Джеймс Хилтон

«Потерянный горизонт»

Предисловие переводчика

Дело было весной 1942 года. Невесть откуда взявшийся американский бомбардировщик запросил посадку во Владивостоке. Приземлившись, летчики объяснили, что они сбросили бомбы на Токио и едва-едва, почти с пустыми баками, дотянули до российского Приморья. В войне на Тихом океане СССР был тогда нейтральной стороной, и с американцами поступили как положено - их интернировали.

Что за связь между этим случаем и книгой, которую вы держите в руках? В общем-то никакой.

А может, есть все-таки некая перекличка слов и обстоятельств, событий и мыслей? Ну, вроде того, что американские летчики тоже «потеряли горизонт»? Либо, заглядывая уже в первые страницы романа Хилтона, не обратить ли внимание, что и там речь идет о злоключениях, выпадающих порой на долю авиаторов? Эти вопросы нагромождены здесь, разумеется, нарочно, «для приманки». Скоро они отпадут, туман рассеется. Но прежде читателям хотелось бы кое-что подсказать - или предложить.

Вот что. Роман Хилтона из тех, что создают настроение. Он пробуждает добрые чувства. Он наводит на размышления - порой очень серьезные и не всегда грустные. И он куда-то манит, к чему-то зовет. Так вот, если, прочитав книгу, вы почувствуете, что душа рвется в неведомые дали, жаждет устремиться к глубинам таинственного, откликнетесь на ее порыв. Сделать это можно сравнительно простым и привлекательным способом: попытаться выяснить судьбу американских летчиков, попавших тогда во Владивосток. У нас наверняка сохранились где-нибудь соответствующие бумаги, а в США, надо думать, все давным-давно освещено в открытой печати. И тем не менее почему не покопаться в забытой истории? Не разыщутся ли находки, которые по нынешним временам окажутся ценнейшими открытиями.

И еще это послужит напоминанием, что пережитое в прошлых поколениях не всегда утрачивает интерес и смысл для тех, кто пришел им на смену. Тем же, собственно, оправдано и сегодняшнее русское издание «Потерянного горизонта» - книги, которая появилась почти шестьдесят лет назад и сразу покорила многие умы и души западного, во всяком случае, англосаксонского мира.

Вашему вниманию предлагается знаменитое, по-своему выдающееся произведение. Правда, серьезные исследователи английской литературы 30-х годов о Хилтоне, как правило, даже не упоминают. Основания у них такие же, по каким в курсы истории русской литературы XIX века часто не попадает Боборыкин. Но, как известно, не кто-нибудь, а именно Боборыкин подарил миру слово, понятие «интеллигенция». Сродни этому и заслуга Хилтона. Его «Потерянный горизонт», пусть и не признаваемый за жемчужину художественной прозы, обогатил словарь человеческой цивилизации, дал людям понятие, соединившее в себе их светлые надежды, и неясные мечты, и горькие сомнения.

Джеймс Хилтон (1900–1954) написал множество романов. Пробовал себя и в драматургии. Но только «Потерянный горизонт», созданный за шесть недель весной 1933 года, принес ему широкую известность. За эту книгу он был удостоен премии Хоторндена, ежегодно присуждаемой английскому писателю, не достигшему сорокалетнего возраста. Среди других лауреатов в разные годы были Ивлин Во, Грэм Грин, Алан Силлитоу. Их читают и поныне. А Хилтон забыт.

Забыт и великий фильм «Потерянный горизонт», который в 1937 году снял в Америке режиссер Фрэнк Капра. Успех картины был так велик, что легко оправдались беспримерные по тем временам затраты на ее создание - два с половиной миллиона долларов. Достались творцам фильма и два «Оскара». В 1952 году последовала еще одна попытка представить роман Хилтона на экране. На сей раз неудачная. И в 1973 году был поставлен мюзикл по мотивам романа, долго не сходивший с экрана.

Но к тому времени очарование «Потерянного горизонта», выражаемое одним словом, «Шангри-ла», уже жило самостоятельной жизнью, оторвавшейся и от книжной, и от кинематографической первоосновы. Вошло, например, в оборот выражение «взять билет до Шангри-ла». Оно могло означать просто сборы в отпуск, освобождающий от повседневных забот. А могло быть и циничным выкриком больного сознания, жаждущего погрузиться в наркотический кайф. Во всяком случае, достаточно стало произнести «Шангри-ла», чтобы излить тоску по счастливой, осмысленной жизни, заявить о неприятии мерзостей этого заблудшего мира.

Не обошлось и без стараний придать выдумке Хилтона ощутимые черты действительности. Призрак начал воплощаться в дереве и камне. Дальше всех продвинулся, наверное, президент Рузвельт. С началом войны яхта «Потомак», на которой он обычно отдыхал от хлопот Белого дома, стала вожделенной мишенью для противника. И тогда в отрогах Аппалачей появился загородный приют президента США. Сегодня это всем известный Кэмп-Дэвид. Но так его назвал Эйзенхауэр по имени своего внука. А Рузвельт, не лишенный склонности к лиризму и романтике, окрестил свое тихое прибежище «Шангри-ла».


Русские и немцы. Считается, что именно Петр I прорубил окно в Европу, но, как известно, немцы уже проживали к этому времени на территории России и даже оказали серьезное влияние на мировоззрение будущего реформатора. Считал немцев своими учителями и «наше все» в науке Михайло Ломоносов. Немецкий язык изучался во всех высших и средних учебных заведениях России, и многие поколения россиян воспитывались на произведениях «сумрачного немецкого гения» - поэтов, ученых, философов. Однако существует и вторая сторона медали, наглядно свидетельствующая о том, что отношения между двумя народами трудно назвать безоблачными.

Русские и немцы. Считается, что именно Петр I прорубил окно в Европу, но, как известно, немцы уже проживали к этому времени на территории России и даже оказали серьезное влияние на мировоззрение будущего реформатора. Считал немцев своими учителями и «наше все» в науке Михайло Ломоносов. Немецкий язык изучался во всех высших и средних учебных заведениях России, и многие поколения россиян воспитывались на произведениях «сумрачного немецкого гения» - поэтов, ученых, философов. Однако существует и вторая сторона медали, наглядно свидетельствующая о том, что отношения между двумя народами трудно назвать безоблачными.

Сейчас, когда после падения Берлинской стены и распада СССР прошло четверть века и многое изменилось в России и во всем мире, мы провели небольшое исследование, проанкетировав 50 российских и немецких современников, по 25 человек с каждой стороны, в основном, жителей Москвы, Подмосковья, Берлина и Баварии, мужчин и женщин 25−65 лет с высшим и средним образованием.

