Наглядные методы обучения нацелены на наглядно-чувственное ознакомление учащихся с предметным миром, процессами и явлениями в их естественной форме либо в символьном отражении при помощи различных рисунков, репродукций, схем и т. п.

Замечание 1

Особенностью данных методов является то, что усвоение учебного материала имеет тесную взаимосвязь с используемыми учебными пособиями и техническими средствами (ИКТ).

Наглядные методы содействуют реализации дидактического принципа наглядности в обучении, обогащают методику преподавания, увеличивают эффективность и продуктивность урока, развивают у детей наблюдательность, наглядно-образное мышление, зрительную память, внимание. В общем смысле наглядные методы можно подразделить на 3 группы:

  • наблюдения,
  • иллюстрации,
  • демонстрации.

Данная классификация расценивает наглядные методы по источнику знаний. В педагогической литературе она часто подвергалась критике, поскольку не отображает характер познавательной деятельности учащихся и степень их самостоятельности в учебной работе. Тем не менее, эта классификация в настоящее время остается самой популярной у учителей-практиков.

Наблюдение

Как средство иллюстрирования обширно используется классная доска и интерактивные доски, на них записываются даты, слова, предложения, задачи, делаются зарисовки, раскрывается последовательность выполнения каких-либо учебных действий. Применяются также отдельные иллюстративные пособия, баннеры, таблицы, картины, карты, чертежи, схемы.

При применении иллюстраций как наглядного метода обучения следует соблюдать ряд условий:

  • они должны соответствовать возрасту учащихся, употребляться в меру и исключительно в подходящий момент урока (занятия), подаваться таким образом, чтобы все учащиеся имели возможность в полной мере видеть иллюстрацию;
  • педагог должен точно выделять главное при показе иллюстраций, отчетливо продумывать пояснения к ним;
  • иллюстрация должна быть согласована с содержанием материала, эстетически выполнена, а также должна привлекать самих учеников к нахождению желанной информации.

Демонстрации

Метод демонстраций традиционно связан с презентацией устройств, оборудования, опытов, кинофильмов, диафильмов, магнитофонов, компьютерных программ. Они применяются с целью формирования у учащихся интереса, познавательной мотивации, создания проблемной ситуации, ознакомления с новой информацией.

Так, при использовании компьютера, магнитофона демонстрируются эталоны выразительной речи, произведения музыки. Фрагменты кино-, телепередач, видеофильмы употребляются при демонстрации новых достижений науки, техники, культуры, уникальных документов, архивных материалов, произведений дизайнеров. Широкие возможности для демонстрации учебных материалов на базе технологии мультимедиа дают кабинеты, оборудованные компьютерной техникой (с выходом в Интернет), мультимедиапроектором, интерактивной доской.

Рисунок 2. Характеристика наглядных методов обучения

К демонстрациям предъявляются следующие требования

  • демонстрируемые предметы должны иметь соответствующий размер для отличной видимости всем учащимся, для небольших объектов целесообразно использовать различные проекции или организовать поочередное наблюдение с вызовом учащегося к демонстрационному столу;
  • во время демонстрации учителю нужно стоять лицом к классу, чтобы видеть реакцию учащихся, не следует и заграждать демонстрируемое, иначе вероятны ошибки в представлении материала, нарушения дисциплины;
  • количество демонстраций должно быть оптимальным, поскольку их излишество рассеивает внимание, утомляет, понижает степень познавательного интереса;
  • перед началом демонстрации, как правило, дается вступительное слово, а после проводится беседа по результатам просмотра;
  • рекомендуемая продолжительность видеофильмов в младших классах – не более 10 минут, в старших - до 30 минут;
  • при демонстрации сложного материала целесообразно делать паузы для объяснения учителя и записи учениками информации.

Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы: методы иллюстраций и демонстраций.

Метод иллюстраций предполагает показ ученикам иллюстративных пособий: плакатов, карт, зарисовок на доске, картин, портретов ученых и пр.

Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, различного рода препаратов. К демонстрационным методам относят также показ кинофильмов и диафильмов.

Такое подразделение средств наглядности на иллюстративные и демонстрационные исторически сложилось в практике преподавания. Оно не исключает возможности отнесения отдельных средств наглядности как к группе иллюстративных, так и демонстрационных методов.

В ходе применения наглядных методов используются приемы: показа, обеспечения лучшей видимости (экран, подкрашивание, подсвет, подъемные приспособления и др.), обсуждения результатов проведенных наблюдений, демонстраций и пр.

