В тетради для 1-го класса предложены задания, позволяющие фиксировать индивидуальный прогресс в овладении синтагматическим 1 способом чтения. Мы предлагаем вам новый подход к оцениванию техники чтения.

Критериями оценки уровня сформированности данного умения являются:

Безошибочность;

Способ чтения;

Осознанность.

Показатель безошибочности — период безошибочного чтения. Для того чтобы высчитать период безошибочного чтения, необходимо зафиксировать порядковые номера слов, на которых учащиеся делают первую, вторую и третью ошибки. Если ученик не делает ошибок в тексте вообще или делает 1-2 ошибки, то он дочитывает весь текст до конца. Не имеет возможности дочитать весь текст вслух только тот ребёнок, который допустил 3 ошибки. Формула расчёта периода безошибочного чтения приводится ниже, при описании самой процедуры проверки.

Почему так важен период безошибочного чтения? Восприятие прочитанного происходит только при условии целостности текста, как только сделана ошибка — целостность восприятия нарушена, разорвана незримая связь между словами, предложениями, абзацами. Сравнивая период безошибочного чтения одного и того же ребёнка на разных этапах обучения, можно легко наблюдать динамику формирования у учащегося умения читать. При переходе от одного способа чтения к другому обязательно снижается период безошибочного чтения, происходит «вживание» в этот пока новый для ученика способ, позже период восстанавливается и увеличивается.

Только безошибочное чтение способствует осознанности. Безошибочное чтение даёт возможность не только читать художественное произведение, точно интерпретируя его и постигая авторский замысел, но и адекватно воспринимать информацию, представленную в разных текстах.

Для формирования читательской компетентности также важен способ чтения. Нельзя требовать от учеников перехода к следующему способу чтения до тех пор, пока они не «начитаются» в данном. Чтение удобным для учащегося способом даёт возможность увеличить период безошибочного чтения. Переход на следующий, более сложный, уровень должен происходить самостоятельно, без принуждения со стороны взрослых, когда ученик начинает чувствовать себя свободно в «старом» способе.

При формировании читательского умения ценность всех трёх составляющих равнозначна.

Отказ от традиционной методики проверки техники чтения и применение описанной технологии способствуют тому, что страх младших школьников

перед чтением исчезает, что, в свою очередь, оказывает положительное воздействие на формирование читательской компетентности младших школьников.

В данной тетради предлагается уровневый подход к оцениванию достижений учащихся. Уровень сложности заданий описан при оценивании каждой работы.

В процессе освоения программного материала учащиеся могут достичь базового или повышенного уровня. Достижение базового уровня учащимися 1-го класса показывает, что их предметные и метапредметные результаты достаточны для продолжения обучения. Выполнение части заданий показывает достижение только базового уровня. В других заданиях заложены два уровня выполнения — базовый и повышенный. Определяться уровень каждого ученика будет полнотой выполнения задания. Следует отметить, что ни учащимся, ни учителю не нужно выбирать какое-либо задание для определения достигнутого уровня. Это способствует формированию у школьников мотивации к выполнению всех заданий.

Проверочная работа № 1.

Чтение текста вслух позволяет проверить:

Правильность прочтения (период безошибочного чтения);

Способ чтения.

Осмысленность чтения определяется при выполнении заданий. Первоклассникам предлагается ответить на два вопроса: выбрать правильный ответ из ряда предложенных. Ответы на эти вопросы позволяют фиксировать умение первоклассников отвечать на вопросы по содержанию текста (выявление информации, представленной в явной форме).

Мы предлагаем вам ознакомиться с тем, как должна быть проведена данная работа. Для удобства работы при проверке техники чтения и для возможности дальнейшего анализа полученных результатов целесообразно воспользоваться сводной оценочной таблицей (см. приложение 1).

Период безошибочного чтения на конец первого полугодия 1-го класса должен составлять 25 слов при слоговом чтении. Однако первоклассники могут читать и другими способами, что тоже зафиксировано в таблице. Так как и безошибочность, и способ чтения, и осмысленность равноценны, то и «цена» этих позиций будет одинакова: максимально способ чтения и осмысленность оцениваются в 25 баллов (это и отмечено в таблице). В итоге ученики могут набрать 75 баллов.

Методика работы с пособием проста. Первоклассник читает текст вслух, а учитель фиксирует в таблице номера слов, на которых сделана первая, вторая и третья ошибки, и отмечает способ чтения. Для удобства работы в приложении представлены пронумерованные варианты текстов. После чтения вслух ученик возвращается на своё место и выполняет задания. Он имеет возможность сколько угодно раз прочитывать текст для ответа на вопросы или выполнения другого задания к тексту. Это способствует формированию у учащихся потребности в перечитывании текста для поиска необходимой информации, так как не всегда возможно «ухватить» всё при однократном прочтении.

Пока учащиеся выполняют работу, учитель высчитывает период безошибочного чтения. Если ученик не сделал ни одной ошибки или допустил одну ошибку, то период безошибочного чтения равен количеству слов в тексте. Если допущено две ошибки, то период равен количеству слов в тексте, поделённому на два. При трёх ошибках от номера слова, на котором сделана третья ошибка, необходимо вычесть три, а оставшееся число разделить на три. Это и будет период безошибочного чтения при трёх ошибках. Если ученик не допустил ни одной ошибки или сделал одну ошибку, период его безошибочного чтения будет превышать максимальное количество баллов, начисляемых по этому параметру. Однако при оценивании работы максимально можно начислить только 25 баллов за безошибочность. Реальный период безошибочного чтения будет зафиксирован в сводной таблице и индивидуальном оценочном листе, что даст возможность отслеживать динамику.

В таблице представлены возможные варианты ответов и количество баллов, которое можно получить.

Все собранные данные вносятся в таблицу.

Результаты выполнения этой работы могут быть интерпретированы таким образом:

После проведения и проверки работы учащиеся и их родители получают выполненную работу с выделенными маркером словами, которые были прочитаны неверно, и оценочные листы. Необходимость такой обратной связи бесспорна. Учитель не даёт оценку выполненной работы, а лишь фиксирует то, что было предъявлено учеником во время работы. Ученик самостоятельно делает заключение о том, насколько его результаты соответствуют «идеалу». Если соответствие по какому-либо параметру недостаточно, то первоклассник определяет (с помощью учителя) траекторию своей дальнейшей учебной деятельности.

Изменение количества заданий меняет «цену» каждого задания. Эти изменения обязательно должны быть зафиксированы в оценочных листах.

В таблице представлены варианты ответов и оценивание заданий.

Интерпретация результатов выполнения работ 1-4 предложена ниже.

Индивидуальный оценочный лист к работам № 1-4.

Техника чтения. Дата

1 класс. ФИ

Работа №

В проверочных работах № 5-6 увеличивается количество вопросов к прочитанному тексту, поэтому их оценивание меняется (см. приложение 2).

Индивидуальный оценочный лист к работам № 5 и 6.

Техника чтения. Дата

1 класс. ФИ

Работа №

К концу первого класса требования к периоду безошибочного чтения и способу чтения становятся другими. Период безошибочного чтения увеличивается до 30 слов, а способ чтения первоклассников меняется от слогового к чтению словами. Но говорить о полном переходе на чтение словами ещё рано. Поэтому целесообразно принять за норму чтение таким способом, как «слог + слово».

Изменение периода безошибочного чтения приводит к изменению «цены» способа чтения и осмысленности. Принятый за норму способ — «слог -1- слово» — оценивается в 30 баллов, суммарное выполнение всех заданий — тоже в 30 баллов (см. приложение 3).

Ниже предложены индивиуальные оценочные листы проверки техники

Индивидуальный оценочный лист к работам № 7-12.

Техника чтения. Дата

1 класс. ФИ

Работа №

Результаты выполнения работы (учитывая период безошибочного чтения и способ чтения)

Предложенная технология проверки техники чтения даёт возможность учителю, родителю и самое главное ученику наблюдать и фиксировать динамику формирования читательской компетентности, способствует формированию действий самооценки. Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения одной из важнейших задач, поставленных перед начальной школой, обозначают формирование у младших школьников основ умения учиться. Подход к оцениванию, предложенный в данной тетради, способствует формированию у учащихся начальной школы основ оценочной самостоятельности, без которых невозможно формирование современного ученика (субъекта, а не объекта учения) начальной школы.

