Экологическая прогулка в старшей группе детского сада "Путешествие в осенний лес"

Название прогулки: «Путешествие в осенний лес»
Форма проведения тематической прогулки: прогулка-поход
Возрастная группа: старшая группа
Время проведения прогулки: первая половина дня
Продолжительность прогулки: 45 минут
Цель: создание ситуации развития детей по формированию представлений о поздней осени через исследовательскую деятельность.
Задачи:
способствовать развитию умения у детей устанавливать зависимость между температурой воздуха и состоянием живой и неживой природы, причинно-следственные связи;
способствовать развитию у детей умения выявлять причины происходящих изменений поздней осенью в жизни растений и животных, выделять характерные признаки сезон;
создать условия по воспитанию у детей любви и бережного отношения к природе.
Материалы: песок, камешки, тряпочка, лейка с водой; «следы» зверей и птиц, которые можно надеть на руки; листы черной бумаги, лупы (на каждого ребенка); банка с водой, палочка, клубок ниток, ветки тополя и дикой ранетки с почками, листья, таз, игрушка-ёжик, материалы для создания макета «Поздняя осень» и «рисования» песком; ключ в тарелке с водой, стакан, спички или зажигалка, тарелка; витаминизированные напитки (ромашка, шиповник, мята, мелисса) для угощения.Воспитатель:
Стали дни короче,
Длиннее стали ночи.
Пусты поля, мокнет земля,
Дождь поливает.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
Дети. Осенью.
Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в осенний лес, только с начало побудем немного на опушке и рассмотрим песок.

Опыты с песком, наблюдения
Цель – создание условий по развитию умения различать и называть свойства песка.
Опыт №1
Воспитатель: Посмотрите внимательно на песок, потрогайте его, пересыпьте с ладони на ладонь. Назовите свойства песка.
Дети: Песок может быть сухим, влажным, мокрым, очень мокрым. Песок рыхлый, он сыплется. Из песка можно лепить. Цветом он может быть желтым, светло-коричневым, темным. Песок хорошо пропускает сквозь себя воду.
Воспитатель: Когда мы ходим по сухому песку, нам удобно? (Ответы детей.) Да, очень неудобно. По сухому песку трудно ходить, он осыпается, ноги проваливаются в песок. (Воспитатель просит, одного ребенка пройдись по песку и рассказать о своих ощущениях.) Из сухого песка мы можем лепить? (Ответы детей.) Давайте представим, что пошел осенний дождь. (Воспитатель просит выбрать ребенка, который будет дождиком, он должен взять леечку и полить цветок.) Куда ушла вода?
Дети: Вода впиталась в песок.
Воспитатель: Из сырого песка мы можем лепить? (Ответы детей.) А ходить по нему удобно? (Выбирают дети, кто выполнит следующее задание.) Пройдись по песку и расскажи о своих ощущениях. Теперь протри туфельки тряпочкой. Ребята, ребенок ушел, а что осталось на песке?
Дети: Следы.
Воспитатель: Верно, остались следы. Возьмите «следы» зверей и птиц, наденьте их на руки и попечатайте. Назовите тех, кто прогуливался. (Ответы детей.) Ребята, а чем неудобен нам песок сейчас, здесь?
Дети: Песок остается на подошве.

Наблюдение№1
Цель – создание условий по развитию умения наблюдать, делать выводы, что песок состоит из песчинок.
Воспитатель кладет небольшую горстку песка на лист черной бумаги и предлагает детям рассмотреть песок через лупу: песчинки мелкие, неровные, твердые, разного цвета, округлой формы, расположены отдельно друг от друга, легко передвигаются.
Воспитатель: Из чего состоит песок?
Дети: Песок состоит очень маленьких песчинок.

Наблюдение №2
Цель – создание условий по развитию умения сравнивать материалы, правильно называть их особенности, проводить сенсорное обследование.
Дети берут в руки камешки и песок, сравнивают, гладят, ощупывают, жмут, пытаются сыпать. Слушать стук при падении камня, шуршание струйки песка.
Воспитатель: Назовите свойства камней.
Дети: Камни твердые. Они бывают гладкими, шершавыми, разного цвета и формы.
Воспитатель: Песчинки – это крохотные камешки. Они образуются, когда большие камни трутся, ударяются друг о друга.

Опыт №2
Воспитатель: Давайте выясним, что тяжелее: камни или песок?
Воспитатель высыпает в банку с водой песок и камни, перемешивает палочкой. Дети наблюдают, как материалы оседают на дно. Делают вывод: камни оседают раньше песчинок, они тяжелее.
В лесу
Воспитатель.
Здравствуй, лес,
Дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что нам шепчешь на заре,
Весь в росе как в серебре?
Кто в глуши твоей таится –
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь, мы – свои!
С. Погореловский

Игровое упражнение «Продолжи слово»
Воспитатель: Давайте докажем лесу, что мы свои.
Воспитатель кидает мяч ребенку и говорит начало слова, ребенок возвращает мяч и заканчивает слово.
Ли-са, мед-ведь, гри-бы, е-жик, листь-я бел-ка, кА-бан, оре-хи, за-яц, дере-во, солн-це, цве-ты и т.п.

