Транскрипт

1 Тотальный диктант 2010 КОММЕНТАРИИ К ТЕКСТУ ДИКТАНТА Предложение Правило 1 отдельных слов Правописание 1 В чем причина упадка русского языка (1) и есть ли он вообще? (1) В сложносочиненном предложении запятая не ставится, если части объединены единством вопросительной интонации (ПАС. С, п. 5: общность вопросительной, побудительной или восклицательной интонации). Запятая перед соединительными или разделительными союзами в сложносочиненном предложении не ставится, если в его состав входят: а) вопросительные предложения: Это кто такие и что им надобно? (Пушкин); б) побудительные предложения: Пусть кончится холод и наступит тепло! в) восклицательные предложения: Как он смешон и как глупы его выходки! (Розенталь. С. 240; 30, п. 3) Это сложносочиненное предложение, в котором части соединяются союзом и. Обычно между частями сложносочиненного предложения запятая ставится, например: [Дома у меня в соседях два брата-физика, которые обожают работать ночью.] К двум часам пополуночи у них кончаются сигареты, и тогда они забираются ко мне в комнату и начинают шарить, стуча мебелью и переругиваясь (АБС. Понедельник начинается в субботу). Однако в данном случае действие «правила сложного предложения» отменяется действием «правила однородности»: части объединены вопросительной интонацией. Этот признак оказывается более значимым, чем наличие двух грамматических основ (двух подлежащих и двух сказуемых). 1 Сокращение «ПАС» используется для ссылки на следующий источник: Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / Под ред. В. В. Лопатина. М., 2007 (2-е изд. М., 2009). Сокращение «Розенталь» относится к любому изданию справочника: Розенталь Д. Э. Справочник по орфографии и пунктуации (любое издание). Мы предлагаем опираться на ПАС академическое издание, одобренное Орфографической комиссией РАН. 1

2 2 Никакого упадка нет (2), да и быть не может. 3 Просто цензуру смягчили (3), а частию, (4) слава (5) богу, и вовсе упразднили (6), и то, [что раньше мы слышали в пивных и подворотнях] (7), сегодня услаждает наш слух (8), доносясь с эстрады и с телеэкранов. (2) Сложносочиненное предложение с присоединительным союзом да и. Не путать присоединительный союз да и с соединительным союзом да, который употребляется при перечислении. Ср.: присоединительный союз да и: У меня было несколько вопросов к коту Василию, да и русалка, живущая на дубе, представляла определенный интерес, хотя временами мне казалось, что она-то мне все-таки приснилась (АБС. Понедельник начинается в субботу); К сожалению, говорили они негромко, да и сидел я к ним спиной, так что слышно было плохо (АБС. Понедельник начинается в субботу); А ты не Кристобаль Хунта, да и я тоже... (АБС. Понедельник начинается в субботу). Соединительный союз да (=и), при котором запятая не ставится: В комнате все было по-прежнему, только на печке зияли глубокие царапины от когтей грифа да на потолке дико и нелепо темнели рубчатые следы моих ботинок (АБС. Понедельник начинается в субботу). Противительный союз да (=но), в этом случае запятая ставится, как при противительных союзах: Воздушные очки было себе заказала, да потеряла, не найду... (АБС. Понедельник начинается в субботу). (3) Запятая между однородными членами, соединенными противительным союзом а (ПАС. С: При наличии между однородными членами противительного союза (а, но, да в знач. но, однако, хотя, зато, впрочем) и присоединительного (а также, а то и) запятая ставится.) (4) слава богу вводное сочетание слов: «Вводные слова и сочетания слов выделяются или отделяются запятыми» (ПАС. С) (5) слава богу богу пишется с маленькой буквы, так как употреблен расхожий разговорный оборот вводное сочетание слов, обозначающее эмоциональное отношение к сказанному: В тот раз он, слава богу, пришел вовремя! Если контекст указывает на то, что говорящий действительно благодарит Господа Бога (в молитве, при непосредственном обращении к Богу как к Творцу и Создателю), пишется с большой буквы: слава Богу (ПАС. С «Названия, связанные с религией») (6) Запятая между частями сложносочиненного предложения (грамматические основы: смягчили и упразднили, и то услаждает). (7) Парные запятые, выделяющие придаточную (зависимую) часть что раньше мы слышали в пивных и подворотнях, которая находится внутри части с грамматической основой то услаждает. (8) Обособленный деепричастный оборот доносясь с эстрады и с телеэкранов. цензура упразднить 2

3 4 Мы склонны считать это наступлением бескультурья и упадком Языка (9) (10), но ведь бескультурье (11), [как и всякая разруха] (12), не в книгах и не на театральных подмостках, () (13) оно (14) () в душах и в головах. (9) Запятая между частями сложносочиненного предложения, соединенными союзом но. (10) Язык: написание слова Язык с большой буквы в данном контексте подчеркивает противопоставление Язык как средство общения и язык как орган тела. Написание слова язык с маленькой буквы далее по тексту не считалось ошибкой, оценка за это не снижалась. (11) бескультурье. ПАС. С «Приставки, оканчивающиеся на з / с» (без-, вз-, воз-, из-, низ-, раз-, через-): перед буквами, передающими глухие согласные (к, п, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ) пишется буква с, а в остальных случаях буква з. Действует правило «подобное с подобным»: на границе морфем (приставка + корень) звонкие согласные сочетаются со звонкими, а глухие с глухими. Ср. в этом же тексте встречаются и другие слова на это правило: разруха, распиливание, подраспустились, расцвет, разговор и др. Интересно, что именно в слове бескультурье, которое было в «слепом» тексте, многие допускали ошибку. И НИКТО не допустил ни единой ошибки далее в тексте на это правило при записи под диктовку. В одной из аудиторий НГУ не хватило бланков со «слепым» текстом, и около 50 человек писали эту часть диктанта от руки. И лишь двое сделали ошибку. Как нам кажется, это обусловлено влиянием «слепого» текста, который предполагает абстрактное знание правила. При заполнении слепого текста правило отделяется от автоматического написания. Наше сознание естественно реконструирует исходную форму этой приставки со звонким согласным в конце, и лишь во вторую очередь учитывается позиция, в которой данная приставка стоит перед глухим или перед звонким согласным (или гласным). (12) Парные запятые, выделяющие сравнительный оборот (ПАС. С «Знаки препинания при сравнительных оборотах»: «Сравнительные обороты, начинающиеся союзом как, выделяются, если обозначают уподобление»: в данном случае уподобляются друг другу бескультурье и разруха). (13) Между частями бескультурье не в книгах и не на театральных подмостках, () оно в душах и в головах возможна постановка запятой и тире. Тире можно поставить по правилу: в бессоюзном сложном предложении ставится тире, если между частями устанавливаются сопоставительные и противительные отношения (ПАС. С). (14) В этом месте постановка тире между подлежащим и обстоятельством места вариативна. Оба варианта (с тире и без него) принимаются, не считаются за ошибку. Однозначных правил здесь нет. Ср.: «В неполных предложениях на месте пропущенных членов предложения или их частей ставится тире» (ПАС, с, 16). Для текста нашего диктанта важно Примечание к п. 2 на с. 210: «В простом предложении с пропущенным сказуемым, указывающим на направление движение: Татьяна в лес, медведь за нею. Примечание: тире может отсутствовать при меньшей интонационной расчлененности предложения: они заговорили обе сразу: одна про коров, другая про овец; то же в предложениях, характеризующих субъект по местонахождению: Секретарь у директора; Он на заседании. Тире отсутствует и в первой части предложения, так что параллелизма конструкции здесь нет. Если есть тире в позиции (13), то второе тире, конечно, нежелательно. бескультурье 3

