Учитель начальных классов

МОУ СОШ № 9 г. Надыма

Молоканова Л. Н.

Важнейшей задачей современной системы образования является не столько освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, но и формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться».

От нынешнего ученика требуется умение на рефлексивной основе управлять своей образовательной деятельностью, для этого необходимо овладеть диагностическими навыками самоконтроля и самооценки. Компетентность ученика дополняется знаниями методологического характера и навыками организационной, конструктивной, коммуникативной деятельности. Становится понятно, что новое качество обучения требует наполнения деятельности учителя новым содержанием.

Основу содержания деятельности учителя составляют три взаимосвязанные этапы урока: целеполагание, самостоятельная продуктивная деятельность, рефлексия. Остановимся на первом этапе урока - целеполагании. Целеполагание входит в состав регулятивных универсальных учебных действий, которые необходимо развить у ученика. Что же такое целеполагание? «Целеполагание в образовании - это процесс установления и формулирования учениками и учителем главных целей и задач обучения на определенных его этапах».

«Этап целеполагания занимает ведущее место и в структуре традиционного урока, но в новой позиции предусматриваются качественные изменения этого этапа: учитель не транслирует свою цель, а создает условия, включающие каждого ученика в процесс целеполагания. Лишь в том случае, когда ученик осознает смысл учебной задачи и примет ее как лично для него значимую, его деятельность станет мотивированной и целенаправленной. Именно на данном этапе урока возникает внутренняя мотивация ученика на активную, деятельностную позицию, возникают побуждения: узнать, найти, доказать». «Целеполагание необходимо для проектирования образовательных действий учащихся и связано с внешним социальным заказом, образовательными стандартами, со спецификой внутренних условий, с уровнем развития детей, мотивами их учения, особенностями изучаемой темы, имеющимися средствами обучения, педагогическими воззрениями учителя». Как известно, цель деятельности - это ее предвосхищаемый результат.

Часто формулировка целей вызывает серьезные затруднения у педагогов, и, тем более, у учеников. Причина этого, возможно в том, что цель рассматривается как какое - то отвлеченное понятие, этап, который необходимо преодолеть, а затем про него можно и забыть. В личностно - ориентированном обучении целеполагание проходит через весь процесс образования, выполняя в нем функции мотивации деятельности обучающихся, стабилизации учебного процесса, диагностики результатов обучения. Всем известно, что эффективность целеполагания определяется степенью соответствия результатов обучения поставленным целям. Скажем: «Как цель поставишь, таким и будет результат». Поэтому цели должны быть: - понятны, осознаны - реальны, достижимы (указывают на конкретные результаты обучения); - инструментальны, технологичны (определяют конкретные действия по их достижению); - диагностичны (поддаются измерению, определению соответствия им результатов учебной деятельности)

В организации данный этап не прост, требует продумывания средств, приемов, мотивирующих учащихся на предстоящую деятельность. С чего же начинается процесс развития навыков целеполагания у учащихся?

Можно предложить следующий вариант решения этой технологической задачи, в нем присутствуют следующие этапы:

  1. диагностика целей учеников;
  2. анализ и систематизация полученных данных;
  3. конструирование индивидуальных технологических линий обучения учеников и общей технологической линии педагога.

Рассмотрим эти этапы:

1. Диагностика целей учеников;

Если мы хотим сделать обучение продуктивным и значимым для ученика, тогда нужно начинать с диагностики ученических целей. Для этого можно использовать устное собеседование, письменное анкетирование, тестирование, наблюдение и др. Варианты могут быть открытые и закрытые.

В качестве открытого вопроса можно использовать такой: «Что для меня самое главное?» Закрытая форма такая, например: «Хочешь ли ты получать отметку «5» по математике?» Постановку целей ученики осуществляют под руководством педагога на разные временные отрезки: урок, домашнюю работу, учебную четверть, год, учебный курс. Например, на первых уроках литературного чтения учитель вместе с учениками выясняет смысл занятий по предмету: что это за наука, какие вопросы и проблемы здесь поднимаются, зачем ее нужно изучать. Эти вопросы обсуждаются в ходе урока, включаются в классное или домашнее сочинение: «Что я знаю о литературе? Для чего мне изучать литературное чтение?» На занятиях ребята сопоставляют различные точки зрения на смысл предмета и соотносят со своей точкой зрения, формулируют цели собственного продвижения в материале курса литературного чтения.

Отсутствие изначальной заданности (перечня готовых целей, формулировка целей учителем) для целеполагания позволяет выявить действительно личностно - значимые цели ребенка. Что ты ценишь в жизни больше всего? Что для тебя самое важное? Учеба, семья, деньги, дом, дружба, здоровье, родители, Родина. Однако, данная методика представляет определенные трудности для учителя в обработке полученных ответов.

