Практическая стилистика

Прикладной раздел стилистики речи, имеющий нормативный характер и исследующий способы и формы использования языковых средств в каждом конкретном случае, в зависимости от содержания речи, обстановки общения, цели высказывания. Рекомендации практической стилистики не абсолютны, они всецело подчинены условиям их применения. Задача практической стилистики - научить оценивать потенциальные выразительные и эмоциональные возможности языковых средств, умело и целесообразно их использовать, опираясь, в частности, на их синонимию.


Словарь-справочник лингвистических терминов. Изд. 2-е. - М.: Просвещение . Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. . 1976 .

Смотреть что такое "практическая стилистика" в других словарях:

    Практическая стилистика - – см. Стилистика; Направления стилистики; Стилистика ресурсов …

    Стилистика - СТИЛИСТИКА наука о стиле и стилях (см. это слово). По составу входящего в нее материала стилистика в большой мере совпадает с языковедением, так как носителем стиля является язык. Но в части своей она, несомненно, выходит за пределы языка,… … Словарь литературных терминов

    1. Определение понятия. Определение объема и содержания С. принадлежит к самым спорным и не получившим окончательного разрешения вопросам. Одним из наиболее распространенных определений С. является определение ее как учения о наличных в языке… … Литературная энциклопедия

    Стилистика ресурсов - (структурная, строя языка, стилистических средств языка, аналитическая, практическая, традиционная) – направление стилистики, изучающее стилистические ресурсы языка. Это наиболее традиционная область стилистики, объектом которой является состав… … Стилистический энциклопедический словарь русского языка

    Лингвистическая наука, изучающая стили как разновидности языка и авторские стили художественной литературы. Русская стилистика складывается в первой пол. 20 в. благодаря трудам В. В. Виноградова. Современная стилистика изучает и описывает научный … Литературная энциклопедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Стилистика (значения). … Википедия

    Стилистика - (лингвистическая, лингвостилистика, общая С.) – раздел языкознания, изучающий выразительные средства и возможности языка и закономерности функционирования (использования) последнего в различных сферах общественной деятельности и ситуациях… … Стилистический энциклопедический словарь русского языка

    Стилистика - Стилистика раздел языкознания, имеющий основным предметом стиль во всех языковедческих значениях этого термина как индивидуальную манеру исполнения речевых актов, как функциональный стиль речи, как стиль языка и т. д. Однако задачи стилистики… … Лингвистический энциклопедический словарь

    Раздел языкознания (См. Языкознание), в котором изучается система стилей (См. Стиль) того или иного языка, описываются нормы (см. Норма языковая) и способы употребления литературного языка (См. Литературный язык) в различных условиях… … Большая советская энциклопедия

    Сущ., ж., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? стилистики, чему? стилистике, (вижу) что? стилистику, чем? стилистикой, о чём? о стилистике 1. Стилистикой называют учение о стилях речи. Стилистика романтизма. | Латинская стилистика. |… … Толковый словарь Дмитриева

Книги

  • Практическая стилистика совр. русского языка Бельчиков , Бельчиков Ю.. В современном мире информация - ключ к успеху. Однако правильно воспринимать и передавать информацию можно, только если вы умеете четко формулировать свою мысль, адекватно передавать…
  • Практическая стилистика русского литературного языка , А.В.Абрамович, Ю.А.Бельчиков, В.Н.Вакуров, В.П.Вомперский, М.В.Зарва, М.С.Панюшева. Содержание и построение сборника определяется задачами курса практической стилистики и местом его в системе подготовки работников печати. Курс практической стилистики вооружает студента…

Обоснование необходимости данного курса. В данном курсе коротко рассматривается особенности функциональных стилей русского языка, даётся общее представление об основных видах практической стилистики, а также расширенное – об особенностях лексической стилистики . Понятие высокой речевой культуры условно включает два уровня. Первый – речь правильная, соответствующая нормам современного литературного языка, и второй – речь хорошая, «умелая, искусная» (Г.О. Винокур). Совершенствование речевой культуры – один из путей повышения языковой и общей культуры человека.

Целью краткого курса практической стилистики русского язы­ка является ознакомление учащихся с основами этой учебной дис­циплины, с понятием о функциональных стилях, о нормах литера­турного языка.

