Завтра первое сентября, - сказала мама. - И вот наступила осень, и ты пойдешь уже во второй класс. Ох, как летит время!
И по этому случаю, - подхватил папа, - мы сейчас «зарежем» арбуз!
И он взял ножик и взрезал арбуз. Когда он резал, был слышен такой полный, приятный, зеленый треск, что у меня прямо спина похолодела от предчувствия, как я буду есть этот арбуз. И я уже раскрыл рот, чтобы вцепиться в розовый арбузный ломоть, но тут дверь распахнулась, и в комнату вошел Павля. Мы все страшно обрадовались, потому что он давно уже не был у нас и мы по нем соскучились.
Ого, кто пришел! - сказал папа. - Сам Павля. Сам Павля-Бородавля!
Садись с нами, Павлик, арбуз есть, - сказала мама, - Дениска, подвинься.
Я сказал:
Привет! - и дал ему место рядом с собой.
Привет! - сказал он и сел.
И мы начали есть и долго ели и молчали. Нам неохота было разговаривать. А о чем тут разговаривать, когда во рту такая вкуснотища!
И когда Павле давали третий кусок, он сказал:
Ах, люблю я арбуз. Даже очень. Мне бабушка никогда не дает его вволю поесть.
А почему? - спросила мама.
Она говорит, что после арбуза у меня получается не сон, а сплошная беготня.
Правда, - сказал папа. - Вот поэтому-то мы и едим арбуз с утра пораньше. К вечеру его действие кончается, и можно спокойно спать. Ешь давай, не бойся.
Я не боюсь, - сказал Павля.
И мы все опять занялись делом и опять долго молчали. И когда мама стала убирать корки, папа сказал:
А ты чего, Павля, так давно не был у нас?
Да, - сказал я. - Где ты пропадал? Что ты делал?
И тут Павля напыжился, покраснел, поглядел по сторонам и вдруг небрежно так обронил, словно нехотя:
Что делал, что делал? Английский изучал, вот что делал.
Я прямо опешил. Я сразу понял, что я все это лето зря прочепушил. С ежами возился, в лапту играл, пустяками занимался. А вот Павля, он времени не терял, нет, шалишь, он работал над собой, он повышал свой уровень образования. Он изучал английский язык и теперь небось может переписываться с английскими пионерами и читать английские книжки! Я сразу почувствовал, что умираю от зависти, а тут еще мама добавила:
Вот, Дениска, учись. Это тебе не лапта!
Молодец, - сказал папа. - Уважаю!
Павля прямо засиял.
К нам в гости приехал студент, Сева. Так вот он со мной каждый день занимается. Вот уже целых два месяца. Прямо замучил совсем.
А что, трудный английский язык? - спросил я.
С ума сойти, - вздохнул Павля.
Еще бы не трудный, - вмешался папа. - Там у них сам черт ногу сломит. Уж очень сложное правописание. Пишется Ливерпуль, а произносится Манчестер.
Ну да! - сказал я. - Верно, Павля?
Прямо беда, - сказал Павля. - Я совсем измучился от этих занятий, похудел на двести граммов.
Так что ж ты не пользуешься своими знаниями, Павля? - сказала мама. - Ты почему, когда вошел, не сказал нам по-английски «здрасте»?
Я «здрасте» еще не проходил, - сказал Павля.
Ну, вот ты арбуз поел, почему не сказал «спасибо»?
Я сказал, - сказал Павля.
Ну да, по-русски-то ты сказал, а по-английски?
Мы до «спасибо» еще не дошли, - сказал Павля. - Очень трудное пропо-ви-сание.
Тогда я сказал:
Павля, а научи-ка меня, как по-английски «раз, два, три».
Я этого еще не изучил, - сказал Павля.
А что же ты изучил? - закричал я. - За два месяца ты все-таки хоть что-нибудь-то изучил?
Я изучил, как по-английски «Петя», - сказал Павля.
Ну, как?
Верно, - сказал я. - Ну, а что ты еще знаешь по-английски?
