Наверное, каждый человек любит петь или пытается петь. Если вы никогда не учились пению или только начинаете, то, возможно, вам просто будет интересно познакомиться с вокальными терминами, узнать для себя что - то новенькое. Ну, а если вы хотите заниматься вокалом профессионально, то вам просто необходимо знать строение вашего рабочего аппарата, хотя бы в общих чертах. Знания сократят ваш путь к успехам в вокале, уберегут от многих «подводных камней». Точная информация поможет «отфильтровать» сведения и не верить всем советчикам без разбору. К тому же, гораздо легче совершить действие, сначала подробно представив его процесс мысленно.

"Человеческий голос является результатом координированной работы всего голосового аппарата", - писал Мануэль Гарсиа - крупнейший педагог 19 века (г. г)
Голосовой аппарат представляет собой сложную систему, в которую входят многие органы.
Основное значение в производстве звука принадлежит гортани. Непринужденное свободное положение гортани считается наиболее "благоприятным" для пения. Здесь воздух, выталкиваемый легкими, встречает на своем пути сомкнутые голосовые связки и приводит их в колебательное движение.

Голосовые связки могут быть длинными и короткими, толстыми и тонкими. Ларингологи установили, что связки у низких голосов длиннее, чем у высоких. Однако у Карузо - тенора были связки баса.
Колеблющиеся голосовые связки образуют звуковую волну. Но для того, чтобы человек произнес букву или слово, необходимо деятельное участие губ, языка, мягкого неба и т. д. Только слаженная работа всех органов голосообразования превращает простые звуки в пение.
Важную роль играет и носовая полость. Вместе с придаточными пазухами она принимает участие в образовании голоса. Здесь звук усиливается, ему придается своеобразная звучность, тембр. Для правильного произношения звуков речи и для тембра голоса определенное значение имеет состояние носовой полости и придаточных пазух. Именно их индивидуальность придает каждому человеку своеобразный тембр голоса.
Интересно, что полости в передней части черепной коробки человека полностью соответствуют по своему назначению акустическим сосудам, замурованным в древнеримских амфитеатрах, и выполняют те же функции природных резонаторов.
Механизм правильного голосообразования строится на максимальном использовании резонирования.
Резонатор - прежде всего усилитель звука.
Резонатор усиливает звук, практически не требуя от источника звука никакой дополнительной энергии. Умелое использование законов резонанса позволяет достичь огромной силы звука до 120-130 дБ, поразительной неутомимости и сверх этого - обеспечивает богатство обертонового состава, индивидуальность и красоту певческого голоса.
В вокальной педагогике различают два резонатора: головной и грудной. Выше говорилось о головном резонаторе.
Нижний, грудной резонатор придает певческому звуку более низкие обертоны и окрашивает его мягкими плотными тонами. Обладателям низких голосов следует использовать активнее грудной резонатор, а высоких - головной. Но для каждого голоса важно применение и грудного и головного резонаторов.
Немецкий педагог Ю. Гей считает "соединение грудного и головного резонаторов возможным при помощи носового резонатора, называемого им "золотым мостом".
Важную роль играет дыхание певца.
Дыхание является энергетической системой голосового аппарата певца. Дыхание определяет не только рождение звука, но и его силу, динамические оттенки, в значительной мере тембр, высоту и очень многое другое.
В процессе пения дыхание должно подстраиваться, приспособляться к работе голосовых связок.
Это создает лучшие условия для их вибрации, поддерживает то воздушное давление, которое нужно при той или иной амплитуде, частоте сокращений и плотности смыкания голосовых связок. Маэстро Мазетти считал "необходимым условием пения умение сознательно управлять дыханием".

Как можно развить дыхательную мускулатуру?

«Пластичность» дыхания, силу, свободное обращение с ним певцу нужно нарабатывать дыхательными упражнениями. В прежние времена итальянские педагоги вокала подносили ко рту ученика зажженную свечу. Колебание или угасание пламени указывало на то, что ученик выдыхает слишком много воздуха, не используя его. Занятия со свечой продолжались до тех пор, пока техника вокального дыхания не доводилась до совершенства. Кроме таких упражнений со свечой можно посоветовать упражнения с книгами, которые кладут на живот в положении лежа и поднимают силой диафрагмы.

Как это может пригодиться в повседневной жизни?

«Дыхание – это жизнь!» - гласит пословица. «Если вы хорошо дышите, вы будете долго жить на Земле», - говорят йоги. Если у вас нет времени и терпения регулярно заниматься дыхательными упражнениями по системе йогов, совместите приятное с полезным – пойте! Полное вокальное дыхание очень сходно дыхательной гимнастике йогов и несет такую же пользу:

    защищает от заболеваний дыхательных органов, избавляет от насморков, простуд, кашлей, бронхитов и т п. насыщает кровь кислородом, а значит и очищает ее развивает узкую грудную клетку помогает нормально работать желудку и печени, (сокращения диафрагмы вместе с ритмичным движением легких «делает» легкий массаж внутренним органам) восстанавливает работу организма, поэтому толстый человек – худеет, а слишком худой – поправляется

И ничего нет удивительного в том, что занятия вокалом помогают овладеть техникой дыхания на воде и под водой, т. к. основа плавания – такое же глубокое ритмичное дыхание.

Певцу важно дыхание, связанное с пением. Главное для певца не сила дыхания, не количество воздуха, которое забирают его легкие, а то, как удерживается и расходуется это дыхание, как регулируется выдох во время пения, то есть, как координируется его работа с другими компонентами голосового аппарата.
Научиться красиво и правильно петь очень не просто. У певца, по сравнению с другими музыкантами-исполнителями, самоконтроль затруднен. Инструмент воспроизведения звука - голосовой аппарат является частью его организма, и певец слышит себя не так, как окружающие. При обучении и резонаторные и другие ощущения, связанные с пением, оказываются для него новыми, незнакомыми. Поэтому певцу необходимо многое знать, понимать.

"Пение - сознательный процесс, а не стихийный, как многие полагают" - .
Певческие голоса, как у женщин, так и у мужчин бывают трех родов: высокие, средние и низкие.
Высокие голоса - это сопрано у женщин и тенор у мужчин, средние - соответственно меццо-сопрано и баритон , низкие - контральто и бас.
Кроме того, каждая группа голосов имеет еще более точные подразделения:

· сопрано - легкое (колоратурное), лирическое, лирико-драматическое (спинто), драматическое;

· меццо-сопрано и контральто сами по себе являются разновидностями;

· тенор-альтино, лирический (ди-грациа), меццо-характерный (спинто), драматический (ди-форца);

· баритон-лирический и драматический;

· бас-высокий (кантанто), центральный, низкий (профундо).

Правильное определение природы голосовых данных служит залогом дальнейшего их развития. А это не всегда просто сделать. Есть ярко выраженные категории голосов, которые не вызывают ни у кого сомнения относительно их природы. Но у многих певцов (не только начинающих) бывает трудно сразу определить характер голоса.

Следует помнить, что средний регистр у всех певческих голосов наиболее удобен при поисках естественного звучания и правильных вокальных ощущений.
Постановка голоса заключается в выявлении его природы и приобретении правильных технических приемов пения.

Наличие хорошей, надежной и перспективной, вокальной техники приводит к тому, что акустические показатели голоса звонкость, полетность, сила голоса, динамический диапазон и др. улучшаются в результате "настройки" голоса в процессе пения.
Умберто Мазетти считал, что "маленький диапазон и небольшая сила голоса не являются полностью исключающим профессиональное обучение фактором". Он полагал, что от правильного обращения и хорошей школы голос может обрести силу и развиться в диапазоне.
Голос редко бывает весь "на поверхности". Чаще его ресурсы скрыты из-за неумелого пользования вокальным аппаратом, его неразвитости, и только в процессе занятий, когда голос развивается, нам становится ясным его достоинства, богатство и красота тембра.

Научные исследования.

О том, что голос человека образуется в гортани, люди знали еще со времен Аристотеля и Галена. Лишь после изобретения ларингоскопа (1840 г.) и классических работ М. Гарсиа (гг.) стало известно, что звук голоса есть результат периодического вибрирования краев голосовых связок, происходящего под действием воздушной дыхательной струи. В качестве активной действующей силы в этом процессе (вибрирования: смыкания и размыкания голосовых связок) выступает напор воздушной струи. Это "миоэластическая теория" М. Гарсиа.

