Наблюдение в отличие от других методов и приемов формиру­ет яркое «живое» представление об окружающем мире. Благодаря этому методу возможно формирование одного из важнейших ка­честв личности - наблюдательность.

В изобразительной деятельности, имеющей сенсорные основы, наблюдение - одно из основных ориентировочных действий . Метод наблюдения направлен на формирование этого действия.

Требования к наблюдению

1. Целенаправленность наблюдения в изобразительной деятель­ности означает восприятие в первую очередь того содержания, тех особенностей объекта, которые послужат основой для изображе­ния, позволят наглядно представить художественный образ как результат изобразительной деятельности.

2. Эмоциональность восприятия . Без чувств, рождаемых общением с людьми, искусством, природой, рукотвор­ным предметным миром, не может быть искусства, не может быть художественной, творческой деятельности. Зна­ния, не подкрепленные, не связанные с чувствами, не побуждают к активному действию и, в частности, к проявлению себя в изобразительной деятельности.

3. Осмысленность наблюдения. Изобразительная деятельность требует особого восприятия предметов, явлений, выделения и осознания тех свойств, которые предстоит изобразить (форма, цвет, пропорции и т. п.). Ребенок должен пони­мать многие видимые явления. Например, почему сосны в лесу высокие, стройные, могучие, а одна сосна на берегу выросла большая и корявая. Почему у зайца задние лапы сильнее и длин­нее передних. То есть внешние признаки предметов осмысливают­ся на основе вскрытия внутреннего содержания явления, сущест­венных связей между внешними признаками и внутренним со­стоянием, влиянием каких-то факторов. В этом случае процесс познания более глубок, чувства более осмысленны, возникает общее представление о явлении, позволяющее ребенку лучше ориентироваться при восприятии сходных или контрастных явлений.

4. Активность детей . В наблюдении необходимо обеспечить самую разнообразную активность детей: эмоциональную, мысли­тельную, речевую, двигательную . Только при этом условии про­цесс наблюдения будет эффективен.



5. Повторность наблюдений особенно важна для создания детьми разнообразных, выразительных образов. В процессе неод­нократных наблюдений дети могут видеть один предмет в изме­няющихся условиях (березка в ясный солнечный день, на закате солнца, в ветреный день; лес в «золотую» и позднюю осень). В процессе неоднократных наблюдений можно увидеть разнообразие предметов одного типа: разные по внешнему виду грузовые машины в зависимости от конкретного функционального назначения; раз­ные жилые дома или здания, имеющие различное назначение (школа, детский сад, жилой дом, дворец для детей и т.п.). Таким образом, повторные целенаправленные наблюдения существенно обогащают представления детей. Последнее наблюдение должно быть максимально приближено к процессу изображения , так как в силу доминирующей непроизвольности всех психических процес­сов у дошкольников удержание на длительный срок «свежих» ярких впечатлений, необходимых для изображения, невозможно.

6. Учет возрастных возможностей детей и задач изображения при отборе объема представлений, формируемых в ходе наблюде­ния. Это требование реализуется и в содержании, и в методике ведения наблюдения с детьми.

Методика организации и проведения наблюдения с детьми предполагает :

· необходимость выбора места и времени в соответ­ствии с задачами наблюдения,

· разнообразие вопросов, активизи­рующих познавательную деятельность детей,

· обогащение наблю­дения другими приемами: рассказ, пояснение, художественное слово, игровые моменты, элементы обследования и т.п.

Пример. Можно организовать наблюдение весенних березок в яркий солнечный день. В беседе обратить внимание дошкольников на цвет и колорит: почему крона берез кажется розовой? Как сочетаются розовые и коричне­вые тона на голубом фоне неба?

Посоветовать ребятам подумать, как это можно изобразить.

Можно провести еще одно на­блюдение с целью заострить внимание детей на изменениях этого же объекта (весенних березок) в вечернее время или холодный пасмурный день. Целесообразно предложить дошкольникам бо­лее сложную задачу: заметить как можно больше изменений в этой картине природы.

Если ребятам предстоит рисовать весеннюю бере­зовую рощу в пасмурный день, им следует понаблюдать, как из­меняются очертания кроны (нет той четкости и ажурности), как меняется ее цвет, цвета деревьев, неба, земли и т.д. По существу, такая деятельность (наблюдения) может быть организована как частично поисковая. Результаты этих наблюдений будут видны в рисунках, когда дети самостоятельно выберут цвет бумаги, мате­риал, колорит, композицию и т.п. Индивидуальные задания-наблюдения могут носить полностью самостоятельный, исследова­тельский характер.

Таким образом, метод наблюдения может быть представлен в зависимости от характера познавательной деятельности детей как репродуктивный, эвристический или исследовательский.

Существуют некоторые особенности наблюдений, проводимых с детьми разных возрастных групп. Содержание специальных наблю­дений, проводимых перед занятиями по изодеятельности, должно быть тесно связано с содержанием и задачами предстоящих заня­тий.

Дети младших групп принимают тему, если она им интересна и доступна

С малышами наблюдают явления, предметы в естественной для них обстановке, простые по форме и яркие по цвету. Как правило, вычленяют 1-2 признака (например, цвет и ритм). Наблюде­ния кратковременны, детям не дают установку на последующее изображение, т.е. педагог не говорит, для чего они смотрят, так как дети не удерживают эту задачу. Воспитатель сам определяет форму, цвет. Дети повторяют. Очень важно, чтобы восприятие проходило в дейст­вии, в движении, в игре. Разговор-беседа должен быть непринужденным, проходить в радостной игровой атмосфере.

Пример: тема для изо­бражения «Одуванчики на лугу». Дети первой млад­шей группы могут рисовать одуванчики рит­мичными желтыми мазками по бумаге («полянке») зеленого цвета.

Наблюдения за одуванчиками могут быть ежедневными и интересными для детей. Воспитатель приводит малышей на газон, где выросло много одуванчиков. Малыши бегают по всей полянке (это важно для ощу­щения пространства, для последующего осмысленного воспри­ятия и освоения зеленого листа бумаги как пространства газона, луга, на котором «вырастут» одуванчики). Дети смотрят и удивляются, оказывается, везде-везде растут одуванчики. Ритмичным движением руки полезно показать, где они растут, подчеркивая ритм расположения словами: «И тут, и тут, и тут. Еще одуванчик, еще...» Этот жест и слово пригодятся воспитателю при стимулировании ритмичных изобразительных действий (ритмичном нанесении мазков-пятен на лист бумаги).

Следует обратить внимание на цвет одуванчиков и травы, воспита­тель восхищается этой красотой, показывая образец эмоциональ­ного отношения к природе. Конечно, малыши непременно потро­гают одуванчики, понюхают. Можно поиграть в одуванчики: за­крыть головки руками, а потом «распуститься» под солнышком, «погреться» на солнышке и т.п. Пригодятся и стихи, и песенки про это весеннее чудо.

Во 2 младшей группе дети уже могут рисовать одуванчики, изображая головки округлым пятном или очерчивая и закрашивая контур, кто-то уже передает элементар­ное строение - стебелек. Поэтому в наблюдение можно включить элемент обследования: жестом - пальчиком очертить головки одуванчиков, маленькие и большие. Можно обратить внимание на густую и сочную травку, где не выросли одуванчики. В осталь­ном наблюдение мало изменится, но рисунки будут выполнены другим способом. Малыши по собственной инициативе могут дополнить образ.

С детьми средней группы наблюдение мо­жет быть более длительным. Необходимо выделить несколько признаков: цвет, форму, строение, расположение в пространстве. Дети этого возраста готовы к отве­там на вопросы (репродуктивного и поискового характера), элементарным сравнениям и обобщениям. Воз­можно организовать повторное наблюдение с усложнением со­держания и способов познания.

