Откуда берется дождик и куда девается летом вода в ручьях? Вам наверняка задавал подобные вопросы ваш малыш, а если нет, то еще обязательно задаст. Вы то знаете, что во всем виноват круговорот воды в природе. Но как объяснить такую сложную тему маленькому ребенку? Ведь он и слушать не захочет скучные речи про сложные физические механизмы испарения и конденсации... А вот сказку ваш малыш послушает с удовольствием. Поэтому будем объяснять в форме сказки. Сказка про маленькую капельку - путешественницу. А дело было так...

Жила-была маленькая капелька. Она и ее подружки-капельки сидели в большом облаке, весело смеялись и болтали.

День ото дня облако становилось все больше и больше, пока в один прекрасный момент не пролилось на землю дождем.

«Прощайте!» - только и успела прокричать Капелька своим подружкам, как уже летела по направлению к земле.

Всего несколько секунд и Капелька упала в небольшой ручеек. «Ой, куда это я попала? А сколько здесь воды! И куда это мы бежим?» - удивлялась Капелька.

Ручеек же, весело журча, нес нашу Капельку к небольшому озеру, в которое он и впадал. Вот тут-то Капелька удивилась еще больше. Никогда в своей жизни она не видела так много воды!

Все казалось ей новым и интересным. Заметив маленьких карасиков, плавающих в озере, она подумала: «А это кто такие? Надо обязательно с ними познакомиться!»

Но не успела, так как в этот момент пригрело солнышко, и Капелька испарилась, другими словами превратилась в пар. Теперь она уже не стремительно падала вниз к земле, а плавно парила вверх к облакам. «Я лечу!» - прошептала Капелька.

Когда она была уже достаточно далеко от земли, то почувствовала, что становится прохладно. «По-моему, я снова превращаюсь в водяную капельку», - подумала Капелька.

В это время как раз рядом с ней проплывало красивое белое облако, и Капелька с удовольствием к нему присоединилась. Облако состояло из множества других маленьких капелек, которые наперебой рассказывали подругам о том, какие необыкновенные приключения они пережили там на земле.

После прочтения сказки нужно уточнить, что в мире постоянно миллиарды маленьких капелек то и дело испаряются, осушая водоемы, и падают из тучки дождем, наполняя их. А зимой капельки совсем замерзают, и выпадает снег. Это и называется круговоротом воды в природе.

