Тема урока: «Лексические нормы современного русского литературного языка» Тип урока: комбинированный Метод проведения: практический, частично-поисковый

Выполнила Жулега В.В., преподаватель русского языка и литературы

ГАУ «Колледж предпринимательства»

г. Калининград


Цели урока:

  • обучающие : знакомить с лексическими нормами русского литературного языка, отрабатывать умения правильно употреблять в речи лексические единицы и исправлять речевые ошибки, строить высказывания в соответствии с нормами русского литературного языка
  • развивающие : способствовать развитию выразительной речи, формировать логическое мышление при выполнении самостоятельной работы, развивать коммуникативную компетенцию
  • воспитательные : способствовать пробуждению интереса к изучаемой дисциплине, формировать речевую культуру, воспитывать самостоятельность, ответственность, любовь к художественному слову

План открытого урока по учебной дисциплине

Русский язык и культура речи

Тип урока : комбинированный

Метод проведения: практический, частично-поисковый

Оснащение урока: видеопроектор, презентация урока, раздаточный материал

МПС: Русский язык и литература

«Система гласных и согласных звуков русского языка»

«Слово – центральная единица языка».

«Лексические группы: синонимы, антонимы, омонимы».

«Изобразительно-выразительные средства русского языка»

« Слова как части речи»

«Основные единицы синтаксиса. Словосочетание»

«Язык и речь»

«Орфоэпические нормы современного русского литературного языка»

Ход урока

Наименование структурного элемента урока

Организационный момент.

Проверка готовности обучающихся к уроку (явка, наличие письменных принадлежностей)

Время

Начальная мотивация

Деятельность преподавателя

Актуализация знаний обучающихся

Орфоэпическая минутка

Терминологическая разминка

Практическая работа по формированию лексических умений

Отмечает отсутствующих, объясняет ход проведения урока, предъявляет требования

Деятельность обучающихся

Готовятся к занятию, распределяются по группам, выбирают «капитана»

Сообщение новых знаний

Паронимы и их употребление

(вставить пропущенное слово)

Синонимы и их употребление

Диалектные слова

(подобрать к общеупотребительным словам синонимы диалектных слов)

Говорит об актуальности. Комментирует эпиграф к уроку

Закрепление материала

Тестовое задание

Предлагает «озвучить» текст, соблюдая нормы литературного произношения

Предлагает найти соответствия между понятием и определением, дает пояснительный комментарий

Предлагает составить словосочетания, комментирует и контролирует выполнение задания

Конечная мотивация

Дает теоретический материал, предлагает выполнить практические задания, комментирует и контролирует их выполнение, подводит итог практической работы

Готовятся в группах, отвечают у доски

Работают в группах, дают ответы, сверяют с эталоном

Раздает индивидуальные тестовые задания. По итогам выполнения дает правильные ответы

Работают в группах, дают ответы, проводят взаимопроверку и самопроверку по эталону ответов, заполняют оценочные листы

Подведение итогов урока.

Оценка работы в группах

Говорит о значимости темы урока

Домашнее задание

Выполняют задания. Получают варианты ответов, проверяют себя

Подводит итог урока, анализирует работу групп, выставляет оценки

Предлагает подготовить презентации по теме: «Происхождение фразеологизмов»

Записывают домашнее задание в тетрадь

Преподаватель _____________________ Жулега В.В.



Эпиграф

«… Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести »

В. Шефнер


«Озвучьте» текст, проставив ударения в выделенных словах.

Третий квартал начался неудачно. Договор не подписан – исчерпали все средства . Жалюзи сломаны. До шоферов не дозвонишься – линия занята . У бармена коклюш – отправили в диспансер. Поутру откупорили банки со свеклой – и выкинули в мусоропровод . Торты на оптовом рынке, один красивее другого, забрали столяры - украинцы . Завидно и обидно до слез. Прямо апокалипсис какой-то.


Терминологическая разминка

1. слова, связанные с особенностями какой-либо специальности - ПРОФЕССИОНАЛИЗМЫ

2. Словарный запас, лексика - ЛЕКСИКОН

3. Новые слова – НЕОЛОГИЗМЫ

4. Слова, вышедшие из активного употребления в связи с исчезновением из жизни каких-либо предметов, явлений ИСТОРИЗМЫ

5. Слова одной и той же части речи, которые имеют сходное лексическое значение - СИНОНИМЫ

6. Слова, вышедшие из активного употребления, хотя соответствующий предмет (явление) остаётся в реальной жизни и получает другие названия – АРХАИЗМЫ

7. Слова одной и той же части речи, которые одинаково пишутся и произносятся, но имеют разное лексическое значение – ОМОНИМЫ

8. Слово одной и той же части речи с противоположным лексическим значением – АНТОНИМЫ

9. Наука, изучающая лексическое значение слов - ЛЕКСИКОЛОГИЯ


«Теория без практики мертва. Практика без теории слепа!» (Роджер Бэкон)


Составьте словосочетания.