Приложение 1

Оценочная таблица (сводная) к проверочным работам № 1—4

Приложение 2

Оценочная таблица (сводная) к проверочным работам № 5—6

Приложение 3

Оценочная таблица (сводная) к проверочным работам № 7—12


  • включать задания, для выполнения которых требуется не столько умение вычленять информацию, представленную в явном виде, сколько способность ее интерпретировать, преобразовывать, оценивать;
  • организовывать деятельность учащихся по работе с текстом на основе заданий, требующих умения аргументированно, связно, логично, последовательно отвечать на вопрос, используя информацию исходного текста;
  • уделять особое внимание обогащению словарного запаса учащихся, формированию умений определять лексическое значение незнакомого слова (особенно термина) не только по справочной литературе, но и на основе контекста;
  • использовать задания, построенные на сопоставлении информации из нескольких источников;
  • формировать критический взгляд на достоверность информации;
  • использовать тексты различных видов, в т. ч. схемы, таблицы, графики, учить работать с дополнительной информацией (сноски, приложения и т. д.);
  • усиливать внимание к работе с текстом на предметах естественнонаучного цикла.

Приложение

Приложение
Скачать в.docx

7-й класс

Часть I

Прочитайте тексты 1 и 2 и выполните задания 1–9 и С1-С3. Для заданий 1, 3, 4, 5, 6 и 7 обведите номер правильного ответа. Обведенные цифры ответов и ответы для заданий 2, 8, 9 запишите в бланк тестирования справа от номера соответствующего задания. Ответы к заданиям С1-С3 запишите на обратной стороне бланка тестирования, указав номер задания.

​Выпустить птичку на волю и посмотреть, как она радостно взмывает в небо, - старинная русская традиция. Перелетных птиц ловили по осени. Зимой пойманные птички жили дома в клетке, их кормили, ухаживали за ними. На Пасху, когда перелетные птицы возвращались из южных стран, птиц, перезимовавших в доме, выпускали на волю. Также на Пасху люди, располагавшие средствами, выкупали из тюрьмы людей, попавших туда невинно, или должников.

Текст 1

В руке Солодовкина я вижу птичку.
- Бери в руку. Держи - не мни… - говорит он строго. - Погоди, а знаешь стих - «Птичка Божия не знает ни заботы, ни труда»? Так, молодец. А «Вчера я растворил темницу воздушной пленницы моей»? Надо обязательно знать, как можно! Теперь сам будешь, на практике. В небо гляди, как она запоет, улетая. Пускай!..
Я до того рад, что даже не вижу птичку, - серенькое и тепленькое у меня в руках. Я разжимаю пальцы и слышу - пырхх… - но ничего не вижу. Вторую я уже вижу, на воробья похожа. Я даже ее целую и слышу, как пахнет курочкой. И вот она упорхнула вкось, вымахнула к сараю, села… - и нет ее! Мне дают и еще, еще. Это такая радость! Пускают и отец, и Горкин. Старый кучер Антип подходит, и ему дают выпустить. В сторонке Денис покуривает трубку и сплевывает в лужу. Отец зовет: «Иди, садовая голова!» Денис подскакивает, берет птичку, как камушек, и запускает в небо, совсем необыкновенно. Въезжает пролетка, вылезают наши и тоже выпускают. Проходит Василь-Василич, очень парадный, в сияющих сапогах в калошах, грызет подсолнушки. Достает серебряный гривенник и дает Солодовкину: «Ну-ка, продай для воли!» Солодовкин швыряет гривенник, говорит: «Для общего удовольствия пускай!» Василь-Василич по-своему пускает - из пригоршни.

По И. С. Шмелеву, фрагмент романа «Лето Господне»

Текст 2

«Птичка»
В чужбине свято наблюдаю
Родной обычай старины:
На волю птичку выпускаю
При светлом празднике весны.
Я стал доступен утешенью;
За что на бога мне роптать,
Когда хоть одному творенью
Я мог свободу даровать!

А. С. Пушкин, 1823 г.

1. Какое высказывание соответствует теме текста 1?
Этот текст о (об):

1) удовольствии выпускать птиц на волю в светлый весенний день;
2) конфликте между Солодовкиным и Василь-Василичем из-за денег;
3) полете птиц, выпущенных на волю, и их радостном пении;
4) разных способах выпускать птичек на волю.

2. Используя приведенные ниже утверждения, восстановите последовательность событий в тексте 1.

А. Во двор въезжает пролетка.
Б. Солодовкин вкладывает в руку мальчика птичку.
В. Денис выпускает птицу особым способом.
Г. Солодовкин экзаменует рассказчика на знание стихов о птицах.
Д. Василь-Василич предлагает продать ему птицу.

Запишите в таблицу буквы, которыми обозначены утверждения, в нужной последовательности.

Ответ в виде сочетания букв перенесите в бланк тестирования, не изменяя порядка их следования и без дополнительных знаков.

3. Почему Солодовкин отшвырнул монету?

1) был богат и ни в чем не нуждался;
2) хотел, чтобы все птицы были выпущены на волю поскорее;
3) считал, что не все можно купить за деньги;
4) Василь-Василич был его приятелем.

4. В каком предложении употреблено устаревшее слово, по которому можно понять, что действие в тексте 1 происходит не в наше время?

1) Я до того рад, что даже не вижу птичку, - серенькое и тепленькое у меня в руках.
2) Въезжает пролетка, вылезают наши и тоже выпускают.
3) В руке Солодовкина я вижу птичку.
4) В сторонке Денис покуривает трубку и сплевывает в лужу.

5. Почему мальчик не увидел первую выпущенную им птичку?

1. Мешало яркое весеннее солнце.
2. Птичка была слишком мала.
3. Мальчика отвлек приход взрослых.
4. Мальчик был очень взволнован.

1. Автор хотел показать множество приемов запуска птиц в небо.
2. У Солодовкина было много знакомых, и каждый должен был поучаствовать в данном событии.
3. В светлый день Пасхи все равны и испытывают одинаковые чувства.
4. Это указывает на доброту хозяина птиц.

7. Как вы понимаете выражение «свято наблюдаю» из стихотворения А. С. Пушкина «Птичка» (см. текст 2)?

1) давно увлекаюсь;
2) соблюдаю с почтением;
3) интересуюсь старинным обычаем;
4) восхищаюсь красотой русской природы.

8. Для каждого текста определите душевное состояние героя.
Характеристика душевного состояния героя:

1) самодовольное восхищение своим поступком;
2) грусть, задумчивость, удовлетворение;
3) счастье, радость, восторг.
Запишите в таблицу цифру, которой обозначена характеристика душевного состояния героя данного текста.

Текст 1

Текст 2

Ответ в виде двух цифр перенесите в бланк тестирования, не изменяя порядка их следования и без дополнительных знаков.

9. Какие высказывания точнее всего отражают идею (основную мысль) стихотворения А. С. Пушкина «Птичка»? Обведите цифры выбранных высказываний.

1. Известный пушкинист Т. Г. Цявловская в комментариях к собранию сочинений А. С. Пушкина писала: «Стихотворение, написанное в чужбине, <…> выражает глубоко волновавшую Пушкина мысль о подневольном положении человека».
2. Издатель, желая помочь читателям определить смысл произведения, сопроводил первую публикацию стихотворения А. С. Пушкина «Птичка» следующим примечанием: «Сие относится к тем благодетелям человечества, которые употребляют свои достатки на выкуп из тюрьмы невинных, должников и проч.» («Литературные листки», 1823. № 2).
3. Некоторые исследователи творчества А. С. Пушкина считают, что в стихотворении «Птичка» поэт выразил смирение перед судьбой изгнанника.

Ответ: __________________________________________________________________________________________

С1. Почему время, когда по обычаю люди выпускают птиц из клеток, А. С. Пушкин назвал «светлым праздником»? Ответ запишите в виде текста из 2–3 предложений.
Ответ запишите на обратной стороне бланка тестирования, обязательно указав номер задания - С1.

