Образовательная реформа 80-х – начала 90-х гг.

,

ИНИМ РАО, *****@***ru

,

ИНИМ РАО, *****@***ru

Аннотация

В настоящей статье содержится характеристика школьной реформы, проводимой в 80-х годах 20 века. Обозначено влияние политической ситуации в стране на предпосылки осуществления реформы и на ход ее проведения. Приводится характеристика состояния нормативно-правового регулирования образовательной деятельности , в частности Постановления Верховного Совета СССР «Об основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы» от 01.01.01 года и Закона «Об образовании» от 01.01.01 года.

Статья рассчитана на юристов, историков, а также всем, кто занимается изучением и подготовкой научной литературы по истории образования.

Ключевые слова: образование, школа, воспитание, государственная политика в области образования, обучение, грамотность, просвещение, библиотека, училище, книга, учебник, светская школа, всеобщее обязательное обучение, школьная реформа

К началу 80-х гг. остро встал вопрос о школьной - реформе. Утверждалось, что реформа нужна «не потому, что школа плоха, а для того, чтобы лучше и быстрее двигаться дальше.

Ее основными направлениями и задачами были следующие: обучение детей с шестилетнего возраста; завершение и подъем уровня всеобщего среднего образования с введением ряда новых учебных предметов (информатика и др.); всеобщее профессиональное образование ; улучшение подготовки и материального положения учителей и других педагогических работников и т. д.

Завершить реформу намечалось к 1995 г. Однако с первых же шагов она «забуксовала». Начались традиционные отступления от намеченного. В связи с начавшейся в стране общей перестройкой в 1985 г. на первый план выдвигаются другие социально-экономические и политические вопросы. Вместе с тем в процесс происходящих преобразований в обществе активнее включаются учителя, педагогическая интеллигенция.

Уже 22.12.1977 г. вышло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О дальнейшем совершенствовании обучения и воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовке их к труду». К этому времени страна завершила переход ко всеобщему среднему образованию, возросло количество групп, классов и даже школ продленного дня, что способствовало сокращению второгодничества и некоторому повышению успеваемости.

Постановление снова привлекает внимание к вопросам содержания и методов обучения, которые должны в большей степени, чем прежде, соответствовать задачам научно-технического прогресса, а также совершенствования учебно-воспитательного процесса, внеклассной и внешкольной работы, которая должна полнее учитывать разнообразные интересы и желания школьников.

Кроме того, постановление призывает педагогические коллективы готовить выпускников школ к сознательному выбору профессии, в том числе и в сфере материального производства, напоминает о необходимости развития у учащихся навыков самостоятельной работы, творческого отношения к труду.

Одновременно было принято специальное постановление о бесплатном пользовании учебниками и о создании школьных библиотечных фондов учебников.

В соответствии с постановлением школьная реформа была направлена на совершенствование трудового обучения и подготовки учащихся к выбору профессии в сфере материального производства. Школы были укреплены кадрами учителей трудового обучения, мастерами производственного обучения, прошедшими повышение квалификации. Так в соответствии с абз. «в» п.3 Постановления на Министерство просвещения СССР, Советы Министров союзных республик в целях обеспечения всестороннего улучшения трудового воспитания и обучения в общеобразовательной школе возложена задача «укрепить школы кадрами учителей трудового обучения, расширить их подготовку в педагогических институтах и училищах, а также организовать систематическое повышение педагогической квалификации работников народного хозяйства, привлекаемых в качестве учителей труда, мастеров производственного обучения. Предусмотреть дальнейшее развитие сети факультетов и отделений по подготовке преподавателей труда и мастеров производственного обучения для общеобразовательных школ в инженерно - технических и сельскохозяйственных учебных заведениях. Госплану СССР, Министерству высшего и среднего специального образования СССР, Министерству просвещения СССР и Советам Министров союзных республик в 6-месячный срок разработать план развития сети указанных факультетов и отделений на 1годы».

Проведена работа по укреплению связи с производством и материально-технической базы школ, усилено внимание к трудовому воспитанию и профориентации учащихся. По существу усиление профессионального уклона в школе обедняло естественное право школьников на образовательный выбор и удовлетворение их интересов. Учителя продолжали испытывать трудности в реализации политехнического образования в процессе преподавания конкретных предметов, недостаточно осознавали возможности содержания учебного предмета для осуществления политехнической подготовки школьников.

