ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Животный мир A. Егеубаева. «Перелет птиц»; С. Буранбаева. «Козленок»; М. Алимбаева. «Кто что любит»; Л. Толстого. «Хотела галка пить», «Лев и человек»; B. Сутеева. «Кто сказал мяу»; К. Ушинского. «Бишка» (пересказ); К. Ушинского. «Гуси» (пересказ); Братьев Гримма. «Заяц и еж», «Сорока и ее сынок»; «Лиса и журавль», «Зимовье зверей», русские народные сказки; C. Маршака. «Детки в клетке», «Усатый - полосатый»; «Уж ты котя-коток», «Киска», русские народные потешки (наизусть). B. Хорол. «Козочка» (наизусть); А. Аленова. «Жеребенок» (наизусть); Т. Рахимова. «Ақ лақ»; C. Сауытбекова. «Лақтың кеңесі»; А. Дуйсенбиева. «Ақ тайлақ»; Т. Жексенбаева. «Лақ пен бұлақ», «Бақа мен балық»; С. Касиманова. «Төрт түлік»; «Ат пен есек», «Адасқан құмырсқа» казахские народные сказки; «Мақтаншақ қоян», узбекская народная сказка; М. Жаманбалинова. «Кім не жейді?»; С. Кобеева. «Құстың ұясы»; О. Аскара. «Мысықпен тілдесу»; «Лиса, заяц и петух», русская народная сказка, (пересказ); «Козлятки и волк», русская народная сказка, (пересказ).Растительный мир Т. Молдагалиева. «Жапырақтар»; М. Алимбаева. «Қоңыраугүл»; М. Торежанова. «Шие тергенде»; Б. Адетова. «Ағаштың беті»; Т. Молдагалиева. «Өрік гүлдеп»; К. Елемеса. «Біp тал шөп» (сказка); Ж. Абдикерейулы. «Жауқазын»; Н. Кумара. «Тәтті алма»; К. Ахметова. «Золотое зерно»; К. Баянбаева. «Земляника»; Ю. Тувима. «Овощи»; Е. Серова. «Одуванчик», «Колокольчик»; «Травка-муравка», русская народная потешка (наизусть); «Колосок», украинская народная сказка.Неживая природа «Сосульки»; И. Сурикова. «Зима» (наизусть); Я. Тайца. «Послушный дождик»; «Дождик, дождик», «Иди весна», русские народные потешки, (наизусть); И. Токмаковой. «Как на горке снег»; М. Алимбаева. «Кемпірқосақ», «Мұз cүңгісі»; К. Копишева. «Мұз айдыны»; Б. Жакыпа. «Сырғанақ».Рукотворный мир А. Дуйсенбиева. «Озорной мячик»; Н. Алимкулова. «Барабан»; А. Табылдиева. «Корабль», (наизусть); А. Барто. «Барабан», «Кораблик», (наизусть); Е. Благининой. «Флажок», (наизусть); К. Мырза-Али. «Ойыншықтар»; Б. Искака. «Ойыншықтар»; Г. Океева. «Топ, топ, добым»; Ш. Смаханулы. «Қуыршақ»; Ж. Смакова. «Погремушки»; К. Чуковского. «Федорино горе»; Е. Чарушина. «Как лошадка зверей катала», (пересказ); «Лисичка со скалочкой», русская народная сказка, (пересказ); «Рукавичка», украинская народная сказка, (пересказ); Б. Житкова. «Что я видел» (главы из произведения).Познаю себя М. Алимбаева. «Не обижайся»; К. Ушинского. «Умей обождать»; С. Калиева. «Принесла машину мама»; Н. Саконской. «Где мой пальчик», (наизусть).Мир человеческих отношений А. Дуйсенбиева. «Однажды у речки»; Б. Данабекова. «Отзывчивый мальчик»; Н. Кадырбаева. «Түсінісу»; «Два жадных медвежонка», венгерская народная сказка; «Гуси-лебеди», русская народная сказка, (пересказ); К. Чуковского. «Айболит», «Федорино горе»; К. Ушинского. «Вместе тесно, а врозь скучно»; «Петушок и бобовое зернышко», русская народная сказка, (пересказ).Общество Мой дом, моя семья С. Шаймерденова. «Инет»; Н. Исахметова. «Әже»; A. Тажибаева. «Менің атам»; 3. Александрова. «Про маленькую Таню»; Т. Волгина. «Про бабушку», (наизусть); «Расти коса», «Уж ты котя-коток», русские народные потешки, (наизусть); Ш. Перро. «Красная шапочка»; П. Воронько. «Пирог».Труд людей Ш. Бейшеналиева. «Азиз и папа чабан»; М. Алимбаева. «Все работы хороши»; М. Жаманбалинова. «Вы мастер - золотые руки», (наизусть); С. Мауленова. «Все на работе», (наизусть); О. Турманжанова. «Еріншек егінші мен еңбекқор құмырсқа»; И.Алтынсарина. «Әке мен бала»; Ф. Онгарсынова. «Зергер»; С. Оспанова. «Бақыт деген немене?»; И. Алтынсарина. «Бұл кім?»; Я. Тайца. «Послушный дождик»; К. Идрисова. «Послушный дождик»; B. Сухомлинского. «Моя мама пахнет хлебом»; А. Барто. «Помощница», (наизусть).Явление общественной жизни Я. Тайца. «Праздник», (пересказ); Е.Трутневой. «Елка», (наизусть); Е. Благининой. «Флажок», (наизусть); К. Идрисова. «Менің елім», «Джайляуда»; М. Алимбаева. «Асфальттағы суреттер»; А. Дуйсенбиева. «Ашық күн», «Шырша да жылайды»; С. Калиева. «Аққала», (наизусть).Временные понятия А Табылдиева. «Времена года», (наизусть); Ш. Ахметова. «Когда это бывает»; К. Ушинского. «Летнее утро»; Л. Толстого. «Пришла весна», (пересказ); Б.Абилова. «Көктем сәні»; И.. Жансугурова. «Жаз»; А Асылбека. «Көктем», (наизусть).

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

Слушание «Мой любимый дедушка», «Весёлый извозчик», Е. Кусаинова; «Баю - бай», А. Менжанова; «Милый мой малыш», казахская народная мелодия в обработке К. Шилдебаева; «Домбра», К. Шилдебаева; «Весёлый марш», Б. Жусубалиева; «Грустная песня», Б. Жусубалиева; «Грусть куклы», Б. Жусубалиева; «Будем кувыркаться», И. Сац; «Плач куклы», Т. Потапенко; «Полька», И. Глинка; «Қамажай», казахская народная песня; «Ах ты, берёза», русская народная песня в обработке М. Раухвергера; «Прогулка», М. Раухвергера; «Марш», Д. Кабалевского; «Грустный дождик», Д. Кабалевского; «Первый вальс», Д. Кабалевского; «Труба, барабан», Д. Кабалевского; «Сказочка», Д. Кабалевского! «Чемпион по прыжкам», Д. Кабалевского; «Прогулка», И. Мамакова; «Мелодия осени», Д. Ботбаева; «Скакалка», А. Хачатуряна; «Колокольчики звенят», В. Моцарта; «Дождь идет», К. Каутбаева; «Дождь идет», И. Арсеньева; «Дождик», Г. Лобачёва; «Зима прошла», Н. Метлова; «Ах вы, сени», русская народная музыка; «Здравствуй, дедушка Мороз», Б. Балденбаева; «Сани с колокольчиком», В. Агафонникова; «Зима», Антонио Вивальди, (фрагмент); «Звуки природы», оркестровый вариант; «Петрушка», И. Брамса; «Медвежата», «Воробушки», М. Красева; «Ақсақ құлан», казахская народная мелодия; «Красная Шапочка и Серый волк», «Гроза», А. Жилинского; «Колыбельная», «Вальс», А. Бестибаева.Пение «Хороший дедушка», О. Байдильдаева; «Колыбельная», Н. Тлендиева; «Поздравляю, мамочка», Б. Кадырбекова; «Вкусный хлеб», Б. Аманжолова; «Осень наступила», «Про грибы», Л. Абеляна; «Дождик», Д. Ботбаева; «Ойыншықтар» И. Сапарбаева; «Хомячок», Л. Абеляна; «Яблоко», русская народная песня; «Ёжик», «Зима», К. Шилдебаева; «Снег идёт», А. Новикова; «Ёлочка», Е. Бахутова; «Мысығым», О. Байдильбаева; «Мен бақшаға барамын», Т. Тайбекова; «Зимнее утро», «Снег - снежок», Е. Макшанцева; «Белый снег», К. Куатбаева; «Зимушка», М. Красева; «Лошадка», американская народная песня.Игра на детских музыкальных инструментах «Камажай», казахская народная музыка; «Во - кузнице», русская народная музыка; «Найди высокие и низкие звуки» - на металлофоне; «Дождик», в ладоши, на треугольнике; «Мой щенок», в ладоши, на барабане; «Светит месяц», русская народная мелодия; «Колокольчики звенят», В. Моцарта; «Снег-снежок», хлопки в бубен; «Калинка», русская народная мелодия (на треугольнике, бубне, маракасах, металлофоне); «Ветер холодный и тёплый», на металлофоне; «Дождик грустный и грибной», на треугольнике, бубне; «Вот все ребята собрались», подыграть на инструментах по выбору детей; «Кернегей», в ладоши, на бубне; «Наурыз», в ладоши, на бубне; «Цветики-цветочки», игра на бубне и на фортепиано.Музыкально-ритмические движения «Сылдырмақпен ойын», Е. Омирова; «Жүгіру», К. Шилдебаева; «Биз(в соответ. с ориг.) билейміз», Е. Андосова; «Жаңбыр», «Күн мен түн», казахская национальная мелодия; «Джигитовка», казахская национальная мелодия; «Бала бақшада», (парный танец); «Наурыз тойы», казахская национальная мелодия, парный танец; «Марш», Е. Тиличеевой; «Бег», И. Гуммеля; «Вертушки», украинская народная мелодия; «Покажи ладошки», латвийская народная мелодия; «Матрёшки»; «Капитошка»; «Песенка зайчика»; «Песенка ветра»; «Танец листиков»; «Мяч, скакалка, самолёт»; «Пружинка», Т. Ломовой; «Ах вы, сени», русская народная мелодия; «Гномики», танец для мальчиков; «Рождество», танец для девочек; «Ёлочка-красавица», Л. Бахутова; «Шёл по лесу музыкант»; «Найди себе пару», Т. Ломовой; «Займи домик», М. Магиденко; «Танец батыров», Е. Брусиловского; «Мы танцуем», Е. Андосова; «Түлкі мен қаздар», К. Куатбаева.