Что думают и что знают друг о друге представители двух народов? Всем нашим респондентам - с немецкой и русской стороны - мы задавали одинаковые вопросы, ответы на некоторые из них при этом не слишком отличались между собой. Так, на вопрос о самых известных представителях немецкой нации и те, и другие называли чаще всего Гитлера, Гёте, Карла Маркса, Канта, Бетховена, Баха, Шиллера, Гегеля, Лютера, Ницше, Шопенгауэра, Энгельса, Гутенберга, Бисмарка, Меркель, Эйнштейна, Шумахера. К этому списку немцы нередко добавляли имена монархов, а россияне фамилии писателей, группу «Рамштайн» и сподвижников Гитлера. Любопытно, что на вопрос о национальности фюрера все без исключения немецкие респонденты, назвав его самым известным немцем, считают его в то же время австрийцем по национальности, в отличие от россиян, которых такой вопрос поставил в тупик и одновременно развеселил: «Немец, натюрлих, кто же еще!»

Наиболее известными в мире россиянами и те, и другие считают Ленина, Сталина, Горбачёва, Путина, Петра I, Екатерину II (ее называли и в числе известных немцев), Жукова, Ельцина, Хрущёва, Достоевского, Толстого, Пушкина, Гоголя, Чайковского. По одному разу был назван Гагарин, «царь Александр», Лермонтов, Брежнев, Туполев, Калашников и Берия.

Символом Германии для россиян являются, в первую очередь, пиво, сосиски, свастика (100% опрошенных) и фашизм. Называли, кроме того, Бранденбургские ворота, Берлинскую стену, Рейхстаг, готику, аккуратность, марки автомобилей, велосипедные дорожки и ветряные мельницы. Немцы дополнили список символов орлом, футболом, индустрией и бюрократизмом. Знаменательно, что, в отличие от россиян, ни один из опрошенных немцев не упомянул в качестве символа Германии свастику. Как видим, для современных немцев символ страны ассоциируется теперь только с орлом.

Символом России обе нации называли Кремль, Красную площадь, меховые шапки, зиму, водку, матрешек, мороз, тайгу, Сибирь. Немецкие респонденты дополнили этот список нефтью, газом, коррупцией и авторитарным правительством. Россияне предпочитали более лирические образы: березка, русская коса, лапти, щедрая душа. Показательно, что, как и в предыдущем вопросе, ни один из опрошенных россиян не вспомнил о серпе и молоте как о символе прошедшей эпохи, зато среди немцев этот символ, как и красное знамя, упомянуло большинство опрошенных.

Типичными чертами своего национального характера немцы называли: вежливость, трудолюбие, пунктуальность, педантизм, обязательность, чувство долга, дружелюбие, сентиментальность, любовь к порядку, честность. Порою, правда, подобный перечень сопровождался следующей ремаркой: «Все это в прошлом - действует ли еще сейчас - вопрос» (Штефан, 40). Русские дополнили список такими качествами, как аккуратность, сдержанность, правдивость, уверенность в себе, независимость, поэтичность. Поразительно, что, несмотря на постоянные упоминания о фашизме, отрицательные черты немецкого характера россиянами упоминались в единичных случаях (прямолинейность, ограниченность, отсутствие чувства юмора). Приведем и такое мнение: «У немцев недостатки - продолжение достоинств. Законопослушность, любовь к порядку, организованность, трудолюбие - прекрасные качества. А в масштабах страны под предводительством Гитлера получилась страшная сила» (Виктор, 46).

Автопортрет россиянина выглядел, по материалам опроса, далеко не столь идеально, причем на отрицательные качества чаще всего указывали не вежливые немцы, а сами россияне. Нередко мы встречаем здесь пары: лень (русские), трудолюбие (немцы), обязательность - необязательность, организованность - неорганизованность, уверенность в себе - неуверенность, дополненные такими качествами, как: безалаберность, хамство, расхлябанность, пофигизм, склонность к депрессии, пьянство. Из положительных своих качеств россияне упомянули: гостеприимность, сострадание, доброту, терпение, неуместную щедрость, любовь к чтению книг и поиску смысла жизни. Немцы отметили следующие качества русских: патриотизм, жертвенность, смелость, беспощадность, разгул, гибкость, грубость, пассивность («длится долго, пока народ не восстанет», Сандра, 37). Приведем и такое мнение: «мужчины, особенно в провинции, пьяницы, бьют жен, женщины злоупотребляют косметикой» (Бернард, 32).

С ответом на вопрос об общих чертах характера немцы явно затруднялись: «Нет никаких», «Из клише разве что пьянство» (Гельмут, 53). Русские, наоборот, были уверены, что такие черты имеются и действительно их находили: храбрость, изобретательность, умение пренебречь комфортом и все поставить на карту, выносливость, быстрая езда и даже «любовь к бурному отдыху в Турции и Египте» (Марина, 31). На вопрос о различиях национального характера россияне нередко вспоминали пословицу «что русскому здорово, то немцу смерть» и диалог Штольца и Обломова из романа Гончарова (на «Обломова» указал и один из немецких респондентов). Приведем и такие мнения: «Оба народа талантливые, но немец, если откроет новое, напишет хотя бы книгу, а русский будет размусоливать и ничего не сделает» (Валерия, 39); «Сейчас многое меняется, в том числе и национальный характер. Немало прагматичных русских и безбашенных храбрецов немцев. Пример - Маттиас Руст» (Виктор, 46). «Немцы веселее, общительнее, чаще шутят» (Ирина, 47); «Русская среда воспитывает более грубого человека» (Антон, 25). С немецкой стороны также отмечают «радость от алкоголя» (Фредерика, 42), но ею же подчёркнута и разница: «У немцев - пиво, у русских водка». Приведем и такое мнение: «Немцы живут четко в своих рамках и правилах, русские гибче и могут легче найти свой путь к цели» (Андреас, 41).

Посмотрим, что же каждая нация знает друг о друге в историческом аспекте. Россияне вспоминают реформацию, книгопечатание, раздробленность, Веймарскую республику, образование Третьего рейха, но чаще всего две мировые войны, падение Берлинской стены, объединение ФРГ и ГДР, образование Евросоюза. Из русской истории немецкие респонденты отметили татаро-монгольское иго, Октябрьскую революцию, Чернобыль, гибель подводной лодки «Курск», железный занавес, гласность, Перестройку, путч, Лайку в космосе, полет Гагарина и обе мировые войны.

Особенно значимой для обеих аудиторий оказалась, как видим, Вторая мировая война. И неудивительно, поскольку, как показал опрос, в ней по обе стороны принимали участие близкие родственники практически всех наших респондентов с русской и немецкой стороны: «отец, дядя и дедушка», «оба дедушки», «дедушка и прадедушка, бабушка была в оккупации», «прадедушка был в русском плену», «у меня погибли дедушка и тетя. Ей было всего 17 лет, она училась в Ялте в медицинском училище и погибла, когда немцы взорвали пароход „Армения“» (Лидия, 57).