Чтобы систематизировать результаты, можно использовать одну из классификаций целей, предложенную А.В.Хуторским, который выделяет следующие группы: Личностные цели - осмысление целей образования; приобретение веры в себя, в свои потенциальные возможности; реализация конкретных индивидуальных способностей; самовыражение через материал предмета.

Предметные цели - формирование положительного отношения к изучаемому предмету; знание основных понятий, явлений, законов; выработка умений пользоваться простейшими приборами; решение типовых или творческих задач по теме. Креативные цели - составление сборника задач; сочинение рассказа; конструирование модели; рисование картины. Когнитивные цели - познание объектов окружающей реальности; изучение способов решения возникающих проблем; овладение навыками работы с первоисточниками; постановка эксперимента; проведение опытов. Оргдеятельностные цели - овладение навыками самоорганизации учебной деятельности; умение ставить перед собой цель; планировать деятельность; развитие навыков работы в группе; освоение техники ведения дискуссии. Данную диагностику можно использовать при диагностике на основе списка целей, который предлагается ученикам, а их задача составить свою иерархию целей из предложенного набора.

Список целей:

  1. Изучить материал учебника.
  2. Усвоить основные понятия и законы темы.
  3. Подготовить сообщение по одной из проблем.
  4. Качественно подготовиться к зачету, контрольной работе.
  5. Выполнить самостоятельное исследование по выбранной теме.
  6. Овладеть методами изучения и объяснения изучаемых явлений.
  7. Углубленно рассмотреть конкретные вопросы темы.
  8. Научится выполнять опыты, работать с приборами, техническими средствами.
  9. Проявить и развить свои способности.
  10. Организовать свою учебу по выбранной теме: поставить цели, составить реальный план, выполнить его и оценить свои результаты.
  11. Научиться аргументировано спорить в ходе изучения темы.
  12. Получить хорошую отметку на зачете, контрольной работе.
  13. Научиться решать задачи и проблемы по теме.
  14. Свой вариант цели.

2. Анализ и систематизация полученных данных;

Выбор той или иной цели несет в себе определенную информацию о личности обучающегося: - цели № 1, 4, 12 - формальная ориентация ученика в обучении (Личностные) -цели № 3,5,8 - креативные наклонности - цели № 2,7,13 - когнитивные мотивы -цели № 6,10 - методологические приоритеты деятельности (предметные) -цели № 9,14 - самоорганизация (оргдеятельностные) При анализе составленной учениками иерархии целей из предложенного набора выявляется их образовательный настрой, и мотивы, индивидуальные склонности. На основе чего учитель конструирует или корректирует цели или задачи совместной с обучающимися деятельности при изучении данного предмета, составляет собственную иерархию целей.

3. Конструирование индивидуальных технологических линий обучения учеников и общей технологической линии педагога.

После определения установочных целей, на их основе конструируется базовая технологическая карта, включающая систему занятий по теме, формы, методы, отобранный материал, необходимые средства обучения. С помощью данной карты конструируется образовательная программа по учебному курсу, составляется тематический план и поурочные разработки». Подобную диагностику можно проводить при изучении каждой темы после перспективного ее изложения. Наиболее удобным здесь является применение модульной технологии обучения. При этом учащимся можно предложить создать собственную технологическую карту, в которой указать какую цель они ставят перед собой при изучении темы, какими способами предполагают достичь эту цель и, каким может быть конечный результат (продукт) их деятельности. То есть учащиеся проектируют свою собственную деятельность.

В конце изучения темы проводится рефлексия деятельности, то есть оценка соотношения полученных результатов и заявленной цели.

Для учащихся научение целеполаганию процесс непростой, поэтому выделяется три уровня реализации данного этапа:

  • Традиционный, при котором учащиеся принимают цель объявленную учителем.
  • Уровень, при котором совместно с учащимися формулируется одна для всех цель.
  • Уровень, при котором каждый ученик осознанно определяет свою цель «Например, учитель может просто объявить целью урока изучение некоторой темы или рассмотрение некоего явления.

Ученики, находясь в пассивной позиции, могут даже не заметить, что учитель демонстрирует формулирование цели. Но если ученика поставить в активную позицию, начать с аргументации, объяснить причину рассмотрения этого явления, то сформулированная затем цель учебного занятия даст смысловой акцент на целеполагании. Если учитель не будет торопиться формулировать цель сам, а попросит сделать это детей, тем самым переведет их в активную позицию, начнется формирование универсального умения целеполагания». При обучении учеников технологии целеполагания необходимо помнить о некоторых правилах: Актуализация знаний; Учитель обозначает тему урока; на более высоком уровне тему урока формулируют дети. Вопрос обучающимся: Что вы знаете по теме урока? Что хотели бы узнать? Какую цель каждый из вас ставит на урок по теме?

