Часть речи (лат. pars orationis ) - категория слов языка, определяемая морфологическими и синтаксическими признаками. В языках мира сначала противопоставляются имя (которое может делиться дальше на существительное, прилагательное и т. п., однако это не универсально) и глагол, в большинстве языков принято также деление частей речи на знаменательные и служебные.

Систематизация частей речи

Частями речи именуют группы слов, имеющие:

  • одно и то же обобщённое лексическое значение;
  • одно и то же обобщённое грамматическое значение, либо однообразный набор морфологических признаков;
  • одни и те же синтаксические функции.
  • На основании этих признаков в морфологической системе российского языка выделяется 10 главных частей речи:

  • имя существительное;
  • имя прилагательное;
  • имя числительное;
  • местоимение;
  • глагол;
  • наречие;
  • предлог;
  • альянс;
  • частичка;
  • междометие.
  • В неких пособиях как отдельные части речи выделяются: слова категории состояния (в школьных учебниках рассматриваются как группа наречий), причастия и деепричастия (почаще рассматриваются как особенные формы глагола), звукоподражания (маленький разряд слов, которые почаще рассматривается совместно с междометиями), модальные слова (маленькая группа слов, выполняющих в предложениях функцию вводных частей).

    Принципы систематизации слов по частям речи

    Самостоятельные части речи, служебные части речи, междометия и звукоподражающие слова. Самостоятельные части речи - это группа слов с общим грамматическим значением (предмета, признака предмета, действия, признака действия, количества предметов). Служебные части речи - это группа слов, не имеющих собственного значения, потому что не именуют предметов, признаков, действий и к ним нельзя поставить вопрос.

    Часть речи как общий лексико-грамматический разряд слов характеризуется не одним, а 4-я категориальными признаками:

  • семантический признак части речи - это его общее грамматическое значение (к примеру, имена существительные имеют значение предметности);
  • синтаксический признак - это его рядовая, первичная синтаксическая функция (сущ. в роли подлежащего и дополнения, это его первичная функция);
  • словообразовательный признак - это набор его словообразовательных моделей и инвентарь словообразовательных средств для пополнения лексики данной части речи, также способность выделять базы для пополнения лексики других частей речи (для сущ. типично внутрисубстантивное суф. словообразование);
  • морфологический признак - инвентарь его словоформ и парадигм, система морфологических категорий и разрядов. По этому признаку часть речи может обхватывать слова изменяемые и неизменяемые.
  • Существует немного вариантов систематизации частей речи в российском языке. В школьном преподавании принята схема, восходящая к древней грамматике, по которой выделяется 10 частей речи (указаны выше); русисты различных школ выделяли по различным аспектам и наименьшее их количество, и большее:

    Части речи, различаемые в современном российском языке

  • Самостоятельные части речи
  • Имя существительное
  • Имя прилагательное
  • Имя числительное
  • Местоимение
  • Глагол
  • Наречие
  • Слова категории состояния
  • Причастие
  • Деепричастие
  • Служебные части речи
  • Предлог
  • Альянс
  • Частичка
  • Вводное слово
  • модальные слова
  • междометие (и звукоподражательные слова)
  • Части речи в российском языке - Википедия
  • Часть речи - Википедия
  • Категориальная частеречная семантика прилагательных в литера- туре определяется по-разному: иногда как значение признака предмета, иногда как значение непроцессуального признака предмета. Ср., на- пример, 1) «Имя прилагательное- это грамматическая категория, формирующая и объединяющая слова, которые означают признак предмета » (В.В.Виноградов, Русский язык) и 2) «Имя прилага- тельное- это часть речи, обозначающая непроцессуальный признак предмета » («Русская грамматика-80»).

    Добавление определения непроцессу алъный, которое прочитывается как неглагольный мотивирова- но расширением границ прилагательного как части речи.