На вопрос о событиях, с которыми связано их представления о Второй мировой войне, россияне вспомнили 41 год, Брестскую крепость, вторжение в СССР, Сталинград, блокаду Ленинграда, Курскую битву, концлагеря, партизанское движение, массовое уничтожение людей, битву под Москвой, взятие Берлина, флаг над Рейхстагом, т.е. события, происходившие во время Великой Отечественной войны 1941−45 гг. Немцы также отметили многие из перечисленных событий, но их представление о войне выходило за рамки русско-немецкого опыта: D-daу, битва в Арденнах, высадка в Нормандии, падение Польши, капитуляция Парижа, уничтожение евреев, бомбардировка Лондона, освобождение Дахау, гибель «Вильгельма Густлова», конференция в Ванзее, переселение немцев из Кёнигсберга и восточных территорий, Хиросима и Нагасаки.

По нашей просьбе респонденты рассказали и о самом правдивом, по их мнению, произведении о Второй мировой войне - книге, фильме, песне - здесь совпадений практически не было. Россияне назвали «Катюшу», «Синий платочек», Ленинградскую симфонию Шостаковича, стихотворение «Жди меня» К. Симонова, дневники жителей блокадного Ленинграда, Книги памяти, кинофильмы «Они сражались за Родину», «Брестская крепость», «А зори здесь тихие», «Судьба человека», «Семнадцать мгновений весны», биографии Жукова и других военачальников, цикл передач А. Пивоварова, интернет-сайт М. Солонина, воспоминания Н. Никулина, книги А. Суворова, «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого, романы В. Быкова и Г. Бёлля. Немцы вспомнили «Гернику» Пикассо (хотя бомбардировка Герники произошла до начала Второй мировой), фильмы «Список Шиндлера», «Пока ноги несут» («Побег из Гулага» по книге И. М. Бауэра), «Конференция в Ванзее», «Собаки, хотите жить вечно?» Ф. Висбара, «Гибель Вильгельма Густлова», «Спасти рядового Райана», книгу «Траектория краба» Г. Грасса.

«Было бы у России другое будущее, если бы не Вторая мировая война?» - что думают по этому поводу наши респонденты? Некоторые россияне считают, что «наверняка»: «Не погибло бы столько людей, не голодали бы после войны. Люди могли бы вложить усилия во что-то другое - в построение успешной страны, а так не хватило сил» (Пётр, 35). «Возможно, не было бы таких сталинских репрессий, которые народ считал в чем-то оправданными войной» (Михаил, 62). «Конечно, раньше бы наступила демократия, а так восстанавливали страну, митинговать было некогда, да и некому, мужиков не было» (Ирина, 57). Но большинство склоняется к тому, что особых изменений не произошло бы: «В чем-то да, но в целом не особенно» (Алексей, 27). Есть и приверженцы «мирового заговора»: «Я считаю, что мировое будущее, в том числе и российское организовано и управляется определенными людьми и Вторая мировая война - это часть спланированного процесса» (Игорь, 27). А вот мнение немцев: «Конечно, только непонятно, как выглядел бы весь мир, если бы не было Второй мировой войны» (Франк, 31); «Политически после Второй мировой войны ничего не изменилось, так что, по-видимому, Россия сегодня не особенно выглядела бы по-другому» (Гельмут, 53).

Выяснилось, что наши респонденты имеют довольно слабое представление о важнейших событиях, происходящие на территории другого государства. Так, о блокаде Западного Берлина «что-то слышала» лишь четверть опрошенных россиян. «О блокаде Западного Берлина мне известно не очень много, но я думаю, сравнить эти два события, как это делает М. Солонин, нельзя. Блокада Ленинграда - преступление против человечества, длилась почти три года, сопровождалась ежедневными бомбардировками (отнюдь не изюмными), и число жертв только среди мирного населения около миллиона человек. Блокада Западного Берлина - скорее политическая акция» (Наталья, 29); «Никто так не мучился, как русские! Я не знаю о блокаде Берлина, но если бы она была такой ужасной, как в Ленинграде, мы бы, конечно, знали. Мне кажется, что современные немцы просто не понимают, что их предки творили на нашей территории. Это всегда приходит в голову, когда бываешь в Берлине. Носятся с сотней погибших при попытке пересечь Берлинскую стену, но не хотят понимать, что из-за вторжения фашистов у нас погибло 25 миллионов» (Александр, 53). Немецкие респонденты тоже считают, что сравнивать эти события нельзя, но мотивация у них другая: «Сравнить нельзя, т. к. блокада Ленинграда происходила во время войны, т.е. по законам военного времени, а блокада Западного Берлина в мирное время, поэтому надо и судить по законам мирного времени» (Беата, 42).

А вот вопрос о предпосылках дальнейших взаимоотношений, как и ожидалось, международных разногласий не вызвал. Русские были более эмоциональны: «Они прикольная страна. Хотим дружить. Наш президент знает немецкий» (Тамара, 25). Немцы подошли к вопросу по-деловому: «Поскольку в России строй изменился, появились такие предпосылки. Конец социализма - решающая причина» (Марта, 37), «Чем ближе два государства в отношении системы и идеологии, тем крепче отношения» (Вольфганг, 44).

Мы попытались выяснить есть ли у наших респондентов языковые возможности для взаимного общения. Русский язык из опрошенных нами немцев знают трое, все жители бывшей ГДР, старше 40 лет, изучавшие русский язык в школе. Россиян, владеющих немецким языком, оказалось еще меньше - двое. Как видим, в настоящий момент наши страны переживают не лучшие времена для языкового общения.

Какие же слова из языка друг друга знают опрошенные? У россиян, как оказалось, главные источники знаний - фильмы о войне («хенде хох», «шнель», «ахтунг», «арбайт», «капут», «зиг хайль»), телевизионная реклама («дас ист фантастиш», «квадратиш, практиш, гут»), песни - народные и группы «Рамштайн» («Вас воллен вир тринкен зибен таге ланг»). У немцев военных следов меньше, но они также имеются: «давай-давай», «работать» (Вольфганг, 44, «дедушка был в плену»). Кроме того, назывались: «товарищ», «бабушка», «матрешка», «перестройка», «на здоровье» (немцы, между прочим, твердо убеждены, что так говорят, когда чокаются). Изучавшие русский в школе помнят такие слова и выражения, как «спутник, трактор, партия» и «как пройти к центру города».

