Конспект урока русского языка в 8 классе по теме «Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении»

Цели: 1) показать условия постановки запятой между простыми предложениями в союзном сложном предложении; развивать орфографические и пунктуационные навыки; 2) развитие устной и письменной речи; расширение словаря; коррекция памяти, логического мышления учащихся на основе упражнений в группировке языкового материала; 3) воспитание интереса и положительного отношения к предмету.

Планируемые результаты: умения различать простые и сложные предложения, применять правило постановки запятой между простыми предложениями в союзном сложном предложении, объяснять языковые явления и процессы.

Тип урока: объяснение нового материала

Оборудование: компьютер, карточки, учебник

Ход урока:

I . Организационный момент

1. Положительная установка

- Возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу и пожелайте успешной работы на уроке.

2. Развитие слухового восприятия (за экраном)

- Какое сегодня число?

- Кто сегодня дежурный?

- Какой сейчас урок?

- Сейчас будем проверять домашнее задание. Откройте тетради.

II . Проверка домашнего задания

- Какие трудности были при выполнении домашнего задания?

III . Орфографическая разминка

1. Словарная работа

- Посмотрите на слова и запишите их в точной последовательности:

гимнастика

осанка

снаряд

чемпион

тренер

тренироваться

- Какое слово лишнее? (нужно убрать карточку со словом тренироваться )

- На какие две группы можно разделить слова? (первая группа – слова, относящиеся к 1 склонению, вторая – слова 2 склонения)

2. Работа по карточкам (в карточках даны слова и словосочетания, в которых ранее были допущены ошибки)

- Откройте тетради и выполните задание из карточки

Вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки:

(Не)отремонтирова(нн, н), (не)годующий взгляд, (не)вида(нн, н)ая кр..с..та, кваше(нн, н)ая капуста, (дальне)восточный, (не)мог, кого(либо), (сельско)хозяйственный, выр..стали, пятими(лл, л)ионный, (не)напоминало, о син.. шарф.., в тёмн.. пруду

Взаимопроверка

- Поменяйтесь тетрадями и проверьте работы по образцу

IV . Повторение пройденного

- Закончите фразы:

Части речи в русском языке делятся на самостоятельные и …

К служебным частям речи относятся …

Служебная часть речи, которая служит для связи однородных членов в предложении, а также простых предложений в составе сложного – это …

Союзы бывают …

Ответы: (служебные) (предлоги, союзы, частицы) (союз) (простые и составные; сочинительные и подчинительные)

V . Подготовка к изучению новой темы

1. Лингвистическая разминка

- Поразмышляйте над загадкой старинной легенды

- Вот какую роль может сыграть такая крошечная запятая!

Вывод: Знаки препинания выполняют важнейшую функцию в тексте. Они помогают более полно и точно выразить смысл письменной речи.

2. Знакомство с темой урока

- Вы легко узнаете тему урока, если хорошо помните алфавит.

А

За

О

пред

Д

тая

У

ями

Й

ду

Ч

союз

Щ

ном

Э

пред

Х

в

Ы

слож

Ю

ложе

Ь

ном

М

ми

В

пя

С

ложени

Ж

меж

Л

просты

Я

нии

(Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении)

(Запись темы в тетради)

3. Целеполагание

- Так как в самой формулировке темы заключено правило, то вам легко будет определить цели сегодняшнего урока.

(Определение целей: узнать условия постановки запятой между простыми предложениями в союзном сложном предложении; развивать орфографические и пунктуационные навыки)

VI . Работа по теме урока

1. Анализ предложений (предложения записаны на доске)

- Объясните постановку знаков препинания. Выделите грамматические основы, постройте схемы предложений. Отработайте орфограммы в словах с пропущенными буквами и скобками.

1. Месяц ещё не вст..вал, и только две звёздочки сверкали на (тёмно)син..м своде.

2. Когда туман ра..сеивался порывами ветра, на востоке можно было разл..чить чуть с..невший ровный берег.

3. Погода была тихая, и пруд словно заснул.

4. Со(?)нце на пустынной наб..режной пр..гревало сквозь туман, и всё сияло перед глазами.

5. Если дед ух..дил из дома, бабушка устраивала на кухн.. интереснейшие собрания.