Пример (тот же). Внимание детей можно обратить на строение одуванчиков. Они самостоятельно определяют округлую форму головки, тонкий стебелек. С помо­щью наводящих вопросов воспитателя рассматривают листочки. Можно обратить внимание дошкольников на разнообразие оду­ванчиков: большие и маленькие, с ровными и согнутыми стебель­ками, только что распустившиеся и уже превратившиеся в белые шары, облетевшие и т.п. Важно рассмотреть насекомых, облюбо­вавших цветы и газон, и т.п. Рисунки детей приобретают черты индивидуальности за счет композиции, выразительных деталей-дополнений, разнообразия в изображении одуванчиков. В конце наблюдения детям можно сказать о предстоящем рисовании, посоветовав им запечатлеть красоту, которая скоро пройдет, «облетит», и придется ждать такого чуда до следующей весны.

Старшие дети уже способны к принятию цели наблюдения, свя­занной с последующим изображением (о цели желательно сообщить после эмоционального восприятия дошкольниками красоты природы). Надо дать возможность ре­бенку увидеть солнечные весенние цветы сразу, в сочетании кра­сок. Целесообразно помочь детям «выплеснуть» свои чувства, выразить себя. Если детям сложно это, педагогу надо показать свое отно­шение, привлечь ребят к сопереживанию, побуждать к поиску слов, образов, сравнений для выражения чувств. После этого предложить нарисовать весенний пейзаж, цветы на лугу, чтобы этим чудом могли любоваться люди в любое время года.

Старшие дети способны более сознательно и активно воспри­нимать явление, замечать за внешними изменениями скрытые внутренние связи, зависимости, индивидуальные признаки, выра­жать это в слове. Учи­тывая более сложные задачи изображения, со старшими дошко­льниками можно рассматривать предметы (их сочетания) вблизи и издали, сравнивать по величине, устанавливать взаимное распо­ложение в пространстве: ближе к нам, дальше, справа, слева и т.п. В наблюдениях со старшими дошкольниками можно формировать изобразительное представление. Для этого, выделяя какие-то вы­разительные признаки объектов, можно предложить ребятам по­думать, как это можно нарисовать, какой материал лучше исполь­зовать, какой цвет бумаги больше подойдет. В момент наблюде­ния целесообразно спланировать будущий рисунок. Например, тема «Одуванчики на лугу» или «Весенний цветущий луг». Дети придумывают композицию рисунка, выделяют в ней главное. Со­ответственно предстоит подумать, какой ширины будет полоса зеленого луга, полоса неба. Дошкольники размышляют, как, ка­кими красками и материалом лучше рисовать весеннее небо, зеле­ный луг. Может быть, акварелью по сырому фону, может быть, цветными восковыми мелками и т.п.

Рекомендуется проводить неоднократные наблюдения (груп­повые и индивидуальные ). Причем индивидуальные наблюдения подчиняются индивидуальным замыслам , которые педагог фор­мирует у детей заранее. Зная, пусть в общих чертах, замыслы де­тей, педагог направляет их на индивидуальные или совместные с родителями наблюдения. В старших группах наблюдение тесно связано с действием замысливания (замысел строится на основе наблюдений).

21. Сущность и специфика организации обследования в разных видах продуктивной деятельности.

Метод обследования разрабатывался исследователями по проблеме сенсорного воспитания детей дошкольного возраста.

Обследование - целенаправленное аналитико-синтетическое вос­приятие предмета осязательно-двигательным и зрительным путем.

Обследовать можно игрушки, предметы быта (дом, мост), природу (деревья, кусты, цветы, жи­вотные). При изображении человека можно обследовать игрушку-куклу, можно рассматривать фигуры детей (на прогулке, гимна­стике) и т.п.

Обследование - это целенаправленное рассмат­ривание предмета, который необходимо изображать.

Обследование используется при затруднениях в изображении отдельных предметов, но и навыкам обследования надо обучать, поэтому обследование может выступать одновременно как:

Метод обучения;

Задача обучения.

Смысл обследования в формировании изобразительного представления (т.е. представления будущего образа и способов его создания).

Ведь порядок обследования совпадает с последова­тельностью изображения, а обследующие жесты не только помо­гают вычленить особенности формы, но по характеру движения совпадают с формообразующими изобразительными движениями (как очерчиваем круглую форму по контуру - так и рисуем, как обхватываем, ощупываем пальцами объемную форму - так и ле­пим).

Во время обследования происходит:

· Вычленение и объяснение внешних признаков,

· Сравнение предметов по этим признакам,

· Установление и объяснение сходства

· Обобщение

Это позволяет формировать обобщенное представление о группе по­добных предметов. На основе обобщенных представлений формируется и обоб­щенный способ изображения предметов одного типа.

Структура обследования

Обследование можно разделить на три разных по характеру этапа.

Первый этап - целостное эмоциональное восприятие предмета через какой-то выразительный признак.

Например, пушистый, мягкий котенок (игрушка), важный гордый гусь (игрушка из па­пье-маше); спелое, вкусное красивое яблоко. Или: «Вот бежит лисичка, рыжая сестричка, хвостиком помахивает, во все стороны поглядывает...» (игрушка).

Или дети рассматривают грузовые машины. Можно спросить: какая это машина? А как вы догадались? Такой прием позволяет вычленить самый характерный признак предмета и связать его с функцией, назначением.

Смысл первого этапа об­следования изображаемого предмета заключается в том, что у дошкольников нужно вы­звать чувство удивления, восхищения, любования, любопытства и т.п. в зависимости от характера предмета.

Второй этап - аналитическое восприятие предмета, т.е. последо­вательное выделение изобразительных признаков, частей и свойств предмета.

Порядок такого выделения и определения соответствует последовательности изображения.

Поэтому примерная последовательность анализа такова:

1. Выделяют и называют самую крупную часть предмета и ее назначение.

2. Определяют форму этой части. По возможности выясняют зависимость формы от функции (назначения), условий жизни (почему рыбка овальной формы, почему у грузовых машин пря­моугольный, длинный кузов).

3. Определяют положение этой части в пространстве (почему у этой сосны корявый, даже раздвоенный ствол, а у других - стройный).

4. Затем выделяют другую (достаточно крупную) часть и выяс­няют положение, форму, величину ее по отношению к основной.

5. Выделяют цвет, если изображение его непроизвольно, а вы­полняется в соответствии с натурой.

Третий этап - целостное эмоциональное вос­приятие предмета, как бы объединяющее возникающее представле­ние в целостный образ.

В структуре обследования (анализа) нередко используется об­следующий жест воспитателя и детей , который помогает вычленять форму, ее особенности. Обведение пальчиком по контуру предмета организует зрительное восприятие, взгляд сначала сопровождает, затем направляет движение пальчика. Кроме того, рисунок обследующего жеста совпадает с формообразующим движением, произ­водимым при изображении .

Чем старше дети, тем больше в управлении их действиями можно ис­пользовать слово: «Обхвати руками, потрогай пальчиками вот так (показывает жест)».

Обследующий жест сопровождается словом, определяющим направление, характер движения, а в итоге определяющим форму . Например, «пальчик «бежит» по колечку, нигде не останавливает­ся - круглое колечко. Вот как оно покатилось, не останавливается». Или: «Шея у гуся длинная, грудка округлая».

Обследующий жест меняется в разных видах изобразительной деятельности.

Общая характеристика восприятия

Восприятием (перцепцией) называется отражение в сознании человека предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при их непосредственном воздействии на органы чувств.

В ходе восприятия происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы вещей и событий. В отличие от ощущений, в которых отражаются отдельные свойства раздражителя, восприятие отражает предмет в целом, в совокупности его свойств. Восприятие связано с осознанием, пониманием, осмыслением предметов, явлений, с отнесением их к определенной категории по соответствующим признакам, основаниям. Только включив предмет или явление в определенную систему, охватив его соответствующим понятием, мы можем правильно интерпретировать его.

