1. Детерминизм.
2. Общая характеристикадетерминизма.
3. Механизм процессовпричинения. Полная причина.
Непричинные виды детерминации.
4. Объективный закон; типызаконов.
5. Необходимость ислучайность.
6. Возможность идействительность. Вероятность.
7. Свобода и необходимость.Свобода и ответственность.
1.Общая характеристика детерминизма.
Наряду с принципом субстанциального единства мира ипринципом развития общетеоретический принцип детерминизма является фундаментальнымпринципом философского учения о бытии. Принцип детерминизма содержит ответ навопрос, обусловлены ли явления мира в своем существовании и развитии, имеет лиэта обусловленность регулярный, упорядоченный или произвольный, неупорядоченныйхарактер. Другими словами на вопрос о том, выступает ли мир в своемсуществовании и развитии как упорядоченный Космос или неупорядоченный хаос.
Первоначально смысл слова «детерминация»был связан с буквальным его значением и имел антропоморфный характер. Термин«детерминация» происходит от латинского «determinare», означающего«определять», «отделять», «отграничивать», и вэтом смысле он обозначал операцию определения предмета через выявление ификсацию его признаков, отделяющих один предмет от другого. Позже детерминациюв философии стали понимать в объективном смысле, как формирование, становлениеобъективных признаков предмета под действием объективных факторов. Именно этообъективное значение термина «детерминация», характеризующеесуществование в мире отношения объективного обусловливания,и имеет в виду современная философия, когда утверждает детерминированностьвсех объективных явлений.
Детерминизм - это учение о всеобщей обусловленностиобъективных явлений. В основе такого представления о мире лежит универсальнаявзаимосвязь всех явления, которая, с одной стороны, является проявлениемсубстанциального единства мира и способом его реализации, а с другой -следствием и предпосылкой универсального характера развития.
Существование всеобщей универсальной взаимосвязивсех явлений и является исходной предпосылкой принципа детерминизма.Детерминизм есть общее учение, признающее существование универсальнойвзаимосвязи и отрицающее существование каких-либо явлений и вещей вне этойуниверсальной взаимосвязи *.
Однако содержание принципа детерминизма неисчерпывается этим. Философский детерминизм предполагает также определеннуюконцепцию природы и структуры отношений детерминации, находящую свое выражениев учении о причинности, необходимости (в ее соотношении со случайностью),закономерности, многообразии типов и видов отношений детерминации, существующихв мире, и в решении ряда других проблем.
В более развернутом виде общетеоретический принципдетерминизма может быть представлен в совокупности следующих тезисов:
1. Тезисо всеобщей обусловленности материальных систем и процессов,
посредством которых каждая конкретная вещьприобретает и сохраняет свои
характерные признаки и которая объясняет изменениеявлений.
2. Воснове всего многообразия отношений детерминации лежит генетическая,
причинная производительность. Иными словами, принципдетерминизма в
качестве своего обязательного компонента включаетпринцип причинности .
3. Тезисо многообразии типов детерминации и существовании непричинных
отношений детерминации. Это означает, что принципдетерминизма не сводит все
отношения детерминации к причинной детерминации,но постулирует
существование многообразия типов отношениядетерминации, непосредственно не
сводимых к причинности. В то же время причинная детерминацияоказывается
основанием для существования всех других типовдетерминации.
4. Тезисо закономерности или регулярности отношений обусловливания: процесс обусловливанияимеет регулярный упорядоченный характер. Согласно этому тезису, каждое явление,событие подчиняется закономерным отношениям в процессе своего существования иизменения.
Альтернативнойдетерминизму позицией является индетерминизм*.
Существуют различные формы индетерминизма, но всеони связаны либо с отрицанием принципа причинности, либо с отрицаниемобъективного характера отношении детерминации.
Всовременной западной философии весьма распространена доктрина, сторонникикоторой отвергают принцип причинности, но принимают принцип закономерности.Иногда эту доктрину обозначаю термином «номологический детерминизм»(от греч. «nomos»- закон).
В полном объеме сущность диалектической концепциидетерминизма раскрывается с опорой на ряд философских категорий, к которымотносятся прежде всего такие, как «причина» и «следствие»,«закон» и «закономерность», «сущность» и«явление», «необходимость» и «случайность»,«свобода», «возможность», «действительность» идр.
2. Причина и следствие.Цепи причинения.
В самом общем виде отношение причинения можноопределить как такую генетическую связь между явлениями, при которой одноявление, называемое причиной, при наличии определенных, условий снеобходимостью порождает, вызывает к жизни другое явление, называемоеследствием.
В данном случае одностороннее воздействие, кстати,широко распространенное в природном и социальном мире, получается при отвлеченииот обратного воздействия и от взаимосвязей, частью которых такое воздействиеявляется. Если же несколько расширить рамки рассмотрения воздействий, тообнаружится, что причина есть взаимодействие . Возможны два типавзаимодействий:
1) ведущее кизменениям состояний и свойств в уже существовавших объектах; пример -воздействие вирусов на органы и ткани организма, имеющие следствием заболеваниечеловека и биохимические изменения самих вирусов:
2) порождающие новыеобъекты, которых не было до начала действования причины; пример -взаимодействие электрона и позитрона, порождающие два фотона:
Причина при таком ракурсе, т. е, в планевзаимосвязей, определяется как взаимодействие тел или элементов, вызывающеесоответствующие изменения во взаимодействующих телах, элементах, сторонах илипорождающее новое явление. Причина есть взаимодействие, следствие - результатвзаимодействия.
Первым и основополагающим признаком причинногоотношения является наличие между двумя явлениями отношения производства илипорождения . Причина не просто предшествует следствию во времени, апорождает, вызывает его к жизни, генетически обусловливает его возникновение исуществование. Это свидетельствует о том, что причинная связь являетсясубстанциальной связью. В процессах причинения происходит перенос вещества,энергии и информации.
Субстанциальныйхарактер причинной связи получил свое убедительное обоснование в теорииотносительности. Из этой теории следует, что причинно связанными могут бытьтолько такие события, которые в принципе связаны реальным физическим сигналом,процессом, распространяющимся с конечной скоростью. Если физическоевоздействие одного события на другое исключено, то исключается и возможностьпричинной связи между ними.
Отношениегенетического порождения обусловливает существование и другого признакапричинного отношения: причинное отношение характеризуется однонаправленностьюили временной асимметрией. Это означает, что формирование причины всегдапредшествует возникновению следствия, но не наоборот. Процесс причинения имеетопределённую направленность во времени от того, что есть, к тому, чтовозникает, появляется.
Третьим обязательным признакомпричинного отношения является его необходимость , однозначность. Инымисловами, отношение причины и следствия всегда имеет место независимо отлокализации этого причинного отношения в пространстве и времени. Отношениепричины и следствия имеет закономерный характер, а само представление онеобходимом характере связи между причиной и следствием включается в законпричинности. Формулировка закона причинности: равные причины всегда порождаютравные следствия .
Четвёртым признаком причинно- следственногоотношения является его пространственная и временная непрерывность, илисмежность. Любое причинное отношение при внимательном его рассмотрениифактически выступает как определенная даль причинно связанных событий.
В мире не существует явлений и событий,которые бы не имели причины своего возникновения и существования. Существованиебеспричинных событий противоречило бы и принципу материального единства мира,и принципу развития, и принципу универсальной взаимосвязи всех явлений.Существование беспричинного события означало бы фактически его независимость отвсего остального материального мира. С естественнонаучной точки зрениясуществование беспричинных событий входит в противоречие с законом сохраненияматерии и энергии, ибо оно демонстрировало бы возникновение чего-либо изничего.
За признанием всеобщности причинности в силу егосубстанциального характера стрит старая философская максима: «Ничто неможет возникнуть из ничего или превратиться в ничто».
Утверждение о всеобщем характере причиннойобусловленности явлении обычно называется принципом причинности . Всякоеизменение в состоянии какого бы то, ни было, материального тела может бытьвызвано только материальным воздействием, определенным материальным процессом.
Имеютсяследующие виды цепей причинения*:
1) Однолинейныецепи причинения .В них одно и то же явление выступает и причиной, и следствием, причиной в одномотношении и следствием в другом:
/> />
Для них характернапространственно-временная смежность, которая только что отмечалась, итранзитивность (если в алгебре a=b,a b=c, то а=с; здесь же В,будучи причиной С, а С - причиной D, оказывается тоже причиной D, хотя и ненепосредственной, но опосредованной {причиной D). Однолинейные цепи причинениясопровождаются реактивными цепями причинения.
Свойство следствия влиять да свою причину оказываетсяпредпосылкой формирования новых цепей причинения.
2) Цепипричинения двулинейные с обратной связью. Пример - работа холодильника. С повышениемтемпературы внутри холодильника срабатывает терморегулятор, включающийхолодильную установку, которая приводит температуру к нужной величине.
Определение: Материальные системы, в цепяхпричинения которых перенос вещества, энергии и информации от следствия кпричине имеет существенное значение для функционирования системы в целом,называются системами с обратной связью.
3) Разветвляющиесяцепи причинения.
К разветвляющимся цепям причинения, помимоотмеченного вида, относятся также много- однозначные и много- многозначные цепипричинения.
Совокупность однолинейных, двулинейных иразветвляющихся цепей причинения может давать сеть причинения.
/> />
Причинная сеть - это такое отношение между объективно существующими
явлениями, в котором каждоеиз них многократно (но в разных отношениях) выступает и причиной, и следствием.
