Введение

1.Литературный обзор

1.1. История развития геометрической оптики

1.2. Основные понятия и законы геометрической оптики

1.3. Элементы призмы и оптические материалы

2. Экспериментальная часть

2.1.Материалы и методика эксперимента

2.2. Результаты экспериментов

2.2.1. Демонстрационные опыты с использованием стеклянной призмы с преломляющим углом 90º

2.2.2. Демонстрационные опыты с использованием стеклянной призмы заполненной водой, с преломляющим углом 90º

2.2.3. Демонстрационные опыты с использованием пустотелой стеклянной призмы, и заполненной воздухом, с преломляющим углом 74º

2.3. Обсуждение результатов опытов

Список использованной литературы

Введение

Определяющая роль эксперимента при изучении физики в школе отвечает главному принципу естественных наук, в соответствии с которым эксперимент является основой познания явлений. Демонстрационные опыты способствуют созданию физических понятий. Среди демонстрационных экспериментов одно из самых важных мест занимают опыты по геометрической оптике, которые позволяют наглядно показать физическую природу света и продемонстрировать основные законы распространения света.

В данной работе исследована проблема постановки опытов по геометрической оптике с использованием призмы в средней школе. Выбраны наиболее наглядные и интересные опыты по оптике с использованием оборудования, которое может быть приобретено любой школой или изготовлено самостоятельно.

Литературный обзор

1.1 История развития геометрической оптики.

Оптика относится к таким наукам, первоначальные представления которых возникли в глубокой древности. На протяжении своей многовековой истории она испытывала непрерывное развитие, и в настоящее время является одной из фундаментальных физических наук, обогащаясь открытиями все новых явлений и законов.

Важнейшая проблема оптики - вопрос о природе света. Первые представления о природе света возникли в древние века. Ан­тичные мыслители пытались понять сущность световых явлений, базируясь на зрительных ощущениях. Древние индусы думали, что глаз имеет «огненную природу». Греческий философ и матема­тик Пифагор (582-500 гг. до н. э.) и его школа считали, что зри­тельные ощущения возникают благодаря тому, что из глаз к предме­там исходят «горячие испарения». В своем дальнейшем развитии эти взгляды приняли более четкую форму в виде теории зритель­ных лучей, которая была развита Евклидом (300 лет до н. э.). Со­гласно этой теории зрение обусловлено тем, что из глаз истекают «зрительные лучи», которые ощупывают своими концами тела и создают зрительные ощущения. Евклид является основоположником учения о прямолинейном распространении света. Применив к изу­чению света математику, он установил законы отражения света от зеркал. Следует отметить, что для построения геометрической тео­рии отражения света от зеркал не имеет значения природа происхо­ждения света, а важно лишь свойство его прямолинейного распро­странения. Найденные Евклидом закономерности сохранились и в современной геометрической оптике. Евклиду было знакомо и пре­ломление света. В более позднее время аналогичные взгляды раз­вивал Птолемей (70-147 гг. н. э.). Им уделялось большое внима­ние изучению явлений преломления света; в частности, Птолемей производил много измерений углов падения и преломления, но закона преломления ему установить не удалось. Птолемей заметил, что положение светил на небе меняется вследствие преломления света в атмосфере.

Кроме Евклида, действие вогнутых зеркал знали и другие уче­ные древности. Архимеду (287-212 гг. до и. э.) приписывают сож­жение неприятельского флота при помощи системы вогнутых зер­кал, которыми он собирал солнечные лучи и направлял на римские корабли. Определенный шаг вперед сделал Эмпедокл (492-432 гг. до н. з.), который считал, что от светящихся тел направляются истечения к глазам, а из глаз исходят истечения по направлению к телам. При встрече этих истечений возникают зрительные ощуще­ния. Знаменитый греческий философ, основатель атомистики, Демокрит (460-370 гг. до н, э.) полностью отвергает представление о зрительных лучах. Согласно воззрениям Демокрита, зрение обу­словлено падением на поверхность глаза мелких атомов, исходящих от предметов. Аналогичных взглядов позднее придерживался Эпи­кур (341-270 гг. до н. э.). Решительным противником «теории зри­тельных лучей» был и знаменитый греческий философ Аристотель (384-322 гг. до н. э.), который считал, что причина зрительных ощу­щений лежит вне человеческого глаза. Аристотель сделал попытку дать объяснение цветам как следствию смешения света и темноты.