Учебные задачи:

  • Научить стилистическому анализу текстов,
  • Помочь в определении типичных ошибок, допущенных из-за неправильного словоупотребле­ния
  • Подготовить к сдаче ЕГЭ

Решать поставленные задачи нужно с учётом программ по русскому языку, чтобы не дублировать базовые курсы, а дополнять и углублять их. Поскольку курс сочетает практическую направленность с высокой познавательной нагрузкой и при этом допускает использование внепрограммного материала, преподавателю стоит активно применять самые разные методические приёмы, в том числе и игровые.

Основные методические принципы и приёмы, возможные при проведении занятий.

  1. Упор на письменные формы работы позволяет:
    1) получать регулярную обратную связь,
    2) закрепить все необходимые навыки за счёт постоянной практики
  2. Подбор нескучных (познавательных, увлекательных) заданий даёт возможность поддержать на занятиях благоприятный психологический климат.
  3. Активное использование творческих работ позволяет стимулировать творческое мышление учеников.
  4. Лингвистический материал предъявляется ученикам в лекционной форме в сопровождении большого количества иллюстративного материала, что позволяет легко осваивать непростые понятия.

Учащийся в результате изучения программы должен

ЗНАТЬ:

Понятия : Семантика. Лексические ошибки. Лексическая сочетаемость слов. Контаминация. Алогизм. Плеоназм. Тавтология. Историзмы. Архаизмы. Неологизмы. Иноязычная лексика. Фразеологизмы. Канцеляризмы и речевые штампы. Языковые стандарты. Шаблонные обороты. Универсальные слова. Диалектизмы. Профессионализмы. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы.

Тропы: сравнения, метафора, олицетворение, аллегория, метонимия, антомасия, синекдоха, эпитет, гипербола, литота, перифраза.

УМЕТЬ:

  • Редактировать тексты разных стилей
  • Классифицировать лексические ошибки
  • Писать тексты разных стилей

Измерителем достижений обучаемых должны быть показатели, характеризующие изменение умений отно­сительно начального уровня:

  • Повышение речевой грамотности
  • Значительное улучшение качества устной и письменной речи
  • Активизация творческих способностей.

Формы контроля: стилистический анализ текста, редактирование текстов разных стилей, устное сообщение учащихся, составление таблиц, изготовление наглядных пособий, участие в работе школьного пресс-центра, научного общества учащихся.

Учебно-тематический план.

Тема курса Кол-во часов Форма контроля Образовательный продукт
1 Общее понятие о практической стилистике русского 2 Анализ текста
2 Функциональные стили русского языка Понятие о функциональных стилях 1 Анализ предложенных текстов
3 Научный стиль 2 Стилистический анализ текста
4 Официально-деловой стиль 2 Стилистический анализ текста
5 Публицистический стиль 2 Стилистический анализ текста
6 Художественный стиль 2 Стилистический анализ текста
7 Разговорный стиль 2 Стилистический анализ текста Создание сборника текстов на одну тему разных стилей
8 Лексическая стилистика. Смысловая точность речи 2 Рецензирование текста
9 Лексическая сочетаемость слов 2 Рецензирование текста
10 Речевая недостаточность и речевая избыточность в тексте 2 Рецензирование текста
11 Стилистическая окраска слова 1
Активный и пассивный запас лексики 2 Рецензирование текста
Фразеологизмы 2 Рецензирование текста
Канцеляризмы 2 Рецензирование текста
Лексика, имеющая ограниченную сферу употребления 2 Рецензирование текста
Смысловые единицы речи 4 Рецензирование текста
Лексические образные средства речи 4 Рецензирование текста Творческая работа (анализ одного слова с точки зрения лексической стилистики)
Основные вопросы грамматической стилистики. Стилистическое использование форм имён существительных 3 Рецензирование текста
Стилистическое значение порядка слов в предложении 2 Рецензирование текста Практическая стилистика русского языка – взгляд после изучения курса. (творческая работа любого жанра по выбору учителя)
Итого 35

Программа курса

1. Общее понятие о практической стилистике русского языка (2 часа).

Стилистика – раздел языкознания. Основные виды практической стилистики: лексическая, грамматическая, стилистический синтаксис.

2. Функциональные стили русского языка

2.1 Понятие о функциональных стилях (1 час) Функциональные стили. Классификация стилей. Книжные стили. Разговорный стиль.

2.2 Научный стиль (2 часа). Возникновение и развитие научного стиля. Основные стилевые черты. Характерные особенности научного стиля.

2.3 Официально-деловой стиль (2 часа). Основные стилевые черты. Характерные особенности официально-делового стиля. Официально-документальный стиль и обиходно-деловой стиль.

