Личность и общество

«Анна Каренина» - это одно их трех эпических произведений и вершин творчества великого русского писателя Льва Николаевича Толстого . В этом романе наиболее красочно и разнообразно изображена жизнь в России в 1870-е годы. Несмотря на то, что в нем отсутствуют известные исторические фигуры или прославленные герои, в романе все же есть историческое явление. Это развитие и преобразование всего народа. Автора немало интересовали нравственно-социальные вопросы в сложившемся обществе, поэтому роман носит и социальный характер. Основная сюжетная линия произведения связана именно с трагизмом противостояния личности обществу.

Трагична жизнь главной героини – Анны Карениной и в этом кроется социальный подтекст. Будучи в браке по расчету за именитым чиновником, она никогда не любила своего мужа, но уважала и хорошо относилась к нему, как того требовали нравственные устои. Повстречав настоящую любовь, она бросила вызов обществу. В попытках спасти свое счастье, она идет наперекор моральным канонам. При этом сама себе не может простить этого поступка. В результате, в душе героини поселяется уничтожающее и гнетущее чувство вины. Такая личность, как Анна не могла существовать во лжи и фальши. Люди, окружающие ее должны были это понять и заметить, но в господствующих кругах безразлично относились к духовой жизни человека.

Противостояние обществу проглядывает и в прочих поступках Анны. Она смело высказывается о женском образовании и замечена в спорах по поводу женских гимназий. Пытаясь игнорировать общественное осуждение и пересуды в свете, Анна начинает заниматься различными бесполезными и искусственно надуманными занятиями. Однако это лишь усугубляет ее душевный распад и приводит к окончательному надлому. Она начинает тайком принимать сильнодействующие препараты, чтобы забыться. Анна понимает, что достигла всего, чего сама хотела, но мир не простил ей открытости и честности. Даже Вронский в определенный момент оказался по другую сторону, так как не имел духовного начала. По достоинству оценить ум, простоту и доброе начало в Анне смог лишь Левин – человек, сам подверженный бесконечным духовным исканиям.

В романе отчетливо показано, сколь безжалостным может быть общество. Даже любовь не может сгладить это противостояние между личностью и обществом. Она лишь привела к ссорам и непониманию между людьми. Драма главной героини заключается не только в том, что она горда и прямолинейна. В этой трагедии замешаны общественные оковы, в которых женщина буржуазно-дворянского общества пребывала. По законам этого общества женщина должна была быть лишена всякой самостоятельности и права на выбор. А Каренина, имея самые чистые моральные помыслы, вступила в противоречие с этим общественным явлением и проиграла.

«Анна Каренина» - одна из трех замечательных вершин в творчестве Льва Толстого. Роман этот является естественным переходом от «Войны и мира» к «Воскресенью».

Толстого очень волновали вопрос современной действительности. Жизнь России 70-х годов отражается в «Анне Карениной» во всем своем разнообразии, от императорского двора до крестьянской избы. В основе социального романа «Анна Каренина» лежит историческое явление, что касается жизни всего народа. Но в произведении отсутствуют исторические фигуры, прославленные герои, батальные сцены. Жизнь отражается во всей своей обиходности, в создании типичных образов современности, в процессе становления нового жизненного устроя.

Быт послереформенного времени показался непрочным. Обнищание, семейные драмы, крах банков, катастрофы на железных дорогах - такими были признаки времени 70-х годов XIX века.

В романе «Анна Каренина» Толстому прежде всего импонировало главное мнение произведения - роль семьи. Ведь все важнейшие общественные изменения начинаются или завершаются в семейном кругу, в личном мире, в повседневной жизни. Значения социальных изменений в жизни человека измеряются, вероятно, степенью их влияния на семейные распорядки.

