Методика К. Томаса позволяет выделить типические способы реагирования на конфликтные ситуации. Можно выявить несколько человек, склонных к соперничеству или сотрудничеству в группе, коман­де, стремящихся к компромиссам, избегающих конфликтов или старающихся обострить их, а также старающихся оценить стпень адаптации каждого члена коллектива к совместной деятель­ности.

В своем опроснике по выявлению типичных форм поведения К.Томас описывает каждый из пяти перечисленных возможных вариантов 12 суждениями о поведении индивида в конфликтной ситуации. В различных сочетаниях они сгруппированы в 30 пар, в каждой из которых респонденту предлагается выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения.

В России тест адаптирован Н.В. Гришиной.

Инструкция. Выберите в каждом вопросе предпочитаемый вами вариант поведения и укажите его букву в ответах.

  • А. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
  • Б. Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба не согласны.
  • Б. Я пытаюсь уладить дело, учитывая интересы другого и мои.
  • Б. Я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения.
  • А. Я стараюсь найти компромиссное решение.
  • Б. Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.
  • А. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого.
  • Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать напряженности.
  • А. Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя.
  • Б. Я стараюсь добиться своего.
  • А. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.
  • Б. Я считаю возможным уступить, чтобы добиться другого.
  • А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
  • Б. Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.
  • А. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.
  • Б. Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.
  • А. Я твердо стремлюсь достичь своего.
  • Б. Я пытаюсь найти компромиссное решение.
  • А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.
  • Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.
  • А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.
  • Б. Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.
  • А. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.
  • Б. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.
  • А. Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.
  • Б. Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности.
  • Б. Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.
  • А. Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего.
  • Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
  • А. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
  • Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.
  • А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.
  • Б. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.
  • А. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.
  • Б. Я стремлюсь к лучшему сочетанию выгод и потерь для всех.
  • А. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.
  • Б. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.
  • А. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посредине между моей позицией и точкой зрения другого человека.
  • Б. Я отстаиваю свои желания.
  • А. Я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого.
  • Б. Иногда я представляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
  • А. Если позиция другого кажется ему очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям.
  • Б. Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.
  • А. Я пытаюсь доказать другому логику и преимущества моих взглядов.
  • Б. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.
  • А. Я предлагаю среднюю позицию.
  • Б. Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.
  • А. Я избегаю позиции, которая может вызвать споры.
  • Б. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
  • А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
  • Б. Улаживая ситуацию, я стараюсь найти поддержку у другого.
  • А. Я предлагаю среднюю позицию.
  • Б. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий
  • А. Я стараюсь не задеть чувств другого.
  • Б. Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы с другим заинтересованным человеком могли добиться успеха.

Бланк вопросника

Ключ к опроснику

Соперничество

Сотрудничество

Компромисс

Избегание

Приспособление

Обработка результатов

В ключе каждый ответ А или В дает представление о количественном выражении: соперничества, сотрудничества, компромисса, избегания и приспособления. Если ответ совпадает с указанным в ключе, ему присваивается значение 1, если не совпадает, то присваивается значение 0.

Количество баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях.

Количество баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях. Доминирующим считается тип (типы) набравшие максимальное количество баллов.

Краткая характеристика типов разрешения конфликта

Человек, использующий стиль конкуренции (соперничества), активен и предпочитает идти к разрешению конфликта собственным путем. Он не заинтересован в сотрудничестве с другими и достигает цели, используя свои волевые качества. Он старается в первую очередь удовлетворить собственные интересы в ущерб интересам других, вынуждая их принимать нужное ему решение проблемы.

Стиль избегания означает, что индивид не отстаивает свои права, ни с кем не сотрудничает для выработки решения или уклоняется от решения конфликта. Для этого используются уход от проблемы (выход из комнаты, смена темы и т.д.), игнорирование ее, перекладывание ответственности за решение на другого, отсрочка решения и т.п.

Приспособление - это действия совместно с другим человеком без попытки отстаивать собственные интересы. В отличие от уклонения, при этом стиле имеет место участие в ситуации и согласие делать то, чего хочет другой. Это стиль уступок, согласия и принесения в жертву собственных интересов.