XXVI съезд Коммунистической партии Советского Союза (1981) открыл новые рубежи в развитии народного образования в СССР. В Отчетном докладе Генерального секретаря ЦК КПСС четко намечены пути дальнейшего совершенствования народного образования в целом и общеобразовательной школы в частности. Съезд обратил серьезное внимание на развитие педагогической науки, совершенствование теории и практики воспитания и обучения учащихся.

Намечено завершение начатого в десятой пятилетке перехода к бесплатному предоставлению учебников для учащихся всех классов общеобразовательной школы. XXVI съезд постановил предусмотреть дальнейшее развитие сети и улучшения работы яслей и детских садов. Построить дошкольных учреждений не менее чем на 2,5 млн. мест, довести в 1985 году число учащихся в школах (классах) с продленным днем до 13,5-14 млн., усилить работу в них по всестороннему развитию учащихся, созданию клубов по интересам.

В документах XXVI съезда партии указывается на необходимость развития сети профессионально-технических учебных заведений (ПТУ), увеличения выпуска из них квалифицированных рабочих со средним образованием до 13 млн. человек, осуществления мер по улучшению качества подготовки специалистов высшей квалификации (подготовить примерно 10 млн. специалистов с высшим и средним специальным образованием, умело использовать их в народном хозяйстве и культуре, что относится и к системе педагогического образования).

С середины 80-х годов начался новый этап в развитии советского государства. Это было время реформ и широкой демократизация всех сторон жизни общества. Появились новые условия и для развития народного образования.

Общеобразовательная школа, оставаясь единой, трудовой и политехнической, находилась в процессе реформирования, начатого в 1984 г. В жизнь были проверены лишь некоторые положения закона о реформе: введено 11-летнее обучение, увеличены часы на труд, частично пересмотрены программы и учебники, повышена зарплата учителя.

Однако главная задача реформы – соединение обучения с производительным трудом - так и не была выполнена. Большинство школьников было занято производительным трудом, который не нес воспитательного заряда. Не изменились громоздкая структура управления народным образованием и функциональные основы системы проведения. По-прежнему школьный педагог был лишен права на самостоятельность, инициативу, творческий поиск. В условиях перестройки всей жизни общества процесс демократизации не затрагивал систему народного образования.

В 1984 г. было принято решение о проведении очередной школьной реформы, главная цель которой состояла в сближении и объединении общеобразовательной и профессиональной школы, ее реализация намечалась на г.

Реформа должна была улучшить трудовое воспитание и профессиональную ориентацию школьников на основе соединения обучения с производственным трудом, постепенно ввести всеобщее профессиональное образование молодежи, ликвидировать компьютерную неграмотность учащихся и т. д.

Реформа предусматривала структурные изменения общеобразовательной школы. Обучение детей начиналось с 6-летнего возраста. Начальная школа становилась 4-летней, неполная средняя - 9-летней, а полная средняя - 11-летней. Предполагалось также совершенствование содержания образования и методов обучения в школе.

По новым учебным планам было увеличено время на трудовое обучение и трудовую практику, для старшеклассников организовывалось обучение по наиболее массовым профессиям на рабочих местах с учетом местных условий, школы были прикреплены к базовым предприятиям, обязанным создавать все условия для включения учащихся в производительный труд и помогать в их воспитании и трудовой подготовке. Усилено внимание к проведению лабораторных и практических работ . В городах стали открываться учебно-производственные комбинаты, в которых учащиеся проходили производственную практику.

В ходе начала реализации школьной реформы были определены конкретные цели и задачи начальной, неполной средней и средней школы , установлено количество учебного времени по классам, количество часов, отводимых на факультативные занятия в 7-9 и 9-11 классах, введено дополнительное время на общественно-полезный производительный труд школьников. Были предусмотрены меры по переходу на новые учебные планы и по пересмотру программ и учебников, определены пути воспитательной работы . Закреплены организационные меры, связанные с преодолением формализма в работе, активизацией методической работы учителей, повышением роли и авторитета классного руководителя , аттестацией учащихся, работой групп продленного дня и кружков, совершенствованием деятельности органов народного образования.