Самостоятельная формулировка цели. Главное в этой работе не давать детям обобщать цели для всех, ставить их лично для себя. Каждая цель должна иметь личностный смысл. На каждом этапе урока подводится вывод: Что это задание дает? Кто уже добился той цели, которую ставил? Рефлексия в конце урока включает в себя анализ работы на уроке и подведение результата - насколько цель, поставленная в начале урока, оказалась выполненной, кому еще нужно работать для ее выполнения.

Некоторые приемы целеполагания.

1. Формирование цели при помощи опорных глаголов.

Преподаватель может назвать тему урока и предложить учащимся сформулировать цель с помощью опорных глаголов. Можно предложить учащимся готовый набор глаголов, при помощи которых осуществляется запись цели (изучить, знать, уметь, выяснить, обобщить, закрепить, доказать, сравнить, проанализировать, сделать вывод, разобраться, систематизировать...).

2. Работа над понятием.

Учащимся предлагается для зрительного восприятия название темы урока. Например, тема урока в 7 классе " Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия". Необходимо объяснить значение каждого слова или отыскать в "Толковом словаре". Далее, от значения слова определяем цель урока.

3. Подводящий диалог.

На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подводится к тому, о чем дети не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Ставится цель.

4. Создание проблемных ситуаций

Чтобы ученик сформулировал и присвоил себе цель, его необходимо столкнуть с ситуацией, в которой он обнаружит дефицит своих знаний и способностей. В этом случае цель им воспримется как проблема, которая, будучи реально объективной, для него выступит как субъективная. Приемы создания проблемных ситуаций могут быть самыми разными. Выбор того или иного приема определяется содержанием учебного материала, целью данного урока.

Например, проблемная ситуация создается

  1. на основе демонстрационного или фронтального эксперимента (11 класс - явление ЭМИ, 7 класс - смешивание спирта и воды равного объема, колокол воздушного насоса)
  2. при решении задач. Например, в 10-м классе при изучении темы «Движение тела под действием силы тяжести», учащимся предлагается решить задачу: «Определить время полета, максимальную высоту подъема и дальность полета снаряда, выпущенного с определенной скоростью под углом к горизонту». До этого учащиеся решали задачу на указанную тему, только рассматривая движение тела по вертикали. Возникает необходимость рассмотреть особенности решения задач на движение тела, брошенного под углом к горизонту. Учащиеся формулируют цель и определяют способы достижения этой цели.
  3. при постановке проблемных вопросов. Например, в 8 классе при изучении темы «Испарение»: «Если подуть на руку, то чувствуется холод, а если подышать, то тепло? Почему?». Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа.
  4. Нерешенная домашняя задача. В качестве одной из домашних задач, учитель преднамеренно указывает такую, в ходе решения которой у учащихся должны возникнуть трудности с ее выполнением, из-за недостаточности знаний.

Например, в 10-м классе при закреплении навыков решения задач на тему «Движение тела под действием нескольких сил», наряду с задачами на движение тела по горизонтали и вертикали предложить задачу на движение тела по наклонной плоскости. Таким образом, проблемную ситуацию можно создать заранее, а на следующем уроке необходимо подвести учащихся к формулированию цели урока. Легко заметить, что практически все приемы целеполагания строятся на диалоге, поэтому очень важно грамотно сформулировать вопросы, учить детей не только отвечать на них, но и придумывать свои. В ходе обсуждения учащиеся выдвигают различные цели.

Разнообразие целей учеников позволяет учителю вместе с ними выстроить линию поставленных целей, ребята понимают, что цели можно ранжировать. Наиболее содержательные с точки зрения учебного предмета цели учитель должен записать на доске, что привлечет к ним внимание остальных учеников, в том числе и тех, кто не сумел поставить свои цели. Фиксация целей позволяет учителю обращаться к ним в течение урока и в его конце для анализа их достижения. Теперь необходимо поставить задачи (это можно сделать через действия которые будут выполняться: читать учебник, сделать конспект, слушать доклад, составить таблицу, выписать значения слов и так далее).

Задачи также записываются на доске. В конце урока необходимо вернуться к этой записи и предложить учащимся не только проанализировать, что им удалось сделать на уроке, но и увидеть, достигли ли они цели, а в зависимости от этого - формулируется домашнее задание. Бесспорно - все изложенное выше не является полным описанием тех приемов, которые способствуют развитию навыков целеполагания, каждый творчески работающий учитель наверняка может предложить и другие.