РАССКАЗЫВАЕМ ДЕТЯМ О ВОДЕ Вода для нас – самое привычное и простое вещество. В то же время вода таит в себе множество загадок. Учёные до сих пор продолжают исследовать воду, находя все больше интересных фактов. Вода - необходимое условие существования всех живых организмов на нашей планете. “Вода дороже золота” – считали бедуины, которые всю жизнь кочевали в песках и знали цену глотку воды. Они понимали, что никакое богатство не спасёт путника в пустыне, если иссякнет запас воды. Вода - одна из самых насущных потребностей человека. Важнее только кислород, без которого жизнь просто не возможна совсем. Без воды человек сможет прожить лишь 2-3 дня, а вот без еды можно протянуть почти 3 месяца. К воде необходимо относиться очень бережно, ведь воды, пригодной для питья, на Земле не так уж много. Не смотря на то, что водой покрыто 3/4 площади Земли. Много ли мы знаем о воде? Интересные факты для детей и взрослых - Человек может прожить без воды не более 2-3 дней. - Небольшое обезвоживание организма (около 2% веса - примерно 1,5 килограмма), приводит к неприятным симптомам: потеря сил, усталость. - Причиной обезвоживания может быть не только физическая активность, но и переедание. - Если организм человека потеряет более 10% воды, то это может привести к смерти. - В среднем, по статистике, организм животных и растений содержит более 50% воды. - Наш организм на 65-70% состоит из воды. - Состав мантии Земли содержит в 10-12 раз больше воды, чем Мировой океан. - Мировой океан покрывает примерно 71% поверхности планеты, при средней глубине - 4 км, и содержит 97,6% известных мировых запасов свободной воды. - Если бы растаяли все ледники, то уровень воды на нашей планете поднялся бы на 64 м (примерно с 20-этажный дом) и, около 1/8 поверхности суши, затопило бы водой. - Вода - единственное в природе вещество, свободно встречающееся на Земле, плотность которого в твёрдом состоянии меньше, чем в жидком. Именно поэтому в воде не тонет лёд, а водоёмы, как правило, не промерзают до самого дна (хотя при экстремальных температурах это возможно). - Морская вода замерзает при температуре -1,91°C. - Человек за один год потребляет коло 60 тонн воды только в процессе питания. - Воды иногда замерзает и при плюсовой температуре. - Вода обладает наибольшей теплоемкостью в сравнении с существующими в природе жидкостями. - В природе можно выделить примерно 1330 видов воды. Их различают по происхождению (почвенная, дождевая, из свежего или долго лежащего снега и т.п.), по характеру растворенных в ней веществ и их количеству. - Поверхностное натяжение воды из всех существующих в природе жидкостей уступает только ртути. - Мы знаем о 3 различных состояниях воды (жидкое, газообразное и твердое). Вопреки этому мнению, ученые выделяют в жидкой форме воды 5 состояний и 14 состояний в твердом виде. - Вода является универсальным растворителем - Примерно 520 тысяч кубических километров воды испаряется в течение года с поверхности Земли. Дождь и снег приносят на Землю примерно столько же воды. Если представить визуально, то получится куб со стороной около 80 километров. Если этот объём распределить равномерно по поверхности Земли, то получится слой толщиной около 1 метра. - Теплота испарения воды выше теплоты испарения других жидкостей, а теплота кристаллизации воды уступает только аммиаку. - Горячая вода замерзает быстрее охлажденной воды. Если взять две одинаковые ёмкости с водой, с горячей и холодной водой, и поместить их в морозильную камеру, то ёмкость с горячей водой замёрзнет быстрее холодной, хотя по логике вещей должно быть наоборот. - Океан занимает 3/4 от всей поверхности Земли, при этом он является мощным смягчителем Земного климата, постоянно обогревая нижние атмосферные слои. - Вода прозрачна лишь для видимых лучей и сильно поглощает инфракрасную радиацию. - Около 80% поверхности Земли покрыто водой и всего лишь 1% этой воды подходит для питья. - В разных частях Земли лёд имеет различную температуру. Самый холодный лёд находится в Антарктике (температура льда -60 градусов). Температура льда в Гренландии всего – 28 градусов, а у Альпийского льда температура 0 градусов. - Основную часть пресной воды содержат ледники. - Вода в разных состояниях отражает свет по-своему. Например, снег отражает примерно 85% солнечных лучей, а вода только лишь 5%. - Ткани организма человека с возрастом теряют воду. Из расчета обезжиренной массы тела… У грудных младенцев вода составляет 80.6% тела, у взрослых – 75.9%, у стариков – 65-70%. - Синий цвет чистой океанской воды можно объяснить избирательным поглощением и рассеянием света в воде. - Загрязненные подземные воды очищаются в течение нескольких тысячелетий. - Изотопных разновидностей воды известно свыше 135. Кроме "живой", "мертвой", существует "тяжелая", "скользкая", "сухая" и "резиновая" вода. - Наука признает свыше 2000 структурированных форм воды. - Повышение употребления структурированной воды (от 65% до 85%) продлевает человеку жизнь примерно на 15-20 лет, стимулирует регенерацию тканей и всех функциональных процессов. Мы представили Вашему вниманию различные необычные факты о воде. Надеемся, что эти интересные факты для детей и взрослых помогут научить малыша ценить водные ресурсы с самого детства.

Большинство населения планеты всё еще не придает особого значения и не обращает должного внимания на наличие, качество и количество воды в нашей жизни. Для тех, кому повезло жить в незасушливых районах, вода не представляет великой ценности, а вот ученые очень обеспокоены состоянием на Земле. И с каждым днем выявляют новые интересные факты о воде.

Вода в цифрах

  • Сейчас вода занимает 70% поверхности планеты, из них пригоден к употреблению человека только 1%. От всех мировых водных ресурсов - это всего 3%, из которых доступны человеку только 1,5%.
  • Почти половина всей воды, а именно 46%, находится в Тихом океане, на Атлантический океан приходится 23,9% воды, Индийскому океану досталось 20,3%, а Северному Ледовитому - 3,7%.
  • Температура, при которой замерзает равна 1,91 градуса Цельсия.
  • В одном стакане с водой находится 8 септиллионов молекул!
  • На нашей планете существует около 1330 природных видов воды. Они классифицируются по способу происхождения (талая, почвенная, дождевая) и по составу.

