Война в Афганистане – одно из главных событий «холодной войны», спровоцировавшее кризис коммунистической системы, а вслед за ним и распад СССР. Война привела к гибели 15 тыс. советских военнослужащих, появлению нескольких десятков тысяч молодых военных инвалидов, обострила и без того тяжёлый социально-экономический кризис, в котором оказался Советский Союз во второй половине 1970-х гг., сделала непомерным для страны бремя военных расходов, обусловила дальнейшую международную изоляцию СССР.

Истинные причины войны заключались в неспособности советского руководства своевременно и правильно оценить крупные динамичные изменения на Большом Ближнем Востоке, основным содержанием которых стало появление и рост исламского фундаментализма, систематическое использование терроризма как инструмента для достижения политических целей, возникновение авантюрных режимов, делавших ставку на вооружённые конфликты (Иран, Ирак, Сирия, Ливия), экономическая поляризация, рост населения за счёт молодого поколения, недовольного своим материальным положением.

В регионе со второй половины 1960-х начали формироваться новые центры влияния, альянсы и линии напряжения, аккумулировались огромные финансовые средства от продажи нефти и торговли оружием, которое в избытке повсеместно стало расползаться. Политический разлом в регионе проходил не по оси «социализм-капитализм», как это себе ошибочно представляла Москва, а по религиозным линиям.

Ввод войск и война не могли быть ответом на эти перемены и новые проблемы. Однако Москва по-прежнему рассматривала ближневосточный регион через призму своего противостояния с США, как арену некой «большой» игры сверхдержав с нулевой суммой.

Афганский кризис – это образчик непонимания Москвой своих национальных интересов, неправильной оценки положения в мире, регионе и в собственной стране, идеологической зашоренности, политической близорукости.

На Афганистане проявилась неадекватность целей и методов советской внешней политики реальному положению дел в мире.

Середина и вторая половина 1970-х ознаменовалась на Ближнем Востоке ростом нестабильности, что стало следствием антиколониальных революций 1950-60-х, череды арабо-израильских конфликтов, пробуждения ислама. Особенно бурным выдался 1979 г.: лидер арабского мира Египет заключает сепаратный мирный договор с Израилем, что вызывает бурю негодования в регионе; революция в Иране приводит к власти аятолл; возглавивший Ирак Саддам Хусейн ищет повода для вооружённого конфликта и находит его в войне с Ираном; Сирия во главе с Асадом (старшим) провоцирует гражданскую войну в Ливане, в которую втягивается Иран; Ливия под руководством Каддафи спонсирует различные террористические группировки; уходит в отставку левоцентристское правительство в Турции.

Радикализируется ситуация и в периферийном Афганистане. В апреле 1978 г. здесь к власти приходит «Народно-демократическая партия Афганистана», заявляющая о стремлении строить социализм. На политическом языке того времени это означало заявление о готовности стать «клиентом» СССР в расчёте на финансово-экономическую и военную помощь.

С Афганистаном у Советского Союза хорошие, даже превосходные отношения с 1919 г., когда Афганистан обрёл независимость от Англии и установил дружеские связи с Советской Россией. За все прошедшие с тех пор десятилетия не найти в советской истории упоминания Афганистана в негативном контексте. Существовали обоюдовыгодные торгово-экономические связи. Афганистан считал, что находится в неформальной сфере влияния СССР. Запад этот факт негласно признавал и никогда Афганистаном не интересовался. Даже смена монархии на республику в 1973 г. в результате дворцового переворота не изменила характера двусторонних отношений.

Апрельская «революция» 1978 г. была для Москвы неожиданной, но не случайной. В Москве хорошо знали руководителей (Тараки, Амина, Кармаля) и многих участников переворота – они часто бывали в СССР, с ними тесно общались и работали представители Международного отдела ЦК КПСС и Первого Главного управления КГБ (ныне Служба внешней разведки).

Казалось, Москва ничего не проиграла от смены режима. Однако «социалисты» повторили печальный советский опыт 1920-х в Средней Азии, когда национализация и перераспределение земли, собственности, репрессивные меры вызвали сопротивление населения. На протяжении 1978 г. социальная база «социалистов» неуклонно сужалась. Ситуацией воспользовались соседние Иран и Пакистан, которые стали засылать в Афганистан группы своих военнослужащих в гражданской одежде, а также поддерживать оппозицию оружием. Активность проявил Китай. Параллельно усилились исторически существовавшие и ранее противоречия между лидерами «социалистов».