Тот, кто следует стилю сотрудничества , активно участвует в разрешении конфликта и отстаивает свои интересы, но старается при этом сотрудничать с другим человеком. Этот стиль требует более продолжительных затрат времени, чем другие, так как сначала выдвигаются нужды, заботы и интересы обеих сторон, а затем идет их обсуждение. Это хороший способ удовлетворения интересов обеих сторон, который требует понимания причин конфликта и совместно поиска новых альтернатив его решения. Среди других стилей сотрудничество - самый трудный, но наиболее эффективный стиль в сложных и важных конфликтных ситуациях.

При использовании стиля компромисса обе стороны немного уступают в своих интересах, чтобы удовлетворить их в остальном, часто главном. Это делается путем торга и обмена, уступок. В отличие от сотрудничества, компромисс достигается на более поверхностном уровне - один уступает в чем-то, другой тоже, в результате появляется возможность прийти к общему решению. При компромиссе отсутствует поиск скрытых интересов, рассматривается только то, что каждый говорит о своих желаниях. При этом причины конфликта не затрагиваются. Идет не поиск их устранения, а нахождение решения, удовлетворяющего сиюминутные интересы обеих сторон.

Оптимальной стратегией в конфликте считается такая, когда применяются все пять тактик поведения, и каждая из них имеет значение в интервале от 5 до 7 баллов.

Опросник «Стиль поведения в конфликте» разработан К. Томасом и предназначен для изучения личностной предрасположенности к конфликтному поведению, выявления определенных стилей разрешения конфликтной ситуации. Методика может использоваться в качестве ориентировочной для изучения адаптационных и коммуникативных особенностей личности, стиля межличностного взаимодействия.

В России тест адаптирован Н.В. Гришиной.

Тест можно использовать при групповых обследованиях (и тогда стимульный материал зачитывается вслух) и индивидуально (в этом случае необходимо сделать 30 пар карточек с написанными на них высказываниями, а затем предложить испытуемому выбрать из каждой пары одну карточку, ту, которая кажется ему ближе к истине применительно к его поведению). Затраты времени - не более 15-20 мин.

В своем подходе к изучению конфликтных явлений К. Томас делает акцент на следующих аспектах: исследование формы поведения в конфликтных ситуациях, характерных для людей; какие из них являются более продуктивными или деструктивными; каким образом возможно стимулировать продуктивное поведение. Для описания типов поведения людей в конфликтных ситуациях автор применяет двухмерную модель регулирования конфликтов, основополагающими измерениями в которой являются кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов. Соответственно этим двум основным измерениям К. Томас выделяет следующие способы регулирования конфликтов:

1. соревнование (конкуренция) как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому;
2. приспособление, означающее в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого;
3. компромисс
4. избегание, для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей;
5. сотрудничество, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.

К. Томас считает, что при избегании конфликта ни одна из сторон не достигает успеха; при таких формах поведения, как конкуренция, приспособление и компромисс, или один из участников оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, или оба проигрывают, так как идут на компромиссные уступки. И только в ситуации сотрудничества обе стороны оказываются в выигрыше. В своем Опроснике по выявлению типичных форм поведения К. Томас описывает каждый из пяти перечисленных возможных вариантов 12 суждениями о поведении индивида в конфликтной ситуации. В различных сочетаниях они сгруппированы в 30 пар, в каждой из которых респонденту предлагается выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения.

Инструкция: В каждой паре выберите то суждение, которое наиболее точно описывает Ваше типичное поведение в конфликтной ситуации.

  • А. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
  • Б. Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба не согласны.
  • Б. Я пытаюсь уладить дело, учитывая интересы другого и мои.

3.

