Вопрос о правовом статусе выходцев из Западной Европы в Московском государстве XVII в. является частью глобальной многоплановой проблемы — «Россия и Запад», исторические корни которой уходят во времена образования Древнерусского государства. Традиционно одним из важнейших поворотных этапов в развитии отношений России и Запада считается время реформ Петра Великого, цель которых была ввести Московское государство на равных в круг западноевропейских держав. Однако для того, чтобы такое стремление зародилось в конце XVII столетия, необходим был некий минимум культурного присутствия Запада в жизни Московского государства, а также некая совокупность условий, при которых он мог бы возникнуть и существовать. Носители этого культурного влияния — выходцы из Западной Европы, постоянно жившие в России или приезжавшие на время: военные, купцы, инженеры, медики, ремесленники и т. д.

Необходимость присутствия в России значительного числа выходцев из Западной Европы была вполне осознана русскими властями уже в царствование Михаила Федоровича. Потребность в заимствовании у Запада передового военного опыта, продиктованная политическими реалиями начала XVII в., побудила московское правительство пойти на приглашение «воинских людей» из-за рубежа. И хотя попытка использовать иностранные наемные войска в Смоленской кампании 1632- 1634 гг. потерпела неудачу, московские власти продолжали призыв на русскую службу иностранных офицеров, но уже в качестве командиров- инструкторов, обучавших «иноземному строю» русских людей.

Через западноевропейских купцов проходил почти весь товарообмен между Россией и западными странами. Пошлины, взимаемые с товаров «торговых иноземцев, купцов аглинских, галанских и амбурских», существенно пополняли русскую казну. Кроме того, для постоянно воюющей в XVII в. России важны были поставки вооружения и стратегического сырья, также осуществляемые западноевропейскими купцами. Обоюдная заинтересованность в экономических контактах как властей Московского государства, так и западноевропейских предпринимателей позволила последним основать в России ряд промышленных предприятий.

Врачи из Западной Европы оберегали здоровье московских государей. В приказах Золотого и Серебряного дела западноевропейские ювелиры изготавливали уникальные изделия «про государев обиход», в том числе и важнейшие государственные регалии (1).

Завоевавшие доверие иноземцы в качестве поверенных и агентов привлекались русским правительством для выполнения ответственных поручений в странах Западной Европы (дипломатические миссии, найм специалистов на русскую службу и др.) Услуги выходцев из Западной Европы оказывались незаменимы в областях деятельности, имевших для московских властей первостепенное значение. Западноевропейские офицеры, купцы, медики, инженеры, мастера в XVII в. превратились в необходимый компонент русской действительности.

Однако отличия в вероисповедании, языке и образе жизни резко выделяли иностранцев из основной массы коренного населения. Иноземство и иноверие выходцев из Западной Европы заставляло русские власти рассматривать их как особую категорию лиц, пребывание которых в Московском государстве требовало определенной правовой регламентации. Особенно ярко присутствие иноземцев в русском обществе, число которых значительно возросло к середине XVII в., нашло отражение в важнейшем кодексе русского права — Соборном уложении 1649 года. Если в Судебнике 1550г. «чужеземцы» упоминались лишь однажды (в ст. 27- решение споров по торговым и имущественным вопросам), то в Уложении Алексея Михайловича иноземцы (чужеземцы) «служилые, поместные, кормовые, торговые, гости аглинские и галанские; иноземцы крещеные, некрещеные, немцы, немецкие вдовы, немецкие дети» упомянуты в 39 статьях.

Общеправовой статус иностранцев в Московском государстве ясен из содержания гл.Х ст. 1 Соборного уложения Алексея Михайловича 1649г. «О суде»: «Суд государя… Алексея Михайловича всея Руси, судити… и всякие расправы делать всем людям Московского государства от большего до меньшего чину вправду. Такоже и приезжих иноземцев, и всяких прибылых людей, которые в Московском государстве будут, тем же судом судить и расправы делать по государеву указу вправду» (2). Итак, иностранцы в вопросе подсудности законам Московского государства были полностью уравнены с русскими людьми. В Уложении Алексея Михайловича не содержится ни малейшего намека на экстерриториальность или консульское право для иноземцев, «какие ни буди земли». Оценка совершенных иноземцами деяний соответствовала русской правовой традиции XVII века. Дуэли, например, в среде западноевропейцев воспринимались русскими властями как «душегубное дело», категорически запрещались и преследовались как уголовные преступления (3). К иноземцам, равно как и к русским людям, в зависимости от тяжести совершенных преступлений, применялся весь спектр предусмотренных русским правом следственных действий (не исключая пыток) и судебных приговоров. Единственным проявлением «иностранного подданства» выходцев из Западной Европы было право рассчитывать на удовлетворение обращенных к русским властям просьб о выезде за пределы Московского государства. Впрочем, и это право не было где-либо зафиксировано и зачастую игнорировалось московским правительством (4).

Важным фактором, оказывавшим значительное влияние на положение выходцев из Западной Европы в Московском государстве XVII в., было отношение к ним православной церкви. «Не крещеных», то есть не принявших православие, иноземцев считали еретиками. Общение с приверженцами «латинской ереси», а также «ересей люторских и калвинских» считали гибельным для души русского человека, а самих иноверцев подозревали в непременном желании совращать православных в свою веру. Иерархи православной церкви считали своим пастырьским долгом делать все возможное, чтобы оградить русское население от пагубного влияния «немцев-еретиков». Именно с этой тенденцией связано появление в русском законодательстве норм и запретов, ограничивающих права выходцев из Западной Европы. Начало этому процессу было положено еще в 20-е годы XVII века. По настоянию патриарха Филарета был введен запрет на ношение иноземцами русского костюма с тем, чтобы была возможность всегда отличить иноверцев от православного населения (5).

Ст. 70 гл. XX Соборного Уложения, содержащая запрет для «некрещеных иноземцев… держати у себя во дворах в работе… русских людей», есть подтверждение более раннего аналогичного указа 1627-1628 гг., принятого при царе Михаиле Федоровиче и его отце патриархе Филарете Никитиче. Этот шаг власти мотивировали тем, что «православным христианам от иноверцев чинится теснота и осквернение, и многие без покояния и отцов духовных помирают, и в великий пост и в иные посты мясо и всякий скорм едят неволею» и т. д. (6).

В начале 30-х годов XVII в. по приказу патриарха Филарета в один день была разрушена до основания лютеранская церковь и возведена вновь уже за пределами Белого города. Непосредственным поводом для таких действий, по словам Олеария, послужило неблагочестивое поведение «немок», затеявших драку в своем храме. Однако реальной причиной вытеснения протестантских церквей за черту города было нежелание русского духовенства видеть «кирки и ропаты» вблизи православных церквей. Нежелательным и опасным казалось само соседство русских людей и «еретиков- иноверцев». Ст. 40 гл. XIX Уложения 1649г. гласила: «А у кого всяких чинов русских людей дворы на Москве в Китае, и в Белеем, и в Земляном городе… и тех дворов и дворовых мест немцам и немецким вдовам не покупать и в заклад не имати. А будет кто русские люди учнут немцам и немкам дворы и дворовые места продавать, им быть от государя в опале. А на которых немецких дворах поставлены немецкие кирки, и те кирки сломать, и вперед в Китае, и в Белом, и в Земляном городе на немецких дворах киркам не быть, а быть им за городом за Земляным от церквей Божьих в дальних местах» (7).

Завершающим шагом в деле изоляции «еретиков-немцев» от православного населения было создание Новой немецкой, или Новой иноземской, слободы. Указ об отводе земель под Новую иноземскую слободу последовал 4 октября 1652 года. Олеарий так описывал переселение выходцев из Западной Европы: «Был отдан строгий приказ — кто из немцев хочет перекреститься по русскому обряду, пусть остается жить в городе, но кто отказывается поступить так, тот обязан в течение короткого времени вместе с жилищем своим выбраться из города за Покровские ворота на Кокуй» (8).