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ПОДВИЖНЫХ ИГР

«Стать первым»; «Слушай сигнал»; «Великаны - карлики»; «Ворота»; «Подарки»; «Колпачок и палочка»; «Догони голубя»; «Цветные автомобили»; «Найди себе пару»; «Мы весёлые ребята»; «Стань первым»; «Совушка»; «Поезд»; «Кони»; «Птички и кошка»; «Зайцы»; «Скок-поскок»; «Вороны»; «Прыгни - повернись»; «Не боюсь»; «Достань до мяча»; «Кто соберёт больше лент?»; «Сбей кеглю»; «Кто дальше?»; «Шарики и столбики»; «Подбрось - поймай»; «Лови, бросай»; «Скользкая цель»; «Попади в цель»; «Мыши в кладовой»; «Проползи в тоннель»; «Не опоздай!»; «Кролики»; «Кольцеброс»; «Перелёт птиц»; «За высоким, за низким»; «Бабочки, лягушки»; «Козлики на мосту»; «Донеси, не урони»; «Трудный переход»; «У медведя во бору».

Ортанғы тобында ұйымдастырылған оқу қызметінің конспектісі
Конспект организованной учебной деятельности в средней группе

Өткізу күні/Дата проведения:27.09.2018г
Тәрбиеші/Воспитатель: Аксакалова Н.Б
Білім беру саласы/Образовательная область: Коммуникация
Пән/Предмет: Художественная литература
Өтпелі тақырып/Сквозная тема: Мебель
Тақырыбы/Тема: Чтение стихотворения М. Алимбаева Кто что любит.
Мақсаттары/Цели: Закрепить знания детей о литературном жанре - стихотворении. Знакомить с творчеством казахского поэта М. Алимбаева.
1.Тәрбиелік-воспитательная: Слушать друг друга
2.Дамытушылық-развивающая: Развивать речь, память, мышление.
3.Оқыту-обучающая: Познакомить детей с новым видом малого фольклорного жанра - загадками. Закрепить знакомые слова на казахском языке. Формировать чувство заботливого отношения к животным.
Педагогикалық технологиялар/пед.технологии;
Ресурстармен қамтамасыз ету/Ресурсное обеспечение:картинки
Билингвалдық компонент ортаңғы. Билингвальный компонент: кто что любит-кім нені жақсы көреді.
Ұйымдастырылған оқу қызметінің барысы/Ход организационной учебной деятельности:

1.Ұйымдастырушылық кезеңі/Организационный момент: Воспитатель достает из плоской коробочки, украшенной под книгу, картинки-схемы.Спрашивает что это
Проявляют интерес.
Отвечают.
Предлагают справиться со схемами.

2.Негізгі бөлімі/Оснавная часть: Воспитатель. Ой, а я догадалась, к какому стихотворению эти картинки. Это стихотворение написал Музафар Алимбаев и называется оно Кто что любит?. Хотите, я вам его прочитаю
Воспитатель читает стихотворение и показывает картинки-схемы.
КТО ЧТО ЛЮБИТ
Орлу
Всего милей
Вершины гор,
А соловью -
Листвой шумящий бор.
Любой рыбёшке
Всех милей река,
Как ни была бы
Та река мелка.
Воспитатель. А теперь давайте поиграем в игру Кто что любит? (С картинками схемами).
Воспитатель задает вопросы словами из стихотворения.
Слушают стихотворение

3.Қорытынды/Итоговая часть: Воспитатель. Хорошо поиграли и узнали, кто, что любит кушать. А во что любят играть животные? Маленькие щенки (показ на прикрепленную картинку) любят играть с мячами. Давайте мы с вами сделаем много мячиков, но не простых, а из цветной бумаги и подарим их нашим гостям.
Отвечают, чем занимались, что понравилось.
Күтілетін нәтиже;
Жаңғыртады:литературный жанр - стихотворение
Түсінеді:знакомые слова на казахском языке
Қолданады:чувство заботливого отношения к животным

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 КГУ «Областная детская библиотека имени Абая» Управления культуры Карагандинской области Наш адрес: г. Караганда, Бухар жырау, 30 тел.:8(7212) е-mail: Любимых детских книг творец К 90-летию со дня рождения М.Алимбаева Караганда 2013

2 Уважаемые коллеги! Литература для детей - это особый вид творчества. Написать что-то, что увлечет ребенка, очень непросто. Будить в детях благородные мысли и чувства основные требования к детской поэзии. Велика сила воздействия на эмоциональное и умственное развитие детей поэзия Музафара Алимбаева. Он один из казахских поэтов, пишущий одинаково талантливо и для взрослых и для детей. В этом году ему исполняется 90 лет, имя поэта хорошо известно не только в Казахстане. Книги его переведены на русский, украинский, польский, английский - всех языков не перечислить! В своих произведениях он обращается к детям с отеческим напутствием, стремится пробудить у юных читателей любознательность, трудолюбие, любовь к природе. Надеемся, что это пособие поможет вам в проведении мероприятий по творчеству Музафара Алимбаева к 90-летнему юбилею поэта. Ответственный: Джайлыбаева Н.У. Составитель: Карашова А.К.

3 Биография Музафара Алимбаева (1923) В селе Маралды Щербактинского района Павлодарской области 19 октября 1923 года родился известный казахский поэт, пишущий одинаково талантливо и для взрослых и для детей - Музафар Алимбаев. Имя «Музафар» арабского происхождения, оно означает «победитель». Быть может, отец желал видеть сына сардаромполководцем, но сын стал поэтом. Мама была первой и самой умной и строгой учительницей жизни. Она знала множество песен и поэм, она впервые познакомила Музафара с поэзией великого Абая. Ещё ребёнком он знал наизусть народные поэмы - "Еңлік-кебек" и "Қалқаман-батыр", Она же просила аульчан, выезжающих в город, привозить небольшие книжечки, набранные арабским шрифтом. Были среди них сказки Толстого, стихи Пушкина, Лермонтова. Мать Музафара Алимбаева знала много колыбельных и героических песен, мудрых сказок и легенд. Со слов матери он записал «Сказку об одном хане-бездельнике». Два старших брата и отец рано выучили Музафара грамоте, в пять лет он уже хорошо читал. В первом классе он не учился, его сразу зачислили во второй, так как к тому времени он уже усвоил школьные предметы для первого класса. Рано лишился Музафар родителей: когда ему было 9 лет, умер отец, а через 5 лет умерла, проболев всего семь дней, мать. Затем М.Алимбаев воспитывался в интернатах, но на всю жизнь запомнил родные края, родителей, аульчан и постоянно обращался к ним в своих произведениях. Окончив аульную школу, Музафар Алимбаев поступил в Павлодарское русско-казахское педагогическое училище. Там он впервые пробует сочинять стихи, посещает литературный кружок училища.18 июня 1939 года в областной газете «Кызыл Ту» появилась первая публикация - стихотворение, посвященное М.Горькому. Началась война, и 18-летний комсомолец Музафар Алимбаев добровольцем уходит на фронт. Был рядовым солдатом, заместителем командира минометной батареи тяжелых самоходных установок, офицером штаба учебной танковой части. На фронте он продолжает 1

4 писать, его стихи публиковались в республиканской газете «Социалистік Қазақстан», в газетах Калининского и Волховского фронтов. В звании старшего лейтенанта демобилизовался в 1948 году. С конца сороковых годов М.Алимбаев стал профессионально заниматься литературным творчеством. Будучи студентом Казахского университета, он показал свои переводы стихов Пушкина взыскательному мастеру Габиту Мусрепову. Стихи удостоились отметки "отлично " и были опубликованы в республиканской печати. В годах Музафар Алимбаев работал в редакции журнала "Пионер "(на казахском языке). В 1958 году в Казахстане в первые начал издаваться журнал для ребят «Балдырған». Музафар Алимбаев стал главным редактором журнала, в котором проработал 28 лет. «Балдырған» стал центром развития казахской детской литературы и школой молодых поэтов и писателей. Музафар Алимбаев не только пишет стихи, сказки, но и собирает народные пословицы, присказки, небылицы, поговорки, причем не только казахские, но и других народов: "Кто не удержится в седле? Тот не удержится и на троне", "Не будет рука щедрой, коль душа скупа", "Коли певец искусен, то и песня прекрасна ". Алимбаев перевел на казахский язык пословицы и поговорки 77-и народов мира, которые вошли в книгу «666 пословиц и поговорок» (1960). Алимбаевым подготовлены также сборники «Пословицы и поговорки разных народов», «Пословицы разных народов о труде» и монография «Образные слова всеобщее сокровище» (1967) о теоретических проблемах и практике перевода пословиц и поговорок. Такие пословицы он создал, используя свой жизненный опыт и наблюдения. За книгу стихов и сказок "Хозяйка воздушных дорог" Музафару Алимбаеву присуждена Государственная премия Казахской ССР. В 1984 году удостоился звания Лауреата государственной премии имени Абая. В 1994 году присвоено звание народного писателя Алимбаев М. Кто начинает день [Текст]: цикл стихов/ М.Алимбаев// Антология казахской детской поэзии.- Алматы:Жалын, с. О Музафаре Алимбаеве 1. Әлімбаев Мұзафар [Мәтін]// Қазақстан жазушылары: ХХ ғасыр: анықтамалық.-алматы: ана тілі, б. 2. Бәрі де ана әлдиінен басталады [Мәтін]: Әлімбаев Мұзафар// Балалар бағының бағбандары/ Құраст. Ш.Кұмісбайұлы.- Алматы:балалар әдебиеті, бет. 3. Шашкова Л. Сын песенного края [Текст]/ Л. Шашкова// Казахстанская правда, октября 15

