Приложение 2: «Кусочки мела»

Приложение 3: «Школьный мел»

Приложение 4: «Цветной мел»

Приложение 5


1. Ни одна школа не обходится без мела, который с успехом применяется для письма на больших школьных досках.

2. В медицине мел применяют при недостатке кальция, как добавку к пище. Его употребление прекрасно влияет на укрепление ногтей, зубов и костей.

3. Широкое применение мел нашел в промышленности:

3.1. его используют для очистки свекловичного сока;

3.2. при изготовлении стекла;

3.3. для производства спичек;

3.4. для изготовления питьевой соды;

3.5. при изготовлении резины;

3.6. для производства цемента, лаков, красок;

3.7. для получения оконных профилей, труб и даже отделочного сайдинга;

3.8. в полиграфии и бумажной промышленности.

4. В сельском хозяйстве мел вносят в почву для уменьшения ее кислотности, а также для изготовления комбикорма для животных.

5. В парфюмерии – мел – это составная часть зубных порошков и паст.

6. А еще мел прекрасно применяется для окраски заборов, бордюров, стен, для защиты стволов деревьев от солнечных ожогов, для побелки потолков, для борьбы с заболеваниями растений и вредителями в саду и в огороде, для чистки столовой и кухонной посуды.

Приложение 6


- чтобы уменьшить негативное влияние мела на кожу рук можно обвернуть мел скотчем или вставить кусочек мела в футляр из-под помады;

Чтобы сделать школьный мел не пачкающим руки, достаточно окунуть его на несколько секунд в разбавленное в 2-3 раза молоко. После такой процедуры мел перестает пачкаться, а писать будет по-прежнему хорошо;

Чтобы мел не крошился, нужно подсушивать его не батарее и хранить в сухом месте.

Для уменьшения отрицательных последствий, которые появляются при постоянном контакте с мелом, рекомендуем:

Учителям во время работы пользоваться влажными салфетками;

Дежурным - чаще проветривать класс;

Вытирать мел с доски только влажной тряпкой;

Промывать тряпку для стирания мела как можно чаще;

В конце рабочей недели работник школы может промывать доску тряпкой, смоченной в воде с добавлением уксуса.

Приложение 7: Результаты анкетирования

Приложение: 8

Эксперимент 1


Эксперимент 2. «».



Эксперимент 3. «Взаимодействие мела с йодом»




Эксперимент 4. «Взаимодействие мела с водой и растительным маслом»

Приложение 9 «Игры для детей»

1. Игра с мелками и водой

Попробуйте намочить мел. Рисовать мокрым мелом - это совсем другие ощущения и совсем другие рисунки. Если вы хотите сделать цвета обычных мелков для асфальта более яркими, а сами мелки более твердыми, то замочите их в сахарном растворе обычной воды. А еще можно взять с собой во двор брызгалку или водяной пистолет. С их помощью можно весело смывать меловые рисунки с асфальта и стен, а на их месте рисовать новые.

2. Игра на асфальте «Лондон »


В процессе этой игры с мелом дети развивают навыки логического мышления и начинают понимать, что такое стратегия, раздумывая, как им лучше поступить и что за этим последует.

В игре «Лондон » нужно заполнить игровое поле, состоящее из расчерченной мелом на асфальте площадки размером приблизительно 1х1,5 метра, разделенной на семь прямоугольников, тремя нарисованными человечками.

На одном из концов площадки необходимо нарисовать полукруг, сделав в нем надпись «Лондон ». Участники по очереди бросают камень на игровую площадку, находясь у ее основания. Если он приземляется в границах одного из прямоугольников, то в нем начинают рисовать человечка: сначала голову, а в следующие удачные ходы – туловище, затем руки и ноги, если камень упадёт там же.

Когда один житель дорисован, начинают рисовать следующего, пока их не станет трое. Если попасть в ячейку «Лондон » (самая дальняя часть игрового поля в виде полукруга), то дорисовывается уже начатый человечек или начинается новый в любом прямоугольнике. Такая игра очень нравится ребятам младшего школьного возраста, так как испытывает их на сообразительность.