Таким образом, восприятие выступает как осмысленный (включающий принятие решения), означенный (связанный с речью) синтез разнообразных ощущений, получаемых от целостных предметов или сложных, воспринимаемых как целое, явлений. Поскольку восприятие является чувственным этапом познания, оно связано с мышлением, имеет мотивационную направленность, сопровождается эмоциональным откликом. Именно на основе восприятия возможна деятельность памяти, мышления, воображения.

Восприятие человека – необходимая предпосылка и условие его жизни и практической деятельности. Знание закономерностей процессов восприятия помогает лучше понимать механизм формирования свидетельских показаний, выявлять психологические истоки ошибок следователя, суда и на этой основе давать рекомендации по повышению эффективности их правоохранительной деятельности.

Восприятие как действие

Восприятие – это своеобразное действие, направленное на обсле-дование воспринимаемого объекта и создание его копии, подобия.

Восприятие – сложная познавательная деятельность, включающая целую систему перцептивных действий, которые позволяют обнаружить объект восприятия, опознать его, измерить, оценить (рис. 1).

Перцептивные действия

Измерительные

Соизмерительные

Построительные

Контрольные

Корригирующие

Позволяют оценить величину воспринимаемого предмета

Дают возможность сопоставить размеры нескольких объектов

Отвечают за построение перцептивного образа

Позволяют сличать возникающий образ с особенностями предмета

Исправляют ошибки в образе

Тонически-регуляторные

Поддерживают необходимый уровень мышечного тонуса для осуществления процесса восприятия

Рис. 1. Перцептивные действия

Состав их зависит от степени осмысленности восприятия, т.е. от понимания того, что воспринимается, и от характера перцептивной задачи, стоящей перед человеком, т.е. от того, зачем и для какой цели человек смотрит или слушает в данный момент.

Виды восприятия

Выделяют различные виды восприятия (рис. 2).

По форме психической активности

По форме
существования
материи

По ведущему анализатору

Неорганизо-ванное

Обонятельное

По структуре

Осязательное

Слуховое

Зрительное

Кинестетическое

Организо-ванное

По степени организации

Вкусовое

Преднаме рен ное

Непреднаме-ренное

Восприятие движения

Восприятие времени

Восприятие пространства

В зависимости от особенностей воспринимаемого объекта

Симультанное

Сукцессивное

Виды восприятия

Рис. 2. Классификация восприятия

Преднамеренное восприятие х арактеризуется тем, что в его основе лежит сознательно поставленная цель. Оно связано с волевыми усилиями человека.

Известно, что одной из форм преднамеренного восприятия является наблюдение – преднамеренное, целенаправленное, систематическое, планомерное и длительное восприятие предметов и явлений дейст-вительности, людей и самого себя.

Специалисту, осуществляющему наблюдение, необходимо учитывать особенности индивидуального типа восприятия (анали-тического, синтетического, аналитико-синтетического, эмоционального). Так, для наблюдателей синтетического типа характерны обобщенное отражение и определение основного смысла происходящего. Они не видят детали, так как не придают им значение.

Людям аналитического типа свойственно выделение при наблюдении прежде всего деталей, частностей, но понимание общего смысла явлений вызывает у них большие затруднения. Общее представление об объекте, событии они часто подменяют тщательным анализом отдельных поступков, деталей, оказываясь при этом не в состоянии выделить главное.

Люди эмоционального типа восприятия стремятся скорее выразить свои переживания, вызванные наблюдаемыми явлениями, но оказываются неспособными выделить его сущность. Человек этого типа восприятия, наблюдая за объектом, в первую очередь замечает то, что воздействует на его эмоциональную сферу, и не старается разобраться в особенностях самого объекта.

Наблюдение является основным методом изучения обстановки и места происшествия. Наблюдение за проявлениями психического и физического состояния обвиняемого или подозреваемого в процессе предварительного расследования или судебного разбирательства не имеет доказательного значения, однако необходимо для оперативной психологической диагностики, установления контакта и доверительных отношений, правомерного психического воздействия.

Непреднамеренное восприятие – это такое восприятие, при котором предметы окружающей действительности воспринимаются без специально поставленной задачи, когда процесс восприятия не связан с волевыми усилиями человека.

Организованное восприятие (наблюдение) – это организованное, целенаправленное, планомерное восприятие предметов или явлений окружающего мира.

Неорганизованное восприятие – это непреднамеренное восприятие окружающей действительности.

Симультанное восприятие – одноактное.

Сукцессивное восприятие – поэтапное, последовательное.

Восприятие человека человеком (социальная перцепция) – чрезвычайно сложное явление. В нем обычно выделяют два аспекта: когнитивный (познавательный) – способность по внешнему проявлению понять, что собой представляет человек, проникнуть в глубину его личности, индивидуальности и эмоциональный – способность определить по внешним поведенческим признакам эмоциональное состояние, в котором находится человек в данный момент, способность к сопереживанию, или эмпатия.

Восприятие человека человеком имеет в свидетельских показаниях существенное значение. В зависимости от того, какое значение люди придают различным особенностям личности, они по разному относятся друг к другу, испытывают различные чувства и при даче свидетельских показаний выдвигают на передний план те или иные индивидуальные стороны другого человека.

Восприятие пространства играет большую роль во взаимодействии человека с окружающей средой, является необходимым условием ориентировки в ней человека. Оно представляет собой отражение объективно существующего пространства и включает восприятие формы, величины и взаимного расположения объектов, их рельефа, удаленности и направления, в котором они находятся (рис. 3) .

Восприятие пространства

Восприятие формы, объемности и
величины предметов

Зрительные иллюзии

Восприятие глубины

и удаленности предметов

Линейная

и воздушная
перспектива

Рис. 9.3. Восприятие пространства

По некоторым уголовным делам, таким, например, как дела об автопроисшествиях, восприятие и правильная оценка пространственных координат движущихся объектов имеет очень важное значение.

Восприятие формы, объемности и величины предметов осуществляется с помощью зрительного, тактильного и кинестетического анализаторов. Восприятие формы требует выделения предмета из фона, а это, в свою очередь, часто требует выделения контура, т.е. границы пространственных элементов фигуры, отличающихся по яркости, цвету, текстуре.

Воспринимаемая величина предметов определяется величиной их изображения на сетчатке глаза и удаленностью от глаз наблюдателя. Приспособление глаза к четкому видению различно удаленных предметов осуществляется с помощью двух механизмов: аккомодации (изменение преломляющей способности хрусталика путем изменения его кривизны) и конвергенции (сведение зрительных осей на фиксируемом предмете).

Восприятие глубины и удаленности предметов осуществляется в форме монокулярного и бинокулярного зрения. Монокулярное зрение (с помощью одного глаза благодаря изменению толщины его хрусталика) позволяет правильно оценивать расстояния, правда, в очень ограниченных пределах. Восприятие глубины и удаленности предметов осуществляется главным образом посредством бинокулярного зрения (с помощью двух глаз) и сопутствующей ему конвергенции.

По мере удаления предметов от наблюдателя их изображение на сетчатке глаз уменьшается. Примером линейной перспективы может служить кажущееся схождение вдали параллельных рельсов железной дороги и др. Воздушная перспектива заключается в том, что свет и цвет, отражаемые предметами, в известной степени искажаются под влиянием слоев воздуха.

Явления ошибочного или искаженного восприятия называются иллюзиями восприятия. Иллюзии наблюдаются в любых видах восприятия (зрительного, слухового и т.д.). Природа иллюзий определяется не только субъективными причинами, такими как направленность, установка, эмоциональное отношение и т.п., но и физическими факторами и явлениями.