Рассматривая ограничения и запреты, вводимые для иноверцев русским правительством, нельзя не отметить их типологическое сходство с политикой, проводимой властями ряда стран Западной Европы в отношении евреев в период средневековья. Очевидны общие формы проявления религиозной нетерпимости по отношению к чужакам- иноверцам. Иудеям предписывалось ношение особого платья или отличительного знака на одежде, запрещалось держать прислугу и нанимать рабочих из коренного населения. Совместное проживание и постоянные контакты евреев с христианами признавались нежелательными, а соседство синагоги и христианского храма — недопустимым (9). Немецкая слобода в Москве XVII в. является типологическим аналогом еврейских гетто в городах средневековой Европы.

Впрочем, в России XVII в. выходцы из Западной Европы обладали и некоторыми привилегиями. Ст. 260 гл.Х Соборного уложения 1649г. гласит: «А будет кто чем должен будет русским всяких чинов людям и чюжеземцам, и исцы русские люди и чюжеземцы того своего долгу учнут на нем искать судом, и тот должник, нехотя чюжеземцу долгу его заплатить, учнет отыматься от него тем, что он и опричь того чужеземца должен многим русским людям, и на таком должнике велеть долговые деньги наперед править чужеземцу, а русским людям велеть на нем долг править после» (10). Что же заставило русских законодателей середины XVII в. даровать иностранцам право первоочередного взыскания долгов с русских людей?

В целях защиты внутреннего рынка иноземным купцам, за редким исключением, предписывалось продавать свои товары оптом на ярмарках в приграничных городах. Дальнейшее продвижение западных товаров вглубь Московского государства обеспечивалось русскими купцами. Обычно товары отпускались иноземцами русским купцам в кредит для продажи их в розницу. По мнению А. В. Демкина, торговля осуществлялась русской стороной практически полностью в кредит. Московское правительство в высшей степени было заинтересовано в расширении торговли западноевропейского купечества в России. Таможенные сборы с иностранцев в 3-4 раза превышали сборы с русского купечества (11). Невозврат русскими людьми иноземцам денег за полученные в кредит товары ставил под угрозу дальнейшее развитие торговли западноевропейского купечества в России, что в свою очередь грозило убытками казне.

Нередки были случаи, когда русские купцы, пытаясь избежать расплаты с иностранными кредитором, ссылались на то, что все средства ушли на погашение их долгов русским людям. Можно предположить, что существовала развитая практика заключения русскими должниками фиктивных долговых обязательств с другими русскими людьми с целью уклониться от возврата кредитов западноевропейским купцам. Объявленная в ст. 260 гл. Х Соборного уложения 1649г. привилегия на право первоочередного взыскания иноземцами долгов с русских людей трижды подтверждалась царскими указами 1671, 1675 и 1676 годов. Но и после этого попытки русских людей отделаться от иностранных кредиторов старым способом не прекратились. Об этом свидетельствует челобитная торговых иноземцев, поданная в 1691 г.: «А во 199 году били челом…иноземцы Данило Артман, да Николай Росвинкель,.. на Илью Шерщнева в долгу своем, что он Илья должен им иноземцам по заемным кабалам: Николаю 2280 рубл. слишком, Даниилу 1525 руб. слишком, и чтоб у него Ильи запечатать на гостине двор, до разделки с ними, с товары его анбары для того, что он Илья не хотя тех денег платить, стакався с русскими людьми и учиня составные крепости ухоранивается… и тем они иноземцы от него Ильи чают себе конечного разорения» (12).

Кредитные отношения русских людей и выходцев из Западной Европы имели еще один деликатный аспект. По русским законам несостоятельные должники (кроме дворян и детей боярских) отдавались в распоряжение заимодавца «головой до искупу», то есть должны были отрабатывать долг в хозяйстве кредитора (ст. 206 гл. Х Соборного Уложения 1649 г.). Однако, как указывалось выше, власти Московского государства запрещали иноверцам держать у себя русских работников на том основании, что им от «немцев чинится стеснение в вере». Таким образом, с русских должников могла оказаться снятой значительная доля ответственности перед иностранными кредиторами. Подобное положение дел вполне могло бы соответствовать политике «оберегания православия», проводимой русским правительством, но в данном случае грозило убытками казне.

Московские власти были поставлены перед нелегким выбором. И выбор этот был сделан- в царском указе от 19 июня 1671 г. говорилось: «Которые русские люди должны русским людям и иноземцам, и на тех людях править прежде иноземские долги… а хотя которые до искупу и головою русским людям отданы, и тех русских должников освободить, а присылать их для росплаты в иноземцевых исках в государевый Посольской приказ». Цель присылки несостоятельных русских должников в Посольский приказ могла бы послужить предметом дискуссии, если бы не разъяснялась последующим указом от 21 июня 1673 г.: «А у которых людей поместий и вотчин и дворов и животов не будет,.. а в тож время будут на них челобитчики иноземцы и русские люди, и тех людей отдавать прежде иноземцам головами заживать иски». Этот пункт был подтвержден другим царским указом и на следующий год. Факты выдачи русских должников из Посольского приказу «головою в зажив» западноевропейским кредиторам подтверждаются архивными документами (13).

На этот исключительный шаг Московское правительство шло, осознавая необходимость законодательной защиты прав иноземных оптовых продавцов в кредитных отношениях с русскими людьми- основы столь прибыльной для казны экспортной торговли западноевропейских купцов в России.

Не менее важной была роль, отводимая русскими властями служилым иноземцам. Начатая в первой половине XVII в. модернизация вооруженных сил Московского государства, формирование войск «иноземного строя» — солдатских и рейтарских полков было невозможно без участия западноевропейских военных специалистов. Русское правительство приглашало из-за рубежа и с охотой принимало на государеву службу иностранных офицеров. Однако содержание значительного числа «воинских немец», среди которых было немало старших офицеров, требовало от государства больших затрат. Стесненное в средствах правительство было вынуждено в ряде случаев наделять служилых иноземцев поместным окладом вместо денежного.

Иноземцы упоминаются среди помещиков и вотчинников Московского государства в статьях Соборного Уложения 1649 года (14). Но, наделяя выходцев из Западной Европы поместьями, Московское правительство вместе с землей передавало иноземцам и живших на ней крестьян. Таким образом, и в отношении служилых иностранцев власти были вынуждены частично отступить от своего -правила не допускать личной зависимости православных людей от «еретиков-иноверцев». Как и следовало ожидать, наиболее непримиримым противником права выходцев из Западной Европы владеть поместьями и крестьянами снова выступает православное духовенство. Лишь с середины XVII в. власти Московского государства начинают принимать меры к постепенному сокращению числа поместных иноземцев.

Определенную заботу русское правительство проявляло и в отношении кормовых иноземцев. Ст. 65 гл. XVIII Соборного Уложения 1649г. гласит: «А которые государевы грамоты или наказы приставами даны будут по челобитью старого и нового выезду кормовых, а не поместных иноземцев, и с тех государевых грамот и с наказов, с их дел, печатные пошлины для их бедности и иноземства не имати. А с поместных иноземцев печатные пошлины имати так же, как емлют с русских людей» (15). Причина появления данного закона объясняется спецификой имущественного положения кормовых иноземцев. Поместные иноземцы и «служилые по отечеству» русские люди основной доход получали со своих земель, денежный оклад для них был невелик или не выдавался вовсе. Кормовые иноземцы получали денежное жалование куда большее, чем русские служилые люди или поместные иностранцы тех же чинов. Однако задержка жалования, «хлебная и иная дороговля» и т. п. резко сказывались на их благосостоянии.

По всей вероятности, статья была включена в Уложение по просьбам самих кормовых иноземцев. В тексте закона угадывается включенный в него фрагмент челобитной иностранцев — упоминание о «бедности и иноземстве». Обороты, указывающие на крайне бедственное положение просителей, характерны для челобитных XVII в. и встречаются в документах, авторами которых были и русские люди и иноземцы (16).