  • Б. Я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения.
  • А. Я стараюсь найти компромиссное решение.
  • Б. Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.
  • А. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого.
  • Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать напряженности.
  • А. Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя.
  • Б. Я стараюсь добиться своего.
  • А. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.
  • Б. Я считаю возможным уступить, чтобы добиться другого.
  • А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
  • Б. Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.
  • А. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.
  • Б. Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.
  • А. Я твердо стремлюсь достичь своего.
  • Б. Я пытаюсь найти компромиссное решение.
  • А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.
  • Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.
  • А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.
  • Б. Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.
  • А. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.
  • Б. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.
  • А. Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.
  • Б. Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности.
  • Б. Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.
  • А. Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего.
  • Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
  • А. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
  • Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.
  • А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.
  • Б. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.
  • А. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.
  • Б. Я стремлюсь к лучшему сочетанию выгод и потерь для всех.
  • А. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.
  • Б. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.
  • А. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посредине между моей позицией и точкой зрения другого человека.
  • Б. Я отстаиваю свои желания.
  • А. Я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого.
  • Б. Иногда я представляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
  • А. Если позиция другого кажется ему очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям.
  • Б. Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.
  • А. Я пытаюсь доказать другому логику и преимущества моих взглядов.
  • Б. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.
  • А. Я предлагаю среднюю позицию.
  • Б. Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.
  • А. Я избегаю позиции, которая может вызвать споры.
  • Б. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
  • А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
  • Б. Улаживая ситуацию, я стараюсь найти поддержку у другого.
  • А. Я предлагаю среднюю позицию.
  • Б. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий
  • А. Я стараюсь не задеть чувств другого.
  • Б. Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы с другим заинтересованным человеком могли добиться успеха.

Обработка результатов.

За каждый ответ, совпадающий с ключом, соответствующему типу поведения в конфликтной ситуации начисляется один балл.

Ключ

Соперничество

Сотрудничество

Компромисс

Избегание

Приспособление

1

2

3

4

5

А Б

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

Интерпретация результатов.

Количество баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях. Доминирующим считается тип (типы) набравшие максимальное количество баллов.

  • Соперничество: наименее эффективный, но наиболее часто используемый способ поведения в конфликтах, выражается в стремлении добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому.
  • Приспособление: означает, в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого.
  • Компромисс: компромисс как соглашение между участниками конфликта, достигнутое путем взаимных уступок.
  • Уклонение (избегание): для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей
  • Сотрудничество: когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.

Шкалы: стили решения конфликтов - жесткий, примиренческий, компромиссный, мягкий, уходящий

Назначение теста

Инструкция к тесту

Ответьте на предложенные ниже вопросы, оценив, насколько свойственно вам то или иное поведение в конфликтной ситуации:

Часто - 3 балла,
. от случая к случаю - 2,
. редко - 1 балл.

Тест

1. Угрожаю или дерусь.
2. Стараюсь принять точку зрения противника, считаюсь с ней, как со своей.
3. Ищу компромисс.
4. Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно.
5. Избегаю противника.
6. Желаю во что бы то ни стало добиться своих целей.
7. Пытаюсь выяснить, с чем я согласен, а с чем - категорически нет.
8. Иду на компромисс.
9. Сдаюсь.
10. Меняю тему.
11. Повторяю одно и то же, пока не добьюсь своего.
12. Пытаюсь найти исток конфликта, понять, с чего все началось.
13. Немножко уступаю и подталкиваю тем самым к уступкам другую сторону.
14. Предлагаю мир.
15. Пытаюсь обратить все в шутку.

Обработка и интерпретация результатов теста

Ключ к тесту

А (1, 6, 11); Б (2, 7, 12); В (3, 8, 13); Г (4, 9, 14); Д (5, 10, 15).

Интерпретация результатов теста

. А - жесткий стиль решения конфликтов. Такие люди до последнего стоят на своем, защищая свою позицию, и во что бы то ни стало стараются выиграть. Уверены, что всегда правы.
. Б - примиренческий стиль. Ориентирован на “сглаживание углов” с учетом того, что всегда можно договориться, на поиск альтернативы и решения, которое способно удовлетворить обе стороны.
. В - компромиссный стиль. С самого начала разногласия прослеживается установка на компромисс.
. Г - мягкий стиль. Проявляется в готовности встать на точку зрения противника и отказаться от своей позиции.
. Д - уходящий. Этот стиль ориентирован на уход от конфликта. Люди данного типа стараются не обострять ситуацию, не доводить конфликт до открытого столкновения.

