Какая это странная живопись - натюрморт: она заставляет любоваться копией тех вещей, оригиналами которых не любуешься.

Блез Паскаль

И правда, задерживал ли Ты когда-нибудь взгляд на фруктах из кухонного стола? Ну... разве что, когда был голоден, правда? А вот картиной с фруктовой композицией или роскошным букетом цветов можно любоваться часами. Именно в этом - особая магия натюрморта.

Холст Караваджо - шедевр фундаментальной важности не потому, что он первый в своем роде, действительно, род его существовал уже и имел долгую традицию, а потому, что с этой картиной Караваджо противоречит правилам, утверждая, что качество картины не зависит от предмета, а от фактуры. С этой картиной открывается новый, современный этап живописи.

Наблюдая эту картину, мы можем заметить большую естественность, которая является следствием того, что, похоже, было добавлено: хорошее яблоко, горло, сухие листья, плетеная корзина. Сегодня мы восхищаемся сильным натурализмом, полнотой форм, цвета и свет, настолько «истинные», что они могут почти заставить нас почувствовать запах.

В переводе с французского языка натюрморт означает «мертвая природа» (nature morte). Однако это лишь дословный перевод.

На самом деле натюрморт - это изображение неподвижных, застывших предметов (цветов, овощей, фруктов, мебели, ковров и т. д.). Первые натюрморты встречаются на фресках Древней Греции и Древнего Рима.


Но, наблюдая больше внимания, вы замечаете другие детали, которые могут показаться странно странными. Обрамление холста децентрализовано, как будто художник хотел, чтобы мы поняли, что сухие листья также важны. Хорошее яблоко почти скрыто от этого горла, расположенного спереди, хорошо видно. Кроме того, корзина укладывается на обод стол, поворот и не центрированный, как это обычно бывает, это предполагает ощущение неустойчивости, скоротечности.

Даже точка зрения очень странная: она точно перпендикулярна краю стола, это особое, привилегированное, абсолютно ненормальное видение. И поэтому ясно, что полотно Караваджо просто не то, что кажется, но это аллегория, намекающая на религиозную тему Ванитаса. Понятие эфемерной природы жизни и земных вещей является одним из центральных отражений, на которых обитают два кардинала и особенно Борромео. Религиозный смысл этой мертвой природы подчеркивается прежде всего тем, что Караваджо делает свет, а также одним и тем же составом.

Натюрморт (фреска из Помпей) 63-79 г., Неаполь, Национальная галерея Каподимонте. Автор неизвестен.

Когда в гости к римлянину приходил друг, правила хорошего тона требовали, чтобы хозяин дома показал лучшее из своей серебряной посуды. Эту традицию ярко отражает натюрморт из гробницы Вестория Приска в Помпеях.

В центре композиции - сосуд для смешивания вина и воды, воплощение бога плодородия Диониса-Либера. По обе стороны на золотом столе симметрично расставлены кувшины, черпаки, рога для вина.

Теплый и золотой цвет света намекает на божественное присутствие. Кроме того, свет пронизывает все пространство, трость занимает всего половину квадрата. Верхняя половина картины занята этим золотисто-желтым цветом: намек на присутствие Бога и спасение в вечной жизни. Это мир трансцендентного, царство духа, которое выступает против земной природы вещей.

Даже те же плоды не были выбраны наугад, они являются символическими плодами, относящимися к священным текстам, таким как Песнь Песней и другие источники религиозной, философской и научной природы, хорошо известные как из Дель Монте, так и из Борромео.

Однако натюрморт - это не только фрукты, овощи и цветы, но и... человеческий череп, призванный отразить быстротечность человеческой жизни. Именно так представляли натюрморт сторонники жанра «Ванитас», представители ранней стадии развития натюрморта.

Выдающийся пример - аллегорический натюрморт голландского художника Виллема Класа Хеды , где рядом с черепом изображена трубка - символ неуловимости земных наслаждений, стеклянный сосуд - отражение хрупкости жизни, ключи - символ власти домашней хозяйки, управляющей запасами. Нож символизирует уязвимость жизни, а жаровня, в которой едва теплятся угли, значит ее угасание.

