизнь;

В природе все взаимосвязано;

В природе ничто никуда не исчезает, а переходит из одного состояния в другое.

18. Многие дети научились проводить простые и сложные опыты, исследовать объекты природы, с пользой для себя занимаются поисковой деятельностью.

19. Ребята гуманно обращаются со всеми объектами природы и соблюдают правила безопасности на природе по отношению к себе. Природа тоже таит в себе опасность для жизни людей.

20. К экологическому проекту были привлечены родители. Экологическое просвещение родителей дает больший плюс в экологическом воспитании детей детского сада.

У родителей:

Повысился уровень экологического сознания;

Сформировались знания и умения целостного подхода к оздоровлению детей средствами природы.

Перспектива дальнейшего развития проекта

Все то, что было достигнуто и создано при реализации данного проекта, приведено в систему и активно используется в воспитательно-образовательном процессе и в повседневной жизни детей в детском саду. Для полной реализации проекта необходимо реализовать еще ряд мероприятий, которые требуют в свою очередь и финансовые затраты. Я в свою очередь на достигнутом не останавливаюсь и планирую продолжать и расширять свой проект.

Приложение 1

А. С. Пушкин;

Ю. Тувим. Овощи;

Н. Минский. Листопад;

С. М. Гробецкий. Первый снег;

Н. Стачнева. Осенняя гамма;

А. Толстой. Осень;

А. Блинов. Последний листок;

И. Бунин. Первый снег;

Н. Никитин. Встреча зимы;

К. Бальмонт. Снежинка;

Н. Грибачев. Ну, морозы;

А. Яшин. Покормите птиц;

С. Есенин. Пороша. Заметает пурга. Заколдован невидимкой;

С. Маршак. Это – снежная страница. Вьюга. Снежная пурга;

З. Александрова. До свидания, зима;

А. Плещеев. Осень наступила;

Н. Некрасов. Перед дождем.

Рассказы:

Г. Скребицкий. Четыре художника. Осень;

Н. Павлова. Путешествие капелек с воздухом. Деревня зимой. Самая зимостойкая яблоня;

В. Бианки. Синичкин календарь. Месяц белых троп. Первый снег;

К. Ушинский. Почему опустел лес. Проказы старухи-зимы. Ветер и солнце;

Н. Сладков. Зимний запас;

М. Пришвин. Рябинкам холодно. Рябинки краснеют;

Д. Мамин-Сибиряк. Серая шейка;

С. Маршак. 12 месяцев;

П. Бажов. Серебряное копытце;

В. Одоевский. Мороз Иванович;

Русские народные. Лисичка-сестричка и серый волк. Мороз, солнце и ветер. Снегурочка;

Сербская. Почему у месяца нет платья.

Натюрморты:

Ванн Гог. Картофель. Корзина с яблоками.

М. Кончаловский. Поднос и овощи.

М. Коровин. Цветы и фрукты.

И. Машков. Натюрморт с фруктами.

М. Сарьян. Осенние цветы.

Л. Бродский. Опавшие листья. Лес зимой в снегу. Осенний туман.

Ф. Васильев. Перед дождем.

А. Герасимов. После дождя.

И. Грабль. Осенний день. Февральская лазурь. Зимний пейзаж.

И. Левитан. Осенний день. Осень. Золотая осень.

В. А. Цыплаков. Ока зимой.

А. Саврасов. Перелет птиц. Зимний пейзаж. Иней.

И. Шишкин. Сосны, освещенные солнцем.

Б. Щербаков. Вихри грозовые.

К. Юон. Лыжники, конец зимы.

Серия демонстрационных картин. Санкт-Петербург «Детство-пресс». «Круглый год».

Дидактический материал в картинках под редакцией И. П. Нагибиной. «Времена года в городе, деревне, в природе.

Приложение 2

Уголок природы:

Экспериментирование;

Центр песка и воды;

Природа;

Комнатные растения и картотека к ним;

Оборудование для ухода за растениями;

Дневник и журнал наблюдений;

Календарь природы;

Зона коллекций (семян, ракушек, камней, гербарий);

Природный материал (чернозём, песок, камни);

Гербарий Астраханской области.

Мини-лаборатория:

Материалы для детского экспериментирования (стаканчики, палочки, пробирки, воронки, лупы, магниты и т. д.);

Микроскоп;

Природный материал;

Библиотека;

Познавательная литература о природе;

Литература по уходу за животными;

Подбор картин и иллюстраций из жизни животных, растений, по сезонным изменениям;

Аудиоматериалы.

Экологический театр: костюмы, атрибуты, маски для экологических инсценировок.

Уголок родного края:

Библиотека;

Альбом «Наша Родина – Астраханский край»;

Альбом «Астраханский заповедник».

Эколого-развивающая среда:

Настольно-печатные игры;

Дерево загадок;

Дидактические игры;

Уголок изотворчества.

Территория детского сада:

Игровые площадки для организации экологических праздников, экскурсий и игр;

Различные виды деревьев (тополь, ель, береза, орех, клен, вяз, ветла);

Огород, цветник;

Различные виды цветов, кустарники, овощные культуры (свекла, картофель, горох, морковь, ягоды (черная смородина, земляника);

Веселые пеньки;

Спортивная площадка.