Источники

Экспресс-диагностика поведенческого стиля в конфликтной ситуации / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., 2002. C.210-211.

Тест Томаса - типы поведения в конфликте Одной из самых распространенных методик диагностики поведения личности в конфликтной ситуации (точнее, в конфликте интересов) является опросник Кеннета Томаса (Kenneth Thomas) «Определение способов регулирования конфликтов». К. Томас исходил из того, что людям не следует избегать конфликтов или разрешать их любой ценой, а требуется уметь грамотно ими управлять. Он совместно с Ральфом Килманном (Ralph Kilmann) предложил двухмерную модель регулирования конфликтов, одно измерение которой - поведение личности, основанное на внимании к интересам других людей; второе - поведение, подразумевающее игнорирование целей окружающих и защиту собственных интересов. Выделяется пять способов регулирования конфликтов, обозначенные в соответствии с двумя основополагающими измерениями (кооперация и напористость): 1. Соревнование (конкуренция) - стремление добиться своих интересов в ущерб другому. 2. Приспособление - принесение в жертву собственных интересов ради другого. 3. Компромисс - соглашение на основе взаимных уступок; предложение варианта, снимающего возникшее противоречие. 4. Избегание - отсутствие стремления к кооперации и отсутствие тенденции к достижению собственных целей. 5. Сотрудничество - участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон. тест "Конфликтная личность" (Пугачев В.П., 2003) позволяет выявить степень конфликтности личности. Тест состоит из 11 вопросов. Индивиду, проходящему обследование, необходимо для каждого вопроса выбрать один ответ из трех возможных. Полученные ответы оцениваются в баллах в соответствии с ключом. В результате может быть получено от 10 до 44 баллов. Показатель, находящийся в пределах 10-14 баллов, свидетельствует о склонности личности к конфликтному поведению. Результат от 30 до 44 баллов указывает на стремление избегать конфликтных ситуаций. Диагностика стратегий импунитивного поведения в конфликтных ситуациях (Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М) Важнейшей составной частью управления конфликтами является их внутреннее, психологическое разрешение. От него непосредственно зависит наше переживание конфликта, его влияние на психику и реальное поведение. Исходным моментом внутреннего преодоления конфликта является переоценка самого конфликта, за ним следует выбор форм разрешающего поведения. Существуют два основных типа разрешения внутреннего конфликта – адаптивный и паллиативный. Адаптивное поведение направленно на активное изменение конфликтных отношений, реальное устранение конфликтной ситуации. Его характеризуют, например, такие формы преодолевающего поведения, как поиск информации, поэтапное решение, переосмысление, обращение за помощью и т. д. Паллиативное поведение означает внутреннее психологическое приспособление к конфликту в целях ограничения его нервных, эмоциональных и т. п. издержек посредством таких поведенческих форм, как прямое выражение чувств, разрядка, замещающая деятельность (сублимация), фантазия, юмор, сдерживание, отстранение и др. Использование такого поведения наиболее целесообразно при неразрешимых конфликтах. При разрешении конфликта возможно сочетание обоих названных выше типов преодолевающего поведения. Обработка и интерпретация результатов теста Преодолевающее поведение может оказаться как эффективным, так и неэффективным с точки зрения разрешения конфликта или достижения психического благополучия. Не существует универсально эффективных форм преодоления. Например, попытка отложить решение проблемы "в долгий ящик" и постараться на время забыть о ней в одних случаях лишь усугубит трудности, а в других – позволит впоследствии посмотреть на проблему более спокойно, что поможет успешно ее решить. Снятие напряжения с помощью успокоительных средств (лекарств или алкоголя) может быть совершенно необходимым в одних случаях и вредным в других. Рассмотрим некоторые механизмы эмоционально-ориентированного преодоления, которые показали свою эффективность. Выражение чувств, сколь бы интенсивными они ни были, желательно, если оно уместно и не создает трудностей в социальном взаимодействии. Это могут быть слезы, крик, "облегчение души" в откровенном разговоре, дневниковые записи, письма и многое другое – в зависимости от ситуации. Замещающая деятельность сродни психоаналитическому понятию сублимации, только несколько шире. В ней могут найти выход стремления, непосредственная реализация которых невозможна. Так, те, кто лишен семейного тепла, часто заводят домашних животных для реализации потребности в любви и тепле; те, кто не смог состояться профессионально, "уходят" в различные хобби или общественную деятельность. Разрядка в узком смысле (более мягкий вариант психологической защиты вымещения) – это перенос негативных эмоций на предметы, которые можно сломать, разбить или испортить. Подобные действия обычно осуждаются окружающими, однако, если осуждения можно избежать (остаться одному), а материальный ущерб невелик, то подобный способ "справиться с чувствами" иногда целесообразен. Разрядкой в широком смысле слова являются любые интенсивные физические нагрузки (занятия спортом, дальние прогулки, пробежки, тяжелая домашняя работа), в которых находит выход энергия, связанная с отрицательными эмоциями. Фантазия (преодоление вне реальности) позволяет достичь желаемого хотя бы в воображении, а возникающие при этом положительные эмоции дают силы для существования в трудных жизненных ситуациях. Эффективность творчества как преодолевающего поведения основана на действии нескольких или даже всех из вышеперечисленных форм преодоления. Оно позволяет выразить чувства (например, на бумаге или в актерской игре), служит социально одобряемым вариантом замещающей деятельности, дает разрядку и позволяет воплотить фантазии в созданном произведении. Сдерживание (аналог психологической защиты вытеснения) – это сознательное или полуосознанное избегание неприятных мыслей, дел или проблем. Часто сочетается с отвлечением на другие занятия и мысли. Отстранение – это восприятие ситуации без эмоциональной реакции (эмоции как бы "выключены") или с ощущением нереальности происходящего (все происходит "как бы не на самом деле" или "как бы не со мной"). Юмор – это переосмысление проблемы с подчеркиванием ее смешных сторон. Наконец, один из наиболее важных механизмов преодолевающего поведения – переоценка ценностей и самоизменение.