2.4 Публицистический стиль (2 часа). Возникновение и развитие публицистического стиля. Основные стилевые черты. Характерные особенности публицистического стиля. Газетно-журнальная разновидность этого стиля.

2.5 Художественный стиль (2 часа). Основные стилевые черты. Характерные особенности художественного стиля. Авторский стиль.

2.6 Разговорный стиль (2 часа). Основные стилевые черты. Характерные особенности разговорного стиля. Неоправданное использование в речи разговорных и просторечных слов.

3. Лексическая стилистика.

3.1. Смысловая точность речи (2 часа) Семантика. Лексические ошибки. Лексическая сочетаемость слов.

3.2. Лексическая сочетаемость слов (2 часа). Смысловая несовместимость. Речевая ошибка – нарушение лексической сочетаемости. Контаминация.

3.2. Речевая недостаточность и речевая избыточность в тексте (2 часа). Алогизм. Плеоназм. Тавтология.

3.3. Стилистическая окраска слова (1 час). Стилистическая закреплённость слова. «Словарь русского языка» С.И. Ожегова.

3.4. Активный и пассивный запас лексики (2 часа). Историзмы. Архаизмы. Неологизмы. Иноязычная лексика.

3.5. Фразеологизмы (2 часа). Фразеологизмы. Стилистические ошибки, связанные с их употреблением.

3.6. Канцеляризмы (2 часа). Канцеляризмы и речевые штампы. Языковые стандарты. Шаблонные обороты. Универсальные слова.

3.7. Лексика, имеющая ограниченную сферу употребления (2 часа). Диалектизмы. Профессионализмы. Стилистические ошибки, связанные с их употреблением.

3.8. Смысловые единицы речи (4 часа). Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы. Стилистические ошибки, связанные с их употреблением.

3.9. Лексические образные средства речи (4 часа). Тропы: сравнения, метафора, олицетворение, аллегория, метонимия, антомасия, синекдоха, эпитет, гипербола, литота, перифраза. Стилистические ошибки, связанные с употреблением тропов.

4. Основные вопросы грамматической стилистики.

4.1 Стилистическое использование форм имён существительных

(3 часа). Колебания в роде имён существительных. Варианты окончаний родительного падежа единственного числа у существительных мужского рода. Варианты окончаний предложного падежа единственного числа у существительных мужского рода. Варианты окончаний предложного падежа единственного числа у существительных мужского рода.

Варианты окончаний именительного падежа множественного числа у существительных мужского рода. Варианты окончаний родительного падежа множественного числа. Варианты окончаний творительного падежа множественного числа.

4.2 Стилистическое значение порядка слов в предложении (2 часа). Инверсия.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Понятие и основные виды стилистики. Стилевое богатство русского языка. Коммуникативные аспекты языка, проблема его употребления, функционирования. Стиль художественного текста. Разговорный, официально-деловой, публицистический и научный стили языка.

    реферат , добавлен 26.04.2016

    Стилистика как наука, ее объект, предмет, цели и задачи. Направления современной стилистики, лингвистические и экстралингвистические факторы. Связь стилистики с другими лингвистическими дисциплинами. Экспрессивность, эмоциональность и оценочность.

    шпаргалка , добавлен 21.06.2011

    Функциональные стили и смысловые типы современного русского литературного языка, возможность выразить различные оттенки и значения речи. Профессиональная и терминологическая лексика, культура научной и деловой речи, художественный характер описания.

    контрольная работа , добавлен 19.02.2011

    Стилистическое многообразие русского языка. Жанры функциональных стилей речи современного русского языка. Основные типы лексики: книжная, разговорная и просторечная. Общая характеристика функциональных стилей речи. Закрепленность лексики за стилями речи.

    контрольная работа , добавлен 17.02.2013

    Смысловое и стилистическое сходство и различие между словами с помощью словарей русского языка. Нарушение языковых норм в речевой структуре. Функциональный стиль, реализованный в тексте. Служебный документ, относящийся к группе распорядительных.

    контрольная работа , добавлен 18.12.2009

    Предмет и задачи культуры речи. Языковая норма, её роль в становлении и функционировании литературного языка. Нормы современного русского литературного языка, речевые ошибки. Функциональные стили современного русского литературного языка. Основы риторики.

    курс лекций , добавлен 21.12.2009

    Создание русского литературного языка. Виды литературного нормированного языка (функциональных стилей): научный, публицистический, официально-деловой, художественный и разговорный. Нелитературные типы речи: просторечие, жаргон, сленг, нецензурные слова.