Причинная сеть может образовывать замкнутый в себепричинный комплекс (тело, вещь, систему и пр.), способный в свою очередь нановом уровне отношений выступать как причина.
Итак, основой каузальной детерминации являетсяэлементарная причинно-следственная связь; причинные связи образуют причинные
цепи;цепи причинения могут формировать причинные сети; причинные сети могутобразовывать причинные комплексы, которые, в свою очередь, могут выступать вкачестве одной причины на новом структурном уровне организации материи.Существует бесконечная иерархия причинных отношений.
3.Механизм процессов причинения. Полная причина. Не причинные видыдетерминации.
Отношение причинения имеет динамический характер.«Поступившие» от причины вещество, энергия и информация и порождаютследствие.
В ходе этого переноса находятсвою реализацию два закона: закон сохранения массы и энергии и законпревращения одних форм энергии в другие. Количество вещества и энергии,необходимое для вызывания следствия, точно соответствует количеству вещества иэнергии, «теряемому» причиной. Вместе с том переносимые по цепипричинения вещество и энергия претерпевают качественную трансформацию, чтопозволяет объяснять в процессах причинения возникновение нового, отличие произведенногоследствия от производящей причины.
Вместе с переносом вещества иэнергии по цепям причинения может происходить и перенос структуры, в результатечего структура причины, выделенность определенных элементов и способы их связиотображаются в появившемся следствии.
Здесь проявляется такоеатрибутивное свойства материи, как отражение, под которым понимается способностьодних тел в результате взаимодействия с другими телами воспроизводить в своейприроде особенности последних.*
Анализ механизма причиненияиграет фундаментальную роль в обосновании познаваемости мира, в доказательствеадекватности познавательного образа объекту.
В последние десятилетия в философию вошло понятие«информационная причинность». В сложных системах информация может нетолько передаваться по цепям причинения, но и храниться, преобразовываться ииспользоваться в целях управления.
Одна и та же информация можетпередаваться по причинным цепям с различной субстратной основой. Это позволяетанализировать информационные связи, существующие в системах, абстрагируясь отих вещественно -энергетической основы, что и позволяет некоторым авторамговорить об информационной причинности как особой форме причинных связей.
Представители«кондиционализма» (от лат. «conciitio»- условия) абсолютизируют роль условий а возникновении явлений.
Правильно фиксируя внимание наважной роли условий в ходе порождения следствия, кондиционалисты фактическирастворяли причину в условиях, лишая тем самым понятие причинностипознавательного значения. Соотношения причины и условий могут трактоваться различнымобразом.
Главный вопрос заключается ввыявлении критериев различения причин и условий. Большинство авторов различаютпричину и условия по характеру действия факторов, их составляющих. Факторы,составляющие причину, при порождении следствия имеют активный характердействия. Изменение причины вызывает существенные изменения и в характерследствий.
Условия - это«совокупность многообразных факторов, от наличия которых зависитвозникновение, существование и исчезновение вещей, но Koropbixони сами по себе не продуцируют».* Изменение условий может предотвратитьпорождение причиной соответствующего следствия, но оно не способносущественным образом изменить характер этого следствия.
Иными словами, это означает, что условия оказываютвлияние на следствие не непосредственно, а опосредованно, через причину.
Граница, отделяющая причину от условий, весьмаотносительна. Сама зависимость возникновения явления от условии носитобъективный характер. Это означает, что детерминация условиями можетрассматриваться как самостоятельный вид детерминации наряду с причинностью.
Каждоеявление в процессе своего возникновения и изменения является точкойпересечения различных видов детерминации. Поэтому причина не действует в чистомвиде.
Попыткаотождествления причин и условий ведет не только к субъективистской линии впонимании причинности, но и делает необъяснимой практическую деятельностьчеловека по преобразованию окружающего мира. Реализуя свою цель в практическойдеятельности, человек, опираясь на знание причин окружающих его явлений, стараетсядостигнуть желаемых следствий.
Полная причина-это совокупность всех обстоятельств,факторов, при которых, данное следствие наступает с необходимостью. Составполной причины: специфицирующая причина, кондициональные причины, реализаторная(пусковая) причина. Специфицирующая причина - это такой генетический фактор, которыйвызывает и определяет качественное своеобразие, специфичность (или главное в«поведении») того или иного следствия. Кондициональные причины (или«условия») - это внешние и внутренние факторы, способствующиеприведению специфицирующей причины в активное состояние, превращающиевозможность явления в реальную действительность.
Реализаторная причина (иначе -«повод») - это тог или иной внешний или внутренний фактор, которыйопределяет момент, время возникновения следствия под влиянием определеннойсовокупности условий.
Особым видом детерминации является целевая,телеономная детерминация. В обществе целесообразными являются действиясубъектов и ряда технических устройств. Но если деятельность роботов и компьютеровесть цель исполняющая, то деятельность человека - целеполагающая.
В философии формулируется следующее положение:целесообразность имеет место там, где обратное воздействие следствия напричину приобретает вид отрицательной обратной связи; в этом случае информацияо разнице между требующимся конечным состоянием и фактически достигнутым,передаваемая по каналу обратной связи, превращается в причину, заставляющуюрегулируемую часть системы двигаться так, чтобы она все более приближалась кзаданному состоянию.
В обществе цель есть исходный пункт деятельностичеловека, и эта цель становится одной из причин создания тех или иных продуктовдеятельности: материальных и духовных. Сама эта цель имеет своей предпосылкойматериальный мир и его законы.
Всовременную философскую литературу входит новое понятие - «телеономия».Оно означает закономерную связь процессов, которые определяются начальнойпрограммой и поведением систем с соответствующим образом организованнойобратной связью. Оно обозначает детерминацию, имеющую место в живой природе вформе органической целесообразности, и целевую детерминацию, характерную длячеловеческой.
Помимо рассмотренных видов детерминации существуютдругие;
новсе они так или иначе в своем основании имеют причинную детерминацию.
4. Объективный закон; типызаконов.
Принцип закономерности утверждает регулярный,упорядоченный характер отношений детерминации. Закономерный характер действительностиозначает подчиненность всех явлений в своем возникновении и существованииобъективным законам. Одни явления детерминируют другие в соответствии сзаконами.
3акон определяется прежде всего как связь (илиотношение), что указывает на связь понятия закона с понятием детерминации. Но не всякаясвязь или отношение является законом: закон не просто связь, но связьсущественная . Закон есть отношение сущностей или между сущностями.
Характерный и признак закона - повторяемость. Тотфакт, что закон есть
связьвсеобщая, присущая неограниченно большому классу явлений, указывает и на то,что она в этом классе явлений постоянно повторяется в пространственно-временномотношении.
Понятие «закон природы» тесно связано спонятием «условие». Необходимость действия любого закона природывсегда проявляется при наличии определенных условий.
Знание закона может выступать основойцеленаправленной практической деятельности людей. Именно во взаимозависимостиусловий и закона состоит возможность использования людьми объективных законовприроды и общества в своих целях. Эта связь закона и условий его действиянаходит свое непосредственное отражение и в логической (или языковой) формеутверждений о законах природы: положения, в которых формулируются законы, имеютвид условных предложений,
Закон природы - это связь, которая характеризуетсяосновными признаками существенного отношения: всеобщностью, необходимостью,повторяемостью, устойчивостью.
В приведенном определении признак существенностизакона не ставится в один рад с признаками необходимости и всеобщности. Признаксущественности, в конечном счете, обусловливает и наличие всех других признаковзакономерной связи, субординирует их. Соотносить понятия«необходимость», «всеобщность», «повторяемость» спонятием закона можно не непосредственно, а только через категорию сущности.
Признание многообразия видов объективногообусловливания, видов детерминации позволяет говорить и о многообразии видовзакономерных отношений или о многообразии типов и видов законов, изучаемыхнаукой.?
Преждевсего законы классифицируются по формам движения материи.
Другимважным подразделением законов является их подразделение на законы существованияи функционирования объектов и законы развития. Первый тип законов характеризуетпредметы, процессы, явления с точки зрения их устойчивости, как уже ставшие иотносительно стабильные образования. Второй тип раскрывает предметы с точкизрения их развития; в них фиксируется связь между различными стадиями развитияпредметов.
Связь законов существования и функционирования изаконов развития находит свое отражение в принципе историзма, в единствеисторического и логического, единстве структурно-функциональных и генетическихметодов исследования.
Основаниемдля классификации законов может выступать также структура отношенийдетерминации. По этому признаку в современной науке законы принято делить надинамические и вероятностно-статистические. Динамический закон - это закон,управляющий поведением индивидуального объекта и позволяющий установитьоднозначную связь его состояний.
Вероятностно-статистический закон - это закон, управляющий поведением большихсовокупностей и в отношении индивидуального объекта позволяющий делать лишьвероятностные (неоднозначные) заключения о его поведении. Обратим внимание:он характеризует поведение не отдельного элемента в этом коллективе, аповедение коллектива в целом.
Опираясьна введенное ранее представление о многообразии типов отношений детерминации, законыможно подразделить на причинные и непричинные. В основании причинныхзаконов лежит отношение причинения, и фиксируемая в них связь имеетгенетический характер. В свою очередь непричинные законы могут подразделятьсяна функциональные, структурные, законы корреляции и т. д.
Для философии и науки принципиальное значениеимеет деление законов по степени их общности.
Специфические, или частные, законы управляютповедением качественно ограниченной сферы объектов. Общие законы характеризуютповедение объектов, принадлежащих к достаточно широкой предметной области.Принято делить мир на три большие сферы: природу, общество и мышление. Общиезаконы распространяют свое действие на одну из них.