1. Стая а. верблюдов

2. Табун б. коров

3. Караван в. любопытных

4. Отара г. демонстрантов

5. Косяк д. овец

6. Стадо е. рыбы

7. Толпа ж. пчёл

8. Колонна з. голубей

9. Рой и. лошадей

10.Группа к. туристов.


Эталон ответа

1. Стая з. голубей

2. Табун и. лошадей

3. Караван а. верблюдов

4. Отара д. овец

5. Косяк е. рыбы

6. Стадо б. коров

7. Толпа в. любопытных

8. Колонна г. демонстрантов

9. Рой ж. пчёл

10. Группа к. туристов.


Культура речи и литературные нормы употребления слов.

ОДЕТЬ НАДЕТЬ

(кого-то) (на себя)

  • ОДЕТЬ НАДЕТЬ (кого-то) (на себя)
  • ОДЕТЬ НАДЕТЬ (кого-то) (на себя)
  • ОДЕТЬ НАДЕТЬ (кого-то) (на себя)
  • ОДЕТЬ НАДЕТЬ (кого-то) (на себя)

ЗАПОМНИТЬ:

  • ЗАПОМНИТЬ:
  • ЗАПОМНИТЬ:
  • ЗАПОМНИТЬ:
  • ЗАПОМНИТЬ:

ОДЕТЬ – РАЗДЕТЬ

НАДЕТЬ – СНЯТЬ

  • ОДЕТЬ – РАЗДЕТЬ НАДЕТЬ – СНЯТЬ
  • ОДЕТЬ – РАЗДЕТЬ НАДЕТЬ – СНЯТЬ
  • ОДЕТЬ – РАЗДЕТЬ НАДЕТЬ – СНЯТЬ
  • ОДЕТЬ – РАЗДЕТЬ НАДЕТЬ – СНЯТЬ

Вставьте в предложения глаголы одеть/надеть

1. Мама __________ чехол на чемодан

2. Девочка ______________ куклу

3. Старший брат __________ сестру

4. Сегодня девочка ________ новые туфли

5. Брат ______________ часы на руку.

6. Девочке подарили игру «_______ медвежонка»

7. Бабушка ___________ внука

8. Бабушка ______________ новое пальто

9. Космонавт ______________ скафандр.

10. Хвойный лес _______ все горы и подошёл вплотную к морю.


ЭТАЛОН ОТВЕТА

1. Мама НАДЕЛА чехол на чемодан

2. Девочка ОДЕЛА куклу

3. Старший брат ОДЕЛ сестру

4. Сегодня девочка НАДЕЛА новые туфли

5. Брат НАДЕЛ часы на руку.

6. Девочке подарили игру « ОДЕНЬ медвежонка»

7. Бабушка ОДЕЛА внука

8. Бабушка НАДЕЛА новое пальто

9. Космонавт НАДЕЛ скафандр.

10. Хвойный лес ОДЕЛ все горы и подошёл вплотную к морю.


ПАРОНИМЫ (от греч. para - рядом и onyma - имя) – это однокоренные слова, близкие по значению и звучанию.

Адресант-отправитель

Адресат – получатель

Эмигрант – выезжающий из страны

иммигрант – въезжающий в страну

Экспорт-вывоз товаров

Импорт – ввоз товаров

Смешение паронимов свидетельствует о недостаточной речевой культуре говорящего и является типичной речевой ошибкой



Диалектные слова это слова, употребляемые жителями той или иной местности.

Синонимы это близкие по значению слова, принадлежащие к одной и той же части речи.


Подберите к общенародным словам синонимы диалектных слов

1. Ухват а) рогач, ёмки

2. Гудеть б) рукотерник

3. Прятки в) утирка

4. Юркнуть г) слаборукий

5. Полотенце д) ротан

6. Драчливый е) брунжать, жундеть

7. Носовой платок ж) мызнуть

8. Крикливый человек з) пуховка

9. Колокольчик и) хоронушки, ловички

10.Гриб-дождевик к)позвонок



ЭТАЛОН ОТВЕТА

1. Ухват а) рогач, ёмки

2. Гудеть е) брунжать, жундеть

3. Прятки и) хоронушки, ловички

4. Юркнуть ж) мызнуть

5. Полотенце б) рукотерник

6. Драчливый г) слаборукий

7. Носовой платок в) утирка

8. Крикливый человек д) ротан

9. Колокольчик к) позвонок

10.Гриб-дождевик з) пуховка


1. Укажите лишнее слово в ряду синонимов.