В конце необходимо отметить, что цели не «рождаются» по звонку на урок - «Процесс целеполагания трудоёмкий и времяёмкий!» Мы рассмотрели основные аспекты целеполагания. Но ребёнок должен захотеть ставить цель и двигаться к её решению. И для этого необходимо создать импульс для образовательного движения ученика, для его самореализации. Для этого рекомендуется предложить задания, которые стимулируют учащегося начать изучать данный предмет, тему, заинтересуют его. Из опыта работы по технологии А.В. Хуторского “Индивидуальная образовательная траектория” «Основная цель педагога по отношению к индивидуальной самореализации учеников при изучении темы состоит в том, чтобы помочь каждому ребенку найти свой неповторимый путь движения к общей цели для всех, поддержать, понять, а может быть даже предвосхитить конечный результат.

Необходимо дать ребенку самому “добыть” знания по теме урока и пусть у каждого будет свой темп движения, не нужно форсировать события. Пусть это будет озарением для ребенка! А для этого педагог должен быть, по меньшей мере, гением…» «Как именно предполагается достичь индивидуального самоопределения учеников: трудный вопрос!!! Видимо, через систему специально подобранных заданий, вопросов и упражнений по данной теме. Причем, работа должна строиться каждый раз по-новому, не должно быть каких-то алгоритмов. Все должно происходить мгновенно, живо и ярко.

Большую часть здесь занимает импровизация, надо жить в той учебной ситуации, которая складывается на уроке, но нельзя забывать и о том, что чаще экспромт - это хорошая домашняя заготовка,это огромная предварительная работа ума и сердца.» Перечень заданий для учащихся, предназначенных для их индивидуального самоопределения и постановки цели по отношению к изучаемой теме: предмет «Русский язык» тема «Состав слова» Задания логического типа: «Исключи лишнее», «Что общего», «В чём разница»

Задания эмоционально-образного типа: «Нарисуйте образ слова в своём воображение, что вы при этом чувствовали», «Придумать несуществующие в русском языке слова, и описать какое чувство оно вызывает», написать мини-сочинение о словах (о частях слова), разбери слова по составу разными цветами. Задания творческого типа: «Изобрази слово в движении», «Узнай слово по пантомиме», «Придумать четверостишье с данным словом» создайте проективный рисунок на тему «Состав слова», задание-сценка: сыграть роль определённой части слова. Задания на постановку целей исследовательского типа: Исследовать как из одного слова, можно получить другое однокоренное слово. Разобрать однокоренные слова по частям и предположить, как называются части слова. Задания других типов: решение головоломок, ребусов, составление кроссвордов.

Составление конспекта по теме, формулировка правила, создание алгоритма разбора слова по составу, ролевая игра «Найди своё место»

Выводы:

Постановку целей ученики осуществляют под руководством педагога на разные временные отрезки: урок, домашнюю работу, учебную четверть, год. Цели необходимы для проектирования образовательных действий учащихся. Цели учеников предполагают достижение результатов в каком-то определенном виде деятельности. При достижении результатов проводится рефлексия деятельности, то есть оценка соотношения полученных результатов и заявленной цели. Если сочетание целеполагания и рефлексии в различных видах деятельности повторяется систематически, то данная работа приводит к тому, что некоторые ребята начинают самостоятельно формулировать свои цели.

Источники информации

  1. http://www.eidos.ru/journal/2006/0822-1.htm Проблемы и технологии образовательного целеполагания. Хуторской А. В.
  2. http://mc-krkam.edusite.ru Целеполагание на уроке
  3. http://www.modernstudy.ru/pdds-296-3.html Технологическая карта — одно из средств эвристического обучения
  4. http://www.gimnazy161.ru. .Формирование навыка целеполагания
  5. http://menobr.ru Модульная технология планирования учебной темы
  6. http://www.school2100.ru/ Формирование умения целеполагания у младших школьников

Использованная литература

  1. Голубчикова, М.Г. От творчества учителя к творчеству ученика: путеводитель по продуктивному обучению [Текст]: / Учеб. пособие / М.Г.Голубчикова. - Изд. 4-е, дополн. и перераб. - Иркутск: Изд-во Иркут.гос.пед.ун-та, 2007. - 127с.
  2. Косогова, А.С. Становление педагога [Текст]: монография./ А.С.Косогова. - Иркутск: Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 2001. - 178с.
  3. Хуторской, А.В. Современная дидактика [Текст]: Учеб. пособие. 2-е изд. перераб./ А.В.Хуторской. - М.: Высш. шк., 2007.- 639с.: ил.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской

Занятие по внеурочной деятельности
«Мои первые проекты»
в третьем классе

Учитель начальных классов
МБОУ ООШ р.п. Сосновоборск
Малышева Н.И.

