Цель : приобщение детей и взрослых к чтению книг.

Программа конкурса:

  1. конкурс на знание пословиц.
  2. задание — тест

Жюри:

Ход праздника

  1. Вводная часть.

Педагог: Дорогие ребята, уважаемые родители, гости! Сегодня мы собрались здесь, чтобы провести конкурс «Папа, мама, я – читающая семья».

А еще мы собрались здесь для того, чтобы получить заряд бодрости, энергии, блеснуть эрудицией и просто, чтобы отдохнуть и пообщаться. Я благодарю родителей за то, что приняли предложение принять участие в игре, за желание вникнуть в интересы своего ребенка и разделить с ним радость общения с друзьями и хорошей книгой.

В конкурсе принимают участие следующие семьи. Просим капитанов представить свою команду.Итак, знакомимся….

А итоги каждого конкурсного задания будет оценивать наше многоуважаемое жюри ….

Болельщикам скучать сегодня тоже не придётся, ибо и для них приготовлены самые разнообразные задания. Итак, начинаем наш праздник.

Пусть очаг горит, не остывая,

Теплом домашним сердце согревая.

Семью сплотить сумеет мудрость книг,

Чтоб знаний ваших не иссяк родник.

Педагог: Познакомлю с программой конкурса.

  1. Представление команд (название, девиз, приветствие)
  2. конкурс «Литературная викторина».
  3. конкурс на знание пословиц.
  4. конкурсное задание «Вспомни стихотворение»
  5. задание — тест

Пусть каждый смело вступит в бой,

В азарт соревнования;

Успех придет не сам собой,

Помогут ваши знания.

Начнем с презентации своей читающей семьи. Оцениваем конкурс по 10 бальной системе.

Представление команд (название, девиз, приветствие)

Дорогие ребята, уважаемые взрослые! Мы с вами привыкли к книге, редко думаем о ней, как о замечательном сокровище, и бывает, что не всегда ценим и бережем ее. Со страниц книги перед нами встает и Древний мир, и старая Русь, и шумный современный город и все то, о чем поведают нам конкурсанты в стихотворениях о книге.

Разминка

«Продолжи строку»

  1. Мороз и солнце день чудесный!… (Пушкин)
  2. Люблю грозу в начале мая… (Тютчев)
  3. Еду тихо, слышны звоны
    Под копытом на снегу…
    Только серые вороны расшумелись на лугу. (С.Есенин «Пороша»)
  4. Вместо шапки на ходу он надел сковороду… (Михалков)
  5. Я вас люблю, чего же боле?.. (Пушкин)
  6. Одеяло убежало, улетела простыня… (Чуковский)
  7. На рынке корову старик продавал… (Михалков)
  8. Унылая пора, очей очарованья… (Пушкин)
  9. Вороне как-то бог послал кусочек сыра… (Крылов)
  10. Скажи-ка, дядя, ведь не даром… (Лернмонтов)
  11. Б елая черемуха под моим окном… (С. Есенин)
  12. Наша Таня громко плачет… (А. Барто)

«Кто много читает, тот много знает» — гласит народная пословица. И это так. Книги рассказывают нам о нашей Родине, о ее людях, о том, что нас окружает.

Следующий конкурс « Литературная викторина».

За каждый правильныйответ 1 балл.

Чтоб героев книг узнать-

Дружно вместе вспоминайте,

И ответ нам называйте!

  1. Как зовут сестру доктора Айболита? (Варвара)
    2. Сколько поросят перехитрили в сказке С. Михалкова злого волка? (3)
    3. Имя папы Буратино. (Папа Карло)
    4. Как звали корову кота Матроскина? (Мурка)
    5. Где смерть Кощея Бессмертного? (На кончике иглы)
    6. Али-Баба перехитрил 36 или 38 разбойников? (40)
    7. Кто лучший в мире специалист по паровым машинам и большой выдумщик? (Карлсон)
    8. Какими словами обычно начинаются народные сказки? (Жили-были)
    9. Как звали собачку, которая помогла деду и бабке репку из земли тащить? (Жучка)
    10. Как звали пуделя Мальвины? (Артемон)
    11. Как звали кота дяди Федора? (Матроскин)
    12. Кто из героев сказок Пушкина жил ровно тридцать лет и три года? (Старик и старуха)
    13. Как называется остров в океане, недалеко от царства Салтана? (Буян)
    14. Кто из норы крота на ласточке совершил путешествие в теплые края? (Дюймовочка)
    15. Кто так говорит: «Спокойствие, только спокойствие!»? (Карлсон)
    16. Как звали пса дяди Федора? (Шарик)
    17. Как звали «слепого» кота, товарища лисы Алисы? (Базилио)
    18. Человечек-луковка, испытавший много приключений в стране, которой правил принц Лимон? (Чиполлино)
    19. Как звали сторожевого пса, которого одурачил Чиполлино? (Мастино)
    20. Кто из героев шел в Изумрудный город за настоящим сердцем? (Железный дровосек)
  1. Кто совершил путешествие в Африку на орле? (доктор Айболит)
    2. Как звали собаку Герасима? (Му-му)
    3. На меня скорей садись, Только знай себе держись
    Я хоть росту небольшого Да сменю коня другого. (Конёк-горбунок)
    4. Кто так говорит: «Куплю куртку для папы Карло, куплю новую азбуку»(Буратино)
    5. Кто совершил путешествие в фургоне, поднятом ураганом, из Канзаса в Волшебную страну? (Элли)
    6. Имя капитана, побывавшего в Лилипутии? (Гулливер)
    7. Кто из пушкинских сказочных героев ел варёную полбу и спал на соломе? (Балда)
    8. Как звали девочку, путешествовавшую по стране Чудес и Зазеркалью? (Алиса)
    9. Князь, которого царевна Лебедь обращала в комара, муху, шмеля? (Гвилон)
    10. Кто совершил путешествие на чудесном тракторе в д.Простоквашено? (дядя Фёдор)
    11. Как называется древнейшая письменность, созданная Кирилом и Мефодием? (Кириллица)
    12. Кто сказал: «А зачем на свете мёд? Для того чтобы я его ел! По моему так, а не иначе!» ? (Винни-Пух)
    13. Собака из рассказа А.Чехова (Каштанка)
    14. Содержимое страшилки (Солома)
    15. Медведь, друг Маугли (Балу)
    16. Черепаха, подарившая Буратино золотой ключик (Тортилла)
    17. Кому принадлежала Волшебная лампа (Алладину)
    18. Славный защитник Руси — матушки 33 года неподвижно просидевший в избе (Илья — Муромец)
    19. Имя старого джинна, которого освободил Волька из кувшина (Старик Хоттабыч)
    20. Кто говорит эти слов:»Я ль на свете всех милее, Всех румяней и белее» (Царица — мачеха)
    1. Кто путешествовал на ядре в лагерь турецкого войска?(Барон Мюнхаузен)
    2. Деревянный человечек, которого заманили в страну Дураков?(Буратино)
    3. Имя мальчика,который путешествовал по Швеции с дикими гусями?(Нильс)
    4. Какими словами заканчивается сказка о золотом петушке?(Сказка ложь да в ней намекДобрым молодцам урок)
    5. Как звали песика Элли из сказки «Волшебник изумрудного города»(Тотошка)
    6. Какое произведение Пушкина начинается «У Лукоморья дуб зеленыйЗлатая цепь на дубе том»(Руслан и Людмила)
    7. Вдруг шатер распахнулся …и девица
    Вся сияя, как заря,Тихо встретила царя Кто эта девица? (Шамаханская царица)
    8. Как зовут мальчика, у которого самый лучший друг в мире?(Малыш)
    9. Герой русской нар.Сказки, путешествовавший на печи?(Емеля)
    10. Как зовут крысу старухи Шапокляк?(Лариска)
    11. Злодей. Свистел по-соловьиному,кричал по-звериному,шипел по-соловьиному(Соловей-разбойник)
    12. Кто автор строк: «Ай, Моська! Знать она сильна,
    Что лает на слона!» (Крылов)
    13. Дедушка из ст-ия Некрасова (Мазай)
    14. Крокодил, Друг Чебурашки(Гена)
    15. Обладательница хрустальных башмачков(Золушка)
    16. Знаменитый гусляр, побывавший на дне моря-океана(Садко)
    17. Сколько братьев было у Элизы из сказки Андерсена «Дикие лебеди» (12)
    18. Кто поймал необыкновенную щуку(Емеля)
    19. Кому принадлежат строки: «По амбару я метен, по сусечкам скребен» (колобок)
    20. Кличка собаки семи богатырей(Соколко).