Конкретизированы характер трудовой подготовки учащихся в 1-6 классах и соответствующее время на трудовое обучение, меры по обязательному участию школьников в общественно-полезном труде, а также в производительном труде и по улучшению профориентационной работы, обеспечению материальной базы, связанной с трудовой подготовкой учащихся и их профориентацией. В школе начальной и восьмилетней стали проводиться уроки по профориентации учащихся, а мастерские оснащались модернизированными станками (токарные, фрезерные, сверлильные и т. п.), верстаками (столярные, слесарные), всевозможными инструментами. На вооружении учителей находились учебные диафильмы, кинофильмы, кинофрагменты, диапозитивы, которые использовались для решения задач трудового обучения, воспитания и профориентации. При всем этом по своему содержанию реформа была схожа с предыдущими, если не считать всеобщей профессионализации, направленной на подготовку квалифицированных рабочих, которая уже имела место в 20-е годы.

Однако, как и предыдущие, эта реформа не решила поставленных задач, ввязанных с политехнизацией, подготовкой к труду, воспитанием активных строителей коммунизма с присущими им «идейными установками, моралью и интересами, высокой культурой труда и поведения». Она не имела правовых, экономических, педагогических и организационных основ, которые способствовали бы преобразованию школы, и проводилась исключительно «сверху», без должной поддержки «снизу». Предприятия не проявляли особой заинтересованности в участии школьников в производственной деятельности, ибо это требовало больших затрат. Думается, некоторые заявленные реформой цели были ошибочными, например, слияние общего и профессионального образования и профессионализация общеобразовательной школы.

В результате школа, имея некоторые достижения, еще больше отставала от требований жизни и; не отвечала социально-экономическим и образовательным потребностям страны. Всеобщее среднее образование и почти стопроцентная успеваемость были в большей мере результатом искаженной отчетности, продолжался отсев учащихся из школ, вмела место скрытая неуспеваемость, закрывавшаяся натянутыми «тройками», подавляющее большинство учащихся, получавших профессию, работать в сферу производства не шло, падало желание учиться, ибо все понимали, что для реализации большей части профессий иметь среднее образование нет необходимости. В содержании образования произошли лишь незначительные изменения, но учебники оставались перегруженными теорией, и материал в них слабо связывался с практикой.

В 1987 г. началась перестройка высшей и средней специальной школы. Ее главная цель определялась как интеграция образования, производства и науки. Для этого вводился новый тип взаимоотношений между ними - договорные обязательства. Давая кадровые заказы вузам и возмещая затраты на их выполнение, предприятия и организации должны были нести экономическую ответственность за обоснованность своих заказов, за рациональное использование выпускников вузов. Планировалось расширение практик; перенесения части учебного процесса на производство путем создания учебно-научно-производственных комплексов со сквозными программами обучения в состав которых под общим руководством вузов входили бы общеобразовательные школы, ПТУ и техникумы.

Реформа предполагала совершенствование учебного процесса, большую его гибкость, чтобы дифференцировать подготовку кадров в соответствии с их будущей профессиональной деятельностью . Предлагался ряд мер по повышению профессионального уровня научно-педагогических кадров вызов, активизации общественно-политической практики студентов.

Новый этап в развитии законодательства о народном образовании начинается в связи с принятием "Основных направлений реформы общеобразовательной и профессиональной школы". Основные положения этого документа, определяющие перспективы развития системы народного образования, нашли свое законодательное воплощение в ряде совместных постановлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР В их числе постановление от 01.01.01 года: "О дальнейшем совершенствовании общего среднего образования молодежи и улучшении условий работы общеобразовательной школы", Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 01.01.2001 "Об улучшении трудового воспитания, обучения, профессиональной ориентации школьников и организации их общественно полезного, производительного труда" Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР от 01.01.2001 "О мерах по совершенствованию подготовки, повышению квалификации педагогических кадров системы просвещения и профессионально-технического образования и улучшению условий их труда и быта" и др. Столь обширное изменение законодательства о народном образовании потребовалось для проведения новой политики страны в сфере народного образования.

Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы», в которых перед школой ставилась задача повышения качества образования и гражданского воспитания подрастающих поколений, подготовки их к жизни, к труду.

Как указывается в п. 1 «Основных направлений реформы»: «Первостепенной государственной задачей является неуклонное и последовательное осуществление предусмотренных реформой мер, направленных на повышение качества образования и коммунистического воспитания, кардинальное улучшение трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся, выработку у молодежи высоких нравственных качеств, любви к Родине и готовности к ее защите. Этим целям должно служить совершенствование всех форм и методов учебного процесса, общественного и семейного воспитания детей и подростков, более раннее приобщение их к знаниям и привитие им навыков для участия в общественно полезном труде, а также улучшение управления народным образованием, укрепление учебно-материальной базы общеобразовательной и профессиональной школы».