С2. Сравните тексты 1 и 2. В ответе укажите не менее четырех признаков, по которым эти тексты различаются.
Ответ запишите на обратной стороне бланка тестирования, обязательно указав номер задания - С2.

С3. Прочитайте фрагмент сочинения ученика по тексту 1 и найдите ошибки, которые допустил ученик:

«В книге „Лето Господне“ Василия Шмелева есть эпизод празднования Пасхи, в котором каждый персонаж выпускает в небо птиц. Но сначала хозяин птиц проверяет у мальчика знание стихотворения А. С. Пушкина „Птичка“.
По тому, как ведут себя герои, как каждый выпускает птичку, мы понимаем их чувства и отношение к этому событию»
.
Запишите предложения, в которых вы нашли ошибки, в исправленном виде.
Ответ запишите на обратной стороне бланка тестирования, обязательно указав номер задания - С3.

ЧАСТЬ II

Прочитайте тексты 3, 4 и 5 и выполните задания 10–18 и С4-С6.
Для заданий 10–12 и 15 обведите номер правильного ответа.
Обведенные цифры ответов и ответы для заданий 13, 14, 16–18 запишите в бланк тестирования справа от номера соответствующего задания.
Ответы к заданиям С4-С6 запишите на обратной стороне бланка тестирования, указав номер задания.

Текст 3

Аптека под ногами

Во всем мире траволечение пользуется особой популярностью. Это и неудивительно, поскольку фитотерапия имеет, во-первых, тысячелетний опыт использования; во-вторых, минимум побочных эффектов и осложнений; а в-третьих, человек может самостоятельно собрать сырье и приготовить лекарство.
Лес был первой аптекой, в которую наши древние предки обращались за лекарствами. В этой аптеке лекарства не хранятся в склянках, фарфоровых сосудах и прочих емкостях, а наполняют бесконечное количество живых растительных клеточек, из которых сформированы стебли, листья, корни, цветки трав, деревьев и кустарников. Многие вещества, которые вырабатываются растительными клетками, обладают целебными свойствами: принятые внутрь или использованные наружно, они помогают больному организму справиться с недугом.
Чтобы собирать лекарственные растения, необходимо представлять их внешний вид, уметь отличать от близких к ним других видов растений, знать, где они произрастают.
В начале XVII в. по указу Петра I был образован Аптекарский приказ, и в Москве в районе осушенных болот за Сухаревой башней в целях «разведения лекарств для казенных аптек» был заложен первый в России «Аптекарский огород». Сегодня же известно около 500 тыс. видов растений, но только небольшая часть из них используется в современной медицине.
Многие лекарственные растения используют в пищевой промышленности (солодка, тмин), парфюмерной (мята, шалфей), а также в металлургии в качестве пенообразователя (корни солодки, споры плауна).
Поисками новых препаратов растительного происхождения, выращиванием лекарственных растений, изучением их природных ресурсов и разработкой рационального режима их использования занимаются сотрудники научно-исследовательских институтов и ботанических садов.

Текст 4

Правила заготовки и хранения лекарственных растений

1. Сбор трав осуществляют в незагрязненных местах вдали от железнодорожного полотна, автомагистралей, сельскохозяйственных угодий, промышленных объектов.
2. Сбор ведут в сухую солнечную погоду, после того как обсохла роса, примерно с 11 до 17 часов.
3. Заготавливать лекарственные растения необходимо в то время, когда они содержат максимальное количество действующих полезных веществ (для надземных частей это период от начала цветения до образования плодов).
4. Сушить практически все растения необходимо в тени, без доступа прямого солнечного света, в хорошо проветриваемых помещениях или под навесом.
5. Крупные части растений, а также корни и корневища (предварительно хорошо промыв холодной водой) необходимо перед сушкой измельчить.
6. Раскладывать сырье для сушки надо тонким слоем или пучками, подвешивая на чердаках. В этом случае необходимо следить, чтобы внутри пучка не появилась плесень.
7. Возможно использование и специальных сушилок, в которых температура не должна быть более 50°.
8. Высушенные растения следует хранить в хорошо закупоренных банках, в мешочках из плотной ткани или плотной бумаги.
9. Срок хранения лекарственных растений обычно один год.
Помните, что главные вредители лекарственных растений в период хранения - это влага, свет и высокая температура!

По материалам книги «Травник»

10. «Аптекарский огород» в Москве в начале XVII века был создан:

1) для научного изучения лекарственных растений;
2) проведения химических экспериментов;
3) борьбы с инфекционными заболеваниями;
4) разведения лекарственных растений.

11. В качестве пенообразователя в металлургии используют

1) семена тмина;
2) корень солодки;
3) листья шалфея;
4) цветки мяты.

12. Сбор лекарственных растений осуществляется и в горах. Какой из перечисленных ниже способов пригоден в этом случае для сушки лекарственных растений?
Для сушки растения:

1) подвешивают пучками на солнечной поляне;
2) раскладывают тонким слоем на камнях в тени;
3) складывают в бумажные пакеты и хранят в тени;
4) заворачивают в полиэтиленовую пленку.

13. Выберите из перечня все утверждения, соответствующие содержанию текстов 3 и 4. Обведите номера выбранных утверждений.

1. Фитотерапия наиболее широко стала применяться только в XXI веке.
2. Все известные виды лекарственных растений применяются в медицине.
3. Любая часть растения может содержать лекарственные вещества.
4. Для хранения лекарственных растений не требуется соблюдения специальных условий.
5. Лекарственные растения можно использовать для изготовления кремов и лосьонов.
Обведенные цифры запишите в ответ.
Ответ: ___________________________________________________________________________________________
Ответ в виде сочетания цифр перенесите в бланк тестирования, не изменяя порядка их следования и без дополнительных знаков.

14. При чтении текста вам встретились слова, которые употребляются в повседневной жизни. Из содержания текста можно определить их значение.

Установите соответствие между словом и его толкованием. Для каждого слова из первого столбца подберите его толкование из второго столбца, обозначенное цифрой.

Ответ в виде сочетания цифр перенесите в бланк тестирования, не изменяя порядка их следования и без дополнительных знаков.

15. Какой признак лежит в основе классификации лекарственных растений в тексте 5?

1) место произрастания указанных растений;
2) местонахождение активного вещества в определенной части растения;
3) физиологическое воздействие растения на организм человека;
4) наличие вещества, которое является действующим (лекарственным).

16. Установите соответствие между названием лекарственного растения и назначением препарата, в состав которого оно входит.

Для каждого элемента первого столбца подберите соответствующий элемент из второго, обозначенный цифрой.

Запишите в таблицу выбранные цифры.

Ответ в виде трех цифр перенесите в бланк тестирования, не изменяя порядка их следования и без дополнительных знаков.

17. При подготовке презентации проекта о лекарственных растениях Иван сделал слайд, на котором перечислил основные правила заготовки лекарственных растений.

Обведите номер предложения, в котором Иван допустил ошибку.
Правила заготовки лекарственных растений:
1) чтобы собирать лекарственные растения, нужно хорошо знать, как они выглядят;
2) собирать лекарственные растения можно только вдали от автомобильных трасс;
3) собирать лекарственные растения можно только в сухую погоду;
4) сушить растения необходимо на солнце или на ветру;
5) высушенные растения надо хранить в плотно закупоренных банках из темного стекла.
Обведенную цифру запишите в ответ.

18. На какие из перечисленных ниже вопросов НЕЛЬЗЯ ответить, используя информацию из текстов 3, 4 и 5? Обведите номера всех выбранных вопросов.

1. Какие растения называются лекарственными?
2. Какими растениями можно воспользоваться, чтобы остановить кровотечение?
3. Какие лекарственные растения можно использовать в качестве витаминов?
4. Как правильно заготавливать целебные травы?
5. Почему не все растения используются в медицине?
Обведенные цифры запишите в ответ.
Ответ: ______________________________________________________________________________________________
Ответ в виде сочетания цифр перенесите в бланк тестирования, не изменяя порядка их следования и без дополнительных знаков.

С4. Сформулируйте основную мысль второго абзаца текста 3.
Ответ запишите на обратной стороне бланка тестирования, обязательно указав номер задания - С4.
Прочитайте небольшой текст и выполните задания С5 и С6.
Разбираясь в домашней аптечке, Маша обнаружила темную склянку с желтоватой жидкостью, но без этикетки.