В последние годы практика обогатилась целым рядом новых средств наглядности. Были созданы новые, более красочные географические карты с пластмассовым покрытием, альбомы иллюстраций по истории, литературе, географические атласы с фотографиями, осуществленными со спутников. В практику обучения вошли аппараты ЛЭТИ, кодоскопы, позволяющие в дневное время без затемнения класса показывать рисунки, схемы, чертежи, изготовляемые учителем на прозрачной пленке. На уроках стали применяться зарисовки на листах ватмана с помощью широких фломастеров, позволяющие раскрывать динамику изучаемого явления, постепенно иллюстрируя один за другим все необходимые его этапы. Наконец, во многих школах оборудованы экраны дневного кино, когда киноаппарат устанавливается в лаборантской комнате, демонстрирует фильм на матовое стекло, помещенное над классной доской. Все эти средства нашли особенно широкое применение в условиях кабинетной системы обучения.

Современная дидактика требует наиболее рациональных вариантов применения средств наглядности, позволяющих достичь большего образовательного и воспитательного эффекта. Она ориентирует педагогов на такое применение наглядных методов обучения, чтобы одновременно иметь возможность развивать и абстрактное мышление учеников.

Условия эффективного применения наглядности. Есть несколько методических условий, выполнение которых обеспечивает успешное использование наглядных средств обучения: 1) хорошее обозрение, которое достигается путем применения соответствующих красок при изготовлении подъемных столиков, экранов подсвечивания, рейтеров, указателей и пр.; 2) четкое выделение главного, основного при показе иллюстраций, так как они порой содержат и отвлекающие моменты; 3) детальное продумывание пояснений (вводных, по ходу показа и заключительных), необходимых для выяснения сущности демонстрационных явлений, а также для обобщения усвоенной учебной информации; 4) привлечение самих учеников к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве, постановка перед ними проблемных заданий наглядного характера.

В условиях демонстрации химических, физических и других технических установок необходимо строго соблюдать правила техники безопасности, которые четко определены соответствующими инструктивными документами.

Связь наглядных и словесных методов. Особенностью наглядных методов обучения является то, что они обязательно предполагают в той или иной мере сочетание их со словесными методами. Тесная взаимосвязь слова и наглядности вытекает из того, что диалектический путь познания объективной реальности предполагает применение в единстве живого созерцания, абстрактного мышления и практики.

Л.В. Занковым было изучено несколько основных форм сочетания слова и наглядности: при посредстве слова учитель руководит наблюдением, которое осуществляется учащимися, а знания об облике объекта, его непосредственно воспринимаемых свойствах и отношениях ученики извлекают из самого наглядного объекта в процессе наблюдений; при посредстве слова учитель на основании осуществленного школьниками наблюдения наглядных объектов и на базе имеющихся у них знаний ведет учащихся к осмыслению и формированию таких связей в явлениях, которые не могут быть высмотрены в процессе восприятия; сведения об облике объекта, о его непосредственно воспринимаемых свойствах и отношениях учащиеся получают из словесных сообщений педагога, а наглядные средства служат подтверждением или конкретизацией словесных сообщений; отправляясь от осуществляемого школьниками наблюдения наглядного объекта, педагог сообщает о таких связях между явлениями, которые непосредственно не воспринимаются учащимися, либо делает вывод, объединяет, обобщает отдельные данные. Таким образом, существуют разнообразные формы связи слова и наглядности. Отдать каким-то из них полное предпочтение было бы ошибочным, так как в зависимости от особенностей задач обучения, содержания темы, характера имеющихся наглядных средств, а также уровня подготовленности учеников необходимо в каждом конкретном случае избирать их наиболее рациональное сочетание.

Наглядные методы обучения

Наглядные методы обучения условно можно подразделить на две большие группы: методы иллюстраций и демонстраций.

Метод иллюстраций предполагает показ ученикам иллюстративных пособий: плакатов, карт, зарисовок на доске, картин, портретов ученых и пр.

Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, различного рода препаратов. К демонстрационным методам относят также показ кинофильмов и диафильмов. Такое подразделение средств наглядности на иллюстративные и демонстрационные исторически сложилось в практике преподавания. Оно не исключает возможности отнесения отдельных средств наглядности как к группе иллюстративных, так и демонстрационных методов. Это касается, например, показа иллюстраций через эпидиаскоп или кодоскоп.