1. Какую песенку пела белочка «при честном,при всём народе»
/Во саду ли в огароде»
2. Оружие железного дровосека /топор/
3. Спутница кота Базилио /лиса Алиса/
4. Прозвище дяди Стёпы /Каланча/
5. К кому обращался королевич Елисей с просьбой о помощи
/к солнцу,месяцу,ветру/
6. В кого превратился людоед из сказки Ш.Перро во 2 раз /мышь/
7. На чём совершил путешествие за мёдом Винни-Пух /на воздушном шаре/
8. Друзья дяди Фёдора /Матроскин,Шарик/
9. В кого превратился гадкий утёнок /в лебедя/
10. Млекопитающее; которое было наказано за свою жадность в течение долгих 10 лет /кит/
11. «Старший умный был детина
Средний брат и так и сяк
Младший вовсе был дурак Как звали братьев /Данило,Гаврило,Иван/
12. Кто это такой? «В сарачинской шапке белой
Весь как лебедь поседелый /Звездочёт,мудрец/
13. Гимнаст из романа-сказки Ю.Олеши «Три толстяка» /Тибул»/
14. Чьи это стихи? «Торопыжка был голодный
проглотил утюг холодный /Незнайка/
15. О ком эти строки «Ты всё пела? Это дело
Так поди же попляши /стрекоза/
16. Кто говорил волшебные слова:»Симсим,открой дверь!» /Али-Баба/
17. на чем совершили путешествие в Зеленый город Незнайка и его друзья? (на воздушном шаре)
18. Мойдодыр — это кто? (умывальник)
19.Домовенок…. (кузька)
20. Волшебная повесть А. Погорельского «Черная … » (курица)

Следующий конкурс на знание пословиц .

В русском языке очень много пословиц. Пословица советует, предупреждает, поучает, наставляет. Люди с уважением относятся к пословицам и часто употребляют их в своей речи. От этого их речь становится яркой, образной. Много пословиц о книге. Давайте их вспомним.

Каждой семье да сейчас будет дано задание: продолжить пословицу. За каждый правильный ответ – 1 балл.

Пословицы:

конкурсное задание . «Кто быстрее?»

Каждая команда получает одну скороговорку и готовится быстро и точно произнести её хором.

1 команда «От топота копыт пыль по полю летит».

2 команда «На дворе трава, на траве дрова».

3 команда «Шли сорок мышей, несли сорок грошей».

конкурсное задание «Вспомни стихотворение»

Вам называют окончание стихотворных строк, написанных знаменитыми поэтами, а ваша задача вспомнить и прочитать стихотворение, из которого они взяты.

Итак, начали.

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя,
То, как зверь она завоет,
То заплачет, как дитя.

(А.С. Пушкин «Зимний вечер»)

Белеет парус одинокий,
В тумане моря голубом.
Что ищет он в стране далекой’?
Что кинул он в краю родном?

(М.Ю. Лермонтов «Парус»).

3. Пору, мороз, в гору, воз

Однажды в студеную зимнюю пору
Я из лесу вышел.
Был сильный мороз.
Гляжу — поднимается медленно в гору
Лошадка, везущая хворосту воз.

(Н.А. Некрасов «Мужичок с ноготок»).

Конкурс для болельщиков

Внимание, болельщики! Объявляется розыск. В розыске находятся сказочные чудесные предметы, которые в наше время имеют другие, современные названия.

Ковёр-самолёт — дельтаплан.

Огниво — зажигалка;

Кольчуга — бронежилет;

Гусли — гитара, магнитофон;

Клубок — путеводитель, компас;

Меч — ружье, пистолет;

Конёк — горбунок — мопед;

Ступа — вертолёт, ракета;

Метла — пылесос;

Корыто — стиральная машина;

Сколько звезд в небесах,

И деревьев в лесах,

Сколько капель в реке –

Столько книг на Земле!

И у каждого есть своя любимая книга. Каждый конкурсант представит свою книгу.

Следующее задание — тест

1. Книгочей – это…

Библиотекарь любитель чтения продавец книг

2. Букинист – это…

собиратель личной библиотеки торговец старыми книгами собиратель макулатуры

3. Папирус – это …

Ткань дерево травянистое растение

4. Пергамент – это …

Кожа кора дуба глина

5. Титульный лист – это … начало книги середина книги конец книги

6. Аннотация – это … предложение к книге краткое изложение содержания тип шрифта

8. Библиофилия – это…любовь к книге ненависть к книгам безразличное отношение к книгам.

Ведущий 2. Пока жюри подводит итоги, ответьте на вопросы. Если вы со мной согласны, на вопрос отвечайте громко: «Да!»

Чтоб страна была сильна,

Надо, Чтоб дружна была семья!

Вы со мной согласны? Дети. Да!

Чтоб страна была сильна,

Надо,Чтобы сыты были

Я, Он, Ты, Она.

Вы со мной согласны? Дети. Да!

Чтоб страна была умна,

Надо, Чтоб в семье читали книгу!

Вы со мной согласны? Дети. Да!

Итоги конкурса. Награждение. Заключительное слово.

Педагог: Дорогие ребята, уважаемые взрослые!
Я благодарю всех вас за участие в конкурсе! Желаю всем вам крепкого здоровья, много новых друзей – интересных книг, я желаю вам ясного-ясного неба, вкусного-вкусного хлеба, белого-белого снега, чистой-пречистой воды и никакой беды! Читайте! Дерзайте! Ведь книга – лучший друг и учитель.

Книга научит, книга расскажет,
Книга подскажет, как поступать.
Значит нам нужно, очень всем нужно,
Умные, добрые книжки читать!

– До свидания, до новых встреч!

Вопросы :

1. В какой сказке герои были насильно разлучены с родными? («Гуси-лебеди»).
2. В какой сказке героиню хотели лишить жизни? («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»).
3. В какой сказке у героини нарушалось право на отдых, заставляли трудиться, непокладая рук?(«Хаврошечка»).
4. В какой сказке герой подвергся незаконному выселению из своего жилища? («Заюшкина избушка»).


«Веселые объявления».
Необходимо отгадать автора объявления. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

1. Реализую молокопродукты высокого качества. Производитель: ферма «Мурка » (Кот Матроскин.)
2. Продаю ружье для фотоохоты. Недорого! (Шарик.)
3. Поздороваюсь с каждой дворняжкой за лапу. (Чебурашка.)
4. Отдам в хорошие руки воспитанную крысу. Кличка – Лариса. Окрас серый. Хвост: 10 см. (Шапокляк.)
5. Организую курсы разговорного русского языка. Обучаю фразам: «Кто там?», «Это я – почтальон Печкин!». (Галчонок Хватайка)
6. Предлагаю почтовые услуги: вынос газет, журналов; разные посылки, вручение телеграмм и писем. Оплата: Чашка чаю с баранками и другими вкусными вещами. (Почтальон Печкин.)

«Не красна книга письмом, красна умом»

«Золото добывают из земли, а знания из книги»

«Прочел новую книгу – встретился с другом»

«Сперва аз да буки, а там и науки»

«Кто грамоте горазд, тому не пропасть»

«Книга для ума – что теплый дождь для всходов»

«От топота копыт пыль по полю летит».

«На дворе трава, на траве дрова».

«Шли сорок мышей, несли сорок грошей».

«Проворонила ворона воронёнка»

1. Кроет, крутя, завоет, дитя.

2. Одинокий, голубом, далекой, родном

3. Пору, мороз, в гору, воз

    Ведущий:

    :


    Совсем не то, что сам себе читаю.
    Хотя я буквы все прекрасно знаю,
    И «Айболита» сам уже прочел.
    Но если мама с книжкой сядет рядом,
    Как эту книжку слушать интересно!
    Как будто в рубке капитан отважный,
    Который не боится злых пиратов,
    Как раз и есть я сам!
    Или хожу в дозор я на границе,
    Или в ракете направляюсь к Солнцу,
    И космонавт бесстрашный - тоже я.
    Прошу тебя, ты почитай мне, мама,
    Сегодня я как будто стану птицей
    И бедную Дюймовочку спасу!