Пока все, - сказал Павля.
В рассказе «Англичанин Павля», который входит в сборник В.Драгунского «Денискины рассказы», главным героем является друг Дениски, Павлик. Родители Дениски называют его Павля. Как-то раз, в самый последний день лета, родители Дениски решили поесть арбуз. И в гости к ним пришел Павля. Павлю тут же усадили за стол и угостили арбузом.
Когда с арбузом было покончено, Денискин папа спросил у Павлика, почему тот долго не заходил к ним в гости? На это Павлик ответил, что он два месяца изучал английский язык. К ним в гости приехал студент Сева, который все это время занимался с Павлей иностранным языком.
Денис, услышав такие новости, сразу расстроился. Получается, он все лето занимался всякими незначительными делами, а Павля по-настоящему трудился, повышал свой образовательный уровень.
Но тут папа Дениски стал задавать Павле различные вопросы, связанные с английским языком. Сначала он спросил, как по-английски будет «Здравствуйте». Павлик ответил, что это он еще не проходил. Чуть позже выяснилось, что не знает он и как будет по-английски «Спасибо». В конце разговора Павлик признался, что за все лето он выучил только лишь, как у англичан звучит имя «Петя» — «Пит».
Таково краткое содержание рассказа.
Главная мысль рассказа «Англичанин Павля» состоит в том, что одной старательности и потраченного времени при изучении наук недостаточно. Необходимо главное — чтобы знания успешно усваивались. Павлик два месяца изучал английский язык, а запомнил за это время только одно слово. Рассказ учит тому, что в любом деле надо добиваться конкретных результатов, в том числе и при изучении новых предметов, особенно иностранных языков.
В рассказе мне понравился папа Дениса, который несколькими несложными вопросами сумел оценить истинный уровень познаний Павлика в английском языке.
Какие пословицы подходят к рассказу В.Драгунского «Англичанин Павля»?
Дело результатом славится.
Учёными люди не родятся.
Не говори, что делал, а говори, что сделал!
Конспект урока по литературному чтению
Тема раздела: ПРОЩАНИЕ С ЛЕТОМ
Тема: Чем можно гордиться? (Рассказ В. Драгунского «Англичанин
Павля»)
Класс: 3
Цели:
развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;
развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух;
Развитие памяти, внимания, умения анализировать и сравнивать исходный текст и его краткий пересказ;
развитие умений высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему).
Оборудование : портрет В. Ю. Драгунского; выставка книг писателя, мультимедийная презентация, видео «Прощание с летом»
Ход урока
Ι. Организационный момент
Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать. (Слайд 1)
II. Проверка домашнего задания.
Учащиеся выразительно читают стихотворения Ю. Кима «Светлый день» и Г. Сапгира «Нарисованное солнце» (по выбору).
- Какое важное правило вы сформулировали на прошлом уроке? (Надо уметь создавать себе и окружающим хорошее настроение.) (Слайд 2)
III. Сообщение темы урока.
Послушайте стихотворение. (Чтение стихотворения учителем, просмотр видео «Прощание с летом!» )
Последний летний вечер. Тёплый дождь,
Ритмично бьющий по зонтам и крышам.
Я знаю, лето, ты сейчас уйдёшь,
Оставив только вкус созревших вишен.
Пройдёт немного ласковых деньков –
И, оборвав листву в смятенье диком,
Зальётся мир слезами облаков
И мокрых чаек безутешным криком.
До встречи, лето! Нет твоей вины
В том, что грядут осенние невзгоды.
Придёшь назад в последний день весны –
И вновь устроишь праздник для природы!
- О каком времени года оно рассказывает? (Слайд 3)
- Прочитайте, как называется первый раздел. («Прощание с летом».)
– Рассмотрите разворот. О чём мы будем читать в этом разделе?
IV. Изучение нового материала.
- Работа с текстом до чтения.