На коробочке, в которой находилась склянка, сохранилось только описание препарата:

«Состав и форма выпуска: спиртовая настойка на 70% спирте (1:10); во флаконах по 50 мл.
Характеристика: прозрачная жидкость желтого цвета, содержит календен, каротиноиды, салициловую кислоту.
Показания к применению: инфицированные раны, ожоги, ангина, инфекции полости рта и верхних дыхательных путей.
Способ применения и дозы: наружно в виде полосканий (1 ч. ложка на стакан воды) или внутрь (как желчегонное средство) - по 10–20 капель на прием.
Условия хранения препарата: в прохладном, защищенном от света месте.
Хранить в недоступном для детей месте. Срок годности препарата 4 года»
.

С5. Какое(ие) из представленных в тексте 5 лекарственных растений могло(и) быть использовано(ы) для приготовления этой настойки? Докажите правильность своего выбора на основе прочитанных текстов.
Ответ запишите на обратной стороне бланка тестирования, обязательно указав номер задания - С5.

С6. Можно ли использовать найденную в домашней аптечке настойку для ухода за потрескавшейся кожей рук? Приведите два довода для обоснования своего мнения.
Ответ запишите на обратной стороне бланка тестирования, обязательно указав номер задания - С6.
Рекомендации по оценке выполнения заданий работы:

Номер задания

Правильный ответ

Номер задания

Правильный ответ

Если ранее умение читать, которому обучали в начальной школе, считалось достаточным для получения информации из текста, то современные представления о процессе чтения включают совокупность навыков, совершенствующихся на протяжении всей жизни. Читательская грамотность помогает человеку критически относиться к полученным знаниям, легче ориентироваться в политических и финансовых институтах, обогащать личную жизнь и эффективно заниматься самообразованием.

Понятие

Традиционно под грамотностью понимают степень овладения навыками чтения и письма. Термин «читательская грамотность» появился в российской педагогике в начале 2000 гг. Тогда отечественные образовательные учреждения впервые приняли участие в международных программах по оценке достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment) и PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study).

В настоящее время под этим понятием подразумевается более прикладное умение оперировать с текстами. Читательская грамотность - это не синоним начитанности или хорошей техники чтения, а способность понимать, использовать и анализировать прочитанное. Те сведения, которые человек получает из текста, должны расширять его знания и возможности в жизни.

У развитого читателя сформированы 2 большие группы навыков:

  • способность получать из текста информацию и строить на ее основе суждения;
  • умение построения логических выводов и оценки на основе личных знаний.

Последний навык предполагает большую самостоятельность мышления и воображения.

Составляющие элементы

Читательская грамотность состоит из системы следующих аспектов:

  • беглое чтение;
  • толкование текста в буквальном смысле;
  • оценка языка и формы сообщения;
  • поиск информации и ее извлечение;
  • преобразование данных от частных явлений к обобщенным;
  • формулирование основных идей и выводов;
  • общее понимание текста;
  • размышления о содержании и оценка, соотнесение с внетекстовой информацией.

Все эти навыки взаимосвязаны между собой. Работа по читательской грамотности опирается не только на сам текст. Под ней подразумевают умение извлекать дополнительную информацию, делать выводы, видеть «зазоры» между авторским изложением мыслей.

Типы текстов

Текст для проверки читательской грамотности может быть 2 типов: сплошной (описание, повествование, объяснение, аргументация, инструкция) и не сплошной. В последнем случае включаются различные виды изображений (иллюстрации, таблицы, графики, карты, заполненные формы). Визуальные материалы могут быть предложены и отдельно.

По стилю применяют тексты следующих видов:

  • научные;
  • деловые;
  • художественные;
  • технические;
  • публицистические и другие.

Чаще всего для диагностики читательской грамотности используются повествования, объяснения и описания. Наиболее важными качественными параметрами текстов являются их последовательность и связность.

Сложность текста и вопросов выбирается в зависимости от возрастной категории. Заданием для второклассников может быть короткий рассказ о лесном животном, в котором нужно:

  • определить, о ком идет речь;
  • найти причину какого-либо явления и подчеркнуть ее в тексте;
  • отметить, в каком типе источников можно найти подобного рода текст (сборник сказок, книга рассказов о животных, энциклопедия).

Для учащихся четвертых классов предоставляется информационное описание из области естественных наук. Часть знаний из такого текста уже известна детям из школьной программы. Ученику для решения поставленной задачи может понадобиться соединить ранее полученные знания с новыми, которые неявным образом изложены в повествовании.

Цели чтения

При проведении исследования в заданиях также учитывается цель чтения. В соответствии с ней подбирается определенный вид текста. Таких целей насчитывают несколько:

  • личные (письма, произведения художественной литературы, жизнеописания);
  • общественные (официальные документы, новости);
  • рабочие (инструкции, правила);
  • образовательные (научно-популярные тексты, учебная литература).

Способы оценки

Задания для диагностики читательской грамотности предлагаются в 2 основных форматах - в виде тестов с готовыми ответами на выбор и свободно конструируемые, в которых нет ограничений по форме и содержанию ответов. Последние помогают лучше оценить когнитивную деятельность учащихся.

Задания со свободным изложением оцениваются по политомической системе. Итоговый балл зависит от того, насколько полно дан ответ. Читательская грамотность оценивается дифференцированно для верного, частично правильного и неверного решения.

Извлечение информации

Чтобы получить определенную информацию из текста, необходимую для решения задания, необходима выработка следующих навыков:

  • беглое чтение;
  • выделение той части текста, где содержится ответ;
  • установление взаимосвязи между деталями вопроса и текста.

Взаимосвязь между заданием и ответом может быть буквальная (дословная) и косвенная (синонимическая). Примером первого типа служит нахождение времени или места действия в тексте.

Поиск в синонимическом виде является более сложным, и такие задания предлагают учащимся в более старшем возрасте. Чтобы решить данную задачу, читатель должен уметь относить схожие явления к одной категории или, наоборот, выявлять различия между аналогичными понятиями. Сложность такого рода заданий определяется также объемом текста (количеством страниц) и размером сообщения, которое нужно найти.

Интегрирование и интерпретация

Одной из составляющих диагностической работы по читательской грамотности является оценка способности учащегося истолковывать прочитанное. Самым простым заданием данного типа служит выявление главной темы. Такая деятельность требует от читателя определения иерархии изложенных автором мыслей, отделение главного от второстепенного.

Для понимания общего смысла текста учащийся должен также уметь связывать отдельную информацию (интегрировать ее) и понимать ее внутренний смысл, который не сообщается напрямую.

Интерпретация заключается в способности выполнения следующих умственных действий:

  • составление выводов;
  • краткое формулирование главных мыслей автора;
  • составление умозаключения о каких-либо событиях;
  • определение причинно-следственных связей.

Все эти умения помогают выработать целостное понимание информации, заключающейся в тексте.

В практическом плане это может выражаться в следующих заданиях:

  • написать вступление к тексту;
  • придумать название;
  • объяснить, для чего приложен рисунок, значение одного из эпизодов;
  • восстановить данные в таблице по информации из текста;
  • составить характеристику главному герою повествования и другие задачи.

Осмысливание и оценка

Оценка текста связана со знаниями и опытом, которые у учащегося были до его прочтения. Такая деятельность предполагает сравнение, противопоставление или составление предположений. В большинстве случаев ответы должны быть в произвольной форме, а задания заключаются в следующем:

  • высказать свою точку зрения по какому-либо вопросу;
  • согласиться или не согласиться с предлагаемым утверждением;
  • определить задачи автора в тексте или его отношение к главному герою;
  • оценить, достигнута ли автором цель при использовании данного типа построения повествования.

Выработка этих навыков способствует тому, что у учащегося вырабатывается полученной информации и выявление предвзятого суждения автора текста.

Ее, как и другие умения, можно развивать. Так как часть вопросов предполагает логические умозаключения, то улучшение логического мышления и его скорости также способствует этому процессу. На основе международных тестов разработаны методические пособия, составленные для учеников различного возраста по отечественной художественной и естественно-научной литературе.

