На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает всё сам.

Для реализации этого принципа мной разработана рабочая тетрадь «Играю, наблюдаю, экспериментирую» для детей среднего возраста (Приложение 1 ).

Изучая принципы методик развивающего обучения и, исходя из возрастных особенностей психического развития детей дошкольного возраста, я пришла к выводу, что у старших дошкольников более развито преднамеренное воображение, особенно подкреплённое продуктивными видами деятельности. А продуктивным обучение становится лишь тогда, когда ребёнок участвует в процессе обучения, когда ему предоставляется возможность фантазировать, мыслить, находить и принимать решение.

Перспективный план (средняя группа)

Вид деятельности

Месяц/работа

№ опыта

Работа с родителями

Занятия Октябрь

1. Знакомство с кошкой и собакой
2. Рассмотрение и сравнение воробья и вороны

– Обоняние и слух у кошки
– Что едят птицы
1. Как выбрать для прогулок с детьми безопасный участок.
2. Летний отдых (как выбрать место для отдыха).
3. Консультации: «Ваш ребенок познает мир», «Мир на дне лужи».
4. Оказание помощи в создании развивающей среды:

– сбор иллюстраций
– сбор природного материала для изготовления коллекций

Прогулки 1. Наблюдение за животными и птицами
2. Наблюдение за погодой
Повседневная жизнь Чтение
  • В.Сутеев «Кто сказал мяу?»
  • Л.Толстой «У Розки были щенки»
  • С.Баруздин «Кошка»
  • А.Введенский «О девочке Маши, о собаке, петушке и кошке Ниточке»

1. Рассматривание иллюстраций «Осень в природе», рассматривание картин из серии «Домашние животные», «Птицы»
2. Развивающие игры «Узнай по голосу»
3. Дидактические игра «Подскажи словечко». Цель: развивать находчивость, быстроту реакции. (Добро пожаловать в экологию стр.125)
4. Конструктор «Собери животное»
5. Участие в выставке «Урожай»
6. Беседа «Что нам дарит осень»
7. Театр на фланелеграфе «Кто сказал мяу?»

Занятия Ноябрь

1. Чем попугай отличается от воробья
2. Рыбка, рыбка, где живешь?
3. Морские свинки

– Слышит ли попугай
– Видит ли рыбка
– Чем питается свинка
Прогулки 1. Наблюдение за птицами
2. Обратить внимание на перемены в одежде людей. С чем они связаны
Повседневная жизнь Чтение
  • Л.Берг «Рыбка»
  • Е.Чарушин «Воробей», «Почему Тюпа не ловит птиц?»
  • В.Зотов «Воробей»

1. Наблюдение в живом уголке за животными
2. Беседа «Куда и почему улетают птицы»
3. Развивающая игра «Кого как зовут», «Зоологическое лото»
4. Дидактическая игра «Знаешь ли ты…». Цель: обогащать словарный запас детей названиями животных. (Добро пожаловать в экологию. Стр.126)
5. Рассматривание иллюстраций с изображением птиц и рыб
6. Слушание записей «Голоса птиц»
7. Праздник Осени

Занятия Декабрь

1. Кому нужна вода?

– Есть ли у воды вкус, запах
– Делаем цветные льдинки
Прогулки 1. Наблюдение за снегом (рассматривание снежинок, уточнить, что они разной формы)
2. На улице рассмотреть следы птиц (по возможности воробья и вороны), сравнить что общего и чем отличаются
Повседневная жизнь Чтение
  • Я.Аким «Где живет вода?», «Первый снег»
  • Э.Успенский «проказы старухи зимы»
  • К.Чуковский «Мойдодыр»

1. В уголке природы понаблюдать за поведением животных: животные много спят, мало бегают, меньше едят. Обсудить с детьми, почему это происходит.
2. Игра «Расскажи без слов» (с элементами пантомимы). Закрепить представления детей о зимних изменениях в природе. Развивать творческое воображение, наблюдательность.
3. Беседа «Водичка, водичка умой мое личико»

Занятия Январь

1. Прогулки в зимний лес

– как лед превратить в воду
– какой снег и сколько его на участке

Прогулки 1. В морозный день послушать, как скрепит снег
2. Понаблюдать, как блестит снег в солнечную погоду
3. Расчистка дорожек, сгребание снега
Повседневная жизнь Чтение
  • Н.Некрасов «Мороз-воевода»
  • И.Суриков «Белый снег пушистый»
  • Сказка «Зимовье»
  • К.Успенский «Лиса Патрекеевна»

1. Дидактическая игра «Когда это бывает?» – уточнять и углублять знанеия детей о времени года
2. Развивающая игра «Какое время года»
3. Продолжать наблюдения за поведением обитателей уголка
4. Беседа «Что можно делать зимой?»
5. Драматизация «Зимовка зверей»

Занятия Февраль

1. Как живут растения зимой
2. Комнатные растения: бальзамин и душистая герань

– веточка в группе
– необходимость влаги для роста растений

Прогулки 1. Рассматривание и сравнение березы и тополя
2. Следы на снегу (сравнение следов ребенка и взрослого, собаки и кошки, воробья и вороны)
Повседневная жизнь Чтение
  • А.Блинов «Где зеленый шум зимует»
  • Э.Блайтон «Что такое лес?»
  • М.Пришвин «Береза», «Дуб»
  • С.Козлов «Зимняя сказка»

1. Продолжаем учить ухаживать за растениями
2. Рассматривание иллюстраций «Лес в разное время года», «Комнатные растения»
3. Дидактическая игра «Где спряталась «Матрешка»?», «Опиши, я отгадаю», «К дереву беги»
4. Настольно-печатная игра «Лото»
5. Игра-драматизация «Теремок»

Занятия Март

1. Фрукты и овощи
2. Вершки и корешки

– посев семян для выращивания на корм животным

Прогулки 1. Прогулка в овощной магазин
Повседневная жизнь Чтение
  • Русская народная сказка «Репка»
  • Ю.Коваль «Удивительная грядка»
  • Е.Бехлерова «Капустный лист»

1. Загадки об овощах и фруктах
2. Рассматривание иллюстраций «Овощи», «Фрукты»
3. Дидактическая игра «Чудесный мешочек», «Узнай на вкус», «В саду иль в огороде»
4. Развивающая игра «Собери овощи (фрукты)», «Вершки и корешки»
5. Беседы «как мы помогаем животным»
6. Сюжетно-ролевая игра «Магазин «Овощи-фрукты»»
7. Вечер загадок

Занятия Апрель

1. К детям приходит доктор Айболит

– посадка лука

Прогулки 2. Наблюдение: трава на солнечной стороне участка
Повседневная жизнь Чтение

1. Рассматривание иллюстраций «Овощи», «Фрукты»
2. Рассматривание иллюстраций «Для чего нужны фрукты и овощи»
3. Дидактическая игра «Сварим борщ и компот», «Кто быстрее соберет овощи в корзину», «Четвертый лишний»
4. Развлечение «Чтоб здоровым быть – нужно овощи, фрукты любить!»

Занятия Май

1. Посадка гороха
2. Весенние цветы

– сеем семена и камешки
– будет ли расти мать-и-мачеха в группе

Прогулки Наблюдение: Первые весенние цветы (рост мать – и мачехи на разных полянах)
Повседневная жизнь Чтение
  • А Приставин «На огороде» (Д/в 7, 2002)
  • М.Пришвин «Золотой луг»
  • «Мать-и-мачеха», «Одуванчик» из книги В.Золотова «Лесная мозайка»

1. Рассматривание иллюстраций «Первоцветы» – труд взрослых весной
2. Дидактическая игра «Найди цветок, какой покажу», «Что изменилось»
3. Игровое упражнение «Раньше – позже» (Добро пожаловать в экологию, стр.125)
4. Праздник «Здравствуй, Весна-красна»

На занятии, как закрепление проведённого эксперимента, использовать тетрадь «Играю, наблюдаю, экспериментирую». Смотри Приложение 1 .

Эта прекрасная книга поэта-фронтовика Якова Лазаревича Акима состоит из трех разделов. В первом разделе – лучшие стихи для детей. Второй раздел – сказки в стихах «Песенка в лесу» и «Девочка и лев», по которым были созданы замечательные мультфильмы. Третий раздел – это необыкновенно увлекательная сказка «Учитель Так-Так и его разноцветная школа».

Открывается книга предисловием критика Владимира Александрова.

О вашем друге

Вы прочитали большой сборник избранных произведений Якова Лазаревича Акима. Здесь всё лучшее, что он написал за тридцать лет работы в детской литературе.

Стихи, как и любое творчество, не могут пройти мимо судьбы их автора. А судьба у Якова Акима была непростая, как и у всех советских людей, юность которых совпала с Великой Отечественной войной.

Писатель родился 15 декабря 1923 года в старинном русском городе Галиче Костромской области. Первое стихотворение написал, когда учился во втором классе. Выпускал школьную стенную газету, играл в драмкружке. Был председателем совета пионерского отряда, секретарём комсомольской организации школы.

Весной 1941 года комсомолец Яков Аким закончил девятый класс и поехал вожатым в подмосковный пионерский лагерь.

Через три дня началась Великая Отечественная война.

Осенью 1942 года, после окончания военной школы связистов, в составе 85-го гвардейского миномётного Московского комсомольского полка Я. Аким отправляется сначала на Воронежский, а потом на Донской-Сталинградский фронт.

…Только в 1946 году снял сержант Аким военную форму. Но и после победы, как и в дни войны, советских людей выручало и поддерживало мужественное товарищество, настоящая дружба. Может быть, поэтому в стихотворениях Якова Акима чаще всего встречаются слова «друг», «дружба», «товарищ».