(№ 1 [– = ], и [– =] месяц вставал, и две звезды сверкали

2 (Когда – =), [ = ] когда туман рассеивался, можно было различить

3 [– = ], и [– =] погода была тихая, и пруд заснул

4 [– = ], и [– =] солнце пригревало, и всё сияло

5 (если – =), [– = ] если дед уходил, бабушка устраивала)

Общий вывод:

- Как узнать, простое предложение или сложное? (Выделить основы)

- Что мы наблюдаем во всех этих сложных предложениях с точки зрения пунктуации?

Физминутка

Комплекс упражнений В.Ф.Базарного (сидя или стоя)

VII . Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

1. Чтение правила

- Чтобы убедиться в правильности сделанного вывода, обратимся к учебнику на стр. 151. Какое правило предлагают нам авторы учебника? (Чтение теоретических сведений)

2. Упр. 364 (1, 2, 5) – комментированное письмо, составление схем на доске.

(№ 1 [= –], и [= и – ] светился снег, и чернели тропы

- Какой союз соединяет предложения?

- Что соединяет союз и ?

2 [– = ], и [= –] месяц светил, и видна была травинка

5 [– = и =] дверь хлопала и открывалась [= –], и [= –] входили люди, и врывался пар)

Вывод: Сочинительный союз и связывает однородные члены и равноправные по смыслу простые предложения в составе сложносочинённого предложения.

3. Упр. 365 (1-3) – самостоятельное выполнение с последующей самопроверкой по образцу

- Какие союзы связывают предложения?

- Что связывают союзы?

Вывод: Подчинительные союзы связывают простые предложения в сложном предложении, которое называется сложноподчинённым.

VIII . Подведение итогов урока

- Чему мы учились в течение урока?

(- видеть структуру сложных предложений;

Определять границы простых предложений в составе сложного;

Правильно расставлять знаки препинания;

Видеть орфограммы в словах.)

- С помощью чего присоединяются простые предложения, входящие в состав ССП и СПП? (С помощью сочинительных и подчинительных союзов)

- Как разделяются простые предложения, входящие в состав сложного? (Разделяются запятой)

- Сформулируйте правило постановки запятой в сложном союзном предложении.

(Между простыми предложениями, входящими в состав сложного, ставится запятая)

Рефлексия

Оценивание

- Какую отметку вы себе поставили бы?

- Как себя оценивает …

Домашнее задание

§ 61

Упр. 366 или 367 (по выбору)

Тема : Запятая в сложном предложении.

Планируемые предметные результаты:

Ставить запятые в сложном предложении с союзами; отличать простые предложения от сложных; составлять схемы простых и сложных предложений; распознавать однородные члены предложения; выполнять синтаксический разбор предложений изученных видов.

Универсальные учебные действия:

Самостоятельно формулировать тему и цели урока. Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем. Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.

Личностные результаты:

Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы общения и сотрудничества).

Ход урока :

  1. Организационный момент.(слайд 1)

Прозвенел звонок, начался урок.

Каким бы вы хотели видеть наш урок. (слайд 2)

Чтобы получился урок таким, недостаточно действий одного учителя, необходима и ваша помощь.

Какими должны быть на уроке ученики? (слайд 2)

Сможете стать такими?

2. Словарная работа (слайд 3)

Заполните кроссворд словарными словами.

Запишите их через запятую, подчеркните непроверяемую букву безударного гласного в корне слова. (к о лено, к о рова, к о пыто, к о стёр, к о лесо )

Поменяйтесь тетрадями с соседом, проверьте написание слов.

Запишите по 3 однокоренных слова:

1 вариант – с корнем – колен – (колено, наколенник, поколение)

2 вариант – с корнем – колес – (колесо, трёхколёсный, колесить)

Выделите корень в словах. Проверим.

Давайте составим простое предложение со словом колесо. (В машине пробилось колесо). Запишите.

Выполните синтаксический разбор предложения. (Повеств., невоскл., прост., распр.)