В чем же заключается трагедия Анны Карениной? Она имеет социальное содержание. Даже к любви Вронского Анна была одинокой в мире и одинокой в своей семье. Взгляд на семью в светском обществе был довольно странным: дети воспитывались отдельно от родителей. Возможно, потому так жестоко решает Каренин судьбу Анны, разлучив ее с сыном, что сам не чувствовал родительскую любовь к своему ребенку? К тому же в обществе господствует ложь: княгиня Бетси постоянно изменяет мужу, а княгиня Мягкая так расценивает поступок Анны: «Оная сделала то, что все, кроме меня, делают, но скрывают».

Если бы Анна придерживалась внешней благопристойности в семейных отношениях, то общество не отвернулось бы от нее. Могла ли бы такая натура, как Анна, жить во лжи? Безусловно, нет. Это должны были бы понять люди, какие жилы рядом с ней, но в отношениях господствующего класса безразлично относились к духовной жизни человека. Следовательно, основными препятствиями, к счастью Анны Карениной с Вронским стояли Каренин и светское общество. Вспоминая сцену в театре, понимаешь, что Анна боролась с обществом, но не имела поддержки даже со стороны любимого: «Ему жалоба было ее и все-таки досадно. Он уверял ее в своей любви, потому что видел, что только одно это может теперь успокоить ее, и не упрекал ее словами, но в душе своей он упрекал ее».

Поиски выхода из положения противостояния человека и общества прослеживаются в желании Анны стать писательницей, поборницею женского образования, в ее спорах относительно женских гимназий. Однако искусственность ее положения и занятий приводит к поискам забвения с помощью наркотиков. Силы надломились. Но сначала Анне удавалось все. Каренин с болью замечал, что она получала триумф над всеми: не захотела оставаться в его судьбе - не осталась, решила поехать с Вронским - и поехала. То, от чего она отреклась, словно умерло для нее и перестало существовать. И здесь уже продолжалась борьба за существование, преодолевались все препятствия. И не было такой жертвы, какую бы Анна Каренина принесла во имя осуществления своей мечты счастье.

«Мир» не простил Анне открытой и честной любви. И Вронский, как типичный представитель этого «мира», очутился на другой стороне от нее, потому что в нем тоже нет духовного начала, он безразличен. Лишь Левин оценил ум, образованность, простоту Анны Карениной, понял, что ее жизнь преисполнена большого напряжения.

Даже любовь не уменьшило противостояние общества и личности, а подтолкнуло к дрязгам и спорам с миром, с людьми, с жизнью.

Драма Анны Карениной заключается в том, что она, питая самые чистые моральные чувства и помыслы, вступила в противоречие с обобщенным стереотипом отношений своей среды и своей эпохи.

  1. Новое!

    В 70-е годы Л. “Н. Толстой все чаще и глубже стал задумываться над проблемами брака и семьи. Окружающая действительность давала немало материалов для размышления над вопросами жизни семейной. В январе 1872 года бросилась под поезд на станции Ясенки Анна...

  2. Решение сложных проблем семейной жизни героев произведения совершенно недвусмысленно оттеняется в «Анне Карениной» изображением поистине счастливой семьи крестьянина Ивана Парменова. Соответствующие страницы служат не только фоном, на котором яснее видна...

  3. Новое!

    Но ежели для истинной любви Страдание всегда необходимо, То, видно, уж таков закон судьбы. Научимся сносить его с терпеньем. В. Шекспир Трагичность женской судьбы - не новый мотив в русской литературе. До Л. Н. Толстого мы сопереживали пушкинской...

  4. Новое!

    После окончания работы над "Войной и миром" Толстой приступил к созданию произведения о Петровской эпохе: собрал большой материал, сделал несколько черновых набросков. Однако процесс писания подвигался очень медленно. Толстой все больше и...