4 5 А с последними, [на мой взгляд] (15), ничего существенного за последние годы не произошло. 6 Разве что (16) начальство наше, [опять же слава богу] (17), отвлеклось от идеологии и увлеклось более распиливанием бюджета. 7 Вот (18) языки и подраспустились (19), а (20) Язык обогатился замечательными новшествами в широчайшем диапазоне (21) от «хеджирования портфеля ГКО с помощью фьючерсов» и до появления интернетжаргона (22). (15) Парные запятые для выделения вводного сочетания слов на мой взгляд (ПАС 91, п. 1). (16) Разве что это частица. При частицах запятые не ставятся. Ср. также последнее предложение. (17) Парные запятые для выделения вводного сочетания слов слава богу (ПАС 91, п. 1). Компонент опять же входит в состав вводного сочетания, по функции аналогичен частице (=тоже, и тоже), поэтому не выделяется. Если его выделить, то будет предполагаться смысловое единство с последующим фрагментом: *опять же, (слава богу,) отвлеклось от идеологии. Если убрать вводное сочетание, то получится: *опять же отвлеклось от идеологии. В тексте диктанта подразумевается не то, что начальство опять / снова / в очередной раз отвлеклось от идеологии, а повторяется положительная эмоциональная оценка этого факта (ср. выше цензуру, слава богу, смягчили и упразднили). (18) После слова вот запятая не ставится. Это не вводное слово, а частица. (19) языки с маленькой буквы, так как обыгрывается устойчивое сочетание распускать язык (прост. презр. Не сдерживая себя, теряя над собой контроль, проговариваться, говорить лишнее). Язык написание с большой буквы факультативно, это авторское употребление по отношению к слову Язык в значении «средство общения, система знаков». Написание с большой буквы поддерживается обыгрываемой в данном контексте оппозицией «языки подраспустились» в значении «орган речевого аппарата» и «Язык» как семиотическая система. Написание с маленькой буквы за ошибку не считается. (20) Запятая в сложносочиненном предложении перед противительным союзом а. (21) Тире ставится по правилу «Знаки препинания при уточняющих, пояснительных и присоединительных членах предложения» (ПАС. С). В данном контексте поясняется слово новшество, на месте тире мог бы стоять пояснительный союз а именно, то есть и др. (с. 253). «Поясняющие члены предложения В отличие от уточняющих членов предложения, которые по своему значению неравнозначны уточняемым членам (они сужают уточняемое понятие), пояснительные члены предложения равнозначны поясняемым, но называют их по-другому. Они являются вторыми наименованиями по отношению к первым, поясняемым, которые выражают то или иное понятие недостаточно определенно или по каким-то причинам недостаточно понятно». (22) интернет-жаргон: в «Новейшем словаре иностранных слов» рекомендуется писать слово Интернет с большой буквы как имя собственное (в Интернете, структура Интернета), а в составе сложных слов с маленькой (интернет-кафе, интернет-магазин, интернет-портал и др.). идеология опять же (пишется раздельно, так как же это отдельное слово, частица) диапазон интернетжаргон 4

5 8 Разговоры об упадке вообще (23) и Языка в частности (24) (25) это, [по сути] (26), результат отсутствия ясных указаний сверху. 9 Появятся соответствующие указания, () (27) и упадок прекратится как бы сам собой, (28) тут же сменившись каким-нибудь «новым расцветом» и всеобщим суверенным «благорастворением воздýхов». (23) Слово вообще запятыми не выделяется, так как в данном случае это наречие со значением «в общем, по отношению к большей части случаев, в целом» (по словарю Ушакова), «в общем, в целом, в основном» (БТС). Не путать со словами вообще и вообще-то (ср. также вводные слова в общем / в общем-то) в роли вводных в значении «обобщая, заключая; собственно говоря, в сущности» (БТС). (24) В частности запятыми не выделяется, так как в данном случае это не вводное слово, а имя существительное со значением «подробность, деталь, частный случай», ср.: Вообще это верно, но в частности бывают исключения (словарь Ушакова). Ср. также: «Конструкция вообще и в частности запятыми НЕ ВЫДЕЛЯЕТСЯ: За чаем зашел разговор о хозяйстве вообще и в частности об огородничестве (С.-Щ.) (Розенталь. Раздел 7 «Вводные слова и словосочетания», 25 (9.9)). В данном тексте: упадок вообще (экономики, культуры) и упадок языка как разновидность общего упадка, его частный случай. (25) Тире между подлежащим и сказуемым выраженными существительнымиуказательной частицей это). (26) Парные запятые при вводном слове по сути (ПАС: 91, Примечание 1, пункт а, с. 261: «указывают на степень достоверности сообщения, факта»). Только половина из всех писавших диктант написали это предложение правильно, без единой ошибки (592 человека из). (27) Возможна постановка и запятой, и тире. Предпочтительно тире. Правило «Знаки препинания в сложносочиненном предложении»: «Между частями сложносочиненного предложения ставится тире, если вторая часть предложения заключает в себе значение результата, следствия, резкого противопоставления» (ПАС, 114, с. 283). См. также Примечание к этому правилу: «Между частями сложносочиненного предложения может стоять запятая и тире как единый знак препинания Такое разделение частей сложносочиненного предложения несколько устарело» (с. 284). (28) Обособленный деепричастный оборот. по сути (пишется раздельно, так как по это предлог) сверху (ср. вверх) как бы тут же (пишется раздельно, так как же и бы это частицы) расцвет (ср. рассвет) 2 Это чуть меньше половины всех написанных в этот день в Новосибирске диктантов работа (НГУ, гимназия «Горностай», гимназия 8, «Плиний старший», Областная библиотека) была проверена студентами, аспирантами и преподавателями НГУ. 5