Найдите грамматическую основу предложения. Выделите её. Какими частями речи они выражены. (сущ., глаг.) Составьте схему предложения (д)

А теперь я предлагаю вам составить с этим же словом, предложение сложное. (У нас пробилось колесо, но мы всё равно доехали до дачи)

Синтаксический разбор (повеств., невоскл., сложн., распр.) Грамматическая основа. Схема. (д)

Как же отличить простое предложение от сложного? (в простом - 1 грамматическая основа, а в сложном 2 и более (слайд 5)

3. Формулирование темы и цели урока.

Ключевые слова : сложное предложение; союзы и, а, но; запятая (слайд 6)

Вспомните, какие проблемы мы решали на предыдущих уроках по теме «Сложное предложение» (знаки препинания в сложном предложении, отличие от простого, перед одиночным союзом и запятая ставится)

Дополните этот ряд ключевых слов (простое предложение, однородные члены, отсутствие занятой)

Сегодня на уроке мы повторим и обобщим всё изученное о простом и сложном предложении. (слайд 7)

4. Обобщение и систематизация умений и навыков.

Составьте предложения.

Какие предложения у вас получились? Запишите их. Составьте схемы предложения. Какие это предложения? (простое и сложное) (слайд 8,9)

И в одном и в другом предложении есть союз и. Какова же роль союзов в предложении? (соединяют части предложения или однородные члены)

Какие ещё союзы вы знаете? (и, а, но)

Давайте соединим вид предложения с нужными союзами. (слайд 10)

Попробуйте составить для себя схему-подсказку, перед какими союзами ставится и не ставится запятая в простом предложении с однородными членами и в сложном. (2 уч – д) Проверим.

Почему мы так обозначали сложное предложение? (оно состоит из частей) - Что происходит с частями в сложном предложении? (они соединяются и разделяются)

Дополните эти слова нужной информацией, чтобы получилась схема о простом и сложном предложении. (слайд 11)

Физминутка (слайд 12)

Упр. 79 (разбор, самостоятельная работа)

Откройте Рабочие тетради на странице 18. Найдите задание 6.

Прочитайте про себя задание. Что нужно сделать?

Схема какого предложения здесь представлена? (сложная, состоящая из 3 частей)

Как соединены части этого предложения?

Подберите, какое предложение подойдет к этой схеме. Поработайте в парах. Вспомните правила. (слайд 13)

Итак, какое предложение подходит? (3) Докажите, что именно это предложение подходит.

Письмо (слайд 14)

Объясните постановку знаков препинания. Нарисуйте схему предложения. ([= - ,=],[= -], и [= -].) (д)

Разберите по составу имена прилагательные.

5. Итог урока.

Найдите ошибки в схеме. Объясните их. (слайд 15)

Вот и кончился урок, он пошёл, наверно впрок! (слайд 16)

6. Домашнее задание.

С.79-80 упр. 4, Р.т.т.3 з.10

Предварительный просмотр:

Ключевые слова: сложное предложение; союзы и, а, но; запятая

Запятая в сложном предложении.

рядом и мой школой находится с бассейном дом туда сестрой мой и бассейном находится с ходим рядом с мы дом часто

Мой дом находится рядом с бассейном и школой. Мой дом находится рядом с бассейном, и мы с сестрой часто туда ходим.

Простое предложение с однородными членами, а, но, и и Сложн ое предложение

части разделяются связываются Союзами с интонацией интонацией,

Правила работы в парах Говори тихо Выслушай мнение товарища до конца Не перебивайте друг друга Будь вежлив и сдержан

Улыбнулись сонные берёзки, Растрепали шёлковые косы, Шелестят зелёные серёжки, И горят серебряные росы… (С.Есенин)

[ - =] и [ - =]. [ - = , и = ].

Итог урока Что мы повторили? Что понравилось? Хочу знать больше Хорошо, но могу лучше Пока испытываю трудности Оцени свою работу


Тема: «Запятая в сложном предложении» Тип урока: Цель: - Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер. Для парной работы: карточки с алгоритмом; Для индивидуальной работы: - учебник «Русский язык»; - тесты разноуровневые.

Просмотр содержимого документа
«Урок русского языка: «Запятая в сложном предложении»»

Р У С С К И Й Я З Ы К

Тема: «Запятая в сложном предложении»

Тип урока: повторение и закрепление изученного.