В 1950 году в журнале «Пионер» публикуется первое стихотворение поэта «Дождик», а в 1954 году выходит первый сборник его стихотворений «Всегда готовы!». С тех пор Я. Аким опубликовал много поэтических книг. Они переведены на языки народов СССР и зарубежных стран.

Яков Лазаревич Аким часто встречается с читателями в школах, библиотеках, Домах пионеров, пионерских лагерях. Однажды на литературном вечере он получил такую записку: «Я взрослая, но меня часто называют ребёнком (это не надо читать вслух). Ответьте, что Вам больше всего нравится в детях и что бы Вы хотели взять у них для своего характера?»

Аким прочёл записку и сказал:

– Не взять, а оставить!

Понимаете, что это значит?

Если писатель способен сохранить в себе детство, он настоящий детский писатель. Вот, думаю, почему читателям нравятся звонкие и озорные, ласковые и грустные стихотворения и переводы из книг Якова Акима. Поэт любит писать и сказки. Умение фантазировать, придумывать удивительное – тоже роднит писателей и детей.

«Хорошо помню, как был маленьким, – говорит поэт, – и никогда этого не забуду. Потому что если забуду, ничего не смогу больше для вас написать».

В одном стихотворении Якова Акима есть строчки:


Стихи мои как письма:
Им нужен адресат.

К любому своему произведению поэт относится как к личному письму, письму к другу. Вот и книгу свою он назвал «Пишу тебе письмо». Это письмо каждому из вас, правдивое и сердечное.


Ты письмо моё получишь
И обрадуешься вдруг:
Жить на свете много лучше,
Если друга вспомнил друг.

Многие поэты, создающие произведения для детей на языках народов СССР, любят, чтобы на русский язык их книжки переводил Яков Аким. В книге «Пишу тебе письмо» вы найдёте переводы с самых различных языков, будто побываете у друзей поэта в советских республиках и даже за рубежом. География дружбы Якова Акима богата, любопытна и красочна.

За свои переводы он награждён международным Почётным дипломом имени датского сказочника Ганса Христиана Андерсена.

Яков Аким поэт лёгкий для читателя и трудный – для себя. Стихи у него складываются медленно, зато живут долго, потому что в них есть то, что всегда необходимо людям: доброта, сердечность, красота окружающего мира. Поэту хочется, чтобы с детских лет каждый понял, как обогащает человека душевная щедрость. Быть добрым и щедрым – это счастье. А ещё большее счастье – взаимные доброта и щедрость, связывающие людей.

Герои произведений поэта не только дети, но и взрослые. Есть у Якова Акима дорогая ему повесть-сказка «Учитель Так-Так и его разноцветная школа». Герои сказки – Ленточка, Мультик, Понимальчик, Фок, Ушастик – растут рядом с учителем, вместе с учителем. После опубликования этой сказки многие дети в письмах серьёзно предлагали: «Пусть бы и наша школа была разноцветной хоть раз в неделю…» Ребята читают книгу, а думают-то о своей школе, о своих товарищах и учителях.

Давно известно – дети не любят, когда их пытаются воспитывать «по вторникам и пятницам», как это делала вежливая старушка в повести-сказке про разноцветную школу. Настоящее уважение ребят завоёвывают те их старшие товарищи, взрослые, которые вдумчиво и бережно передают растущему человеку свой жизненный опыт, душевное тепло свою любовь к людям. Именно таким и должен быть детский писатель. Он делит со своими читателями ответственность за всё, что происходит вокруг.

Яков Аким достойно несёт эту добрую традицию советской литературы для детей.

Владимир Александров

Мой верный чиж


Я родился на зелёной улице.
В деревянном тихом городке.
А по улице гуляла курица,
И коза паслась невдалеке.


Там, за окнами, чернела осенью
От колёс тележных колея,
А зимой скрипучими полозьями
Распевала улица моя.


Я гляжу на лошадей распаренных,
На подрагивающую дугу -
Рукавицы в руки, ноги в валенки,
И к дверям, на улицу бегу.


Мимо занесённых палисадников
За санями весело бежать,
И возница, бородатый дяденька,
Может, даст мне вожжи подержать.

Моя родня


Мама с папой – моя родня.
Нет роднее родни у меня.


И сестрёнка родня, и братишка,
И щенок лопоухий Тишка.


Я родных своих очень люблю.
Скоро всем подарки куплю.


Папе будет моторная лодка,
Маме в кухню волшебная щётка


Молоток настоящий братишке,
Мяч сестрёнке, конфета Тишке.


А ещё есть друг у меня.
Друг Серёжка мне тоже родня.


Я к нему прибегаю с утра
Без него мне игра не игра.


Все секреты ему говорю,
Всё на свете ему подарю.

Кто кому кто?


– Бабушка, бабушка, я чья дочка?
– Ты Федина дочь, моего сыночка.
– Мой папа большой, а совсем не сыночек!
– Сыночек. Брат четырёх моих дочек,
Помнишь, мы были у старшей, Авдотьи?
– Да разве у дочки мы были? У тёти!
– Тётю твою я в люльке качала…
– Бабушка, стой, объясни сначала,
Кто мне Наташа и два её братца?
– Ладно, попробуем разобраться:
Их мама, племянницы мужа сестра,
Маленькой ох и была шустра!
А ты им доводишься… Хитрое дело…
– Бабушка, что-то у нас пригорело!
– Тьфу ты, пока я соображала,
Всё молоко из кастрюли сбежало!

Мужчина в доме


Папа на аэродроме
Мне сказал:
– Четыре дня
Будешь ты мужчиной в доме,
Остаёшься за меня.


Покатился самолёт.
Папа вырулил на взлёт.


Я вбежал в квартиру нашу,
В кухне свет велел зажечь.
Усадил за стол домашних,
Произнёс такую речь.


– Бабушка, – сказал я строго,
Бегаешь через дорогу.
Знает каждый пешеход:
Есть подземный переход!


Всем приказ: на небе тучи,
Значит, берегись дождя.
Для зонтов, на всякий случай,
Забиваю два гвоздя.


– Ухмыляешься некстати,-
Пальцем погрозил я Кате.-
Вот что, старшая сестра,
Мой посуду, будь добра.


– Мама, ну, а ты не очень,
е грусти и не скучай.
А уходишь, между прочим,
Газ на кухне выключай!

Я маленьким был


Я маленьким был,
Хотя и давно.
Помню, как с мамой
Ходил в кино.
Как во дворе
Мы играли в прятки,
Как лошадей рисовал
В тетрадке.
Помню пожар
На соседнем углу,
Помню, как дворник
Искал метлу.


Но как я ревел,
Приходя к врачу,
Не помню.
И вспоминать не хочу.


Яблоко спелое, красное, сладкое.
Яблоко хрусткое, с кожицей гладкою.
Яблоко я пополам разломлю,
Яблоко с другом своим разделю.


Кто держит
Конфету свою
В кулаке.
Чтоб съесть её
Тайно от всех
В уголке.


Кто, выйдя во двор.
Никому из соседей
Не даст
Прокатиться
На ве -
ло -
си -
педе,
Кто мелом.
Резинкой,
Любою безделицей
В классе
Ни с кем
Ни за что
Не поделится -


Имя тому
Подходящее дадено,
Даже не имя,
А прозвище:
ЖАДИНА!


Жадину
Я ни о чём
Не прошу.
В гости я
Жадину


Не приглашу.


Не выйдет из жадины
Друга хорошего.
Даже приятелем
Не назовёшь его.


Поэтому -
Честно, ребята, скажу
С жадными
Я никогда
Не дружу!

Разноцветные дома


Нарисую дом зелёный
Под еловой крышей -
Сколько хочешь шишек
Будет белке рыжей.


А потом, а потом
Нарисую синий дом,
Комнат в доме много -
Все для осьминога.


Белый нарисую дом
С толстым ледяным стеклом:
Радуйтесь, соседи -
Зайцы да медведи!


Без окошек чёрный дом.
Запертые двери.
Отсыпайтесь, совы, днём
И ночные звери.


Напоследок красный дом,
Расписные стёкла.
Пусть живёт матрёшка в нём,
Красная, как свёкла.

ДАТА

ФИО РЕБЁНКА

ПОНЕДЕЛЬНИК

16.12

1. Закрепление знания о частях машины (капот, колёса, руль и т.д.)

2. Закрепление умения выворачивать свитер.

3. Закрепление умения аккуратно пользоваться вилкой

ВТОРНИК

17.12

  1. Закрепление знаний о светофоре

2. Закрепление знаний о правилах игры в лото.

3. Закреплять умение помогать взрослым ухаживать за цветами.

СРЕДА

18.12

  1. Закрепление умения метать в цель (НА ПРОГУЛКЕ).
  2. Закреплять название транспорта различного функционального назначения
  3. Помощь воспитателю в заклеивании книг.

ЧЕТВЕРГ

19.12

1.способствовать умению детей договариваться об игре в которую хотят играть (НА ПРОГУЛКЕ).

2. Закреплять умение детей группировать предметы по материалу, из которого они сделаны (металл, резина, стекло, дерево, пластмасса)

3.Способствовать запоминанию названий зимних месяцев.

ПЯТНИЦА

20.12

1.Повторение стихов к празднику.

2.Закреплять знания о цветах светофора.

3.Закрепление умения бросать друг другу мяч и ловить его (НА ПРОГУЛКЕ).

4.Отработка умений прыгать с продвижением вперёд на двух ногах.

ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОГУЛКИ НА НЕДЕЛЮ С 09.12.13 ПО 13.12.13.

УТРЕННЯЯ ПРОГУЛКА

ВЕЧЕРНЯЯ ПРОГУЛКА

НАБЛЮДЕНИЕ:

1. Наблюдение за состоянием погоды.