6 10 Литература благополучно процветает (29), оставшись(,) [наконец](,) (30) почти без цензуры и (31) в сени (32) либеральных законов (33), касающихся книгоиздания. (29) Обособленный деепричастный оборот оставшись почти без цензуры и в сени либеральных законов. (30) Проблематичное место со словом наконец, которое можно трактовать как вводное (тогда с двух сторон выделяется запятыми) или как наречие (тогда запятые не ставятся). ПАС 96: Слово наконец является вводным, если подытоживает какое-либо перечисление явное или скрытое (как итог некоторых событий) Наконец в качестве наречия в роли обстоятельственного члена предложения имеет значение «под конец», «напоследок» (спустя некоторое время, в результате потраченных усилий): Мы долго его ждали, и наконец он пришел. Такое значение иногда бывает трудно отличить от значения итогового завершения чего-либо. Показателем обстоятельственного значения может служить частица то (с. 268): *Литература благополучно процветает, оставшись наконец-то без цензуры. На наш взгляд, слово наконец здесь является вводным, следовательно, его надо обособлять. В данном контексте (и в контексте жизни Аркадия и Бориса Стругацких, немало претерпевших от цензуры) оно вносит эмоциональную положительную характеристику данного факта (литература осталась без цензуры и это долгожданный, а значит, и положительный факт). Эта позитивная оценка встраивается в единый ряд с другими вводными словами в предшествующем тексте (слава богу), которые выражают подобное отношение к описываемым событиям (в данном случае облегчение, радость). А это и есть основная функция вводных слов, что полностью соответствует употреблению слова наконец в тексте этого диктанта. Однако в силу того, что мнения филологов по поводу значения слова наконец расходятся, мы решили не считать за ошибку ни постановку запятых с обеих сторон, ни их отсутствие. Однако наличие одной запятой (до или после слова наконец) мы все-таки считаем ошибочным. Количественные подсчеты, которые мы провели на базе 1171 работы, показали следующее распределение вариантов расстановки знаков препинаний при слове наконец: Всего 1171 (100%). Из них: запятая с двух сторон 738 (63%) без запятых 345 (29%) одна запятая (до или после слова наконец) 88 (8%). Таким образом, и статистика тоже показывает, что большинство писавших диктант, ощущает слово наконец как вводное. Обособление для данного контекста все же предпочтительнее. (31) Перед союзом и запятая не ставится, так как он объединяет ряд однородных членов: без цензуры и в сени либеральных законов. (32) Выражение в сенú либеральных законов оказалось трудным для восприятия. Очевидно, слово сень не входит в активный запас. Вместо него были предложены варианты в семи либеральных законах, в семье либеральных законов и др. либеральный в сени 6

7 11 Читатель избалóван до предела. 12 Ежегодно появляется несколько десятков книг такого уровня значимости, что, [появись любая из них на прилавках лет 25 назад] (34), она тут же стала бы сенсацией года, а сегодня вызывает лишь снисходительноодобрительное ворчание критики. 13 Разговоры о пресловутом «кризисе литературы» не затихают, общественность требует немедленного появления новых булгаковых, чеховых, толстых (35), [как водится (36) забывая при этом] (37), что любой классик (38) это обязательно «продукт времени» (39), как хорошее вино и вообще (40) как все хорошее. Выражение в сени либеральных законов означает «под покровительством либеральных законов». См. толкование слова сень из «Большого толкового словаря»: СЕНЬ 1. Крона или ветви деревьев, образующие полог, шатёр. В сени ветвей. Отдыхать под сенью лип. * Приди ко мне, любезный друг, Под сень черёмух и акаций (Лермонтов). / О шатре, пологе, навесе. С. шатра. Укрыться под сенью древнего храма. 2. Защита, покровительство. Под сенью дружбы, закона. (33) Обособленный причастный оборот. (34) Парные запятые выделяют часть появись любая из них на прилавках лет 25 назад с двух сторон. Она находится внутри части что она тут же стала бы сенсацией года, а сегодня вызывает лишь снисходительно-одобрительное ворчание критики. Из 1171 человек, писавших диктант, запятую после что поставили только 556 (47%). Возможно, это объясняется тем, что сказуемое этой части выражено формой появись, вносящей значение условия. Вполне вероятно, что при типичном выражении значения условия при помощи союза если ошибок было бы меньше. (35) булгаковых, чеховых, толстых принимались варианты написания с большой (прописной) и с маленькой (строчно й) буквы. ПАС. «Правила употребления прописных и строчных букв». 158, с «Имена собственные могут использоваться для обобщенного обозначения однородных предметов, становясь нарицательными; при этом прописная буква во многих случаях заменяется строчной Собственные имена исторических лиц, литературных или мифологических персонажей, употребляясь обобщенно (переносно) как названия людей с определенными чертами характера и поведения, пишутся неединообразно одни со строчной буквы, другие с прописной». Как видим, такая формулировка правила допускает вариативность написания. К тексту данного диктанта прямое отношение имеет «Примечание» к этому правилу (с. 166): «Написание личных имен со строчной буквы (обычно в форме мн.ч.) допускается как экспрессивно-стилистический прием, чаще всего с целью усиления отрицательной или иронической оценки лица: современные чичиковы, азефы, робкспьры, новоявленные геббельсы и т. п.». до предела В тексте Б. Стругацкого выражение появление новых булгаковых, чеховых, толстых понимается как «появление новых великих писателей». Учитывая общий иронический тон данного фрагмента, можно было бы рекомендовать писать эти фамилии с маленькой буквы. Однако уважение к таким именам (по словам самих писавших диктант) препятствовало их написанию с маленькой буквы, хотя все прекрасно осознавали, что имеются в виду не классики русской литературы, что их имена употреблены в переносном значении, как нарицательные. Некоторые нашли компромисс: использопресловутый 7

8 вали кавычки. Распределение вариантов написания следующее: Всего 1171 (100%) с большой буквы 728 (62%) с маленькой буквы 443 (38%) Как видим, в этом случае экстралингвистические факторы (желание выразить почтение к любимым писателям) идут вразрез с рекомендуемым (хотя и в обтекаемой форме) правилом. (36) После вводного сочетания слов как водится запятая не ставится: «Если вводное слово или вводное сочетание слов стоит в начале или в конце обособленного члена предложения, то оно не отделяется от него знаком препинания, т.е. запятые выделяют член предложения вместе с вводным словом: Студент вернул в библиотеку книгу, вероятно даже не прочитав ее (ПАС, 93, с). Тут Роман, ВИДИМО по молодости лет, потерял терпение (АБС. Понедельник начинается в субботу); Янус Полуэктович, разрешите, я вам задам один вопрос? Подняв брови, он некоторое время внимательно смотрел на меня, а потом, ВИДИМО вспомнив что-то, сказал: «Пожалуйста, прошу вас. Только один?» (АБС. Понедельник начинается в субботу) Мне тоже казалось странным и появление этого мертвого зеленого попугая, ПО-ВИДИМОМУ так хорошо известного Янусу Полуэктовичу, и какая-то слишком уж необычная церемония огненного погребения с развеиванием пепла по ветру, но мне не терпелось рассказать про путешествие в описываемое будущее, и я стал рассказывать (АБС. Понедельник начинается в субботу). (37) Начало зависимой части, вводимой союзом что. (38) Тире между подлежащим и сказуемым (с частицей это), выраженными именами существительными. Ср. прим. (25). (39) Запятая при сравнительном обороте как хорошее вино и вообще как все хорошее, в состав которого входят два однородных члена, соединенных сочинительным союзом и, не разделяются запятой. В одной из аудиторий «тотальный диктатор» не прочитал второе как, тем самым он уберег всех писавших в этой аудитории от одной из типичных ошибок, которая стала массовой для писавших диктант под предводительством другого диктатора. Это пример того, как человеческий фактор оговорки диктующего способствовал уменьшению потенциального количества ошибок (40) Слово вообще запятыми не выделяется (см. комментарий (23)). 8