Ученый Рауль Юссон в 1960 году выдвинул новую, так называемую "нейромоторную теорию", сущность которой состоит в следующем: голосовые связки (складки) человека колеблются не пассивно под воздействием проходящего тока воздуха, как и все мышцы человеческого тела, сокращаются активно под действием приходящих из центральной нервной системы импульсов биотоков. Частота импульсов находится в большой зависимости от эмоционального состояния человека и от деятельности желез внутренней секреции (у женщин голос на целую октаву выше, чем у мужчин). Если человек начинает петь, то по данным Юссона, регулирования высоты основного тона начинает осуществляться "корой головного мозга".

Голосовой аппарат человека является исключительно сложным прибором и, как всякий сложный аппарат, он, как видно, имеет не один, а несколько в известной мере независимых друг от друга механизмов регулирования, управляемых центральной нервной системой. И поэтому обе эти теории являются ценными.

Звук голоса человека представляет собой одну из форм энергии. Энергия эта, порождаемая голосовым аппаратом певца, заставляет периодически колебаться молекулы воздуха с определенной частотой и силой: чем чаще колеблются молекулы - тем звук выше, а чем амплитуда их колебаний больше - тем звук сильнее. Звуковые колебания в воздухе распространяются со скоростью 340 м в секунду. Голосовой аппарат - это живой акустический прибор, и, следовательно, кроме физиологических законов, он подчиняется еще и всем законам акустики и механики.

Итак, как же устроены голосовые органы человека.

Основу их составляет диафрагма – мускульно - сухожильная перегородка, (грудо-брюшная преграда) отделяющая грудную полость от брюшной.. Диафрагма является живым фундаментом для целого и совершенного инструмента. Диафрагма, это мощный мышечный орган, прикрепляется к нижним рёбрам и позвоночнику. Во время вдоха мышцы диафрагмы сокращаются, и объём грудной клетки увеличивается. Но мы не можем почувствовать диафрагму, т. к. её движение при дыхании и голосообразовании происходит на подсознательном уровне.
Грудная полость защищённая рёбрами и грудными позвонками, содержит жизненно важные органы- лёгкие, сердце, дыхательное горло, пищевод.

Лёгкие – как настоящие органные меха, участвуют в звукообразовании, создавая необходимый поток воздуха. Из лёгких воздух поступает в бронхи , тонкие и похожие на ветви дерева. Потом они объединяются вместе и образуют трахею, которая идёт вверх, вертикально. Трахея - состоит из хрящевых полуколец, она довольно подвижна, и соединена с гортанью.

Гортань выполняет тройную функцию - дыхательную, защитную и голосовую. Её остов составляют хрящи, которые соединены между собой суставами, связками, и мышцами, за счёт чего обладают подвижностью. Самый большой хрящ гортани - щитовидный, и его размеры определяют величину гортани. Для низких мужских голосов характерна крупная гортань, выступающая на поверхности шеи в виде кадыка. Верхнее отверстие гортани , так называемый вход в гортань образуется подвижным гортанным хрящём – надгортанником . При дыхании гортань свободна, а при глотании свободный край надгортанника наклоняется назад закрывая отверстие гортани. Во время пения вход в гортань прикрывается надгортанником. Гортань имеет свойство быть весьма подвижной, в основном, в вертикальной плоскости.

В середине гортань сужается, и в самом узком месте располагаются две горизонтальные складочки, или - связки. Отверстие между ними называется голосовой щелью. Над голосовыми связками располагаются – желудочки гортани, над каждым из которых находится складка, параллельная голосовым связкам. Верхние желудочковые складки называются ложными и состоят из рыхлой соединительной ткани, желёз и слабо развитых мышц. Железы в этих складочках обеспечивают увлажнение голосовых складок, что очень важно для певческого голоса. При звукообразовании голосовые складки соединяются или смыкаются, и щель закрывается. Связки покрыты плотной тканью перламутрового оттенка. Связки могут изменять свою длину, толщину, и колебаться по частям, что придаёт голосу певца разнообразные окраски, богатство звука и подвижность.
Звук, резонирует в полости над гортанью, в глотке.

Глотка довольно объёмна, неправильной формы. Глотка отделяется от нёба, так называемой, нёбной занавеской . Маленький язычок в задней части нёба, словно образует двойную арку. Размеры глотки могут изменяться от движений нёбной занавески и языка. Так же для правильного звукообразования имеет большое значение артикуляция . Строение голосового аппарата имеет индивидуальные особенности в каждом отдельно взятом случае.

Поэтому педагогический подход к каждому вокалисту так - же очень индивидуален. При работе с певцом, учитываются в первую очередь физическое состояние голосового аппарата, физиологическое строение и личностные особенности певца, психологическое и эмоциональное состояния. И на основе полученного представления составляется индивидуальная программа

Главная задача педагога состоит в том, что бы из своего привычного набора упражнений подобрать для каждого певца именно то, что ему необходимо в данный момент. Или же, если ни одно из данных упражнений не воспринимается учеником правильно, сымпровизировать на ходу именно то, что будет понятно для начинающего певца. Важно, что бы певец почувствовал, что он может добиться правильного результата, что его голос звучит лучше. Он должен получить удовольствие от занятий вокалом.
Несомненно, преподавателю необходимо соблюдать осторожность и не форсировать удачный результат. Главное, что ученик осознал и запомнил приятное ощущение при пении, почувствовал свои возможности. В следующий раз он постарается вспомнить и воспроизвести все свои удачные моменты.

Строение голосового аппарата анатомически значительно проще, чем строение уха, и гораздо лучше исследовано благодаря возможности изучения его в момент его функционирования непосредственно у живых людей посредством ларингоскопии и рентгеновских снимков.

Как физический инструмент, голосовой аппарат совершенно основательно сравнивают с язычковой органной трубой. Из трех частей его наименее подобны язычку органной трубы, конечно, связки, но в принципе роль их та же самая, какую в трубе играет язычок. Связки во время голосообразования (фонации) представляют собою два стоящие параллельно и прижатые друг к другу мускульных валика, длина и степень натяжения коих определяют высоту издаваемого тона. Голос может изменяться по высоте в пределах около двух октав, но наряду с нормальным -- грудным голосом -- человек может издавать особые звуки, более высокие -- это так называемый фальцет, или фистула. На механизме голосообразования при грудном голосе и фальцете следует остановиться несколько подробней ввиду большого интереса этого вопроса, подробно освещенного Музехольдом при помощи ларингоскопической фотографии; при соединении этого метода со стробоскопом Музехольду удалось проследить отдельные фазы раскрытия голосовой щели.

Натяжение голосовых связок может происходить или благодаря сокращению мускульных волокон, составляющих самые связки -- это так называемое внутреннее натяжение, или посредством воздействия других мышц гортани, растягивающих связки пассивно,-- это внешнее натяжение. Характер функционирования связок в этих двух случаях совершенно различный. На моментальных фотографиях голосовой щели при грудном голосе связки представляются подобными двум толстым напряженным мускульным валикам, похожим на губы, плотно сжатые друг с другом; это соответствует как внешнему, так и „внутреннему" натяжению связок. Myзельход установил, что при фонации грудным голосом раскрытие голосовой щели происходит лишь на очень короткий момент в течение малой части периода звукового колебания, и за это время через щель проходит сильный прорыв воздуха, в остальную же часть периода связки плотно сжаты. Периодическое следование таких толчков дает звук, богатый обертонами, амплитуда которых лишь очень медленно убывает с увеличением высоты, что придает тембру характер полноты и металлический оттенок. При таком звуке передняя грудная стенка дает сильное дрожание (fremitus pectoralis), ощутимое рукой, почему этому типу голоса и дано название грудного регистра.

