Рассмотрим форму записи ответов задания части В по обществознанию на конкретных примерах.

Задания части В - это задания повышенного уровня сложности, требующие от школьников овладения умениями:
. анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в различных знаковых системах (текст, схема, таблица и др.);
. сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия;
. устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами;
. различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы.

В данной статье хотелось бы обратить внимание выпускников на изменение формы записи в заданиях В5 и В6: вместо комбинации букв ответ записывается в форме комбинации цифр.

Рассмотрим форму записи ответов на конкретных примерах.


В6: Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

«Духовное __________ (А) выделилось на определенном этапе развития человека в особую сферу деятельности. Продукты этой деятельности существуют в _____________ (Б) индивидов. Они выражаются в ______________ (В) форме – язык, религия, стили искусства и т.д. Некоторые элементы культуры приобретают характер «вечных» ценностей, определяют ___________ (Г) и назначение человеческой жизни. Для духовного производства необходима материальная база – школы, театры, музеи, издательства, средства массовой коммуникации. В сфере духовного производства действует ряд ________________ (Д) , таких как церковь, образование, наука, искусство, а также отдельные специалисты. Продукты духовного производства представляют собой ____________ (Е) культурного опыта современников и всех предшествующих поколений».

Список терминов:
1) социальный статус;
2) синтез;
3) знаково-символический;
4) сознание;
5) социальный институт;
6) производство;
7) общество;
8) смысл;
9) устный.

Ответ:

А Б В Г Д Е
6 4 3 8 5 2

B6: Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Общество динамично: и отдельные люди, и социальные группы постоянно изменяют свой ________ (А) . Это явление получило название социальной ________ (Б) . Социологи различают несколько ее типов. Перемещения, не изменяющие социального положения индивидов и групп, называют ________ (В) мобильностью. Примерами являются переход из одной возрастной группы в другую, смена места работы, а также переселение людей из одной местности или страны в другую, т. е. ________ (Г) . ________ (Д) мобильность предполагает качественное изменение социального положения человека. Примерами может служить получение или лишение дворянского титула в феодальном обществе, профессиональная карьера – в современном и т.п. Каналами мобильности выступают социальные ________ (Е) : семья, школа, собственность, церковь, армия и т. п.»

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:
1) миграция;
2) мобильность;
3) горизонтальная;
4) институт;
5) статус;
6) вертикальная;
7) группа;
8) стратификация;
9) маргинализация.

В данной ниже таблице приведены буквы, указывающие на пропуск слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.

Ответ:

А Б В Г Д Е
5 2 3 1 6 4

В5: Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определенной буквой.

(А) В столице состоялся очередной Международный фестиваль дизайна, декоративно-прикладного искусства и народно-художественных промыслов. (Б) В этом году он получил злободневную направленность и стал более современным. (В) Уровень представленных работ существенно возрос. (Г) Существовавший ранее разрыв между «медальными» проектами и всеми остальными нельзя было считать приемлемым.


1) фактический характер;

Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

Ответ:

А Б В Г
1 2 2 2

B5: Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определенной буквой.

(А) Все больше и больше людей в мире пользуются мобильными телефонами: они не только звонят или отвечают на звонки, но и переписываются с помощью SMS сообщений. (Б) Привычка общаться с помощью коротких простых текстов может привести к тому, что человек разучится разговаривать по душам, вникать в интонации собеседника и сочувствовать ему. (В) В ряде стран Европы десяткам пользователей телефонов поставлен диагноз – «SMS-зависимость». (Г) Специалисты отделения вредных привычек одной из клиник зафиксировали, что люди, страдающие этим заболеванием, могут писать SMS сообщения по семь и более часов в день.

Определите, какие положения текста носят:

1) фактический характер;
2) характер оценочных суждений.

Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

Ответ:

А Б В Г
1 2 1 1
Использованные материалы:
1. Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2010, 2011 гг. по обществознанию. www.fipi.ru
2. Лазебникова А.Ю. ЕГЭ 2011. Обществознание. Типовые тестовые задания/ А.Ю. Лазебникова, Е.Л. Рутковская, Н. И. Городецкая, Е. С. Королькова. – М.: Издательство «экзамен», 2011. www.alleng.ru

3) характер теоретических утверждений

В 6. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из

предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Общество динамично: и отдельные люди, и социальные группы постоянно изменяют свой _____(А). Это явление получило название социальной ______(Б). Социологи различают несколько её типов. Перемещения, не изменяющие социального положения индивидов и групп, называют _____(В) мобильностью. Примерами являются переход из одной возрастной группы в другую, смена места работы, а также переселение людей из одной местности или страны в другую, т. е. ______(Г). ______(Д) мобильность предполагает качественное изменение социального положения человека. Примерами могут служить получение или лишение дворянского титула в феодальном обществе, профессиональная карьера – в современном и т. п. Каналами мобильности выступают социальные ______(Е): семья, школа, собственность, церковь, армия и т. д.».

Список терминов:

1) миграция 4) институт 7) группа

2) мобильность 5) статус 8) стратификация

3) горизонтальная 6) вертикальная 9) маргинализация

Ответ: _________

В 8. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий

представленного ниже ряда:

· 1) народные массы 2) движущие силы исторического процесса 3) классы 4) нации

5) исторические личности

Ответ: _________

Часть С

Прочитайте текст и выполните задания С 1 – С 4

Под урбанизацией понимается исторический процесс повышения роли городов в развитии общества. Он охватывает изменения в размещении производительных сил, и прежде всего в расселении населения, его демографической и социально-профессиональной структуре, образе жизни и культуре.