Указывалось, кроме того, что «реформа школы имеет целью также преодоление ряда негативных явлений, серьезных недостатков и упущений, накопившихся в ее деятельности. Следует усовершенствовать структуру образования, существенно повысить качество общеобразовательной, трудовой и профессиональной подготовки, более широко применять активные формы и методы, технические средства обучения, целеустремленно осуществлять принцип единства обучения и воспитания, тесную связь семьи, школы и общественности» (п. 2 раздела 1). «Осуществить реформу общеобразовательной и профессиональной школы - значит решить следующие основные задачи:

Повысить качество образования и воспитания; обеспечить более высокий научный уровень преподавания каждого предмета, прочное овладение основами наук, улучшение идейно-политического, трудового и нравственного воспитания, эстетического и физического развития; усовершенствовать учебные планы и программы, учебники и учебные пособия , методы обучения и воспитания; устранить перегрузку учащихся, чрезмерную усложненность учебного материала;

Коренным образом улучшить постановку трудового воспитания, обучения и профессиональной ориентации в общеобразовательной школе; усилить политехническую, практическую направленность преподавания; значительно расширить подготовку квалифицированных рабочих кадров в системе профессионально-технического обучения; осуществить переход ко всеобщему профессиональному образованию молодежи;

Усилить ответственность учащихся за качество учебы, соблюдение учебной и трудовой дисциплины, повысить их общественную активность на основе развития самоуправления в ученических коллективах;

Поднять общественный престиж учителя и мастера производственного обучения, их теоретическую и практическую подготовку, полностью обеспечить потребности системы народного образования в педагогических кадрах; повысить заработную плату и улучшить материально-бытовые условия педагогических работников;

Укрепить материально-техническую базу учебных заведений, дошкольных и внешкольных учреждений;

Усовершенствовать структуру общеобразовательной и профессиональной школы и управление народным образованием» (п. 3 раздела 1).

В соответствии с разделом 2 «Основных направлений реформы» предполагалась следующая структура общего среднего и профессионального образования:

начальная школа

1-4 классы;

неполная средняя школа

5-9 классы;

средняя общеобразовательная

10-11 классы общеобразовательной школы;

и профессиональная школа

средние профессионально-технические училища;

средние специальные учебные заведения.

Средняя общеобразовательная школа становится одиннадцатилетней. Обучение детей в школе предлагается начинать на год раньше - с 6-летнего возраста. Оно подготовлено развитием системы дошкольного воспитания, охватывающей ныне абсолютное большинство детей, опытом их обучения в детских садах и школах. Переход к обучению детей 6-летнего возраста в школе осуществить постепенно, в течение ряда лет, начиная с 1986 года, по мере создания дополнительных ученических мест, подготовки учительских кадров, с учетом желания родителей, уровня развития детей , местных условий. На первом этапе определенная часть детей будет поступать в школу и в 7-летнем возрасте, а обучение детей-шестилеток будет проводиться по единой программе как в школах, так и в старших группах детских садов.

В начальной школе (1-4 классы) продолжительность учебы увеличивается на один год, что позволит обеспечить более основательное обучение детей чтению, письму и счету, элементарным трудовым навыкам, одновременно уменьшить нагрузку учащихся и облегчить последующее усвоение основ наук.

Неполная средняя школа (5-9 классы) предусматривает, как и ныне, изучение основ наук в течение пяти лет. С окончанием девятого класса школьники, как правило, в возрасте пятнадцати лет получают неполное среднее образование. В основном решается задача общетрудовой подготовки подростков. В сочетании с мерами по профессиональной ориентации создаются условия, облегчающие им выбор будущей профессии. Девятилетняя школа является базой для получения общего среднего и профессионального образования по разным каналам.

Средняя общеобразовательная и профессиональная школа включает 10-11 классы общеобразовательной школы, профессионально-технические училища, средние специальные учебные заведения. Она обеспечивает всеобщее среднее образование молодежи, ее трудовую и профессиональную подготовку.

5. Соотношение между потоками дальнейшего обучения выпускников девятых классов будет складываться в соответствии с потребностями народного хозяйства, с учетом наклонностей и способностей учащихся, пожеланий родителей и рекомендаций педагогических советов школ. Численность и удельный вес выпускников девятых классов, поступающих в средние профтехучилища, в перспективе увеличатся примерно вдвое. При этом должны учитываться особенности отдельных регионов, города и села.