А) тщетно

Б) тщательно

В) бессмысленно

Г) напрасно


2. укажите слово, имеющее омоним

А) успех

Б) острый

В) топить

Г) сидеть


3. какое из четырёх слов относится к устаревшим?

А) парусник

Б) стражник

В) рубеж

Г) дозор


4. Какое слово имеет значение «ПУБЛИЧНАЯ РАСПРОДАЖА, ПРИ КОТОРОЙ ПОКУПАТЕЛЕМ СТАНОВИТСЯ ТОТ, КТО ПРЕДЛОЖИТ БОЛЕЕ ВЫСОКУЮ ЦЕНУ»?

А) конкурс

Б) вакансия

В) аукцион

Г) сделка


5. Какое из перечисленных слов имеет значение «НЕУМЕСТНО РАЗВЯЗНЫЙ, СЛИШКОМ НЕПРИНУЖДЁННЫЙ»?

А) экстравагантный

Б) эксцентричный

В) феерический

Г) фамильярный


6. Какое из перечисленных слов имеет значение «ЧУВСТВО НЕПРИЯЗНИ, НЕРАСПОЛОЖЕНИЕ К КОМУ-ЛИБО ИЛИ ЧЕМУ-ЛИБО»

А) апатия

Б) антипатия

В) скептицизм

Г) пессимизм


7. Какое из перечисленных слов имеет значение «СИЛЬНОЕ ВОЗБУЖДЕНИЕ, ВОЛНЕНИЕ; БОРЬБА ИНТЕРЕСОВ ВОКРУГ ЧЕГО-ЛИБО»?

А) кураж

Б) мираж

В) ажиотаж

Г) антураж


8. Значение какого слова определено неверно?

А) адресант – лицо, отправляющее письмо

Б) аукцион – публичная распродажа

В) дезинформировать – сообщать искажённые или ложные сведения

Г) импорт – вывоз товара из страны для продажи


9. В каком примере слово «глухой» употреблено в прямом значении?

А) глухое недовольство

Б) глухой к просьбам

В) глухой согласный

Г) глухой старик


10. В каком ряду пары слов НЕ ЯВЛЯЮТСЯ антонимами?

А) рутина –новаторство

Б) отрицание – утверждение

В) мудрый – глупый

Г) абстрактный - секретный


Критерии оценивания работы в группах

«5» - 38-39 правильных ответов

«4» - 31-37 правильных ответов

«3» - 21-30 правильных ответов


Домашнее задание

Подготовить презентацию «ПРОИСХОЖДЕНИЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМА»


Cлайд 1

Cлайд 2

«Язык-первое орудие труда, первая машина, помогающая человеку преобразовать мир. Проделывая за нас логические операции, он служит человеку и порабощает его».(А. Генис.) «Русский язык неисчерпаемо богат и все обогащается с быстротой поражающей». (М.Горький.) «Язык наш выразителен не только для высокого красноречия, для громкой поэзии, но и для нежной простоты, для звуков сердца и чувствительности». (Н. Карамзин.) -Какая общая мысль объединяет эти высказывания?

Cлайд 3

Убедительный аргумент, английская аристократия, крупная буржуазия, общественная деятельность, заключить договор, заржаветь от сырости, звонит телефон, полезное изобретение, плантации каучука, новый жилой квартал, работать комбайнёром, твёрдое намерение, облегчить боль, место в партере, выразить соболезнование, средства связи, чашка из фарфора, новые хозяева, ходатайствовать о зачислении на курсы. Прочитайте словосочетания. (Один ученик читает, остальные следят за произношением. Находят и исправляют неточности в речи).

Cлайд 4

Убедительный аргумент, английская аристократия, крупная буржуазия, общественная деятельность, заключить договор, заржаветь от сырости, звонит телефон, полезное изобретение, плантации каучука, новый жилой квартал, работать комбайнёром, твёрдое намерение, облегчить боль, место в партере, выразить соболезнование, средства связи, чашка из фарфора, новые хозяева, ходатайствовать о зачислении на курсы.