В итоге уже через год, весной 1979 г., ситуация в Афганистане стала критической для новой власти – она была на грани падения. Под её контролем оставались лишь столица и ещё 2 из 34 провинций.

18 марта 1979 г. Тараки в продолжительном телефонном разговоре с главой советского правительства А.Косыгиным объясняет сложившуюся ситуацию и настойчиво просит ввести войска – теперь только это может спасти положение, т.е. просоветскую власть. В каждом слове Тараки сквозит отчаяние, сознание безысходности. Каждый вопрос советского руководителя он возвращает к одной и той же настоятельной просьбе – введите войска.

Для Косыгина этот разговор становится откровением. Несмотря на большое количество советников, работающих в Афганистане по линии различных ведомств, в т.ч. КГБ и минобороны, советское руководство не в курсе происходящего в этой стране. Косыгин недоумевает, почему, мол, сами не можете защититься. Тараки признаёт, что режим не имеет поддержки среди населения. В ответ на наивные, идеологически обусловленные предложения Косыгина опереться на «рабочих», Тараки говорит, что таковых всего 1-2 тыс. чел. Советский премьер предлагает, как ему представляется, разумное решение: войск не дадим, но поставим технику и оружие в необходимом количестве. Тараки разъясняет ему, что танками и самолётами некому управлять, нет подготовленных кадров. Когда же Косыгин напоминает о нескольких сотнях афганских офицеров, прошедших подготовку в СССР, Тараки сообщает, что почти все они перешли на сторону оппозиции, причём в основном по религиозным мотивам.

Незадолго до Тараки в Москву звонил Амин и почти всё то же самое сообщил министру обороны СССР Д.Устинову.

В тот же день Косыгин информирует о состоявшемся разговоре своих коллег по Политбюро на специально созванном для этого заседании. Члены Политбюро высказывают, казалось бы, здравомыслящие соображения: недооценили религиозный фактор, у режима узкая социальная база, есть вмешательство со стороны Ирана и Пакистана (а не США), ввод войск будет означать войну с населением. Вроде бы есть повод для того, чтобы пересмотреть или хотя бы откорректировать политику в Афганистане: начать контакты с оппозицией, с Ираном и Пакистаном, найти общую основу для примирения, сформировать коалиционное правительство и т.п. Вместо этого Политбюро решает следовать более чем странной линии, которую Косыгин предложил Тараки, - готовы поставить оружие и технику (которой некому управлять), но войска вводить не будем. Тогда следовало ответить на вопрос: а что делать в случае неминуемого падения режима, о чём сам режим и предупреждает? Но этот вопрос остаётся без ответа, а вся линия советских действий переводится в плоскость выжидания и ситуативных решений. Стратегии нет.

В Политбюро постепенно выделяются 3 группы: 1) Андропов и Устинов, которые, в конце концов, настаивают на вводе войск, 2) Косыгин, противящийся этому решению до конца, 3) Громыко, Суслов, Черненко, Кириленко, которые молча или неактивно поддерживают ввод войск. Больной Л.Брежнев уже редко участвует в заседаниях Политбюро и с трудом фокусируется на проблемах, которые необходимо решать. Эти люди входят в комиссию Политбюро по Афганистану и фактически действуют от имени всего Политбюро, принимая соответствующие решения.

На протяжении весны-лета 1979 г. Тараки и Амин усиливают давление на советское руководство просьбами помочь войсками. Ситуация становится настолько драматичной, что их просьбы, несмотря на позицию Политбюро, уже поддерживают и все советские представители в Афганистане - посол, представители по линии КГБ и минобороны.

К сентябрю накаляется конфликт и борьба за власть между самими афганскими лидерами – Тараки и Амином. 13-16 сентября в Кабуле происходит неудачное покушение на Амина, в результате чего он захватывает власть, отстраняет Тараки, которого позже убивают. Судя по всему, эта неудачная операция по устранению Амина проводилась с ведома, если не без участия Москвы.

С этого времени Москва задаётся целью добиться устранения Амина, которому она не доверяет, привести к власти «своего» человека – Кармаля и стабилизировать ситуацию в Афганистане. Амин даёт поводы: понимая, что его выживание зависит теперь только от него самого, он идёт на диалог с некоторыми оппозиционными силами, а также пытается установить контакт с американцами. В Москве эти сами по себе разумные действия, но совершённые без согласования и втайне от советской стороны, рассматриваются как удар по советским интересам, попытка вывести Афганистан из советской сферы влияния.