Посмотрите на буквы, которые показаны на экране. Сложите из них фамилию детского писателя. (Слайд 4)
Р У Д А Н Г И С К Й
(В.Драгунский)
Какие рассказы Виктора Драгунского вы уже читали? («Друг детства») (Слайд 5)
Смешные или грустные рассказы пишет Виктор Драгунский?
А сейчас давайте послушаем рассказ о жизни и творчестве писателя Виктора Драгунского, который подготовили наши ученики. (группа детей из 3-х человек с помощью учителя подготовили рассказ о жизни и творчестве писателя)
Виктор Юзефович Драгунский
(1913 – 1972)
Его девиз: «Не одного дня работы не для детей, ни одного ребёнка без радости». (Слайд 6)
Виктор Драгунский родился 1 декабря 1913 года в Нью-Йорке. Виктор рано начал работать. В 1930 году, уже работая, он стал посещать «Литературно-театральные мастерские» А.Дикого. В 1935 году начал выступать как актёр в Театре транспорта (ныне Театр им. Н. В. Гоголя). (Слайд 7)
«Писатель щедрый и радостный». Он был лодочником, токарем, цирковым клоуном, актёром кино и театра, руководителем сатирического ансамбля «Синяя птичка», писателем для детей и взрослых. (Слайд 8)
Писателю было почти 50 лет, когда стали выходить его книжки для детей. В книгах Драгунского есть герой, который переходит из одной книжки в другую, – мальчик Дениска (младший сын писателя). Чем бы ни занимался в жизни В. Драгунский, он делал всё мастерски – с душой, увлечением, талантом и огромной светлой улыбкой. (Слайд 9)
Самая известная работа писателя « Денискины рассказы».Это веселые рассказы про мальчика Дениску и его друга Мишку. (Слайд 10)
(выставка книг для детей В.Драгунского) (Слайд 11)
– Thank you very much, children! Very good story. Your mark 5. (Слайд 12)
– Может, кто-то догадался, на каком языке и что я сказала?
– И это не случайно. Всего Виктор Драгунский написал около 90 рассказов. Сегодня мы познакомимся с одним из них: "Англичанин Павля". И рассказ «Англичанин Павля» взят из уже знакомой вам книги «Денискины рассказы».
– Кто же такой англичанин? (Живёт в Англии, знает английский язык.)
- Работа с текстом во время чтения.
- Первичное чтение .
Словарная работа (Слайд 13)
Взрезал – надрезал;
Напыжился – напрягся, заважничал;
Опешил – растерялся от неожиданности, испуга;
Прочепушил – возможно, от чепухи (ш // х)
Пионеры – дети состоящие в детской организации; (пионер – первый)
Лапта – русская игра в маленький мяч, который отбивают битой;
Ливерпуль Города, находящиеся в
Манчестер Англии.
Рассказ читают сильные дети по небольшим отрывкам. (Слайд 14)
По ходу чтения необходимы эмоциональные комментарии учителя, вопросы к автору (они даны в скобках курсивом).
Виктор Драгунский
АНГЛИЧАНИН ПАВЛЯ
– Завтра первое сентября, – сказала мама. – И вот наступила осень, и ты пойдёшь уже во второй класс. Ох, как летит время!.. (А у нас сейчас какое время года?)
– И по этому случаю, – подхватил папа, – мы сейчас «зарежем арбуз»!
И он взял ножик и зарезал арбуз. Когда он резал, был слышен такой полный, приятный, зелёный треск, что у меня прямо спина похолодела от предчувствия, как я буду есть этот арбуз. И я уже раскрыл рот, чтобы вцепиться в розовый арбузный ломоть (Что это значит «вцепиться»?), но тут дверь распахнулась, и в комнату вошёл Павля.
Мы все страшно обрадовались, (Как вы думаете почему?) потому что он давно уже не был у нас, и мы по нему соскучились.
– Ого, кто пришёл! – сказал папа. – Сам Павля. Сам Павля-Бородавля! (Догадались ли вы, кто пришёл – взрослый или мальчик?)