Методики диагностики поведения личности в конфликтной ситуации

Бесконфликтное существование людей практически невозможно. Конфликты – одно из естественных состояний взаимоотношений в организации. Они имеют не только негативную, но и позитивную составляющую. Методики, направленные на диагностику поведения людей в конфликтных ситуациях, позволяют определить, в каких случаях их действия являются конструктивными, а в каких – деструктивными.

Одной из самых распространенных методик диагностики поведения личности в конфликтной ситуации является опросник Кеннета Томаса (Kenneth Thomas) "Определение способов регулирования конфликтов". К. Томас исходил из того, что людям не следует избегать конфликтов или разрешать их любой ценой, а требуется уметь грамотно ими управлять. Он совместно с Ральфом Килманном (Ralph Kilmann) предложил двухмерную модель регулирования конфликтов, одно измерение которой – поведение личности, основанное на внимании к интересам других людей; второе – поведение, подразумевающее игнорирование целей окружающих и защиту собственных интересов. На основе этой модели К. Томас выделил способы регулирования конфликтов.

Таких способов, по его мнению, всего пять:

1. Конкуренция – соперничество, основанное на стремлении личности добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому человеку или группе лиц; при таком поведении только одна из сторон, участвующих в конфликте, оказывается в выигрыше.
2. Приспособление – противовес конкуренции, готовность человека ради другого пожертвовать своими интересами, вследствие чего он оказывается в проигрыше.
3. Компромисс – готовность к взаимным уступкам; в этом случае обе стороны проигрывают, так как добровольно отказываются от своих интересов.
4. Избегание – отсутствие стремления как к сотрудничеству, так и к достижению собственных целей; при таком поведении ни одна из сторон не достигает успеха.
5. Сотрудничество – кооперация, основанная на полном удовлетворении интересов всех участников конфликта; в этом случае обе стороны оказываются в выигрыше.