Примерно в октябре-ноябре прорабатываются вопросы спецоперации советскими силами против Амина, прикрытием чему должна стать вторая, параллельная и подчинённая первой операция ввода «ограниченного» контингента советских войск, задачей которой должно быть обеспечение порядка на случай очередных просчётов с поддержкой Амина среди афганских военных. Тогда же в Кабуле были заменены на новых все главные советские представители, чья деятельность вызывала нараставшее неудовольствие в Кремле.

К 1 декабрю проработка вопросов завершается, и Андропов передаёт Брежневу записку на этот счёт. 8 декабря Брежнев проводит промежуточное совещание, а 12 декабря принимается окончательное решение Политбюро о спецоперации и вводе войск.

До принятия окончательного решения ему активно сопротивлялся начальник Генерального штаба маршал Н.Огарков. Дело доходило до его открытых столкновений и пререканий на повышенных тонах с Устиновым и Андроповым, но безрезультатно. Огарков указывал на то, что армии придётся вступить в войну с населением без знания традиций, без знания местности, что всё это приведёт к партизанской войне и большим потерям, что эти действия ослабят позиции СССР в мире. Огарков предупреждал о всём том, что в итоге и произошло.

Операция началась 25 декабря 1979 г. Только за один этот день в аэропорту Кабула совершили посадку 215 транспортных самолётов (Ан-12, Ан-22, Ил-76), доставивших силы примерно одной дивизии и большое количество техники, оружия и боеприпасов. Никакого движения наземных войск, сосредоточенных на советско-афганской границе, перехода границы не было ни 25 декабря, ни в последующие дни. 27 декабря Амин был устранён и к власти приведён Бабрак Кармаль. Войска постепенно начали вводить - всё больше и больше.

Причины вторжения

Афганистан - страна находящаяся на границах среднеазиатских республик СССР - стал беспокойной точкой в конце 70-х годов. В 1978 году в стране произошел государственный переворот, в котором не последнюю роль сыграло правительство СССР. Результатом этого стало установление в Афганистане просоветского режима. Однако вскоре новая власть в стране стала терять нити управления. Амин, пытавшийся насадить в исламском Афганистане коммунистические идеалы, быстро терял авторитет в обществе, в стране назревал внутренний конфликт, да и в самом Кремле не были довольны Амином, который все больше стал смотреть в сторону США. В этих условиях правительство СССР приступило к поиску лица, которое бы устроило его во главе Афганистана. Выбор пал на оппозиционного Амину Бабрака Кармаля, который в это время находился в Чехословакии. Причины ввода советских войск в Афганистан, таким образом, во многом связаны с возможной сменой внешнеполитического вектора страны. Определив нового лидера соседней стране, СССР, после ряда консультаций Брежнева, Маршала Устинова и министра иностранных дел Громыко, приступил к интервенции в страну. война пропагандистский афганистан

Менее чем за год позиция советского руководства в этом вопросе поменялась от сдержанности до согласия на открытое военное вмешательство во внутриафганский конфликт. При всех оговорках она сводилась к желанию «ни при каких обстоятельствах не потерять Афганистан» (буквальное выражение председателя КГБ Ю.В. Андропова).

Министр иностранных дел А.А. Громыко поначалу выступил против оказания военной помощи режиму Тараки, но отстоять свою позицию не сумел. Сторонники ввода войск в соседнюю страну, прежде всего - министр обороны Д.Ф. Устинов, обладали не меньшим влиянием. Л.И. Брежнев стал склоняться к силовому решению вопроса. Нежелание других членов высшего руководства оспаривать мнение первого лица вместе с непониманием специфики исламского общества предопределили, в конце концов, принятие непродуманного по своим последствиям решения о вводе войск.

