Методы географических исследований

Междисциплинарные методы в географии

Геохимический метод в физической географии, т.е. применение законов общей геохимии в изучении ландшафтов. Этот метод получил широкое признание благодаря трудам советского почвоведа и географа Б.Б.Полынова. Им бы л предложен метод сопряженного анализа, позволяющий определить содержание и перемещение химических элементов от возвышенных местоположений к понижениям.

Пространственная сопряженность в геохимическом методе сочетается с вертикальной межкомпонентной (анализ химического состава грунтовых вод, почв, растительности, приземного воздуха и др.). Если подобные анализы повторять через определенные промежутки времени, то можно проследить тенденции в изменении геохимии ландшафта – накопление или обеднение его теми или иными элементами. Это ставит геохимический метод в ряд важнейших методов по определению уровня загрязнения ландшафта в результате антропогенного воздействия – промышленными и автомобильными выбросами, внесенными на поля минеральными удобрениями и т.д.

Геофизический метод предполагает изучение ландшафтных комплексов физическими методами. В центре внимания этого метода находится изучение энерго- и массообмена, связывающего ландшафтный комплекс в единое целое. С помощью применения сложных приборов определяют радиационные и тепловые условия земной поверхности, условия увлажнения, термический и водный режим почв, продуктивность биоценозов.

Специфические методы исследования в географии.

Специфическими методами исследования в физической географии являются: 1) сравнительно-описательный; 2) экспедиционный; 3) литературно-картографический; 4) аэрокосмический; 5) палеогеографический; 6) метод балансов; 7) геоинформационный метод

Сравнительно-описательный метод – самый старый в географии, к тому же наиболее соответствующий расшифровке самого названия этой науки. Но, разумеется, на протяжении веков он не оставался неизменным.

В периоды Древнего мира, Средних веков, раннего Нового времени, да и в начале собственно Нового времени в географии преобладало эмпирическое описание, соответствовавшее принципу: «Что вижу, о том и пишу».

Выражением сравнительно-описательного метода служат различного рода изолинии – изотермы, изогипсы, изобары, изогиеты (количество осадков за к.-л. промежуток времени).

Наиболее полное и разностороннее применение сравнительно-описательный метод находит в страноведении. И если раньше исследователи ограничивались ответами на вопросы «что?» и «где?», то в настоящее время таких вопросов по крайней мере пять: что, где, когда, в каком состоянии, в каких взаимосвязях.

«Когда» означает время, исторический подход к изучаемому объекту; «в каком состоянии» - современную динамику, тенденции развития объекта; «в каких взаимосвязях» - воздействие объекта на ближайшее окружение и обратное влияние последнего на объект.

Переход от эмпирического к научному описанию фактически начался только в XVIIIв., когда в кругосветных и других крупных экспедициях стали участвовать ученые- естествоиспытатели. В настоящее время интерес к сравнительно-описательному методу повышается, что объясняется увеличением интереса к страноведению, в т.ч. и комплексному, развитием внутреннего и международного туризма, общим повышением «охоты к перемене мест».

Экспедиционный метод исследования называют полевым. Полевой материал (образцы почв, горных пород, растений, пробы воды и т.д.), собранный в экспедициях, составляет хлеб географии, ее фундамент, опираясь на которой только и может развиваться теория.

Экспедиции, как метод сбора полевого материала, берут начало с античных времен.

По мере дифференциации географической науки экспедиции становились более специализированными, с ограниченным кругом задач. Тем не менее проводится много и междисциплинарных экспедиций, в составе которых есть геологи, климатологи, гидрологи, ботаники, зоологи и др. специалисты.

Экспедиционный метод относится к эмпирическим методам, т.е. к методам наблюдения.

Литературно-картографический метод является кабинетным. Этот метод имеет два аспекта.

1-ый – подготовительный, камеральный этап в подготовке экспедиции. При этом проводится предварительное изучение природы района исследования по литературным и картографическим источникам. Это – необходимое условие любых полевых исследований, но при ландшафтных его значение особенно велико. Камеральное литературно-картографическое изучение природы района экспедиции не только поможет выявлению в поле ландшафтных комплексов, но и выявит возможные пробелы в изучении компонентов ландшафта, которые надо восполнить.

2-ой аспект – литературно-картографический метод как основной, начало и конец познания географического объекта. Таким образом создается большинство работ по страноведению. Даже в том случае, когда исследователь хорошо знаком с изучаемой страной на личном опыте, все равно в основе его труда лежит анализ уже имеющегося литературно-картографического материала.

Метод моделирования . Моделирование – это одна из основных категорий теории познания. Сущность его заключается в исследовании каких-либо явлений, процессов или систем объектов путем построения и изучения их моделей. Следовательно, при моделировании изучаемый объект, явление, процесс заменяется другой вспомогательной или искусственной системой. Закономерности и тенденции, выявленные в процессе моделирования, затем распространяются на реальную действительность. Моделирование облегчает и упрощает исследование, делает его менее трудоемким и более наглядным. Кроме того, оно дает ключ к познанию таких объектов, которые не поддаются непосредственному измерению (например, ядро Земли). Все разнообразие применяемых в науке и практике моделей можно свести к двум основным типам, или классам.

Во-первых, это материальные модели, к которым относятся пространственно-подобные модели (макеты, муляжи и пр.), физически подобные модели, обладающее различными видами подобия с оригиналом (модели самолетов, судов, турбин и др.), и математически подобные модели (аналоговые и цифровые машины и пр.).

Во-вторых, это мысленные (идеальные) модели, которые в свою очередь подразделяются на образные модели (зарисовки, фотографии, т.н. гипотетические модели – различные отображения реальной действительности в сознании исследователя), знаковые, или символические, модели (математические, кибернетические) и смешанные, образно-знаковые модели (карты, чертежи, схемы, графики, блок-диаграммы и пр.).

В современной физической географии наибольшее применение находят блоковые (графические) и математические модели. Моделированию подвергаются геоморфологические процессы, морские течения, изменения климата, но в особенности природно-территориальные комплексы.

Акцент делается на более сложные глобальные модели физико-географических процессов. Так, речь идет об усовершенствовании глобальной модели климата и о том, чтобы на основе общей циркуляции атмосферы восстановить глобальный гидроклиматический режим для нескольких временных срезов за последние 18 тыс. лет, а также о глобальной модели географической оболочки.

Аэрокосмические (дистанционные) методы. Эти методы называются дистанционными потому, что Земля (или другие космические тела) изучаются с их помощью на значительных дистанциях, расстояниях. А аэрокосмическим – потому, что для этих целей используются летательные воздушные или космические аппараты. Соответственно различают аэрометоды и космические методы.

К числу аэрометодов относятся, прежде всего, визуальные методы наблюдения, ведущиеся с летательных аппаратов. Но гораздо большую роль играет аэросъемка. Основной ее вид – аэрофотосъемка, которая широко применяется с 1930-х гг. и поныне остается основным методом топографической съемки. Она используется также в ландшафтных исследованиях. Каждый аэрофотоснимок, обладая стереоскопическими свойствами, представляет собой как бы готовую объемную модель ландшафта, позволяя проследить его границы и структуру. Помимо обычной, применяется тепловая, радиолокационная, многозональная съемка.

К числу аэрокосмических методов относятся, прежде всего, визуальные наблюдения – прямы наблюдения за состоянием атмосферы, земной поверхности, наземных объектов, которые с начала космической эры проводили и проводят фактически все космонавты. Также вслед за визуальными наблюдениями началась космическая фотосъемка и телесъемка, затем получили распространение и более сложные виды космической съемки – спектрометрическая, радиометрическая, радиолокационная, тепловая и др.

К числу основных особенностей и достоинств космической съемки относят, прежде всего, огромную обзорность космоснимков (при высоте 250-500 км снимок с корабля «Салют» может охватить территорию 450х450 км и более), большую скорость получения и передачи информации, возможность многократного повторения снимков одних и тех же объектов и территорий, что позволяет анализировать динамику процессов.

Палеогеографический метод. Физическая география – наука пространственно-временная. Все ее объекты от географической оболочки до мельчайшего природного комплекса имеют свою историю развития. Современный облик ландшафтов складывается в результате не только нынешних, но и прошлых, порой очень отдаленных условий. Следы этого прошлого прослеживаются в существовании, например, реликтовых растений и животных.

Для установления возраста пород в палеогеографии проводится спорово-пыльцевой анализ. Посредством этого анализа можно определить не только возраст пород, но и те климатические условия, при которых происходило их накопление.