В ходе применения наглядных методов используются приемы: показа, обеспечения лучшей видимости (экран, подкрашивание, подсвет, подъемные приспособления и др.), обсуждения результатов проведенных наблюдений, демонстраций и пр.

В последние годы практика обогатилась целым рядом новых средств наглядности. Были созданы новые, более красочные географические карты с пластмассовым покрытием, альбомы иллюстраций по истории, литературе, географические атласы с фотографиями, осуществленными со спутников. В практику обучения вошли аппараты ЛЭТИ, кодоскопы, позволяющие в дневное время без затемнения класса показывать рисунки, схемы, чертежи, изготовляемые учителем на прозрачной пленке. На уроках стали применяться зарисовки на листах ватмана с помощью широких фломастеров, позволяющие раскрывать динамику изучаемого явления, постепенно иллюстрируя один за другим все необходимые его этапы. Наконец, во многих школах оборудованы экраны дневного кино, когда киноаппарат устанавливается в лаборантской комнате, демонстрирует фильм на матовое стекло, помещенное над классной доской. Все эти средства нашли особенно широкое применение в условиях кабинетной системы обучения.

Современная дидактика требует наиболее рациональных вариантов применения средств наглядности, позволяющих достичь большего образовательного и воспитательного эффекта. Она ориентирует педагогов на такое применение наглядных методов обучения, чтобы одновременно иметь возможность развивать и абстрактное мышление учеников.

Применение метода демонстрации учебного кино стало довольно обычным явлением в практике обучения. Во всех городах и крупных районах созданы фильмотеки, которые по заявкам преподавателей присылают необходимый фильм. Перечень основных учебных фильмов нашел теперь отражение в школьных программах, что значительно облегчает выбор их учителями. В учебном процессе применяют как полные фильмы по теме, так и кинофрагменты и кинокольцовки. Кинофрагменты посвящаются отдельным вопросам соответствующей темы. Кинокольцовки обычно демонстрируют замкнутые процессы, например процесс работы модели двигателя внутреннего сгорания, процесс взлета, полета и посадки самолета и т. п. Практика показывает, что при изучении новой темы особенно полезны кинофрагменты и кинокольцовки. Для закрепления всей темы эффективно используются полные фильмы по теме. Конечно, возможен вариант фрагментарного применения полных фильмов во время изучения новой темы, что и пытаются делать многие учителя.

При подготовке к использованию фильма в учебном процессе преподаватель должен предварительно просмотреть его, составить основные вопросы, которые будут ставиться перед учениками по ходу демонстрации, вычленить фрагменты, которые будут показаны в соответствующий момент урока. Полезно наметить места, где будут даны реплики, акцентирующие внимание на самом главном. Наконец, надо наметить и план заключительной беседы по фильму.

Использование учебного телевидения. Новым наглядным методом, который пришел в школу в последнее десятилетие, является массовое использование учебного телевидения. Для средней школы, технических училищ и вузов созданы многочисленные учебные телефильмы, а также ведутся учебные телепередачи. Программы предстоящих передач Центрального телевидения публикуются в «Учительской газете», размножаются институтами усовершенствования учителей и доводятся до учителей. С учетом этого в школах составляют расписание учебных занятий и предусматривают проведение их в соответствующих кабинетах.

Расширению применения телевидения будут содействовать видеомагнитофоны, позволяющие записать телепередачу и повторить ее для выяснения возникших затруднений и углубления восприятия изучаемых вопросов. Сейчас завершено конструирование более дешевых видеомагнитофонов, которые станут доступными каждой школе.

Роль наглядных методов огромна.

Методы обучения должны обеспечить не только приобретение учащимися новых знаний на уроках естествознания, но и приучить их правильно воспринимать, видеть существенные признаки, устанавливать связи в изучаемых явлениях. Выбор методов обучения зависит от содержания преподаваемого материала, степени знакомства с ним учащихся и их жизненного опыта. Тот или иной метод помогает учащимся, во-первых, овладеть готовыми знаниями, которые излагает учитель, во-вторых, работать самостоятельно под контролем учителя, в-третьих, работать самостоятельно без посторонней помощи. С другой стороны, метод отражает также деятельность учителя, направленную на управление процессом усвоения знаний и развитием познавательных способностей школьников. В ходе этой работы дети учатся учиться, то есть овладевают способами усвоения знаний. Один и тот же метод в зависимости от цели урока, содержания учебного материала и характера познавательной деятельности получает различную направленность и степень изложения. Учитель обязан стремиться к разнообразию применяемых им методов, постепенно подводя учащихся к большой самостоятельности при изучении материала и применении полученных знаний на практике. В начальных классах редко используется в течение урока один метод. Как правило, метод сочетается с другими методами или приемами. Применение наглядных методов в преподавании тесно связано с реализацией принципа наглядности. Наглядность как принцип обучения реализуется при любых методах. Роль наглядных методов в обучении естествознанию- одна из главных тем. Наглядные методы являются важнейшими инструментами в руках учителя по руководству процессом обучения естествознанию. Они необходимы для определения физических, химических и биологических свойств веществ или тел, раскрытия и объяснения тех или иных явлений, происходящих в природе. Они позволяют организовать познавательную деятельность учащихся. Они способствуют формированию у учащихся умения наблюдать, первоначальных понятий, имеющих важное значение в конкретизации знаний. В этом заключается актуальность нашей работы.

