План
Введение
Качества, которые легли в основу понимания русского национального характера.
Основная часть
Особый семейный уклад в доме купца Калашникова.
Купец Калашников - носитель чести.
Жизненные и нравственные принципы Калашникова.
Заключение
Калашников - защитник рода, семьи.
Под русским национальным характером понимаем такие качества, свойственные русскому человеку, как смелость, решительность, любовь к родине и родной семье, чувство собственного достоинства, честность. Самоотверженность, отсутствие раболепия перед вышестоящими людьми. Этими всеми свойствами характера и обладает главный герой поэмы М.Ю. Лермонтова - купец Калашников.
Купец Калашников весь день на работе, в его семье царят домостроевские порядки: жена ждет мужа с работы, дети находятся под ее присмотром. Он верующий человек, живущий по общепринятым законам. Купец Калашников - носитель чести, человек независимого, свободного сословия. Жизненные и нравственные принципы Калашникова выражены в его речи перед боем. Не побоявшись угроз Кирибеевича, он с достоинством отвечает:
А зовут меня Степан Калашников,
А я родился от честного отца
И жил я по закону Господнему:
Не позорил я чужой жены,
Не разбойничал ночью тёмною,
Не таился от свету небесного.
В сцене поединка, ещё не вступив в бой с Кирибеевичем, он одерживает над своим противником моральную победу: обличающие слова Калашникова заставили «удалого» Кири- беевича побледнеть и замолчать («На раскрытых устах слово замерло»). Заключительная «Песня» поэмы, где изображена «безымянная могилка», придала подвигу Калашникова, который не побоялся открыто выступить «за святую правду- Матушку», народное значение. Калашников противопоставляет свою жизненную позицию, своё происхождение, своё независимое занятие разбою, низости и распутству опричников. Степан Парамонович выступает здесь защитником рода, семьи- в случае своей смерти он наказывает братьям вступиться за его честное имя.
Перед кулачным боем Калашников кланяется сначала царю, потом «святым церквам», «а потом всему народу русскому», это ещё раз говорит о нём, как о человеке достойном, нравственно чистом.

. Открытый урок.

Литература.

Тема. Концепция героической личности в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

Цели.

1.Ознакомить учеников с историей создания «Песни…».

3.раскрыть содержание конфликта между героями «Песни…».

5.Совершенствовать навыки анализа художественного текста.

Ход урока .

1.Организационный момент.

2.Слово учителя.

проявлял особый интерес к национальной истории, ища в ней богатырского духа, ярких личностей, которых так не хватало среди его современников. Молодое окружение поэта ни к чему не стремилось, среди них было мало достойных людей, героев, поэтому поэт искал их в русской истории. Тема истории отразилась, в частности, в стихотворении «Бородино» и в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» была написана во время пребывания Лермонтова на Кавказе – «от скуки, чтобы развлечься во время болезни, не позволявшей ему выходить из комнаты» (свидетельство).Так, не выходя из комнаты, Лермонтов переносится во времени, становится свидетелем давно минувших событий, усваивает склад старинной речи. Поэма приближена к народной поэзии, в ней использованы характерные для фольклора эпитеты, зачины, повторы.

«Песня…» описывает страшное для Руси время опричнины, кровавого правления Ивана Грозного, «бездну ужасов и тиранства»()

3.Краткая историческая справка о времени правления Ивана Грозного .

4. Анализ текста.

1 блок вопрсов

Какие исторические детали использованы автором для того, чтобы передать эпоху Ивана Грозного?

Какое значение имела опричнина для уклада русской жизни?

2 блок вопросов

Каким предстаёт перед нами купец Калашников?

По каким приметам можно утверждать, что купец предчувствовал беду?

«Недобрый день задался», «заря туманная», «набегают тучки на небо», «метелица», то есть явления природы подсказывают и герою, и читателю, что впереди будут тревожные события.

Что заставило «смутиться думой крепкою» Калашникова, вернувшегося домой?

Нарушился порядок в доме, потому что нет ещё жены.

В чём подозревает свою жену Калашников? Почему он так строго её встречает?

