Театральная деятельность очень важна в развитии речи детей. Она позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального художественно-эстетического воспитания. Она неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу; познаёт радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.


Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, звуки, краски, а умело, поставленные вопросы побуждают их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. Исполняя роль, особенно вступление в диалог с другими персонажами ставят ребёнка перед необходимостью ясно, четко и понятно изъясняться. Поэтому участие детей в театрализованных играх будет способствовать полноценному развитию всех сторон связной монологической речи, станет основной предпосылкой успешного обучения в школе.


В результате целенаправленного использования театрализованных игр в непосредственной образовательной деятельности, а также во время свободной деятельности дети приобретут речевые навыки, на основе которых станет возможным построение связных высказываний, разовьётся мышление, память, воображение. Речь станет эмоциональнее, выразительнее и содержательнее.


Связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, вместе с тем выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, так как выступает в виде средства получения знаний и средства контроля за этими знаниями. Связная речь Формирование умений и навыков связной речи у дошкольников это одна из важнейших задач педагогов, поскольку от степени их сформированности зависит дальнейшее развитие личности ребенка и приобретение им учебных знаний.


ТЕАТРСКАЗКА Связная речь - это особая и сложная форма коммуникативной деятельности. С целью развития связной речи дошкольников используются театрализованные игры, которые позволяют заинтересовать воспитанников, удержать их внимание, раскрепостить, развивать репродуктивное и элементы творческого воображения, элементарно-логическое мышление, память и, главное, формировать внутреннюю мотивацию речевого высказывания. ИГРА


На что направлена театрализованная деятельность? На развитие у ее участников ощущений, чувств, эмоций; На развитие мышления, воображения, внимания, памяти; На развитие фантазии; На формирование волевых качеств; На развитие многих навыков и умений(речевых, коммуникатив- ных, организаторских, двигательных и т.д.)


Влияние театрализованной игры на развитие речи ребенка Театрализованная игра: Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса; Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства(динамику, темп, интонацию и др.); Совершенствует артикуляционный аппарат; Формируется диалогическая, эмоционально насыщенная, выразительная речь.






Речь ребенка и различные виды театра Пальчиковый театр *Способствует развитию речи, внимания, памяти; *формирует пространственные представления; *развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движений; * повышает работоспособность, тонус коры головного мозга.




















Целостное воздействие на личность ребенка: его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических процессов; Способствует самопознанию и самовыражению личности; Создает условия для социализации, усиливая адаптационные способности, корректирует коммуникативные качества, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности. Игра-драматизация Самый «разговорный» вид театрализованной деятельности.







ФОЛЬКЛОРНАЯ ПРАКТИКА

ПАМЯТКА ФОЛЬКЛОРИСТУ

I. Принципы записи фольклорных текстов .

1. Непосредственную запись фольклора лучше начинать с просьбы к исполнителям рассказать или спеть их самые любимые произведения.

2. Запись должна производиться только в момент исполнения , а не по памяти.

3. Нельзя прерывать информанта во время исполнения. Все вопросы по тексту задаются после исполнения. Можно прочесть свою запись исполнителю для уточнений и исправлений.

4. Запись должна быть точной, слово в слово , включая частицы и междометия.

5. В диалектных словах и словах, отличающихся своим произношением от литературной нормы, следует фиксировать ударения .

6. Записывать надо не только сам текст, но и реплики исполнителя, фиксирующие отношение к произведению или его героям, уровень понимания текста.

7. Следует записывать весь репертуар исполнителя, а не только редкие тексты. В том числе и варианты произведений книжного происхождения.

8. Каждый текст необходимо паспортизировать.

II. Правила оформления текстов после записи.

2. Полный черновой текст сверяется с магнитофонной записью (если она имеется).

3. Текст переписывается набело без сокращений в тетради №2 «Беловой отчет» . Записи в ней производятся только на лицевой стороне каждого листа. Объем записанных текстов должен быть не менее 400 строчек на стационаре, 200 - на ОЗО.

4. К тексту могут быть приложены примечания исполнителя или комментарии собирателя по следующим пунктам:

Как исполнитель сам определяет жанр произведения;

От кого и где перенял;

Когда и в каких бытовых обстоятельствах обычно исполняется произведение;

Записано как воспоминание или активно бытует.

5. Паспорт каждого текста оформляется по единому образцу:

Фамилия, имя, отчество исполнителя . Иванов Петр Сергеевич

Год рождения . 1947



Профессия (если пенсионер, кем раньше работал). Тракторист

Место записи (хутор/село/поселок/город, район, область).

Хутор Кружилин Даниловского р-на Волгоградской обл.

Фамилия, имя, отчество собирателя . Петрова Мария Ивановна

Примечание

Если в беловой тетради идет подряд несколько текстов, записанных от одного исполнителя, можно дать для них общий паспорт с указанием, к каким текстам он относится. В этих случаях паспорт предваряет первый текст и имеет, например, такое заглавие: Паспорт к №№ 3-7 .

III. Заключительный этап.

На основе полевых записей оформляется беловой отчет о фольклорной практике («МАТЕРИАЛЫ ФОЛЬКЛОРНОЙ ПРАКТИКИ»). Он представляет собой тетрадь с пронумерованными страницами, в которой все переписанные набело тексты имеют сплошную нумерацию, паспорт и, если есть, примечания и комментарии. Все записи производятся только на лицевой стороне каждого листа. После записей составляются две итоговые таблицы: по жанрам и по исполнителям.

Примеры заполнения таблиц.

Таблица 1.

Жанр!! №№ текстов!! №№ страниц!! Кол-во исполнителей

Частушка!! 3-8, 12-15, 27 !! 2-4, 8, 14 !! 3

Анекдот!! 9, 22 !! 6, 12 !! 2

Таблица 2.

ФИО исполнителя!! Жанры!! №№ текстов!! №№ страниц

Петрова С.И. !! лирическая песня, !! 2,3, 16, 21, !! 2, 9, 13, 19,

Частушка, быличка!! 23 !! 20

ОТЧЕТ ПО ФОЛЬКЛОРНОЙ ПРАКТИКЕ

К «МАТЕРИАЛАМ» прилагается «ОТЧЕТ ПО ФОЛЬКЛОРНОЙ ПРАКТИКЕ», в котором дается общая характеристика населенного пункта с точки зрения бытования в нем фольклорных традиций, разнообразия репертуара, преобладания тех или иных фольклорных жанров. Отчет может содержать творческие портреты наиболее талантливых исполнителей, рисунки собирателей и фотодокументы.

Вопросы, на которые следует дать ответ в ходе составления ОТЧЕТА:

1. Общее впечатление о современном состоянии фольклора, о происходящих в нем процессах.

2. Перечень произведений (жанров) традиционного фольклора, получивших широкое распространение в обследуемой местности.

3. Характеристика репертуара и исполнительской манеры 1− 2 наиболее ярких исполнителей.


Образец оформления титульного листа №1

русского языка и литературы

Материалы фольклорной практики,

собранные студенткой 1 курса

гуманитарного факультета

Ивановой Светланой Петровной

В селе Хлевное Липецкой области

Воронеж 2015

Образец оформления титульного листа №2

Министерство образования и науки российской федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Воронежский государственный педагогический университет»

Кафедра теории, истории и методики преподавания

русского языка и литературы

Отчет по фольклорной практике,

студентки 1 курса

гуманитарного факультета

Ивановой Светланы Петровны

Былины, притчи, анекдоты, скороговорки, загадки, и многое другое. Устное народное творчество придает яркость и выразительность. К примеру, с помощью пословиц, фразеологизмов можно тактично намекнуть человеку на его ошибки, при этом не обидев его.

Фольклорные произведения анонимны. Они не имеют конкретного автора. Это то, что создано коллективом людей. Устное народное творчество отражает их быт, традиции, нравы, представления о жизни. Каждая народность имеет свой фольклор, имеющий свои особенности и характер.

Устное народное творчество повлияло на деятельность многих поэтов, писателей и других деятелей искусств. Так, некоторые специалисты считают, что некоторые сказки Шарля Перро, выпущенные в сборнике "Сказки моей матушки гусыни", являются фольклором. А писатель их просто обработал и представил читателю в новом свете. Поэтому они и являются литературными сказками. В русской в своем творчестве активно использовали фольклор А.С. Пушкин, Н.А. Некрасов, Н.В. Гоголь, А.Н. Толстой, М.Е. Салтыков-Щедрин.

Конечно, фольклорные произведения дошли до сегодняшнего дня, в определенной степени утратив свою первозданность. Но смысл при этом остался тот же - донести до последующего традиции и обычаи своего народа.

Видео по теме

Полезный совет

Активно используйте устное народное творчество в воспитании и развитии детей. Оно способствует их интеллектуальному, нравственному развитию.