Наглядные методы могут применяться как при изучении нового материала, так и при его закреплении. При изучении нового материала они являются способом формирования новых знаний, а при его закреплении – способом практикования знаний. Изучение природы с помощью демонстрации натуральных объектов позволяет формировать достаточно полные и достоверные представления об изучаемом объекте. Изучение натуральных наглядных пособий полезно сочетать с изобразительной наглядностью.

Применение метода демонстрации изображений природных объектов и явлений имеет большое значение при изучении естествознания. Оно также позволяет формировать представления детей о предметах и явлениях природы. Метод изучения природы с помощью демонстрации опытов применяется в тех случаях, когда предмет или явление необходимо изучить в условиях, которые искусственно изменяются или в них привносится некоторый искусственный элемент. Опыты могут быть кратковременными, проведёнными за один урок, но могут быть и длительными. В кратковременном опыте выводы, новое знание формируется на этом же уроке, а в длительных опытах вывод, новое знание формируется по истечению какого-либо промежутка времени.

Главной проблемой нашей работы является определение эффективности наглядных методов в обучении естествознанию. И поэтому объектом исследования будет являться процесс обучения на уроках естествознания, а предметом – использование наглядных методов в обучении естествознанию.

Связь наглядных и словесных методов

Особенностью наглядных методов обучения является то, что они обязательно предполагают в той или иной мере сочетание их со словесными методами. Тесная взаимосвязь слова и наглядности вытекает из того, что диалектический путь познания объективной реальности предполагает применение в единстве живого созерцания, абстрактного мышления и практики. Учение И. П. Павлова о первой и второй сигнальных системах показывает, что при познании явлений действительности они должны применяться во взаимосвязи. Восприятие через первую сигнальную систему должно органически сливаться с оперированием словом, с активным функционированием второй сигнальной системы.

Л. В. Занковым было изучено несколько основных форм сочетания слова и наглядности: при посредстве слова учитель руководит наблюдением, которое осуществляется учащимися, а знания об облике объекта, его непосредственно воспринимаемых свойствах и отношениях ученики извлекают из самого наглядного объекта в процессе наблюдений;

при посредстве слова учитель на основании осуществленного школьниками наблюдения наглядных объектов и на базе имеющихся у них знаний ведет учащихся к осмыслению и формированию таких связей в явлениях, которые не могут быть высмотрены в процессе восприятия;

сведения об облике объекта, о его непосредственно воспринимаемых свойствах и отношениях учащиеся получают из словесных сообщений педагога, а наглядные средства служат подтверждением или конкретизацией словесных сообщений;

отправляясь от осуществляемого школьниками наблюдения наглядного объекта, педагог сообщает о таких связах между явлениями, которые непосредственно не воспринимаются учащимися, либо делает вывод, объединяет, обобщает отдельные данные. Таким образом, существуют разнообразные формы связи слова и наглядности. Отдать каким-то из них полное предпочтение было бы ошибочным, так как в зависимости от особенностей задач обучения, содержания темы, характера имеющихся наглядных средств, а также уровня подготовленности учеников необходимо в каждом конкретном случае избирать их наиболее рациональное сочетание.

В педагогике известно множество методов обучения, которые различаются, в частности, по роли учащихся в процессе получения новых знаний. В зависимости от той роли методы могут быть пассивными, активными и интерактивными. Внутри каждой из этих групп можно определить и подгруппы. Одной из подгрупп методов, которая может входить в любую из упомянутых больших групп методов, являются наглядные включающая самые разные способы представления информации.