Процесс урбанизации как общепланетарное явление стал порождением индустриализации и капитализма. Еще в 1800 г. в городах проживало лишь около 3 % населения мира, в то время как сегодня уже около половины. На сегодняшний день по доле городского населения выделяются Великобритания (более 90 %), Швеция, ФРГ и некоторые другие страны (более 80%), США и Канада (около 80%). В России эта доля равна 73 %.

Города иногда перерастают в городские агломерации (от лат. agglomero – накапливаю, присоединяю), поглощая пригороды и образуя зоны сплошной застройки, функционально тесно связанные с ядром города. Такое срастание стимулируется развитием транспорта, растущей «достижимостью» любой точки агломерации. Городские агломерации стали сегодня основной формой расселения в индустриально развитых странах. В США, Японии и Западной Европе сложились скопления агломераций, почти слившиеся пояса крупных городов – мегалополисы.

Урбанизация создает сложнейший узел экономических, экологических, социальных проблем. Экономические проблемы проявляются в транспортном коллапсе городов, трудностях водоснабжения , проблемах экологии. Экологические проблемы городов (особенно крупных) состоят в том, что они концентрируют все виды загрязнения окружающей среды , оказывая влияние на огромные территории. Социальный аспект урбанизации проявляется в резких различиях качества жизни в городах и бедствующих периферийных районах многих развитых стран, в социальных контрастах внутри крупных городов.

С2. Городские агломерации, поглощая пригороды, образуют зоны сплошной застройки, функционально тесно связанные с ядром города. Приведите не менее трех примеров таких связей.

С3. Какие проблемы, связанные с процессом урбанизации, называет автор? Используя обществоведческие знания и личный социальный опыт, назовите способы их решения (по одному на каждую проблему) в России.

С4. Технология производства пищи требует, чтобы люди жили в селах, а не в городах, поэтому еще в начале XX века в селах жило 87 % населения России. В 2010 году процент городского населения составил 73,7 %. Используя содержание текста, обществоведческие знания и личный социальный опыт, назовите два фактора, изменивших соотношение городских и сельских жителей. Кратко охарактеризуйте их воздействие на структуру населения.

С5. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «гражданство»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о принципах российского гражданства.

С6. Назовите и проиллюстрируйте тремя примерами основные правомочия собственника в соответствии с Гражданским кодексом РФ.

4) классовая стратификация общества

2. Индивидуально устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах

деятельности, называются:

1) темперамент 2) способности 3) образованность 4) мировоззрение

3. «Я представил себе красивый жёлтый лимон, его чудесный свежий запах и тут же скривился

от кислоты, только подумав о нём». Данное суждение характеризует:

1) понятие 2) ощущение 3) восприятие 4) представление

4. Верны ли следующие суждения о мировоззрении?

А. Мировоззрение – это система взглядов человека на мир и своё место в нём.

Б. Научное мировоззрение формируется под влиянием непосредственного жизненного опыта

человека.

5. Экономисты выявили закономерность изменения спроса на бытовую технику от роста

3) освобождение от обязанностей уплаты налогов отдельных категорий граждан

4) национальный проект «Здоровье нации»

8. На рисунке отражена ситуация на рынке жёстких дисков и флэш-карт: линия предложения S

переместилась в новое положение S 1 (P – цена товара, Q – объём предложения товара)

Это перемещение может быть связано, прежде всего:

1) с существенным повышением заработной платы работников данной отрасли в связи с

требованиями профсоюзов

4) со снижением ввозных таможенных пошлин на информационную технику

9. Верны ли следующие суждения о налогах?

А. Прямые налоги взимаются в бюджет государства непосредственно с получателей доходов

или с владельцев собственности.

Б. К числу косвенных налогов относятся акцизы и налог на добавленную стоимость .

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны А и Б 4) оба суждения неверны

10. Социальный престиж – это:

1) социальное перемещение человека от низкого статуса к более высокому

2) социальное поведение индивида, определяемое его социальной ролью


Муниципальный этап

Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию.

2010/2011 учебный год

10- 11 классы

Задание 1.

По какому принципу образованы ряды: назовите понятие общее для приведенных ниже терминов, объединяющее их

Сравнение, анализ, абстрагирование, обобщение

Фондовый, валютный, труда, товарный

Доход, образование, профессия, отношение к власти

Элитарная, массовая, народная, экранная

За каждый правильный ответ 1 балл. Всего 4 балла

Задание 2А.

Заполнить пропуск в ряду.

Институциональная, ………., нормативная, идеологическая

Вексель,……….., облигация, приватизационный чек

Анимизм, …………, фетишизм, магия

…., постановление Правительства, приказ министра, распоряжение.

Задание 2Б.