5 Произведения Музафара Алимбаева 1. Әлімбаев М. Балдәурен [Мәтін] : өлеңдер, дастандар, жұмбақтар, жынылтпаштар / М. Әлімбаев; сурет. Б. Серікбай. - Алматы: Раритет, с. - (Балалар әдебиеті). 2. Әлімбаев М. Балдәурен,балалық [Мәтін] / М. Әлімбаев; сурет. Е. Қожабаев. - Алматы: Балауса, с. - (Әлем балалар әдебиеті) 3. Әлімбаев М. Үлкендерден үйреніп [Мәтін] : тақпақтар мен танымдық өлендер, ертігілер, жұмбақтар, жанылтпаштар / М. Әлімбаев. - Алматы: Атамұра, с. - (Атамұра кітапханасы). 4. Алимбаев Музафар. Русско - казахский словарь в стихах = Қазақша - орысша өлең - сөздік /Алимбаев Музафар.- Алматы: Балауса баспасы, с. 5. Алимбаев М. Кто начинает день [Текст]:стихи; пер. с каз./ М.Алимбаев;худож.Р.Халилов.-М.:Дет. лит., с. 6. Алимбаев М. Что на что похоже [Текст]: поэма, стихи, небылицы, загадки/ М.Алимбаев; пер, с каз. С.Рыбакова.- Алматы;Жалын, с. 7. Алимбаев М. Слон и муравей [Текст]: стихи для мл. шк. возраста/ М.Алимбаев; пер. С.Рыбакова, И.Мазнина;худож. И.Бривкалина. - Алматы: Таймас, с. 8. Алимбаев М. Ая луна [Текст]/ М.Алимбаев.- Алматы;Жалын, с. 9. Алимбаев М. Кто сильнее носорога? [Текст]/ М.Алимбаев; пер. С.Рыбакова; худож. Б.Сопыбеков.- Алматы: Таймас, с. 10. Алимбаев М. Скажи что это [Текст]: загадки о природе/ М.Алимбаев; пер. С.Рыбакова; худож. Е.Гордиенко.- Алматы: Таймас, с. 11. Алимбаев М. Отчего да почему? [Текст]: стихи для детей/ М.Алимбаев.- Алматы:Худ.лит., с. 14 Творчество поэта В 1952 году выходит в свет первая книга Музафара Алимбаева "Песня о Караганде", посвященная труду шахтеров. В последующие годы были изданы книги: "Моему сверстнику" (1954), "Мой Казахстан " (1963), "И мы юными были "(1966), «Ая и луна» (1978) и др. Кроме художественных произведений ему принадлежат книги: «Мысли о воспитании детей» (1972), «Народ воспитатель» (1977), «Из дневника сердца» (1980), в которых рассмотрены проблемы нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения Заметный вклад Музафар Алимбаев внес в казахскую детскую литературу. Стихотворения М. Алимбаева отличаются образностью, мастерским использованием художественных средств языка, доступностью пониманию маленьких читателей. Эпизоды из жизни детей, своих и незнакомых, неприметные, на первый взгляд детали, нечаянно услышанный разговор - на этом материале строит поэт свои произведения. Стихи Алимбаева лиричны, напевны, сюжетны, отличаются неподдельным чувством искренности, из них около 200 положены на музыку и стали популярными песнями. Спросите любого казаха, какие песни Музафара-ага ему известны, и вам тут же выдадут целый ряд названий: "Ақмадайлым", "Аяжан", "Алматы кешiнде", "Қара кыз" и множество других - веселых и щемящих сердце, грустных и философских, о любви и дружбе, о родине и счастье. Во всех песнях слышится мягкий голос поэта, его добрая улыбка и замечательный юмор, его знание жизни и богатство переживаемых им чувств. Казалось бы, как легко поется "Маралдым" - о малой родине поэта, но вынашивалась она не один день. Тема эта проходит через все творчество М. Алимбаева. "Ту песню о родном крае я, кажется, написал где-то в 1972 году. Стихотворные строки родились из чувства ностальгии по родной земле, из первой детской любви к отчему краю. Как птицы стремятся весной к местам своих гнездовий, так и я, находясь в Алматы, всегда тосковал по своему родному аулу Маралды. И в один прекрасный день эти строки родились как бы сами по себе, будто кто- то нашептал мне их. Стихи я отдал композитору 3

6 Асету Бейсеуову, и тот быстро сочинил музыку", - говорит М. Алимбаев. Музафар Алимбаев, создавая эту прекрасную песню, пошел традиционным для казахского песенного творчества путем. Красоту родного края он показал через любовь двух молодых сердец - Естая и Қорлан: "Қыз Қорлан хор қызындай тамсындырған, Естайға әлемде жоқ үн салдырған"... А основная идея прослеживается в припеве, где особенно ярко передано единство судеб лирического героя и его родины. В народном зеркале отражается многотрудная жизнь писателя. Находит она отклик и в заметках товарищей по творческому цеху. Об афоризмах Музафара Алимбаева написано немало статей. Герольд Бельгер в своей замечательной книге «Казахское слово» пишет: «Еще школьником я прилежно собирал казахские пословицы. Но потом понял: в мире пословиц можно утонуть. Да и разных сборников выходило немало. А Музафар Алимбаев не только собирал народные пословицы, но и сам сочинил их в огромном количестве (острословы-шутники называют их музафаризмами, по аналогии с афоризмами) и переводил, искусно рифмуя, из других языков». Заметим, кстати, что Музафаром Алимбаевым переведены пословицы и поговорки 85 народов и народностей земли, многие вошли в книги, например в сборник «Жемчужница слов», вышедший в 1978 году. Умение Музафара Алимбаева возвышать духовный мир человека пригодилось, когда народный писатель стал одним из четырех авторов Государственного гимна Республики Казахстан. «Для нашего гимна надо было найти особые слова, говорит Музафар-ага, надо, чтобы они в доступной форме утверждали высокие истины, несли чувство патриотизма, гордости за свой народ и свою землю одним словом, звучали вдохновляюще, достойно прекрасной музыки Мукана Тулебаева, Евгения Брусиловского и Латифа Хамиди. В одиночку с такой работой было не справиться. Мы написали каждый свой текст я, Кадыр Мурзалиев, Туманбай Молдагалиев и Жадыра Дарибаева. Потом каждый отбирал у своих товарищей лучшие строки и строфы и 4 В делах цепким, Другом верным Учеником примерным. Ведущий: Музафар Алимбьаев написал много стихов, которые легко читаются и запоминаются. Читайте больше добрые, веселые и поучительные стихи М.Алимбаева. 13

7 Грязи от него беда, Помощник ему вода (Мыло) Без рук, без ног идет. К друзьям пути найдет (Письмо) Не отстанет, если убегаешь; Побежишь вдогонку не поймаеешь (Тень) Догадайтесь, это кто? На цветке живой цветок (Бабочка) Ровный, тонкий стебелек, В середине стерженек (Карандаш) Огненный меч ярко блеснул. Небо рассек. В землю утек и уснул... (Молния) Кто мне ответит? Кто может помочь? Чем кончается День и ночь (Мягким знаком Ь) Ведущий:А в завершении послушайте какой завет дает вам ребята Музафар Алимбаев: 12 Чтец: В ученье будь хватким, А в мыслях не шатким. Всегда терпеливым и справедливым. В работе не грустным, Надежным, искусным. Смелым в беде, Героем в труде, В словах крепким, вновь писал текст. Так мы двигались к тому варианту, который был одобрен компетентной комиссией. В переводе М. Алимбаева казахские читатели познакомились с книгами «Репортаж с петлей на шее» Ю. Фучика, «Кем быть?» Маяковского, «Мудрость вымысла» С. Орбелиани, «666 пословиц и поговорок», «Пословицы и поговорки разных народов», «Пословицы разных народов о труде». Кроме того, он активно участвовал в переводах произведений Пушкина, Лермонтова, Маяковского, Петефи, Хикмета, Исаковского, Тихонова, Суркова, Баруздина, Токтагула, эпоса «Манас» и др. Комментированное чтение стихотворений Музафара Алимбаева. (1-2кл) Цель: Ознакомить с жизнью и творчеством казахского поэта Музафара Алимбаева, одинаково пишущий талантливо и для взрослых и для детей. Привить любовь и уважение к его стихам. Оформление: портрет Музафара Алимбаева, книжная выставка: «Сын песенного края», Цитата: Под песней матерей растут поэты И в этом присягну перед людьми, В тех песнях столь истинного света, И чистоты, и веры, и любви! И эту доброту, и эти чувства Что отдавала мне так щедро мать Старался я вложить в свое искусство, В своих стихах народу передать. (М.Алимбаев) 1. Раздел: «Стихи свои я детям подарю» 2. Раздел: «Народная мудрость неисчерпаемый родник» Ведущий: Сегодня ребята мы проведем комментированное чтение стихов Музафара Алимбаева. Для своих стихов он берет эпизоды из жизни детей, неприметные, на первый взгляд, детали, 5