Источники:

  • Фольклор - Россия.
  • Шарль Перро. Доклад о творчестве писателя.

Частушка – это лирическая короткая песенка, состоящая из 2-х или 4-х строк. Однако петь частушки принято так, чтобы куплет шел за куплетом, одна частушка – за другой. Поются (проговариваются) они на одном дыхании, в быстром ритме. Считается, что и само слово образовалось от глагола частить или прилагательного частый. Как правило, один человек частушку запевает, другой подхватывает, затем включаются еще исполнители, и так – по кругу. Под частушку обычно пляшут. Данный жанр относится к области русского народного творчества.

Инструкция

Относительно появления частушки в мнения ученых расходятся. По мнению одних, частушка бытовала в народе еще на рубеже 17-18 вв. Ее носителями были бродячие артисты. Противники этой точки зрения утверждают, что частушка в качестве особой песенной формы появилась в конце 19 века.

Трудно сказать, кто из ученых прав, но в знаменитом толковом словаре Владимира Даля слова «частушка» нет. Большинство все же к тому, что частушка как жанр, как словесно-музыкальная , впервые упоминается в 1889 году Глебом Успенским в очерке «Новые народные песни».

Удивительным образом частушки возникли практически в одно время в разных областях России. В каждой местности народ придал задорным песенкам свой неповторимый колорит. Иногда суть, в звучании или теме слышался в самом названии: саратовские страдания, волжские матанечки, рязанские ихохошки, вятские нескладушки, уральские тараторки и т.д. В разных краях эти песенки называли по-разному – погудка, коротушка, припевка, цыганочка, собирушка, топтушка и т.д., но во всех случаях речь шла именно о частушке.

Частушка исполняется под разные народные музыкальные инструменты, но чаще всего под гармонь и балалайку. Однако музыкальное сопровождение – не главное при исполнении частушки, иные народы поют ее и вовсе без аккомпанемента.

Структура частушки незатейлива, хотя и не столь проста, как может показаться на первый взгляд. Можно заметить, что в ней органично сочетаются традиция и новаторство.

Традиция заключается в строго определенном объеме (как правило, 4 строки в частушке обычной, 2 – в страданиях), в наличии цельного набора устоявшихся и ставших привычными зачинов и припевов, неизменность оборотов и образов, рифмование четных строк (редко парная зарифмованность).

Новизну в частушку привносят по-разному в разных уголках России. Каждая частушка несет в себе , секрет. Где-то опускают первую строку зачина, предоставляя «слово» гармони или балалайке. Иные исполнители, напротив, наполняют словами даже проигрыш или музыкальную паузу. Вариантов масса, неожиданности могут всплыть в любое время. Все они имеют право на жизнь, ведь это творчество.

Каким бы несерьезным жанром ни считали частушку иные критики, у нее не отнять двух положительных составляющих:

Частушки отражают историю народа, по их содержанию можно судить о событиях с точки зрения простых людей. Частушки – это настроение масс. Они полны живых откликов на происходящие события или отдельные жизненные ситуации. По ним вполне можно проследить историю ;

Частушка несет в себе массу позитива (даже саратовские страдания). Она может быть грустной, но при этом оптимистические нотки в ней непременно присутствуют, частица юмора обязательно есть (часто – подтрунивание над самим собой).
Известны случаи: в состояниях депрессии и стресса стоит людям пропеть несколько частушечных куплетов, как душевная боль уходит, а сердечные раны заживают. Возможно, это происходит от того, что человек просто прокричится, приплясывая, - выпустит пар. А возможно, так проявляется сила коллективного народного искусства. Пусть даже такого немудреного, как частушка.

Частушка – желанный в любой компании в наше время. Она, как прежде, популярна и любима массами. Она не растеряла своего смысла – возможности высказаться, подшутить над собой и над другими, высмеять ситуацию или человека (лентяя, чиновника, пьяницу). Частушка всегда идет в ногу со временем. Она никогда не исчерпает себя.

Видео по теме

Совет 3: О чем сказка Салтыкова Щедрина "Премудрый пескарь"

Писательское творчество сатирика Салтыкова-Щедрина на всех этапах было направлено на то, чтобы открыть современникам глаза на невежество, тупость, бюрократизм и беззаконие процветающие в России того времени.

Сказки для «детей изрядного возраста»

В самые тяжелые годы реакции и строгой цензуры, которые создавали просто невыносимые условия для продолжения его литературной деятельности, Салтыков-Щедрин нашел блестящий выход из сложившейся ситуации. Именно в то время он начал писать свои произведения в форме сказок, которые позволили ему продолжить бичевание пороков российского общества вопреки неистовству цензуры.

Сказки стали для сатирика своеобразной экономной формой, позволявшей продолжить темы своего прошлого . Скрывая истинный смысл написанного от цензуры, писатель использовал эзопов язык, гротеск, гиперболу и антитезу. В сказках для « изрядного возраста» Салтыков-Щедрин, как и прежде, говорил о тяжелой судьбе народа и высмеивал его угнетателей. Бюрократы, градоначальники-помпадуры и другие нелицеприятные персонажи предстают в сказках в образах животных – орла, волка, медведя и др.

«Жил - дрожал, и умирал – дрожал»


Согласно нормам правописания XIX века, слово «пескарь» писалось через «и» - «пискарь».
Одним из таких произведений является ставшая хрестоматийной сказка «Премудрый пискарь», написанная Салтыковым-Щедриным в 1883 году. Сюжет сказки, повествующий о жизни самого обычного пескаря, известен любому образованному человеку. Имея трусливый характер, пескарь ведет замкнутый образ жизни, старается не высовываться из своей норы, вздрагивает от каждого шороха и мелькнувшей тени. Так он и живет до самой своей смерти, и только в конце жизни к нему приходит осознание никчемности столь жалкого его существования. Перед смертью в его сознании возникают вопросы, касающиеся всей его жизни: «Кого он пожалел, кому помог, что сделал хорошего и полезного?». Ответы на эти вопросы наталкивают пескаря на довольно печальные выводы: что никто его не знает, никому он не нужен и вряд ли кто-то вообще о нем вспомнит.

В этом сюжете сатирик в карикатурной форме четко отражает нравы современной мещанской России. Образ пескаря вобрал в себя все нелицеприятные качества трусливого, замкнутого в себе обывателя, постоянно трясущегося за свою шкуру. «Жил - дрожал, и умирал – дрожал» – такова мораль этой сатирической сказки.


Выражение «премудрый пескарь» использовалось как нарицательное, в частности, В. И. Лениным в борьбе с либералами, бывшими «левыми октябристами», перешедшими к поддержке право-либеральной модели конституционной демократии.

Читать сказки Салтыкова-Щедрина довольно сложно, некоторые люди так и не могут понять глубокого смысла, вкладываемого писателем в свои произведения. Мысли, которые изложены в сказках этого талантливого сатирика, и сейчас актуальны в России, погрязшей в череде социальных проблем.

Источники:

  • Премудрый пискарь
  1. ОПИСАНИЕ МЕТОДОВ И МЕТОДИК, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ПРЕДСТАВЛЯЕМОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОПЫТЕ.

Методика использует методы, разработанные в дидактике. Метод развития речи определяется как способ деятельности педагога и детей, обеспечивающий формирование речевых навыков и умений.

Выделяют три группы методов - наглядные, словесные и практические. Это деление весьма условно, поскольку между ними нет резкой границы. Наглядные методы сопровождаются словом, а в словесных используются наглядные приемы. Практические методы также связаны и со словом, и с наглядным материалом. Причисление одних методов и приемов к наглядным, других к словесным или практическим зависит от преобладания наглядности, слова или действий как источника и основы высказывания.

Наглядные методы используются в детском саду чаще. Применяются как непосредственные, так и опосредованные методы.

К непосредственным относится метод наблюдения и его разновидности:

Словесные методы в детском саду применяются реже: это чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал. Во всех словесных методах используются наглядные приемы: показ предметов, игрушек, картин, рассматривание иллюстраций, поскольку возрастные особенности маленьких детей и природа самого слова требуют наглядности.

Практические методы направлены на применение речевых навыков и умений и их совершенствование. К практическим методам относятся различные дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры (приложение №5). Они используются для решения всех речевых задач.

Методические приемы развития речи традиционно делятся на три основные группы: словесные, наглядные и игровые.

Широко применяются словесные приемы. К ним относятся речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, оценка детской речи, вопрос.

Речевой образец - правильная, предварительно продуманная речевая деятельность педагога, предназначенная для подражания детьми и их ориентировки. Образец должен быть доступным по содержанию и форме. Он произносится четко, громко и неторопливо. Поскольку образец дается для подражания, он предъявляется до начала речевой деятельности детей. Но иногда, особенно в старших группах, образец можно использовать и после речи детей, но при этом он будет служить не для подражания, а для сравнения и коррекции. Образец применяется для решения всех задач. Особенно большое значение он имеет в младших группах.