Вставьте слова вместо пропусков

« Общество динамично: и отдельные люди и социальные группы постоянно изменяют свой ….. (1). Это явление получило название социальной …..(2). Социологи различают несколько её типов. Перемещения, не изменяющее социального положения индивидов и групп, называют ….(3) мобильностью. Примерами являются: переход из одной возрастной группы в другую, смена места работы, а также переселение людей из одной местности в другую, то есть ….(4). ……(5) мобильность предполагает качественное изменение социального положения человека. Примерами может служить получение или лишение дворянского титула в дворянском обществе, профессиональная карьера в современном и т.п. Каналами мобильности выступают социальные …..(6): семья, школа, собственность, церковь, армия и т.п.»

^ 1 балл за каждое правильно вставленное слово. Максимальное количество баллов – 6.

Задание 3

Что является лишним в ряду? Объясните своё решение

Унитарное, конфедерация, монархия, федерация.

Пол, национальность, раса, профессия.

Аристотель, Сократ, Фома Аквинский, Платон.

За каждый правильный ответ 1 балл. Всего 4 балла.

Задание 4

Впишите правильную букву (правильные буквы) вместо пропусков

А…торитарный. К…нцессия. Дел…нквентность. Д…ффер…нциация. …л….гархия. С…пар…тизм. Идент….фикация.

^ За каждое правильно написанное слово -1 балл. Максимальное количество баллов – 7.

Задание 5.

Используя ВСЕ приведённые слова и словосочетания составить определения понятий, назовите эти понятия (союзы и предлоги вставить самостоятельно)

Политические, права, свободные, суверенные, общество, личности, активно, участвующие, наделённые, широкие, гражданские, управление, государство

Доход, человек, созданные, используемые, товар, услуги, приносящие, ресурсы, производство

^ За правильно составленное определение – 2 балла, за правильно названное понятие – 1 балл. Максимальное количество баллов – 6 .

Задание 6.

Какие два направления теории познания сформулированы в данных высказываниях? Сформулируйте сущность их воззрений.

«Единственным источником всех наших знаний является чувственный опыт».

«Наши знания могут быть получены только с помощью ума, без опоры на чувства».

По 2 балла за каждый элемент ответа, максимальное количество баллов – 6.

Задание 7.

«Да» или «нет»? Если вы согласны с утверждением, напишите «да», если не согласны – «нет».

Проведя сравнительный анализ мифологии различных народов, учащиеся пришли к выводу, что образ первоправителя для мифов не характерен. Этот вывод является верным.

Чтобы увеличить приток денег в страну, экономисты рекомендовали правительству отказаться от политики меркантилизма. Этот совет приведет к достижению желаемого результата.

В ходе обыска у задержанного по подозрению в разбое Д. были обнаружены различные сфальсифицированные материалы (видео, аудио, письменные тексты), с помощью которых он хотел оклеветать своего знакомого К. Теперь Д. будет привлекаться к уголовной ответственности также и за клевету.

Готовясь к предстоящим через год выборам в Государственную думу России, политическая партия приняла решение включить в список своих кандидатов очень перспективного 19 – летнего активиста. Несмотря на решение партии этот кандидат не будет включен в список.

Отправляясь в туристическую поездку по странам Юго – Восточной Азии, М. много времени посвятил изучению синтоизма, в надежде на месте лучше познакомиться с многочисленными памятниками этой религии. Его надежды будут оправданы.

Повышение котировок акций нефтяных компаний в связи с ростом цен на бензин характеризуют ситуацию на рынке сырья и материалов.

Судебная власть действует лишь тогда, когда есть конфликт или спор по поводу закона.

Депутаты Государственной думы РФ избираются по пропорциональной избирательной системе.

Подоходный налог относится к числу косвенных.

Правоспособность – способность самостоятельно, без всяких ограничений осуществлять свои права и нести обязанности.

За каждый правильный ответ – 1 балл, максимальное количество баллов – 10.

Задание 8.

Заполните пустые графы в таблице.

Линии сравнения

Частное право

Интересы

Общественные, государственные

Предмет правового регулирования

Имущественные и неимущественные отношения

Метод правового регулирования

Соподчиненность и координация действий участников правовых отношений.

Отношения государственных органов между собой и частных лиц с государством.

Отношения частных лиц между собой.

Состоит из отраслей гражданского, предпринимательского, трудового, семейного права.

Сущность

Нормы, закрепляющие порядок деятельности органов государственной власти и управления.

^ За каждый заполненный пропуск – 1 балл. Всего – 8 баллов.

Задание 9.

Составить схему, используя все предложенные понятия и термины.

Политические партии, правящие, отношение к власти, кадровые, левые, характер членства, оппозиционные, центристские, политический спектр, массовые, правые.

^ Максимальное количество баллов – 8, частично правильный ответ не оценивается.

Задание 10

Заполните таблицу, определив к каким философским течениям относятся данные высказывания.

Позитивизм

Экзистенциализм

Прагматизм

Подлинная действительность сосредоточена в отдельных людях.

Истина – то, что служит успеху, благополучию и процветанию жизни.

Основа философского учения – сосредоточение на частных науках, дающих положительный результат.

Это философское течение не признаёт абстрактных, умозрительных общих положений.

Значение идей и понятий состоит в их практических последствиях, которые мы можем от них ожидать.

Жизнь в обществе - это иллюзорное, неподлинное, призрачное существование, потому что раствориться в массе людей невозможно. Свою жизнь не передать другому.

За каждое правильное соотнесение – 1 балл. Всего 6 баллов.

Задание 11.