9 14 Не надо тянуть дерево за ветки вверх: (41) оно от этого быстрее не вырастет. 15 Впрочем (42), в разговорах о кризисе ничего плохого нет (43) : пользы от них маловато, но и вреда ведь (44) тоже не наблюдается. (41) Двоеточие в бессоюзном сложном предложении ставится, если вторая часть бессоюзного предложения имеет значение причины, обоснования, что проверяется возможностью подстановки союза так как, потому что (ПАС, 129, пункт 2, с. 296). Ср: если во второй части выражается результат, следствие, то ставится тире ставится (с. 298). Однако здесь выражается не результат, а причина. Можно задать вопрос: почему этого делать не надо? Потому что дерево быстрее не вырастет. НО: у Розенталя в Разделе 19 «Вариативные знаки препинания» говорится: ВАРИАТИВНЫ двоеточие и тире в бессоюзных сложных предложениях с причинно-следственными отношениями: А углубляться мы не могли земля промерзла (Гран.), Эти слова при нем не произносите (:) может обидеться, С таким напарником можно хоть на Марс лететь (:) надёжный товарищ. В этом случае мы решили считать нормативной постановку двоеточия, а постановку тире или запятой расценили как ошибку, так как двоеточие соответствует современной норме, закрепленной в академическом справочнике. К сожалению, двоеточие поставили только 123 человека из 1171, т. е. 10,5%. Это свидетельствует о слабом усвоении данного правила, хотя оно четко формулируется в учебнике русского языка за 9-й класс (Бархударов, Крючков, Максимов, Чешко): «Двоеточие ставится между частями бессоюзного сложного предложения в следующих случаях: 1. Второе предложение указывает на причину того, о чем говорится в первом, например: Осень и зиму Павел не любил: они приносили ему много физического страдания, ср.: Осень и зиму Павел не любил, потому что они приносили ему много физического страдания.» (42) Впрочем вводное слово, выделяется запятой (ПАС, 91, Примечание 1, с. 262: Указывает на отношение между частями высказывания). (43) Двоеточие в бессоюзном сложном предложении (см. комментарий (33) значение обоснования, пояснения). Двоеточие поставили 476 человек из 1171, т. е. 40%. Ср. продолжение формулировки правила, названного в комментарии (41), из учебника русского языка за 9-й класс (Бархударов, Крючков, Максимов, Чешко): «Двоеточие ставится между частями бессоюзного сложного предложения в следующих случаях: 2. Второе предложение (или несколько предложений) поясняет первое, т. е. раскрывает его содержание, например: Степь весело пестреет цветами: ярко желтеет дрок, скромно синеют колокольчики, белеет целыми зарослями пахучая ромашка, дикая гвоздика горит пунцовыми пятнами». (44) Ведь запятыми не выделяется, так как это частица, а не вводное слово. вверх (ср. сверху) вырастет впрочем 9

10 16 А Язык, [как и прежде] (45), живет своею собственной жизнью, [медленной и непостижимой] (46) (47), непрерывно меняясь и при этом (48) всегда оставаясь самим собой. 17 С русским языком может произойти все(,) (49) что угодно (50) : перестройка, преображение, превращение, (51) но только не вымирание. (45) Сравнительный оборот с союзом как выделяется запятыми (в том числе), если выражен словосочетанием как прежде / как и прежде: Она теперь стала снова стройной и тонкой, как прежде (М.Г.) (Розенталь. Раздел 11 «Сравнительный оборот», 42 (4)). (46) Обособленное определение медленной и непостижимой после определяемого слова жизнью выделяется запятыми. (47) Обособленный деепричастный оборот непрерывно меняясь и при этом всегда оставаясь самим собой, в составе которого однородные члены меняясь и оставаясь самим собой соединены союзом и, поэтому запятая не ставится. (48) При этом вводным словом не является, поэтому запятыми не выделяется. (49) Все (,) что угодно запятую можно не ставить. Правильными считались оба варианта с запятой и без запятой. Формально и исторически что угодно это придаточное (поэтому можно поставить запятую), но уже превратилось в устойчивое выражение (=разное, непредсказуемое, поэтому запятую можно не ставить). Национальный корпус русского языка (показывает разные варианты пунктуации при этом обороте. Во всех текстах Стругацких из Национального корпуса запятая стоит. Но в печатных изданиях Стругацких встретился пример без запятой. Из писавших диктант запятую поставили 635 человек (54%), т. е. чуть больше половины. Предварительные наблюдения за функционированием этого оборота допускают возможность предположить, что различия в пунктуационном оформлении этого сочетания обусловлены и различием в семантике и структуре: запятая не ставится, если этот оборот имеет значение «любое, всякое, разное», например: Зачем это было, если он мог всё что угодно(= любую пьесу, любое произведение) сыграть по слуху? [И. Грекова. Фазан (1984)]. Если же в структуре предложения имеется противопоставление или исключение единичного факта из целого, то прослеживается тенденция к постановке запятой, например: Как всегда, попадается все, что угодно, но только не то, что ищешь [Борис Левин. Инородное тело ()] Поэтому в данном контексте запятую лучше было бы поставить. (50) Двоеточие при обобщающем слове все, что угодно при однородных членах перестройка, преображение, превращение и тире по окончании перечисления, так как предложение не закончено (ПАС «Знаки препинания при однородных членах предложения с обобщающими словами». 33, с). Двоеточие и тире в данном случае это парный знак, маркирующий начало и конец ряда однородных членов. : о, о, о (51) Компонент но только не вымирание не входит в состав ряда перестройка, преображение, превращение. Он входит в другой ряд: все (,) что угодно, но только не вымирание со значением исключения части из целого. Поэтому перед ним ставится запятая (ПАС 35, с). Перед союзом но происходит стечение двух знаков препинания: тире, которое закрывает ряд однородных членов, и запятой перед союзом но. НЕпостИжимый перестройка преображение превращение вымирание 10