Всеобщиезаконы - это такие законы, которые действуют во всех трех сферахдействительности и изучаются философией.
5. Необходимость ислучайность
В разных концепциях детерминизма одно изцентральных мест занимают категории необходимости и случайности.
Необходимость - это то, что вытекает из самойсущности материальных систем, процессов, событий и что должно произойти (илипроисходит) в главном так, а не иначе.
Случайность же - то, что имеет основание ипричину преимущественно не в самом себе, а в другом, что вытекает не из главныхсвязей и отношений, а из побочных, что может быть, а может и не быть, можетпроизойти так, но может произойти и по-другому.
Важным вопросом философского детерминизма являетсявопрос об объективном познавательном статусе категории случайности/ Суть проблемызаключается в следующем.
В истории философии предлагались два выхода изэтой ситуации:
илислучайность выводилась за рамки действия принципа детерминизма ипостулировалось объективное существование абсолютной случайности как ни чем недетерминированного события, явления, процесса, или случайность объявлялась лишьпродуктом нашего незнания причин того или иного явления. Первое решение вело котрицанию принципа детерминизма, второе - к лишению категории случайностиобъективного познавательного значения.
Если необходимости приписывается абсолютный, ни отчего не зависимый характер, то случайности действительно но остается места внауке. Необходимость такого рода приобретает характер рока, судьбы,предопределенной миру раз и навсегда свыше. Как было показана ранее, инеобходимость причинного обусловливания, и необходимость закона зависят отналичия определенных условий. Необходимость всегда опосредуется определеннымкругом условий, наличие или отсутствие которых но всегда определяетсянеобходимостью. Эта предпосылка лежит в основе познания наукой необходимости ицеленаправленной деятельности людей по преобразованию окружающего мире.Необходимость относительна. Говоря о необходимости того или иного предмета,процесса, явления, мы всегда неявно или явно определяем и совокупность техусловий, по отношению к которым явления являются необходимыми. Приписываяотносительный характер необходимости, мы одновременно должны приписыватьотносительный характер и случайности. Одно и то же явление может выступать и какнеобходимое, и как случайное, но по отношению к разным условиям.
Обращениек понятию условия является одним из путей обоснования объективногосуществования случайности. Другой путь обоснования объективного существованияслучайности был предложен Г. В. Плехановым. Он отмечал, что случайностьвозникает как результат пересечения двух независимых причинных, закономернообусловленных цепей или линий существования различных объектов. Необходимойявляется и последовательность событий, обусловленных внутреннимизакономерностями данного предмета. Такая последовательность образует линию егосуществования. Пересечение внутренне необходимых линий существования двух илиболее различных объектов в одной точке порождает.
Случайнымив науке считаются также события, которые возникают при вариации условий.
Соответственнок необходимым относятся такие события, которые вытекают из существенных связейи которые осуществляются в стабильных условиях
Любоеслучайное событие причинно обусловлено и по отношению к определенной группедетерминирующих факторов является закономерным.
Традиция анализа взаимосвязи, существующей междуслучайностью и необходимостью, была заложена Гегелем. Можно выделить несколькомоментов, характеризующих взаимосвязь необходимости и случайности.
Первыймомент связан с пониманием категорий необходимости и случайности как парныхкатегорий, между которыми имеет место отношение диалектического противоречия:они предполагают друг друга, не существуют друг без друга и вместе с темотрицают друг друга. Ни случайности, ни необходимости не бывает в чистом виде,
Второйважный момент связан с характеристикой случайности как формы необходимости.Необходимость всегда накладывает себе дорогу через массу случайностей.
Третиймомент в диалектике необходимости и случайности связан с пониманием случайностикак дополнения необходимости. Наше познание в основном нацелено на раскрытиесущественных и необходимых связей предмета, определяющих его существование.Познание сущности и закона одновременно является и познанием общего, того, чтохарактеризует целый класс однородных явлений
Еще одна черта, характеризующая диалектику необходимости ислучайности, связана с процессом их превращения друг в друга в ходе развития иэволюции материальных систем.
Вообще говоря, диалектическая взаимосвязь между необходимостьюи случайностью коренится в самом процессе развития материальных систем исвязана с диалектикой превращения возможности в действительность в ходе этогопроцесса. Каждый реально осуществившийся этап процесса развития той или инойматериальной системы порождает целый спектр возможностей ее дальнейшегоразвития. Потенциально реализация любой из этих возможностей в будущем являетсяслучайным событием. Но фактически реализуется только та возможность, дляосуществления которой имеются в наличии необходимые условия. По отношению кэтим конкретным условиям осуществляющаяся возможность оказывается необходимой,хотя первоначально она была только случайной. Превращение одной из возможностейв действительность порождает новый спектр возможных путей дальнейшего развитияи так до бесконечности. В таком представлении процесса развития одновременнопроисходит и превращение случайности в необходимость, и проявлениенеобходимости сквозь массу случайностей.
6. Возможность и действительность.Вероятность.
В широком смысле слова поддействительностью понимается весь объективно существующий мир, объективнаяреальность во всей ее конкретности, вся совокупность налично существующихявлений, взятых в единстве с их сущностью. На последний момент вхарактеристике
категориидействительности обращал особое внимание Гегель, отмечая, что«действительность есть ставшее непосредственным единство сущности исуществования, или внутреннего и внешнего» *. В более узком испецифическом смысле слова под действительностью понимают конкретное бытиеотдельного объекта в определенное время, в определенных условиях;действительность отдельного конкретного материального объекта - это егоактуальное бытие. В этом значении категория действительности и сопоставляется скатегорией возможности.
Возможность - это такое состояние (или такаяситуация), когда имеется одна часть детерминирующих факторов, но отсутствуетдругая их часть, или когда детерминирующие факторы недостаточно зрелы, чтобывозникло новое явление.
Под возможностью понимается также то, тенденциивозникновения и развития чего уже имеются в действительности, но что еще нестало наличным бытием.
Если действительность есть актуальное бытие, товозможность - потенциальное бытие, это будущее, содержащееся в настоящем. Вкатегории возможности отражаются предпосылки возникновения новойдействительности, которые уже имеются в наличном бытии. Антонимом понятиявозможности является понятие невозможного, т.е. таких событий и явлений,возникновение которых исключается закономерностями, присущимидействительности.
Диалектическая взаимосвязь возможности и действительностипроявляется в ряде отношений. Прежде всего они предполагают друг друга..Всякая конкретная действительность содержит в себе возможность своегодальнейшего изменения и развития, и всякая конкретная действительностьвозникла как результат реализации ранее существовавших возможностей. Вкатегориях возможности и действительности мир характеризуется прежде всего сточки зрения его становления, изменения, развития.
Эти две категории, с одной стороны, выступают каккатегории диалектической концепции развития, с другой - как категории детерминизма.Весь процесс развития в самом общем виде может быть охарактеризован как процессзарождения и действительного определения спектра возможностей, дальнейшегосужения этого спектра до одной реальной возможности и дальнейшего еепревращения в новую действительность. Диалектика возможности и действительностипридает связность процессу развития, ведет к пониманию развития прежде всегокак саморазвития: действительность через порождение возможностей и ихпоследующую реализацию как бы разворачивает процесс своего становления вовремени.
Вместе с тем в категориях возможности идействительности раскрывается сущность объективного процесса обусловливания, вних выражается закономерный характер процесса становления, конкретизируетсядиалектика взаимосвязи сущности (закона) и явления, необходимости ислучайности, причины и следствия.
Прежде всего, само определение понятия возможностисодержит явное обращение к понятию закона, закономерности, регулярной обусловленности:возможно то, что не противоречит законам функционирования и развития объекта,что предполагается действующими законами. Отрицание регулярной обусловленностипроцесса развития и становления делает бессмысленным само понятие возможности.
Имеются разные виды возможностей (существенная инесущественная, обратимая и необратимая, формальная и реальная и др.).
Обратимой возможностью называется такаявозможность, с превращение которой в действительность первоначальнаядействительность становится возможностью.
Необратимой называется такая возможность, с превращениемкоторой в действительность первоначальная действительность становитсяневозможностью.
Для понимания существа формальной и реальной,абстрактной и конкретной возможностей важное значение имеют следующие их связи(разграничение предложено А- П. Шептулиным). Первые две соотносятся снеобходимостью и случайностью, вторые две - с стадиями развития материальнойсистемы. Возможности, которые обусловлены случайными свойствами и связями,считаются формальными (таковой, к примеру, является выигрыш автомашины влотерее). Для превращения их в действительность нужно, чтобы«пересеклись» в одной точке не две необходимые линии, что само посебе уже есть, как мы знаем, случайность, но чтобы «пересеклось» водной точке множество необходимых линий. Приведенный в примере«случай» возможен, но вероятность его близка к нулю; это скорее даженевозможность, чем возможность. Реальные возможности - это такиевозможности, которые обусловлены необходимыми сторонами и связями объекта.
Абстрактные возможности - это возможности, дляосуществления которых на данной стадии не могут сложиться соответствующие условия;эти возможности могут появиться лишь при достижении материальным образованиемболее высокой стадии развития.
Конкретная возможность - это возможность, дляосуществления которой на данной стадии развития материальной системы могутсложиться соответствующие условия.
Для превращения возможности в действительность необходимодействие объективных законов, которые задают спектр возможных тенденцийразвития предмета, и формирование определенных условий для реализации одной извозможностей.