– Садись с нами, Павлик, арбуз есть, – сказала мама. – Дениска, подвинься.
Я сказал:
– Привет! – и дал ему место рядом с собой.
– Привет! – сказал он и сел.
И мы начали есть и долго молчали. (Почему?) Нам неохота было разговаривать. А о чём тут разговаривать, когда во рту такая вкуснотища!
И когда Павле дали третий кусок, он сказал:
– Ах, люблю я арбуз. Даже очень. Мне бабушка никогда не даёт его вволю поесть.
– А почему? – спросила мама.
– Она говорит, что после арбуза у меня получается не сон, а сплошная беготня.
– Правда, – сказал папа. – Вот почему мы и едим арбуз с утра пораньше. К вечеру его действие кончается, и можно спокойно спать. Ешь давай, не бойся. (Какое правило мы узнали?)
– Я не боюсь, – сказал Павля.
И мы опять занялись делом (Каким делом?) и опять долго молчали. И когда мама стала убирать корки, папа сказал:
– А ты чего, Павля, так давно не был у нас?
– Да, – сказал я. – Где ты пропадал? Что ты делал?
И тут Павля напыжился, покраснел, поглядел по сторонам и вдруг небрежно так обронил, словно нехотя: (Интересно, что же он сейчас скажет, раз так вдруг повёл себя? Вопрос не предполагает ответов детей .)
– Что делал, что делал... Английский изучал, вот что делал. (А Павля большой или маленький? Дениска идёт во 2-й класс; вероятно, Павля его ровесник… Смотрите, такой маленький, а летом английский изучал! Что мы можем сказать о Павле?)
Я прямо опешил. (Очень сильно удивился.) Я сразу понял, что я всё лето зря прочепушил. С ежами возился, в лапту играл, пустяками занимался. А вот Павля, он время не терял, нет, шалишь, он работал над собой, он повышал свой уровень образования.
Он изучал английский язык и теперь небось сможет переписываться с английскими пионерами и читать английские книжки.
Я сразу почувствовал, что умираю от зависти, а тут ещё мама добавила:
– Вот, Дениска, учись. Это тебе не лапта!
– Молодец, – сказал папа. – Уважаю! (А как, по-вашему, это вызывает уважение?)
Павля прямо засиял. («Засия» это как?)
– К нам в гости приехал студент Сева. Так он со мной каждый день занимается. Вот уже целых два месяца. Прямо замучил совсем.
– А что, трудный английский язык? – спросил я.
– С ума сойти, – вздохнул Павля. (А для вас английский язык трудный?)
– Ещё бы не трудный, – вмешался папа. – Там у них сам чёрт ногу сломит. Уж очень сложное правописание. Пишется Ливерпуль, а произносится Манчестер.
– Ну да! – сказал я. – Верно, Павля?
– Прямо беда, – сказал Павля. – Я совсем измучился от этих занятий, похудел на двести граммов. (Это много?)
– Так что ж ты не пользуешься своими знаниями, Павлик? – сказала
мама. – Ты почему, когда вошёл, не сказал нам по-английски «здрасте»?
– Я «здрасте» не проходил, – сказал Павля. (Ребята, а кто знает как на английском будет «Добрый день»?)
– Ну вот ты арбуз поел, почему не сказал «спасибо»?
– Я сказал, – сказал Павля.
– Ну да, по-русски ты сказал, а по-английски? (Как по английски «спасибо»?)
– Мы до «спасибо» ещё не дошли, – сказал Павля. – Очень трудное проповисание. (Вот и ответ на наш вопрос – большой Павля или маленький: он ещё пока не знает слова правописание .)
Тогда я сказал:
– Павля, а научи-ка ты меня, как по-английски «раз, два, три».
– Я этого ещё не изучил, – сказал Павля. (Ну мы же не Павля, давайте посчитаем до трёх на английском)
– А что же ты изучил? – закричал я. – За два месяца ты всё-таки хоть что-нибудь изучил?
– Я изучил, как по-английски будет «Петя», – сказал Павля.