11 18 Он слишком велик, могуч, гибок, динамичен и непредсказуем, чтобы взять () (52) и вдруг исчезнуть. 19 Разве что () (53) вместе с нами. Ср. литературный пример с точно такой же расстановкой знаков пунктуации: Все что угодно: и быть смешной и нелепой, попадать в дурацкие ситуации, и быть отвергнутой, и быть принятой за кого-то другого, и ждать чуда, изо дня в день, не признаваясь себе в этом, пряча даже глубоко от себя это ожидание, но каждое утро вставать, и смотреть в окно, и ждать... [Гала Рудых. Такой устойчивый мир // «Октябрь», 2002]. Правильную комбинацию знаков предложили в своих работах только 61 человек из 1171, т. е. всего 5%. Видимо, писавших диктант смутило стечение двух знаков запятой и тире, каждый из которых ставится в соответствии со «своим» правилом. (52) Можно ничего не ставить: взять и вдруг исчезнуть. Можно поставить тире до или после союза и: взять и вдруг исчезнуть; взять и вдруг исчезнуть. Это допустимые варианты. В ПАС (с. 212) предлагается ставить тире после союза («Тире в функции выделения». 21, п. 2) в стилистических целях: Смерть разула стоптанные лапти, прилегла на камень и уснула. У Розенталя такие случаи, возможно, подходят под правило «Интонационное тире», хотя точно таких же примеров в этом справочнике не приводится. (53) Это неполное предложение, в котором на месте опущенных членов Разве что [язык может исчезнуть] вместе с нами может стоять тире. Допустимо и без тире. Постановка запятой является ошибочной, так как разве что это частица, а не вводное слово (ср. комментарий 16). могуч НЕпредсказуем 11


Тематическое планирование п/п Сроки проведения Тема урока 1 1 неделя Основные принципы русской пунктуации 2 2 неделя Словосочетание как синтаксическая единица Кол-во Требования к уровню подготовки обучающегося

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА 2 города Гвардейска» 238210, Калининградская область, тел/факс: 8-401-59-3-16-96 гор. Гвардейск, ул. Тельмана 30-а, Е mail: [email protected]

Программа вступительных экзаменов по русскому языку 1 Правописание безударных гласных в корне. Проверяемые безударные гласные в корне. Непроверяемые безударные гласные в корне. Чередующиеся гласные в корне.

Федеральное государственное автономное учреждение высшего образования Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Программа вступительного испытания по русскому языку 2017 год Программа

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

Министерство образования и науки РФ Ульяновский государственный университет Программа вступительного испытания Форма УТВЕРЖДАЮ и У л ГУ.Костишко 2017г. ПРОГРАММА вступительных испытаний по русскому языку

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (УНИВЕРСИТЕТ) МИНИСТЕРСТВА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ РОССИИ» ОДИНЦОВСКИЙ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 4 г. Балтийска Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Сложные вопросы русского языка» класс Балтийск

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ «ЦЕНТР НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «НАУКА. ОБРАЗОВАНИЕ. ПРОФЕССИЯ» АНОО «НОП ЦЕНТР» 141292 Московская область, г. Красноармейск, ул. Строителей,1а

Программа вступительных испытаний по русскому языку для абитуриентов, поступающих в Уральскую государственную медицинскую академию Вступительные испытания по русскому языку проводятся в форме письменного

Результаты Учащиеся должны знать: Взаимосвязь языка и истории, культуры русского и других народов; Смысл понятий: речевая ситуация и её компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи; Основные

Программа вступительных испытаний по русскому языку для абитуриентов, поступающих в Уральский государственный медицинский университет Вступительные испытания по русскому языку проводятся в форме письменного

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЮСТИЦИИ (РПА Минюста России)» САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) ПРОГРАММА

Фонетика Звук как единица языка. Правила произношения. Гласные и согласные звуки. Классификация гласных и согласных звуков. Соотношение звуков и букв. Обозначение звуков на письме. Слог. Ударение и ритмика.

Слово основная единица языка. Отличие слова от других языковых единиц. Лексическое значение слова. Основные способы передачи лексических значений слов. Толкование лексического значения слова с помощью

Тема урока 1 Международное значение русского языка 2 Р.Р. Устная и письменная речь. Монолог, диалог. колво часо в Тип урока Требования к уровню подготовки учащихся Подготовка к ГИА 3 Стили языка 4 Простое

Рабочая программа по предмету «Русский язык» для 11 класса на 2016/2017 учебный год Составитель: Петренко Ирина Анатольевна, учитель русского языка и литературы Севастополь 2016 год Рабочая программа по

4 ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Форма проведения вступительных испытаний тестирование. Продолжительность 3 часа (180 минут); максимальная оценка 100 баллов. Орфография Правописание

ОБОСОБЛЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЙ 1. Есть ли в предложении слова, которые являются согласованным определением? 2.К какому определяемому слову они относятся и какой частью речи выражено определяемое слово? Если местоимением,

Календарно-тематическое планирование по русскому языку 9 класс Условные обозначения: Сложносочиненные предложения ССП Сложноподчиненные предложения СПП Бессоюзные сложные предложения БСП Дата 9с Кор. 9с

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования 14>лья1 гинский государственный университет ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 8 классе Наименование раздела, Дата предп. Дата факт. Примечание п/п темы Введение (1.) 1 Введение. Функции русского языка в современном 2.09

Пояснительная записка Рабочая программа по русскому языку в 9 классе составлена на основе Государственного стандарта общего образования (2004), в соответствии с программой под редакцией М. Т. Баранова,

Рабочая программа по РУССКОМУ ЯЗЫКУ (базовый уровень) для 9 класса на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования

1 Рабочая программа. 11 класс. Русский язык. Пояснительная записка Программа по русскому языку для 11 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ 9 «СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора по УВР К.Л. Мазгалина «РАССМОТРЕНО» на заседании ШМО Протокол от Руководитель ШМО: Ф.И.О. «УТВЕРЖДАЮ»

ПРОЕКТ Спецификация работы для регионального экзамена по русскому языку в 8 классе 1. Назначение тестовой работы Назначение экзаменационной работы выявить и оценить степень соответствия подготовки обучающихся

Пояснительная записка Программа, на основе которой составляется рабочая программа, с указанием всех выходных данных. Программа к учебнику «Русский язык.10-11 классы» (Авторы Н.Г. Гольцова, И.В.Шамшин,

Дагестанский государственный университет народного хозяйства Кафедра английского языка Токтарова Наима Камаловна Перечень теоретических вопросов пo дисциплине «Русский язык» Направление подготовки 38.03.01

ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации УТВЕРЖДАЮ Проректор

СОДЕРЖАНИЕ СОДЕРЖАНИЕ 2 I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 3 Цели вступительного испытания 3 Порядок проведения вступительных испытаний (вид, формы, время, 3 отводимое на их проведение) Критерии оценки письменного

Министерство образования и науки РФ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Смоленский государственный университет» Программа вступительного экзамена по русскому

Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образования, программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений(базовый уровень)

РАССМОТРЕНО: СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДЕНО: Руководитель ШМО Заместитель директора по УВР Директор «Школа 143» / / МБОУ «Школа 143» / С. П. Евдокимова / Протокол от / / Приказ от 2015 г. 2015г. 2015г. РАБОЧАЯ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по русскому языку составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы общеобразовательных учреждений