Новая книга писателя не случайно была названа именем героини. В центре произведения оказалась трагедия Анны Карениной, русской женщины 60-х-70-х годов XIX века, попытавшейся отстоять своё право на любовь и свободу. Писатель изобразил героиню, исполненную душевных сил, внешне и внутренне обаятельную. Раскрытию этих свойств помогает выразительный портрет Анны, в котором особенно выделен её запоминающийся оживленный взгляд, свет её блестящих серых глаз, прелестная улыбка, «изгибавшая её румяные губы». В этих чертах ощущался «избыток чего-то», который переполнял всё её существо. В другом месте текста этот портрет дополняется легкой походкой, колечками вьющихся черных волос, небольшими руками, энергичными и одновременно нежными. А в сцене бала писатель обогащает этот портрет описанием костюма, «черного, низко срезанного бархатного платья, открывавшего её точеные, как старой слоновой кости, полные плечи и грудь». Детали эти повторяются Толстым, варьируются, и мы отчётливо представляем пластически переданный облик этой женщины. Внешность героини, воссозданная писателем, частично запечатлевает облик дочери Пушкина - Марии Александровны, что подтверждают свидетельства современников и портрет М. Гартунг, выполненный художником И. К. Макаровым и хранящийся ныне в музее Л. Толстого в Москве. Этот факт углубляет в нашем сознании связь романа с пушкинским наследием.

Однако особое обаяние Анны Карениной состояло не только во внешнем её облике, но и в богатстве её натуры, в интенсивности внутренней жизни, в её душевности, отзывчивости, чуткости и непосредственности выражения чувств, что не могло пройти не привлекать внимания пытливых людей, общавшихся с нею. Их покоряли широта интересов Анны, её пристрастие к английским романам, склонность к творчеству (она сочиняет детский роман, высоко оцененный издателем), познания в области изобразительного искусства и архитектуры, живой отклик на общественные вопросы жизни, её многосторонняя одарённость.



Но этой прекрасной женщине суждено стать трагической героиней. Уже первая встреча читателей с Анной на станции Петербургской железной дороги сопровождается несчастным случаем, смертью сторожа, раздавленного поездом. На этот эпизод обостренно реагирует героиня, и мы догадываемся, что произошедший горестный эпизод бросает свет на судьбу Анны и предвещает её трагедийный финал.

Наше знакомство с обстоятельствами замужества и семейной жизни героини подтверждает нашу догадку. Тётка устроила её брак по расчёту, выдав за знатного и богатого, сухого и немолодого Каренина, в своей семейной жизни Анна не знала любви и заживо похоронила себя, будучи обреченной на тиранию деспотического мужа и нескончаемую муку. О своей затворнической жизни с Карениным она рассказывает так: «Он восемь лет душил мою жизнь, душил всё, что было во мне живого... на каждом шагу он оскорблял меня и оставался доволен собой». Живая натура, наделенная яркой эмоциональностью и потребностью любить, Анна не хочет мириться со своей несвободой и лицемерием мужа, долга, и потому, полюбив, она не сразу, а мучаясь и терзаясь, делает свой выбор. К тому же властно удерживали её в кругу семьи материнское чувство, нежная привязанность к своему мальчику.

Тем не менее, встреча с Вронским, нарушив её душевный покой и пробудив жажду подлинной жизни, настолько захватывает Анну, что она больше не хочет себя обманывать, не желает поддерживать царящие в семье фальшь и лицемерие, не намерена дальше считаться с установлениями косного и самодовольного света, с его ханжеством, ложью и бездушием. Анна новыми глазами глядит на сослуживцев мужа, на окружающих её людей, на светский круг, на мужа с его оттопыренными ушами, на самое себя, открыв в себе человека. И она бросает вызов тем силам, которые давили живую жизнь, сталкивается с ныне ненавистным миром, вступая в острый конфликт с аристократическим обществом, лицемерно осудившим поступок Анны.

Читатель с волнением и напряженным вниманием читает ярко переданные Толстым сцены скачек, свидания с Вронским на даче, объяснения с мужем, ухода к Вронскому. Становится очевидным, что любовь полностью преобразует героиню, возвышает Анну над её средой, открывает мир человеческих отношений, дает истинное счастье.