Повторное проговаривание - преднамеренное, многократное повторение одного и того же речевого элемента (звука, слова, фразы) с целью его запоминания. В практике используются разные варианты повторения: за педагогом, за другими детьми, совместное повторение воспитателя и детей, хоровое. Важно, чтобы повторение предлагалось детям в контексте интересной для них деятельности.

Объяснение - раскрытие сущности некоторых явлений или способов действия. Широко используется для раскрытия значений слов, для объяснения правил и действий в дидактических играх, а также в процессе наблюдений и обследования предметов.

Указания - разъяснение детям способа действия для достижения определенного результата. Выделяют указания обучающие, организационные и дисциплинирующие.

Оценка детской речи - мотивированное суждение о речевом высказывании ребенка, характеризующее качество выполнения речевой деятельности. Оценка должна иметь не просто констатирующий характер, но и обучающий. Она дается для того, чтобы все дети могли ориентироваться на нее в своих высказываниях. Оценка оказывает большое эмоциональное влияние на детей. Нужно учитывать индивидуальные и возрастные особенности, добиваться, чтобы она повышала речевую активность ребенка, интерес к речевой деятельности, организовывала его поведение. Для этого в оценке подчеркиваются прежде всего положительные качества речи, а речевые недочеты исправляются с помощью образца и других методических приемов.

Вопрос - словесное обращение, требующее ответа. Вопросы разделяются на основные и вспомогательные. Основные могут быть констатирующими (репродуктивные) - «кто? что? какой? какая? где? как? куда?» и поисковыми, требующими установления связей и отношений между явлениями - «почему? зачем? чем похожи?». Вспомогательные вопросы бывают наводящими и подсказывающими.

Наглядные приемы - показ иллюстративного материала, показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению.

Игровые приемы могут быть словесными и наглядными. Они возбуждают у ребенка интерес к деятельности, обогащают мотивы речи, создают положительный эмоциональный фон процесса обучения и тем самым повышают речевую активность детей и результативность занятий. Игровые приемы отвечают возрастным особенностям детей и поэтому занимают важное место на занятиях по развитию речи в детском саду.

Ознакомление детей с устным народным творчеством и каждодневное использование его как в режимных моментах, так и в игровой деятельности развивает устную речь ребенка, его фантазию и воображение, влияет на духовное развитие, учит определенным нравственным нормам.

Детский фольклор дает нам возможность уже на ранних этапах жизни ребенка приобщать его к народной поэзии.

С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи, поэтому наряду с основными приемами и средствами речевого развития дошкольников я использую этот богатейший материал словесного творчества народа.

С колыбельными песнями начинают знакомить детей еще в раннем возрасте, что позволяет малышам запоминать слова и формы слов, словосочетаний, осваивать лексическую и грамматическую стороны речи.

Потешки, считалки, заклички являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи (приложение №6). Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем у него интонационную выразительность.

Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления об их переносном значении. Они помогают детям усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее. Разгадывание загадок развивает способность дошкольников к анализу, обобщению.

Для решения всех перечисленных задач речевого развития детей мною подобрана и составлена картотека игр на основе детского фольклора.

Русские народные, хороводные игры привлекли мое внимание не только, как огромный потенциал для физического развития ребенка, но и как жанр устного народного творчества. Содержащийся в играх фольклорный материал способствует эмоционально положительному овладению родной речью. Дети с большим удовольствием, желанием и интересом играют в подвижные игры.

Мною отмечено, что в процессе ознакомления детей с подвижными и пальчиковыми играми не только формируется речь, но и развивается мелкая моторика кистей и пальцев, что готовит руку ребенка к письму, дает возможность импровизировать, сочетать слово с действием. А самое главное - уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений кистей и пальцев рук.

На основе фольклорных произведений составила комплекс закаливающей гимнастики после дневного сна для детей младшего дошкольного возраста, который применяется каждый день для укрепления и сохранения здоровья детей, поддержания интереса к занятиям физическими упражнениям.

Одной из эффективных форм работы с детьми по речевому развитию считаю различные досуги, викторины и развлечения (приложение №7). В соответствии с этим разработала цикл развлечений художественно-эстетического цикла.

Подготовила консультации по данной тематике для родителей и педагогов, отражающие актуальные вопросы развития речи ребенка в ДОУ и семье.

Изготовила настольные театры: «Маша и медведь», «Теремок», «Гуси-лебеди», «Колобок» и театры на фланелеграфе: «Три медведя», «Заюшкина избушка», «Репка», «Курочка Ряба» (приложение №8).

Составила картотеку по русским народным играм: «Огуречик-огуречик», «Жаворонок», «Морская фигура», «Утка и селезень», «У медведя во бору», «Мосток»

Совместно с родителями в группе собрана детская библиотека русских народных сказок, проведен ряд консультаций (приложение №9).

Диагностика по разделу программы показала эффективность внедряемой мною работы по ознакомлению детей с устным народным творчеством (приложение №10).

Наблюдается увеличение количества детей с уровнем выше среднего на 20%, соответствие уровня речевого развития возрастным нормам наблюдается у 78% детей группы (приложение №11).

По разделу «Развитие словаря» положительная динамика составила 9,4%, по разделу «Развитие связной речи» - на 9,5%, отсутствуют дети с низким уровнем.

Я уверена, что фольклор эффективно развивает устную речь ребёнка, влияет на его духовное, эстетическое и эмоциональное развитие.

Таким образом, приобщение ребёнка к народной культуре следует начинать с раннего детства. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития. Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, его речи. Постепенно у малышей формируется внутренняя готовность к более глубокому восприятию произведений русской народной литературы, обогащается и расширяется словарный запас, способность к овладению родной речью.

В дальнейшей своей работе я буду эффективно использовать и внедрять все виды и формы детского фольклора, русские народные игры, чтение и рассказывание сказок.

  1. АКТУАЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА.

Русский педагог К.Д.Ушинский считал, что первый воспитатель – это народ, а народные сказки – первые и блестящие попытки создания народной педагогики.

Эти слова оказываются как нельзя более актуальными в настоящее время, время «массированного наступления» на культуру, историю, язык всех без исключения больших и малых народов России. Изменения в экономической и социальной сферах жизни требуют подготовки подрастающего поколения, способного адаптироваться в изменяющейся обстановке, умеющего принять решение, сделать самостоятельный выбор, проявить инициативу, обладающего достаточно высоким уровнем общей и национальной культуры. Лишь думающие, творческие личности, способны осуществить развитие страны, ее движение по пути прогресса. Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям. Психологи и методисты отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих (Д.Б. Эльконин, Р.Е. Левина, А.П. Усова, Е.И.Тихеева и др.). К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. Ребенок больше времени проводит за компьютером, чем в живом окружении. Вследствие этого, произведения народного творчества (колыбельные песни, пестушки, потешки) практически не используются даже в младшем возрасте, не говоря уже о детях пяти - шести лет. А ведь произведения русского народного искусства через особую форму выражения отношения к воспринятой действительности, через богатую тематику, содержание разносторонне воздействуют на ребенка, учат образно мыслить, в обычном предмете или явлении видеть необычное, закладывают основы эстетической культуры, формируют уважение к результатам деятельности многих поколений и умение творчески применять полученный опыт в нестандартных ситуациях. Под влиянием разнообразных жанров устного народного творчества происходит нравственно-эстетическое развитие детей, формируются разнообразные нравственные качества, понятия о нормах поведения в семье, обществе, осуществляется закладка основ для развития у дошкольников патриотических чувств.

Исходя из этого мной был сделан вывод – одной из важнейших задач развития личности ребенка дошкольного возраста является освоение им духовного богатства народа, его культурно-исторического опыта, создаваемого веками громадным количеством предшествующих поколений.

Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.

Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

Почему наши дети плохо говорят? Может, потому, что мы разучились с ними разговаривать. Общаясь со своими детьми, родители редко используют поговорки и пословицы, а ведь в них заключается суть разрешение любого конфликта.

Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях.

Отсутствие эпитетов, сравнений, образных выражений обедняет, упрощает речь, превращает её в маловыразительную, скучную, однообразную и малоприятную. Без яркости и красочности речь блекнет, тускнеет.

Одним из действенных средств воспитания такого человека и его полноценного развития является устное народное творчество.

Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.

3.3. НАУЧНОСТЬ В ПРЕДСТАВЛЯЕМОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОПЫТЕ.

В ст. 14 Закона “Об образовании” РФ отмечается, что содержание образования должно обеспечивать интеграцию личности в национальную и мировую культуру.

В реализации данных задач прекрасным подспорьем может стать именно фольклор. Поэтичность русского фольклора сопровождает многие народные традиции, в которых раскрывается высоконравственный, свободный дух России.