8 нечаянно услышанный разговор. Своими стихами зовет ребят к полезным делам, учит дорожить все тем прекрасным, что есть у нас на родной земле Казахстана: Чтец: «Лишь высоким став И сердцем, и душой И все дни свои прожив, Как подвиг правый, Сможешь ты и сам себя, И край родной Увенчать немеркнущею славой! («Благословенье аксакала») Ведущий: С любовью пишет М. Алимбаев о природе, которая окружает нас. Далеко не каждый может так образно сравнить снежинки с «хрупкими детьми зимы наступающей» как это делает поэт в в стихотворении «Снег идет», читая которое ощущаешь всю прелесть первого снега: Чтец:Снежинок сверкающих Праздничный рой На землю слетает Вечерней порой Зимы наступающей Хрупкие дети, Беспечней созданий Не знаю на свете! Наколи-ка дров, Опай! Ставь казан скорей, Шокай Торопись да поспевай! Ведущий:Все ли дети здесь умеют считать? Поэт это хочет проверить, поэтому написал шутливое стихотворение «Беглый счет»: Чтец: Нашей группе пятый год Мы играем в беглый счет Две ноги и две руки Кто быстрей, ученики? Я не знаю, помоги! -Дети слушайте вопрос Прибавляем рот и нос, Прибавляем пару глаз Что получится у нас? Раз, два, три.. Кто быстрее говори И ответил Галибек Получился человек! Ведущий: Вот мы познакомились с некоторыми произведениями поэта Музафара Алимбаева, а теперь давайте отгадывать загадки из книги «Что на что похоже». Мост красив и хорош, Но беда- Никогда по нему не пройдешь Ни туда, ни сюда (Радуга) Ведущий: Сейчас я вам прочитаю стихотворение поэта. А как вы думаете, о каком времени года это стихотворение? Уже не стало зноя, Уже дожди явились. Медовой желтизною Все степи засветились. И ветер листья кружит, Гудит над проводами, 6 Я от ваших тумаков Улечу до облаков (Мяч) С неба падает звезда, А внутри ее-вода (Снежинка) Квадратик серебристо-голубой Тебя сведет с самим собой (Зеркало) 11

9 А давайте ребята поиграем в интересную игру «Какие вы знаете вежливые слова». А помогут в этом герои стихотворения «Уроки вежливости»: Чтец: Дядя архар Считал, джейранят,- хлопал по спинкам веселых ребят И приговаривал: -Здравствуйте! Желаю вам счастья И радости! Ведущий: Здесь и добрый слон, что муравью отдал поклон, и суслики, сурки и ондатры и бобры, которые были вежливыми и воспитанными. Чтец: Рано утром добрый слон Муравью отдал поклон: -Доброе утро! -Это подмечено мудро: Сегодня действительно Доброе утро! Алимбаев обращает особое внимание на развитие речи, учит сообразительности и умению мыслить. В стихотворении «Айя и Луна» поэт противопоставляет грязное лицо замарашки Айи, чье имя созвучно казахскому названию луны: Чтец: Серебристая Луна- Очень чистая она! С лужами Не знается, В озере купается... Ау нашей Айи лицо Грязное-грязное!... Ведущий:Очень быстро запоминаются считалки, которые придумал аксакал казахской поэзии: Чтец: Посади цветы, Атай! Принеси воды Матай! Загони коров, Сопай! 10 И лед хрустит на лужах И веет холодами Ребята отвечают Ведущий: А вот эти строки говорят об уборке урожая хлеба, о том, как важно сейчас, осенью, убрать весь урожай. Чтобы потом на столе у нас всегда был вкусный, ароматный хлеб. - Теперь нельзя лениться! Трещит могучий трактор И новую пшеницу Везет на элеватор. И пышною лепешкой Нас мама угостила: Кусаем понемножку, Покуда не остыла. («Приметы осени») Ведущий:А знаете ли вы ребята какого цвета ветер? А поэт знает и своими знаниями он делится в стихотворении: Чтец: Кто придумал, что у ветра нету Своего собственного цвета? Белым оно летит над ледниками, Желтым над пустыней в летний зной Может стать зеленым над полями, Синим над озерною волной. По ночам в степи темнеет ветер И алеет зорькой на рассвете. («Какого цвета ветер») Ведущий:Читая стихи поэта, мы не только любуемся прелестями окружающего мира. Он предлагает нам подумать, как сохранить этот мир. Поэтому не случайным является вопрос, который поэт задает в стихотворении «Кто если не ты?» Чтец: Если к зиме Нет запаса кормов, Чиж быстрокрылый Не будет здоров. Вряд ли тот чиж 7

10 До весны доживет, Если кормушку себе не найдет... Кто их накормит? Кто защитит? Кто им поможет, Если не ты? Ведущий:Музафар Алимбаев помогает нам посмотреть на себя как бы со стороны и почувствовать, что даже самые сладкие конфеты могут оказаться горькими и невкусными. Только потому, что съешь их один и ни с кем не поделишься. Как это сделал главный герой стихотворения «Конфеты»: Чтец:Рассказать свои секреты Я, ребята, буду рад: Очень я любил конфеты, Мармелад и шоколад! Я вчера их съел немало- Килограмм! А может, два! И представьте! - горькой стала Очень вкусная халва... Стали горькими «Тянучки» И «Ромашка» и «Полет»... Ни горстями, ни по штучке Все равно не лезут в рот! Шоколадки, мармеладки, Карамельки я не ем! Будет горько, если сладким Не поделишься ни с кем. Ведущий:Неприятное чувство вызывает и Завтрабай из стихотворения «Сказка о Завтрабае»: Чтец: Жил на свете Завтрабай- Сонных мух ленивее! Самый сказочный лентяй Из страны Ленивии. 8 Спал он летом и зимой, В будний день и выходной, Ведущий: откладывая все работы на завтра. И Неумейка Урак, который Чтец:... Стал однажды он гвоздь В табурет забивать. Бил да бил, Размахнулся- Да в лоб молотком Угодил! Ведущий:Знаете ли вы ребята, почему иногда яблоки бывают такими кислыми. «Да все очень просто»-говорит яблоня в стихотворении «Яблонька-дичок»: Чтец: На поляне, где течет Серебристый родничок, Тихо яблонька-дичок здесь под солнышком растет. И никто ее, дикарк, Здесь не сеял у воды- Сквозь листву сияют ярко Лучезарные плоды. К ним сама наверняка Так и тянется рука! Только скулы береги; Эти яблоки горьки! Дал промашку садоводслишком горькая растет. -Вот досада! Вот обида! -Может, яблонька сердита? -Потому я так горька- Вашим потом не полита! Ведущий:Теперь вы поняли в чем секрет? Нужно хорошо потрудиться, чтобы получить вкусный урожай. Надеемся, что вы об этом не забудете. 9


Живая сказка презентация музыкально-поэтического альбома стихи Э. Д. Гольцмана, музыка М. М. Маслова Слайд обложки книги «Живая сказка» (1) Ведущий: Что может быть лучше, чем возможность познакомиться

Внеклассное мероприятие во 2 классе по теме «Делать людям добро - хорошеть самому». Цели: формировать нравственные знания; развивать чувство товарищества, взаимопомощи; воспитывать внимательность, доброту

Утренник «Чтобы радость людям дарить надо добрым и вежливым быть» - Ведущий. - Сегодня мы проводим урок доброты, урок вежливости. Ведь доброта это стремление человека дать полное счастье людям, всему человечеству.

Тема: М.Ю. Лермонтов «Утес» Цели: знакомство с личностью писателя через анализ его стихотворения; отработка навыков выразительного чтения; развивать воображение, умение учащихся понимать настроение и общий

Заключительное мероприятие для детей старшего дошкольного возраста. Подготовила Воспитатель Горбач Таисия Ивановна октябрь 2013 года Тема: «Такая разная осень» Интеграция образовательных областей: Коммуникация,

Социально-коммуникативное развитие. Конспект занятия «Когда мне радостно». Цель: развивать эмоциональную сферу, эмоциональное состояние. Задачи: Образовательные: продолжать развивать умение распознавать

Урок чтения в 1 классе. Тема урока: «Весенние деньки». (по книге Н.Ф.Виноградовой «Литературное чтение» II часть, с.22-25). Цели урока: - учить детей находить в литературном произведении описание картин

Сценарий праздника ДЕНЬ ЗНАНИЙ Материалы и оборудование: воздушные шары, плакаты с лозунгами «Здравствуй, школа», «В добрый путь!», наборные полотна с текстами стихотворений, загадок; сценические костюмы;

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ ПО СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОМУ РАЗВИТИЮ «Что такое дружба?» Провела воспитатель Коваленко Ирина Михайловна Москва, 2011 г. Задача педагога - помочь детям понять, что

Музыкально - интеллектуальная игра «Что, где, когда?» Цель: Вызвать у детей положительные эмоции, закрепить знания, умения и навыки, приобретённые в процессе освоения различных образовательных областей,

Внеклассное мероприятие в 1 «А» классе «Мамины глаза» учитель начальных классов МБОУСОШ 8 г. Белореченска Свердлова Е.А. Цель: воспитывать чувство уважение к матери. Оборудование: кораблики с фотографиями