    Традиционно представление о признаке предмета связывалось с та- ким свойством, которое обнаруживается в предмете как бы по природе вещей. Именно так объяснял специфику значения прилагательных А. М. Пешковский. Сопоставляя прилагательное с глаголом, А. М. Пе- шковский подчеркивал, что глагольный признак создается деятельно- стью предмета. Прилагательное же изображает признак как качество, «а качества предметов не зависят от них самих, а зависят только от их природы... прилагательные изображают признаки, заложенные в при- роде предмета» 51. А. М. Пешковский как бы уравнивает представление о неглагольности и грамматической качественности в семантической структуре прилагательного. Точно так же на качественность при харак- теристике прилагательных опирается и В. В. Виноградов. «Семантиче- ской основой имени прилагательного, - писал он, - является понятие качества» (Русский язык, гл. 2, (§) 1). По В. В. Виноградову, качествен- ность неодинаково характеризует разные типы прилагательных. Преж- де всего и ярче всего она обнаруживается у прилагательных качествен- ных. Но и относительные прилагательные в результате своего морфо- логического строения тоже называют качества.

    При таком понимании признака в прилагательные по значению не должны включаться ни порядковые числительные, ни местоименные слова, так как никаких качеств они не обозначают. Школьная тради- ция порядковые числительные и местоимения к прилагательным как части речи не относит.

    Как видим, традиционная интерпретация частеречной адъективной семантики опирается не только на грамматическое оформление прила-

    Русский синтаксис в научном освещении С 84 63ак 4163 81

    гательных, но и на лексическое значение основ соответствующих слов (хотя и не очень последовательно).

    В то же время можно обратить внимание на то, что все лексемы, имеющие адъективные морфологические категории, объединяются тем, что обладают свойством индивидуализации предмета, характеризуют предмет так, что в результате его можно отличить от другого предмета:

    белый шар 1 красный шар, железная проволока 1 медная проволока. Танина юбка 1 Машина юбка, второй дом 1 третий дом, мой карандаш 1 твой ка- рандаш. Это и является основой для расширительного понимания прилагательных как части речи. Категориальное значение в таком слу- чае определяется через понятие непроцессуального (неглагольного) признака.

    Непроцессуальный признак предмета - это любой признак (кроме глагольного), и такой, который присущ предмету по природе вещей (высокий деревянный дом), и такой, который к природе вещей прямого отношения не имеет (второй дом). Непроцессуальный признак - это любая примета предмета, любое свойство, по которым предметы разли- чаются между собой или, наоборот, по которым их можно объединить (круглый шар, круглая луна, круглое яблоко).

    Значение непроцессуального признака формируется с опорой на морфологические формы прилагательного.

    Частеречная семантика прилагательного может опираться на ле- ксическое значение слова, но может предопределяться в первую очередь его грамматическими свойствами. В прилагательном злой значение при- знака выражено дважды: значением основы и грамматическим оформ- лением. В слове второй значение признака формируется окончанием, морфологическими категориями.

    Слова, оформленные грамматически как прилагательные, лексиче- ски обозначают самые разнообразные признаки предметов: цвет - черный, розовый, мышиный; форму - круглый, квадратный, треугольный;

    размер - узкий, широкий, большой; положение в пространстве - левый, правый, передний; во времени - вечерний, вчерашний, прошлогодний; ма- териал, из которого предмет сделан, - кирпичный, медный, полотняный;

    отношение к лицу или животному - отцов, мамин, мой. волчий, медве- жий; отношение лица к предмету - плохой, хороший, вкусный и др.

    При разграничении непроцессуальности и качественности не воз- никает принципиальных возражений против включения в прилагатель- ные как часть речи порядковых числительных и местоимений соответ- ствующего грамматического оформления.

    При расширительном понимании прилагательного ядром части ре- чи по-прежнему остаются качественные прилагательные. На периферии части речи оказываются лексемы, не называющие свойств предметов (мамин, отцов, мой. ваш, пятый, сотый), а также те, у которых нет мор-

    фологических признаков прилагательных и которые обозначают каче- ство корнем (беж, бордо, моренго).

    Категориальная семантика прилагательных (или адъективная се- мантика) и глаголов не только различаются между собой, но имеют и сходство: и глаголы, и прилагательные называют зависимые призна- ки. Только существительное обладает свойством обозначить признак как отдельную самостоятельную субстанцию.

    Итак, по значению прилагательное как часть речи объединяет сло- ва, обозначающие непроцессуальные признаки предметов.