По словам А.П. Усовой “словесное русское народное творчество заключает в себе поэтические ценности”. Его влияние на развитие речи детей неоспоримо. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи, и наряду с основными методами и приемами речевого развития можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.

Народные потешки, пестушки представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать для развития речи детей дошкольного возраста. С их помощью развивается фонематический слух, так как они используют звукосочетания – наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией, причем исполняются на мотив народных мелодий. Все это позволяет ребенку вначале почувствовать, а затем осознать красоту родного языка, его лаконичность, приобщают именно к такой форме изложения собственных мыслей.

Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывает желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи.

Д. Б. Эльконин в одной из своих работ отмечает, что рифма и ритм являются в дошкольном возрасте основой для запоминания различных слов и словосочетаний, потешек. Он утверждал, что при повторении слов и фраз предметом сознания ребенка являются не смысл и их значение, а звуковой состав и ритмическая структура. Такое повторение удобно осуществлять, применяя малые фольклорные формы.

Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем интонационную выразительность его речи.

Так с помощью малых форм фольклора дети учатся выражать ту или иную интонацию: огорчение, нежность и ласку, удивление, предупреждение.

Если малые фольклорные формы отобраны с учетом возрастных возможностей детей и организована систематическая работа, они доступны в понимании детям.

Таким образом, произведения народного фольклора бесценны. Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности ребенка, для развития речевых навыков. Народные песенки, потешки, пестушки, прибаутки – все это представляет собой прекрасный речевой материал, который можно использовать во всех видах деятельности.

  1. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА.

В результате проделанной работы у детей сформирована внутренняя готовность к более глубокому восприятию произведений русской народной литературы, обогащен и расширен словарный запас, способность к овладению родной речью.

  1. НОВИЗНА ПЕДСТАВЛЯЕМОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА.

Новизна опыта состоит в усовершенствовании применения методов: планирование тематических дней, использование малых фольклорных форм в различных видах деятельности: игровой, образовательной, в процессе прогулок, утренней гимнастики, труда, режимных моментов. В работе использовались нетрадиционные формы и методы: стимулирующие детей к использованию малых фольклорных форм, создание ситуаций, побуждающих к творческим действиям.

В результате это послужило базой для развития речи детей. Речь детей стала более выразительной, эмоциональной, разнообразной, увеличился словарный запас.

Разработана и внедряется технология мультимедийного сопровождении воспитательно-образовательного процесса

Разработана система организации консультативной методической поддержки в области освоения педагогами современных коммуникативных технологий и применения их в образовательной практике ДОУ (приложение №12);

Создается база обучающих и развивающих циклов: программы, дидактические и методические материалы на основе внедрения информационных технологий в деятельности ДОУ;

Основные акценты деятельностного подхода сделаны на системные изменения процесса сотрудничества детей и взрослых в образовательном пространстве ДОУ и семьи.

В условиях создания эффективного образовательного пространства в соответствии с ФГОС в общеобразовательной программе ДОУ одним из приоритетных направлений деятельности является совершенствование системы взаимодействия детей и взрослых в воспитательно-образовательном процессе в соответствии с требованиями ФГОС (интеграция образовательных областей).

  1. ВОЗМОЖНОСТЬ ТВОРЧЕСКОГО ПРИМЕНЕНИЯ ПРЕДСТАВЛЯЕМОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА.

Возможность творческого применения данного опыта работы включает в себя широкий спектр образовательных областей для его реализации:

Познавательное развитие и развитие речи:

Чтение художественной литературы, способствует ознакомлению детей с историей и традициями русского народа и казачества;

Проведение бесед, рассматривание, заучивание пословиц, поговорок, потешек, прибауток;

Знакомство с народными и семейными традициями, приметами;

Народные и семейные праздники и обычаи (оформление полученных впечатлений в виде альбомов, панно).

Проведение НОД в нетрадиционной форме (приложение №13)

Социально – коммуникативное развитие:

Привитие любви и уважения к членам семьи, друзьям, взрослым;

Развивать навыки культуры поведения за столом;

Развитие навыков культуры общения, поведения, воспитания доброты;

Учить любить себя и окружающих;

Показать значение семьи в жизни человека;

Беседы с детьми о том, что их любят, о них заботятся, о взаимной отдаче.

Художественно–эстетическое развитие:

Организация конкурсов и выставок детского творчества;

Режиссерские, дидактические и сюжетные игры, театрализованные представления с использованием фольклора;

В ИЗО использовать русские народные и кубанские элементы, росписи, орнаменты;

Праздники. Развлечения в детском саду и семейные в целях развития укрепления связи между поколениями.

Физическое развитие:

Организация кубанских и русских народных подвижных игр;

Использование фольклора при проведении режимных моментов с детьми (привитие культурно – гигиенических навыков (приём пищи, одевание, укладывание спать и т. д.)

Придумывать собственные игры, варианты игр;

Проведение спортивных праздников совместно с родителями.

Используя эти различные формы работы, а так же викторины, развивающие игры, собеседования, анализ творческих детских работ, самостоятельной деятельности и игр детей, я достигла максимальных результатов в приобщении детей к культурно-историческим традициям.

  1. ОПИСАНИЕ ОСНОВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ПРЕДСТАВЛЯЕМОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА.

Обобщая практику внедрения ППО, можно назвать следующие основные элементы, из которых складывается этот сложный процесс: ознакомление педагогов с ППО, разъяснение преимуществ рекомендуемых новшеств по сравнению с обычными способами работы; показ в действии методов и приёмов работы, подлежащие внедрению; практическое обучение педагогов использованию рекомендуемых методов и приёмов (школа ППО, семинары, практикумы; решение Совета педагогов ДОУ, производственного совещания с рекомендациями о внедрении ППО; контроль за выполнением решений, оказание необходимой помощи в преодолении возникших затруднений.

  1. ВЫВОДЫ

Устное народное творчество - источник чистый и вечный. Оно благотворно влияет на детей, способствует речевому развитию детей, вооружает знаниями, «несет детям красоту и богатство родного языка». Это идет от души, а душа народная добра и красива. Знакомя детей с народным фольклором, я приобщаю детей к родной культуре, помогаю им войти в мир прекрасного, учу видеть и чувствовать неповторимые речевые обороты, пробуждаю потребность любить и радоваться жизни. Соприкосновение с устным народным творчеством обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре. Познавая красоту русского языка, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга. Образуются образные представления, мышления, воображения. Все это вызывает у детей стремление к творчеству: инсценированию и сочинению новых сказок, загадок, которые у них пробуждают и развивают созидательную активность, формируют эстетические чувства, обогащают словарный запас, развивают связную речь. У детей формируются разнообразные способности - как творческие, так и интеллектуальные.


В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычными стали слова «насилие», безнравственность, бездуховность, мы всерьёз задумываемся о том, какими вырастут нынешние дошкольники. Не получим ли мы в их лице «потерянное поколение», не имеющее никаких нравственных ценностей.

Как быть нам, педагогам, чтобы этого не произошло?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Творческий отчет из обобщения опыта по теме:

«Народное творчество как одно из средств воспитания гармонически развитой личности».

Воспитателя Александровой Н.Ф.

План творческого отчета

  1. Народное творчество, одно из средств воспитания гармонической личности: стр. 2

а) доступно ли детям народное творчество;

б) родная природа основной источник народного творчества.

  1. Народное музыкальное творчество: стр. 6 стр.4

а) песенное богатство;

б) народные пляски;

в) фольклорные праздники, концерты.

  1. Изобразительное народное творчество: стр. 8

а) самостоятельная художественная деятельность;

б) декоративная лепка;

в) декоративная аппликация;

г) декоративное рисование.

  1. Богатство родного языка, его влияние на ребенка: стр.13

а) загадки;

б) скороговорки;

в) сказки.

V. Сказка-средство нравственного развития ребенка. стр.17

а) образность, как важная особенность сказок;

Б) развитие творческих способностей, развитие речи и личности дошкольника в сказкотерапии.

I. В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычными стали слова «насилие», безнравственность, бездуховность, мы всерьёз задумываемся о том, какими вырастут нынешние дошкольники. Не получим ли мы в их лице «потерянное поколение», не имеющее никаких нравственных ценностей.

Как быть нам, педагогам, чтобы этого не произошло?

Может быть оградить наших детей от сложностей окружающего мира, создать для них свою мягкую среду. Или наоборот, «пусть слышат и видят всё, что происходит вокруг, авось, да и закаляться»?

Я думаю, выход в том, чтобы с самого раннего возраста научить детей доброте, терпению, умению помогать другим, т.е. воспитывать в них те нравственные качества, которые и у многих взрослых сегодня отсутствуют.