- «Унылая пора! Очей очарованье.»

- «Речка, реченька, река»

- «Беседа о снеге»

- «Растение как живое существо»

- «Как много интересного бывает зимой»

- «Кто такой человек»

Наблюдения:

- «За сезонными изменениями»

- «За пауком»

- «За муравьем»

- «За кошкой»

- «За цветником»

- «За мухой»

- «За лошадью»

- «За трудом взрослых на огороде»

- «За осиной»

- «За березой»

- «За тополем»

- «За ивой»

- «За птицами зимой»

- «За состоянием природы»

- «За снегопадом»

- «За елью»

- «За солнцем»

- «За ветром»

- «За снегом и льдом»

Может ли растение дышать?

Есть ли у растения органы дыхания?

Нужен ли корешкам воздух?

Почему цветы осенью вянут?

Что есть в почве?

Что у нас под ногами?

Какие свойства?

Где теплее?

Что быстрее?

1. «Домашние животные» - о пользе домашних животных, ознакомление с миром и обогащение знаний о животных, их детенышах, а также о скотном дворе; учить детей анализировать и сравнивать.

2. «Животные и птицы» - знакомит с птицами и животными, их внешним видом; с тем, что они едят, как «говорят».

3. «Собирай-ка» - знакомит детей с местом обитания животных, их внешними признаками.

4. «Большие и маленькие» - закрепляет названия животных и их детенышей, развивает внимание, речь, память.

5. «Загадочные животные» - развивает зрительное восприятие, внимание и воображение.

6. «В саду, на поле, в огороде» - знакомит с овощами, ягодами, фруктами и зерновыми культурами, расширяет словарный запас, память, произвольное внимание, образное восприятие.

7. «Парочки» (лото).

8. «Плоды, листья» - знакомит детей с разновидностью деревьев, учит различать соответствующие листья и плоды, составлять смысловые пары.

9. «Кто где живет?» - закрепляет у детей знания о местообитании животных, их внешних признаках.

10. «Где что растет?» - знакомит детей с разнообразием растительного мира, их мест произрастания, внешним видом, пользы для людей и животных.

11. «Солнышко» - знакомит детей с местом обитания живых существ, особенностями внешнего вида и приспособленности к среде обитания, развивает наблюдательность, память, обосновывать свой выбор.

12. «Кто в домике живет?» - уточняет классификацию предметов по определенным признакам, знакомит детей с местом обитания животных, птиц и рыб.

13. «Собери картинку» - знакомит детей с временами года, их признаками и особенностями, основными приметами, закрепляет название времен года.

Работа с родителями:

1. Подборка информационно-наглядного материала по месяцам, временам года.

2. Оформление материала на экологические темы.

3. Родительские собрания на экологические темы.

4. Сезонные выставки работ детей с родителями.

Приложение 3

Проведение оценки усвоения программного материала

Оценка уровня усвоения программного материала по экологическому воспитанию в нашем саду осуществляется по 3-х балльной системе:

1 балл – низкий уровень

2 балл – средний уровень

3 балл – высокий уровень

Уровень усвоения программного материала по экологическому воспитанию на начальном этапе показал следующие результаты:

Растения – 2,5 балла (83%)

Животные:

Домашние – 2,7 баллов (88%)

Дикие – 2,7 баллов (88%)

Человек – 2,5 баллов (83%)

Состояния погоды – 2,5 баллов (83%)

Неживая природа – 2,5 баллов (83%)

Итоговый балл – 2,6 балла (86%)

Конечный результат показал повышение уровня усвоения программного материала:

Растения – 2,8 балла (90%)

Животные:

Домашние – 3 балла (100%)

Дикие – 3 балла (100%)

Человек – 2,7 балла (88%)

Состояния погоды – 2,8 балла (90%)

Неживая природа – 2,8 баллов (90%)

Итоговый балл – 2,9 балла (98%)

Список используемой литературы

1. Аникина В. П. «Живая вода» - устное народное творчество// «Детская литература», 1975.

2. Виноградова Н. Ф. «Наша Родина»// «Просвещение», 1984.

3. Виноградова Н. Ф. «Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой»// Москва, «Просвещение», 2001.

4. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. «Конспекты занятий в старшей группе. Познавательное развитие. ИЗО. Экология»// Воронеж ТЦ «Учитель», 2005.

5. Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию»// Санкт-Петербург, «Детство – Пресс», 2004.

6. Дыбина О. В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» // Москва: ТЦ Сфера, 2005.

7. Дыбина О. В. «Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации» // Москва: Мозаика – Синтез, 2006.

8. Жуковская Р. Н., Виноградова Н. Ф. «Родной край»//Москва «Просвещение», 1985

9. Журналы «Дошкольное воспитание» №7, 2003.; №7, 2005 г. ; №7, 2006 г. ; №10, 2009 г. ; №3, 7, 2010 г.