«Правила друзей леса»
Воспитатель: Пока тропа не увела нас далеко в лес, давайте вспомним правила друзей леса. Как нужно вести себя в лесу, чтобы не причинить вреда его обитателям?
Ребенок называет правило и берет за руку соседа, тот тоже называет правило и берет за руку своего соседа и т.д.
Дети: Нельзя разводить в лесу костры. Нельзя вытаптывать траву и собирать большие букеты цветов. После привала нужно убирать за собой весь мусор, не оставлять его в лесу. Не надо шуметь в лесу, чтобы не беспокоить зверей и их детенышей. Нельзя разорять муравейники: муравьи приносят большую пользу, они – санитары леса. Нельзя ловить насекомых – бабочек, божьих коровок, - они опыляют растения и уничтожают тлю. Нельзя ломать ветки деревьев, кустов. Если мы найдем в лесу нору, нельзя подходить близко, что не напугать лесных обитателей.
Воспитатель: Почему необходимо знать и соблюдать правила поведения в лесу? (Рассуждения детей.)
Ответы детей. (Лес - это дом для животных. Надо уважительно относиться к чужому дому.
Воспитатель: Чем сейчас мы можем помочь растениям и птицам на нашем участке?
Дети: Укрыть снегом корни деревьев, повесить кормушки и покормить птиц.
Воспитатель: Вот мы сейчас говорили: нельзя то, нельзя это… а что можно в лесу?
Дети: Можно тихо гулять по тропинкам, чтобы услышать голоса лесных жителей, любоваться растениями – цветами, деревьями. Можно наблюдать за белочкой, дятлом. Если мы поймаем для наблюдения кузнечика или муравья, мы рассмотрим его и отпустим. В лесу можно поиграть в мяч.
Воспитатель: Правильно, молодцы!
Признаки поздней осени (закрепление)
Воспитатель называет признак осени и передает клубок ниток ребенку, держа нить в своей руке. Дети называют признаки осени – клубок идет по кругу.
Воспитатель: Дни короткие, а ночи длинные, темные.
Дети: Дует холодный ветер. Листья пожелтели, опали. Птицы улетели в теплые края, потому что нет насекомых. Солнце светит, но не греет. Идет дождь иногда со снегом. Стало холодно, дети и взрослые одеты в теплую одежду. Бывают заморозки.

Динамическая пауза «Станем мы деревьями»
Дети выполняют образные движения согласно тексту.
Станем мы деревьями
Сильными, большими.
Ноги – это корни,
Их расставим шире,
Чтоб держали дерево,
Падать не давали,
Из глубин далеких
Воду добывали.
Тело наше – ствол могучий,
Он чуть-чуть качается
И своей верхушкой острой
В небо упирается.
Наши руки – это ветви,
Крону вместе образуют.
В кроне им совсем не страшно.
Когда ветры сильно дуют.
Пальцы веточками будут.
Листья закрывают их.
Как придет за летом осень –
Разлетается листья вмиг.
Воспитатель: Ребята, расскажите мне, пожалуйста, как деревья к зиме готовятся.
Дети: Деревья и кусты сбросили листья, чтобы не поить и не кормить, - им самим нужны силы, чтобы пережить зиму. Листья сбрасывают на землю, под корни, чтобы укрыть их, а если они не сбросят листья, на них нападает снег, и ветки сломаются под его тяжестью.
А теперь мы рассмотрим почки. Деревья стоят без листьев, но почки (плотные комочки) есть, и в них дремлют… что? (Предположения детей.)
Правильно, клейкие листочки! Рассмотрите почки (показывает ветки с почками): какие они по форме, величине, цвету? (Ответы детей.) Сравните почки тополя и дикой ранетки. (Ответы детей.) Как вы думаете, сейчас деревья растут?
Дети: Нет. Деревья находятся в покое, они как бы спят.
Воспитатель: Ничто в природе не происходит случайно. Опавшие листья нужны деревьям. Кустам осенью и зимой для утопления. А сейчас еще и снежок прикрыл их.

Опыт с листьями
Воспитатель: Посмотрите, сколько листьев у нас под ногами! Походите по ним. Вы чувствуйте какой-нибудь запах?
Дети: Да, пахнет листьями.
Воспитатель: Почему листья завяли засохли? (Предположения детей.) Возьмите по одному листочку. Посмотрит на внутреннюю сторону листочка – она усеяна мелкими точечками. Что это такое? Оказывается, листья – это «форточки» деревьев. Чтобы жить и расти, дереву нужно очень много воды. Корни впитывают воду из земли, потом она поднимается по стволу, веткам и попадает в листья. Солнце нагревает листья, «форточки» открываются, выпускают влагу – листочек охлаждается и засыхает в жаркую погоду. Поздней осенью, как сейчас, в конце ноября, земля замерзает. Воды в дерево поступает мало, солнце не припекает, и «форточки» не нужны. Если летом листья крепко прикреплены к ветке, то осенью между листом и веткой образуется пробка – перегородка. Она отделяет лист от ветки, он плохо держится на ней. Даже небольшой ветерок срывает листья с веток. Так наступает листопад. А теперь кладите листья в таз, полейте их из лейки, как будто это дождик. В конце мы посмотрим, что произойдет с ними (листья станут мягкими, и не будут шуршать).

Создание макета «Поздняя осень» и «рисование» песком
Воспитатель: Ребята, это кто тут сидит под кустом? (Достает игрушку-ёжика.) Ёжик еще маленький и не знает, где ему можно перезимовать. Давайте сделаем макет поздней осени, и вы можете подсказать, где он и как может перезимовать. Кто хочет, пусть делает макет, а остальные могут приготовить гостям осенний рисунок – «рисовать» они будут песком.
Дети создают макет и «рисуют» песком.

Опыт «Сухим из воды»
Цель – создание условий для демонстрации существования атмосферного давления и свойство воздуха при остывании занимать меньший объем (сжиматься)
Воспитатель: Ребята посмотрите: в нашем лесу лужица еще не замерзла.
Дети заглядывают в тарелку с водой – там лежит ключ.
Воспитатель: Подумайте и скажите, как можно достать ключик, не замочив пальцы.
Дети предлагают разные способы и проверяют их.
Воспитатель: Предлагаю провести опыт по алгоритму: зажечь внутри стакана бумажку. (Воздух прогорел. Опрокидываем стакан на тарелку, рядом с ключиком. Через некоторое время бумага в стакане погаснет, воздух начнет остывать, и вода постепенно втянется стаканом, обнаружив дно тарелки. Ключ можно взять пальцами. Ребята, расскажите мне, как все это произошло? (Предположения детей.) Еще раз повторяю: воздух сначала прогрелся в стакане и расширился, лишний воздух вышел из стакана. Когда он стал остывать, его стало недостаточно, и воздух снаружи стал давить на воду сильнее, чем в стакане. Под давлением наружного воздуха (воздушного давления) воды тянулась в стакан.