    презентация , добавлен 16.09.2013

Это издание может служить прекрасным справочным пособием для педагогов, студентов и школьников, издательских работников и для всех, кто хочет писать грамотно.


ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение. Предмет и задачи практической стилистики 3
Часть 1 СТИЛИ ЯЗЫКА
§ 1. Понятие о функциональных стилях 11
§ 2. Научный стиль 21
§ 3. Официально-деловой стиль 28
§ 4. Публицистический стиль 33
§ 5. Стили художественной литературы 45
§ 6. Разговорный стиль 49
Часть 2 ЛЕКСИЧЕСКАЯ СТИЛИСТИКА
Глава 1. Выбор слова 62
§ 7. Лексическая сочетаемость 62
§ 8. Стилистическое использование многозначности слова 64
§ 9. Стилистические функции омонимов 66
§ 10. Стилистическое разграничение паронимов 67
§ 11. Стилистические функции синонимов 69
§ 12. Стилистические функции антонимов 73
Глава 2. Стилистические свойства слов, связанные с их отнесением к активному или пассивному составу языка 74
§ 13- Стилистические функции историзмов и архаизмов 74
§ 14- Стилистические функции неологизмов 77
§ 15- Стилистическое использование слов иноязычного происхождения 78
Глава 3. Стилистические свойства слов, связанные со сферой их употребления 81
§ 16. Диалектизмы в произведениях художественной литературы 81
§ 17. Стилистическое использование профессионально-технической и терминологической лексики 82
§ 18. Сфера использования канцеляризмов 84
Глава 4. Стилистические свойства слов, связанные с их экспрессивной окраской 87
Глава 5. Стилистическое использование фразеологических средств языка 88
§ 19. Функции фразеологических оборотов в разных стилях речи 88
§ 20. Стилистическое использование пословиц, поговорок, «крылатых слов» 90
Повторительные упражнения 92
Глава 6. Стилистические ресурсы словообразования 93
Часть 3 ГРАММАТИЧЕСКАЯ СТИЛИСТИКА
Раздел 1. СТИЛИСТИЧЕСКОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОРМ ЧАСТЕЙ РЕЧИ
Глава 7. Употребление форм существительных 98
§ 21. Колебания в роде существительных 100
§ 22. Род несклоняемых существительных 103
§ 23. Родовые различия в личных существительных 106
§ 24. Особенности склонения некоторых слов и словосочетаний 109
§ 25. Склонение имен и фамилий Ill
§ 26. Варианты окончаний родительного падежа единственного числа существительных мужского рода 115
§ 27. Варианты форм винительного падежа одушевленных и неодушевленных существительных 117
§ 28. Варианты окончаний предложного падежа единственного числа существительных мужского рода. 121
§ 29. Варианты окончаний именительного падежа множественного числа существительных мужского рода 123
§ 30. Варианты окончаний родительного падежа множественного числа 129
§ 31. Варианты окончаний творительного падежа множественного числа 131
§ 32. Употребление единственного числа в значении множественного 132
§ 33. Употребление отвлеченных, вещественных и собственных существительных в форме множественного числа 133
§ 34. Стилистические варианты суффиксов существительных 135
Повторительные упражнения. 136
Глава 8. Употребление форм прилагательных 137
§ 35. Синонимия полных и кратких форм прилагательных. 137
§ 36. Синонимичные формы кратких прилагательных 141
§ 37. Синонимия форм степеней сравнения прилагательных. 142
§ 38. Употребление притяжательных прилагательных 146
§ 39. Синонимия форм косвенных падежей прилагательных и существительных 148
Повторительные упражнения 152
Глава 9. Употребление числительных 153
§ 40. Варианты сочетаний числительных с существительными. 153
§ 41. Собирательные и количественные числительные как синонимы 159
§ 42. Числительные в составе сложных слов 161
Глава 10. Употребление местоимений 164
§ 43. Стилистическое использование личных местоимений. 164
§ 44. Употребление возвратных и притяжательных местоимений 169
§ 45. Синонимия определительных местоимений 172
§ 46. Синонимия неопределенных местоимений 176
Повторительные упражнения. 179
Глава 11. Употребление форм глагола 180
§ 47. Особенности образования некоторых личных форм глагола 180
§ 48. Синонимия личных форм глагола 184
§ 49. Синонимия глагольных времен 186
§ 50. Синонимия глагольных наклонений 188
§ 51. Варианты глагольных форм разных видов.191
§ 52. Синонимия возвратных и невозвратных глаголов 200
§ 53. Варианты форм причастий 202
§ 54. Варианты форм деепричастий 202
Повторительные упражнения 204
Раздел 2. СТИЛИСТИЧЕСКИЙ СИНТАКСИС
Глава 12. Строй простого предложения 205
§ 55. Синонимия отдельных типов простого предложения. 205
