Данная статья будет посвящена фонетике, мелодике, пониманию речи и интонационному рисунку, тонам и интонационным шкалам в английском языке.

– это раздел лингвистики, который изучает строение языка, а также звуки речи. Речь, прежде всего, идет о словах и звукосочетаниях, благодаря которым мы можем понять, каким образом устроен язык.

Без фонетики невозможно понять, как говорят иностранцы, ведь в основе всего устная и письменная речь, а также работа речевого аппарата. Изучая элементы языковой системы, мы можем понять, как составляются слова и предложения, и какую звуковую форму они приобретают. Однако такое объяснение фонетики, как предмета изучения, является неполноценным. Основными аспектами фонетики являются следующие:

  • артикуляционный;
  • физический;
  • фонологический;
  • перцептивный.

Артикуляционный аспект изучает звуки речи с точки зрения его создания при участии артикуляционного аппарата.

Физический аспект уделяет внимание звуку как колебанию воздуха и отмечает его частоту, силу, длительность.

Фонологический аспект направлен на функции звуков в языке.

Перцептивный же аспект рассматривает восприятие звуков человеком.

Все о мелодике и как она влияет на понимание речи

Мелодика в английском языке представляет собой изменение в высоте тона различных слогов в предложении. Изменение высоты тона необходимо для того, чтобы понять, с какими типами предложений мы имеем дело: вопросительными, восклицательными, утвердительными.

Мелодика каждого языка выстраивается с определенной последовательностью, поэтому ошибочно думать, что в каждом языке можно придерживаться одной и той же схемы. Так, предложение «Привет, как дела?» в английском и русском языках будут звучать совершенно иначе. Именно поэтому часто возникают сложности в понимании, когда человек впервые попадает за границу. Впрочем, некоторые сходства все же найти можно. О них и поговорим ниже.

Тоны в английском языке

Что представляют собой тоны в английском языке? Тон – это ритмико-мелодический рисунок речи, который периодически изменяется при помощи частоты звукового сигнала. Для того чтобы разобраться с тонами и интонационными шкалами, нам нужно знать, что такое синтагма. Это отрезок фразы, содержащий особую интонацию и тактовое ударение. Паузы между тактами часто не предусмотрены, а тактовое ударение не интенсивно. С какими тонами нам предстоит столкнуться в английском языке? Это Low Fall, High Fall, Low Rise, High Rise, Fall-Rise, Rise Fall и Mid-Level . Что представляет собой каждый тон, в каких ситуациях нужно использовать тот или иной тон, и как не запутаться в тоновой системе разберемся ниже.

Характеристика тонов в разных типах предложений

Следует отметить, что ударение в английском языке ставится на существительные, смысловые глаголы, прилагательные, наречия, числительные, вопросительные местоимения, указательные местоимения, выполняющие роль подлежащего, а также притяжательные местоимения в абсолютной форме. Без ударения остаются вспомогательные и модальные глаголы, которые не начинают предложение, союзы, артикли, остальные местоимения и частицы.

What can you say about England?

В этом предложении ударными остаются 3 слова: what, say, England. Все остальные не имеют ударения. Вот почему иногда нам так сложно понять иностранцев: кажется, что они глотают некоторые слова.

Впрочем, не стоит забывать о логическом ударении , которое выделяет слово из общей массы. И этим словом может стать любое, какое вы захотите подчеркнуть.

В утвердительных предложениях обычно присутствует низкий нисходящий тон, характеризующий фразу как спокойную, рассудительную.

She is a teacher. She can speak English and Spanish.

В повелительных предложениях используется как восходящий, так и нисходящий тон. Если это команды, инструкции – тон нисходящий, если просьба – восходящий. Одно и то же предложение может звучать совершенно иначе, например:

Close the window. – Закрой окно.

Если ударение к концу фразы снижается – перед вами инструкция или приказ. Если интонация повышается – просьба.

Интонация в общих вопросах произносится восходящим тоном:

Can you come tomorrow?

Обороты «there is», «there are» интонационно не выделяются, однако если они начинают предложение, интонация после них начинает снижаться, а если такой оборот стоит в середине предложения, перед ним интонация повышается, а после него понижается.

Разделительный вопрос состоит из двух частей. В первой части, до запятой, интонация всегда понижающаяся в то время, как во второй части все зависит от мнения говорящего. Если он уверен в ответе, то интонация также идет вниз, если не уверен и ждет ответа от собеседника, тогда интонация идет вверх.

You’ll come to me, won’t you?

Альтернативный вопрос имеет восходящую интонацию в первой части и нисходящую во второй.

Would you like juice or green tea? (Слово «juice» произносится с восходящим тоном, а «green tea» с нисходящим).

Специальные вопросы представляют отдельную особую группу, так как в русском языке, задавая тот же вопрос, интонация уходит вверх, вследствие чего мы инстинктивно пытаемся перенести подобную конструкцию в английский язык. НО!

В английском языке специальный вопрос произносится с нисходящим тоном:

What’s her name?

What’s the time?

Восклицательные предложения и междометия обычно произносятся с нисходящим тоном. В этом случае они звучат серьезно, весомо. Используя высокий нисходящий тон, вы получите менее весомое значение своей фразы, поэтому не стоит кричать.

Интонация перечислений всегда произносится с восходящим тоном вплоть до последнего слова, которое замыкает группу и произносится с нисходящим тоном.

He knows English, German, Italian, Spanish and Chinese.

Обращение в начале предложения произносится с нисходящим тоном. Для привлечения внимания может использоваться нисходяще-восходящий тон. В середине и конце предложения обращение безударно и продолжает общую мелодику фразы.

Для чего нужна интонация?

Когда мы говорим о тонах, то должны представлять, что представляет собой интонация в английском языке. Опираясь на учебник Соколовой, интонация основывается на двух функциях:

  • составная;
  • различительная.

Составная функция определяет интонацию, которая формирует предложение. Каждое предложение состоит из одной или более интонационных групп. Интонационная группа – это слово или группа слов, которые характеризуются определенным интонационным рисунком и являются завершенными с точки зрения значения:

He’s nearly sixty.

As a matter of fact he’s nearly sixty.

Интонационные рисунки, содержащие несколько слогов, состоят из нескольких частей: the pre-head, the head, the nucleus и the tail. То есть в таком рисунке обязательно будет присутствовать некое вступление, основная часть, ядро и так называемый «хвост».

«The pre-head » указывает на неударные и полу ударные слоги, предшествующие «the head».