Данное занятие является частью социального проекта «Какие мы?» В рамках этого проекта рассматриваются ценностные ориентиры детей в сферах музыки, литературы, спорта, отношения к учебе, деньгам, родителям, хобби и другое.

ТЕМА « Дети и деньги »

Цель: изучение ценностных ориентиров детей, их отношение к деньгам.
Задачи:
рассмотреть проблему отношения детей к деньгам их глазами;
проанализировать результаты анкет;
выяснить значение дружбы, семьи, здоровья путем написания мини-сочинений «Чего за деньги не купишь»;
подготовиться к рассмотрению данной проблемы глазами родителей (анкеты для родителей)
Ход занятия
(Предварительно провожу анкету)
(Дети рассаживаются по группам, разбирая жетоны красного, синего и желтого цвета, т.е. делятся на 3 группы)

1.-Здравствуйте. Меня зовутСегодня занятие проведу у вас я. Я надеюсь на взаимное сотрудничество и поддержку с вашей стороны, и тогда наша работа будет плодотворной. Это занятие является частью работы одной из групп над проектом «Какие мы?».Чтобы определить тему занятия, нам потребуется отгадать загадку.
Штучка невеличка, а всякому нужна. (деньги)

У каждой из них достоинство есть,И по нему воздают каждой честь -По щепотке одной, другой же по пуду.Но сравнивать их я, конечно, не буду:Без маленькой самой не будет большой.И вам приходилось встречаться с такой.(Деньги, монета)

2.- Назовите тему нашего занятия. (деньги)
- Верно. Мы поговорим о деньгах, о вашем отношении к ним.
Деньги сопровождают человека всю его жизнь. Если вы думаете, что проблемы денег касаются только взрослых, то вы ошибаетесь. Проблемы денег напрямую касаются и детей. Общепринято считать, что чем больше денег у родителей, тем больше возможностей у детей. Фактически в стране выросло новое поколение, которое, живя в мире ценников, а не ценностей, не догадывается о другой системе человеческих отношений, кроме той, которая измеряется деньгами. Сегодня я хочу убедиться в другом. Вы то новое поколение, но измеряете жизнь не деньгами.

3. - Что такое деньги? (высказывание детей)
- А как они появились вам напомнит тетушка Сова. (фрагмент мультфильма «Уроки тетушки Совы. Азбука денег.)
Деньги - это средство обмена. Люди принимают деньги в обмен на товары и услуги, которые они предоставляют.

4. Беседа. (подхожу к группам)
- Можно ли деньги у кого-нибудь отбирать? (1группа)
- А выпрашивать деньги можно? Почему? (2 группа)
-А воровать? Почему? (3 группа)
- Откуда у людей появляются деньги?
- Чтобы зарабатывать деньги, что нужно человеку? (профессия)
Деньги надо честно зарабатывать.

5. - У моей дочери на полке стоит вот эта вещь(показываю копилку). Какова её роль?
- То, что вы копите деньги, я узнала из ваших анкет. Как вы их копите?
(анализ некоторых пунктов анкеты)
- Могут ли деньги испортить вас? Что плохого они могут сделать? (если «да»)

6. – Но есть такие вещи, которые ни за какие деньги не купишь. Продолжите мои предложения тем, чего нельзя купить за деньги. Например, я говорю: «За деньги можно купить кровать», а вы продолжаете: «Но не сон».
– за деньги можно купить часы (но не время)
– за деньги можно купить книгу (но не мудрость)
– за деньги можно купить телохранителя (но не друга)
– за деньги можно купить дом (но не семью)
– за деньги можно купить лекарство (но не здоровье)

– У нас получилось, что за деньги нельзя купить время, мудрость, друга, семью, здоровье.(список слов на доске) Этот список можно продолжить.

7. – Выполним задание. Каждая группа получает слово из списка и вписывает его в пустое место на листочках. Полученное предложение я советую вам еще раз прочитать. Оно будет первым предложением мини-сочинения «Чего за деньги не купишь» Вам надо продолжить это сочинение.

Мы считаем, что за деньги не купишь ___________________, потому, что(дети продолжают)

Прочитаем, что у вас получилось.
8. – В результате занятия я узнала о вашем отношении к деньгам. Вы убедили меня в том, что новое поколение, живя в мире ценников, понимает систему человеческих отношений и не всё измеряет деньгами. И повторю слова тетушки Совы, что богатеть надо не только материально, но и морально, нравственно, собирать знания, приобретать навыки и не делать обогащение целью всей жизни. Но мнение детей и взрослых не всегда совпадают. Я предлагаю дома придумать вопросы для анкеты с родителями. (на листочках у каждого) и электронный адрес сайта, где вы можете подобрать информацию по этой теме [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] .

9.-Я получила массу удовольствия от общения с вами. А что получили вы от этого занятия? Напиши и опусти в копилку.

13PAGE 14415


Приложенные файлы

Занятие по внеурочной деятельности
«Мои первые проекты»
в третьем классе

Учитель начальных классов
МБОУ ООШ р.п. Сосновоборск
Малышева Н.И.

Данное занятие является частью социального проекта «Какие мы?» В рамках этого проекта рассматриваются ценностные ориентиры детей в сферах музыки, литературы, спорта, отношения к учебе, деньгам, родителям, хобби и другое.

ТЕМА « Дети и деньги »

Цель: изучение ценностных ориентиров детей, их отношение к деньгам.
Задачи:
рассмотреть проблему отношения детей к деньгам их глазами;
проанализировать результаты анкет;
выяснить значение дружбы, семьи, здоровья путем написания мини-сочинений «Чего за деньги не купишь»;
подготовиться к рассмотрению данной проблемы глазами родителей (анкеты для родителей)
Ход занятия
(Предварительно провожу анкету)
(Дети рассаживаются по группам, разбирая жетоны красного, синего и желтого цвета, т.е. делятся на 3 группы)

1.-Здравствуйте. Меня зовутСегодня занятие проведу у вас я. Я надеюсь на взаимное сотрудничество и поддержку с вашей стороны, и тогда наша работа будет плодотворной. Это занятие является частью работы одной из групп над проектом «Какие мы?».Чтобы определить тему занятия, нам потребуется отгадать загадку.
Штучка невеличка, а всякому нужна. (деньги)

У каждой из них достоинство есть,И по нему воздают каждой честь -По щепотке одной, другой же по пуду.Но сравнивать их я, конечно, не буду:Без маленькой самой не будет большой.И вам приходилось встречаться с такой.(Деньги, монета)

2.- Назовите тему нашего занятия. (деньги)
- Верно. Мы поговорим о деньгах, о вашем отношении к ним.
Деньги сопровождают человека всю его жизнь. Если вы думаете, что проблемы денег касаются только взрослых, то вы ошибаетесь. Проблемы денег напрямую касаются и детей. Общепринято считать, что чем больше денег у родителей, тем больше возможностей у детей. Фактически в стране выросло новое поколение, которое, живя в мире ценников, а не ценностей, не догадывается о другой системе человеческих отношений, кроме той, которая измеряется деньгами. Сегодня я хочу убедиться в другом. Вы то новое поколение, но измеряете жизнь не деньгами.

3. - Что такое деньги? (высказывание детей)
- А как они появились вам напомнит тетушка Сова. (фрагмент мультфильма «Уроки тетушки Совы. Азбука денег.)
Деньги - это средство обмена. Люди принимают деньги в обмен на товары и услуги, которые они предоставляют.

4. Беседа. (подхожу к группам)
- Можно ли деньги у кого-нибудь отбирать? (1группа)
- А выпрашивать деньги можно? Почему? (2 группа)
-А воровать? Почему? (3 группа)
- Откуда у людей появляются деньги?
- Чтобы зарабатывать деньги, что нужно человеку? (профессия)
Деньги надо честно зарабатывать.

5. - У моей дочери на полке стоит вот эта вещь(показываю копилку). Какова её роль?
- То, что вы копите деньги, я узнала из ваших анкет. Как вы их копите?
(анализ некоторых пунктов анкеты)
- Могут ли деньги испортить вас? Что плохого они могут сделать? (если «да»)

6. – Но есть такие вещи, которые ни за какие деньги не купишь. Продолжите мои предложения тем, чего нельзя купить за деньги. Например, я говорю: «За деньги можно купить кровать», а вы продолжаете: «Но не сон».
– за деньги можно купить часы (но не время)
– за деньги можно купить книгу (но не мудрость)
– за деньги можно купить телохранителя (но не друга)
– за деньги можно купить дом (но не семью)
– за деньги можно купить лекарство (но не здоровье)

– У нас получилось, что за деньги нельзя купить время, мудрость, друга, семью, здоровье.(список слов на доске) Этот список можно продолжить.

7. – Выполним задание. Каждая группа получает слово из списка и вписывает его в пустое место на листочках. Полученное предложение я советую вам еще раз прочитать. Оно будет первым предложением мини-сочинения «Чего за деньги не купишь» Вам надо продолжить это сочинение.

Мы считаем, что за деньги не купишь ___________________, потому, что(дети продолжают)

Прочитаем, что у вас получилось.
8. – В результате занятия я узнала о вашем отношении к деньгам. Вы убедили меня в том, что новое поколение, живя в мире ценников, понимает систему человеческих отношений и не всё измеряет деньгами. И повторю слова тетушки Совы, что богатеть надо не только материально, но и морально, нравственно, собирать знания, приобретать навыки и не делать обогащение целью всей жизни. Но мнение детей и взрослых не всегда совпадают. Я предлагаю дома придумать вопросы для анкеты с родителями. (на листочках у каждого) и электронный адрес сайта, где вы можете подобрать информацию по этой теме [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] .