Изменилось соотношение между различными формами обучения. Большое внимание стали уделять высшему заочному и вечернему образованию для людей, работающих на производстве. Если в 1945-56 учебном году в вечерних и заочных отделениях вузов учились 28% всех студентов, то в 1960-61 учебном году – 51%.

Однако реформа высшего образования также имела ряд негативных последствий. Уровень подготовки поступающих на первый курс снизился. Выпускники школ, стремящиеся получить высшее образование, устраивались на любую работа только ради стажа с тем, чтобы воспользоваться листами, поскольку ст. 28 рассматриваемого Закона предписывала «в высшие учебные заведения принимать на основе характеристик, выдаваемых партийными, профсоюзными, комсомольскими и другими общественными организациями, руководителями промышленных предприятий и правлениями колхозов с тем, чтобы путем конкурсного отбора зачислять в вузы наиболее достойных, проявивших себя на производстве, подготовленных и способных людей. При зачислении в высшие учебные заведения предоставлять преимущества лицам, имеющим стаж практической работы».

Обязательная работа будущих инженеров на предприятиях увеличила нагрузку на студентов, снизила их успеваемость.

В середине 60-х годов правила приема в вузы были изменены. Конкурс для школьников и производственников проводился отдельно. Была отменена обязательная работа студентов технических вызов на предприятиях.

Характерной особенностью в развитии высшей школы в этот период явилось создание системы послевузовского образования, переподготовки и повышения квалификации специалистов. Это была попытка переосмыслить систему подготовки специалистов высшей квалификации, которая развивалась в основном экстенсивным путем. Негативные последствия такого развития проявились уже в 70-е годы и среди них, в частности, нерациональное использование выпускников вузов, низкий уровень их подготовки, снижение престижа дипломированного специалиста.

Особо следует отметить значение, которое оказали на закрепление положений об образовании «Основы законодательства СССР и союзных республик о народном образовании», утвержденные Законом СССР от 01.01.01 г. Так, раздел 7 «Основ» целиком посвящен высшему образованию. В соответствии со ст. 45 «Высшее образование осуществляется в университетах, институтах, академиях, заводах-втузах и других учебных заведениях, отнесенных в установленном порядке к высшим учебным заведениям.

Подготовка специалистов в высших учебных заведениях осуществляется по дневной, вечерней и заочной формам обучения.

В высших учебных заведениях могут устанавливаться сокращенные сроки обучения для лиц, окончивших средние специальные учебные заведения по специальности, соответствующей специальности, избранной для обучения в высшем учебном заведении.

Высшие учебные заведения осуществляют свою деятельность на основе Положения о высших учебных заведениях СССР, утверждаемого Советом Министров СССР, и уставов, которые разрабатываются в соответствии с указанным Положением каждым высшим учебным заведением и утверждаются министерством, государственным комитетом или ведомством, в подчинении которого находится высшее учебное заведение».

При этом в качестве задач высших учебных заведений назывались следующие:

· «подготовка высококвалифицированных специалистов с высшим образованием, владеющих марксистско-ленинской теорией, имеющих глубокие и прочные теоретические знания, практические навыки по специальности, современное экономическое мышление, способных использовать достижения научно-технической революции, участвовать в разработке и осуществлении мер по ускорению социально-экономического и научно-технического прогресса, вести организационно-управленческую, общественно-политическую и воспитательную работу;

· воспитание студентов идейно убежденными, активными строителями коммунистического общества с высокими гражданскими и нравственными качествами, коллективистами, патриотами и интернационалистами, готовыми к защите социалистического Отечества;

· воспитание ответственного, творческого отношения к учебе и труду, дисциплины, организованности, высокой культуры, бережного отношения к социалистической собственности; экологическое воспитание;

· правовое воспитание, формирование сознательного отношения к общественному долгу, правам и обязанностям граждан СССР;

· формирование высоких эстетических вкусов;

· физическое воспитание, укрепление здоровья студентов;

· обеспечение всестороннего, гармоничного развития студентов;

· выполнение научно-исследовательских работ, способствующих повышению качества подготовки специалистов, социально-экономическому и научно-техническому прогрессу, активное участие во внедрении в практику результатов этих работ;

· подготовка и повышение квалификации научно-педагогических и научных кадров;

· повышение квалификации педагогических работников и других специалистов народного хозяйства с высшим образованием;

· создание учебников и учебных пособий» (ст. 46).