Решите чайнворд, каждое следующее слово должно начинаться с последней буквы предыдущего.

Культура группы

Вид налога

Нормативно – правовой акт, обладающий высшей юридической силой

Обязательный платеж в пользу государства

Главный субъект политической системы

Коллектив коллективов

Фаза, связывающая производство с распределением и потреблением

С латинского «правило, образец»

Политический режим, основанный на личной власти.

Каждое правильно названное слово – 1 балл, всего 10 баллов.

Задание 12.

Перед вами высказывания отечественных и зарубежных мыслителей Выберите то из них, которое станет темой вашего эссе. Ваша задача –сформулировать своё собственное отношение к проблеме, поднятой в данном утверждении, обосновать теми аргументами, которые представляются вам наиболее существенными.

«Молодость – это время для усвоения мудрости…» (Ж. – Ж. Руссо)

«Конкуренция – жизнь торговли и смерть торговцев» (Э. Хаббард)

«Когда множатся законы и приказы, растет число воров и разбойников» (Лао – Цзы)

«Там, где великие мудрецы имеют власть, подданные не замечают их существования». (Лао – Цзы)

«Регресс имел место так же часто, как и прогресс» (Г. Спенсер)

«Алкоголизм и преступление – это два явления общественной жизни, находящиеся в тесной связи друг с другом». (И. Мержевский)

«Наука является основой всякого прогресса, облегчающего жизнь человечества и уменьшающего его страдания» (М. Складовская – Кюри)

«Я слишком горжусь своей страной, чтобы быть националистом» (Ж. Вольфром)

Максимальное количество баллов – 21.

Критерии

Обоснование выбора темы, ее актуальность –5 баллов

Знание обществоведческого материала – 5 баллов

Логика построения эссе –5 баллов

Стиль, образность языка –3 балла

Поощрительные баллы (по тем позициям, которые считает нужным обозначить жюри) – 3 балла

«Общество динамично: и отдельные люди, и социальные группы постоянно изменяют свой статус. Это явление получило название социальной ________ (1). Социологи различают несколько ее типов. Перемещения, не изменяющие социального положения индивидов и групп, называют ________ (2) мобильностью. Примерами являются переход из одной возрастной группы в другую, смена места работы, а также переселение людей из одной местности или страны в другую, т. е. ________ (3).

________ (4) мобильность предполагает качественное изменение социального положения человека. Примерами может служить получение или лишение дворянского титула в феодальном обществе, профессиональная карьера – в современном и т.п. Каналами мобильности выступают социальные ________ (5): семья, школа, собственность, церковь, армия и т. п.»

А. миграция Б. группа В. горизонтальная Г. вертикальная Д. институты Е. мобильность

Часть С.

Проанализируйте документ, ответив на вопросы

Групповые перемещения по вертикали особенно интенсивно проходят во времена структурной перестройки экономики. Появление новых престижных высокооплачиваемых профессиональных групп способствует массовому передвижению по иерархической лестнице. Падение социального статуса профессий, исчезновение некоторых из них провоцирует не только движение вниз, но и появление маргинальных слоев, объединяющих лиц, теряющих свое привычное положение в обществе, утрачивающих достигнутый уровень потребления. Происходит размывание социокультурных ценностей и норм, ранее сплачивавших их и предопределявших их устойчивое место в социальной иерархии.

В стабильно развивающемся обществе перемещения по вертикали носят не групповой, а индивидуальный характер. То есть поднимаются и опускаются по ступеням социальной иерархии не экономические, политические или профессиональные группы, а отдельные их представители, более или менее удачливые, стремящиеся преодолеть притяжение привычной социокультурной среды... Рабочий, успешно проявивший себя на политическом поприще и сделавший головокружительную карьеру, дослужившись до министерского портфеля или добившись избрания в парламент, порывает со своим местом в социальной иерархии и со своей профессиональной группой. Разорившийся предприниматель скатывается вниз, теряя не только престижное место в обществе, но и возможность заниматься привычным делом.

Вопросы:

1. Как происходит вертикальная мобильность в стабильно развивающемся обществе? Приведите пример из текста.

2.Какой абзац описывает ситуацию в Российском обществе начала 90-х годов ХХ века. Почему?

3. Выпишите из текста пример восходящей и нисходящей индивидуальной социальной мобильности

Сделайте вывод по практическому занятию:

Чем важна рассматриваемая тема для вас, как будущего специалиста. Какой социальный лифт для вас наиболее важен в профессиональном и личностном росте?

Список литературы: Важенин А.Г. Обществознание, М., Академия, 2011 стр.190-197

"Кадровик. Кадровый менеджмент (управление персоналом)", 2012, N 1

КОРПОРАТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ ПЕРСОНАЛА В КОММЕРЧЕСКОМ БАНКЕ

Покажите мне учебный план компании, и я все скажу Вам

о ее стратегии и даже личности первого лица.

Клаус Валентинер

В статье показано, что корпоративное обучение персонала является важнейшим фактором конкурентоспособности кредитной организации на рынке трудовых ресурсов. Конкретизированы особенности труда банковского персонала, определяющие специфику его обучения. Рассмотрена организация обучения персонала в банке на примере таких форм, как региональный учебный центр, портал обучения и развития, корпоративный университет.