При фальцете связки представляются плоскими и сильно растянутыми, и между ними в середине образуется просвет, как между двумя Туго растянутыми резиновыми полосками. Края связок утончены и, по-видимому, не имеют такой упругости, как при грудном звуке; при фонации колеблются, отодвигаясь вверх и вбок, главным образом, края связок; полного закрытия голосовой щели не получается даже в момент фазынаибольшего сближения связок. Полного прерывания тока воздуха при фальцете таким образом не получаете, происходят только ослабление и усиление его. Фальцетный голос вследствие этого не богат обертонами, он звучит очень мягко, не обладает металлическим оттенком (высокие обертоны) и не имеет силы. Дрожания грудной стенки также не получается. Следует отметить, что колебания голосовых связок при грудном голосе происходят, по-видимому, в направлении, перпендикулярном к току воздуха через щель, при фальцете же -- почти в направлении тока воздуха. Звук, создаваемый вибрацией голосовых связок, равно как и вибрацией язычка органной трубы, совершенно видоизменяется благодаря наличию резонансных полостей. Резонансные полости глотки и рта играют прежде всего роль усилителей тех обертонов звука связок, которые лежат близко от собственного тона полости. Ввиду того что стенки этих полостей мягки, резонанс их не ограничивается узкой областью тонов; так, отступление от тона полости на большую терцию (на 25 %), дает уменьшение резонирования всего наполовину. В результате такая резонансная полость усиливает обертоны голоса на протяжении почти целой октавы. Таким образом, ясно, что тембр звука голоса будет существенным образом зависеть от настройки резонаторных полостей, -- главным образом полости рта и глотки. Чрезвычайно важно отметить, что полость рта является, кроме того, резонатором с большим отверстием во внешнее пространство и потому является излучателем звука или, применяя термин из радио-телеграфии, звуковой антенной.

Полость носоглотки, как лежащая сбоку, может являться своего рода звуковым фильтром: она может определенные тоны поглощать и не выпускать наружу. Действие ее можно уподобить так называемому интерференционному аппарату Штумпфа, где мы имеем на пути звука, проходящего по трубе, боковые ответвления (трубки переменной длины с глухим концом), которые поглощают тоны, соответствующие их настройке. Особенно важна эта роль носоглотки в пении для придания звуку голоса известной окраски, чем в широкой степени пользуются все" певцы. Если нёбная заслонка открыта и ток воздуха попадает в значительной степени из легких в нос, то носовая и носоглоточная полость делаются резонаторами и это придает звуку специфический „гнусавый" оттенок, применяемый для издания целого ряда согласных и полугласных (м, н, б, д, г).

Влияние на тембр голоса воздушных полостей, лежащих ниже, чем связки, вполне допустимо, но до сих пор вопрос этот еще слабо освещен. Ясно, однако, что в образовании гласных участвуют исключительно верхние полости, лежащие над связками. Нижний резонатор должен, конечно, играть важную роль в определении характера функционирования связок, так как степень натяжения и большая или меньшая быстрота открывания и закрывания голосовой щели, т. е. факторы, определяющие первичный тон связок, зависят не только от структуры и натяжения самих связок, но и от реакции переменного воздушного давления в подсвязочном пространстве. Вопрос о резонансе нижних полостей приобретает важную роль в объяснении явлений постановки певческого голоса.

Основное значение в производстве звука принадлежит гортани. Непринужденное свободное положение гортани считается наиболее "благоприятным" для пения. Здесь воздух, выталкиваемый легкими, встречает на своем пути сомкнутые голосовые связки и приводит их в колебательное движение.

Колеблющиеся голосовые связки образуют звуковую волну. Но для того, чтобы человек произнес букву или слово, необходимо деятельное участие губ, языка, мягкого неба и т.д. Только слаженная работа всех органов голосообразования превращает простые звуки в пение.

Важную роль играет и носовая полость. Вместе с придаточными пазухами она принимает участие в образовании голоса. Здесь звук усиливается, ему придается своеобразная звучность, тембр. Для правильного произношения звуков речи и для тембра голоса определенное значение имеет состояние носовой полости и придаточных пазух. Именно их индивидуальность придает каждому человеку своеобразный тембр голоса.

Интересно, что полости в передней части черепной коробки человека полностью соответствуют по своему назначению акустическим сосудам, замурованным в древнеримских амфитеатрах, и выполняют те же функции природных резонаторов.

Резонатор - прежде всего усилитель звука.

Резонатор усиливает звук, практически не требуя от источника звука никакой дополнительной энергии. Умелое использование законов резонанса позволяет достичь огромной силы звука до 120-130 дБ, поразительной неутомимости и сверх этого - обеспечивает богатство обертонового состава, индивидуальность и красоту певческого голоса.

В вокальной педагогике различают два резонатора: головной и грудной. Выше мы говорили о головном резонаторе.

Нижний, грудной резонатор придает певческому звуку более низкие обертоны и окрашивает его мягкими плотными тонами. Обладателям низких голосов следует использовать активнее грудной резонатор, а высоких - головной. Но для каждого голоса важно применение и грудного и головного резонаторов.

Немецкий педагог Ю.Гей считает "соединение грудного и головного резонаторов возможным при помощи носового резонатора, называемого им "золотым мостом".

Важную роль играет дыхание певца.

Дыхание является энергетической системой голосового аппарата певца. Дыхание определяет не только рождение звука, но и его силу, динамические оттенки, в значительной мере тембр, высоту и очень многое другое.

В процессе пения дыхание должно подстраиваться, приспособляться к работе голосовых связок.

Это создает лучшие условия для их вибрации, поддерживает то воздушное давление, которое нужно при той или иной амплитуде, частоте сокращений и плотности смыкания голосовых связок. Маэстро Мазетти считал "необходимым условием пения умение сознательно управлять дыханием".

(Умберто Мазетти был одним из ведущих вокальных педагогов (профессоров) Московской консерватории начала 20 века, который дал России целую плеяду замечательных певцов и педагогов (среди них А.Нежданова и Н.Обухова).

Певцу важно дыхание, связанное с пением. Главное для певца не сила дыхания, не количество воздуха, которое забирают его легкие, а то, как удерживается и расходуется это дыхание, как регулируется выдох во время пения, то есть, как координируется его работа с другими компонентами голосового аппарата.

Кроме того, каждая группа голосов имеет еще более точные подразделения: сопрано - легкое (колоратурное), лирическое, лирико-драматическое (спинто), драматическое; меццо-сопрано и контральто сами по себе являются разновидностями; тенор-альтино, лирический (ди-грациа), меццо-характерный (спинто), драматический (ди-форца); баритон-лирический и драматический; бас-высокий (кантанто), центральный, низкий (профундо).

Правильное определение природы голосовых данных служит залогом дальнейшего их развития. А это не всегда просто сделать. Есть ярко выраженные категории голосов, которые не вызывают ни у кого сомнения относительно их природы. Но у многих певцов (не только начинающих) бывает трудно сразу определить характер голоса.

Следует помнить, что средний регистр у всех певческих голосов наиболее удобен при поисках естественного звучания и правильных вокальных ощущений.

Наличие хорошей (надежной и перспективной) вокальной техники приводит к тому, что акустические показатели голоса (звонкость, полетность, сила голоса, динамический диапазон и др. улучшаются в результате "настройки" голоса в процессе пения.

Умберто Мазетти считал, что "маленький диапазон и небольшая сила голоса не являются полностью исключающим профессиональное обучение фактором". Он полагал, что от правильного обращения и хорошей школы голос может обрести силу и развиться в диапазоне.

Сопрано (soprano от sopra -- над, сверх) -- высокий женский певческий голос. Рабочий диапазон:до первой октавы -- до третьей октавы. Диапазон колоратурного сопрано, самого высокого «подвида» сопрано может достигать фа --ля третьей октавы.

Альт (alto, . hautecontre; altus -- высокий) -- первоначально назывался голос, который был выше тенора, (исполнявшего главную мелодию: cantus formus, иначе фальцетто. Позднее обозначает низкий голос у женщин и мальчиков. Он считается вторым из четырёх главных родов человеческого голоса и подобно трём остальным, является в различных степенях. Поэтому различают низкий и более высокий альт. Объём первого простирается приблизительно от фа в малой октаве до фа или соль во второй октаве, тогда как границы второго определяются одним или двумя тонами выше (от ля в малой октаве до ля во второй октаве). По своему объёму высокий альт совпадает с меццо-сопрано и оба голоса часто смешиваются друг с другом, тогда как, по естественному строению этих голосов и соотношению регистров, они легко отличимы. Женский альт состоит из двух регистров, пределы которых доходят до си в первой октаве, у детских же мужских альтов несколькими ступенями ниже. В учении о гармонии, преимущественно в четырёхголосных сочинениях, альтом называется второй верхний голос. Альтовым ключом или знаком, в котором пишется партия альта, называется общеупотребительный ключ до, пишущийся на третьей линии нотной системы.