3. Игра на асфальте «Тик-так »

Есть игры с мелом, в которые дети могут играть, разделившись на две команды. Командные игры учат детей совместной работе и дружелюбию, ведь разрозненный состав не договорится между собой и вряд ли выиграет. Для игры командой подойдет игра на подобии крестиков-ноликов, которая называется «Тик-так ».

Мелом нарисуйте область для игры на дорожке или тротуаре (квадрат со стороной приблизительно 1 метр, разделенный на 9 квадратов). Двумя цветными мелками раскрасьте 10 камешков, должно получиться по 5 каждого цвета. Дети могут играть, как поодиночке, так и в группах; цель игры – выставить камешки своего цвета 3 в ряд раньше соперника.

Стоя за специальной чертой, команды по очереди кидают камни на сетку, предварительно посовещавшись с членами своей команды, куда лучше. Вариант игры: пятый камень может называться «заменяющим » и иметь другой цвет, его предназначение – мгновенно изменить результат, он кидается всего один раз, чтобы попытаться захватить клетку соперника.

Игроки в любом случае теряют его, и даже если не попадают в задуманную цель, они не имеют возможности кидать его снова.

4. Игра на асфальте «Классики »

Все знают игру в «Классики », она пользуется огромной популярностью у детей вот уже много лет. С помощью «классов » дети младшего возраста могут совершенствовать навыки счета. Начертите мелом на асфальте игровую площадку и предложите детям по очереди бросать камень на клетки от 1 до 10.

Если камень попадает в нужную клетку, то нужно прыгать до нее на одной ноге, если число нечетное, или на двух, если чётное. Первый достигший десятки выигрывает. Существует множество разновидностей этой игры: можно, к примеру, не кидать биту, а толкать её ногой при каждом прыжке или пронумеровать клетки не по порядку, а в случайном порядке, чтобы прыгать приходилось и вправо, и влево, и назад, и вперёд.

Детям младшего школьного возраста можно предложить включить в игру примеры, пусть дети складывают и вычитают по ходу развлечения.

5. Учимся, играя

Рисование мелками можно использовать для освоения учебного материала. Используйте детские мелки для закрепления нотной грамоты во время урока на открытом воздухе. Раздайте детям цветные мелки и дайте задание рисовать мелом на асфальте музыкальные ноты, которые вы называете.

Если вы проводите урок чтения, то попросите учеников нарисовать мелом на асфальте рисунки, иллюстрирующие изучаемое произведение. Или дайте ученикам задание практиковаться в правописании, переписывая слова на школьном дворе. Также дети могут переписать мелом на асфальте небольшое стихотворение (или его отрывок) по памяти.

Приложение 9: Вопросы к викторине «Знакомый незнакомец»

Обведите правильный ответ

А) Правила этикета

Б) чтобы лучше почувствовать вкус напитка

В) защитить зубы от воздействия кислотных ингредиентов напитка

Вопрос 2. Нужно ли укрывать от дождя мраморную фигуру?

А) совершенно не обязательно

Б) нужно, чтобы не растворилась

В) нужно, так как существует опасность выпадения «кислотных » дождей

Вопрос 3. В чем нельзя «купать » жемчуг и кораллы?

А) в мыльном растворе

Б) в растворе уксуса

Вопрос 4. Чем поможет яичная скорлупа огороднику?

А) вносится для уменьшения кислотности почвы

Б) как элемент паркового декора

Вопрос 5. Как удалить накипь в чайнике?

А) Отскоблить острым предметом

Б) прокипятить с раствором лимонной кислоты

В) залить моющим средством

Ольга Гужова

Опыты для детей подготовительной группы в детском саду

В подготовительной группе проведение экспериментов должно стать нормой жизни, их надо рассматривать не как развлечения, а как путь ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективным способом развития мыслительных процессов. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивают наблюдательность и пытливость ума, развивают стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать не стандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личностью.

Несколько важных советов :

1. Проводить опыты лучше утром , когда ребенок полон сил и энергии;

2. Нам важно не только научить, но и заинтересовать ребенка , вызвать у него желание получать знания и самому делать новые опыты .