  • Человеку необходимо около двух литров воды в день. Вода способствует похудению: выпивая больше двух литров, мы даем возможность организму быстрее очиститься от шлаков. Вода хорошо притупляет голод, выпитая натощак или перед едой.
  • Люди, выпивающие необходимое количество воды, ежедневно меньше подвержены возникновению сердечного приступа, чем те, кто пьет мало чистой воды.
  • Без воды человек может прожить всего шесть дней.
  • Организм взрослого состоит из воды на 70%, ребенка - на 80%, плод в пятимесячном возрасте вообще на 94%!
  • За свою жизнь человек выпивает примерно тридцать пять тонн воды. А тридцать три литра воды можно вскипятить энергией человеческого тела, выделяемой за сутки.

Состояния воды

Еще нам доступна интересная информация о воде и ее состояниях.

  • Ученые нашли пять состояний жидкой воды и четырнадцать - твердой.
  • Холодная вода замерзает до льда медленнее горячей, это доказал школьник.
  • Лед плотнее, чем жидкая вода, поэтому держится на ее поверхности.
  • Самые большие запасы льда на Земле находятся на полярных "шапках".
  • В морской воде содержится белок и много других питательных веществ.
  • Медуза состоит на 99% из воды, а арбуз - на 93%.
  • мирового океана на три градуса выше температуры ближайшего к нему слоя воздуха.
  • В Азербайджане есть вода, способная гореть из-за большого количества метана в составе.
  • В ЮАР из кранов течет вода, пригодная в пищу без очистки - третья в мире по чистоте, а первое место занимает вода Финляндии.
  • Озеро в Антарктиде в одиннадцать раз соленее моря и замерзает только при -50 о С.
  • 22 марта - День мировых водных ресурсов.

Чтобы как можно дольше сохранить жизненно необходимые нам запасы воды на планете, в первую очередь, следует бережно и экономно относиться к ней самому и приучать к этому своих детей. Ребенка в любом вопросе надо заинтересовать. Проводите с малышом беседы, в которых рассказывайте ему интересные факты о воде соответственно возрасту. Все дети - максималисты, поэтому информация, начинающаяся со слов "самый, самая", обязательно вызовет интерес и отложится в памяти!

  • Самая большая капля дождя была размером 9,4 сантиметра! Такие капли падали на США.
  • Самый долгий дождь непрерывно шел в Индии почти два года!
  • Самая крупная градина весила один килограмм и два грамма! Упала она на Бангладеш.
  • Толщина тучи в небе может быть больше ее толщина может достигать шестнадцать километров!
  • Айсберг может таять целых десять лет.

Это далеко не все интересные факты о воде, тем более что с каждым днем их становится больше. Ищите, узнавайте, делайте открытия сами, чтобы мир был лучше и интереснее!

Цель беседы: , о сложностях ее добычи, о необходимости беречь воду, уточнить знания детей о профессии сантехника, о необходимых инструментах по уходу за водопроводными кранами. Воспитывать уважительное отношение к профессии сантехника, .

В. Мы с вами говорили о воде, о том, как она помогает отапливать квартиры. А еще для чего нужна вода? (Ответы детей.) Вода, ребята, нужна не только человеку, но и животным, птицам, рыбам, растениям. Без воды не могут работать заводы и выпускать необходимую людям продукцию. Там, где нет воды или ее недостаточно, ее развозят на специальных машинах. На заводы вода поступает по трубам.

А использованная вода собирается в специальные очистительные станции, а оттуда опять проделывает нелегкий путь к людям. Воды не бывает очень много, поэтому ее нужно экономить.

В групповую комнату заходит сантехник и здоровается с детьми, вступает с ними в диалог, показывает свои инструменты и рассказывает, для чего они нужны.

В. Вода появляется не только из крана. Сейчас я вам загадаю загадки и вы сможете узнать, как еще появляется вода.

Крыльев нет, а летит,

Ног нет, а бежит,

Не в воде, зато с водою

Отгадайте, что такое?