Экологическое кафе
Воспитатель: Дети, что мы можем открыть этим ключом? (Ответы детей.) Говорят, здесь недалеко открылось необычное лесное экологическое кафе. Думаю, это сорока опять пыталась утащить ключ, да обронила его. Откроем кафе. Приходите. Неслучайно такое кафе открылось именно в лесу. Лес – это дом для зверей, птиц и насекомых. Думаю, ребята, вы хорошо знаете обитателей леса. Начинаем экологическую викторину !
1.Зверь мохнатый, косолапый, он сосет в берлоге лапу. (Медведь)
2.То рыжая, то серая, а названьем – белая. (Белка)
3.Косоглазый, маленький, в белых шубке, валенках. (Заяц)
4. Вот иголки и булавки вылезают из-под лавки. (Ежи)
5.Кто осенью холодной ходит злой, голодный? (Волк)
А теперь, девочки и мальчики, вокруг себя повернитесь и в зверей превратитесь!
П/и «Обитатели леса» (Дети изображают медведя, зайца, волка, лису.)
Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, вам было трудно выполнять задания. Проводить исследования? Что вам понравилось больше всего? (Ответы детей.) А теперь я приглашаю всех попробовать витаминизированные напитки.

Цели занятия:

Коррекционно – образовательные цели:

Обобщение представлений о золотой осени и типичных осенних явлениях в природе;

Совершенствование навыка рассматривания картины, формирование целостного представления о ней;

Совершенствование грамматического строя речи (образование относительных прилагательных, согласование слов в предложении в роде и падеже);

Совершенствование навыка чтения;

Совершенствование связной речи;

Совершенствование темпо – ритмических движений;

Совершенствование навыка деления слов на слоги.

Коррекционно – развивающие цели:

Развитие произвольного внимания, восприятия;

Развитие выразительности движений в пантомиме;

Развитие диалогической речи;

Развитие тонкой, общей моторики, ловкости;

Развитие наблюдательности в экспериментальной деятельности;

Развитие правильного диафрагмального дыхания;

Коррекционно – воспитательные цели:

Воспитание навыков сотрудничества, взаимовыручки, активности, ответственности.

Словарная работа: животные, холода, щекотки, подосиновик, подберёзовик; прятаться, улетают.

Методическое обеспечение: макеты деревьев, набор предметных картинок с изображением диких животных и их жилищ, плоскостное изображение деревьев, карточки – слова, пёрышки, муляжи грибов, пластилин, сосуд с молоком, магнитная доска, мольберт, магнитные буквы, большие мячи.

Аудиосредства: магнитофон, кассета с записью голосов птиц, природных явлений.

Мотивация: путешествие в осенний лес.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированное занятие – игра «Путешествие в осеннем лесу».

Организационный момент.

(Дети вместе с воспитателем заходят в группу, оформленную, как осенний лес.)

Пантомима «Прогулка в лес».

Заблудились мы в лесу. (Грустно)

Закричали все: «АУ!» (Громко)

Никто не отзывается (Печально)

Лишь эхо откликается. – «А – У!»

  1. Введение в тему.

Логопед.

  • Послушайте внимательно загадку:

Несу я урожаи, поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю, деревья укрываю.

Но не касаюсь сосен. Я называюсь …

Дети: - Осень.

Логопед.

  • Закройте глаза! (Надевает венок из осенних листьев) Один, два, три. Я приглашаю вас в путешествие по осеннему лесу.
  1. Основная часть занятия.

Игра «Наряди дерево».

Логопед.

  • Мой лес называется золотым. Как вы думаете почему?

Дети.

  • Потому что деревья и кусты украшены желтыми листьями.

Логопед.

  • Все деревья красивы. Только эти деревца потеряли свои наряды. Давайте поможем им нарядиться в свою листву.

Дети выходят к магнитной доске поочередно. Один ребенок читает слово, а другой выбирает нужные листья, образуя относительные прилагательные. И так все дети.

ДУБ - На дубе растут дубовые листья.

СОСНА - На сосне растут сосновые иголки.

БЕРЕЗА - На березе растут березовые листья.

РЯБИНА - На рябине растут рябиновые листья.

Игра «Звериные домишки».

Логопед.

  • Посмотрите вокруг. Кто живет в лесу?

Дети.

  • В лесу живут дикие животные.

Логопед.

Тихо, тихо на опушке,

Уж кукушки не слыхать.

И готовятся зверюшки

Зиму долгую встречать.

Дети подходят к магнитной доске. Они должны поочередно приложить фигурку дикого животного к подходящему жилищу, составив предложение по образцу.

Дети.

  • Волк спрячется в логове.
  • Медведь спрячется в берлоге.
  • Белка спрячется в дупле.
  • Крот спрячется в норе.
  • Заяц спрячется под кустом.
  • Лось спрячется за кустом.
  • Лиса спрячется в норе.
  • Ёж спрячется в корнях деревьев.

Логопед.

  • Молодцы! Теперь животным не страшны зимние холода.

Я, ребята, вас ждала

И подарки припасла.

Дети.

  • А где подарки?

Логопед.

  • У меня есть сундучок. Только не пойму, где он.

(Появляется Лесовичок)

  • Это я ваш сундучок спрятал. Беда, ключи-то потерялись. Найдите их ребята. На сундуке пять замков. Сколько ключей будете искать? (Пять.)

Дети идут в кабинет ИЗО-деятельности.