Говорят, если есть доброта, чуткость, добропорядочность значит, человек состоялся. Вопрос о том, как, какими методами воспитывать в них нравственность. Решение нашлось само собой познакомить детей с русским народным творчеством, во всей его широте и разнообразии, воспитывать на материале истории нашего народа. Это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.

Каждый народ имеет свой язык, свои песни и сказки, музыку и танцы; своё художественное мастерство; свой быт и традиции.

Русское народное творчество имеет многовековую историю развития. Народное творчество призвано украшать, облагораживать мир вокруг нас.

Народное творчество одно из средств эстетического воспитания помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Именно поэтому я и выбрала эту тему, как приоритетную в своей работе.

Первые годы жизни ребёнка – важный этап его воспитания. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают его со своим народом, своей страной и в значительной мере определяют последующий путь жизни. Корни этого влияния – в языке своего народа, в его песнях, музыке, играх и игрушках, которыми он забавляется, впечатлениях природы родного края, труда, быта, нравов и обычаев людей среди которых он живет. На каждой ступени воспитания есть свой круг образов, эмоций, представлений, привычек, которые передаются ребенку, усваиваются им и которые делаются ему близкими, почти незаменимыми. В образах, звуках, красках, в чувствованиях предстает перед ним Родина, и чем ярче и живее эти образы, тем больше влияния они оказывают на него.

а) Ещё я взяла эту тему потому, что русское народное творчество наиболее доступно детям. В народных играх и игрушках блестяще соединилось художественное и педагогическое начало. В них выступает детский мир во всей чарующей прелести его замыслов, интересов.

Устное народное творчество- это настоящая сокровищница народной мудрости, полная образами и меткими сравнениями, а главное исключительно насыщена образцами языка народа. Песня, музыка, пляска передают гармонию звуков, мелодию, ритм движений, в которых выражены черты характера народа, широта его души.

Лепка, резьба, вышивание и другие виды изобразительного искусства передают вкус, чувство формы, цвета, образа, которыми владеет народ; навыки мастерства изготовления художественных предметов.

Самое первое знакомство ребенка с народным творчеством происходит с первых дней жизни, когда он слышит колыбельную. Позднее ребенку становится доступен мир сказок, игр. Богатство и разнообразие природы, труд и быт русского народа обусловил оригинальность и самобытность, удивительную свежесть и яркость народного творчества.

б) Особое место в своей работе я отдаю знакомству детей с природой родного края, неиссякаемым источником для народного творчества. Ощущение ветра, солнца, запаха земли, леса, моря - это целый мир переживаний. Летом как здорово побегать босиком под грибным дождем, дети выскакивают со мной на улицу, протягивают руки к небу, просят дождик не прекращаться веселой попевкой:

Дождик, дождик, пуще

Дадим тебе гущи,

Дадим тебе ложку

Хлебай по - немножку.

А зимой дети радуются снегу, восторгу нет предела, мы и играли в снежки, и устраивали соревнования: кто больше слепит снежков, у кого ком получиться больше, сооружали снеговиков. Ставили эксперименты со снегом и льдом: на ладонях снег таял, превращаясь в воду, а вода в лужах к вечеру замерзала, превращаясь в лед, а кто- то тайком пробовал снег на вкус. Катаемся на санках и грозя морозу приговариваем:

Ты, мороз, мороз, мороз,

Не показывай свой нос!

Уходи скорей домой,

Стужу уводи с собой.

А мы саночки возьмем,

Мы на улицу пойдем,

Сядем в саночки –

Самокаточки.

Весной пробуждается природа, и дети становятся живее, энергия бьет ключом. После частых дождей образуются лужи, а как здорово сделать кораблик и пустить его в плаванье, а самое любимое занятие просто походить по лужам и померить у кого лужа глубже.

Осень – все говорят, что грустно, но ведь сколько интересных занятий. Убирали на участке листву, получилась огромная куча, тут же напрашивается игра «Перепрыгни через листья». А как интересно мы прощались с последними листьями, сначала мы кружились, танцевали, а потом подбрасывали и ветер уносил их прочь до следующего года.

Я стремлюсь приблизить детей к природе, путем непосредственного общения с ней. Даю возможность почувствовать воду (мы проводили эксперименты: как вода влияет на рост растений; вода замерзая превращается в лед, а лед и снег, тая превращаются в воду; землю сравнивали со снегом и песком; температуру: на солнце температура выше чем в тени, зимой и летом разная температура, как со сменой температуры меняется облик природы). Важно не только чтобы дети почувствовали природу, но и смогли увидеть красоту природы, замечать что-то необычное, интересное (так дети расковыряли пень и нашли огромных гусенец-древоточцев, они обратили внимание на то, что они всеравно симпатичные; наблюдали за богомолом, обратили внимание на то, как он двигается; смотрели за муравьями, как они работают, каждый при деле). Огромную помощь в знакомстве детей с природой мне оказывает художественное слово, оно эмоциональней и доходчивей помогает воспринимать природу (в парке мы подошли к берёзке и дети вспомнили песню «Ай да березка», поводили хоровод вокруг неё, а подошли к ивушке девочки вспомнили песню «Ивушки», под которую танцевали танец с платками: Ивушки, вы Ивушки,

Деревца зеленые,

Что же вы наделали,

На любовь ответили…).

В своей работе я стараюсь не навязывать детям ту или иную песню или стихотворение, чтобы все это происходило естественно, по желанию детей.

II. а) Великое песенное богатство русского народа основа русской музыкальной культуры. Народная песня входит и в жизни ребенка. Правдивость, поэтичность, богатство мелодий, разнообразие ритма, ясность и простота формы- характерные черты русского народного песенного творчества. Песня переплетается с играми, сказками, выступа в самых разнообразных связях, первоначально входя в игры, потешки, сказки, песня со временем начинает занимать и самостоятельное место в жизни ребенка. Дети очень любят петь. Они поют песни, которые не только выучили на занятиях, а услышали от взрослых. Им очень нравится слушать народные песни, когда исполняют взрослые, они приходят в восторг, слушают открыв рот. Во многих семьях поют родители, в средней группе проводили тестирование, что помогло мне узнать в каких семьях поют и какие песни. Потом это помогло мне в подборе репертуара для детей. Многие песни сопровождаются хороводами, пританцовыванием. В средней группе я еще танцевала с детьми, а со старшей дала возможность больше импровизировать. У девочек это получается лучше, чем у мальчиков, но постепенно и они активнее принимают участие, например: раньше, поздравляя своего товарища с днем рождения, мальчики старались отсидеться, а сейчас они спорят кто первый поздравит. Русские народные песни ещё интересны тем, что их можно инсценировать: «Комара женить мы будем», «Как на тоненький лужок», «Пошла млада за водой», «Во кузнеце». Дети с удовольствием имитируют движения, переживая их вместе с героями. Я предлагаю маленькие соревнования, у кого получиться изобразить героя выразительней.

Б) Со средней группы мы впервые попробовали использовать русские народные пляски, хотя элементы народных танцев и брались в младших группах, в средней эта работа усложнилась весь танец был построен на русских народных движениях. В старшей группе я стала вводить элементы русского танца на физкультурных занятиях, танцевальный шаг, хороводный и т.д. Составила комплекс утренней гимнастики под р.н.м. «Фонарики», планирую ещё составить комплексы. Детям очень нравятся эти занятия, они с огромным удовольствием выполняют упражнения.

В) Вся деятельность по развитию музыкального народного творчества отражается в утренниках: «Масленица», «Пасха», «Рождество», «Весенние гулянья», «Яблоневый спас», в развлечениях «Смех, да веселье» , которое полностью было составлено на основе народного творчества, с элементами кубанской культуры. Дети пели народные песни, водили хороводы, исполняли веселые частушки, танцевали: девочки с платками, мальчики танец наездников. В этом развлечении объединились все элементы народного творчества. У детей остались неизгладимые впечатления. Долго дети вспоминали и воспроизводили элементы в повседневной жизни (исполняли танцы, водили хороводы, пели задорные песни, частушки, даже придумывали новые, играли в игры.) В старшей группе я продолжила работу с детьми, старалась разнообразить жизнь детей, ввести песню и танец в повседневную жизнь, как сопровождение использовали народные инструменты (ложки, трещотки, бубен, треугольники, колокольчик.) Я стараюсь, чтобы народное искусство стало неотъемлемой частью детской жизни, привычным и родным. Провели развлечения: «Дед и баба», «Путешествие в сказку», «Смехота-смехота».

В старших группах мы проводили концерты в свободное время, но мне кажется надо больше показывать концертов детям других групп, это помогает детям познать широту русской души, раскрепоститься, чувствовать себя свободней.