Поселиться в Германии временно или постоянно выразила желание половина россиян (12 из 25): «Хотя бы ненадолго хорошо бы пожить!» (Инна, 27), хотя были и такие, которым, как 60-летнему Валентину из Подмосковья «там делать нечего». Отметим, что большая часть тех, кто не прочь поменять место жительства, молодежь до 30 лет. Среди немецких респондентов желающих пожить в России не оказалось, «хотя уверен, что там есть очень хорошенькие местечки» (Йенс, 58); «Скорее нет, по причине политического режима, климата и большого социального расслоения» (Фредерика, 42).

Обе части нашей аудитории выразили единодушное мнение, что в Германии выше уровень жизни, чем в России. Среди причин такого положения россияне отметили следующие: «Немцы более трудолюбивые, любят порядок и воруют меньше. Они и социализм в два раза успешнее наших строили» (Алевтина, 41); «Причина - правительство, которое заботится о гражданах и поддерживает их уровень жизни на высокой планке» (Светлана, 31); «Трудно даже представить, что у нас глава государства уйдет в отставку только по причине утраты доверия граждан» (Валерий, 61). Нашлись и такие, которые во всем винили погоду: «У них климат больше подходит для более активной жизни» (Игорь, 27) и даже отсутствие в Германии природных богатств в виде нефти и газа: «Не нужно воспитывать столько рабов для их добычи! Есть место, где копают, а есть место, где решают как и сколько копать. К сожалению, России уготован удел сырьевого государства, а рабочая сила оплачивается куда менее достойно, чем квалифицированная» (Антон, 25).

Немецкие респонденты считают, что все дело в трудолюбии, ответственности, политической системе, демократии. В числе причин называют коррупцию, отток из страны квалифицированной рабочей силы, огромную территорию, децентрализацию: «Россия большая, очень большая страна, и поэтому ею трудно управлять, инфраструктура для такой большой страны дороже, политики сидят в городах, провинцию могут легко забыть» (Гельмут, 53).

Отметим, что из 25 опрошенных россиян в Германии побывали семеро, из немцев же в России - только двое, одна из них учительница русского языка из бывшей ГДР. Россиянам Берлин понравился: «красивый, современный, интернациональный, куча замков и зелени» (Николай, 30); «вежливые, приветливые люди, потрясающая архитектура, Потсдам, Александерплац, Музейный остров, Гедехтнискирхе, Еврейский музей, Чекпойнт Чарли („была в шоке от западной трактовки Второй мировой войны“)» (Наталья, 29). Немцы хвалят Москву: «Красивый исторический город, с невероятной архитектурой из различных времен, Кремль, Храм Василия Блаженного, Красная площадь, Мавзолей» (Андреас, 41). Барбара, побывавшая в Челябинске, отмечает также: «Устаревшие заводы, дым, трубы, плохая экология, много больных детей, люди друг с другом не очень вежливы, но при близком знакомстве бывают очень сердечными».

Мы задали еще несколько вопросов о людях, внесших вклад в развитие мировой культуры. Россияне не так уж плохо знакомы с немецкой культурой, во всяком случае назвали больше имен писателей и поэтов, философов и ученых, чем сами немцы, при этом более образованной оказалась не молодежь, а люди постарше. Познания немцев о русской культуре были скромнее.

Евгения Нурмухамедова

    Конкурсы, гранты, олимпиады

    Весь март принимаются заявки на участие в конференции «Живое наследие Александра фон Гумбольдта»!

    До 31 марта принимаются заявки на участие в Международной научно-практической конференции «Живое наследие Александра фон Гумбольдта», посвященной 250-летнему юбилею немецкого ученого и 190-летию его путешествия по России. Организаторы: Международный союз немецкой культуры и АНО ДПО «Институт этнокультурного образования».

Хотите знать, что думают немцы о русских?
Кажутся ли им наши традиции странными?
И что общего у нас с немецкими жителями?
Читайте в моей статье!

Безусловно, в каждой нации есть свои особенности, своя культура, свои привычки и свои традиции, которые отличают их от других. Мы не задумываемся о наших странностях, если не видим их со стороны. Поэтому я предлагаю вам посмотреть на себя глазами немцев!

Умом Россию не понять. Или какие мы, русские?

Сколько уже сказано про непонятный для других русский менталитет. Однако немцам все же приходится напрямую контактировать с русскоговорящим населением в Германии. Например, на работе.

Немцы привыкли везде улыбаться и быть вежливыми. Им непонятна порой русская грубость и прямота. Ни один немец не сможет напрямую высказать то, что он думает. А для нас, русских, это обычное явление. Не нравится человек? Не буду я ему улыбаться! Но когда русских узнаешь поближе, то оказывается, что это очень открытые и дружелюбные люди.

Немцы ходят в бар для того, чтобы отдохнуть и напиться. Русские туда ходят сбросить весь груз и выговориться с друзьями. Немцы никогда не поймут, зачем за бокалом пива обсуждать свои проблемы или радости, ведь на это есть специалисты - психологи.

Еще одна особенность, которая очень удивляет немцев в русских, - это выбрасывание денег на ветер. Русские, у которых имеются лишние деньги, привыкли жить на широкую ногу. Они редко откладывают на черный день. И решения о крупных покупках могут принимать в одно мгновение. У немцев так никогда не получится! Они понять не могут, зачем покупать огроменные коттеджи, если можно снимать жилье, зачем покупать новинки техники, если можно подождать и купить потом со скидками, зачем покупать 11 колец, если пальцев только 10. Про кольца я, конечно, утрирую, но русская широкая душа привычна и понятна только русскому!

Чего не стоит делать при русском человеке?

Никогда не стоит говорить русскому, какой плохой президент в России, и критиковать ведение его политики. «Немецкие русские» хоть и живут в Германии, но душой находятся на своей родине. Они здесь смотрят русское телевидение, ходят в русские магазины, говорят по-русски и посещают русские парикмахерские.

Не стоит также при русском человеке говорить плохо о его близких или друзьях. У немцев не принято дружить в полноценном смысле этого слова. У них множество друзей, которым они периодически перемывают косточки. Они заводят друзей там, где им выгодно. И так же легко с ними расстаются там, где им невыгодно.

Немцы удивляются, почему у русских так много названий окружения - просто знакомый, хороший знакомый, просто друг, хороший друг, близкий друг и «да это Вася-сосед!». И ко всем у них разное отношение. Например, близкие друзья у русских всегда из детства, школы либо армии. На протяжении дальнейшей жизни завести близких друзей просто невозможно.

Дурацкие стереотипы!

Самым распространенным стереотипом о русских в Германии - это то, что все русские пьют водку стаканами со словами «На здоровье!». Каково их удивление, когда ты говоришь, что ты русский, но водку не пьешь. В голове, наверное, происходит взрыв мозга. Россия представляется немцам (кстати, и не только им) снежным полем с бурыми медведями.