  • Здравствуйте, Любовь Станиславовна. Мы ищем ключик. Помогите нам его найти.
  • Я помогу вам его найти. Для этого вы помогите мне украсить картину.

Дети по образцу воспитателя раскатывают маленькие шарики и складывают их на дощечках.

Логопед проводит пальчиковую зарядку.

Рябинка на солнышке греет бочок!

Иди же, рябинка, к нам в кузовок!

(Волнообразные движения пальцев. Смыкание пальцев в замок. Движения вверх-вниз.)

Долго, долго мы лепили,

Наши пальцы утомили.

(Круговые движения замка. Встряхивание кистями рук.)

Пусть немножко отдохнут

И опять лепить начнут.

(Поглаживание каждого пальца.)

Дружно руки разведем

И опять лепить начнем.

(Руки в стороны. Хлопают в ладоши.)

Дети доделывают коллективную работу «Рябинка» и получают ключ.

Все вместе идут в избу, где их ждет педагог-психолог.

Здравствуйте, ребятишки! Девчонки и мальчишки. Присаживайтесь за стол. Я тоже когда-то была маленькой девочкой и ходила в детский сад.

Там у меня было много друзей. И одного я привела к вам сегодня. Это Кузя!

Кузя здоровается с детьми за руку. Проводит игру с перышками «Апчхи».

Я щекоток не боюсь,

Только весело смеюсь:

Ха-ха-ха, хи-хи-хи!

Апчхи, апчхи!

Логопед.

  • Налетел ветерок и полетели наши перышки высоко-высоко. Давайте подуем на перышки, как ветерок. Как он дует?

Дети рассказывают, как правильно делать вдох и выдох. Выполняют дыхательное упражнение.

Педагог отдает следующий ключик.

Дети с логопедом идут к музыкальному руководителю за ключом.

Я отдам ваш ключик. Только поиграйте со мной в музыкальную игру «Найди своё дерево» .

Логопед.

  • В моем лесу растут разные растения. Угадайте, о чем я говорю.

В шляпе бархатной – увы! –

Он стоит без головы.

У него одна нога,

Да и та без сапога. (Гриб)

Логопед и воспитатель в роли деревьев. Подосиновики под осиною, подберезовики – под березою. Под музыку грибы разбегаются по залу, по окончании музыки грибы должны найти свои деревья.

Дети получают ключ.

Логопед.

  • В моем лесу бывает такое явление природы. Угадайте.

Молоко над речкой плыло,

Ничего не видно было.

Растворилось молоко-

Стало видно далеко. (Туман.)

Воспитатель по экологии проводит эксперимент с молоком, наглядно показывая плохую видимость во время тумана.

Ребенок выкладывает слово «туман» на магнитной доске.

За хорошую работу ему вручается ключ.

Детей зазывает к себе в зал воспитатель по физической культуре.

  • Здравствуйте, ребята! Я знаю, зачем вы ходите по лесу. Чтобы его получить, мы с вами поиграем.

Игра «Выбери картинки».

Дети разделились на две команды. Первая команда выбирает картинки с с двумя слогами, а вторая – с тремя. Проводится в виде эстафеты. Поиграв, дети получают ключик.

В группе. Подбирают по цвету ключики к замкам. Открывают сундук. Там корзина с большими яблоками.

Логопед.

А вот и мои подарки. Дети, мы совершили удивительное путешествие. Каждый из нас стал мудрее, умнее. О чем вы хотели бы рассказать другим детям и своим родителям? (Ответы детей.)

Очень весело мне было,

Всех ребят я полюбила.

Но прощаться нам пора,

Что поделать, ждут дела!

Добрых вам улыбок, щедрой осени, безбедной зимы. До свидания!


Марина Доденкова
Интегрированное занятие «Игра-путешествие в осенний лес»

средний дошкольный возраст

Программное содержание :

Обучающие :

Формировать умение зрительно воспринимать и понимать последовательность действий, ориентируясь на направление, указанное стрелкой.

Закреплять умение различать и называть геометрические фигуры (круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник) .

Упражнять складывать «Квадрат Воскобовича» по образцу.

Систематизировать представления об осени .

Учить составлять коллективный рассказ по картинке с помощью символов.

Развивающие :

Развивать мелкую моторику.

Познавательно-творческие способности.

Психические процессы (сенсорные способности, внимание, элементы логического мышления, творческое мышление, память, речь, воображение).

Воспитательные :

Воспитывать доброжелательное отношение к герою сказки, желание помочь.

Воспитывать самостоятельность при выполнении учебно-игровых заданий.

Воспитывать активность, любознательность, желание познавать окружающий мир, природу.

Воспитывать эстетические чувства, чувство радости, любви к природе родного края.

Предварительная работа :

Чтение сказки Н. Носова «Приключение Незнайки и его друзей» .

Изготовление : - карты-схемы;

Зашифрованной картины с символами;

Раздаточного материала и демонстрационного;

Обучение игре Воскобовича «Квадрат Воскобович» ;

На занятиях обучение детей пониманию «языка» символов.

На прогулке активизация внимания детей - признаки осени , беседы на тему «Осень » ;

На занятиях по изобразительной деятельности рисование на тему «Осень » .

Оборудование :

Игрушки : Незнайка, сова, сердце, письмо;

Карта-схема (с направлением движения) ;Игра «Фигурки в домик» (поляна с геометрическими фигурами) ; Подносы голубой и розовый;Игра «Двухцветный квадрат» ;Иллюстрации к игре-путешествию;Физкультурная минутка «Символы» ;Зашифрованная картина «Осенний лес » с символами;Поляна с листьями (березовые, дубовые, кленовые) ;Зеркало;

Художественное слово : стихи о листьях, стихотворение «Осень » ;

Музыка : «Звуки леса» , «Водопады» .