Цель:

- развивать умения ставить запятые в сложном предложении с союзами;

Развивать умение отличать простые предложения от сложных; развивать умения конструировать предложения;

Развивать умения составлять схемы простых предложений и сложных;

Обучать навыкам самооценки и самоконтроля;

Совершенствовать коммуникативные навыки;

Развивать творческое мышление;

Совершенствовать навыки сотрудничества.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер.

Для парной работы : карточки с алгоритмом;

Для индивидуальной работы:

Учебник «Русский язык»;

Тесты разноуровневые.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

Ι. Актуализация знаний. (Организационный момент).

Этап 1. Определение основного вопроса урока.

Сегодня такой хороший день. Я рада быть сегодня с вами. Давайте поприветствуем всех присутствующих. И подарим им свои улыбки.

Каким бы вы хотели видеть сегодня урок русского языка?

(после ответов детей открывается запись на экране)

Интересный

Познавательный

Развивающий

Результативный

Чтобы получился урок таким, недостаточно действий одного учителя, необходима и ваша помощь.

Какими должны быть на уроке ученики?

(после ответов – запись на экране)

Активные

Думающие

Работоспособные

Внимательные

Дисциплинированные

Настройте себя положительно на урок.

1. Определяем основной вопрос урока.

Посмотрите на доску. Запишите отгадку в столбик.

Он любитель грызть морковку,
Ест капусту очень ловко,
Скачет он то тут, то там,
По полям и по лесам
Серый, белый и косой,
Кто, скажите, он такой?
(Заяц)

С виду он как рыжий мяч,
Только вот не мчится вскачь.
В нём полезный витамин -
Это спелый...

(Апельсин)

На коробку я похож,
Ручки ты в меня кладешь.
Школьник, ты меня узнал?
Ну, конечно, я - ... .

(Пенал)

В саду на дереве растёт
Красивый, вкусный, сочный плод.
Я подскажу: на букву Я
Он начинается друзья.
(Яблоко)

Посмотрите на меня -
Сбоку у меня поля,
Для задачек будут, детки,
На моих страницах клетки,
А для разных упражнений,
Я - в линейку, без сомнений.
Это - лёгкая загадка:
Каждый знает, я - ...
( Тетрадь )

Жарким солнышком согрет,

В шкурку, как в броню, одет.

Удивит собою нас

Толстокожий...

(Ананас)

Если он на дне лежит,
Судно вдаль не побежит.

(Якорь)

Посмотрите на первые буквы каждого слова, какое ключевое слово нашего урока получилось по вертикали?

(Запятая)

Скажите, в каких случаях ставится запятая в сложном предложении?

Сформулируйте основной вопрос урока.

«Какова роль запятой в сложных предложениях?»

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3 . Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

II . Формулирование проблемы.

Этап 2. Вспоминаем изученное.

Посмотрите на доску

Солдаты поздравляли друг друга с великой Победой.

Их лица светились счастьем и гордостью.

О каком важном событии здесь идёт речь?

До 79 -ой годовщины Победы в ВОВ осталось совсем немного. Кто знает, когда началась ВОВ? Молодцы, ребята! Очень важно знать и всегда помнить историю своей страны!

Какие это предложения по структуре: простые или сложные?

Докажите, что это простые предложения.

Составьте и запишите из двух простых предложений одно сложное.

Солдаты поздравляли друг друга с великой Победой, и их лица светились счастьем и гордостью.

Докажите, что получилось сложное предложение.

Подчеркните грамматические основы, выделите союз.

А как на письме можно разделять части сложного предложения?

Части сложного предложения разделяются запятой.

Как вы думаете, какие знания мы будем закреплять на этом уроке? (Роль запятой в сложном предложении)

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

III . Открытие новых знаний.

Этап 3. Определение темы и цели урока.

Сформулируйте тему нашего урока. (Запятая в сложном предложении)

Чему должны научиться? (Мы должны закрепить знания о написании запятой в сложном предложении; закрепить умения составлять схемы простых и сложных предложений).

IV . Развитие умений.

Этап 4. Применение знаний.

ФИЗМИНУТКА

Итак, сегодня на уроке мы будем закреплять знания о постановке знаков препинания в сложных предложениях.

Прочитайте предложение, поставьте знаки препинания и составьте алгоритм ваших действий при постановке знаков препинания в сложном предложении. А того, чтобы вы правильно выполнили это задание, дополните алгоритм недостающими словами.