III. Естественная потребность детей в ярких цветах, красочных мотивах может быть удовлетворена введение в жизнь детей предметов русского народного изобразительного искусства. Как всякое большое искусство, оно воспитывает чуткое отношение к прекрасному. Художественные произведения, созданные народными мастерами, всегда отражают любовь к родному краю, умение видеть и понимать окружающий мир. В современной культуре народное искусство живет в своих традиционных формах. Благодаря этому изделия народных мастеров сохраняют свои устойчивые особенности и воспринимаются как носители устойчивой, целостной культуры. Произведения декоративно-прикладного искусства, формируют художественный вкус. Предметы народного творчества многообразны: это могут быть игрушки из дерева, глины, посуда, ковры, кружева, лаковая миниатюра и т.д. Каждое изделие несет в себе добро, радость, фантазию, увлекающую и детей и взрослых. Изобразительное народное искусство обладает огромной силой эмоционального воздействия и является хорошей основой для формирования духовного мира. Народное искусство образно, красочно, оригинально по своему замыслу. Оно доступно детскому восприятию, так как несет в себе понятное детям содержание, которое конкретно в простых лаконичных формах раскрывает ребенку красоту и прелесть окружающего мира. Это всегда знакомые детям сказочные образы животных, выполненные из дерева или глины.

Орнаменты, используемые народными мастерами для росписи игрушек и посуды, включают себя цветы, ягоды, листья, которые ребенок встречает в лесу, в поле, на участке детского сада. Мастера хохломской росписи умело составляют

Орнаменты из листьев, ягод калины, малины, клюквы. Городецкие мастера создают свои орнаменты из листьев и крупных цветов купавки, шиповника, розы. Мастер глиняной игрушки расписывают свои изделия чаще всего геометрическим узором: кольцами, полосками, кругами, которые также понятны маленьким детям.

Знакомство детей с народным искусством проходит в разных видах деятельности: в игре, на занятиях, самостоятельной деятельности и на праздниках и развлечениях. В игре я учу детей не просто шаблонно выполнять какие-то действия, а развивая сюжет, меняя обстановку вокруг себя, делать её уютной, удобной для себя и красочной. Например, девочки, играя в кукол, просто ставят цветы на стол, красиво расставляют мебель, посуду. От части это получается, но в основном у девочек, мальчики как-то не обращают на это внимание. В группе есть маски, костюмы для игр-драматизаций. Дети очень любят показывать друг другу маленькие театрализованные представления, используя различные виды кукольных театров. Я работаю над тем, чтобы ещё больше разнообразить виды кукол, учить детей водить их правильно и выразительно.

А) В самостоятельной художественной деятельности дети объединяются по своей инициативе в небольшие группы или индивидуально, в соответствии со своими интересами и склонностями к тому или иному виду художественной деятельности, например Андрей М., Кристина, очень любят лепить, Таня Ш, Даша К., Алеша больше любят рисовать. Весь материал предоставлен детям. Часто они повторяют понравившееся занятие. Большой отклик у детей нашла работа с природным материалом, потому что на их глазах простая шишка оживает, превращаясь в человечка или животное. С детьми мы изготавливали героев сказок: зайца из сказки «Заяц - Хваста», «Волшебную птицу». В этих работах я показывала детям что и из какого материала можно сделать: голова-желудь, хвост и крылья перья или семена с ясеня. Но в декоративном панно я предложила детям самостоятельно делать выбор материала. Самостоятельная художественная деятельность широко связана с музыкой, литературой, театрализацией, рисованием, лепкой, аппликацией. Дети самостоятельно готовят персонажей сказок, так мы слепили медведей для сказки «Три медведя» и в свободное время обыграли её. Ещё я использую в своей работе такой интересный момент как совместное оформление группы к праздникам (к новому году вырезали снежинки, фонарики, составляли гирлянды-цепочки, к осеннему утреннику вырезали и расписывали листья и т.д.)

Б) На занятиях декоративной лепкой, дети создают посуду, декоративные пластины, барельефы, различные фигуры на тему народных игрушек, а так же сувениры к праздникам, атрибуты к играм. Занимаясь декоративной лепкой, дети начинают разбираться в сочетании декоративных элементов, в узоре и расположении их на поверхности предметов, например: в лепке пластины дети выполняли узор путем налепа, выделяя стекой контур. Особый интерес у детей возник, когда они выкладывали узор на пластине из природного материала. Дети самостоятельно выбирали материал для изображения и фантазировали над изображением. Посуду дети лепили также разными способами: из целого куска пластилина, путем сплющивания, вдавливания, ленточным способом. Также я предлагала ни просто сделать посуду, а украсить её, предлагая детям рассмотреть на примерах, как украшена посуда. Ещё очень детям понравилось изготавливать посуду из киндер-сюрприза, путем доделывания недостающих деталей и украшать её.

Самая интересная тема в декоративной лепке – это лепка народных игрушек. Народная игрушка разнообразна по стилю исполнения. Умение лепить игрушки в разных стилях возможно лишь при полном понимании ребенком различия в изображении формы и декоративных украшений. Для этого я знакомила детей с игрушками разных промыслов (матрешками, дымковскими, богородскими игрушками), с их особенностями, как скульптурными, так и орнаментальными через творческие и дидактические игры, рассматривание иллюстраций. Знакомство с дымкой у нас началось ещё со средней группы. Дети рассматривали игрушки, иллюстрации, играли в «Дымковское лото», «Магазин игрушек». Так же дети лепили «Дымковских барышень» из пластилина и из глины, сами расписывали их. Вся работа по лепке в средней группе вылилась в итоговое занятие-выставку, где дети рассказывали сами и знакомились с керамической посудой (кувшинами, тарелками, вазами, горшками), показывали весь путь прохождения глины от куска до красивого изделия, как она обжигалась, расписывалась, покрывалась глазурью. Во многом помогали родители, приносили изделия народных мастеров, а что-то и выполненное своими руками.

В старшей группе я продолжила работу над знакомством с дымкой. Дети лепили барышень, но с усложнением, кто-то «Водоноску», кто-то танцующую, а кто-то с детками на руках. Также дети познакомились с лепкой дымковских животных: петуха, коня, собаки. Особый интерес у детей вызывала лепка из соленого теста, а затем фигурки выпекались и пробовали расписывать их. Навыки, полученные детьми в процессе занятий декоративной лепкой, используются ими при создании других видов работ, отчего изделия становятся более выразительными по замыслу и по оформлению. В конце старшей группы прошло итоговое занятие-выставка, на котором дети показали насколько они усвоили народные промыслы, что относится к каждому из них, из чего изготавливают, какие используют элементы узора, какие цвета.

В подготовительной группе я продолжила работу по декоративной лепке, познакомила детей с другими видами народных промыслов: богородской игрушкой, каргопольской, с разными видами матрешек, с изделиями из Полхов-Майдана и с посудой Гжели; пользоваться в своей работе разными материалами: тесто, глина, пластилин. В планах изготовить посуду из папье-маше.

В) В декоративной аппликации дети овладевают умением вырезать и объединять различные элементы украшения по законам ритма, симметрии, используя яркие цветовые сопоставления. На этих занятиях дети учатся стилизовать, декоративно преобразовывать реальные предметы, обобщать их строение, наделять образцы новыми качествами.

В средней группе продолжила работу над составлением узоров на квадрате, затем на круге, используя геометрические формы, чередуя их по форме и цвету, украшая середину листа и края; соединяя формы получался растительный мотив круглая ягода, овальные листья, лепестки цветов. Каждая из форм, украшенная детьми, преподносилась в виде символа, определенной вещи, предмета: шарф, дорожка, свитер, фартук, платок, тарелка.

В старшей группе усложняются сами формы элементов узора: цветы с тремя лепестками-тюльпаны; усложняются цвета используемые детьми, сочетание цветов, предлагала детям самим подбирать цвета, относящиеся к тому или иному виду промысла. В подготовительной группе я разнообразила и усложнила работу: добавили различные формы для аппликации – овал, ваза. А также выполнять узоры по мотивам дымки - «Украсить барышню, петуха», городецкой росписи- « Укрась доску». Эта работа трудная и кропотливая, поэтому я хочу больше уделять внимания индивидуальной работе.

Г) Но больше всего я проводила занятий по декоративному рисованию. Со средней группы дети учились выделять элементы узора: мазки, точки, кольца, круги, прямые и волнистые линии, присущие данному виду искусства. Так, например, в рисовании дымки дети составляли узор на квадрате, чередуя круги и полосы, точки и волны, а затем переносили на платье барышни.

На ряду с традиционными методами рисования, я использовала и элементы ТРИЗ, например: ягоды изображались пальцем, завитки заостренной спичкой. Показывала различные приемы рисования кистью, если только прикоснуться концом кисти, получается точка или тонкая линия, а если положить плашмя, получается лепесток или листик. На мой взгляд самое большое затруднение у детей вызывает симметричность расположения узора, если на квадрате они легко заполняют сначала углы, а затем середину, то в круге и овале они терялись.