В профессиональной деятельности юриста важно отделить объективные факты от субъективных наслоений. Так, например, при допросе свидетеля необходимо уточнить условия, в которых происходило восприятие происшествия (освещенность, продолжительность, удаленность, метеорологические условия и т.д.). При этом следует знать, что люди часто не способны точно оценить количество воспринимаемых предметов, расстояние между ними, их пространственное соотношение и размеры. Так, например, для пространственных восприятий характерна переоценка малых расстояний и недооценка больших. Ярко окрашенные предметы, а также предметы хорошо освещенные кажутся более близко расположенными. Кроме того, пробелы чувственного восприятия нередко заполняются элементами, которых в действительности не было. Ошибки суждений часто объясняются целостностью восприятия и вызываются тем, что оценка предмета в целом переносится на оценку его деталей.

Восприятие времени есть отражение длительности, последовательности явлений действительности, а также темпа и ритма (рис. 4).

Восприятие времени

Восприятие последовательности явлений

Восприятие длительности явлений

Восприятие темпа и ритма

Рис. 4. Восприятие времени

Отражая объективную реальность, восприятие времени дает человеку возможность ориентироваться в окружающей среде. В основе восприятия времени лежит ритмическая смена возбуждения и торможения. Ее динамика и составляет физиологическую основу восприятия времени. Восприятие последовательности явлений опирается на их четкую расчлененность и объективно существующую смену одних явлений другими, а также связано с представлениями о настоящем. Однажды воспринятое явление остается в памяти в виде представления о нем. Если оно затем повторно воспринимается, то это восприятие вызывает в нашей памяти представление о ранее бывшем, которое осознается как прошедшее.

На восприятие последовательности событий влияет ряд факторов:

  1. перцептивная установка субъекта, выражающаяся в готовности о его к восприятию событий;
  2. объективная упорядоченность событий, проявляющаяся в естественной организации стимулов;
  3. упорядоченность событий самим субъектом с использованием определенной последовательности событий, обладающих какими-то значимыми для субъекта признаками.

Например, экспериментальным путем установлено, если на нас одновременно воздействует два стимула, то тот из них, к восприятию которого мы подготовились, будет восприниматься в качестве предшествующего, более раннего стимула. Точно также раздражитель, к которому мы проявляем интерес, будет воспринят как предшествующий по сравнению с другим, «неинтересным стимулом». Это свойство восприятия объясняет причину появления некоторых ошибок в свидетельских показаниях, особенно о фактах, существенно отдаленных от момента допроса. Восприятие длительности явлений в значительной степени определяется характером переживаний. Обычно время, которое было заполнено интересной, глубоко мотивированной деятельностью, кажется короче, чем время, проведенное в бездействии, в ожидании неприятных событий.

Восприятие времени изменяется в зависимости от эмоционального состояния. Положительные эмоции дают иллюзию быстрого течения времени, отрицательные – субъективно несколько растягивают временные промежутки.

Как показывает следственная практика, нередко восприятие времени свидетелем, потерпевшим, обвиняемым происходит в состоянии эмо-циональной, психической напряженности, что искажает оценку продол-жительности события. Подобное искажение наблюдается при допросе обвиняемого, совершившего преступление в состоянии аффекта. В подобных случаях в ходе следственного эксперимента свидетелю, потерпевшему или обвиняемому предлагается воспроизвести те действия, которыми он был занят в интересующий период. Одновременно проводится хронометрирование. Восприятие продолжительности времени меняется в зависимости от возраста. Для лиц преклонного возраста время течет гораздо быстрее, чем для ребенка. Это должен учитывать сле-дователь при допросе свидетелей, когда сталкивается с расхождением в их показаниях.

Восприятие темпа – это отражение скорости, с которой сменяют друг друга отдельные стимулы совершавшегося во времени процесса.

Восприятие ритма – это отражение равномерного чередования стимулов, их размеренности при воздействии предметов и явлений объективной действительности на наши органы чувств. Восприятие ритма обычно сопровождается двигательным аккомпанементом. Чувство ритма в своей основе имеет моторную природу.

Восприятие движения – это отражение изменения положения, которое объекты занимают в пространстве (рис. 5).

Восприятие движения

Характер

Форма

Амплитуда

Ускорение

Продолжительность

Скорость

Направление

Рис. 5. Восприятие движения

Основную роль в восприятии движения играют зрительный и кинестетический анализаторы. Параметрами движения объекта являются скорость, направление и ускорение . Наблюдая движение, прежде всего, воспринимают его характер (сгибание, разгибание, отталкивание и т.д.); форму (прямолинейное, криволинейное, круговое и т.д.); амплитуду (полная, неполная); направление (направо, налево, вверх, вниз); скорость (быстрое или медленное движение); ускорение (равномерное, ускоряющееся, замедляющееся, прерывистое движение).

Основные свойства восприятия

Говоря о свойствах восприятия необходимо выделить среди них две группы: свойства, присущие в той или иной степени всем познавательным процессам и характеризующие сущность процесса восприятия, и свойства, отражающие продуктивность восприятия как психического познава-тельного процесса. К первой группе относятся основные «сущностные» свойства восприятия (рис. 6), ко второй группе – показатели производительности, качества и надежности перцептивной системы (рис. 7).

Свойства, определяющие сущность восприятия

Предметность

Целостность

Структурность

Осмысленность

Избирательность

Психические образы предметов человек осознает не как образы, а как реальные предметы, вынося образы вовне, объективизируя их

При неполном отражении отдельных свойств воспри-нимаемого объекта происходит мысленное достра-ивание полученной информации до целостного образа конкретного предмета

Человек узнает различные объекты благодаря устойчивой структуре их признаков

Человек осознает то, что воспринимает. Благодаря этому возможно целенаправленное использование предметов

Из бесчисленного числа окружающих человека предметов и явлений он выбирает лишь некоторые в зависимости от своих потребностей и интересов

Константность

Одни и те же предметы воспринимаются человеком в изменяющихся условиях в неизменном виде

Апперцепция

Восприятие зависит от общего содержания пси-хической жизни человека. Большую роль играет предшествующий опыт

Рис. 6. Свойства, характеризующие сущность восприятия

Предметность восприятия – способность отражать объекты и явления реального мира не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных предметов. Предметность не является врожденным свойством восприятия, а возникает и совершенствуется в онтогенезе на основе движений, обеспечивающих контакт ребенка с предметом. Предметность проявляется в выделении воспринимаемого предмета из фона.

Свойства восприятия, определяющие его продуктивность

Объем

Скорость

Точность

Надежность

Количество объектов, которое может воспринимать человек в течение одной фиксации или в единицу времени

Время, необходимое человеку для адекватного восприятия предмета или явления

Соответствие возникшего образа особенностям воспринимаемого объекта и задаче, стоящей перед человеком

Вероятность адекватного восприятия объекта в заданных условиях и в течение заданного времени

Рис. 7. Свойства, определяющие продуктивность восприятия

Целостность восприятия – выражается в том, что образы отражаемых предметов выступают в сознании человека в совокупности многих их качеств и характеристик, даже если отдельные из этих качеств в данный момент не воспринимаются. В процессе восприятия образ воспринимаемого предмета может быть полностью не дан в готовом виде (например, тыльная часть вещи), а как бы мысленно достраивается до некоторой целостной формы. Целостность – не изначально заданное свойство, оно формируется в предметной деятельности.

Структурность восприятия – расчлененность и специфическая взаимосвязь частей воспринимаемого предмета (его структура). Человек воспринимает абстрагированную из ощущений обобщенную структуру. Так, мелодия, сыгранная на разных инструментах, воспринимается как одна и та же.