МБДОУ ЦРР детский сад 42 «Кораблик» Сценарий праздника ко Дню Матери Подготовила: воспитатель Тюльпина Т.С. Г. Коломна 2014 Программное содержание: продолжать учить детей выразительному чтению стихов;

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 44 г. Липецка Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Составление детьми описательных

Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптивные основные общеобразовательные программы «Школа-интернат 2» Раздел: «День, полный событий». г. Хабаровск Урок музыки

Конспект итогового занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Виды транспорта» Составила: воспитатель Сычёва Екатерина Александровна Программное содержание: 1. Закрепить знания детей

Утренник 8 Марта для второй младшей группы Дети с цветами входят в зал, останавливаются полукругом около стульчиков. Ведущий- Что за праздник мы с тобой Первым встретили весной? Спросим всех детей на свете

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад 14 «Красная шапочка» г. Котовска Тамбовской области Конспект занятия художественно-эстетического цикла "Эта разная осень" Муз. руководитель:

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе Детского сада 330, Советского района Чернова З.В. Пояснительная записка Перед современным обществом начала ХХ1 в. особо остро ощущается

МКДОУ «ЦРР- д/с 4» Развлечение в разновозрастной группе «День дружбы» Воспитатель: Хрипкова Е.Н. Анна, 2016г. «День дружбы» Цель: уточнение и закрепление и представлений детей о том, что значит «уметь

«Почему стихи и сказки Джанни Родари нравятся детям?» Автор(ы): Коробов Александр, Кроткин Андрей Школа: ГБОУ СОШ 2103 СП «СОШ 789» Класс: 2 Руководитель: Коробова Ю.В. Актуальность работы В 2015 году

Н.В. Мазурина, библиотекарь МОУ «Основная образовательная школа 42» хутора Привольного, Краснодарский край «СТРАНА ДЕТСТВА» СЕРГЕЯ МИХАЛКОВА Цели: познакомить детей с творчеством С.В. Михалкова; развивать

Сентябрь встречает нас у школьного порога. 5-11 класс 1 ведущий. Доброе утро, дорогие ребята, гости, учителя, уважаемые родители! Доброе - не только изза ясной погоды, а прежде всего из-за добра, которое

Тема занятия: «Дружба начинается с улыбки» Цель: Формирование дружелюбного и уважительного отношения друг к другу. Задачи: познакомить с понятием друг; выявить и расширять представление детей о том, что

Игры и упражнения, направленные на развитие временных представлений (4-5 лет). Упражнение с картинками «Разложи картинки по порядку». (Утро, день, вечер, ночь) Мама (папа): Я положу картинку, где нарисовано

Направление: «Я человек» УРОК ДОБРОТЫ педагог Кузнецова С.В., Красноярская общеобразовательная школа 5 Класс: 3 «Б» (умеренная степень умственной отсталости) Цель: формирование представлений о добре и

Выпуск 2 Страничка редактора Какой праздник больше всего любят и ждут взрослые и дети? Ну, конесно же День рождения! Вот и у нашей школы 20 сентября тоже День рождения. Ей исполнилось 22 года. Празднование

Сценарий 1 сентября Звучат детские песни до начала линейки. 1 Ведущая: Здравствуйте, дорогие друзья! Здравствуйте, учителя, родители, ученики и гости! 2 Ведущая: Мы рады приветствовать вас на нашем празднике

УРОК РУССКОЙ ГРАМОТЫ В 1 КЛАССЕ «Как нужно говорить? Для чего говорят «спасибо»? М.Алимбаев «Ахмет по имени Рахмет»» Эпова Ольга Ивановна учитель начальных классов I категории СОШ 12 г. Уральск КРАТКОСРОЧНОЕ

МБОУ «Верхососенская СОШ» Утренник в 1 классе «Мы школьниками стали» Подготовила: Лихонина А. М. учитель начальных классов 2013 г. 1-й ученик: Гордые, нарядные Мы идем по улице. С добрыми улыбками Все

Сценарий проведение праздника посвященного дню матери 1Ведущий: Добрый день, дорогие мамы! Мы рады приветствовать вас на праздники, посвящённом Дню Матери. 2 День матери- Достойный, добрый праздник, Который

Сценарий развлечения «Это мой ребенок». Совместное мероприятие для родителей и детей подготовительной группы Задачи: - способствовать развитию коммуникативных умений, гармонизации детскородительских отношений,

Рабочая программа внеурочной деятельности «Азбука истоков» (1 класс) Составитель: Русинова Ольга Владимировна, учитель высшей квалификационной категории Царева, 2015 Учебно-тематический план Тема Кол-во

Праздник «Здравствуй, весна!» Цели: познакомить учащихся с признаками весны; развивать интеллектуальные способности детей; воспитывать любовь к природе и художественным произведениям. - Дети по желанию

СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА ДЕНЬ МАТЕРИ УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ГАЛИНА ВАЛЕРЬЕВНА АНТИПИНА Цель: сохрaнeниe сeмeйныx трaдиций, цeннoстeй, чeрeз сoвместнyю твoрчeскую дeятeльнoсть дeтeй и рoдитeлeй. Задачи: -

Занятие по программе «Основы религиозных культур и светской этики» «Свобода и моральный выбор человека»

1. Цветущий Азербайджан. 2. Наша независимость вечна. 3. Государственные атрибуты Азербайджана. 4. Я гражданин Азербайджана. 5. Азербайджан моя Родина. 6. Наша независимость вечна. 7. Ты Родина и честь

Конспект занятия: «Листопад». Возрастная группа: 4-5 лет Цель занятия: Закрепить знания детей об осени. Образовательные задачи по интегрируемым областям: 1. Систематизировать знания детей об осени и осенних

Сергей Владимирович Михалков Сергей Владимирович Михалков Пером оружием своим, Что я в руках держу, - Всем честным людям трудовым Я, как солдат, служу. С. Михалков Сергей Владимирович Михалков Сергей Владимирович

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 30 общеразвивающего вида» городского округа Электросталь Московской области 144011, г. Электросталь Московская область улица Спортивная,

ИНФОРМАЦИЯ о мероприятиях детского отдела Майминской центральной библиотеки, посвященных 70-летию Великой Победы. Героико-патриотическое воспитание - одно из ведущих направлений детского отдела Майминской

Конспект занятия «П о сказкам Корнея Чуковского» Воспитатель ГБОУ СОШ п.г.т. Мирный СП ДО Детский сад 22 «Березка» Дюдюкина Ирина Александровна ЦЕЛИ: Вспомнить с детьми названия и содержание произведений

Воспитатель первой категории МБДОУ «Детский сад 2 «Сказка» Хамидуллина Гульнара Николаевна "Все работы хороши - выбирай на вкус!" Развлечение в старшей группе Ведущая. Добрый день, дорогие ребята! Здравствуйте,

ПРАЗДНИК по ПДД «Дорога в город» Ведущий: Здравствуйте, ребята. Мы рады видеть вас в этом красивом зале. Наши команды собрались на спортивный праздник. Но для того, чтобы добраться до стадиона, нам необходимо

День рожденья - только раз в году. Цель: поздравить осенних именинников с днём рождения Задачи: 1. Способствовать становлению и раскрытию творческой индивидуальности каждого ребёнка. 2. Развивать сообразительность,

Тема: Буква Гг и её работа. Урок обучения грамоте. Цель урока: 1. Повторить классификацию слов. 2. Дать представление о букве Г как значка для обозначения звуков [ г ] и [ г" ]. 3. Формировать механизм

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида 35 «Дельфин» Бугульминского муниципального района Республики Татарстан Презентация ко дню матери «Мама дорогая»

Муниципальное дошкольное учреждение детский сад общеразвивающего вида 17 Комплексное занятие «Осенняя песня» для детей подготовительной группы Подготовили и провели: Постникова Ирина Евгеньевна музыкальный

Конспект организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Красота природы и красота души». Интеграции образовательных областей: «Познание», «Коммуникация»,

МБДОУ МО г. Краснодар «Центр - детский сад 233» «Государственные символы Российской Федерации» Воспитатель: Колбунова Н.В. Никитина Н.В. Цель: познакомить детей с государственными символами России: флагом,

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 85 комбинированного вида Красногвардейского района Санкт-Петербурга Конспект непосредственно образовательной деятельности по

«ДЕНЬ МАТЕРИ» Сценарий совместного с первоклассниками праздника Звучит песня «МАМА», подготовительная гр. входят в зал и занимают свои места. Дети из первого класса входят и встают полукругом. Ведущие

Лух 2016 г. Учеба в моей жизни Каждому ученику задают вопросы: «Как ты учишься?», «Как ты относишься к учебе?». Я никогда не была отличником и, наверное, не считал это главным стремлением ученика. Главное

Шумейко Даша, 7 лет Иванов Никита 10 лет СТИХИ ДЛЯ МАМЫ Я маму свою очень сильно люблю, Скучать, уж поверьте, я ей не даю. Она мне поможет советом всегда, Когда мама рядом, беда не беда. А если я грустный

Беседа, обзор книжной выставки на тему: «А.Блок поэт серебряного века» (28 ноября 135 лет со дня рождения А.А. Блока (1881 1921)) Цель: познакомить обучающихся с биографией и творчеством писателя А.А.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КУЛЕШОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» РАЗРАБОТКА (классного часа) Тема «Мамино сердце» Подготовила: классный руководитель Букреева Галина

Сценарий праздника «День Матери» Вспоминаю то, что вечно ново, И хотя совсем не гимн пою, Но в душе родившееся слово Обретает музыку свою Слово это - зов и заклинанье, В этом слове сущего душа. Это искра

Мониторинговая работа, 1 класс Вариант 1, Май 2013 Краевая мониторинговая работа Фамилия, имя, школа, класс ВАРИАНТ 1 1. Прочитай текст. Солнышко пригрело землю. Наступила весна. Попросила весна красное

Знакомство с произведениями К.И. Чуковского Подготовила: воспитатель высшей квалификационной категории МАДОУ «Детский сад «Белочка» Село Новая Таволжанка Шебекинского района Белгородской области Орлова

Осокина Е.А, учитель начальных классов МОУ «Лицей 26» г. Подольска Устный журнал «Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил» Цели: На примере литературных произведений, объяснить, какой смысл люди в

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад 5 общеразвивающего вида Истринского муниципального района Совместная партнёрская образовательная деятельность по образовательной области

ТОГБОУ «Центр психолого-педагогического сопровождения и коррекции «Гармония» М.Ю.Лермонтов «Бородино». Конспект урока по литературе. Историческая основа и патриотический пафос стихотворения. Учитель: Котмакова

Сценарий утренника для детей-дошкольников «Осенняя сказка» Дата проведения: 26.10.12 г. Цель: Развитие творческих способностей и эстетического вкуса посредством художественных и музыкальных произведений.