«The head » состоит из слогов, начинающихся с первых ударных слогов и заканчивающихся последними ударными слогами. Последний ударный слог называется «the nucleus » (ядро). Безударные и полу ударные слоги, следующие за ядром, называются «the tail ».

Then don’t make so much fuss about it. Где «then» представляет собой the pre-head, «don’t make so much» — the head, «fuss» — the nucleus, «about it» — the tail.

Различительная функция, прежде всего, отвечает за отличительные коммуникативные виды предложений, значение предложения и за эмоции, которые выражает человек при помощи говорения. Одно и то же слово может иметь совершенно разные значения, если оно произнесено с различной интонацией. Предложение «Don’t do that» может быть направлено к слушателю, который обязательно должен услышать фразу, а может быть произнесено с интонацией, уходящей вниз, что придаст фразе оттенок серьезности.

Что представляет собой интонационный рисунок?

Мелодия и ударение являются двумя наиболее важными компонентами интонации. Однако существует также «pitch level » (уровень тона), который можно разделить на «high», «medium», «low». В зависимости от интонационного рисунка и интервала между самым высоким и самым низким ударным слогом «pitch» (тон) может быть «normal», «wide» и «narrow».

Из чего состоит тот самый «the nucleus »? Из последнего ударного слога интонационного рисунка, в котором начинается изменение. «The nucleus», как правило, — это самая важная часть в предложении. На нем сосредоточена главная информация, и от него зависит смысл всей фразы.

Итак, в английском языке есть 8 nuclear tones :

  • the Low (Medium) Fall;
  • the High Fall;
  • the Rise-Fall;
  • the Low Rise;
  • the High (Medium) Rise;
  • the Fall-Rise;
  • the Rise-Fall-Rise;
  • the Mid-Level.

Теперь подробнее о каждом из них.

The Low (Medium) Fall – звук падает с нижнего (или среднего) уровня к самому низу тона. Нисходящий тон характеризует законченность высказывания, уверенность говорящего.

The High Fall – звук постоянно падает вниз с момента высокой позиции к самой низкой. Восходящий тон выражает дружеский оттенок, живой интерес.

The Rise-Fall – звук периодически поднимается со средней позиции к верхнему уровню тона и затем быстро падает в самый низ. Восходяще-нисходящий тон передает ударение слова и несет оттенок взволнованности.

The Low Rise – звук поднимается с нижней позиции к средней или немного выше. Низкий восходящий тон подчеркивает незавершенность фразы, неуверенность говорящего, категоричность ответа.

The High (Medium) Rise – звук поднимается со средней или высокой позиции и движется вверх к самому высокому тону. Этот тон употребляется в случае, если вы не поняли сказанного и хотите уточнить.

The Fall-Rise – звук сначала падает со средней или высокой позиции к нижнему уровню тона, а затем повышается до среднего уровня. Нисходяще-восходящий тон необходим для выражения степени незавершенности или неуверенности. Также его используют в случае выражения сомнения или противоречия.

The Rise-Fall-Rise – звук поднимается с самого нижнего уровня тона, движется вверх к средней позиции (или высокой), падает и затем снова поднимается.

The Mid-Level сохраняет среднюю позицию между высоким и низким уровнем тона, звук не поднимается, и не понижается. Ровный тон передает нерешительность, нежелание акцентировать внимание на чем-либо.

Интонационные шкалы в английском языке

Интонационные шкалы в английском языке не имеет смысла рассматривать без вышеуказанных тонов, ведь только вместе они представляют особую систему, помогающую понять фонетику английского языка.

  1. Gradually Descending Stepping Scale + Low Fall . Такая ступенчатая шкала представляет собой понижение мелодики и уровня ударных слогов, в то время как безударные слоги остаются на той же высоте, что и ударные, идущие позади. Данная конструкция характерна для повествований.
  2. Broken Descending Stepping Scale + Low Fall . Как и в предыдущем случае, тут происходит падение интонации, однако во избежание монотонности некоторые слоги следует произносить выше предыдущего слога, в результате чего образуется некий подъем.
  3. Sliding Scale + Fall-Rise . Данная конструкция, представленная нисходящими скольжениями тона, которые начинаются на ударных и продолжаются на безударных слогах, характерна для повседневной речи.
  4. Scandent Scale + Low Rise . Такая схема характерна для передачи значения поощрения или утешения. Высота тона колеблется вниз на ударных слогах и повышается на безударных.
  5. Ascending Stepping Scale + High Fall . В данном случае ударные слоги образуют постепенное повышение, располагаясь между безударными. А слово, на котором заостряется внимание, является наиболее выделенным в предложении.
  6. Ascending Stepping Scale + High Rise . Данный вид шкалы и тона характерен для уточнения информации, главный акцент реализован на самом важном слове.
  7. Low Level Scale + Low Fall . Все слоги произносятся практически на одном уровне в низком регистре, нет никаких скачков вверх. Конструкция передает недовольство, иногда враждебность.
  8. High Level Scale + High Fall . В отличие от предыдущего примера, все слоги произносятся на одном уровне в высоком регистре, характеризуя эмоционально-окрашенную разговорную речь. Передает положительные эмоции.

5. Какова роль интонации в речевом общении

200. 1. Прочитайте текст и объясните, как интонация связана с правилами речевого этикета.

Но речевой этикет не сводится только к запоминанию специальных этикетных слов, выражений и уместному использованию их в речи.

Речевое поведение – зеркало, которое отражает уровень воспитанности, внутренней культуры человека. Ведь только искреннее доброжелательное отношение к собеседнику, истинная забота о его благополучии побуждают человека выразить свое дружелюбие, благосклонность с помощью словесных знаков внимания.

Огромную роль в соблюдении правил речевого общения играет интонация. Без нее вообще не может быть устной речи. Мысли, чувства, настроение сознательно или непроизвольно передаются и с помощью интонационных средств (мелодики, логического ударения, пауз, тона, тембра голоса, темпа речи). Роль интонации настолько велика, что она может изменить даже значение слова. «Хорош!» – одобрительно восклицаем мы при виде роскошного букета цветов. Этим же словом в другой речевой обстановке можно выразить совершенно иной смысл. Встретив на улице грязного, лохматого мальчишку, мы насмешливо произнесем, понижая голос на ударном гласном и протягивая этот звук: «Хо-ро-о-ош!» В зависимости от речевой ситуации, намерения говорящего, его душевного состояния предложение Гроза надвигается может быть произнесено равнодушно, спокойно, сдержанно, с опасением, тревогой, ужасом или радостью, восторгом. Интонация, как и мимика, жесты, может иногда рассказать больше, чем слова. Именно поэтому мы чаще доверяем интонации, чем прямому смыслу фразы.