Для выявления типичных форм поведения людей в конфликтных ситуациях Томас предложил специальную методику – "Опросник диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению".

Опросник представляет собой набор из 30 пар утверждений о поведении человека в ситуации конфликта. Индивиду, проходящему обследование, необходимо выбрать одно из двух суждений. Ему дается следующая инструкция: "Внимательно прочтите каждую пару суждений. Выберите из каждой пары то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики вашего поведения. Обведитекружком соответствующую букву".

Сетка К. Томаса – Р. Килманна (пять способов регулирования конфликтов)

Выполнение теста обычно не вызывает затруднений. Время выполнения – не более 15–20 минут. Существуют формы как для индивидуального, так и для группового опроса. Примеры утверждений приведены в таблице 2.

Обработка результатов и подсчет баллов проводятся с помощью специального ключа (см. таблицу 1). Каждый ответ оценивается в 1 балл. Подсчитывается количество баллов по каждой шкале (общая сумма баллов – 30).

Анализ полученных результатов позволяет оценить степень выраженности у обследуемого индивида тенденций к проявлению в конфликтных ситуациях соответствующих форм поведения.

1. Человек преимущественно использует стиль конкуренции (больше всего набранных баллов по соответствующей шкале): он активен, целеустремлен, предпочитает разрешать конфликты собственными силами. Не стремится к сотрудничеству и диалогу с окружающими, не учитывает их интересы. На первом месте для него – собственные цели. Используя волевые качества, он принуждает других принимать необходимые для него решения.

2. Предпочитаемым является стиль избегания: индивид уклоняется от разрешения конфликта, не отстаивает свои интересы, позволяет ущемлять свои права. Не стремится к сотрудничеству с другими в целях разрешения конфликта. В большинстве случаев такой человек игнорирует проблему, перекладывает ответственность на других, откладывает решение, при возможности устраняется (вплоть до того, что выходит из комнаты, меняет тему разговора, берет "больничный" и т.д.).

3. Человек, набравший больше всего баллов по шкале приспособления, не пытается отстаивать собственные цели. Он не избегает конфликтной ситуации, но и не стремится разрешить ее конструктивно. Готов идти на уступки, жертвовать собственными интересами, соглашается на предложения окружающих.

4. Индивид, предпочитающий в конфликтной ситуации стиль компромиссного поведения, готов в некоторой степени поступиться собственными интересами, если другая сторона, участвующая в конфликте, идет на то же. Для достижения компромисса обе стороны прибегают к взаимным уступкам, но стараются не жертвовать главным. Ведется торг, взаимный обмен. В результате достигается временное соглашение, но причины конфликта не устраняются, обе стороны остаются недовольными принятым общим решением.

5. Личность, стремящаяся к сотрудничеству, не забывает о своих интересах, но при этом учитывает и интересы другой стороны. Для разрешения конфликта такой человек прибегает сам и стимулирует других людей к поиску истинных причин разногласий, выяснению целей всех участников конфликта, совместной выработке решения, удовлетворяющего всех.

Оптимальным стилем поведения в конфликтной ситуации является применение всех пяти форм поведения в зависимости от конкретных условий и специфики разногласий.

При этом сумма баллов, полученная по каждой шкале, должна находиться в пределах 5–7.

Таблица 2. Примеры суждений из опросника диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса

Разработано несколько вариантов этой методики. Например, модификация, выполненная К.Б. Малышевым, предназначена для выявления преобладающих стратегий и определения профиля конфликтного поведения в группе (Малышев К.Б., 2000). Этот вариант методики предполагает анонимное обследование членов группы. Содержит 25 утверждений, которые каждый член группы должен оценить по 4-балльной шкале.

Существуют и другие методики диагностики поведения людей в ситуации конфликтов. Например, тест "Конфликтная личность" (Пугачев В.П., 2003) позволяет выявить степень конфликтности личности.