3. Объясните ребенку, что нельзя пробовать на вкус неизвестные вещества, как бы красиво и аппетитно они не выглядели;

4. Не просто покажите ребенку интересный опыт , но и объясните доступным ему языком, почему это происходит;

5. Не оставляйте без внимания вопросы ребенка – ищите ответы на них в книгах, справочниках, Интернете ;

6. Там, где нет опасности, предоставляйте ребенку больше самостоятельности;

7. Предложите ребенку показать наиболее понравившиеся опыты друзьям ;

8. И самое главное : радуйтесь успехам ребенка, хвалите его и поощряйте желание учиться. Только положительные эмоции могут привить любовь к новым знаниям.

Опыт №1 . «Исчезающий мелок»

Для зрелищного опыта нам пригодится небольшой кусочек мела. Опустите мел в стакан с уксусом и понаблюдайте, что получится. Мелок в стакане начнет шипеть, пузыриться, уменьшаться в размере и вскоре совсем исчезнет.

Мел это известняк, при соприкосновении с уксусной кислотой он превращается в другие вещества, одно из которых – углекислый газ, бурно выделяющийся в виде пузырьков.

Опыт №2 . «Извергающийся вулкан»

Необходимый инвентарь :

Вулкан :

Конус слепить из пластилина (можно взять уже однажды использовавшийся пластилин)

Сода, 2 ст. ложки

Лава :

1. Уксус 1/3 стакана

2. Красная краска, капля

3. Капелька жидкого моющего средства, чтобы вулкан лучше пенился;

Опыт №3 . «Лава – лампа»


Нужны : Соль, вода, стакан растительного масла, несколько пищевых красителей, большой прозрачный стакан.

Опыт : Стакан на 2/3 наполнить водой, вылить в воду растительное масло. Масло будет плавать на поверхности. Добавить пищевой краситель к воде и маслу. Потом медленно всыпьте 1 чайную ложку соли.

Объяснение : Масло легче воды, поэтому плавает на поверхности, но соль тяжелее масла, поэтому, когда добавляете соль в стакан, масло вместе с солью начинает опускаться на дно. Когда соль распадается, она отпускает частицы масла и те поднимаются на поверхность. Пищевой краситель поможет сделать опыт более наглядным и зрелищным.

Опыт №4 . «Дождевые облака»


Дети будут в восторге от этой простой забавы, объясняющей им, как идет дождь (схематично, конечно) : сначала вода накапливается в облаках, а потом проливается на землю. Этот "опыт " можно провести и на уроке природоведения, и в детском саду в старшей группе и дома с детьми всех возрастов - он зачаровывает всех, и дети просят повторить его снова и снова. Так что, запаситесь пеной для бритья.

В банку налейте воды примерно на 2/3. Выдавите пену прямо поверх воды, чтобы она стала похожа на кучевое облако. Теперь пипеткой на пену накапайте (а лучше доверьте это ребенку) окрашенную воду. И теперь осталось только наблюдать, как цветная вода пройдет сквозь облако и продолжит свое путешествие ко дну банки.

Опыт №5 . «Краснокочанная химия»


Мелко нарезанную капусту кладем в стаканчик и заливаем кипятком на 5 минут. Процеживаем сквозь тряпочку настой из капусты.

В другие три стаканчика наливаем холодную воду. В один стакан добавляем немного уксуса, в другой, немного соды. Добавляем капустный раствор в стакан с уксусом – вода покраснеет, добавляем в стакан с содой – вода окрасится в голубой цвет. Добавляем раствор в стакан с чистой водой – вода останется темно-синей.

Опыт №6 . «Надуй шар»


Налей воду в бутылку и раствори в ней чайную ложку пищевой соды.

2. В отдельном стакане смешай сок лимона с уксусом и вылей в бутылку.

3. Быстро надень шарик на горлышко бутылки, закрепив его изолентой. Шарик будет надуваться. Пищевая сода и сок лимона, смешанный с уксусом, вступая в реакцию, выделяют углекислый газ, который и надувает шарик.

Опыт №7 . «Цветное молоко»


Нужны : Цельное молоко, пищевые красители, жидкое моющее средство, ватные палочки, тарелка.

Опыт : Налить молоко в тарелку, добавить несколько капель разных пищевых красителей. Потом надо взять ватную палочку, окунуть в моющее средство и коснуться палочкой в самый центр тарелки с молоком. Молоко начнет двигаться, а цвета перемешиваться.