Рассматривая специфические черты статуса выходцев из Западной Европы в России XVII в., можно заметить, как затягивался узел противоречий между осознанием русским правительством объективной необходимости развития торговли с Западом, использования знаний и навыков западноевропейских специалистов, с одной стороны, и стараниями оградить православное население от «ересей иноземских» — с другой. Московские власти, вынужденные в ряде случаев поступиться принципами «оберегания веры», продолжали осуществление мер, направленных на максимально возможную изоляцию выходцев из Западной Европы от русского общества.

Орленко С.П.

Примечания

  1. МАРТЫНОВА М. В. К вопросу об атрибуции регалий царя Михаила Федоровича. В кн.: Памятники мировой культуры. Новые открытия. Л. 1983, с. 392.
  2. Соборное уложение 1649 года. Л. 1987, с. 31.
  3. Дуэль в Московии 1637 года. В кн.: Археографический ежегодник 1997 г. М. 1997, с. 457- 458.
  4. Путешествие в Московию барона Августина Майерега и Горация Вильгельма Кальвуччи, послов императора Леопольда к царю и великому князю Алексею Михайловичу в 1661 году. В сб.: Чтения в Обществе истории и древностей российских при Московском университете. Кн. 1. М. 1848, с. 117.
  5. ОЛЕАРИЙ А. Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию. СПб. 1906, с. 178.
  6. Соборное уложение 1649 года, с. 111.
  7. ОЛЕАРИЙ А. Ук. соч., с. 344; Соборное уложение 1649 г., с. 103.
  8. Полное собрание законов Российской империи. Собрание первое с 1649 по 12 декабря 1825г. (ПСЗ I). СПб. 1830. Т. 1, N 85, с. 273; ОЛЕАРИЙ А. Новое описание путешествия на Восток магистра Адама Олеария. В кн.: Иностранцы о древней Москве. М. 1991, с. 321.
  9. Еврейская энциклопедия. Т. 1, с. 314-315; т. 5, с. 450-453.
  10. Соборное Уложение 1649 года, с. 61.
  11. ДЕМКИН А. В- Западноевропейское купечество в России в XVIII веке. Вып. 1. М. 1994, с.130, 41.
  12. ПСЗ I Т. 1, N 497, с. 860; N 553, с. 938; N 579, с. 982; т. 3, N 1398.
  13. ПСЗ I. T. 1, N 497, с. 860; N 553, с. 938; N 579, с. 982; Российский государственный архив древних актов, ф. 50, 1684 год, on. 1, д. 2; ф. 35, 1699 год, on. 1, N 270.
  14. Соборное Уложение 1649 года, с. 28; 29; 64; 74; 75; 77; 79; 84; 98; 103.
  15. Там же, с. 98.
  16. Источниковедение и компаративный метод в гуманитарном знании. М. 1996, с. 197-198.

Терра инкогнита
- Сергей, почему все-таки многие россияне упорно продолжают считать, что на Западе им будет лучше?
- У многих в головах сидят расхожие представления времен позднего Горбачева и раннего Ельцина. Того, что прошло уже 20 лет и ситуация в корне изменилась, многие наши сограждане ухитрились не заметить.

У большинства потенциальных эмигрантов из России категорически не хватает жизненно важной информации о том обществе, в котором они собираются жить. Но основная трудность заключается даже не в недостатке информации как таковом, а в том, что мало кто отдает себе отчет в существовании этого недостатка.

СПРАВКА: Сергей Зубцов − кандидат наук, переводчик технических текстов. Жил во Франции три года. Работал в Университете Жозефа Фурье в Гренобле над диссертацией по геофизике (тема «Деформация горных пород по механизму рекристаллизационной ползучести»). Много ездил по работе (три месяца провел в командировке в Норвегии), путешествовал. Написал книгу «Как жить в Западной Европе».

Как русские формируют представление о Западе? Книги и газеты читают, фильмы смотрят, в турпоездках бывают, друг с другом впечатлениями делятся. Подобная информация, во-первых, отрывочна и не дает полной картины, во-вторых, обычно сосредоточена на каких-либо специфических аспектах западной жизни, а не на повседневности, и в-третьих, крайне искажена в силу самого жанра художественного повествования, где субъективность не только не противопоказана, но даже приветствуется. Насколько мне известно, никто еще не пытался проанализировать западное общество именно с точки зрения адаптации в нем представителей русской культуры. Не существует описания, которое бы давало возможность более осознанно принять решение, уезжать или нет. В итоге до сих пор единственным способом достоверно узнать, понравится ли вам жить на Западе, приживетесь ли вы там, остается одно - приехать и попробовать.
- Еще симпатизировавший Советскому Союзу французский писатель Андре Жид в своем путевом очерке «Возвращении из СССР» в 1930-е годы писал: «Советский гражданин пребывает в полнейшем неведении относительно заграницы». Полвека спустя, когда был поднят железный занавес, наши сограждане знали ее не лучше, плохо осведомлены о жизни за рубежом они и сейчас, а ведь потенциальному эмигранту желательно всё хорошо на основе максимально полной информации проанализировать…
- Да. Человеку неплохо бы понять, на основании чего сформировано его представление о Западе. Вот по ТВ что-то показывают, вот в газете интересная заметка. А в прошлом месяце теща в Париж ездила. Всё это сумбурно, бестолково и далеко от повседневной реальности. На Западе тоже очень хорошо знают, что в России медведи по улицам ходят, а все русские в ушанках и с топорами (чтобы за дровами ходить). Что, не так? Да вот же заметка в газете: на окраину Петропавловска-Камчатского зашел медведь и был застрелен милицией. И фотография с места происшествия: вот медведь и вокруг, видите, пьяные русские в ушанках! Так вот: русские представления о Западе не менее фантастичны, причем даже у тех, кто туда пару раз туристом съездил. Что можно увидеть за неделю? Вы видите не страну как таковую, а лишь иллюстрацию к ранее сложившемуся у вас образу этой страны. Складывается же он из наложения прочитанной вами художественной литературы, просмотренных фильмов и прочей подобной ерунды на ваш русский менталитет, на русскую картину мира. Знакомясь, к примеру, с западными фильмами, не отражающими, как я уже говорил, реальную жизнь попросту в силу особенностей жанра, вы к тому же сильно искажаете и дорисовываете картину на основании ваших собственных представлений. Герои фильма говорят совсем не то, что воспринимаете вы, да к тому же в переводе. Вы слышите «вчера хорошо посидели, выпили» и дорисовываете картину: много водки, душевные разговоры за жизнь, пьяные чудачества и приставания к зашедшим типа за солью соседкам. Но какой-нибудь киношный американец совсем не это имел в виду, говоря: We were having a good time in Bill’s party yesterday. Вы не видите реальный Запад, вы сами себе его рисуете.
- Многие мечтающие о жизни на Западе черпают информацию в Интернете.
- Безусловно, там есть огромное количество рассказов тех, кто живет на Западе. Но в этом выплеске нет системного подхода. Есть случайный набор интересных впечатлений. Несведущему человеку часто даже трудно понять, является ли описываемое чем-то обыденным или, наоборот, совершенно экстраординарным. Знаете, как в данном случае обычно работает сознание человека, движимого идеей переселиться куда-нибудь во Францию и собирающего информацию о стране? Факты, которые ему нравятся, он зачисляет в разряд обыденных, повседневных. А вот то, что не нравится, ну, это досадное исключение, где угодно такое бывает.
А еще русские, как и представители других многочисленных народов, в большинстве своем думают, что во всем остальном мире живут такие же русские, только говорят они на других языках. Уезжая в эмиграцию, мало кто реально осознает: люди в другой стране − действительно другие.
- А что вы думаете о странах Балтии, о государствах, когда-то входивших в восточный блок, о европейских славянах? Они от нас так же сильно отличаются?
- Безусловно, по менталитету те же поляки нам гораздо ближе, чем жители Западной Европы.