Следует отметить, что воззрения древних мыс­лителей в основном базировались на простейших наблюдениях явле­ний природы. Античная физика не имела под собой необходимого фундамента в виде экспериментальных исследований. Поэтому учение древних о природе света носит умозрительный характер. Тем не менее, хотя эти воззрения в большинстве являются только гениаль­ными догадками, они, безусловно, оказали большое влияние на дальнейшее развитие оптики.

Арабский физик Альгазен (1038) в своих исследованиях развил ряд вопросов оптики . Он занимался изучением глаза, преломлением света, отражением света в вогнутых зеркалах. При изучении пре­ломления света Альгазеи, в противоположность Птолемею, доказал, что углы падения и преломления не пропорциональны, что было толчком к дальнейшим исследованиям с целью отыскания закона преломления. Альгазену известна увеличительная способность сферических стеклянных сегментов. По вопросу о природе света Альгазен стоит на правильных позициях, отвергая теорию зри­тельных лучей. Альгазен исходит из представления, что из каждой точки светящегося предмета исходят лучи, которые, достигая глаза, вызывают зрительные ощущения. Альгазен считал, что свет обладает конечной скоростью распространения, что само по себе представ­ляет крупный шаг в понимании природы света. Альгазен дал пра­вильное объяснение тому, что Солнце и Луна кажутся на горизонте больше, чем в зените; он объяснял это обманом чувств.

Эпоха Возрождения. В области науки постепенно побеждает экспериментальный метод изучения природы. В этот период в оптике был сделан ряд выдающихся изобретений и открытий. Франциску Мавролику (1494 -1575) принадлежит заслуга достаточно верного объяснения действии очков. Мавролик также нашел, что вогнутые линзы не собирают, а рассеивают лучи. Им было установлено, что хрусталик является важнейшей частью глаза, и сделано заключение о причи­нах дальнозоркости и близорукости как следствиях ненормального преломления света хрусталиком Мавролик дал правильное объя­снение образованию изображений Солнца, наблюдаемых при про­хождении солнечных лучей через малые отверстия. Далее следует назвать итальянца Порта (1538-1615), который в 1589 г. изобрел камеру-обскуру - прообраз будущего фотоаппарата. Несколькими годами позже были изобретены основные оптические инструменты - микроскоп и зрительная труба.

Изобретение микроскопа (1590) связывают с именем голланд­ского мастера-оптика Захария Янсена. Зрительные трубы начали изготовлять примерно одновременно (1608-1610) голландские оп­тики Захарий Янсен, Яков Мециус и Ганс Липперсгей. Изобрете­ние этих оптических инструментов привело в последующие годы к крупнейшим открытиям в астрономии и биологии. Немецкому физику и астроному Н. Кеплеру (1571-1630) принадлежат фунда­ментальные работы по теории оптических инструментов и физиоло­гической оптике, основателем которой он по праву может быть наз­ван, Кеплер много работал над изучением преломления света.

Большое значение для геометрической оптики имел принцип Ферма, названный так по имени сформулировавшего его француз­ского ученого Пьера Ферма (1601-1665). Этот принцип устанавли­вал, что свет между двумя точками распространяется по такому пути, на прохождение которого затрачивает минимум времени. Отсюда следует, что Ферма, в противоположность Декарту, считал скорость распространения света конечной. Знаменитый итальян­ский физик Галилей (1564-1642) не проводил систематических ра­бот, посвященных исследованию световых явлений. Однако и в оптике ему принадлежат работы, принесшие науке замечательные плоды. Галилей усовершенствовал зрительную трубу и впервые применил ее к астрономии, в которой он сделал выдающиеся откры­тия, способствовавшие обоснованию новейших воззрений на строе­ние Вселенной, базировавшихся на гелиоцентрической системе Коперника. Галилею удалось создать зрительную трубу с увеличе­нием, рамным 30, что во много раз превосходило увеличение зри­тельных труб первых ее изобретателей. С ее помощью он обнаружил горы и кратеры на поверхности Луны, открыл спутники у планеты Юпитер, обнаружил звездную структуру Млечного Пути и т. д. Галилей пытался измерить скорость света в земных условиях, но не достиг успеха ввиду слабости экспериментальных средств, имев­шихся для этой цели. Отсюда следует, что Галилей уже имел пра­вильные представления о конечной скорости распространения света. Галилей наблюдал также солнечные пятна. Приоритет открытия солнечных пятен Галилеем оспаривал ученый-иезуит Патер Шейнер (1575-1650), которым провел точные наблюдения солнечных пятен и солнечных факелов с помощью зрительной трубы, устроен­ной по схеме Кеплера. Замечательным в работах Шейнера являет­ся то, что он превратил зрительную трубу в проекционный прибор, выдвигая окуляр больше, чем было нужно для ясного видения глазом, это давало возможность получить изображение Солнца на экране и демонстрировать ого при различной степени увеличения нескольким лицам одновременно.