Цель. Учить детей замечать изменения в погоде, отметить: изменился ли ветер (направление, сила ветра), стало холоднее или теплее подвести детей к выводу о том, что день стал короче.

  1. Наблюдение за работой светофора на перекрестке.

Цель. Уточнить знания детей о том, что обозначают сигналы светофора.

3.Что такое воздух

Цель : Познакомить детей с таким компонентом природы как воздух, его свойствами.

НАБЛЮДЕНИЕ:

1.Наблюдаем за cнегом.

Цель : познакомить с наиболее типичными особенностями зимы - снегом. Уточнить название и назначение предметов зимней одежды.

2. Осмотр участка детского сада
Цель: Обратить внимание детей на изменения, которые произошли в природе зимой с известными им цветами, деревьями, кустарниками.

Подвижная игра

1 Будь внимателен.

Дети идут по кругу и внимательно смотрят, флажки какого цвета показывает воспитатель. Когда он показывает флажок зеленого цвета, дети, держа в руках автомобильные рули, двигаются по кругу; если флажок желтого цвета – шагают на месте; красного – останавливаются. Кто ошибается – выходит из игры. Цель. развивать быстроту, ловкость, внимание; учить двигаться парами, согласовывать свои движения с движениями других.

2. Правила движения.

Дети строятся друг за другом в две колонны. У воспитателя 3 карточки с разными сигналами светофора и жезл. Он регулирует движение детей-«машин». По направлению жезла дети поворачиваются в соответствующую сторону. По сигналу «светофора» они идут или стоят. Тот, кто ошибается, выбывает из игры. Побеждает команда, в которой останется больше детей. Можно добавлять задания: «Прыгайте на двух ногах!», «Побежали», «Идем вприсядку», и при этом воспитатель указывает жезлом направление движения.

Подвижная игра

1. «Прыжки через ров».

Цель. Упражнять детей в выполнении прыжков на двух ногах через линию (учить принимать правильное исходное положение, приземляться на полусогнутые ноги), развивать мышцы ног. Поддерживать интерес детей к конечному результату.

2. Малоподвижная игра «Дорожники».

Цель. Учить детей бегать друг за другом «паровозом», согласованно выполнять повороты, сохранять равновесие, не сталкиваться с бегущим впереди.

Дидактическая игра

1 «Найди своего товарища».

Цель. Учить детей узнавать, кого загадал воспитатель по описанию одежды, учить самостоятельно составлять описание.

2«Пешеходы и транспорт»

Цель. Закреплять знания о назначении светофора на дороге и всех его цветов. Продолжать работу по формированию знаний о поведении пешеходов на дороге
3.«Угадай по описанию». Цель - научить составлять описательный рассказ, развить внимание, связную речь, находить сходства и различия.

Дидактическая игра

1 . Дидактическая игра «Будьте внимательными!»

Цель. Упражнять детей в произнесении звука «ш» в словах, учить выделять из группы слов, из речевого потока слова с данным звуком (развивать фонематический слух).

2. «Когда это бывает?»

Цель Актуализировать и дополнить знания детей о временах года, характерных для них явлениях природы, событиях в жизни людей, развивать связную речь, внимание, находчивость, способность к саморегуляции поведения.

Художественное слово

Светофор.
Если свет зажегся красный,
Значит, двигаться опасно.
Свет зеленый говорит:
«Проходите, путь открыт!»
Желтый свет - предупрежденье:
Жди сигнала для движенья.

(С. Михалков)

Светофор.
Три цвета есть у светофора.
Они понятны для шофера:
Красный свет - проезда нет,
Желтый - будь готов к пути,
А зеленый свет - кати!
(С. Маршак)

Художественное слово

Он имеет по три глаза,
По три с каждой стороны,
И хотя еще ни разу
Не смотрел он всеми сразу -
Все глаза ему нужны.
Он висит тут с давних пор
И на всех глядит в упор.
Что же это?
(Светофор)
З. Мостовой

Трудовая деятельность

Очистка участка от мусора.

Изготовление горки для игрушек..

Трудовая деятельность

___________________

Cюжетно-ролевая игра:

«Шоферы».

Цели. Учить детей выполнять игровые действия в соответствии с замыслом, считаться с интересами товарищей.

Атрибуты: руль машины т.д.

Календарное планирование образовательной работы с детьми на день 16 декабря (понедельник).

Тема недели « Мы пешеходы»».

Режимные моменты.

Образовательная деятельность

Интегра

цияобразова

тельных областей

Утро

(работа в группе)

Ситуативные беседы с детьми. Рассказ детей о том, где они провели выходные.

Работа по формированию КГН:

Игровая ситуация «Кукла умывается». Чтение: Я. Аким «Где живет вода?»

Задачи: Формировать у детей навыки самообслуживания и культурно-гигиенические навыки. Предложить детям рассказать и показать кукле, как нужно правильно и аккуратно мыть руки и лицо, пояснить, зачем нужно тщательно вытираться.

Подготовка ко сну, сон:

Упражнение : «Покажем, как нужно складывать одежду перед сном»

Групповая/подгрупповая

Книжный уголок: А. Усачева «Дорожная песня»

Дидактическая игра «Пешеходы и транспорт»

Цель: Закреплять знания о назначении светофора на дороге и всех его цветов. Продолжать работу по формированию знаний о поведении пешеходов на дороге
Беседа «Я грамотный пешеход». Цель: Продолжать работу по обучению правилам поведения пешеходов на дороге.

Совместный труд:

Цели.

1. Физическая культура

2. Познание. Формирование целостной картины мира.

«Правила дорожного движения. Светофор»

Цели: познакомить с некоторыми дорожными знаками, значением сигналов светофора

Вечер

(работа в группе)

Гимнастика после сна:

Игра «Здравствуй, расчёска!»

Цель: формирование навыков пользования расчёской и ухода за ней.

Подготовка к прогулке:

Игровое упражнение «посмотри в зеркало всё ли в порядке».

Совместная игровая деятельность:

Предварительная работа к сюжетно-ролевой игре «Шофёры»:

Совместный труд: Трудовые поручения (разложить ложки, салфетки, расставить хлебницы,

Чтение стихотворения М. Дружининой.

– Котик, здесь ты до сих пор? Желтый свет когда горит,

Посмотри на светофор! Всем шоферам говорит:

Видишь, свет зажегся красный, «Осторожнее, шоферы!

Значит, стой! Идти опасно! Свет другой зажжется скоро!»

И придется подождать, Утка крякнула: «Кря-кря!

Хоть машин и не видать! Свет зеленый вижу я!

Ну-ка, дети, Дружно, в ногу

Перейдем через дорогу!»

Календарное планирование образовательной работы с детьми на день 17декабря (вторник).

Тема недели «Мы пешеходы ».

Режимные моменты.

Образовательная деятельность

Интегра

ция образова

тельных областей

Совместная образовательная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация самостоятельной деятельности детей.

Утро

(работа в группе)

Организация утреннего приёма: Рассматривание картин изображающие дорожное движение в зимний период – закрепить особенности передвижения машин в зимний период

Общеразвивающие упражнения под музыку со словесным сопровождением педагога без предметов.

Организация питания:

Практическое упражнение «Сидим красиво за столом».

Задачи. Учить детей сидеть за столом в соответствии с правилами этикета (слегка наклоняться над тарелкой, соблюдать положение локтей, ставить ноги на пол прямо, правильно пользоваться столовыми приборами, есть аккуратно, не спеша).

Подготовка ко сну, сон:

Коммуникация, познание, музыка, физическая культура, здоровье, социализация, чтение художественной литературы,труд,музыка

Групповая/подгрупповая

Книжный уголок: М. Дружининой «Светофор» С. Маршака «Светофор». А. Усачева «Дорожная песня»

Игрушки и игровое оборудование: автобус, машины легковые и грузовые, куклы, коляски, конструктор. Светофор. Шапочки или нагрудные знаки: «Пешеходный переход», «Осторожно: дети!». Перекресток с зеброй (из ткани), рули, сумка с билетами. Макет дороги с пешеходным переходом, перекрестком и улицами города. К нему маленькие машины и люди, 3 дорожных знака и светофор.

^ Наглядно-дидактические пособия: картинки с изображением общественного транспорта: автобус, поезд, такси, легковые и грузовые автомобили. Картинки с изображением улицы, где показаны проезжая часть и тротуар. Картинки с изображением различных ситуаций: катание на велосипеде, на санках, игра детей в мяч на дороге. Иллюстрации с изображением светофора, со знаком «Пешеходный переход». Картинки с изображением всех частей машин (грузовых и легковых).


^Сюжетно-ролевые игры: «Шофер», «Поезд», «Птицы и автомобиль», «Зайчики перебегают», «Светофорик», «На дорогах города», «Правила движения», «Гаражи и автомобили», «Автомобили и светофор».

Центр продуктивных видов деятельности:

Фотографии с изображением транспорта, дорожных знаков.

Совместная игровая деятельность:

ОБЖ. Беседа «На дороге опасно»

Цели: Обсудить с детьми правила поведения на дороге.

Сюжетно-ролевая игра «Шоферы».

Задачи. Совершенствовать умение детей объединяться в игре, распределять роли, выбирать удобное место, способствовать становлению дружеских взаимоотношений между детьми.

Совместный труд: Мытье комнатных растений.

Задачи. Актуализация знаний детей о растениях, их строении, ознакомление с различными приемами мытья растений (тряпочкой, кистью, опрыскиванием).

Организованная образовательная деятельность:

1 . Музыка.

2.Коммуникация. «Описание транспорта. Самолет»

Цели: учить описывать виды транспорта, сравнивать их, развивать внимание, память.