Словарь управления персоналом. Корпоративное обучение - комплекс мероприятий по развитию навыков, умений и знаний персонала, направленных на наиболее оптимальное использование человеческих ресурсов организации с точки зрения принятой в ней стратегии.

Усиливающаяся модернизация экономики требует изменения стратегий компаний. Их адаптация к новым условиям предполагает существенную перестройку системы кадрового менеджмента, и обучение персонала в этих условиях становится ключевым элементом процесса управления персоналом. Очень актуальна эта проблема в коммерческих банках, поскольку от их работы зависит эффективность работы экономики всей страны. Ведущие и успешные банки в современной конкурентной борьбе за ресурсы делают выбор в пользу сохранения и накопления человеческого капитала.

Внедрение системы корпоративного обучения может способствовать адаптируемости персонала банка к меняющимся условиям и позволит обеспечить стратегическое конкурентное преимущество финансовой организации на долгие годы.

Понятие корпоративного обучения родилось в начале 60-х гг. XX в. в США вместе с понятием корпоративных университетов. Наиболее распространенный термин - Training&Development (T&D) - "обучение и развитие". В середине 1970-х гг. была образована Ассоциация специалистов по обучению и развитию (ASTD), в настоящее время насчитывающая более 100 национальных членов (ASTD. org). В сентябре 2005 г. ASTD открыла представительство в России. В России профессия специалиста по обучению и развитию персонала сформировалась в середине 90-х гг. прошлого века.

Задачи и основные направления корпоративного обучения

персонала в банке

Система корпоративного обучения - это инструмент реализации стратегии банка.

Цель корпоративного обучения - обеспечение системных знаний и навыков персонала, необходимых для достижения эффективных результатов и качественных показателей деятельности банка.

Задачи корпоративного обучения:

Системная подготовка всех целевых групп персонала банка;

Обеспечение необходимого уровня управленческих знаний и навыков;

Подготовка кадрового резерва;

Адаптация новых специалистов;

Формирование корпоративных стандартов ведения дела, в том числе стандартов качественного обслуживания клиентов.

Труд банковского служащего как специфический вид труда имеет существенные особенности, которые оказывают значительное влияние на систему корпоративного обучения банковского персонала. Для обеспечения успешного формирования системы обучения персонала кредитной организации необходимо учитывать ряд особенностей труда в сфере кредитно-финансовых операций :

1. Высокие квалификационные требования, вызванные необходимостью постоянного самообразования, связанные с частыми изменениями нормативных документов, что подтверждается высоким среднеотраслевым показателем удельного веса численности сотрудников с высшим профессиональным образованием. Сокращение жизненных циклов банковских продуктов, частые инновации в окружающей среде ведут к резкому повышению требований к образовательному и квалификационному уровню персонала. Требования к квалификации исполнителей в российских банках высоки и превосходят требования к исполнителям других непроизводственных отраслей (например, согласно Социальному отчету Банка ВТБ за 2009 г. доля сотрудников, имеющих высшее образование, составила 84,6% ). Необходим постоянный контроль за уровнем квалификации с целью выявления пробелов в знаниях с учетом развития технологий, изменения нормативной базы.

2. Повышенные требования к информационному обеспечению трудовой деятельности. Результаты труда прямо связаны с качеством поступающей работнику информации. Результатом данных повышенных требований к информационному обеспечению является рост сложности труда исполнителей, повышение интенсивности их труда.

3. Высокая техническая оснащенность и массовая автоматизация рабочих мест. Автоматизация, приводя к усложнению содержания деятельности, серьезно меняет отношение к труду индивида.

Выделенная специфика труда работников банка предопределяет направления корпоративного обучения в кредитной организации.

Основными направлениями корпоративного обучения в банке являются:

Функциональная подготовка, направленная на эффективное выполнение сотрудниками должностных обязанностей, освоение бизнес-процессов, продуктов и технологий деятельности банка;

Развитие навыков деловой эффективности, направленное на достижение корпоративных стандартов качества ведения дела;

Развитие управленческих компетенций, направленное на формирование единой корпоративной системы управления.

Основными формами обучения в банке являются:

1. Внутренние семинары:

Информационно-консультационные. Они направлены на передачу сотрудникам информации, необходимой для выполнения задач бизнеса и непосредственных должностных обязанностей, например, посвящены таким темам, как: "Актуальные вопросы операционной деятельности", "Кредитные операции банка", "Актуальные вопросы и практика проведения расчетов в форме аккредитивов в рублях на территории РФ", "Актуальные вопросы работы с персоналом" и др.;

Практические. Направлены на отработку практических знаний и функциональных навыков, например, навыков пользования новыми операционными системами ("Сервис-пакеты. Мой личный банк", "Заполнение данных клиента в программном обеспечении" и др.);

Проблемно-проектные. Направлены на решение конкретных бизнес - задач под руководством внутреннего или внешнего эксперта, например, по темам: "Стимулирование труда сотрудников отдела", "Осуществление международных расчетов в форме импортного аккредитива" и др.

2. Внутренние стажировки, направленные на практическое освоение профессиональных технологий под руководством опытных сотрудников, например "Технология проведения бизнес-тренинга по теме "Эффективные продажи" и др.

3. Внутренние тренинги, направленные на формирование навыков деловой эффективности в работе с клиентами и управленческих навыков: "Управление продажами", "Управление сервисом", "Эффективные продажи" и др.