Cлайд 5

Cлайд 6

I.В каком слове ударение падает на последний слог? 1.каракуль 2.торты 3положить 4.принял II.В каком слове ударение падает на первый слог? не был 2. не была 3.ждала 4.цемент III.В каком слове ударение указано верно? 1.некролог(2-й слог) 3.облегчит(2-слог) 2.дралась(1-й слог) 4.сливовый(1-й слог) IV.В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? 1. созданА 3. нАчав 2. катАлог 4. тортЫ

Cлайд 7

Луна Вечер Сияние звезд Волшебное настроение Мечта Какие ассоциации возникают при прочтении этих слов? Попробуйте «создать картину происходящего».

Cлайд 8

I. Какое из перечисленных слов имеет значение «сильное возбуждение, волнение; борьба интересов вокруг чего-либо» ? 1) кураж 3) ажиотаж 2) мираж 4) антураж II. Какое из перечисленных слов имеет значение «специалист, занимающийся постановкой балетных танцев»? 1) дирижёр З) этнограф 2) хореограф 4) концертмейстер III. Какое из перечисленных слов имеет значение «наука, изучающая происхождение, материальную и духовную культуру, особенности быта разных народов мира? 1) мифология З) этнография 2) фольклор 4) библиография IV. Значение какого слова определено неверно? 1) ДЕМОНСТРИРОВАТЬ - выйти на демонстрацию 2) ПОПУЛЯРНЫЙ - известный, признанный 3) ПРЕСС-СЕКРЕТАРЬ - представитель власти по делам печати 4) ПРИВАТИЗАЦИЯ - передача собственности в частные руки

Cлайд 9

V..Значение какого слова определено неверно? 1) ФИЛИАЛ - часть какого-то предприятия учреждения 2) ТРИЛЛИОН - число, изображаемое единицей с 12 нулями 3) СТАЖЁР - ЛИЦО, проходящее испытательный срок 4) СУВЕНИР - подарок к дню рождения VI. . В каком предложении вместо слова ЖИЗНЕННЫЙ нужно употребить ЖИТЕЙСКИЙ? 1) Это были сестры, но ЖИЗНЕННЫЕ их пути так разошлись, что они годами не переписывались. 2) Ранняя весна, когда все оживает и набирается ЖИЗНЕННОЙ силы, - таково содержание этой картины. 3) Эта операция нужна по ЖИЗНЕННЫМ показаниям. 4) Он мечтал жить вдали от цивилизации, чтобы уйти ЖИЗНЕННОГО шума и невзгод. VII.В каком предложении вместо слова ВЕЧНЫЙ нужно употребить ВЕКОВОЙ? 1) долгими осенними вечерами хозяин не выходил из комнаты и в неизменном халате, с ВЕЧНОЮ трубкою в зубах, сидел у окна. 2) Густые заросли кустарника чередовались с ВЕЧНЫМИ дубовыми рощами и берёзовыми лесочками. З) Среди ВЕЧНЫХ человеческих ценностей наиболее важной для него была честность. 4) В районах ВЕЧНОЙ мерзлоты дома строятся по специальным проектам.

Cлайд 10

Cлайд 11

Тропинка ………. куст боярышника, и лес сразу ………в стороны: посреди поляны в белых, сверкающих одеждах, огромный и величественный, как собор, ……. дуб. Казалось, деревья почтительно расступились, чтобы дать старшему собрату ………..во всей силе. Его нижние ветви шатром …….. над поляной. Снег ……… в глубокие морщины коры, и толстый, в три обхвата, ствол казался прошитым серебряными нитями. Листва, усохнув по осени, почти не ………, дуб до самой вершины был покрыт листьями в снежных чехольчиках. Перед вами отрывок из текста Ю. Нагибина «Зимний дуб».попробуйте восстановить его, вставив глаголы.

Cлайд 12

Тропинка обогнула куст боярышника, и лес сразу раздался в стороны: посреди поляны в белых, сверкающих одеждах, огромный и величественный, как собор, стоял дуб. Казалось, деревья почтительно расступились, чтобы дать старшему собрату развернуться во всей силе. Его нижние ветви шатром раскинулись над поляной. Снег бился в глубокие морщины коры, и толстый, в три обхвата, ствол казался прошитым серебряными нитями. Листва, усохнув по осени, почти не облетела, дуб до самой вершины был покрыт листьями в снежных чехольчиках.