Ход занятия:

Выход из спальни, стоя около шкафов.

Группа – лес. Спокойная музыка – вход детей.

I Вступительная часть

Воспитатель : Дорогие дети! К нам в гости пришли добрые люди.

Вы рукой им помашите и улыбку подарите.

Стук в дверь – Кукла Незнайка (или ребенок? грустный)

Воспитатель : Вы узнаете героя? (Незнайка)

Почему ты такой грустный? Подарим чуточку тепла,

попытаемся успокоить добрым словом, добрым

взглядом. Познакомимся с Незнайкой, пожелаем ему

всего хорошего.

Игра «Доброе слово»

(передать сердечко)

Воспитатель : вы много слов пожелали. Давайте рассмотрим, с чем

пришел Незнайка, что у него в руках.

Воспитатель показывает рваное письмо.

Но что-то случилось :

«Гномик – друг Незнайки написал письмо, а лиса и волк подбежали и оторвали часть письма.»

Вот что пишет Гномик : «В гости прийти не могу. У нас в лесу все готовятся к…»

Воспитатель : Как вы думаете, что могло быть написано в письме?

(Все решают пойти в лес к Гномику)

II Основная часть

Воспитатель : Молодцы ребята! Правильно решили – нужно найти Гномика!

Дорога предстоит трудная, необычная. Нам надо найти дом Гномика, а поможет в этом карта. Здесь спрятаны задания. Выполнив их, мы доберемся до дома Гномика. Давайте рассмотрим карту и определим направление движения (от цифры «1» к цифре «2» , к цифре «3» , к цифре «4» ).

Цифра «1» - вот мы и нашли начало пути – это полянка с геометрическими фигурами. Присядем и поиграем в Игру «Фигурки в домик» (фигурки на подносе) (голубой и розовый) группировка по форме геометрических фигур).

Поднос голубой (для мальчиков) и розовый (для девочек) .

Сначала вернем на место геометрические фигуры, которые не имеют углов. Назовите, какие формы не имеют углов. Найдите на тарелках. Если верно нашли место, фигура полностью заполнит пространство. Вернем на место овал, круг, квадрат.

Показывают девочки и мальчики. У Незнайки – это правильно, это точно?

Хорошо, найдите на подносе, какие фигуры имеют углы.

Сколько углов у треугольника, покажите – поэтому и называется (треугольник) .

Сколько углов у прямоугольника, покажите – поэтому и называется (четырехугольник) .

Нашли Гномика?

Нет (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник) .

Ребята, нам пора отправиться в путь. Куда мы теперь пойдем?

(от цифры «1» к цифре «2» ) (к столам)

Продолжаем путешествовать.

Пойдем в гости. Присядем за столы. А здесь что нашли?

(чудесный квадрат)

А здесь…квадрат может превратиться в домик.

Пальчиковая гимнастика «Замок»

Образец – Давайте попробуем домик сделать (домик большой- крыша, стены) .

Картина – На доске картинка домика у Гномика есть. Вот и домик! (на доске)

Пока Гномик прятался, конфетку потерял.

Образец - Давайте угостим Гномика конфетой. Сделайте пожалуйста.

Картинка - Теперь Гномик доволен.

Образец - Как по лесу мышка бежала и домик увидала. Сложить мышку.

Картинка - Молодцы ребята, вот и мышка добралась до домика и стала там жить да песни распевать.

Тут на опушку выскочил зайчик.

(слышна вода)

Что вы слышите? (вода)

А как попасть в домик к Гномику? На чем можно переплыть речку? (лодочка)

А у нас она есть? (нет)

Образец - Наш квадрат может превратиться в лодочку. Сделайте пожалуйста.

Картинка - Добрался зайка к домику и его впустили и стали жить вместе.

Незнайка, ты рад за Гномика?

Теперь мы точно узнали где живет Гномик.

Молодцы, справились, смотрим на план – Цифра «3» (сова)

Посмотрите, ребята, найдите цифру 3.

Идем к сове.

Цифра «3» .

Какая там большая сова сидит.

Физкульт-минутка (по символам) «Совушка – сова»

(движения в соответствии с текстом)

Совушка – сова

Большая голова,

На пеньке сидит,

Головой вертит,

Во все стороны глядит,

Да, к-а-а-а-к

(руки вверх)

Смотрим на план от Цифры «3» - Цифра «4» .

Следующая цифра «4» Картина «Лес»

(птичий шум тихо-громко-тихо)

Гномик, что ты не дописал в письме?

Что же здесь происходит? Цифра «4» (звуки леса, птичий шум)

Рассмотрим карту «Осеннего леса »

Эта картина зашифрована.

Вы мне поможете?

(сели на пеньки, накидки на стулья)

Рассказ воспитателя :

Я рассказываю, а вы найдите, где такой символ?

Откройте :

1) Где деревья высокие и низкие?

2) Что изображено на картине?

Продолжаем путешествовать в лесу.

(2, 3, 4, 5, 6)

Вот мы и расшифровали картину.

Кто догадался, что было написано в письме? (В лесу все готовятся к зиме) Вот, что написал Гномик Незнайке. Мы Незнайке помогли, за это он приготовил нам сюрприз. Героев оставляем в лесу, выходите, пойдем искать сюрприз.

Выходите, ребята.

Посмотрите внимательно вот и сюрприз – это осенние листочки , сколько много листьев на поляне.

Давайте превратимся в ветерок, подуем на листья.

(тихо, сильно, еще сильнее сдуть листья с зеркала)

Итак : желтеет, падает, кружится, летит, вьется, ложится… Что это? (лист)

Каждый берет на память по листочку.

Подняли те, кому достался березовый листок. Проверьте у всех правильно? Такой, как у меня?

И листок с березы золотистой

Пчелкой вьется и летает над колючей елкой.

(демонстрировать падение листа)

А теперь у кого дубовый листок.