Однажды я случайно подслушала разговор немцев, которые обсуждали Россию. Они сидели за обедом на работе, и один немец рассказывал другим, что русские едят из одной кастрюли деревянными ложками. Давно я так не смеялась! Вряд ли бы они стали об этом говорить, зная, что я к русским тоже имею отношение. Они почему-то считают, что я полячка.

Немцы считают русских лучшими математиками, что само собой разумеется. Ведь сами немцы никогда не станут напрягать свой мозг, чтобы сделать, например, годовую налоговую декларацию. Ведь для этого есть специалисты! А русские лучше сэкономят, но посчитают все сами, да и математиком великим тут быть не обязательно.

Странные привычки русских!

Среди странных привычек русских можно выделить несколько.
Во-первых, собирание и хранение всевозможного хлама. Старые лыжи, никому не нужные сковородки, дырявые кастрюли, кусочки линолиума после 10-летнего ремонта и т. д. Да, русские привыкли забивать «келлер» ненужными вещами, которые еще пригодятся. Но все же, я считаю, что современная русская молодежь от этого избавлена. Это, скорее всего, наблюдается больше у русских пожилых людей, которые видели голод и дефицит продукции в прошлом.

Во-вторых, обращение к незнакомым людям «мужчина» или «женщина». «Эй, мужчина в сером пальто! Не трогаем товар руками!». За такое привычное в российских глубинках обращение немцы бы просто жалобу накатали за оскорбление.

В-третьих, прием неожиданных гостей на кухне. Немцам непонятно, как можно сидеть на кухне с подругой и пить вино, при этом жаря на плите картошку на ужин. Пришли к тебе гости, ты должен все бросить и пить кофе с ними в зале. А еще лучше назначить им «термин» в другой день! Ха-ха!

В-четвертых, отсутствие экономии. Русские, по мнению немцев, совсем не умеют экономить ни воду, ни электричество, ни деньги. Здесь я с ними согласна, не умеют. Но! Зачем я буду сидеть в потемках и портить свои глаза, читая книгу, если я могу просто включить свет!

Много можно говорить о русских привычках и странностях, но на сегодня это все.

P. S. Про русских модниц глазами немцев и о том, как я провела маленькое расследование среди немцев, я расскажу вам в другой раз!

С уважением, Татьяна Диль, Бремен (Германия).


У каждого народа есть свое представление о жителях других стран - порой это выдуманные кем-то мифы, которые запросто рассеиваются в первые же месяцы проживания в новой стране. И у немцев, конечно же, тоже имеется мнение о России и русских...

Но сегодня мы поговорим не о тех немцах, кто никогда не был ни в Москве, ни в Петербурге, ни в Тюмени и прочих российских городах, но «совершенно точно знает», что Россия - это океан водки, гуляющие по улицам медведи, русская мафия и... матрешки. Эта заметка про тех, кто в России был, но не только успел запечатлеть себя у Кремля, а жил в стране обычной будничной жизнью, работал или учился…

Я читала несколько немецких книг с описанием российской действительности - глазами немцев, конечно же. А еще мне посчастливилось общаться лично с теми, кто прожил в России от нескольких месяцев до нескольких лет. С одним из таких немцев, кстати, я живу под одной крышей вот уже 6 лет.

Итак, что думают немцы о русских...

Манная каша на завтрак для немца - ужас непонятный. Манка в меню Германии присутствует в основном как холодный десерт (пудинг из манки). Есть такое каждое утро, да еще и вприкуску с хлебом с маслом немцы считают полным извращением. Да и вообще любовь русских к каше немцу совсем непонятна, другое дело - колбаса!

В России любят все «чинить». Причем это починенное сильно бросается в глаза. Очень часто чинят просто куском изоленты.

Починить быстро и без особых временных затрат, забив на долголетие решения проблемы - это очень по-русски, считают немцы. Недавно у нас в кухонном кране образовалась небольшая дырочка, и в сторону брызгала еле заметная струйка, которая меня тем не менее раздражала. И пока муж был в командировке я "починила" как смогла - куском липкого скотча. Муж по возвращении улыбнулся и сказал "echte russische Reparatur". Это не значит, что немцы насмехаются над таким творчеством. Иногда они даже восторгаются фантазией жителей России. А иногда пребывают в шоке, ведь такие быстрые починки встречаются не только в квартирах россиян, но и на некоторых серьезных российских предприятиях.

Вот такая пристройка, например, заставляет немца сразу же взять в руки камеру:

(c) Foto: Gulsina Ismailova

В России очень развит «институт бабушки» . Именно так величают немцы то явление, когда по воскресеньям в парках дети гуляют не с родителями, а с бабушками. Не буду настаивать на том, что немецкие бабульки - меньше любят своих внуков, но то, что времени проводят меньше - факт. И не всегда потому что не хотят, а часто из-за того, что живут за пятьсот километров.

Жизнь не по средствам . Это замечают многие приезжие в Россию. Спустить зарплату за первые несколько дней, а потом жить впроголодь - это так непонятно многим немцам. И дело даже не в том, что зарплаты маленькие... Немцы удивляются: для чего покупать айфон, если вторую половину месяца - в ожидании получки - тебе придется жить на пустых макаронах? Зачем покупать рубашку от «босс» на предпоследние деньги? Зачем жить так, чтобы показаться кому-то лучше, богаче, круче на какую-то долю секунды... А еще немцу никогда не понять зачем делать шикарную свадьбу, а потом несколько лет отдавать за нее долги.

Отношение к природным ресурсам в России - тоже вызывает непонимание у немцев. Вода, которую люди в России оставляют просто так литься... Свет в подъездах, который горит ночи напролет... Отопление, которое невозможно регулировать... Пластиковые бутылки, плавающие в речках и валяющиеся на природе... Немцу сразу становится грустно. Потому, что он знает цену этому всему - ведь в Германии за все надо платить немалые деньги или потому, что немцы действительно за экономию планетных ресурсов?? Зависит от немца... А в одной из прочитанных мною книг немецкий автор сыронизировал по этому поводу: "Русские не берегут природу. Почему же? Это приведет к глобальному потеплению. А для такой холодной страны - это только на руку..."

(c) Foto: Gulsina Ismailova

Но что мой муж вспоминает с особым удивлением - так это рестораны России . Человек, несколько лет проживший в Латинской Америке, считал, что в ресторанах его точно не может ожидать ничего особого. Привели его коллеги в один из первых вечеров в ресторан - ели, пили, общались... И тут приглушается свет, в зал выползают полураздетые тетки и начинают ритмично отплясывать в унисон. Разве можно под такое доесть выбранное блюдо? В Германии едят и смотрят на танцующих теток или стриптизерш - совсем в разных местах и немцам совсем непонятно зачем под вкусную отбивную нужны танцы? Точнее, наоборот- как можно ужинать, когда над тарелкой пролетают голые титьки? Впоследствии мой муж водил по таким "злачным ресторанам" новоприбывших коллег из Германии и с удовольствием следил за реакцией последних. Немцы конечно не против поглазеть на такие танцы, но искренне не понимают - зачем это надо заведению... Ведь под такую развлекательную программу точно кусок в горло не залезет - значит клиент закажет меньше, чем если бы его оставили кушать в спокойной обстановке.