Для количественной оценки возможности в науке разработанопонятие вероятности . В конкретных науках было развито несколько понятийвероятности: классическое, частотное, диспозиционное, логические,математическое и т.д. На базе частнонаучных представлений о вероятности внастоящее время формируется философское понятие вероятности .
Вероятность - это количественная мера возможности.Вероятность характеризует те пределы, в которых существует возможность; онаопределяет степень близости возможности к осуществлению, к действительности. Вероятность указывает навеличину основания возможности в реальной действительности.
Для определения степени близости возможности кдействительности используется шкала вероятности от 0 до 1 (или, в процентах -до 100%).
Вероятность есть степень необходимого в возможном . Возможность с большимоснованием имеет соответственно и большую вероятность осуществления. Опора напонятие вероятности придает понятию возможности более конкретныйоперациональный характер и повышает его познавательное и практическое значение.
Известный афоризм гласит: «Политика естьискусство возможного». Секрет этого «искусства» и заключается вумении путем целенаправленной деятельности создать такие условия, в которыхнежелательные возможности теряли бы свой реальный характер и не могли превращатьсяв действительность, а желательные возможности приобретали бы реальный характери превращались в действительность.
7. Свобода инеобходимость. Свобода и ответственность.
Упрощенчески- материалистическое понимание свободыволи человека, связывающее его только с необходимостью, даже познанной,фактически лишает человека этой свободы. Французский философ П.Гольбах отмечал:«во всех своих поступках человек подчиняется необходимости… его свободаволи есть химера» *.
ПоБюхнеру свобода - это свобода человека со связанными руками, свобода птицы вклетке. Действительно, если все однозначно необходимо, если нет случайностей,возможностей, если человек действует как автомат, то не останется места длясвободы. Даже если человек познает необходимость чего-либо, то это познаниетоже не меняет положения. Преступник, находящийся в тюрьме и«познавший» эту необходимость, нс становится от этого свободным.
Имеется и другая трактовка свободы,противоположная первой. Свобода, считают, это «возможность поступать так,как хочется. Свобода - это свобода воли. Воля - по своей сущности всегдасвободная воля»**.Екатерина Великая говорила: «свобода - это когда никто не может менязаставить делать то, чего я не хочу». В ее устах это звучитпривлекательно, она уловила противоположность свободы не столько необходимости(с ней-то справиться легче!), сколько принуждению.
Но как быть с абсолютной свободой, провозглашаемойнекоторыми теоретиками-философами? Наличие такой свободы сомнительно.
Представим, что индивид достиг максимальной илиабсолютной свободы в мире. Став таким свободным, человек начнет понимать, чтоего свобода обернулась беспредельным одиночеством. «Бегство от свободы»- так называется книга американского философа Э. Фромма. Название хорошопередает настроение такого человека: «а зачем мне такая свобода?»Устранив все формы зависимости, индивид в конце концов остается наедине сосвоей индивидуальной «самостью». Исчезает природа, общество…Исчезают многочисленные узы, которые хотя и ограничивали свободу человека, но затоделали его близким определенному кругу людей, связывали его с определеннымивещами. «Человек свободен» - «это значит, он одинок». В«Братьях Карамазовых» Ф. М. Достоевский словами Великого инквизитораподчеркнул важную мысль: «ничего и никогда не было для человека и длячеловеческого общества невыносимее свободы», а потому «нет заботыбеспредельнее и мучительнее для человека, как, оставшись свободным, сыскать поскореетого, перед кем преклониться» ***.
Одной из наиболее разработанныхконцепций свободы является экзистенциальная концепция Н.А. Бердяева (см. егоработы: «Философия свободы», «Философия свободного духа»,«Дух и реальность», «О рабстве и свободе человека»,«Царство духа и царство кесаря» и др.). Он считает, что связь свободыс природной или социальной необходимостью лишает подлинную свободу всякогосмысла. Материальный мир причинен, принудителен, а подлинная свободабезосновна. Свобода не есть только выбор возможности (такой выбор тожепринудителен), свобода есть творчество, созидание ранее не бывшего.«Определение свободы как выбора есть еще формальное определение свободы.Это лишь один из моментов свободы. Настоящая свобода обнаруживается не тогда,когда человек должен выбирать, а тогда, когда он сделал выбор. Тут мы приходимк новому определению свободы, свободы реальной. Свобода есть внутренняятворческая энергия человека. Через свободу человек может творить совершенноновую жизнь, новую жизнь общества и мира. Но было бы ошибкой при этом пониматьсвободу как внутреннюю причинность. Свобода находится вне причинных отношений.Причинные отношения находятся в объективированном мире феноменов. Свобода жеесть прорыв в этом мире» *
Творческий акт человека не естьтолько перегруппировка и перераспределение материи мира и не есть толькоэманация, истечение первоматерии мира, не есть также лишь оформление материи всмысле налегания на нее идеальных форм. В творческий акт человека, указываетН.А- Бердяев, привносится новое, не бывшее, не заключенное в данном мире,прорывающееся из иного плана мира, не из вечно данных идеальных форм, а изсвободы, не из темной свободы, а из просветительной свободы. Свобода неотрывнаот творчества. Лишь свободный творит.
В концепции свободы Н.А. Бердяева ценным являетсяобоснование того, что подлинная, действительная свобода есть, прежде всего,творчество. И какой бы момент свободы мы не имели бы в вицу - выбор ливозможности в материальном мире или создание новой ситуации - везде мыобнаруживаем творчество человека. И все-таки, как бы ни импонировал нам общийпафос его концепции, мы не можем согласиться с его устранением детерминизма.
Вдетерминистской философии свобода понимается как способность человекадействовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познаниеобъективной необходимости. Антонимом термина «свобода» в такомслучае выступает «принуждение», т.е. действие человека под влияниемкаких-либо внешних сил, вопреки своим внутренним убеждениям, целям и интересам.
Этопротивопоставление свободы принуждению принципиально важно, посколькупринуждение не тождественно необходимости. На этот момент обращал внимание Б.Спиноза. «Вы полагаете, - писал он своему оппоненту, - никакого различиямежду необходимостью и принуждением, или насилием. Стремление человека жить,любить и т.п. отнюдь не вынужденно у него силой, и, однако, ононеобходимо...»**.
То, что свобода и необходимость не являютсяантиподами, предполагает признание возможности существования свободы без отказаот необходимости.
Человеческий опыт и наука показывает, что даже самые напервый взгляд иррациональные поступки человека всегда обусловлены внутренниммиром человека или внешними обстоятельствами. Абсолютная свобода воли - этоабстракция от реального процесса формирования волевого акта человека.Безусловно, волевое решение человека, связанное с выбором целей и мотивовдеятельности, определяется в основном его внутренним миром, миром его сознания,но ведь этот внутренний мир человека или мир сознания не противостоит внешнемумиру, а является в конечном счете отражением этого внешнего объективного мира,и диалектическая взаимообусловленность событий в этом внутреннем мире являетсяотражением диалектической взаимообусловленности явлений в мире внешнем.Объективная детерминация явлений в мире, объективная естественная необходимостьотражаются в мире сознания в виде логической и психологической необходимости,связывающей человеческие идеи, познавательные образы, понятия и представления.
Реальное свободное действие человека выступаетпрежде всего как выбор альтернативных линий поведения. Свобода есть там, гдеесть выбор; выбор целей деятельности, выбор средств, ведущих к достижениюцелей, выбор поступков в определенной жизненной ситуации и т. д.
Основанием для ситуации выбора является существованиеобъективного спектра возможностей, а объективным основанием возможностиявляется закономерность и совокупность различных условии, необходимых для сереализации. Возможно то, что не противоречит объективным законам, дляреализации чего существуют необходимые условия. Другими словами, меравозможности того или иного события прямо пропорциональна мере его необходимости.Однако сама ситуация выбора - это не свобода, а лишь необходимая предпосылкасвободы, свободного действия. Сам акт свободного действия связан с выборомопределенной альтернативы в ситуации выбора и ее реализацией вдействительности. Выбор альтернативы поведения определяется прежде всегоцелевыми установками человека, а они в свою очередь определяются характеромпрактической деятельности и той совокупностью знаний, которой человекрасполагает. Знание же, на которое опирается субъект в своем выборе альтернатив,есть прежде всего знание необходимости. Человек выбирает ту линию поведения,которая для него обладает внутренней необходимостью в свете имеющегося в егораспоряжении знания.
Одним из аспектов проявления человеческой свободыявляется способность человека преобразовывать окружающий его мир, его способностьпреобразовывать самого себя и тот окружающий социум, частью которого онявляется. Предпосылка этой способности творить самого себя также возникает ещена досоциальном уровне эволюции материи с возникновением систем с органическойцелостностью.
Свободное действие человека всегда предполагаетего ответственность перед обществом за свойпоступок. «Свобода и ответственность - это две стороны одногоцелого - сознательной человеческой деятельности. Свобода есть возможностьосуществления целеполагающей деятельности, способность действовать со знаниемдела ради избранной цели, и реализуется она тем полнее, чем лучше знаниеобъективных условий, чем больше избранная цель и средства ее достижения соответствуютобъективным условиям, закономерным тенденциям развития действительности.Ответственность же есть диктуемая объективными условиями, их осознанием исубъективно поставленной целью необходимость выбора способа действия,необходимость активной деятельности для осуществления этой цели… Свободапорождает ответственность, ответственность направляет свободу» *.