10. Зубарева Е. Е. «Хрестоматия по детской литературе»// Москва, «Просвещение», 1988.

11. Казакова Т. Г. «Развивайте у дошкольников творчество»// Москва, «Просвещение», 1985.

12. Короткова Н. А. «Познавательно-исследовательская деятельность»// «Дошкольное воспитание» №7, 2002.

13. Марков А. С. «Были Астраханского края» // Волгоград – 2007.

14. Новикова Е. Н. «2000 пословиц, поговорок, потешек и скороговорок»// ООО «Фирма «Издательство АСТ»», 1999.

15. Плешаков А. А. «Мир вокруг нас»// Москва, «Просвещение», 2005.

16. Сайты интернета для воспитателей.

17. Сахипова З. Г. «Читаем детям»// «Просвещение», 1987.

18. Толмачева Л. П. «Окно в удивительный мир природы»//ИКФ «Сталкер», 1988.

19. Хданова И. К. «Детский географический атлас. Мир и человек»// Москва: «Картография» ГУГК, 1985.

Проектная работа. Тема: «Мы и деревья»

Тухватуллина Вера Петровна, воспитатель МБДОУ «Юлдузский детский сад» Чистопольского района. Республики Татарстан.
Описание материала: Предлагаю вам свой проект для детей старшей группы, о значении деревьев в нашей жизни.

Возраст: старшая группа (5-6 лет).
Место реализации проекта: Республика Татарстан, Чистопольский район, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Юлдузский детский сад».
Вид проекта: информационный, практико-ориентировочный.
Участники: воспитатели, дети старшей группы (возраст 5-6 лет), родители воспитанников.
Продолжительность: средней продолжительности.
Цель: формирование экологической культуры, под которой следует понимать совокупность экологического сознания, экологической деятельности и чувств.
Задачи:
Научить детей узнавать и различать деревья ближайшего окружения по внешним признакам;
Сформировать понятие об основных потребностях дерева в свете, воде и воздухе в процессе роста и развития;
Уточнить представление о взаимосвязи живой и неживой природы, места человека в них;
Углубить знания о значении деревьев в жизни всех живых существ, в том числе и человека;
Вовлечь детей и родителей в разнообразные виды деятельности в природе;
Способствовать воспитанию чувства сопереживания к бедам природы, желанию бороться за её сохранность;
Продолжить знакомство со стихами, песнями, загадками и рассказами о природе;
Воспитывать любовь к природе через прямое общение с ней, умение воспринимать её красоту и многообразие;
Способствовать формированию навыков экологически грамотного нравственного поведения.
Актуальность.
В настоящее время на одно из первых по значимости мест выдвинулась проблема усиления экологической грамотности каждого жителя нашей планеты. Потерялся непосредственный контакт с природой, люди берут от неё всё, ничего не давая взамен. Варварское отношение как взрослых, так детей ко всему живому ведёт к экологической катастрофе. Современное содержание воспитательно – образовательной работы с детьми дошкольного возраста предполагает гуманизацию всего педагогического процесса. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. В. А. Сухомлинский писал: «Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума». Очень важно с ранних лет развивать в детях умение созерцать природу, наслаждаться ею, вглядываться и вслушиваться. Решая различные познавательно – практические задачи вместе с взрослыми и сверстниками, дети приобретают способность сомневаться, практически мыслить. Переживаемые при этом положительные эмоции – удивление, радость от успеха, гордость от одобрения взрослых – порождают у ребёнка уверенность в своих силах, побуждают к новому поиску знаний. Коллективные переживания сближают детей друг с другом и с взрослыми. Нельзя забывать о том, что воспитывать бережное отношение к природе, желание и умение видеть, слышать природу, получать эмоциональное удовольствие от её красоты и неповторимости нужно с самого раннего детства. Дошкольные учреждения как раз и призваны сыграть в этом важнейшую роль, обеспечив полноценное физическое, психическое и духовное развитие, став одновременно и просветительскими центрами для родителей.
Суть моего проекта заключается в том, чтобы не допустить равнодушного отношения детей к зелёным насаждениям. Углубить их знания о значении деревьев в жизни людей. Любое общение с природой должно способствовать расширению кругозора, становлению духовно – нравственных черт личности, формированию чувства ответственности за судьбу природы – обязательного условия обеспечения экологической безопасности не только нашего родного города, но и всей страны в целом.
Гипотеза.
Представления детей о взаимосвязи живой природы и человека сформируются при условии, если будет осуществляться система работы по экологическому воспитанию с использованием наблюдений, дидактических сюжетно – ролевых игр, занятий по ИЗО, практического взаимодействия с окружающей средой. Только активное участие каждого из нас в деле охраны окружающей среды, потребность посадить хотя бы одно дерево будет способствовать тому, что в душе не останется места равнодушию и жестокости. Мир будет спасён.
Ожидаемый результат:
Повышение уровня экологической грамотности детей;
Формирование осознанной потребности в общении с природой;
Создание экологически – развивающей среды на участке детского сада;
Создание художественно – эстетической среды;
Расширение знаний детей о деревьях и кустарниках, их значении в природе и жизни человека;
Формирование умения видеть разнообразие оттенков красок в природе, отображать свои впечатления в творческой деятельности;
Способствовать более активному участию родителей в жизни детского сада.
Взаимодействие участников проекта.
Этапы работы над проектом.
Этапы:
- Деятельность педагогов;
- Деятельность детей;
- Деятельность родителей.
Подготовительный этап.
Подбирают материал, оборудование, художественную литературу, иллюстрации. Продумывают ход бесед, организации и проведения игр, наблюдений, экскурсий, занятий. Диагностическое обследование. Знакомятся с литературой, участвуют в играх, наблюдениях. Рассматривают стихи, загадки. Помогают педагогам в подборе необходимого материала, пополняют развивающую среду.
Постановка проблемы (погружение в проблему). Формируют проблему: «Знаете ли вы, что если не охранять, не беречь всё живое, то деревьев будет меньше, воздух будет загрязнён, труднее будет дышать, наше здоровье не будет крепким. Чтобы этого не случилось, давайте посадим деревья, понаблюдаем за их ростом, попробуем стать защитниками нашей природы». Входят в проблему, принимают задачи. Входят в проблему, принимают задачи.
Практическая деятельность.
Проводят совместную работу с детьми, включающую наблюдения за жизнью деревьев, проведение исследований (корни, ветки, почки, листья, цветение, семена, почва, свет). Сочетают деятельность с рисованием, аппликацией, оригами, играми. Участвуют в трудовой деятельности: посадка саженцев, создание условий для их роста. Формируют элементарные навыки туризма, закрепляют правила поведения в природе во время экскурсий. Играют в различные игры, разучивают стихи, загадки, лепят, рисуют, конструируют. Участвуют в экскурсиях, беседах, в посадке саженцев деревьев, уходе за ними, сборе семян, листьев для изготовления гербария. Продолжают пополнять развивающую среду, участвуют в сборе семян и листьев деревьев, изготовлении гербария, помогают детям определить последовательность работы.
Заключительный этап. Проводят анализ и обобщение результатов работы. Закрепляют знания детей. Проводят диагностическое обследование. Разрабатывают рекомендации воспитателям. Планируют новые направления проектной деятельности в ДОУ. Изготавливают поделки для выставки из природного материала. Составляют гербарий листьев. Принимают участие в подготовке новых проектов.
Игровая деятельность:
1. Дидактическая игра «Сравни»
Цель: каждый ребенок рассказывает о своем дереве, и сравнивает его с другим
Педагог побуждает детей завершить начатые предложения, использовав для этого сравнительные обороты.
Например:
Листья у калины осенью как... (Золото, солнышко)
Калиновые ягодки блестящие, как... (Бусы, драгоценные камни)
Калина хороша, как... (Красивая девушка, красавица, царевна)
Воспитатель. Молодцы. Полюбуемся прекрасной калиной. Как мы назовем калину ласково, нежно? (Калинка)
Калину издавна считают символом нашего родного края. Ее красными гроздьями украшают караваи, которые подают дорогим гостям, калину мастерицы вышивают на праздничных скатертях.

2. Дидактическая игра «Узнаю деревце»
Цель: учить находить дерево по описанию.
Взрослый предлагает детям назвать деревья, о которых он спрашивает.
Какое дерево имеет белую кору и желтеет одним из первых? (Берёзка)
Листочки какого дерева напоминают гусиную лапку? (Клена)
Какое дерево сравнивают с казаком, богатырем? (Дуб)
С какого дерева пчелы собирают летом мед? (С липы)
Какое дерево имеет вместо листочков иголки? (Ель, сосна)

3. Дидактическая игра «Зеленый мир»
Воспитанники дают ответы на вопросы взрослого.
У какого растения есть ствол? (У дерева)
Какие растения растут низко? (Травянистые растения, трава)
На чем растут листочки у деревьев и кустов? (На веточках)
А у травы и цветов? (На стебле или просто рядом с ним)
На каких растениях вьют гнезда птицы? (На деревьях, иногда в кустах)
Какую часть растения больше всего любят пчелы и бабочки? (Цветок)
Какой частью растение пьет влагу из земли? (Корнем)
Как мы называем растения, которые имеют целебные свойства? (Лекарственные растения)

4. Дидактическая игра «Где что зреет?»
Цель: учить использовать знания о растениях, сравнивать плоды дерева с его листьями.
Ход игры: на фланелеграфе выкладываются две ветки: на одной – плоды и листья одного растения (яблоня), на другой – плоды и листья разных растений. (например, листья крыжовника, а плоды груши) Воспитатель задаёт вопрос: «Какие плоды созреют, а какие нет?» дети исправляют ошибки, допущенные в составлении рисунка.

5. Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
В мешочке находятся: мёд, орехи, сыр, пшено, яблоко, морковь и т.д. Дети достают пищу для зверей, угадывают, для кого она, кто чем питается. Подходят к игрушкам и угощают их.

6. Дидактическая игра «Назовите растение»
Воспитатель предлагает назвать растения (третье справа или четвёртое слева и т.д.). Затем условие игры меняется («На каком месте бальзамин?» и т.д.)
Воспитатель обращает внимание детей на то, что у растений разные стебли.
- Назовите растения с прямыми стеблями, с вьющимися, без стебля. Как нужно ухаживать за ними? Чем ещё отличаются растения друг от друга?
- На что похожи листья фиалки? На что похожи листья бальзамина, фикуса и т.д.?

7. Дидактическая игра «Что лишнее».
Цель: дети должны определить лишний предмет (дуб, осина, клен, ель, ромашка).

Подвижные игры на участке:
«Найди свое дерево». Цель: Для проведения игры нужно участие нескольких детей. Прежде чем начать игру, поговорите с детьми о деревьях, как выглядят разные деревья, чем они отличаются друг от друга (ствол, форма листьев, цвет и толщина ствола, веток и т.д.) Разделите детей на несколько групп, каждая становится у определенного дерева. Обратите внимание детей на то, у какого дерева они стоят, попросите назвать его. Затем по вашему сигналу все разбегаются в разные стороны. Когда взрослый произнесет: «Найди свое дерево!», дети должны собраться группами к деревьям, у которых они стояли перед началом игры.

«Найди такой же лист». Цель: Можно играть в эту игру вдвоем со своим ребенком, можете – с группой детей. Во время этой игры дети не только развивают свою активность, но и знакомятся с природой. Покажите ребенку лист клена или березы, рассмотрите его внимательно. Предложите детям разбежаться в разные стороны, найти такие же листья и принести. При повторении дается задание каждый раз найти листья другого дерева.

«Лесные пятнашки». Цель: Дети играют в пятнашки со следующими условиями: нельзя салить игрока, прижавшегося спиной к дереву; нельзя салить двоих играющих, если они взялись за руки и окружили дерево; нельзя салить тех, кто сумеет обхватить дерево руками или повиснуть на нем.

«От дерева до дерева». Цель: Дети по очереди прыгают на двух или одной ноге от дерева до дерева. Сколько кому придется сделать прыжков, чтобы достичь цели?

Наблюдения и исследовательская деятельность.

1. Знакомство со звуками в природе, прослушивание аудиозаписи со звуками природы, экскурсии по экологической тропе.
Цель: учить детей определять звуки в природе, закреплять умение наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы об объектах природы.
2. Исследование дерева.
Цель: учить определять дерево по цвету, по форме, по строению, по коре, по семенам, плодам.

Художественно-продуктивная деятельность.

Выставка:
«Лесные скульпторы», «Деревце за деревце», «Портрет семьи дерева», «Соседи дерева», «Осенняя березка» – рисование, аппликация: «Декоративное панно из осенних листьев», панно «Дерево жизни», лепка: «Кисть рябины».

Чтение художественной литературы:
1. «Зеленая страна» Е. Серова.
Цель: прививать любовь к зеленым братьям и сестрам.
2. «Мудрость дерева» А. Лопатина.
Цель: воспитывать уважение и любовь к деревьям, что многому можно научиться у них.
3. «Жизнь дерева» А. Лопатина.
Цель: воспитывать бережное отношение к деревьям.
4. «Липкины дары» А. Лопатина.
Цель: объяснить детям, что деревья имеют целебные свойства.

Организованная деятельность:

Беседа «Что мы знаем о деревьях и о березе в частности?».
Цель: Выяснить, что дети знают о деревьях вообще и о берёзе в частности. Углубить интерес к берёзе, подвести к мысли, что берёзе хочется дружить с людьми.
1. Чем деревья отличаются от других растений?
2. Какие деревья вы знаете?
3. Деревья - живые? Почему вы так считаете?
4. Много ли деревьев растёт около детского сада? Как они называются?
5. Много ли деревьев растет около вашего дома? Как они называются?
6. Кто сажает деревья? Для чего?
7. Как называют лес, в котором растут одни берёзы?
8. Где деревьям лучше - в лесу или в городе?
9. Как можно определить возраст берёзы?
10. Помогали вам когда-нибудь деревья? А вы им? Приведите примеры.
11. Давайте представим, что деревья исчезли. Что произойдёт на Земле? А почему деревья могут исчезнуть?

Рассказ воспитателя «Как берёзу использовали в древности?».
Цель: подвести детей к пониманию того, что деревья имеют огромное значение в жизни человека. Познакомить с тем, как берёзу использовали в древности.
Наши предки берёзовой лучиной освещали дома. Соком берёзы лечили больных. Колёса телеги смазывали дёгтем, который делали из берёзы. Из берёзы мастерили деревянные игрушки, деревянные скульптуры, ложки, из бересты - туески (в них носили воду, квас), лукошки для ягод и грибов. На бересте писали. Нынче берёзу используют в строительстве, из неё делают мебель, фанеру, лыжи, из листьев берёзы изготавливают жёлтую и зелёную краску, из почек делают лекарства.

Беседа «Взаимосвязь дерева с живой и неживой природой».
Цель: Углубить представление о взаимосвязях живой и неживой природы и о факторах, которые влияют на жизнедеятельность берёзы.
- Дерево может жить без света? (Свет, как художник, окрашивает листья в зеленый цвет.)
- Берёза растёт на открытом или затенённом месте?
- Дерево может жить без тепла? (От количества тепла зависит начало появления листьев на деревьях.)
- Что происходит с деревьями зимой? (Зимой деревья не растут - они погружаются в сон. А от холода деревья защищает пробковая ткань, которая не пропускает наружу ни воды, ни воздуха.)
- Без чего ещё деревья не могут жить? (Без воды, воду они пьют как люди. Воду дерево получает с дождём, с талой водой, пьёт её из земли – почвы.)
- Деревья как и мы должны дышать. Дышат они через маленькие отверстия на листьях, такие маленькие, что они незаметны.)
- Деревьям нужен чистый воздух: от грязного они погибают. В то же время сами деревья очищают воздух, делают его пригодным для человека и других живых существ.
- Нужны ли дереву птицы? (Птицы поедают различных насекомых, которые могут причинить дереву вред.)
- Ветер переносит семена берёзы.
- Дождевые черви участвуют в образовании почвы, «пропускают» через себя комочки земли, сухие листья, рыхлят почву, делают её пригодной для развития растений.
- От чего деревья болеют? (Значит на коре поселились вредные насекомые. Это видно, если посмотреть на обратную сторону коры – ходы, проделанные вредителями.)
- А как можно определить возраст берёзы? (По коре: чем дерево старше, тем кора твёрже и толще, поэтому старые деревья легче переносят морозы.

Беседа «Красота природы бесценна».
Цель: дать детям понять, что ни за какие деньги не купишь красивое дерево. Его нужно посадить и приложить немало усилий, чтобы оно не погибло, а прижилось и выросло. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Комплексное занятие в старшей группе «Люблю березку русскую». (смотрим приложение)
Опыты: «Наблюдение за изменениями веток тополя и сирени в вазе с водой», «Как деревья спасают нас от жары».
Составление гербария деревьев участка.

Консультация на тему «Природа как воспитатель». (смотрим приложение)
Участие родителей в акции «Посади дерево».
Изготовление совместных поделок с детьми:
Украшение уголка природы красивыми растениями.
Изготовление оригами – «Ёлочка».
Мозаика – «Дерево».
Пословицы, поговорки о деревьях.
Отгадывание загадок.
Придумывание загадок детьми.
Чтение стихов, рассказов, сказок о деревьях:
Т. А. Шорыгина «Деревья. Какие они? », А. Прокофьев «Берёзка», Н. Некрасов «Зелёный шум», И. Токмакова «Дуб», А. Твардовский «Лес осенью», И. Соколов – Микитов «Листопадничек».
Заучивание: И. Бунин «Листопад».
Рисование: «Цветёт сирень», «Ветка дерева в вазе», «Осенний пейзаж».
Лепка «Листик».
Аппликация «Осенний ковёр».
Слушание: П. И. Чайковский – цикл произведений «Времена года», заучивание песен о деревьях.
Экскурсия по участку детского сада.
Рассматривание семян различных деревьев.
Экологические наблюдения.
Цель – сформировать представление о животных и растениях как о живых организмах, показать взаимосвязи, существующие в природе. Важно рассмотреть наблюдаемый объект со всех точек зрения. Так, наблюдая за растениями можно выделить интересные сведения об их названиях, классификации (дерево, кустарник), о внешним виде, назначении, условии их роста; дерева, как места обитания и пищи для птиц; способы распространения семян, размножение; значение в жизни человека, как человек помогает растениям; правила поведения в природе. Экологические знания являются основой экологического сознания через приобщение детей к практической деятельности.
Экологические экскурсии.
Цель – найти ответы на поставленные вопросы, накопить информацию, научиться наблюдать, «читать» книгу природы.
Содержанием экскурсий может стать обследование ближайшей местности для формирования представлений об окружающих природных условиях, экологической обстановке, наличии растений. Во время экскурсий можно собирать природный материал для коллекций. Результаты оформляются в виде альбомов, рисунков, коллекций.
Уроки мышления.
Облегчат ответы на разнообразные вопросы, например: «Почему листья меняют свой цвет? », «Почему у ёлки зелёные иголки? », «Чем питаются деревья? ». Обязательным условием должно быть сочетание познавательной деятельности с практической, формируя интерес детей. Прогулки сочетаются с увлекательным рассказом, с незначительным включением художественных произведений. Это формирует у детей чувство природы.
Коллекционирование.
Составление коллекций природного материала и гербариев способствует привлечению внимания детей к окружающему миру. Оно не должно приносить вреда природе. Коллекционирование может положить начало беседам о природных богатствах края, об их использовании, может лечь в основу выставок, музеев, организуемых детьми.
Уроки доброты.
Цель – Развивать интерес к природе, формировать положительное отношение к ней, желание беречь её и заботиться о ней, воспитывать чуткость и чувство сопереживания. Тематика уроков доброты может быть разнообразной. Проводятся как индивидуально, так и группой детей.
Обсуждение и проигрывание ситуаций.
Эта форма работы способствует закреплению в сознании норм и правил поведения в природе. Тематика таких бесед тоже может быть разнообразной.
Формы работы с родителями.
Полученный результат:
В ходе работы над экологическим проектом «Деревья вокруг нас»:
у детей возрос интерес к природе;
закрепились и уточнились знания о деревьях и кустарниках;
появилось желание больше узнать о деревьях;
сформировалось доброжелательное отношение ко всему живому;
возросла умственная и речевая активность;
дети научились самостоятельно делать выводы;
сформировался эстетический вкус;
знания и впечатления они использовали на практике и изо деятельности;
родители принимали активное участие в благоустройстве участка детского сада, высадке молодых саженцев;
в организации выставки поделок из природного материала;
Анкетирование: На основе данного проекта возможна разработка других экологических проектов, таких как: «От семечки - к дереву», «Обитатели садов и лесов».

Приложение.
Консультация «Природа как воспитатель».
Воспитание правильного отношения детей к природе, умение бережно обращаться с животными существами, может быть полноценно осуществлено в дошкольный период лишь в том случае, если система работы в детском саду сочетается с воздействием на ребёнка в семье.
В детском саду воспитатели большое внимание уделяют прививанию навыков ухода за растениями, животными, птицами.
Замечательный педагог В.А. Сухомлинский писал: «Человек всегда был и остается сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщению к богатству духовной культуры. Мир, окружающий ребёнка - это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе источник детского разума. Все дети от природы любознательны. Круг их интересов очень широкий. Среди вопросов, которые они задают нам взрослым, есть и такие, что вызваны различными явлениями, объектами природы. Чтобы лучше понять всё живое, что нас окружает, надо родителям чаще бывать в поле, на лугу, в лесу, у реки, в парке, уметь увидеть красоту во всём и замечать всё интересное. Как распускаются первые листочки, почему зимой ель очень зелёная, а у других листья попадали. От нас взрослых, зависит, будет ли ребёнок любознательным, как у него развивается речь. Чем больше ребёнок увидел и понял, тем ярче и образнее его речь, тем охотнее он общается со сверстниками, легче входит в контакт с взрослыми. Умение излагать свои мысли, помогает лучше учится в школе. Он на деле убедится в том, что ни одно явление не возникает беспричинно, само по себе и ни что не исчезает бесследно. В процессе систематических целенаправленных наблюдений, ребёнок учиться думать и отвечать на вопросы «Почему?»
И пусть такая работа сложная, многотрудная, но в результате её, в сознании ребёнка с раннего детства закладываются основы любознательности, пытливости, умение логически мыслить, делать умозаключения, выводы.
Дети любят ходить с взрослыми в лес, не забудьте с ним поздороваться: «Здравствуй лес, дремучий лес, полный сказок и чудес!», а уходя попрощаться с ним:
Солнце прячется в тумане,
Лес дремучий до свиданья!
Защитил ты нас от зноя
Дал здоровья, свежих сил
И гостинцем угостил.
Надо всегда напоминать детям, много видит и слышит только тот, кто идет не спеша, ступает неслышно, тогда он многое увидит, как шелестят листья, роса на траве, бельчонок лакомится сладкой земляникой, а птицы кормят своих птенцов, а вот тут и ежиха с ежатами. Поиграйте с детьми в игру: «Лесные запахи». Предложите сначала детям понюхать, как пахнет земляника, мох, листья мяты, ромашки аптечной и т. д. Сначала брать 2-3 растения, а потом побольше, дети понюхают, а потом узнают с закрытыми
глазами каким растением пахнет. Вспомните загадки, маленькие стихи о растениях, приметы.
Заметали муравейник - понаблюдайте за жизнью муравьев, какие они дружные, навалились кучей на гусеницу, тащат её к своему домику - это они очищают лес от вредителей. Угостите их сахаром или конфеткой и понаблюдайте, как они любят сладкое.
В лес можно ходить в разное время года и любоваться им, замечать неполадки и устранять их. Убрать сухие ветки на тропинке, подвязать надломанную ветку, посадить дерево.
Правильно делают те родители, которые во время прогулки обращаются с природой и ребёнком. «Смотри как красиво!», «Какой сегодня белый, пушистый снег!», «Как тебе кажется, на что похоже облако!» и т. д.
Дети после игр со снегом радостные возвращаются домой. Здесь тепло и уютно.
Часто в воскресные дни пекутся дома пироги, а в хлебном магазине пахнет хлебом. Дайте детям толчок на раздумья сказав поговорку: «Много снега, много хлеба», «Снег подул - хлеба надул». Покажите детям хлебное поле в разное время года, объясните, почему говорят: «Хлеб всему голова»; значит, его надо беречь. Рассказать сколько людей трудятся, чтобы эта пахучая буханка хлеба пришла к нам на стол. Каждый, даже самый маленький ребенок должен беречь хлеб.
А у кого есть дома животные не забывать их кормить. Сначала вмести с вами дорогие папы и мамы, а потом это войдёт в привычку и ваш ребёнок сам всё будет делать.
Умение видеть и понимать другого живого существа, тонкое движение души ребёнка, зависит от интереса к растению, животному - от степени развития наблюдательности, нравственных чувств. С этого начинается ответственность за всё живое на планете. Когда мы, взрослые, говорим (не рви, не топчи, не ломай, не трогай и т. д.) необходимо объяснять почему «Не рви». Для расширения и закрепления знаний об экологии необходимо рассматривать картины, наблюдать за растительным и животным миром, читать художественную литературу.
Надо всегда помнить всем взрослым и детям, что Земля - это общий наш дом, человек живя в этом доме должен быть добрым, заботиться, чтобы всему живому было хорошо.