1. Назначение тестовой работы Спецификация работы для регионального экзамена по русскому языку в 8 классе Назначение экзаменационной работы выявить и оценить степень соответствия подготовки обучающихся

Спецификация годового контрольного диктанта по русскому языку в 6 классе. 1. Назначение промежуточной аттестации Промежуточная аттестация проводится с целью определения уровня освоения обучающимися 6 класса

«Рассмотрено» Руководитель МО / Насибуллина Л.М./ Протокол _1_ от 25.08. 2015 _г. «Согласовано» Заместитель директора по УР МБОУ «Гимназия 17» /Шайхутдинова Л.Х./ 25.08. 2015 _г. «Утверждено» Директор

Тематическое планирование Предмет: русский язык Класс: 9 Часов в неделю: 4 Всего часов за год: 36_ I триместр. Всего недель 0,6, всего часов 4. п/п Раздел. Тема урока. Количество часов на тему. Практическая

П/п Тема Тематическое планирование 9 класс Кол-во часов. Русский язык как развивающееся явление. 2. Р/р Официально-деловой стиль. 3. Р/р Русский язык язык художественной литературы. 4. Чтение и его виды.

Пояснительная записка Абитуриент должен продемонстрировать орфографическую и пунктуационную грамотность, а также владение основными лексическими, грамматическими и стилистическими нормами современного

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «УСТЬ-БУРГАЛТАЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» Приложение к основной образовательной программе среднего общего образования РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 3 г.о. Подольск г. Подольск мкр. Климовск УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ 3 С.Г. Пелипака 2016 Рабочая программа по

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей 22» Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» (базовый уровень) для 11 класса 2016-2017 учебный год Рабочая программа предмета «Литература»

Примерное тематическое планирование по русскому языку в 8 классе (3 ч. в неделю - 0 ч, из них на Р.Р. 7 ч) программа под редакцией Баранова М.Т., Ладыженской Т.А., Учебник: «Русский язык. 8 класс» под

П/п 1 01.09. 2 05.09. 3 06.09. 4-5 08.09. 12.09. 6 13.09. 7 15.09. 8-9 19.09. 20.09. 10 22.09. 11-12 26.09. 27.09. 13 29.09. Календарно-тематическое планирование по русскому языку. 9 класс Тип урока Тема

Практикум по русскому языку «Культура речи» Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе материалов по русскому языку с 5 по 9 классы. Данный практикум может быть использован на уроках

Синтаксис сложного предложения. Сложное предложение Союзные Бессоюзные Сложноподчиненные Сложносочиненные Сложносочиненным называется предложение, части которого соединены интонацией, сочинительными союзами

УТВЕРЖДЕНО Приказ Министерства образования Республики Беларусь 10.11.2006 670 (в редакции приказа Министерства образования Республики Беларусь 08.02.2008 г. 81) ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ ПО УЧЕБНОМУ

I. Пояснительная записка Главная цель обучения состоит в том, чтобы обеспечить языковое развитие учащихся, помочь им овладеть речевой деятельностью, сформировать умения и навыки грамотного письма, рационального

2.2.2. Основное содержание учебных предметов начального общего образования 2.2.2.1. Русский язык Виды речевой деятельности Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей

Учащиеся должны уметь: I.Требования к уровню подготовки учащихся по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова изученных частей речи; по лексике: пользоваться разными видами словарей; по морфемике

Календарно-тематическое планирование урок а Содержание (раздела, темы) Кол-во часов Даты проведения оборудование Функции русского языка в современном мире Повторение пройденного в 5-7 классах 6+2р.р 2

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 4 с Соколовского муниципального образования Гулькевичский район УТВЕРЖДЕНО решение педагогического совета протокол

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА За основу этой программы взята программа Львовой С. И. «Русское правописание: орфография и пунктуация» составленная для 10-11 классов в данную программу внесены некоторые изменения.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Домодедовская гимназия 5 Рабочая программа по русскому языку (базовый уровень) 9 А, 9 В классов Составитель: Аверьянова Юлия Сергеевна, учитель русского

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Исходными документами при разработке, согласовании и утверждении рабочей программы индивидуальных консультаций по русскому языку в 11 классе являются: - Федеральный закон «Об образовании

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «ЧЕЧЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Институт чеченской и общей

Тематическое планирование по русскому языку, 8 класс (36) Тема, содержание урока Кол-во. Русский язык в современном мире. Функции русского языка в современном мире. Повторение изученного в 5 7 классах

Словарь Ушакова

Самостоятельность

самостоя тельность , самостоятельности, мн. нет, жен.

1. отвлеч. сущ. к . Самостоятельность государства. Самостоятельность работы.

2. Независимость, свобода от внешних влияний, принуждений, от посторонней поддержки, помощи. Политическая самостоятельность. Он рано начал обнаруживать самостоятельность.

| Способность к независимым действиям, суждениям, обладание инициативой, решительность. Проявить самостоятельность.

Педагогический терминологический словарь

Самостоятельность

одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении ставить перед собой определённые цели, добиваться их достижения собственными силами. С. означает ответственное отношение человека к своим поступкам, способность действовать сознательно в любых условиях, принимать нетрадиционные решения.

С. формируется по мере взросления ребёнка и на каждом возрастном этапе имеет свои особенности. Уже в младенческом возрасте ребёнок способен предпринимать самостоятельные действия (садится, к концу 1-го года встаёт, берёт игрушку и др.). На 3-м году жизни закладываются основы самосознания, что выражается в обострённом стремлении к С., иногда вопреки желанию родителей. Этот период называют кризисом 3 лет (см. ). На этом этапе необходимо разумно поощрять детскую С., развивать полезные навыки и умения. Ограничение самостоятельной деятельности ребёнка приводит к подавлению личности, вызывает негативные реакции (см. ).

Дальнейшее развитие С. наиболее осложняется в подростковом возрасте. Подростки, как правило, воспринимают свою С. как полную независимость от мнения взрослых (родителей, педагогов и т.д.), но легко подчиняются авторитету сверстников, стандартам детской и молодёжной субкультуры. В целях воспитания гармонически развитой личности необходимо с максимальным педагогическим тактом поощрять положительную направленность самостоятельной деятельности подростков.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 253-254)

См. также ,

Гришкова Ирина

Сочинение - рассуждение на тему "Что такое взрослость?" Ученица в своей работе отмечает, что взрослость - понятие многогранное и индивидуальное и состоит из нескольких компанентов. Представлен интнресный взгляд на данную проблему.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Взросление - пожизненный урок
умения творить посильный мир,
а те, кто не построил свой мирок,
охотно перекраивают мир.

Игорь Губерман

С чего начинается взрослость? Взрослость — понятие многогранное. Для каждого взрослость это что — то свое, индивидуальное. Для кого — то взрослость, когда начинают расти усы или можно гулять допоздна. Может быть, это меньше свободного времени или же наоборот, возможность заниматься чем хочешь и когда хочешь...
«Взросление - процесс перехода от детского мироощущения к мировоззрению взрослому , - считают психологи. - Это очень важный этап становления личности . Готовность и способность отвечать за свои поступки , и выполнять возложенные на тебя обязанности - один из важнейших критериев взросления».