Осмысленность восприятия – показывает, что воспринимаемые человеком предметы имеют для него определенный жизненный смысл. В процессе осмысления чувственное содержание восприятия подвергается анализу и синтезу, сравнению, абстрагированию и обобщению. Осмысление предмета завершается названием его словом – понятием, т.е. отнесением к определенной группе, классу, категории предметов. Благодаря осмысливанию сущности и назначения предметов становится возможным их целенаправленное использование.

Избирательность восприятия – способность человека воспри-нимать лишь те предметы, которые представляют для него наибольший интерес. Эта особенность восприятия, с одной стороны, зависит от интересов, в значительной степени от установок личности, потребностей, знаний, а с другой – обусловлена особенностями самого предмета восприятия, его «броскостью», контрастностью и пр.

Константность восприятия – это постоянство в восприятии, которое обуславливается знанием физических свойств предмета, а также тем, что предмет восприятия воспринимается в кругу других известных человеку предметов. Она обеспечивает постоянство воспринимаемой величины, формы и цвета предметов при изменении расстояния, ракурса, освещенности. Константность восприятия – это во многом проявление прошлого опыта.

Апперцепция – зависимость восприятия от предшествующего опыта субъекта, от его общего содержания, направленности личности, от стоящих перед ним задач, мотивов его деятельности, убеждений и интересов, эмоциональных состояний. Апперцепция придает активный характер восприятию личности. Воспринимая предметы, человек выражает к ним свое отношение.

Нарушение восприятия

В юридической практике нередко приходится сталкиваться с таким нарушением восприятия, как галлюцинация.

Галлюцинациями обычно называют восприятие, возникающее без наличия реального объекта (видения, призраки, мнимые звуки, голоса, запахи и т.п.). Галлюцинации являются, как привило, следствием того, что восприятие оказывается насыщенным не внешними действительными впечатлениями, а внутренними образами. Человеком, находящимся во власти галлюцинаций, они переживаются как истинно воспринимаемое, т.е. люди во время галлюцинирования действительно слышат, видят, обоняют, а не воображают или представляют. Для галлюцинирующего человека субъективные чувственные ощущения являются такими же действительными, как и исходящие из объективного мира.

Наибольший интерес представляют зрительные галлюцинации, отличающиеся необычным многообразием. Влияние зрительных галлюцинаций оказывает очень сильное эмоциональное влияние на чело-века: может вызывать ужас или восхищение, даже преклонение. Причинами, вызвавшими галлюцинации, могут быть: сильное опьянение, токсические и наркотические вещества, душевные расстройства.

От галлюцинаций следует отличать иллюзии, т.е. ошибочное восприятие реальных вещей или явлений. Обязательное наличие подлин-ного объекта, хотя и воспринимаемого ошибочно – главная особенность иллюзий.

Иллюзии принято разделять на аффективные и вербальные (сло-весные). Аффективные иллюзии чаще всего обусловлены страхом или тревожным настроением. В этом состоянии случайный прохожий может предстать убийцей или насильником. Вербальные иллюзии заключаются в ложном восприятии реально происходящих разговоров окружающих; человеку слышатся в них намеки на какие-то неблаговидные поступки, скрытые угрозы в его адрес.

ВОСПРИЯТИЕ

Общая характеристика восприятия

Восприятие как действие

Виды восприятия

Основные свойства восприятия

Общая характеристика восприятия

Восприятием (перцепцией) называется отражение в сознании человека предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при их непосред-ственном воздействии на органы чувств.

В ходе восприятия происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы вещей и событий. В отличие от ощущений, в которых отражаются отдельные свойства раздражителя, восприятие отражает предмет в целом, в совокупности его свойств. Восприятие связано с осознани-ем, пониманием, осмыслением предметов, явлений, с отнесением их к опреде-ленной категории по соответствующим признакам, основаниям. Только вклю-чив предмет или явление в определенную систему, охватив его соответст-вующим понятием, мы можем правильно интерпретировать его.

Таким образом, восприятие выступает как осмысленный (включающий принятие решения), означенный (связанный с речью) синтез разнообразных ощущений, получаемых от целостных предметов или сложных, воспринимае-мых как целое, явлений. Поскольку восприятие является чувственным этапом познания, оно связано с мышлением, имеет мотивационную направленность, сопровождается эмоциональным откликом. Именно на основе восприятия возможна деятельность памяти, мышления, воображения. Восприятие человека – необходимая предпосылка и условие его жизни и практической деятельности.

Восприятие как действие

Восприятие – это своеобразное действие, направленное на обследование воспринимаемого объекта и создание его копии, подобия.

Восприятие – сложная познавательная деятельность, включающая целую систему перцептивных действий, которые позволяют обнаружить объект восприятия, опознать его, измерить, оценить (рис.1).

Рис. 1. Перцептивные действия

Состав их зависит от степени осмысленности восприятия, т.е. от понима-ния того, что воспринимается, и от характера перцептивной задачи, стоящей перед человеком, т.е. от того, зачем и для какой цели человек смотрит или слушает в данный момент.

Виды восприятия

Выделяют различные виды восприятия (рис. 2).

Преднамеренное восприятие х арактеризуется тем, что в его основе лежит сознательно поставленная цель. Оно связано с волевыми усилиями человека.

Известно, что одной из форм преднамеренного восприятия является наблюдение – преднамеренное, целенаправленное, систематическое, планомерное и длительное восприятие предметов и явлений действительности, людей и самого себя.

Рис. 2. Классификация восприятия

Специалисту, осуществляющему наблюдение, необходимо учитывать особенности индивидуального типа восприятия (аналитического, синтетического, аналитико-синтетического, эмоционального). Так, для наблю-дателей синтетического типа характерны обобщенное отражение и определение основного смысла происходящего. Они не видят детали, так как не придают им значение.

Людям аналитического типа свойственно выделение при наблюдении прежде всего деталей, частностей, но понимание общего смысла явлений вызывает у них большие затруднения. Общее представление об объекте, событии они часто подменяют тщательным анализом отдельных поступков, деталей, оказываясь при этом не в состоянии выделить главное.

Люди эмоционального типа восприятия стремятся скорее выразить свои переживания, вызванные наблюдаемыми явлениями, но оказываются неспособными выделить его сущность. Человек этого типа восприятия, наблюдая за объектом, в первую очередь замечает то, что воздействует на его эмоциональную сферу, и не старается разобраться в особенностях самого объекта.

Непреднамеренное восприятие – это такое восприятие, при котором предметы окружающей действительности воспринимаются без специально поставленной задачи, когда процесс восприятия не связан с волевыми усилиями человека.

Организованное восприятие (наблюдение) – это организованное, целенаправленное, планомерное восприятие предметов или явлений окружающего мира.

Неорганизованное восприятие – это непреднамеренное восприятие окружающей действительности.

Симультанное восприятие – одноактное.

Сукцессивное восприятие – поэтапное, последовательное.

Восприятие человека человеком (социальная перцепция) – чрезвычайно сложное явление. В нем обычно выделяют два аспекта:когнитивный (познавательный) – способность по внешнему проявлению понять, что собой представляет человек, проникнуть в глубину его личности, индивидуальности иэмоциональный – способность определить по внешним поведенческим признакам эмоциональное состояние, в котором находится человек в данный момент, способность к сопереживанию, или эмпатия.

Восприятие человека человеком имеет в свидетельских показаниях существенное значение. В зависимости от того, какое значение люди придают различным особенностям личности, они по разному относятся друг к другу, испытывают различные чувства и при даче свидетельских показаний выдвигают на передний план те или иные индивидуальные стороны другого человека.

Восприятие пространства играет большую роль во взаимодействии человека с окружающей средой, является необходимым условием ориен-тировки в ней человека. Оно представляет собой отражение объективно существующего пространства и включает восприятие формы, величины и взаимного расположения объектов, их рельефа, удаленности и направления, в котором они находятся (рис. 3).