С помощью палеогеографического метода можно прогнозировать будущее. Например, исследованиями было выявлено чередование холодных и теплых климатических эпох.

Метод балансов . Назначение метода балансов – количественная характеристика динамических явлений по перемещению вещества и энергии в ландшафтах. С помощью этого метода исследуют что (т.е. какие вещества или какие виды энергии) и в каком количестве входит и выходит из ландшафта за определенную единицу времени.

При использовании метода балансов физико-географических исследованиях, прежде всего составляют список статей прихода и расхода, затем проводят количественное измерение каждого фактора, и на последней стадии этой работы подсчитывают приход и расход. Таким образом устанавливают тенденции изменения природного комплекса.

Наиболее широкое применение в физической географии имеют радиационный, тепловой и водный балансы.

Впервые балансовый метод при изучении географических явлений был применен во второй половине XIXвека А.И.Воейковым (климатолог). Позднее его внедрение в комплексную физическую географию связано с именем А.А.Григорьева.

Геоинформационный метод . Роль информатики в современном мире хорошо известна.

Информатика – это отрасль науки, изучающая структуру и общие свойства научной информации, а также вопросы ее сбора, хранения, поиска, переработки, преобразования, распространения и использования в различных сферах деятельности.

В последние десятилетия происходит переход от традиционной бумажной к машинной информации, вызванный, с одной стороны, информационным взрывом, а с другой – применением ЭВМ. С Информатизацией общества в его жизнь вошли принципиально новые формы и средства накопления и использования самой разнообразной информации в виде магнитных, лазерных, оптических носителей.

На этом фоне следует рассматривать и появление геоинформатики. Геоинформатика в современном ее понимании возникла не на пустом месте, а явилась результатом длительно эволюции таких традиционных способов представления географической информации, как описания, справочники, библиографические указатели, реферативные журналы, атласы и др. Сначала обработка информации производилась с помощью перфокарт, затем появились первые ЭВМ, возникли банки географических данных, основанные на использовании запоминающих устройств ЭВМ, стали внедряться геоинформационные технологии, а выдача информации осуществляется теперь не только в текстовой, графической, картографической, но и в цифровой формах, в том числе и с использованием электронных сетей, электронной почты, электронных карт и атласов.

Разработка концепции электронных карт и технологий их изготовления была осуществлена в России в первой половине 1990-х гг. Ныне ставиться задача объединить разрозненные электронные карты в единую систему, которая позволила бы создать единую компьютерную модель Земли, имеющую унифицированные условные знаки, содержание и математическую основу. А первым российско-американским комплексным электронным атласом стал атлас «Наша Земля», который тиражируется и распространяется в форме компакт-диска.

Как наука геоинформатика разрабатывает принципы, методы и технологии получения, накопления, передачи, обработки и представления географической информации. Как область практической деятельности, она включает создание, обеспечение текущего функционирования, обновление и развитие способов информации. С точки зрения интересов географии, геоинформатика может рассматриваться в одном ряду с математическими, картографическими, дистанционными методами.

Развитие геоинформатики привело к созданию геоинформационных систем. Географическая информационная система (ГИС) представляет собой комплекс взаимосвязанных средств поучения, хранения, переработки, отбора данных и выдачи географической информации. К настоящему времени разработаны и работают уже сотни и тысячи ГИС, тем не менее это только начальный период их становления.

Массовое внедрение ГИС в географию охватило многие ее отрасли, но в особенности картографию, которая благодаря ГИС претерпела перестройку, сравнимую разве что с переходом от рукописного изготовления карт к картопечатанию. Эта перестройка свое выражение в геоинформационном картографировании. Суть его состоит в информационно-картографическом моделировании природных и социально-экономических геосистем на основе цифровых баз данных, ГИС-технологий и географических знаний.

Геоинформационное картографирование формируется как узловая дисциплина на пересечении автоматизированного картографирования, аэрокосмических методов и геоинформационных систем. В его рамках происходит скрещивание двух ветвей научной картографии – создания и использования карт. ГИС-технологии позволяют свободно трансформировать картографические проекции, варьировать масштабами и компоновкой карт, вводить новые географические переменные и изобразительные средства. Геоинформационное картографирование может быть отраслевым и комплексным, аналитическим и синтетическим, различным по пространственному охвату, масштабу, назначению, степени синтеза. Но во всех случаях в его основе лежит системный подход, а его главная целевая установка заключается в создании прикладных оценочных и прогнозных материалов.

Законы и основные положения наук – принцип всеобщей взаимосвязи и взаимообусловленности – в первую очередь применимы для географии. Закономерности, установленные географией, подчиняются общим законам всеобщей взаимосвязи и взаимообусловленности явлений : всеобщей связи явлений, движению, единству и борьбе противоположностей, переходу количественных изменений в качественные, отрицанию отрицания.

Большое значение в географии имеет системный подход . Он определяет специфику научной методологии в географии, ибо каждый объект, или явление, или процесс, или комплекс рассматриваются как сложное образование , которое состоит из нескольких блоков . И блоки эти взаимодействуют между собой. Другими словами: при системном подходе нужно видеть всю многосторонность объекта в его внутренних и внешних взаимосвязях, представлять как структурную часть более крупного целого и как совокупность более мелких структурных частей.

Главные методы географии, с помощью которых можно решать проблему связи различных явлений природы, проблему обмена веществ и энергии – сквозные . К ним относятся методы: сравнительно-описательный, геофизический, геохимический, палеогеографический, картографический, аэрокосмический. Широко используются в географии и методы или направления, как геоинформационное, математическое, метод моделирования, метод балансов.

Сравнительно-описательный метод – самый старый в физической географии. Сама сущность науки географии предполагает его не только основным, но и главным методом, как в прошлом, так и в настоящем и будущем. Сравнение выполняет несколько функций: определяет ареал сходных явлений и предметов, разграничивает вроде бы близкие предметы и явления, делает через систему образов знакомым незнакомое. Сравнительно-описательный метод долгое время ограничивался двумя вопросами: что? где? В связи с этим, в географии видели чисто хорологическую науку (choror – место, пространство).

В настоящее время сравнительно-описательный метод должен давать ответы как минимум на пять вопросов: что, где, когда, в каком состоянии, в каких взаимосвязях? «Когда» означает время, исторический подход к изучаемому объекту, «в каком состоянии» - современную динамику, тенденции развития объекта, «в каких взаимосвязях» - воздействие объекта на ближайшее окружение и обратное влияние на объект.

Экспедиционный метод исследований называют полевым . Полевой материал, собранный в экспедициях, составляет хлеб географии, ее фундамент. Именно на такой фундамент опирается теория науки.

Экспедиции как метод сбора материала берут начало с античных времен. Геродот в середине V века до нашей эры совершил многолетние путешествия по другим странам. В частности его посещение скифии (причерноморские степи) позволило ему дать ее красочное описание - равнинность, безлесие, суровый климат.

Эпоха ВГО конца XI – XVII веков – это самоотверженные экспедиции в поисках новых земель (Колумб, Магеллан и др.). Великая Северная экспедиция (ВСЭ) в России (1733 - 1743). Ее ставят в один ряд с эпохой ВГО. Даже по современным меркам она представляется грандиозным мероприятием – большое количество участников, разнообразие и высокий объем поставленных задач. Во время ВСЭ, известной еще под названием второй Камчатской, была изучена природа Камчатки, открыт северо-запад Северной Америки, описано побережье Северного Ледовитого океана от Карского моря до Восточно-Сибирского. Нанесена на карту крайняя северная точка Азии – мыс Челюскин. Глубокий след в истории отечественной географии оставили Академические экспедиции 1768 – 1774 г. Они были комплексными, в задачу их входило описание природы, населения и хозяйства огромной территории – Европы, России, Урала, части Сибири. В составе экспедиции принимали участие П.С. Паллас, И.И. Лепехин, С. Гмелин и другие выдающиеся ученые. «Преданность науке, мужество, способность видеть в природе главное, новое и взаимосвязанное. Талант писателя-прозаика – все это присуще лучшим представителям большой армии географов – путешественников – Н.М. Пржевальского (1839 - 1888) – исследования Центральной Азии, Д. Ливингстона (1813 - 1873) – первооткрывателя озер и рек Южной и Восточной Африки. Полные трагизма последние дневниковые записи Роберта Скотта (1868 – 1912г.), замерзшего на обратном пути от Южного полюса. Их научные, дневниковые записи, как и труды многих других путешественников, читаются на одном дыхании, никого не оставляя равнодушным» (Ф. Н. Мильков. Общее землеведение. М. Высшая школа, 1990г. с. 270).