Документы свидетельствуют, что советское военное руководство (кроме министра обороны Д.Ф. Устинова), размышляло достаточно здраво. Начальник Генерального штаба ВС СССР Маршал Советского Союза Н.В. Огарков рекомендовал воздержаться от попыток решать политические вопросы в соседней стране военной силой. Но в верхах проигнорировали мнение экспертов не только из Минобороны, но и МИДа. Политическое решение о вводе ограниченного контингента советских войск (ОКСВ) в Афганистан было принято 12 декабря 1979 г. в узком кругу - на встрече Л.И. Брежнева с Ю.В. Андроповым, Д.Ф. Устиновым и А.А. Громыко, а также секретарем ЦК КПСС К.У. Черненко, т.е. пятью членами политбюро из 12. Цели ввода войск в соседнюю страну и методы их действий не определялись.

Первые советские части пересекли границу 25 декабря 1979 г. в 18.00 по местному времени. На аэродромы Кабула и Баграма по воздуху были переброшены десантники. Вечером 27 декабря спецгруппами КГБ и отрядом Главного разведывательного управления была осуществлена спецоперация «Шторм-333». В результате нее был захвачен дворец Тадж-Бек, где размещалась резиденция нового главы Афганистана Х. Амина, а сам он был убит. К этому времени Амин утратил доверие Москвы в связи с организованным им свержением и убийством Тараки и информацией о сотрудничестве с ЦРУ. Было спешно оформлено избрание генеральным секретарем ЦК НДПА Б. Кармаля, накануне нелегально прибывшего из СССР.

Население Советского Союза было поставлено перед фактом ввода войск в соседнюю страну в целях, как говорилось, оказания интернациональной помощи дружественному афганскому народу в защите Апрельской революции. Официальная позиция Кремля была изложена в ответах Л.И. Брежнева на вопросы корреспондента «Правды» 13 января 1980 г. Брежнев указывал на вооруженную интервенцию, развязанную против Афганистана извне, угрозу превращения страны в «империалистический военный плацдарм на южной границе нашей страны». Он упомянул также о неоднократных обращениях афганского руководства о вводе советских войск, которые, по его словам, будут выведены «как только отпадут причины, побудившие афганское руководство обратиться с просьбой об их вводе».

СССР на тот период, действительно опасался вмешательства в афганские дела США, равно как Китая и Пакистана, реальной угрозы для своих рубежей с юга. По соображениям политики, морали, сохранения международного авторитета Советский Союз также не мог далее безучастно наблюдать за развитием гражданского противоборства в Афганистане, в ходе которого гибли безвинные люди. Другое дело, что эскалацию насилия было решено пресечь другой силой, игнорируя специфику внутриафганских событий. Потеря контроля за ситуацией в Кабуле могло быть расценено в мире как поражение социалистического лагеря. Не последнюю роль в событиях декабря 1979 г. играли личные, равно как и ведомственные оценки ситуации в Афганистане. Факт, что Соединенные Штаты были крайне заинтересованы во втягивании Советского Союза в афганские события, считая, что Афганистан станет для СССР тем же, чем Вьетнам для США. Через третьи страны Вашингтон поддерживал силы афганской оппозиции, воевавшей против режима Кармаля и советских войск. Непосредственное участие Советских Вооруженных Сил в афганской войне принято делить на четыре этапа:

1) декабрь 1979 г. - февраль 1980 г. - ввод основного состава 40-й армии, размещение по гарнизонам; 2) март 1980 г. - апрель 1985 г. - участие в боевых действиях против вооруженной оппозиции, оказание помощи в реорганизации и укреплении вооруженных сил ДРА; 3) май 1985 г. - декабрь 1986 г. - постепенный переход от активного участия в боевых действиях к поддержке операций, проводимых силами афганских войск; 4) январь 1987 г. - февраль 1989 г. - участие в проведении политики национального примирения, поддержка сил ДРА, вывод контингента войск на территорию СССР.

Первоначальная численность советских войск в Афганистане составляла 50 тыс. человек. Затем численность ОКСВ превысила 100 тыс. чел. В первый бой советские воины вступили уже 9 января 1980 г. при разоружении восставшего артиллерийского полка ДРА. В дальнейшем советские войска, против своего желания, втянулись в активные боевые действия, командование перешло к организации плановых операций против наиболее сильных группировок моджахедов.

Советские солдаты и офицеры проявили в Афганистане самые высокие боевые качества, мужество и героизм, хотя действовать приходилось в самых тяжелых условиях, на высоте 2,5-4,5 км, при температуре плюс 45-50°С и остром дефиците воды. С приобретением необходимого опыта выучка советских воинов позволяла успешно противостоять профессиональным кадрам моджахедов, подготовленным с помощью американцев в многочисленных учебных лагерях на территории Пакистана и других стран.