Рис. 3. Восприятие пространства

Восприятие формы, объемности и величины предметов осуществляется с помощью зрительного, тактильного и кинестетического анализаторов. Восприятие формы требует выделения предмета из фона, а это, в свою очередь, часто требует выделения контура, т.е. границы пространственных элементов фигуры, отличающихся по яркости, цвету, текстуре.

Воспринимаемая величина предметов определяется величиной их изображения на сетчатке глаза и удаленностью от глаз наблюдателя. Приспособление глаза к четкому видению различно удаленных предметов осуществляется с помощью двух механизмов: аккомодации (изменение преломляющей способности хрусталика путем изменения его кривизны) и конвергенции (сведение зрительных осей на фиксируемом предмете).

Восприятие глубины и удаленности предметов осуществляется в форме монокулярного и бинокулярного зрения. Монокулярное зрение (с помощью одного глаза благодаря изменению толщины его хрусталика) позволяет правильно оценивать расстояния, правда, в очень ограниченных пределах. Восприятие глубины и удаленности предметов осуществляется главным образом посредством бинокулярного зрения (с помощью двух глаз) и сопутствующей ему конвергенции.

По мере удаления предметов от наблюдателя их изображение на сетчатке глаз уменьшается. Примером линейной перспективы может служить кажущееся схождение вдали параллельных рельсов железной дороги и др. Воздушная перспектива заключается в том, что свет и цвет, отражаемые предметами, в известной степени искажаются под влиянием слоев воздуха.

Явления ошибочного или искаженного восприятия называются иллюзиями восприятия. Иллюзии наблюдаются в любых видах восприятия (зрительного, слухового и т.д.). Природа иллюзий определяется не только субъективными причинами, такими как направленность, установка, эмоциональное отношение и т.п., но и физическими факторами и явлениями.

Восприятие времени есть отражение длительности, последовательности явлений действительности, а также темпа и ритма (рис. 4).

Рис. 4. Восприятие времени

Отражая объективную реальность, восприятие времени дает человеку возможность ориентироваться в окружающей среде. В основе восприятия времени лежит ритмическая смена возбуждения и торможения. Ее динамика и составляет физиологическую основу восприятия времени. Восприятие последовательности явлений опирается на их четкую расчлененность и объективно существующую смену одних явлений другими, а также связано с представлениями о настоящем. Однажды воспринятое явление остается в памяти в виде представления о нем. Если оно затем повторно воспринимается, то это восприятие вызывает в нашей памяти представление о ранее бывшем, которое осознается как прошедшее.

На восприятие последовательности событий влияет ряд факторов:

    перцептивная установка субъекта, выражающаяся в готовности о его к восприятию событий;

    объективная упорядоченность событий, проявляющаяся в естественной организации стимулов;

    упорядоченность событий самим субъектом с использованием определенной последовательности событий, обладающих какими-то значимыми для субъекта признаками.

Восприятие времени изменяется в зависимости от эмоционального состояния. Положительные эмоции дают иллюзию быстрого течения времени, отрицательные – субъективно несколько растягивают временные промежутки.

Восприятие темпа – это отражение скорости, с которой сменяют друг друга отдельные стимулы совершавшегося во времени процесса.

Восприятие ритма – это отражение равномерного чередования стимулов, их размеренности при воздействии предметов и явлений объективной действительности на наши органы чувств. Восприятие ритма обычно сопро-вождается двигательным аккомпанементом. Чувство ритма в своей основе имеет моторную природу.

Восприятие движения – это отражение изменения положения, которое объекты занимают в пространстве (рис. 5).

Рис. 5. Восприятие движения

Основную роль в восприятии движения играют зрительный и кинестетический анализаторы. Параметрами движения объекта являются скорость, направление и ускорение. Наблюдая движение, прежде всего, воспринимают его характер (сгибание, разгибание, отталкивание и т.д.); форму (прямолинейное, криволинейное, круговое и т.д.); амплитуду (полная, неполная); направление (направо, налево, вверх, вниз); скорость (быстрое или медленное движение); ускорение (равномерное, ускоряющееся, замедляющееся, прерывистое движение).

Основные свойства восприятия

Говоря о свойствах восприятия необходимо выделить среди них две группы: свойства, присущие в той или иной степени всем познавательным процессам и характеризующие сущность процесса восприятия, и свойства, отражающие продуктивность восприятия как психического познавательного процесса. К первой группе относятся основные «сущностные» свойства восприятия (рис. 6), ко второй группе – показатели производительности, качества и надежности перцептивной системы (рис. 7).

Свойства, определяющие сущность восприятия

Предметность

Психические образы предметов человек осознает не как образы, а как реальные предметы, вынося образы вовне, объективизируя их

При неполном отражении отдельных свойств воспринимаемого объекта происходит мысленное достраивание полученной информации до целост-ного образа конкретного предмета

Целостность

Структурность

Человек узнает различные объекты благодаря устойчивой структуре их признаков

Осмысленность

Человек осознает то, что воспринимает. Благодаря этому возможно целенаправленное использование предметов

Из бесчисленного числа окружающих человека предметов и явлений он выбирает лишь некоторые в зависимости от своих потребностей и интересов

Избирательность

Одни и те же предметы воспринимаются человеком в изменяющихся условиях в неизменном виде

Константность

Апперцепция

Восприятие зависит от общего содержания психической жизни человека. Большую роль играет предшествующий опыт

Рис. 6. Свойства, характеризующие сущность восприятия

Предметность восприятия – способность отражать объекты и явления реального мира не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных предметов. Предметность не является врожденным свойством восприятия, а возникает и совершенствуется в онтогенезе на основе движений, обеспечивающих контакт ребенка с предметом. Предметность проявляется в выделении воспринимаемого предмета из фона.

Рис. 7. Свойства, определяющие продуктивность восприятия

Целостность восприятия – выражается в том, что образы отражаемых предметов выступают в сознании человека в совокупности многих их качеств и характеристик, даже если отдельные из этих качеств в данный момент не воспринимаются. В процессе восприятия образ воспринимаемого предмета может быть полностью не дан в готовом виде (например, тыльная часть вещи), а как бы мысленно достраивается до некоторой целостной формы. Целостность – не изначально заданное свойство, оно формируется в предметной деятель-ности.

Структурность восприятия – расчлененность и специфическая взаимосвязь частей воспринимаемого предмета (его структура). Человек воспринимает абстрагированную из ощущений обобщенную структуру. Так, мелодия, сыгранная на разных инструментах, воспринимается как одна и та же.

Осмысленность восприятия – показывает, что воспринимаемые человеком предметы имеют для него определенный жизненный смысл. В процессе осмысления чувственное содержание восприятия подвергается анализу и синтезу, сравнению, абстрагированию и обобщению. Осмысление предмета завершается названием его словом – понятием, т.е. отнесением к определенной группе, классу, категории предметов. Благодаря осмысливанию сущности и назначения предметов становится возможным их целенаправленное использование.

Избирательность восприятия – способность человека воспринимать лишь те предметы, которые представляют для него наибольший интерес. Эта особенность восприятия, с одной стороны, зависит от интересов, в значительной степени от установок личности, потребностей, знаний, а с другой – обусловлена особенностями самого предмета восприятия, его «броскостью», контрастностью и пр.

Константность восприятия – это постоянство в восприятии, которое обуславливается знанием физических свойств предмета, а также тем, что предмет восприятия воспринимается в кругу других известных человеку предметов. Она обеспечивает постоянство воспринимаемой величины, формы и цвета предметов при изменении расстояния, ракурса, освещенности. Константность восприятия – это во многом проявление прошлого опыта.

Апперцепция – зависимость восприятия от предшествующего опыта субъекта, от его общего содержания, направленности личности, от стоящих перед ним задач, мотивов его деятельности, убеждений и интересов, эмоциональных состояний. Апперцепция придает активный характер восприятию личности. Воспринимая предметы, человек выражает к ним свое отношение.