По мере дифференциации географической науки экспедиции становились более специализированными , с ограниченным кругом задач. При этом часть вопросов отошли к геологии, биологии, геофизике. Вместе с тем, многие экспедиции в наше время формируются комплексными географическими. Здесь принимают участие и геологи, и климатологи, гидрологи, ботаники, зоологи. Например, экспедиция СОПСА – совета по изучению производительных сил. СОПС был при Президиуме АН СССР. Они охватывали большие территории: Кольский полуостров, Каракумы, Башкирию, Якутию, Туву.

Особый интерес представляют корабли науки по океанам под флагами разных стран. В Центральной Арктике – дрейф СП. – 1937г. В Антарктиде – сеть научных станций СССР, США, Великобритании, Австрии, Франции, Японии, Новой Зеландии, Австралии, Аргентины, Чили, ЮАР. Из шести действующих (1998) в Антарктиде советских станций в наиболее экстремальных условиях находится «Восток» - она расположена в Восточной Антарктиде на высоком ледниковом плато (3 488 м) в районе магнитного и земного полюса холода.

К экспедиционному методу относятся не только экспедиции и полевые наблюдения, но физико-географические стационары. Инициатива их создания принадлежит А.А. Григорьеву. Известны стационары: Тян-Шанская высокогорная станция (ИГАН), открыта в 1945 г., Алтайский гляциологический стационар – открыт профессором М.В.Троновым в послевоенное время.

Используются полевые экспедиции – для решения, например, краеведческих вопросов, для размещения прудов, лесопосадок. Научные экскурсии – мини экспедиции в высшей школе. Они связаны с учебной практикой студентов – географов.

Геофизический метод - это изучение ландшафтных комплексов физическими методами. Геофизика – это «физика Земли». На уровне современной физики с помощью применения сложных приборов определяются наиболее общие свойства материи Земли и географической оболочки – масса, энергия, формы движения и трансформации. На уровне современной физики с помощью применения сложных приборов определяются радиационные и тепловые условия подстилающей поверхности, условия увлажнения, теоретический и водный режим почв, продуктивность биоценозов – активных трансформаторов солнечной энергии.

Геохимический метод – это применение законов общей химии в изучении ландшафтов. Основоположник метода – советский почвовед и географ Г. Г. Полынов. Им был предложен метод сопряженного анализа , который позволяет определить содержание и перемещение химических элементов от возвышенных местоположений к понижениям.

Палеогеографический метод – это географическое преломление исторического метода. Все объекты географии – от географической оболочки до конкретного урочища и фации имеют свою историю развития. Следы прошлого прослеживаются в каждом природно-территориальном комплексе (ПТК). Палеографический метод – это взгляд назад, чтобы лучше понять современную природу и чтобы сделать прогноз будущего. Пример: путем анализа состава горных пород и ископаемых организмов в истории Земли выявлено чередование двух типов климатической зональности: термального (теплового) и ледникового. На протяжении последнего миллиарда лет теплые эры, с максимумом в эоцене, верхнем мелу, нижнем карбоне, трижды сменялись ледниковыми. Последние состояли из ледниковых эпох. На Земле преобладал теплый климат, а на долю собственно ледниковых эпох приходилось менее 1/5 последнего млрд. лет. Как предполагают ученые, мы живем, очевидно, в конце последней ледниковой эры, между двумя ледниковыми максимумами. Трудно сказать, насколько реален прогноз предстоящего нового ледникового максимума, тем более, что велико и антропогенное воздействие на климат, но уже сам научно-обоснованный подход к тому, что нас может ожидать в будущем, заслуживает пристального внимания.

Картографический метод имеет два аспекта:

1. подготовительный, камеральный этап, ознакомление с природой района по литературе, анализ особенностей, выявление пробелов в изучении ПТК;

2. создание монографий, атласов, карт.

Наиболее концентрированный вид географической информации представляют атласы. Например, Большой советский атлас мира (т.I, 1937), трехтомный морской атлас, физико-географический атлас мира (1964). В нашей стране за последние десятилетия вышли серии региональных атласов: атлас Алтайского края, атлас Иркутской области, атлас Тюменской области и т.д. На сотнях специальных карт атласов нарисована комплексная картина географии мира или регионов. Карты и атласы бывают общегеографическими и отраслевыми. К последним относятся геологические, почвенно-климатические, почвенные, сельскохозяйственные и т.д.

Аэрокосмический метод тесно связан с картографическим, таким образом, аэрофото- и космические снимки – это готовые карты, географическое содержание которых нужно уметь читать, раскрыть - дешифрировать. Аэрофотосъемка широко используется с 30-х годов, а каждый аэрофотоснимок – это готовая модель (объемная) ПТК. По аэрофотоснимкам легко просматриваются границы и структура ПТК-ов локального уровня, например, долины реки, балка, ледник, осиновый куст, такыр, массив песков и др. Определение этих комплексов на местности потребовало бы много времени и было бы не таким точным.

Математический метод – один из методов, который используется широким кругом наук. В географию они внедряются довольно медленно. Причины тому: сложность и недостаток материала собранного по единой программе. Чаще всего в изучении ПТК-ов ограничиваются методами математической статистики и теории вероятности. Полезность дальнейшей математизации географии бесспорна. Но это возможно лишь до определенных пределов. Не нужно забывать, что математические методы в географии только лишь вспомогательные.

Метод моделирования. Модель – графическое или картографическое изображение ПТК или отдельных его блоков. Модель одновременно означает программу дальнейших исследований, но идеальной модели ПТК пока не создано. Хотя работы ведутся.

Метод балансов. Это один из методов, сближающих географию с точными науками. Он заключается в количественной характеристике динамических явлений по перемещению вещества и энергии в ландшафтных комплексах. Широкое применение в географии нашли балансы – радиационный, тепловой, водный. Кроме того, существуют и более узкие балансы: баланс грунтовых вод, баланс массы ледника, баланс снежного покрова, баланс солей в океане, баланс биомассы, баланс гумуса и т.д. Тепловой и водный баланс играют важную роль в жизни всего ПТК. Как вывести их в обобщающем балансе? Частичное решение дает баланс увлажнения – разность Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Методы географических исследований - способы получения географической информации. Основными методами географических исследований являются:

1) Картографический метод. Карта, по образному выражению одного из основоположников отечественной экономической географии - Николая Николаевича Баранского - это второй язык географии. Карта - уникальный источник информации! Она дает представление о взаиморасположении объектов, их размерах, о степени распространения того или иного явления и многое другое.

2) Исторический метод. Всё на Земле развивается исторически. Ничего не возникает на пустом месте, поэтому для познания современной географии необходимо знание истории: истории развития Земли, истории человечества.

3) Статистический метод. Невозможно говорить о странах, народах, природных объектах, не используя статистические данные: какова высота или глубина, площадь территории, запасы природных ресурсов, численность населения, демографические показатели, абсолютные и относительные показатели производства и т.д.

4) Экономико-математический. Если есть цифры, то есть и расчёты: расчёты плотности населения, рождаемости, смертности и естественного прироста населения, сальдо миграций, ресурсообес-печенности, ВВП на душу населения и т.д.

5) Метод географического районирования. Выделение физико- географических (природных) и экономических районов - один из методов исследования географической науки.

6) Сравнительно-географический. Всё подлежит сравнению:

больше или меньше, выгодно или невыгодно, быстрее или медленнее. Только сравнение позволяет более полно описать и оценить черты сходства и различия тех или иных объектов, а также объяснить причины этих различий.

7) Метод пблевых исследований и наблюдений. Географию невозможно изучать только сидя в классах и кабинетах. Увиденное своими глазами - самая ценная географическая информация. Описание географических объектов, сбор образцов, наблюдение явлений - все это тот фактический материал, который и является предметом изучения.

8) Метод дистанционных наблюдений. Современная аэро- и космическая съёмка - большие помощники в изучении географии, в создании географических карт, в развитии народного хозяйства и охране природы, в решении многих проблем человечества.

9) Метод географического моделирования. Создание географических моделей - важный метод исследования географии. Наиболее простой географической моделью является глобус.