– Ну как?
ничего не поймёт. Вот потеха-то будет! Верно, Денис? (Так, скажите, это знания английского?)
– Верно, – сказал я. – Ну а что ты ещё знаешь по-английски?
– Пока всё, – сказал Павля.
2. Выявление первичного восприятия .
– Что рассмешило вас в этом рассказе?
– Вы уже можете объяснить, почему так назван рассказ?
– Какая часть рассказа вам показалась самой смешной и весёлой? (Обычно дети называют 3-ю часть .)
- Рассказы В. Драгунского можно назвать юмористическими . Прочитайте предложения, в которых вы отметили слова, помогающие отыскать нужную интонацию.
- Давайте с вами найдем значения этих выражений. На партах у каждого из вас есть карточки. Подумайте и соедините стрелочками юмористические выражения из текста с их значением. (Дети самостоятельно работают с карточками, затем проверяют себя) (Слайд 15)
С ума сойти очень вкусный
Прямо засиял очень трудно
Сам черт ногу сломит съедим
Такая вкуснотища заулыбался
«Зарежем арбуз» давно не виделись
Страшно соскучились очень трудно
- Что же произошло? (Рассказ стал скучным.)
Перечитывание 3-й части (дети читают по ролям, слова автора (Дениски) читает учитель, на слайде знакомимся с характером чтения).
Если бы вы читали слова мамы или папы , с какой интонацией вы бы это делали? (С уважением, серьёзно )
А, как, надо читать слова Павлика? (Небрежно, высокомерно
)
- Как, надо читать слова Дениса? (Сначала с завистью, заинтересованно, а в конце рассказа - возмущённо
.) (Слайд 16)
- Работа с текстом после чтения.
Открываем свои рабочие тетради на странице 1. И так, посмотрите на задание №1 (один ученик читает задание). Давайте выясним, какими были Павлик и Дениска. (дети выполняют задание самостоятельно)
А сейчас найдите на партах карточку №2. Что нам нужно сделать? (ученик читает задание вслух). Работаем в парах. Вам нужно подчеркнуть ключевые слова рассказа.
- Почему же В. Драгунский назвал свой рассказ «Англичанин Павля»?
- Как он относится к своему герою? (Автор осуждает мальчика за хвастовство, но относится по-доброму.)
- Для чего В. Драгунский написал свой рассказ?
- Как вы думаете, Павлик сделал для себя определенные выводы?
V. Итог урока.
А сейчас мы проверим, как вы внимательно слушали рассказ. Давайте ответим на вопросы викторины «Англичанин Павля».
Викторина «Англичанин Павля»
- От чьего лица ведется рассказ?
- Дениски
- Автора
- Павлика
- В честь какого праздника было решено «зарезать арбуз»?
- первого сентября
- дня рождения
- наступления каникул
- Кто пришел к Дениске в гости, когда он ел арбуз?
- Мишка
- Павлик
- Катя
- Как отреагировал Дениска и его родители, когда в комнату вошел Павля?
- страшно обрадовались
- страшно огорчились
- не обратили на него внимания
- Чем все лето занимался Дениска?
- учил уроки
- играл в лапту
- учил английский
- С кем Павля занимался английским языком?
- со студентом Севой
- с репетитором
- с мамой
- Сколько месяцев изучал английский язык Павля?
- один
- На сколько похудел Павлик пока изучал английский язык?
- на 100 граммов
- на 300 граммов
- на 200 граммов
- Павля знал, как сказать по-английски:
- один, два, три
- спасибо
- Петя
- Как папа Дениски называл в шутку Павлика?
- Павля - Шмакодявля
- Павлик - Лавлик-Зяблик
- Павля - Бородавля
– С каким настроением уходите с урока?
– Как бы вы сами оценили свою работу?
VΙ. Домашнее задание.
– Завтра первое сентября, – сказала мама. – И вот наступила осень, и ты пойдешь уже во второй класс. Ох, как летит время!..