Все ли подняли как у меня?

Дубовый листок оторвался от ветки родимой

И в степь укатился, ветром гонимый.

(демонстрация стиха)

А теперь кому достался кленовый лист.

Проверьте верно, такой как у меня?

Вот на ветке лист кленовый

Нынче он совсем как новый

Весь румяный, золотой. Ты куда листок? Постой!

(демонстрация стиха)

Как красиво в осеннем лесу .

Стих :

В золотой карете, что с конем игривым

Проскакала осень по лесам и нивам .

Добрая волшебница все переиначила –

Ярко-желтым цветом землю разукрасила.

С неба сонный месяц чуду удивляется :

«Все кругом искрится, все переливается!»

III Заключительная часть

А теперь положите лист на ладошку – посмотрите на него внимательно, закройте другой ладошкой.

Вспомните, где мы сегодня были?

Если вы все задания выполняли правильно, то листочек останется на ладошке, а если кто-то допустил ошибку, то листик исчезнет.

Мы все справились – Молодцы!

Вот и закончилось путешествие в осенний лес .

Ой, да здесь волшебное зеркало – все в него посмотрелись. Как вы поумнели, похорошели, посмотрите на лица друзей, гостей.

Что пожелаем нашим гостям?

А давайте подарим листочки с ласковыми словами нашим гостям.

Игра-занятие "Путешествие в осенний лес"
Средняя группа № 16 "Жемчужина"
Цель:
Формировать представление детей о характерных особенностях осеннего времени года, происходящих в лесу изменениях через игровые формы обучения.
Задачи:

Образовательные:
- уточнить и расширить знания детей о сезонных изменениях в природе осенью, - уточнить знания детей о растениях, о жизни птиц и животных осенью. -
Развивающие:
- развивать познавательный интерес детей, внимание и память; - развивать культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом.
Воспитательные:
- воспитывать заботливое отношение ко всему живому и интерес к миру природы.
Словарная работа: п
ерелетные, зимующие птицы, съедобные, несъедобные грибы, рябина, береза, ель.
Материал:
Листья берёзы, рябины, ветки ели, корзинка для листьев, грибы съедобные, несъедобные, картинки деревьев: берёза, рябина, ель, корзина с грибами, воздушный шарик с письмом, рисунок скворечника.
Предварительная работа:
Беседа об осени, рассматривание иллюстраций «Деревья осенью», перелетные и зимующие птицы, наблюдение за природой, птицами, беседа о перелетных птицах, чтение художественных произведений «У природы нет плохой погоды» по произведениям Е. Трутневой «Осень», Я. Тайца «По грибы», «Времена года», и отгадывание загадок об осени.
Ход НОД:
- В круг ребята становитесь, за руки все беритесь, послушайте загадку и скажите мне отгадку. Если на деревьях листья облетели, Если в путь далекий птицы улетели, Если небо хмурится, если дождик льется, Это время года … зовется (осенью). Воспитатель: Да, ребята время года сейчас осень. И в природе произошли изменения. А какие мы сейчас с вами расскажем. Игра «Да-нет» Если ответ «да», надо хлопнуть в ладоши, а если ответ «нет», положить руки на пояс.
Осенью цветут цветы? (Нет) Осенью растут грибы? (Да) Тучки солнце закрывают? (Да) Колючий ветер прилетает? (Да) Туманы осенью плывут? (Да) Ну а птицы гнезда вьют? (Нет) А букашки прилетают? (Нет) Звери норки закрывают? (Да) Урожай все собирают? (Да) Птичьи стаи улетают? (Да) Часто – часто льют дожди? (Да) Достаем ли сапоги? (Да) Солнце светит очень жарко? (Нет) Можно детям загорать? (Нет) Ну а что же надо делать? Куртки, шапки надевать? (Да) Воспитатель: Вы хорошо знаете приметы Осени. В группу влетает шарик с письмом от осени - приглашение в осенний лес. «Здравствуйте, дорогие ребята! Приглашаю вас к себе в гости. Вам будет очень интересно. Жду с нетерпением. Золотая Осень». Ребята, примем приглашение Осени, пойдём к ней в гости? Мы сейчас в поход выходим, По тропинке в лес заходим, Руки за спину кладем И по бревнышку идем (дети идут по канату) Воспитатель: Вот мы и пришли в осенний лес. Посмотрите сколько деревьев, но на них совсем не осталось листочков. А что это за деревья, вы знаете? (на доске висят изображения деревьев: ель, береза, рябина) Дети: Берёза, ель, рябина, Воспитатель: Как вы узнали, что это ель? Дети: У этого дерева вместо листьев иголки. Воспитатель: Скажите название этого дерева? Дети: Береза. Воспитатель: А как можно узнать березу? Дети: У этого дерева белый ствол. Воспитатель: А это дерево вы знаете, по каким признакам определите? Дети: Это рябина. На ней красные ягоды. Воспитатель: Посмотрите, сколько у меня в корзинке листочков. Показ корзины с листьями.
-Этот листок с какого дерева? А этот? А эта веточка? Воспитатель: Хотите поиграть с листочками? -Я буду называть дерево, ваша задача взять листочек того дерева, который я назвала. Игра «Слушайте внимательно». Ход игры: В центре круга листья, дети водят хоровод со словами «Раз, два, три листок скорей бери!» Воспитатель называет дерево, и дети берут, листья только этого дерева, поднимая их вверх. Воспитатель: Какие вы молодцы, никто не ошибся. -Отправляемся дальше путешествовать по лесу. Стойте! А почему такая тишина в лесу, не понимаю! -Почему не слышно птичьих голосов? (птицы улетели на юг). -А почему птицы улетают на юг? (им не хватает зимой еды, холодно). -Как называют птиц, которые улетают? (перелетные) -А вы знаете, что не все птицы улетают на юг? Кто с нами остается? (зимующие). Каких зимующих птиц вы знаете? (сорока, синица, снегирь, дятел). -Вот, посмотрите, какую красивую кормушку я приготовила для птиц (изображение кормушки). Подойдите пожалуйста к столу, на котором разложены картинки с изображением птиц и выберете тех, которые будут с нами зимовать, и отнесите их к кормушке (дети выполняют задание). -Посмотрите на кормушку, никто не ошибся? Все верно? -Ребята, мы с вами пришли в лес, а из зверей никого не встретили. Где же звери, чем они заняты? (готовятся к зиме, меняют шубку, делают запасы). Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите корзина. Чья же это корзина ка вы думаете? (белочки) -Что в ней? (грибы). (Рассматриваем грибы). Все грибы съедобные? А как называют грибы, которые нельзя есть? (несъедобные, ядовитые). -Какие грибы нужно собирать? (съедобные). Перечисляют названия съедобных грибов. -Какие грибы нельзя собирать? (несъедобные). Называют несъедобные грибы. -Почему? (они ядовитые, их нельзя есть, можно отравиться) -Ребята, правильно ли белка собрала грибы? (нет) Игра. Дети собирают грибы. -Молодцы! Помогли белочке. Белочка будет очень рада. -Ой, что-то закапало, что это? (наверно дождик начинается). Чтобы не промокнуть нам проа возвращаться в детский сад. -Подошла к концу наша прогулка. Пора нам с лесом прощаться И в детский сад возвращаться! Воспитатель: Ребята посмотрите, к нам в гости птичка прилетела. Птичка не была на нашем с вами занятии, давайте расскажем ей, куда мы сегодня ходили? Что мы там видели? Что Вам больше всего понравилось? (ответы детей) Спасибо вам ребята.