10) Географический прогноз. Современная географическая наука должна не только описывать изучаемые объекты и явления, но и предсказывать последствия, к которым человечество может прийти в ходе своего развития. Географический прогноз помогает избежать многих нежелательных явлений, уменьшить негативное влияние деятельности на природу, рационально использовать ресурсы, решать глобальные проблемы.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Объект и предмет географии. Структура географической науки. 2

Объект и предмет географии Структура географической науки... Методы географии... Географические карты...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Объект и предмет географии. Структура географической науки.
География (гео- земля, графо- описание; т.е. землеописание) с момента своего возникновения развивалась как энциклопедический свод знаний о природе, населении и хозяйстве различных стран. О

Структура географической науки
На месте единой географии Х1Х века сложилась целая система географических наук. Процесс дифференциации географии начался в Х1Х веке и активно продолжался в начале ХХ века. В настоящее время в си

Географические карты
Географическая карта - изображение земной поверхности, содержащее координатную сетку с условными знаками на плоскости в уменьшенном виде. Имеющие общий замысел карты могут

Часовые пояса в разных странах
Территории девяти стран мира расположены сразу в нескольких часовых поясах: Россия - 11 часовых поясов; Канада - 6 часовых поясов; США - 6 часовых поясов


Существуют различные толкования понятия ландшафт. Один из подходов приравнивает ландшафт к окружающей среде (климатические и географические условия), которая существует независимо о

Ландшафты и природные зоны Земли и их значение для туризма.
Пояса. На современной стадии развития земной природы выделяет следующие основные планетарные пояса: 1) экваториальный жаркий и влажный, 2) тропические жаркие и сухие, 3)

Математико-географическое положение. Пояса освещенности. Климат и туризм.
Математико-географическое позволяет оценить положение объекта в системе координат и реперных точек планеты, т. е. по отношению к элементам градусной сетки (к экватору и Гринвичскому меридиану), к п

Мировой океан и туризм.
Непрерывная водная поверхность Мирового океана составляет 70,8% площади поверхности планеты. Части Мирового океана. Название «океан» происходит от собственного имени мифической реки

Внутренние воды и туризм.
Внутренние воды - часть водной территории государства. Внутренние воды состоят из морских и неморских вод. Внутренними неморскими водами являются воды рек, озёр, к

Биосфера и туризм. Растительный и животный мир суши. Охраняемые природные территории.
Биосфе́ра (от др.-греч. βιος - жизнь и σφαῖρα - сфера, шар) - оболочка Земли, заселённая живыми организмами, находящаяся под их воздействием

Геодемографическая обстановка в странах мира.
На стыке географии и демографии сформировалась также получившая большое развитие и в нашей стране, и за рубежом геодемография (географическая демография), которая занимается изучением геодемографич

География городов. Значение городов как важнейших дестинаций для познавательного туризма.
ГЕОГРАФИЯ ГОРОДОВ - одно из важнейших подразделений географии населения, изучающее закономерности размещения городов и концентрации в них населения, экономико-геогр. типы городов и их роль в террит

Социальная география. Уровень и качество жизни людей в странах мира и регионах России.
СОЦИАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ - отрасль социально-экономической географии, изучает пространственные процессы и формы организации жизни людей, прежде всего с точки зрения условий труда, быта, отдыха, воспрои

Этногеография и конфессиональная география.
Этнография (от др.-греч. ἔθνος - «этнос» (народ) и γράφω - «пишу») - часть исторической науки, изучающая народы-этносы и другие этнические образов

География религиозного туризма
История паломничества.Существенное влияние на туристские потоки оказывает религиозная мотивация. История религиозного туризма уходит корнями в века. Ранние, надежно

География производства сельскохозяйственной продукции и сувенирных изделий в странах мира и регионах России.
Сельское хозяйство – вторая по значимости отрасль материального производства после промышленности. О масштабах современного мирового сельского хозяйства говорят следующие данные. Хотя еще


Современный этап развития транспорта и туризма. Новым толчком к ускоренному развитию индустрии путешествий послужили глубокие изменения на воздушном транспорте, связанные с его либ

Авиационный транспорт США до и после либерализации
Показатель Плата за проезд, в % к уровню 1970 г.* Выполненные полеты, мили на душу н

География транспорта мира и России.
Транспорт - особая сфера материального производ­ства. В отличие от сельского хозяйства и промышленно­сти он не создает в процессе производства новый про­дукт, не изменяет его свойства (физические,

Памятники культурного наследия ЮНЕСКО.
Культу́рное насле́дие - часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся поколениям как нечто ценное и почитаемое.

Уникальные курорты России и СНГ
Уникальные курорты России - курорты, располагающие минеральной водой или лечебной грязью, ландшафтом, климатом, которые хотя бы в одном имеющем бальнеологическое значение компоненте превосходили вс

Понятие о территориальной туристско-рекреационной системе (ТТРС).
Понятие ТТРС введено экономическим географом Бреображенским В.С., который обосновал её как основную форму организации рекреационного хозяйства. Под ТТРС он понимал систему, которая состоит из взаим

Рекреационные и территориальные рекреационные системы
В отечественной рекреационной географии обоснована теория территориальных рекреационных систем как предмета научного исследования и одной из основных форм организации отдыха и туризма. Вся система

Территории регламентированного доступа.
К ним относятся охотничьи и рыболовные угодья, а также заповедники, национальные парки и заказники. Охотничий туризм предполагает процесс охоты и до­бычи разрешенных к промыслу зверей и птиц

Биоклиматические ресурсы.
Биоклимат-воздействие климата на организм человека. Биоклимат зависит от: солнечной радиации (тепло, свет, ультрафиолет), атмосферная циркуляция (перенос воздушных масс), характер подстилающей пове

Туристические культурно-исторические ресурсы в РФ
Россия располагает огромными возможностями для привлече­ния туристов. Этому способствует наличие разнообразных природ­но-климатических зон; богатое культурно-историческое прошлое России; большие ма

Виды туристских учреждений.
по виду деятельности: регулирующие, поставщики, рыночные агенты, разработчики, консультанты, проектные организации, обучающие организации, издатели, профессиональные ассоциации, торговые и по

Территориальные общности кадров для туризма.
ОБЩНОСТЬ ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ - англ. community, territorial; нем. Gemeinschaft, territoriale. Совокупность людей, имеющих одинаковое отношение к определенной территории и характеризующаяся системой эко

Туризм в Европейской части России.
В годы существования СССР охватывала территорию средней и южной полосы европейской части страны - от ее западных границ до Урала. В нее входили Молда­вия, средняя и северная Украина, Белоруссия, не

Туризм в Азиатской части России.
Третья туристско-рекреационная зонавключает в себя юг Сибири и Дальнего Востока, а также Казахстан и республики Средней (Центральной) Азии. Эта зона очень обширна по площа

Туризм в странах СНГ
Первая туристско-рекреационная зонав годы существования СССР охватывала юг Украины, республики Закавказья, Северный Кав­каз, Нижний Дон. Она была зоной наиболее развитой в пределах

Туризм в странах Восточной Европы.
Восточно-европейская зона еще недавно была составной частью «социалистического лагеря»: страны этой зоны входили и в СЭВ, и в организацию Варшавского договора. Это обстоятельство наложило большой о

Туризм в странах Северной и Западной Европы.
Зона Северной Европывключает в себя группу Скандинавских стран, объединенных близостью истории и языков (Швеция, Норвегия, Дания и ее владение Гренландия, Исландия), а также истори

Туризм в странах Средиземноморья
Очень важная туристская зона - Южная Европа. Располо­женная на трех, омываемых Средиземным морем, южно-европейских по­луостровах (Пиренейском, Аппенинском, Балканском) и при

Туризм в Южной и Юго-Восточной Азии.
-Западная Азиявключает в себя государства Ближнего и Среднего Востока с древней историей и преимущественно мусульманской культурой. Исключение представляет Израиль – стран

Туризм в Северной Америке.
В туристском отношении Северная Америка - это не весь материк, а только США и Канада. Конечно, уровень туризма здесь очень высок из-за высокого уровня развития экономики и уровня доходов населе­ния

Туризм Южных материков (Южная Америка, Африка к югу от Сахары, Австралия, Антарктида).
Австралия,расположенная в тропиках и субтропиках (за ис­ключением о. Тасмания), омываемая теплыми морями, привлекает сво­им климатом, пляжами, оригинальными флорой и фауной. Достат

Федеративное устройство России
Россия - государство с федеративным устройством. В составе Российской Федерации 83 равноправных субъекта федерации, в том числе 21 республика, 9 краёв, 46 областей, 2 города федерального значения,