Демонстрация — это показ различных наглядных пособий, таблиц, картин, схем, диапозитивов, а так же предметов, проведение опытов и тому подобное. Особенно часто этот метод применяется при повторении обобщении ранее изученного материала, а так же при изучении нового. Большую роль играют при демонстрации словесные пояснения. Метод иллюстрации используются на всех предметах — это различные муляжи, макеты, фрагменты фильмов, отрывки литературных и музыкальных произведений, карты, графики и прочее.

Благодаря тому, что техническое оснащение многих учебных заведений возросло, появилась возможность использовать на уроках проекторы, видеомагнитофоны, телевизоры, компьютеры и другую видеотехнику, видеометод выделился в самостоятельный метод из большой группы «наглядные методы обучения». Сюда же относится и работа с книгой и другими печатными источниками. Метод включает такие приемы, как конспектирование, тезирование, цитирование, составление плана, аннотирование, рецензирование, составление справки и т. д.

Наглядность оживляет урок, вносит в него живое созерцание. Наглядные методы обучения очень эффективны, так как обучение строится не на отвлеченных образах, а на конкретных, понятных учащимся. С помощью подобных методов можно создать у обучающихся конкретное представление о каком-то предмете или событии.

Любому учителю известна ситуация, когда на уроках детям неинтересно и скучно. Почему же жизнь школы нередко так не похожа на тот самый яркий и цветной мир детства, который сопровождает ребенка в повседневной жизни? Казалось бы, именно школа должна увлекать ребенка, ведя его по прекрасной дороге знаний в новый прекрасный мир, но это получается далеко не всегда.

Только не нужно делать поспешных выводов и говорить, что школа не может служить источником знаний, что уже иногда можно встретить в средствах массовой информации. Хотя иногда подобные утверждения могут быть и вполне обоснованными. Дело в том, что школе всегда была свойственна некоторая доля консерватизма, не позволявшая процессу передачи знаний подрастающему поколению идти в ногу со временем.

Таким образом возникло своего рода противоречие между новым стремительным временем, характерной особенностью которого стало всемерное проникновение в повседневную жизнь человека современных технологий, и рутиной традиционного школьного образования, мало восприимчивого к каким-либо новшествам.

Однако преодолеть это противоречие вполне возможно. Выдающиеся педагоги современности уже давно задумывались об этом и прилагали все усилия для преодоления подобной ситуации.

Наглядные методы обучения призваны стать тем самым первым звеном в цепи других ведущих к цели методов, которые могут сделать для детей получение новых знаний доступным и увлекательным, причем так, что о скуке не может быть и речи. Вообще-то успех в обучении может зависеть не только от применяемых методик — нужно помнить, что единых универсальных методов, пригодных для всех случаев жизни, просто не существует. Успех может напрямую зависеть от самой личности педагога.

Применяя игровые можно разнообразить учебный процесс и сделать его увлекательным. В высших и средних специальных учебных заведениях методы профессионального обучения также часто являются активными и интерактивными, что позволяет усваивать учебный материал наилучшим образом.

Вопрос о методах остается весьма актуальным, а единого ответа на вопрос «как лучше» просто не существует.

Наглядность - это сознательно устроенный показ объекта или его принципа действия для того, чтобы учащимся помочь его понять и применить. Наглядные методы обучения позволяют показать простоту и понятность того образа, который ученик создал в процессе воображения, восприятия и мышления. При обучении принято использовать:

  • знаковые модели (уравнения, математические или химические формулы);
  • естественные материальные модели (муляжи, реальные предметы, геометрические тела);
  • условные графические изображения (схемы, географические карты, эскизы, чертежи);
  • динамические модели (телефильмы, диапозитивы).

Источником приобретения знаний считается наглядность.

Классификация наглядных методов обучения

Наглядные методы - это те, при которых усвоение необходимого материала значительно зависит от использования наглядных пособий, а также технических средств, используемых в данном процессе. Как правило, они используются совместно с другими способами обучения, например, словесными или практическими. На две группы можно разделить все наглядное учение:

  1. Демонстрация . Предполагает показ опытов, видеоматериалов, приборов, презентаций.
  2. Иллюстрация . Они подразумевает показ таблиц, картин, а также плакатов.