4. Дистанционное обучение. Оно, как правило, рассматривается в банке в качестве самостоятельного вида обучения, хотя его использование возможно лишь в форме дополнительной формы обучения, в результате которой должно происходить либо закрепление пройденного материала (например, после тренинга), либо подготовка к последующему обучению (изучение информации, необходимой для будущего тренинга). Дистанционное обучение в свою очередь подразделяется на:

Электронные курсы, которые обеспечивают передачу и контроль усвоения информации и используются в основном для функциональной подготовки персонала. Как правило, к ним относятся программы по адаптации сотрудников, различных направлений деятельности, вводный инструктаж по ПОД/ФТ (противодействие легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма) и др.;

Видеосеминары, которые направлены на конкретизацию и контроль усвоения информации, полученной при прохождении электронных курсов и самостоятельной подготовки, повышая эффективность данных форм обучения за счет активного вовлечения участников в учебный процесс и получения от них обратной связи по обсуждаемым вопросам в режиме реального времени.

5. Внешние семинары (в России и за рубежом), направленные на получение информации, необходимой отдельным специалистам по направлениям их деятельности в интересах банка, с целью решения конкретных задач или активного представительства в определенной профессиональной сфере, в качестве примера можно назвать обучение по таким темам, как: "Обучение Business Object", "Стратегическое видение бизнеса", "Управление проектами", "Управление изменениями" и др.;

6. Сертификационные программы, направленные на получение права ведения профессиональной деятельности в интересах банка, установленного в законодательном порядке или в соответствии с внутренними нормативными документами: "Специалист финансового рынка", "Оценочная деятельность", специализированные курсы для кассиров и др.

7. Самостоятельная подготовка, направленная на освоение новых знаний и навыков по направлениям деятельности сотрудников, постоянное повышение профессиональной квалификации в целях соответствия требованиям к занимаемой должности и профессионального развития.

8. Наставничество является основным методом обучения вновь принятого работника. После того как нового сотрудника приняли на вакантную должность, к нему закрепляется куратор, целями кураторства являются упорядочивание процесса развития профессиональных компетенций, развитие способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на сотрудника задачи по занимаемой должности; адаптация к корпоративной культуре банка, формирование лояльности к бренду и имиджу банка. В задачи куратора входят: знакомство нового сотрудника с банком, историей его развития, структурой, корпоративной культурой, принятыми нормами и правилами поведения в организации; осуществление теоретической подготовки сотрудника в соответствии с планом подготовки специалистов. Куратор осуществляет практическую подготовку сотрудника к работе в специализированном программном обеспечении.

Цитируя законодательство. Кадры организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Обучение проводится в следующих формах: а) вводный инструктаж; б) дополнительный инструктаж; в) целевой инструктаж. Вводный инструктаж в организации проводится специальным должностным лицом при приеме на работу в банк.

Из Приказа Росфинмониторинга от 03.08.2010 N 203 "Об утверждении Положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (ред. от 01.11.2010).

Наиболее используемыми методами обучения персонала в банках являются: тренинги, семинары, лекции, дистанционное обучение, наставничество, видеокурсы, практические стажировки. Практика показывает, что постепенно число лекции уменьшается, а дистанционное обучение, наоборот, набирает обороты, особенно сильно эта тенденция проявила себя во время финансового кризиса 2008 - 2009 гг., когда многие банки перешли на дистанционное обучение с целью оптимизации расходов на обучение персонала.

Организация корпоративного обучения персонала в банке

План корпоративного обучения

Обучение персонала в банке должно осуществляться в соответствии с Планом корпоративного обучения, утверждаемым, как правило, на период 1 год.

Корпоративный план обучения формируется:

По направлению функциональной подготовки - на основании заявок руководителей подразделений с учетом специфики деятельности и производственных задач подразделений, в том числе по итогам профессионального тестирования;

По направлениям развития деловой эффективности и управленческих навыков - по результатам анализа потребностей персонала в развитии, в том числе по итогам оценочных процедур;

По всем направлениям корпоративного обучения - на основе решений, принимаемых руководством банка в целях развития бизнеса.

Корпоративный план обучения на последующий год формируется в соответствии с установленными периодами планирования (сентябрь - декабрь) текущего года. План обучения согласуется в установленном порядке и после утверждения доводится до сведения персонала средствами внутренних коммуникаций. В течение года в план могут быть внесены изменения, отражающие приоритеты в развитии бизнеса. Планы работы подразделений постоянно корректируются, могут меняться задачи бизнеса, конъюнктура рынка, финансовое положение кредитной организации - все это требует соответствующего изменения плана обучения сотрудников. Например, в последнее время многие банки ставят задачу перед продающими подразделениями увеличивать комиссионный доход, в то же время многие комиссии законодательно отменяются, появляются новые продукты, без соответствующего обучения сотрудников все эти нововведения останутся неучтенными, что может негативно сказаться на работе всей кредитной организации.

Корпоративный план состоит из отдельных учебных мероприятий и корпоративных программ.