Вечер

(работа в группе)

Постепенный подъем, закаливающие процедуры.

Гимнастика после сна:

Воспитание навыков самообслуживания:

Игровое упражнение «Выверни одежду».

Подготовка к прогулке:

Закрепление умения одеваться в соответствии с алгоритмом.

Совместная игровая деятельность:

Музыкальная игра «Самолеты» (музыка М. Магиденко).

Задачи. Развивать тембровый, ритмический слух детей, учить их самостоятельно менять движения в соответствии с изменением характера музыки.

Игры-имитации «Я шофер», «Я машина» Закреплять знания о назначении дорожного знака. Формировать понятия, что движение машин по дороге бывает односторонним и двусторонним, а проезжая часть улицы (дорога) при двустороннем движении может разделяться линией. Дать представление о таком знаке, как «Подземный переход»

Совместный труд: Дежурство по столовой.

Задачи. Учить детей трудиться, поощрять желание выполнять трудовые поручения. Учить детей раскладывать правильно ножи (рядом с ложкой). Стимулировать у детей желание ответственно выполнять обязанности дежурного.

Чтение художественной литературы:

К. Ушинский «Бодливая корова».

Задачи. Формировать у детей умение слушать новые произведения, следить за развитием действия, сопереживать героям сказки.

Календарное планирование образовательной работы с детьми на день 18 декабря (среда).

Тема недели «Мы пешеходы».

Режимные моменты.

Образовательная деятельность

Интегра

цияобразова

тельных областей

Совместная образовательная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация самостоятельной деятельности детей.

Утро

(работа в группе)

Организация утреннего приёма:

Индивидуальные беседы с детьми об окружающем мире: что видел ребёнок по дороге, как переходил через проезжую часть.

Опрос родителей о самочувствии детей.

Комплекс утренней гимнастики :

Общеразвивающие упражнения под музыку со словесным сопровождением педагога без предметов.

Работа по формированию КГН:

Практическое упр. «Вот какой платочек» Цели. Обсудить с детьми, как нужно действовать при кашле и чихании (прикрывать рот платком, отворачиваться в сторону от находящихся рядом людей), как правильно пользоваться носовым платком, когда его необходимо использовать.

Организация питания:

Беседа «Учимся культурно вести себя за столом». Цели: Учить детей бесшумно занимать свои места, вежливо обращаться к сверстникам. Продолжать знакомить детей с этикетными речевыми образцами, способствовать их переводу в активную речь.

Подготовка ко сну,сон:

Прослушивание музыкальных композиций с диска «Классика для малышей».

Коммуникация, познание, музыка, физическая культура, здоровье, социализация, чтение художественной литературы,труд,музыка

Групповая/подгрупповая

Книжный уголок: М. Дружининой «Светофор» С. Маршака «Светофор». А. Усачева «Дорожная песня»

Игрушки и игровое оборудование: автобус, машины легковые и грузовые, куклы, коляски, конструктор. Светофор. Шапочки или нагрудные знаки: «Пешеходный переход», «Осторожно: дети!». Перекресток с зеброй (из ткани), рули, сумка с билетами. Макет дороги с пешеходным переходом, перекрестком и улицами города. К нему маленькие машины и люди, 3 дорожных знака и светофор.

^ Наглядно-дидактические пособия: картинки с изображением общественного транспорта: автобус, поезд, такси, легковые и грузовые автомобили. Картинки с изображением улицы, где показаны проезжая часть и тротуар. Картинки с изображением различных ситуаций: катание на велосипеде, на санках, игра детей в мяч на дороге. Иллюстрации с изображением светофора, со знаком «Пешеходный переход». Картинки с изображением всех частей машин (грузовых и легковых).


^Сюжетно-ролевые игры: «Шофер», «Поезд», «Птицы и автомобиль», «Зайчики перебегают», «Светофорик», «На дорогах города», «Правила движения», «Гаражи и автомобили», «Автомобили и светофор».

Центр продуктивных видов деятельности:

Фотографии с изображением транспорта, дорожных знаков.

Совместная игровая деятельность: Беседа «Мчатся по улице автомобили» - продолжать знакомить с различными видами автомобилей (грузовые, легковые), их назначением, формировать понятие о том, что движение машин на дороге может быть односторонним и двусторонним

Дидактическая игра «Отгадай загадку» Цели: помочь закрепить знания о транспорте, используя художественное слово

Дидактическая игра «Кто позвал?»

Цели: Развивать у детей способность концентрировать внимание, формировать умение различать голоса на слух.

Совместный труд: практическое упражнение «Убираем игрушки» (учить детей выполнять индивидуальные и коллективные поручения, разъяснить значимость труда. Поощрять инициативу в оказании помощи товарищам.

Организованная образовательная деятельность:

  1. Физическая культура.
  2. Познание. Формирование ЭМП.

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ. СЧЕТ ДО 5. ЦИФРА 5.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ Цели: упражнять в нахождении геометрических фигур в формах предметов; познакомить с числом и цифрой 5

Вечер

(работа в группе)

Постепенный подъем, закаливающие процедуры.

Гимнастика после сна:

Воспитание навыков самообслуживания:

Обучающая ситуация «Собираемся на прогулку».

Цели: Формировать у детей навыки самообслуживания, учить одеваться самостоятельно, в определенной последовательности. Активизировать в речи и уточнить названия предметов одежды.

Совместная игровая деятельность:

Дидактическая игра с мячом «Скажи наоборот».

Цели: Учить детей подбирать слова-антонимы, выступать в роли игроков, водящих и организаторов игры. Развивать вербальное воображение.

Работа в уголке музыкального воспитания. Учимся играть на металлофоне.

Цели: Учить детей исполнять мелодию попевки «Лесенка» (Е. Тиличеевой) в постепенном движении на металлофоне.

Чтение художественной литературы:

Ознакомление с художественной литературой. Рассказ Г. Юрмин «Любопытный мышонок».

Цели: Обогащать личный опыт детей, расширять представления об окружающей действительности, углублять игровой опыт детей.

Любопытный мышонок

В большом городе был гараж, где отдыхал после работы автомобиль «Москвич».

И никто, даже сам «Москвич», не знал, что в углу гаража в тесной норке поселилось целое мышиное семейство: папа-мышь, мама-мышка и их дети, маленькие мышата.

Днем они сладко спали, а к ночи просыпались и принимались за дела.

Папа брал в лапку авоську и бежал за продуктами (что поделаешь - семья!), мама хлопотала по хозяйству, а дети, как все дети на свете, играли и шалили.

Милые мышатки,- не уставала повторять мама,- никогда не выбегайте из норки: в гараж частенько заглядывает кот.

Кот? Какой кот? - пискнул самый маленький мышонок. Он был страшно любопытный и вечно задавал вопросы.

Ой,- испугалась мама,- тише! Кот - самый злой на свете зверь: зубы у него острые, лапы когтистые, хвост длиннющий, уши чуткие и глазищи, как фонарищи. Больше всего на свете он любит лакомиться мышатиной. От него уже однажды пострадала твоя бедная бабушка. Умоляю: берегись этого злодея!

Так сказала мышка-мама и, вздохнув, принялась подметать норку.

Но мышонок был из всех неслухов неслух. Только мама отвернулась, он выскочил из норки.

Глядит, из темноты на него уставились чьи-то громадные блестящие глаза.

Мышонок испугался и уж скорей хотел юркнуть обратно в норку.

Но ведь это был на редкость любопытный мышонок, и он не убежал, а дрожащим голоском спросил:

Скажите, пожалуйста, у вас есть хвост?

Нет у меня хвоста,- услышал он в ответ.

А усы?

И усов нет.

А когтистые лапы?

Тоже нет.

А мышат вы едите? - робко поинтересовался мышонок.

Ни-ког-да!

Вот здорово! Значит, вы не кот?

Конечно, нет. Я - автомобиль.

Ав-то-мо-биль?.. Нет, мама про вас никогда не рассказывала. Но все равно, раз вы не кот, давайте играть в кошки-мышки.

Не могу, мышонок, мне очень хочется спать.

Ха-ха-ха! Да кто же по ночам спит? Разве вам дня мало?

Странно. Может быть, это у мышей заведено днем спать, а я днем работаю: по дорогам взад-вперед бегаю, людей развожу.

Ну, тогда сказку расскажите! Я страх как люблю сказки!

Вот непонятливый мышонок! Я же говорю, мне спать пора. Приходи завтра - у меня выходной. Тогда посмотрим, может, и расскажу.

На другую ночь мышонок только проснулся, сразу выглянул из норки и опять увидел большие горящие глаза.

Доброй ночи, дядя автомобиль! - сказал вежливо мышонок.

Мяу! - услышал он в ответ.

Мяу так мяу,- радостно взмахнул хвостиком мышонок.- Чур, я мышка. Он проворно выскочил из норки и - о ужас! - прямо перед собой увидел усатую морду, когтистые лапы и длиннющий хвост.

Но тут в темноте, на счастье, вспыхнули глаза автомобиля.

Кто там кричит? Ба, никак мой сосед в беде?! Скорей прячься сюда! - сказал автомобиль и приподнял крышку своего мотора.

А когда мышонок юркнул в щелку, автомобиль мигом захлопнул крышку и прищемил коту хвост.

Уселся мышонок на еще теплый от недавней работы автомобильный мотор, отдышался, успокоился, даже умылся лапкой.

Но скоро этому непоседе надоело быть взаперти, и он захныкал:

Пустите меня домой, я есть хочу, я пить хочу! Меня мама будет ругать. . .

Лучше бы, мышонок, тебе немного потерпеть. А то кот у колесе притаился. Только чем бы тебя угостить. . . Ты что больше всего любишь?