§ 56. Варианты форм сказуемого 209
Глава 13. Стилистические функции порядка слов в предложении 214
§ 57. Синтаксическое и стилистическое значение порядка слов: 214
§ 58. Место подлежащего и сказуемого в предложении 217
§ 59. Место определения в предложении 219
§ 60. Место дополнения в предложении 222
§ 61. Место обстоятельственных слов в предложении 222
§ 62. Добавочные замечания о порядке слов 224
Глава 14 Согласование сказуемого с подлежащим 226
§ 63. Согласование сказуемого с подлежащим, в состав которого входит собирательное существительное 226
§ 64. Сказуемое при подлежащем, выраженном количественно-именным сочетанием 231
§ 65. Согласование сказуемого с подлежащим, имеющим при себе приложение. 238
§ 66. Сказуемое при подлежащем типа брат с сестрой 241
§ 67. Сказуемое при подлежащем, выраженном вопросительным, относительным или неопределенным местоимением 242
§ 68. Сказуемое при подлежащем, выраженном несклоняемым существительным, сложносокращенным словом, нерасчленимой группой слов 244
§ 69. Согласование связки с именной частью составного сказуемого 246
§ 70. Согласование сказуемого с однородными подлежащими. 247
Повторительные упражнения 251
Глава 15. Согласование определений и приложений 253
§ 71. Согласование определения с существительным общего рода 253
§ 72. Согласование определения с существительным, имеющим при себе приложение 254
§ 73. Согласование определения с существительным, зависящим от числительных два, три, четыре 255
§ 74. Два определения при одном существительном 258
§ 75. Согласование определения с существительными - однородными членами предложения 261
§ 76. Согласование приложений 263
§ 77. Согласование приложений - географических названий. 264
Глава 16. Варианты форм, связанные с управлением 267
§ 78. Синонимия беспредложных и предложных конструкций 267
§ 79. Синонимия предлогов 270
§ 80. Варианты падежных форм 279
§ 81. Варианты падежных форм дополнения при переходных глаголах с отрицанием 282
§ 82. Управление при синонимичных словах 288
§ 83. Дополнения (обстоятельства) в разных падежных формах и с разными предлогами при одном управляющем слове 291
§ 84. Нанизывание падежей 295
§ 85. Управление при однородных членах предложения 297
Повторительные упражнения 297
Глава 17. Стилистические особенности предложений с однородными членами 299
§ 86. Стилистические функции однородных членов предложения 299
§ 87. Союзы при однородных членах предложения 300
§ 88. Предлоги при однородных членах предложения 303
§ 89. Ошибки в сочетаниях однородных членов предложения 306
Глава 18. Стилистическое использование обращений 311
§ 90. Сфера употребления обращений 311
§ 91. Стилистические функции обращений 312
Глава 19. Стилистическое использование вводных и вставных конструкций 313
§ 92. Стилистические функции вводных слов 313
§ 93. Стилистические функции вставных конструкций 314
Глава 20. Стилистика сложных предложений 315
§ 94. Стилистическое использование различных типов сложного предложения 315
§ 95. Стилистические функции союзов и союзных слов 321
§ 96. Стилистические ошибки в сложных предложениях. 323
Глава 21. Параллельные синтаксические конструкции 327
§ 97. Общая характеристика параллельных конструкций 327
§ 98. Причастные обороты 330
§ 99. Деепричастные обороты 337
§ 100. Конструкции с отглагольными существительными. 343
Глава 22. Стилистическое использование периода. Композиционно-стилистическая роль абзаца и сложного синтаксического целого 346
§ 101. Речь отрывистая и речь периодическая 346
§ 102. Стилистические функции периода 347
Глава 23. Стилистические особенности прямой и несобственно-прямой речи 350
§ 103. Стилистические функции прямой речи 350
§ 104. Стилистические функции авторских слов 351
§ 105. Стилистические функции несобственно-прямой речи. 352
Часть 4 ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА
Глава 24. Тропы 355
§ 106. Эпитет 355
§ 107. Сравнение 356
§ 108. Метафора 357
§ 109. Метонимия 358
§ 110. Синекдоха 359
§ 111. Гипербола и литота 359
§ 112. Ирония 360
§ 113. Аллегория 360
§ 114. Олицетворение 360
§ 115. Перифраза 360
Глава 25. Стилистические фигуры 361
§ 116. Анафора и эпифора 361
§ 117. Параллелизм 362
§ 118. Антитеза и оксюморон 362
§ 119. Градация 362
§ 120. Инверсия 363
§ 121. Эллипсис 363
§ 122. Умолчание 364
§ 123. Риторическое обращение 364
§ 124. Риторический вопрос 364
§ 125. Многосоюзие и бессоюзие 364
Повторительные упражнения 365
Использованная литература. 371
Условные сокращения 373