Я часто задумываюсь о том, что надо брать в рисовании темы больших, крупных предметов, например: нарисовать большой лист платана, показать все оттенки цвета, прожилки, это поможет детям отойти от шаблона в рисовании, разовьет умение видеть детали в общем рисунке.

Дети очень любят смотреть как я рисую, обращая внимание, что все аккуратно, тонко и красиво, я предлагаю им садиться рядом со мной и рисовать. Пусть пока что-то не получается, это только начало пути в ознакомлении детей с народным искусством.

IV. В дошкольном возрасте происходит удивительный по своему значению для развития детей процесс приобщения к языку своего народа, овладению этим языком. Дети усваивают родной язык, прежде всего подражая живому разговорному языку. Дети перенимают от меня поговорки, пословицы какими я пользуюсь чаще всего, особенно им нравятся те, которые произношу с юмором, с особой интонацией, например:

Семеро одного не ждут;

Поспешишь, людей насмешишь;

Без труда, не вынешь и рыбку из пруда;

Если долго мучиться, что – нибудь получится.

Детей впечатляет необычность и непонятность некоторых фраз, я объясняю их привожу примеры: Игорь Г. Очень долго всегда одеваться, поэтому мы ему говорим: « Семеро, одного не ждут». Пословицы и поговорки открывают перед ребенком некоторые правила поведения, моральные нормы: ломать- не строить. Издавна на Руси воспитание детей сопровождалось припевками, приговорами, особенно с самыми маленькими, для того чтобы привлечь их внимание, успокоить, развеселить, «поговорить». Такие процессы в жизни детей, как одевание, купание требуют сопровождения словом и здесь русское народное творчество незаменимо. Оно создает своеобразность языка, и ребенок делает простые действия с удовольствием. Взрослея, дети стали переносить все эти действия в игры с куклами, расчесывая куклу девочки приговаривали: Чешу, чешу волосыньки,

Расчесываю косыньку,

Расти, коса, до пояса,

Не вырони, ни волоса!

Расти, коса, не путайся….

Дочка, маму слушайся!

Купая куклу повторяли: На море-то утица,

Она мылася, купалася,

Бело умывалася,

Хорошо снаряжалася,

На ножки сапожки,

Белые чулочки.

В припевках и приговорах, ребенок отражает своё эмоциональное настроение.

А) Но, на мой взгляд, наиболее большое признание в работе с детьми получили загадки. Загадка- полезное упражнение для ума. Загадки всегда опираются на опыт, на знания детей, явлений, их качеств, признаков. С загадками дети познакомились ещё в младших группах, они с удовольствием отгадывали их, находя в образности связь с натуральным предметом, явлением: лежал, лежал, да в речку убежал./ Снег./ В средней и старшей группе загадки стали более сложными: Рассыпался горох

На семьдесят дорог;

Никто его не подберет:

Ни царь, ни царица,

Ни красная девица. /Град./

Но ребята начали и сами сочинять загадки, сначала в прозе, но потом пробовали, и рифмовать, но это пока еще не очень хорошо получается:

Маленький, беленький, пушистенький,

Прыгает ловко, боится волка. /Заяц. Рома К.

Уши длиннее головы,

Впереди ноги короткие, сзади длинные. Мила Г.

Бурый ходит, косолапый

И живет в берлоге. Вика К.

Мягкая, пушистая,

Лежат на ней. Даша К.

Загадки раскрывают особенности родного языка его образов, приучают к острой и живой мысли.

Б) С большим воодушевлением и интересом дети заучивают скороговорки чистоговорки, служащие незаметно для детей гимнастикой языка: «Коси, коса, пока роса», «ра-ра-ра-высокая гора». В старшей группе дети сами стали придумывать чистоговорки, мне стоит только их побуждать к этому, а дальше они сами варьируют и сочиняют:

Да-да-да- я уеду навсегда. /Диана/

Со-со-со- укатилось колесо. /Даша/

Ша-ша-ша- наша Маша хороша /Даша/

Жи-жи-жи- я поеду в гаражи /Мила/

Са-са-са- укусила в нос оса. /Намик/

Ня-ня-ня- я уеду на три дня. /Алёша/

Ка-ка-ка- длинная река. /Серёжа М./

Сы-сы-сы- рыжие усы /Андрей С./

В) Гениальными произведениями русского народного творчества являются народные сказки. Они издавна составляют элемент народной педагогики. В сказках перед взором ребенка возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами, быт; в них дети получают блестящие образцы родного языка. Сказочные образы раскрывают доступно ребёнку понятия добра и зла, воспитывают добрые чувства. Взрослея, ребенок не только слушает сказку, но и начинает сам рассказывать. Рассказывая сказку, он вновь переживает события, в ней происходящие, представляет образы, говорит сказочным, красочным языком: серый волчище, зайчик-попрыгайчик, красна-девица. Сначала требовалась помощь при рассказывании, где-то я напоминала сюжет, а где то красивое, выразительное слово. Далее я предложила придумать свою сказку. Я заметила, что лучше у детей получаются сказки, в которых они сами придумывают героев, а не я предлагаю.

Например, Игорь М. придумал сказку с предложенными героями: Жили-были старик со старухой. У них жил кот, он играл, бегал за мышами и царапал собаку, а она убегала от него. Потом ушел в лес и потерялся. Старик со старухой пошли его искать, но не нашли. А он залез на дерево и сидел там. Кот спрыгнул и побежал домой, когда старик со старухой вернулись домой, он уже был дома и все очень обрадовались.

Рома К. придумал сказку со своими героями:

Жил на свете домовой, у него все домовые были друзьями. Как-то у него не было дров и он отправился в лес за ними. Он нашел дерево, бил, бил не разбил, оказалось это железо. Потом на него свалилось бревно. Его кто-то грыз, когда домовой пришел домой он долго не мог понять кто это там, а потом оказалось -это была мышь. Домовой позвал всех друзей на ужин. Все домовые собрались за столом, поели и поблагодарили за ужин. Вот и сказки конец, а кто слушал молодец.

Сказочная тематика настолько близка детям, что легко проникает в их игры драматизации, они приучают переводить образы воображения на язык жестов, мимики, слов, обогащают словарный запас ребенка, развивают его память. Мы с детьми драматизировали такие сказки, как «Репка», «Колобок», «Семеро козлят» и другие. Самая любимая сказка «Теремок». Дети используют маски, элементы костюмов, атрибуты (репка, колобок, яичко, корзинка, напольный конструктор.) Я старалась основываться на выборе сказки самими детьми. В играх драматизациях дети овладевают особенностями выражений русского языка, его звучанием, гармонией, словесными формами- вопросом, ответом, диалогом, беседой, повествованием. Здесь есть у некоторых детей затруднения, например Рома К. очень хорошо изображает образ героя, а рассказ от автора у него не получается, А у Андрея С. Наоборот. Поэтому я стараюсь Андрею давать больше образные роли, а Роме слова автора.

Чтобы у детей получались лучше роли, я ввожу в их жизнь русские народные игры. Они имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней с глубокой старины, предавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Для всех народных игр характерна любовь русского народа к веселью и удальству. Можно смело сказать, что народные игры влияют на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребенка. Народные детские игры отличают простота, предельная законченность, завершенность. Песня, слово, движение органически связаны в них: «Каравай», «Заинька», «Гуси-гуси», «Два мороза», «Краски», «Жмурки», «Золотые ворота». Эти игры помогают развитию речи, выразительности, дети не просто играют, а стараются выразить себя в образах. Наиболее любимые детьми игры с элементами соревнований: «Горелки», «Пустое место», «Третий лишний», «Бег волотов».

V. Действенным средством в воспитании моральных качеств личности дошкольников является сказка. Русская педагогика еще более ста лет назад отзывалась о сказках не только как о воспитательном и образовательном материале, но и как о педагогическом средстве, методе. Сказки представляют богатый материал для нравственного воспитания детей. Недаром они составляют часть текстов, на которых дети постигают многообразие мира.

Великий русский педагог К. Д. Ушинский был о сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему, считая, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии. Ушинский детально разработал вопрос о педагогическом значении сказок и их психологическом воздействии на ребенка.

В. А. Сухомлинский теоретически обосновал и подтвердил практикой, что «сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем». По его мнению, сказка благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Интересен уникальный опыт этого педагога по созданию комнаты сказок, где дети не только знакомились с ней, но и учились создавать, воплощая в ней свои детские мечты.

Основоположник российской этнопедагогики Г. Н. Волков, анализируя роль сказки в формировании личности ребенка, делает вывод, что «духовный заряд, накопленный народом тысячелетиями, может служить человечеству еще очень долго. Более того, он будет постоянно возрастать и станет еще более могучим. В этом - бессмертие человечества. В этом - вечность воспитания, символизирующая вечность движения человечества к своему духовному и нравственному прогрессу».