Особая роль интонации в общении осознавалась людьми с давних пор. Так, сохранились свидетельства о том, что древнегреческий философ Сократ высказывал свое мнение о человеке только после того, как слышал его голос. Интересны наблюдения другого ученого, жившего в XIII веке, – Абдуль-Фараджа: «Тот, кто разговаривает, постепенно снижая голос, – несомненно чем-то глубоко опечален… ; кто говорит слабым голосом – робок, как ягненок; тот, кто говорит пронзительно и несвязно, – глуп, как коза». Вне всякого сомнения, интонация несет чрезвычайно важную информацию о человеке, и не только о его характере, настроении, воспитанности, но даже и о профессии. Об этом свидетельствует эксперимент, проведенный однажды радио Великобритании. В эфире выступило девять чтецов, слушателей попросили определить их пол, возраст и профессию. Безошибочно были распознаны актер, судья и священник, так как голос их имеет профессиональную постановку и специфические интонации.

2. Составьте план текста и перескажите его по частям.

201. Благодаря интонации мы можем уловить смысл высказывания, даже не зная слов, его составляющих. При этом роль интонации усиливается по мере повышения эмоциональности речи.

Прочитайте текст вначале про себя. Подумайте, с какой интонацией хозяин произносил выделенное предложение. Выразительно прочитайте вслух текст, стараясь передать эту интонацию.

А вот маленькая история. У моего знакомого в Лосином Острове жил молодой кобелек гончей породы. Собаке всегда хотелось побегать, и она тыкалась носом в колени сидящих, приглашая их выйти из дома. Слова «На место!», «В угол!» не действовали. Тогда хозяин произносил негромко, но строго: «Кто убил Кеннеди?!» И пес, смутившись, виновато оглядываясь, на животе уползал к себе в угол и надолго замирал. Интонация! Очень тонко и люди, и звери чувствуют интонацию.

(В. Песков)

202. Были ли вы когда-нибудь свидетелем того, как животные правильно реагировали на интонацию человеческой речи? Расскажите об этих случаях.

203. Прочитайте текст и объясните, о чем свидетельствуют приведенные в нем факты. Можно ли сказать, что интонация способна выражать смысл самостоятельно, без опоры на содержание высказывания? Какую роль играет интонация в освоении ребенком языка?

Ученые, исследующие развитие речи у детей, установили, что если в высказывании, обращенном к десятимесячному ребенку, будут заменены слова, а интонация при этом будет оставаться прежней, то реакция ребенка на речь не будет изменяться. Иначе обстоит дело с детьми старше 10 месяцев: их реакция меняется, если в высказывании, обращенном к ним, сохраняется та же интонация, но меняется звуковой строй. Известно также, что младенцы, даже не владея речью, нередко обращаются к близким, произнося поток бессмысленных слов, а такое говорение по интонации и ритму очень напоминает настоящую речь.

204. Замечательный русский лингвист Л. В. Ще-рба писал, что русским кажется, будто французы, говоря, как будто поют. Но русские, по мнению ученого, на самом деле «поют» еще больше французов, хотя и не замечают этого за собой. Причем «поют» они по-разному: в Москве поразмашистее, вольготно, а в Ленинграде – монотонное пение, так как в речи ленинградцев меньше сокращаются безударные гласные.

Выскажите свои соображения по поводу этого мнения. Аргументируйте свою точку зрения.

Красна птица пером, а речь – словом

Русские диалекты имеют не только фонетические, лексические и грамматические, но и интонационные особенности, не совпадающие с нормами литературного языка. Самобытную красоту северных говоров отмечали многие писатели. Так, Федор Абрамов, восхищаясь северной «говорей», северной речью, где слово поет, играет, веселит и врачует человека, писал: «Меня всегда привлекала возможность уловить красоту и неизъяснимую прелесть русского народного речения, зафиксировать его, понять».

205. 1. Прочитайте и объясните, что хотел сказать первый приятель и что – второй.

В зале картинной галереи стоят два приятеля. Один из них воскликнул: «Какая картина!» А другой сказал: «Какая картина?»

2. Какое средство устной речи повлияло на смысл сказанного приятелями? Какое средство письменной речи использовано для передачи разного смысла этих предложений? Сделайте вывод.

206. 1. «Душой слова» назвал интонацию известный лингвист Карл Фосслер (вместо термина интонация он употреблял слово акцент). Внимательно прочитайте отрывок из книги этого ученого. Объясните, как вы понимаете высказывание лингвиста.

Чтобы понять, что такое акцент, отнимите его от языка. Что останется? От устной речи ничего не останется. От графически фиксированной – останутся сваленные в кучу пустые оболочки, которые называют буквами. При этом совсем нет необходимости произносить хотя бы единый звук; можно использовать акцент, не прибегая к помощи речевых органов – настолько духовен и внутренне присущ языку акцент.

2. Как вы полагаете, прав ли лингвист, считая, что интонация присутствует не только в устной речи, но и в письменном тексте («можно использовать акцент, не прибегая к действию речевых органов»)? Проведите опыт, который сможет подтвердить или опровергнуть это утверждение.

207. Прочитайте и перескажите текст.

В устной речи роль организатора звукового потока в осмысленные высказывания играет интонация. Без интонации не может быть устной речи.

Именно интонация, подобно краскам на картине, придает нашему «речевому полотну» живописный колорит. Ведь даже самый обычный вопрос Который час? можно произнести так мрачно, что никто не захочет на него отвечать. Интонация выполняет также этикетную роль в речи.

Интонация – сложное явление. Она состоит из нескольких элементов: мелодики (повышения и понижения тона голоса), логического (смыслового) ударения, громкости (силы) звучания разных частей высказывания, темпа речи, тембра («окраски» голоса, которая зависит от индивидуальных особенностей работы голосовых связок), пауз (перерывов в звучании). Каждый элемент интонации обозначается особыми значками: /, //, /// – паузы разной долготы (короткая, средней долготы, длительная), ……. – логическое ударение, …….. – усиленное логическое ударение,? – повышение голоса, ? – понижение голоса.

Интонационные элементы, подобно стеклышкам в калейдоскопе, могут по-разному сочетаться друг с другом, образуя большое количество интонационных рисунков.

Интонация в русском языке отличается богатством и исключительным разнообразием.

208. Прочитайте вслух выразительно диалог и объясните, почему между его участниками появилось раздражение. Какие нормы речевого этикета нарушены? А теперь измените диалог так, чтобы тональность общения стала доброжелательной.