Однако втягивание ОКСВ в боевые действия не увеличило шансы на силовое разрешение внутриафганского конфликта. То, что нужно было выводить войска, понимали многие военачальники. Но подобные решения были вне их компетенции. Политическое руководство СССР считало, что условием вывода должен стать мирный процесс в Афганистане, гарантированный ООН. Однако Вашингтон, всячески препятствовал посреднической миссии ООН. Напротив американская помощь афганской оппозиции после смерти Брежнева и прихода к власти Ю.В. Андропова резко возросла. Лишь с 1985 г. в отношении участия СССР в гражданской войне в соседней стране произошли значительные изменения. Необходимость возвращения ОКСВ на родину стала полностью очевидной. Все более остро заявляли о себе экономические трудности самого Советского Союза, для которого масштабная помощь южному соседу становилась разорительной. В Афганистане погибли к тому времени несколько тысяч советских военнослужащих. В обществе зрело скрытое недовольство продолжающейся войной, о которой в прессе говорилось лишь общими официальными фразами.

Год шел за годом, а положение в Афганистане не улучшалось, ряд блестящих операций советской армии, таких как, например, плеяда Пянджширских операций, не могла привнести главного - смены настроения в афганском обществе. Жители страны были настроены категорически против идеологии Советов, а моджахеды завоевывали все большую популярность. Потери советских войск росли, ввод советских войск в Афганистан спровоцировал заметное увеличение военных расходов, рост недовольства в обществе, к слову, интервенция стала и причиной бойкота многими странами Олимпийских игр 1980 года, проходящих в Москве. Негласное поражение сверхдержавы становилось очевидным. В итоге, в феврале 1989 года завершилась бесславная кампания советской армии: последний солдат покинул страну 15 февраля. Несмотря на то что эту войну можно назвать провальной, советский воин подтвердил свои умения, стойкость, героизм и мужество. За время войны СССР потерял убитыми более 13 000 человек. Экономические потери страны также были значительны. Ежегодно на поддержку марионеточного правительства выделялось около 800 млн. долларов, а обеспечение армии обходилось в 3 млрд. Таким образом, это подтверждает тезис о том, что ввод советских войск в Афганистан ухудшил положение дел в экономике страны, и в итоге стал одной из причин ее системного кризиса.

«40-я армия делала то, что считала нужным, а душманы - лишь то, что могли».

Ввод советских войск в Афганистан был объективной необходимостью. Об этом на круглом столе «Афганистан - школа мужества», который прошел в Тюменской областной думе, заявил председатель совета региональной общественной организации Союз десантников Григорий Григорьев .

«Афганистан - не только название страны. Это слово включает в себя всю гамму чувств и воспоминаний: боль и восторг, мужество и трусость, войсковое товарищество и предательство, страх и риск, жестокость и сострадание, которое довелось испытать бойцам в этой стране. Оно служит своеобразным паролем тем, кто воевал на афганской войне», – отметил Григорий Григорьев.

Глава Союза подробно проанализировал причины ввода советских войск в Афганистан. Это было оказание интернациональной помощи союзному правительству Демократической Республики Афганистан. Существовала опасность прихода к власти исламской оппозиции и как следствие опасность переноса вооруженной борьбы на территорию среднеазиатских республик СССР. Это угроза, что исламский фундаментализм поразит всю Среднюю Азию.

Необходимо было не допустить усиления на своих южных границах США и НАТО, которые вооружали исламскую оппозицию и желали переноса военных действий в Среднюю Азию. По данным одной из кувейтских газет, количество военных инструкторов, консультировавших исламистов, следующее: китайцы - 844, французы - 619, американцы - 289, пакистанцы - 272, немцы - 56, англичан - 22, египтяне - 33, а также бельгийцы, австралийцы, турки, испанцы, итальянцы и другие. Фактически в Афганистане против советских войск воевало 55 государств.

Еще одна причина ввода армии - это наркотраффик. Афганистан занимал второе место в мире по производству опиума. Он распространялся через среднеазиатские республики в Россию и Европу. Кроме того, нельзя было допустить усиления на своих южных границах КНР. Китай немало сделал для исламской оппозиции. С конца 1960-х годов отношения между СССР и КНР были очень напряженными, дело доходило до применения вооруженных сил. СССР имел с Китаем большую границу, которая была линией противостояния, а нередко и линией фронта. Руководство СССР не желало удлинения этой линии.