Согласнонаучно-философскому мировоззрению, и свобода, и ответственность могут бытьмыслимы только в мире, где существует объективная обусловленность, детерминизм.Принимая решение и действуя с опорой на знание объективной необходимости,человек способен одновременно формировать в себе чувство ответственности передобществом за свои поступки. Ответственность обусловлена уровнем развитияобщественного сознания, уровнем социальных отношений, существующимисоциальными институтами. И даже тогда, когда человек несет ответственностьперед самим собой, перед своей совестью, в нем отражаются современные емусоциальные связи и отношения. Понятие свободы оказывается связанным и спонятием покаяния.
Проблемасвободы, включающая в себя проблему познания и социального действия, являетсяодной из ведущих проблем, связывающих в единое целое диалектику, теориюпознания и этику, а также философию бытия и социальную философию.
Списокиспользуемой литературы:
1. ФилософияП.В. Алексеев, А.В. Панин
2. Кедров Б.М.«Научная концепция детерминизма» «Современный детерминизм,законы природы». 1973.
3. ОгородниковВ.П, «Познание необходимости. Детерминизм как принцип научногомировоззрения». 1985, раздел «Индетерминизм и метафизика противнауки»).
4. материалпо работам В. Г. Борзенкова, В. П. Бранского, М. Бунге, И.В. Кузнецова
5. Тюхгин В.,Пономарев Я. «Отражение», «Философская энциклопедия».1967. С. 184-186; Тюхтин B.C. «Отражение»«Философский энциклопедический словарь». 1989.
6. Парнюк М.А«Концепция детерминизма в диалектическом материализме» «Современныйдетерминизм и наука». Новосибирск, 1975.
7. «Философскийсловарь». Пер. с нем. Ред. Г.Шмидт.
8. Косолапов Р. И.,Марков B.C. «Свобода иответственность»)
(антропологическо-этический детерминизм ), либо развитием общества (социальный детерминизм).
На этой основе определяется понимание свободы , в том числе делается вывод, согласно которому для выбора и, соответственно, личной ответственности у людей, по существу, нет места.
В таком виде детерминизм может быть определён как утверждение, согласно которому имеется только одно, точно заданное возможное будущее .
Детерминизм может пониматься и как фатализм .
Противоположностью детерминизма является индетерминизм .
Приверженцем абсолютного детерминизма был Пьер-Симон Лаплас . Он постулировал, что если бы какое-нибудь разумное существо смогло узнать положение и скорость всех частиц в мире, оно могло бы совершенно точно предсказать все события Вселенной. Впоследствии такое гипотетическое существо было названо демоном Лапласа .
История детерминизма
Принцип детерминизма в науке
Детерминизм как представление о взаимосвязи всех явлений и процессов является важнейшей составной частью научной методологии , нацеливающей исследователей на выявление причинности и закономерностей в природе, обществе и мышлении .
На принципе детерминизма построена классическая физика. Особый вопрос представляют собой в этой связи термодинамика и молекулярная физика . Детерминизм не подразумевает обратимость времени, исходя из предположения, что частица не обязательно придёт в исходное состояние при обращении времени, имея в виду, что траектория не всегда будет однозначно определяться конечными условиями.
Детерминизм и индетерминизм
Между детерминизмом и индетерминизмом имеются переходные учения, например, у Лютера , Цвингли и Канта : так, если детерминизм полностью распространяется на эмпирически данную "естественную" природу человека, то его моральная природа рассматривается в этом случае как разновидность индетерминизма.
Напишите отзыв о статье "Детерминизм"
Литература
- Купцов В. И. Детерминизм и вероятность. - М., 1976. - 256 с.
- Лебедев C. А., Кудрявцев И. К. Детерминизм и индетерминизм в развитии естествознания // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. - 2005. - № 6. - С. 3-20.
- Лукасевич Я. О детерминизме // Философия и логика Львовско-Варшавской школы. - М., 1999. - С.179-198.
- Иванов В. Г. Детерминизм в философии и физике. - Л., 1974. - 183 с.
- Ивин А. А. Логическое исследование детерминизма // Философия и культура. - 2008. - № 9.
- Ивин А. А. Истина, время, детерминизм // Полигнозис. - 2008. - № 3.
- Орланов Г. Б. Идея детерминизма: исторические тенденции развития // Детерминизм и современная наука. - Воронеж , 1987. - С. 9-23.
- Пахомов Б. Я. Детерминизм и принцип развития. // Вопросы философии . - 1979. - № 7.
- Сокулер З. А . Спор о детерминизме во французской философской литературе // Вопросы философии . - 1993. - № 2.
- Спонтанность и детерминизм / В. В. Казютинский, Е. А. Мамчур, Ю. В. Сачков, А. Ю. Севальников и др.: Ин-т философии РАН. - М., 2006. - 323 с.
- Бунге М. Причинность: Место принципа причинности в современной науке. - М.: Издательство иностранной литературы, 1962. - 513 с.
См. также
Примечания
|
Отрывок, характеризующий Детерминизм
Иосифа Алексеевича не было в Петербурге. (Он в последнее время отстранился от дел петербургских лож и безвыездно жил в Москве.) Все братья, члены лож, были Пьеру знакомые в жизни люди и ему трудно было видеть в них только братьев по каменьщичеству, а не князя Б., не Ивана Васильевича Д., которых он знал в жизни большею частию как слабых и ничтожных людей. Из под масонских фартуков и знаков он видел на них мундиры и кресты, которых они добивались в жизни. Часто, собирая милостыню и сочтя 20–30 рублей, записанных на приход, и большею частию в долг с десяти членов, из которых половина были так же богаты, как и он, Пьер вспоминал масонскую клятву о том, что каждый брат обещает отдать всё свое имущество для ближнего; и в душе его поднимались сомнения, на которых он старался не останавливаться.Всех братьев, которых он знал, он подразделял на четыре разряда. К первому разряду он причислял братьев, не принимающих деятельного участия ни в делах лож, ни в делах человеческих, но занятых исключительно таинствами науки ордена, занятых вопросами о тройственном наименовании Бога, или о трех началах вещей, сере, меркурии и соли, или о значении квадрата и всех фигур храма Соломонова. Пьер уважал этот разряд братьев масонов, к которому принадлежали преимущественно старые братья, и сам Иосиф Алексеевич, по мнению Пьера, но не разделял их интересов. Сердце его не лежало к мистической стороне масонства.
Ко второму разряду Пьер причислял себя и себе подобных братьев, ищущих, колеблющихся, не нашедших еще в масонстве прямого и понятного пути, но надеющихся найти его.
К третьему разряду он причислял братьев (их было самое большое число), не видящих в масонстве ничего, кроме внешней формы и обрядности и дорожащих строгим исполнением этой внешней формы, не заботясь о ее содержании и значении. Таковы были Виларский и даже великий мастер главной ложи.
К четвертому разряду, наконец, причислялось тоже большое количество братьев, в особенности в последнее время вступивших в братство. Это были люди, по наблюдениям Пьера, ни во что не верующие, ничего не желающие, и поступавшие в масонство только для сближения с молодыми богатыми и сильными по связям и знатности братьями, которых весьма много было в ложе.
Пьер начинал чувствовать себя неудовлетворенным своей деятельностью. Масонство, по крайней мере то масонство, которое он знал здесь, казалось ему иногда, основано было на одной внешности. Он и не думал сомневаться в самом масонстве, но подозревал, что русское масонство пошло по ложному пути и отклонилось от своего источника. И потому в конце года Пьер поехал за границу для посвящения себя в высшие тайны ордена.
Летом еще в 1809 году, Пьер вернулся в Петербург. По переписке наших масонов с заграничными было известно, что Безухий успел за границей получить доверие многих высокопоставленных лиц, проник многие тайны, был возведен в высшую степень и везет с собою многое для общего блага каменьщического дела в России. Петербургские масоны все приехали к нему, заискивая в нем, и всем показалось, что он что то скрывает и готовит.
Назначено было торжественное заседание ложи 2 го градуса, в которой Пьер обещал сообщить то, что он имеет передать петербургским братьям от высших руководителей ордена. Заседание было полно. После обыкновенных обрядов Пьер встал и начал свою речь.
– Любезные братья, – начал он, краснея и запинаясь и держа в руке написанную речь. – Недостаточно блюсти в тиши ложи наши таинства – нужно действовать… действовать. Мы находимся в усыплении, а нам нужно действовать. – Пьер взял свою тетрадь и начал читать.
«Для распространения чистой истины и доставления торжества добродетели, читал он, должны мы очистить людей от предрассудков, распространить правила, сообразные с духом времени, принять на себя воспитание юношества, соединиться неразрывными узами с умнейшими людьми, смело и вместе благоразумно преодолевать суеверие, неверие и глупость, образовать из преданных нам людей, связанных между собою единством цели и имеющих власть и силу.
Детерминизм - это такая концепция в философии, которая продвигает идею о том, что всякое следствие имеет свою причину, и все в мире обусловлено, чтобы не сказать, предопределено. Таким было античное учение об атомах. Последнее можно назвать примером космологического детерминизма. Существовали богословские концепции, где утверждалось, что все, что происходит в нашем мире, предопределено свыше, и изменить этого никак нельзя. Бог одних людей приготовил к спасению, а других - к проклятию. Таков теологический детерминизм. У него есть и такая разновидность, как фатализм, когда считается, что все в нашем будущем уже определено заранее. Противоположная же философская позиция называется индетерминизмом.