В качестве самостоятельных развивающих приемов в отношении любого текста, соответствующего возрастной группе, можно использовать следующие:

  • определить, в каком месте учебника (или другой книги) словесно описывается объект, изображенный на рисунке;
  • составить вопросы к повествованию;
  • написать свое суждение по основной мысли автора текста;
  • выделить ключевые фразы, расположить их в логической последовательности, сделать по ним рассказ;
  • разработать план текста;
  • сделать таблицу или схему по изученной информации;
  • найти логическую ошибку в повествовании;
  • упростить текст, сделать его короче без потери основного смысла;
  • составить кроссворд по прочитанному.

Уровни

При диагностике умений выделяют 3 уровня читательской грамотности:

  • Низкий. Ученик не воспринимает чувства автора, изложенные письменно, мысли и знания. Отсутствует способность к самообразованию.
  • Средний. Для получения сообщений из текста и построения собственных суждений ученику требуется определенная помощь педагога. Особенно это касается той информации, которая противоречит предыдущему жизненному опыту. Данный уровень характерен для читателей, не до конца освоивших основы навыков чтения.
  • Высокий. Ученик может продолжить обучение на следующей образовательной ступени. Он может оценивать текст самостоятельно, без помощи со стороны.

Возрастные нормы

Необходимые навыки читательской грамотности в соответствии с возрастом ученика распределяются следующим образом:

  • 1-6 классы - выделение главной мысли в тексте, способность найти в нем ответ на вопрос, пересказ прочитанного;
  • 7-8 классы - разработка плана и воспроизведение по нему прочитанного текста, решение задач по предложенному образцу, способность запоминать формулы и термины;
  • 9-11 классы - конспектирование и тезисное изложение изученного материала, применение новой теоретической информации в других учебных ситуациях, подтверждение научных фактов.

Начиная с пятого класса необходимо постепенно усложнять навыки самостоятельного чтения и понимания текста с помощью приемов, описанных выше. Чем раньше будет сформирована читательская грамотность, тем легче она получит свое развитие в старшем возрасте.

Аналитическая справка № 17 по результатам диагностики читательской грамотности обучающихся 7 «А» классе

Диагностика грамотности чтения учащихся 7 «А» класса проводилась 22 января 2014 года по заявке образовательной организации в соответствии с Распоряжением Департамента образования города Москвы от 22 июня
2013 г. № 000р.

Цель диагностикиопределение уровня сформированности читательских умений как наиболее важных составляющих метапредметных результатов обучения, а также установление динамики развития читательских умений в сравнении с прошлым учебным годом.

Содержание и основные характеристики измерительных материалов определялись Кодификатором «Смысловое чтение и работа с текстом», в основу которого положены следующие документы: Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (Приказ Минобразования России от 01.01.2001 г. № 1089); Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Минобразования России от 01.01.2001 г. № 1897); Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа [сост. ], М., Просвещение, 2011 (Стандарты второго поколения)

Характеристика диагностических материалов

Диагностические материалы отражали основное требование федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования: «В основной школе на всех предметах будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции».

При создании диагностической работы учитывалась её преемственность по отношению к диагностике читательской грамотности, которая проводилась в 2013 году в 6 классах . Поэтому обе работы проверяли сформированность у учащихся трёх групп умений: поиск информации и понимание текста, преобразование и интерпретация информации,

Распределение заданий по блокам умений

Блок умений

Критический анализ и оценка информации

Количество заданий

Диагностическая работа состояла из 4 вариантов, построенных по единому плану. Каждый вариант состоял из 2-х блоков. Блок 1 включал художественные тексты и 12 заданий к ним, блок 2 включал тексты естественнонаучного характера и 12 заданий. Для 7-классников диагностическая работа содержала на 4 задания больше, чем для шестиклассников в прошлом учебном году.

Для анализа учащимся были предложены тексты различных стилей (художественный и научный), жанров (фрагмент романа, повести, стихотворение, статья, презентация) и видов (таблицы, сноски, слайды), работа с которыми является составной частью деятельности школьника на уроках по различным предметам. По содержанию тексты содержали достоверную научную информацию, имели ярко выраженную проблематику; воспитательную/образовательную ценность, учитывали возрастные особенности 7-классников, были незнакомы учащимся (не использовались ранее в обучении), позволяли оценить большой спектр читательских умений.

В диагностической работе использовались следующие художественные тексты: фрагменты романа «Герой нашего времени», романа «Князь Серебряный», романа в стихах «Евгений Онегин», повести М. Горького «В людях», повести «Невский проспект», стихотворения Н. Рубцова «Доволен я буквально всем!», «Конь», «Город пышный, город бедный…»

Тексты естественнонаучного характера были сгруппированы по следующим темам: чай (история напитка, технология производства); инфекционные болезни человека; витамины (история открытия, роль в жизни человека); редкие животные.

По сравнению с диагностикой прошлого года для 7-классников расширен спектр контролируемых читательских умений и добавлены умение в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию и умение использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении.

В каждом варианте использовались задания различного типа: задания с выбором единственного верного ответа из 4 предложенных (ВО); задания с кратким ответом (КО); задания с развернутым ответом (РО).

Распределение заданий по типам и видам деятельности

Тип задания

Количество заданий

Поиск информации и понимание текста

Преобразование и интерпретация информации

Критический анализ и оценка информации

ВО

КО

РО

В каждом варианте были представлены задания трёх групп, характеризующих степень сформированности умения, которая требуется для успешного выполнения данного задания. Группы выделены в соответствии с динамикой формирования способов деятельности:

Группа 1 – общая ориентация в тексте, использование явно заданной информации: поиск и выявление в тексте информации, представленной в явном виде, а также формулирование прямых выводов и заключений на основе фактов, имеющихся в тексте (общее понимание того, что говорится в тексте, понимание основной темы и идеи).

Группа 2 – глубокое понимание текста, интерпретация и преобразование информации, анализ, интерпретация и обобщение информации, представленной в тексте неявно, установление связей, не высказанных в тексте напрямую, формулирование более сложных выводов и оценочных суждений.

Группа 3 – применение информации в учебно-практических задачах и создание собственных текстов, выявление противоречивой, конфликтной информации, высказывание оценочных суждений и своей точки зрения о полученном сообщении

Распределение заданий по группам

Группа 1

Группа 2

Группа 3

Количество заданий

Максимальный балл

Все варианты диагностической работы были равноценны как по средней трудности, так и по примерному времени выполнения (80 минут с перерывом в 10 минут).

Задания с выбором ответа оценивались в 1 балл, задания с кратким ответом и с развёрнутым ответом – от 0 до 2 баллов. Максимальный первичный балл составил 32 балла.

Шкала определения уровней читательской грамотности:

Уровень читательской грамотности

Низкий

Средний

Высокий

Диапазон тестовых баллов

Меньше 13

13 – 22

23 – 32

Основные результаты выполнения диагностической работы

В диагностике МПУ ОУ участвует второй год. Методической темой, над которой работали педагоги в учебном году было формирование УУД. Однако, несмотря на некоторый имеющийся опыт, подготовить обучающихся к таким диагностикам представляется достаточно проблематичным:

1. Некоторые заложенные в тестовых заданиях умения и предметные знания не входят в обязательный минимум образовательных программ.

2. Содержание тестов, формулировки некоторых заданий даны без учета того, что выполнять их должны учащиеся школы, для многих из которых русский язык является неродным (10 учащихся 7 «А» класса испытывают затруднения в понимании текста именно по этой причине – 30% класса)

3. Разработчиками тестов МПУ не учитывается контингент средних общеобразовательных учреждений: материалы тестов рассчитаны на хорошо владеющих русским языком обучающихся (навык беглого, смыслового чтения, хорошее владение лексикой, восприятие текстов разных стилей).

4. Демоверсия, предложенная МЦКО, отражает только структуру и предметные составляющие диагностической работы (литература, география, история, обществознание, биология), содержит большой объем информации, предложенной в разном виде (таблица, текст, диаграмма, схема), что, безусловно, затрудняет восприятие текста и переключение внимания обучающихся.

5. В содержании и объеме диагностических материалов (каждый вариант состоит из 9 печатных страниц) не учитывался реальный темп работы учащихся.