Тема занятия: «Урок доброты» Возраст детей: 1 3 класс КГКСКОУ СКШИ 8 вида 11 п. Ванино Цель: закрепить и углубить знания учащихся о вежливости, о культуре поведения. Задачи: образовательная учить употреблять

Внеклассное мероприятие «Только ли в беде познается друг?» Цель: формирование сплоченного коллектива; воспитание нравственных качеств учащихся: умение дружить, беречь дружбу; развитие умения учащихся вести

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 31 Урок обучения грамоте 1 класс Тема: «Звук [У]. Буква У.» Составила: Мелющенкова Анастасия Эдуардовна, учитель начальных

Елка Ведущий. Здравствуйте дорогие гости! Здравствуйте ребята и уважаемые взрослые. Мы рады вас приветствовать на празднике «Зимушка - зима». Вас ждут игры, загадки и др. забавы. Кого-то нам не хватает

Первый праздник проекта - Всемирный день улыбки Цели: - ребёнок испытывает радость и эмоционально выражает своё отношение к происходящему - ребёнок знает и проявляет навыки общения и культурного поведения

Мониторинговая работа, 1 класс Вариант 1, Апрель 2014 Мониторинговая работа, 1 класс Вариант 1, Апрель 2014 Фамилия, имя школа, класс Прочитай текст. ВАРИАНТ 1 Птенцы Это было в станице весной. Ярко светило

МБДОУ детский сад «Рябинушка» методическая разработка: Развлечение для детей 4 7 лет «В шляпном королевстве». Автор составитель: музыкальный руководитель МБДОУ детский сад «Рябинушка» Куликова Т.С. Сосновкое

Тема Родины в стихотворениях Николая Рубцова. Цели и задачи: 1. Познакомить учащихся с биографическими сведениями и творчеством Н. Рубцова. 2. Продолжить обучение выразительному чтению, комментированию,

Воспитатель Тюмейко Галина Витальевна мини – центр «Балапан» село Пресное.

Ұйымдастырылған оқу іс-әрекетінің технологиялық картасы

Технологическая карта организованной учебной деятельности

Күні/ Дата: _______________________________

Білім беру саласы / Образовательная область: « Коммуникация».

Бөлім / Раздел: Художественная литература.

Тақырыбы / Тема: Заучивание стихотворения М. Алимбаева «Сорока и её сынок».

Мақсаты / Цель : Помочь детям выучить наизусть стихотворение, читать выразительно.

Міндеттері/ Задачи: Продолжать знакомить детей с творчеством казахского поэта М. Алимбаева, формировать представления о материнской любви и заботе о своём ребёнке, учить анализировать произведение с позиции выразительности языка, настроения автора, закрепить правила по безопасности в повседневной жизни, закрепляя знакомые слова на казахском языке, развивать речь, мышление, память, воспитывать бережное отношение к птицам.

Көрнекіліктер /Оборудование и материалы: цветные иллюстрации.

Билингваль құрауыш / Билингвальный компонент: Ана – мать, балапан – птенец, рахмет – спасибо.

Іс-әрекет кезендері

Этапы

деятельности

Тәрбиушінің іс-әрекеті

Действия воспитателя

Балалардың іс-әрекеті

Действия детей

Учёт

Мотивациялық-қозғаушы

Мотивационно –побудительный

Поддерживаю интерес детей к предстоящей работе, вместе определяю жанр произведения. Предлагают познакомиться с ещё одним стихотворением М. Алимбаева «Сорока и её сынок». Все вместе вспоминают названия уже знакомых стихотворений поэта.

Проявляют интерес к предстоящей работе. Определяют и закрепляют свои знания об особенностях жанра нового литературного произведения. Знакомятся с названием стихотворения, вспоминают названия уже знакомых стихотворений поэта.

Іздену-ұйымдастырушы Организационно-поисковый

Читаю стихотворение .

Провожу беседу с детьми.

Вопросы: - Понравилось ли стихотворение? – Чем понравилось стихотворение?

Как вы думаете, какое настроение было у автора, когда он писал стихотворение?

Какие советы давала Сорока своему птенчику? – Как вы думаете, почему она учила своего малыша быть внимательным и осторожным?

Вспомните пожалуйста, а какие правила безопасности должны соблюдать дети?

Как вы считаете, сынок у Сороки воспитанный или нет?

Почему вы так считаете?

А ваши учат вас правилам дорожного движения и другим правилам безопаности?

Даю детям установку на повторное внимательное прослушиваниетекста стихотворения для заучивания наизусть.

Все вместе заучивают стихотворение . После нескольких раз прошу детей по желанию прочитать стихотворение наизусть. При этом учу детей обращать внимание на выразительность стихотворного текста.

Физминутка.

Маленькие птички,

Птички-невелички,

По лесу летают,

Песни распевают(машем руками как крылышками).

Буйный ветер налетел (руки вверх, раскачиваемся из стороны в сторону),

Птичек унести хотел.

Птички спрятались в дупло (приседаем на корточки, закрываем голову руками) –

Там не тронет их никто.

Помогаю детям найти знакомые слова на казахском языке из текста стихотворения: ана – мать, балапан – птенец, рахмет – спасибо.

Провожу индивидуальную работу.

Слушают стихотворение. Выражают своё мнение о стихотворении. Активно включаются в обсуждение содержания стихотворения. Определяют настроение автора, тон стихотворения. Сосредотачиваются для поиска ответов на вопрос о правилах безопасного поведения. Закрепляют правила безопасности в повседневной жизни. Пытаются оценить поведение сыночка мамы Сороки, а также убедить окружающих в правильности своего отношения к данному вопросу. Пытаются вспомнить наставления своих мам по той же проблеме.

Сосредотачиваются для запоминания и заучивания текста стихотворения. Запоминают текст, читают наизусть целое стихотворение. Пытаются читать выразительно.

Принимают участие в физминутке, имитируя движения птичек. Заряжаются положительными эмоциями, выражают радость.

Закрепляют знакомые слова на казахском языке: ана – мать, балапан – птенец, рахмет – спасибо.

Рефлексивтік-коррекциялаушы

Рефлексивно – корригирующий

Сообщаю, что время ОУД истекает, благодарю детей за активную совместную работу..

Благодарят, делятся своими впечатлениями о совместной работе.

Күтілетін нәтіже / Ожидаемый результат:

Воспроизводят: Фамилию автора стихотворения, его название, содержание стихотворения, характерные особенности стихотворного

жанра, названия уже знакомых стихотворений поэта, знакомые слова на казахском языке из текста стихотворения.

Понимают: Информацию о многообразии стихотворений поэта М. Алимбаева, о проявлении нежных и тёплых чувств матери к своему

ребёнку, о постоянной заботе матери, о необходимости соблюдения правил безопасного существования в окружающей среде.

Применяют: Свои познания об отношениях между матерью и ребёнком в процессе беседы, собственный опыт по определению и

оцениванию поведения персонажей в социуме; коммуникативные способности при заучивании и чтении наизусть стихотворения,

обсуждении проблемных вопросов; реализуют свои творческие способности при чтении стихотворения с интонационной выразительностью.

Сабақтың жоспары

Поурочный план

The plan of the lesson

Күні/ Дата/ Date:

Топ/ Группа/ Group: В-22

Пән/ Предмет/ Subject: Методика развития речи.

Сабақтың тақырыбы/ Тема занятия/ Theme: Подготовка к выразительному чтению в детской аудитории.

Сабақтың үлгісі/ Тип занятия/ Typeofthelesson: Практическое

Сабақтың түрі/Вид занятия/ Kindofthelesson:

Мақсаты/ Цели занятия/ Objectives:

білімдік / образовательная/ educational: Формировать умение составлять вопросы различной степени сложности для анализа произведений, учитывая возрастные особенности детей

дамытушылық/ развивающая/ developing : Продолжать развивать умение работать с программой, хрестоматиями по детской литературе

тәрбиелік/ воспитательная/ bringing-up: Воспитывать интерес к художественной литературе как средству развития речи дошкольников.

Көрнекі құралдар/ Оборудование/ Resources выписки из программы, тексты произведений, критерии оценивания, стикеры, презентация.

Сабақтың барысы/ План занятия/ Plan

    Организационный момент

    Актуализация знаний

    Практическая работа

    Рефлексия

    Домашнее задание

Ход занятия

    Приветствие на трех языках: Здравствуйте, Сәлематсіз бе, Goodmorning

Организационный момент.