– Иду! – отвечает сын, не в силах оторваться от компьютерной игры.

– Ну ты идешь?

– Иду! – повторяет Ваня, продолжая интересную игру. Он спешит изо всех сил скорее доиграть, но именно поэтому начинает делать ошибки, игра затягивается.

– Почему не идешь? Все остынет!

Иду! Иду!

– Как ты разговариваешь? Не груби!

– А что я такого сказал?! Я же сказал «иду!».

209. Установлено, что опытный лектор говорит примерно 100-120 слов в минуту. А каков темп вашей речи, хотите узнать? Для этого возьмите отрывок из любого упражнения, состоящий из 100-120 слов, и прочитайте его вслух. Если вы прочитали его за минуту, то темп вашей речи нормален. Если прочитали быстрее, вам надо следить за собой, чтобы говорить медленнее, если же вы не уложились в минуту, поработайте над тем, чтобы речь была более быстрой.

С умным разговориться, что меду напиться

В XIX веке русские композиторы обратили внимание на то, что человеческая речь, как и музыка, очень мелодична. Речь человека будто наполнена «мелодическим соком», поэтому речевая интонация дает композитору богатый материал для его произведений.

Позже это открытие подтвердили ученые-лингвисты, которые изучали интонацию. Действительно, словесные и логические ударения, связанные с изменением высоты тона, создают сочетание звуков разной высоты – некую мелодию. Мелодика – важный компонент интонации. Если мы внимательно вслушаемся в произносимые фразы, то сможем зафиксировать мелодику, то есть движение голоса вверх или вниз, а также место мелодического перелома – точку, где это направление меняется: тон голоса начинает подниматься вверх или опускаться вниз.

210. 1. Познакомьтесь с фрагментами воспоминаний современников о лекциях великого русского ученого-химика Дмитрия Ивановича Менделеева. Какие интонационные особенности речи этого ученого особенно поражали современников?

I. Интонация его голоса постоянно менялась: то он говорил на высоких теноровых нотах, то низким баритоном, то скороговоркой, точно мелкие камешки с горы катятся, то остановится, тянет, подыскивает для своей мысли образное выражение и всегда подыщет такое, что в двух-трех словах ясно выразит то, что хотел сказать. Мы скоро привыкли к этому оригинальному способу изложения, который гармонировал с оригинальным обликом Менделеева и вместе с тем помогал усвоению того, что он говорил.

(В. Тищенко)

II. Будь я музыкантом, я, думается, мог бы положить лекцию Менделеева на музыку, и любой из тех, на чью долю выпало счастье его слушать, безошибочно узнал бы звуки этого мощного голоса, переходившего от ясно слышного в последнем углу аудитории шепота к громоподобным возгласам.

(Б. Вейнберг)

2. Попробуйте описать свои впечатления об особенностях интонации любимого вами актера (певца, учителя, ведущего теле– или радиопередачи).

Без языка и колокол нем

В 1878 году М. П. Мусоргский работал над оперой «Женитьба». «Моя музыка, – писал он, – должна быть художественным произведением человеческой речи во всех тончайших изгибах ее, т. е. звуки человеческой речи… должны… сделаться музыкой».

Композитор посещает Александрийский театр и записывает нотами интонацию актеров, чтобы в своей опере добиться воспроизведения «простого человеческого говора». Это была первая запись русской интонации. С той поры нотные знаки не раз использовались для передачи мелодического рисунка речи, указания длительности звуков речи.

211. 1. Прочитайте каждую пословицу сначала про себя, вдумываясь в ее содержание. Спишите, обозначая логическое ударение, повышение, понижение голоса, паузы. Прочитайте вслух пословицы, следите за правильностью интонации.

1) Учтивое слово и буйную голову смиряет. 2) Звон не молитва, крик не беседа. 3) Ласковое слово лучше мягкого пирога. 4) Недоброе слово что огонь жжет. 5) Язык – стяг, дружину водит. 6) Дорога ложка к обеду, а слово – к ответу. 7) Скажешь – не воротишь, напишешь – не сотрешь, отрубишь – не приставишь.

2. Используя материалы упр. 38 и данного упражнения, подготовьте сообщение на тему «Русские пословицы о правилах речевого этикета».

212. В «Словаре эпитетов русского языка» К. С. Горбачевича к слову тон приводится более 250 эпитетов. А сколько сможете назвать вы?

213. Попытайтесь произнести слово-предложение Принесли с выражением угрозы, радости, восхищения, негодования, злобы, удивления, нерешительности. Пусть ваши слушатели попробуют определить то настроение, которое вы хотели передать голосом в каждом случае. Это задание поможет вам проверить, хорошо ли вы владеете русской интонацией.

214. 1. Ученые установили, что слово здравствуйте может быть произнесено 40 способами, и помогает в этом разнообразная интонация. Попробуйте произнести это слово по-разному. Пусть ваши товарищи определят, какой смысловой оттенок (подтекст) вы вкладываете в это приветствие в каждом случае.

2. Прочитайте каждую этикетную формулу обращения различным тоном, передавая разные смысловые и эмоциональные оттенки речевой ситуации: радость, равнодушие, иронию, злобу, гордость и т. п.

Дамы и господа! Друзья! Дорогие гости! Мадам! Сударь! Граждане! Как живешь? Как жизнь? Как дела? Как самочувствие? Как ваши родители? До встречи. До понедельника. Спокойной ночи.

215. 1. Как вы понимаете смысл следующих высказываний? Согласны ли вы с ними? Обоснуйте свою точку зрения.

1) Дело не в слове, а в тоне, в каком это слово произносится… (В. Белинский) 2) Люди обижаются не на смысл, а на интонацию, потому что интонация обнаруживает другой смысл, скрытый и главный. (Ю. Трифонов) 3) Культура чувств и эмоциональных межличностных отношений неразрывно связана с культурой интонационного «оформления» высказывания. (Б. Головин)

2. Мысли, выраженные в данных высказываниях, сформулируйте в виде правил речевого этикета.

216. Произнесите каждое предложение, выражая голосом разные чувства и настроения. Понаблюдайте за тем, какими интонационными особенностями отличаются произносительные варианты предложений (движение голоса, темп, тон речи, сила голоса), как сочетаются интонация, мимика и жесты.

Не помню (ужас, уныние, безразличие, насмешка, изумление, опасение, торжество). Поеду (согласие, сомнение, угроза, мечтательность, решимость, страх, радость). Приходите (приказ, мольба, вызов, равнодушие, ирония). Иван Матвеевич (ласка, угроза, просьба, потрясение, порицание, удивление, сомнение).