    Морфологические показатели прилагательных - это категории рода, числа и падежа, посредством которых прилагательные присоеди- няются к существительным, именам тех предметов, чьи признаки они обозначают. По определению В. В. Виноградова, «грамматические фор- мы имени прилагательного - в отличие от форм имени существитель- ного - не выражают никаких дополнительных лексических значений, кроме общего значения согласуемого признака. Они вполне синтаксич- ны и-в силу этого - более абстрактны» 52.

    Морфологическое оформление прилагательных не является таким жестким, как оформление глаголов. Неизменяемых глаголов в языке нет, тогда как прилагательные не всегда имеют морфологические фор- мы: плиссе, беж, бордо, хаки, мини, макси и т. п.

    Качественные прилагательные имеют краткую форму и степени сравнения.

    В структуре предложения прилагательные бывают определениями (это их первичная синтаксическая функция): Воды глубокие Плавно те- кут. Люди премудрые Тихо живут (Пушкин) - и присвязочным компо- нентом именного составного сказуемого (или главного члена): Мне со- вершенно все равно - где совершенно-одинокой быть (Цветаева). Кроме этого, прилагательные регулярны в позиции обособленного члена:

    Пришел нагаец, скуластый, в одной рубахе (Л. Толстой).

    Еще по теме § 40. Семантические, морфологические и синтаксические признаки прилагательных:

    1. 6.14. Значение имени прилагательного, его морфологические признаки и синтаксическая роль
    2. § 62. Семантические, морфологические и синтаксические признаки наречий как части речи

    Главными членами в предложении или его основой являются подлежащее и сказуемое. Они тесно связаны друг с другом. Подлежащее отвечает на вопросы именительного падежа: кто или что. Например: "Наступила (что?) осень". "Ученики (кто?) подготовились к уроку". Чаще всего подлежащее выражается именем существительным в именительном падеже. "Густо пошел (что?) снег".

    Сказуемое – второй главный член предложения, который, как правило, связан с подлежащим и отвечает на вопросы: что предмет делает, что с ним происходит, кто он такой, каков он? Сказуемые бывают простыми глагольными и составными.

    Составное именное сказуемое обычно состоит из глагола-связки и именной части, которая выражает основное лексическое значение сказуемого.

    В составном именная часть также может быть выражена существительным. Например: "Она моя ". "Она была моей сестрой". В первом предложении «сестра» стоит в именительном падеже и является сказуемым, а во втором предложении существительное в творительном падеже «сестрой» является именной частью составного сказуемого «была сестрой».

    Сказуемым может быть существительное с или без, стоящее в косвенном падеже. К примеру: "Он без гроша". Здесь «без гроша» - сказуемое. Оно также может выражаться цельным словосочетанием, в котором главным словом является существительное в падеже (в значении качественной оценки). Например: "Этот юноша высокого роста". В этом предложении словосочетание «высокого роста» - сказуемое.

    Второстепенные члены предложения, выраженные существительным

    Слова, поясняющие в предложении главные и остальные члены, называют членами предложения. По грамматическим значениям выделяют дополнение, и обстоятельство.

    Чаще всего существительное в предложении является дополнением. Это второстепенный член, обозначающий предмет и отвечающий на вопросы косвенных падежей. К примеру: "Еще в школе я выбрала себе (что?) профессию". Существительное «профессию» в этом предложении стоит в винительном падеже и является дополнением.

    Оно может также выражаться неделимым словосочетанием, в которое включаются существительные в косвенных падежах. К примеру: "На зимние каникулы Маша поехала к дедушке с ". Здесь словосочетание « с бабушкой» - дополнение.

    Особый вид определения – приложение всегда выражается существительным, которое ставится в том же падеже, что и определяемое слово. Например: "На пороге появился сторож-старик". Существительное «старик» - приложение.

    Другой второстепенный член предложения – определение, обозначая признаки предмета, отвечает на вопросы: какой и чей? Оно также может выражаться существительным или синтаксически цельным словосочетанием (существительного и прилагательного). Например: "Охота (какая?) с собакой прекрасна". Существительное «с собакой» в этом предложении является определением. Или: "В комнату вошла женщина (какая?) высокого роста". Здесь в роли определения выступает «высокого роста».

    Обстоятельство отвечает на вопросы: как, почему, когда, отчего? Оно поясняет сказуемое или другие члены предложения и обозначает признак действия или другого признака. Оно также может выражаться существительным. К примеру: "Маша (как?) с любопытством рассматривала книгу". "Три девицы под окном пряли (когда?) поздно вечерком". "От радости (отчего?) она захлопала в ладоши".