Полная работа Караваджо, Оттани Кавина, Уроки истории искусств, Университет Болоньи, От зрелого Ренессанса до рококты, Иституто Итальяно Эдизиони Атлас, Бергамо. Готовы ли они готовиться или набиты шеф-поваром, украшенным звездами, еда все чаще становится предметом фотографий, разделяется и ломается.

Но до того, как появились блогеры и социальные сети, уже были те, кто его рисовал, с кистью и треногой. Потому что художники были первыми и прежде всего людьми, как все, голодными и жадными, такими как Клод Моне, который, между лилией и другой, нашел время, чтобы написать семейный рецепт. Как автор говорит нам, идея написать новое руководство по приготовлению пищи, чем обычно, пришла к ней: Вы когда-нибудь задумывались о том, пили ли даже великие художники в рот во время мертвой природы с фруктами и сладости?


Суета сует. Ванитас, 1628, Виллем Клас Хеда.

Виллема Хеду по праву называют «мастером завтраков». С помощью интересной расстановки пищи, посуды и кухонных принадлежностей художник удивительно точно передавал настроение картин. А его мастерство изображать блики света на идеально гладких поверхностях серебряных чаш и стеклянных кубков поражала даже именитых современников художника.

Если бы они заложили кисть, они тоже подошли к порогу готовой кухни, как и все фатальные причастия, приготовиться к ужину? Страницы книги структурированы так, что, помимо объяснения рецепта, читатель может также пересмотреть историю искусства, с таким большим любопытством в отношении художников и почему они были увлечены этой конкретной едой. Или, глядя на великолепный завтрак на каноэ Поля Сезанна, может быть только анчоусный крем, очень провансальское блюдо, земля, из которой пришел художник. Исторический маршрут начинается с фламандских живописцев и нежным прикосновением Яна Вермеера, изображающего банку хлеба на кухне, готовя еду для его хозяев.


Невероятно, насколько точно и деликатно Хеда умел передавать каждую мелочь: игру света, особенности формы, цвета предметов. Во всех картинах голландца - таинственность, поэтичность, искреннее восхищение миром предметов.


Благодаря тому, что многие голландские колонии утверждали, художники смогли заполнить экзотические картины о еде из Индии. Однако в девятнадцатом веке были обнаружены артефакты современного освежения. Однако до появления новейшей кухни, но в двадцатом веке, футуризм появился на столах, хотя и с безуспешными попытками в лучшем случае. Например, шампуры гоблинов Филиппо Томмазо Маринетти пропустили все следы.

«Время от времени он все еще говорит о нем как о великом художнике, который не входит в число великих художников», - писал испанский мыслитель Хосе Ортега-гассет в сочинении испанского художника Диего Родригеса Сильве-Веласкесу. Но Ортега утверждает, что к таким парадоксам следует прибегнуть к описанию необычной природы славы Веласкеса в семнадцатом веке, когда он жил и работал до последней трети девятнадцатого века. Тогда эта слава становится настолько велика, что все знают его имя.

Натюрморты известных художников

Натюрмортом часто увлекались знаменитые художники. Именно о мастерах кисти и об их восхитительных произведениях я расскажу Тебе дальше.

Пабло Пикассо - самый дорогой художник мира

Уникальный и неподражаемый - именно так называют выдающегося испанского художника ХХ в. Пабло Пикассо. Каждая работа автора - тандем оригинального замысла и гениальности.

Необычный характер славы действительно является одним из явлений в жизни Диего Веласкеса. Однако это похоже на несчастье только в сегодняшнем представлении о том, как живет жизнь. И в начале семнадцатого века, когда Ренессанс переполняется в барокко, известность художников имеет другие размеры. Они не организуют выставки, чтобы продемонстрировать широкие массы людей, и они привлекают в основном по требованию, главным образом для церкви, высшей аристократии и короля. Никогда не думайте, что Веласкес - это неправильно понятый, плохой художник, открытый нами, умный, далеко после его смерти.


Натюрморт с букетом цветов, 1908 г.


Натюрморт с луковицами, 1908 г.