Объяснение : Моющее средство вступает в реакцию с молекулами жира в молоке и приводит их в движение. Именно поэтому для опыта не подходит обезжиренное молоко.

Интересные опыты для детей

В подготовительной группе проведение экспериментов должно стать нормой жизни, их надо рассматривать не как развлечения, а как путь ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективным способом развития мыслительных процессов. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивают наблюдательность и пытливость ума, развивают стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать не стандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личностью.
Несколько важных советов:
1. Проводить опыты лучше утром, когда ребенок полон сил и энергии;
2. Нам важно не только научить, но и заинтересовать ребенка, вызвать у него желание получать знания и самому делать новые опыты.
3. Объясните ребенку, что нельзя пробовать на вкус неизвестные вещества, как бы красиво и аппетитно они не выглядели;
4. Не просто покажите ребенку интересный опыт, но и объясните доступным ему языком, почему это происходит;
5. Не оставляйте без внимания вопросы ребенка – ищите ответы на них в книгах, справочниках, Интернете;
6. Там, где нет опасности, предоставляйте ребенку больше самостоятельности;
7. Предложите ребенку показать наиболее понравившиеся опыты друзьям;
8. И самое главное: радуйтесь успехам ребенка, хвалите его и поощряйте желание учиться. Только положительные эмоции могут привить любовь к новым знаниям.

Опыт №1. «Исчезающий мелок»

Для зрелищного опыта нам пригодится небольшой кусочек мела. Опустите мел в стакан с уксусом и понаблюдайте, что получится. Мелок в стакане начнет шипеть, пузыриться, уменьшаться в размере и вскоре совсем исчезнет.
Мел это известняк, при соприкосновении с уксусной кислотой он превращается в другие вещества, одно из которых – углекислый газ, бурно выделяющийся в виде пузырьков.
Опыт №2. «Извергающийся вулкан»


Необходимый инвентарь:
Вулкан:
- Конус слепить из пластилина (можно взять уже однажды использовавшийся пластилин)
- Сода, 2 ст. ложки
Лава:
1. Уксус 1/3 стакана
2. Красная краска, капля
3. Капелька жидкого моющего средства, чтобы вулкан лучше пенился;
Опыт №3. «Лава – лампа»


Нужны: Соль, вода, стакан растительного масла, несколько пищевых красителей, большой прозрачный стакан.
Опыт: Стакан на 2/3 наполнить водой, вылить в воду растительное масло. Масло будет плавать на поверхности. Добавить пищевой краситель к воде и маслу. Потом медленно всыпьте 1 чайную ложку соли.
Объяснение: Масло легче воды, поэтому плавает на поверхности, но соль тяжелее масла, поэтому, когда добавляете соль в стакан, масло вместе с солью начинает опускаться на дно. Когда соль распадается, она отпускает частицы масла и те поднимаются на поверхность. Пищевой краситель поможет сделать опыт более наглядным и зрелищным.
Опыт №4. «Дождевые облака»



Дети будут в восторге от этой простой забавы, объясняющей им, как идет дождь (схематично, конечно): сначала вода накапливается в облаках, а потом проливается на землю. Этот "опыт" можно провести и на уроке природоведения, и в детском саду в старшей группе и дома с детьми всех возрастов - он зачаровывает всех, и дети просят повторить его снова и снова. Так что, запаситесь пеной для бритья.
В банку налейте воды примерно на 2/3. Выдавите пену прямо поверх воды, чтобы она стала похожа на кучевое облако. Теперь пипеткой на пену накапайте (а лучше доверьте это ребенку) окрашенную воду. И теперь осталось только наблюдать, как цветная вода пройдет сквозь облако и продолжит свое путешествие ко дну банки.
Опыт №5. «Краснокочанная химия»



Мелко нарезанную капусту кладем в стаканчик и заливаем кипятком на 5 минут. Процеживаем сквозь тряпочку настой из капусты.
В другие три стаканчика наливаем холодную воду. В один стакан добавляем немного уксуса, в другой, немного соды. Добавляем капустный раствор в стакан с уксусом – вода покраснеет, добавляем в стакан с содой – вода окрасится в голубой цвет. Добавляем раствор в стакан с чистой водой – вода останется темно-синей.
Опыт №6. «Надуй шар»