Исторические этапы
Одной из самых первых известных нам версий данной концепции являлось учение Демокрита. Всякая свобода, полагал философ, Практически каждый человек с лишним весом мечтает похудеть. И чаще всего это начинается с выбора диеты. У некоторых хватает силы воли держать ее долго, и им удается скинуть несколько килограмм. Кто-то бросает, и через некоторое время садится на новую диету. В чем причина такого поведения? это всего лишь мнение смертных. Человек разумный зрит в корень вещей, и понимает, что все на свете - это атомы и пустота. А вот Эпикур предполагал некую свободу даже в движениях атомов. Демокрит же полагал, что нет ничего подобного, и особенно случайного. Просто мы не видим между какими-то явлениями связи и необходимости, и они выглядят для нас таким образом.
Концепция детерминизма в таком виде получила название механистической. В более или менее развитом виде он просуществовал до начала девятнадцатого века. Расцвет ее популярности приходится на семнадцатое и восемнадцатое столетия.
Гоббс, Декарт и другие просветители
Механистический детерминизм - это попытка приравнять живые существа к автоматам. Все тела - это вещи. Они перемещаются, имеют форму, количество, протяженность. Их движения состоят из толчков и усилий. Некоторые из них являются одушевленными (то есть имеют ощущения, которые все это отражают, память, способность к сравнению). Таким видел наш мир Томас Гоббс. Рене Декарт предпочитает каузальный, логический детерминизм, отделяя материю от духа. Последнему он предоставляет творческую энергию, но связывает его мышление особыми законами. Материя же, из которой состоит мир, представляет собой некогда заведенный Богом часовой механизм, в котором, естественно, все винтики друг от друга зависят. Практически все известные деятели французского Просвещения в той или иной степени разделяли эту точку зрения.
Спиноза
Этот философ стоит особняком в постановке данной проблемы, хотя многие исследователи относят его к детерминистам. Но он является оригинальным мыслителем. Следуя методу Декарта, Спиноза пришел к выводу, что в изначальной субстанции, которой он считал природу, и в Боге, свобода и необходимость совпадают. Он действительно полагал, что все в мире связано причинностью. Но это не относится к природе. Она является причиной самой себя. Ведь она - вечная субстанция. И поэтому природа является имманентной причиной всех вещей. Одной из них можно назвать и человека. Спиноза также очень оригинален в вопросах этики. Здесь у него проявляются и детерминизм, и индетерминизм. С одной стороны, он отрицал так называемую «свободу воли». Он полагал, что человек в очень большой степени зависит от своих аффектов. С другой стороны, он вовсе не отрицал существование свободы. Только трактовал он ее следующим образом. Всякая вещь только тогда по-настоящему свободна, когда исполняет свое предназначение. Поэтому таким можно назвать человека, следующего своей природе. Значит, свобода - это осознанная необходимость.
Теологический детерминизм
Особенно богословие было популярным в христианстве. Причем проблема возникла очень рано. Ведь христианские теологи постоянно пытались каким-то образом совместить всемогущество Бога и свободную волю человека. Можно сказать, что католицизм в его классическом варианте совмещал детерминизм и индетерминизм. Но были и такие богословы, и даже Отцы Церкви, которые занимали иную позицию. К примеру, Августин Блаженный считал, что у человека нет свободы воли, и он не может не грешить. Только по особой, даруемой Богом благодати он может сойти с этой скользкой дорожки. Во времена Реформации его поддержал Мартин Лютер. Он заявил, что свобода воли является достоинством Бога. Поэтому человек ее иметь не может. Это противоречило бы принципу Божьего всемогущества.
Постклассический детерминизм
Механистическая модель мира прекрасно согласовывалась с научной картиной того времени. Поэтому Лаплас, один из творцов теории происхождения Вселенной, довел концепцию классического детерминизма практически до логического абсурда. Он заявил, что связь между причинами и следствиями однозначна, и всегда можно вывести одно из другого. Никаких случайностей не существует. Однако уже в его время возникла масса вопросов, на которые нельзя было найти ответ, исходя из этой теории. Поэтому, начиная с девятнадцатого века, научные концепции, которые основывались на детерминизме, изменились. В настоящее время он существует в так называемой постклассической форме.
С точки зрения новых веяний, детерминизм - это идея о том, что причинно-следственные связи не являются однозначными. Они определяют основную линию развития. Тем не менее, в чистом виде закон проявляется редко, и существует масса отклонений. Такой взгляд на детерминизм и развитие сделал возможным появление теории эволюции, психоанализа, квантовой механики, и многих других наук.
Данная философская концепция с восемнадцатого века стала весьма популярной в общественных науках. Ее классическим примером является географический детерминизм, который полагает, что характер нации и образ жизни государства обусловлены внешними факторами - климатом, расположением и так далее. Самым известным сторонником этой теории был Монтескье. Но в девятнадцатом столетии социальный детерминизм - это уже более сложная концепция. Она в какой-то степени совпадает с религиозной версией этого философского направления или же отталкивается от него. В свое время Августин заявил, что история человечества развивается от падения к спасению, и в этом смысл времени. Социальный детерминизм в лице гегельянства фактически повторил эту идею, заменив божественный план законами развития Абсолютного духа.
Диалектический материализм как детерминизм
Большинство философов девятнадцатого века считали, что устройство общества и его специфика определяются разделяемыми им идеями. Идеи и разум, с их точки зрения, правили миром. В то же время Маркс, а также его сторонники и последователи решили подойти к проблеме с другой стороны. Основным фактором, определяющим социальное развитие, они объявили материальный. То есть то, что люди в процессе совместной работы производят средства к жизни, представляет собой фундамент общества. Они детерминируют все остальные виды деятельности людей, а также их социальную, психологическую, духовную активность. Более того, всякая мораль, религия и прочее являются всего лишь отражением материальной жизни, а если они и имеют какую-то самостоятельность, то разве что относительную. Теория детерминизма в таком изложении сосредотачивалась на роли экономического фактора и его доминирования. Однако в современном мире эти концепции больше не являются определяющими.
Индетерминизм
Идеи отрицания необходимости как главной движущей силы мира и природы тоже всегда были присущи философии. Прежде всего, таковой была концепция целеполагания - то есть того, что все процессы происходят от «божественного произвола». Интересно, что теологические идеи о «высшем плане» приводили уже к детерминизму. Но не только богословие было уделом отрицания всеобщности причинности. В философии индетерминизм сделался одной из основ теорий Юма и Канта. Великий немецкий мыслитель полагал, что причина и следствие - это априорные формы нашего мышления, поэтому они имеют субъективный характер. Другими словами, мы делаем выводы из своей практики, но понятия не имеем, насколько они соответствуют реальности. С рождением статистики индетерминизм стал популярен и в науке.
Подводя итог, можно сказать, что противостояние этих двух подходов в современной философии не является столь острым как раньше. А в концепциях многих современных школ и направлений можно встретить элементы как детерминизма, так и его оппонента.
Существует в философии и других науках теория взаимодействия причин и явлений. О чем она говорит и что означает? Понятие детерминизм – это общенаучное учение, связанное с теорией закономерности, причинности, а также взаимодействии всех без исключения процессов и явлений, которые происходят в мире.
Эта теория нашла свое отражение как в философии, так и психологии, детерминизм рассматривался по-разному в разные эпохи под влиянием социальных изменений. Сегодня вы узнаем, что такое детерминизм и в чем он проявляется.
Категории детерминизма
Выше мы узнали, что детерминизм является учением, основанным на теории взаимодействия вещей и явлений . К категориям этого понятия относятся:
Классификация детерминизма
Данное понятие в философии имеет свои категории. Можно рассматривать такие виды детерминизма, имеющие свои теории и особенности :
- философский детерминизм;
- естественно-научный , который включает в себя такие понятия, как телеология и телеономия;
- технологический и технический, этот вид детерминизма опирается на опыт в технологической сфере;
- социальный - такой вид определяет отношения в человеческом обществе.
В чем заключается принцип детерминизма
Современные технологии и наука постоянно совершенствуются и постоянно руководствуются такими принципами познания, как:
- дополнительности;
- соответствия;
- детерминизма.
Принцип детерминизма построен на теории о том, что все, что происходит с нами в этом мире – это неслучайные совпадения , каждое событие или явление имеет то или иное объяснение. Знания в каждой науке построены именно по этому принципу.
Если говорить простым языком, то детерминизм – это теория, которая объясняет те или иные действия при определенных обстоятельствах определенной связью и логикой .
Первоначально детерминизм ограничивался лишь понятием влияющих причин, а трактовка была исключительно механической . А вот объективная природа случайностей не воспринималась, теория вероятности вообще не входила в рамки этого учения.
А в наше время наука трактует такое понятие намного шире . Согласно современным видениям детерминизма, существуют объективные виды взаимосвязи между разными явлениями, которые, на первый взгляд, вовсе не виды, при этом эта связь может быть не явной и не причинной. К числу таких связей относят:
- пространственные корреляции;
- временные корреляции;
- функциональные зависимости и многое другое.
Также в настоящее время особое внимание уделяется соотношениям неопределенностей , нечетких множеств и других величин, которые формулируются лишь статистическим путем.
Исторические формы и концепции детерминизма
Есть несколько исторических теорий и концепций детерминизма, которые сменяли друг друга в разных эпохах, но при этом существуют даже в наше время:
- античная (наивная и стихийно-диалектическая форма);
- лапласовская (механическая жесткая);
- естественно-научная (статистическая);
- современная (синергетическая).
Теперь рассмотрим эти формы и теории более подробно.