Крупу, сахар, хлеб, маслице,- облизнулся мышонок.

Маслице? Пожалуйста. Его в моем моторе сколько угодно. Ешь на здоровье.

Мышонок попробовал и мордочку скривил:

Фи, какая гадость! Разве это масло?!

Вот привередник,- обиделся автомобиль,- настоящее машинное масло ему не по вкусу!

Маши-и-инное? . . А я люблю сливочное.

Такого не держу. Мне масло для чего? Мотор смазывать. Чтобы его части лучше работали. Тут только машинное масло годится,

А вода у вас, дядя автомобиль, тоже машинная?

Кто тебе сказал? Чтобы мотор остужать (ему, бедняге, от работы становится очень жарко), вполне подходит самая обыкновенная вода. Так что пей, не бойся.

Почему ваша вода так скверно пахнет? - ужаснулся мышонок, понюхав жидкость в маленьком круглом стаканчике.- Опять какая-то гадость!

Ну и чудак, - засмеялся автомобиль.- В этом стаканчике вовсе не вода, а бензин. Мышам он, может быть, и ни к чему, зато автомобилям ох как нужен! Нет бензина - стоп, машина! А воду я храню в другом месте - вон под той крышкой.

Это другое дело,- сказал мышонок, вволю напившись водицы из горла большого плоского бачка-радиатора.

Он сразу повеселел и принялся, словно по родной норке, разгуливать по мотору и повсюду совать свой любопытный нос.

Ходил, ходил и наткнулся на большой черный ящик с шестью гранеными пробками.

Это аккумулятор,- сказал автомобиль,- В нем хранится запас электрического тока. Из ящика он, как по дорожке, бежит по проводам к мотору, чтобы искоркой поджечь в нем бензин. Между прочим, аккумулятор - весьма опасная штука. Так что ты, мышонок, лучше его не трогай. Иначе могут быть большие неприятности.

Но мышонок, как всегда, не послушался. Что поделать, если это был на редкость любопытный мышонок.

Назад!- закричал автомобиль.- Током ударит!

Но было уже поздно. Раздался сухой треск, вспыхнула голубоватая искра, мышонка что-то дернуло за нос, и он кубарем скатился на землю.

А кот тут как тут.

Был бы у него сегодня отличный ужин, если бы автомобиль вовремя не закричал мышонку:

Прыгай в мою выхлопную трубу!.. Вот до чего доводит любопытство,- заметил автомобиль, когда опасность миновала и из трубы выглядывал только кончик мышиного хвоста.

Но неисправимый мышонок вскоре опять принялся за свое:

А зачем вам эта труба?

Ах, несносный! - удивился автомобиль. Но так как он был вежливым и привык отвечать, если его спрашивают, то он сказал:

Это выхлопная труба. Она ведет к мотору, чтобы. . . Думаете, мышонок дослушал до конца? Как бы не так. Он уже вовсю бежал по узкому туннелю и, достигнув его конца, спросил:

А это что?

Мой мотор. Только теперь, мышонок, ты смотришь на него не снаружи, как раньше, а изнутри.

А для чего вам мотор?

Как для чего! - удивился автомобиль.- Чтобы крутить мои колеса. У моего мотора четыре цилиндра (в одном из них ты сейчас сидишь), и внутри каждого цилиндра, когда мотор работает, вверх-вниз ходит поршень.

Почему он ходит?

Почему-почему!.. Как очутится в цилиндре порция бензина, как примчится туда по проводу электрический ток, сразу вспыхивает искорка и раздается маленький взрыв (бензин ведь очень легко воспламеняется!). Взрывы по очереди гремят в каждом цилиндре: трах-тах-тах! Трах-тах-тах! (Кстати, именно от этого мотор и трещит во время работы.) И каждый взрыв с силой толкает вниз поршень. Тот самый поршень, на котором ты сейчас так уютно устроился. Поршни ходят по цилиндрам и вращают вал-коротышку. Тот вертит другой вал, подлиннее. А уж этот, долговязый, вертит мои колеса. Вот я и еду по дороге.

Все понятно,- вздохнул мышонок,- только про выхлопную трубу все-таки непонятно. Для чего она вам?

Но автомобиль не успел ответить. Как раз а эту самую минуту в гараж зашел шофер и завел мотор.

Тр-рах-тах-тах! Тр-рах-тах-тах! - затрещал автомобиль.- Тр-р-ревога, мышонок! Тр-р-ревога! Скор-р-рей удирай из трубы!..

Мышонок и опомниться не успел, как его закружило, завертело, и вместе с дымом от сгоревшего в моторе бензина он пулей выскочил из трубы, пролетел мимо притаившегося кота, прямиком угодив в свою норку.

Автомобиль сразу поехал и колесом придавил коту хвост. Больно стало усатому, взвыл он дурным голосом. А любопытный мышонок из норки глядит да приговаривает:

Так тебе и надо! Так тебе и надо!

Не радуйся, не радуйся,- злобно прошипел кот,- все равно я тебя съем.

И съел бы. Да автомобиль выгнал злодея из гаража.

А чтобы и духу его кошачьего здесь никогда больше не было, автомобиль повесил над воротами гаража дорожный знак:

«Котам, кошкам, котятам и. . . мышатам вход воспрещен!»

Календарное планирование образовательной работы с детьми на день 19 декабря (четверг).

Тема недели «Мы пешеходы».

Режимные моменты.

Образовательная деятельность

Интегра

цияобразова

тельных областей

Совместная образовательная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация самостоятельной деятельности детей.

Утро

(работа в группе)

Организация утреннего приёма:

Индивидуальные беседы с детьми и их родителями. Рассматривание календаря природы.(Уточнить представления детей о зиме, учить детей рассказывать об зимы, включая в рассказ описание ключевых признаков зимы.)

Общеразвивающие упражнения под музыку со словесным сопровождением педагога без предметов.

Работа по формированию КГН:

упражнение «Следим за внешним видом».

Задачи. Формировать культурно-гигиенические навыки, учить своевременно и самостоятельно использовать навыки личной гигиены, способствовать повышению качества выполнения гигиенических процедур.

Организация питания:

Игра « Научим летчика пользоваться вилкой».(закрепление навыка пользования вилкой и аккуратности в еде)

Подготовка ко сну,сон:

Прослушивание музыкальных композиций с диска «Классика для малышей».

Коммуникация, познание, музыка, физическая культура, здоровье, социализация, чтение художественной литературы,труд,музыка

Групповая/подгрупповая

Книжный уголок: М. Дружининой «Светофор» С. Маршака «Светофор». А. Усачева «Дорожная песня»

Игрушки и игровое оборудование: автобус, машины легковые и грузовые, куклы, коляски, конструктор. Светофор. Шапочки или нагрудные знаки: «Пешеходный переход», «Осторожно: дети!». Перекресток с зеброй (из ткани), рули, сумка с билетами. Макет дороги с пешеходным переходом, перекрестком и улицами города. К нему маленькие машины и люди, 3 дорожных знака и светофор.

^ Наглядно-дидактические пособия: картинки с изображением общественного транспорта: автобус, поезд, такси, легковые и грузовые автомобили. Картинки с изображением улицы, где показаны проезжая часть и тротуар. Картинки с изображением различных ситуаций: катание на велосипеде, на санках, игра детей в мяч на дороге. Иллюстрации с изображением светофора, со знаком «Пешеходный переход». Картинки с изображением всех частей машин (грузовых и легковых).


^Сюжетно-ролевые игры: «Шофер», «Поезд», «Птицы и автомобиль», «Зайчики перебегают», «Светофорик», «На дорогах города», «Правила движения», «Гаражи и автомобили», «Автомобили и светофор».

Центр продуктивных видов деятельности:

Фотографии с изображением транспорта, дорожных знаков.

Совместная игровая деятельность:

Беседа на тему: «Я - пешеход».

Цели: . Продолжать знакомить детей с правилами поведения на улице, предложить ребятам рассказать, как нужно действовать пешеходам в различных ситуациях.

Дидактическая игра «Было - будет».

Цели: Учить детей правильно строить конструкции прошлого, настоящего и будущего времени, менять форму глаголов в соответствии с заданием.

Совместный труд: Дежурство по занятиям.

Цели: Формировать у детей умение подбирать для работы необходимые материалы и оборудование, правильно раскладывать подготовленные материалы. Учить дежурных перечислять предметы, которые будут нужны, аргументировать свое мнение, проверять правильность подготовки к занятию. Воспитывать ответственность за порученное дело.

Организованная образовательная деятельность:

1.Музыка.

2.Художественное творчество. Лепка «Создание сюжетной композиции «Дорога, машина, светофор».

Цели: повторить сигналы светофора; познакомить с правилами поведения в транспорте; учить создавать сюжетную композицию в лепке, сглаживать поверхность вылепленного предмета.

Вечер

(работа в группе)

Постепенный подъем, закаливающие процедуры.

Гимнастика после сна:

Воспитание навыков самообслуживания: Игра «Вот как я умею»

Цели: Закрепить правильное выполнение детьми действий при надевании различных предметов одежды, формирование умения действовать самостоятельно, помогать товарищам, аккуратно складывать одежду в шкафчик, соблюдать порядок в нем. Воспитывать бережное отношение к одежде.

Подготовка к прогулке:

Игровое упражнение « Я знаю когда одевать шапку» (закрепление алгоритма одевания).

Совместная игровая деятельность:

Ознакомление с художественной литературой .

Сюжетно-ролевая игра «Автобус».

Цели: Расширить область самостоятельных решений детей при выборе роли, использовании атрибутов. Учить согласовывать собственные действия с действиями других и совместными усилиями достигать результат.