Уделялось внимание и практике студентов, в частности ст. 48 «Основ» прямо указывает, что «практика студентов высших учебных заведений является важной составной частью учебно-воспитательного процесса и осуществляется в соответствии с Положением о практике студентов высших учебных заведений, утверждаемым Министерством высшего и среднего специального образования СССР.

Для совершенствования практических навыков выпускники высших учебных заведений проходят стажировку по специальности под руководством администрации соответствующих предприятий, учреждений и организаций и под контролем высших учебных заведений».

Большое внимание уделялось развитию университетского образования. К 1985 г. число университетов достигло 69. Во всех автономных республиках, краях, во многих областях России были созданы крупные центры высшего образования. Это приближало структуру подготовки кадров к потребностям народного хозяйства и культурного строительства регионов. Однако далеко не все молодые университеты, которые создавались, как правило, на базе педагогических вузов, выполняли роль учебно-методических и научных центров высшей школы.

В 1969 г. при вузах стали открывать подготовительные отделения. Они предназначались для обучения уже вполне зрелых ладей, имеющих стае работы или прошедших службу в армии. С тех пор ежегодно около 20% мест на первых курсах вузов занимали выпускники этих отделений.

В 1969 г. было принято «Положение о высших учебных заведениях» и Положение о высших учебных заведениях СССР (утв. постановлением Совета Министров СССР от 01.01.01 г. № 64).

В Положении о высших учебных заведениях СССР 1969 г. идеи централизации управления университетами и стандартизации учебного процесса проводятся как нечто само собой разумеющееся.

В соответствии с п. 2 Постановления «Высшее образование в СССР осуществляется через университеты, академии, институты, заводы - втузы и другие высшие учебные заведения».

При этом п. 3 определяет главные задачи вузов, к которым относились:

· «подготовка высококвалифицированных специалистов с глубокими теоретическими и необходимыми практическими знаниями по специальности, владеющих марксистско-ленинской теорией, новейшими достижениями отечественной и зарубежной науки и техники, воспитанных в духе высокой коммунистической сознательности, советского патриотизма, дружбы народов и пролетарского интернационализма, обладающих навыками организации массово - политической и воспитательной работы;

· постоянное совершенствование качества подготовки специалистов с учетом требований современного производства, науки, техники, культуры и перспектив их развития;

· выполнение научно-исследовательских работ, способствующих решению задач коммунистического строительства;

· создание высококачественных учебников и учебных пособий;

· подготовка научно - педагогических кадров;

На уровне факультета декан осуществлял (п. 53):

Непосредственное руководство учебной, воспитательной, научно-методической и научной работой;

Обеспечение выполнения учебных планов и учебных программ ;

Составление расписание учебных занятий и контроль за его выполнением;

Организацию учета успеваемости студентов, установление сроков сдачи экзаменов;

Разработку и осуществление мероприятий по совершенствованию учебного процесса в целях повышения качества подготовки студентов;

Перевод студентов с курса на курс, предоставление академических отпусков;

Допуск студентов к сдаче государственных экзаменов или к защите дипломного проекта (работы).

В такой унифицированной системе, конечно, не могло быть места для права преподавателя читать дополнительные курсы по собственному желанию, вести занятия в соответствии со своими представлениями о научных проблемах и методах исследования.

Позитивной чертой Положения 1969 г. было закрепление правового статуса различных общественных организаций студентов, в том числе студенческих научных обществ: «В высшем учебном заведении общественные и научные организации, объединяющие студентов, аспирантов, профессорско-преподавательский, учебно-вспомогательный персонал и других работников, действуют на основе своих уставов и положений.

Общественные организации высшего учебного заведения принимают активное участие в разработке и осуществлении мероприятий по улучшению учебной, научно-методической и научной работы в учебном заведении, идейно-политического воспитания и культурно - бытового обслуживания студентов» (п. 60), «Студенческие научные общества:

· организуют совместно с кафедрами студенческие научные кружки, конструкторские, технологические и проектные бюро и используют другие формы и методы организации и проведения научной работы студентов;

· проводят активную работу по привлечению студентов к научно - исследовательской деятельности;

· представляют лучшие научные работы студентов на конкурсы и выставки;

· пропагандируют научные и политические знания среди студентов и населения» (п. 61).