6. Содержание диагностической работы оказалось сложным не только для слабых детей, но и для мотивированных учащихся.

7. Снижение результатов диагностики по сравнению с прошлым годом (57% - 48%) объясняется объединением в этом учебном году 2 разных по уровню обученности групп 7 «А» класса на все предметы: организация индивидуальной работы в классе с 32 учащимися представляется затруднительной.

Несмотря на показатели ниже городских по всем контролируемым элементам, в целом структура овладения читательскими умениями соответствует общим результатам, кроме «03.03.05»

1. Поиск информации и понимание текста

%

03.01.02

56/64

03.01.03

67/72

03.01.04

48/55

03.01.06

55/66

03.01.07

58/66

03.02.03

29/44

03.02.04

66/72

03.02.05

54/66

3. Критический анализ и оценка информации

03.03.03

50/57

03.03.04

27/32

03.03.05

26/50

Средний уровень выполнения теста составил 48%. По сравнению с 2013 годом это показатель снизился на 9%. Такое снижение может быть связано с изменением структуры, содержания проверочных материалов и приоритетов обучающихся 7 «А» класса: к сожалению, для многих 7-классников значимее стали не учебные достижения, а личностные, проявляющиеся в общении, роли в коллективе .

Характеристика освоения учащимися различных групп умений

Поиск информации и понимание текста

Код

Выполнение (%)

6 класс,

2013 год

Выполнение

03.01.02

Определять главную тему, общую цель или назначение текста. Различать темы и подтемы специального текста. Структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста

03.01.03

Отвечать на вопросы, используя явно заданную в тексте информацию

03.01.04

Выстраивать последовательность описываемых событий, делать выводы по содержанию текста

03.01.06

Объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д. Понимать смысл терминов, неизвестных слов

03.01.07

Работать с метафорами – понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов

В 2013 году по результатам диагностической работы выявлено, что данная группа умений наиболее освоена учащимися 6 класса. Для 7-классников (61%) сохраняется эта особенность освоения читательских умений. Однако результативность выполнения заданий отличается от показателей прошлого года в сторону снижения. Наименее успешно выполнено задание, которое в прошлом учебном году показало наивысшую результативность, – выстраивание последовательности описываемых событий (55% в 2014 году и 88% в 2013 году). На такой результат не могла не повлиять форма задания. Если 6-классники работали с заданием по выбору одного ответа из четырёх предложенных, то 7-классники самостоятельно выстраивали последовательность содержательных элементов текста.

Умение определять тему и основную мысль текста – базовое умение для учащихся 7 класса, во многом связанное с пониманием текста, что для многих учащихся 7 «А» класса представляется затруднительным. Описание как тип речи наиболее востребовано в учебной литературе по различным предметам, и поэтому умение определять правильную последовательность элементов описания в системе целого текста должно стать предметом обучения на всех предметах.

На 10% снижены показатели по заданиям, проверяющим умение определять главную тему (основную мысль) текста или его фрагмента. Причём задания, построенные на основе художественного текста, выполнены значительно лучше, чем на основе естественнонаучного текста. Причиной является то, что для художественного текста задание было базового уровня сложности с выбором ответа, а для естественнонаучного – повышенного уровня с развёрнутым ответом. На разницу в уровне выполнения заданий на основе художественного текста явное влияние оказывает тип речи текста: основная тема текста-описания хуже воспринимается учащимися, чем текста-повествования.

Для понимания текста очень важно умение понимания слов из текста. Данное умение проверялось в каждой части работы на художественном и естественнонаучном тексте. В первом типе текстов учащиеся должны были указать тот фрагмент, в котором было использовано устаревшее слово. Затруднения вызывали слова, мало использующиеся в речи самих школьников, поэтому слова типа «рытвина», «скакун», «приятель», «достопримечательность», «иконы», «церкви» у небольшой части учащихся вызвали затруднения.

Задание на основе естественнонаучного текста требовало установить значение двух слов из текста, выбрав их из четырёх предложенных формулировок. В список слов включены как термины, так и слова, мало использующиеся в повседневной речи, но установить значение которых возможно на основе внимательного чтения текста.

Пример 1

При чтении текста вам встретились слова "экспортировать" и "алкалоид ". Из содержания текста можно определить их значение. Установите соответствие между словом и его толкованием: для каждого слова из первого столбца найдите верное толкование его значения из второго столбца, обозначенное цифрой.

СЛОВО

ТОЛКОВАНИЕ СЛОВА

экспортировать

ввозить из-за границы какие-либо товары

алкалоид

возбуждающее средство

успокоительное лекарственное средство

вывозить за границу какие-либо товары

Успешно его выполнили только учащиеся с высоким уровнем читательской подготовки.

Для того чтобы выяснить роль алкалоида (возбуждающее или успокоительное средство), нужно увидеть контекст, в котором это слово функционирует. Другого способа выяснить значение слова у ученика нет, т. к. из учебной практики это слово семикласснику незнакомо: «Главная ценность чая в содержащемся в нем алкалоиде кофеине (до 4% от сухой массы). Он воздействует на центральную нервную систему, усиливает сердечную деятельность, в больших количествах кофеин вызывает бессонницу , боли в сердце». Лексическое значение слова «экспортировать» ученик может осознать через значение однокоренного слова «экспортёр»: «За последние 100 лет мировое производство чая возросло в 30 раз. Крупнейшими его экспортёрами на сегодняшний день являются Индия, Китай, Шри-Ланка , Япония».

Одним из путей повышения результативности выполнения подобных заданий является обогащение словаря учащихся, лексическая работа над толкованием значения слов (даже самых распространённых) и их функционированием в речи.

2. Преобразование и интерпретация информации

Код

Контролируемые элементы содержания

7 класс, 2014 год

Выполнение

6 класс,

2013 год

Выполнение

03.02.03

Обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов; делать выводы из сформулированных посылок; выводить заключение о намерении автора

03.02.04

Сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме

03.02.05

Применять информацию из текста при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач

Задания данного блока читательских умений выполнены с меньшей результативностью, чем задания предыдущего блока умений: средний процент выполнения составил 43%, что на 5% меньше, чем результаты в первом блоке умений. Это объясняется прежде всего более высоким уровнем сложности заданий данной группы.

Пример на сопоставление разных точек зрения:

Какие высказывания отражают идею (основную мысль) строфы XXXVII романа «Евгений Онегин» (текст 2)? Обведите цифры выбранных высказываний.

1. Литературный критик XIX века в статье «Евгений Онегин» отмечал, что «12-й год, потрясши Россию из конца в конец, пробудил её спящие силы и открыл в ней новые, дотоле неизвестные источники сил, чувством всеобщей опасности возбудил народное сознание и народную гордость…» («Евгений Онегин»// «Избранные статьи». – М.: «Детская литература», 1978. – С. 147).

2. Пушкина, так отзывался о строфах из романа: «Читатель ожидает восторга при воззрении на Кремль, на древние главы храмов Божиих; думает, что ему укажут славные памятники сего Славянского Рима – не тут-то было». (Северная пчела. 1830. № 39).

3. , дочь фельдмаршала, в письме к редактору журнала «Русский инвалид» писала: «…размышления автора о Петровском замке были оценены читателями как имеющие величайшее

значение. И в самом деле, у какого русского не забьётся сердце при чтении этих строк:

Но не пошла Москва моя

К нему с повинной головою» (. « Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий». – С-Пб: «Искусство – СПБ», 1995. – С.696).

Цитатный материал о Петровском замке в Москве представляет собой фактологическую информацию (отзывы современников о содержании конкретной строфы XXXV II романа в стихах – о значении Отечественной войны 1812 года и исторической роли Москвы). Учащиеся должны были интерпретировать содержание строфы, сопоставить различные, порой даже противоречивые, высказывания, соотнести разные жанры информации (публицистическая статья и художественный текст) и сделать самостоятельные выводы.

Отвечая неправильно, учащиеся обнаруживали непонимание текста поэта или его критика.

Белинского и (цитаты 1 и 3) предполагают наличие умения оценить правоту высказывания современников поэта относительно идеи конкретной строфы пушкинского текста, содержащей гордость поэта за своих соотечественников, не склонивших голову перед врагом.