Cлайд 13

1. Укажите ошибку в образовании формы слова. 1) более красивый 2) день именин З) менее семьдесят пяти рублей 4) поезжайте завтра 2. Найдите ошибку в образовании формы слова. 1) более моложе 2) лягте З) без золотых погон 4) в двухстах шагах 3. Укажите ошибку в образовании формы слова. 1) больше пятьдесят рублей 2) их дети З) пять блюдец 4) лягте на диван 4. Укажите ошибку в образовании формы слова. 1) прочитая рассказ 2) менее значительный З) в две тысячи пятом году 4) поезжай домой

Cлайд 14

5. Укажите ошибку в образовании формы слова. 1) семьюдесятью способами 2) сто тонн З) пробежи сто метров 4) интереснее всех 6. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1) вкусные торта 2) в аэропорту З) моложе брата 4) в трехстах метрах 7. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова. 1) береговые катера 2) скоро выздоровеет З) трое братьев 4) у новых туфлей

Cлайд 15

Cлайд 16

1. Выберите грамматически правильное продолжение предложения Путешествуя на велосипеде, 1) развиваются мышцы ног и спины. 2) требуется немалая выносливость. З) вы получаете большое удовольствие. 4) у меня сломалась фара. 2. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы). 1) График проведения ремонтных работ в цехах завода был нарушен вопреки указания директора. 2) Те, кто сидел на берегу реки, не раз испытывали ни с чем не сравнимое блаженство. З) Приезжий, видимо турист, спросил у прохожего, есть ли поблизости почта. 4) Моя сестра любит играть на фортепиано и петь в хоре.

Cлайд 17

3. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом? 1) Княжна Марья посмотрела на Ростова своим лучистым взглядом, который заставлял забывать некрасивость её лица. 2) Эпоха реакции, которая наступила в России вслед за восстанием декабристов, породила людей, подобных Печорину. 3) Войска Первой русской армии, при которой находился государь, были расположены в укреплённом лагере у Дриссы. 4) Среди присутствующих Маргарита сразу узнала Азазелло, который стоял у спинки кровати. 4. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом? 1) Самая большая и шумная компания образовалась вокруг Нины Семёновны, учительницы начальной школы, которая десять лет назад встретила всех этих ребят на пороге школы. 2) Камни, из которых слагаются ныне вершины Альп или Гималаев, когда-то формировались под водой. 3) Основным источником энергии для всех живых существ, которые населяют нашу планету, служит энергия солнечного света. 4) И летом и зимой панорама, которая открывается с крутого берега Цны, неповторима в своей красоте.

Cлайд 18

Cлайд 19

1.Подобрать тексты, где можно нарушить орфоэпические нормы русского языка. 2.Составить свой текст, используя слова: море дом, с заколоченными окнами опушка, покрытая цветами огонек 3.Составить тесты

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ГОРБУНОВА Елена Викторовна, учитель русского языка НОРМЫ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 48 Ворошиловского района г. Волгограда

Понятие культуры речи Что такое «культура речи»? умение четко, ясно, грамотно выражать свои мысли, способность воздействовать на слушателей; как особая лингвистическая дисциплина это такое качество речи, которое обеспечивает максимально эффективное общение при соблюдении языковых, коммуникативных и этических норм.

Понятие культуры речи КУЛЬТУРА РЕЧИ Языковой компонент Коммуникативный компонент Этический компонент Языковые нормы (орфографические и др.) Коммуникативные нормы (соблюдение требований точности, понятности, чистоты речи, владение стилями речи) Этикет делового письма, этикет устного общения

Понятие нормы языка Языковая норма – основной признак литературного языка. Под нормой понимается совокупность правил употребления слов, их грамматических форм, правил произношения, словообразования, действующих в данный период литературного языка; правила словоупотребления.

Виды языковых норм Акцентологические (ударение) Орфоэпические (произношение звуков и их сочетаний) Лексические (правильный выбор слов с учетом их значений) Фразеологические (правильное употребление устойчивых сочетаний) Словообразовательные (образование слов и их строение)

Виды языковых норм Орфографические Пунктуационные Грамматические (правила использования морфологических форм разных частей речи) Синтаксические (правила связи слов в предложении и словосочетании) Стилистические (стилевая принадлежность языковых элементов)

Орфоэпические нормы В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? 1) послалА в магазин 2) давнИшний 3) крЕмень 4) кОрмящий 1) недУг 2) согнУтый 3) врУчит медаль 4) сливОвый 1) дОбела 2) ерЕтик 3) откупОрил 4) нАчатый 1) нАчавшийся 2) позвАла гостей 3) газопрОвод 4) дОверху

Лексические нормы Лексическое значение какого слова сформулировано неверно? Штурман – специалист по вождению кораблей, самолетов. 2) Сувенир – подарок ко дню рождения. 3) Актуальный – очень важный, злободневный. 4) Дезинформировать – сообщать искаженные или ложные сведения.