Тенор (итал. tenore от лат. tenere -- держать) 1) высокий мужской певческий голос. Рабочий диапазон: до малой -- до второй октавы; переходные (условно) ноты: ми бемоль-фа# первой октавы; 2) название голоса в полифонической фактуре; в эпоху Средних веков и Возрождения тенор считался функционально определяющим (отсюда название), в том числе, идентификатором многоголосного лада; 3) доминирующий тон, или «тон повторения» в псалмодии, а также аналогичная модальная функция (также называемая реперкуссой) в григорианском хорале.

Бас (от ит. basso -- «низкий») -- наиболее низкий мужской певческий голос. Отличается большой глубиной и полнотой звучания.

Органы дыхания (их строение и функционирование, за исключением подробностей, имеющих отношение к гортани, нами уже изучались), создающие воздушное давление под голосовыми складками, - источник звуковой энергии.

Человеческая гортань расположена на уровне IV-VI шейных позвонков и связана с подъязычной костью. Вверху гортань переходит в полость глотки, внизу - в трахею. Снаружи ее положение заметно по выступу, называемому «кадыком» («адамовым яблоком»), более развитому у мужчин и образованному соединением обеих пластинок щитовидного хряща.

Имеются значительные возрастные и половые особенности гортани. Рост и функция гортани связаны с развитием половых желез. У детей гортань расположена выше, чем у взрослых (нормальное положение устанавливается к 13-14 годам жизни), а у стариков ниже; у женщин несколько выше, чем у мужчин, причем в среднем длина гортани мужчины (44 мм) на 1/3 больше женской (35 мм). У новорожденного ребенка гортань относительно велика. В течение первых 4-5 лет жизни ребенка она растет несколько медленнее трахеи. После шести лет рост гортани замедляется, но перед наступлением половой зрелости у мальчиков рост ее ускоряется и размеры стремительно увеличиваются. В это время изменяется голос мальчиков (мутация голоса).

Гортань является важнейшей составной частью голосового аппарата, т.к. в ней расположены голосовые складки. Рассмотрим подробности ее строения.

Скелет гортани образован несколькими подвижно соединенными между собой хрящами. Самый крупный из хрящей гортани - щитовидный, в котором различают две четырехугольные пластинки, соединяющиеся между собой (упомянутый выступ гортани - «адамово яблоко») под прямым (или почти прямым) углом у мужчин и тупым углом (около 120°) у женщин.

От задних краев отходят две пары рогов - верхние и нижние.

Наиболее важны в функциональном отношении черпаловидные хрящи, от основания которых вперед отходит голосовой отросток, состоящий из эластического хряща; назад и кнаружи - мышечный отросток. К последнему прикрепляются мышцы, двигающие черпаловидный хрящ в перстнечерпаловидном суставе. При этом изменяется положение голосового отростка, к которому прикрепляются голосовые связки.

Сверху гортань покрыта надгортанником, состоящим из эластического хряща. Надгортанник расположен впереди входа в гортань и прикреплен к щитовидному хрящу с помощью щитонадгортанной связки. В основании гортани лежит перстневидный хрящ, его дуга обращена вперед, а пластинка - назад. Перстнетрахеальная связка соединяет нижний край хряща с первым хрящом трахеи.

Хрящи соединяются между собой посредством связок и суставов. Важнейший из них - перстнечерпаловидный сустав расположен между основанием черпаловидного хряща и соответствующей поверхностью перстневидного. Черпаловидный хрящ в этом суставе вращается вокруг вертикальной оси, а также немного в стороны. Перстнещитовидный сустав образован суставными поверхностями нижних рогов щитовидного хряща и соответствующими площадками перстневидного. Правый и левый суставы объединяются в один комбинированный, в котором щитовидный хрящ наклоняется вперед, удаляясь своей вырезкой от пластинки перстневидного и черпаловидных хрящей, или выпрямляется, приближаясь к последним.

Органом, в котором возникает звук, является гортань. Полость гортани кроме голосовых связок выстлана слизистой оболочкой, образованной реснитчатым эпителием с большим количеством бокаловидных клеток, а голосовые связки покрыты многослойным плоским неороговевающим эпителием. Передняя и задняя части задней поверхности надгортанника также покрыты многослойным плоским неороговевающим эпителием, большая часть задней - реснитчатым эпителием.

Полость гортани подразделяется на три отдела:

Верхний - преддверие гортани;

Наиболее сложно устроен средний отдел, где на боковых стенках имеются две пары складок, между которыми образуются углубления - желудочки гортани. Верхние складки называются преддверными, а нижние - голосовыми. В толще последних лежат голосовые связки, образованные эластическими волокнами, и мышцы. Голосовые связки натянуты между щитовидным и черпаловидными хрящами.

Голосовые связки могут смыкаться и размыкаться, натягиваться. Образование звука происходит при сомкнутых голосовых связках. Строение голосовых связок дает им возможность колебаться как целиком, так и отдельными участками, от чего зависит характер звучания голоса. Просвет между правой и левой голосовыми складками называется голосовой щелью.

В результате изменения положения хрящей под действием мышц гортани могут меняться ширина голосовой щели и натяжение голосовых связок. Расширяет голосовую щель одна мышца - задняя перстнечерпаловидная, а сужают ее несколько мышц: боковая перстнечерпаловидная, щиточерпаловидная и др. При молчании голосовая щель широко раскрыта, при разговоре или пении - сужается. Размеры голосовых связок определяют тип голоса. У людей с низкими голосами складки более длинные и толстые, а с высокими - короткие и тонкие.

Артикуляционный аппарат служит для образования звуков членораздельной речи. Артикуляция (от лат.articulo - расчленяю) - это работа органов речи. К активным органам артикуляционного аппарата относятся:

  • - голосовые складки, которые, вибрируя на выдохе, создают звук;
  • - язык, состоящий из поперечно-полосатых мышечных волокон, которые имеют различное направление; язык способен к самым разнообразным изменениям своей формы и положения; он прикрепляется своим корнем к подъязычной кости, непосредственно связанной с гортанью;
  • - губы;
  • - мягкое нёбо с маленьким язычком - подвижное мышечное образование, расслабленное при дыхании, благодаря чему имеется свободный проход из глотки в носоглотку и далее в нос; во время речи и пения мягкое нёбо поднимается и перекрывает ход в носоглотку;
  • - глотка - полость, расположенная за зевом, сообщающаяся при дыхании с носовой полостью и гортанью; во время речи и пения отделяется от носовой полости поднятым мягким нёбом; ее объем может сильно меняться благодаря перемещению языка и опусканию или поднятию гортани; при пении глотка должна быть свободно и широко открыта; сложное отверстие ротоглотки называют еще вторым (певческим) ртом, подчеркивая этим факт формирования при пении звука именно в этом месте.

К пассивным органам артикуляционного аппарата относятся:

  • - зубы;
  • - твердое нёбо;
  • - верхняя челюсть.

Резонаторы - это полости, резонирующие на возникающий в голосовой щели звук и придающие ему силу и окраску (тембр). Резонанс (от лат. resono - звучу в ответ, откликаюсь) - явление усиления собственных колебаний резонаторов под воздействием внешних колебаний той же частоты. Сверху и снизу к гортани непосредственно примыкают трубообразные полости, составляющие с ней единое целое. Различают головной и грудной резонаторы.

Нижняя подгортанная труба переходит в трахею и бронхи. Верхняя надгортанная труба - переходит в полость ротоглотки и далее в ротовую и носовую полости. Головное резонирование ощущается как вибрация в голове (зубы, темя). Грудное резонирование ощущается как вибрация в груди (трахея, бронхи). Таким образом, гортань вместе с надгортанной и подгортанной трубами представляет собой единую рупорную систему.

Диспропорция в развитии отдельных органов голосового аппарата;

Отсутствие постепенности развития и наличие скачков в этом процессе;

Различный срок окончания роста разных органов голосового аппарата.

Гортань новорожденных обоего пола интенсивно растет только в первый год жизни. У мальчиков это особенно заметно в первые 3 месяца, а также на 8-м и 9-м месяцах после рождения. У девочек же – в течение 1-го, а затем на 4-7 месяцах первого года жизни.

Истинные голосовые складки в процессе роста ведут себя иначе, чем гортань. Голoсовые складки интенсивно растут до конца первого года жизни. Благодаря неравномерному росту различных частей голосового аппарата, голос ребенка изменяется в своих основных качествах – по высоте, громкости, тембру, диапазону, регистрах, по длительности звучания.