Дидактическая игра « С какого дерева лист? » Задачи: совершенствовать умение дифференцировать деревья по их стволам и листьям, развивать внимание, наблюдательность, память, воображение. Атрибуты: нарисованные на отдельных листах стволы трёх разных деревьев, осенние листья этих деревьев. Ход игры: листья россыпью лежат вокруг рисунков стволов деревьев. Дети должны разложить листья на своё дерево

Интегрированное занятие

«Игра – путешествие в осенний лес»

(познавательная + социально-коммуникативная образовательные области)

средний дошкольный возраст

Программное содержание:

Обучающие:

    Формировать умение зрительно воспринимать и понимать последовательность действий, ориентируясь на направление, указанное стрелкой.

    Закреплять умение различать и называть геометрические фигуры (круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник).

    Упражнять складывать «Квадрат Воскобовича» по образцу.

    Систематизировать представления об осени.

    Учить составлять коллективный рассказ по картинке с помощью символов.

Развивающие:

    Развивать мелкую моторику.

    Познавательно-творческие способности.

    Психические процессы (сенсорные способности, внимание, элементы логического мышления, творческое мышление, память, речь, воображение).

Воспитательные:

    Воспитывать доброжелательное отношение к герою сказки, желание помочь.

    Воспитывать самостоятельность при выполнении учебно-игровых заданий.

    Воспитывать активность, любознательность, желание познавать окружающий мир, природу.

    Воспитывать эстетические чувства, чувство радости, любви к природе родного края.

Предварительная работа:

    Чтение сказки Н. Носова «Приключение Незнайки и его друзей».

    Изготовление: - карты-схемы;

Зашифрованной картины с символами;

Раздаточного материала и демонстрационного;

    Обучение игре Воскобовича «Квадрат Воскобович»;

    На занятиях обучение детей пониманию «языка» символов.

    На прогулке активизация внимания детей - признаки осени, беседы на тему «Осень»;

    На занятиях по изобразительной деятельности рисование на тему «Осень».

Оборудование:

    Игрушки: Незнайка, сова, сердце, письмо;

    Карта-схема (с направлением движения);

    Игра «Фигурки в домик» (поляна с геометрическими фигурами);

    Подносы голубой и розовый;

    Игра «Двухцветный квадрат»;

    Иллюстрации к игре-путешествию;

    Физкультурная минутка «Символы»;

    Зашифрованная картина «Осенний лес» с символами;

    Поляна с листьями (березовые, дубовые, кленовые);

    Зеркало;

    Художественное слово: стихи о листьях, стихотворение «Осень»;

    Музыка: «Звуки леса», «Водопады».

Ход занятия:

Выход из спальни, стоя около шкафов.

Группа – лес. Спокойная музыка – вход детей.

I Вступительная часть

Воспитатель: Дорогие дети! К нам в гости пришли добрые люди.

Вы рукой им помашите и улыбку подарите.

Стук в дверь – Кукла Незнайка (или ребенок? грустный)

Воспитатель: Вы узнаете героя? (Незнайка)

Почему ты такой грустный? Подарим чуточку тепла,

попытаемся успокоить добрым словом, добрым

взглядом. Познакомимся с Незнайкой, пожелаем ему

всего хорошего.

Игра «Доброе слово»

(передать сердечко)

Воспитатель: вы много слов пожелали. Давайте рассмотрим, с чем

пришел Незнайка, что у него в руках.

Воспитатель показывает рваное письмо.

Но что-то случилось:

«Гномик – друг Незнайки написал письмо, а лиса и волк подбежали и оторвали часть письма.»

Вот что пишет Гномик: «В гости прийти не могу. У нас в лесу все готовятся к…»

Воспитатель: Как вы думаете, что могло быть написано в письме?

(Все решают пойти в лес к Гномику)

II Основная часть

Воспитатель: Молодцы ребята! Правильно решили – нужно найти Гномика!

    Дорога предстоит трудная, необычная. Нам надо найти дом Гномика, а поможет в этом карта. Здесь спрятаны задания. Выполнив их, мы доберемся до дома Гномика. Давайте рассмотрим карту и определим направление движения (от цифры «1» к цифре «2», к цифре «3», к цифре «4»).