Лексические нормы Какое слово имеет значение «безусловный, ни от чего не зависящий, взятый вне сравнения с чем-либо»? Образцовый 2) Абсолютный 3) Идеальный 4) Безупречный

Фразеологические нормы Какой фразеологический оборот имеет значение «самостоятельно, без чьей-либо помощи»? Своя голова на плечах 2) Своими словами передать 3) Своими глазами увидеть 4) Своими руками сделать

Словообразовательные нормы В каком ряду во всех словах выделяется приставка за- ? Заглохший, залежь, законный 2) Загородный, задушевность, закатиться 3) Заземленный, замшевый, заикаться 4) Заквасить, занозить, закадычный

Орфографические нормы В каком ряду во всех словах пишется буква А? К_лейдоскоп, мет_морфоза, эвк_липт, ам_ральный Ст_тистика, эт_жерка, льтр_мариновый, п_стамент К_раван, к_нцерт, п_нтомима, ф_милия П_радокс, тр_мплин, г_рмония, ш_мпиньон

Орфографические нормы В каком ряду во всех словах пишется НН? Освобожде __ ая деревня, бракова __ ый товар, ружье заряже_о Линова__ ая тетрадь, моще__ ая дорога, змеи__ ый яд Дрессирова __ ые собаки, глиня __ ый горшок, игрушки разброса__ы Бронирова __ ый автомобиль, рискова __ ый поступок, соломе__ ая шляпка

Пунктуационные нормы В каком предложении не надо ставить тире? Чтение вот лучшее учение. Гений это терпение. Его жизнь как легенда. Жить Родине служить.

Пунктуационные нормы В каком предложении нет вводных конструкций? Человеку нужно наверное узнать все прелести цивилизации чтобы прийти к такому пониманию счастья. Впрочем наша встреча происходила при весьма странных обстоятельствах. Земля казалось во много раз увеличила силу своего притяжения. С одной стороны безмолвствовали горы с другой стороны шумело море.

Грамматические нормы Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова 1)лягте на землю 2) килограмм вафлей 3) пятисот семидесяти шести рецензий 4) страннейший случай 1) веселее всех 2) пять блюдец 3) поезжай к князю 4) пятидесятью пятью способами 1) двести килограммов 2) день именин 3) более твердо 4) с пятидесятью солдатами 1) жгет дрова 2) в трехстах шагах 3) более красивое представление 4) килограмм макарон

Грамматические нормы Выберите грамматически правильное продолжение предложения Прочитав статью профессора, 1) у нас возникло много вопросов относительно посылок теории. 2) оригинальность и простота концепции вызвали у Станислава восторг. 3) у Натальи появилось желание лично обсудить с автором некоторые аспекты его работы. 4) я был поражен смелостью высказанной идеи до глубины души.

Грамматические нормы Найдите предложение с грамматической ошибкой (нарушение синтаксической нормы) 1) В романе-эпопее «Война и мир» немало батальных сцен. 2) Те из нас, кто катался в этот холодный зимний день на лыжах, обморозили лицо и руки. 3) Согласно сложившихся на флоте традиций, переход через экватор - это знаменательное событие для команды. 4) Генрих Манн по праву считается одним из величайших прозаиков-реалистов, живших в двадцатом веке.

Стилистические нормы Определите стиль текста, назовите слова, которые можно заменить более соответствующими данному стилю В организме человека насчитывается около 200 типов всяких клеток. С момента своего возникновения ведущим методом изучения клетки остается микроскопия. Большинство компонентов клеток прозрачны, поэтому в микроскоп не видны. Чтобы сделать их видимыми, клетки окрашивают, сначала обработав специальными растворами, которые, сохраняя строение клетки, делают ее проницаемой для красителя.

Функции норм функция защиты языка (нормы помогают литературному языку сохранять свою целостность и общепонятность, защищают литературный язык от потока диалектной речи, социальных и профессиональных жаргонов, просторечия) функция отражения истории языка (нормы отражают то, что сложилось в языке исторически)



2 Неотъемлемой частью общей культуры человека является культура речи,т.е. умение пишущего или говорящего излагать свои мысли в соответствии с содержанием, правильно и выразительно. Понятие «языковая норма»- одно из ключевых понятий в учении о правильности речи. Норма литературного языка –это социально одобряемое правило, т.е. общепринятое употребление слов, словосочетаний, форм слова, синтаксических конструкций, закрепленное в словарях и справочниках.