«Выбор», «будущее»… Об этом постоянно говорят нам наши родители и учителя: «Надо учиться, надо закончить школу, поступить в институт, найти работу… Ваш выбор зависит только от Вас» Да, мы сделаем свой выбор. Мы выберем свой путь, мы найдём своё место в жизни. Взрослению способствует устремленность человека в будущее: кто о будущем задумывается своевременно, прилагает усилия, тот делает шаги к тому, чтобы становиться взрослым. И наоборот, отказ от усилий, которые нужно прикладывать для построения своего будущего, выглядит как сознательное или бессознательное стремление затянуть или отсрочить взросление. Сила человека в действии, в умении добиться поставленной цели. Жизни без борьбы, трудностей, потерь и компромиссов не бывает. И задача взрослых состоит в том, чтобы сформировать свой внутренний мир, жизненные ценности, умение принимать правильные решения в трудных ситуациях, серьезное отношение к жизни начинается с сознательного решения взять на себя ответственность. Такое решение мы принимаем много раз в течение своей жизни . Ответственный человек - это тот, кто управляет собой и своим поведением. Поэтому каждому из вас надо научиться отвечать за свои действия, поступки, поведение.

Среди составляющих компонентов ответственности выступает целый ряд других качеств и умений личности: честность, справедливость, принципиальность. Названные качества не могут реализоваться успешно, если у человека не развиты эмоциональные черты: способность к сопереживанию, чуткость по отношению к другим людям. Исполнение любой обязанности требует проявления других волевых качеств: настойчивости, усердия, стойкости, выдержки. Таким образом, ответственность проявляется не только в характере, но и в чувствах, восприятии, осознании, мировоззрении, в разных формах поведения личности..

А ещё я считаю, что взрослость проявляется в самостоятельности. Чем большего ты можешь добиться и сделать сам, тем ты взрослее. А родители, говоря, что ты взрослый, имеют в виду, что ты можешь что — то сделать уже сам. Что же такое самостоятельность? Казалось бы, ответ лежит на поверхности, но все мы немного по-разному его понимаем. Во -первых, это действие, которое человек осуществляет сам, без подсказки и помощи окружающих; во-вторых, независимость от мнений окружающих, свобода выражения своих чувств, творчество; в-третьих, умение ставить перед собой такие задачи, которые до тебя никто не ставил, и решать их самому. Трудно возразить против этих определений. Они точно указывают на самостоятельность человека и, по большому счету, зрелость его личности. Если мы этому не научимся, то тогда наша жизнь будет меняться по воле других людей

Таким образом, задача каждого - стать взрослым, самостоятельным человеком, умеющим принимать решения, отвечать за свои поступки, делать осознанные выборы и строить свою жизнь. Взрослость предполагает планирование жизни - подчиненность четкому плану , заботе о будущем, продумывание последствий своих решений. Поэтому стать взрослым - означает четко контролировать свою жизнь, распоряжаться всем тем, что составляет жизнь, жить не только сегодняшним днем, но и думать о будущем. Преодоление трудностей и есть взросление.

«Хочу стать самостоятельным» - это мысль, которая появляется в голове практически у каждого человека. Многие люди стремятся к самодостаточности. Но не всегда это дается легко. Чтобы жить независимо и быть свободным от других, необходимо приложить немало усилий и запастись терпением.

Материальная самостоятельность

Материальная независимость начинается с полного обеспечения потребностей с использованием только своих собственных финансов. Можно стать самостоятельным только лишь тогда, когда у вас имеется достаточное количество денег. Поэтому для начала необходимо найти работу, чтобы не зависеть материально от своих родителей или других родственников.

Когда же вы трудоустроены и понимаете, что вашей заработной платы хватает на все необходимое и даже больше, нужно обзавестись своим домом. Если на отдельную квартиру денег у вас недостаточно, то вам подойдет аренда жилья. Это может быть дом, квартира или комната. В данном случае решать это нужно с учетом вашего дохода. Стоит помнить, что путь к самостоятельной и независимой жизни очень сложен и не каждый может его пройти. Ведь не все могут сразу найти высокооплачиваемую работу, которая будет удовлетворять и нравиться. Возможно, сначала вам придется устроиться на временную должность для того, чтобы иметь хотя бы какой-то заработок. Нужно быть готовым к тому, что денег будет первое время не хватать на все необходимое. Поэтому придется экономить. Часто родители, беспокоясь о своем ребенке, предлагают помощь. Не нужно от нее отказываться, особенно в первое время она вам понадобится.

Однако не стоит злоупотреблять материальной помощью родителей. Вы можете брать лишь небольшую сумму, если видите, что ваших денег недостаточно на самое необходимое.

Как планировать финансы?

Чтобы научиться преодолевать финансовые трудности, необходимо правильно распределять свой доход. При получении денег откладывайте сразу нужную сумму на аренду жилья и оплату коммунальных услуг. Если вам необходимо купить что-то из одежды или обуви, то отложите дополнительно деньги. Затем оставшиеся денежные средства распределите на продукты до следующей заработной платы. Нужно научиться приобретать только необходимые вещи, экономить и уметь распределять свой доход. Как стать самостоятельным, знает лишь тот, кто через это прошел, и практически любой может сказать, что это не так просто и требует времени.

Как стать самодостаточным

Быть самодостаточным - означает не только иметь финансовую независимость, но и не зависеть от общества в целом. Как стать самостоятельным, понятно многим, а вот чтобы стать самодостаточным, необходимо также приложить некоторые усилия. Для начала необходимо исключить любую материальную зависимость, а затем и эмоциональную. Постарайтесь сделать так, чтобы у вас не было ни перед кем долгов, рассчитайтесь с ними, если такие имеются. Научитесь решать денежные проблемы, не занимая ни у кого даже небольшие суммы. Ведь долг сам по себе означает, что вы зависимы от кого-то и перед этим человеком у вас возникает обязанность. Также необходимо всегда доверять только собственному мнению, не принимать во внимание то, что говорят о вас другие.

Когда человек независим от чужого мнения, то проще решить, что ему действительно нужно и чего он хочет. Не стоит бояться одиночества, так как самодостаточность не предполагает, что вы должны стать изгоем в обществе и ни с кем не общаться. Необходимо находиться в гармонии наедине с самим собой, тогда вам будет проще решать важные вопросы, так как у вас будет время их обдумать. Также нужно учесть, что если вы решили стать более самостоятельным человеком, то теперь в любых жизненных ситуациях вы должны будете довериться своему собственному ощущению.

Прислушайтесь к себе!

Чтобы не нуждаться в советах других, нужно научиться прислушиваться к себе и делать то, что вы считаете верным. Если вы сможете решать проблемы сами, не иметь материальной зависимости, не зависеть от мнения окружающих, значит, вы знаете, как стать самостоятельной личностью, и сможете ею стать.