    Источники:

    • Имя существительное как часть речи

    Существительное - одна из наиболее часто употребляемых частей речи в русском языке. Ее применяют для обозначения предметов, однако она может выполнять и другие функции. Какими признаками она может обладать?

    Имя существительное, которое часто называют просто существительным, - особая часть речи, спектр применения которой в русском языке весьма широк. Достаточно часто оно применяется для обозначения различного рода предметов (например, ), но могут обозначать также действия (например, бег), состояния (например, страх) или качества (например, ) предметов и лиц. Все эти варианты имен существительные объединяет тот факт, что они должны отвечать на вопрос «Кто?» или «Что?».

    Морфологические и синтаксические признаки существительного

    К числу морфологических признаков этой части три основных категории - род, падеж и число. При этом каждый из этих признаков имеет вариативный характер, хотя степень этой вариативности может различаться. Так, в русском языке существительное может принадлежать к одному из трех родов (мужскому, женскому или среднему), находиться в одном из шести падежей (именительном, родительном, дательном, винительном, творительном или предложном), иметь форму одного из двух чисел (единственное или множественное). При этом изменение по падежам и числам принято называть склонением.

    К числу синтаксических признаков этой части речи относятся позиции, которые имя существительное может занимать в предложении. Так, чаще всего оно выступает в качестве подлежащего, информируя о том, что или кто является субъектом совершаемого действия. Однако оно может выступать также в качестве дополнения, определения (в основном согласующегося с остальными членами предложения посредством предлогов), обстоятельства (например, обстоятельства места) и других членов предложения.

    Прочие признаки существительного

    Следующей группой признаков, которые принято выделять в отношении имени существительного, являются так называемые лексические признаки. Они подразделяются на две основные группы: имена собственные, обозначающие имена и названия уникальных предметов, и имена нарицательные, обозначающие общие категории предметов, сходных между собой. Так, примером имен собственных могут служить Мурка, Иван Иванович, Эльбрус, тогда как к числу нарицательных имен будут относиться кошка, человек и гора.

    Кроме того, все предметы, обозначаемые именами существительными, разделяются на одушевленные, то есть являющиеся представителями живой природы, и неодушевленные, то есть относящиеся к неживой природе. Отличить их между собой достаточно легко: первые отвечают на вопрос «Кто?», вторые - на вопрос «Что?». Кроме того, существительные иногда подразделяют на конкретные, вещественные, абстрактные, собирательные и единичные в зависимости от класса предметов, которые они обозначают.

    Видео по теме

    Источники:

    • Каковы признаки имени существительного как части речи?

    Имя существительное - это часть речи, которая называет предмет и отвечает на вопросы «кто?», «что?». Имена существительные имеют ряд признаков, с помощью которых можно классифицировать все имена существительные по видам.

    Основные признаки имени существительного.

    • Грамматическое значение имени существительного - общее значение предмета, всего, что можно рассказать об этом предмете: это что ? Или кто ? Данная часть речи может обозначать следующее:

    1) Название предметов и вещей (стол, потолок, подушка, ложка );

    2) Названия веществ (золото, вода, воздух, сахар );

    3) Названия живых существ (собака, человек, ребенок, учитель );

    4) Названия действий и состояний (убийство, смех, грусть, сон );

    5) Название явлений природы и жизни (дождь, ветер, война, праздник );

    6) Названия признаков и отвлёчённых свойств (белизна, свежесть, синева ).

    • Синтаксический признак существительного - это роль, которую оно занимает в предложении. Чаще всего имя существительное выступает в роли подлежащего или дополнения. Но в отдельных случаях существительные могут выступать также в роли других членов предложения.

    Мама готовит очень вкусный борщ (подлежащее ).

    Борщ готовится из свеклы , капусты , картофеля и других овощей (дополнение ).

    Свекла - это овощ красного, иногда фиолетового цвета (именное сказуемое ).

    Свекла из огорода - самая полезная (определение ).

    Мама-кулинар умеет удивить своих домочадцев за столом, мама-друг умеет выслушать и утешить (приложение ).