Колбасная эмиграция
- Вы считаете, что россияне − счастливее западных европейцев.
- Да, другое дело, что какая-то часть русских любит трагизм, драму и философские глубины, скучно им без этого. Если, к примеру, жизнь у кого-то бедная, вопрос часто ставится не «где бы денег заработать», а гораздо более масштабно, вроде «тварь ли я дрожащая или право имею». Но это не несчастье, это национальное хобби. Вот на Западе люди несчастны без позерства. Жрут в огромных количествах транквилизаторы, антидепрессанты. Но на это мы внимания не обращаем. До чего же любят у нас, ругая наши недостатки, делать из этого безосновательные глобальные выводы «космического масштаба и космической же глупости». Совершенно не понимая при этом, что для других плохо что-то другое. С чем-то у нас настолько хорошо, что мы и представить себе не можем, как у кого-то с этим может быть плохо. Вот так и складывается образ несчастной страны. Под воздействием массового психоза люди нередко уезжают из своей страны просто потому, что их довели до нервного срыва какие-нибудь обыденные мелочи. Опять горячую воду отключили, опять газету из почтового ящика украли, опять сантехники пьяные и так далее. Вплоть до того, что опять президент сказал по телевизору что-то, что не понравилось. Как будто на Западе ничего подобного не происходит. Человек накручивает себя, мелочи становятся вопросами первостепенной важности, приводят к глобальным, безапелляционным и абсолютно необоснованным выводам, вроде «они мне всю жизнь испортили» или «вся молодость в этом дерьме прошла». Тогда и возникает убеждение, что «валить отсюда надо», убеждение иррациональное, не позволяющее реально оценить плюсы и минусы жизни в России и на Западе. Просто «достали», поэтому «валить».
- Мало кто осознает, что в эмиграции неудобных мелочей будет не меньше, а больше.
- Хотя бы в силу того, что это не ваш мир, вы к нему не адаптированы. К тому же, если даже на родине вы склонны периодически впадать в невротичное настроение «достали», в чужой стране будете находиться в нем постоянно: «Америка была бы прекрасной страной, если бы там не было американцев», «Франция - страна глупых мужчин и некрасивых женщин». Пообщайтесь в чатах с теми, кто уехал, поймете, о чем я. Состояние «всё достало» - это проблема внутренняя, а не внешняя. Это лечится отдыхом, психотерапией, переосмыслением своей жизни, но отнюдь не эмиграцией (которая, среди прочего, всегда подразумевает многократное увеличение нагрузки на вашу и без того потрепанную психику).
У обычного русского человека с югом Франции ассоциации исключительно положительные и даже романтические. А в действительности… Вот моя дневниковая запись (дело было в Гренобле в августе 2002-го): «За сигаретами приходится ездить в центр города - продаются они только в специальных табачных ларьках, а в августе все ларьки в округе закрыты, как и вообще всё закрыто - отпуска. Комната на южную сторону, дополнительно нагреваемая холодильником. Днем в ней +50. На улице прохладней, всего +42. В городе забастовка мусорщиков. Окно не открыть - вонь от помойки ужасная. По всему городу гниет на сорокаградусной жаре неубранный мусор. Жарко мусорщикам, вот и не хотят они работать. Непрекращающиеся вопли африканцев на улице, изводящие даже через закрытое окно. Весь день и часов до трех ночи. Господи, когда же кончится эта жара, эта забастовка, эта тоска, эта Франция. Доделать работу и свалить! На север, в Россию!»
- Полезно почитать любителям лозунга «Пора валить!»
- Эти вопли, как правило, вызваны именно такими раздутыми до космических масштабов бытовыми мелочами. Почему француз, сталкиваясь, к примеру, с пробуксовкой французской административной системы, с абсурдными требованиями вроде «предъявить справку о том, что вам не нужна справка», не впадает в депрессию и не кричит, что «валить надо из этой страны»? Почему, если бы такой француз и нашелся, никто не позволил бы ему кричать эти глупости на всю страну в каком-нибудь ток-шоу? Откуда такая невротичная злость по отношению к собственной стране, к своему дому? Сыграли роль десятилетия явной и скрытой прозападной пропаганды и пораженческие настроения. Последние годы, к счастью, пораженчества становится меньше.

Если вы хотите всю жизнь общаться в узком кругу соотечественников и быть отрезанным от многих благ цивилизации в стране пребывания (начиная с посещения театров, заканчивая участием в местной политической жизни), языки можно не учить. Без языка живут полуграмотные крестьяне из Азии и Африки, а также некоторые постсоветские деятели, которые либо сидят на пособии, либо имеют подходящую профессию, от программиста до музыканта. Но это не жизнь, а существование.

Язык
- Вы говорите в книге о том, что за рубежом знание языка нужно как воздух. Один живущий в Берлине русский (он музыкант) мне сказал: я почти не говорю по-немецки или по-английски, мне это не нужно, разве что когда что-то в магазине покупаю. Так, конечно, не все там могут устроиться. Но ведь и многочисленные выходцы из Азии и Африки чаще всего тоже толком языка не знают, вращаются в своем кругу! Может, масса проблем, связанных с языком, возникает тогда, когда приехавший зачем-то хочет стать «настоящим французом»?
- Если вы хотите всю жизнь прожить как гастарбайтер, то есть выполнять малоквалифицированную работу, общаться в узком кругу соотечественников и быть отрезанным от многих благ цивилизации в стране пребывания (начиная с посещения театров, заканчивая участием в местной политической жизни), языки можно не учить. Если же вы хотите жить по-человечески, то чем лучше знаете язык, тем лучше. Без языка живут полуграмотные крестьяне из Азии и Африки, а также некоторые постсоветские деятели, которые либо сидят на пособии, либо имеют подходящую профессию, от программиста до музыканта. Но это не жизнь, а существование. Непонятно, зачем обрекать себя на это. И еще один момент. Некоторые иммигранты любят жаловаться на собственное плохое владение языком, но это не значит, что они его действительно скверно знают. Просто он у них плох, если сравнивать с местным населением, с уровнем носителя. Но при этом знают эти иммигранты язык, как правило, гораздо лучше, чем, скажем, средний выпускник российского университета, собирающийся уехать на Запад.