Но враждебная действительность преследует женщину, осмелившуюся не считаться с законами света. Её лишают права видеться с сыном, и потрясающая сцена свидания с Серёжей должна произойти тайно, скоротечно. «Свет» объявляет Анну преступницей, человеком «вне закона», порочной женщиной, хотя сам он окутан пороками и «каменеет» в разврате. Авторская позиция между тем сложна и неоднозначна. Толстой, безусловно, сочувствует своей героине, ставшей жертвой лицемерной общественной среды. Но он же показывает себялюбие и «эгоизм страсти» героини, сужение сферы жизни Анны, сосредоточенность на своей любви к Вронскому, забвение родительской ответственности.

Драматические обстоятельства жизни с героем романа приводят к отчуждению любящих, расставанию с Вронским, исчезновению душевного покоя, росту терзаний и самобичевания Анны, у которой чувственное влечение столкнулось с её внутренним благородством и нравственным чувством, а также обостренным ощущением тупика, в котором она оказалась. Героиня с неумолимой неизбежностью идёт к своему трагическому финалу. Её душевные муки становятся безмерными, утраты всего, чем она жила, стали безграничными. Для неё ничего в этой жизни не остаётся... «Стало быть, всё кончено». Кругом одна неправда, «всё ложь, всё обман, всё зло». Остаётся только «потушить свечу», уйти из жизни.

С огромной художественной силой и достоверностью показано в романе самоубийство Анны, её гибель под колёсами поезда, машины, ассоциирующейся с мужем-машиной, обществом, давящим человека с тупым безразличием машины. И тут нам открывается сокровенный смысл- «Мне отмщение и аз воздам» - эпиграфа романа. Осуждающие слова Бога относятся и к пути Анны, которого Толстой - при всём сочувствии к героине - не приемлет, видя в поведении её не только беду, но и трагическую вину, и к лживому обществу, погубившему прекрасную человеческую личность, потянувшуюся к свободе и счастью.

Каренин и Вронский. Такое понимание эпиграфа подтверждается намерением Толстого, высказанным в письме А. Фету в 1863 году: «Ничтожных лиц <...> ругать так, чтобы небу жарко было, или смеяться над ними так, чтобы животики подвело». Эти слова проливают дополнительный свет на обрисовку в романе Каренина и его круга. Толстой изображает в лице мужа Анны представителя сановной аристократии, всецело подчиненного фальшивой светской морали, требующего от людей и от своей жены «соблюдения внешних условий приличия», как это принято «в сферах служебных». Воспроизводя облик этой «министерской машины», Толстой не жалеет красок, чтобы наделить «строго-самоуверенную фигуру» Каренина отталкивающими чертами. Особенно запоминаются его «мертвые глаза», «тонкий» пилящий голос и его торчащие уши. Эти внешние черты отражают внутреннюю сущность нудного, холодного, черствого и бездушного человека, не способного любить. Предельно оторванный от живой жизни, он призван подавлять её живые проявления. Существование Анны с таким человеком не могло не стать для неё духовным рабством. Лишь в редкие минуты у него бывают проблески человечности, показанные писателем для оттенения бездушной сущности Каренина и как некоторые отступления от принятой нормы. Эта личность по-своему трагична, являя перед читателем уродливое искажение человеческой природы в условиях бесчеловечного общества.

От подлинной, многогранной жизни по-своему далёк и Вронский. Правда, он переживает в романе определенную эволюцию, пытается, выйдя в отставку, жить по-новому, ищет сферу приложения своих сил. Но и за политику, и за новые книги, и за сельское хозяйство, и за живопись он хватается, по слову Толстого, «как голодное животное». В определенной мере это свойство проявляет он и в любви к Анне, богатство внутренней жизни которой он постичь не в состоянии. Рожденный светской средой, он постоянно тяготеет к ней, к её законам и обычаям, что и приводит к его расхождению с Анной.