ВВЕДЕНИЕ
.
Термин «практическая стилистика» встречается у В.В. Виноградова, Г.О. Винокура, К.И. Былинского и других исследователей проблем стилистики. Используется он и в зарубежной науке... Создаются пособия по нормативной стилистике национальных языков. Делаются попытки определить понятие нормативности, языковой (и стилистической) нормы.

Понятие нормы важно для любого литературного языка. Даже в художественно-беллетристическом стиле, где широко используется свобода выбора языковых средств и сказывается своеобразие индивидуальной манеры писателя, невозможен полный отход от общенациональной нормы, ибо «язык подлинно художественного произведения не может далеко и значительно отступать от основы общенародного языка, иначе он перестанет быть общепонятным»".

В практической стилистике, где огромную роль играет лексическая и грамматическая синонимия, в качестве нормы выступает «совокупность наиболее пригодных («правильных», «предпочитаемых») для обслуживания общества средств языка, складывающаяся как результат отбора языковых элементов (лексических, произносительных, морфологических, синтаксических) из числа сосуществующих, наличествующих, образуемых вновь или извлекаемых из пассивного запаса прошлого в процессе социальной, в широком смысле, оценки этих элементов».

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Справочник по русскому языку, Практическая стилистика, Розенталь Д.Э., 2001 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу


Скачать книгу - Справочник по русскому языку, Практическая стилистика, Розенталь Д.Э., 2001. - Яндекс Народ Диск.

Цели: дать учащимся понятие о двух видах стилистики с учётом её разной направленности; учить диалектическому подходу к науке как таковой на примере динамики стилистики (различная классификация её разделов); показывая особенности стилей речи, воспитывать у учащихся строгое, взыскательное отношение к речевой практике. Оборудование: (РМ) таблица-приложение на каждую парту (РМ - раздаточный материал); две схемы «Стили речи» (на доске). ХОД УРОКА I. Опрос по домашнему заданию Учащиеся зачитывают стихи В. В. Маяковского, комментируют его произведения с точки зрения стилистики. ♦ Как избежать загрязнения речи? ♦ Какой отрывок художественного текста вы выбрали и благодаря чему он «блистает»?

II. Постановка целей и задач урока Учитель. Сегодня мы познакомимся с двумя разделами стилистики, их особенностями. Практически закрепим полученные знания, составляя тексты разных стилей одной тематики. Отметим их особенности и различия. III. Объяснение нового материала Форме дай щедрую дань Временем: важен в поэме Стиль, отвечающий теме.

(Н. А. Некрасов) 1. слово учителя - Мы с вами познакомились на прошлом уроке с понятием «наука стилистика». Единого подхода к стилистике как к науке сейчас, к сожалению, пока нет.

Система не сформировалась окончательно. Поэтому возможны варианты в толковании того или иного понятия, явления, разделов, входящих в эту науку. Но основы стилистики уже определились. 2. работа с таблицей - Рассмотрим внимательно таблицу.

Какие разновидности сти Листики в ней предложено выделить? Стилистика как наука Стилистика языка («система систем»). Функциональные стили Стилистика речи (способы употребления языка и его стилей в монологической и диалогической речи) 3. Лекция учителя (Основные положения учащиеся записывают в тетрадях.

) - Итак, в стилистике есть несколько направлений: Y функциональная стилистика, изучающая функционально-стилистическое расслоение языка, то есть функциональные стили; Y практическая стилистика, анализирующая закономерности, целесообразность, уместность употребления слов, оборотов, грамматических форм и конструкций; Y стилистика текста - молодая, бурно развивающаяся наука, изучающая закономерности построения и функционирования текстов; Y фоностилистика изучает образные, ассоциативные представления, вызываемые у человека звуками (новейшее направление). Для дальнейшего более легкого восприятия материала предлагаю пользоваться словариком терминов, основных понятий стилистики, которые нам пригодятся в дальнейшей работе (см. приложение к уроку № 2). (Учащиеся зачитывают вслух определения терминов.) Функциональным стилем называется исторически сложившаяся и социально осознанная система речевых средств, используемых в той или иной сфере человеческого общения. Возможна иная формулировка: «Функциональный стиль - это разновидность литературного языка, выполняющая определенную функцию в общении» (Г.