Маршрутка . Такое транспортное средство как маршрутка вспоминают многие немцы. И даже дело не в самом транспорте, а в способе оплате. Передавать деньги впереди сидящему и также получать от него сдачу - почему-то немцам кажется забавным...

(c) Foto: Gulsina Ismailova

Взятка врачу . Наблюдательные немцы не пропустили это мимо глаз своих... Приходить к врачу с коробкой конфет (даже если врач итак не бесплатный) - это самое разумное решение, если вы находитесь в России. А если дело приближается к празднику, то с пустыми руками вас там точно не вылечат ждут. Ага, это почти как пойти в гости - берите с собой только самое лучшее и самое вкусное. "Взятка богам в белых халатах" - так описывали некоторые из немцев увиденное.

Про поход в баню немцы тоже любят рассказывать. Про веник, соленые огурчики и водку... Но! При этом они строго разграничивают такие явления как баня и сауна. И ни в коем случае не называют баню сауной. Баня - это возможность попотеть в жаркой комнате в дружеской компании, а сауна в России - несет эротический характер! Немцы спешат предупредить об этом своих новоприбывших коллег))

Немцы замечают с каким трепетом русские ждут нового года, а не рождества - как они сами. Как тщательно готовятся и закупаются на этот праздник. Но еще больше немцев удивляет: а зачем отмечать новый год два раза - 31 декабря и 13 января?

А еще немцы очень удивляются следующему сочетанию: русские, по словам немцев, очень неулыбчивые и неприветливые. И одновременно с этим такие гостеприимные. Столы, переполненные салатами и прочими закусками - так россияне встречают не только знаменательные праздники, но и малознакомых гостей. И это очень удивляет иностранцев, которые привыкли общаться даже с очень близкими друзьями всего-то за чашечкой кофе, а день рождения могут справить, угощая гостей только заказанной пиццей и чипсами.

Один знакомый немец с особенной теплотой рассказывал про российский поезд . Почему с теплотой? Да потому, что по пути "Москва - Ярославль" ему всегда выдавали домашние тапки, чтобы его ноги отдохнули. В Германии с ним так еще никто не обращался.

А еще немцев очень веселит (а некоторых, возможно, оскорбляет), как русские представляют себе типичного немца. Вот так.

Два старых "добрых" соседа - Россия и Германия, русские и немцы. Две имперские нации, неоднократно претендовавшие и продолжающие претендовать на главенство в Европе и в мире. Два народа, проливших друг другу моря крови. За что? Почему?

За территории (пресловутое "жизненное пространство"), за власть над другими народами ("Германия превыше всего!" или "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!"), за идеи (коммунизма или национал-социализма), из чувства мести за прежние обиды и поражения?

А ведь у русских и немцев достаточно много общих корней, по крайней мере, родословная русских царей кровно связана с немецкими. В течение десятилетий и веков достаточно многочисленная немецкая диаспора в России играла немаловажную роль во многих областях жизни страны: в управлении, экономике, торговле, науке...

История знает немало примеров положительного взаимодействия двух народов в такой специфической сфере как войны (например, против наполеоновской Франции). К сожалению, в двух последних мировых войнах наши народы выступали в качестве основных противоборствующих сторон и понесли колоссальные жертвы.

Сейчас Россия и недавно объединившаяся Германия переживают период серьезного и относительно спокойного переосмысления своего прошлого, решительный и, можно надеяться, бесповоротный отказ от сложившего стереотипа - видеть друг в друге врага и соперника. Сегодня нет практически ни одной области в политике и экономике, где между русскими и немцами были бы принципиальные разногласия. Можно вынести за скобки вопрос о Калининградской области, который вяло пытаются реанимировать лишь оголтелые реваншисты.

Может быть, сейчас самое подходящее время поразмыслить над менталитетом этих двух соседних народов, столь разных и столь сходных по судьбам и устремленности в будущее.

Русские в течение долгих веков стремились утвердиться одновременно в Европе и Азии путем освоения относительно малонаселенных северных и восточных территорий. При этом они почти не встречали сопротивления со стороны гораздо более малочисленных, слабых в экономическом и военном отношении народов, населявших эти земли. По уровню культуры они стояли на более высокой ступени развития, поэтому, объективно несли этим народам знания, опыт и иные достижения своей цивилизации.

В то же время русские не испытывали отчуждения к культуре ассимилируемых ими народов, наоборот, охотно включали в свой культурный оборот их нравы и обычаи, все интересные и самобытные элементы культуры. Возможно, именно поэтому многие народы Российской империи, не являвшиеся славянскими по кровным корням, охотно причисляли себя к русским, считая русскую культуру естественной для своего мироощущения, родной и искренне гордились причастностью к ней.

Немцы, в отличие от русских, испытывая недостаточность жизненного пространства, стремились к расширению во все стороны. Учитывая, что эти территории Европы были плотно заселены другими народами, стоявшими на примерно такой же ступени развития, что и немцы, такие территориальные поползновения, как правило, сопровождались войнами.

Так, Германия неоднократно решала территориальные споры при помощи войны с Францией, а такие страны как Бельгия, Голландия, Австро-Венгрия и Польша вообще считала частью своей территории. За это немцев в Европе недолюбливают и опасаются до сих пор. За поражение во второй мировой войне и преступления фашистов немецкому народу пришлось расплачиваться унижением и оправдываться десятилетиями.

В этом можно найти странную аналогию с русскими. Им приходится нести абсурдную политическую и моральную ответственность за подавление сталинским режимом демократических свобод в странах Восточной Европы и за репрессии в отношении отдельных народов и национальностей в СССР. Особенно сложно немецкому и русскому народам преодолевать психологические проблемы, связанные с переосмыслением прошлого. Немцы долгое время воспринимали положение, возникшее после мая 1945 года, как отсутствие истории. Это породило у немцев тенденцию к отказу от преследования за национал-социалистичекие преступления. Впоследствии в Германии возобладала позиция "конструктивного партиотизма", согласно которой признается незыблемость границ в Восточной и Центральной Европе, а отношения с соседями строятся на основе партнерства.