Искания Константина Левина. Параллельно с судьбой Анны в романе развертывается история Константина Левина, четвертого центрального героя этого произведения. У него тоже нелегко складываются семейные отношения. Он, как и Анна, живёт чувством, а не «умствованиями», как и она, он приходит к мысли о самоубийстве, как и она, он вступает в конфликт с обществом. Но эти точки сближения лишь оттеняют различия судеб двух героев романа. Левин живёт напряженными идейными, духовными исканиями. В этом он напоминает некоторых толстовских героев предшествующего периода творчества, например, Нехлюдова («Утро помещика»), Оленина («Казаки»), Пьера («Война и мир»). Он хочет понять смысл жизни и смерти, его волнуют судьбы страны, он пытается найти выход из того тупика, в который зашла послереформенная действительность в России. Он убежденно отвергает крепостническую систему хозяйства, в основе которой лежит закабаление крестьян. Решительно протестует он и против воцаряющихся в стране буржуазных порядков, за которые ратуют Свияжский и Кознышев. Именно он констатирует ту истину, что теперь «всё переворотилось» и «только укладывается». И не просто констатирует, а выдвигает самые больные проблемы эпохи, пытаясь их разрешить. Многое этому герою удаётся. Жизненные противоречия, погубившие Анну, преодолеваются Левиным. Он обретает счастье в семейной жизни с Кити. Отказывается от самоубийства, не видя в нём панацеи от всех бед, и решительно прячет шнурок, чтобы избежать трагического соблазна повеситься на нём. Он отходит от морали и взглядов того социального круга, к которому принадлежал по рождению. В своём хозяйствовании Левин стремится учитывать интересы крестьян, которых он уважает, и ищет путей сближения с народом. Правда, ему суждено увидеть, что его интересы как помещика все-таки расходятся с интересами мужиков, и это определяет его духовный кризис, но он уважает тяжелый крестьянский труд. Глубокой поэзией овеяна сцена косьбы, в которой Левин принимает участие и чувствует в этом труде минуты забытья и высокой поэзии. Левин - любимый толстовский герой-правдоискатель, недаром фамилия его образована от имени самого писателя. Выходом из кризиса для Левина становится усвоенная мораль патриархального крестьянства, в частности слова крестьянина Федора о другом мужике: «Фоканыч - правдивый старик. Он для души живёт, Бога помнит...» Эту жизнь для души и Бога отныне признаёт Левин и принимает для себя закон нравственного самосовершенствования - любимую идею Л. Н. Толстого.

Толстому удалось мастерски связать судьбы своих центральных героев, и это определило своеобразие многопланового романа, сложность и стройность его композиции, архитектоники, основанной «на внутренней связи», а не на фабуле и не на отношениях лиц. На это обращал внимание сам Толстой, авторская мысль которого связывает воедино и проблемы романа, и сюжетные его линии. Драматизм духовных исканий героев, трагизм судеб некоторых из них (Анны, Левина, Вронского, отчасти Каренина) делают произведение Толстого монументальным романом-трагедией. А. Фет видел в этой книге «строгий, неподкупный суд всему нашему строю жизни», а Томас Манн находил, что «Анна Каренина» является «величайшим социальным романом во всей мировой литературе».

После окончания "Войны и мира" Толстой усиленно изучал материалы об эпохе Петра Первого, решив посвятить ей свое новое произведение. Однако современность вскоре настолько захватила писателя, что он приступил к созданию произведения, в котором широко и разносторонне показал пореформенную русскую жизнь. Так возник роман "Анна Каренина", который произвел необыкновенно сильное впечатление на современников.