Такое деление на группы наглядных методов обучения считается условным, так в практике преподавания сложилось исторически. Оно не исключает возможности применять и другие средства наглядности: компьютеры, интерактивные доски, телевидение. Используя наглядные методы, следует соблюдать следующие:

  • соответствие наглядности возрасту детей;
  • показ осуществлять только в нужные моменты и не перегружать ими учебный процесс;
  • обеспечить хорошую видимость всем учащимся;
  • четко выделить главное, показывая иллюстрации;
  • показ сопровождать отчетливыми пояснениями;
  • согласовывать демонстрацию и содержание;
  • привлекать воспитанников к участию в процессе;
  • сочетать формы и методы подачи обучающего материала, учитывая специфику наглядных пособий.

Роль наглядных методов

Обстоятельства применения наглядных методов обучения носят противоречивый характер. Их основная задача - формирование мышления учеников на чувственно-наглядных ощущениях и приближение школы к жизни. С другой стороны, обучают детей в школе, а не в реальной жизни. До сих пор область использования наглядности в школьном обучении еще не определена.

Проведенные исследования показывают, что не все учителя имеют четкое представление об использовании наглядности, когда надо использовать ее и сколько, чтобы она была полезна, в каких случаях лучше от нее совсем отказаться, чтобы не навредить. В учебниках по педагогике говорится, что при всех достоинствах наглядности при неумелом ее использовании можно не достичь основной цели образования, а подменить ее ярким средством. Наглядные пособия, как правило, находится в соответствии с программами и содержанием учебников, методами обучения и приемами. Они должны удовлетворять научным и эстетическим требованиям и соответствовать возрасту учащихся.

Связь наглядных и словесных методов

Наглядные методы обучения всегда в той или иной степени связаны со словесными. Такое тесное единство наглядности, а также слова объясняется диалектическим пониманием реальности и предполагает в единстве использовать живое созерцание, практику и абстрактное мышление. Основные формы сочетания слова и наглядности следующие:

  • используя слово, под руководством учителя ученики наблюдают за объектом, знания они получают в процессе наблюдения из самого объекта;
  • с помощью слова, полученных наблюдений и знаний учащихся учитель ведет их к осмыслению явлений и связей, которые нельзя усмотреть в процессе восприятия;
  • все сведения об объекте ученики получают из словесных объяснений учителя, а наглядные пособия конкретизируют и подтверждают словесные сообщения.

Опираясь на наблюдения школьников, учитель объединяет полученные ими сведения, делает обобщения и соответствующие выводы. Существуют разные формы обучения, которые связывают наглядность со словом. В зависимости от содержания темы, имеющихся знаний учащихся, наличия наглядных средств, следует рационально сочетать словесный и наглядный методы обучения в каждом определенном случае.

Наглядные и практические методы обучения

Как было изложено ранее, существуют две группы наглядных методов:

  • иллюстрации - показ учащимся иллюстрированных пособий (портретов ученых или зарисовок на доске, в том числе и сделанных самими учащимися, карт, которые способствуют осознанию изучаемого материала);
  • демонстраций - использование опытов, технических установок, препаратов, учебных телепередач и фильмов.

Кроме этого, наряду с наглядными, широко используются и практические методы обучения. К ним можно отнести:

  1. Беседу - это обучение в форме вопросов и ответов. Она применяется на любом этапе обучения и используется для:
  • получения новых сведений;
  • закрепления полученных сведений;
  • контроля и оценки знаний;
  • повторения ранее изученного материала.

При проведении бесед следует выполнять следующие требования:

  • учитель должен формулировать вопросы четко и кратко, задавая их в логической последовательности, заставлять мыслить ученика, но не перегружать количеством;
  • ученик обязан давать полные, аргументированные ответы, отражающее самостоятельное мышление, излагать их в литературной форме, конкретно и ясно;
  • обращаться ко всему классу с вопросом и только после небольшой паузы называть фамилию отвечающего ученика.

При правильной постановке вопросов она может носить эвристический характер и учащиеся смогут найти решение поставленной проблемы самостоятельно.

  1. Диспут - в основном применяется при проведении внеклассных мероприятий при обсуждении тем, затрагивающих злободневные вопросы.
  2. Экскурсия - мероприятие, носящее образовательный характер. Ее проводят как перед изучением нового материала, так и по окончании для его закрепления.
  3. Эксперимент и лабораторная работа - во время проведения занятия учащиеся практически применяют полученные знания. Для успешного проведения необходимо качественное оборудование, четкая инструкция от учителя и жизненное значение эксперимента.
  4. Работа с учебником - самостоятельное изучение материала, используя учебные пособия.
  5. Игра - используется для проведения досуга с элементами познавательной деятельности.
  6. Упражнения - метод для повторения полученных знаний. Вырабатывает навыки и развивает умственные способности детей.