Как известно, побуждение к какому-либо действию можно выразить в форме приказа, требования, просьбы, совета, пожелания. Проследите, какой из указанных оттенков получает побуждение к одному и тому же действию в каждом предложении. Каждую фразу попробуйте произнести разным тоном, передавая разнообразные настроения. В какой речевой ситуации уместно каждое из предложений? Какие из этих фраз нужно избегать в речи и почему? Сделайте вывод.

Прийти завтра! Приди, пожалуйста, завтра. Извините, можете ли вы прийти завтра? Обязательно приди завтра! Можно ли попросить тебя прийти завтра? Почему не придешь завтра? Я советую тебе прийти завтра, а то мы уедем на дачу. Мне бы очень хотелось, чтобы ты пришел завтра. Ты придешь завтра или нет?! Мне кажется, нужно прийти завтра. Прошу тебя, приди завтра. Если Вас не затруднит, приходите завтра. Сделай одолжение, приди завтра. Ты уж пришел бы завтра! Не придешь ли завтра? Давай приходи завтра!

218. Вы пришли в гости…; вы встречаете гостей…; вы разговариваете по телефону…; вы садитесь в автобус… Как должен вести себя воспитанный человек в этих ситуациях? Сформулируйте несколько правил поведения, употребляя побудительные предложения.

Образец: Не входите в квартиру без стука. Поздоровайтесь вежливо с хозяевами, снимите верхнюю одежду.

219. Как побудить человека к тому, чтобы он остановил свою речь, перестал говорить? Существует огромное количество языковых способов. Вот некоторые из них.

Прочитайте каждое высказывание, объясняя, в какой речевой ситуации оно уместно. Следите за тоном высказывания. Какие выражения не стоит употреблять в речи и почему?

Замолчи! Короче! Думаю, стоит уже заканчивать. Хватит болтать! Достаточно, спасибо. Пожалуйста, заканчивайте ваш рассказ. Я знаю об этом. Может быть, хватит?! Говорите короче.

Ближе к делу. Перестань! Прекратите! Ваше время истекло. Извини, мне придется прервать тебя.

Говорить не устать, было б что сказать

Ученые считают, что в процессе общения интонация важнее слов. По подсчетам французского психолога Франсуа Сюлже, говорящие содержанию высказывания уделяют лишь 7% значимости, интонации – 38%, мимике и жестам – 55% (в отношении жестикуляции можно сделать поправку на французский менталитет: русский человек умереннее в своих жестах). Информация, «снятая» с интонации, действительно всегда важнее информации, «снимаемой» с самих слов. По голосу собеседника мы определяем, сегодня или не сегодня говорить на сложную и деликатную тему, искренен ли наш собеседник, доволен ли исходом разговора и т. п.

Ученые доказывают, что слушатель лекции (доклада, объяснения учителя, теле– или радиопередачи и т. п.) не усваивает до 40% интересующей его информации, которая действительно содержится в тексте, если интонация, темп речи, мимика, поза, жесты говорящего не согласуются с содержанием текста.

Попробуйте произнести каждое предложение сначала с выражением одобрения, потом с чувством осуждения. Определите интонационные различия разных вариантов предложения. Какую мысль о роли интонации в общении доказывают эти примеры?

Она такая добрая женщина! Это чудо какое-то! Какая прелесть! Ну до чего же ты хорош!

Какая она красавица! Интересный он все-таки человек.

221. На примерах докажите справедливость каждого высказывания.

1) Голос только одежда живой речи, а душой ее является интонация. Красивый голос при плохой интонации все равно что красивое, но глупое лицо. (С. Волконский) 2) Только в устном рассказе, только в живой речи как человек сказал превращается в что человек сказал, ибо интонация может придать слову множество новых смыслов и даже обратный смысл. (И. Андроников) 3) Голос бывает теплый и мягкий, грубый и мрачный, испуганный и робкий, ликующий и уверенный, ехидный и вкрадчивый, твердый, живой, торжествующий и еще с тысячью оттенков, выражающих самые разнообразные чувства, настроения человека и даже его мысли. (В. Морозов) 4) Интонация всегда лежит на границе словесного и несловесного, сказанного и несказанного. В интонации слово непосредственно соприкасается с жизнью. И прежде всего именно в интонации соприкасается говорящий со слушателем. Интонация социальна… по преимуществу. (М. Бахтин)

222. 1. Прочитайте, правильно расставляя логическое ударение в первой части предложения. Объясните смысловые различия этих высказываний.

Ты это сделал или кто другой? Ты это сделал или что другое? Ты это сделал или не сделал?

2. Запишите эти предложения, сделайте их синтаксический разбор. Объясните, для чего используется союз или в каждом из них. Сделайте вывод.

223. На данных примерах докажите, что логическое ударение является выразителем смысловой стороны речи.

1) Лучше расскажи! Лучше расскажи. 2) У него только два сына. У него только два сына. 3) Вероника написала хорошее сочинение. Вероника написала. х. о.. р … о.. ш … е.. е. сочинение. Вероника написала хорошее сочинение. 4) Мы сегодня были в краеведческом музее. Мы сегодня были в краеведческом музее. Мы сегодня были в краеведческом музее. Мы сегодня были в краеведческом музее.

224. Объясните, как вы понимаете высказывание выдающегося русского режиссера К. С. Станиславского. Обоснуйте свою точку зрения, используя примеры из художественных текстов.

Ударение – это указательный палец, отличающий главное слово во фразе или тексте. В выделяемом слове скрыта душа, внутренняя сущность, главные моменты подтекста.

Хорошую речь хорошо и слушать

При изучении иностранного языка труднее всего овладеть интонацией, которая, как известно, в каждом языке имеет свои неповторимые особенности. Например, люди, для которых английский язык является родным, невольно переносят его интонационные особенности в русские фразы. Повествовательные, большинство вопросительных предложений в английском языке произносятся с понижением голоса, но при этом, в отличие от русской мелодики, звучание последнего слова резко усиливается, что воспринимается ухом русского человека как некоторое повышение. Такая повышающая интонация слышится в английских приветствиях, выражениях благодарности, дружеских пожеланиях.

225. В чем сходство и в чем различие интонации предложения в русском языке и в том иностранном языке, который вы изучаете в школе?

226. 1. Объясните, какой из интонационных вариантов предложения выражает позволение продолжать игру, а какой – распоряжение начать ее. Докажите.