Существует два механизма голосообразования в онтогенезе: от 7 до 10 лет у детей преобладает фальцетный механизм, в осуществлении которого принимает главное участие передняя перстнещитовидная мышца. Собственно голосовая мышца в механизме фальцета не участвует. Она находится в стадии формирования.

Примерно с 10 лет внутренняя щиточерпаловидная мышца (голосовая) оформляется в самостоятельную и принимает активное участие при управлении голосовыми складками. Таким образом, появляется др. механизм фонации (грудной), который вначале используется частично. У детей этого возраста при образовании звука преобладает так называемый микстовый смешанный механизм. В этом случае на нижних нотах диапазона начинает выявляться грудное звучание, на верхних используется фальцетный регистр. Голосовые складки на нижних нотах полностью смыкаются, при переходе же к верхним, остается узкая линейная щель, свойственная фальцету.

С этого возрастного периода внутренние голосовые мышцы, так же как и наружные мышцы гортани, являются главными в процессе управления голосовыми складками. В этом принимают большое участие и передние щито-перстневидные мышцы. Они регулируют просвет голосовой щели при фонации, изменяют качество звучания путем сокращения, натяжения голосовых складок в целом или их отдельных частей. В этом акте в той или иной мере участвуют и другие мышцы гортани, получая импульсы из ЦНС в соответствии с тем или иным заданием.

К анатомо-физиологическим особенностям детского голосового аппарата, относятся также довольно высокое положение гортани; большое количество слизистых желез во всех отделах гортани, а также лимфатической и соединительной ткани, которая в раннем возрасте заменяет собой отсутствующие внутренние голосовые мышцы.

Голос новорожденного, подчиняясь, безусловно-рефлекторным механизмам, бывает различным по силе, но всегда одинаков по высоте и почти не отличается по тембру у всех детей обоего пола (асексуальность). В этот период в организме циркулируют гормоны матери. Основная окраска детского голоса – его «серебристость». Каждые 2-3 года голос меняет свои качества из «серебристого» с диапазоном звучания 5-6 нот он становится насыщенным, обретает полноту звучания, «металлический» оттенок, диапазон увеличивается до 11-12 нот, а на 6-м году он равен септиме.

Голосовой аппарат человека и птиц принадлежит к типу духовых инструментов, так как звук в нём образуется за счёт движения воздуха, выдыхаемого из лёгких. Струя воздуха колеблет упругие перепонки, которые и рождают звуковую волну. У человека роль таких вибраторов играют голосовые связки, находящиеся в гортани . Высота голоса увеличивается пропорционально натяжению мышц голосовых связок. Сила голоса определяется плотностью смыкания голосовых связок и воздушным давлением в лёгких и также прямо пропорциональна их плотности и силе .

Голосовой аппарат птиц

Голосовой аппарат птиц имеет не одну гортань , а две - верхнюю (larings) и нижнюю (sirings). Главная роль в образовании звуков принадлежит нижней, устроенной очень сложно. Само её наличие - отличие птиц от других животных. Располагается она в нижней части трахеи там, где трахея разветвляется на два главных бронха .

Нижняя гортань имеет два или четыре вибратора, работающих независимо друг от друга, что позволяет птице изображать из себя дуэт или квартет. Также она позволяет использовать в качестве сильнейшего резонатора трахею. У многих птиц последняя сильно увеличивается в длину и диаметре, увеличиваются также и бронхи, имеющие каждый по независимому источнику звука. Птица способна значительно изменять форму сложной системы голосового аппарата при помощи движений тела и натяжения специальных мышц. Это позволяет ей управлять высотой и тембром своего голоса .

Ритмические характеристики звука определяются рефлекторным содружеством нижней и верхней гортани. Верхняя выступает в роли стоп-крана на пути звукового потока .

Голосовой аппарат человека

Заболевания

  • острый ларингит, который возникает в результате охлаждения, приёма чрезмерно горячей или холодной пищи, воды, действия газов, дыма или других примесей в воздухе.
  • неврозы, возникающие из-за перенапряжения центральной нервной системы (стресс, нервный срыв, сильный испуг)
  • хронический насморк
  • аденоиды
  • полипы носа
  • заболевания придаточных пазух носа
  • заболевания трахеи
  • бронхов и лёгких

Также вследствие курения происходит обжиг слизистой оболочкаи гортани и дыхательных путей, появление отёчности, кровоизлияний, утолщений, узлов и полипов голосовых связок

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Голосовой аппарат" в других словарях:

    Орган речи (второй сигнальной системы человека). Голосовой аппарат расположен в гортани и состоит из двух голосовых связок, между которыми находится голосовая щель. Натяжение голосовых связок меняется благодаря сокращению прикрепленных к ним мышц … Финансовый словарь

    У дышащих лёгкими позвоночных животных и у человека аппарат, образующий звук путём колебания эластичных голосовых связок (или голосовых перепонок). В звукообразовании принимают участие воздушные пути и полости (лёгкие, бронхи, трахея);… … Большая советская энциклопедия

    Голосовой аппарат - часть речевого аппарата, необходимая и достаточная для образования голоса путем модуляции выдыхаемой струи воздуха колебаниями эластичных голосовых складок. В голосорбразовании принимают участие воздушные пути (легкие, бронхи, трахея, гортань) и… … Педагогическое речеведение

    ГОЛОСОВОЙ АППАРАТ - составная часть речевого аппарата, включающая в себя совокупность органов, обеспечивающих голосообразование: гортань с голосовыми складками, где под воздействием выдыхаемого воздуха возникает тон (голос), а также глотка и носовая полость,… … Психомоторика: cловарь-справочник

    АППАРАТ - 1. Наиболее распространенное значение в психологии: любой прием или инструмент, разработанный, чтобы способствовать проведению экссперимента. 2. В физиологии, любая группа органов, частей и тканей, которая функционально скоординирована. Здесь… … Толковый словарь по психологии

    I Аппарат (нем. Apparat, от лат. apparatus нечто изготовленное, снаряд) в технике техническое устройство, обеспечивающее воздействие на объект каким либо видом энергии с целью изменения объекта или определения его характеристик. Аппарат… … Медицинская энциклопедия

    Совокупность органов, обеспечивающих образование звуков речи (артикуляцию); включает голосовой А., мышцы глотки, языка, мягкого неба, губ, щек и нижней челюсти, зубы и др … Большой медицинский словарь

    голосовой - см. голос 1); а/я, о/е. Голосово/й аппарат. Г ые связки (парные эластичные складки на боковых стенках гортани, служащие для образования звука) Г ая щель (пространство между голосовыми связками) … Словарь многих выражений

    Голосовой набор - Данная функция позволяет осуществлять набор нужного номера голосом (без нажатия кнопок). Достаточно произнести ключевое слово (например, имя или фамилию абонента) и аппарат сам выберет телефонный номер из записной книжки и начнет вызов. Голосовые … Глоссарий терминов бытовой и компьютерной техники Samsung

    Совокупность органов, участвующих в голосообразовании; основным органом А. г. является гортань; кроме нее, включает бронхиальное дерево, диафрагму, глотку, носовую полость с добавочными воздухоносными пазухами и ротовую полость … Большой медицинский словарь

Книги

  • Основы сценической речи. Фонационное дыхание и голос. Учебное пособие (+DVD) , Черная Е. И.. Автор учебного пособия Е. И. Черная - профессор кафедры сценической речи Санкт-Петербургской академии театрального искусства, кандидат искусствоведения. Наряду с теоретическими выкладками,…

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Голос и слух представляют единую функциональную систему, которая имеет огромное значение не только для общения людей, но и для культурного развития всего человечества. Первым голосовым проявлением новорожденного является крик, и это безусловный рефлекс. Одним из не врожденных голосовых способностей человека является речь, для развития которой большую роль играет слух, так как это главный физиологический механизм, на основе которого она развивается. Рассмотрим связь между органом слуха и голосовым аппаратом.

Все органы, участвующие в голосообразовании, в совокупности образуют так называемый голосовой аппарат. В его состав входят: ротовая и носовая полости с придаточными полостями, глотка, гортань с голосовыми связками, трахея, бронхи, легкие, грудная клетка с дыхательными мышцами и диафрагмой, мышцы брюшной полости. Но это не все. В голосообразовании принимает участие и нервная система, соответствующие нервные центры головного мозга с двигательными и чувствительными нервами, соединяющими эти центры со всеми указанными органами. Из мозга по двигательным нервам к этим органам идут приказы, а по чувствительным нервам поступают сведения о состоянии работающих органов. Работу органов голосообразования нельзя рассматривать вне связи с центральной нервной системой, которая организует их функции в единый, целостный певческий процесс, являющийся сложнейшим психофизическим актом.