Цифра «1» - вот мы и нашли начало пути – это полянка с геометрическими фигурами. Присядем и поиграем в Игру «Фигурки в домик» (фигурки на подносе) (голубой и розовый) группировка по форме геометрических фигур).

Поднос голубой (для мальчиков) и розовый (для девочек).

    Сначала вернем на место геометрические фигуры, которые не имеют углов. Назовите, какие формы не имеют углов. Найдите на тарелках. Если верно нашли место, фигура полностью заполнит пространство. Вернем на место овал, круг, квадрат.

Показывают девочки и мальчики. У Незнайки – это правильно, это точно?

    Хорошо, найдите на подносе, какие фигуры имеют углы.

    Сколько углов у треугольника, покажите – поэтому и называется (треугольник).

    Сколько углов у прямоугольника, покажите – поэтому и называется (четырехугольник).

    Нашли Гномика?

    Нет (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник).

    Ребята, нам пора отправиться в путь. Куда мы теперь пойдем?

(от цифры «1» к цифре «2») (к столам)

Продолжаем путешествовать.

    Пойдем в гости. Присядем за столы. А здесь что нашли?

(чудесный квадрат)

    А здесь…квадрат может превратиться в домик.

Пальчиковая гимнастика «Замок»

    Образец – Давайте попробуем домик сделать (домик большой- крыша, стены).

    Картина – На доске картинка домика у Гномика есть. Вот и домик! (на доске)

    Пока Гномик прятался, конфетку потерял.

    Образец - Давайте угостим Гномика конфетой. Сделайте пожалуйста.

    Картинка - Теперь Гномик доволен.

    Образец - Как по лесу мышка бежала и домик увидала. Сложить мышку.

    Картинка - Молодцы ребята, вот и мышка добралась до домика и стала там жить да песни распевать.

Тут на опушку выскочил зайчик.

(слышна вода)

    Что вы слышите? (вода)

А как попасть в домик к Гномику? На чем можно переплыть речку? (лодочка)

    А у нас она есть? (нет)

    Образец - Наш квадрат может превратиться в лодочку. Сделайте пожалуйста.

    Картинка - Добрался зайка к домику и его впустили и стали жить вместе.

    Незнайка, ты рад за Гномика?

    Теперь мы точно узнали где живет Гномик.

    Молодцы, справились, смотрим на план – Цифра «3» (сова)

    Посмотрите, ребята, найдите цифру 3.

    Идем к сове.

Цифра «3» .

    Какая там большая сова сидит.

Физкульт-минутка (по символам) «Совушка – сова»

(движения в соответствии с текстом)

Совушка – сова

Большая голова,

На пеньке сидит,

Головой вертит,

Во все стороны глядит,

Да, к-а-а-а-к

Полетит!

(руки вверх)

Смотрим на план от Цифры «3» - Цифра «4».

Следующая цифра «4» Картина «Лес»

(птичий шум тихо-громко-тихо)

    Гномик, что ты не дописал в письме?

    Что же здесь происходит? Цифра «4» (звуки леса, птичий шум)

    Рассмотрим карту «Осеннего леса»

    Эта картина зашифрована.

    Вы мне поможете?

(сели на пеньки, накидки на стулья)

Рассказ воспитателя:

    Я рассказываю, а вы найдите, где такой символ?

    Откройте:

    Где деревья высокие и низкие?

    Что изображено на картине?

Продолжаем путешествовать в лесу.

(2, 3, 4, 5, 6)

    Вот мы и расшифровали картину.

    Кто догадался, что было написано в письме? (В лесу все готовятся к зиме) Вот, что написал Гномик Незнайке. Мы Незнайке помогли, за это он приготовил нам сюрприз. Героев оставляем в лесу, выходите, пойдем искать сюрприз.

    Выходите, ребята.

    Посмотрите внимательно вот и сюрприз – это осенние листочки, сколько много листьев на поляне.

    Давайте превратимся в ветерок, подуем на листья.

(тихо, сильно, еще сильнее сдуть листья с зеркала)

Итак: желтеет, падает, кружится, летит, вьется, ложится… Что это? (лист)

Каждый берет на память по листочку.

    Подняли те, кому достался березовый листок. Проверьте у всех правильно? Такой, как у меня?

    И листок с березы золотистой

Пчелкой вьется и летает над колючей елкой.

(демонстрировать падение листа)

    А теперь у кого дубовый листок.

    Все ли подняли как у меня?

    Дубовый листок оторвался от ветки родимой

И в степь укатился, ветром гонимый.

(демонстрация стиха)

    А теперь кому достался кленовый лист.

    Проверьте верно, такой как у меня?

    Вот на ветке лист кленовый

Нынче он совсем как новый

Весь румяный, золотой. Ты куда листок? Постой!

(демонстрация стиха)

Как красиво в осеннем лесу.

Стих:

В золотой карете, что с конем игривым

Проскакала осень по лесам и нивам.

Добрая волшебница все переиначила –

Ярко-желтым цветом землю разукрасила.

С неба сонный месяц чуду удивляется:

«Все кругом искрится, все переливается!»

III Заключительная часть

    А теперь положите лист на ладошку – посмотрите на него внимательно, закройте другой ладошкой.

    Вспомните, где мы сегодня были?

    Если вы все задания выполняли правильно, то листочек останется на ладошке, а если кто-то допустил ошибку, то листик исчезнет.

    Мы все справились – Молодцы!

    Вот и закончилось путешествие в осенний лес.

    Ой, да здесь волшебное зеркало – все в него посмотрелись. Как вы поумнели, похорошели, посмотрите на лица друзей, гостей.

    Что пожелаем нашим гостям?

    А давайте подарим листочки с ласковыми словами нашим гостям.