    (И. Токмакова)


    А сейчас давайте познакомимся с нашими семьями-участницами.

    А сейчас первый конкурс .
    Люди придумали очень много пословиц о книге и чтении. Вспомните и назовите их как можно больше. («Книга подобна воде - дорогу пробьет везде», «Золото добывают из земли, а знания - из книги», «Книгу читаешь - на крыльях летаешь», «Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает», «Испокон века книга растит человека», «Прочел новую книгу - встретился с другом», «Ум без книги, как птица без крыльев», «Хлеб питает тело, а книга - разум» и др.)

    Конкурс №1 «Собери пословицы»

    Учить - ум точить.

    Ученье -свет, неученье -тьма.

    Сразу всему не научишься.

    Конкурс капитанов.

    Всем известно, что дети любят книги с яркими картинками, которые называются иллюстрации. Сейчас вам будут представлены иллюстрации (рисунки детей).Нужно отгадать к какому произведению эти рисунки?

    Конкурс № 3
    «Кто здесь был и что забыл»


    1 Телефон (“Телефон” К. И. Чуковский);

    Конкурс №4 «Угадай сказку»

    1 Домик деревянный, лиса, заяц, петух с косой - «Заюшкина избушка»;

    2 Стая уток, облака, лягушка, прутик - «Лягушка путешественница»;

    3 Надпись «Посторонним «В»», пчела, воздушный шарик, поросенок, горшочек с медом, дуб - «Винни-Пух и все-всве-все…»

    4 Цветок в горшке, ласточка, принц-эльф, мышь, жаба - «Дюймовочка»;

    5 Землянка, старик с рыболовной сетью, разбитое корыто, золотая рыбка, старуха-царица - «Сказка о рыбаке и золотой рыбке».

    Конкурс №5 «Сказочный базар»
    К каким сказкам относятся эти персонажи:
    1 В новой стене
    В круглом окне
    Днем стекло разбито,
    За ночь вставлено. (Прорубь)
    “По щучьему велению”
    2. Сидит на окошке кошка,
    И хвост, как у кошки,
    И нос как у кошки,
    А не кошка. (Кот)
    “Кот в сапогах”
    3 Какой это мастер
    На стекла нанес
    И листья, и травки,
    И заросли роз? (Мороз)
    . “Морозко”

    4. На первую ступеньку
    Встал парень молодой
    К двенадцатой ступеньке
    Пришел старик седой. (12 месяцев)
    “Двенадцать месяцев”
    5 Наша толстая Федора
    Наедается нескоро.
    Но зато, когда сыта,
    От Федоры - теплота. (Печка)
    “Гуси-лебеди”
    6. Кругла, а не шар,
    С хвостом, а не мышь,
    Желта, а не мед,
    Да вкус не тот. (Репка)
    “Репка”
    7. Летом ходит без дороги
    Между сосен и берез,
    А зимой он спит в берлоге,
    От мороза пряча нос. (Медведь)
    “Три медведя”

    8. В деревне есть часы такие,
    Не мертвые, не живые
    Ходят без завода -
    Птичьего рода. (Петух)
    “Сказка о золотом петушке”
    9. Не барашек и не кот,
    Носит шубу круглый год.
    Шуба серая для лета,
    Для зимы - другого цвета. (Заяц)
    «Сказка про храброго Зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост”
    10 Чир-чирик!
    К зернышкам прыг!
    Клюй, не робей!
    Кто это? (Воробей)

    . “ Воробьишко”

    Вопросы для родителей.

    1. Царь с царицею простился,

    В путь -дорогу снарядился,

    Родила царица в ночь

    Не то сына, не т о дочь

    Не мышонка, не лягушку,

    А неведому зверушку.

    Воротись, поклонись рыбке

    Нужен мне работник:

    Повар, конюх и плотник

    (4 отрывка из 4 сказок)

    2 Мать и сын теперь на воле,

    За столом сидит она царицей.

    В этом граде все богаты:

    Изоб нет - одни палаты.

    (отрывка из 3 сказок)

    3 Какой герой заявил родителям: «Только если вы его прогоните, я тоже от вас уйду»?

    Так вот, в первом слове названия этой сказки - имя главной героини,

    Конкурс № 7 «Путаница»

    Наша Маша громко плачет:
    Уронила в речку мячик. (Таня )

    Идет медведь , качается,
    Вздыхает на ходу:
    «Ох, доска кончается,
    Сейчас я упаду» (Бычок )

    Жил старик со своею женою
    У самого синего моря. (Старухой )

    Плутовка к дереву
    На цыпочках подходит.
    Вертит хвостом,
    С лягушки глаз не сводит… (Вороны )

    Родителям:

    1 И хохотать царица,

    И пожимать плечами,

    И глазами подмигивать

    И перстами прищелкивать,

    И, подбочась вертеться

    Глядясь в зеркальце гордо.

    2 Жил-был поп, толокняный лоб

    Поп по базару пошел

    Кое-какого товару поискать

    А ему навстречу,

    Не зная куда,

    Сам балда идет.

    3 Блестит месяц под косой,

    А звезда горит во лбу,

    А величава сама-то,

    Будто пава выступает:

    А как говорит речь-то,

    Журчит словно реченька

    4 Под окном три девицы

    Поздно вечерком пряли,

    «Кабы я была царица,-

    Одна девица говорит,-

    То на крещенный весь мир

    Я б приготовила пир.»

    5 На море ветер гуляет

    И подгоняет кораблик;

    Бежит он себе в волнах

    На парусах раздутых.

    Дивятся корабельщики

    Толпятся на кораблике,

    На острову знакомом

    Наяву видят чудо.

    1.«Я - сын степей..

    Уже в пять лет …

    (Я различал коней по масти

    Пасти отару,

    Встав чуть свет.

    Я- сын степей…)

    1. Воротился старик ко старухе,

    Рассказал ей великое чудо:

    Золотую рыбку, не простую;)

    1. У Лукоморья дуб зеленый,

    (златая цепь на дубе том:

    И днем и ночью кот ученый

    Все ходит по цепи кругом)

    Подведение итогов конкурса. Дети и взрослые исполняют с помощью фонограммы песню “Маленькая страна”. Председатель жюри награждает команду - победительницу и всех участников конкурса памятными призами и дипломами.

    Котенок вырастет кошкой,
    Такой же, как все на свете,
    Птенец превратиться в птицу,
    Такой же как все на свете.
    А дети читают,
    А дети мечтают,
    И даже их мамы и папы
    Не знают,
    Кем станут,
    Кем вырастут дети.

Просмотр содержимого документа
«Семейный праздник "Папа, мама и я - читающая семья" »

Тема: "Мама, папа, я - читающая семья"

Именно в семье происходит воспитание личности ребенка. И без чтения здесь не обойтись. Роль семьи в формировании отношения к книге, чтению чрезвычайно велика. Если чтение входит в образ жизни взрослых членов семьи, ребенок это улавливает и впитывает. Впечатления, полученные в собственной семье, остаются неким масштабом для сравнения, для оценки на всю жизнь и реализуются уже в собственной семье.

Задачи:

    изучить читательскую ситуацию в семьях, круг детского чтения;

    расширить социальное партнерство, привлечь детей и родителей к чтению;

    развивать творческие способности;

    оказать семье информационную помощь;

    выявить самую читающую семью.

Форма проведения: семейный праздник.

Ведущий: Добрый вечер, уважаемые гости! Спасибо вам за то, что вы нашли время и пришли на эту встречу. Сегодня мы поведем разговор о книге, ее ценности для каждого человека, а также познакомимся с самыми читающими семьями нашей школы.