Во всех перечисленных практических методах обучения в педагогике возможно применение и разных наглядных средств. А совместное применение наглядных и практических методов обучения дает отличные результаты.

Приемы и наглядный метод

Показ картин, иллюстраций, таблиц, демонстрация видеофильмов, слайдов, диафильмов - все эти наглядные средства являются важным методом обучения детей, которые позволяют решить многие дидактические задачи. Метод иллюстраций формируют наглядные образы статического характера, а метод демонстраций используют для создания динамических наглядных примеров. Наглядные методы способствуют формированию у детей четких представлений об окружающем мире, оказывают влияние на развитие мышления.

При обучении подрастающего поколения используют приемы наглядного метода обучения - показ образца и показ способов действий. Данные приемы основаны на подражании и дают возможность ребенку освоить новые знания и умения. Показ выполнения действий в определенном порядке используется на музыкальных и спортивных занятиях, на уроках по изобразительной деятельности и трудовому обучению. Этот прием ставит перед детьми задачу выполнять предстоящую работу, концентрирует их память и внимание. Показывать надо четко и точно, чтобы детям было понятно каждое движение и особенности его выполнения. Действия должны сопровождаться словом.

Наглядные методы обучения на уроках русского языка

Наглядные пособия по русскому языку позволяют базироваться на зрительном и слуховом восприятии учащихся. Использование наглядности помогает активизировать внимание учащихся, что помогает им быстрее и основательней усвоить материал. При изучении русского языка используют следующие виды наглядных пособий:

  • Таблицы - это записи в виде текста или чисел, расположенные в установленном порядке. Данные часто размещены в колонки или сгруппированы вместе рисунки и схемы с текстом. По назначению они делятся на познавательные, тренировочные и инструктивные.
  • Иллюстрации - рисунки и схемы разных предметов, находящиеся в учебнике. К отдельным упражнениям иллюстрации делают на листах бумаги или используют диапозитивы.
  • Дидактический материал - специально разработанные пособия для самостоятельной работы учащимся. Они предназначены для формирования навыков написания.

Наглядные методы обучения применяют как при объяснении новых сведений, так и при их закреплении. Дидактический материал с использованием карточек иногда освобождает учащихся от переписывания упражнений, что позволяет выполнить больше заданий. Часть наглядных пособий учащиеся способны изготовить сами. Это помогает им лучше разобраться с изучаемым материалом, а иногда и вызывает заинтересованность.

Наглядные методы на уроках физкультуры

Методы наглядного обучения на уроках физкультуры способствуют скорому и верному усвоению материала и увеличивают заинтересованность в изучаемых действиях. Действенность методов во многом зависит от их соответствия возрасту учащихся. Наглядность особенно результативно воспринимается учениками младших классов. У них развито чувство подражания, склонность следовать живому примеру. Кроме этого, на начальных этапах обучения методы наглядности используются чаще, чем при закреплении и совершенствовании. В последнем случае их применяют для устранения ошибок. На уроках физического воспитания пользуются: схемами, плакатами, демонстрацией кинофильмов, зарисовками. Демонстрируя наглядные пособия, учитель облегчает восприятие учащимся двигательного действия.

Наглядность на уроках чтения

Одним из важных принципов дидактики является наглядность. Обучение чтению дает возможность применять наглядность во всем ее разнообразии:

  • наблюдения окружающего мира во время экскурсий;
  • знакомство с гербариями, коллекциями, макетами;
  • демонстрация кинофильмов;
  • просмотр репродукций, картин и иллюстраций;
  • прослушивание записей текстов.

Использование диафильмов и кино применяется на уроках в виде просмотра небольших фрагментов для иллюстрации или подготовки к пересказу текста. Возможно такое использование и во время обобщающих бесед в целях пояснений при анализе текста. Читая и изучая научно-популярные статьи, диафильм можно просматривать перед чтением или по частям в процессе работы. При подготовке к чтению используют репродукции и иллюстрации, для ознакомления с новыми явлениями, историческими событиями. При анализе и обобщении материала наглядное пособие помогает легче понять, а потом и воспроизвести текст. При обучении чтению не надо перегружать занятия иллюстрациями, чтобы не понизить роль изучаемого текста.