Я. Солганик). Каждая функция - это определенная установка на ту или иную манеру изложения - точную, объективную, конкретно-изобразительную, информационно-деловую и т. д. И соответственно с этой установкой каждый функциональный стиль отбирает из литературного языка те слова и выражения, те формы и конструкции, которые могут наилучшим образом выполнять внутреннюю задачу данного стиля.

Так, научная речь нуждается в точных и строгих понятиях - терминах, художественная тяготеет к конкретности, изобразительности. IV. Закрепление 1. Беседа ♦ С какими стилями речи, ранее изученными, мы можем сопоставить стили, расположенные в категории «стилистика языка»? ♦ Почему они называются функциональными? ♦ Дайте определение понятию «функциональный стиль».

♦ Что такое практическая стилистика? 2. Лекция учителя - Существует несколько версий типологии стилей речи. Так, например, по условиям, в которых осуществляется акт речи, стили речи делятся на следующие разновидности. Стили речи Разговорный ораторский литературный деловой эпистолярный А.

Н. Гвоздев, учёный-языковед, подразделяет все стили на книжные (публичные) и разговорные (бытовые). Однако мы будем изучать наиболее типичную классификацию (таблица, приведенная ранее, и данная схема). В современном русском языке традиционно выделяют следующие стили: Разговорные (бытовые) стили книжные (публичные) стили Научный художественно-беллетристический Публицистический официально-деловой Каждый стиль располагает своими способами раскрытия, развития мысли, особой лексикой, фразеологией, грамматическими формами. Каждый стиль характеризуется определенными условиями общения, своей задачей речи.

Сейчас мы на практике, составляя текст на определённую тему, посмотрим на особенности каждого стиля. 3. работа в группах Задание. Составить текст из 5-6 предложений на тему «Великая Отечественная война - подвиг народа», используя различные стили. 1 группа - разговорный стиль. 2 группа - научный стиль. 3 группа - публицистический стиль. 4 группа - официально-деловой стиль. 5 группа - художественный стиль. ♦ Зачитаем составленные тексты. Получилось ли у вас раскрыть тему? ♦ Какими особенностями отличается каждый из текстов? Запись под диктовку - Давайте запишем основные особенности каждого стиля. В дальнейшем мы разберем их более подробно. Разговорный стиль - разговорно-бытовая лексика, неполные предложения, диалог. Научный стиль - термины, нейтральная лексика, точные факты, цифры, даты, фамилии, наименования. Публицистический стиль - обращения, восклицательные и вопросительные предложения, образность, эмоциональность. Официально-деловой стиль - определенные штампы - форма записи, факты, даты, фамилии, деловой язык. Художественный стиль - образность, красочность, художественные приемы, эмоциональная окраска. 4. продолжение лекции учителя - Интересен раздел стилистики - фоностилистика. Его только начали разрабатывать учёные. Он изучает вопросы благозвучия речи. Послушайте любопытный анекдот. Ответьте на вопрос «в чём его соль?». Дыбра - это зверь, который бродит в дебрях тундры, вроде бобра и выдры, враг кобры и пудры, бодро тибрит ядра кедра в вёдрах и дробит добро в недрах. (В анекдоте - игра слов с сочетанием согласных БР, ДР, ЗВ, ВР. Повторы этих сочетаний делают речь неблагозвучной.) Прием определённого подбора, повтора звуков часто используют поэты в своем творчестве. Мастером словесной живописи в русской поэзии является А. Прокофьев. В его творчестве звукопись занимает большое место. В стихах поэта мы слышим переливы волн, кипучие ключи, певучие ручьи… Вот отрывок из его стихотворения, в котором использован звукообраз метели: Вот какое дело, Верней, дела: На широкой улице Метель была. Метель - канитель, Повилика - повитель, Метель! Как мела? Да в два помела: Перемётывала, Перелётывала, Полумёртвая Перевёртывала! Метелица сивая Снег мела… А за ней, красивая, Ты прошла. (А. Прокофьев) V. Итог урока ♦ Какие направления в стилистике вам теперь известны?

♦ О каких функциональных стилях вы узнали? ♦ Почему они называются функциональными? VI.