Кроме традиционно совершенных реалистичных, наполненных света и ярких красок, или же мрачных, выполненных в голубовато-серых тонах натюрмортов, Пикассо увлекался кубизмом . Художник раскладывал предметы или героев своих картин на мелкие геометрические фигуры.

На самом деле, правда состоит в том, что как художник он обладает всей славой своего времени и поглощает его своими руками. Веласкес ищет и любит славу вместе со своими сопутствующими преимуществами. Она становится слишком молод и в лучшей форме. Веласкес не просто назначен придворным художником, он не только единственный, кто имеет право рисовать короля и его семью, но также становится близким другом правителя, вырастающим как старший офицер дворца. Они называют это «художником, который не занимается живописью как профессией».

Он может выбрать, что, когда и как создать. Поэтому он рисует относительно мало и не имеет школы - не потому, что он слишком занят судом. У него есть свобода, деньги, возможности и признание, но он получает их не на улице, а просто откуда он должен - из дворца, из центра испанской жизни. То есть, в центре Европы, потому что правящая династия Габсбургов в Мадриде длится большую часть континента.

И хотя искусствоведы не признали кубизм Пикассо, сейчас его работы прекрасно продаются и принадлежат самым богатым коллекционерам мира.


Гитара и ноты, 1918 г.

Эксцентричный Винсент Ван Гог

Наряду со знаменитой «Звездной ночью» серия картин с подсолнухами стала уникальным символом творчества Ван Гога. Художник планировал украсить подсолнухами свой дом в Арле к приезду друга Поля Гогена.

Испанская гитара из эпохи Возрождения и барокко, Луи де Нарва, 00. Другим важным феноменом, связанным с Диего Веласкесом, является понимание его величия. Да, есть много попыток объяснить это. Они называют это, например, «потрясающим живописцем печально известного» - и это правильно. Каждый, кто видит картину, слышал, сразу увидел, что они красивы сами по себе, но они не являются красивыми предметами, изображенными на них. Не говоря уже о тех пабах, поварах, пьяницах и других обитателях общественных низменностей, которые сначала нарисовал Веласкес.

«Небеса - восхитительного голубого цвета. Солнечные лучи - бледно-желтые. Это мягкое, волшебное сочетание небесной лазури и желтых тонов из картин Вермеера Делфтского... Я не могу написать что-то столь прекрасное...» - обреченно говорил Ван Гог. Возможно, именно поэтому художник рисовал подсолнухи бесчисленное количество раз.

Не говоря уже о том, что вам нравятся те лисы, гномы и уроды, которые живут в испанском королевском дворце и любят рисовать позже. На полотне изображен человек, который сразу понял, что он не склонен прощать грехи, и его разум погрузился в земной, а не в небесные дела. Обратившиеся даже немного беспокоятся о том, как папа ответит, увидев, что его душа голая, но он смотрит на свой портрет и отрешен с одобрением: «Троппо-веро!», «Слишком верно». Но глупо говорить, что Веласкес - отличный художник из-за его интереса к бедным или потому, что он реалист.

И не из-за игры воображения, к которой, замышляя сюжет в сюжете, он бросает вызов зрителю и не дает ему уверенности в том, какова реальность. Он не великий Веласкес, даже потому, что он трансформирует портрет - как правило, понимается как индивидуализация объекта, реализованного во вспышке момента - в центре всей современной живописи. Все это так, но этого недостаточно. Расстояние от объема - это гениальное открытие Веласкеса, которое позволяет говорить о «испанской живописи» как о чем-то отличном от итальянского.


Ваза с 12 подсолнухами, 1889 г.

Несчастная любовь, бедность и непринятие его творчества побуждают художника к безумным поступкам и изрядно подрывают здоровье. Но о живописи талантливый художник упорно писал: «Даже если я упаду девяносто девять раз, я все равно поднимусь в сотый раз».

Импрессионизм доводит открытие Веласкеса до конца, доводя объект до легких частиц. Если кто-то не понял, Веласкес начал рисовать не трехмерно, а лепить предметы, как и все остальные. Это только уменьшает объект до того, что на самом деле видимо в нем, до его двух измерений, тем самым разрушая свою собственную реальность и делая ее элементом чистой эстетики. В то время в Севилье был самый богатый город в Испании и, возможно, в мире. На протяжении десятилетий он имеет монополию как официальный порт для кораблей, которые приходят или уходят в Новый Свет.