Как правило, чаще всего проходят обучение по отдельным учебным мероприятиям работники, занятые обслуживанием розничных и корпоративных клиентов, а также работники, занятые сопровождением банковских операций. Такое соотношение можно считать нормальным, так как работа обслуживающих специалистов более подвержена изменениям, и работники, в свою очередь, должны быстро реагировать на них, поэтому для этих категорий банковского персонала разрабатываются и проводятся новые учебные мероприятия.

К числу наиболее актуальных учебных мероприятий для банковского персонала можно отнести: "Задачи кредитных организаций в части реализации требований российского законодательства в области ПОД/ФТ", "Актуальные проблемы внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ и пути их решения", "Порядок валютного контроля со стороны банка за выявлением и предотвращением при проведении валютных операций по поручению клиентов", "Вопросы бухгалтерского учета и составления отчетности", учебные семинары с презентацией различных банковских продуктов и др.

Наибольшее значение для развития банковского бизнеса имеют корпоративные программы. К основным корпоративным программам можно отнести:

Корпоративный университет как форму подготовки кадрового резерва и развития управленческого потенциала банка;

Программу по технике эффективных продаж (школа клиентского менеджера);

Программу адаптации новых сотрудников;

Программу "Корпоративные стандарты обслуживания клиентов".

Учебное время

Исходя из принципа солидарной ответственности банка и сотрудника за процесс обучения, время учебных мероприятий должно быть запланировано таким образом, чтобы обучение проводилось частично в рабочее, частично в личное время сотрудника.

При проведении корпоративных мероприятий на базе банка учебные мероприятия могут проводиться по следующему расписанию:

14.00 - 20.00:

16.00 - 20.00.

Участие сотрудников во внешних учебных мероприятиях должно производиться по расписанию обучающей организации.

Семинары для сотрудников филиалов и дополнительных офисов на базе центрального офиса могут проводиться в режиме рабочего дня с 9.00 до 18.00.

Другие форматы корпоративного обучения, включая обучение в выходные дни, могут использоваться по решению руководителей подразделений и по согласованию с руководством банка.

Бюджет обучения

Бюджет обучения формируется: подразделением по работе с персоналом - для обеспечения корпоративных программ обучения (общебанковские расходы); подразделениями банка - для обеспечения функциональной подготовки сотрудников (бюджеты подразделений). Контроль бюджетов на обучение осуществляет подразделение по работе с персоналом. Оптимальный размер расходов на корпоративное обучение составляет 0,5% фонда оплаты труда.

Портал обучения и развития

Банковская система Российской Федерации характеризуется значительной разветвленностью, широкой сетью филиалов по всей стране (Сбербанк, Альфа-Банк, ВТБ и др.). С учетом этого в качестве одной из наиболее эффективных форм подготовки персонала необходимо рассматривать дистанционную форму обучения, а именно - использование портала обучения и развития.

Портал обучения и развития (далее - учебный портал) - это инструмент организации дистанционного обучения в банке. На учебном портале размещается актуальная информация об учебных мероприятиях, библиотека электронных курсов и тестов по дистанционному обучению и др. Правила пользования учебным порталом должны быть изложены в методических рекомендациях и пользовательских инструкциях, предваряющих разделы портала. Информация на учебном портале должна иметь открытый и назначенный характер. К открытой информации должны иметь доступ все сотрудники банка в любое выбранное ими время. Назначенные курсы и тесты персонально должны быть доступны сотруднику в специально отведенное для обучения время. Результаты обучения и тестирования доступны персонально каждому сотруднику.

Руководители подразделений филиала и специалисты по работе с персоналом должны иметь доступ к отчетам по обучению и тестированию сотрудников.

Программа адаптации - это программа для новых работников банка, рассчитанная на период испытательного срока, которая проводится через учебный портал. Программу адаптации контролирует HR банка, ответственный по ПОД/ФТ, непосредственный руководитель нового сотрудника.

Курс нового сотрудника, как правило, состоит из нескольких модулей (общая информация о банке, кадровая политика, корпоративные стандарты делового общения, требования охраны труда, вводный инструктаж по ПОД/ФТ). Назначение на курс производится автоматически после авторизации приказа о приеме сотрудника на работу и отражении информации о сотруднике в кадровой базе данных.

Для сотрудников банка дистанционный курс должен являться обязательным.

Региональные учебные центры

Альтернативой обучения через Интернет является использование так называемых РУЦ - региональных учебных центров.

Основные функции РУЦ:

Взаимодействие с департаментом по работе с персоналом в вопросах организации корпоративных учебных мероприятий на базе РУЦ для сотрудников филиалов региона;

Предоставление помещения из имеющихся в распоряжении филиала учебных или переговорных аудиторий, оснащенного необходимым оборудованием для проведения очных (семинары, тренинги и др.) и дистанционных (видеосеминары и конференции) учебных мероприятий;

Выделение сотрудников для организации и сопровождения учебных мероприятий;

Обеспечение организационной поддержки учебных мероприятий - встреча и размещение иногородних участников, приобретение расходных канцелярских товаров, организация кофе-брейков в период учебных занятий.

На базе РУЦ проводятся следующие учебные мероприятия:

Семинары и тренинги в рамках корпоративных программ ("Эффективный менеджмент", "Эффективные продажи", "Эффективный сервис");

Практические и консультационные семинары по направлениям банковской деятельности с участием специалистов головного офиса и лучших специалистов филиалов;

Видеосеминары для целевых групп персонала филиалов с участием представителей головного офиса и привлеченных внешних специалистов;

Различные учебные и производственные мероприятия, требующие конкретного обсуждения и проработки с активным участием целевых групп персонала филиалов;

Деловые игры и профессиональное тестирование (в случае, если данные мероприятия проводятся в очном формате).