Выходит мальчик, читает стихотворение :

Когда мне книжечку читает мама,
Совсем не то, что сам себе читаю.
Хотя я буквы все прекрасно знаю,
И «Айболита» сам уже прочел.
Но если мама с книжкой сядет рядом,
Как эту книжку слушать интересно!
Как будто в рубке капитан отважный,
Который не боится злых пиратов,
Как раз и есть я сам!
Или хожу в дозор я на границе,
Или в ракете направляюсь к Солнцу,
И космонавт бесстрашный – тоже я.
Прошу тебя, ты почитай мне, мама,
Сегодня я как будто стану птицей
И бедную Дюймовочку спасу!

(И. Токмакова)

Бесспорно, очень большую роль играет книга в воспитании детей. Еще А.М. Горький писал: «Я, вероятно, не сумею передать достаточно ярко и убедительно, как велико было мое изумление, когда я почувствовал, что почти каждая книга как бы открывает передо мною окно в новый неведомый мир». Эти слова писателя точно отражают желание всех взрослых подобрать такие книги, чтобы они открыли ребятам прекрасный радостный мир, ответили на все детские «почему». Болельщикам скучать сегодня тоже не придётся, потому что и для них приготовлены разнообразные задания. У вас, несомненно, много неотложных забот, дел, но оставьте свои бесконечные заботы и дела за дверью этого класса и вместе со своими детьми постарайтесь сегодня отдохнуть. Итак, мы начинаем наш праздник
А сейчас давайте познакомимся с нашими семьями-участницами.

Каждая команда знакомит со своей семьей. (Название, девиз)

А сейчас первый конкурс .
Люди придумали очень много пословиц о книге и чтении. Вспомните и назовите их как можно больше. («Книга подобна воде – дорогу пробьет везде», «Золото добывают из земли, а знания – из книги», «Книгу читаешь – на крыльях летаешь», «Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает», «Испокон века книга растит человека», «Прочел новую книгу – встретился с другом», «Ум без книги, как птица без крыльев», «Хлеб питает тело, а книга – разум» и др.)

Конкурс №1 «Собери пословицы»

Корень ученья горек, а плод сладок.

Учить – ум точить.

Учись у мудреца и сторонись глупца.

Ученье -свет, неученье –тьма.

Сразу всему не научишься.

Не одежда красит человека, а его знание.

Конкурс капитанов.

Конкурс № 2. «Отгадай из какого произведения эти иллюстрации»

– Всем известно, что дети любят книги с яркими картинками, которые называются иллюстрации. Сейчас вам будут представлены иллюстрации (рисунки детей).Нужно отгадать к какому произведению эти рисунки?

Конкурс № 3
«Кто здесь был и что забыл»

Каждая команда получает карточку и старается в течение трех минут определить произведения, из которых они взяты, а также ответить, кто является автором этих произведений (1 балл за произведение, 1 балл за автора)

1 Телефон (“Телефон” К. И. Чуковский);

2 Мыло, полотенце (“Мойдодыр” К. И. Чуковский”);

3 Чемоданчик (“Доктор Айболит” К. И. Чуковский);

4 Мячик (“Игрушки” А. Л. Барто);

5 Туфелька (“Золушка” Ш.Перро);

6 Сапог (“Кот в сапогах” Ш. Перро);

7 Красная шапочка (“Красная Шапочка” Ш. Перро);

8 Горошина (“Принцесса на горошине” Г.Х. Андерсен)

Конкурс №4 «Угадай сказку»

Представлены предметы, герои, по которым дети и родители должны догадаться, что это за сказка:

1 Домик деревянный, лиса, заяц, петух с косой – «Заюшкина избушка»;

2 Стая уток, облака, лягушка, прутик – «Лягушка путешественница»;

3 Надпись «Посторонним «В»», пчела, воздушный шарик, поросенок, горшочек с медом, дуб – «Винни-Пух и все-всве-все…»

4 Цветок в горшке, ласточка, принц-эльф, мышь, жаба – «Дюймовочка»;

5 Землянка, старик с рыболовной сетью, разбитое корыто, золотая рыбка, старуха-царица – «Сказка о рыбаке и золотой рыбке».

6 Тюфяк, карета, кресло, ливень, калоши, принцесса. (Принцесса на горошине)

7 Море, ветер, колдовской напиток, боль, принц. (Русалочка)

8 Дупло, ведьма, собака, колыбель, кремень, трубка. (Огниво)

Конкурс №5 «Сказочный базар»
К каким сказкам относятся эти персонажи:
1 В новой стене
В круглом окне
Днем стекло разбито,
За ночь вставлено. (Прорубь)
“По щучьему велению”

2. Сидит на окошке кошка,
И хвост, как у кошки,
И нос как у кошки,
А не кошка. (Кот)
“Кот в сапогах”

3 Какой это мастер
На стекла нанес
И листья, и травки,
И заросли роз? (Мороз)
. “Морозко”

4. На первую ступеньку
Встал парень молодой
К двенадцатой ступеньке
Пришел старик седой. (12 месяцев)
“Двенадцать месяцев”

5 Наша толстая Федора
Наедается нескоро.
Но зато, когда сыта,
От Федоры – теплота. (Печка)
“Гуси-лебеди”

6. Кругла, а не шар,
С хвостом, а не мышь,
Желта, а не мед,
Да вкус не тот. (Репка)
“Репка”

7. Летом ходит без дороги
Между сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза пряча нос. (Медведь)
“Три медведя”

8. В деревне есть часы такие,
Не мертвые, не живые
Ходят без завода –
Птичьего рода. (Петух)
“Сказка о золотом петушке”

9. Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая для лета,
Для зимы – другого цвета. (Заяц)
«Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост”

10 Чир-чирик!
К зернышкам прыг!
Клюй, не робей!
Кто это? (Воробей)

. “ Воробьишко”

Конкурс № 6 «.Литературная викторина для детей и родителей»

Вопросы для детей (родители помогают):

1 Что купила разбогатевшая муха на базаре? (Самовар)

2 Как звали самого умного поросенка из сказки Сергея Михалкова? (Наф-Наф)

3 Кто поранил Барбоса из сказки «Доктор Айболит»? (Курица)

4 Чем ловил рыбу Волк в русской народной сказке «Волк и лиса»? (Чвостом)

5 Какую фразу повторяет Кот Леопольд, желая помириться с мышами? («Ребята, давайте жить дружно!»)

6 Сколько работников вытаскивали репку? (Шесть)

7 Чей дом бежала заливать курица с ведром? (Кошкин дом)

8 Где укрывались девочка с братцем, спасаясь от гусей-лебедей? (На берегу речки, под яблоней, в печке)

9 Как звали девочку, вступившую в борьбу со Снежной королевой? (Герда)

10 Что болело у бегемотиков? (Животики)

11 Какой литературный герой отличался небывалым ростом и работал милиционером? (Дядя Степа)

12 Кем был Мойдодыр? (Умывальников начальник и мочалок командир)

Вопросы для родителей.

Определите из скольких сказок отрывки и какие это сказки?

    Царь с царицею простился,

В путь –дорогу снарядился,

И царица у окна села ждать его одна.

Родила царица в ночь

Не то сына, не т о дочь

Не мышонка, не лягушку,

А неведому зверушку.

Воротись, поклонись рыбке

Нужен мне работник:

Повар, конюх и плотник

(4 отрывка из 4 сказок)

2 Мать и сын теперь на воле,

Хорошо живется ей у 7 богатырей,

За столом сидит она царицей.

В этом граде все богаты:

Изоб нет – одни палаты.

(отрывка из 3 сказок)

3Какой герой заявил родителям: «Только если вы его прогоните, я тоже от вас уйду»?

(Дядя Федор. «Дядя Федор, пес и кот» Э.Успенского)

4 Всем известна сказка К.И.Чуковского «Федорино горе»?

Так вот, в первом слове названия этой сказки – имя главной героини,

Угадайте, как звали папу Федоры? (Егор)

Конкурс № 7 «Путаница»

Наша Маша громко плачет:
Уронила в речку мячик. (Таня )

Идет медведь , качается,
Вздыхает на ходу:
«Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду» (Бычок )

Жил старик со своею женою
У самого синего моря. (Старухой )

Плутовка к дереву
На цыпочках подходит.
Вертит хвостом,
С лягушки глаз не сводит… (Вороны )

Родителям:

1 И хохотать царица,

И пожимать плечами,

И глазами подмигивать

И перстами прищелкивать,

И, подбочась вертеться

Глядясь в зеркальце гордо.

