Література

1. Анреенков В. Г., Чередниченко В. Н. К вопросу о создании банка социологической информации // Соц. исслед. - 1982. - № 1.

2. Батыгин Г. С. Обоснование научного вывода в прикладной социологии.- М., 1986.

3. Бауман З. Мыслить социологически. - М., 1996.

4. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. - М., 1995.

5. Бирюкова М. В. Социальные технологии и проектирование. X.. 2001.

6. Бойдаченко П. Г. Служба управления персоналом. Новосибирск. 1997.

7. Бутенко И. А. Организация прикладного социологического исследования. - М., 1994.

8. Городяненко В. Г. Социологический практикум. - Днепропетровск, 1998.

9. Девятко И. Ф. Методы социологического исследования. Екатеринбург, 1998.

10. Девятко И.Ф. Модели объяснения и логика социологического исследования. М.: Изд-во ИС РАН, 1996. 172с

11. Добреньков В. И., Кравченко А. И. Социология: В 3 т. Т.1.: Методология и история. - М., 2000.

12. Иванов В. Н., Петрушев В. И. Социальные технологии: Курс лекций. М., 1999.

13. Лукашевич Н. П. Социология труда. К., 2001.

14. Марков М. Технология и эффективность социального управления. М., 1982.

15. Методологические основы социального управления / Пол пел. Г. П. Давидюка и др. Минск, 1977.

16. Методы сбора информации в социологических исследованиях: В 2 кн. - М., 1990.

17. Миркин Б.Г. Группировка в социально-экономических исследованиях. М., 1985.

18. Молодцов А. В. Управление и планирование социального развития трудового коллектива. К., 1991.

19. Осипов Г. В., Андреев Э. П. Методы измерения в социологии. - М, 1977.

20. Панина Н. В. Технология социологического исследования. - К., 1998.

21. Патрушев В. И. Социальные резервы трудового коллектива: пути реализации (социологический анализ). К., 1990.

22. Подшивалкина В. И. Некоторые аспекты теории и практики социологической деятельности // Проблеми розвитку соціологічної теорії. - К., 2001.

23. Подшивалкина В. И. Социальные технологии: проблемы методологии и практики. Кишинев, 1997.

24. Полторак В. А. Социология труда: справочник. Днепропетровск, 1997.

25. Ромашов О. В. Социология труда. М., 1999.

26. Российская социологическая энциклопедия / Под ред. Г. В. Осипова. - М., 2000.

27. Слепенков И. М., Аверин Ю. П. Основы теории социального управления. М., 1990.

28. Социальное управление в производственных коллективах: опыт, проблемы и перспективы. М., 1985.

29. Социальное управление трудовым коллективом / Пол ред. Ю. Е. Волкова. М., 1987.

30. Социологическая теория сегодня / Под ред. В. Танчера. - К., 1996.


31. Социология труда / Под ред. Н. И. Дряхлова, А. И. Кравченко, В. В. Щербины. М., 1993.

Тавокин Е.П. Проблемы познания и анализа в социологии. М., 1993.

Татарова Г.Т. Методология анализа данных в социологии. М., 1998.

34. Тищенко Ж. Т. Социальные резервы труда. Актуальные вопросы социологии труда. М., 1989.

35. Толстова Ю.Н. Анализ социологических данных. М., 1994.

36. Управление трудовым коллективом (социально-психологические факторы оптимизации) / Отв. ред. К. К. Грищенко, Н. А. Сакада. К., 1988.

37. Чернявский А. Д. Организация управления в условиях рыночных отношений: Учебное пособие. К., 1994.

38. Щербина В. В. Средства социологической диагностики в системе управления. М., 1993.

39. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. – 7-е узд. – М.: «Добросвет», 2003. – 596 с.

40. Як провести соціологічне дослідження: Методичні рекомендації/ За ред. О. М. