Как по внешнему виду человека определить его возраст и характер. Этим вопросом задавались, задаются и будут задаваться все поколения. Есть несколько видов людей, с разными проявлениями и с разными физическими данными.

Так, например существует такой вид, как Висцертоник. На первый взгляд он напоминает мячик, пухленький, маленький и всегда веселится. Это чаще всего лысоватый индивидуум, у которого округлое лицо, слегка с красноватым оттенком. К нему всегда и везде тянутся люди, они притягивает их к себе как магнит. Также он очень любит вкусно покушать. Он очень добрый, общительный, хороший семьянин, у такого представителя сложно определить возраст, так как лысеет он очень рано. Чаще это бывают политические деятели, либо просто добиваются успеха на любом другом поприще. Над таким человеко нельзя смеяться, только он может выбросить шутки в свой адрес, а вы в ответ на его сарказм, должны ответить лишь приветливой улыбкой. Если вы поступите наоборот, то вам это будет чревато нехорошими последствиями.

Соматоник, еще один из видов человеческой внешности. Широкая кость, косая сажень в плечах, стандартная мужская грубая внешность. У него все очень широкое, начиная от ног, заканчивая лицом. Чаще всего смуглая кожа. Они чаще делают, чем думают, и это сказывается на их жизни в дальнейшем. Они хотят всегда и везде быть лидерами, не щадя в этот момент ни себя, ни окружающих.

Церобротоник — высокий, худощавого телосложения, с бледным цветом лица, все время кажется, что он чем-то болен. Он чаще всего похож на этакого «ботаника», щуплый и в очках, и чаще всего он таковым является. Он вечно голодный студент. Они витают в облаках, строя воздушные замки, не любят реальность. Обходят острые углы, в этот момент даже могут подставить вместо себя близкого им человека. Друзей бывает мало, потому что таких людей надо понимать, а это очень сложно.

Виды личностей, по -разному справляются с внешним миром и с самим собой. Висцертоник, вместо решения насущных проблем, лучше пойдет в увеселительное заведение, либо посидит с друзьями в компании. Ему главное наполнить свой желудок хорошим обедом, и выпить хорошего вина, чем решать какие-то насущные проблемы. Соматоник бросится на амбразуру грудью, прикрывая всех и отдавая в жертву себя. Ему ничего в этом мире не страшно, хотя в тот же момент он может упасть в обморок при виде мышки. Церебротоник, спрячется в самый дальний угол и будет сидеть в нем до тех пор, пока не придет кто-нибудь и не спасет его. Либо начнет усиленно думать, что делать дальше, вместо того, чтобы начать действовать незамедлительно.

Мнение о человеке сложенно только лишь по внешним данным, не всегда правильное. Есть еще некоторые факторы, по которым можно составить более достоверную картину о человеке. В человеке важно все, его мимика лица, его постоянная поза в которой он любит сидеть или лежать, как он улыбается, какие морщинки на его лице. Как человек держит себя в обществе, какая у него осанка. Горделивая, прямая осанка, говорит, что этот человек амбициозен и непреклонен. Рядом с ним можно почувствовать себя не совсем в своей тарелке, хотя может это и обыкновенный человек, без всяких заморочек. Почему же мы так реагируем на его осанку и горделивый вид?

Когда человек, еще только становился человеком, Он наблюдал такую картину в животном мире: «Собралась стая волков, главарь стаи всегда держал свою голову выше всех, при этом его нижняя часть оставалась неприкрытой, что давало возможность противнику его загрызть. Но противник никогда бы не отважился подойти к такому горделивому зверю, потому что тот всем своим видом показывал, что он сильнее.» И человек решил испытать это на себе, также поднял высоко голову, выпрямил спину и пошел к своим соотечественникам. И люди с неприкрытым уважением начали относится к нему, такая черта характера перешла и в наше время.

Немаловажным фактором считается походка человека, как он идет, как переступает. Когда человек любит жизнь ритмичную, у него и походка становится ритмичной, как будто в такт песни. Если человек более скован в своих манерах, и походка у него будет как у утенка, либо девушки в очень узкой юбке. Он будет тщательно семенить ногами. У человека с широкой и открытой душой, походка размашистая. У злого человека, поступь тяжелая и медленная. Человек по складу своего характера — медлительный, и шаги у него тоже медленные, с чувством, с толком, с расстановкой.

Следующий этап определения характера человека, можно узнать по руке. Линии на ладонях явно характеризуют поведения, характер и судьбу человека. В зависимости от того, как у человека будет меняться жизнь, либо уже изменилась, так и линии на ладонях меняют свое направление, либо совсем исчезают. У каждого человека свои линии на ладонях, они и определяют их жизненный путь, который всегда можно повернуть в другую сторону.

Возраст человека, обычно определяется по шее и рукам, можно взглянуть человеку в глаза и там прочесть его возраст. Дело в том, что сколько бы женщины не пользовались пластическими операциями, невозможно исправить глаза, они все могут сказать о человеке. Его настроение, характерные данные, и самое главное возраст. Просто посмотрите вглубь глаз и вы все поймете.

Все, что здесь написано не является панацеей от всего, каждый человек индивидуален и его под одну характеристику сложно подстроить.

Заводя новых подруг или общаясь с противоположным полом, часто возникают ситуации, когда нужно сделать описание девушки, заочно представляя её друзьям или родственникам. И тут оказывается, что занятие это не из простых. Сложно не только рассказать о характере, но и образно представить внешность незнакомки. Статья будет полезна тем, кто хочет научиться делать это без проблем.

Внешность: первое впечатление

Оно бывает, как правило, самым сильным и свидетельствует о настроении и ожиданиях человека. В глаза бросается наиболее яркая и существенная деталь. Описание девушки парнем может отличаться от сделанного женщиной или сверстницей. Так, он может обратить внимание на манящий взгляд, пухлые губы или стройные ноги. А девушка отметит необычный цвет губной помады, стильную стрижку или модельную обувь. Женщина будет угадывать возраст, подмечая черты, его выдающие, и т. д. Но все, скорее всего, обратят внимание на общий силуэт: высокая, низкая, полная, миниатюрная, одетая не по погоде, в шляпе, с зонтом в руках.

Начинать описание можно с существенной детали через целостное восприятие человека. Оно складывается даже тогда, когда общение длилось несколько секунд. А далее лучше всего строить алгоритм следующим образом:


Внешность: общее впечатление

Оно требует концентрации на деталях. Важно отметить те моменты и черты, которые делают человека уникальным. Даже близнецы имеют едва уловимые различия, которые можно обнаружить. К особым приметам относятся татуировки, родинки и шрамы на видных местах, особенности походки, жестикуляции, мимики лица. Есть люди с гетерохромными глазами, заметной асимметрией лица, особой дикцией. Описание внешности девушки невозможно без оценки её осанки, умения носить одежду, пользоваться аксессуарами и парфюмом. Всё это составляет общее впечатление и может свидетельствовать об отдельных чертах характера: опрятности/неопрятности, уверенности/неуверенности, общительности/замкнутости и т. д.

Внешность: мнемонические приёмы

Для того, чтобы лучше запоминать, люди используют ассоциации: словесные и зрительные. Это применимо и к внешности человека. При встрече с незнакомкой у парней часто возникают сравнения, которые следует постараться закрепить в памяти. Так, блондинка с длинными, развевающимися на ветру волосами, легко ассоциируется с полем, на котором колосится пшеница. Голубые глаза напоминают воды океана. Веснушчатая девушка со вздёрнутым носиком переносит нас в тёплый весенний день. А копну рыжих волос, в зависимости от оттенка, можно сравнить как со стогом сена, так и с огненным шаром.

Описание девушки будет красочным, если ассоциации и сравнения передавать эпитетами: лебединая шея, танцующая походка, воркующий говор, царственная осанка, модельная внешность, здоровые волосы, ледяной взгляд, осиная талия, шоколадный загар. На помощь приходят и общепринятые выражения: ноги от ушей, походка от бедра, одета с иголочки.

Модная девушка: описание

В последнее время в обиходе появилось выражение "гламурная девушка". Среди её характеристик следующие моменты:

  • Следование тенденциям моды. Но не слепое. Таких девушек отличает подбор нарядов, подходящих к особенностям фигуры и другим вещам гардероба.
  • Наличие одежды розового цвета соответствующих внешности оттенков.
  • Безупречное чувство стиля, позволяющее создавать цельный образ.
  • Умение подбирать вещи, цвета и интерьер вокруг себя.

Сегодня модные девушки - это не те, кто одевается в дорогих бутиках и ежегодно обновляет гардероб. Скорее, это обладающие чувством стиля, вкусом и умением отдельной деталью кардинально менять образ. Описание девушки должно подчёркивать не перечисление элементов одежды, а их сочетание и умение носить. Ибо иметь вкус - значит подобрать наряд, максимально соответствующий внутреннему миру его обладательницы и рассказывающий об особенностях её характера.

Характер и поведение

Среди признаков гламурной девушки выделяются черты характера, делающие её таковой. Назовём главные из них:

  • Очаровывая и соблазняя, она не остаётся незаметной. При этом скандалы и брань - не её способ привлечения внимания. При ней не хочется выражаться матом.
  • Она настолько хорошо воспитана, что всегда приветлива и улыбчива. Именно поэтому ей все рады. Она всегда готова выслушать чужое мнение, уважая его, даже если оно не совпадает с её убеждениями.
  • Основное внимание уделяет саморазвитию, общению с друзьями и путешествиям.
  • Она не ставит во главу угла свои проблемы, загружая ими окружающих и впадая в истерику.
  • Зная о собственных недостатках, умеет превратить их в новомодный тренд.

Описание девушки, её характера и поведения можно рассмотреть через её соответствие требованиям гламурной особы. Ибо для любого мужчины это идеал, к которому следует стремиться. Для более полной картины следует отметить то, что иллюстрирует волевую сферу (уверенность, целеустремлённость, решительность), интеллект (ум, любознательность), деловые (трудолюбие, ответственность, лень) и коммуникативные качества (отзывчивость, доброта, агрессия).

По типу характера среди людей выделяются интроверты, чьё внимание направлено внутрь себя, и экстраверты, нацеленные на общение с внешним миром. Это очень важный момент для понимания образа жизни девушки и тех её действий, которые мы называем поведением.

Сложнее всего сделать описание красивой девушки. Обычно расшифровать само понятие бывает довольно трудно, хотя все мы понимаем, что речь идёт о физическом совершенстве. Оказывается, для красоты важны расстояния от линии глаз до линии губ, а также между зрачками.

Лучшее соотношение для женщины, по исследованиям учёных из Торонто, это 36% от ширины лица (в первом случае) и 46% от длины - во втором. Наиболее близкие к идеалу показатели были обнаружены у Шанайи Твейн, исполнительницы кантри-музыки из Канады.

Левая сторона лица привлекает больше внимания и кажется симпатичнее. Если девушке требуется сделать снимок в профиль, следует сфотографироваться слева.

Мужчин особенно притягивают женские улыбки, а вот для представительниц прекрасного пола этот показатель не является приоритетным. Подсознательно для мужчин более привлекательными кажутся девушки, внешне похожие на их мать.

Мы нередко льстим себе, считая, что с одного взгляда способны понять человека. На поверку оказывается, внешность обманчива, а первое впечатление ничего общего не имеет с действительностью. И все-таки наука физиогномика утверждает, что можно определить характер человека по внешности. Для этого нужно обратить внимание на отдельные черты лица, понять, о чем свидетельствует их формы и размеры. Объединив полученные сведения, можно создать целостный образ. Разберемся в азах этой науки.

Физиогномика — китайское учение о «чтении» внешности

Учение об определении характера человека по внешним признакам возникло в Китае. Оно существует столетия, и за это время официальная наука не смогла ни подтвердить, ни опровергнуть его постулаты. Главный принцип физиогномики: в человеке все взаимосвязано — и внешнее, и внутреннее, поэтому особенности характера буквально «написаны на лице». Если научиться читать эти признаки, можно легко разобраться, с кем вы имеете дело.

Физиогномисты считают, что мышцы лица постоянно отвечают на сигналы нервной системы человека и сокращаются под их воздействием. На протяжении многих лет такой работы мышцы привыкают к определенному положению, и это формирует пропорции. Все мы считываем информацию с внешности, но делаем это неосознанно, потому часто заблуждаемся относительно внутренних качеств людей.

Чтобы определять характер человека по внешности, нужно научиться мгновенно считывать особенности лица, обращать внимание на глаза, уши, нос. Это поможет больше узнать о темпераменте, типе мышления, понять мотивы поступков других людей. Есть нюанс: женские лица трудно читать из-за косметики. Впрочем, основные пропорции определить можно, а это уже немало.

На что обратить внимание, чтобы определить характер человека по внешности

По мнению физиогномистов, важнейших черт лица всего три: глаза, брови, нос. Именно они передают наибольшее количество информации о человеке. Также много говорят форма рта, губы и уши. Давайте научимся читать самые выразительные черты.

Старая истина: глаза — зеркало души

Есть много данных о том, как цвет глаз отображает характер человека, но это противоречивая и спорная информация, а в эпоху моды на цветные контактные линзы еще и бесполезная. Лучше остановимся на форме и размере глаз:

    Большие глаза указывают на чувствительность и мужественность. А обладатели маленьких глаз нередко упрямы, ревнивы, самодовольны.

    Опущенные уголки глаз свидетельствуют об оптимизме, добродушии. Приподнятые — о чувствительности, смелости, решительности.

    Если верхнее веко наползает на середину глаза, человек ловок и проницателен. А если веко провисает целиком, это свидетельствует о сексуальной привлекательности, но холодности.

    Провисающее нижнее веко говорит о душевной теплоте, а разбухшее посередине — об эгоцентричности.

Обратите внимание, если оба века выглядят отечными, это тревожный признак: человек устал от жизни или нездоров.

Читаем особенности характера мужчины по бровям

Женские брови часто подвергаются косметической коррекции, поэтому по ним трудно судить о чертах характера. А вот мужские могут многое рассказать об обладателе. В первую очередь следует обратить внимание на толщину бровей. Чем она больше, тем упрямее человек. Важен конец брови: тонкий свидетельствует о благородстве, широкий может говорить мужественности и даже жесткости, отличных предпринимательских качествах.

Если бровь заметно длиннее глаза, перед вами человек с гибким умом, а в целом длинные брови говорят о спокойном и несколько консервативном характере. Грубые и короткие брови часто свидетельствуют о влюбчивости и непостоянстве натуры. Также короткие и густые брови бывают о вспыльчивых, агрессивных и самодостаточных людей. Форма бумеранга указывает на изобретательность.

Люди, у которых почти отсутствуют брови, закрыты и хитры. Крупные сросшиеся «моноброви» — у решительных, прямолинейных и смекалистых натур. Если внутри брови видна родинка, человек легко добивается целей.

Правда ли, что длинный нос характерен для лгунов

Нет, это сказка. Очень большая длина носа указывает на ум, капризность, а умеренно длинные носы у консервативных людей. Если нос еще широкий, то человек спокоен и устойчив. А короткие носы у дружелюбных открытых оптимистов.

Костлявый нос говорит о плохой концентрации внимания, но если он с горбинкой, то это может указывать на гордый, решительный, упрямый характер, иногда даже агрессивность. Такой нос у женщины свидетельствует, что она конкурентоспособна в мужском коллективе, амбициозна. А маленький нос нередко бывает у ревнивых натур.

Обратите внимание на форму кончика носа:

    Круглая — благополучная натура, умеющая быть счастливой в любых обстоятельствах.

    Отвисшая — признак сексуальности.

    Заостренная — склонность к непостоянству, предательству.

    Выпуклая — свидетельство душевной теплоты.

    Похожая на орлиный клюв — мстительность.

    Вздернутый нос говорит о сексуальной раскрепощенности, неумении хранить тайны.

Понимание, что означают те или иные особенности носа, дает возможность мгновенно оценить многие свойства характера.

Так, к примеру, астеник (от греч. asthenikos – слабосильный, болезненный) – конституционный тип человека с такими признаками телосложения как худощавость, длинная шея, продольно вытянутый череп, узкое, четко очерченное лицо. В плане психических свойств астеники характеризуются повышенной чувствительностью и холодностью, пониженной общительностью, склонностью к интроверсии, высокой тревожностью. Атлетический тип человека – атлетик - (от греч. – athletes – борец) – конституционный тип человека, для которого характерно крепкое телосложение, развитая мускулатура, выносливость, настойчивость, как правило, уверенность в себе, конкурентоспособность, решительность, развитый волевой компонент, иногда – агрессивность. Пикнический же тип (пикник) характеризуется средним ростом, плотной фигурой, мягким широким лицом на короткой шее, основательным жирным животом в сочетании со специфическими психическими особенностями. По психическим особенностям пикников условно можно разделить на подгруппы: болтливо-веселые; спокойные юмористы; тихие, душевные люди; беспечные любители жизни; энергичные практики.

Не менее важное значение в наблюдении имеют так называемые актуальные психологические состояния человека, а именно страх, радость, гнев, волнение, сомнение и т.п. Они могут выражаться как в особенностях речи (вербально), так и в непосредственном поведении человека. Невербальное общение включает в себя такие формы самовыражения, которые не опираются на слова и другие речевые символы. Его ценность состоит, в частности, в том, что оно спонтанно и проявляется бессознательно.

Выражение лица – главный показатель чувств. Подчеркивая определенную связь внутреннего, психологического содержания личности с внешними, морфологическими особенностями строения лица, следует помнить, что лицо любого человека не является чем-то застывшим, а представляет собой целую гамму различных движений, что выражается в мимике.

Например, полностью поднятая голова указывает на уверенность в себе, выраженное самосознание, полную открытость и внимание к окружающему миру. Подчеркнуто поднятая голова обнаруживает отсутствие близости, самопревознесение или высокомерие. Запрокидывание головы назад демонстрирует большое желание деятельности, вызов. И, напротив, склоненная набок голова указывает на отказ от собственной активности, полную открытость собеседнику, стремление идти навстречу вплоть до покорности. Расслабленно свисающая вниз голова – признак всеобщей нехватки готовности к напряжению, безволие.

Улыбка – это проявление мимики, имеющее множественную коммуникативную функцию. Она, как правило, выражает дружелюбие, однако чрезмерная улыбчивость зачастую отражает потребность в одобрении. Натянутая улыбка в неприятной ситуации выдает чувства извинения и беспокойства. Улыбка, сопровождаемая приподнятыми бровями, выражает готовность подчиняться. Оттянутые вниз уголки рта символизируют в целом негативное отношение к жизни, общее невеселое выражение лица. Приподнятые уголки рта отражают позитивное отношение к жизни, оживленное и веселое выражение лица. Если рот выглядит пухлым, то его указывает на увеличенную жизненность чувств; мягким – на чувствительность; острым, точно вырезанным – на интеллектуальность; твердым – на определенность воли.

Впечатление об искренности или притворности улыбки возникает в зависимости от скорости, с которой поднимаются уголки рта, и от одновременного расширения глаз с последующим кратким смещением век. Исследователь подчеркивает, что слишком длительное расширение глаз без их кратковременного закрывания в сочетании с улыбкой рассматривается как угроза. Напротив, кратковременно закрывание глаз – умиротворяющий элемент мимики. Улыбающийся как бы дает понять: «Я не жду от вас ничего плохого, видите, я даже закрываю глаза».

«Язык взгляда» очень разнообразен. Так, полностью открытые глаза характеризуют высокую восприимчивость чувств и рассудка, общую живость. Слишком же широко открытые, «вытаращенные», глаза свидетельствуют об усилении оптической привязанности к окружающему миру. Прикрытые, «занавешенные» глаза – зачастую признак инертности, равнодушия, высокомерия, скуки или сильного утомления. Суженный или прищуренный взгляд означает либо сконцентрированное пристальное внимание, наблюдение, либо, в сочетании с взглядом сбоку, коварство, хитрость. Прямой взгляд, с лицом, полностью обращенным к партнеру, демонстрирует интерес, доверие, открытость, готовность к прямому взаимодействию. Взгляд сбоку, углами глаз, свидетельствует об отсутствии полной отдачи, скепсисе, недоверии. Взгляд снизу, при склоненной голове, указывает либо на агрессивную готовность к действиям, либо, при согнутой спине, на подчиненность, покорность, услужливость. Взгляд сверху вниз, при откинутой голове, обнаруживает чувство превосходства, высокомерие, презрение, поиски господства. Уклоняющиеся взгляд указывает на неуверенность, скромность или робость, возможно чувство вины. Агрессивно-жесткий человек, как правило, смотрит прямо в глаза, широко открыв свои; губы твердо сжаты, брови нахмурены, разговаривает сквозь зубы, почти не двигая губами. Мягкий, уступчивый человек смотрит из под прикрытых век, не выдерживает взгляда в упор.

В процессе общения собеседники смотрят друг другу в глаза, в среднем, от 30 до 60% времени. Анализ взгляда собеседника может дать дополнительную характеристику о психологическом состоянии.

Выделяют следующие виды взглядов: прямой; сквозь собеседника; сведенный (центрированный); бесцельный; фиксированный на чем угодно, только не на собеседнике или партнере; мимо партнера; снизу; сбоку; искоса; искоса через плечо; сверху вниз; уклоняющий­ся; интимный; очарованный; деловой; сальный; живой; вялый; беспокойный; оценивающий (взгляд от макушки до пяток); агрессивно-оскорбляющий; пронизывающий; пьяный; контролирующий; холод­ный.

Прямой взгляд сопутствует открытости и готовности к общению, а также правдивости высказываний. Человек с прямым взглядом уве­рен в себе, сознает свои силы и возможности. Прямые взгляды у партнеров в бе­седе, наряду с попеременным контактом "глаза в глаза", иллюстри­руют взаимное доверие друг к другу, уважение, свободное обсужде­ние самых острых проблем, негативных и рискованных тем. Кроме прямого взгляда, для открытых общению собеседников есть место только одному - сведенному (центрированному) взгляду. Он появляется у партнеров тогда, когда в беседе требует обсуждения конкретная, неотложная ситуация. Партнеры как будто бы видят ее перед собой. Зрачки несколько смещаются от центра друг к другу и застывают в этом положении.

Бесцельный взгляд иллюстрирует раздумье, задумчивость, уход в себя.

Взгляд, фиксированный на чем угодно, только не на собеседнике, иллюстрирует незаинтересованность в общении, неуважение к парт­неру и попытку ухода от обсуждаемых проблем.

Взгляд снизу, когда голова человека склонена, а зрачки синхронно и вынужденно поднимаются вверх от центра, иллюстрирует сле­дующие варианты поведения его владельца:

а) покорность, подчеркнутое внимание, услужливость - если спи­на согнута и в теле отмечается незначительная напряженность;

б) скрытность, расчетливая, дозированная подача информации в беседе - если напряжение в теле более выражено и на лбу заметны вертикальные складки;

в) враждебная закрытость, готовность к агрессии - если напряже­ние во всем теле, "набыченная", напряженная голова, напряженный и сжатый рот.

Взгляд сбоку, при котором зрачки синхронно уходят вправо или влево, иллюстрирует скептическое, негативное отношение к собеседнику, закрытость, недоверие, критику. Если при этом широко раскрыты глаза - человек пытается скрыть страх. Если же на лбу у человека в этот момент горизонтальные складки, а зрачки сужены и взгляд прищурен, то это человек, готовый к агрессивным действиям ("взведенный курок пистолета").

Взгляд искоса иллюстрирует попытку контроля над ситуацией, отслеживание реакции собеседника на свои слова.

Взгляд искоса через плечо демонстрирует закрытость по отноше­нию к собеседнику с одновременным презрением к нему.

Взгляд сверху вниз сопровождается откидыванием головы назад - человек бессознательно увеличивает дистанцию между собой и собеседником. Его зрачки смещаются вниз от центральной позиции - ил­люстрация высокомерия, гордости. Окружающими всегда воспринимается, как демонстрация превосходства, что, естественно, не способствует общению.

Уклоняющийся взгляд - иллюстрация неуверенности, боязливости, чувства вины или робости. Зрачки постоянно "убегают" из цен­тральной позиции.

Оценивающий взгляд (от макушки до пяток) - часто встречается при первом знакомстве людей. Зрачки совершают последовательные движения от центра вверх и от центра вниз. Обычно такой взгляд по­зволяет себе человек, управляющий ситуацией: в нем заинтересованы больше, чем он.

Живой, беспокойный взгляд - иллюстрация заинтересованности в беседе, ожидание обсуждения главной темы. Движения зрачков быстрые, по всем зонам.

Вялый взгляд - типичен для флегматиков. Иллюстрация спокойствия, полного знания обсуждаемого вопроса, скуки. Характерен для человека в состоянии сытой сонливости, вплоть до сна наяву.

Агрессивно-оскорбляющий взгляд - демонстрация собственной силы, готовности "раздавить" собеседника. Обычно сопровождается презрительной гримасой или полным отсутствием мимики на лице, что более опасно.

Пронизывающий взгляд - в народе говорят "как холодом обдало". Своеобразный взгляд следователя, прокурора, человека, наделенного властью или имеющего право требовать отчета, даже обвинять в данной ситуации.

Контролирующий взгляд присутствует при крайне важной или напряженной беседе человек отслеживает малейшие телесные проявления и действия партнера, ловит каждое его слово. Девиз этого состояния "Я все увижу, все услышу - ничего не пропущу"

Пьяный взгляд - характерен для психических больных и людей в состоянии алкогольного опьянения. Безостановочное движение глаз, разбегающихся во все стороны, изредка прерывается остановками, вы званными стремлением ухватить нить беседы, ситуацию.

Холодный взгляд - человек безэмоционально созерцает окружающее. Окружающее для него - не более чем скучное театральное действие с плохими актерами.

Сальный взгляд - ощупывающий взгляд развратника. Может быть бесцеремонным, а может посылаться украдкой.

Очарованный взгляд - взгляд человека, находящегося на пике эмо­ционального, религиозного или другого экстаза.

Глаза откровенно говорят о внутренних переживаниях человека, недаром опытные "игроки" пытаются скрывать их выражение за стеклами темных очков.

Людей обычно выдают:

  • · какие-либо изменения в обычном выражении глаз - возникновение некой эмоции, сигнал реагирования на стимул;
  • · непроизвольные движения глаз (заметно "бегающие глаза") - тревога, стыд, обман, страх, неврастения;
  • · блестящий взгляд - горячка, возбуждение;
  • · остекленелый взгляд - чрезвычайная слабость;
  • · увеличение зрачков - ощущение интереса и получение удовольствия от информации, общения, фотографии, партнера, пищи, музыки и прочих внешних факторов, принятие чего-либо, но также и сильное страдание;
  • · употребление некоторых лекарств и наркотиков (марихуаны, кокаина);
  • · сужение зрачков - накатывание раздражения, злобы, ненависти и сходных отрицательных эмоций, непринятие чего-либо; действие определенных наркотиков (морфия, героина);
  • · сумбурные движения зрачков - знак опьянения (чем больше таковых движений, тем человек пьянее);
  • · усиленное моргание - возбуждение, обман.

Люди всегда предпочитают смотреть на тех, кем они явно восхищаются, или на тех, с кем у них близкие взаимоотношения с близкого расстояния; женщины при этом проявляют больший визуальный интерес, чем мужчины.

В ходе общения чаще всего смотрят партнеру в глаза, когда слушают, а не когда говорят, хотя, осуществляя внушение, иной раз применяют прямой взгляд в глаза в момент произнесения диалога.

Субъект, который смотрит вам в глаза заметно меньше одной трети всего периода общения либо не честен, либо пытается скрыть что-то; тот же, кто нескрываемо упорно вглядывается в глаза, испытывает к вам повышенный интерес (зрачки расширены), выказывает откровенную враждебность (зрачки сужены) или стремится доминировать.

Модификации контактов глаз имеют следующую расшифровку:

  • · "отсутствующий взгляд" - сосредоточенное размышление;
  • · переведение взгляда на окружающие предметы и в потолок - падение интереса к беседе, излишне длинный монолог партнера;
  • · настойчивый и пристальный взгляд в глаза (зрачки сужены) - признак враждебности и явного желания доминировать;
  • · настойчивый и пристальный взгляд в глаза (зрачки расширены) - знак сексуальной заинтересованности;
  • · отвод и опускание взгляда - стыд, обман; - взгляд сбоку - недоверие;
  • · взгляд то отводится, то возвращается назад - отсутствие согласия, недоверие.

Походка

Должны быть отмечены особенности походки:

быстрая походка с размахиванием руками указывает на энергич­ность, целеустремленность, решительность;

медленная походка с опущенным взглядом, еле волоча ноги - указывает на угнетенное состояние, депрессию;

подчеркнуто интенсивное движение руками, подбородок припод­нят, ноги - словно деревянные, походка - принужденная, рассчитан­ная на то, чтобы произвести впечатление, все - это указывает на само­довольство, демонстративность, помпезность, свойственные данному индивиду;

стремительная походка, руки на бедрах - соответствуют вспышкам энергии, стремлению достичь своих целей кратчайшим путем за наименьшее время;

очень медленная походка в позе с опущенной головой, руками, сцепленными за спиной, задумчивым выражением лица - указывает на озабоченность решением какой-то проблемы.

Различают несколько типов походки:

ритмичная – расслабленная форма приподнятого, но уравновешенного настроения, типична для гуляющих;

равномерная /по типу армейского маршевого шага/ – волевая деятельность или стремление к цели;

широкие шаги – часто экстраверсия, целеустремленность, предприимчивость, непринужденность абстрагирующее мышление;

короткие, маленькие шаги – чаще интроверсия, осторожность расчет, быстрое мышление и реакция, сдержанность, тип мышления, скорее, конкретный;

ритмически сильная /с усиленными движениями бедер/ – наивно – инстинктивные и самоуверенные натуры, раскачивание плеч в резонанс – в основном, эффектные, самовлюбленные индивиды;

шаркающая, «провисающая» – отказ от волевых усилие, и стремлений, вялость, медлительность, леность;

твердая, угловатая , «ходульная», «деревянная» – зажатость, недостаток контактов, робость, неспособность к свободному проявлению.

постоянное приподнимание на напряженных носках ног – стремление вверх, ведомое сильной потребностью в чувстве превосходства, особенно интеллектуального.

В общении между людьми язык тела, как филогенетически более древний, приобретает качественное значение. По языку тела легко судить о состоянии внутреннего мира человека.

Человек, владеющий ситуацией, не очень заботится о неприкосновенности границ "своей территории". Ему не требуется защита в виде различных прикрытий - столов, стульев, папок, портфелей.

К расширению территории склонны неуверенные в себе люди. Сидя, они расширяют личное пространство вытянутыми ногами или руками, раскинутыми на спинки соседних стульев, используют для этой цели различные предметы. Стоя, они широко расставляют ноги, опираются вытянутыми руками на спинки стульев, колонны, стены, дверные косяки или просто подбочениваются. Люди, которые пере­оценивают важность статуса партнера, сами расширяют границы его территории, держась от него в стороне, на почтительном расстоянии.

Имеет значение пантомимика обследуемого: осанка, поза, жести­куляция, автоматизированные элементарные (тики) и генерализован­ные (вздрагивания и т.п.) двигательные реакции, общая двигательная активность. Сгорбленная осанка, опущенная голова, застывшая ми­мика - чаще всего указывают на депрессивное состояние. Горделивая осанка, поднятый подбородок, взгляд свысока - указывают на самодовольство и честолюбие человека. Если такая осанка сочетается с украшени­ем символическими знаками, это может указывать на наличие у индивида бредовых идей самовозвеличивания. Скрещенные на груди руки указывают, как правило, на защитную позицию человека. Скрещенное положение рук может быть и не связано с позицией защиты, а являться элементом комфортной позы. В этом случае кисти рук расслаблены. Определенно о защитной позе свидетельствует сочетание скрещенных на груди рук со сжатыми кулаками или напряженными пальцами. Защитную позицию усиливает скрещенное положение ног. Если в положении сидя "нога на ногу" человек покачивает верхней, это обычно указывает на то, что ему наскучила ситуация.

Об отсутствии защитной позиции свидетельствуют: расслаблен­ные руки, расстегнутая куртка (пиджак и т.п.), наклон корпуса в сто­рону собеседника. О заинтересованном внимании говорит легкий наклон головы, взгляд, устремленный на собеседника. Когда человек утрачивает интерес, положение головы выпрямляется, плечи сначала поднимаются, затем опускаются, взгляд начинает блуждать по сторо­нам, часто корпус собеседника принимает ориентацию в сторону выхода из помещения.

Демонстративное выражение скуки - полное безразличие, жест "голова в руке", т.е. голова лежит на ладони, глаза полуприкрыты. Жест "рука подпирает щеку", поза роденовского "Мыслителя", обычно указывают на состояние размышления о чем-то. Жесты: потирание подбородка в процессе беседы, снимание очков и тщательное протирание их стекол, захватывание носа в неплотно сжатую горсть, соединенное с прикрыванием глаз - свидетельствуют о протекании сложного процесса размышления (оценивания), о большой сосредо­точенности над принимаемым решением. Касание носа или легкое потирание его, обычно указательным пальцем, выражает сомнение или затруднительное положение. У некоторых лиц эквивалентными по значению являются жесты касания мочки уха, протирания глаз. Если собеседник опирается подбородком на кисть руки, при этом указательный палец вытянут вдоль щеки (по носогубной складке), а остальные располагаются ниже рта, это, как правило, свидетельствует о критическом подходе к словам партнера. Если этот жест сопровождается наклоном тела от партнера - тон оценки явно негативный.

Комплекс жестов отрицательной оценки: сложенные на груди ру­ки, отклонение тела назад, скрещенные ноги, отворачивание лица в сторону ("нос воротит") или наклон головы вперед, взгляд исподло­бья (взгляд "поверх очков") - сигнал о неэффективности выбранной тактики беседы. В этом случае предпочтительнее отказаться от "лобовой атаки" и оставить "больные" вопросы до более благоприятного момента, перевести разговор в другое русло, чтобы снизить напряже­ние собеседника.

Если человек старается не смотреть на собеседника, то, скорее всего, он что-то скрывает. На это указывает также жест "рука (чаще левая) прикрывает рот" после реплики, как если бы человек хотел остановить свою речь, но слова уже слетели с губ. О том, что человек скрывает свои намерения, может свидетельствовать поза, когда локти ставятся на стол, образуя пирамиду, вершина которой - кисти рук расположены прямо перед ртом.

Наоборот, если пальцы кистей рук соединены наподобие купола (одноименные пальцы прикасаются кончиками друг к другу) - это означает доверительность и уверенность в себе. Руки могут быть со­единены таким образом на разных уровнях. Женщины обычно соединяют пальцы на коленях (в положении сидя) или чуть выше пояса (стоя). Лица, занимавшие руководящее положение, как правило, держат руки тем выше, чем выше их ранг. Более мягкая форма этого жеста - пальцы накладывают друг на друга (пальцы одной кисти при­крывают пальцы другой кисти), обычно, также означает доверие.

Жест "руки сжимают друг друга" (кисти охватывают одна другую, пальцы напряжены) наблюдается, когда человек попал в слож­ную переделку, например, должен отвечать на вопрос, содержащий серьезное обвинение против него. Тесно сцепленные руки, пальцы переплетены - жест подозрительности и недоверия. Если при сцепленных руках большие пальцы начинают массировать друг друга, это указывает на потребность в усилении уверенности, тенденцию к перестраховке. Для женщин типичный жест потребности в усилении своей уверенности - медленное и изящное поднимание руки к шее. Если надето ожерелье, то рука притрагивается к нему, как бы проверяя, на месте ли оно. Похожее или более энергичное движение у мужчины на завершающем этапе маскируется тем, что рука поглаживает шею или поправляет сзади воротник рубашки ("жарко под воротничком"). Этот жест бывает связан с чувством облегчения после миновавшей опасности, с разрешением неприятной ситуации.

Поза - "руки на бедрах" (в положении стоя) или "одна рука опи­рается на колено предплечьем, другая - ладонью" (в положении сидя) указывает на готовность к действию: выполнению задания, заверше­нию разговора, принятию решения.

Различаются несколько способов посадки человека:

закрытая /ноги и ступни сомкнуты/ – боязнь контакта, недостаток уверенности в себе;

беззаботно-открытая /ноги или бедра широко расставлены/ – недостаток дисциплины, леность, равнодушно-примитивная бесцеремонность;

ноги замкнуты одна за другую – естественная самоуверенность, благодушное настроение, нет готовности к деятельности или защите;

посадка на краешке стула, с выпрямленной спиной высокая степень заинтересованности в предмете разговора;

посадка при постоянной готовности вскочить /например, одна ступня – под сидением стоит полностью, другая – позади нее на носке/ – типичная для неуверенно-боязливых или злобно-недоверчивых натур.

По мнению психологов, люди, которые ходят быстро, размахивая руками, имеют ясную цель и готовы немедленно ее реализовать, а люди, обычно держащие руки в карманах, скорее всего, критичны и скрытны, им очень нравится подавлять других.

Те, что находятся в угнетенном состоянии духа, тоже часто при ходьбе держат руки в карманах, волочат ноги и редко глядят вверх или в том направлении, куда идут.

Таким образом, характер отношений, а также некоторые личностные особенности могут отражаться не осанке, посадке, походке и другой, типичной для данного человека позе.

Высокомерные люди откидывают корпус назад, выпячивают грудь и вскидывают голову – скромные пытаются быть незаметными, поэтому сутулятся, втягивают голову в плечи, которые слегка приподнимают. Типичный подхалим наклоняет весь корпус вперед, при этом устремляя взгляд на собеседника и широко, подобострастно улыбаясь.

Определение характера человека по его внешности – дело, безусловно, непростое. Всегда необходимо учитывать, что некоторые люди стремятся замаскировать свое внутреннее содержание внешней игрой. Однако определенную информации об индивидуально-психологических особенностях личности и поведения человека его типичные позы все же содержат.

Возможные привязки положений тела к психическому состоянию человека таковы:

  • · руки заложены за спину, голова высоко поднята, подбородок выставлен - чувство уверенности в себе и превосходства над другими;
  • · корпус подан вперед, руки (подбоченясь) на бедрах - уверенность в своих силах и готовность к активным действиям, агрессивность, взвинченность при разговоре, стремление отстаивать свою позицию до конца;
  • · стояние, опираясь руками о стол или стул - ощущение неполноты контакта с партнером;
  • · руки с расставленными локтями заведены за голову - осознание превосходства над другими;
  • · закладывание больших пальцев рук за пояс или в прорези карманов - знак агрессивности и демонстрируемой уверенности в себе;
  • · высовывание больших пальцев рук из карманов - знак превосходства;
  • · скрещенные конечности - скептическая защитная установка;
  • · нескрещенные конечности и расстегнутый пиджак - установка доверия;
  • · наклон головы в сторону - пробуждение интереса;
  • · наклон головы вниз - отрицательное отношение;
  • · легкий отклон головы назад - знак агрессивности;
  • · сидение на кончике стула - готовность вскочить в любой момент чтобы: либо уйти, либо действовать в создавшейся ситуации, либо унять скопившееся возбуждение, либо привлечь к себе внимание и подключиться к разговору;
  • · закидывание ноги на ногу со скрещиванием рук на груди - знак "отключения" от разговора;
  • · забрасывание ноги на подлокотник кресла (сидя на нем) - пренебрежение к окружающим, потеря интереса к разговору;
  • · скрещенные лодыжки у сидящего - сдерживание неодобрительного отношения, страх или взволнованность, попытка самоконтроля, негативное защитное состояние;
  • · положение (сидя или стоя) с ногами ориентированными на выход - явное желание прекратить разговор и уйти;
  • · частая перемена поз, ерзанье на стуле, суетливость - внутреннее беспокойство, напряженность;
  • · вставание - сигнал о том, что некое решение принято, беседа надоела, что-то удивило или шокировало;
  • · сцепленность пальцев рук - разочарование и желание скрыть отрицательное отношение (чем выше расположены при этом руки, тем сильнее негатив);
  • · кисти рук соединены кончиками пальцев, но ладони не соприкасаются - знак превосходства и уверенности в себе и в своих словах;
  • · руки опираются локтями о стол, а их кисти расположены - перед ртом - скрывание своих истинных намерений, игра с партнером в кошки-мышки;
  • · поддерживание головы ладонью - скука;
  • · пальцы, сжатые в кулак расположены под щекой, но не служат для опоры головы - признак заинтересованности;
  • · подпирание большим пальцем подбородка - знак некоей критической оценки;
  • · обхватывание своего бокала двумя руками - замаскированная нервозность;
  • · выпускание дыма от сигареты вверх - положительный настрой, уверенность в себе;
  • · выпускание дыма от сигареты вниз - негативный настрой, со скрытыми или подозрительными мыслями.

Жесты и телодвижения

"Жест есть не движение тела, а движение души". Он сообщает о желании человека и о том, что тот в этот момент испытывает, а привычный для кого-то жест - свидетельствует о черте его характера.

Внешне одинаковые жесты у различных людей могут означать совершенно непохожие вещи, но существуют и тождественные моменты:

  • · активная жестикуляция - частый компонент положительных эмоций, понимаемый другими как выказывание дружелюбия и заинтересованности;
  • · чрезмерная жестикуляция - признак беспокойства или неуверенности.

При определении мыслей и эмоций индивида следует отмечать лишь непроизвольную жестикуляцию:

  • · демонстрация открытых ладоней - показатель откровенности;
  • · сжатие кулаков - внутреннее возбуждение, агрессивность (чем сильнее сжимаются пальцы, тем сильнее сама эмоция);
  • · прикрывание рта рукой (или бокалом в руке) в момент речи - удивление, неуверенность в произносимом, ложь, доверительное сообщение, профессиональная подстраховка от чтения по губам;
  • · прикосновения к носу или легкие почесывания его - неуверенность в сообщаемом (как собой, так и партнером), ложь, поиск в ходе дискуссии нового контраргумента;
  • · потирание пальцем века - ложь, но иной раз - ощущение подозрительности и лжи со стороны партнера;
  • · потирание и почесывание различных фрагментов головы (лба, щек, затылка, уха) - озабоченность, смущение, неуверенность;
  • · поглаживание подбородка - момент принятия решения;
  • · суетливость рук (теребление чего-либо, скручивание и раскручивание авторучки, троганье частей одежды) - настороженность, нервозность, смущение;
  • · пощипывание ладони - готовность к агрессии;
  • · покусывание ногтей - внутреннее беспокойство;
  • · всевозможные движения руки поперек тела (поправить часы, прикоснуться к запонке, поиграть пуговицей на манжете) - маскируемая нервозность;
  • · собирание "ворсинок" с одежды - жест неодобрения;
  • · оттягивание от шеи явно мешающего воротничка - человек подозревает, что другие распознали его обман, нехватка воздуха при гневе;
  • · протирание стекол очков либо помещение дужки их оправы в рот - пауза для обдумывания, просьба подождать;
  • · снятие очков и бросание их на стол - чрезмерно острый разговор, трудная и неприятная тема;
  • · гашение или откладывание сигареты - период максимального напряжения;
  • · слишком частое сбивание пепла с сигареты - тягостное внутреннее состояние, нервозность;
  • · наклон головы набок - пробуждение интереса;
  • · быстрый наклон или поворот головы в сторону - желание высказаться;
  • · постоянное отбрасывание якобы "мешающих" волос со лба - беспокойство;
  • · явное стремление опереться на что-либо или прислониться к чему-либо ощущение сложности и неприятности момента, неразумение того, как выкрутиться из создавшегося положения (всякая опора повышает уверенность в себе).

Определенное диагностическое значение имеет оценка общей двигательной активности. Высокая двигательная активность, дости­гающая уровня двигательной расторможенности, характерна для лиц с преобладанием гипертимных черт характера. Лиц шизоидного типа отличают скованность движений, застывание в определенных фазах движений, двигательные стереотипы, ритуальные движения и автоматизмы. Лицам эпилептоидного типа свойственна определенная контрастность в психомоторике: медлительность, тяжеловесность, плохая переключаемость движений и в то же время, импульсивность, склонность к бурным двигательным разрядам. Для лиц, находящихся в состоянии депрессии, характерны вялые замедленные движения.

Важную информацию, отражающую состояние и свойства испы­туемого, несут особенности голоса и речи: сила и тембр голоса, интонация, темп речи, плавность. Возбуждение, гнев, восторг вызывают усиление и повышение тона голоса. Неуверенность, сомнения приводят к замедлению речи, растягиванию слов. Удивление, испуг сопровождаются непроизвольными восклицаниями. Волнение, страх вызывает дрожание голоса, усиление заикания.

Вот некоторые характеристики человеческого голоса:

–скорость речи: оживленная, бойкая манера говорить, быстрый темп свидетельствуют об импульсивности собеседника, его уверенности в себе, спокойная, медленная манера указывает на невозмутимость, рассудительность, основательность; заметные колебания скорости речи обнаруживают недостаток уравновешенности, неуверенность, легкую возбудимость;

–громкость: сильный голос, как правило, присущ истинной силе побуждений /жизненной силе/ либо кичливости; тихий, слабый голос указывает на сдержанность, скромность, такт или нехватку жизненной силы, слабость человека; резкие изменения громкости свидетельствуют об эмоциональности и волнении;

–артикуляция: ясное и четкое произношение указывает на внутреннюю дисциплину, потребность в ясности и недостаток живости; расплывчатое произношение, как правило, свойственно уступчивости, неуверенности, мягкости, вялости воли;

–высота: фальцет /дословно – «головной голос»/ присущ человеку, у которого мышление и речь больше исходят из интеллекта, грудной голос – мышление и речь эмоциональны, естественны, не созданы сознательно; высокий пронзительный голос – признак страха и волнения, а низкий означает покой, расслабленность и достоинство;

–режим и течение речи: ритмичное говорение /ровное перетекание слов с легкими периодическими колебаниями/ говорит о богатстве чувств, уравновешенности, скорее, хорошем основном настроении; строго цикличное, правильное говорение означает сильное осознание переживаемого, напряжение воли, дисциплину, педантичность, холодность чувств; округло–текучая манера говорить /типична для общения на пикниках/ свойственна людям, живущим глубоко, полно, эмоционально, угловато-отрывистая манера характеризует трезвое, целесообразное мышление.

Интересы наблюдения за особенностями смеха.

Так, смех на «а» /ха-ха/ – совершенно открытый, идущий от сердца, облегчающий и беззаботный.

Смех на «е» /хе-хе/ – не слишком приятный, а, скорее, дерзкий, завистливый.

Смех на «и» /хи-хи/ – одновременно скрытный и хитрый, смесь иронии и злорадства.

Смех на «о» /хо-хо/ звучит хвастливо-угождающее и в основе своей издевательский и протестующий.

Смех на «у» /ху-ху/ указывает на скрытый страх, боязливость.

Невротическое заикание, как правило, связано с перенесенными острыми психическими травмами (сильный испуг в детстве, разлука с родителями, внезапное изменение привычного жизненного стереоти­па - например, определение в детские ясли, сад и т.д.). Помимо заика­ния может наблюдаться другое нарушение речи, так называемое спо­тыкание. Спотыкание связано не с судорогами артикулярных мышц, а с разнообразными нарушениями темпа и ритма речи (уско­ренная, захлебывающаяся, неравномерная по ритму). При этом на­блюдаются также дефекты артикуляции (смазанность речи), неожиданные колебания громкости, монотонность, затрудненное нахожде­ние слов, нечеткая формулировка фраз, беспорядочная перестановка смысловых ударений. В происхождении спотыканий большое значение имеют остаточные явления ранних органических поражений головного мозга.

Интонация подчас более информативна, чем содержание речи. Одна и та же словесная формулировка может принадлежать совершенно различным людям и может быть высказана в спокойно-дружеском, бесстрастно-описательном, настойчиво-просящем, на­смешливом, жалобном или возмущенном тоне. Темповые особенно­сти речи являются важнейшими признаками темперамента человека: для подвижного типа характерна быстрая, стремительная речь, почти без пауз; для инертного - замедленная, с длительными паузами. За­медленная, вязкая, обстоятельная речь, с частыми персеверациями, склонностью к деталям типична для эпилептоидов. Замедленная примитивная речь с длительными паузами, отражающими затруднения в формулировании самых элементарных фраз, свойственна лицам с низким интеллектуальным развитием. Медленная, тихая, иногда еле слышная, речь, как бы через силу шевелящиеся губы - отличают лиц, находящихся в состоянии депрессии.

Непроизвольные реакции

Эти реакции обычно плохо поддаются контролю (хотя различными приемами пытаются их маскировать) и потому весьма информативны. Отдельные из них выявляют при аппаратной диагностике обмана, осуществляемой приборами, известными под обобщающим названием "детектор лжи" (а также "полиграф").

Стандартное прочтение этих реакций таково:

  • · покраснение лица (иной раз пятнами) - стыд, гнев;
  • · побеление лица - страх, признак виновности;
  • · расширение зрачков - интерес, удовольствие, согласие, сильная боль;
  • · сужение зрачков - неудовольствие, отвергание;
  • · усиленные биения пульса на венах рук или артериях шеи (поддергивание галстука на шее из-за активного сердцебиения) - тревога, страх, стыд, обман;
  • · снижение частоты пульса - повышенное внимание;
  • · быстрое или поверхностное дыхание - внутреннее напряжение;
  • · короткое дыхание через нос - злость;
  • · нарушенность дыхания, спазматические движения горла и рефлекторные сглатывания слюны - тревога, стыд, обман;
  • · пересыхание рта (сглатывания, облизывание губ, жажда) - страх, обман;
  • · внезапное обнажение зубов - признак ярости, агрессивность;
  • · испарина, пот - гнев, смущение, нервозность, обман;
  • · дрожь (в пальцах рук и ног, мышцах лица) - внутреннее напряжение, страх, обман;
  • · частое моргание - возбуждение, обман;
  • · урчание в животе - страх (не всегда, разумеется);
  • · скрип зубами - сильнейшая нервозность, стресс, отсутствие возможности осуществить задуманное.

По характеру ответов на вопросы, по тому, в какой манере и какими словами, как высказывается, можно получить первое представление об особенностях личности говорящего.

При эпилептоидной акцентуации характера человек обычно отвечает неторопливо и немногословно, но при этом обнаруживает чрезмерную склонность к детализации, потребность рассказать о несущественных мелочах, не имеющих непосредственного отношения к сути обсуждаемого вопроса. Такие лица не выносят, когда их перебивают, в требовании кратких и четких ответов по существу они видят невнимательность к себе, неблагожелательное отношение и тогда за­мыкаются.

При истероидной акцентуации характера наблюдаются пре­тенциозность, театральная манера высказывания, излишняя аффектация. Красочным описанием своих переживаний такая личность стре­мится произвести впечатление необычности, исключительности, со­средоточить на себе особое внимание.

При сенситивной и шизоидной акцентуациях характера имеет место излишняя сдержанность в ответах. Скупость высказываний у сенситивных личностей чаще всего бывает обусловлена застенчиво­стью, а у шизоидных - тем, что у них самих уже сложилось свое соб­ственное четкое представление о проблеме и они сообщают по своей инициативе лишь те сведения, которые им самим представляются важными.

При психастенической акцентуации характера вслед за ответом, а иногда и вместо него, можно услышать пространные рассуждения. За этим обычно стоят тревожная мнительность, опасения наихудшего, хотя и маловероятного, а рассуждения нередко служат для самоуспо­коения.

При ипохондрической акцентуации обследуемые постоянно ищут возможность рассказать о своих проблемах.

При неврастеническом типе нередко в тоне, которым даются ответы, сквозит несдерживаемое раздражение, а при паранойяльном типе - озлобление на всех и на все.

Учитывая многозначность связей внешних признаков и субъективной психической реальности, индивидуальную специфичность поведенческих и вегетативных реакций, следует при наблюдении значимой особенности поведения в той или иной ситуации зафиксировать эту особенность при повторении ситуации, а также в других ситуациях, отличающихся от первоначальной. Это позволяет отделить случайные совпадения закономерных. Любое предположение относительно психологической реальности, вызвавшей то или иное поведение, требует проверки, сопоставления с альтернативными источниками. Рассматривать частные условия появления наблюдаемого по­ведения в сопоставлении с общей ситуацией, что позволяет более точно понять смысл наблюдаемого.

«Сигналы личности» — это то, что мы по большей части бессознательно ежедневно познаем и применяем в повседневной практике молниеносное восприятие и оценку личности встречающегося нам человека по многим разнородным знакам, символам или сигналам. Мы понимаем эти сигналы с поразительной точностью. Они применяются отчасти неосознаваемо, а отчасти – совершенно преднамеренно. И точно так же в полутьме сознания мы понимаем их завуалированные намерения и тренируемся в этом сигнальном языке в процессе нашей повседневной жизни. Тот, кто умеет осознанно воспринимать и классифицировать сигналы, тот понимает язык мотивов. Он понимает больше, чем это могло бы быть выражено только словами, и его не так-то легко провести. А тот, кто владеет языком мотивов, может и сам посылать сигналы и таким образом целенаправленно способствовать быстрому достижению задуманных целей.

В интернете информации масса. Просто наберите запрос «Внешность и характер» или «Особенности характера по форме лба» и т.д. вы найдёте огромное количество информации и статей. Но насколько она правдивая? В настоящее время мы переживаем, с одной стороны, всплеск увлечения психологией и методами диагностики среди профессиональных психологов и обывателей. Возможно, это объясняется неослабевающим интересом людей к собственной личности и ко всему непознанному, коим во многом является и сам человек.

С другой стороны, мы переживаем очевидный кризис диагностического знания. Это обусловлено, на мой взгляд, несколькими причинами. Первая имеет отношение ко всей психологии — это отсутствие единого научного психологического «поля» (я имею ввиду факт наличия огромного количества теорий личности и отсутствие каких-либо выводов в общем, лишь в частности по каждой теории), из-за чего многие методики и тесты достаточно отдалённо могут сопоставляться друг с другом.

Вторая причина имеет отношение непосредственно к диагностическим тестам и методам. Это быстрое изменение общества (в данном контексте я говорю о проблеме репрезентативности тестов, созданных в советское время или в начале 90- х годов прошлого века).

Третья причина – методы экспресс — диагностики по внешнему виду. Проблема в том, что существует огромное количество книг по данной теме, опубликовано много статей, но научных исследований до сих пор нет. Нет теоретического обоснования почему эти методы диагностики работают.

Это далеко не все проблемы диагностики, с которыми вынужденно сталкивается любой практикующий психолог и человек, который хотел бы в эту тему «погрузиться, разобраться» с ней. Напомним, в первую очередь задача связана и с необходимостью быстрого получения информации о клиенте. По количеству известных книг экспресс- диагностика личности и слишком часто упоминаема(о чем мы уже говорили выше) и также часто слишком поверхностна для научного соотнесения с психологической терминологией и доказательной базой. Ну вот, допустим, одна из статей, на которую я наткнулась в интернете. Елена Воронина описала, что может рассказать лоб о человеке:

высокий лоб – признак ума. Лоб ровный, то человек обладает каким-либо талантом. А если лоб выпуклый, то это говорит о мудрости и гениальности;

— низкий лоб – признак замкнутости и недалекого ума. Если он при этом еще и плоский, то, очевидно, перед вами зануда, любящий подолу рассуждать ни о чем. Выпуклый широкий лоб говорит о богатой фантазии его обладателя. Но, как показывает практика, часто такие люди признаются безумными, и их фантазии – плод больного воображения;

большой лоб – признак лености. Вряд ли такой человек добьется успеха в жизни;

— узкий лоб – признак доброты и честности. Обладатель такой черты – душа любой компании. Именно о нем люди сложили пословицу: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». К сожалению, его финансовое состояние часто оставляет желать лучшего;

— чересчур выпуклый лоб – признак злопамятности и мстительного характера. От таких людей лучше держаться подальше;

— чересчур широкий лоб – признак высокомерия. Надменный и презрительный тон, снисходительная улыбка часто сочетаются с ним; В чем ждет успех человека с высоким лбом Так как высокий лоб — признак ума, то целесообразно будет предположить, что его обладателя ждет успех в занятии наукой. Это может быть и математика, и физика, и медицина, и история, и прочее. Благодаря логическому складу ума такие люди способны сделать много научных открытий. А вот в быту они неумехи и грязнули. В личной жизни также нет больших успехов. Часто это происходит по причине банальной нехватки свободного времени.

И, поймите меня правильно. С одной стороны, я не имею никакого права ставить под сомнение всё сказанное выше. С другой стороны, у меня возникает логичный вопрос: откуда такие выводы? Поверьте, я пересмотрела огромное количество научных статей, публикаций, книг, библиотек. Беседовала с практикующими психологами, диагностами. И проблема остаётся одна: найти универсальный и доказанный метод диагностики.

Существует огромное количество видов экспресс-диагностики по внешнему виду:

— Физиогномика (лицо);

— Графология (подчерк);

Невербальные коммуникации (позы, жесты);

— Скрапология (определение личностных характеристики по особенностям стаптываемой обуви);

— Одежда (цветовые и тканевые предпочтения);

— Украшения.

Давайте разбираться постепенно по всем возможным исследованиям, чтобы была возможность максимально составить максимально полную картину по тем сигналам, которые нам посылает личность.

Соломин И.Л. предлагает схему наблюдения (таблица №1), позволяющую диагностировать направленность поведения человека в качестве типа его личности, опираясь на типы направленности поведения по К. Хорни. В процессе наблюдения за поведением клиента (участника) могут регистрироваться такие признаки, как походка, поза, жесты, мимика, взгляд, речь, язык, одежда и общий стиль поведения. В случае, если большинство этих признаков соответствует какому-либо одному из трех типов направленности поведения, можно сделать предположение о том, что клиент характеризуется соответствующим типом направленности поведения по теории Карен Хорни. Л. Хьелл и Д. Зиглер описали типы направленности поведения по К.Хорни следующим образом: «В своей книге «Наши внутренние конфликты» Хорни разделила список из десяти потребностей на три основные категории. Каждая из категорий представляет собой стратегию оптимизации межличностных отношений с целью достижения чувства безопасности в окружающем мире. Иначе говоря, их действие заключается в снижении тревоги и достижении более или менее приемлемой жизни. Кроме того, каждой стратегии сопутствует определенная основная ориентация в отношениях с другими людьми.

Ориентация на людей: уступчивый тип. Ориентация на людей предполагает такой стиль взаимодействия, для которого характерны зависимость, нерешительность и беспомощность. Человеком, которого Хорни относит к уступчивому типу , руководит иррациональное убеждение: «Если я уступлю, меня не тронут». Уступчивому типу необходимо, чтобы в нем нуждались, любили его, защищали и руководили им. Такие люди завязывают отношения с единой целью избежать чувства одиночества, беспомощности или ненужности. Однако за их любезностью может скрываться подавленная потребность вести себя агрессивно. Хотя и кажется, что такой человек смущается в присутствии других, держится в тени, под этим поведением часто скрываются враждебность, злость и ярость.

Ориентация от людей: обособленный тип. Ориентация от людей как стратегия оптимизации межличностных отношений обнаруживается у тех индивидуумов, которые придерживаются защитной установки: «Мне все равно». Такие люди, которых Хорни относит к обособленному типу , руководствуются ошибочным убеждением: «Если я отстранюсь, со мной будет все в порядке».

Для обособленного типа характерна установка никоим образом не дать себя увлечь, идет ли речь о любовном романе, работе или отдыхе. В результате они утрачивают истинную заинтересованность в людях, привыкают к поверхностным наслаждениям – они просто бесстрастно идут по жизни. Для этой стратегии характерно стремление к уединенности, независимости и самодостаточности.

Ориентация против людей: враждебный тип. Ориентация против людей – это такой стиль поведения, для которого характерно доминирование, враждебность и эксплуатация. Человек, относящийся к враждебному типу, действует, исходя из иллюзорного убеждения: «У меня есть власть, никто меня не тронет»».

Таблица №1

Продолжая тему анализа невербальных сигналов личности, я наткнулась на интересное исследование. В «Журнале практической психологии и психоанализа» описывался эксперимент, когда проводилось интервью соискателя на должность. Первая встреча, первое впечатление. Всё, как мы любим. Вернее всё, как нам необходимо. Было выявлено, что в процессе интервью мы можем выявить подлинное эмоциональное отношение респондента к различным занятиям, людям, событиям. В ходе исследования “Процесса межличностной коммуникации” Каган и его коллеги сосредоточили внимание на невербальном поведении. На основе наблюдений за клиентами во время консультирования они пришли к умозаключениям, позволившим построить схему невербального поведения. Просматривая записи интервью с клиентами, они обнаружили, что в критические моменты интервью клиенты часто используют невербальное поведение в качестве намёка на важные чувства или идеи. Типология, разработанная на основе этого исследования, включает в себя три основных элемента: источник невербального поведения, осознование коммуникации и продолжительность невербального поведения.

Первый элемент схемы — источник невербального поведения в ходе интервью. Невербальное поведение клиента может быть связано либо с вербальным содержанием, либо с аффективным опытом во время интервью. Хотя эти два компонента проявляются одновременно, невербальное поведение, как правило, связано только с одним из них. Связь с обоими элементами наблюдалась довольно редко. Содержание интервью относится к теме разговора в данный момент; аффект относится к чувствам, которые клиент испытывает по отношению к самому себе, к ситуации или к теме разговора.

Второй элемент схемы — уровень осознания клиентом своих невербальных действий: осознавание, потенциальное осознавание или отсутствие осознавания. Осознавание означает, что клиент не только знает об этом поведении, но и намеренно использует его. “Потенциальное осознавание” означает, что клиент мог бы осознать свои действия, если бы обратил на них внимание, но увлеченность беседой не позволяет ему непосредственно осознавать эти действия. “Отсутствие осознания” означает, что клиент совершенно не осознает свое поведение и не сможет осознать, даже если его внимание будет привлечено к нему.

Третий элемент схемы — продолжительность поведения. В ходе исследования обнаружилось, что продолжительность невербального поведения варьируется от одного движения, длящегося долю секунды, до нескольких минут, а иногда и распространяется на весь сеанс.

Взаимодействие между источником и уровнем осознавания описывается в шести категориях невербального поведения: выделение, фасилитация, изображение, неосознанное открытие, осознанное открытие и демонстрация аффекта. Взаимодействие между всеми тремя элементами схемы в рамках указанных шести категорий проиллюстрировано в таблице № 2. Каждая категория получила название в соответствии с ее основной функцией.

Таблица №2.

Невербальное поведение клиентов в ходе интервью

ИСТОЧНИК ПОВЕДЕНИЯ СТЕПЕНЬ ОСОЗНАНИЯ ПОВЕДЕНИЯ
ОТСУТСТВИЕ ОСОЗНАВАНИЯ ПОТЕНЦИАЛЬНОЕ ОСОЗНАВАНИЕ ОСОЗНАВАНИЕ
Содержание Выделение :Очень непродолжительные жесты, сопровождающие определенные элементы вербального содержания Фасилитация :Непродолжительныежесты, сопровождающие вербальное содержание Изображение : Продолжительность жестов напрямую связано с содержанием, они используются при приведении примера на тему
Аффект Неосознанное (бессознательное) открытие : Бессознательно мотивированные телесные движения, связанные с чувствами Осознанное (сознательное) открытие : Бессознательно мотивированные жесты, обнаруживающие некоторую степень напряженности; клиент осознает свои движения, но не производит их намеренно и не подавляет их. Демонстрация аффекта (сознательная) : Намеренная демонстрация клиентом своих чувств

Выделение . В случае выделения обычно используются краткосрочные и энергичные жесты, аккомпанирующие конкретное вербальное сообщение. Эти жесты обычно связаны с содержанием как по продолжительности, так и по энергичности. Клиент обычно не осознает употребление этих жестов, так как они краткосрочны и связаны с конкретными элементами вербального содержания.

Фасилитация (облегчение). Жесты часто используются в целях повышения ясности. Обычно это движения всей руки или только кисти. Клиент прибегает к ним, когда чувствует, что не находит слов или что его вербальное выражение неадекватно. Типичные жесты — движения всей руки или только кисти, направленные вверх и от себя (как будто клиент пытается таким образом “выпустить слова наружу” и ускорить коммуникацию). Как правило, клиент не осознает употребление фасилитирующих жестов, если не привлечь к этому его внимание.

Изображение . Иногда клиент желает продемонстрировать, что именно он имеет в виду, и может сделать это только с помощью жеста. Такой жест представляет собой пример или изображение темы высказывания. Изобразительные жесты, как правило, осознанны и используются намеренно, в дополнение к вербальной коммуникации.

Демонстрация аффекта . Клиент может намеренно прибегать к невербальному поведению, чтобы продемонстрировать свои чувства. Такое поведение интенционально и полностью осознанно клиентом. Пример — использование мимики и особого выражения лица с целью выразить эмоциональную реакцию на обсуждаемую тему.

Осознанное открытие . Клиент может сознательно производить жесты, которые он считает просто привычными; их основное намерение редко осознаётся. В таких случаях клиент осознает свои действия, но не осознает мотивацию. Такие формы поведения часто выполняют успокаивающую функцию (например, клиент крутит в руках кольцо, постукивает карандашом по столу или производит другие привычные нервные жесты).

Неосознанное открытие . Жесты, которые отражают поведение, мотивированное напряженностью, и которых клиент совершенно не осознает являются чаще всего критическими формами невербального поведения. В ходе беседы клиент в большей степени озабочен вербализацией содержания, чем невербальным поведением. Во многих случаях невербальное поведение обусловлено напряженностью во время интервью. Наблюдая за бессознательно мотивированными жестами, можно обнаружить широкий диапазон потенциальных источников того или иного невербального поведения. В число таких возможных источников входят чувства, которые клиент испытывает по отношению к самому себе, к консультанту, к ситуации или к теме беседы. Эти жесты могут появляться постоянно или повторяться в течение достаточного длительного промежутка времени.

Дальше – ещё интереснее. Вопрос диагностики по одежде. Вопросы, связанные с проявления личности в одежде и влияние одежды на человека -очень интересны не только психологам. Поскольку очевидно, что кроме реализации утилитарных и информационных функций, одежда удовлетворяет ряд высших потребностей человека (в самоутверждении, самовыражении) и поэтому становится важным элементом в восприятии человека человеком и может служить средством диагностики личности ее носящего. Одежда всегда зависела от возраста, семейного положения. Стоит обратиться к истории костюма, и станет видно, что, казалось бы, ни о чем не говорящие детали имели определенное значение. Проявляются ли черты характера человека в его одежде и манере одеваться? Конечно, да! Человек не просто выбирает одежду, но и определяет стиль своего поведения. Одежда начинает влиять на него. Это взаимодействие очень интересно и неоднозначно. Смена одежды приводит к изменению манеры поведения, самоотношения и наоборот. Анализ гардероба человека может дать внимательному наблюдателю немало информации об индивидуально-психологических особенностях человека, его темпераменте, характере и т. д.

Много или мало можно сказать о человеке по его одежде и манере одеваться?
В.Тараненко утверждает, что можно сделать заключение:

о его поле и возрасте;

о национальности и месте жительства;

о профессии и месте работы;

о социальном положении;

о материальном положении и вкусе;

о потребностях;

о характере;

о темпераменте; и даже

о стремлениях и страхах.

Конечно, способности к диагностике человека по одежде у всех разные, но способности, как известно, развиваются.
Важно только помнить, что то, во что одет человек, есть результат влияния многих факторов. Избежать поспешных выводов о качествах, присущих владельцу той или иной одежды, мы можем только в результате внимательного наблюдения именно устойчиво встречаемых признаков. Диагностической ценностью для понимания другого человека обладают лишь те проявления его личности, которые не замаскированы работой профессионала или собственной грамотной самоподачей. В иных ситуациях мы имеем информацию не о реальном человеке, а воспринимаем его приближение к тому, каким ему хочется казаться («демонстрируемое «я»»).