Советские войны мужественно защищали свою Родину и мы помним их героические подвиги.

«Алгоритм постановки знаков препинания в сложном предложении»

    Найди и подчеркни……….

    Определи количество……….

    Найди………, который связывает части сложного предложения.

    На границе частей сложного предложения перед союзом поставь……

Проверьте правильность постановки знака препинания в предложении.

Советские войны мужественно защищали свою Родину, и мы помним

их героические подвиги.

- Объясните пошагово свои действия при постановке знака препинания.

Для чего нужна запятая в этом предложении?

Проверьте алгоритм.

Алгоритм постановки знаков препинания в сложном предложении»

1.Найди и подчеркни грамматическую основу предложения.

2.Определи количество частей в данном предложении.

3.Найди союз, который связывает части сложного предложения.

4.На границе частей сложного предложения перед союзом поставь запятую.

Работа по учебнику.

Откройте учебники, на стр. 178 упр. 452. – выполняется по заданию.

Солнце село за горизонт, спустились сумерки.

Мы скользим на лодке по глади озера, и только плеск весел нарушает тишину.

Мы осторожно проплыли мимо белых лилий, а они даже не шевельнулись.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД

1. Р азвиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3 . Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

V . Рефлексия.

Вот и подошёл к концу и наш урок. Он вам понравился? Закройте глазки на минутку и вспомните всё, что было на этом уроке, какие задания мы выполняли, с чем работали.

– Какой был основной вопрос урока? (роль запятой в сложном предложении)

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

Выберите мордашки, а выбор будет зависеть от того, насколько вы остались довольны своей работой на уроке.

Я работал хорошо, все понял, очень старался.

- В следующий раз я постараюсь быть активнее.

- Мне было трудно, я многое не понял.

Покажите ваши выбранные мордашки. Спасибо вам всем за работу.

VI . Домашнее задание.

Творческое домашнее задание - составьте текст поздравления для ветеранов, используя сложные предложения.

Информационно-технологическая карта урока.

Тема урока: « Запятая в сложном предложении ».

Тип урока: повторение и закрепление изученного.

Цель урока:

- развивать умения ставить запятые в сложном предложении с союзами;

Развивать умение отличать простые предложения от сложных; развивать умения конструировать предложения;

Развивать умения составлять схемы простых предложений и сложных;

Обучать навыкам самооценки и самоконтроля;

Совершенствовать коммуникативные навыки;

Развивать творческое мышление;

Совершенствовать навыки сотрудничества.

Формы организации деятельности на уроке:

Фронтальная,

Индивидуальная.

Структура урока:

    Актуализация знаний. Организационный момент. (Этап 1. Определение основного вопроса урока)

II . Формулирование проблемы. (Этап 2. Вспоминаем изученное)

    Открытие новых знаний. (Этап 3. Определение темы и цели урока)

    Физминутка

V . Развитие умений. (Этап 4. Применение знаний)

VI . Рефлексия.

VII . Домашнее задание.

Методы:

Словесные;

Наглядные;

Практические;

Самостоятельная работа учащихся;

Работа под руководством учителя.

Оборудование:

· мел (маркер), классная доска;

· экран, проектор, компьютер;

· мультимедийная презентация урока;

· раздаточный материал: карточки для индивидуальной работы, карты самооценки.

Предполагаемый результат:

Усвоить алгоритм постановки знаков препинания в сложном предложении;

Приобретение умений и навыков различия простого предложения от сложного;

Усвоить алгоритм постороения схемы сложного предложения;

Мотивация к изучению русского языка.

Этап урока

Дидактическая цель

Методы

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

    Организационный момент

Цели:

– актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

– создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

– уточнить тип урока, наметить шаги учебной деятельности.

Создание рабочей обстановки, необходимой для активной работы на уроке

Педагогика сотрудничества.

Психологические приемы:

Установочная беседа

Слушают учителя, психологический

    Актуализация знаний учащихся.

Цель:

– организовать актуализацию умений ставить запятую в сложном предложении.

Заинтересовать ребят предстоящей работой, пробудить активность.

Словесный метод, наглядный метод.