Самыми первыми идеями в теории детерминизма были связанные с причинностями . Они были признаны в Древней Греции при развитой юридической и политической активности. Также идеи причинности и необходимости были описаны еще в V веке до нашей эры Левкиппом, затем ими интересовался Демокрит.
Более поздняя форма – это лапласовский детерминизм , которая даже сейчас считается фундаментом таких наук, как физика и механика. Концепция подкрепилась успехами в научной сфере. Суть ее заключается в том, что определенные силы, а также внешние факторы или причины действуют на материальную систему в начальном состоянии, при этом они жестко и линейно определяют ее развитие, а также последующие события. Также данная теория широко отразилась и в философии.
С развитием таких наук, как статистическая физика и термодинамика возник и вероятностный детерминизм . Поначалу его считали неотрывным от предыдущей лапласовской формы. Согласно ему динамические законы считаются первичными, а статистические – производными и второстепенными.
Если говорить о современном детерминизме , то он это синтез всех предыдущих теорий и подходов, даже античного. Например, особенности причинения трудно понять без категории взаимодействия, то бишь взаимосвязи разных процессов, объектов или явлений. Материя и движение способны переноситься, видоизменяться, информация переносится и превращается из одной формы в другую.
Причинные связи следует трактовать как направленное взаимодействие , сразу же вслед за причинами в следствии можно говорить о действующей причине. Причины и условия нельзя противопоставлять друг другу, поскольку условие само частично – это причина, а причина – это в какой-то степени условие.
Взаимодействия в теории детерминизма
Временное соотношение между причинами и следствием имеет три версии происхождения:
- причина – это первичное явление, а за ней следует следствие;
- при близкодействии и конечной скорости отношений причины и следствия существует промежуток;
- причина и следствие – это одновременные явления, причина зарождается и тут же провоцирует следствие, сама же причина впоследствии затухает.
В теории науки детерминизма есть острый вопрос, который касается понятия случайности , а также ее связи с причинностью и необходимостью. Однако практически ни у кого нет споров на тему определения необходимости в качестве непреложности. Это было обусловлено развитием детерминизма до этого.
А вот случайное можно рассматривать как то, что не является следствием внутренней закономерности, оно это следствие из внешних связей и отношений, которые имеют малую длительность и неустойчивость.
Связи состояний – это важные категории, благодаря изучению состояний можно выяснить, не именно то, почему случилось то или иное событие, а как протекает процесс его происхождения от начала и до конца. Это качественно-количественная мера реализации бытия чего-либо в определенный отрезок времени, в науке это имеет совокупность параметров конкретного объекта. В широком смысле связь состояний может быть и безотносительной по отношению к непричинной связи, как это бывает в функциональной связи.
Что же такое функциональная связь? Такое понятие означает функцию, как более общую форму описания последовательностей, все безотносительно к содержанию между объектами. Такие отношения отображены в законе Бойля-Мариотта, где давление и объем – это не причины друг друга, несмотря на то, что они функционально связаны друг с другом.
А вот корреляционная связь – это выражение количественного конкретного соотнесения объектов, состояний и прочего. А также берется во внимание их соответствие друг другу на фоне изменений, а также параллельность на фоне слабой связи, которая может быть вызвана наличием большого временного промежутка или промежуточных объектов.
Детерминизм и великие ученые
– это наука, при которой есть возможность поставить знак равенства между живыми существами и автоматами, согласно теории о том, что все тела – это вещи. Они способны двигаться, обладают качественными и другими показателями, имеют ощущения.
Эта теория принадлежит Томасу Гоббсу. А вот Рене Декарт считал, что материя и дух – это разные вещи. Так, по его теории, дух имеет творческую энергию, но мышление имеет свои законы. А вот материя является «строительным материалом» мира – это некий механизм, который состоит из взаимосвязанных компонентов. Большинство деятелей Просвещения склонялись к такой точке зрения по поводу детерминизма.
Если говорить о видении детерминизма в философии такого ученого, как Спиноза, то такая теория в постановке проблемы всегда стояла особняком
Так, Спиноза был последователем Декарта, соответственно, он сделал вывод о том, что в первостепенной субстанции, то есть природе и Боге, совпадают такие категории, как необходимость и свобода . Он на самом деле считал что причинность – это связующее звено между всем, что существует в мире. Однако к природе она не относится, поскольку – это вечное и причина природы – это она сама. Причина, по мнению Спинозы, это первоначальная причина всего существующего, включая человека.
В этических вопросах Спиноза связывал детерминизм и индетерминизм. Так, он отрицал такое понятие, как сила воли, по мнению ученого, человек во многих вещах зависит от аффектов. Однако, с другой стороны, существование свободы Спиноза не отрицает как таковое. Но трактовка данного понятия у него особая: Спиноза говорил, что вещь или человек по-настоящему свободен , когда выполняют свое предназначение.
Индетерминизм: что это?
В философии также всегда присутствовали идеи и теории, отрицающие необходимость в качестве главной движущей природы и мира. Первоначальной была концепция целеполагания , в основе которой была теория о том, что все процессы являются следствием «божественного произвола». При этом теологические идеи, связанные с «планом свыше», приводят к детерминизму.
как идея отрицания причинности проявлялся в богословии, а также в теориях известных философов, например, Канта или Юма. Так, в философии есть теория и о том, что причина и следствие имеют субъективный характер. Иными словами, человек, делающий определенный вывод, не понимает, насколько он соответствует реальности.
В науке индетерминизм стал развиваться в науке с развитием статистики.
Детерминизм и психология
Детерминизм – категория, присутствующая не только философии, но и психологии. В этом отношении детерминизм помогает понять особенности формирования психики человека . Согласно данной теории, поведение человека определяется на основании взаимодействия разных факторов:
- социальных;
- природных;
- биологических.
Рассматриваемое понятие, которое относится как к философии, так и психологии, активно используется в качестве обоснований для объяснения определенных научных явлений .
Детерминизм - философское учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений материального и духовного мира. Центральным ядром детерминизма служит положение о существовании причинности, т. е. такой связи явлений, в которой одно явление (причина) при вполне определенных условиях с необходимостью порождает, производит другое явление (следствие).
Современный детерминизм предполагает наличие разнообразных объективно существующих форм взаимосвязи явлений, многие из которых выражаются в виде соотношений, не имеющих непосредственно причинного характера, т. е. прямо не содержащих в себе моментов порождения, производства одного другим. Понятие детерминизм возникло в средневековье как вид логического определения понятия, противостоящий генерализации (обобщению).
Философский детерминизм фиксирует разнообразные формы взаимосвязей и взаимоотношений явлений объективной реальности: генетические (причинно-следственные) и статистические, пространственные и временные, связи состояний и коррелятивные связи, функциональные и целевые зависимости. Все они выражаются через систему таких философских детерминистических категорий, как необходимость и случайность, возможность, действительность, закономерность, причинность и пр.
Социальный детерминизм - признает развитие общества от низших форм к высшим. При этом он также признает, как правило, не только направленность исторического развития, но и его по преимущественно прогрессивный характер.
Концепции социального детерминизма объясняют развитие общества за счет различных факторов и причин, например: Гегель – путем развития разума и свободы; О.Конт - смена типов мировоззрения; Маркс – смена способа производства.
Мыслители всех времен пытались найти социальные детерминанты. Одни их искали в географическом факторе, другие - в духовном, третьи - в материальном.
Географический детерминизм – это географическое и социальное понятие, обозначающее взаимозависимость между обществом и географической средой. Термином “географический детерминизм” иногда обозначают концепции, придающие географическим факторам решающую роль. Однако география охватывает не все аспекты взаимодействия человека с природой. Яркими представителями географического детерминизма были французский просветитель XVIII века Ш. Монтескье и замечательный русский ученый XIX века Л.И. Мечников. Монтескье свое исследование роли географической среды начинает с выяснения вопроса о человеческой природе. По его мнению, климатические условия определяют индивидуальные особенности человека, его телесную организацию, характер и склонности. Так, например, в холодном поясе люди крепче и физически сильнее, поскольку "холодный воздух производит сжатие окончаний внешних волокон нашего тела, отчего напряжение их увеличивается и усиливается приток крови от конечностей к сердцу". Анализируя вопросы происхождения рабства, Монтескье считает, что в жарких странах, где люди всякую работу исполняют из страха быть наказанными, рабство не противоречит разуму, ибо без рабства в этих странах не было бы никакого прогресса. Климатическими же условиями объясняет французский мыслитель многоженство и моногамную семью. В распространении географического детерминизма важную роль сыграл Л.И. Мечников. Прежде всего он анализирует вопросы свободы человека, так как свобода, с его точки зрения, представляет главную характерную черту цивилизации. Свободу Л.И. Мечников выводит из соответствующих географических условий, которые, как он пишет, оказывают решающее воздействие на формирование различных видов деятельности людей, в частности на кооперацию. Там, где существует, по выражению русского ученого, "кооперативная солидарность", имеется больше возможностей для свободы и меньше для возникновения деспотических форм правления.
Идеалистический детерминизм. Другие мыслители при исследовании движущих причин общественного развития решающее значение придавали духовному фактору. Так, французские материалисты XVIII века объясняли все социальные процессы из идей, из принципа: "Мнения правят миром". Но этот принцип не мог дать цельного научного представления о социальных феноменах, потому что в действительной жизни оказывается, что мнений существует неограниченное количество, что каждый человек имеет свое собственное мнение. Основоположник позитивизма О. Конт прямо заявлял, что социальной детерминантой являются идеи: "Не читателям этой книги я считал бы нужным доказывать, что идеи управляют и переворачивают мир, или, другими словами, что весь социальный механизм действительно основывается на убеждениях" .