– И по этому случаю, – подхватил папа, – мы сейчас «зарежем» арбуз!
И он взял ножик и взрезал арбуз. Когда он резал, был слышен такой полный, приятный, зеленый треск, что у меня прямо спина похолодела от предчувствия, как я буду есть этот арбуз. И я уже раскрыл рот, чтобы вцепиться в розовый арбузный ломоть, но тут дверь распахнулась, и в комнату вошел Павля. Мы все страшно обрадовались, потому что он давно уже не был у нас и мы по нем соскучились.
– Ого, кто пришел! – сказал папа. – Сам Павля. Сам Павля-Бородавля!
– Садись с нами, Павлик, арбуз есть, – сказала мама, – Дениска, подвинься.
Я сказал:
– Привет! – и дал ему место рядом с собой.
– Привет! – сказал он и сел.
И мы начали есть и долго ели и молчали. Нам неохота было разговаривать.
А о чем тут разговаривать, когда во рту такая вкуснотища!
И когда Павле дали третий кусок, он сказал:
– Ах, люблю я арбуз. Даже очень. Мне бабушка никогда не дает его вволю поесть.
– А почему? – спросила мама.
– Она говорит, что после арбуза у меня получается не сон, а сплошная беготня.
– Правда, – сказал папа. – Вот поэтому-то мы и едим арбуз с утра пораньше. К вечеру его действие кончается, и можно спокойно спать. Ешь давай, не бойся.
– Я не боюсь, – сказал Павля.
И мы все опять занялись делом и опять долго молчали. И когда мама стала убирать корки, папа сказал:
– А ты чего, Павля, так давно не был у нас?
– Да, – сказал я. – Где ты пропадал? Что ты делал?
И тут Павля напыжился, покраснел, поглядел по сторонам и вдруг небрежно так обронил, словно нехотя:
– Что делал, что делал?.. Английский изучал, вот что делал.
Я прямо опешил. Я сразу понял, что я все лето зря прочепушил. С ежами возился, в лапту играл, пустяками занимался. А вот Павля, он времени не терял, нет, шалишь, он работал над собой, он повышал свой уровень образования.
Он изучал английский язык и теперь небось сможет переписываться с английскими пионерами и читать английские книжки!
Я сразу почувствовал, что умираю от зависти, а тут еще мама добавила:
– Вот, Дениска, учись. Это тебе не лапта!
– Молодец, – сказал папа. – Уважаю!
Павля прямо засиял.
– К нам в гости приехал студент, Сева. Так вот он со мной каждый день занимается. Вот уже целых два месяца. Прямо замучил совсем.
– А что, трудный английский язык? – спросил я.
– С ума сойти, – вздохнул Павля.
– Еще бы не трудный, – вмешался папа. – Там у них сам черт ногу сломит. Уж очень сложное правописание. Пишется Ливерпуль, а произносится Манчестер.
– Ну да! – сказал я. – Верно, Павля?
– Прямо беда, – сказал Павля. – Я совсем измучился от этих занятий, похудел на двести граммов.
– Так что ж ты не пользуешься своими знаниями, Павлик? – сказала мама. – Ты почему, когда вошел, не сказал нам по-английски «здрасте»?
– Я «здрасте» еще не проходил, – сказал Павля.
– Ну вот ты арбуз поел, почему не сказал «спасибо»?
– Я сказал, – сказал Павля.
– Ну да, по-русски-то ты сказал, а по-английски?
– Мы до «спасибо» еще не дошли, – сказал Павля. – Очень трудное пропо-ви-сание.
Тогда я сказал:
– Павля, а научи-ка меня, как по-английски «раз, два, три».
– Я этого еще не изучил, – сказал Павля.
– А что же ты изучил? – закричал я. – За два месяца ты все-таки хоть что-нибудь-то изучил?
– Я изучил, как по-английски «Петя», – сказал Павля.
– Ну, как?
– Верно, – сказал я. – Ну, а что ты еще знаешь по-английски?
– Пока все, – сказал Павля.