9.-Я получила массу удовольствия от общения с вами. А что получили вы от этого занятия? Напиши и опусти в копилку.

13PAGE 14415


Приложенные файлы

Учимся выдвигать гипотезы
Занятие кружка «Я - исследователь»

Тема №7: «Учимся выдвигать гипотезы».

Цель занятия:
- ввести понятие гипотеза, истина, развивать умение выдвигать гипотезы и подтверждать их.

Задачи:
Познавательные УУД:
- учить добывать новые знания в разных источниках, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии;
- познакомить обучающихся с понятием гипотеза;
- развивать познавательную активность, любознательность при проведении опытов, умение делать выводы, способность аналитически мыслить: классифицировать, сравнивать, обобщать;
- познакомить с основами применения информационных технологий в исследовательской деятельности.

Регулятивные УУД:
- создать условия для нахождения информации о понятии «гипотеза».
- ставить учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что еще неизвестно;
- направить детей к выделению главного и второстепенного из данной информации.

Коммуникативные УУД:
- создание благоприятной успешной ситуации на занятии;
- умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать собеседника;
- формировать опыт публичного выступления, способствовать формированию культуры речи;
- формулировать собственное мнение и позицию; совместно договариваться о правилах поведения и общения в парах, группе;
- умение взаимодействовать в процессе работы.

Личностные УУД:
- способность к самооценке на основе критерия успешности исследовательской деятельности.

Ход урока

1. Актуализация знаний.

Где-то существует фантастическая планета. У вас на столах лежат листочки, здесь вы можете нарисовать эту планету.
Представьте, сто на вашу планету прилетели космонавты. Что они увидят, Расскажите.
- Какие вопросы вам зададут?
- Какие из прозвучавших вопросов были простыми, какие сложными?
- Придумайте несколько уточняющих вопросов!
- Какие еще бывают вопросы?

2. Открытие нового знания.
Мозговой штурм
Мы сегодня поговорим об удивительном овоще, который был обнаружен в земле 4500 лет назад. Его называли дьявольским яблоком, вторым хлебом.
- Как вы думаете, о каком овоще идет речь?
Испанец Педро Чеза де Леон описал его в своей книге, именовал этот овощ... папой. "Это особый вид земляных орехов, - писал путешественник. - Будучи сварены, они становятся мягкими, как печеный каштан... Они покрыты кожурой, не толще кожуры трюфеля..."
Да, речь пойдет о картофеле.
- Нам предстоит узнать, что происходит с картошкой в кастрюле и на сковородке.
- Сегодня мы попытаемся ответить на вопрос, почему у жареной картошки есть корочка, а у вареной нет?
Когда вы будете отвечать на вопрос, используйте следующие слова
- может быть,
- предположим,
- допустим,
- возможно.
- Ребята, вы сейчас сделали предположения, предположение по-научному называется гипотезой, давайте обратимся к словарю и найдем точное определение, что такое гипотеза.

Работа со словарем.
Гипотеза (греч. hypothesis - основание, предположение) предположительное суждение о закономерной (причинной) связи явлений; форма развития науки.
Первый путь к открытию новых знаний лежит через гипотезы. Этот путь включает в себя два разных шага.
Первый шаг - выдвижение гипотезы. Выдвинуть гипотезу значит высказать догадку, предположение ложность или истинность, которого должна установить проверка. Та гипотеза, которая выдержит проверку и станет решением проблемы (т.е. искомым знанием), называется решающей, остальные - ошибочными.
Второй шаг - проверка гипотезы. Смысл проверки состоит в обосновании принятия или отвержения гипотезы, в порождение довода за или против, в приведении аргумента на решающую гипотезу («это так, потому что») или контраргумента на ошибочную («это не так, потому что»).
- Мы с вами сделали первый шаг, выдвинули гипотезы. Теперь их нужно проверить.
Сырой картофель твердый в него тяжело воткнуть нож.
Что надо сделать, чтобы проверить гипотезу?

Работа с текстом.
Из чего состоит картофель.
Возьмите сырой картофель и разотрите его в кашицу, смешайте в баночке с водой, процедите сквозь тряпочку и дайте жидкости отстояться.
На дне баночки получится слой какого-то белого вещества. Слейте воду, выложите осадок на промокательную бумагу и дайте ему высохнуть. У вас получится белый порошок. Это крахмал или картофельная мука. Он и является причиной корочки у жареного картофеля.
- Как вы думаете, что происходит при нагревании?
Вывод: Когда картофель жарится, от сильного нагревания крахмал превращается в клей, который и склеивает отдельные картофельные зерна в румяную корочку.
- Чья гипотеза оказалась истинной, а чья ложной?