2 Жил-был поп, толокняный лоб

Поп по базару пошел

Кое-какого товару поискать

А ему навстречу,

Не зная куда,

Сам балда идет.

3 Блестит месяц под косой,

А звезда горит во лбу,

А величава сама-то,

Будто пава выступает:

А как говорит речь-то,

Журчит словно реченька

4 Под окном три девицы

Поздно вечерком пряли,

«Кабы я была царица,-

Одна девица говорит,-

То на крещенный весь мир

Я б приготовила пир.»

5 На море ветер гуляет

И подгоняет кораблик;

Бежит он себе в волнах

На парусах раздутых.

Дивятся корабельщики

Толпятся на кораблике,

На острову знакомом

Наяву видят чудо.

Конкурс №8 «Продолжи стихотворение»

    «Я – сын степей..

Уже в пять лет …

(Я различал коней по масти

И, зная всех овец, был счастлив

Пасти отару,

Встав чуть свет.

Я- сын степей…)

    Воротился старик ко старухе,

Рассказал ей великое чудо:

(« Я сегодня поймал было рыбку,

Золотую рыбку, не простую;)

    Унылая пора! Очей очарованье!...

    У Лукоморья дуб зеленый,

(златая цепь на дубе том:

И днем и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом)

Конкурс №9 Домашнее задание «Инсценировка сказки»



Подведение итогов конкурса. Дети и взрослые исполняют с помощью фонограммы песню “Маленькая страна”. Председатель жюри награждает команду – победительницу и всех участников конкурса памятными призами и дипломами.

Котенок вырастет кошкой,
Такой же, как все на свете,
Птенец превратиться в птицу,
Такой же как все на свете.
А дети читают,
А дети мечтают,
И даже их мамы и папы
Не знают,
Кем станут,
Кем вырастут дети.

Исполняют песню»Совершите чудо» сл М.Рябинина, муз. Е.Птичкина

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Козловская средняя общеобразовательная школа

Бутурлиновский муниципальный район

Воронежская область.

Викторина:

«Мама, папа, я – читающая семья»

Село Козловка

Викторина «Мама, папа, я – читающая семья».

Цели и задачи:

1. способствовать формированию у участников викторины интереса к семейному чтению.

2. Воспитывать любовь к чтению и книге.

Участники: команды от 5,6,7,8 классов.

Библиотекарь: бесспорно, очень большую роль играет книга в воспитании подрастающего поколения. Еще А. М. Горький писал «Я, вероятно, не сумею передать достаточно ярко и убедительно, как велико было мое изумление, когда я почувствовал, что почти каждая книга как бы открывает передо мною окно в новый неведомый мир». Эти слова писателя точно отражают желание всех взрослых подобрать такие книги, чтобы они открыли ребятам прекрасный радостный мир, ответили бы на все детские «почему».

Именно в семье происходит воспитание личности ребенка. И без чтения здесь не обойтись. Роль семьи в формировании отношения к книге, чтению чрезвычайно велика. Если чтение входит в образ жизни взрослых членов семьи, ребенок это улавливает и впитывает. Впечатления, полученные в собственной семье, остаются неким масштабом для сравнения, для оценки на всю жизнь и реализуются уже в собственной семье. С начитанным человеком всегда приятно поговорить, потому как в своей речи он использует цитаты из разных произведений.

Сегодня мы проведем викторину «Мама, папа, я – читающая семья».

Ученик и ученица:

Как появилось слово «семья»?

Когда-то о нем не слых а ла земля.

Но Еве сказал перед свадьбой Адам:

Сейчас я тебе 7 вопросов задам:

Кто деток родит мне, богиня моя?

И Ева тихонько ответила «я»

Кто платье сошьет, постирает белье,

Меня приласкает, украсит жилье?

Ответь на вопрос, подруга моя?

-«Я, я, я» - Ева молвила «я».

Сказала она знаменитых семь «Я»

И так на земле появилась семья.

Дорогие наши участники, предоставляем слово вам (представление команд)

Давайте познакомимся со справедливым жюри.

1 конкурс.

Конкурс “УГАДАЙКА”

1.Это отпетые мошенники. Молодая рыжая, очень льстивая особа и ее упитанный усатый спутник. Они дурачат всех, кто встречается им на пути. Одного мальчика уговорили закопать золотые монеты в землю.

(Лиса Алиса и кот Базилио. А.Н. Толстой. “Золотой ключик или приключения Буратино”.)

2. Эта сказочно красивая, но очень хитрая и коварная особа совершила тяжкое преступление: на поле брани она погубила двух молодых братьев, а потом добралась и до отца.

(Шамаханская девица. А.С. Пушкин. “Сказка о золотом петушке”.)

3.Три злоумышленницы, находясь на службе у высокопоставленного лица, совершили подлог документа, который имел печальные, весьма драматические последствия: семья была разрушена,мать с сыном – жестоко наказаны. Но в конце концов правда восторжествовала, зло было побеждено.

(Ткачиха с поварихой, сватьей бабой Баборихой.А.С. Пушкин “Сказка о царе Салтане….”.)

4.А этот бравый воин, настоящий кавалер,используя магическое средство, совершил противоправный поступок. При помощи волшебства юная особа высокого происхождения оказалась перенесенной во сне в комнату молодца (Солдат. Г.Х. Андерсен. “Огниво”.)

2 конкурс.

По три вопроса задает ведущий каждой команде.

1) Из какой они сказки: Одноглазка, Двуглазка, Триглазка (Ховрошечка»)

2) Какая сказка заканчивается такими словами « «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»? (А.С Пушкин « Сказка о золотом петушке»

3) Что сильнее всех в сказке «Репка» (Дружба)

4) Как звали котенка в рассказе Н.Носова «Живая шляпа» ? (Васька)

5) Как звали мышей из мультфильма про кота Леопольда? (Серый и белый)

6) Сколько раз ходил старик из сказки А.С Пушкина к синему морю? (6)

7) Кто питался мочалками? (крокодил)

8) Кто на соревнованиях по прыжкам через яму поплатился за свое обжорство? (волк)

3 конкурс.

«Аукцион пословиц о книге, о чтении» кто больше.

4 конкурс.

Продолжить стихотворение.
1)Мистер – Твистер
Бывший министр…
2) В доме 8 , дробь 1
У заставы Ильича…
3) Я – великий умывальник...
4) Ищут пожарные,
Ищет милиция…
5) У Лукоморья дуб зелёный...
6) Мы едем, едем, едем..
7) Мама спит, она устала...
8) Идет бычок качается...

5 конкурс.

Конкурс на лучшее знание сказок.
1)Какую песенку пел Колобок?
2) Что пела коза своим семерым козлятам?
3) Что говорила Машенька, сидя в коробке у медведя за спиной?
4) Что говорил волк, опустив хвост в прорубь.

6 конкурс.

Сейчас младшие представители команд получат конверты, в которых находятся тексты известных нам всем стихотворений. Их задача – при помощи мимики, жестов, но без слов передать содержание стихотворения своей команде, которая должна угадать название и автора стихотворения. Представители команд, получите конверты с заданиями! И пока участники готовятся, жюри объявляет итоги первого конкурса …

7 конкурс.

«КНИЖНЫЙ АУКЦИОН»

На протяжении всей жизни мы обращаемся к книге. Книга – помощник, книга – товарищ, книга – спутник, книга – советчик, книга –чудо, книга – верный друг. Мы знаем о друзьях всё. Мы никогда не забудем имя друга, его привычки и вкусы. А так ли хорошо мы знаем книгу? Её автора, название, текст? Сейчас команды должны будут вспомнить произведения, в названиях которых есть числительные, а болельщики смогут блеснуть эрудицией и принести дополнительные баллы своей команде. Итак, сначала названия произведений и их авторов вспоминают команды. В порядке очерёдности, по одному названию, а затем болельщики дополняют. Задание понятно? Например, «Три мушкетёра» А.Дюма.

8 конкурс.

Приготовились и сосредоточились:

Какая рыба называется именем человека? (Карп).

Какие цветы носят человеческие имена? (Роза, Вероника, Иван – да- Марья).