Гортань - орган, где происходит зарождение голоса. Она расположена по средней линии шеи в переднем ее отделе и представляет собой трубку, верхнее отверстие которой открывается в полости глотки, а нижнее непосредственно продолжается в трахею. Гортань выполняет тройную функцию (дыхательную, защитную, голосовую) и имеет сложное строение. Ее остов составляют хрящи, соединенные между собой подвижно при помощи суставов и связок и переплетенные снаружи и изнутри мышцами.

Внутренняя поверхность гортани, как и всех полостных органов нашего тела, выстлана слизистой оболочкой. Самый большой хрящ гортани - щитовидный - определяет величину гортани. Верхнее отверстие гортани, называемое входом в гортань, имеет овальную форму, образуется спереди подвижным гортанным хрящом - надгортанником. При дыхании вход в гортань открыт. При глотании свободный край надгортанника наклоняется назад, закрывая его отверстие. Во время пения вход в гортань суживается и прикрывается надгортанником. Это явление имеет большое значение для образования художественно ценных качеств певческого звука, для певческой опоры. Если смотреть в гортань сверху, то с двух сторон симметрично видны по два выступа слизистой оболочки находящиеся один над другим. Между ними имеются небольшие симметричные углубления - морганиевые желудочки. Верхние выступы называются ложными (желудочковыми) складками, а нижние - голосовыми складками. Ложные сладки такого же цвета, как и вся слизистая оболочка гортани. Они состоят из рыхлой соединительной ткани, желез, слабо развитых мышц сближающих эти складки. Железы, заложенные в ложных складках и в стенках самих желудочков, увлажняют голосовые складки, в которых желез нет. Эта функция особенно важна при певческом голосообразовании. Голосовые складки при дыхании образуют щель треугольной формы, называемую голосовой щелью. При голосообразовании голосовые складки сближаются или смыкаются, голосовая щель закрывается. Поверхность голосовых складок покрыта плотной эластичной тканью перламутровой окраски. Внутри них находятся внешние и внутренние щиточерпаловые мышцы. Вторые, внутренние, называются вокальными мышцами. Мышечные волокна располагаются параллельно внутреннему краю складки и в косом направлении. Благодаря такому строению голосовая складка может многообразно изменять не только свою длину, но и колебаться по частям: во всю ширину и длину или частями, что обуславливает богатство красок певческого звука. Голосовые складки делят гортань на два пространства: надскладочный и подскладочный отделы. Все мышцы гортани делятся на наружные и внутренние. Внутренние мышцы смыкают голосовую щель и осуществляют голосообразование (являются фонаторными мышцами). Наружные мышцы гортани соединяют ее с лежащей выше, под нижней челюстью, подъязычной костью, а внизу с грудной костью. Эти мышцы опускают и поднимают всю гортань, а так же фиксируют ее на определенной высоте, устанавливают в положение, необходимое для голосообразования. Внизу гортань непосредственно переходит в дыхательное горло или трахею.

Трахея представляет собой трубку, состоящую из хрящевых, не замкнутых сзади колец. Эти хрящевые пластинки между собой соединены связками и переплетены циркулярными и продольными мышцами. Циркулярные мышцы, сокращаясь, сужают просвет трахеи, продольные при сокращении укорачивают ее.

Трахея разделяется на два крупных бронха, которые древовидно разветвляясь, превращаются во все более мелкие. Самые мелкие бронхи - бронхиолы, заканчиваются пузырьками, в которых происходит газообмен. Все бронхиальное дерево построено по типу трахеи, только с замкнутыми хрящевыми кольцами. Мышцы трахеи и бронхов относятся к типу гладкой мускулатуры, непосредственно нашему сознанию не подчинены, работают автоматически. По мере уменьшения калибра бронха, хрящевой ткани в нем становится меньше, она вытесняется мышечной. Мелкие бронхи почти целиком состоят из мышечной ткани. Такое строение позволяет мелким бронхам выполнять роль клапанов, регулирующих подачу воздуха из легочной ткани во время голосообразования. Все бронхи вместе с легочными пузырьками образуют два легких - правое и левое, которые помещаются в герметически изолированной от окружающего воздуха грудной полости, находящейся в грудной клетке. Грудная клетка имеет форму усеченного конуса. Она впереди образована грудной костью, сзади - грудным отделом позвоночника. Позвоночный столб соединен с грудной костью дугообразными ребрами.

2. Грудная клетка. Диафрагма

Остов грудной клетки оплетен мышцами, которые принимают участие в дыхании. Одни участвуют во вдохе - вдыхатели (поднимают и раздвигают, расширяют полость грудной клетки). Другие грудные мышцы опускают ребра, осуществляют выход и соответственно называются выдыхательными. Основание грудной клетки составляет диафрагма, или грудобрюшная преграда. Это мощный мышечный орган, отделяющий грудную полость от брюшной. Диафрагма прикрепляется к нижним ребрам и позвоночнику, имеет два купола - правый и левый. Во время вдоха мышцы диафрагмы сокращаются, оба ее купола опускаются, увеличивая объем грудной клетки. Диафрагма состоит из поперечно-полосатых мышц. Ее движение полностью не подчинено нашему сознанию. Мы можем сознательно сделать и задержать вдох и выдох, но сложные движения диафрагмы при голосообразовании происходят подсознательно.

Диафрагма регулирует скорость истечения воздуха и подскладочное давление при образовании звуков и изменении их силы.

Носовая полость

Полости, находящиеся над голосовыми складками: носовая, ротовая, глоточная и верхний отдел гортани - называются надставной трубой. Верхняя часть этой трубы - носовая полость. Она составлена из мягких тканей носа и лицевых костей черепа. По средней линии она разделена вертикальной носовой перегородкой на левую и правую половины, открытые спереди и сзади. Задними отверстиями, хоанами, носовая полость сообщается с глоткой (с носоглоткой).

В стенках носовой полости имеются мелкие отверстия каналов, через которые она сообщается с воздухоносными полостями, находящимися в лицевых костях черепа. Эти полости называются придаточными полостями или пазухами носа. Они, так же как и полость носа выстланы слизистой оболочкой. При ее заболевании эти полости могут заполняться гноем или полипозными образованиями (разрастаниями слизистой оболочки), что отрицательно отражается на качестве певческого звука.

Слизистая оболочка носа богата кровеносными сосудами и железами, а также ворсинками, благодаря чему вдыхаемый воздух, проходя через нос, согревается, увлажняется и очищается.

Ротовая полость

Под носовой полостью располагается ротовая полость. Ее боковыми стенками являются щеки, дно рта заполняет язык, переднюю стенку образуют губы (в сомкнутом состоянии).

В толще губ находятся мышцы, которые смыкают их, образуя ротовое отверстие и изменяя его форму.

Верхнюю стенку ротовой полости составляет костная пластинка, отделяющая ротовую полость от носовой. Она называется твердым нёбом, которое сзади переходит в мягкое нёбо, называемое нёбной занавеской.

Задний, свободно свисающий в полости глотки край мягкого неба, посередине имеет выступ - маленький язычок (он есть только у человека). Мягкое небо продолжается в две расходящиеся вниз под углом симметричные складки слизистой оболочки. Эти складки называются дужками: передними и задними. В толще дужек проходят мышцы, соединяющие мягкое небо с языком и гортанью.

Мягкое небо хорошо иннервировано чувствительными нервами. Находящиеся в толще неба мышцы при сокращении поднимаются, натягивают его. Твердое и мягкое небо вместе с передними зубами составляют небный свод. Строение его частей влияет на качество певческого голоса. Сзади ротовая полость широким отверстием - зевом - открывается в глотку (в ее средний отдел). Сверху зев ограничен мягким небом, с боков - небными дужками и снизу - спинкой языка. Зев может суживаться и расширяться. Суживается он за счет сокращения мышц, заложенных в дужках мягкого неба.