Наибольшие затруднения вызвали задания, в которых требовалось обнаружить в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов. Два задания этой группы были на основе художественного текста и два – на основе естественнонаучного. Более высокий результат учащиеся показали при работе с художественным текстом. Задания с развёрнутым ответом вызывали у 7-классников значительные затруднения.

Как известно, в основе понимания художественного текста лежит понимание психологического состояния героя. В диагностической работе учащиеся должны были определить душевное состояние героев из двух текстов ­– прозаического и стихотворного. В трёх вариантах учащиеся довольно успешно выполнили это задание, т. к. в предложенных текстах состояние героя определялось однозначно: «отвечает конь печальный», «сердце моё обливалось кровью», «чувство душевного покоя и уюта», «чувство радости беспечной», обилие восклицательных предложений, рисующих восторг. Гораздо хуже семиклассники выполнили задание к тексту, в котором для определения душевного состояния героя не было явных вербальных опор или содержался иронический контекст, что трудно было понять учащимся, не читавшим текст полностью. В этом задании обнаружено отсутствие такого читательского умения, как умение понимать метафорическую основу текста и на основе этого интерпретировать его содержание. Это же умение интерпретировать содержание естественнонаучного текста, обнаруживая в нём доводы к предлагаемым тезисам, также вызывает у семиклассников затруднения, что свидетельствует о сложности при работе с информацией, которая требует преобразования для понимания причинно-следственных связей.

Анализ результативности выполнения заданий этого блока позволяет сделать вывод о необходимости усиления лексической работы, в большей степени обращая внимание на роль слова, фразы в контексте.

В работе с научным текстом учащихся больше всего затрудняло неумение работать со схемой как источником информации, прочитав задание, выделить в тезисе два смысловых центра.

Умение п рименять информацию из текста при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач – составная часть читательских умений. Проверка уровня его сформированности проводилась двумя заданиями на текстах естественнонаучного содержания.

Пример

Для правильного выполнения задания требовалось сопоставить информацию из двух источников, которые давали возможность понять, в чём проблемы существования данного вида животных и какова классификация животных в Красной книге. В одном тексте говорилось о сокращении популяции дзеренов: « До конца 1930-х годов в нашей стране дзерены были многочисленны в Тыве, но позже популяция резко сократилась. Сегодня дзерен в России постоянно встречается лишь в Даурском заповеднике и его окрестностях на юге Забайкальского края ». В другом – на основе информации из Красной книги семиклассники определяли статус животного:

Статус редких животных*

«0» - вероятно исчезнувшие. Организмы, известные ранее на территории Российской Федерации и нахождение которых в природе не подтверждено (для беспозвоночных - в последние 100 лет, для позвоночных животных - в последние 50 лет).

«1» - находящиеся под угрозой исчезновения. Организмы, численность особей которых уменьшилась до критического уровня таким образом, что в ближайшее время они могут исчезнуть.

«2» - сокращающиеся в численности. Организмы с неуклонно сокращающейся численностью, которые при дальнейшем воздействии факторов, снижающих численность, могут в короткие сроки попасть в категорию находящихся под угрозой исчезновения.

«3» - редкие. Организмы, которые имеют малую численность и распространены на ограниченной территории или рассеяны на значительных территориях.

«4» - неопределённые по статусу. Организмы, которые, вероятно, относятся к одной из предыдущих категорий, но достаточных сведений об их состоянии в природе в настоящее время нет, либо они не в полной мере соответствуют критериям всех остальных категорий.

«5» - восстанавливаемые и восстанавливающиеся. Организмы, численность и распространение которых под воздействием естественных причин или в результате принятых мер охраны начали восстанавливаться и приближаются к состоянию, когда не будут нуждаться в срочных мерах по сохранению и восстановлению.

* Из Красной книги России

При выполнении подобных заданий учащийся должен хорошо владеть навыками поискового чтения, умением выделять ключевые слова, помогающие отличать один объект от другого. Результаты выполнения данного задания иллюстрирует недостаточную готовность семиклассников работать с двумя источниками для решения практической задачи.

Критический анализ и оценка информации

Код

Контролируемые элементы содержания

7 класс, 2014 год.

Выполнение (%)

6 класс,

2013 год.

Выполнение

03.03.03

На основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов

03.03.04

В процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию

03.03.05

Использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте)

Результаты диагностической работы свидетельствуют о низком уровне сформированности данных умений.

Проверка читательского умения подвергать сомнению достоверность информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов диагностировалась на примере художественного и научно-популярного текста.

Трудность в выполнении задания заключалась в том, что предложенные информационные запросы нужно было наложить на несколько текстов, это задание требовало применения навыка поискового чтения, задания на критический подход к достоверности информации недостаточно используются в школьной учебной практике. В задании для художественного текста задача была проще (нужно было найти 2 фактические ошибки в сочинении ученика по исходному тексту), но трудностей эта задача вызвала больше. Ошибки, которые учащиеся должны были обнаружить, касались фактологической информации: имена писателей, героев, кличка коня, название произведения, название города.

Задание на выявление конфликтной информации, предложенное в тестировании, относится к группе заданий высокого уровня сложности. Чтобы правильно выполнить его, ученик должен апеллировать не столько к тексту, сколько к той информации, которая была в предыдущих текстах, а также к своему чувственному опыту и представлению о том, как человек инфицируется. Учебно-методические комплекты, которые используются в образовательном процессе, не дают возможности ученику выработать навык работы с конфликтной, противоречивой информацией. Между тем это умение в повседневной жизни оказывается одним из наиболее востребованных.

Задание, проверяющее умение использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения о полученном сообщении (прочитанном тексте) , строилось на основе художественного текста и относилось к заданиям с выбором одного ответа из 4 предложенных.

Сложным оказалось определение роли художественной. В диагностической работе высокие результаты получены в тех случаях, если в тексте шла речь о явлениях, знакомых по бытовой жизни.

Уровень овладения читательскими умениями при работе

с текстами различных стилей и жанров

Анализ выполнения каждой части диагностической работы показал, что задания части 1, построенные на анализе художественных текстов, выполнены успешнее, чем задания части 2, построенные на анализе естественнонаучных текстов. Научная и научно-популярная информация, представленная как в виде сплошного текста, так и в виде схем, таблиц вызывает трудности у всех категорий учащихся

Уровни овладения учащимися читательскими умениями

Для учащихся с низким уровнем читательской грамотности (8 человек: Виткось Я., Ковалев С., Курносова О., Мароко Д., Милица А., Пелин В., Симонян А., Шинков Д.) уровень выполнения теста составил приблизительно 31%. Низкий уровень овладения читательскими умениями действительно характерен 4 учащимся этой группы: Виткось Я., Пелину В., Симонян А., Шинкову Д. Остальные учащиеся могут быть скорее отнесены к группе среднего уровня сформированности контролируемых умений. Результаты теста для них не совсем типичны, хотя работа с разными источниками информациями, сравнение данных, формулировка выводов действительно представляется затруднительной.

Обучающимися с низким уровнем читательской грамотности достигнуто овладение только одним из контролируемых читательских умений – умением отвечать на вопросы, используя явно заданную в тексте информацию. По сравнению с диагностикой читательской грамотности 6-классников в 2013 году с учётом изменения параметров диагностического теста отмечается прирост почти всех умений на 3 – 21% за исключением таких, как умение применять информацию, сопоставлять информацию из разных источников, понимать смысл незнакомых слов на основе текста. Самые низкие показатели для данной группы семиклассников получены при работе с конфликтной информацией.

Учащимися со средним уровнем читательской подготовки (20 человек) освоено большинство из проверяемых читательских умений. Выполнение теста этой категорией учащихся составило 56%. Из умений, слабо освоенных, отмечаются следующие: умение высказывать оценочные суждения (50%), выявлять конфликтную информацию (28%), обнаруживать в тексте доводы в подтверждение суждения (42%). Вместе с тем по сравнению с диагностикой прошлого года отмечается прирост умений применять информацию и сопоставлять разные точки зрения. В остальных читательских умениях наблюдается регресс , т. к. формат диагностики 2014 года изменился и возросла сложность как текстов, так и заданий к ним. Это, в свою очередь, может свидетельствовать о нестойкости приобретенных читательских умений и, соответственно, возможной подвижности результатов в сторону уменьшения.