Фронтальная беседа, познавательная игра.

Фронтальная работа, решение заданий.

    Формулирование проблемы.

Цель: организовать постановку учебной проблемы с использованием побуждающего от проблемной ситуации диалога.

Создание проблемной ситуации.

Поисково – исследовательский метод

Фронтальная беседа

Поиск путей решения проблемной ситуации.

3.Открытие новых знаний.

Цель:

– организовать поиск решения учебной проблемы с использованием подводящего от проблемы диалога.

Сформировать познавательные мотивы.

Организовать деятельность по отработке умений и навыков изученного материала.

Практический метод,

словесный метод,

метод стимулирования интереса к учению,

наглядный метод.

Познавательный рассказ.

Выполнение

упражнений,

фронтальная проверка.

Самостоятельная

работа, взаимопроверка.

Фронтальная работа.

4. Физкультминутка

Предупредить утомление детей

Выполнение упражнений.

Выполнение упражнений.

    Развитие умений.

Цели:

– организовать применение нового знания;

– организоватьвыполнениесамостоятельной работы;

– организовать фронтальную проверку, самопроверку;

– организовать самооценку по критериям

Организовать деятельность по применению новых знаний.

Практический метод,

словесный метод,

метод стимулирования интереса к учению,

наглядный метод.

Задание на развитие логики

Самостоятельная работа, взаимопроверка.

Индивидуальная дифференцированная работа, фронтальная проверка.

Выполняют упражнения, с фронтальной проверкой.

Самостоятельная работа с самопроверкой.

Фронтальная работа.

    Рефлексия.

Цели:

– зафиксировать новое содержание урока;

– организовать рефлексию собственной учебной деятельности.

Формирование самооценки учебной деятельности

Словесный метод,

наглядный метод.

Консультация по использованию карточек рефлексии.

Самооценка своей деятельности на уроке

    Домашнее задание

Цель: – организовать выполнение д/з.

Слушать и понимать речь других (коммуникативные УУД ).

Организует инструктаж по заданиям упражнения.

Читают задание, слушают инструктаж

Тема урока : Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.

Подготовила урок учитель русского языка и литературы Степанова Марина Юрьевна

Цель урока:

Формировать у учащихся умение устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения;

Научить учащихся с помощью знаков препинания правильно понимать текст и на этой основе читать его, соблюдая необходимую интонацию;

Совершенствовать орфографическую, пунктуационную грамотность у учащихся;

Подготовка учащихся к ЕГЭ по русскому языку;

Воспитывать любовь к природе

ХОД УРОКА.

I.Оргмомент.

II.Работа с классом.

Ребята, внимательно посмотрите на тему урока,поставьте перед собой цели и назовите их.

Начнем мы наш урок с орфографической разминки. На слайд 2 вы видите текст.Выпишите из него слова с пропущенными орфограммами и объясните их написание(Слайд 2)

Текст слайда

Весело проб…раться по у…кой доро…ке между двумя стенами высокой ржи. К…лосья тихо бьют вас по лицу, васильки ц…пляются за ноги, перепела кричат кругом, лошадь б…жит л…нивой рысью. Вот и лес. Тень и

т…шина. Статные осины высоко лепечут над вами; дли(н,нн)ые, висячие ветки берез едва шевелятся; могучий дуб ст…ит, как боец, подле красивой липы.

Объсняем написание слов по цепочке.

Какие виды орфограмм мы повторили на уроке?

А теперь давайте выразительно прочитаем этот текст. О чём он? Какие предложения встретились нам в этом тексте?

Ребята, давайте с вами вспомним, какие особенности имеет интонация бессоюзных сложных предложений, части которых разделены запятой и точкой с запятой? (Употребление запятой в бессоюзном сложном предложении делает речь живой; более тесная связь между предложениями передаётся перечислительной интонацией; предложения, где ставится точка с запятой, произносятся с понижением голоса к концу предложения и значительной паузой между предложениями; такие предложения читаются в замедленном темпе, спокойным и несколько пониженным голосом).

Какую роль выполняют эти предложения в тексте? (Вначале автор едет к лесу, впечатления быстро следуют одно за другим: «колосья бьют по лицу, васильки цепляются за ноги, перепела кричат кругом, лошадь бежит ленивой рысью»Эта довольно быстрая смена впечатлений обоначается перечислительной интонацией со сравнительно небольшими паузами между предложениями и с постепенно повышающимся голосом перед каждой паузой.)