Мультикультурализм
- Но только вчерашний студент этого часто не понимает. Возможно, главная причина неведения и идеализма − необходимость делать визу (в России загранпаспорта есть только у примерно 17% населения, а более-менее регулярно за границу из них выезжает около 3%), а также организованные поездки, когда большую часть вопросов за туристов и командировочных решают гиды. Жители стран Балтии, имеющие возможность уже много лет ездить туда-сюда, давно избавились от всех иллюзий. Чтоб их не было, надо посмотреть, как на самом деле. Вот как вы, например, приехать, пожить, понять, что не всё устраивает, − и успокоиться.
- Насчет съездить в Европу и посмотреть − не вижу особой проблемы. Визы сейчас дают практически всем желающим. Даже бедные студенты могут ездить по различным студенческим программам. Насчет отмены виз − даже не знаю, хорошо это или плохо. Я в принципе противник сплавления культур, всего этого мультикультурализма. А визовый режим до некоторой степени его сдерживает. Хотя, конечно, частые поездки в Европу вправляют мозги.
- Вас во Францию, в Европу совсем уже больше не тянет?
- Совсем. Ни разу там не был за последние восемь лет. Я вообще напутешествовался. Само собой так получилось: всё, что меня больше всего интересует, есть в Москве. А на то, что интересует в меньшей степени, просто жалко времени. Вот и не езжу никуда. Сначала, в первый год после приезда, были мысли пожить на востоке для разнообразия. Но потом это прошло. Может быть, к старости еще попутешествую, а сейчас и без этого есть чем заняться.
- Некоторые считают, что мультикультурализм приведет к возникновению нового типа человека. Даже если придуман он для того, чтобы успокоить коренных европейцев, люди в Старом Свете через 20, допустим, лет всё равно будут во многом другими, в частности, благодаря влиянию иммигрантов. Ваш прогноз - каким будет среднестатистический гражданин Франции в 2032 году?
- Здесь, пожалуй, надо вспомнить о склонности западных стран к социализму. У нас малоквалифицированный и безынициативный труд стоит ровно столько, сколько он должен стоить − копейки. А там социалисты приняли законы, гарантирующие каждому хомячку сносный уровень жизни. Такая система нежизнеспособна и неизбежно будет рушиться. Что мы и наблюдаем последние годы в Греции, Италии, Испании… В той же Испании безработица среди молодежи 50% − нам такие проблемы и вообразить себе трудно.
В будущем в Западной Европе, безусловно, будет продолжаться падение уровня образования и культуры. Оставив политкорректность, скажем очевидную вещь: эмигранты из стран третьего мира и их дети в среднем гораздо менее окультурены, чем европейцы. Их переезд в Европу приводит к снижению общего уровня. Будет продолжаться исламизация. Фундаменталистский ислам там сейчас − не только религия, но и форма социального протеста, чем и привлекает. Будет, видимо, падать уровень жизни, но он останется сравнительно высоким.
В целом в Европе, думаю, будет просто скучно. Процитирую Ницше: «Земля стала маленькой, и по ней прыгает последний человек, делающий всё маленьким. Его род неистребим, как земляная блоха; последний человек живёт дольше всех. “Счастье найдено нами”, − говорят последние люди и моргают… Не будет более ни бедных, ни богатых: то и другое слишком хлопотно. И кто захотел бы ещё управлять? И кто повиноваться? То и другое слишком хлопотно. Нет пастуха, одно лишь стадо! Каждый желает равенства, все равны: кто чувствует иначе, тот добровольно идёт в сумасшедший дом». Вот как-то так я будущее Европы вижу.
- Ницше сошел с ума, как известно. Возможно, был слишком неординарен для того общества. У вас в книге часто слово «скучно» попадается. Но разве люди не сами по себе скучны или веселы? Зачем винить Запад в том, что человеку там скучно?
- Я думаю, не стоит понимать личную ответственность человека за происходящее с ним именно в таком буквальном ключе. Если человек попадает в среду скучных людей, с которыми ему даже поговорить не о чем, вполне естественно, что ему среди них скучно и он о них невысокого мнения.

Женщины и алкоголь
- Вы по-прежнему считаете, что в Западной Европе очень мало красивых женщин?
- Да. Помимо субъективных оценок, в книге приводится еще и ряд объективных наблюдений. Было там, например, про статистику продаж красивого нижнего белья − они его почти не покупают. И так во всем. Конечно, если прийти в Европе на какой-нибудь модный показ, там будут красивые модели. Но обычные европейские девушки сильно уступают нашим как по красоте, так и по заинтересованности в сексуальных приключениях.
- Что касается отсутствия такой тяги, думаю, далеко не все посчитают это минусом. Как, впрочем, и умеренное потребление алкоголя, которое вы в вашей книге расцениваете как недостаток западного мира.
- Задача книги − просто обрисовать истинную картину для тех, кто собирается эмигрировать или только что оказался в шкуре иммигранта. Чтобы, например, любители приключений понимали, куда они едут и чем жертвуют, и не ожидали увидеть в Европе чего-то вроде торжества сексуальной революции. Только и всего. А дальше пусть каждый выбирает то, что ему больше нравится. То же самое касается и алкоголя. Задача книги − не пропаганда пьянства, а доведение до сознания людей простого факта − в Европе, в общем, не принято пить так, как пьют в России. Отъезжающие должны знать об этом и учитывать этот факт.

Термин «монголо-татары» вошёл в научный обиход не ранее XIX века. Так учёные прозвали совокупность народов, вероятно, монгольского и тюркского происхождения, совершивших в XIII веке серию завоевательных походов под предводительством сначала Темуджина, прозванного Чингисханом (великим ханом по-тюркски), а затем его преемников.

«Монголо-татары» – такого народа не существовало

Выражение «монголо-татары» восходит к сочинению папского посла Плано Карпини «История монгалов, называемых нами татарами». Карпини в 1245-1247 гг. совершил дипломатическую миссию в Центральную Азию, к великому хану Гуюку. До этого завоеватели назывались в европейских хрониках только «татарами», так же, как они всегда назывались в русских летописях (последние никогда не знали термина «монголы»).

Очевидно, что уже во время походов на государства Средней Азии, не говоря уже о вторжении в Восточную Европу, так называемые «монголо-татары» представляли собой целый комплекс племён, причём преобладающее место среди них, как можно судить по дошедшим до нас именам ханов, их жён и приближённых, занимали тюркские, а не монгольские народы. Конечно, они имеют весьма отдалённое отношение к современным как монголам, так и татарам. В некотором смысле, все народы этих языковых групп на территории России и бывшего СССР являются потомками «монголо-татарских» завоевателей.

Поэтому в любом вопросе, который отталкивается от «монголо-татар», должно, прежде всего, содержаться определение: кого мы подразумеваем под этим именем – в действительности, никогда не существовавшего народа? Однако, может быть, и нет необходимости в этих этнических определениях? Нет ли у современной науки каких-то более конкретных зацепок, чем откапывание давно позабытых значений слов в древних манускриптах?

Гаплогруппа Чингисхана

В последние десятилетия широко развернулись исследования по популяционной генетике. Известно, что всё человечество делится на гаплогруппы по типу Y-хромосомы, передающейся потомкам по прямой мужской линии, и мт-ДНК, передающейся по прямой женской линии (но наличествующей также и у мужчин). Эти исследования, проведённые среди народов Центральной Азии, выявили, в частности, интересный факт широкого распространения там нескольких клад (ветвей) Y-хромосомной гаплогруппы С. С большой вероятностью, оно связано с завоеваниями этих территорий и обширными миграциями населения. Три кластера этой гаплогруппы, к которым принадлежит 70% обследованных представителей населения Центральной Азии, возникли, согласно «молекулярным часам», в период между 700 и 1300 гг. н.э. То есть, в эпоху интенсивной миграции тюрок на запад, включая период «монголо-татарских» завоеваний.

При этом среди учёных нет единого мнения о том, носителем какой именно гаплогруппы был сам Чингисхан. Хотя, казалось бы, это можно установить, поскольку есть немало родов, считающих себя прямыми потомками Чингисхана. Но в том-то и дело, что таковые относятся к несколько различающимся генетическим кластерам. Больше всего сторонников гипотезы, что это одна из клад гаплогруппы С3.

К различным кластерам гаплогруппы С3 принадлежит относительное большинство населения Центральной Азии. Наибольшее число их носителей выявлено у народа хазарейцев, живущих во внутренних областях Афганистана – до 40%. Хазарейцы считаются в Афганистане прямыми потомками завоевателей, пришедших с Чингисханом. Можно констатировать, что в данном случае древние предания не лгут. 30% носителей этой Y-хромосомы среди китайцев Внутренней Монголии (автономная область КНР), 25% - у монголов Внутренней Монголии, 20% - среди монголов Монгольской Республики, казахов и уйгуров КНР, порядка 10% - среди казахов Казахстана, киргизов, узбеков, китайцев севера КНР.

Когда результаты исследования по кластеру С3-М217, показавшему его широкое распространение в Центральной Азии, были впервые опубликованы, это вызвало волну комментариев, что в мире проживает не менее 16 миллионов прямых потомков Чингисхана. В действительности, мутация, образовавшая данный ген, произошла задолго до Чингисхана. Так что, если отождествление гаплогруппы Чингисхана с данной гаплогруппой верно, то люди, принадлежавшие к данному генетическому кластеру, являются, очевидно, потомками общего с Чингисханом предка, но не самого Чингисхана.

Между тем, согласно ещё одному исследованию, проведённому французскими учёными, родиной трёх поздних генетических кластеров, к которым принадлежит большинство населения Средней Азии, является Маньчжурия. Их носители сейчас проживают во всех государствах Средней Азии, а также в Монголии, Северо-Восточном Китае и Синьцзяне. Следовательно, носителями данного генотипа являются многие монголы, казахи, уйгуры, киргизы, узбеки, туркмены, локальная группа китайцев (скорее всего, окитаенные маньчжуры). Выявлены представители этих гаплогрупп среди якутов, эвенков и хакасов.