Ввод войск в Афганистан стал ответной мерой на развертывание ракет США в Европе. Необходимо было усилить собственные позиции в регионе против Ирана и Пакистана. Последний находился в состоянии перманентного конфликта с Индией, а Афганистан был хорошим плацдармом Союзу для оказания помощи Индии. Одна из экономических причин - защита и продолжение строительства объектов народного хозяйства. Более 200 из них построили советские специалисты - плотину, ГЭС, газопровод, авторемонтный завод, международные аэродромы, домостроительный комбинат, асфальтобетонный завод, автодорога Саланг и другое. В Кабуле был выстроен целый советский микрорайон.

«Вхождение в Афганистан для нашей страны было необходимо. Это не личная прихоть советского руководства и не авантюра. Нельзя рассматривать причины этой войны обособленно друг от друга. Их надо рассматривать комплексно, не предвзято, на основе документов и свидетельств участников. Имея перечисленные причины, задаемся вопросом, должен ли был СССР сидеть сложа руки и дать исламской оппозиции свергнуть просоветский режим? И это при том, что население трех республик, граничащих с Афганистаном, исповедовали ислам. Свержение советского режима в пользу ислама было бы опасным примером», – подчеркнул Григорий Григорьев.

По его словам, за исламской оппозицией стояли интересы США, которые, потеряв свое влияние в Иране, старались срочно усилить свои позиции в регионе. Особо Григорий Григорьев подчеркнул, что у американцев существовала медаль «За реализацию национальных интересов». Национальные интересы СССР в среднеазиатском регионе тем более очевидны.

В подтверждение глава регионального Союза десантников зачитал письмо солдата 9 роты 345 отдельного гвардейского парашютно-десантного полка Андрея Цветкова, написанное 17 мая 1987 года: «Отец, ты пишешь, что мы теряем здоровье, а порою жизнь за азиатов. Это далеко не так. Мы, конечно, выполняем интернациональный долг. Но кроме этого, мы ведь выполняем и патриотический долг, мы защищаем южные границы нашей родины, а стало быть, вас. Вот это является главной причиной нашего нахождения здесь. Отец, ты представь, какая угроза нависла бы над СССР, если бы здесь были американцы, а на границе стояли их ракеты».

Таким образом, интерес сверхдержавы СССР заключался, во-первых , в охране собственных границ, во-вторых , в противодействии попыткам другой сверхдержавы и иных стран закрепиться в этом регионе. Другая причина - опасность переноса действий исламской оппозиции на территорию среднеазиатских республик. После ее усиления советско-афганская граница стала одна из самых беспокойных: отряды душманов постоянно нападали на советскую территорию. Это можно рассматривать как своеобразную разведку боем. Исламская оппозиция никогда не признавала вхождение среднеазиатских республик в состав СССР.

Исламисты не использовали таких терминов как «Советский Союз» или «Советские войска». Во-первых , слово «совет» в переводе совпадает с арабским «шура» - выборный исламский совет. Это считали чисто мусульманским термином. Кроме того, оппозиция не признавала влияние СССР в Средней Азии. В своих печатных изданиях они предпочитали говорить «Россия» и «Русские» с добавлением оскорбительных эпитетов «дикие», «варвары», «кровожадные».

Григорий Григорьев привел слова подполковника пограничных войск КГБ СССР, участника афганской войны, кавалера ордена боевого красного знамени Макарова: «Сейчас принято говорить про эту войну, что, мол, не нужна она, никто никому не угрожал со стороны Афганистана. А на деле было постоянное нападение бандитов и террористов на наши заставы, пограничные наряды, на колхозы с целью грабежа, угона скота, увода наших людей в плен, убийства партийных работников. Пытались распространять листовки, в которых призывали таджиков, узбеков, туркменов бороться против русских захватчиков. Постоянно приходилось быть на чеку. Не граница, а линия фронта. А когда пошли туда наши пограничные мотоманевренные десанты и штурмовые группы, тогда земля загорелась под ногами у бандитов. Не до советской территории им было. Одна задача была - как ноги унести от наших солдат, что далеко не всегда им удавалось».