В географии наряду с методами, общими для всех наук, применяют и специальные (географические).Методы географических исследований можно разделить на три группы.Во-первых, это методы полевых исследований, когда изучение географических объектов происходит непосредственно в полевых условиях. Географические экспедиции и постоянно действующие станции и лаборатории являются одним из важнейших источников информации о процессах, происходящих в географической оболочке. С помощью другой группы методов – камеральных (от лат. camera – комната, казна) – географическая информация обрабатывается, систематизируется, обобщается. Примером такой работы является обработка материалов аэро- и космических съемок Земли. С помощью камеральных методов познается суть географических явлений, устанавливаются закономерности их развития. Третья группа – экспериментальные методы, с помощью которых ученые могут проверить истинность своих предположений, глубже проникнуть в тайны природы. Как видно, все методы географических исследований тесно связаны между собой. На каждом этапе исследований используются определенные методы. Для того чтобы более подробно познакомиться с ними, воспользуемся традиционным для географии историческим подходом.Описательный, экспедиционный и картографический методы – первые в истории географии. Описательный метод был самым первым способом познания окружающего мира. Многие столетия география оставалась в основном наукой описательной.Все, что человек узнавал о новых землях, он получал во время экспедиций (путешествий). В ходе экспедиций наблюдаются и описываются разнообразные географические объекты, явления. Картографический метод появился одновременно с возникновением географии. Вместе с описанием объектов на земной поверхности появляется и особый – географический способ отображения и систематизации знаний об изучаемой территории. Не случайно карту называют «вторым языком» географии. С нее начинается и ею заканчивается географическое исследование. Но главное – с помощью карты можно «объять» разом всю поверхность нашей планеты.Методы сравнения, исторический и обобщения в географии. Накопление огромного количества сведений о нашей планете выдвинуло проблему их обобщения и систематизации. Сравнение разных элементов географической оболочки привело к тому, что похожие элементы объединялись между собой. Такое обобщение и одновременно сравнение географических данных позволило группировать явления в различные классы, что стало причиной формирования типологического подхода в географии.География была одной из первых наук, овладевших историческим подходом в познании явлений мира. Географы начали сравнивать объекты не только по их местоположению, но и по времени образования. В географии исторический метод широко используют еще и потому, что связь между географией и историей всегда была тесной.Математические методы и моделирование в географии. До тех пор пока существовали неоткрытые земли, перед географией не стояла остро задача объяснения мира. Поверхностного описания различных территорий было достаточно, чтобы исследование считалось географическим. Но бурный рост хозяйственной деятельности человека потребовал проникновения в тайны природы. Для этого географы были вынуждены заимствовать методы исследований из других наук. Использование математических методов дало возможность не только измерять географические объекты, но и находить средние показатели в ряде наблюдений, выявлять статистические (математические) закономерности. Это привело к открытию причин дождевых паводков на реках, появлению представлений о циклонах и антициклонах, принципов выбора мест для строительства предприятий и т. д.Все географические системы (природные, хозяйственные, природно-хозяйственные) имеют структуру, т. е. определенный способ организации взаимосвязей между элементами. С появлением в географии метода моделирования познание структуры разных геосистем ушло далеко вперед. Моделями широко пользуются для имитации процессов, которые невозможно воспроизвести в опытах и экспериментах. В моделях отражаются основные свойства объекта, а второстепенные – отбрасываются.Методы дистанционных исследований. Достижения науки и техники в XX в. сильно изменили традиционные способы изучения Земли. Дистанционными называют методы, когда наблюдатель (или измерительный аппарат)находится на некоторой дистанции от объекта изучения. При этом значительно увеличивается территория, охватываемая наблюдением. Появление материалов аэрокосмических съемок земной поверхности привело к увеличению потока новой информации о давно известных объектах и явлениях Земли.Съемка земной поверхности в оптическом диапазоне (в красном, синем, зеленом и других цветах) дает сведения о состоянии почв и растительного покрова территории, о прозрачности воды в водоемах и т. д. Съемка в невидимом для человеческого глаза инфракрасном диапазоне позволяет получить информацию о температуре суши и океанов, о концентрации сельскохозяйственных вредителей. Съемка с помощью радиоволн показывает количество влаги в почве, уровень грунтовых вод и т. д.С помощью дистанционных методов информацию получают в такой форме, которая позволяет ее заложить в компьютер и автоматически обработать. Это привело к созданию геоинформационных систем, банков географических данных, которые широко используются в картографии и математическом моделировании геосистем.Стационарный, лабораторный и экспериментальный методы. В современной географии вместо кратковременных экспедиций организовываются комплексные географические стационары. Стационарный метод исследования географической оболочки предполагает использование постоянно действующих станций, лабораторий, экспедиций. Методы близких к географии наук позволяют наблюдать в постоянных условиях целый комплекс географических явлений. Так, в географии появились геофизический, геохимический и биологический методы с применением характерного для них лабораторного метода (например, изучение химического состава почвы или физических свойств загрязненного воздуха).Главной задачей проведения комплексных стационарных исследований является раскрытие связей между явлениями. Раскрытие основных этих взаимосвязей позволяет, во-первых, создать модель изучаемого объекта, во-вторых, провести в природе опыт, или эксперимент.К примеру, чтобы узнать, как влияет земледелие на эрозию почв, отбирают два участка с одинаковыми условиями. Экспериментальная площадка распахивается и засевается сельскохозяйственными культурами, а другая (контрольная) остается без изменений. Затем измеряется масштаб, скорость эрозии почвы на двух участках и делается вывод о влиянии сельскохозяйственной деятельности на почвенный покров.Сегодня недостаточно объяснить, почему и как развиваются геосистемы и их элементы, необходимо еще и предвидеть, как они могут изменяться под воздействием человека. Наступает новый этап географического исследования – этап предсказания. На этом этапе решаются задачи, каким будет объект в будущем. Для этого используют мониторинг окружающей среды и географический прогноз.Мониторинг окружающей среды. Мониторинг (от лат. monitor – предупреждающий) – это информационная система, задача которой состоит в наблюдении и оценке окружающей среды под влиянием воздействия человека. Целью этого метода является рациональное использование природных ресурсов и охрана окружающей среды. Выделяют три основных вида мониторинга: локальный, региональный, глобальный. В отличие от первых двух система глобального мониторинга еще не создана. Он должен обеспечить слежение за планетарными изменениями в географической оболочке – в составе атмосферы, в круговоротах веществ и т. д. Пока существуют фрагменты такого мониторинга в виде биосферных заповедников, научных станций и лабораторий. В них ведутся наблюдение и контроль за физическими, химическими, биологическими изменениями в окружающей среде. Полученная информация передается в национальные и международные центры.Географический прогноз. Одна из задач географических прогнозов – разработка научно обоснованных предсказаний о состоянии и развитии природной среды в будущем. Для того чтобы сделать прогноз достоверным, надо, прежде всего, опираться на исторический подход к объекту и соответственно рассматривать его в процессе развития. Имеется несколько сот методов прогнозирования. Некоторые из них вам знакомы. Метод географических аналогий позволяет перенести закономерности развития одних геосистем на другие. При этом можно предвидеть, что более молодые по возрасту системы пройдут путь геосистем, находящихся на высокой ступени развития. Одним из важнейших методов прогнозирования является экстраполяция – это как бы продолжение существующих закономерностей в будущее. Для этого необходимо достаточно хорошо изучить объект. Успешно применяются в прогнозировании и методы математического моделирования.Географы также участвуют в составлении экономических и социальных прогнозов, которые должны учитывать и динамику развития окружающей среды. Как правило, прогнозы связаны с конкретной территорией и составляются с определенной цел2. Современная физическая география (общее землеведение, ландшафтоведение, ландшафтная экология, региональная физическая география): объект, предмет, методы исследования.

Физическая география, наука о географической оболочке Земли и её структурных частях, ф. г. делится на основные разделы: землеведение, изучающее общие закономерности строения и развития географической оболочки Земли, и ландшафтоведение – учение о природных территориальных комплексах (геосистемах) разного ранга; кроме того, к Ф. г. относят палеогеографию (являющуюся одновременно частью исторической геологии). Группа физико-географических наук включает науки, изучающие отдельные компоненты природной среды – геоморфологию, климатологию, гидрологию суши, океанологию, гляциологию, геокриологию, географию почв, биогеографию. Каждая из них одновременно относится к одной из смежных естественных наук (например, геоморфология – к геологии, биогеография – к биологии и т.д.). Ф. г. тесно связана также с картографией и с экономической географией. На стыке с техническими, с.-х., медицинскими и др. науками формируются прикладные направления Ф. г., охватывающие различные стороны оценки природных территориальных комплексов и разрабатывающие пути их охраны и рационального использования.