2. Выразите этот приказ в более доброжелательной и смягченной форме. Вслух прочитайте предложения, проследите, меняется ли их интонация с включением этикетных формул.

227. 1. Какими частями речи являются выделенные слова? Что является средством выражения грамматических различий слов при произнесении этих предложений? Сделайте вывод.

2. С помощью этикетных формул смягчите приказ, содержащийся в этих предложениях. Меняется ли при этом интонация высказываний?

228. Прочитайте вслух предложения. В каком случае на выделенные слова падает логическое ударение? Докажите, что оно является средством смысловых и грамматических отличий слов и предложений.

1) Алиса играла, так как играли все дети. Алиса играла так, как играли все дети.

2) Я знал, что заинтересовал моего собеседника. Я знал, что заинтересовало моего собеседника.

3) Ребенок не понимал, что это была за надпись. Ребенок не понимал, что это была надпись.

229. Выразительно прочитайте предложения, повышая или понижая голос на ударном гласном. Определите, почему именно в указанных словах изменяется направление движения голоса. Что общего между предложениями каждой группы? Чем они отличаются? Сделайте вывод.

230. Составьте диалог между учителем и учеником, опоздавшим на урок. Какой интонационный рисунок вы будете использовать для выражения упрека?

Какие интонационные рисунки будут проявляться в ответных репликах ученика? Прочитайте выразительно диалог.

231. Прочитайте каждую пословицу про себя, вдумываясь в ее содержание. Спишите, обозначая логическое ударение, повышение, понижение голоса, паузы. Прочитайте вслух пословицы, следите за правильностью интонации. Объясните, почему пословицы разделены на три группы.

1) Кто хочет много знать, тому надо мало спать. Корень учения горек, да плод его сладок. Учи сына, поколе поперек лавочки укладывается, а как во всю вытянулся – не научишь. Чему смолоду не научился, того и под старость не будешь знать. Всякое умение трудом дается. Ложка нужна, чтобы суп хлебать, а грамота, чтобы знания черпать.

2) Труд – дело чести, будь в труде на первом месте. Гляди не на человека, а на его дела. Труд человека кормит, а лень портит. Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть.

3) Человек без друзей – что дерево без корней. Дружба как стекло: разобьешь – не сложишь. Плохой друг что тень: в солнечный день не отвяжешься, в ненастный не найдешь. Друг неиспытанный – что орех нерасколотый.

232. Восстановите вопрос, используя этикетные формулы и вежливую, доброжелательную интонацию. Чем по смыслу отличаются друг от друга эти мини-диалоги?

233. Докажите, что каждый вариант ответа требует изменения логического ударения в вопросе.

234. 1. Как вы произнесете фразу Ваш билет в предложенных речевых ситуациях? Постарайтесь графически изобразить мелодический рисунок фразы вкаждом случае.

1) Кто-то уронил билет, вы его подобрали и ищете владельца. «Ваш билет?» – обращаетесь вы к стоящему рядом мужчине.

2) Вы контролер. Ваша цель – проверить наличие проездных билетов у пассажиров автобуса. «Ваш билет?» – поочередно обращаетесь вы к каждому, требуя показать билет.

3) Поезд прибывает в пункт конечного назначения. Проводник вагона раздает пассажирам билеты. «Ваш билет», – вручает он вам проездной документ.

2. Объясните, как мелодика помогает различить разные по смыслу, но словесно одинаковые предложения. Изобразите интонационный рисунок каждого предложения.

235. 1. Попробуйте разыграть ситуацию, изображенную на рисунке. Как должна быть произнесена фраза Твой дневник каждым участником сценки? Изобразите интонационный рисунок этих предложений.

2. Перестройте эту фразу, используя этикетные формулы, подходящие для разных речевых ситуаций.

И Москва не сразу строилась

С 40-х годов XX века для изучения интонации стали использовать звукоанализирующую аппаратуру – появилась возможность применять и более точную форму записи, детально показывающую особенности мелодики, темпа, тембра речи, паузы и другие элементы интонации:

236. 1. Придумайте разные варианты ответов на вопрос Вы придете на открытие выставки? В ответах используйте следующие слова.

Не знаю, смогу ли; наверное; может быть; вряд ли; боюсь, что не…; думаю, что не…; думаю, что да; постараюсь; пожалуй; ни в коем случае… .

2. Произнесите вслух каждый вариант ответа. Какие чувства вы должны передать голосом и мимикой в каждом случае?

237. 1. Проанализируйте предложения и сделайте вывод о том, можно ли с помощью письма изобразить все интонационные варианты предложения. Какие дополнительные средства письма вы использовали для этого?

2. Смягчите каждую фразу с помощью специальных этикетных слов и доброжелательной, приветливой интонации.

Ласковое слово многих прельщает

Интонационно значимо в речи эмфатическое (от греч. emphasis – «выразительность») ударение, с помощью которого происходит не только логическое, но и эмоционально-экспрессивное выделение слова. Эмфатическое ударение служит выражению чувства. Ученые обращают внимание на то, что эмфатическое ударение выражает положительные эмоции иначе, чем отрицательные. Так, удлинение гласного чаще всего передает чувства радости, восторга, нежности: Какой замеча-а-тельный фильм! Ми-и-лая моя.

При выражении отрицательных эмоций гласный, наоборот, становится короче, но вместе с тем удлиняется первый согласный в слове, выражающем отрицательную эмоцию: Ах ты д-дрянь такая!

238. Чем объясняется необычное написание слов и употребление кавычек в следующих примерах? Прочитайте вслух предложения, соблюдая необходимую интонацию.

1) «Марианна Викентьевна! – воскликнул он вдруг, без нужды громко. – Вы в нынешнем году опять намерены давать уроки в школе?» Марианна отвернулась от клетки: «И ЭТО вас интересует, Семен Петрович?» – «Конечно, очень даже интересует». – «Вы бы ЭТОГО не запретили?» (И. Тургенев) 2) «Это товарищ Семенов… То-ва-рищ Се-ме-нов!» – пронзительно вскрикнула Чумакова, махая руками. (П. Павленко) 3) «Что, – думает, – за шутка? Не-уж сама?» (П. Бажов) 4) Я не мог себе представить, чтобы дети могли жить без «дома». (В. Короленко) 5) Раз даже с выражением алчности на лице забрал в кулак ее лисье ухо, потрепал и проговорил с расстановкой: «Чтоб… ты… из…дох…ла, холера!» (А. Чехов) 6) …Работу библиотеки определяют не тем, сколько она собрала изданий пятнадцатого или шестнадцатого века, а как обслуживает своих читателей… Как об-слу-жи-ва-ет! А вы за сенсацией погнались: за с-е-н-с-а-ц-и-е-й! (Ю. Домбровский) 7) «Вижу!» – ответил я ему. И повторил еще раз, вложив весь свой восторг: «Ви-ижу-у!» (Г. Троепольский) 8) …Уплатите им не из январского гонорара, а из будущего февральского, ибо сейчас не имею ни гроша. Буквально: ни-гро-ша! (А. Чехов)

239. Изобразите мелодику предложений. Сравните разные варианты одного и того же предложения, смысл которого поможет определить слово в скобках. Объясните, чем отличаются эти варианты.