XVII столетие характеризуется дальнейшим прогрессом в различных областях науки, техники и производства. Значительное развитие получает ма­тематика. В различных странах Европы создаются научные обще­ства и академии, объединяющие ученых. Благодаря этому наука становится достоянием более широких кругов, что способствует установлению международных связей в науке. Во второй половине XVII столетия окончательно победил экспериментальный метод изу­чения явлений природы.

Крупнейшие открытия этого периода связаны с именем гениального английского физика и математика Исаака Ньютона /(1643- 1727). Наиболее важным экспериментальным открытием Ньютона в оптике является дисперсия света в призме (1666). Исследуя прохождение пучка белого света через трехгранную призму, Ньютон уста­новил, что луч белого света распадается на бесконечную совокуп­ность цветных лучей, образующих непрерывный спектр. Из этих опытов был сделан вывод о том, что белый свет представляет собой сложное излучение. Ньютон произвел и обратный опыт, собрав с по­мощью линзы цветные лучи, образовавшиеся после прохождения через призму луча белого света. В результате он опять получил белый свет. Наконец, Ньютон провел опыт смешения цветов с по­мощью вращающегося круга, разделенного на несколько секторов, окрашенных в основные цвета спектра. При быстром вращении диска все цвета сливались в один, создавая впечатление бело­го цвета.

Результаты этих фундаментальных опытов Ньютон положил в основу теории цветов, которая до этого не удавалась никому из его предшественников. Согласно теории цветов цвет тела определяется теми лучами спектра, которые это тело отражает; другие же лучи тело поглощает.

1.2 Основные понятия и законы геометрической оптики. Раздел оптики, который основан на представлении о световых лучах как прямых линиях, вдоль которых распространяется энергия света, называется геометрической опти­кой . Такое название ей дано потому, что все явления распростране­ния света здесь могут быть исследованы путем геометрических по­строений хода лучей с учетом закона отражения и преломле­ния света. Этот закон является основой геометрической оптики.

Однако там, где речь идет о явлениях, взаимодействия света с препятствиями, размеры которых достаточно малы, законы геометрической оптики оказываются недостаточными и необходимо пользоваться законами волновой оптики. Геометрическая оптика дает возможность разо­брать основные явления, связанные с прохождением света через линзы и другие оптические системы, а также с отражением света от зер­кал. Понятие о световом луче, как о бесконечно тонком пучке света, распространяющемся прямолинейно, естественно приводит к законам прямолинейного распространения света и независимого распространения световых пучков. Именно эти, законы совместно с законами преломления и отражения света и являются основными законами геометрической оптики, которые не только объясняют многие физические явления, но и позволяют проводить расчеты и конструирование оптических приборов. Все эти законы вначале были установлены как эмпирические, то есть, основаны на опытах, наблюдениях.

Как нужно поставить плоское зеркало на нарисованный прямоугольник, чтобы получилось изображение: треугольника, четырехугольника, пятиугольника. Оборудование: плоское зеркало, лист бумаги с нарисованными на нем квадратом. Ответ

ФРАГМЕНТ ФИЛЬМА

Ватсон, у меня есть для Вас маленькое поручение, - пожимая руку друга, скороговоркой сообщил Шерлок Холмс. - Помните убийство ювелира, полицейские утверждают, что водитель автомобиля ехал с очень маленькой скоростью, и ювелир сам бросился под колёса автомобиля, поэтому водитель не успел затормозить. А мне кажется, всё было не так, автомобиль ехал с большой скоростью и убийство н а м е р е н н о е. Определить истину сейчас трудно, но мне стало известно, что этот эпизод случайно попал на пленку, так как в это время снимали фильм. Вот и прошу Вас, Ватсон, дост аньте этот эпизод, буквально несколько метров киноплёнки.

Но что это вам даст? - спросил Ватсон.