Единые требования: отсутствующие, внешний вид. (2мин)

    Актуализация знаний Подведение к теме урока в форме ответов на вопросы:

Стратегия «Вопрос по кругу» (первый вопрос Почему М.Алимбаев - поэт?... Следующий вопроч формулируется взависимости от ответа на предыдущий....Потомучто пишет стихи. Почему он пишет стихи? и т. д.) 7 мин

Сообщение темы урока, знакомство с планом, знакомство с правилами работы в группах, с критериями оценивания.

    Жаңа сабақты түсіндіру. Тема: Подготовка к выразительному чтению в детской аудитории.

План:

    Анализ произведений для старшей группы из программы «Біз мектепке барамыз» М. Алимбаева, А. Дуйсенбиева. Подготовка к выразительному чтению в детской аудитории

    Составление вопросов для анализа стихотворения с детьми старшей группы

Работа в ходе занятия

Первый вопрос – работа с программой программы «Біз мектепке барамыз», хрестоматией по детской литературе казахстанских авторов. Выбирают 4 произведения (по 2) М Алимбаува и А Дуйсенбиева, делятся на 4 подгруппы, каждая подгруппа анализирует произведение в течении 10 мин. Затем представитель от каждой подгруппы представляет свой анализ в другой подгруппе, 10 мин все фиксируют основные моменты в тетради. Возвращаются в свою подгруппу готовятся к выразительному чтению в детской аудитории. После 5 мин подготовки выразительно читают произведения. Осуществляется взаимооценивание.

Второй вопрос – на стикерах каждая подгруппа (по 3мин) записывает вопрос для анализа стихотворения с детьми; передает стихотворение в другую подгруппу, которая пишет свой вопрос и т.д. пока стихотворение не вернется в домашнюю подгруппу, где вопросы расставляются по степени сложности, корректируются (5 мин) и представляются спикерами всей группе (по 3 мин). Дается оценка вопросам наиболее точно отражающим содержание стихотворения (по1мин).

Бекіту

Заполнение таблицы (5мин)

знал

узнал

Хочу узнать

V . Үй тапсырмасы

1. Подготовить материал на основе практики на тему «Работа с книгой вне занятий» (2 мин)

VI . Әдебиет/ Литература/ Literature :

    А.М.Бородич «Методика развития речи»

    Ф.А. Сохин «Развитие речи детей дошкольного возраста»

    Л.П.Федоренко, М.Ф.Фомичева, В.К.Лотарев «Методика развития речи детей дошкольного возраста»

    Хрестоматия по детской художественной литературе казахстанских авторов.

    Программа воспитания и обучения «Біз мектепке барамыз»

знал

узнал

Хочу узнать

Критерии оценивания выразительности чтения

критерий

Чтение монотонно, без пауз и логических ударений

Не уместно использует логисемкие ударения,

Читает очень тихо (слишком громко)

Эффективно и обоснованно пользуется выразительными возможностями речи для передачи содержания произведения

Эмоциональность чтения произведения

Не использует в ходе чтения мимику, жесты, не выражает никаких эмоций

Чрезмерная (низкая) эмоциональность мешаев восприятию художественного произведения

Эмоционально и мимически передает смысл и характер произведения, обращает внимание на реакцию окружающих.

Учет возрастных особенностей детей

Обращает минимум внимания на аудиторию, читает для себя

Учитывает возрастные особенности, образность мышления дошкольников

Критерии оценивания работы членов подгруппы

критерий

Выполнение ролевых обязанностей

Не выполняет обязанности

Увлекается, не всегда выполняет возложенные на него обязанности, что влияет на общий результат

Постоянно помнит о своей роли в подгруппе;

Выполняет все правила работы в подгруппе

Участие в обсуждении проблемы и решении задач

Пассивен, не участвует в работе

Задает простые вопросы вопросы, не предлогает идей, соглашается со всем, не умеет убеждать

Задает вопросы конструктивного характера; предлогает идеи, пути решения задач.

Умение взаимодействовать с товарищами

Не вступает во взаимодействие

Не проявляет активности или не обращает внимание на членов коллектива, считает свою точку зрения удинственно правильной

умеет убеждать, соглашается с мнением других

Критерии оценивания вопросов

критерий

Умение задавать вопросы разного уровня

Вопросы знаниевого характера

Вопросы, направленные на понимание и применение

Вопросы аналитического и оценочного характера

Художественная литература

Цель : формирование у старших дошкольников устойчивого интереса к литературе как виду искусства, воспитание грамотного читателя; обогащение речи детей образным языком фольклора и детской художественной литературы, ориентация ребенка на собственное литературное творчество, выражения мыслей и чувств.

Задачи:

1. Обеспечить усвоение ребенком содержания произведений, правильное их понимание.

2. Учить определять жанр произведения (стихотворение, рассказ, сказка), улавливать наиболее яркие примеры образности языка (определения, сравнения и др.).

3. Формировать навыки анализа художественного текста на доступном ребенку уровне и усвоение в простейшем изложении некоторых понятий из теории литературы, дающих представление об особенностях произведения и способствующих развитию эстетического вкуса читателя.

4. Разучивать часть программных произведений (стихотворения, малые фольклорные жанры), учить передавать близко к тексту произведения (пересказывать).

5. Знакомить с национальными фольклорными произведениями, произведениями писателей, носителей национального языка или писателей, - жителей конкретного региона.

6. Воспитывать навык совместного слушания, умение организованно отвечать на вопросы и спрашивать о прочитанном, внимательно рассматривать иллюстрации, соотносить их со знакомым текстом.

7. Обучать способам исполнения ролей в инсценировке, в игре-драматизации по литературным сюжетам, развивать их творческие способности.

8. Приобщать старших дошкольников к истокам литературного искусства казахского народа.

9. Прививать навыки бережного и аккуратного обращения с книгой.

Содержание раздела «Художественная литература» включает в себя такие направления, как:

Произведения для пересказа.

Творческое рассказывание.

І квартал

Произведения для чтения и рассказывания.

Устное народное творчество: Из казахского фольклора: «Колыбельная», «Тай-тай», «Жареная пшеница (игра)». Казахские народные сказки: «Ку-бала», «Джигит и волчица», «Хан и бедняк», «Находчивый визирь». Русские народные сказки: «Кот, петух и лиса», «Глупый волк», «У страха глаза велики», «Маша и медведь». Сказки народов мира: «Три поросенка» (английская народная сказка), «Айога» нанайская (народная сказка), «Три сестры» (татарская народная сказка).

Ибрай Алтынсарин «Чувство жалости сильнее боли»; Жанибек Карбозин «Алыча»; Мадыхат Турежанов «Сила жизни»; Лев Толстой «Птичка».

Стихотворения: Музафар Алимбаев «Мои игрушки»; Оразакын Аскаров «Наша собака»; Сергей Баруздин «Бревно».

Произведения для пересказа.

Устное народное творчество: Казахские народные сказки: «Лисица и петух». Русские народные сказки: «Репка».

Рассказы писателей Казахстана, России и других стран СНГ: Мадыхат Турежанов «По заслугам»; Евгений Чарушин «На нашем дворе»; Лев Толстой «Лгун»; Константин Ушинский «Вместе тесно, а врозь скучно». Валентина Осеева «Лекарство».

Произведения для разучивания.

Устное народное творчество:

Стихотворения: Музафар Алимбаев «Приметы осени»; «Эхо», Кастек Баянбаев «Юрта»; Ануарбек Дуйсембиев «Дети земли»; Алексей Плещеев «Осень»; Ирина Токмакова «Дуб».

Творческое рассказывание.

Обучать умению придумывать продолжение и окончание рассказа воспитателя по темам: «Осень», «Мой друг». Поощрять творческую инициативу детей.

ІІ квартал

Произведения для чтения и рассказывания.

Устное народное творчество: Казахские, русские пословицы, поговорки и загадки. Из казахского фольклора: «Счет», «Белый бочок – серый бочок (игра)», «Прятки».

Казахские народные сказки: «Старик и дяу», «Добрый и злой», «Джигит и мыстан», «Будущий батыр» (притча).

Русские народные сказки: «Морозко», «Лиса и журавль», «Гуси-лебеди», «Хаврошечка».

Сказки народов мира: «Пых» (белорусская народная сказка), «Не силой, а умом» (белорусская народная сказка), «Кукушка» (ненецкая народная сказка).

Рассказы писателей Казахстана, России и других стран СНГ:

Ибрай Алтынсарин «Паук, муравей и ласточка»; Дукенбай Досжанов «Ардак, сын табунщика»; Мадыхат Турежанов «Теленок»; Константин Ушинский «Лиса Патрикеевна».

Стихотворения: Музафар Алимбаев «Привычка кота»; Кабдыкарим Идрисов «На джайляу»; Кадыр Мурзалиев «Сам»; Сергей Есенин «Береза».

Произведения для пересказа.

Устное народное творчество: Казахские народные сказки: «Лиса и коза». Русские народные сказки: «Заяц-хваста», «Еж».

Рассказы писателей Казахстана, России и других стран СНГ:

Мадыхат Турежанов «Я его простил»; Лев Толстой «Два товарища»; Константин Ушинский «Лекарство», «Сила не право»; Валентина Осеева «Плохо».

Произведения для разучивания.

Устное народное творчество: загадки, пословицы и поговорки, считалочки, скороговорки.