Однако среди народов России нет достаточно репрезентативной выборки, чтобы судить о распространённости среди них тех или иных гаплогрупп. Исключительно по историческим соображениям мы можем предполагать, что преимущественными носителями «монголо-татарских» Y-хромосом (если они верно определены) должны быть буряты, тувинцы, калмыки, якуты, сибирские татары… Однако без широких генетических исследований на территории РФ мы пока не можем утверждать этого определённо.

Чингисхан был… европейцем?

Сенсационное открытие сделали в 2016 году южнокорейские и монгольские учёные, раскапывавшие захоронения Таван Толгой в Монголии, где, как предполагается, захоронены члены клана Борджигинов, к которому принадлежал Темуджин (Чингисхан). У большинства захороненных – амулеты со знаком рода Борджигинов. Радиоуглеродный анализ указал на период, когда могло состояться погребение – 1150-1250 гг. н.э. То есть, это время, непосредственно предшествовавшее завоеваниям «монголо-татар» либо сам период этих завоеваний.

Генетический анализ останков показал принадлежность людей в захоронении к различным гаплогруппам мт-ДНК (материнским), типичным для Центральной Азии. Черты черепа также типичны для монголоидной расы. При этом Y-хромосомная гаплогруппа у всех четверых мужчин оказалась одинаковой – R1b-М343.

Среди современных людей наибольшая частота встречаемости клады R1b – у жителей Западной Европы – выше 60%. Далее на восток её доля убывает: в Центральной Европе от 30 до 60%, среди русских на Русской равнине – около 10% (среди русских распространена близкая гаплогруппа R1a). В Забайкалье её уже практически нет.

Тем удивительнее было это открытие. Оно, по мнению некоторых учёных, хорошо согласуется со свидетельствами, что у самого Чингисхана были зелёные глаза, что явно указывает на европеоидную примесь.

Однако учёные пока не знают, как согласовать это открытие с данными о современном распространении гаплогрупп. Ведь согласно письменным источникам, Чингисхан оставил множество потомков. И если он действительно был носителем гаплогруппы R1, то её носителей в Центральной Азии сейчас должно быть много, чего не наблюдается.

Поэтому, вероятнее всего, в раскопанную родовую могилу Борджигинов попали не кровные родственники Чингисхана, а побратимы его клана. Сам же вопрос о том, что считать «генами Чингисхана», и кто из современных народов в наибольшей мере унаследовал «кровь монголо-татар», остаётся в науке пока открытым.

Для сравнения обратимся к поучительному европейскому опыту. Евгений Сатановский высказывался: «Змея террора неприручаема. Кем надо быть, чтобы рассчитывать, что будут какие-то умеренные исламисты? И они будут с нами жить - мирно, дружно и толерантно. Нельзя же быть такими идиотами, как американцы или европейцы, которых ничто ничему не учит. Нельзя впускать в свой дом чуму, холеру и черную оспу, думая, что они превратятся в легкий насморк или герпес» .

«Европа давно уже стала континентом иммигрантов» . «Плохо контролируемый приток иммигрантов в последние годы сильно изменил этнический состав населения крупных городов Западной Европы, породив массу проблем» .

«Допустив по беспечности или злому умыслу закулисных манипуляторов заселение своих территорий чужеродными элементами, европейские политики живут иллюзорными представлениями об интеграции мусульманских мигрантов и делают в их пользу одну уступку за другой» .

«Мусульмане Европы так и не интегрировались в западное общество. Они последовали за благами цивилизации» .

«Начинаются геттоизация (от слова «гетто»), тупое просиживание на сцпособии, отказ ассимиляции. Мигранты устраивают бунты, требуют себе все новые льготы и права. Большинство из них пришли уже с определенной идентичностью. Особенно это касается стран агрессивного мусульманского мира, где идет активная промывка мозгов. Они приезжают, потому что жить на родине не могут. Но приезжая, начинают, навязывать свой правоверный образ жизни уже в Европе»,

Одна из самых радикальных оценок ситуации звучит так: «Европа - в смертельной опасности, она переполнена исламистами и каждый день все более сдавливается безжалостными руками фанатичных сторонников Аллаха» . Попробует разобраться так ли это.

В 2004 году министр культуры земли Баден-Вюртенберг Аннете Шаван предложила обязать всех имамов и других служителей ислама вести проповеди на территории Германии только на немецком языке. Чтобы немцы знали, к чему они там в своих мечетях призывают. Поводом для такой инициативы стал обнародованный в немецких СМИ перевод одной из проповедей председателя объединения «Аль-Акса» Махмуда Амра .

И вот что услышали немцы, например, по Второму каналу телевидения. «После смерти этих немцев-безбожников ожидает огненный ад. Эти немцы европейцы, они не бреют себе подмышки. Пот собирается у них под волосами и создает ужасный смрад. Европейцы никогда не признают вас и не оставят в покое. Вы всегда будете для них османами, даже если примете их веру».

Этот небольшой отрывок с далеко не самыми жесткими тирадами возмутил немцев до глубины души» .

Германию заполонили турки. «А ведь начиналось в Европе все безобидно. Так, в 1947 г. в Германии проживало всего 150 мусульман, а ныне - около 4 млн. одних только турок, открыто более 2000 мечетей и исламских молелен. Только в Гамбурге более 100 мечетей, из которых каждую четвертую ведомство по охране конституции взяло под наблюдение за разжигание вражды к «неверным» .
Их много, столько много, что они даже устраивают разборки на улицах германских городов. «Ставшие почти привычными поджоги мечетей и церквей, столкновения между молодежными группировками турок и немцев, жаркая полемика политиков по «мусульманскому вопросу» - все это неуклонно накаляет общественную атмосферу в Германии, еще недавно считавшейся образцом политкоректности» .

«Эксперимент немецких журналистов показал: в европейских мечетях проводятся намазы политико-религиозного характера. А школьников учат в мусульманских учебных заведениях нередко на книгах, имеющих мало общего с европейскими ценностями» .

А, собственно говоря, почему они должны учить по ценностям этих ожиревших и оглупевших европейцев! Путь эти дураки пока думают, что они хозяева в своем доме. Пока думают…
Тем временем Турция рвется в Евросоюз, чего панически боятся в Германии, Франции, Дании. Голландии, Швеции, Австрии, Греции, Кипре. И только в далекой от Турции католической Испании незначительное большинство населения было готово принять эту страну в Евросоюз . Кстати, Россия имеет, с точки зрения географии, больше, чем Турция быть в составе Евросоюза. Но это так к слову.
Ясно, что европейцы опасаются резкого увеличения турок в своих городах. Мало того быстро увеличивающееся население этой страны позволит ее иметь много голосов в европейских структурах власти. Вновь как во времена Османской империи турки покоряют Европу, только на этот раз медленнее, а потому более надежно. Пока ожиревшие европейцы поймут может оказаться уже поздно, что, скорее всего, и будет.

И так по всей Европе. Только в одних странах преимущественно живут одни мусульмане, в других другие.

Францию, например, заполонили арабы и негры (последние часто бывают христианами). В 2005 год Авраам Шмулевич писал: «Арабы в данный момент составляют до 10 % населения Франции. Страну буквально захлестнула волна арабской преступности. В докладе, подготовленном недавно французским министерством внутренних дел, говорится, что в стране имеются 630 опасных кварталом, из которых почти половина превратились в настоящие гетто, с трудом контролируемые полицией» .

«Всякий, кто бывал в Европе, знает: практически у каждой европейской столицы, в том числе у Парижа, есть унылые, дышащие безнадежностью задворки, где на европейца смотрят косо, - арабские кварталы» .