Хозяйственно-бытовой труд. Уборка в групповом помещении.

Цели: Формировать у детей стремление поддерживать порядок в группе (убирать игрушки после игры, расставлять их на специально отведенные места), формировать умение договариваться о распределении коллективной работы, заботиться о своевременном завершении совместного задания.

Чтение художественной литературы:

С.Волков «Про правила дорожного движения» часть 1

Цели:

Часть 1. Торопыжка - пешеход.

Перед вами – Торопыжка, сорванец и шалунишка!
Он веселый, озорной, непоседливый, смешной.
Всем хорош, но вот беда – он торопится всегда!

Сидел дома Торопыжка и смотрел картинки в книжке.
Тут вдруг Машенька звонит, Торопыжке говорит:
У меня сегодня праздник, мне исполнилось шесть лет.
Приглашаю тебя в гости к нам на праздничный обед!

Мама торт мне испекла, я друзей всех позвала.
Торопыжка, приходи, не забудь - начало в три!"

Нарядился Торопыжка, надел новые штанишки.
И на день рожденья к Маше он отправился скорей,
Чтобы Машеньку поздравить самым первым из друзей!

Вот на улицу вприпрыжку
выбегает Торопыжка.
По асфальту шуршат шины –
едут разные машины.

Есть машины легковые,
по размерам небольшие.
Очень быстро они мчатся,
даже птице не угнаться!

А вот это - грузовик.
Он могуч, силён, как бык.
У него огромный кузов.
Кузов - для различных грузов!

Это что, велосипед?
Нет дверей, кабины нет!
Лихо мчится, тарахтит,
вдоль по улице летит,
Быстрей всех машин несётся,
мотоциклом он зовётся.
Сидит, как всадник на коне,
водитель на его спине!

На колёсах едет дом.
Люди могут ездить в нём.
По бокам - большие окна,
сверху - крыша, чтоб не мокнуть,
Дом автобусом зовут,
у него есть свой маршрут.

Вот троллейбус, он с усами.
Едет он под проводами.
Если ус вдруг соскользнёт,
то троллейбус вмиг замрёт!

Дзинь-дзинь-дзинь! Что за звон?
По рельсам катится вагон.
Внутри креслица стоят,
люди в креслицах сидят.
Такой вагон, запоминай,
называется трамвай.

Растерялся Торопыжка: как по улице пройти?
Пешеходы и машины у мальчишки на пути.
Он торопится, спешит и вдоль улицы бежит.
А вокруг него народ по своим делам идёт.

Тротуар - для пешеходов, здесь машинам нету хода!
Чуть повыше, чем дорога, пешеходные пути,
Чтобы все по тротуару без забот могли идти,
Чтоб машины не въезжали, пешеходов не пугали!

И скорей по тротуару Торопыжка побежал,
По пути всех пешеходов задевал он и толкал!
Почему он всех толкает, всех локтями задевает?
Торопыжке говорят: "Перейди-ка в правый ряд!
Другим людям дай пройти, не мешайся на пути!"

Извинился Торопыжка, в правый ряд он перешёл.
И теперь идти мальчишке стало очень хорошо:
Он теперь со всеми вместе в одну сторону шагает,
Никого из пешеходов Торопыжка не толкает!

Там где движутся машины, люди не должны ходить,
Потому что очень просто под машину угодить.
На улице такое место проезжей частью называется,
И по проезжей части людям ходить строжайше запрещается!

Видишь белую полоску? Что она обозначает?
Она полосы движенья друг от друга отделяет.
Для машин есть правил много - знать их нужно на дороге!
Но есть правило одно, очень важное оно:
Все водители должны держаться правой стороны!

Возле края тротуара Торопыжка наш стоит,
На высокий дом красивый через улицу глядит.
Там цветочный магазин, на всей улице - один!
Очень хочет Торопыжка Машеньке цветы купить,
Чтоб потом, на дне рожденья, всех приятно удивить!

Как пройти через дорогу Торопыжке в магазин?
Очень, очень, очень много на его пути машин!
Может, стоит расспросить, где и как переходить?
Торопыжка не такой! Он на всё махнул рукой,
И через дорогу прямо к магазину побежал...

В это время на дороге появился самосвал!
Шофёр мальчика увидел, самосвал остановил,
А не то бы Торопыжка под колёса угодил.

Торопыжка испугался, Торопыжка растерялся.
Говорит ему шофёр: Паренёк, ты больно скор!
Без оглядки ты бежишь - под машину угодишь!
Вот послушай, объясню я, как тебе себя вести,
Чтоб ты мог дорогу эту безопасно перейти!

Есть подземный переход -
он тебя переведёт.
Видишь - знак вон там висит?
Этот знак всем говорит:
"Чтоб в беду не угодить
нужно здесь переходить!"
Под землёю, это ясно,
идти людям безопасно.
Но дорожку под землёю
не везде можно построить!

Вот обычный переход.
По нему идёт народ.
Здесь специальная разметка,
"Зеброю" зовётся метко!
Белые полоски тут
через улицу ведут!
Знак "Пешеходный переход",
где на "зебре" пешеход,
Ты на улице найди
и под ним переходи!


Не дослушал Торопыжка, сразу к зебре он спешит,
Чтобы перейти дорогу... - Стой! - шофёр ему кричит.
- Ты куда так побежал? Я не всё тебе сказал:
К зебре подошёл - и жди, не спеши вперёд идти:
Ты налево погляди, если нет машин - иди.
Полдороги перейди - и немного подожди.
Вправо смотришь - нет машин, всё, шагай в свой магазин!
По дороге не несись, ты вначале оглядись,
Не спеша иди вперёд, как нормальный пешеход!
Если будешь ты бежать, то беды недолго ждать:
Вдруг споткнёшься, упадёшь, под машину попадёшь!
А машина быстро мчится, вмиг ей не остановиться!.

С добрым дядею шофёром Торопыжка попрощался,
И скорее снова к зебре он вдоль улицы помчался.
Как шофёр его учил, Торопыжка поступил:
Не бежит через дорогу, возле зебры он стоит
И налево и направо вдоль всей улицы глядит.
Слева нет машин - вперёд Торопыжка наш идёт.
Полдороги позади, Полдороги впереди.
Торопыжка вправо смотрит, Продолжает переход.
Появляется машина и не замедляет ход!
Что же делать Торопыжке? Постоять? Назад идти?
Как с машиной разминуться и дорогу перейти?


Здесь цветов красивых много - и мимоза-недотрога,
И фиалки, и тюльпаны, и чего тут только нет!
Торопыжка выбрал Маше замечательный букет!

Но еще подарок Маше Торопыжка не купил,
И про магазин «Игрушки» он у продавца спросил.
Улыбнулся продавец: - Ах, какой ты молодец!
Чтобы в магазин «Игрушки» поскорей тебе пройти,
Через шумный перекресток тебе надо перейти!

Календарное планирование образовательной работы с детьми на день 20 декабря (пятница).

Тема недели «Мы пешеходы».

Режимные моменты.

Образовательная деятельность

Интегра

цияобразова

тельных областей

Совместная образовательная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация самостоятельной деятельности детей.

Утро

(работа в группе)

Организация утреннего приёма:

Работа в уголке природы: наблюдение за погодой из окна.

Цели: Учить детей замечать изменения в природе: сравнивать, какая погода была вчера, как она изменилась на следующий день, заносить наблюдения в календарь природы.

Общеразвивающие упражнения под музыку со словесным сопровождением педагога без предметов.

Работа по формированию КГН:

игровая ситуация «О чем нам рассказало (имя ребёнка) полотенце?»

Цели: Учить детей чисто мыть руки, действовать в определенной последовательности, аккуратно пользоваться полотенцем.

Организация питания:

Упражнение «правильно держи ложку».

Подготовка ко сну, сон:

Прослушивание музыкальных композиций с диска «Сказки».

Коммуникация, познание, музыка, физическая культура, здоровье, социализация, чтение художественной литературы,труд,музыка

Групповая/подгрупповая

Книжный уголок: М. Дружининой «Светофор» С. Маршака «Светофор». А. Усачева «Дорожная песня»

Игрушки и игровое оборудование: автобус, машины легковые и грузовые, куклы, коляски, конструктор. Светофор. Шапочки или нагрудные знаки: «Пешеходный переход», «Осторожно: дети!». Перекресток с зеброй (из ткани), рули, сумка с билетами. Макет дороги с пешеходным переходом, перекрестком и улицами города. К нему маленькие машины и люди, 3 дорожных знака и светофор.

^ Наглядно-дидактические пособия: картинки с изображением общественного транспорта: автобус, поезд, такси, легковые и грузовые автомобили. Картинки с изображением улицы, где показаны проезжая часть и тротуар. Картинки с изображением различных ситуаций: катание на велосипеде, на санках, игра детей в мяч на дороге. Иллюстрации с изображением светофора, со знаком «Пешеходный переход». Картинки с изображением всех частей машин (грузовых и легковых).


^Сюжетно-ролевые игры: «Шофер», «Поезд», «Птицы и автомобиль», «Зайчики перебегают», «Светофорик», «На дорогах города», «Правила движения», «Гаражи и автомобили», «Автомобили и светофор».

Центр продуктивных видов деятельности:

Фотографии с изображением транспорта, дорожных знаков.

Совместная игровая деятельность:

Дидактическая игра «Скажи наоборот».

Цели: Учить детей подбирать слова-антонимы, активизировать речь детей.

Звуковая культура речи: упражнение «Угадай, что звучит».

Цели: Учить детей различать на слух предметы по издаваемым ими звукам, давать им названия (колокольчик, погремушка и т.п.).