Реакционных критиков напугала в романе суровая правда, с которой писатель показывал русскую жизнь той поры со всеми ее острыми противоречиями. Их напугало резкое осуждение той "нечестной действительности", в которой живут, страдают, борются, мучаются и гибнут такие прекрасные люди, как героиня романа Анна Каренина. Их напугал беспощадно яркий свет, направленный художником на ту сторону жизни буржуазно-дворянского общества, о которой сами они предпочитали умалчивать, - о семейной теме романа.

"Анна Каренина" начинается словами: "Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему". И дальше: "Все смешалось в доме Облонских". Потом мы видим еще более несчастливую семью - Карениных. На наших глазах создается и рождается третья такая же, лишенная покоя и счастья, семья - Анны и Вронского. И только семья Константина Левина и Кити показана счастливой. Но сколько волнений и горя пережили Левин и Кити, прежде чем они создали свою семью!

И счастье Левина не было безмятежным. Он полон беспокойства и тревоги за будущее - и своей семьи, и своей округи, и всей России. Левин - человек глубоко чувствующий и думающий. В то же время он че-" ловек дела, действия. Родовитый дворянин, помещик, он видит, что все его старания сохранить и наладить свое хозяйство обречены на неудачу, что дворянскому землевладению скоро придет конец, что наступает новая эпоха, выдвигающая на арену общественной борьбы новые силы.

Левин хорошо знает народ и по-своему его любит. Он не сомневается в том, что интересы крестьян "самые справедливые". Однако он еще не решается порвать с дворянством и перейти на сторону народа. Он так и не нашел ответа на вопросы: как жить, как хозяйствовать, какие установить взаимоотношения с крестьянами? Толстой пишет, что Левиным владело "чувство внутренней тревоги и ожидания близкого разрешения" - разрешения всех конфликтов и противоречий, с какими он сталкивался в действительности.

В уста Левина писатель вложил красноречивую характеристику пореформенной русской жизни с происходившими в ней крушением старых порядков и поисками новых путей. "У нас... все это переворотилось и только укладывается", - говорит Левин.

В романе показано, как в этот период жило русское общество, как ломались "старые устои", утвердившиеся за долгие годы крепостничества.

Константин Левин большую часть своей жизни проводит в деревне. Описывая его дела и дни,- Толстой широко показывает деревенскую Россию - Россию помещика и крестьянина.

Вся жизнь Анны Карениной прошла в городе. Анна чаще всего появляется в тех главах романа, где изображено петербургское и московское аристократическое общество. Жизнь этого общества показана писателем как искусственная, далекая от настоящих человеческих интересов и целей, полная лицемерия и фальши. Однако эти неприглядные черты прикрыты внешним блеском и лоском, и не так-то легко их разглядеть. И даже Анна Каренина, такой чуткий и тонкий человек, не сразу поняла, что за люди ее окружали.

Судьба героини романа глубоко печальна. Когда Анна была юной девушкой, тетка выдала ее замуж за Каренина - сухого, черствого человека, видного чиновника, делавшего служебную карьеру. Бездушный, холодный эгоист, он даже с сыном говорил языком канцелярских приказов. "Это не человек, а машина, и злая машина", - говорит о нем Анна.

Читая главы романа, посвященные Анне, мы ясно видим, что причины ее гибели кроются не только в ее страстном и гордом характере, но и в тех общественных путах, которыми связана женщина в буржуазно-дворянском обществе. "Законы" этого общества лишают женщину всякой самостоятельности, отдают ее в полное подчинение мужу.

Судьба героини романа трагична. Полон тревоги за будущее Константин Левин. И все же роман не вызывает у читателя чувства безысходности.

Есть в "Анне Карениной" замечательная сцена, где рассказывается, как во время охоты Левин, идя по лесу, заметил шевелящиеся старые, сухие листья. Это их снизу пробивали острые, как иглы, ростки молодой травки. "Каково! Слышно и видно, как трава растет", - сказал себе Левин. Рисуя весеннее обновление природы, Толстой вселяет в сердца своих читателей веру в то, что силы жизни неодолимы. Он утверждает красоту живой жизни, ее победу над силами зла и мрака.