«Пригороды превратились в гетто, которые живут по своим законам, изолированно от остальной страны. Они становятся рассадником воинствующего фундаментализма. В них царят свои нравы и обычаи. Практикуется многоженство. Женщины носят головные платки-хиджабы. Закрываются французские лавки, на месте которых открываются арабские. Процесс «геттоизации» пригородов, считают аналитики, остановить практически невозможно. Французы европейского происхождения перебираются в другие кварталы» .

Вышеприведенное являлось зарисовкой обычного гражданина и, возможно, преувеличенная зарисовка. Но дело в том, что высокие должностные лица оценивают ситуацию во Франции примерно точно также.

Летом 2004 года, выступая в Иерусалиме перед представителями американских еврейских ассоциаций, премьер-министр Израиля Ариаль Шарон заявил: «Я предлагаю всем евреям переехать в Израиль. Но евреям Франции это абсолютно необходимо, и они должны немедленно тронуться в путь». Этот призыв стал следствием роста, по мнению премьер-министра, «разнузданных антисемитских акций во Франции».

Шарон утверждал, что «тот факт, что десять процентов французского населения состоит из мусульман, создает почву для новой формы антисемитизма» .

Если бы опасность была только для французских евреев! Опасность реальна и угрожает
самой Франции. «Мусульманские экстремисты полагают, что они способны влиять на европейские государства и могут менять их внутреннюю политику» .

Осенью 2005 года в пригородах Парижа начались настоящие многодневные бои между молодежью из североафриканских стран и жандармерией. Поводом послужила гибель в трасформаторной будке двух молодых людей, которыя якобы спрятались там от полиции. Повод настолько малозначителен, что совершенно ясно, это только повод, который бы все равно возник по любому другому случаю.
Гибель двух парней оказалась детонатором, от которого произошел взрыв. Поджигались автомашины, здания . Затем огонь межцивилизационного конфликта перекинулся на другие города Франции. За один день 6 ноября 2005 года было сожжено около тысячи автомобилей. Это уже стало похожим на настоящие сражения.

«Парижане в шоке» . 7 ноября 2005 года газета «Известия» написала: «Волнения иммигрантов перерастают в гражданскую войну» .

«Полиция ничего не может поделать с вандалами, - писал одна российская газета 7 ноября 2005 года. - А они, упиваются своей безнаказанностью, ведут себя все более дерзко. Правительство проводит совещание за совещанием, но так и не может найти выход из кризиса. С одной стороны, велик соблазн наконец-то проявить жесткость, силой подавить мятеж. С другой стороны, власти боятся, что полицейские «зачистки» в охваченных бунтом кварталах, населенных почти исключительно выходцами из Северной Африки, приведут к настоящим уличным боям. И тогда считать придется уже не сожженные автомобили, а число погибших. Причем считать десятками. Бунтовщики предают огню все, что попадается на их пути, - полицейские комиссариаты, магазины, рестораны, детские сады и ясли. Забрасывают камнями не только полицейских, но и пожарных» .

Восстание мусульманской молодежи удалось частично подавить, но в первые дни 2006 года оно вспыхнуло снова.

Так рушился французский миф о том, что все граждане Франции являются французами. Это юридически они ими являются, но сами таковыми себя не признают. И мало того, значительная часть их активно противопоставляет себя коренным французам и вообще всем христианам.
«Европейцы думали, что выходцы из нищих стран, которые миллионами селились у них, будут благодарны за хлеб и жилье, примут их культуру и стиль жизни, но все случилось по-другому - «гости с юга» требуют чтобы Европа жила по их правилам» .
«Главная проблема, - высказывался ныне бывший лидер Национального фронта Жан Мари Ле Пен, - заключается в массовой арабско-африканской иммиграции. Если каждый год пускать в страну сотни тысяч иммигрантов, они неизбежно объединяются по рассовому признаку. А ведь эти люди абсолютно чужды французской нации» .
«…Впустив к себе в страну чужеродный элемент, позволив ему там обосноваться, любое государство становится заложником недальновидности и сиюминутных выгод, позволяет манипулировать интересами своего народа, ставя на карту само существование нации» .
Прозорливые тогда отметили: «Подавят «огненный бунт» в ближайшее время или нет, уже не так важно? Погромщики поняли главное - они являются силой. Дымящиеся предместья французской столицы - лишь первый звонок» .
«Массовые беспорядки во Франции привлекли внимание 88 процентов россиян. 40 процентов из которых внимательно следили за развитием событий, и еще 48 что-то об этом слышали. Только каждый десятый россиянин ничего об этом не знал. А жители Москвы и Санкт-Петербурга демонстрировали почти стопроцентную осведомленность» .
Проблемы с иммигрантами были не только во Франции. Они были почти во всех европейских странах. В Голландии оказалось много марокканских арабов. Конфликты не замедлили начаться. Пим Фортейн выступил за ограничении притока эмигрантов в страну, его убили. Затем убили его друга режиссера Тео ван Гога , который снял фильм с критикой распространенного в исламских странах насилия по отношению к женщинам. Режиссера застрелили и положили на тело записку на арабском языке.
«Важно понять, что ван Гог был публично казнен не потому, что он зашел слишком далеко в своем обличении мусульманства, а, прежде всего, для того, чтобы протестировать реакцию европейцев на этот вызов, их способность противостоять исламским притязаниям на господство в Европе» .
Непосредственно на месте преступления полиция задержала 26-летнего голландца марокканского происхождения. Затем обвинение было предъявлено семи исламистам. Вскоре начались взрывы в исламских школах и мечетях Голландии . Чем не настоящая война в маленькой европейской стране. Наивно думать, что она является исключением, она, скорее, предвестник более жестких конфликтов.
Голландский кабинет министров принял решение о расширении возможностей проведения разведывательной и розыскной деятельности. Вице-премьер страны отметил, что в Голландии имеет место новая тенденция в религиозном экстремизме - воплощать религиозные идеи в убийства .
«Великобритания стала духовной базой исламского экстремизма. За последние 20 лет Британия превратилась в главную базу духовного экстремизма для мусульманских духовных деятелей и для набора ими новых последователей» .
Хасан эль Тураби (выпускник одного из лондонских университетов и доктор права Сорбоны) борьбу с Западом избрал в качестве объединяющей платформы мусульманского экстремизма. «Аллах более могуществен, чем Запад» - вот его простой и понятный лозунг. Он учил со знанием дела: «Декадентский Запад - сила бездуховная и тираническая - не устоит перед единственной истинной религией» - исламом», «Мусульмане - это совесть мира, его освобождение будет означать освобождение всего мира».
Что же, и «освободит», так как «освободили» христиан в VII веке! «Освободят», коль скоро Европа расстается с верой предков, с христианством, коль скоро ее богом стали деньги. С таким богом не устоять» .
«Франция - самая мусульманская страна Европы», - констатировали в 2005 году . «Мавры вернулись в Европу через 1279 лет, - написала Анна Полянская. - Цели и методы у них прежние. Великий герой Франции Карл Мартелл, в 732 году в битве при Пуатье изгнавший полчища арабских захватчиков из Европы, должно быть переворачивается сейчас в гробу…» .
«… К началу двадцать первого века мусульмане взяли-таки реванш…» . Вот как думали некоторые из этих «побеждающих» гнилой Запад: «Французы угнетали сто лет мою страну, выкачали из нее богатства… Пускай теперь отдают все, что украли…» .
Логические обоснования исламского экстремизма, как видим, придумать не трудно. Они и придумываются. Самые разные, но всегда направленные на одну цель - обоснования ударов по христианской цивилизации в ее либеральном виде.
Наивные, тупые или же коварные европейские либералы готовы предоставлять иммигрантам бесплатное жилье, платить пособие на детей, пособие по безработице. Лишь бы создать временную иллюзию спокойствия.
Но все это только разжигает аппетит. Мало того, чем больше создается льгот, тем больше тянется за ними рук. И процесс этот бесконечен. Остановить его может только крушение христианской цивилизации в либеральной Европе.
Именно эти мусульмане в христианском мире представляют наибольшую опасность для христианских стран. Опасность, прежде всего, в том, что существует тенденция становления их большинством в некоторых европейских странах. И тогда количество перерастет в новое качество, губительное для этой конкретной страны и для всей Европы в целом. Европа рухнет от не переваренного христианской цивилизацией мусульманского населения.
Находящаяся на подъеме исламская цивилизация неохотно расстается ос своими членами. Они не ассимилируются и считают себя прежде всего мусульманами. «Власти не в силах противостоять наступлению фундаментализма, а политика интеграции не дает ощутимых результатов» .
Вернемся к той же Франции. «…Переварить» исламских переселенцев французскому обществу так и не удалось. Но признавать, что идеи Вольтера, Марата и Наполеон не работают «на исламской основе», современным политкоректным французам нелегко…» .
Сказав «а», необходимо будет сказать и «б» - изменить вектор культурной политики, иммиграционные законы, признать ошибочность многих концепций, предпринять ответственные политические шаги. Для этого нужна недюжинная воля, но ее-то у французской политической элиты и нет» .
А раз нет воли, нет и надежды на исправление. Европа, действительно, может и, скорее всего, рухнет. А вместе с этим рухнет и система демократии, созданная в Европе. Той самой демократии, которой Европа так гордиться и при помощи которой пытается учить Россию как ей нужно жить. А между тем им самим бы надо подумать, что будет дальше, когда контроль над европейскими странами перейдет к мусульманам. Подумать, прежде чем учить Россию.
«В 2050 году даже на Трафальгарской площади и Даунинг-стрит в Лондоне перестанут попадаться «светлые» лица, останутся лишь выходцы из Юго-Восточной Азии, а сам Лондон переименуют в Нью-Бомбей. На Елисейских полях в Париже будет слышна только арабская речь, а дамы в хиджабах превратятся в законодательниц местных мод. Турецкий язык в Германии признают государственным. Орды голодных, злобных и вооруженных до зубов албанцев будут бродить по Риму…
Это не страшился из очередного блокбастера. Такую печальную для европейцев картину рисует последний доклад Комиссии по демографии Совета Европы» .
«По мнению Фаллачи, агрессивность ислама не приняла бы такой размах, если бы общественное мнение и вся культура Запада в целом были способны достойно отреагировать и сохранить наивысшее достижение любой цивилизации - собственную самоидентификацию и собственные ценности. Но ислам встретил на своем пути дряблую, готовую пойти на любые уступки культуру, оправдать любые «чужие», самые дикие случаи. С большой радостью мусульмане увидели на своем пути упрощенный и обманчивый гуманитарный сентиментализм СМИ…» .