Натюрморт с красными маками и ромашками. Овер, июнь 1890 г .

Ирисы. Сен-Реми, май 1890 г.

Всеохватывающие натюрморты Поля Сезанна

«Я хочу вернуть природе вечность», - любил повторять великий французский художник Поль Сезанн. Художник изображал не случайную игру света и тени, не меняющиеся, а постоянные характеристики предметов.

Веласкес идет к классическому образованию, но его таланты вскоре убивают его, его родители умны, и еще 11 лет они отправляют его изучать искусство двух мастеров Севильи. Де Керреро по-прежнему интересуется революцией Караваджо, которая сначала преодолела Рафаэлло и начала рисовать не богов или мифологических героев, а людей на улице.

Вот почему ранние работы Веласкеса - это так называемые «богогоны» - истории таверны, связанные с людьми на дне. Из Пачеко молодой человек не знает, что знать, но он получает две действительно важные вещи - руку его 13-летней дочери, с которой Веласкес живет счастливо до конца своих дней, а также его тесть.

Стремясь показать предметы со всех сторон, он описывает их так, что зритель любуется натюрмортом, словно под разными углами. Мы видим стол сверху, скатерть и фрукты - сбоку, ящик в столе - снизу, а кувшин - с разных сторон одновременно.


Персики и груши, 1895 г.

Веласкес был назначен придворным художником с ежемесячной зарплатой в 20 коров, бесплатным жильем, медицинским обслуживанием и отдельной оплатой за любую картину, заказанную королем. Эти стати быстро росли на протяжении многих лет, и он также вырос на дворцовой лестнице, поэтому в конце своей жизни он был действительно богатым человеком и влиятельным сановником. Несмотря на его милостивый и последовательный характер, быстрый подъем порождает черную зависть и попытки отрицать талант Веласка.

Таким образом, в то время как король не организовал конкурс для лучшего испанского живописца с картиной под названием «Изгнание мавров», Веласкес выиграл непривлекательно. Хотя сокровища дворца, в том числе картины итальянских мастеров, уже существуют, Веласкес в некотором смысле продолжает оставаться «провинциальным художником». В разных случаях он дважды отправляется в Италию и действительно видит многое, что ему нужно, чтобы улучшить себя. Но, как пишет один биограф, «Веласкес видел итальянских мастеров днем, а на следующее утро он вышел далеко за их пределы».


Натюрморт с вишнями и персиками, 1883-1887 гг.

Натюрморты современных художников

Палитра цветов и самых разнообразных оттенков позволяет нынешним мастерам натюрморта достичь невероятной реалистичности и красоты. Хочешь полюбоваться впечатляющими картинами талантливых современников?

Британец Сесил Кеннеди

От картин этого художника невозможно оторвать взгляд - настолько чарует его разнотравье! М-м-м… Кажется, я уже чувствую запах этих удивительно красивых цветов. А Ты?


Сесила Кеннеди по праву считают самым выдающимся британским художником современности. Обладатель нескольких престижных премий и любимец многих «сильных мира сего», Кеннеди все же стал известным, только когда ему исполнилось далеко за 40.


Бельгийский художник Джулиан Стапперс

Сведения о жизни бельгийского художника Джулиана Стапперса скудны, чего не скажешь о его картинах. Жизнерадостные натюрморты художника - в коллекциях самых богатых людей мира.




Грегори Ван Раальте

Современный американский художник Грегори Ван Раальте особое внимание обращает на игру света и тени. Художник убежден, что свет должен падать не прямо, а через лес, листья деревьев, лепестки цветов, или отображаться от поверхности воды.


Талантливый художник живет в Нью-Йорке. Увлекается рисованием натюрмортов в технике акварель.


Иранский художник Али Акбар Садехи

Ali Akbar Sadeghi - один из самых успешных иранских художников. В своих работах он искусно сочетает композиции традиционных иранских картин, персидские культурные мифы с иконописью и искусством витража.