Советские войска вошли на территорию Афганистана на расстояние 100 км, а пограничники закрывали границу. 62 тыс. пограничников участвовали в боевых действиях, создавали заставы. Офицеры, проходившие службу перед войной в Туркестанском и Среднеазиатском военных округах и знавшие обстановку не понаслышке, в большинстве считают, что боевые действия были неизбежны, а войну лучше вести на чужой территории. Хафизулла Амин стал искать сближения с другими государствами. Опасение Кремля вызывала активизация деятельности западных спецслужб. В частности участившиеся встречи работников американского внешнеполитического ведомства с лидерами афганской вооруженной оппозиции.

12 декабря 1979 года группа в составе наиболее влиятельных членов политбюро СССР приняло решение ввести в Афганистан войска в целях оказания интернациональной помощи дружественному афганскому народу и препятствованию антиафганских акций со стороны сопредельных государств. Весь период пребывания советской армии в Афганистане условно можно разделить на четыре этапа: ввод и размещение войск, введение активных боевых действий, переход от активных действий к поддержке афганских войск, участие советских войск в проведении политики национального примирения.

Операцию по вводу войск офицеры называют классический. 25 декабря в 15.00 по московскому времени с двух направлений вглубь Афганистана вошли несколько советских соединений. Кроме того, войсковые части высадились на аэродромы в Кабуле и Баграме. За несколько дней бойцы заняли территорию, на которой проживали 22 млн человек. 27 декабря штурмом взят дворец Амина. Генерал-полковник Громов - последний командующий 40-й армией в своей книге «Ограниченный контингент» писал: «Я глубоко убежден: не существует оснований для утверждения о том, что 40-я армия потерпела поражение, явно как и о том, что мы одержали военную победу в Афганистане. Советские войска в конце 1979 года беспрепятственно вошли в страну, выполнили в отличие от американцев во Вьетнаме свои задачи и организованно вернулись на родину. Если в качестве основного противника ограниченного контингента рассматривать вооруженные отряды оппозиции, то различие между нами заключалось в том, что 40-я армия делала то, что считала нужным, а душманы - лишь то, что могли».

Потери советских войск в кровопролитной афганской войне составили 15 тыс. 51 человек.

Ввод советских войск в Афганистан уже на протяжении трех десятилетий вызывает у многих ученых, военных и политиков противоречивые эмоции. С одной стороны, сама операция, ключевым моментом которой стал штурм дворца Амина в Кабуле, до сих пор является образцом для действий спецназа в подобных ситуациях. С другой, нельзя рассматривать ввод советских войск в Афганистан в отрыве от последующего обострения международной напряженности, а также от того, что это событие в конечном итоге стало одной из причин

Между тем, чтобы понять глубинный смысл событий более чем тридцатилетней давности, необходимо принять во внимание, какая обстановка сложилась в этой среднеазиатской стране в 1979 году.

Все началось в апреле 1978 года, когда к власти в Кабуле в результате военного переворота пришла НДПА во главе с известным писателем Н. Тараки. В то время такое развитие событий посчитали большим просчетом США, так как Тараки и его соратники своим главным союзником видели Советский Союз, где у власти тогда находилось уже изрядно одряхлевшее правительство во главе с Л. Брежневым.

Руководство СССР и КПСС стремилось к тому, чтобы всячески поддержать молодое правительство афганской республики. В течение всего 1978 году сюда направлялись значительные денежные средства, ехали военные и экономические советники, которые стали главными организаторами земельной и образовательной реформ.

В то же время внутри Афганистана росло недовольство как среди простого населения, так и среди правящей верхушки. В начале 1979 года это сопротивление вылилось в открытый мятеж, за которым, как выяснилось уже в наши дни, стояли США. Уже тогда Тараки требовал от Брежнева, чтобы тот санкционировал ввод советских войск в Афганистан, однако, получил твердый отказ.

Ситуация резко изменилась в сентябре 1979 года, когда один из сподвижников Тараки Амин произвел переворот и пришел к власти вместо задушенного в тюрьме бывшего президента. Приход к власти Амина резко изменил как положение дел внутри Афганистана, так и его положение на международной арене. При этом, судя по недавно опубликованным воспоминаниям известного американского общественного деятеля З. Бжезинского, в этом перевороте Соединенные Штаты играли самую непосредственную роль, имея своей единственной целью погрузить СССР в «свою вьетнамскую войну».