Интерактивная доска - наглядное пособие

Использование персонального компьютера в школе существенно расширяет потенциал наглядных методов. Видеометод используется для подачи новых знаний, закрепления, контроля, обобщения, систематизации, повторения, т. е. выполняет все функции обучающего процесса. Интерактивная доска дает возможность учителю управлять демонстрацией компьютера, выводя на экран репродукции, схемы, разные объекты, создавать, перемещать и изменять предметы. Используя ее на протяжении всего урока, педагог не тратит время на смену наглядных пособий, очистку доски, на написание упражнений и заданий. На уроках по изобразительному искусству преподаватель может продемонстрировать любые произведения, приблизить изображение и обратить внимание на мелкие детали. Учитель при подготовке к уроку находит массу наглядных пособий, которые потом можно использовать многократно, не беспокоясь за их сохранность. При использовании такой наглядности, повышается качество образования, учащиеся вовлекаются в активную работу. Применение интерактивной доски является достойным примером наглядного метода обучения в школе.

Применение наглядных методов в начальной школе

Для восприятия наглядности у детей задействованы слуховые, осязательные и зрительные рецепторы. Все виды наглядных пособий не имеют никаких преимуществ друг перед другом при их применении. На уроках природоведения чаще всего используются природные или близкие к натуре объекты и изображения, а при изучении грамматики преобладают условные, в виде дуг и стрелок - для связи между словами. Часто используют несколько разных видов наглядности для изучения одного объекта. В начальной школе практически ни один урок не обходится без наглядных методов обучения детей. Это связано с психологическими особенностями учащихся начальных классов.

Наглядные методы помогают развить воображение, память и мышление. Важным моментом является целенаправленное использование наглядных средств. Не следует загромождать учебный процесс большим числом наглядных пособий, чтобы не отвлекать детей от восприятия материала и не мешать им сосредоточиться на главном. При обучении наглядность всегда сочетается со словесными пояснениями. Учитель руководит наблюдением, которое осуществляют ученики. Знания они получают, рассматривая внешний вид объекта, его структуру и протекающие в нем процессы. Возможна и другая форма применения наглядности, когда учитель рассказывает все об объекте, а потом показывает его для подтверждения и уточнения изложенного материала. В первом случае учащиеся полностью вовлечены в процесс обучения и делают собственные открытия, что ведет к лучшему усвоению материала. Во втором - они пассивные наблюдатели. Особенности наглядного метода обучения как раз и заключаются в возможности его применения в различных формах сочетания слова и наглядности.

Экскурсии - наглядный метод обучения

Информационное общество, в котором живут школьники, требует от них умения отобрать нужную информацию и научиться с ней работать. Те же самые проблемы стоят и перед учителем. Он должен быть готовым ответить на любой вопрос учащихся. Для этого он может воспользоваться различными методами обучения: словесным, практическим и наглядным. Среди них - экскурсия, которая относится к наглядным методам обучения. Во время проведения этого мероприятия в учебных целях происходит совместная работа учителя, экскурсовода и учащихся. Они изучают действительность, наблюдая ее в условиях естественности - завод, сельскохозяйственное предприятие, памятники - или используют специально созданные хранилища коллекций: выставки и музеи. В ходе экскурсий достигается усвоение понятий, теоретических знаний, умений и навыков. Экскурсионный метод развивает наглядно-образное мышление, любознательность, воображение.

Изучение английского языка с применением наглядности

Уроки английского языка без использования наглядных пособий не дают соответствующего эффекта. Самым важным моментом для учителя является правильно сочетать наглядность и словесные методы обучения для результативного усвоения системы навыков, умений и знаний. Обучающая программа может содержать игровые элементы при выполнении упражнений с применением компьютеров:

  • при заполнении кроссворда ошибочная буква высвечивается другим цветом;
  • составление предложений, когда при нажатии курсора слово встает на определенное место;
  • игра «охотник», когда выстрел (нажатие курсора) производится после правильного аудирования слова по нужной картинке;
  • соединение слова с соответствующим ему изображением.

Создавая эффективную мотивацию учащихся к получению знаний, следует разумно сочетать наглядные пособия и словесные методы обучения.

Заключение

Наглядность способствует увеличению эффективности обучения, ученик усваивает материал намного осмысленней и более заинтересованно. Она оказывает влияние на психику учащегося, мобилизуя и активизируя ее, увеличивает усвояемость материала, уменьшает утомление, тренирует воображение и упрощает весь обучающий процесс.

Средства наглядности применяют при подаче нового учебного материала, самостоятельной работе учащихся по приобретению новых знаний и умений, во время проверочных и контрольных занятий. Следует отметить, что использование наглядных методов обучения неразрывно связано со словесными и практическими приемами.