Сократилось количество учащихся, достигших высокого уровня читательской подготовки (3 человека: Борн М., Нерухов В., Мукминов И.), они продемонстрировали усвоение всех проверяемых в данной диагностике метапредметных умений не только на базовом, но и на повышенном и высоком уровнях сложности. Результативность освоения всего комплекса умений составила 77%. По сравнению с диагностикой 2013 года на 5 – 7% возросли читательские умения, относящиеся ко 2 и 3 блоку читательских умений, связанных с интерпретацией, преобразованием и оценкой информации. К дефицитам читательских умений для семиклассников с высоким уровнем читательской подготовки относится умение работать с противоречивой, конфликтной информацией.

Результаты выполнения диагностической работы показывают, что базовые читательские умения освоены более 50% учащихся 7 «А» класса. Семиклассники, показавшие низкий уровень читательской компетенции, нуждаются в специальной помощи по развитию читательских умений, без которых дальнейшее обучение проблематично. По сравнению с результатами диагностики читательской грамотности 6 класса в 2013 году значительно снизились результаты учащихся 7 «А» класса в целом. Из проверяемых групп умений наиболее освоенными являются умения, связанные с поиском информации в тексте. Учащиеся демонстрируют более высокий уровень сформированности умения, если оно проверяется на основе художественного текста. К недостаточно освоенным читательским умениям по результатам данной диагностики относятся следующие: умение выстраивать последовательность описываемых событий, делать выводы по содержанию текста, обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов; выводить заключение о намерении автора, подвергать сомнению достоверность информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов, выявлять противоречивую, конфликтную информацию, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении. При формировании читательских умений необходимо:

· включать задания, для выполнения которых требуется не столько вычленить информацию, заданную в явном виде, сколько интерпретировать, преобразовать, оценивать,

· организовывать текстовую деятельность учащихся на основе заданий, требующих аргументировано, связно, логично, последовательно отвечать на вопрос, используя информацию исходного текста,

· уделить особое внимание обогащению словарного запаса учащихся, формированию умений определять лексическое значение незнакомого слова (термина) не только по справочной литературе , но и на основе контекста,

· использовать задания, построенные на сопоставлении информации из нескольких источников,

· формировать критический взгляд на достоверность информации,

· использовать тексты различных видов, в том числе схемы, таблицы, графики, учить работать с затекстовой информацией (сноски, приложения и т. д.),

· включить текстовую деятельность в урок на предметах естественнонаучного цикла как обязательную составную часть образовательного процесса,

· обучать различным видам чтения.

В этих целях:

1.Составить совместно с учителями план коррекционной работы по устранению пробелов в знаниях учащихся и совершенствованию умений.

2. Включить в план ВШК на текущий учебный год тематический контроль по направлениям: «Формирование и совершенствование метапредметных умений учащихся на уроках», «Формирование читательской грамотности на уроках разных предметов»

3. Проанализировать содержание диагностических тестов по метапредметным умениям (МПУ). Обратить внимание в тестах по МПУ на задания по критическому отношению к конфликтной информации, формированию оценочного мнения.

4. Определить причины недостаточного уровня овладения учащимися определенных групп умений (результаты выполнения ниже городских).

Школьным методическим объединениям учителей

Проанализировать содержание тестов; спланировать методическую работу, направленную на оказание помощи учителям в повышении качества обучения. Разработать алгоритмы (памятки) коррекционной работы с учетом результатов МПУ диагностики. Методическим объединениям учителей гуманитарного и естественнонаучного циклов рекомендуется объединить усилия по формированию метапредметных умений и способов деятельности для обеспечения как горизонтальной (в рамках работы учителей различных предметов, преподающих в одном классе), так и вертикальной (на ступенях начальной и основной школы) преемственности в формировании МПУ. Подготовить методические рекомендации по совершенствованию МПУ учащихся на различных предметах (например, обучение составлению плана, работа над смысловым анализом текста, развитие логических умений при выполнении различных упражнений, использование современных учебно-методических комплектов в практике работы учителей и т. д.). Запланировать расширенные заседания методических объединений учителей гуманитарного и естественно-математического циклов с целью рассмотрения эффективных методик формирования и развития метапредметных умений и согласования различных видов деятельности учащихся (в том числе учебно-исследовательскую и деятельность в системе дополнительного образования).

6. Разработать пакет методических рекомендаций по развитию и формированию универсальных учебных действий, читательской грамотности

Понятие «читательская грамотность» входит в лексикон российских педагогов в 2000–2001 годах, когда Россия впервые приняла участие в международных исследованиях PISA и PIRLS. В международном сравнительном исследовании качества чтения и понимания текста PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study), которое проводят в 4-м классе, читательскую грамотность определяют как способность ученика понимать и использовать различные формы письменной речи, которые необходимы, чтобы обучаться, участвовать в окружающей жизни, читать для собственного удовольствия, приобретать читательский литературный опыт.

«Исторически термин „грамотность“ означает владение инструментом (культурным средством), позволяющим получать и передавать информацию в виде письменного текста. Говоря о читательской грамотности, мы хотим подчеркнуть активный, целенаправленный и конструктивный характер использования чтения в разных ситуациях и для разных целей … Слово „понимать“ (прочитанное) говорит о самом существенном элементе читательской деятельности и важнейшем направлении педагогической работы при обучении чтению. Слово „использовать“ подчеркивает прагматические, функциональные, прикладные аспекты работы читателя».

Какие задания помогут диагностировать читательскую грамотность

Специалисты Института стратегии развития образования Российской академии образования под руководством Г. Ковалевой разработали материалы для оценки сформированности у обучающихся 4-х классов читательской грамотности. Они ориентировались на международное исследование PIRLS.

В Красноярском крае диагностику читательской грамотности по этой модели проводят с 2011 года. Диагностическая работа проверяет, достигли ли четвероклассники метапредметных результатов в работе с текстом. Задания диагностической работы разделены на три группы:

Группа 1

Учащиеся должны показать, что понимают, о чем говорится в тексте, определить тему и главную мысль; найти и выявить в тексте информацию, которая представлена в различном виде; сформулировать прямые выводы и заключения на основе фактов, которые имеются в тексте.

Группа 2

Учащиеся анализируют, интерпретируют и обобщают информацию, которая представлена в тексте, формулируют на ее основе сложные выводы и оценочные суждения.

Группа 3

Учащиеся используют информацию из текста для различных целей: решают учебно-познавательные и учебно-практические задачи без привлечения или с привлечением дополнительных знаний и личного опыта. Это новый результат по отношению к международному опыту измерения читательской грамотности в начальной школе, который ввел Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

Задания, которые вызвали трудности у четвероклассников – в . К каждому заданию даны комментарии: сколько обучающихся (в процентах) не выполнили его, каковы основные причины затруднений, о каких дефицитах в образовательной деятельности они говорят.

Заместитель директора может обсудить задания и модель оценки с учителями на методическом семинаре и спланировать работу, которая связана с оценкой читательской грамотности обучающихся. Например, включить задания, которые вызвали трудности у четвероклассников, в фонд оценочных средств.

Анализ проблем младших школьников в диагностической работе по читательской грамотности говорит о том, что детей нужно учить:

  • различать свой личный опыт и реальность текста;
  • отвечать на вопрос точно и кратко, не выписывать лишней информации;
  • перепроверять свое понимание, обращаясь при этом к тексту;
  • работать с иллюстрацией как с источником данных, которые можно извлечь самостоятельно;
  • собирать ответ на вопрос из фрагментов информации, данных в разных предложениях;
  • переформулировать вопрос и сообщения текста;
  • использовать на уроках тексты из другой предметной области, чтобы ребенок учился свободно использовать средства и способы работы, которые освоил на разных предметах;
  • выражать свои мысли письменно.

Это не исчерпывающий перечень педагогических задач. Учитель должен понимать ситуацию конкретного класса и конкретного ученика. Опыт показывает, что целенаправленная работа над формированием этих действий существенно повышает результаты учеников. Так, в Красноярском крае в течение трех последних лет удалось улучшить показатели третьей группы заданий, которые традиционно самые сложные для большинства учеников.