Основные этапы развития Ф. г. Зачатки физико-географических идей содержатся уже в трудах античных авторов. Первоначальные, чисто умозрительные натурфилософские попытки объяснения природных явлений, наблюдавшихся на земной поверхности, принадлежат философам ионийской школы (Фалес, Анаксимандр, 7–6 вв. до н. э.). На рубеже 6–5 вв. до н. э. возникла идея шарообразности Земли и представление о тепловых поясах. Физико-географические концепции древних греков в наиболее полной и систематической форме изложил (в 4 в. до н. э.) Аристотель. В его работе «Meteorologica» содержатся идеи взаимопроникновения земных оболочек, круговорота воды и воздуха, рассматриваются причины различных атмосферных явлений, вопросы происхождения рек, их аккумулятивной деятельности и др. проблемы, относящиеся к сфере общего землеведения. Те же вопросы интересовали последователей Аристотеля – перипатетиков Теофраста, Стратона. Элементы Ф. г. встречаются у Эратосфена (3–2 вв. до н. э.), Посидония (2–1 вв. до н. э.), Страбона (1 в. до н. э. – 1 в. н. э.).

Феодальная замкнутость и религиозное мировоззрение в эпоху средневековья не способствовали развитию изучения природы. Земля изображалась плоской и населённой фантастическими обитателями. У арабов и др. народов Востока сохранялось представление о шарообразности Земли, но в описание и истолкование её природы существенного вклада они не внесли.

Великие географические открытия 15–17 вв. положили начало формированию единого географического кругозора. Была доказана шарообразность Земли, установлено единство Мирового океана, примерное соотношение суши и моря, обнаружены зоны постоянных ветров, открыты важнейшие морские течения. В географических описаниях этого периода наибольшее внимание уделялось тем явлениям природы, которые имели практическое значение для мореплавания (ветры, приливы, течения). Общеземлеведческое направление в географии стало приобретать прикладной характер: оно в первую очередь было подчинено нуждам навигации. Научные итоги Великих географических открытий подвёл Б. Варениус в своём труде «Geographia generalis» (1650), который явился первой попыткой определить географию как естественную науку о поверхности земного шара, рассматриваемого в целом и по отдельным регионам. Варениус подчёркивал значение опыта как источника географических знаний и математики в качестве основы для формирования географических законов. Во 2-й половине 17 в. – 1-й половине 18 в. интерес к изучению физико-географических явлений неуклонно возрастал (И. Ньютон, Г. Лейбниц, Э. Галлей, Ж. Бюффон и др.).

Развитие землеведения в России связано главным образом с трудами М. В. Ломоносова («О слоях земных», 1763, и др.). Во 2-й половине 18 в. появляются монографические исследования природы отдельных территорий (среди них – «Описание земли Камчатки» С. П. Крашенинникова). Термин «Ф. г.» становится общепринятым, хотя его содержание ещё четко не определилось. Успехи естественных наук, и в первую очередь физики, способствовали, особенно со 2-й половины 18 в., постепенному переходу от натурфилософских концепций к естественнонаучному объяснению ряда природных процессов на земной поверхности, в атмосфере и океане. Это стало возможным благодаря экспериментальному изучению многих природных явлений (с использованием барометра, термометра, гигрометра и др. приборов). Большое значение для Ф. г. имели точные топографические съёмки и создание обзорных карт на математической основе. Ко 2-й половине 18 в. относятся первые попытки природного районирования земной поверхности во Франции и России.

В 1-й половине 19 в. важную роль в развитии физико-географических наук сыграла их тесная связь с физикой (Ф. г. часто рассматривалась как часть физики и в её разработке активное участие принимали физики, например Э. Х. Ленц), а в дальнейшем – с биологией (особенно под влиянием идей Ч. Дарвина). В течение 19 в. происходила интенсивная специализация Ф. г., начали формироваться климатология, биогеография, гидрология, геоморфология, почвоведение.

Наряду с углубляющейся дифференциацией Ф. г. усилился интерес к изучению взаимных связей между отдельными компонентами природы земной поверхности. А. Гумбольдт («Космос», т. 1, 1845) видел цель Ф. г. в исследовании общих законов и взаимосвязей между отдельными природными явлениями на Земле в целом. Особое внимание при этом он уделял зависимостям между растительностью и климатом. В своих исследованиях по Ф. г. он широко применял сравнительно-географический метод и настаивал на необходимости использования исторического метода. Комплексный подход к изучению природных явлений обнаруживается и в трудах рус.путешественников-натуралистов 40–60-х гг. 19 в. – Э. А. Эверсмана, А. Ф. Миддендорфа, Н. А. Северцова, И. Г. Борщова и др.

В последней четверти 19 в. трудами В. В. Докучаева были заложены основы современной Ф. г. Опираясь на учение о почве, он в 1898 высказал мысль о необходимости новой науки, о соотношении и взаимодействии между всеми компонентами живой и неживой природы и сформулировал закон зональности. Докучаев положил начало комплексным (в т. ч. стационарным) физико-географическим исследованиям. Созданная им географическая школа (А. Н. Краснов, Г. Н. Высоцкий, Г. Ф. Морозов и др.) продолжила разработку проблемы зональности и идеи природно-территориального комплекса. Изучая внутризональные физико-географические закономерности, последователи Докучаева пришли к представлению о ландшафте географическом. Л. С. Берг подчеркнул (в 1913) единство его компонентов и связь ландшафтов с определёнными природными зонами. Учение о зонах природы было положено в основу физико-географического районирования России (в т. ч. в прикладных целях – с.-х., лесоводственных, агролесомелиоративных и др.)

Вне связи с ландшафтно-географическими идеями П. И. Броунов сформулировал (в 1910) понятие о наружной оболочке Земли (объединяющей лито-, гидро-, атмо- и биосферу). Согласно Броунову, изучение строения этой оболочки, взаимодействия её частей и составляет предмет Ф. г.; эта важная мысль не привлекла тогда внимание географов, и учение о ландшафте ещё долго развивалось в отрыве от общеземлеведческих концепций. К пониманию единства общего и частного в Ф. г. ближе других в 1914 подошёл Р. И. Аболин. Он предложил систему природных комплексов Земли, начиная от внешней её оболочки (эпигенемы) до элементарной территориальной единицы (эпифации), причём ясно указал на 2 важнейшие закономерности физико-географической дифференциации – зональность и азональность. В те же годы комплексным подходом к изучению ряда компонентов природной среды выделялись исследования А. И. Воейкова, Г. И. Танфильева, Д. Н. Анучина и некоторых др. рус.географов.

В зарубежных странах в конце 19 – начале 20 вв. Ф. г. ещё не оформилась как научная дисциплина, хотя физико-географическим сведениям отводилось значительное место в страноведческих описаниях, особенно в трудах французской школы «географии человека». Выделяются отдельные физико-географические исследования, в частности по природному районированию и ландшафтоведению (Э. Хербертсон, З. Пассарге). Сводки по общему землевладению (Э. Мартонн и др.) строились обычно по отраслевому плану.

После Великой Октябрьской революции в СССР были осуществлены широкие исследования различных природных компонентов (климат, реки, почвы, растительность и др.), усилился интерес к комплексным физико-географическим проблемам – детальному физико-географическому районированию, ландшафтной съёмке, созданию ландшафтных карт. Для развития общей теории Ф. г. в 20–30-х гг. выдающееся значение имели идеи В. И. Вернадского о биосфере, геологической и геохимической роли организмов. Основные направления теории Ф. г. в 30-е гг. разрабатывали Л. С. Берг и его последователи (исследования ландшафта, взаимодействия его отдельных компонентов, основных форм и факторов его динамики) и А. А. Григорьев (развитие понятия о физико-географической оболочке Земли и основных чертах её структуры, применение количественных методов для изучения физико-географических процессов). Труды Л. С. Берга, И. П. Герасимова, К. К. Маркова составили существ, вклад в палеогеографию.

В 50–60-е гг. исследования в области ландшафтоведения значительно активизировались, причём главное внимание уделялось ландшафтной съёмке и созданию ландшафтных карт. В связи с этим разрабатывались вопросы таксономии природных территориальных комплексов, морфологии и классификации ландшафтов, а также физико-географического районирования (Д. Л. Арманд, Н. А. Гвоздецкий, А. Г. Исаченко, С. В. Калесник, Ф. Н. Мильков, Н. И. Михайлов, В. С. Преображенский, Н. А. Солнцев, В. Б. Сочава и др.). Важным направлением в работе физико-географов явилось создание региональных сводок, посвященных природе СССР и зарубежных стран (Б. Ф. Добрынин, С. П. Суслов, Э. М. Мурзаев, М. П. Петров и др.). На стыке Ф. г. со смежными науками возникли биогеоценология (В. Н. Сукачев), геохимия ландшафта (Б. Б. Полынов). Практический опыт комплексных ландшафтных исследований и успехи отдельных физико-географических наук в сфере изучения планетарных процессов (радиационного и теплового баланса Земли, глобального влагооборота, взаимодействия атмосферы и Мирового океана, многолетних колебаний теплового режима и увлажнения) способствовали дальнейшему развитию общего землеведения (С. В. Калесник, К. К. Марков, А. М. Рябчиков, М. М. Ермолаев).