Но вот автор въехал в лес, и новые впечатления охватывают его. Какие? Проследите за темпом речи и паузами между предложениями. (Дается изображение лесной тишины и спокойствия. В соответствии с этим темп речи замедляется, паузы между предложениями становятся более продолжительными, голос перед паузами уже не повышается, а понижается почти до точки, но перечислительная интонация сохраняется)

Ребята мы не первый урок анализируем тексты. Скажите, в каких текстах чаще всего встречаются бессоюзные предложения с запятой, с точкой запятой? (В описании пейзажных зарисовок)

(И.С. Тургеневу. Он глубоко знает природу, тонко её чувствует, умеет создать яркие пейзажи средствами языка).

III.Самостоятельная оабота.Мы продолжим нашу работу над текстом. 1.Работать будем по вариантам.

1 вариант делает синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения

2 предложение текста «Колосья тихо бьют вас по лицу….»

2 вариант делает синтаксический разбор 5 предложения текста «Статные осины высоко лепечут над вами….»

3 вариант Напишите сочинение-миниатюру на тему»Зимой в лесу», используя бессоюзные сложные предложения с запятой и точкой с запятой.

IV.Закрепление материала

1.Расставьте знаки препинания в предложеннии, которое вы видите на слайде3

Сильный ветер внезапно загудел в вышине деревья забушевали крупные капли дождя резко застучали зашлёпали по листьям сверкнула молния и гроза разразилась.

(Сильный ветер внезапно загудел в вышине, деревья забушевали, крупные капли дождя резко застучали, зашлёпали по листьям, сверкнула молния, и гроза разразилась.)

Мы продолжим с вами работу по вариантам и сделаем комплексный анализ слова гроза. Вам понадобятся словари, они лежат у вас на партах.

1 вариант Дать этимологию слова гроза, сделать морфологический разбор слова, в названиях каких произведений встречается оэто слово?

2 вариант .Дать лексическое значение этого слова; сделать фонетический разбор слова, в каких пословицах и поговорках встречается это слово?

3 вариант .Разобрать слово гроза по составу, подобрать к нему однокоренные слова, подобрать к слову гроза антонимы и синонимы.

Учащиеся делятся своими находками о слове гроза.

2.Перед вами лежат карточки с тестовыми заданиями поЕГЭ, которые я взяла из типовых экзаменационных вариантов

8 задание. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

кр..ветки

м...ролюбивый

обн...влялась

ч...канить

3. Найдите в сборнике типовых экзаменационных вариантов задание по нашей теме урока и выполните его

V.Подведём итог урока

Ребята, достигли вы своей цели, которую ставили перед собой на уроке?

Задание на дом: выписать из художественной литературы текст из 5-6 предложений, в котором встречаются бессоюзные предложения с запятой и с точкой с запятой, сделать синтаксический разбор одного предложения, повторить правило о постановке тире и двоеточия в бессоюзном сложном предложении.


Цели : систематизировать знания учащихся по теме урока; совершенствовать навыки правописания.

Тип урока : обобщение и систематизация знаний.

Методы :самостоятельная работа, письменный самоконтроль, выработка и совершенствование усвоенных навыков.

Ход урока

1. Этап организации совместной деятельности по освоению материала урока.

– Мы с вами работаем с таким разделом языкознания, как синтаксис, и изучаем строение такой единицы синтаксиса, как сложное предложение. Вспомните:

· Что такое сложное предложение?

· По какому признаку и на какие группы делятся сложные предложения? (По средствам связи – на союзные и бессоюзные; союзные, в свою очередь, делятся на ССП и СПП.)

· Какие предложения относятся к ССП и СПП?

Задание.

В предложениях, записанных на доске, расставить знаки препинания и вставить пропущенные буквы. Найти «четвертое лишнее» в зависимости от вида сложного предложения; списать его, сделать полный синтаксический разбор.

(Весь класс ищет «четвертое лишнее» и выполняет синтаксический разбор; двое учеников у доски «по секрету» вставляют пропущенные буквы и строят схемы предложений.)