Таким образом, основные причины ввода советских войск в Афганистан заключались в крайне важном стратегическом положении этой страны, а также в том, что после переворота Амина советское правительство было вынуждено вмешаться во внутренние дела этого государства, чтобы не получить на своей границе очаг напряженности.

Ввод советских войск в Афганистан был санкционирован решением высшего партийного органа - Политбюро При этом в решении указывалось, что в своих действиях руководство СССР опирается на договор о дружбе, который был подписан между странами еще в 1978 году.

Накануне нового, 1980-го года, в результате штурма президентского дворца был убит Амин и стал ставленник СССР Б. Кармаль. На какое-то время ввод советских войск в Афганистан способствовал нормализации внутренней жизни страны, однако, впоследствии советские войска были втянуты в тяжелые вооруженные столкновения с моджахедами, итогом которых стали более 15 тысяч погибших с советской стороны.

Ввод войск в Чехословакию в 1968г – самое трагическое событие в истории социалистического блока.

Последствием этого события стал кризис мирового социалистического и коммунистического движения и мировое разочарование, сменившее воодушевление и участие.

Предпосылки

Шестидесятые годы были временем всеобщего расцвета. В Африке множество колоний обрели независимость, в западных странах наблюдался экономический и культурный подъём, достигло своего апогея демократическое движение.

В западном обществе наметился некий поворот в сторону социализма: государства разворачивали социальные программы, ограничивало власть крупных предприятий, влиятельными социальными группами становились рабочие и представители среднего класса. Либерализация происходила и в странах восточного блока.

В СССР это была эпоха Косыгина, результатом деятельности которого стал резкий подъём производительности труда, экономики и уровня жизни граждан. В экономику были введены отдельные элементы капитализма (хозрасчёт, экономическая самостоятельность предприятий, денежное стимулирование работников), государство отказывалось от тотального идеологического контроля над обществом.

Символом всеобщего подъёма в СССР была космическая программа. Дальше всех пошёл чехословацкий руководитель Александр Дубчек. Он приступил к построению вполне демократического режима, ориентируясь на Запад. Программа Дубчека включала в себя такие пункты, как:

  • Предоставление гражданам демократических прав – свободы слова, печати, передвижения;
  • Ослабление государственного контроля над средствами массовой информации;
  • Облегчение процедуры открытия частных предприятий;
  • Разрешение открывать политические клубы и создавать новые политические партии;
  • Общая демократизация жизни и децентрализация власти.

Реформы Дубчека и его соратников, несмотря на свою внешнюю радикальность, не ставили целью полный отход от прежнего курса, в отличие от требований венгерских революционеров в 1956 году. Страна оставалась в социалистическом блоке. Однако в Москве они были восприняты как предательство.

Советские правители заявили, что Дубчек «возвращает страну к буржуазной республике». Поведением реформаторов не были довольны и лидеры Польши, ГДР, Болгарии. Ревностным коммунистам казалось, что чехословацкие события повлекут распад всего социалистического блока. Разрушится целая империя, тем более что Чехословакия в этой «империи» была одним из самых западных регионов – своего рода оборонительным форпостом в холодной войне.

Сначала конфликтные вопросы старались решить мирно, переговорами, или введением санкций против Чехословакии. В СССР боялись, что такие "бунты" могут быть и в других соц. странах. А выход чехов из Варшавского договора, это вообще катастрофа. Но Чехославацкое руководство всячески избегало и игнорировало предложение о переговорах. Применение силы против этой страны СССР решило использовать как крайнюю меру, и руководство Чехословакии было проинформировано об этом.

Западные капиталистические страны тоже не дремали, предлагая свои услуги и помощь чехам, поддерживая их "бунте". Особенно старались ФРГ и США.

Операция «Дунай»

Ввод танковых войск начался в ночь с 20 на 21 августа 1968 года. В Чехословакию вторглись 300 тысяч солдат и офицеров и 7 тысяч танков. Затем в Праге приземлились советские самолёты. Чехословацкая армия не оказала войскам никакого сопротивления, подчиняясь приказу нового руководителя страны Людвика Свободы.

Под надзором советских представителей было сформировано новое чехословацкое правительство, состоящее из консерваторов. Поначалу всех реформаторов было решено подвергнуть аресту, однако опасаясь всеобщего гражданского неповиновения, было решено с ними договориться. Многие чиновники-реформаторы остались в правительстве, но были переведены на более низкие должности; сам Дубчек, к примеру, служил послом в Турции.