В ряде развитых стран Запада (США, Великобритания, Франция и др.), где география рассматривается главным образом как социальная наука, Ф. г. в современном её понимании не получила широкого развития. Содержание Ф. г. обычно ограничивается изучением лишь абиотических элементов природы земной поверхности. Некоторые географы ФРГ, Австрии, Швейцарии придерживаются мнения, что предметом географии является земная оболочка (Erdhulle), или геосфера, с составляющими её ландшафтами, однако в данном случае подразумеваются не собственно природные системы, а интеграции, объединяющие природу и человека. Тем не менее в практических исследованиях ряда географов ФРГ (К. Тролль, И. Шмитхюзен) ландшафты обычно рассматриваются как природные комплексы; это направление получило название экологии ландшафтов. Под влиянием потребностей практики (с.-х. оценка земель, лесоводство, региональное планирование), стимулируемых остротой проблемы защиты окружающей среды, и в др. капиталистических странах – США, Канаде, Австралии, Великобритании, Франции усиливается интерес к изучению геосистем. Элементы учения о геосистемах встречаются и в некоторых сводках по общему землеведению (например, П. Биро). С 60-х гг. исследования по физико-географическому районированию и экологии ландшафтов интенсивно развиваются в ГДР (Э. Неф, Г. Хазе, Х. Рихтер, Г. Барч), Польше (Е. Кондрацкий, Т. Бартковский), Чехословакии (Я. Демек, Э. Мазур, М. Ружичка, Я. Дрдош), Венгрии (М. Печи), Румынии (Х. Грумэзеску), Болгарии (П. Петров).

Современное состояние, проблемы и перспективы развития Ф. г. В СССР Ф. г. сложилась как синтетическая наука о природных комплексах всех уровней: от географической оболочки до ландшафтных фаций. Изучение географической оболочки включает исследование процессов энерго- и массообмена между компонентами этой системы, круговорота веществ, изменений её структуры. Географические ландшафты рассматриваются в отношении их происхождения, морфологии, структуры и функционирования (трансформации энергии, гравитационного переноса вещества, влагооборота, миграции химических элементов, продуцирования биомассы и биогенного круговорота), динамики и развития. К числу актуальных проблем Ф. г. относится изучение ландшафтов культурных.

Всесторонние исследования природных территориальных комплексов потребовали применения в Ф. г. определённой системы методов. Традиционные для географических наук экспедиционно-описательный, сравнительно-географический, картографический и исторический методы стали дополняться стационарными исследованиями с применением геофизических, геохимических и др. методов. Существенное значение для исследований в труднодоступных районах и для изучения глобальных физико-географических закономерностей имеют материалы дистанционных съёмок. Для обобщения полевых наблюдений и получения теоретических выводов перспективно использование математических методов, моделирования природных процессов, принципов кибернетики и общей теории систем.

Идеи и методы Ф. г. находят разностороннее применение. Уже на первом этапе развития (в начале 20 в.) учение о ландшафте использовалось в целях оценки земель, лесоводства, мелиорации. После Великой Отечественной войны 1941–45 появились др. прикладные направления Ф. г. – инженерное, мелиоративное, градостроительное, рекреационное и пр., основным содержанием которых явилась оценка природных территориальных комплексов с точки зрения условий жизни населения, возможностей освоения и развития различных отраслей народного хозяйства.

Воздействие человека на те или иные компоненты природной среды вызывает нарушение межкомпонентных связей в природных территориальных комплексах, их энергетического и водного баланса, геохимического круговорота, биологического равновесия. В силу непрерывности географической оболочки и связей между отдельными ландшафтами локальные воздействия распространяются (посредством циркуляции воздушных масс, стока, гравитационного перемещения материала, миграций организмов и т.п.) за пределы того или иного ландшафта, приобретая более широкое (иногда даже планетарное) значение, сказываясь в конечном счёте на структуре всей географической оболочки. Растущие потребности производства в природных ресурсах вызывают необходимость в разумном сочетании мероприятий по охране и преобразованию природы.

Основные задачи Ф. г. на современном этапе: разработка путей направленного регулирования функций ландшафта (влагооборота, теплового режима, биологической продуктивности и др.) и рациональной организации территории, т. е. размещения площадей с различным целевым назначением, режимом использования и охраны.

В разработке научных основ оптимизации природной среды Ф. г. сближается с экологией. Однако задачи Ф. г. шире, поскольку она охватывает более обширную систему связей в природном комплексе и рассматривает природу не только как среду обитания человека, но и как сферу производственной деятельности общества. Эти задачи – общие для Ф. г. и экономической географии, сотрудничество которых проявляется в совместном участии учёных обеих специальностей в районных планировках, в оценке природных ресурсов, в комплексном (физико- и экономико-географическом) обосновании крупных региональных народнохозяйственных проектов. Важнейшие тенденции развития Ф. г. в СССР – усиление внимания к проблемам структуры и динамики природных комплексов, совершенствование методики, расширение сферы прикладных физико-географических исследований, растущее внимание к проблемам воздействия человека на природу, участие в разработке научных основ оптимизации такого воздействия.

3. Проблемы взаимодействия общества и природы, задача системы географических наук по их решению.