Он сурово разговаривает с женой. Но давайте вспомним законы того времени: жена должна бала беспрекословно подчиняться мужу. Доказательством того является книга “Домострой”.Послушайте “Поучение мужа жене”:“Подобает поучити мужем жен своих с любовью и благорассудным наказанием, жены мужей своих вопрошают о всяком благочинии: како душу спасти, богу и мужу угодити и дом свой добре строити и во всём ему покоряться и что муж накажет, то с любовью примати и со страхом внимати, и творити по его наказанию. А коли ослушается жена мужа, тот может побить её плёткою”. Раньше брак заключался в церкви, считалось, что муж с женой должны быть верны друг другу до гробовой доски. Не случайно Калашников так строго разговаривает с Алёной Дмитриевной.

Не на то пред святыми иконами
Мы с тобою жена обручалися,
Золотыми кольцами менялися.

Как объясняет Алёна Дмитриевна своё долгое отсутствие? Как она реагирует на обвинения мужа?

В семье Калашниковых было счастье до тех пор, пока опричник Кирибеевич не разрушил его, оскорбив Алёну Дмитриевну.

Не случайно она обращается именно к мужу с просьбой защитить её.

На кого, кроме тебя, мне надеяться?
У кого просить стану помощи?
На белом свете я сиротинушка.

Муж для неё “красно солнышко”, его немилости она боится больше, чем “смерти лютой”.

Почему купец Калашников принимает решение биться с царским опричником? У кого ищет помощи?

Выходя на поединок, Калашников выполняет просьбу жены о заступничестве: “Ты не дай меня, свою верную жену, злым охульникам на поругание!” Степан Парамонович выступает здесь защитником рода, семьи - в случае своей смерти он наказывает братьям вступиться за его честное имя. Это не просто месть, наказание “бусурманскому сыну”, это и не страх “злых охульников”: Калашников наделён высоким моральным сознанием, чувством собственного достоинства. А ведь он мог, услышав о “славной семье” Скуратова, поняв, что Кирибеевич - опричник, повести себя иначе. Многие обесчещенные опричниками жёны возвращались по домам - и семья смирялась с фактом своего бесчестья.

3 блок вопросов

Почему Кирибеевич не сказал всей правды царю?

Кирибеевич - верный опричник, “лукавый раб”. Рабство Кирибеевича - в его безусловном подчинении царскому закону, над которым он не признаёт ни совести, ни чести. Он не стыдится раскрыть на скоморошьем пиру свою “думу крепкую”, обнажить душу перед толпой. Выходя на бой, он кланяется только царю - не поминая ни Бога, ни народа. Для него бой - потеха в царскую угоду: “Лишь потешу царя нашего, батюшку”. Но это не мешает Кирибеевичу лукавить перед царём: на пиру он скрывает от Иоанна, что Алёна Дмитриевна замужем, и заручается его поддержкой.

Как проявляется у Кирибеевича и Калашникова любовь к Алёне Дмитриевне?

Отличительная черта натуры Кирибеевича - желание покрасоваться, “нарядом похвастаться”, “показать удальство своё”. Рабская натура, угодничество Кирибеевича порождают в нём желание властвовать, ни в чём не знать отказа. Алёну Дмитриевну он выбирает не только за красоту: его уязвляет её независимость, безразличие к нему, “царскому опричнику”:

У ворот стоят у тесовых
Красны девушки да молодушки,
И любуются, глядя, перешёптываясь,
Лишь одна не глядит, не любуется,
Полосатой фатой закрывается.

Соблазняя Алёну Дмитриевну, Кирибеевич прельщает её завидным положением, богатством: “Станут все тебе завидовать…” Слова Кирибеевича перед поединком звучат дерзким вызовом уверенного в своей победе царского любимца.

Как и положено опричнику, Кирибеевич лишён честного имени - он “бусурманский сын”, без роду, без племени, не случайно Лермонтов величает Калашникова по имени-отчеству, а Кирибеевича - только Кирибеевичем.

Вместе с тем Кирибеевич по-своему незаурядная, яркая личность. Его не назовёшь безликим прихлебателем, в нём, как и в Калашникове, есть удалое начало.

«Песня…» - ответ Лермонтова бескровной, ничтожной современности. Белинский справедливо заметил: “Поэт от настоящего мира не удовлетворяющей его русской жизни перенёсся в историческое прошедшее”. Но и в современной Лермонтову действительности были те, кто “жадною толпой” стояли у трона, были и “невольники чести”. В достойную великую эпоху, как и в “железный” девятнадцатый век, как и в наше время, конфликт чести и бесчестия, независимой гордой личности и “лукавого рабства” не утрачивает своей остроты.