«Наша планета Земля,
Очень щедра и богата
Горы, леса и поля
Дом наш родимый друзья!
Давайте вместе будем беречь планету.
Другой такой на свете нет.
Разведём над нею и тучи, и дым.
В обиду её никому не дадим.

Беречь будем птиц, насекомых, зверей.
От этого станем мы только добрей.
Украсим всю Землю садами, цветами,
Такая планета нужна нам с вами».

Комплексное занятие в старшей группе «Люблю березку русскую»
Цель: продолжать формировать интерес детей к родной природе; обобщать знания о берёзке; расширять представления детей об образе берёзы в поэзии, музыке, произведениях изобразительного искусства; воспитывать любовь к русской берёзке.
Материал к занятию:
Иллюстрация с изображением берёзы.
Магнитофон с аудиозаписью песни «Во поле берёзка стояла» (русская народная песня), «Времена года» П.И. Чайковского.
Репродукции картин И. Левитана «Весна. Большая вода», «Золотая осень», К.Юнона «Мартовское солнце». И. Грабаря «Февральская Лазурь», И. Шишкин «Лесная глушь».

Ход занятия
Загадка:
Стоит Аленка, платок зелёный,
Тонкий стан, белый сарафан. (Берёза)
Воспитатель предлагает рассмотреть иллюстрацию с изображением берёзы.
- Как в любое время года мы можем узнать берёзу? (Белый ствол только у берёзы.)
- Как в народе называют берёзку? (Русская, белоствольная, кудрявая, нарядная, золотая, ненаглядная.)
- Какие у берёзки бывают листочки? (Зелёные, изумрудные, клейкие, золотые.)
- Из всех деревьев русского леса всех милее наша берёзка. Хороши и чисты берёзовые светлые рощи. Белые стволы покрыты тонкой берестой. Есть в русской природе особенный день, когда на берёзах начинает распускаться молодая листва. Войдёшь в лес и радостно ахнешь: зелёной нежной дымкой покрылись лесные опушки. Какая красота! Какое блаженство!
- С кем на Руси сравнивали красавицу - берёзу? (С девушкой, у которой тонкая, гибкая талия, с невестой.)
- В июне месяце на Руси справляли праздник «Русской берёзки». Утром яркая красочная толпа направлялась к берёзовой роще. Девушки выбирали одну из берёзок и украшали её, привязывали к ветвям цветные лоскутки, ленточки, подвешивали пряники, конфеты. Вокруг водили хороводы, плясали, заводили игры.
- О белоствольной красавице сложено немало стихов и песен.
Слушание русской народной песни «Во поле берёза стояла».
- А теперь давайте прочтём стихи о берёзе.
Чтение стихотворений: А. Прокофьева «Люблю берёзку русскую», С. Есенина «Белая берёза».
- Многие талантливые художники - пейзажисты запечатлели берёзу на своих картинах. По-своему хороша она в разные времена года!
Предлагаю детям рассмотреть репродукции картин и рассказать о них.
- На картинах художников берёзки прямые, стройные, белоствольные.
- Наша красавица - берёзка умеет предсказывать погоду. Послушайте приметы:
Если из березы весной течет много сока - к дождливому лету.
Если осенью листья берёзы начнут желтеть с верхушки - весна будет ранняя.
Берёза перед ольхой лист распустит - лето будет сухое, ольха перед берёзой - мокрое.
Под русские народные мелодии выполняется коллективная аппликация «Берёзка».

Используемая литература:
1. А. С. Герасимова, О. С. Жукова «Большая энциклопедия дошкольника», Москва «ОЛМА Медиа Групп» 2007
2. С. Н. Николаева «Юный эколог». Программа экологического воспитания в детском саду, Москва «Мозаика – Синтез» 2010
3. А. Дитрих, Г. Юрмин, Р. Кошурникова «Почемучка», Москва «Педагогика – Пресс» 2006
4. А. И. Иванова «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду», Москва ТЦ «Сфера» 2009
5. Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду», Просвещение 1973
6. М. Н. Сигимова «Познание мира растений», Детство пресс 2010
7. Т. А. Шорыгина «Деревья. Какие они? », Москва 2006
8. О. А. Соломенникова «Экологическое воспитание в детском саду» Программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет, Москва «Мозаика – Синтез» 2010