Восприятие изменяется под влиянием условий жизни человека, т.е. развивается. А.В. Запорожец описал процесс развития восприятия у детей следующим образом. В первые месяцы жизни ребенка развитие его сенсорных функций, его перцептивных действий, направленных на восприятие, опережает развитие телесных движений и оказывает на них влияние. Довольно рано ориентировочные реакции детей достигают большого уровня сложности и выполняются при помощи ряда различных анализаторов. У младенца ориенти-ровочные движения глаз, например, выполняют лишь установочную роль, т.е. направляют рецептор на восприятие сигналов. Теми же движениями, однако, не производится обследование предметов так, как это имеет место при движении по предмету глаз взрослого.

Благодаря точной установке рецепторов ребенок в первые месяцы жизни оказывается способным зрительно различать старые и новые для него объекты, которые отличаются друг от друга величиной, цветом и формой. Начиная с трех-четырех месяцев жизни сенсорные функции включаются в практические действия, перестраиваются на их основе и постепенно сами приобретают более совершенный вид ориентировочно-исследовательских перцептивных действий.

При переходе от раннего к дошкольному возрасту под влиянием игровой и конструктивной деятельности у детей складываются сложные виды зрительного анализа и синтеза, включая способность мысленно расчленять воспринимаемый объект на части в зрительном поле, исследуя каждую из них в отдельности и затем объединяя в единое целое. Помимо контура предмета, здесь выделяются его структура, пространственные характеристики, соотно-шение составляющих его частей.

А.В. Запорожец считал, что формирование перцептивных действий под влиянием обучения проходит ряд этапов. На первом этапе перцептивные проб-лемы, связанные со становлением адекватного образа, решаются ребенком в практическом плане путем действий с материальными предметами. Исправ-ления в перцептивные действия при необходимости их коррекции здесь вносятся в сами манипуляции с предметами по ходу выполнения действия. Прохождение этого этапа ускоряется, и его результаты становятся более весомыми, если ребенку предлагаются «перцептивные эталоны» – образцы, с которыми он может соотносить, сравнивать формирующийся образ.

На следующем этапе сенсорные процессы сами превращаются в своеоб-разные перцептивные действия, которые выполняются с помощью собственных движений рецептивных аппаратов. На данном этапе дети знакомятся с пространственными свойствами предметов при помощи развернутых ориен-тировочно-исследовательских движений рук и глаз, причем ручное и зритель-ное обследование ситуации обычно предшествует практическим действиям в ней, определяя их характер и направленность.

На третьем этапе начинается процесс своеобразного сворачивания перцептивных действий, их сокращения до необходимого и достаточного минимума. Эфферентные звенья соответствующих действий оттормаживаются, и внешнее восприятие ситуации начинает создавать впечатление пассивного рецептивного процесса.

На следующих, более высоких ступенях сенсорной обученности дети приобретают способность быстро и без каких-либо внешних движений узнавать определенные свойства воспринимаемых объектов, отличать их на основе этих свойств друг от друга, обнаруживать и использовать связи и отношения, существующие между ними. Перцептивное действие превращается в идеальное.

Наблюдение – целенаправленное планомерное восприятие объектов, в познании

которых заинтересована личность, является наиболее развитой формой

преднамеренного восприятия. Наблюдение характеризуется большой активностью

личности.

Человек воспринимает не все из того, что бросилось в глаза, а вычленяет

наиболее важное и интересное для него. Дифференцируя предметы, наблюдатель

организует восприятие таким образом, чтобы эти предметы не ускользнули из поля

деятельности.

Систематический характер целенаправленного восприятия позволяет проследить

явление в развитии, отметить его качественные, количественные, периодические

изменения. Активное мышление, включенное в наблюдение, помогает отделить главное

от второстепенного, важное – от случайного, помогает более четко дифференцировать

предметы. Восприятие, внимание, мышление и речь объединяются при наблюдении в

единый процесс умственной деятельности.

В акте наблюдения обнаруживается чрезвычайная устойчивость произвольного

внимания. Она позволяет наблюдателю в течение длительного времени производить

наблюдение, а при необходимости неоднократно повторять его.

Наблюдение раскрывает внутреннюю активность личности. Оно тесно связано с

особенностями ума, чувств и воли человека. Однако их соотношение в наблюдении

будет различным в зависимости от целей наблюдения, от качеств самого наблюдателя.

Поэтому в одних случаях в наблюдении будет по преимуществу интеллектуальная

выраженность, а в других – эмоциональная или волевая устремленность.

Когда человек изучает развитие явления или отмечает изменения в объектах

восприятия, то возникает необходимость в наблюдении. Наблюдение начинается с

постановки задачи. На основе возникших задач наблюдения составляется подробный

план его проведения. Это дает возможность предусмотреть различные стороны наблюдаемого

явления, избежать случайности, стихийности восприятия.

Наблюдение предполагает предварительную подготовку наблюдателя, наличие у него

определенных знаний, умений, владение методикой работы.

Наблюдательность – это умение подмечать характерные, но едва заметные особенности

предметов и явлений. Она приобретается в процессе систематических занятий любым

делом и поэтому связана с развитием профессиональных интересов личности.

Взаимосвязь наблюдения и наблюдательности отражает взаимосвязь между психическими

процессами и свойствами личности. Культивирование наблюдения как самостоятельной

психической деятельности и как метода познания действительности является базой

развития наблюдательности как свойства личности.

Научное наблюдение – это целенаправленное восприятие предметов, явлений и процессов, как правило, окружающего мира. Отличительная особенность именно наблюдения состоит в том, что это метод пассивной регистрации тех или иных фактов действительности. Среди видов научных наблюдений можно выделить следующие:

В зависимости от цели наблюдения можно разделить на проверочные и поисковые ;

По характеру существования того, что исследуется, наблюдения можно разделить на наблюдения предметов, явлений и процессов, которые существуют объективно , т.е. вне сознания наблюдателя, и интроспекцию, т.е. самонаблюдение ;

Наблюдение объективно существующих предметов принято делить на непосредственные и косвенные наблюдения.

В рамках разных наук роль и место метода наблюдения разная. В некоторых науках наблюдение – это практически единственный способ получения исходных достоверных данных. В частности, в астрономии. Хотя эта наука по существу является прикладным разделом физики и поэтому она основывается на теоретических представлениях этой фундаментальной естественной науки, однако многие данные, которые актуальны именно для астрономии, могут быть получены только посредством наблюдения. Например, знания об объектах, которые расположены на расстоянии нескольких световых лет. Для социологии наблюдение – это также один из основных методов эмпирического научного познания.

Научное наблюдение для своего успешного проведения предполагает наличие проблемной ситуации, а также соответствующего концептуально-теоретического обеспечения. В основе научного наблюдения, как правило, лежит какая-либо гипотеза или теория, для подтверждения или опровержения которой и проводится соответствующее наблюдение . Роль и место концептуальных факторов в научном наблюдении, а также специфику их конкретных видов можно показать с помощью следующих примеров.

Как известно, люди наблюдали движение объектов на небе с незапамятных времен и в результате этого пришли к вполне естественному в рамках здравого смысла выводу о том, что Земля с находящимися на ней наблюдателями стоит неподвижно, а вокруг нее по правильным круговым орбитам равномерно двигаются планеты. Для того чтобы объяснить, почему эти планеты не падают на Землю, а парят в пространстве, было высказано предположение, что Земля находится внутри нескольких прозрачных стеклоподобных сфер, в которые как бы вкраплены планеты и звезды. Вращение этих сфер вокруг своей оси, которая совпадает с центром нашей планеты, приводит к тому, что поверхность сфер начинает двигаться, увлекая за собой прочно закрепленные на ней планеты.