Домашнее задание 1. Теория по учебнику.

2. (На усмотрение учителя Домашнее задание может быть распределено по уровням.) Сделайте рисунок-ассоциацию (образную, цветовую, звуковую…) гласных или согласных звуков. 3. Подготовьте выступление о направлениях в стилистике. 4. Познакомьтесь со словарем терминов. VII. «На закуску» - Послушайте высказывание русского писателя Е. Замятина о гласных и стихотворение французского поэта А. Рембо «Гласные». «Всякий звук человеческого голоса, всякая буква сама по себе вызывает в человеке известные представления, создает звукообразы. (…) С А связывается широта, даль, океан, марево, размах. С О - высокое, глубокое, море, лоно. С И - близкое, низкое, стискивающее и т. д.» (Е. Замятин) А - черный; белый - Е; И - красный; У - зеленый; О - синий: тайну их скажу я в свой черед. А - бархатный корсет на теле насекомых, Которые жужжат над смрадом нечистот. Е - белизна холстов, палаток и тумана, Блеск горных ледников и хрупких опахал. И - пурпурная кровь, сочащаяся рана Иль алые уста средь гнева и похвал. У - трепетная рябь зеленых вод широких, Спокойные луга, покой морщин глубоких На трудовом челе алхимиков седых. О - звонкий рев трубы, пронзительный и странный, Полеты ангелов в тиши небес пространной, О - дивных глаз ее лиловые лучи. (А. Рембо) Š Какое направление в стилистике занимается изучением проблемы звуковых ассоциаций? Š А какие ассоциации у вас вызывают названные гласные? Следует учитывать, что звуковые, зрительные ассоциации - явление исключительно индивидуальное, науке пока не подвластное. Попробуйте при подготовке домашнего задания раскрыть свою индивидуальность в этом плане. Возвышенный стиль (высокий стиль) (ед.) Разновидность стиля, так называемый книжный стиль, характерный для современных развитых национальных языков. Как и во всех славянских языках, возвышенный стиль русского языка восходит к церковнославянскому языку - литературному языку Средневековья, а также к языку летописания и других письменных документов Древней Руси (см. теорию о трех штилях М. Ломоносова) Вульгаризм (-ы) В лексической стилистике: слово или выражение, обычно свойственное фамильярной или грубой просторечной, арготической или жаргонной речи и использованное в разговорной речи (жрать, дрыхнуть, стибрить, хапать). В художественных текстах вульгаризмы часто используются авторами для создания речевого портрета персонажей: Когда один муж лается с одной женой - это еще куда ни шло (В. Пикуль) Иностиле-вой (-ые) элемент (-ы) Стилистически маркированная речевая единица любого уровня, неуместно используемая за пределами текстов своего стиля. Как иностилевой элемент будут характеризоваться просторечные акцентные, морфологические формы звОнит, шоферА, квАртал в официальной речи, канцеляризмы, употребленные за пределами текстов официально-делового стиля, жаргонизмы в текстах официально-делового и научного стилей Лексическая Стилистика (ед.) Раздел практической стилистики, в котором изучаются соотносительные лексические средства языка, дается оценка использованию слова в конкретной речевой ситуации и вырабатываются рекомендации нормативного словоупотребления в различных функциональных стилях. Лексическая стилистика изучает слово во всем многообразии системных связей, существующих в языке. Такой подход выдвигает на первый план изучение синонимов, антонимов, паронимов. В центре внимания лексической стилистики находятся стилистическое расслоение лексики, оценка архаизмов и неологизмов, слов ограниченного употребления, анализ закономерностей использования стилистически значимых средств в различных сферах общения. Лексическая стилистика выступает как против употребления лишних слов, так и против неоправданного пропуска слов Морфологическая стилистика (ед.) (стилистика частей речи) Раздел стилистики, изучающий: 1) использование единиц разных частей речи в различных функциональных стилях и стилистическую активность тех или иных лексико-грамматических разрядов, а также отдельных грамматических категорий слов; 2) экспрессивную функцию слов разных частей речи и разнообразных морфологических средств языка; 3) вариантные формы частей речи и их употребление в текстах разного характера; 4) морфолого-стилистические ошибки Норма стилевая (стилистическая, функцио-нально-стиле-вая) Исторически сложившиеся и вместе с тем закономерно развивающиеся общепринятые реализации заложенных в языке стилистических возможностей, обусловленные целями, задачами и содержанием речи определенной сферы общения; это правила наиболее целесооб