Но дело не только в гуманизме, дело еще в корыстной и сиюминутной выгоде, идущей в ущерб стратегическим интересам.

«Франция запустила очень опасный процесс - пытались «купить» хорошее отношение с арабским миром. От этой сделки они рассчитывали получить согласие на то, что бы арабские террористы не проводили терактов на территории Европы, чтобы арабские шейхи не угрожали больше им нефтяным эмбарго. Кроме того Франция рассчитывала превратить хорошие отношения с арабами в политический капитал»


В XVI–XVII веке в России были немало иноземцев – выходцев из Османской империи, Речи Посполитой и Западной Европы. И хотя «варварскую Русь» часто противопоставляли «просвещённой Европе», это не останавливало миграцию в России иностранцев. Из самых разных уголков мира ехали в непонятную и далёкую северную державу. Что же они делали здесь и почему их ждали?

Образ России для иммигрантов

Негативное отношение к России в XVI–XVII веках основывалось на сравнении Европы и Руси. Исходя из источников того времени казалось, что «цивилизованная Европа» оставила «варварскую Русь» далеко позади в своем развитии. Однако что-то все же влекло выходцев из других государств именно в Россию. Уроженцы разных стран с огромным желанием ехали в эту таинственную северную державу.


Несмотря на это, допетровская Русь в отличие от Западной Европы, оставалось более обособленной страной, и не спешила активно включаться в общение на международном уровне. Развитие России в 16-17 веках было направлено на религиозное познание мира. Отсутствие университетов говорило о том, что наука не являлась основным направлением того времени. Если возникала необходимость в мастерах, власти приглашали специалистов из других государств, которые приезжая не только обучали ремеслу русских мастеров, но и сами с удовольствием оставались жить и работать в северной стране. В итоге на территории этой большой страны можно было встретится с представителями разных стран.

Зачем и куда бежали иностранцы



Основная причина перемещения мигрантов – продолжительные войны, а их в то время было не мало и длились они достаточно долго: Северная, англо-испанская и прочие. Основная часть беженцев, приехавших в Россию – дворяне, чьи поместья были разграблены. Потеряв свои земли в Османской империи, тимариоты, тоже бежали в Россию. Многие наемники после завершения военных действий, оказались без дела в своих странах, поэтому и приезжали в неизведанную страну в поисках счастья.


Религиозное пристрастие – еще одна причина перемещения мигрантов. Россия в те времена принимала православных граждан со всего мира, спасая их от преследований мусульман и католиков. Даже английские пуритане нашли здесь приют.

Большая часть иммигрирующих собралась непосредственно в столице. Расселяя их по всей территории, власти обращали внимание не на профессионализм прибывающих, а на их прежнее подданство.

Основные занятия мигрантов в России



Основная часть мигрантов с Западной Европы осваивали в допетровской России оружейное, ювелирное, врачебное дело. Много инженеров того времени приехало в северное государство, однако, основное занятие среди прибывших иностранцев стало военное дело. Было сформировано множество этнических подразделений, иногда даже со своей военной тактикой. Например, «шотландская рота» состояла из уроженцев Западной Европы, а «греческая рота» - представителей Османской империи. Руководитель такой этнической группировки выступал в качестве посредника между руководством и земляками.

Основная часть мигрантов из Речи Посполитой были прекрасными военными, и рассматривались как отличный источник этого направления. В итоге, они не только принадлежали к дворянскому ополчению, но и имели свободный доступ в привилегированное общество. Не менее востребованными в военном деле оказались украинские казаки, расположившиеся на южной границе страны.

Купцы – еще одна категория беженцев из разных государств. Многие, из которых не только поставляли различный товар к царскому престолу, но и выступали в качестве информаторов.
Чужеземцы благородного происхождения достаточно сильно ценились на российской земле. Статус благородства того времени измерялся не достатком и заслугами, а принадлежностью рода. Титул давал возможность беженцам иметь звание дворянина, оклад и надел земли.

Что делать с вероисповеданием?

Пристанище в России находили представители всех конфессий. Однако, основное условие для беженцев другой веры - принятие христианства. «Гостей» из Османской империи хоть и было не так много, но все же они составляли немалую часть этого переселения. Иммигранты, согласно документам того времени, объединялись по категориям. Их называли «греченя», «волошеня», или «сербеня».


Переселенцы, имеющие благородное происхождение, присоединялись к царской свите и принадлежали к привилегированной части общества. Из остальных, которые составляли большую часть, формировали военные подразделения.

Уроженцы из Речи Посполитой обязаны были обязательно пройти обряд крещения. В XVI и XVII веке территория России регулярно пополнялась представителями Польского короля или литовского князя, которые довольно легко меняли вероисповедание и вступали в православие. Этот процесс, лишал граждан, приехавших в Московское государство возможности вернуться. Ведь допетровская Россия часто воевала с «поляками» и «литвинами».


Московское дворянство принимало в свои ряды беженцев только после того, как те примут православие. Поэтому многие титулованные особы, приезжая в Москву были вынуждены поменять вероисповедание. Например, барон Пьер де Ремон, прибывший из Франции в Россию вместе со своей семьей, мог не менять веру. Однако, звание было его единственным капиталом. Он негативно относился к торговле и военному делу. Поэтому, только сменив вероисповедание, он смог приблизиться ко двору.

В допетровской Руси под страхом смертной казни запрещалось всем без исключения пропагандировать среди христиан другую веру. Хотя протестантам все - же разрешали строить свои храмы.

По материалам arzamas.academy