Гегель тоже исходил из духовного фактора, но он поставил этот вопрос несколько иначе. Он считал, что творцом истории является мировой разум. Понятие разума немецкий философ употребляет в разных смыслах. Во-первых, разум - это разум индивида; во-вторых, разум - это закономерное развитие истории; в-третьих, разум - это основа истории. "Разум, - пишет Гегель, - есть субстанция, а именно - то, благодаря чему и в чем вся действительность имеет свое бытие; разум есть бесконечная мощь... Разум есть бесконечное содержание, вся суть и истина..."
Материалистический детерминизм. Маркс тоже искал движущие силы общественного развития, его детерминанты, но к изучению истории он подошел с диаметрально противоположных, а именно с материалистических позиций. Он считал, что следует исходить не из идей, а из реальных жизненных предпосылок. "Предпосылки, с которых мы начинаем, - не произвольны, они - не догмы; это действительные предпосылки, от которых можно отвлечься только в воображении. Это - действительные индивиды, их деятельность и материальные условия их жизни, как те, которые они находят уже готовыми, так и те, которые созданы их собственной деятельностью. Таким образом, предпосылки эти можно установить чисто эмпирическим путем" . Люди в процессе совместной деятельности производят необходимые им жизненные средства, но тем самым они производят свою материальную жизнь, которая является фундаментом общества. Материальная жизнь, материальные общественные отношения, формирующиеся в процессе производства материальных благ, детерминируют все другие формы деятельности людей - политическую, духовную, социальную и т.д.
Сущность материалистического понимания истории Маркс в предисловии к "К критике политической экономии" выразил следующим образом: "В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения - производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание"
Классификация законов науки. Динамические и статистические законы.
Закон (объективный) – существенная, повторяющаяся и устойчивая связь явлений, обуславливающая их упорядоченное изменение. Близко к понятию сущности, существенности. Закон не только фиксирует повторяющуюся, устойчивую связь, но и объясняет ее. Существует много видов классификаций законов.
Три основных типа научных законов – динамические, статистические, и законы взаимосоответствия. Историческое и гносеологическое соотношение всех трех типов законов.
Естественные законы, особенно физические, обладают несравненно большей способностью к конкретному предсказанию наступления соответствующих событий. Биологические законы, дают меньшую вероятность, а философские или социальные законы дают явно недостаточно определенную характеристику. (Это связано с разным влиянием различных условий.) В связи с этим все законы классифицируемы по их типам . (Существует еще огромное кол-во классификаций: по предметам исследования (естественные, технические, общественные), по отношению к человеку, как к субъекту отношений (7 групп))
Классификация законов по типам:
1. законы динамические (законы действия сил)
2. законы статистические (вероятностные)
3. законы взаимосоответсвий (законы-тенденции)
1) Динамичсекие законы(ДЗ) – такие закономерности, которые выражают строго определенную и однозначную взаимосвязь между какими-либо параметрами. (выражаются с помощью формул (F=ma)).
ДЗ, в силу своей простоты, явились в науке исторически и генетически первыми и исходными. (Впервые в классической механике Ньютона, во время научной революции 17века). ДЗ развивались в непосредственной близости с теорией чисел и основой ДЗ является мат. аппарат. Потому физика невозможна без математики.
2) Статистические законы(СЗ) – закономерности, носящие вероятностный характер. (выражаются чаще графически (распределение Максвелла по скоростям)).
Ко второй половине 19 века в естествознании стала очевидной (в социальных науках это осозналось еще раньше) неспособность ДЗ объяснить характер связей в случае систем. (т. е когда влияет не один фактор, а множество, и рассматривать нужно не элементы по отдельности, в случае их большого кол-ва, а всю совокупность, как единое целое). Здесь приходилось оперировать не дискретными, а скорее непрерывными величинами, а их отразить посредством чисел было гораздо труднее. Ярче всего это сказалось:
· в области экономических отношений
· в биологии
· во многих сферах физического мира (прежде всего это касается жидкостей, где хотя и можно с помощью ДЗ описать движение отдельных молекул, но описание именно жидкости, а не множества молекул, становится невозможным (у жидкости есть свои свойства не присущие отдельной молекуле); то же самое стало обнаруживаться при исследовании газов и плазмы.)
Кроме того, стало выясняться и другое, огорчившее горячих поклонников ДЗ как единственно и подлинно научных. Оказалось, что ДЗ являются скорее лишь идеализированными абстракциями, чем существующими процессами. (Например, в законе Бойля-Мариотта речь идет об идеальном газе, а не о реальном, сильно отличающимся от идеального). Законы нового типа, сформировавшиеся на базе исследования сложных и по своему содержанию непрерывных объектов, стали называться статистически мизаконами (законами нелинейных отношений) (многофакторный характер). (Приемы статистического анализа зародились с возникновением государствоведения, возникла необходимость в данных о состоянии населения, земель, ресурсов). Причинно-следственная связь неоднозначна. СЗ оказались ориентированны не на бесполезный анализ всех одновременно действующих сил, а на анализ их результата, формирующего в итоге соответствующее состояние системы в целом. Т.о. СЗ явились законами состояний, а не законами сил, как ДЗ.
3) Законы взаимосоответствия (ЗВ) – выражают максимально общие соотношения между какими-либо процессами или явлениями. (Закон соответствия производственных сил и производственных отношений).
ДЗ и СЗ являются как бы «именными» - законы движущихся тел, законы газов, законы общественных отношений, законы народонаселения. А ЗBпредельно всеобщи и ими охватываются такие связи, которые присущи абсолютно всем процессам и множествам (даже идеальным множествам (мыслям)). Философские законы должны составлять костяк ЗВ. (Основу закона взаимосоответствия составляет принцип диалектического единства противоположностей с 19 признаками – атрибутами). В ЗВ отсутствует точность, поэтому можно иронизировать по поводу ЗВ как законов науки, из-за отсутствия в них какой-либо вероятностной «точности» в предсказании наступления событий. Считается что в природе нет никаких других законов, кроме ЗВ, ибо считается, что все остальные – это лишь разнообразные формы его же существования и действия. Закон взаимосоотвествия зациклен только на одной задаче: Как один элемент (независимо от своего содержания и самой своей сути) соответствует по своим признакам, свойствам, отношениям, функциям другого элемента этой же системы.
Важная особенность : Динамические законы являются частным случаем статистических, ДЗ и СЗ являются частным случаем ЗВ.
Закон взаимосоответствия и диалектический закон единства и взаимопроникновения противоположностей.
Закон единства и взаимопроникновения противоположностей (закон единства и борьбы противоположностей, закон всеобщей противоречивости) один из основных законов диалектики, раскрывающий причину самодвижения и развития. (По отношению к другим законам выступает как «ядро» диалектики.)
Диалектическое противоречие есть взаимодействие противоположных, взаимоисключаючающих сторон, которые находятся во внутреннем единстве и взаимопроникновении. Противоречия есть в любой развивающейся системе от начала и до конца ее развития. Меняются лишь состояния, количественные параметры, характер противоречий, значимость их в системе. Основные состояния диалектических противоречий – 1) гармонии; 2) дисгармонии; 3) конфликты.)
Формула «единство-и-борьба» противоположностей выражает напряженное взаимодействие «полярных» свойств, функций, сторон того или иного целостного предмета. Диалектические противоречия неразрывно связаны друг с другом, подобно полюсам магнита. Таким образом, основу закона взаимосоответствия составляет принцип диалектического единства противоположностей (с 19 признаками – атрибутами.) Ведь противоположности в виде предметов, процессов, множеств, сил, состояний, идей, одним словом - чего угодно могут составить единство, т. е относительно самостоятельную систему, только при наличии достаточного для каждого отдельного случаясоответствия одной стороны другой. На взаимосоответствии и возникает взаимосвязь. Следовательно эти 2 закона неразрывно связаны между собой. (Особенность этой диалектической взаимосвязи (а это – исходный признак самого диалектического единства) в том, что она как раз и носит взаимофункциональный характер. Благодоря этой функциональной взаимозависимости элементы составляют единую систему, которая функционирует как элемент другой, еще более широкой системы и те же последовательности повторяются, но уже на другом уровне).
Единство противоположностей проявляется в том, что их нельзя резко обособить: они взаимосвязаны на столько, что взаимопроникают друг в друга, образуют множество сочетаний, переходов. Гибкое взаимодействие этих противоположностей выражает существо того или иного объекта и потому дает «ключ» к его функционированию, изменению, развитию.
Важно: Не все конфликты, несоответствия, противоречия, обнаруживающие себя в тех или иных областях действительности, являются выражением глубоких диалектических противоречий. Они не являются источниками развития, а наоборот, тормозят его, и являются, как правило, результатом нечеткости, неряшливости, неумения логически мыслить.
Особенности содержания логических и юридических законов в их соотношении с законами объективного мира.
Логика по отношению к законам объективного мира (к естествознанию) представляет собой критерий правильности, но не истинности, т.е. является необходимым но не достаточным условием. Таким образом, логика необходима во всех законах объективного мира.
Существует принципиальная разница между логическими и юридическими законами:
Законы объективного мира человек открывает, а юридические законы человек устанавливает. Т.е. он не может влиять на первые (ускорение свободного падения мы не в силах изменить) , но полностью подчиняет себе вторые. Логические законы, как и юридические, мы тоже можем изменять, правда не в таком количестве.