Какая птица носит название танца? (Чечётка).

Какая птица носит фамилию известного писателя? (Гоголь).

В названии какой птицы сорок букв? (Сорока).

Какие города носят названия рыб? (Судак, Калуга).

Какие города носят названия птиц? (Орёл, Сокол).

Какое слово всегда пишется неправильно? (неправильно).

9 конкурс.

«СКАЗКА - ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ НАМЁК»

Следующий конкурс посвящён сказкам. Команды с новыми силами вступают в борьбу. Итак, викторина по сказкам:

1. Назовите сказочный персонаж, лезущий из кожи вон. (Царевна – Лягушка).

2. Как называется летательный аппарат, на котором женщина впервые поднялась в воздух? (Метла Бабы Яги).

3. Вспомните сказочника, у которого был свой конёк (Ершов).

4. Как называется русская народная сказка, в которой рассказано о долгом пути хлебобулочного изделия к потребителю? (Колобок).

5. Как называется деталь женского туалета, в которой помещаются реки, озёра, лебеди и другие элементы окружающей среды? (Рукав).

6. Какое самое надёжное средство ориентации в сказочных ситуациях? (Волшебный клубок).

7. Назовите имя сказочного героя, жившего так давно, что уже никто этому не верит. (Царь Горох).

8. Как называется швейная принадлежность, в которой таится смертельная опасность для сказочных долгожителей? (Игла)

9. Какую награду за подвиг обещают цари сказочным героям?(Полцарства и дом).

10. Что является высочайшим достижением сказочного общепита? (скатерть – самобранка).

11. Назовите имя сказочного персонажа, лопнувшего от смеха при виде неквалифицированного построенного моста.(Пузырь).

12. Назовите фамилию братьев – сказочников, талантливо огласивших успех одного старинного инструментального ансамбля. (Братья Гримм).

13. Как называется сказочный индивидуальный летательный аппарат многоразового использования? (Ступа).

14. В какой русской народной сказке описана дружная жизнь в коммунальной квартире? (Теремок).

15. Какой исходный продукт необходим для варки сказочной каши? (Топор).

16. Назовите имя высокопоставленной особы, чья улыбка стоила баснословно дорого. (Царевна Несмеяна).

10 конкурс.

Каждая команда получает карточку и старается в течение трех минут определить произведения, из которых они взяты, а также ответить, кто является автором этих произведений (1 балл за произведение, 1 балл за автора)

Телефон (“Телефон” К. И. Чуковский);

Мыло, полотенце (“Мойдодыр” К. И. Чуковский”);

Чемоданчик (“Доктор Айболит” К. И. Чуковский);

Мячик (“Игрушки” А. Л. Барто);

Туфелька (“Золушка” Ш.Перро);

Сапог (“Кот в сапогах” Ш. Перро);

Красная шапочка (“Красная Шапочка” Ш. Перро);

Горошина (“Принцесса на горошине” Г.Х. Андерсен)

Резервные вопросы (Игра со зрителями)

    Какие сказки принадлежат перу А.С. Пушкина? (“Сказка о рыбаке и рыбке”, “Сказка о Золотом петушке”, “Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях”, “Сказка о попе и работнике его Балде”, “Сказка о царе Салтане”, “Руслан и Людмила”).

    Как звали друзей Винни-Пуха? (Пятачок, Ослик Иа, Сова, Тигра, Кенга).

    Какие имена имели гномы в сказке “ Белоснежка и семь гномов? (Понедельник, Вторник, Среда и т.д.).

    Какие сказы были сочинены П.П. Бажовым? (“Медной горы Хозяйка”, “Серебряное копытце”, “Малахитовая шкатулка”).

    Какие пять романов о Натти Бампо по прозвищу кожаный чулок написал американский писатель Фенимор Купер? (“Прерия”, “Зверобой”, “Следопыт”, “ Пионеры”, “Последний из могикан”).

    Назовите врагов Чиполлино в сказке Джанни Родари? (Сеньор Помидор, Принц Лимон, Барон Апельсин, Герцог Мандарин, Графиня Вишня).

    В названии, каких повестей и романов, созданных русскими и зарубежными писателями, можно прочитать фамилию и имя главного героя? (“Евгений Онегин”, “Тарас Бульба”, “Анна Каренина” и др.).

    Какие русские писатели носили двойную фамилию? (Салтыков-Щедрин, Мамин-Сибиряк, Соколов-Микитов).

    Какие фантастические произведения были созданы англичанином Г. Уэллсом? (“Машина времени”, “Война миров”, “Человек – невидимка”).

    Какие популярные до сих пор фантастические повести написал Александр Беляев? (“Голова профессора Доуэля”, “Человек-амфибия”, “Продавец воздуха”).

    Как зовут литературного героя, который посеял деньги? (Буратино)

    Как называется сказочный театральный роман? (“Золотой ключик”)

    Из какой книги пришла к нам обширная, но карликовая страна? (“Путешествие Гулливера” Свифта)

    Как звали капитана, которого выводили “в люди” собственные дети? (Капитан Грант)

    Как зовут дядю Сергея Михалкова? (Дядя Стёпа)

    Как называется швейная принадлежность, в которой таится смертельная опасность для сказочных долгожителей? (Игла)

Спасибо всем! Если вам сегодня было интересно и весело, мы очень рады. Пусть эти конкурсы ещё не раз повторятся в ваших семьях на домашних праздниках, пусть возникнут варианты из тех или иных заданий. И пусть всегда к вам на помощь приходит КНИГА!

Мне хочется, чтобы вы всегда помнили слова Ф.М.Достоевского: «Когда я вижу … как люди, не зная куда, девать своё свободное время, изыскивают самые жалкие занятия, я разыскиваю книгу и говорю внутренне: этого одного довольно на целую жизнь»

Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хотя бы одной странички из новой книги.

Подведение итогов.

Награждение.

Дорогие друзья! Благодарим вас за то, что пришли к нам, и надеемся, что мы ещё не раз встретимся с вами.

Именно в семье происходит воспитание личности ребенка. И без чтения здесь не обойтись. Роль семьи в формировании отношения к книге, чтению чрезвычайно велика. Если чтение входит в образ жизни взрослых членов семьи, ребенок это улавливает и впитывает. Впечатления, полученные в собственной семье, остаются неким масштабом для сравнения, для оценки на всю жизнь и реализуются уже в собственной семье.

Задачи:

  1. изучить читательскую ситуацию в семьях, круг детского чтения;
  2. расширить социальное партнерство, привлечь детей и родителей к чтению;
  3. развивать творческие способности;
  4. оказать семье информационную помощь;
  5. выявить самую читающую семью.

Домашнее задание оценивается в баллах, которые добавляются к оценкам, заработанным в конкурсных заданиях викторины.

При оценке домашнего задания выделяются следующие критерии:

  1. за эстетичность оформления книги;
  2. за сложность в ее изготовлении;
  3. за творческие идеи;
  4. за содержательность книги.

Конкурсные задания проводятся разными способами: использование презентаций, работа с иллюстрациями, устные и письменные ответы,творческие задания и т.д.
Викторина предполагает проведение следующих конкурсов: «Пословицы о книге и чтении»,«Писатели и поэты», «Отгадай художника»,«Литературная викторина», «Волшебное средство»и «Путаница», «Угадай сказку», «Творческий конкурс».

По своему усмотрению библиотекари могут выбирать для конкурсов №2, №3, №6 («Писатели и поэты», «Отгадай художника», «Угадай сказку»)портреты писателей, иллюстрации художников,картинки к сказкам. Выбранный мною материал для данных конкурсов выслать нет возможности, так как презентации очень объемные, т.е. больше 3 Мб.

Жюри подводит итоги, каждая семья награждается грамотами и памятными подарками.

Предварительная работа: разработка положения о конкурсе «Мама, папа, я – читающая семья»: цель, задачи, форма проведения (см. Приложение 1 ).

Материалы: иллюстрации к литературным произведениям, фамилии художников, презентация с портретами писателей и к конкурсу «Угадай сказку», листочки с заданиями, ручки, пластилин,пластинки, стеки, досочки, подарки.

Зал празднично украшен. За столиками расположились семьи – участницы викторины.