Эти общества так или иначе давали студентам некоторую самостоятельность в области научной работы.

Восстановление правового режима академической автономии в России произошло только в 1992 г. с принятием Закона «Об образовании», закрепившего в качестве принципа государственной политики автономность образовательных учреждений.

Литература

1. Волосникова статус университетов: история и современность. - М.: Норма, 2007.

3. Липник реформы в России. Очерки истории. – М.: Изд-во РГПУ им. Герцена, 2000.

4. Липчанский советской системы образования. - Астрахань: Изд-во Астрахан. Ун-та., 1997.

5. СПС «Консультант плюс».

6. Чуднов образование: история и современное состояние. – М.: Ин-т рус. яз. им. , 1993.

7. Ярулин -правовое обеспечение управление образовательным учреждением. - Н. Челны: Изд-во ин-та непрерывного пед. Образования, 2006.

СПС «Консультант плюс».

Шабаева педагогики. - М.: Просвещение, 1982. // http://www. /ped/ped140.html

Шабаева педагогики. - М.: Просвещение, 1982. // http://www. /ped/ped140.html

Чуднов образование: история и современное состояние. – М.: Ин-т рус. яз. им. , 1993. С. 24

Липник реформы в России. Очерки истории. – М.: Изд-во РГПУ им. Герцена, 2000. С.67.

Http://www. /parts/part27.html

СПС «Консультант плюс».

Липчанский советской системы образования. - Астрахань: Изд-во Астрахан. Ун-та. 1997. С.68.

Чуднов образование: история и современное состояние. - М.: Ин-т рус. яз. им. , 1993. С. 25.

Ярулин -правовое обеспечение управление образовательным учреждением. - Н. Челны: Изд-во ин-та непрерывного пед. образования. 2006. С. 29.

СПС «Консультант плюс».

Чуднов образование: история и современное состояние. - М.: Ин-т рус. яз. им. , 1993. С. 23

СПС «Консультант плюс»

Волосникова статус университетов: история и современность. - М.: Норма. 2007. С.102

Дорогие друзья, поздравляю вас с наступившим 2018 годом! Желаю, чтобы он просто был лучше предыдущего. Ведь, как говорят, нет предела совершенству.…

  • Жены фермеров из Австрии снялись для эротического календаря

    Доброго времени суток. Я не умер! Хотя и пропал из ЖЖ месяца на четыре… или пять. Это в смысле выкладывать что-то сюда. Так-то заходил…

  • Доброго времени суток. И развернул же бурную деятельность лос-анджелесский художник Андрей Тарусов. Только неделю назад я представлял его пин-ап…


  • Календарь пин-ап к столетию революции 1917 года

    Доброго времени суток. Художник Андрей Тарусов, который уже несколько раз появлялся у меня со своими «пин-ап»-работами, нарисовал…


  • Мечты молодого фермера (18+)

    Доброго времени суток. Сегодня продолжаю тему эротических календарей на 2017 год. На этот раз представляю немецкий под названием…

  • Горячий календарь со швейцарскими крестьянками (16+)

    Дорого времени суток. Что-то давненько я не выкладывал эротические календари на уже наступивший 2017 год. Исправляюсь!:) Сегодня перед вами…

  • Доброго времени суток. Вот уже последние лет 8 мой день рождения выпадает на официальный нерабочий праздничный день. Из-за этого торты на работу я…

  • С Новым годом!

    Доброго времени суток. Впервые за последний месяц наконец-то удалось что-то написать в ЖЖ. А так весь декабрь был настолько сумасшедше загружен,…

  • Всем привет! Меня зовут Андрей Тарусов и это уже мой третий проект на Бумстартере. Возможно Вы слышали о первых двух, потому что они были очень популярны. , выпущенный к Олимпийским играм в Сочи, и . Вместе они собрали более 2 000 000 р. Хотя для печати требовалось, как и сейчас 120 000 р.

    В этом году было столько работы, что свой традиционный (уже 6-ой) календарь я закончил только пару дней назад. Я очень извиняюсь перед теми, кто долго ждал, потому что уже хотел было не печатать его...Но друзья меня убедили, что лучше напечатать, хотя бы маленьким тиражом.