При пении зев расширяется; это происходит при поднятии мягкого неба и опускании языка, что наблюдается при певческом зевке. Глотка представляет собой мышечную трубу, которая верхним расширенным отделом оканчивается слепо под сводом черепа. Книзу суживаясь, глотка переходит спереди в гортань, а сзади - в пищевод. На ее передней поверхности, как уже было отмечено, имеются отверстия: хоаны и зев. Глотка условно разделяется на три части: верхнюю - носоглотку, среднюю - ротоглотку и нижнюю - гортаноглотку. В глотке имеются отдельные скопления железистой, так называемой лимфатической ткани, которые образуют миндалины. Наиболее значительные из них: глоточная миндалина (лежит на верхней стенке глотке, на ее своде) и миндалины, находящиеся между передними и задними небными дужками.

Миндалины выполняют защитную функцию: в них задерживаются попавшие в глотку микробы. Острое воспаление миндалин называется острым тонзиллитом или ангиной. Значительное увеличение миндалин уменьшает полость глотки, отрицательно отражается на образовании певческого голоса. Стенки глотки образованы сильными мышцами, идущими в продольном и циркулярном направлении. Благодаря им глотка может увеличиваться и уменьшаться, суживаться в различных отделах (нижнем, среднем, верхнем) и тем самым многообразно менять свою форму и объем, резонаторные свойства.

Мышцы глотки целиком подчинены нашему сознанию.

3. Орган слуха

Краткие сведения из сравнительной анатомии и эмбриологии

Очень сложный по строению и функции слуховой анализатор человека произошел из очень просто устроенных образований у низших животных. Эти образования, имеющие различную форму, описаны под названиями «слуховых щупальцев» (у медуз), «слуховых ямок» (у кольчатых червей), «слуховых пузырьков» (у головоногих моллюсков и некоторых ракообразных). Примером такого примитивного органа может служить слуховой пузырек головоногого моллюска -- осьминога (рис. 1). Этот перепончатый пузырек расположен в круглой пещерке, в толще хрящевого черепа. Стенка пузырька выстлана эпителием, который в двух местах дифференцируется в чувствующие клетки. К этим клеткам подходят окончания соответствующего нерва, выходящего из головного мозга.

У позвоночных животных слуховой аппарат расположен в перепончатом лабиринте, который является одновременно и органом равновесия. Наиболее просто устроен лабиринт у рыб. Он развивается из наружного зародышевого листка (эктодермы) задней части головы. Здесь образуется вдавление в виде ямки, из которой развивается слуховой пузырек. Вначале слуховой пузырек сообщается с наружной поверхностью, затем он полностью отшнуровывается (рис. 2) и из него образуются три перепончатых полукружных канала, расположенных во взаимно перпендикулярных плоскостях, и два мешочка -- овальный и круглый (рис. 3). В нижнем отделе круглого мешочка образуется полый выступ (лагена), из которого у млекопитающих развивается спиральный канал улитки. Усложнение строения слухового аппарата у позвоночных животных проходит не только по линии дифференциации различных отделов лабиринта, но и по линии развития добавочных частей, служащих для передачи звуковых колебаний. Эти добавочные части обособляются в виде среднего уха, а затем, у высших позвоночных, -- и наружного уха.

У человека зачаток слухового органа образуется на четвертой неделе развития зародыша в виде двух симметричных углублений эктодермы. Эти углубления постепенно становятся шарообразными и отделяются от наружной поверхности, превращаясь в слуховые пузырьки. В дальнейшем происходит дифференциация верхнего и нижнего отделов пузырьков: из верхнего отдела образуются зачатки полукружных каналов, а из нижнего -- зачаток канала улитки. Параллельно с развитием внутреннего уха (лабиринта) происходит развитие зачатков среднего и наружного уха. В то время как внутреннее ухо образуется из наружного зародышевого листка (эктодерма), среднее и наружное ухо развиваются из 1-й жаберной щели и ограничивающих ее 1-й и 2-й жаберных дуг.

Строение органа слуха у человека

Слух -- вид чувствительности, обусловливающий восприятие звуковых колебаний. Его значение неоценимо в психическом развитии полноценной личности. Благодаря слуху познается звуковая часть окружающей действительности, познаются звуки природы. Без звука невозможны звуковые речевые общения между людьми, людьми и животными, между людьми и природой, без него не могли появиться и музыкальные произведения.

Острота слуха у людей неодинакова. У одних она понижена или нормальная, у других повышена. Бывают люди с абсолютным слухом. Они способны узнавать по памяти высоту заданного тона. Музыкальный слух позволяет точно определять интервалы между звуками различной высоты, узнавать мелодии. Индивидуумы с музыкальным слухом при исполнении музыкальных произведений отличаются чувством ритма, умеют точно повторить заданный тон, музыкальную фразу.

Пользуясь слухом, люди в состоянии определять направление звука и по нему -- его источник. Это свойство позволяет ориентироваться в пространстве, на местности, различать говорящего среди нескольких других. Слух вместе с другими видами чувствительности (зрением) предупреждает об опасностях, возникающих во время труда, пребывания на улице, среди природы. В целом слух, как и зрение, делает жизнь человека духовно богатой.

Человек воспринимает звуки с частотой колебаний от 16 до 20 000 в секунду. С возрастом восприятие высоких частот снижается. Снижается слуховое восприятие и при действии звуков большой силы, высоких и особенно низких частот.

Одна из частей внутреннего уха -- вестибулярная -- обусловливает чувство положения тела в пространстве, поддерживает равновесие тела, обеспечивает прямохождение человека.

Орган слуха частично расположен в толще височной кости черепа и состоит из трех основных отделов: наружного, среднего и внутреннего. Первые два служат для проведения звуков, третий содержит звукочувствительный аппарат и аппарат равновесия.

Наружное ухо

Наружное ухо представлено ушной раковиной, наружным слуховым проходом, барабанной перепонкой. Ушная раковина улавливает и направляет звуковые волны в слуховой проход, но у человека она почти утратила свое основное назначение. Наружный слуховой проход проводит звуки к барабанной перепонке. В его стенках имеются сальные железы, выделяющие так называемую ушную серу. Барабанная перепонка находится на границе между наружным и средним ухом. Это круглая по форме пластинка размером 9х11 мм. Она принимает звуковые колебания.

Среднее ухо

Среднее ухо расположено между наружным слуховым проходом и внутренним ухом. Оно состоит из барабанной полости, которая через евстахиеву трубу сообщается с носоглоткой. Барабанная полость имеет объем около 1 куб.см. Она содержит три слуховых косточки, соединенных между собой: молоточек, наковальня, стремечко. Эти косточки передают звуковые колебания с барабанной перепонки к овальному окну внутреннего уха. Они уменьшают амплитуду и увеличивают силу звука.

Внутреннее ухо

Внутреннее ухо, или лабиринт, представляет собой систему полостей и каналов, заполненных жидкостью. Функцию слуха здесь выполняет только улитка -- спирально закрученный канал (2,5 завитка). Остальные части внутреннего уха обеспечивают сохранение равновесия тела в пространстве.

Звуковые колебания от барабанной перепонки посредством системы слуховых косточек через овальное отверстие передаются жидкости, заполняющей внутреннее ухо. Вибрируя, жидкость раздражает рецепторы, расположенные в спиральном (кортиевом) органе улитки.

Спиральный орган -- это звуковоспринимающий аппарат, расположенный в улитке. Он состоит из основной мембраны (пластинки) с опорными и рецепторными клетками, а также из нависающей над ними покровной мембраны. Рецепторы (воспринимающие) клетки имеют удлиненную форму. Их один конец фиксирован на основной мембране, а противоположный содержит 30--120 волосков разной длины. Эти волоски омываются жидкостью {эндолимфой) и соприкасаются с нависающей над ними покровной пластинкой.

Звуковые колебания от барабанной перепонки и слуховых косточек передаются жидкости, заполняющей улитковые каналы. Эти колебания вызывают колебания основной мембраны вместе с волосковыми рецепторами спирального органа. Во время колебаний волосковые клетки касаются покровной мембраны. В результате этого в них возникает разность электрических потенциалов, приводящая к возбуждению волокон слухового нерва, которые отходят от рецепторов. Получается своего рода микрофонный эффект, при котором механическая энергия колебаний эндолимфы превращается в электрическую нервного возбуждения. Характер возбуждений зависит от свойств звуковых волн. Высокие тона улавливаются узкой частью основной мембраны, у основания улитки. Низкие тона регистрируются широкой частью основной мембраны, у вершины улитки.