Совместный труд:

Дежурство в уголке природы. Ознакомление с символьными обозначениями.(Познакомить детей с символьными обозначениями на вазонах растений, предложить ребятам догадаться, что они могу обозначать (например: знак «капелька» - влаголюбивое растение, его нужно поливать обильнее). Учить детей обращать внимание на знаки, действовать в соответствии с ними.)

Организованная образовательная деятельность:

  1. Физическая культура.
  2. Художественное творчество. Аппликация «Светофор и машины».

Цели: учить строить светофор из кругов и квадрата, из полосок белой бумаги делать зебру, из конструктора строить машину.

Вечер

(работа в группе)

Постепенный подъем, закаливающие процедуры.

Гимнастика после сна:

Комплекс «№ 2(за декабрь)». В кроватках, под речевое сопровождение воспитателя.

Работа по формированию КГН:

Практическое упражнение «Послушные локоточки».(Учить детей правильно держать локти, сидя за столом (локти должны быть слегка прижаты к туловищу), сохранять правильную осанку, обсудить с детьми смысл и важность этих правил.)

Подготовка к прогулке. Игровая ситуация «Неряшливый шкафчик».

Цели: Учить детей поддерживать порядок в своем шкафчике, формировать привычку бережно относиться к личным вещам. Предложить ребятам регулярно проводить конкурс на самый аккуратный шкафчик.

Совместная игровая деятельность:

ОБЖ. Беседа на тему «Мы едем в общественном транспорте».

Цели: . Рассмотреть с детьми различные ситуации, обсудить правила поведения в общественных местах. Предложить рассказать, почему важно быть вежливыми, проявлять уважение к взрослым и сверстникам.

Самостоятельная двигательная деятельность детей.

Цели: Учить детей самостоятельно организовывать подвижные игры, находить себе занятие по интересам, использовать в двигательной деятельности разнообразные спортивные атрибуты.

Совместный труд: помощь воспитателю в уборке игрушек в групповой.

Чтение художественной литературы:

С.Волков «Про правила дорожного движения» часть 2

Цели: Учить детей понимать и оценивать характеры героев, рассказывать о их поступках, своем отношении к ним. Закрепление правил дорожного движения

Сергей Волков «Про правила дорожного движения». Часть 2

Часть 2. Торопыжка переходит дорогу

Торопыжка торопился, он про правила забыл
И на красный свет помчался, побежал что было сил.
Закричали пешеходы: - Мальчуган, куда бежишь?
Ты же так легко и просто под машину угодишь!

Чтобы время перехода мог ты правильно узнать,
У большого светофора надо маленький искать.
Посмотри-ка, у него есть два глазика всего:
Если красный глаз горит, человечек в нём стоит.
Значит, надо переждать, у дороги постоять.
Светофор свой цвет меняет, глаз зелёный зажигает.
Человечек в нём идёт - всё, свободен переход!

Вот зелёный человечек загорелся впереди.
Торопыжка перекрёсток наконец-то смог пройти.

В детский магазин «Игрушки» Торопыжка забегает.
Надо поспешить мальчишке, а не то он опоздает!
И купил там Торопыжка Машеньке в подарок мишку!
И с цветами, и с подарком он по улице идёт.
Правил много теперь знает образцовый пешеход!

Вдруг какая-то машина замигала огоньком,
Ход замедлила, свернула в переулок за углом.


Видит новый перекрёсток Торопыжка впереди.
Знает он теперь что делать, легко сможет перейти.


Здесь машин немного ездит, но ты всё же не забудь:
Переходишь перекрёсток - повнимательнее будь!
Перекрёсток Торопыжка переходит, не спешит,
А потом он что есть духу вдоль по улице бежит.

Очень медленно пешком мы по улице идем.
Хочешь двигаться быстрей - так в автобус сядь скорей!
Вот автобус показался, видно, что места в нём есть,
Но не знает Торопыжка, где ему в автобус сесть.


Ну а рядом знак висит, этот знак всем говорит:
«Хочешь ехать - подходи! Нет? Тогда пешком иди!»

Торопыжка к остановке торопливо подошёл
И в поъехавший автобус в дверь открытую вошёл!
Вот закрыл автобус двери и по улице несётся.
Кто в его салоне едет, пассажиром тот зовётся!


А для пассажиров тоже правил всяких есть немало.
Соблюдать их каждый должен, а не ездить как попало!
Надо проходить вперед, не задерживать народ,
Возле двери не стоять, выходящим не мешать.
И за поручни держаться, стоять прямо, не кривляться,
Старшим место уступать - старших нужно уважать!
Весело автобус ехал, а потом остановился.
- Что такое? Что случилось? - Торопыжка всполошился.
Впереди на перекрестке вдруг затор образовался.
Торопыжке интересно, он к окошку перебрался.
Видит: множество машин, в центре дяденька один.
Он в фуражке, в сапогах, держит палочку в руках.
Своим жезлом полосатым быстро крутит, ну и ну!
Пешеходы и машины подчиняются ему!

Для чего движенья эти? Торопыжка их не знает.
Старичек с седой бородкой Торопыжке объясняет:
- Вот смотри: регулировщик может руки опустить,
Значит, спереди и сзади можно нам переходить!

Правая рука вперед - за спиной народ идет,
А вверх правая рука - надо постоять пока!

Тут автобус перекрёсток переехал, и опять
За окном дома, деревья стали весело мелькать.
Неожиданно автобус снова замедляет ход.
В чём же дело? Что случилось? Торопыжка не поймёт.


Вдруг автобус очень резко на дороге тормозит,
Кое-кто из пассажиров Просто кубарем летит!

На дороге впереди - два мальчишки лет пяти!
Посреди проезжей части они в мяч играть решили.
Просто чудо, что машины сорванцов не задавили!

Из автобуса сердито шалунам кричит шофёр:
- Ну-ка, марш с проезжей части!
В парк идите, в сквер, во двор!
Торопыжка теперь знает - на дороге не играют!
Это всем должно быть ясно - здесь играть очень опасно!

У метро большой автобус завершает свой маршрут.
Торопыжка идёт к двери - он, как все, выходит тут.
Теперь к метро ему идти, но вот преграда на пути:
автобус надо обойти, через дорогу перейти.

На тротуаре Торопыжка стоит, не знает, как же быть.
Тут из школы первоклассник, решил помочь и научить:

Чтобы не попал в беду ты,
ты запомни так пока:
Обходи трамвай - как лошадь,
А автобус - как быка!

Чтобы лошадь не лягнула,
Чтобы бык не забодал,
Чтобы ты вдруг под колеса,
Под машину не попал!

Торопыжка свой автобус
Сзади смело обошёл
И к метро с большою буквой
«М» на входе подошёл.

Вот у доброй тёти в кассе он один билет купил
И, зажав его в ладошке, к турникету поспешил!
Чтобы турникет пройти, в него билетик опусти.
Потом слева обойди, к эскалатору иди. Что такое эскалатор?
Нет, совсем не экскаватор!
Это - чудо-лестница,
лестница-чудесница!
На лестнице стоит народ,
и всех та лестница везет!

Эскалатор Торопыжку
Вниз на станцию отвёз,
Уже слышит Торопыжка
Шум вагонов и колес.


Словно в сказочный дворец входит Торопыжка!
Очень станция красива, нравится мальчишке!


Если ты не успеваешь в двери поезда войти,
Ты постой одну минутку, другой поезд подожди!
Тут до нужной остановки Торопыжка доезжает,
Эскалатор Торопыжку вверх, на землю, поднимает.

Да, сегодня Торопыжка много нового узнал
Про дороги, перекрёстки, мотоцикл и самосвал.
Подарил он Маше мишку и цветы ей подарил.
Вежливо поздравить Машу Торопыжка не забыл.

И потом на дне рожденья Торопыжка не молчал,
Он про правила движенья всем подробно рассказал!
Чтобы правила движенья все детишки знали,
Чтоб на улице они все их выполняли!



(Я.Аким)

В праздники на улицах
В руках у детворы
Горят, переливаются
Воздушные шары.

Разные-разные,
Голубые,
Красные,
Жёлтые,
Зелёные
Воздушные шары!

Очень любят шарики
Ребята в эти дни,
У каждого за пуговку
Привязаны они.

Разные-разные,
Голубые,
Красные,
Жёлтые,
Зелёные
Воздушные шары!

Вот над демонстрацией
Летят они, легки,
Как будто в небе вспыхнули
Цветные огоньки.

Разные-разные,
Голубые,
Красные,
Жёлтые,
Зелёные
Цветные огоньки!

Мой верный чиж
(Я.Аким)

Выходит солнце из-за крыш —
И на мою кровать
Садится чиж,
Мой верный чиж:
— Чив-чив, чего,
Чего ты спишь,
Чив-чив, пора вставать,
Чив-чив!.. —
И я уже не сплю,
Постель стелю,
Чижа кормлю —
В кормушку сыплю коноплю.

А он клюёт,
Своё поёт,
Мне прохлаждаться не даёт:
Чив-чив, пей чай,
Чив-чив, пора!
Где ранец?
За спиной!—
Бегом по лестнице!
Ура!
Мой чиж летит со мной.
Я улицу перехожу.

Не торопись, — шепчу чижу.—
А ну, летим!
Зелёный свет! —
Ребята нам кричат:
— Привет!

Ещё минута до звонка.
Я говорю чижу:
— Пока!
Давай лети домой!

Он делает прощальный круг,
Мой верный чиж,
Мой славный друг,
Приятель храбрый мой.

Я часто думаю о нём.
И он, поди, грустит.
В большую перемену, днём,
Я знаю, прилетит.