Пока не знаю, - был ответ.

Спустя некоторое время друзья сидели в зале кинотеатра и по просьбе Шерлока Холмса просматривали маленький эпизод.

Автомобиль уже отъехал на некоторое расстояние, ювелир лежал на дороге почти неподвижно. Около лежащего ювелира проезжает велосипедист на спортивном гоночном велосипеде.

Обратите внимание, Ватсон, велосипедист имеет такую же скорость, что и автомобиль. Расстояние между велосипедистом и автомобилем за всё время эпизода не меняется.

И что из этого следует? - недоумевал Ватсон.

Минуточку, давайте ещё раз просмотрим эпизод, - невозмутимо шепнул Холмс.

Эпизод повторили. Шерлок Холмс был задумчив.

Ватсон, вы обратили внимание на велосипедиста? - снова спросил сыщик.

Да, скорости у них были одинаковы, - подтвердил доктор Ватсон.

А обратили ли вы внимание на колёса велосипедиста? - допытывался Холмс.

Колёса, как колёса, состоят из трех спиц, расположенных под углом 120°, - обычный гоночный велосипед, - рассуждал доктор.

Но, как вы сосчитали число спиц? – спросил знаменитый сыщик.

Очень просто, просматривая эпизод, у меня создалось впечатление, что... велосипедист стоит на месте, так как колёса не вращаются.

Но велосипедист двигался, - уточнил Шерлок Холмс.

Двигался, но колёса не вращались, - подтвердил Ватсон.

Русский свет

В 1876 г. в Лондоне на выставке точных физических прибо ров русский изобретатель Павел Николаевич Я блочков демонстрировал перед посетителями необыкновенную электриче скую свечу. Похожая по своей форме на обычную стеариновую, э та свеча горела ослепительно ярким светом. В том же году «свечи Яблочкова» появились на улицах Парижа. Помещенные в белые матовые шары, они давали яркий приятный свет. В короткое время чудесная свеча русского изобретатели за воевала всеобщее признание. «Свечами Яблочкова» освещалась лучшие гостиницы, улицы и парки крупнейших городов Европы, Привыкшие к тусклому свету свечей и керосиновых ламы, люди прошлого века восхищались «свечами Яблочкова». Новый свет называли «русским светом», «северным светом». Газеты за­ падноевропейских стран писали: «Свет приходит к нам с севера - из России», «Россия - родина света».

РАССЕЯНИЕ СВЕТА

Частицы вещества, пропускающего свет, ведут себя подобно крохотным антеннам. Эти «антенны» принимают световые электромагнитные волны, и передают их в новых направлениях. Этот процесс называется рэлеевским рассеянием по имени английского физика лор­да Рэлея (Джон Уильям Стретт, 1842- 1919).


Опыт 1

Положите лист белой бумаги на стол, а рядом с ним фонарик таким образом, чтобы источник света располагался посередине длинной стороны листа бумаги.
Наполните два бесцветных прозрачных пластиковых стакана водой. С помощью маркера обозначьте стаканы буквами А и В.
Добавьте каплю молока в стакан В и размешайте
Сложите лист белого картона размером 15х30 см вместе короткими концами и согните его пополам в виде шалашика. Он будет служить вам экраном. Установите экран напротив фонарика, с противоположной стороны листа бумаги.

Затемните комнату, включите фонарик и заметьте цвет светового пятна, образованного фонариком на экране.
Поставьте стакан А в центре листа бумаги, перед фонариком, и сделайте следующее: заметьте цвет светового пятна на экране, которое образовалось в результате прохождения света от фонаря через воду; внимательно посмотрите на воду и отметьте, как изменился цвет воды.
Повторите действия, заменив стакан А на стакан В.

В результате цвет светового пятна, образованного на экране лучом света фонаря, на пути которого нет ничего, кроме воздуха, может быть белым или слегка желтоватым. Когда луч света проходит через чистую воду, цвет пятна на экране не меняется. Не меняется также и цвет воды.
Но после прохождения луча через воду, в которую добавлено молоко, световое пятно на экране кажется желтым или даже оранжевым, а вода становится голубоватого оттенка.

Почему?
Свет, как и электромагнитное излучение вообще, обладает как волновыми, так и корпускулярными свойствами. Распространение света имеет волнообразный характер, а его взаимодействие с веществом происходит так, как будто световое излучение состоит из отдельных частиц. Световые частицы – кванты (иначе фотоны), представляют собой сгустки энергии с различными частотами.