Учебные мероприятия на базе РУЦ планируются в ежегодном плане корпоративного обучения персонала банка.

На программе "Эффективные продажи" необходимо остановиться поподробнее, так как коммерческий банк большую часть доходов получает от процентов по кредитному портфелю, а значит, чем больше кредитный портфель и чем он более качественный, тем выше доходы банка, а этого можно добиться, в частности, с помощью эффективных продаж.

Программа включает в себя 3 этапа.

1-й этап: тренинги "Техника продаж" для старших клиентских менеджеров (СКМ) филиалов банка (350 человек, ~ 60 филиалов); выделение ключевых СКМ (как правило, начальники отделов по работе с клиентами).

2-й этап: программа "Тренинг тренеров" для ключевых СКМ (20 человек); продуктовая подготовка (торговое финансирование, пассивы); навыковая подготовка (методика проведения тренинга продаж).

3-й этап: тренинги "Техника продаж" для младших клиентских менеджеров и продуктовых специалистов силами ключевых СКМ (более 300 человек).

Оценка эффективности: поединок клиентских команд филиалов (бизнес-симуляция); результаты выполнения бизнес-планов за текущий год.

Условная отдача от данной программы составляет 2,06 руб. на 1 руб. затрат.

Корпоративный университет

Для успешного развития банковского бизнеса необходимо совпадение целей сотрудника с общими целями кредитной организации. Главным инструментом в решении данной задачи является корпоративный университет. Университет - ключевой этап процесса становления системы корпоративного обучения персонала.

Словарь управления персоналом. Корпоративный университет - это продуманная система обучения персонала компании, в рамках которой для достижения целей фирмы используются все традиционные формы бизнес-образования.

Кроме непосредственного обучения сотрудников в числе основных задач корпоративного университета - обобщение опыта и знаний, накопленных банком, создание единой организационной культуры. Например, в ВТБ под эгидой корпоративного университета были реализованы следующие программы, обобщен передовой опыт филиалов: "Коммерческий запуск регионального структурного подразделения", "Программа развития корпоративной культуры в филиале", "Мотивация сотрудников отдела сопровождения крупных клиентов", "Ключевые показатели эффективности работы филиалов для определения премиального фонда" и многие другие.

Корпоративный университет банка в первую очередь - это программы развития управленческого потенциала банка.

Цели корпоративного университета: усиление конкурентных преимуществ, формирование единой управленческой команды банка.

Его задачи: выявить и развить наиболее способных менеджеров среднего звена; реализовать актуальные проекты банка, в том числе силами слушателей университета; применять и транслировать эффективные управленческие технологии на всей территории присутствия банка.

Приведем примеры некоторых программ корпоративного университета.

"Энергия лидерства" - программа развития управленческого резерва банка. Набор производится на конкурсной основе 1 раз в год (май - август). Продолжительность обучения - 1 год (4 выездные сессии по 5 дней, защита дипломных проектов).

"Эффективный менеджмент" - открытая программа для руководителей структурных подразделений банка. Программа проводится в головном офисе и в региональных учебных центрах на базе уполномоченных филиалов в рамках задач оперативного менеджмента - управления бизнес-процессами и управления людьми. Набор в группы производится в течение года, участие согласовывается с руководителями самостоятельных подразделений/блоков/департаментов/филиалов.

Выдвижение кандидатов на участие в конкурсном наборе в корпоративный университет проводят руководители функциональных блоков/департаментов, руководители управлений, самостоятельных структурных подразделений, управляющие филиалами банка с учетом общих требований, представленных в табл.

Общие требования к кандидатам на участие

в конкурсном наборе в корпоративный университет

В рамках оценки кандидатов на участие в программе обучения ключевыми критериями отбора являются:

Результаты деятельности сотрудника;

Уровень профессионализма в профильной области;

Лидерские качества;

Умение мыслить на стратегическом уровне;

Нацеленность на результат, стремление к новым достижениям;

Способность эффективно взаимодействовать с людьми;

Клиентоориентированность;

Инновационность и творческий подход к решению задач;

Способность эффективно работать в условиях неопределенности;

Обучаемость, способность применять полученные знания на практике;

Высокая мотивация участвовать в программе обучения корпоративного университета банка.

В заключение следует отметить, что обучение персонала нельзя рассматривать как деятельность, имеющую лишь вспомогательное значения для эффективной деятельности банка, поскольку определяющим условием экономического здоровья финансовой организации является ее способность быстро адаптироваться к внешним и внутренним переменам, а система корпоративного обучения служит именно этим целям.

Библиографический список

1. Мотивация труда персонала финансово-кредитных организаций / Под ред. Ю. Г. Одегова. М.: Экзамен, 2002.

2. Социальный отчет Банка ВТБ за 2009 г. [Электронный ресурс]. URL: vtb. ru/upload/iblock/3de/VTB_SR_2009-e. pdf.

Р. Долженко

кафедры экономики,

социологии труда

и управления персоналом

Алтайского государственного

университета

Подписано в печать