Роднит русских и немцев также чувство великого исторического предназначения своих народов, объективно вытекающее как из их истории, так и из объективной оценки их положения в мире. Все народы строят свою общность на духовных ценностях - вере в Бога или определенного идола. Немцы с XIX века стали поклоняться идолу немецкой нации. Русские в XX века открыли для себя культ социализма и коммунизма. Однако культ - вещь не только полезная с политической точки зрения, но и небесспорная. Он сплачивает нацию и подвигает ее на великие свершения, но он же и ослепляет ее, порождая у худших представителей низменные инстинкты.

Так, в Германии при нацистах жгли книги, любили парады и фанатически поклонялись фюреру. Культ отправляют специальные служители, в церкви это священники, в светском обществе - идеологи, партийные функционеры, СМИ.

В годы второй мировой войны только один сильный культ смог победить, преодолеть другой - советская, коммунистическая Россия повергла фашистскую, нацистскую Германию. Однако есть и другой, достаточно спорный - религиозный аспект: когда на фронте становилось особенно трудно (в Москву и осажденный Ленинград) - привозилась икона Казанской Божьей Матери и противник отступал. Германия напала на СССР в воскресенье 22 июня, когда Русская православная церковь праздновала память всех святых, в земле Российской просиявших, а закончилась эта война победой русских войск 9 мая - в праздник святого Георгия Победоносца. И в этом тоже есть своя правда!

В это же время в Германии искали опору в религиозно-мистических учениях и обрядах. Немцы воспитывались на музыке Вагнера, в которой отчетливо звучали мотивы масонской идеологии. Ученые, сотрудники спецслужб и партийные функционеры искали пути к проникновению в тайны древних тибетских и индийских эзотерических, мистических и астрологических учений. С их помощью они надеялись не только создать новую идеологию, найти пути создания новых видов сверхмощного оружия, которое позволило бы одержать победу над врагами рейха.

Имеются какие-то особенности в национальном характере русских и немцев, которые способствовали тому, что именно эти народы дали миру наибольшее число выдающихся философов, ученых, инженеров, полководцев, композиторов, писателей, спортсменов. Когда мы говорим о немцах, то обязательно вспоминаем философов Гегеля и Канта, Маркса и Ницше, канцлеров Вильгельма и Бисмарка, конструктора ракет Отто Брауна и физика Оппенгеймера, композиторов Бетховена и Моцарта, Шуберта и Вагнера, писателей и поэтов Гете, Гейне, Фейхтвангера и Брехта. Что касается немецких и русских спортсменов, то они на последних Олимпийских играх попеременно занимают лидирующие места на пьедестале почета.

Когда за границей говорят о русских, то непременно вспоминают об уникальном балете, церквах и иконописи, о первом космонавте Гагарине и других выдающихся достижениях в освоении космического пространства. Но в том же ряду, что и великие немцы, звучат прославленные фамилии русских философов и ученых Ломоносова, Менделеева и Вернадского, Павлова и Бехтерева, Яблочкова и Королева, композиторов Чайковского, Мусоргского и Глинки, полководцев Суворова, Кутузова, Скобелева, прославленных военачальников Великой Отечественной войны Жукова, Рокоссовского, Василевского, Конева, писателей Пушкина и Лермонтова, Достоевского и Толстого, Чехова и Куприна, Шолохова, Есенина, Маяковского, художников Репина и Серова, Левитана и Айвазовского.

В чем причины столь ярких проявлений национального духа русского и немецких народов, особенно в перечисленных областях человеческой деятельности? Вековая культура народов, включающая в себя не только генетические особенности и традиции, но и устремленность в вечность - к возвышенному, великому, восприимчивость к достижениям других народов, способность, по-своему переосмысливая чужой опыт, создавать новые ценности или просто величайшая сила национального духа? Наверное, все это вместе взятое, а также пассионарный (по Гумилеву) порыв народа дают столь зримый результат, выделяя их из ряда других достойных и великих народов. Так или иначе, но уникальные способности русского и немецкого народов во многих областях являются бесспорными.

"Что русскому здорово - немцу смерть". Это знаменитое выражение отражает суть различий русского и немецкого народов, которые существуют в действительности. Что конкретно имелось в виду? Противопоставление немецкой педантичности русскому разгильдяйству? О сути этого различия, о его корнях хорошо сказал Ключевский. Он выводил особенности русского характера, склонного к рваному ритму работы, из особенностей природы и климата России. В связи с длинной и суровой зимой, когда трудовая деятельность в селах замирала на месяцы, а затем в пору коротких и неустойчивых весны и осени крестьянину надо было в очень короткое время посадить и собрать, по-возможности, без потерь урожай, он вынужден был работать днем и ночью на пределе человеческих сил и возможностей.

Немцы, в отличие от русских, проживают в умеренных и, следовательно, более благоприятных для сельского хозяйства условиях, поэтому за века выработали привычку к более размеренному повседневному труду.

Русские слишком противоречивы в своем отношении к государству. В отличие от государственников-немцев они или сверхпривержены идее государственности, или, наоборот, сверхарахичны. Эту особенность подчеркивал Н. Бердяев: "...русский народ - самый аполитический народ, никогда не умевший устраивать свою землю. Все подлинно русские, национальные наши писатели, мыслители, публицисты - все были безгосударственниками, своеобразными анархистами. Анархизм - явление русского духа... Нет пределов смиренному терпению многострадального русского народа".

И в то же время - "Россия - самая государственная и самая бюрократическая страна в мире. Все в России превращается в орудие политики. Силы народа... отдаются колоссу государственности... Почти не оставалось сил у русского народа для свободной творческой жизни, вся кровь шла на защиту и укрепление государства".

Бедяев также замечает редкую особенность русского народа, отличающую его не только от немцев, но и англичан, и французов, а сегодня со всем основанием можно добавить к ним и американцев. Русские, будучи нацией имперской, не несут в своем сознании имперского мышления:

"Россия - самая не шовинистическая страна в мире, национализм у нас всегда производит впечатление чего-то нерусского, наносного, какой-то неметчины. Немцы, англичане, французы - шовинисты и националисты в массе, они полны национальной самоуверенности и самодовольства. Русские почти стыдятся того, что они русские, им чужда национальная гордость и часто даже - увы! - чуждо национальное достоинство".

Констатируя наличие этих национальных особенностей русского характера, вполне уместно заметить, что они, несомненно, гуманистичны, отражают дух христианского православного смирения. Они, возможно, действительно свидетельствуют о богоизбранности русского народа. Но наличие религиозной и созидательной энергии, в сочетании с преувеличенным смирением и сверхтерпеливостью приводят к тому, что русский народ часто не в состоянии сконцентрировать волю на достижении конкретных целей, которые позволили бы ему упрочить свое влияние в мире, добиться именно для себя большего благополучия и благоденствия.

Можно и нужно ли пытаться как-то изменить такое положение вещей? Действительно, "так жить нельзя!" или "по-другому мы жить не можем"? Какая дорога ведет к храму? И что есть храм? Сегодня для русских эти вопросы не менее актуальны, чем сто и триста лет назад.