Фотоны имеют свойства как частицы, так и волны. Поскольку фотоны испытывают волновые колебания, за размер фотона принимается длина волны света соответствующей частоты.
Фонарь является источником белого света. Это видимый свет, состоящий из всевозможных оттенков цветов, т.е. излучения разных длин волн - от красного, с наибольшей длиной волны, до голубого и фиолетового, с наиболее короткими длинами волн в видимом диапазоне Когда световые колебания разных длин волн смешиваются, глаз воспринимает их и мозг интерпретирует эту комбинацию как белый цвет, т.е. отсутствие цвета. Свет проходит через чистую воду, не приобретая никакого цвета.

Но при прохождении света через воду, подкрашенную молоком, мы замечаем, что вода стала голубоватой, а световое пятно на экране - желто-оранжевым. Это произошло в результате рассеяния (отклонения) части световых волн. Рассеяние может быть упругим (отражение), при котором фотоны сталкиваются с частицами и отскакивают от них, совершенно так же, как два бильярдных шара отскакивают друг от друга. Наибольшему рассеянию подвергается фотон, когда он сталкивается с частицей примерно такого же, как он сам, размера.

Маленькие частицы молока в воде лучше всего рассеивают излучение коротких длин волн - синее и фиолетовое. Таким образом, при прохождении белого света через воду, подкрашенную молоком, ощущение бледно-голубого цвета возникает из-за рассеяния коротких длин волн. После рассеяния на частицах молока коротких длин волн из светового пучка в нем остаются в основном длины волн желтого и оранжевого цвета. Они и проходят дальше, к экрану.

Если размер частицы больше, чем максимальная длина волны видимого света, рассеянный свет будет состоять из всех длин волн; такой свет будет белым.

Опыт 2

Как зависит рассеяние от концентрации частиц?
Повторите опыт, используя разные концентрации молока в воде, от 0 до 10 капель. Понаблюдайте изменения оттенков цветов воды и света, пропущенного водой.

Опыт 3

Зависит ли рассеяние света в среде от скорости света в этой среде?
Скорость света зависит от плотности вещества, в котором распространяется свет. Чем больше плотность среды, тем медленнее распространяется в ней свет

Помните, что рассеяние света в разных веществах можно сравнить, наблюдая за яркостью этих веществ. Зная, что скорость света в воздухе составляет 3 х 108 м/с, а скорость света в воде 2,23 х 108 м/с, можно сравнить, например, яркость мокрого речного песка с яркостью сухого песка. При этом надо иметь в виду тот факт, что свет, падающий на сухой песок, проходит через воздух, а свет, падающий на мокрый песок, - через воду.

Насыпьте песок в разовую бумажную тарелку. Налейте с края тарелки немного воды. Отметив яркость разных участков песка в тарелке, сделайте вывод, в каком песке рассеяние больше: в сухом (в котором песчинки окружены воздухом) или в мокром (песчинки окружены водой). Можно попробовать испытать и другие жидкости, например, растительное масло.

Сломанный карандаш

Эксперимент со стрелками

Это удивит не только детей, но и взрослых!

С детьми еще можно провести пару опытов Пиаже. Например, взять одинаковое количество воды и налить в разные стаканы (например широкий и низкий, а второй – узкий и высокий.) А затем спросить в каком воды больше?
А еще можно положить одинаковое количество монеток (или пуговиц) в два ряда (один под другим). Спросить одинаковое ли количество в двух рядах. Потом, убирая одну монетку из одного ряда, остальные раздвигать, чтобы по длине этот ряд был таким же, как и верхний. И снова спросить одинаково ли сейчас и т.д. Попробуйте – ответы вас наверняка удивят!

Иллюзия Эббингауза (Эббингхауза) или круги Титченера - оптическая иллюзия восприятия относительных размеров. Самая известная версия этой иллюзии состоит в том, что два круга, идентичные по размерам, помещаются рядом, причём вокруг одного из них находятся круги большого размера, тогда как другой окружён мелкими кружками; при этом первый круг кажется меньше второго.