Библиотекарь: Добрый вечер, уважаемые гости! Спасибо вам за то, что вы нашли время и пришли на эту встречу. Сегодня мы поведем разговор о книге, ее ценности для каждого человека, а также познакомимся с самыми читающими семьями нашей школы – сада.

Выходит мальчик, читает стихотворение :

Когда мне книжечку читает мама,
Совсем не то, что сам себе читаю.
Хотя я буквы все прекрасно знаю,
И «Айболита» сам уже прочел.
Но если мама с книжкой сядет рядом,
Как эту книжку слушать интересно!
Как будто в рубке капитан отважный,
Который не боится злых пиратов,
Как раз и есть я сам!
Или хожу в дозор я на границе,
Или в ракете направляюсь к Солнцу,
И космонавт бесстрашный – тоже я.
Прошу тебя, ты почитай мне, мама,
Сегодня я как будто стану птицей
И бедную Дюймовочку спасу!

(И. Токмакова)

Библиотекарь: Бесспорно, очень большую роль играет книга в воспитании детей. Еще А.М.Горький писал: «Я, вероятно, не сумею передать достаточно ярко и убедительно, как велико было мое изумление, когда я почувствовал, что почти каждая книга как бы открывает передо мною окно в новый неведомый мир». Эти слова писателя точно отражают желание всех взрослых подобрать такие книги, чтобы они открыли ребятам прекрасный радостный мир, ответили на все детские «почему».
А сейчас давайте познакомимся с нашими семьями-участницами, которые подготовили к конкурсу самодельные книжки на тему«Презентация моей читающей семьи».

Семьи представляют свою семью, какие книги они любят читать, какая у них есть домашняя библиотека и т.д.

Библиотекарь: Спасибо за ваши выступления. Я очень рада, что родители неравнодушны к вопросам чтения. А сейчас первый конкурс .
Люди придумали очень много пословиц о книге и чтении. Вспомните и назовите их как можно больше.
(«Книга подобна воде – дорогу пробьет везде», «Золото добывают из земли, а знания – из книги», «Книгу читаешь – на крыльях летаешь»,«Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает», «Испокон века книга растит человека»,«Прочел новую книгу – встретился с другом», «Ум без книги, как птица без крыльев», «Хлеб питает тело, а книга – разум» и др.)

Конкурс № 2. «Писатели и поэты»

– У любой книги есть свой автор. Сейчас вам будут представлены портреты писателей и поэтов,а вам нужно будет назвать их фамилии (С.Я.Маршак, С.В. Михалков, Ш. Перро, А.С. Пушкин, Н.Н.Носов, К.И. Чуковский, И.А. Крылов, Г.Х. Андерсен. )

Конкурс № 3. «Отгадай художника»

– Всем известно, что дети любят книги с яркими картинками, которые называются иллюстрации.Сейчас вам будут представлены иллюстрации разных художников и фамилии этих художников.Ваша задача – правильно подобрать иллюстрации к фамилии художника. (М. Врубель, В. Васнецов, И.Билибин, Е. Чарушин, В. Конашевич )

Конкурс № 4.Литературная викторина для детей и родителей

Вопросы для детей (родители помогают):

  1. Что купила разбогатевшая муха на базаре? (Самовар )
  2. Как звали самого умного поросенка из сказки Сергея Михалкова? (Наф-Наф )
  3. Кто поранил Барбоса из сказки «Доктор Айболит»? (Курица )
  4. Чем ловил рыбу Волк в русской народной сказке «Волк и лиса»? (Чвостом )
  5. Какую фразу повторяет Кот Леопольд, желая помириться с мышами? («Ребята, давайте жить дружно!»)
  6. Сколько работников вытаскивали репку? (Шесть )
  7. Чей дом бежала заливать курица с ведром? (Кошкин дом )
  8. Где укрывались девочка с братцем, спасаясь от гусей-лебедей? (На берегу речки, под яблоней, в печке )
  9. Как звали девочку, вступившую в борьбу со Снежной королевой? (Герда )
  10. Что болело у бегемотиков? (Животики )
  11. Какой литературный герой отличался небывалым ростом и работал милиционером? (Дядя Степа )
  12. Кем был Мойдодыр? (Умывальников начальник и мочалок командир )

Вопросы для родителей :

  1. Название какого изделия из камня стало названием сборника сказов Павла Бажова? (Малахитовая шкатулка )
  2. Как звали двух братьев – собирателей сказок родом из Германии? (Братья Гримм )
  3. Какому автору принадлежат строки:

«А вы друзья, как не садитесь,
Все в музыканты не годитесь» (Крылов )

  1. Какой месяц был самый молодой в сказке «Двенадцать месяцев»? (Январь )
  2. В чем была сила Черномора? (В бороде )
  3. Какое слово в замке у Снежной королевы собирал Кай («Вечность» )
  4. На сколько лет заснула спящая красавица? (На 100 лет )
  5. В «Трех толстяках» кукла наследника Тутти умела петь? (Нет )
  6. Что потерял Питер Пен? (Свою тень )
  7. Косточкой какой ягоды Мюнхгаузен выстрелил в оленя? (Вишни )
  8. На сколько перевел часы принц в сказке «Золушка»? (На час назад )
  9. Сколько щелчков проиграл поп в сказке Пушкина? (Три )

Конкурс № 5. «Волшебное средство» и«Путаница»

Родителям раздаются листочки с заданием написать, какое волшебное средство было у героев сказок; исправить ошибки в стихотворениях.

Волшебное средство:

  1. у Буратино (золотой ключик )
  2. у девочки Жени из сказки Катаева (цветик-семицветик )
  3. у Оле-Лукойе (зонтик со снами )
  4. у солдата из сказки Андерсена (огниво )

Путаница:

  1. Наша Маша громко плачет:
    Уронила в речку мячик. (
    Таня )
  1. Идет медведь , качается,
    Вздыхает на ходу:
    «Ох, доска кончается,
    Сейчас я упаду» (
    Бычок )
  1. Жил старик со своею женою
    У самого синего моря. (
    Старухой )
  1. Плутовка к дереву
    На цыпочках подходит.
    Вертит хвостом,
    С
    лягушки глаз не сводит… (Вороны )

Конкурс № 6. «Угадай сказку»

В презентации представлены предметы, герои, по которым дети и родители должны догадаться, что это за сказка:

  1. Бутылочка с надписью «Выпей меня», кролик, розы, Чешырский кот, девочка – «Приключения Алисы в стране чудес»;
  2. Домик деревянный, лиса, заяц, петух с косой – «Заюшкина избушка»;
  3. Стая уток, облака, лягушка, прутик – «Лягушка путешественница»;
  4. Надпись «Посторонним «В»», пчела, воздушный шарик, поросенок, горшочек с медом, дуб – «Винни-Пух и все-всве-все…»
  5. Цветок в горшке, ласточка, принц-эльф, мышь, жаба – «Дюймовочка»;
  6. Землянка, старик с рыболовной сетью, разбитое корыто, золотая рыбка, старуха-царица – «Сказка о рыбаке и золотой рыбке».

Заключительный конкурс «Творческий»

Библиотекарь: Молодцы, вы показали хорошие знания детских литературных произведений. А в заключение нашей встречи предлагаю творческое задание: на столах лежат пластинки и пластилин, ваша задача: вылепить на пластинке вашего любимого литературного героя.Успехов в работе!

В конце конкурса жюри подводит итоги, каждая семья получает небольшой памятный подарок .


Сценарий родительского собрания

«Папа, мама, я — читающая семья»

Авраменко Татьяна Петровна,

Родионова Жанна Викторовна,

воспитатели МБДОУ № 48,

г. Апатиты

Форма проведения : литературная викторина.

Цель: способствовать возрождению традиции семейного чтения.

Задачи:

— расширять представления родителей о роли книг в воспитании ребенка;

— повышать культуру чтения;

— продолжать раскрывать возможности переноса полученных знаний в условиях семейного воспитания.

Участники: родители, воспитатели.

Подготовительная работа:

— анкетирование;

— составление памятки для родителей;

— плакаты с пословицами: «С книгой жить — век не тужить»; «Дом без книги, что без окон»; «Книгу читаешь, как на крыльях летаешь»;

— выставка детских рисунков «Мои любимые сказки».