    Поэтому я решил сделать этот проект специально для тех, кто собирает мои календари, или просто большой поклонник того, что я делаю и для тех, кому не очень важно, что календарь придет только в Январе. Я напечатаю календарь таким тиражем, каким его купят на Бумстартере и не больше .

    К тому же, у Вас есть уникальная возможность купить мою первую книгу "Red Pin-Up Book" . Это будет книга со всеми моими картинками, рассказами, как я все это нарисовал и дополнительными материалами. Подробнее, внизу страницы. Листайте до конца

    Я как всегда долго не мог определиться с темой календаря, как потом меня осенило, что будет 100 лет революции 1917 года, а это все-таки значительное событие, которое повлияло на весь мир.. В том числе, и на искусство.. Именно поэтому я решил сделать календарь в стиле конструктивизма, взять реальные лозунги с плакатов того времени и совместить это все с моим любимым Пин-Апом и современными реалиями.

    Вдохновение: А. Родченко, Э. Лисицкий, В. Маяковский

    Конечно же, я не призываю к революциям и свержению власти. Прошу расценивать календарь как эротическо-юмористическое произведение.

    Календарь


    Книга "Red Pin-Up Book"

    Печать моей первой книи уже проспонсировали на Кикстартере этой осенью, но я решил дать возможность нашим соотечественникам приобрести ее еще и здесь, для тех, кто пропустил прошлую кампанию. Осталось 200 книг из тиража, поэтому торопитесь.

    Немного подробнее о книге:

    • Альбом в твердой обложке размером А4 (210 х 297 мм), вертикальный формат.
    • 160 страниц.
    • 2 языка. Английский и Русский
    • Более 300 работ
    • Множество неопубликованных ранее материалов
    • Биография автора
    • Процесс создания изображений
    • Интерактив (по QR ссылкам будут доступны видео материалы)
    • Вступление от знаменитого художника "Плейбоя" Дина Игла

    Пример видео процесса:

    СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

    Календари в стиле пин-ап – прекрасное решение для любителей нестандартного подхода к совершенно, казалось бы, обыденным вещам. Современный ритм жизни требует от каждого члена общества предельно точно распределять собственное время. Все современные гаджеты оснащены электронными календарями и планерами, что позволяет наперед планировать собственное время, включать уведомления о важных встречах и делах. Но для любителей декорирующих мелочей, несущих в себе нотки ностальгии по былым временам, не потеряли свою ценность бумажные календари. В этом есть свой особенный шарм, который не понять большинству нового поколения, полностью зависящему от мобильных устройств.

    Календарь в стиле пин ап- это оригинальность и смелость, тесно переплетенная с прошедшими 60-ми. Это в первую очередь истинная красота, ведь женщины воплощают в себе всё прекрасное и удивительное, что есть в этом мире.

    Пин ап девушки: какие они?

    Как уже стало понятно из предыдущих строк, основная тематика таких календарей – пин ап девушки. Какие же они? Нежные, женственные, чувственные, робкие? Или же наоборот чрезвычайно сексуальные, развратные и пошлые? На самом деле можно сказать 50/50. Пин ап девушки – это великолепное сочетание всех присущих прекрасной половине человечества качеств. Конечно же, в первую очередь, это непредсказуемость. Изображенная на пин ап арте милая домохозяйка с розовым бантиком на голове, на первый взгляд чарующая своей покорностью и покладистостью, если присмотреться, оказывается сексуальной тигрицей, пожирающей взглядом каждого, кто смотрит на неё. А скромная полевая медсестра из пин ап арта явно демонстрирует, что в любую минуту готова «вылечить» солдатов совсем не лекарствами. Пин ап девушки – это сексуальность в каждом миллиметре тела, скрытая под маской скромности и кротости.

    Популярные тематики пин ап календарей 2018

    В 2018 большинство календарей в стиле пин ап выпускаются как тематические издания. Самыми популярными являются:

    1. Новая жизнь советским фильмам! В 2017 году Андрей Тарусов, российский иллюстратор, создал удивительный календарь с пин ап артами. И можно сказать совершенно точно- никогда еще героини знаменитых советских фильмов не были столь сексуальными.

    2. Каждому по курортному роману! Популярные календари курортной тематики с красотами в купальниках из 60-х уже обрели толпы фанатов.

    3. Каждая профессия по-своему сексуальна. Видимо именно с этим слоганом создавались календари с изображенными девушками разных профессий. Повара, почтальоны, врачи, учителя… все они готовы очаровать Вас.