Над горами, над полями

Плачут горькими слезами,

Но зато наш огород

Очень-очень слез их ждет.

В. В деревнях и на даче огород поливают водой, особенно тогда, когда лето бывает сухое, солнечное, без дождей. Что же может случиться с растениями, когда дождя нет? (Ответы детей.) Да, без воды растения могут засохнуть, а люди не смогут собрать богатый урожай.

Многие крестьяне очень бережно относятся к воде, во время дождя они собирают ее в большие бочки. Бочки ставят под крышу и вода с крыш стекает в бочки. И когда нет дождя, а растения просят пить, то этой водой поливают цветы, овощи и садовые деревья. Это тоже один из способов экономии воды, человек не из крана берет воду, а собирает ее понемножку.

Если наступает зима, во что превращаются капельки дождя. (В снег.) Снег, ребята, это тоже вода и его можно и нужно использовать с хорошей целью. Машины, которые собирают снег с дорог и улиц, отвозят его за город и высыпают на поля. Снега очень много и собрать его нелегко, для этого работают и машины, и люди.

Часто снег собирают в большие сугробы, а потом, через некоторое время вывозят. На полях снег согревает ростки растений, которые появляются под снегом. А весной снег растает и превращается в воду, которая убегает в реки и озера. По краям рек человек садит деревья, которые своей тенью уберегают воду от испарения и высыхания.

Давайте поиграем в игру «Кто быстрее?»

Две команды будут собирать снег (мелкие кусочки бумаги) и относить в грузовик. Посмотрим, чья команда больше соберет снега. (Игра проводится 3-4 раза.)

Беседу с детьми о воде провела Е. Архипова

Что такое вода?

(старший дошкольный возраст)

Программное содержание:

Расширять знания детей о воде; об её свойствах и состоянии (не имеет запаха и вкуса, принимает форму сосуда, в котором находится, бывает в трех состояниях: жидком - вода, твердом - лед, газообразном - пар).

Дать представление о круговороте воды в природе

Воспитывать бережное отношение к воде

Развивать у детей познавательные и речевые умения, познавательные интересы

Методы и приемы:

Игровой (внесение игрового персонажа, сюрпризные моменты)

Практический (опытный)

Словесный (беседы и рассказ воспитателя)

Предварительная работа:

Чтение рассказов и сказок познавательного характера

Опыты (превращение снега в воду, воды в лед)

Беседы на тему: «Где можно встретить воду?», «Кто живет в воде?»

Материалы и оборудование:

Панно «Кому нужна вода»

Инвентарь для опытов:

Стаканы с водой (по количеству детей)

Пустые стаканы

Соль, сахар, зеленка, марганцовка

Ложечки

Кукла Капитошка

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в гости пришел Капитошка. Вы знаете кто он такой? (Ответы детей).

Правильно, это герой мультфильма. А вы можете объяснить, почему его так назвали? (состоит из капелек воды). Он расскажет нам о своих путешествиях. Ребята, а давайте расскажем Капитошке, что мы знаем о воде.

Воспитатель: Ребята, что же такое вода? (ответы детей)

Опыт №1 «Вода – это жидкость»

Дети наливают воду в стаканчики, переливают из одного стаканчика в другой.

Воспитатель: Вода - это жидкость. Она течет. Её можно налить во что-нибудь: в стакан, в ведро, в вазу. Её можно вылить, перелить из одного сосуда в другой.

Вывод: Вода – это жидкость, её можно наливать, переливать.

Воспитатель: Ребята, а как вы считаете, какого цвета вода? (ответы детей). Сейчас мы это проверим.

Опыт №2 «Вода бесцветная»

На столе у воспитателя белый лист бумаги, стакан с молоком, стакан с водой.

Воспитатель: Какого цвета молоко? (белого). А можно сказать про воду, что она белого цвета? (ответы детей)

Вывод: Вода не имеет цвета, она бесцветна.

Воспитатель: Ребята, а я знаю, что вода может изменять свой цвет. Хотите убедиться в этом? (ответы детей). На столе у воспитателя два стакана с водой, зеленка, марганцовка (этот опыт проделывает только воспитатель).