Два оранжевых круга имеют совершенно одинаковые размеры; тем не менее, левый круг кажется меньше

Иллюзия Мюллера-Лайера

Иллюзия состоит в том, что отрезок, обрамленный «остриями», кажется короче отрезка, обрамленного «хвостовыми» стрелками. Иллюзия была впервые описана немецким психиатром Францем Мюллером-Лайером в 1889 году

Или еще вот, например, оптический обман- вначале видишь черное, затем белое

Еще больше оптических иллюзий

И в завершении игрушка-иллюзия – Тауматроп.

При быстром вращении небольшого куска бумаги с двумя рисунками, нанесенными с разных сторон, они воспринимаются как один. Такую игрушку можно сделать самим, нарисовав или наклеив соответствующие изображения (несколько распространенных тауматропов - цветы и ваза, птица и клетка, жук и банка) на достаточно плотную бумагу и по бокам приделать веревочки для закручивания. Или еще проще - прикрепить к палочке, как леденец, и быстро вращать ее между ладонями.

И еще парочку картинок. Что Вы на них видите?

Кстати, в нашем магазине можно купить уже готовые наборы для проведения опытов в области оптических иллюзий!

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Есть очень простые опыты, которые дети запоминают на всю жизнь. Ребята могут не понять до конца, почему это все происходит, но, когда пройдет время и они окажутся на уроке по физике или химии, в памяти обязательно всплывет вполне наглядный пример.

сайт собрал 7 интересных экспериментов, которые запомнятся детям. Все, что нужно для этих опытов, - у вас под рукой.

Огнеупорный шарик

Понадобится : 2 шарика, свечка, спички, вода.

Опыт : Надуйте шарик и подержите его над зажженной свечкой, чтобы продемонстрировать детям, что от огня шарик лопнет. Затем во второй шарик налейте простой воды из-под крана, завяжите и снова поднесите к свечке. Окажется, что с водой шарик спокойно выдерживает пламя свечи.

Объяснение : Вода, находящаяся в шарике, поглощает тепло, выделяемое свечой. Поэтому сам шарик гореть не будет и, следовательно, не лопнет.

Карандаши

Понадобится: полиэтиленовый пакет, простые карандаши, вода.

Опыт: Наливаем воду в полиэтиленовый пакет наполовину. Карандашом протыкаем пакет насквозь в том месте, где он заполнен водой.

Объяснение: Если полиэтиленовый пакет проткнуть и потом залить в него воду, она будет выливаться через отверстия. Но если пакет сначала наполнить водой наполовину и затем проткнуть его острым предметом так, что бы предмет остался воткнутым в пакет, то вода вытекать через эти отверстия почти не будет. Это связано с тем, что при разрыве полиэтилена его молекулы притягиваются ближе друг к другу. В нашем случае, полиэтилен затягивается вокруг карандашей.

Нелопающийся шарик

Понадобится: воздушный шар, деревянная шпажка и немного жидкости для мытья посуды.

Опыт: Смажьте верхушку и нижнюю часть средством и проткните шар, начиная снизу.

Объяснение: Секрет этого трюка прост. Для того, чтобы сохранить шарик, нужно проткнуть его в точках наименьшего натяжения, а они расположены в нижней и в верхней части шарика.

Цветная капуста

Понадобится : 4 стакана с водой, пищевые красители, листья капусты или белые цветы.

Опыт : Добавьте в каждый стакан пищевой краситель любого цвета и поставьте в воду по одному листу или цветку. Оставьте их на ночь. Утром вы увидите, что они окрасились в разные цвета.

Объяснение : Растения всасывают воду и за счет этого питают свои цветы и листья. Получается это благодаря капиллярному эффекту, при котором вода сама стремится заполнить тоненькие трубочки внутри растений. Так питаются и цветы, и трава, и большие деревья. Всасывая подкрашенную воду, они меняют свой цвет.

Плавающее яйцо

Понадобится : 2 яйца, 2 стакана с водой, соль.

Опыт : Аккуратно поместите яйцо в стакан с простой чистой водой. Как и ожидалось, оно опустится на дно (если нет, возможно, яйцо протухло и не стоит возвращать его в холодильник). Во второй стакан налейте теплой воды и размешайте в ней 4-5 столовых ложек соли. Для чистоты эксперимента можно подождать, пока вода остынет. Потом опустите в воду второе яйцо. Оно будет плавать у поверхности.

Объяснение : Тут все дело в плотности. Средняя плотность яйца гораздо больше, чем у простой воды, поэтому яйцо опускается вниз. А плотность соляного раствора выше, и поэтому яйцо поднимается вверх.

Кристаллические леденцы