Натюрморты современных украинских художников

Что ни говори, а в украинских мастеров кисти - свое, уникальное видение его величества натюрморта. И сейчас я Тебе это докажу.

Сергей Шаповалов

Картины Сергея Шаповалова пестрят солнечными зайчиками. Каждый его шедевр наполнен светом, добром и любовью к родной земле. А родился художник в селе Ингуло-Каменка Новгородковского района Кировоградской области.


Сергей Шаповалов – заслуженный художник Украины, член Национального союза художников.


Игорь Деркачев

Украинский художник Игорь Деркачев родился в 1945 году в Днепропетровске, где проживает и сейчас. Двадцать пять лет посещал художественную студию Дома культуры студентов им. Ю. Гагарина, сначала как студиец, а потом в качестве преподавателя.

Картины художника пронзены теплом,любовью к родным традициям и дарам природы. Эта особая теплота через картины автора передается и всем поклонникам его творчества.



Виктор Довбенко

По словам автора, его натюрморты - зеркало собственных чувств и настроений. В букетах роз, в россыпях васильков, астр и георгинов, в «душистых» лесных картинах - неповторимый летний аромат и бесценные дары богатющей природы Украины.



Даже люди неискушенные в живописи имеют представление о том, как выглядят натюрморты. Это картины, на которых изображены композиции из каких-либо предметов быта или цветов. Однако далеко не все знают, как переводится это слово - натюрморт. Сейчас мы поведаем вам об этом и о многом другом, что связано с данным жанром.

Происхождение слова "натюрморт"

Так вот, выражение nature morte пришло в русский язык, конечно же, из французского. Как вы сами видите, оно разделено на две части - "nature" и "morte", которые переводятся соответственно как "природа, натура, жизнь" и "мертвый, тихий, неподвижный". Теперь складываем две части воедино и получаем всем знакомое слово "натюрморт".

Опираясь на все вышесказанное, можно сделать заключение, что натюрморты - это жанр изображение художником на холсте застывшей, неподвижной натуры. Правда, иногда мастера натюрморта дополняют свои картины изображениями вполне живых существ - бабочек, гусениц, паучков и жучков и даже птиц. Но исключение только подтверждает основное правило.

Формирование жанра

История натюрморта насчитывает вот уже почти 600 лет. До XVI в. никому и в голову не могло прийти, что можно рисовать красками какие-то неодушевленные предметы, пусть даже очень красивые. Натюрморты-картины просто не существовали в те времена. В средние века живопись была всецело посвящена Богу, церкви и человеку. Художники писали картины на религиозные сюжеты, также были в почете портреты. Даже пейзаж выступал лишь в качестве дополнения.

Но все-таки некоторые элементы натюрморта встречались уже в 15 веке у голландских живописцев. На их картинах с традиционным религиозным или мифологическим содержанием, а также на портретах встречаются изображения тщательно выписанных цветочных гирлянд, книг, посуды и даже человеческих черепов. Пройдет пара веков, и весь мир будет восторгаться творениями так называемых Малых голландцев - мастеров натюрмортной живописи.


Однако своему выделению в самостоятельный жанр изобразительного искусства натюрморт обязан отнюдь не голландцам, а французам. Такие как Франсуа Депорт, Жан-Батист Шарден, Жан-Батист Моннуайе и Жан-Батист Удри сформулировали основные принципы "предметной" живописи, сформировали ее основную концепцию и явили широкой публике всю красоту и очарование натюрморта.

Эпоха Малых голландцев - расцвет натюрмортной живописи

Итак, попробуем отмотать несколько веков назад для того, чтобы понять кто такие Малые голландцы и почему, когда речь заходит о классическом натюрморте, вспоминают всегда именно их. Первые голландские натюрморты - это творения живописцев, живших в Нидерландах в 17 веке. Малые голландцы - так принято называть школу живописи и сообщество художников, создававших картины бытовой направленности небольших размеров. Конечно, они писали не только натюрморты.