Что отстаивает Степан Калашников в битве с Кирибеевичем?

4 блок вопросов

Как гибнет каждый из героев и какую память о себе оставляет?

Почему царь приказал казнить победителя в честном кулачном бою?

Каковы ваши впечатления об Иване Грозном?

5.Рефлексия. Работа в группах.

1 группа . Проанализируйте сцену, когда герои кланяются перед боем. Кому и чему кла няется каждый из них? Почему?

Носитель чести в «Песне...» - московский купец Калашников, человек независимого, свободного сословия. Жизненные и нравственные принципы Калашникова выражены в его речи перед боем. Не побоявшись угроз Кирибеевича, он с достоинством отвечает:

А зовут меня Степан Калашников,
А я родился от честного отца,
И жил я по закону Господнему:
Не позорил я чужой жены,
Не разбойничал ночью тёмною,
Не таился от свету небесного.

Калашников противопоставляет свою жизненную позицию, своё происхождение, своё независимое занятие разбою, низости и распутству опричников. Он готов “стоять за правду до последне го ”. Перед боем Степан Парамонович кланяется царю, церквам, “народу русскому”, выражая тем самым почтение не столько власти, сколько Богу и людям

2 группа . Почему Калашников не открыл царю всей правды?

Калашников не раскрыл подлинных причин поединка, сказав царю, что убил Кирибеевича “вольной волею”, то есть без особого повода, предпочёл плаху обнародованию семейной беды. В этом поступке - безусловное право на сохранение суверенности, тайны перед лицом власти. Кирибеевич не постеснялся на пиру по приказу Ивана Грозного разоблачиться перед всеми в личном, интимном переживании - любви к Алёне Дмитриевне, но вольный купец не признаёт вмешательства в свою внутреннюю, сокровенную жизнь.

3 группа . Кто вершит суд над Калашниковым? Зачем в эту сцену введён грозный царь Иван Васильевич? Справедлив ли его суд?

В эпоху бесчестья и террора Калашников отстаивал честное имя и неприкосновенность семьи. За это он был казнён и погребён не по христианскому обряду, а как разбойник - промеж трёх дорог. Но, несмотря на позорную казнь и погребение в “безымянной могиле”, Калашников оставил по себе добрую память:

Пройдёт стар человек - перекрестится,
Пройдёт девица - пригорюнится.
А пройдут гусляры - споют песенку.

Суд царский разошёлся с судом народным. Калашников, казнённый царём и “оклеветанный молвой”, становится народным героем

6.Итог урока

7 Домашнее задание

Кодекс чести русича

Схожесть и различия характеров героев поэмы Лермонтова - опричника Кирибеевича и купца Калашникова

В основе поэмы М.Ю. Лермонтова «Песнь про царя Ивана Васильевича…» представлены столкновение противоположных человеческий характеров, конфликт взглядов и принципов.

Кирибеевич и Калашников – два совершенно разных представителя русской знати.

Первый из них – Кирибеевич, любимый опричник царя Ивана Грозного. Он пользуется расположением и милостью государя и имеет все: хорошего коня, оружие, дорогие одежды, любовь девушек. Но ему полюбилась чужая жена, жена купца Калашникова Алена Дмитриевна.

Красота, богатство, могущество Кирибеевича испортили его, он стал человеком эгоистичным, попирающим семейные устои и правила.

Замужество избранницы его не останавливает. Подкараулив ее, Кирибеевич предлагает Алене Дмитриевне богатство в обмен на любовь:

«Хочешь золота али жемчугу?

Хочешь ярких камней аль цветной парчи?

Как царицу я наряжу тебя,

Станут все тебе завидовать…»

Его не останавливает присутствие соседок и бесчестие, грозящее замужней женщине.

Кроме того, Кирибеевич оказывается человеком лживым, ведь о замужестве своей возлюбленной он не рассказал даже царю.

Перед кулачным боем, на который его вызвал оскорбленный муж Алены Дмитриевны купец Калашников, Кирибеевич ведет себя как бахвал:

«Присмирели, небось, призадумались!

Так и быть, обещаюсь, для праздника,

Отпущу живого с покаянием,

Лишь потешу царя нашего батюшку».

Дерзкая самоуверенность Кирибеевича отталкивает:

«Ты поведай мне, добрый молодец,

Каким именем прозываешься?