Стихотворения: Музафар Алимбаев «Не знает ли щенок об этом?»; Ануарбек Дуйсембиев «На вечерней заре»; Кабдыкарим Идрисов «Мой край»; Иван Суриков «Первый снег»; Евгения Трутнева «С Новым годом!»; Иван Никитин «Здравствуй, гостья зима!»

Творческое рассказывание.

Учить придумывать описательные и повествовательные рассказы на предложенную воспитателем тему ("Красавица Зима", "Мой четвероногий друг", «Зимние радости»), составлять связный последовательный сюжет, использовать в речи образные слова, эпитеты, сравнения.

ІІІ квартал

Произведения для чтения и рассказывания.

Устное народное творчество: Казахские, русские пословицы, поговорки и загадки. Из казахского фольклора: «Айголек», «Сказка», «Пастух». Казахские народные сказки: «Четыре друга», «Каражай», «Находчивый мальчик», «Золотоволосый Тотамбай», «Караглыш», «Аксак-Кулан» (казахская легенда). Русские народные сказки : «Снегурочка», «Лесичка-сестричка и серый волк», «Сестрица-Аленушка и братец Иванушка», «Лиса и заяц». Сказки народов мира : «У солнышка в гостях» (словацкая народная сказка), «Два жадных медвежонка» (венгерская народная сказка), «Поспешишь – людей насмешишь» (польская народная сказка).

Рассказы писателей Казахстана, России и других стран СНГ: Мади Алимбетов «Солнце на ладони»; Мадыхат Турежанов «Помощь», «Белый козленок»; Утебай Турманжанов «Белый верблюжонок»; Эдуард Шим «Камень, Ручей, Сосулька и Солнце»; Евгений Чарушин «Волчишко».

Стихотворения: Жараскан Абдирашев «Признание»; Ануарбек Дуйсембиев «Пропажа»; Жаркен Бодешев «Яблоко»; Расул Гамзатов «Мой дедушка»; Елена Благинина «Посидим в тишине».

Произведения для пересказа.

Устное народное творчество: Казахские народные сказки: «Грубая благодарность». Русские народные сказки: «Золотое яичко», «Теремок».

Рассказы писателей Казахстана, России и других стран СНГ: Сафуан Шаймерденов «Инет»; Евгений Чарушин «Воробей»; Лев Толстой «Лев и мышь», «Отец и сыновья»; Константин Ушинский «Васька», «Не ладно скроен, да крепко спит»; Валентина Осеева «Хорошее»; Наталья Калинина «Про снежный колобок».

Произведения для разучивания.

Устное народное творчество: загадки, пословицы и поговорки, считалочки, скороговорки.

Стихотворения: Ануарбек Дуйсембиев «Зимняя забота»; Музафар Алимбаев «Ослик пляшет»; Кастек Баянбаев «Скворечник»; Абубакир Кайранов «Бабушка»; Кадыр Мурзалиев «Белый камушек»; Ольга Высотская «Разговор с весной»; Евгения Трутнева «Мамин день»; Платон Воронько «Есть в лесу под ёлкой хата».

Творческое рассказывание.

Обучать умению придумывать рассказы на темы из жизни "Моя мама ", "Праздник весны – Наурыз ", по наблюдениям «Веселая капель» , по картинкам "Весна", "Большая вода" И. Левитана.

І V квартал

Произведения для чтения и рассказывания.

Устное народное творчество: Казахские, русские пословицы, поговорки и загадки. Из казахского фольклора: «Вороны», «Обманщик», «Петух». Казахские народные сказки: «Меткий стрелок», «Мудрая девушка», «Аби и Таби», «Сердце» (притча).

Русские народные сказки : «Мужик и медведь», «По щучьему велению». Сказки народов мира : «Старый кошелек» (латышская народная сказка), Ш. Перро «Подарки феи».

Рассказы писателей Казахстана, России и других стран СНГ: Ибрай Алтынсарин «Клочок ваты»; Мадыхат Турежанов «Соловьи»; Эдуард Шим «Солнечная капля»; Виталий Бианки «Хвосты».

Стихотворения: Музафар Алимбаев «Уроки вежливости»; Косжан Мусрепов «Упрямая кошка»; Георгий Ладонщиков «Медведь проснулся»; Корней Чуковский «Айболит и воробей»

Произведения для пересказа.

Устное народное творчество: Казахские народные сказки: «Лиса и журавль». Русские народные сказки: «Колобок», «Лиса и рак».

Рассказы писателей Казахстана, России и других стран СНГ: Мадыхат Турежанов «Маленький садовод»; Лев Толстой «Ученый сын»; Константин Ушинский «Кукушечка»; Евгений Пермяк «Для чего руки нужны»; Яков Тайц «По ягоды»; Виталий Бианки «Лис и мышонок».

Произведения для разучивания.

Устное народное творчество: загадки, пословицы и поговорки, считалочки, скороговорки.

Стихотворения: Музафар Алимбаев «Рисунки на асфальте», Ануарбек Дуйсембиев «Лето», Кастек Баянбаев «Земляника»; Алексей Плещеев «Сельская песенка»; Сергей Есенин «Черемуха»; Платон Воронько «Пирог».

Творческое рассказывание.

Закреплять умение применять имеющиеся художественно-речевые навыки при составлении сюжетных и описательных рассказов на тему предложенную воспитателем («Мой дедушка», «Лето – веселая пора» и т.п.).

В результате освоения программного материала по художественной литературе к концу года дети должны :

Уметь слушать и слышать художественный текст;

Эмоционально, активно реагировать на содержание литературных произведений, сопереживать, сочувствовать литературным героям;

Выполнять игровые действия, соответствующие содержанию текста;

Отвечать на элементарные вопросы по содержанию текста и иллюстрации;

Знать наизусть программные произведения (стихотворения, малые фольклорные жанры);

Запоминать отдельные слова, выражения из текста; выражать свое отношение к прочитанному, услышанному;

Узнавать и называть некоторые литературные жанры;

Участвовать в коллективных показах небольших театральных постановок;

Проявлять интерес к книгам, называть несколько известных литературных произведений, а также произведений казахстанских писателей, национального фольклора;

Уметь бережно и аккуратно обращаться с книгой.

Музафар Алимбаев

УРОКИ ВЕЖЛИВОСТИ

Слон муравью уступает дорогу:

Доброе утро! Спешим понемногу?

А муравей: - Ах, спасибо, спешу.

Как вы любезны! Прощенья прошу!

Жаворонок в небе

Так сказал орлу:

Вы, ата, устали, сядьте на скалу.

А орёл ответил: - Правильно, сынок,

Много лет живу я, вот и занемог.

И тебе желаю долго жить, как я, -

Пусть тебе поможет вежливость твоя.

В небе красивый закат догорал,

Ласковый ветер с травою играл,

Суслик сказал: - Уважаемый крот,

День угасает и ночь настаёт,

Скоро взойдёт золотая луна…

Доброй вам ночи. Спокойного сна.

Музафар Алимбаев – казахстанский писатель, поэт и переводчик.
Родился в селе Маралды Шарбактинского района Павлодарской области. Участвовал в Великой Отечественной войне. После демобилизации окончил Казахский государственный университет имени С. М. Кирова, работал заведующим отделом журнала «Пионер», заведующим отделом художественной литературы и заместителем главного редактора газеты «Казах адебиеты». Был главным редактором детского журнала «Балдырган». В 1952 году выпустил первую книгу - «Песни о Караганде». Автор текстов современных казахских песен и текста первого гимна Республики Казахстан. Участвовал в переводах произведений Пушкина, Лермонтова, Маяковского, Хикмета, Тихонова, Суркова, Баруздина и эпоса «Манас» на казахский язык.

Музафар Алимбаев награжден медалями Советского Союза, Почетными грамотами Верховного Совета Казахской ССР.

Не знает ли щенок об этом?

Серый Маленький щенок Сжался в конуре В комок. Он дрожит. Морозно! Вьюжно! А лежит! Побегать нужно! Вот побегал бы, Как мы, Не боялся бы Зимы!

Дети земли

Есть белые дети,

Есть чёрные дети,

Есть жёлтые дети

На нашей планете.

Вся наша земля –

Как большой детский сад,

Где каждый друг другу

Сестра или брат.

Пусть общими будут-

Навеки,навеки!-

И небо,и море,

И горы и реки,

И снег,и тюльпаны,

И красное знамя.

Пусть будут все дети

Навеки друзьями.

В доме бабушки в Алматинской области, где родился и воспитывался Ануарбек Дуйсенбиев, частым гостем был Жамбыл. И звучала домбра, и пел старый акын свои песни-раздумья, послушать которые собирался весь аул. А потом и сам Ануарбек подражал акыну: мастерил из дощечки и проволоки самодельную домбру, тренькал на ней и пел про все, о чем думал.

Именно тогда в его душу запало чувство преклонения перед поэтическим искусством, уважение к слову и сознание его силы. Первые стихи были опубликованы в газете «Казакстан пионери», где работал поэт.

Он один из создателей республиканского детского журнала «Балдырган», где проработал тринадцать лет.

Он перевел на казахский язык произведения Джанни Родари, С. Маршака, С. Михалкова, А. Барто и др. Его книги издавались на русском, украинском и киргизском языках.

Зимняя забота

Белый снег лежит кругом:

На крыльце на лавке.

Ходят куры босиком,

Поднимают лапки.

Не пойду играть в снежки

Целую неделю -

Буду шить им сапоги,

Чтоб не заболели!

ЗАДАНИЕ

1.Познакомтесь с некоторыми фактами биографии и творчества авторов

2.Выпишите из программы произведения данного автора

3.Проанализируйте предложенное произведение

4.Подготовьтесь к выразительному чтению

5.Составьте вопросы для анализа произведения с детьми.