4 Грамматические нормы языка Морфологические нормы – это нормы словоизменения при склонении именных частей речи,при спряжении глаголов, нормы словообразования и определения родовой принадлежности. Синтаксические нормы- это правила использования синтаксических конструкций, незнание которых приводит к неправильному построению словосочетаний или предложений




6 Определите, в каких предложениях НЕТ синтаксических ошибок, объясните свой выбор: 1. Несколько мальчиков удивленно переглянулось. 2. Ракета -носитель доставлена на орбиту. 3. Поезд отправился согласно расписания. 4. Она была молода и красива. 5. Я ехал с группой детей, занимающимися спортом. 6. Когда смотришь вокруг,складывалось впечатление,что ты здесь уже был.


7 Синтаксические ошибки Нарушение согласования сказуемого с подлежащим Четверо учащихся участвовал о в игре. Нарушение управления Согласно приказ а Нарушение согласования Видна пара окон, занавешенные шторой. Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях Все были счастливы и веселые. Ошибки в использовании видо-временных форм глаголов Я живу в Лермонтове и была счастлива.


8 Синтаксические ошибки Ошибки в предложениях с причастным оборотом Дорожка покрыта тающим снегом под ногами Ошибки в предложениях с деепричастн.оборотом Начав заниматься,у вас было мало времени. Ошибки в построенииКнига учит меня думать, которую я прочитал в детстве Смешение прямой и косвенной речи Петя сказал,что я не согласен с твоим мнением. Нарушение границ предложения. Была уже ночь.Когда я вернулся домой.


9 Лексика- орфоэпическая разминка 1).Определите лексическое значение паронимов: сытый- сытный, болотный- болотистый, оживают – оживляют, абонент-абонемент, будний- будничный, поступок- проступок. 2).В каком предложении вместо слова ВОДНЫЙ нужно употребить слово ВОДЯНОЙ? 1. Мелиорация болот нарушила водный баланс. 2.В заросшем пруду много водных жуков. 3.Водные каналы стали очень популярными, особенно среди молодежи. 4.В дождь растения запасаются влагой и долго могут обходиться своими водными запасами.


10 3.Решите орфоэпические задачи: 1. В каком слове ударение на 2 слоге? а/ свекла б/ жалюзи в/ оптовый г/ мельком 2. В каком слове ударение на 1 слоге? а/ иначе б/ эксперт в/ дремота г/ знамение 3. В каком слове ударение на 3 слоге? а/ инструмент б/ зевота в/ вчистую г/ принятый 4. В каком слове звуков больше,чем букв? а/ юг б/ объяснил в/ люк г/ съемка 5. В каком слове произносится звук Й? а/ няня б/ деревня в/ въезд г/ колеса


11 Запишите существительные в именительном падеже множественного числа: Адрес,директор,доктор, мастер,профессор,шелк. Договор, инженер,офицер,тренер,шофер, месяц, торт, госпиталь. Перепишите,раскрывая скобки: пара (валенки, ботинки,сапоги,чулки, носки); много (дела,места, яблоки,мандарины); килограмм (апельсины, мандарины,помидоры, томаты); группа (инженеры,тренеры, шоферы). Просклоняйте числительные 749, полтора, обе. Образуйте все возможные формы степеней сравнения от следующих прилагательных: красивый,горький, сладкий, глубокий, маленький. Образуйте форму повелительного наклонения глаголов: ехать, разжечь, лечь, стереть.


12 ПРОВЕРЬ СЕБЯ Найдите грамматическую ошибку в образовании формы слова, запишите это слово правильно: Директора школ, контейнера на погрузке, пять килограмм, в снегу, тысячи башкир, много народа, множество грузинов,все шофера, две пары носков,моя туфля, несколько мандарин, много яблок, 5 килобайтов, вкусный кофе, партия кадет, красивше всех, заведываю складом, откладываю на потом, в шестьюстах метрах, в полторах часах езды, стакан соку, много снега.

Cлайд 1

Cлайд 2

Цель: - развивать умение оценивать языковые факты с точки зрения нормативности. Задачи: - установление типичных ошибок письменной речи учащихся; - выработка навыков соблюдения лексических и грамматических норм русского литературного языка.

Cлайд 3

Проблема исследования. Почему избрана эта тема? Xорошее и отличное знание орфографии и пунктуации не позволяет получить желаемую оценку по сочинению или изложению. Причина – логические, стилистические, лексические и грамматические ошибки. Мы решили установить, какие ошибки чаще всего встречаются в творческих работах учащихся нашего класса, и провести работу по их предупреждению.