Чтобы знать, по ком панихиду служить,

Чтобы было чем и похвастаться».

В финале поэмы любимый царский опричник получает по заслугам. Поступки этого человека вызывают чувство неприязни и осуждения.

Совсем другим героем предстает купец Калашников. Это порядочный семьянин, живущим по христианским законам, любящий жену и детей.

Ни минуты не раздумывая, Калашников готов отомстить обидчику за нанесенное его семье бесчестие. Перед боем он ведет себя как настоящий мужчина:

«Поклонился прежде царю грозному,

После белому Кремлю да святым церквям,

А потом всему народу русскому…»

На дерзкий вызов Кирибеевича Калашников отвечает так:

«И жил я по закону Господнему:

Не позорил я чужой жены,

Не разбойничал ночью темною,

Не таился от свету небесного…

К тебе вышел я теперь, басурманский сын, -

Вышел я на страшный бой, на последний бой!»

Одержав победу в этом бою, Калашников предстает перед разгневанным царем. На государев вопрос о причине конфликта, уклончиво отвечает, что убил соперника «вольной волею, а за что, про что – не скажет, а скажет только богу единому».

Даже перед угрозой казни Калашников отказывается называть имя жены, чтобы не запятнать ее чести.

Порядочность, честь, благородство Калашникова показывают, что он один из лучших представителей русского общества.

  1. Причины обращения Лермонтова к далекому прошлому. («Песня про... купца Калашникова» связана с XVI веком, эпохой царя Ивана Грозного, но живо перекликается со временем Лермонтова. Она заставляла современников задуматься над вопросами о судьбе и правах человеческой личности, о чести и достоинстве. После поражения декабристов, когда ценность человеческой личности неимоверно понизилась, поэма воспитывала верность идеалам, учила упорству и мужеству в борьбе с деспотизмом.)
  2. Композиция поэмы. (Поэма состоит из трех частей. Первая знакомит с царским опричником Кирибеевичем, передает атмосферу эпохи царя Ивана Грозного. Во второй части автор представляет купца Калашникова. В третьей оба героя сходятся в поединке, который происходит в присутствии самого царя и на глазах народа.)
  3. Характеристика Кирибеевича:
    1. «Удалой боец, буйный молодец». (Кирибеевич — царский опричник, он знатного рода, боярский сын. «А из роду ты ведь Скуратовых и семьею вскормлен Малютиной».)
    2. Способность чувствовать красоту и восхищаться ею. (Молодой опричник покорен красотой Алены Дмитриевны, жены купца Калашникова. Чувство любви делает его одиноким и потерянным в мире грубой силы. Пылкость характера и молодость приводят к неумению управлять своими чувствами, а положение царского опричника — к вседозволенности, к нарушению норм морали.)
    3. Кирибеевич — «лукавый раб». (Так называет своего героя Лермонтов. Смелый воин перед царем остается рабом, не посмевшим сказать ему правды о том, что его возлюбленная — замужняя женщина. Жесткие законы «Домостроя» заставляют его хитрить перед царем, нарушать общественные устои).
  4. Характеристика купца Калашникова:
    1. «...Молодой купец, статный молодец Степан Парамонович».
    2. Калашников — сын своего времени. (Воспитанный по законам сурового времени, Калашников чувствует себя полноправным хозяином в доме, требует порядка и подчинения. Не зная еще о том, что случилось с женой, он грозит запереть ее «за железный замок, за дубовую дверь».)
    3. Степан Парамонович — защитник чести своей семьи. (Узнав о поступке Кирибеевича, он решает «биться насмерть, до последних сил» с обидчиком. Он идет биться «за правду-матушку», как он ее понимает, за честь своего рода и семьи.)
  5. Поведение Кирибеевича и Калашникова во время боя.
    1. Самоуверенность Кирибеевича.
    2. Смелость и правдивость Калашникова.
    3. Моральное превосходство купца. (Исход поединка решила не сила, а моральное преимущество Калашникова, которое почувствовал опричник еще до начала боя. Услышав имя купца, Кирибеевич «побледнел в лице, как осенний снег», потому что понимал свою вину перед ним и чувствовал решимость Калашникова биться насмерть.) Материал с сайта
    4. Смелость Калашникова перед царем и благородство купца. (Калашников прямо говорит царю, что убил опричника «вольной волею». Он не называет ему причины своего поступка, потому что считает случившееся делом его семьи, не хочет позорить имени жены. Но своим поступком он показал, что защищать честь и достоинство человек должен при любых обстоятельствах, даже вопреки воле царя и ценой самой жизни.)
  6. Значение поэмы для современников. (Поэма имела большое значение не только для современников поэта. Она дорога и современному читателю пафосом свободы, уважением к человеку, к его чести и достоинству.)