Привет, чив-чив,
Я тут, я жив,
Давно тебя ищу! —
И я в ответ ему: «Чив-чив» —
Тихонько просвищу.

И на плечо
Позволю сесть,
Спрошу:
Чего молчишь?
Я рад,
Что ты на свете есть,
Мой друг,

Мой верный чиж!

Облака
(Я.Аким)

Облако за облаком
По небу гналось —
За облаком-лодкой
Облако-лось.

Лось шагает ходко,
Не хочет отстать,
Но рогами лодку
Не может достать.

А ветер гонит, гонит,
Торопит облака,
То с налёту тронет,
То шевельнёт слегка.

Стала меньше лодочка,
Вытянулся лось.
И от лося облачко
Вдруг оторвалось.

Где же лось прыгучий?
Позабудь о нём.
Обернулась туча
Скачущим конём.

А за ним ребёнок —
Белый жеребёнок.
Вот какая конница
Теперь за лодкой гонится!

А ветер пуще, пуще
Поднялся,
И выросли у лодки
Паруса.

Догоняйте, рысаки,
Лодочка вертка...

Я лежу у реки,
Я гляжу из-под руки,
И бегут надо мной
В небе облака.

Пишу тебе письмо
(Я. Аким)


А листок в конверте чист,
Нет на нём ни букв, ни строчек.
Пахнет осенью листочек —
С дерева опавший лист.

Только адрес твой да имя
На конверте напишу,
Синий ящик отыщу,
Свой листочек опущу.

Ты письмо моё получишь
И обрадуешься вдруг —
Жить на свете много лучше,
Если друга вспомнил друг.

Сразу мне ответ пиши!
А кончаются чернила —
Просто пёрышко вложи,
Что синица обронила.

Жадина
(Я. Аким)


Кто держит
Конфету свою
В кулаке,
Чтоб съесть её
Тайно от всех
В уголке,

Кто, выйдя во двор,
Никому из соседей
Не даст
Прокатиться
На ве ло си педе,

Кто мелом,
Резинкой,
Любою безделицей
В классе
Ни с кем
Ни за что Н
е поделится —

Имя тому
Подходящее дадено,
Даже не имя,
А прозвище:
ЖАДИНА!

Жадину
Я ни о чём
Не прошу.
В гости я Жадину
Не приглашу.

Не выйдет из жадины
Друга хорошего,
Даже приятелем
Не назовёшь его.

Поэтому —
Честно, ребята, скажу —
С жадными
Я никогда
Не дружу!

Весело мне!
(Я. Аким)


Яблоки-веники,
Весело мне,
Весело мне,
Я скачу на коне!

Яблоки-веники,
Вихрем лечу,
Вихрем лечу я,
Куда захочу!

Яблоки-веники,
Конь мой устал,
Конь мой устал
И скакать перестал.

Яблоки-веники,
Где ж водопой,
Где водопой
С ключевою водой?

Конь мой да я
Напились из ручья,
Дальше торопится
Песня моя.

Яблоки-веники,
Яблоки-веники,
Скачет весёлая
Песня моя!

Друг
(Я.Аким)

Друг уехал далеко.
Мне без друга нелегко.

День прошёл,
Потом неделя.
Три недели
Пролетели.
Летом — дождь,
Зимою — вьюга.
Очень скучно мне
Без друга.

Скоро год пройдёт...

Больше я не усижу,
Жить без друга не могу.
Щётку с мылом уложу
И на станцию сбегу.

По полю
Да по лесу
К утреннему
Поезду.

Скорый поезд:
«Тук-тук,
Где ты, где ты,
Друг-друг?»

Скорый
Медленно ползёт —
Пересяду
В самолёт.

Я лечу,
Я кричу,
Я пою на лету:
«Быстрый «Ту»,
Сильный «Ту»,
Набирай высоту!»

Сели.

А-Э-РО-ВОК-ЗАЛ.
(Слово очень длинное!)
Пробегаю через зал,
Прыгаю в машину я.

Красный свет.
Терпенья нет!
Дайте мне
Зелёный свет!

Стоп, машина,
Вот он, дом
С голубым окошком.
Загляну в окошко,
Отдышусь немножко.

Вытру ноги
На пороге,

Громко в двери постучу.
— Открывай скорей! — кричу.

Вышел друг,
А я молчу.

Я спешил к нему пешком,
Я бежал к нему бегом,
В поезде качался,
На машине мчался,
Даже по небу летел —
Я сказать ему хотел,
Столько я сказать хотел...
Всё забыл!

Про ослика
(Я. Аким)

На улице московской
Зацокали копытца.
Повсюду удивлённые,
Смеющиеся лица:

«Ослик! Ослик!
Поглядите, ослик!»

Но я-то с этим осликом
Не первый год знаком,
Он возит на тележке
Бидоны с молоком.

Ослик? Ослик.
Ну конечно, ослик.

Его, к великой радости
Московской детворы,
Прислали для детсадовцев
Из жаркой Бухары.

Ослик! Ослик!
Настоящий ослик!

И вот по перекрёстку он.
Не глядя на запрет,
Упрямо и задумчиво
Бредёт на красный свет.

Ослик! Ослик!
Вот упрямый ослик!


Грибно й лес
(Я. Аким)

В лес грибной тебя зову
Тихим утром осени.
Видишь, под ноги листву
Нам деревья бросили.

Было лето и прошло,
Песенное, знойное.
А теперь в лесу светло,
Строже и спокойнее.

Только белка на виду —
Все углы облазила,
Витаминную еду
Запасая на зиму.

Под стволами двух дубов
Помолчим немножко.
Принесём домой грибов
Полное лукошко.

Шуба
(Я. Аким)

Шубу покупали летом,
Мама говорит:
— Примерь,
Будешь ты к зиме одетым,
Как лесной мохнатый зверь!

Я на майку примеряю
Жаркий ворох меховой —
И как будто бы ныряю
В печку прямо с головой.

Да, — вздохнула мама грустно,—
Не дорос ещё пока.
У меня такое чувство,
Шуба сыну велика.

Нет, — сказала продавщица,—
Ещё долго до зимы,
В первый класс пойдём учиться,
Подрасти успеем мы!

И глазам своим не веря,
К зеркалам я подхожу:
Вижу там большого зверя,
А себя не нахожу.

Первый снег
(Я. Аким)


Утром кот
Принёс на лапах
Первый снег!
Первый снег!

Он имеет
Вкус и запах,
Первый снег!
Первый снег!

Он кружится,
Лёгкий,
Новый,
У ребят над головой,

Он успел
Платок пуховый
Расстелить
На мостовой;

Он белеет
Вдоль заборов,
Прикорнул на фонаре.

Значит, скоро,
Очень скоро
Полетят салазки
С горок.

Значит, можно будет
Снова
Строить крепость
Во дворе!

Где ты ходишь, осень!
(Я. Аким)


Осенью дождливой
Прямо сплю и вижу:
По снежку хрустящему
С горки бы, на лыжах!

А зимою лютою
Вечером, в мороз
Вспомню двор весенний,
Листики берёз.

У апрельской лужицы
Жду я, не дождусь —
Поскорей бы лето,
В речку бултыхнусь.

— Где ты ходишь, осень? —
В августе спрошу,
Потому что в школу
Я к друзьям спешу.

Яков Лазаревич Аким
15.12.1923 – 21.10.2013 (89 лет)

Родился Яков Лазаревич в Костромской области в городке Галиче. Свое детство будущий писатель провел в спокойном, маленьком и уютном городишке, что в последствии существенно повлияло и способствовало написанию множества его стихотворений. В доме родня увлекалась музыкой, отец Якова умел играть на скрипке, а мама умела петь, так что музыка звучала частенько в семействе Акимовых. Когда ребенку было 10 лет, родители переехали в Москву, там он начал свою учебу. В школе учился хорошо, участвовал в редакции стенгазеты.

В 41-м началась война, отец погиб защищая Москву, мама и младший брат во время эвакуации переехали в Ульяновск, а молодой Яков отправился на фронт.

После войны поступил в химический ВУЗ и как он сам писал: «Вот как получилось одно из первых моих стихотворений для детей. Шёл я по улице, нёс молоко своей дочке. Было это в начале зимы, падал снежок, медленный, пушистый. Первый снег! И только я это подумал, как вдруг, откуда ни возьмись, вокруг меня вместе со снежинками заплясала, закружилась песенка:
Утром кот
Принёс на лапах
Первый снег!
Первый снег!
От удивления я даже остановился. Ведь нигде раньше я не слыхал такой песенки. Выходит, сам сочинил? Хорошо бы, не ускользнули эти слова, надо их дочурке повторить. Или нет, пускай сама прочитает, когда выучится грамоте. Немало лет прошло с тех пор, дочка уже взрослая, у неё самой растёт дочь - моя внучка, но и теперь мне так же радостно сочинять стихи людям, которых люблю, с которыми дружу. Я счастливый человек: у меня есть друзья. Много друзей. Вот о них я и думаю, когда пишу. И о маме своей думаю - она всю жизнь работала в детской библиотеке, - ей первой я дарю новую книжку. И об отце, хотя он в самом начале войны погиб, но все равно об отце я думаю так, как будто он рядом. Ещё о земляках своих думаю - они живут в небольшом городе Галиче Костромской области. В этом городе когда-то я родился и маленьким играл с приятелями у бабушки во дворе. Хорошо помню, как был маленьким, и никогда этого не забуду. Потому что, если забуду, ничего больше не смогу для вас написать.»

И вот уже с 1950-го года его произведения начали печатать в детских журналах, а позже стали издавать книги, а через шесть лет приняли в Союз писателей.

На нашем сайте Вы можете скачать рассказы и повести Якова Лазаревича Акима в нужных Вам форматах.