3. Первичное закрепление.
Конкурс «Гипотеза».
- Поразмыслите и предложите свои гипотезы:
Что было бы, если бы на земле не было ветра?
Что случилось бы, если бы от птичьего гриппа погибли все птицы?
Что произошло бы, если бы люди обнаружили жизнь на Марсе?
Что будет, если вдруг исчезнут школы?
Что было бы, если бы люди могли легко менять свою внешность, как одежду?
Что было бы, если бы люди не изобрели колесо?
Практическая работа по закреплению изученного материала.

Постановка проблемы
- Недавно мне довелось гулять по лесу и рассматривать шишки, лежащие на дорожке. Все шишки были открыты, похожи на ёжиков (учитель показывает шишку, даёт их детям потрогать). На следующий день те же самые шишки были закрыты, чешуйки прижались друг к другу.
- Из-за чего такое могло случиться?

Выдвижение гипотез.
Дети предлагают свои объяснения. Объяснения, основывающиеся на том, что это другие шишки («те старые, а это молодые»), учитель сразу отвергает:
У: Шишки те же самые (я их пометил ленточками), просто они закрылись. Почему?
В результате этой работы на доске появляется ряд детских предположений. Это предположения, связанные с погодой: «из-за дождя», «из-за жары», «был вечер и утро» (солнечный свет) и пр.
Учитель показывает детям, что предложений много, но какое из них верное - непонятно.

Поиск выхода из затруднения
У: Каким способом будем получать ответ?
Дети предлагают разные известные способы. Учитель предлагает все их опробовать. Спросить у родителей (в результате опроса получаются те же разные мнения), поискать в справочнике (ответ не находится). На предложение понаблюдать (на следующем уроке) учитель говорит, что внимательно наблюдал за погодой в те два дня: в первый день погода была «сухая, жаркая, солнечная, ветреная», а во второй день - «влажная, холодная, пасмурная, безветренная». Условия учитель «назначает» так, чтобы все они менялись одновременно, но чтобы закрытым шишкам соответствовала влажная погода.
Обсуждая эти условия, дети заключают, что нельзя из наблюдений решить, что же именно было причиной закрывания шишек.
Учитель предлагает определить, в чём же причина того, что даже наблюдение не позволяет найти точный ответ.
Дети анализируют затруднения и приходят к выводу, что «все условия - вместе (смешаны, одновременно присутствуют)», поэтому и нельзя решить, что же влияет.
У: Что же нужно, чтобы преодолеть эту трудность?
Д: Сделать условия отдельно.
Далее решается вопрос: как же «сделать каждое условие отдельно»? Учитель предлагает для этой цели использовать две шишки, лежащие у него на столе.

Проведение эксперимента
Дети предлагают, например, для проверки того, влияет ли солнечный свет, положить шишки на освещённое место.
У: Что же мы увидим?
Д: Они откроются (закроются).
У: Сможем ли мы сделать из этого какой-то вывод?
Д: Да. Если откроются (закроются), значит, всё правильно.
У: А может быть, они бы и так открылись?
Д: А! Надо одну шишку положить на свет, а другую - в темноту.
Аналогичным образом разбираются другие предложения детей (о влажности, ветре и пр.).
У: Давайте подумаем, какой же способ решения научных споров мы открыли. Чем он похож, а чем отличается от старых способов: например, от наблюдения? Что мы проделали с шишками?
Д: Мы положили одну в холодильник, а другую - в тепло. Мы сами создаём и меняем условия процесса!
Учитель выясняет, почему важно, чтобы была не одна, а две шишки. Дети рассказывают, он называет одну шишку «экспериментальной», а другую «контрольной.
У: А будем ли мы наблюдать, и если будем, то когда?
Д: Наблюдать мы будем после того, как положим шишки в разные условия.
Учитель рассказывает, что после того, как мы решили проверить наши разные мнения, они стали не просто мнениями, а гипотезами, или предположениями. А этапы создания условий и наблюдения результата - способ проверки гипотез. Наглядно схема эксперимента выглядит следующим образом.
Условия наблюдения в первый раз
Предположения об условиях процесса
Условия наблюдения

Вывод и определение истинности и ложности гипотез.
- Какие выводы можно сделать?
- Какие гипотезы были истинные, какие ложные?

4. Подведение итогов и рефлексия.
- Что такое гипотеза?
- Какие бывают гипотезы?
- Как работать с гипотезой?
- Ребята перед вами лесенка успеха
- Оцените свои знания по лесенке.