Поэма Лермонтова представляет собой песню про царя Ивана Васильевича, про его любимого опричника и про смелого купца, про Калашникова. Как же описывает Лермонтов купца Калашникова?

За прилавкою сидит молодой купец,

Статный молодец Степан Парамонович.

Купец Степан Парамонович - один из главных героев поэмы М. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича...», можно даже назвать его основным образом в поэме, поскольку он играет положительную роль.

Вот он сидит за прилавком да «шелковые товары раскладывает», «речью ласковой гостей он заманивает, злато, серебро пересчитывает». А как «отзвонят вечерню во святых церквах», так «запирает Степан Парамонович свою лавочку дверью дубовою...» и идет домой к молодой жене и детям.

Только в самом начале описания купца Калашникова мы видим уже, что «недобрый день задался ему». Пока это выражается только в том, что «ходят мимо баре богатые, в его лавочку не заглядывают», а по приходу домой видит он, что и в доме неладно: «не встречает его молода жена, не накрыт дубовый стол белой скатертью, а свеча перед образом еле теплится».

А когда Степан Парамонович задает вопрос своей работнице, что такое дома делается, то выясняет, что жена его, Алена Дмитриевна, еще с вечерни не вернулась.

По возвращении жены не узнает он ее, не поймет, что с ней сделалось: «.. .перед ним стоит молода жена, сама бледная, простоволосая, косы русые расплетенные снегом-инеем пересыпаны, смотрят очи, как безумные; уста шепчут речи непонятные». Когда рассказала ему жена, что «опозорил ее, осрамил» «злой опричник царский Кирибеевич», то не стерпел обиды удалой купец Калащников - созвал он своих братьев меньших и сказал он им, что вызовет завтра на кулачный бой своего обидчика и будет биться с ним насмерть, а их просил, если его побьют, выйти биться вместо него «за святую правду-матушку».

Образ купца Калашникова поражает нас своей силой духа. Это защитник земли русской, защитник своей семьи, правды.

Лермонтов противопоставляет в своем произведении опричнику Кирибеевичу купца Калашникова. Он показывает купца не только как «удалого бойца», но и как борца за правое дело. Его образ - образ богатыря русского: «горят очи его соколиные», «могутные плечи он распрямляет», «боевые рукавицы натягивает».

Во всех поступках и действиях купца видно, что он борется за правое дело. Вот, выходя на бой, он «поклонился прежде царю грозному, после белому Кремлю да святым церквам, а потом всему народу русскому», а обидчику своему он говорит, что «жил он по закону господнему: не позорил он чужой жены, не разбойничал ночью темною, не таился от свету небесного...»

Потому и «побледнел в лице, как осенний лист» опричник царя, опозоривший жену купца.

Купец Калашников не просто смелый и мужественный человек, он силен своим духом и потому побеждает.

И подумал Степан Парамонович:

Чему быть суждено, то и сбудется;

Постою за правду до последнева!

А победив опричника, верного слугу царя Ивана Васильевича, не боится перед ним ответ держать, что убил он его «вольной волею», только за что убил, не может он сказать царю, чтобы не подвергать честь свою и жены поруганию.

Вот и идет он на плаху за свою честность, смелость. А то, что «ответ держал он по совести», понравилось даже царю. Но царь не мог отпустить его просто так, ведь убит его лучший опричник, его верный слуга. Потому и готовят топор для купца, а молодую жену его и детей царь пожаловал из казны, братьям его велел торговать «безданно, беспошлинно».

Образ купца Степана Парамоновича - это образ сильного, смелого человека, «удалого бойца», «молодого купца», честного и стойкого в своей правоте. Потому и песня про него сложена была, и люди не забывают его могилу:

Пройдет стар человек - перекрестится,

Пройдет молодец - приосанится,

Пройдет девица - пригорюнится,

А пройдут гусляры - споют песенку.