Налей воду в бутылку и раствори в ней чайную ложку пищевой соды.
2. В отдельном стакане смешай сок лимона с уксусом и вылей в бутылку.
3. Быстро надень шарик на горлышко бутылки, закрепив его изолентой. Шарик будет надуваться. Пищевая сода и сок лимона, смешанный с уксусом, вступая в реакцию, выделяют углекислый газ, который и надувает шарик.
Опыт №7. «Цветное молоко»



Нужны: Цельное молоко, пищевые красители, жидкое моющее средство, ватные палочки, тарелка.
Опыт: Налить молоко в тарелку, добавить несколько капель разных пищевых красителей. Потом надо взять ватную палочку, окунуть в моющее средство и коснуться палочкой в самый центр тарелки с молоком. Молоко начнет двигаться, а цвета перемешиваться.
Объяснение: Моющее средство вступает в реакцию с молекулами жира в молоке и приводит их в движение. Именно поэтому для опыта не подходит обезжиренное молоко.

Мел, мрамор, скорлупа

Кусочек природного мела СаСО 3 смочите каплей соляной кислоты НСl (можно взять аптечную кислоту). Там, куда упала капля, заметно энергичное вскипание. Внесите кусочек мела с "кипящей" каплей в пламя свечи или сухого спирта. Пламя окрасится в красивый красный цвет.

Это явление известное: кальций, входящий в состав мела, делает пламя красным. Но зачем кислота? Она, реагируя с мелом, образует растворимый хлорид кальция CaCl 2 , его брызги уносятся газами и попадают непосредственно в пламя - от этого опыт становится эффектнее.

К сожалению, такой опыт с прессованным школьным мелом не удается - в нем есть примесь соды (соли натрия), и пламя окрашивается в оранжевый цвет. Лучше всего опыт получается с кусочком белого мрамора, смоченного той же кислотой. А убедиться в том, что соли натрия окрашивают пламя в интенсивный желтый цвет, вы сможете, внеся в пламя крупинку соли NaCl (или просто слегка "посолив" огонь).

Для следующего опыта с мелом понадобится свеча. Укрепите ее на негорючей подставке и внесите в пламя кусочек мела (мрамора, ракушки, яичной скорлупы). Мел покрывается копотью - значит, температура пламени мала. Мы собираемся обжечь мел, а для этого нужна температура 700-800 °С. Как же быть? Надо увеличить температуру, продувая через пламя воздух.

С аптечной пипетки снимите резиновый колпачок и вместо него наденьте резиновую или пластмассовую трубку. Дуйте в трубку таким образом, чтобы через оттянутый конец пипетки воздух попал в пламя над самым фитилем. Язычок пламени отклонится в сторону, температура его повысится. Направьте язычок на самую острую часть мелка. Этот участок раскалится добела, мел превратится здесь в жженую (негашеную) известь СаО, а заодно выделится диоксид углерода.

Проделайте эту операцию несколько раз с кусочками мела, мрамора, яичной скорлупы. Обожженные кусочки положите в чистую жестянку. Пока они остывают, самый большой кусочек поместите в блюдце и капните воды на то место, которое было накалено. Раздастся шипение, вся вода поглотится, а прокаленный участок рассыплется в порошок. Этот порошок - гашеная известь Са(ОН) 2 .

Добавьте воды побольше и капните раствор фенолфталеина. Вода в блюдце станет красной; значит, гашеная известь образует щелочной раствор.

Когда обожженные кусочки охладятся, поместите их в стеклянную банку или бутылку, залейте водой, закройте крышкой и взболтайте - вода станет мутной. Вы уже знаете, что мы сейчас получим известковую воду. Дайте жидкости отстояться и слейте прозрачный раствор в чистую склянку. Отлейте немного известковой воды в пробирку - и можно ставить с нею описанные ранее опыты с газами. А можно и фокусы, вроде превращения "воды" в "молоко" или "воды" в "кровь". Описание таких фокусов вы найдете в разделе "Химические фокусы ".

Смотрите другие статьи раздела

Интересный опыт по физике.