    Также существительное в предложении может выступать в роли обращения :

    Мама , мне нужна твоя помощь!

    • По лексическому признаку существительные могут быть двух видов:

    1. Имена нарицательные - это слова, которые означают общие понятия или называют класс предметов: стул, нож, собака, земля.

    2. Имена собственные - это слова, означающие единичные предметы, к которым относятся имена, фамилии, названия городов, стран, рек, гор (и другие географические названия), клички животных, названия книг, фильмов, песен, кораблей, организаций, исторических событий и тому подобное: Барсик, Ткач, Титаник, Европа, Сахара и др.

    Особенности имён собственных в русском языке:

    1. Имена собственные всегда пишутся с большой буквы.
    2. Имена собственные имеют только одну форму числа.
    3. Имена собственные могут состоять из одного или нескольких слов: Алла, Виктор Иванович Попов, «Одиночество в сети», Каменск-Уральский.
    4. Названия книг, журналов, кораблей, фильмов, картин и т.д. пишутся в кавычках и с большой буквы: «Девочка с персиками», «Мцыри», «Аврора», «Наука и техника».
    5. Имена собственные могут становиться нарицательными, а нарицательные - переходить в разряд имён собственных: Бостон - бостон (вид танца), правда - газета «Правда».
    • По типу обозначаемых предметов имена существительные делятся на две категории:

    1. Одушевлённые имена существительные - те существительные, которые обозначают названия живой природы (животные, птицы, насекомые, люди, рыбы). Эта категория имён существительных отвечает на вопрос «кто?» : отец, щенок, кит, стрекоза.

    2. Неодушевлённые имена существительные - те существительные, которые относятся к вещественному и отвечают на вопрос «что?» : стена, доска, автомат, корабль и др.

    • По значению существительные можно разделить на четыре вида:

    Вещественные - вид существительных называющий вещества: воздух, грязь, чернила, опилки и др. Этот вид существительных имеет только одну форму числа - ту, которую мы знаем. Если существительное имеет форму единственного числа, то оно не может иметь формы множественного и наоборот. Количество, размер, объем этих существительных можно регулировать с помощью количественных числительных: мало, много, немного, две тонны, кубометр и др.

    Конкретные - имена существительные, которые называют конкретные единицы предметов живой или неживой природы: человек, столб, червяк, дверь . Эти существительные меняются по числам и сочетаются с числительными.

    Собирательные - это существительные, которые обобщают множество одинаковых предметов в одно название: много воинов - войско, много листьев - листва и т.д. Данная категория существительных может существовать только в единственном числе и не сочетается с количественными числительными.

    Абстрактные (отвлечённые) - это существительные, называющие абстрактные, несуществующие в материальном мире, понятия: страдание, радость, любовь, горе, веселье.

    Имена существительные мы употребляем чаще других частей речи: на 100 слов в среднем приходится около 40 имён существительных.

    Известный филолог Л. Успенский говорил: «Имя существительное - хлеб языка».

    1. Что такое имя существительное?

    Имя существительное - это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет или явление и отвечает на вопросы «Кто? Что?». Например:

    Кто? - человек, кто? - орёл, кто? - Карлсон.

    Что? - яблоко, что? - движение, что? - воспоминание.

    Имена существительные имеют морфологические признаки рода, числа и падежа.

    Имена существительные относятся к одному из трёх склонений.

    Начальная форма имени существительного - именительный падеж единственного числа. Например: яблоко, человек, дружба.

    2. Синтаксическая роль имен существительных

    В предложении имя существительное может быть любым членом предложения, но чаще всего - подлежащим или дополнением. Например: Учитель взял мою тетрадь.

    В данном предложении два имени существительных: учитель и тетрадь. Поставим к ним вопрос, чтобы определить, какими членами предложения они являются: (кто?) учитель, это подлежащее; взял (что?) тетрадь, это дополнение.

    А также имя существительное в предложении может выступать в роли:

    Сказуемого (Москва - столица) Москва - (что такое?) столица.

    Определения (Я увидел лестницу на чердак) лестницу (какую?) на чердак.

    Обстоятельством (В углу стоял шкаф) стоял (где?) в углу.

    3. Учебное наблюдение

    Распределим слова дворец, кукуруза, ворота, снег, дружба, медведь, мечта по трём группам.