Нередко подчеркивается особая склонность русских к употреблению спиртных напитков. Это стало своеобразным стереотипом при оценке русской действительности. Не вызывает сомнений, что русские пили и пьют много, что по способности выпить за один присест большое количество крепких спиртных напитков (водки, самогона, виски, джина и других алкогольных напитков) им в мире трудно найти равных. Однако по количеству выпиваемых крепких спиртных напитков, вина и пива в совокупном пересчете на содержание спирта, а также по склонности напиваться до стадии сильного опьянения немцы, французы, финны, американцы и немало других народов давно уже идут вровень с русскими, а в чем-то и превосходят их.

Вообще в этом вопросе много нюансов, при рассмотрении которых в корне меняется...

Немцы и русские, несмотря на все отличия, являются романтическими народами. Если англичане и американцы прагматичны и расчетливы, французы и итальянцы жизнелюбы и экзистенциалисты, то русские и немцы всегда хотят от жизни чего-то большего, чем просто существовать в потоке времен, им надо ощущать себя значимыми для вечности, совершать великие дела, осуществлять свое мессианское предназначение. Поэтому русские и немцы, несмотря на многочисленные войны и столкновения интересов, всегда чувствовали друг в друге родственное, объединяющее начало.

Не случайно, что именно русские и немцы являются народами-воинами по духу. Ни один другой народ, кроме еще японцев, не способен на столь нечеловеческое напряжение сил в ходе войн, на тотальную мобилизацию населения, на беззаветную самоотверженность и преданность национальной государственной идее. Для этого англичане и американцы слишком расчетливы и меркантильны, а французы и итальянцы слишком любят жизнь с ее удовольствиями, чтобы сознательно обрекать себя на колоссальные жертвы. Кто больше прав, судить трудно, ведь в результате все эти народы уже много веков остаются доминирующими в мире, однако по потерям, понесенным в процессе борьбы за выживание, они существенно отличаются друг от друга.

Рассматривая вопрос взаимодействия русского и немецкого народа, нельзя обойти вниманием проблему, связанную с традиционно большой немецкой диаспорой на территории России. Немцы живут в России уже два с половиной века. В определенном смысле можно говорить о двух немецких субкультурах на территории России - собственно народной сельскохозяйственной немецкой культуре, связанной с традициями и обычаями, передававшимися из поколение в поколение и о городской немецкой культуре, в основном проживавшим в Москве, Санкт-Петербурге, Одессе, Саратове и относящимся к русской (немецкой) интеллигенции.

Этот очень тонкий слой внес, тем не менее, значительный вклад в развитие государства Российского. Можно назвать мореплавателя Белинс-гаузена, архитектора Шехтеля, доктора Гааза, политиков - знаменитого Витте, одиозного Бирона и других. Однако с началом Великой Отечественной войны преемственность в этом слое по известным причинам была прервана. Сейчас в России издается около 15 газет на немецком языке, тогда как до революции их было в десять раз больше.

По данным на 1 января 1989 года на территории бывшего Советского Союза проживали 2 миллиона 38 тысяч немцев: в России - 850 тысяч, около 1 миллиона в Казахстане, 40 тысяч на Украине, 110 тысяч в Киргизии, около 38 тысяч в Таджикистане... За прошедшие годы в Германию выехали 1,5 млн немцев. В Казахстане осталось 250 тысяч, на Украине столько же, как и было, в Киргизии - 12-15 тысяч, в Таджикистане - около 1 тысячи. Причем Германия, ранее стимулировавшая эмиграцию из России, теперь всячески сдерживает этот процесс, заморозив его на уровне 100 тысяч в год.

О чем свидетельствует этот процесс? Несомненно, что Германия, достигнув своей главной политической цели - объединения двух Германий и воссоединения немецкой нации, на первом этапе успешно начала осуществлять ранее декларируемый принцип обеспечения за счет поддержки государства переселения этнических немцев из стран Восточной Европы и в первую очередь из стран бывшего СССР.

Однако возможности бюджета Германии по финансированию этого процесса оказались не безграничными. Кроме того, выяснилось, что переселенцы на первом этапе адаптации в германском обществе создают много неприятных проблем: недостаточное знание языка, конкуренция сравнительно дешевой рабочей силы переселенцев с коренным населением, давление на социальную сферу, связанное со снижением жизненного уровня за счет присоединения Восточной Германии и иммиграции восточноевропейских немцев. Все это привело к сдерживанию и ограничению въезда иммигрантов немецкой национальности в страну.

Хорошо или плохо это для Германии и России? Для Германии любой вариант приемлем, разница только в тактическом или стратегическом выигрыше, а для России массовый выезд из страны немцев приводит к однозначно отрицательным последствиям. С точки зрения культуры российские немцы обладают близким к русским менталитетом, их совместимость и взаимовлияние несут большой позитивный заряд.

С точки зрения профессиональных качеств российские немцы также представляют для России несомненную ценность. Они обладают высоким интеллектуальным потенциалом, трудолюбивы, добросовестны и пунктуальны. Они занимают вполне определенные ниши в производственном процессе, а в ряде регионов (Поволжье) играют очень заметную роль в производственных и общественных процессах. Словом, немцы нужны России. Проблема заключается в том, как сделать, чтобы немцы захотели остаться в России. Этому, несомненно, способствует наметившийся процесс активизации и развития различных форм культурной автономии немецкой диаспоры в России, выдвижения на видные политические должности (губернаторов, глав администрации районов и городов) лиц немецкой национальности.

В то же время, отрицательное влияет на развитие межгосударственных связей Германии и России компания в западных СМИ по формированию негативного имиджа россиян, проживающих в Германии, муссированию отдельных фактов их противоправной деятельности и раздуванию мифа о проникновении на Запад коварной "русской мафии", когда за русских выдаются не только выходцы из других стран бывшего СССР, но и из стран Восточной Европы.

Как нельзя измерить и сравнить интеллект, так невозможно и сравнить и взвесить на весах истории роль и ценность для мира различных народов. Можно и нужно приветствовать как процесс сохранения и развития национальных черт и традиций у разных народов, так и их благотворное взаимное влияние друг на друга, способствующие взаимопониманию и прогрессу во всех областях.

История доказала, что немцы и русские очень тесно связаны друг с другом: геополитически, экономически и духовно. Особенно этот процесс усилился и стал очевидным в 80-90 годы. При этом очевидное сближение России и Германии усиливает их вес и позиции не только в современной, бурно интегрирующейся Европе, но и в мире в целом. Это вселяет надежду, что процесс взаимовыгодной интеграции наших народов, скорее всего, будет продолжаться и в ближайшем обозримом будущем.