Многие опыты и эксперименты мы проводим на кухне, используя то, что найдется в кухонных шкафчиках. Сегодня нашелся уксус. Предлагаю вашему вниманию опыты с уксусом , которые очень нас порадовали.

С помощью уксуса:

  • надуем воздушный шарик;
  • сделаем вулкан;
  • растворим ракушку;
  • сделаем резиновое яйцо.

Вулкан в бутылке

Используя реакцию взаимодействия соды и уксуса, мы сотворили вулкан в бутылке.

Для опыты использовали:

Резиновое яйцо

С помощью уксуса куриное яйцо, а при желании и перепелиное, можно превратить в «резиновое». Уксус вступает в реакцию не только с содой, но и с многими другими веществами, одно из них — это кальций. В состав скорлупы яйца входит кальций.

Чтобы наблюдать реакцию взаимодействия необходимо поместить яйцо в стакан с уксусом. Мы использовали 9 % уксус. Уже через 12 часов, яйцо изменилось, оно потеряло свою твердую скорлупу. Из стаканчика мы достали куриное яйцо, способное прыгать, как мячик. Но не перестарайтесь! Наше подопытное яйцо прыгало, прыгало и лопнуло прямо на ковре в комнате Конечно, яйцо не превращается в резиновое, просто под воздействием кислоты растворяется скорлупа, а белок с желтком остаются «укутанные» в тоненькую пленочку, которая и раньше существовала, но не была видна. Яйцо без скорлупы очень красиво светится, если направить на него луч фонарика.

После опытов с яйцом мы задумались, а что бы еще можно растворить в уксусе?

Растворяем ракушку

Бабушка с моря привезла нам красивые ракушки. Одной из них мы решили пожертвовать для изучения ее растворимости. Мы почитали, что раковины состоят преимущественно из карбоната кальция и предположили, что кальций вступит в реакцию с уксусом и наша ракушка раствориться. Проверили опытным путем. Погрузили ракушку в уксус, но за сутки значительных изменений не произошло. Думаете, что мы разочаровались? Нет! Раз в уксусе не растворяется, значит концентрация кислоты маловата. Замочили ракушку в уксусной кислоте 70%. За 18 часов раковина значительно истончилась, а через 48 часов совсем растаяла.

С уксусной кислотой нужно быть предельно осторожными!

На этом наши растворительные настроения не закончились. В поле зрения оказался кусочек мела. Вот он то, наверное, здорово раствориться! Оказалось, что мы ошиблись. Погрузив школьный мелок в стаканчик с уксусом, мы наблюдали красивую реакцию выделения газа, маленькие пузырьки окутали мелок. Но реакция быстро закончилась, разочаровав нас. Как мы потом узнали, в школьные мелки добавляют гипс, а он в уксусе не растворяется.

Надуваем воздушный шарик с помощью уксуса и соды

Всем любителям выпечки известно, что при взаимодействии соды и уксуса выделяется углекислый газ. Пользуясь этими знаниями можно надуть воздушный шарик.

Для этого нам понадобятся:

  • пластиковая бутылка,
  • уксус,
  • сода,
  • шарик,
  • воронка.

Наливаем в бутылку около 100-150 мл уксуса. В еще не надутый воздушный шарик насыпаем 1 столовую ложку соды . Легче это сделать воспользовавшись пластиковой воронкой или смастерить воронку из бумаги. Далее надеваем шарик на горлышко бутылки и расправляем его. Сода начинает высыпаться в уксус, происходит бурная реакция взаимодействия двух веществ с выделением углекислого газа, который и надувает воздушный шарик. Радость на лице ребенка обеспечена! Вот видео нашего эксперимента.

Уксус в наших опытах мы используем часто. Например, в опытах с индикаторами под воздействием уксуса жидкости меняют цвет или с его помощью мы чистили монетки.

Друзья, а какой из сегодняшних опытов больше всего понравился вашему ребенку? Эксперименты простые, но доставляют массу положительных эмоций малышам. Мне нравится фотографировать улыбки детей, их радость и восторг. Присылайте фотографии ваших опытов и делитесь впечатлениями в комментариях.

Удачных экспериментов! Наука – это весело!