Cлайд 4

Гипотеза: изучение теоретического материала и учебно-методических рекомендаций по данной теме позволит осуществить систематизацию знаний о стилистических, речевых и грамматических нормах русского литературного языка и совершенствовать речевую культуру.

Cлайд 5

Методы, которыми мы руководствовались, проводя исследование: планирование деятельности, наблюдение, сопоставление единичных фактов, сравнение, классификация фактов, обобщение.

Cлайд 6

План эксперимента: 1. Изучение теории вопроса в специальной литературе. 2. Определение типичных ошибок в творческих работах учащихся. 3. Классификация ошибок. 4. Подбор заданий для работы над ошибками. 5. Самостоятельное составление тестовых заданий, содержащих материал по предупреждению лексических и грамматических ошибок.

Cлайд 7

Речевые ошибки: - употребление слова или фразеологизма в несвойственном им значении, - смешение синонимов, - неумение использовать паронимы, - незнание значения заимствованного слова, - нарушение лексической сочетаемости слов в свободном словосочетании, - нарушение компонентов фразеологизма, - неоправданное употребление рядом однокоренных слов (тавтология), - неоправданное повторение одного и того же слова, бедность речи, - употребление лишнего слова (плеоназм), - двусмысленность при употреблении личных или указательных местоимений, - нарушение видовременных соотношений глагольных форм, - однообразие синтаксических конструкций, нарушение стилевого единства: - употребление слова иной стилевой окраски, - смешение лексики разных исторических эпох (архаизмов, историзмов, неологизмов), - неуместное употребление просторечных или диалектных слов, - неуместное употребление экспрессивно окрашенного слова.

Cлайд 8

Грамматические ошибки: - ошибочное образование слов или грамматических форм, - ошибка в согласовании, - ошибка в предложном или в беспредложном управлении, - нарушение связи между подлежащим и сказуемым, - нарушение видовой или временной связи сказуемых в отдельных конструкциях, - пропуск необходимого слова, - нарушение границ предложения, - в построении предложения с причастным оборотом, - в построении предложения с деепричастным оборотом, - в построении предложений с однородными членами, - при употреблении конструкций с прямой и косвенной речью, - в построении сложного предложения.

Cлайд 9

Приехав к Манилову, Чичиков совершил свою первую сделку. Чичиков приехал к Манилову и совершает сделку. До уроков просто руки не доходят. До уроков прямо руки не дотягиваются. В литературе есть немало произведений, повествующих о детстве автора. Есть немало произведений, повествующих о детстве автора, в литературе. В Петербурге А.С. Пушкин сразу пришелся ко двору, не к царскому, конечно, тут дело сразу не заладилось. В Петербурге А.С. Пушкин сразу пришел ко двору, не к царскому, конечно, тут дело сразу не заладилось. Только пес, обрадовавшись хозяину, вилял хвостиком. Только пес, как всегда счастливый при виде хозяина, радостно вилял хвостиком. Исправления Примеры

Cлайд 10

Бабушка любила своего единственного внука и гордилась им. Бабушка любила и гордилась своим единственным внуком. Пушкин повел к венцу свою Мадонну – «чистейшей прелести чистейший образец». Пушкин повел свою Мадонну к венцу – «чистейшей прелести чистейший образец». Когда я раскрыл свежую газету, моё внимание привлекло одно интервью. Раскрыв свежую газету, мое внимание привлекло одно интервью. Исправления Примеры

Cлайд 11

1. Согласование сказуемого с подлежащим. Укажите предложения с грамматическими ошибками. 1) Музей-квартира художника закрыта на реставрацию. 2) В журнале опубликована рецензия о книге. 3) В «Вишневом саде» есть и грустное, и смешное, и трагическое. 4) Правление клуба, в том числе председатель и заместитель, много сделали для организации вечера. 2. Построение предложения с однородными членами. Укажите предложения с грамматическими ошибками. 1) Вопрос этот освещался в книгах и лекциях, в газетах и брошюрах, докладах и журналах. 2) Трест организовал и руководит предприятиями. 3) Книга не только имеет познавательную ценность, но и воспитательное значение. 4) С успехом выступали как исполнители главных ролей, так и все участники спектакля.

Cлайд 12

Проводя в дальнейшем исследовательскую работу, необходимо изучать сформированность умений: - умения формулировать главную проблему текста в соответствии с авторским замыслом, - правильно определять и выражать авторскую позицию, - ясно и корректно высказывать собственную точку зрения на проблему, поднятую автором, подчинять композицию сочинения коммуникативному замыслу, умения соблюдать стилистические нормы русского языка.