Хотя это представление является совершенно неверным, однако оно вполне согласуется с соответствующей логикой здравого смысла, согласно которой для того, чтобы тело постоянно двигалось и никогда не падало, оно должно за что-либо держаться (в данном случае, быть прикрепленным к прозрачным сферам). Представление о том, что возможно постоянное движение тела по замкнутой траектории без того, чтобы его кто-либо поддерживал, для мышления в рамках здравого смысла соответствующей эпохи кажется невероятным. Следует заметить, что, по своему, здравый смысл «прав»: дело в том, что, действительно, в рамках естественного, обыденного и дотеоретического восприятия движения тел на Земле мы не видим ничего, чтобы могло бы все время перемещаться по замкнутой траектории, паря и не касаясь чего-либо, и при этом не падать. Ньютон, который открыл закон всемирного тяготения, естественно тоже наблюдал движение различных земных и космических тел, в том числе, и Луны. Однако он не просто смотрел на них, но использовал наблюдения для того, чтобы на их основе понять то, что увидеть нельзя. А именно: сопоставив данные скорости движения Луны вокруг Земли и их расстояния между собой с характеристиками движения падающих на Землю тел, он пришел к выводу, что за всем этим скрыта единая и общая закономерность, которая и получила название «закона тяготения».

Данный пример можно рассматривать как случай поискового наблюдения, результатом которого стала формулировка соответствующего закона. Целью поискового наблюдения является сбор фактов как первичного эмпирического материала, на основе анализа которого может быть выделено общее и существенное. Проверочное наблюдение отличается от поискового тем, что здесь конечной целью является не поиск нового теоретического знания, а проверка уже существующего. Проверочное наблюдение – это попытка верификации или опровержения какой-либо гипотезы. Примером такого наблюдения является, допустим, попытка убедиться в том, что закон тяготения носит действительно всемирный характер, т.е. что его действие распространяется на взаимодействие любых массивных тел. Из этого закона, в частности, следует, что чем меньше масса взаимодействующих тел, тем меньше и сила притяжения между ними. Поэтому если мы сможем наблюдать, что сила притяжения у поверхности Луны меньше аналогичной силы у поверхности Земли, которая тяжелее Луны, то из этого следует, что данное наблюдение подтверждает закон тяготения. В ходе полета космонавтов можно наблюдать феномен невесомости, когда люди свободно парят внутри корабля, фактически не притягиваясь ни к одной его стенке. Зная, что масса космического корабля практически ничтожна по сравнению с массой планет, данное наблюдение можно рассматривать как еще одну проверку закона тяготения.

Рассмотренные примеры можно считать случаями непосредственных наблюдений объективно существующих объектов. Непосредственные наблюдения – это такие наблюдения, когда соответствующие объекты можно воспринимать непосредственно, видя их самих, а не только те действия, которые они оказывают на другие объекты. В отличие от непосредственных наблюдений косвенные наблюдения – это такие, когда сам объект исследования вообще не наблюдаем. Однако, несмотря на это в случае косвенного наблюдения все же можно видеть те действия, которые оказывает ненаблюдаемый объект на другие, наблюдаемые предметы. Необычное поведение или состояние наблюдаемых тел, которые нельзя объяснить, если предположить, что в действительности есть только непосредственно наблюдаемые тела и есть исходное условие для косвенного наблюдения. Анализируя особенности необычного поведения видимых объектов и сравнивая его со случаями обычного поведения этих объектов можно сделать определенные выводы о свойствах ненаблюдаемых объектов. Компонент необычности в поведении видимых тел и есть косвенное наблюдение того, что не наблюдаемо непосредственно. Примером косвенных наблюдений будет, допустим, ситуация, связанная с «броуновским движением», а также эмпирическая составляющая знаний о «черных дырах».

Броуновское движение – это постоянное движение мельчайших, но все же с помощью достаточного сильного микроскопа визуально наблюдаемых частиц какого-либо вещества в жидкости. В случае броуновского движения вполне естественен вопрос: какова причина наблюдаемого движения этих частиц? Отвечая на этот вопрос можно предположить, что есть и другие, невидимые частицы, которые сталкиваются с видимыми и тем самым толкают их. Как известно, причина броуновского движения в том, что визуально ненаблюдаемые с помощью оптического микроскопа объекты – атомы и молекулы – все время сталкиваются с наблюдаемыми частицами, заставляя их двигаться. Таким образом, хотя сами атомы и молекулы в оптическом диапазоне (видимый свет) вообще ненаблюдаемы, однако и до изобретения электронного микроскопа их отдельные свойства можно было наблюдать. Естественно, только косвенно.

Что касается «черных дыр», то их непосредственно наблюдать невозможно в принципе. Дело в том, что сила тяготения, которая действует в них, столь велика, что никакой предмет – в том числе, видимый свет – не может преодолеть притяжение этих объектов. Тем не менее, черные дыры можно наблюдать косвенно. В частности, в связи с характерным изменением картины звездного неба вблизи них (за счет искривления пространства гравитационными силами) или в том случае, когда черная дыра и самосветящийся объект (звезда) составляют единую систему, которая по законам механики вращается вокруг общего центра масс. В последнем случае необычное движение звезды по замкнутой траектории (ведь непосредственно наблюдаема только она) и будет случаем косвенного наблюдения черной дыры.

Интроспекция – это наблюдение человека за содержанием собственного сознания. В конце 40-х годов XX в. в США был проведено следующее исследование. Для того чтобы выяснить, возможно ли функционирование сознания в случае паралича тела, испытуемому ввели производное кураре, вещество которое парализует всю мускульную систему человека. Оказалось, что, несмотря на паралич мускулатуры (испытуемый был подключен к аппарату искусственного дыхания, так как самостоятельно дышать он не мог) способность к сознательной деятельности сохранилась. Испытуемый был в состоянии наблюдать за тем, что происходит вокруг него, понимал речь, запоминал события и размышлял о них. Из этого был сделан вывод, что психическая деятельность может осуществляться и при отсутствии какой-либо мышечной активности.

Данные, которые получены в результате наблюдения, могут претендовать на научный статус только в том случае, если будет признана их объективность. Существенным фактором этого является воспроизводимость однажды увиденного другими . Если, например, кто-либо заявит, что он наблюдает нечто, что другие в аналогичных условиях не наблюдают, то это будет достаточным основанием для того, чтобы не признать научный статус данного наблюдения. Если же некоторое «наблюдение» еще и противоречит известным и хорошо установленным закономерностям в области какой-либо сферы знания, то в этом случае со значительной долей уверенности можно сказать, что «наблюдаемого» факта в действительности вообще никогда и не существовало. Видимо, одним из самых широко известных случаев такого псевдонаблюдения можно считать историю с «Лох-Несским чудовищем».

Для придания наблюдению статуса научно значимого знания важным моментом является обоснование того, что наблюдаемый объект, те или иные его свойства существуют объективно , а не являются только результатом воздействия инструментария, который использует наблюдатель. Примером грубой ошибки можно считать случай, когда, допустим, камера фотографирует объект, который в действительности является не удаленным предметом экспонируемой панорамы, а артефактом, который случайно прилип к элементам оптической системы камеры (например, частичка пыли на объективе).

Проблема учета и минимизации влияния субъекта-исследователя на изучаемый объект характерна не только для естествознания, но также и для социальных наук. В частности, в рамках социологии существует понятие «включенного наблюдения », т.е. такого, когда исследователь, который собирает данные о некоторой социальной группе, при этом достаточно долгое время живет рядом или даже в составе этой группы. Последнее делается для того, чтобы те, кто является объектом наблюдения, привыкли к присутствию стороннего наблюдателя, не обращали на не него особого внимания и вели в его присутствии себя так, как они ведут обычно.