Повестка собрания:

— выставка книг;

— литературная викторина.

Ход собрания:

Воспитатель 1: Добрый вечер, мамы, папы, бабушки, дедушки! Спасибо Вам за то, что вы нашли время и пришли на эту встречу. Сегодня мы поведем разговор о книге, ее ценности для каждого человека. Пока звучит музыка, вам необходимо выбрать жетоны и объединиться в группы (участники собрания в соответствии с выбранными жетонами образуют четыре игровые группы; каждая группа располагается за отведенными для нее игровыми столами).

А сейчас давайте представим, чтобы было, если бы не было книг.

Мы дружны с печатным словом,

Если б не было его,

Ни о старом, ни о новом

Мы не знали б ничего!

Ты представь себе на миг,

Как бы жили мы без книг?

Что бы делал ученик,

Если не было бы книг,

Если б всё исчезло разом,

Что писалось для детей:

От волшебных добрых сказок

До весёлых повестей?..

Пожалуй, нет такого ребёнка, который не любил слушать чтение вслух, да и большинство родителей с удовольствием читают своим малышам. Мало кто задумывался о том, что семейное чтение может служить совершенно разным целям: оно может развлечь или утешить ребёнка, дать ему новые знания и избавить от застарелых страхов, подтолкнуть к самостоятельному чтению или вдохновить на творческий порыв.

Для самых маленьких чтение – это прежде всего общение с родителями.

Как удивительно, когда наступает этот прекрасный миг, и папа или мама откладывают все дела, сажают на колени, обнимают за плечи. Можно крепко-крепко прижаться к маме, слышать её голос, чувствовать запах её волос, вместе с ней сопереживать любимым героям, смеяться над их приключениями. Когда ребёнок устал или болен после долгой разлуки или ссоры нет ничего полезнее такого эмоционального «чтения-общения».

Во многих семьях есть прекрасная традиция успокаивающего чтения на ночь. Не думайте, что вы балуете малыша, читая ему в постели, эти минуты приносят крохе не меньше пользы, чем сам сон. Хотя некоторым детям и нравиться слушать на сон грядущий захватывающие приключения, большинство детей все же предпочитают спокойные, нестрашные сказки, лучше уже знакомые. Встречаются даже такие упрямцы, которые способны годами слушать одну и ту же сказку на ночь. Не стоит с этим бороться, возможно, повторение знакомой книги дает малышу ощущение стабильности, помогает расслабиться перед сном. Если малыш болен, не переутомляйте его чтением и не пугайте страшными историями, но и не отказывайте: интересная книга заставит забыть о жаре и насморке, удержит в постели выздоравливающего непоседу.

Дети входят в мир книги ещё совсем несмышлеными крошками, и от того, как мы этот для него мир обустроим, зависит, как сложатся их дальнейшие отношения с книгой: полюбят ли они читать настоящую, большую литературу, или чтение станет для них лишь источником получения информации, а то и просто средством убить время.

Воспитатель 2: Уважаемые мамы и папы, Ваши дети хорошо знают сказки, но нам хотелось бы узнать, насколько хорошо их знаете Вы (игра с родителями по детским произведениям) . У вас, несомненно, много неотложных забот, дел, но оставьте заботы и дела за дверью постарайтесь сегодня отдохнуть. У нас 4 команды. Командам предстоит выполнить ряд заданий, за правильное выполнение, команда получает жетон.

Задание №1. « Сказочная одежда»

Какому сказочному персонажу принадлежит эта одежда?

— Этот добрый и бесстрашный человек носил докторский белый халат, белую шапочку, на носу очки. (Доктор Айболит из сказки К. И. Чуковского).

— Какой персонаж многих русских сказок ходит в красной (или голубой)

шубе с белым воротником, носит валенки и шапку, а нос и щеки у него всегда красные? (Дед Мороз).

— У кого из сказочных красавиц был наряд из лягушачьей кожи? (Василиса Прекрасная из сказки «Царевна — лягушка»).

— «На ней было синее платье, но так как синей материи у неё, видно, не хватило, она вшила в него кое — где красные лоскутки. На очень тонкие и худые ноги она натянула длинные чулки разных цветов: один – коричневый, а другой – черный». Как зовут модницу? (Пеппи Длинный чулок из сказки Астрид Линдгрен).

Задание №2. «Сказочные головные уборы»

— Какой герой «вместо шапки на ходу надел сковороду» (Человек Рассеянный из стихотворения С.Я. Маршака «Вот какой рассеянный»).

— Из чего был сделан колпачок Буратино в сказке Алексея Николаевича Толстого «Золотой ключик или Приключения Буратино»? (Из старого носка папы Карло).

— Какому известному весёлому коротышке принадлежала голубая шляпа? Он с ней никогда не расставался, даже когда полетел на Луну. (Незнайка из произведения Николая Николаевича Носова).

— Эту девочку прозвали по названию головного убора, который она носила…(Красная Шапочка из одноименной сказки Шарля Перро).

Задание №3. «Сказочные аксессуары».

— У кого из сказочных героинь вместо заколки месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит? (У прекрасной царевны Лебеди из произведения А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане»).

— В сказках чудеса совершают не только сказочные герои, но и сказочные вещи. Назовите главный атрибут – аксессуар всех чародеев и фей? (Волшебная палочка).

— Кому принадлежит эта вещь?

«Ей в приданое дано

Было зеркальце одно;

Свойство зеркальце имело:

Говорить оно умело». (Царице-мачехе в произведении А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»)

— «Кто стучится в дверь ко мне,

С толстой сумкой на ремне,

С цифрой « 5» на медной бляшке,

В синей форменной фуражке?

Это он, это он

Ленинградский почтальон!» (С. Я. Маршак)

Воспитатель 1: А сейчас я объявляю очень трудное задание!

Задание № 4. «Сквозная буква»

Слушайте внимательно. Я предлагаю вам сквозную букву. Это буква «к». Вы должны придумать и написать в столбик имена сказки, где встречается эта буква. Побеждает в конкурсе та команда, которая назовет большее количество слов.

Задание № 5. «Путаница»

Наша Маша громко плачет:
Уронила в речку мячик. (Таня )

Идет медведь , качается,
Вздыхает на ходу:
«Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду» (Бычок )

Жил старик со своею женою
У самого синего моря. (Старухой )

Плутовка к дереву
На цыпочках подходит.
Вертит хвостом,
С лягушки глаз не сводит… (Вороны )

Воспитатель 2 : А теперь, капитаны, вперед!

Вас интересный конкурс ждет.

Скажите нам все без стеснения,

Вы любите мультики, пение?

Задание № 6 Кто больше песен пропоет из мультиков и сказок,

Того, конечно, верх возьмет, и победит он сразу.

Ну. А команда выручает и капитану подпевает!

(проводится аукцион песен из мультфильмов).

— Молодцы, вы показали хорошие знания детских литературных произведений. Всем участникам полезный и сладкий приз красное, румяное яблоко, а победители награждаются медалями. И в заключение нашей встречи предлагаю насладиться театральной постановкой наших детей, а вы дорогие родители, вспомните автора этого произведения.

Показ музыкальной сказки «Теремок»

Воспитатель 1: Помните о том, что ни от одной игрушки, игры или забавы не будет столько пользы, как от чтения. Чтение развивает детскую речь, умение слушать, запоминать, формирует умение мыслить, закладывает фундамент эстетической культуры.

Главной, основополагающей функцией чтения является воспитание личности ребенка, на основе литературных произведений мы растим в детях чувства дружбы, доброты, уважения к окружающим, заботу о ближних.

Читайте сами, читайте детям вслух и тем самым показывайте положительный пример чтения в кругу семьи.

Спасибо за внимание!

Анкета «Чтение книг в кругу семьи»

1.Читаете ли Вы ребенку книжки? Да Нет Иногда

2.Какие художественные произведения читают в Вашей семье детям?

3.Проявляет ли ребенок интерес к слушанию художественных произведений?

4.Имеется ли у Вас дома детская библиотека? Да Нет

5.Любимые детские произведения вашего ребенка и любимые сказочные герои.