Современная эпоха коренным образом изменила предметное поле дея- тельности географической науки, что является закономерным следствием до- стигнутой высокой степени географической изученности Земли и её отдель- ных регионов. Это привело к тому, что география не могла больше развиваться преимущественно в русле описательно-страноведческой парадигмы и должна была обрести новые функции в системе научного познания и в общественной практике, а вместе с этим, и обновлённую теоретико-методологическую базу. В то же самое время изменившиеся условия социально-экономического развития 1 Федорко Виктор Николаевич, магистр географии, преподаватель средней обще- образовательной школы № 233 г.Ташкента, Республики Узбекистан. 90 Социально-экономическая география общества в период промышленной, а затем и научно-технической революции выдвинули новые задачи перед географической наукой. География превратилась из преимущественно описательно-познаватель- ной области знания в конструктивную науку. При этом, в качестве ведущей проблемы фронтальных географических изысканий обозначилось изучение взаимодействия общества и природы. В. А. Анучин называл этот вопрос стержневой научно-методологической проблемой географии, интегрирующей её отраслевые подразделения, изучающие разнокачественные явления матери- ального мира. Это было связано как с большой практической актуальностью научных разработок в соответствующем направлении на фоне обострившихся социоприродных взаимоотношений, так и с некоторыми изначально наметив- шимися методологическими особенностями географии, отличающими её от других сфер научного знания. Характерные черты теоретико-методологической базы географии опре- делили особое место этой науки в разработке исключительно сложной меж- дисциплинарной проблемы взаимодействия общества и природы, изучаемой (со своих сторон) также философией, физикой, химией, биологией, геологи- ей, экономикой, историей, юриспруденцией и другими областями знания. На наш взгляд, особое значение географических исследований в научном позна- нии проблем взаимодействия общества и природы обусловлено спецификой объекта, предмета, методологического аппарата и практического опыта географии и определяется следующими факторами: - взаимодействие общества и природы в наиболее интенсивной степени протекает в рамках территориальных комплексов взаимосвязанных элементов природы, населения и хозяйства, существующих в пределах ландшафтной сферы Земли и изначально являющихся интегральными объектами географи- ческой науки. Последняя за долгую историю своего развития накопила огром- ный фактический материал о природе, населении, социально-экономическом и культурном развитии различных регионов планеты; - именно география (физическая) с наибольшей среди прочих сфер на- учного знания полнотой исследует и объясняет объективные закономерности структурно-функциональной и динамической организации природного окру- жения человеческого общества, а также разрабатывает методологические и конкретно-прикладные рекомендации по учёту этих причинно-следственных связей в практике производственного использования естественных ресурсов и их территориальных сочетаний; - методологическую основу географии и её специфической (географи- ческой) модели мышления составляет комплексный подход к объекту изучения (триединым системам «природа-население-хозяйство», сформировавшимся на земной поверхности). И для физической, и для социально-экономической (шире – общественной) ветвей географической науки всегда был присущ це- лостный взгляд на изучаемые ими явления действительности; 91 Вестник АРГО, 2014 (3) - богатый опыт географических исследований, в основе которых лежит сочетание системно-структурного и пространственного (территориального) подхода, что позволяет выявлять не только функционально-динамическую структуру природно-общественных связей в территориальных системах, но и их пространственную дифференциацию, повышая тем самым степень объек- тивности, полноты и глубины познания анализируемых процессов; - глубокая взаимосвязь локальных, региональных и глобальных процессов взаимодействия общества и природы, познание которой также отвечает спец- ифике географического мышления, стремящегося увязывать явления разного пространственного порядка между собой; - уникальное положение географии на стыке естественных и обще- ственных наук и её дисциплинарная структура, образованная сложным соче- танием природоведческих (физических) и обществоведческих (социально- экономических) направлений, что определяет широкое использование в гео- графических исследованиях методологических приёмов как естественных, так и гуманитарных наук. Так, в географическом анализе взаимодействия обще- ства и природной среды большое значение имеют такие разные методы, как ландшафтно-геофизические, ландшафтно-геохимические, палеогеографиче- ские, математические, статистические, социологические, этнографические и другие. Интеграция методологического аппарата физической и обществен- ной географии повлекла становление таких синтетических методов изучения рассматриваемых процессов, как ландшафтный анализ природопользования, составление эколого-хозяйственных балансов, природно-хозяйственное рай- онирование, функциональное зонирование территории, ландшафтное пла- нирование, этногеосистемный анализ, геоэкологическое, природоохранное, медико-географическое картографирование и т. д.; - большой потенциал географического моделирования систем, образо- ванных процессами взаимодействия общества и природы. Особую роль, при этом, играют, безусловно, картографические модели, отличающиеся высокой информативностью, синтезом количественных и качественных характеристик исследуемых объектов, свойством наглядного отражения пространственной сопряжённости разнородных элементов изучаемых природно-хозяйственных систем и внутренней территориальной неоднородности последних; - конструктивная направленность современных географических изыска- ний, ставящих перед собой задачи научного обоснования рационального использования и преобразования природной среды, взаимного согласования экономических и экологических интересов регионов. Методологической осно- вой конструктивных географических исследований в области оптимизации социоприродного взаимодействия служат сформировавшиеся в рамках раз- ных научных направлений и школ фундаментальные и прикладные концеп- ции ландшафтного планирования, геотехнических систем, агроландшафта, территориальных сочетаний природных ресурсов, энергопроизводственных 92 Социально-экономическая география циклов, ресурсных циклов, территориально-производственных комплексов, эколого-хозяйственного баланса территории, экологического каркаса регио- нов, поляризованного ландшафта, территориальных комплексных схем охра- ны природы и др. География представляет собой сложно организованную систему наук на стыке естествознания и обществоведения, объединяя в своих рамках две круп- ные подсистемы наук: физико-географические (природно-географические) и общественно-географические дисциплины. Кроме того, в ходе разработ- ки ряда комплексных научно-практических проблем сформировалась группа синтетических природно-общественных географических направлений (гео- графия природных ресурсов, география природопользования, медицинская география, историческая география и др.). Особое место в отраслевой структу- ре географии занимает географическая картография – область знания, которая объединяет теории картографического моделирования геосистем и примене- ния картографических методов в географических исследованиях. Каждое из обозначенных подразделений системы географических наук ставит перед со- бой и решает специфические научно-практические задачи по изучению взаи- модействия общества и природы. На основе анализа предмета и методологических особенностей цик- ла физико-географических дисциплин, обращения к научным работам ведущих географов-природоведов в качестве основных задач и предметных направле- ний этой подсистемы географии в сфере изучения взаимодействия общества и природы мы выделяем следующие вопросы: ü изучение природных факторов, механизмов и закономерностей устойчивости геосистем, определение на этой основе предельно допустимой величины антропогенной нагрузки на природно-территориальные комплексы географической среды; ü анализ естественных условий и предпосылок развития и простран- ственной динамики природно-техногенных процессов (эрозии и дефляции почв, загрязнения атмосферы и т. д.), закономерностей развития и географическо- го распространения соответствующих негативных эффектов техногенеза в раз- личных ландшафтных условиях, районирование территорий на этой основе; ü оценка и анализ антропогенной трансформации естественно- географических комплексов и отдельных компонентов природы, районирова- ние территорий по степени антропогенной преобразованности ландшафтов, создание фундаментальной теории природно-антропогенных (в т. ч. культур- ных) ландшафтов, расширение имеющихся представлений о структуре, дина- мике и типологии последних; ü изучение масштабов и характера воздействия человеческой деятель- ности на обмен вещества и энергии в ландшафтных комплексах, трансфор- мации природных биогеохимических циклов и вещественно-энергетических потоков в их антропогенные модификации; 93 Вестник АРГО, 2014 (3) ü выявление и анализ ландшафтных и геокомпонентных (почвенных, геоботанических) индикаторов трансформационных процессов природной среды, обоснование способов и методических приёмов использования ланд- шафтной индикации в прикладных целях; ü палеогеографическая реконструкция природно-антропогенных ланд- шафтов доисторического прошлого, изучение влияния физико-географических условий и их динамических изменений на ход региональных процессов антро- посоциогенеза, исследование воздействия деятельности первобытных людей на природно-территориальные комплексы и оценка геоэкологических послед- ствий ландшафтно-преобразовательной деятельности человека в те или иные доисторические периоды; ü разработка научно обоснованных географических прогнозов по- следствий антропогенной трансформации элементов природной среды и их территориальных сочетаний, предвидение будущих структурных и функцио- нальных сдвигов в ландшафтных комплексах, ландшафтно-прогнозное райо- нировани

В географии на сегодняшний день остаются все теми же, что и раньше. Однако это вовсе не означает, что они не претерпевают изменения. Появляются новейшие методы географических исследований, позволяющие значительно расширить возможности человечества и границы непознанного. Но прежде, чем рассмотреть эти новшества, необходимо разобраться в привычной классификации.

Методы географических исследований - это различные способы получения информации в рамках науки географии. Они подразделяются на несколько групп. Итак, картографический метод представляется собой использование карт, как основного Они могут дать представление не только о взаиморасположении объектов, но и их размерах, о степени распространения различный явлений и еще массу полезной информации.

Говорит о том, что нельзя рассматривать и изучать народы, страны, природные объекты без использования статистических данных. То есть очень важно знать какова глубина, высота, запасы той или иной территории, ее площадь, численность населения отдельно взятой страны, ее демографические показатели, а также показатели производства.

Исторический метод подразумевает, что наш мир развивался и все на планете имеет свою богатую историю. Таким образом, для того чтобы изучать современную географию, необходимо обладать знаниями об истории развития самой Земли и человечества, проживающего на ней.

Методы географических исследований продолжает экономико-математический метод. Это не что иное, чем цифры: расчеты смертности, рождаемости, ресурсообеспеченности, сальдо миграций и так далее.

Помогает более полно оценить и описать различия и сходства географических объектов. Ведь все в этом мире подлежит сравнению: меньше или больше, медленнее или быстрее, ниже или выше и так далее. позволяет составлять классификации географических объектов и прогнозировать их изменения.

Методы географических исследований невозможно себе представить без наблюдений. Они могут быть непрерывными или периодическими, площадными и маршрутными, дистанционными или стационарными, тем менее все они предоставляют важнейшие данные о развитии географических объектах и тех изменениях, которые они претерпевают. Невозможно изучить географию, сидя за столом в кабинете или за школьной партой в классе, необходимо научиться извлекать полезную информацию из того, что можно увидеть собственными глазами.

Одним из важных методов исследования географии был и остается метод географического районирования. Это выделение экономических и природных (физико-географических) районов. Не менее важен и метод географического моделирования. Всем нам еще со школьной скамьи известен самый яркий пример географической модели - глобус. Но моделирование может быть машинным, математическим и графическим.

Географический прогноз - это умение предсказывать последствия, которые могут возникнуть вследствие развития человечества. Этот метод позволяет уменьшить негативное воздействие деятельности людей на окружающую среду, избежать нежелательных явлений, рационально использовать всевозможные ресурсы и так далее.

Современные методы географических исследований явили миру ГИС - геоинформационные системы, то есть комплекс цифровых карт, привязанных к ним программных средств и статистики, которые дают людям возможность работать с картами прямо на компьютере. А благодаря сети Интернет появились системы подспутникового позиционирования, известные в народе, как GPS. Они состоят из наземных средств слежения, навигационных спутников и различных приборов, принимающих информацию и определяющих координаты.