1) Какие там сады! (Божественные.) Какие там сады? (Интересует характеристика садов.) Какие там сады! (Очень плохие.) Какие там сады! (Уточняется вопрос – интересует характеристика садов.) Какие там сады? (Уточняется вопрос – где?)

2) Когда он вернется? (Кто.) Когда он вернется? (Действие.) Когда он вернется? (Время.) Когда он вернется? (Не скоро.)

3) А что мы знаем? (Что, о чем.) А что мы знаем? (Кто.) А что мы знаем? (Знаем что-то очень интересное.) А что мы знаем? (Уточняется вопрос – о чем?) А что же мы знаем? (Уточняется вопрос – кто знает).

240. Сравните предложения. Объясните, в чем их различие. Сделайте вывод.

241. Прочитайте предложение Где он был?, последовательно перемещая ударение с первого слова на последнее. На каждый вопрос дайте подходящий ответ.

Подумайте, почему ударение называют интонационным центром речевого высказывания. Вы легко ответите на вопрос, если сделаете интонационный рисунок каждого варианта предложения в виде графической схемы.

242. Установите, сколько интонационных и смысловых вариантов имеет предложение Как он смел? Обоснуйте свой ответ.

243. Вообразив разные речевые ситуации, разыграйте маленький диалог. Понаблюдайте за тем, как меняется интонация разговора, словесный состав фраз, формулы обращения. Объясните, почему это происходит.

– Который час?

– Без пяти минут двенадцать.

Выполнить это задание вам поможет схема.

На великое дело – великое слово

Для выражения просьбы в русском языке существует множество способов: побудительные предложения (Отдайте книгу!), разнообразные морфологические средства, например форма сослагательного наклонения глагола (Отдали бы книгу) или неопределенная форма глагола (Отдать книгу!), специальные слова и выражения, смягчающие просьбу (пожалуйста, будьте добры, будьте любезны, не трудно ли вам, сделайте одолжение), интонация приказа, мягкого упрашивания и т. д. В каждом из этих случаев просьба приобретает оттенок приказа или пожелания.

244. 1. Попробуйте придумать маленькие диалоги с воображаемым собеседником. Попросите его одолжить на время понравившуюся вам аудио– или видеокассету. Используя разнообразные языковые средства, выразите свою просьбу в форме упрашивания, мольбы, команды, приказа, совета, утешения, пожелания.

Ваш собеседник должен вам отказать либо в резкой, решительной форме (Ну уж нет! Ни за что! Нет и еще раз нет! Это абсолютно невозможно!), либо в более вежливой форме (видишь ли…, понимаешь ли…, поверь мне…, к сожалению… и т. д.).

2. А теперь попытайтесь с товарищем разыграть сценку у театра перед началом концерта, на который чрезвычайно трудно купить билеты. Один из собеседников разными способами упрашивает другого отдать билет. Товарищ, не желая расстаться с билетом, отказывается. Несмотря на упорное сопротивление, первый участник диалога должен добиться своей цели. Что ему может оказать помощь в этом?

245. Прочитайте четыре коротких диалога. Чем отличаются друг от друга предложения, включенные в состав этих диалогов? Мысленно придумайте ту речевую ситуацию, в которой возможен каждый из диалогов, и вслух прочитайте с правильной интонацией.

246. Представьте себе, что вы из-за болезни долго отсутствовали в школе, а завтра собираетесь первый день прийти на занятия. В поликлинике вы заглядываете в зубоврачебный кабинет, где в кресле обнаруживаете вашего приятеля-одноклассника. Он ожидает врача (сидит с открытым ртом) и, увидев вас, с помощью жестов и интонации пытается сообщить о том, что завтра будет контрольная работа. Разыграйте эту сценку.

247. 1. Объясните, какой произносительный вариант предложения выражает требование, а какой – просьбу.

2. Предложения-просьбы усложните этикетными словами.

248. В какой речевой ситуации нужно употребить каждый из этих вариантов? Докажите.

249. Выразительно прочитайте отрывок из повести А. И. Куприна «Олеся», передавая соответствующей интонацией ремарки автора.

– А ты куда же, Олеся? – спросила вдруг Мануйлиха, видя, что ее внучка поспешно набросила на голову большой серый шерстяной платок.

– Пойду… провожу немножко, – ответила Олеся.

Она произнесла это равнодушно, глядя не на бабушку, а в окно, но в ее голосе я уловил чуть заметный оттенок раздражения.

– Пойдешь-таки? – с ударением переспросила старуха.

Глаза Олеси сверкнули и в упор остановились на лице Мануйлихи.

– Да, и пойду! – возразила она надменно. – Уж давно об этом говорено и переговорено… Мое дело, мой ответ.

– Эх, ты!.. – с досадой и укоризной воскликнула старуха.

Она хотела еще что-то добавить, но только махнула рукой.

250. Как вы понимаете слова видного деятеля русского просвещения XIX века, философа, математика, лингвиста И. И. Давыдова?

Подготовьте небольшое устное сообщение, взяв за основу главную мысль этого высказывания. Как вы назовете свое выступление?

Мы любуемся речью, когда не принуждены бываем угадывать ее смысла; когда в ней предмет развивается легко и последовательно; когда она течет, как прозрачный ручей, которого видишь самое дно.

251. Критически вслушайтесь в свою речь. Не страдает ли она тем пороком, о котором писал в XIX веке профессор Казанского университета, автор работ по ораторскому искусству А.В.Говоров?

Монотонное произнесение, убаюкивающее красоту и отчасти смысл речи, составляет несчастье не только для аудитории, но и для самого говорящего; оно не только неприятно для слушателя, но и вредно для оратора.

252. Прочитайте высказывания К.Г.Паустовского (I) и М. И. Цветаевой (II) о роли знаков препинания в письменном тексте. Объясните, почему оба автора сравнивают знаки препинания с нотными знаками. Могут ли знаки препинания «подсказывать» нужную, правильную интонацию? Как «звучат» знаки препинания в устной речи? Покажите это на примере предложений из любого упражнения.

I. Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться.

II. Книга должна быть исполнена читателем как соната. Знаки – ноты. В воле читателя осуществить или исказить.

253. Выразительно прочитайте текст и кратко сформулируйте его основную мысль. Докажите ее справедливость.

ДЕЛО НЕ В ТОМ, ЧТО ВЫ ГОВОРИТЕ…

…а в том, как вы это говорите. Большинство из нас испытывает шок, слыша собственный голос в магнитофонной записи или на автоответчике, поскольку он сильно отличается от того, что мы ожидали. Для остальных такой проблемы не существует, но все-таки лучше прислушаться к самому себе и проанализировать, как звучат ваши слова. Громкая речь на повышенных тонах мало воспринимается, а те, кто говорит очень быстро, часто выглядят недостойными внимания. Помните, что тон голоса иногда важнее, чем слова, так что, когда вы говорите с незнакомым человеком, постарайтесь вложить в свою речь чувства, даже если вы не хотите выразить больше, чем сказано словами. Никто не ждет от вас, чтобы вы в подражание известным политикам драматически расцвечивали свое выступление, достаточно того, чтобы интонации, скорость и тон вашей речи соответствовали ее настоящему смыслу.

(Г. Вилсон)

254 . Современные лингвисты считают, что интонация выполняет в речи несколько функций, в том числе коммуникативную (функцию общения), смыслоразличительную, эмоционально-экспрессивную, этикетную. На примерах попробуйте доказать справедливость этого тезиса.

255. Используя материалы 5-го раздела книги, подготовьте сообщение на тему «Интонация и культура речевого общения».

256. Вдумчиво прочитайте высказывание известного русского лингвиста и психолога А. А. Леонтьева. Объясните своими словами содержание этого высказывания.

Чтобы полноценно общаться, человек должен в принципе располагать целым рядом умений. Он должен, во-первых, уметь быстро и правильно ориентироваться в условиях общения. Он должен, во-вторых, уметь правильно спланировать свою речь, правильно выбрать содержание акта общения. Он должен, в-третьих, найти адекватные средства для передачи этого содержания. Он должен, в-четвертых, обеспечить обратную связь. Если какое-либо из звеньев акта общения будет нарушено, то говорящему не удастся добиться ожидаемых результатов общения – оно будет неэффективное.

257. В течение недели понаблюдайте за тем, какие жесты употребляют иностранцы. Для этой цели можно использовать кинофильмы, телепередачи, материалы упр. 146 и 165.

Попробуйте выделить такие жесты, которые передают разные значения у русских и у представителей разных народов и национальностей. На основе своих наблюдений напишите небольшую заметку «Национальная специфика жестов».

258. Пролистайте всю книгу и попробуйте рассказать, чему вы научились, работая с ней, что нового вы узнали о родном языке.

259. Рассмотрите оглавление книги. Ответьте на вопросы, которые поставлены в названии разделов.

260. Как вы понимаете смысл пословицы Слово – серебро, а молчание – золото? Верно ли, на ваш взгляд, высказывание?

Из книги Природы краса автора Санжаровский Анатолий Никифорович

Какова пава, такова и слава По павушке и славушка.Знать паву по перьям.Павлин бы и красив, да ногами несчастлив.Расщеголялся павлин, распустил колесо.Павлиньи перья ямскую шляпу красят.Было бы семечко, будет и пеночка.Овсянка запела веснянку: покинь сани, возьми воз.Не

Из книги Японцы [этнопсихологические очерки] автора Пронников Владимир Алексеевич

Из книги Книга японских обыкновений автора Ким Э Г

ЧАСТЬ I. О том, что необходимо делать, чтобы завоевать и сохранить авторитет в общении с японцами 3. Для начала необходимо знать, что как среди бонз, так и среди мирян существуют различия по статусу и по достоинству и все всеми возможными средствами стремятся их соблюсти,

Из книги Как пишут стихи автора Кожинов Вадим Валерианович

Глава вторая ПРОБЛЕМА СТИХОВОЙ ИНТОНАЦИИ Понимая стих как творение искусства и бытие поэтического смысла, нельзя, конечно, отказываться и от технического, чисто формального анализа стиха и его многочисленных разновидностей. Впрочем, именно эта сторона дела изучена

Из книги Наблюдая за китайцами. Скрытые правила поведения автора

Традиции и поверья в деловом общении Религия и деловые отношения Принято считать, что Китай – страна трех основных религий: конфуцианства, даосизма и буддизма. Они настолько тесно переплетены друг с другом, что «чистых» даосов или буддистов вне монашеской среды найти

Из книги Статьи за 10 лет о молодёжи, семье и психологии автора Медведева Ирина Яковлевна

Из книги Компьютер Бронзового века: Расшифровка Фестского диска автора Батлер Алан

Из книги Обратный перевод автора Михайлов Александр Викторович

Из книги Хочу жить на Западе! [О мифах и рифах заграничной жизни] автора Сиденко Яна А

Из книги Как победить китайцев автора Маслов Алексей Александрович

Из книги «Крушение кумиров», или Одоление соблазнов автора Кантор Владимир Карлович

8. Какова же роль западноевропейских идей в русской истории? Для Федотова было понятно, что вся история России - это бег наперегонки освобождающего пафоса европеизации и всеразрушительного московского бунта. То есть бунт - это реакция национального организма на чуждые

Из книги Китай и китайцы [О чем молчат путеводители] автора Маслов Алексей Александрович

Традиции и поверья в деловом общении Религия и деловые отношенияПринято считать, что Китай – страна трех основных религий: конфуцианства, даосизма и буддизма. Они настолько тесно переплетены друг с другом, что «чистых» даосов или буддистов вне монашеской среды найти

Из книги Как устроена Россия? Портрет культурного ландшафта автора Каганский Владимир

Из книги Еврейский ответ на не всегда еврейский вопрос. Каббала, мистика и еврейское мировоззрение в вопросах и ответах автора Куклин Реувен

Из книги Как говорить правильно: Заметки о культуре русской речи автора Головин Борис Николаевич

Из книги автора

О РЕЧЕВОМ БОГАТСТВЕ И РЕЧЕВОЙ БЕДНОСТИ Кому из читателей не известны определения, прилагаемые к словам «язык» и «речь». Все мы соглашаемся, что речь Пушкина, Гоголя, Тургенева, Л. Толстого, Чехова, М. Горького, Шолохова, Паустовского, Маяковского, Блока, Твардовского богата