От рецепторов кортиева органа возбуждение распространяется по волокнам слухового нерва в подкорковые и корковые (в височной доле) центры слуха. Вся система, включающая звукопроводящие части среднего и внутреннего уха, рецепторы, нервные волокна, центры слуха в головном мозге, составляет слуховой анализатор.

Как уже упоминалось, внутреннее ухо выполняет двойную роль: восприятие звуков (улитка с кортиевым органом), а также регуляцию положения тела в пространстве, равновесие. Последняя функция обеспечивается вестибулярным аппаратом, который состоит из двух мешочков -- округлого и овального -- и трех полукружных каналов. Они соединены между собой и заполнены жидкостью. На внутренней поверхности мешочков и расширений полукружных каналов находятся чувствительные волосковые клетки. От них отходят волокна нервов.

Угловые ускорения воспринимаются, главным образом, рецепторами, расположенными в полукружных каналах. Рецепторы возбуждаются при давлении жидкости каналов. Прямолинейные ускорения регистрируются рецепторами мешочков преддверия, где находится отолитовый аппарат. Он состоит из чувствительных волосков нервных клеток, погруженных в желатинообразное вещество. Вместе они образуют мембрану. Верхняя часть мембраны содержит вкрапления кристаллов бикарбоната кальция -- отолиты. Под влиянием прямолинейных ускорений эти кристаллы силой своей тяжести заставляют мембрану прогибаться. При этом происходят деформации волосков, и в них возникает возбуждение, транслирующееся по соответствующему нерву в центральную нервную систему.

В пении, так же как и в обычной речи, необходимо наличие аппарата как создающего, так и воспринимающего звуки. Общеизвестно, что ребенок, полностью потерявший слух в раннем детстве (до года) в результате заболевания органов слуха, становится не только глухим, но и немым.

Для певца необходимо наличие музыкального слуха. Он не тождественен обычному слуху. Нередки случаи, когда человек имеет обостренный общий слух, дающий ему возможность слышать на большом расстоянии малейшие шорохи, и в то же время не в состоянии чисто спеть простую мелодию. Бывают и обратные случаи, когда человек не обладает остротой звуковых ощущений или даже имеет дефект слуха, но в то же время улавливает тончайшие оттенки музыкальных звуков.

Различие между общим и музыкальным слухом определяется психофизиологическим устройством человеческого организма. И все же музыкальный слух поддается развитию.

Вокальным слухом, или способностью отличать звук правильный от неправильного, никто от природы не обладает, это специфическое чувство, его нужно специально вырабатывать.

Воспринимаемые здоровыми органами слуха, слуховые раздражения из внешней среды оказываются в свою очередь раздражителями для нервных клеток, которые ведают работой органов голосового аппарата.

Слуховые восприятия осуществляются через деятельность голосовых органов, слушая речь, музыку или пение, мы "про себя", а иногда и вслух, повторяем их и только после этого воспринимаем.

При формировании и развитии вокальных навыков все время происходит коррекция работы участвующих органов: отметаются лишние, закрепляются и совершенствуются нужные движения. Весь этот процесс невозможен без контроля ощущений слуховых, мышечных и резонаторных.

В голосообразовании принимает участие и нервная система, соответствующие нервные центры головного мозга с двигательными и чувствительными нервами, соединяющими эти центры со всеми указанными органами. Из мозга по двигательным нервам к этим органам идут приказы (эфферентная связь), а по чувствительным нервам поступают сведения о состоянии работающих органов (афферентная связь). По сути дела, органы, участвующие в голосообразовании, являются техническими исполнителями приказов центральной нервной системы. Работу органов голосообразования нельзя рассматривать вне связи с центральной нервной системой, которая организует их функции в единый, целостный певческий процесс, являющийся сложнейшим психофизическим актом.

Любое упругое тело в состоянии колебания приводит в движение частицы окружающего воздуха, из которых образуются звуковые волны. Эти волны, распространяясь в пространстве, воспринимаются нашим ухом как звук. Так образуется звук в окружающей нас природе. В человеческом организме таким упругим телом являются голосовые складки. Звуки речевого и певческого голоса образуются при взаимодействии колеблющихся голосовых складок и дыхания. При желании человека петь все части его голосового аппарата приходят в состояние готовности к выполнению этого действия.

Процесс речи и пения начинается с вдоха, во время которого воздух нагнетается через ротовую и носовую полость, глотку, гортань, трахею, бронхи в расширенные при входе легкие. Затем под действием нервных сигналов (импульсов) из головного мозга голосовые складки смыкаются, происходит закрытие голосовой щели. Это совпадает с моментом начала выдоха. Сомкнутые голосовые складки преграждают путь выдыхаемому воздуху, препятствуют свободному выдоху. Воздух в подскладочном пространстве, набранный при вдохе, под действием выдыхательных мышц сжимается, возникает подскладочное (подсвязочное) давление. Сжатый воздух давит на сомкнутые голосовые складки, то есть приходит во взаимодействие с ними. Возникает звук.

Происходит "чудо", перерождение воздушной струи в звуковой поток, когда колебания голосовых связок передаются воздушной струе, выдыхаемой певцом, а сам певец, как хороший оператор, контролирует этот процесс с помощью уха и внимания.

Таким образом, мы понимаем, что наличие органа слуха очень важно для человека. Мы наслаждаемся прекрасными звуками этого мира и можем дополнить их своим чудесным пением. Без совместной работы органа слуха и голосового аппарата это было бы невозможно.

Список литературы

1. Нейман Л.В., Богомильский М.Р. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.И. Селиверстова М.: ВЛАДОС, 2001. - 224 с.

2. Анатомия человека. Под ред. академика М.Г. Привеса 9-е изд. - М.: Медицина, 1985. - 672 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Функциональных заболеваний голосового аппарата. Дефекты голоса при миопатических парезах. Органические нарушения голоса у детей. Длительность и тяжесть заболеваний гортани. Формы хронических ларингитов. Методика восстановления и развития голоса у детей.

    реферат , добавлен 09.09.2015

    Изучение развития органов дыхания человека. Рассмотрение основ строения гортани и голосового аппарата, конструкции легких и плевры. Возрастные особенности дыхательной системы, индивидуальная и расовая изменчивость полости носа, врожденные аномалии.

    презентация , добавлен 16.02.2014

    Строение дыхательной системы и дыхательных путей. Особенности их развития. Полость носа, факторы его внешней изменчивости. Анатомия гортани и голосового аппарата. Конструкция легких. Плевра, полость плевры. Возрастные особенности, изменчивость, аномалии.

    презентация , добавлен 26.12.2013

    Анатомическое строение дыхательного аппарата. Гистологические свойства слизистой оболочки бронхов. Строение стенки альвеолы. Виды бронхоскопа - аппарата для исследования бронхов. Показания и противопоказания к проведению бронхоскопии, подготовка к ней.

    реферат , добавлен 23.11.2014

    Анатомическое строение органов слуха. Понятие патологии слуха и описание их разновидностей. Клинические и этиологические особенности их проявления. Психолого–педагогические особенности детей с патологией слуха, особенности их физического состояния.

    реферат , добавлен 22.01.2013

    Регуляция дыхания в пении. Гимнастика по методике А. Стрельниковой. Упражнения для развития дыхательной мускулатуры. Совершенствование вокальной техники. Укрепление мышц верхних конечностей. Значение аллергологии в развитии заболевай голосового аппарата.

    реферат , добавлен 09.01.2015

    Анатомия органов голосообразования: органы, доставляющие воздух, продуцирующие звук, осуществляющие акустическую переработку основного ларингеального звука. Физиология фонации. Принципы лечения фониатрических заболеваний лекарственными растениями.

    курсовая работа , добавлен 29.09.2013

    Условия нормального становления речи. Строение органа слуха и его взаимосвязь с мозговыми анализаторами. Степени нарушений функции слуха. Механизм зрительного восприятия. Роль болезней мозга и аномалий развития верхних дыхательных путей в развитии речи.

    презентация , добавлен 22.10.2013

    Значение знаний по физиологии слуха для инженеров по технике безопасности. Анатомия органов слуха. Слуховые процессы в среднем и внутреннем ухе. Центральная слуховая система. Нарушения слуха, связанные с химическими факторами.

    курсовая работа , добавлен 03.05.2007

    Понятие об анализаторах и их роль в познании окружающего мира. Строение и функции органа слуха человека. Структура звукопроводящего аппарата уха. Центральная слуховая система, переработка информации в центрах. Методы исследования слухового анализатора.