Она гл_дит и сер_це (в) ней забил_сь чаще и с_льней.

Т_ска любви Татьяну гон_т и в сад идет она грустить.

Землю по_сушил мороз и зап_рошило первым нежным снег_м.

Мы (не) знали ни кто он ни (от) куда он взялся.

Ключ :

Она глядит – и сердце в ней забилось чаще и сильней. – ССП.

Тоска любви Татьяну гонит, и в сад идет она грустить. – ССП.

Землю подсушил мороз и запорошило первым нежным снегом. – ССП.

Мы не знали ни кто он, ни откуда он взялся. – СПП.

– Возникает проблема: нужна ли запятая между предикативными частями последнего предложения?

Доклад подготовленных учащихся о результатах мини-исследования по теме урока.

2. Этап первичной проверки понимания изученного.

– Мы должны выяснить, какие знаки препинания употребляются для разделения предикативных частей сложноподчиненного предложения и условия их постановки. Для этого предстоит проанализировать данные предложения, ответить на вопросы и сделать соответствующий вывод.

· Какой знак препинания чаще всего употребляется на стыке предикативных частей СПП?

· Выясните условия, когда этот знак препинания ставится и когда не ставится.

· Отразите вывод в таблице.

Предложения для исследования (учитель может предложить более объемный материал) :

1. Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок.

2. Обратите внимание на то, и что он сделал, и как он это сделал.

3. Я отвечал, что природа хороша и что особенно хороши в наших местах закаты.

4а) Она дала ему три карты, с тем чтобы он поставил их одну за другой.

4б) Она дала ему три карты с тем, чтобы он поставил их одну за другой.

5. Нам придется выйти пораньше, особенно если вы хотите по дороге зайти в штаб.

В результате работы обучающиеся составляют таблицу:

I. Не ставится запятая в сложном предложении после главной грамматической основы:

с одним придаточным

с двумя однородными придаточными (зависят от одного
и того же слова или основы
и отвечают на один и тот же вопрос)

1) если придаточное = одно союзное слово (относительное местоимение или наречие) :

Меня упрекают , но не знаю в чем .

, но (в чем).

1) если перед ними стоит отрицание не :

Я пришел НЕ чтобы помешать вам, а чтобы помочь .

(не чтобы), а (чтобы)

2) если перед ним слова особенно, в частности, а именно, то есть, а также . Запятая будет стоять перед этими словами:

2) если придаточные предложения соединяются с помощью союзов и, или, либо, ни (обычно повторяющихся) :

Окончание табл.

Экспедицию придется закончить досрочно при неблагоприятных условиях, а именно если начнется сезон дождей.

, а именно (если)

Студент не мог вспомнить ни как называется произведение , ни кто его автор .

(ни как), (ни кто)

II. При составных союзах:

Благодаря тому что;

ввиду того что;

вследствие того что;

в силу того что;

оттого что;

потому что;

несмотря на то что;

вместо того чтобы;

для того чтобы;

с тем чтобы;

в то время как;

после того как;

перед тем как;

с тех пор как;

так же как

В начале предложения – запятой не разделяется.

В середине предложения – запятая –

один раз !

(После того как я послушал скрипку), [мне хотелось умереть от непонятной печали и восторга]

[Я собирался стать геологом] , (потому что геологом был Сергей) .

НЕ + составной союз:

[Я пришел на спектакль не потому], (что он был интересный ).

Усилительная частица + составной союз:

[Слушатели набились в концертный зал только потому], (что представление было бесплатное ).

Вводное слово + составной союз:

[Мы проиграли футбольный матч, возможно , в силу того], (что были просчеты в тактике игры)

3. Этап закрепления и применения изученного.

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Вера старалась (1) и не вспоминать тех страшных дней (2) в течение (3) которых (4) ей так много пришлось страдать.

1) 1, 2;

2) 3;

3) 2, 4;

4) 2.

Выделяем грамматические основы предложения.

Вера старалась (1) и не вспоминать тех страшных дней (2) в течение (3) которых (4) ей так много пришлось страдать .

В первой части сказуемое является составным глагольным. Старалась ине вспоминать – это не разные основы, а одно сказуемое.

Ответ : 4) 2.