    Слова дворец, ворота, медведь отнесем к группе существительных, обозначающих предметы, которые можно увидеть, можно потрогать, можно пересчитать.

    Слова кукуруза, снег отнесем к группе существительных, обозначающих предметы, которые можно увидеть, можно потрогать (но не всегда), можно измерить, взвесить (нельзя пересчитать).

    Слова дружба, мечта отнесем к группе существительных, обозначающих предметы, которые нельзя увидеть, нельзя потрогать, нельзя измерить, взвесить или пересчитать.

    Распределяя слова по соответствующим группам, мы разделили имена существительные на основе общего для их лексических значений семантического признака. С греческого языка слово «семантика» переводится как «обозначающий». В языкознании семантика - раздел, изучающий значение единиц языка.

    4. Лексико-семантические разряды

    По значению все имена существительные можно разделить на 4 группы:

    1. Конкретные имена существительные называют предметы и процессы, которые можно сосчитать (как правило, такие имена существительные имеют формы ед. и мн. числа; исключение составляют лишь названия парных предметов: брюки, ножницы):

    • книга - две книги, много книг;
    • столик - два столика, много столиков;
    • учитель - два учителя, много учителей.

    2. Отвлечённые (или абстрактные ) имена существительные называют явления и понятия, воспринимаемые мысленно. Это действия, процессы, состояния, качества. (Такие имена существительные нельзя посчитать):

    • храбрость, дружба, бег.

    3. Вещественные имена существительные называют различные вещества, которые нельзя посчитать (но их можно измерить). Это химические элементы, полезные ископаемые, строительные материалы, пищевые продукты, лекарства и др. Они употребляются или в ед., или во мн. числе:

    • опилки, соль, цемент.

    4. Собирательные имена существительные называют совокупность одинаковых предметов, лиц, существ как единое целое. Употребляются только в форме ед. числа, не поддаются счёту:

    • детвора, мебель, воронье.

    5. Распределяем имена существительные по лексико-семантическим разрядам

    Нужно обращать внимание на такие слова, как «взвод», «группа», «табун», «отряд», «стая». Такие слова также обозначают совокупность предметов или лиц, но более конкретную и ограниченную. Такие имена существительные являются конкретными, и их можно посчитать.

    Имя существительное «детвора» называет неопределённую по количеству совокупность лиц, одинаковых по возрасту, как единое целое. Это имя существительное не поддаётся счёту. То есть, нельзя сказать «две детворы». Это имя существительное является собирательным.

    А в словосочетании «группа детей» имя существительное «группа» называет конкретный ограниченный набор лиц и поддаётся счёту: можно сказать «две группы детей», «несколько групп». Это конкретное имя существительное.

    Имя существительное «вороньё» называет неопределённую по количеству совокупность одинаковых по виду предметов как единое целое. Оно не поддаётся счёту. Нельзя сказать «два воронья». Это собирательное имя существительное.

    А в словосочетании «стая ворон» имя существительное «стая» называет конкретный, ограниченный набор предметов. Оно поддаётся счёту: можно сказать «две стаи», «несколько стай». Это имя существительное является конкретным.

    Некоторые существительные в зависимости от значения, проявляющегося у них в контексте, могут рассматриваться то как вещественные (браслет из серебра), то как собирательные (столовое серебро).

    Список литературы

    1. Русский язык. 6 класс / Баранов М.Т. и др. - М.: Просвещение, 2008.
    2. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5-9 кл. - М.: Дрофа, 2008.
    3. Русский язык. 6 кл. / Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. - М.: Дрофа, 2010.
    1. О лексико-семантических разрядах имен существительных ().
    2. Rudocs.exdat.com ().

    Домашнее задание

    Задание 1. Выпишите слова, которые являются существительными, и докажите их принадлежность к этому классу слов.

    Жизнь, завтра, завтрак, ожидание, зелень, зеленый, зеленеть, смех, ура, обрыв, много, синева, посеребрить, переход, прыжок, прыг, двойка, удваивать, двойной.

    Задание 2. Приведите примеры слов, обозначающих: 1) названия людей; 2) наименования животных; 3) вещей; 4) веществ; 5) явлений природы; 6) событий; 7) признаков; 8) действий.