Воспитатель: я сейчас в воду добавлю волшебный кристаллик(марганцовку) и мы посмотрим что произойдет с водой. Изменила вода свой цвет? А теперь я добавлю в воду волшебную капельку (зеленку). Посмотрим, что произойдет с водой. Изменила вода свой цвет (ответы детей)

Вывод: Вода может менять свой цвет в зависимости от того, что в нее добавили.

Воспитатель: Как вы думаете, изменит ли вода свой цвет, если в нее добавить варенье? Попробуйте это сделать дома. А теперь, я предлагаю вам, ребята, попробовать воду на вкус (детям предлагается кипяченая вода). Какая она? Сладкая? Соленая? Горькая?

Вывод: Вода не имеет вкуса, она безвкусная.

Опыт№3 (детям раздаются стаканы с солью или с сахаром, ложечки)

Воспитатель: Давайте проведем с вами небольшой опыт. Положите в стаканчик с водой вещество, которое находится у вас на столе (воспитатель демонстрирует). Размешайте, а теперь попробуйте воду. Какая она стала на вкус? (ответы детей). Как вы думаете, что вы добавили в воду (ответы детей)

Вывод: Оказывается, вода, может принимать вкус того вещества, которое в нее добавили.

Опыт №4 «Вода не имеет запаха»

Воспитатель: а теперь, я предлагаю вам, ребята, понюхать воду. Пахнет ли вода чем-нибудь?

Вывод: Вода ничем не пахнет, у нее нет запаха.

Воспитатель: Вот, Капитошка, сколько всего знают дети о воде. А сейчас я предлагаю, вам, ребята сесть на стульчики и послушать, что нам расскажет Капитошка о своем путешествии.

Капитошка: Жил я когда-то в большом- большом океане. Но жил я не один, вместе со мной жили мои сестры и братья, нас было очень много. Жили мы весело, играли в разные игры. Однажды в жаркий день мы разыгрались, я оторвался от своих братьев и сестер, стал невесомым, легким и полетел вверх. Летел я, летел вверх, так интересно было рассматривать землю сверху, но было скучно одному, а ветер относил меня все дальше и дальше, и на своем пути, я все чаще стал встречать своих братьев и сестер, нас было уже целое облако, но вдруг подул холодный ветер. Мы начали мерзнуть и стали прижиматься друг к другу, чтобы хоть как то согреться. Мы превратились в большую тяжелую каплю и уже не могли удержаться над землей и начали падать вниз. Мне было очень интересно, куда же я упаду, где я побываю и что нового увижу. И приземлился я в речку, и снова встретился там со своими братьями и сестрами. Мы снова стали весело жить и играть. А мне так понравилось путешествовать, что я все время ждал, когда же такой момент наступит снова.

Воспитатель: Спасибо тебе, Капитошка, за твой рассказ. Теперь ребята знают, как путешествует вода. Это происходит постоянно: вода испаряется с поверхности земли, образует облака, в виде дождя и снега возвращается на землю.

Воспитатель: Мы сегодня, ребята, много говорим оводе, много о ней узнали. Ребята, давайте Капитошке расскажем, для чего нужна вода и кому?

(Работа с панно « Кому нужна вода»).

Воспитатель: Молодцы, ребята!

Воспитатель: А ты знаешь, Капитошка, что воду нужно беречь, и когда моешь руки, нужно сразу закрыть кран?

Капитошка: А зачем ее беречь? Вон сколько воды!

Воспитатель: Воды много, но для умывания, приготовления пищи необходима только очищенная вода. А чтобы получить чистую воду, люди затрачивают много сил. Вот поэтому воду нужно беречь, плотно закрывать кран.

Воспитатель: Ребята, а сейчас у меня для вас есть еще один сюрприз (вносятся цветные льдинки). Как вы думаете, что это? Как можно получить такие льдинки? (ответы детей). Молодцы! Вода добрый друг и помощник человека. Я хочу вам прочитать стихотворение Н. Рыжовой «Волшебная вода».

Вы, слыхали о воде?

Говорят она везде!

Вы в пруду ее найдете,

И в сыром лесном болоте.

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране,

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит.

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

С нею смею вам я доложить

Без нее нам не прожить!

Действительно, без воды невозможно жить на земле, поэтому воду надо беречь и охранять.