Тестсостоит из 11 вопросов. Индивиду, проходящему обследование, необходимо для каждого вопроса выбрать один ответ из трех возможных. Полученные ответы оцениваются в баллах в соответствии с ключом. В результате может быть получено от 10 до 44 баллов. Показатель, находящийся в пределах 10–14 баллов, свидетельствует о склонности личности к конфликтному поведению. Результат от 30 до 44 баллов указывает на стремление избегать конфликтных ситуаций.

Методика "Как вы действуете в условиях конфликта" (Пугачев В.П., 2003) направлена на диагностику поведенческой стратегии индивида в ситуации конфликта. Индивиду предлагается список из 35 пословиц, в которых, по замыслу создателей методики, отражаются те или иные стратегии, используемые людьми для разрешения конфликтов. Испытуемый должен прочитать каждую пословицу и оценить ее по 5-балльной шкале с точки зрения типичного для себя поведения в условиях конфликта (от 1 балла – "совсем нетипично" до 5 баллов – "весьма типично").

Всего в методике оцениваются пять стратегий: избегание ("черепаха"), конкуренция ("акула"), приспособление ("медвежонок"), компромисс ("лиса"), открытая и честная конфронтация и сотрудничество ("сова"). На каждую стратегию приходится по семь пословиц. Можно привести следующие примеры:

  • Пословицы "Худой мир лучше доброй ссоры", "Из двух спорщиков умнее тот, кто первый замолчит", "Держись подальше от людей, которые не согласны с тобой", "Кто спорит – ни гроша не стоит" отражают стратегию избегания
  • Пословицы "Мягко стелет, да жестко спать", "Не подмажешь – не поедешь", "Убивай врагов своих добротой", "Доброе слово не требует затрат, а ценится дорого" относятся к стратегии приспособления
  • Пословицы "Ум хорошо, а два лучше", "Ни у кого нет полного ответа, но у каждого есть что добавить", "Выноси заботы на свет и держи с другими совет" описывают стратегию открытой и честной конфронтации и сотрудничества

    К сожалению, данных о надежности и валидности этих опросников в литературе не приводится. Кроме того, следует учитывать, что все эти методики – личностные опросники, в которых индивид оценивает сам себя, и поэтому их результаты не должны рассматриваться как истина в последней инстанции.

    Наиболее часто встречающиеся вопросы со стороны HR-менеджера
    Вопрос: Разрабатываются ли в конфликтологии методики диагностики особенностей разрешения внутриличностных конфликтов?
    Ответ: Внутриличностные конфликты не являются предметом конфликтологии, они исследуются в других областях психологии: в психологии личности, теории психотерапии, где и разрабатываются соответствующие методы диагностики. Методики, о которых говорилось в этой статье, предназначены для определения способов поведения человека в ситуациях межличностных конфликтов.

    Вопрос: В каких ситуациях кадровой службе необходимо использовать методики оценки способностей к управлению конфликтами?
    Ответ: Цели применения этих методик могут быть самыми разными. Они могут оказаться полезными, во-первых, при подбореперсонала на руководящие должности (определение стратегии поведения руководителя в конфликтной ситуации, стиля управления конфликтами, возникающими на разных уровнях организации). Во-вторых, при отборе на позиции, связанные с умением ладить с людьми (коллегами или клиентами), эффективно разрешать конфликты (выявление склонности к конфликтам, особенностей поведения в конфликтной ситуации). В-третьих, при выяснении причин неблагоприятного психологического климата в организации (определение преобладающей стратегии конфликтного поведения в группе). В-четвертых, при формировании команды (например, для отбора личностей с конструктивными формами поведения в конфликтной ситуации).

    Рекомендуемая литература
    Малышев К.Б. Психология управления. М., 2000. Психологические аспекты подбора и проверки персонала. Сост. Н.А. Литвинцева. М., 1997.
    Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Под ред. Д.Я. Райгородского. М., 1998.
    Пугачев В.П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом. М, 2003.