Таким образом, сказка жила, несмотря на гонения и играла огромную воспитательную роль. Сказки и былины о храбром богатыре Илье Муромце, о Добрыне Никитиче учат детей любить и уважать свой народ, с честью выходить из трудных положений, преодолевать препятствия. В споре народного героя с отрицательным персонажем решается вопрос о торжестве добра и наказании зла.

Сказка вызывает протест против существующей действительности, учит мечтать, заставляет творчески мыслить и любить будущее человечества. Сложная картина жизни представляется детям в сказке в виде простой, наглядной схемы борющихся принципов, руководствуясь которой легче разобраться в самой действительности.

В сатирических сказках народ высмеивает желание легко получить жизненные блага, «без труда вытащить рыбку из пруда», жадность и, другие человеческие недостатки. Во многих сказках воспеваются находчивость, взаимопомощь и дружба.

Идеал человека, данный в сказках можно рассматривать как основную воспитательную цель, причем идеал этот дифференцирован: идеал девушки, юноши, ребенка (мальчика или девочки) .

Итак, в народной сказке определились герой, столь привлекательный и поучительный для детей, система образов, ясная идея, мораль, выразительный, точный язык. Эти принципы легли в основу сказок, созданных классиками литературы - В. А. Жуковским, А. С. Пушкиным, П. П. Ершовым, К. И. Чуковским, а также современными писателями, как отечественными, так и зарубежными.

Для того чтобы максимально эффективно использовать сказку с целью воспитания нравственных качеств детей, необходимо знать особенности сказки как жанра.

Многие сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение этого средства.

Увлекательность сюжета, образность и забавность делают сказки весьма эффективным педагогическим средством. В сказках схема событий, внешних столкновений и борьбы весьма сложна. Это обстоятельство делает сюжет увлекательным и приковывает к нему внимание детей. Поэтому правомерно утверждение, что в сказках учитываются психические особенности детей, прежде всего неустойчивость и подвижность их внимания.

а)Образность - важная особенность сказок, которая облегчает их восприятие детьми, не способными еще к абстрактному мышлению. В герое обычно весьма выпукло и ярко показываются главные черты характера, которые сближают его с национальным характером народа: отвага, трудолюбие, остроумие и т. п. Эти черты раскрываются и в событиях, и благодаря разнообразным художественным средствам, например гиперболизации.

Образность дополняется забавностью сказок. Мудрый педагог - народ проявил особую заботу о том, чтобы сказки были занимательными. В них, как правило, есть не только яркие живые образы, но и юмор. У всех народов есть сказки, специальное назначение которых - позабавить слушателей. Например, сказки-«перевертыши».

Дидактизм является одной из важнейших особенностей сказок. Намеки в сказках применяются именно с целью усиления их дидактизма. «Добрым молодцам урок» дается не общими рассуждениями и поучениями, а яркими образами и убедительными действиями. Тот или иной поучительный опыт как бы исподволь складывается в сознании слушателя.

Работа со сказкой имеет различные формы: чтение сказок, их пересказ, обсуждение поведения сказочных героев и причин их успехов или неудач, театрализованное исполнение сказок, проведение конкурса знатоков сказок, выставки рисунков детей по мотивам сказок и многое другое.

Б) Сказкотерапия – интегративная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребенком собственных эмоциональных состояний.

Любая деятельность способствует возникновению личностных новообразований по мере того, как человек становится ее членом. Освоение позиции «Я» в сказкотерапии позволяет личности отреагировать на предлагаемой ситуации собственный негативный опыт и уточнять значения средств языковой выразительности в языке жестов, мимике, поз, движений.

Работа со сказкой мною строится следующим образом:

  1. чтение или рассказ самой сказки; ее обсуждение. Причем, в обсуждении ребенок должен быть уверен, что он может высказывать любое свое мнение, т.е. все что он ни говорит не должно подвергаться осуждению.
    2) рисунок наиболее значимого для ребенка отрывка;
    3) драматизация, т.е. проигрывание сказки в ролях. Ребенок интуитивно выбирает для себя "исцеляющую" роль. И здесь надо отдавать роль сценариста самому ребенку, тогда проблемные моменты точно будут проиграны.
    Каждый этап обсуждается, т.к. очень важны чувства ребенка.

Основным моментом сказкотерапии является добровольность участия детей. Взрослый должен найти адекватный способ включения детей в сказкотерапию. В одном случае это может быть образный текст, частушки, небылицы; в другом – рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок о сказочных героях. В своей работе я добиваюсь того, чтобы каждый ребенок мог ощутить внимательное отношение к себе со стороны взрослого, но не все дети могут сразу включиться в игру. Некоторые из них сначала хотят понаблюдать со стороны за происходящим, и лишь позже у низ возникает желание самим участвовать в занимательном зрелище. Учитывая индивидуальные особенности детей я сказкотерапию начинаю с теми детьми, кто быстрее откликается на приглашение, но при этом я дополнительно мотивирую на включение в игру и остальных ребят.

До проведения сказкотерапии дети знакомятся со сказкой, это нужно для получения целостного впечатления от ее текста. Кроме того при повторной встрече со сказкой дошкольникам легче будет сосредоточиться на образной лексике, характеризующий внешний вид героя, выразительно отобразить в мимике, движении, эмоциональное состояние персонажа.

При проведении сказкотерапии мною большое внимание уделяется двигательной активности детей для снятия эмоционального напряжения, дети располагаются на стульчиках лишь небольшую часть времени.

При проведении игры поощряются самостоятельные высказывания детей относительно сюжета сказки, действий сверстников, собственных переживаний. Поэтому, когда по окончании сказкотерапии обсуждения не завязываются сами собой, я побуждаю детей рассказать о том, какие игры и упражнения понравились, запомнились, роли каких сказочных героев хотелось бы исполнить повторно.

Проводя такие сеансы сказкотерапии, я обращаю внимание на поведенческие реакции детей, их эмоции, т.е. если ребенок замкнут, то ему предлагается исполнить роль героев с сильными чертами характера (сильный мишка, храбрый заяц) и наоборот, дети склонные к упрямству, капризам изображают персонажей с положительными чертами характера (добрый волк, беззащитный цыпленок). В дальнейшем можно заметить положительные эффекты, улучшение настроения, развитие эмоциональной устойчивости и связной речи ребенка.

При проведении сказкотерапии я использую подгрупповой метод работы с детьми. Как показывает опыт, именно в этом диапазоне эффекты подгрупповой сказкотерапии проявляются особенно ярко. В состав каждой подгруппы я стараюсь включить детей (или ребенка) способного составить связные и грамматически правильные предложения, умеющего выразительно передать характер сказочного героя в движении, мимике и ритме. Такие дети (или ребенок) не только увлекают других детей своим артистизмом, но и в то же время оказывает, можно сказать. Помощь своим сверстникам, испытывающим трудности в выборе мимики, движений, ритма.

Сеансы сказкотерапии мною планируются и проводятся один раз в неделю. В младшей и средней группе длительность сказкотерапии 15- 20 минут, в старшем возрасте продолжительность сеанса может достигать 25 – 30 минут.

Регулярность проведения способствует закреплению положительного эффекта в развитии личности и речи ребенка, но следует также учитывать, что детям нравятся повторения., поэтому целесообразно иногда повторять сеансы сказкотерапии, сопровождая показом кукольного театра, фланелеграфа, теневого театра, пальчикового театра, театра перчаток, театра ростовых кукол, настольного театра, направленного на словесное комментирование ситуаций, в которых большей частью используются творческие игры с элементами поиска. В тех случаях, когда игра эмоционально захватывает детей, надо предоставить ребенку возможность удовлетворить его стремление к активности или же отвести больше времени на упражнения для снятия напряжения под музыку.

В отдельных случаях временные рамки сказкотерапии могут изменяться, в зависимости от ситуации сложившейся в группе. Иногда случается так, что дети данного возраста, сами подсказывают своим поведением темы для сказкотерапии, придя в группу Миша Т. (4,5 г.) принес с собой игрушки, которыми не хотел делиться с детьми. Дав возможность детям самостоятельно разобраться в сложившейся ситуации я рассказала детям, придуманную мною, сказку «Жадный король», после которой сам Миша, осознавая смысл сказки, стал раздавать свои игрушки.

Таким образом:

  • ребенок понимает, что взрослых интересуют его проблемы, что родители на его стороне.
  • он усваивает следующий подход к жизни: "ищи силы для разрешения конфликта в себе самом, ты их обязательно найдешь и победишь трудности", т.е. мы проживаем нашу жизнь так, как мы ее для себя строим.
  • Время показывает, что выход из любой ситуации есть всегда, надо только его поискать.

В результате сказкотерапии, ребенок чувствует поддержку взрослых, которая ему так необходима