Как самодостаточность влияет на жизнь

Самостоятельность совершенно не обязывает быть одиноким и отрешенным от общества. Так же как и у большинства, у вас должны быть родственники, друзья и семья. Нужно понять, что самостоятельность предполагает лишь то, что теперь вы не будете нуждаться в чьей-то материальной помощи, в советах других, сможете принимать решения в важных вопросах сами. Не показывайте свою независимость в кругу своих друзей. Этим не нужно хвастаться. Ведь ваша самостоятельность - это не достижение, которым нужно гордиться. Вы меняете образ жизни для себя, а не для того, чтобы было, чем похвастаться перед другими. Даже если вы теперь можете сами обеспечивать себя материально, не стоит забывать, что ваши родители также имеют к этому непосредственное отношение. Не развивайте в себе эгоизм, помните о своих родственниках и помогайте им.

Не ограждайтесь от других!

Многие, достигая каких-либо успехов, забывают о своих друзьях либо перестают с ними общаться. Но это неправильно.

Вместо того чтобы оградить себя от общества людей, у которых пока не получилось достигнуть каких-то результатов, дайте им совет из личного опыта, как стать самостоятельным. У многих мужчин и женщин, которые стали достаточно независимыми, возникают проблемы с личными отношениями. Ведь они начинают искать себе в пару таких же, как они.

К сожалению, встречаются эти люди не так часто. Жить вместе и иметь отношения двум самостоятельным и самодостаточным личностям будет очень сложно. Так как в семье кто-то должен заботиться о другом. А при принятии какого-либо решения кому-то придется уступать, что несвойственно самостоятельному человеку.

Большинство людей стремятся к независимости, но не знают, как стать самостоятельным, не имея высокооплачиваемой должности. Однако все заключается не только в материальной поддержке, а также зависит от характера человека. Некоторые воспитаны в такой обстановке, что у них даже не возникает мысли о самостоятельности. Они готовы все время жить за счет других. Сначала они зависят от родителей, затем от мужа или жены, а после перекладывают все на детей. Иногда чрезмерная забота приводит к тому, что человек не способен самостоятельно состояться в жизни и постоянно ждет помощи от других.

Если вы хотите быть самодостаточным...

Некоторые люди говорят: "Мы поможем стать самостоятельным каждому". Но хотелось бы сказать, что таким сможет стать любой человек, главное - иметь желание. А что нужно для самостоятельности и самодостаточности?

  • Найдите работу, чтобы иметь материальную независимость.
  • Выберите подходящий вариант отдельного проживания (приобретение собственного жилья, аренда квартиры или комнаты).
  • Избавьтесь от зависимости от окружающих, имейте свое мнение.
  • Научитесь решать свои проблемы самостоятельно, не прибегая к помощи других.
  • Полагайтесь полностью только на собственные силы.

Заключение

Теперь понятно, как стать самостоятельным и самодостаточным. Это то, к чему должны стремиться многие. Человек рано или поздно должен осознать, что не может существовать постоянно за чей-то счет, удовлетворять свои потребности с помощью денежных средств, заработанных другими. Каждому необходимо понять, насколько это трудно - обеспечивать свою жизнь без посторонней помощи, а также научиться решать возникающие проблемы самостоятельно.

Крутяк! 7

Каждому из нас с детства знакома такое понятие, как самостоятельность. Но не каждый человек действительно понимает полный смысл этого слова, не всякого мы можем назвать самостоятельным.

Что же такое самостоятельность?

Самостоятельность - одно из качеств личности, играющих большую роль в жизни любого взрослого человека. Это не просто способность принимать решения без помощи других людей, это в первую очередь умение отвечать за свои поступки, дела. Быть самостоятельным - значит суметь обеспечить себя всем необходимым в жизни, иметь свою точку зрения, отдельную от других, свое мировоззрение и взгляды.

Несмотря на то, что с юридической точки зрения взрослым считается человек, достигший восемнадцати лет, в реальности же и к тридцати годам мало кто становится взрослым. Люди до самой старости готовы сидеть на шее родителей, живя полностью за их счет. Они не хотят получать хорошее образование и отвергают любое предложение о работе, мечтая получать за свое незнание большие деньги. Жить ничего не делая и не принимая решений для них – вполне нормально. Обидно, что сейчас так думает практически каждый третий подросток. Они забывают о том, что родители не вечны, а значит, когда-нибудь им придется заботиться о себе самостоятельно. Но как это сделать, если ты ничего не умеешь?

В своей жизни мы часто видим тех, кто повзрослел слишком рано. Чаще всего это дети из неблагополучных или многодетных семей, где каждому приходится заботиться о себе самому при этом помогая родителям воспитывать своих младших братьев и сестер. Рано взрослеют дети, потерявшие родителей, те, кто живет с пожилыми бабушками и дедушками.

Чтобы ребенок взрослел вовремя, родители с детства должны приучать его быть самостоятельным. 5 класс – это время, когда ребенок вполне может помыть за собой посуду или помочь маме накрыть на стол, убраться в своей комнате.

Многие мамы чересчур заботятся о своих детях и даже в восемнадцать лет не пускают их на кухню, чтобы что-то приготовить или помочь с уборкой. Такое отношение только вредит. Именно они в первую очередь и становятся теми, кто готов сидеть на шее у родителей всю свою жизнь. Можно сказать, что они даже не виноваты в том, что не могут пожарить яичницу или сварить простой суп, помыть за собой посуду или постирать грязное белье - их этому не научили в детстве.

Именно в детстве в человеке закладываются качества, необходимые любой личности. Из маленького ребенка можно «слепитьСам» что угодно, ведь он прислушивается ко всему, что ему говорят, его характер только начинает формироваться, а потому он принимает все, что в него вкладывают. Вот почему процесс правильного воспитания и обучения самостоятельности так важен.

Ребенок смотрит на мир иначе, чем взрослый. Как правильно заметил Антуан де Сент-Экзюпери в своём самом известном произведении «Маленький принц», взрослые думают лишь о цифрах и собственной выгоде, они не способны видеть прекрасное во всем, даже в том, что кажется обычным или уродливым. Именно дети делают наш мир лучше, поэтому так важно, чтобы они повзрослели в положенное время.

Самостоятельный человек - тот, кто может позаботиться о других людях, и совсем не играет роли, родственник он ему или просто чужой человек. Самостоятельность тесно связана с человечностью, это одни из важнейших качеств, определяющих зрелую личность, каким и должен быть каждый человек. Она очень важна для любого человека, вот почему в школе часто пишут на тему самостоятельность сочинение. Сочинение позволяет задуматься: «А самостоятельный ли я?» и возможно, изменить свою точку зрения на этот счет.

Самостоятельность - важная часть взросления человека. Я считаю, что только самостоятельный человек может в полной мере назвать себя взрослым, и это очень важно.