Среди них было много пейзажистов и мастеров жанровой живописи. Их полотна были предназначены вовсе не для дворцов и церквей, а для украшения жилища самых обычных горожан. В то время в маленькой Голландии жило около 3-х тысяч художников, и все они отличались огромной работоспособностью и умением хорошо переносить на холст красоту обыденного мира. Впоследстии искусствоведы назовут это время Голландским Ренесансом. Именно тогда жанр натюрморта получил широкое распространение.

Лучшие голландские натюрморты

На прекрасных как на витрине, разложены перед зрителями различная кухонная утварь, фрукты, роскошные цветы, предметы быта. Очень были популярны цветочные натюрморты. Это отчасти было вызвано тем, что в Нидерландах испокон веков существовал культ цветов и садоводства. Одними из самых ярких представителей голландской натюрмортной живописи 17 в. являлись художники Ян Давидс де Хем, а также его сын Корнелис де Хем.

Их живописные творения получили популярность и известность во многом благодаря тому, что они мастерски умели изображать цветы и фрукты. Тщательная проработка деталей вкупе с утонченной цветовой гаммой и идеально построенной композицией делали их картины бесподобными. Эти художники рисовали роскошные цветочные букеты, стоящие в прекрасных вазах, рядом с которыми порхают бабочки; гирлянды фруктов; прозрачные бокалы, наполненные вином; блюда с виноградом и другими фруктами; музыкальные инструменты и т. д. Известные натюрморты отца и сына поражают своей реалистичностью, тонкой передачей игры света и изысканным колоритом.

Натюрморт в живописи импрессионистов

Большое внимание уделяли жанру натюрморта и французские импрессионисты, а также постримпрессионисты. Естественно, их манера письма резко отличалась от реалистической изысканности Малых голландцев, ведь классическая живопись импрессионистов не привлекала. Эдуард Мане, Эдгар Дега, Ван Гог - все эти художники любили писать цветы и растения, ведь и те и другие являются частью природы, красоту которой они воспевали всю свою жизнь.


Огюст Ренуар написал за свою жизнь целую галерею прекрасных воздушных натюрмортов. Иногда изображение "застывшей натуры" требуется импрессионистам лишь в качестве дополнения. Например, в картине "Завтрак на траве" Эдуарда Мане на первом плане можно увидеть великолепный натюрморт из разбросанной одежды, рассыпанных по траве фруктов и снеди. Ван Гог писал много необычных натюрмортов. Многие знают его или "Ирисы", но у него еще есть такие полотна, как "Ботинки Ван Гога" или "Стул Ван Гога" - все это также образцы натюрмортной живописи.

Русский натюрморт

Удивительно, что в России натюрморт в виде отдельного жанра не был востребован долгое время, так как считался чуть ли не низшим из всех видов изобразительного искусства, который не требует ни фундаментальных знаний, ни специальных навыков в живописи. Только во второй половине XIX в. русские передвижники смогли вызвать у российской публики интерес к этому жанру искусства.

Впоследствии натюрмортной живописью увлекались многие русские живописцы. Натюрморты известных художников, таких как Игорь Грабарь, Кузьма Петров-Водкин, Иван Хруцкой, можно увидеть в залах Третьяковской галереи, Русского музея, Музея изобразительных искусств им. Пушкина в Москве, а также в Эрмитаже. Но настоящий расцвет натюрмортной живописи произошел в нашей стране в эпоху социализма.

Фото натюрморт

С приходом фотографии в мире искусства появился еще такой жанр, как фото натюрморты. Сегодня очень многие люди увлекаются созданием фотографических шедевров. Некоторые снимки просто поражают своим совершенством и мастерством фотографа. Иногда при помощи фотокамеры талантливым фотохудожникам удается заснять натюрморты, которые ничем не уступают самым знаменитым творениям Малых голландцев.

Для того чтобы начать рисовать натюрморт, нужно сначала его составить из каких-нибудь предметов. Для первых опытов в натюрмортной живописи лучше не делать сложных композиций, пары-тройки предметов будет вполне достаточно.


Далее рисуем натюрморт поэтапно. Сначала нужно сделать рисунок карандашом или углем. Потом следует легкий подмалевок, раскрывающий основные цвета и тени композиции, а уж затем можно приступать непосредственно к прорисовке деталей.