«Анна Каренина» - одна из трех замечательных вершин в творчестве Льва Толстого. Роман этот является естественным переходом от «Войны и мира» до «Воскресения».

Толстого очень волновали вопросы современной действительности. Жизнь России 70-х годов отражается в «Анне Карениной» во всем своем раВНОобразии, от императорского двора до крестьянской хижины. В основе социального романа «Анна Каренина» лежит историческое явление, которое затрагивает жизнь всего народа. Но в произведении отсутствуют исторические личности, прославленные герои, батальные сцены. Жизнь отражается во всей своей повседневности, в создании типичных образов современности, в процессе становления нового жизненного уклада.

Быт пореформенного времени показался непрочным. Обнищание, семейные драмы, крахи банков, катастрофы на железных дорогах - таковы были признаки времени 70-х годов XIX века.

В романе «Анна Каренина» Толстому прежде всего импонировала главная мысль произведения - роль семьи. Ведь все важнейшие общественные изменения начинаются или завершаются в семейном кругу, в личном мире, в повседневной жизни. Значение социальных изменений в жизни человека измеряются, вероятно, степенью их влияния на семейные распорядки.

В чем же заключается трагедия Анны Карениной? Она имеет социальный смысл. Даже любви к Вронскому Анна была одинокой в мире и одинокой в своей семье. Взгляд на семью в светском обществе был довольно странным: дети воспитывались отдельно от родителей. Возможно, поэтому так жестоко Каренин решает судьбу Анны, разлучив ее с сыном, что сам не чувствовал родительской любви к своему ребенку? К тому же в обществе царит ложь: княгиня Бетси постоянно изменяет мужу, а княгиня Мягкая так расценивает поступок Анны: «Она сделала то, что все, кроме меня, делают, но скрывают».

Если бы Анна придерживалась внешней благопристойности в семейных отношениях, то общество не отвернулось бы от нее. А могла бы такая натура, как Анна, жить во лжи? Безусловно, нет. Это должны понять люди, которые жили рядом с ней, но в отношениях господствующего класса безразлично относились к духовной жизни человека. Итак, основными препятствиями, к счастью Анны Карениной с Вронским стояли Каренин и светское общество. Вспоминая сцену в театре, понимаешь, что Анна боролась с обществом, но не имела поддержки даже со стороны любимого: «Ему жалко было ее и все-таки обидно. Он уверял ее в своей любви, потому что видел, что только одно это может теперь успокоить ее, и не упрекал ее словами, но в душе своей он упрекал ее».

Поиски выхода из создавшегося противостояния человека и общества прослеживаются в желании Анны стать писательницей, поборницей женского образования, в ее спорах относительно женских гимназий. Однако искусственность ее положения и занятий приводит к поискам забвения с помощью наркотиков. Силы надломлено... Но сначала Анне удавалось все. Каренин с болью замечал, что она получала триумф над всеми: не захотела оставаться в его судьбе - не осталась, решила уехать с Вронским - и поехала. То, чего она отреклась, словно бы умерло для нее и перестало существовать. И здесь уже продолжалась борьба за существование, добавились все препятствия. И не было такой жертвы, которую бы Анна Каренина принесла во имя осуществления своей мечты счастье.

«Мир» не простил Анне открытого и честного любви. И Вронский, как типичный представитель этого «мира», оказался по другую сторону от нее, потому что в нем тоже нет духовного начала, он равнодушен. Только Левин оценил ум, образованность, простоту Анны Карениной, понял, что ее жизнь полна большого напряжения.

Даже любовь не уменьшило противостояние общества и личности, а подтолкнуло к распрей и споров с миром, с людьми, с жизнью.

Драма Анны Карениной заключается в том, что она, имея самые чистые моральные чувства и помыслы, вступила в противоречие с обобщенным стереотипом отношений своей среды и своей эпохи.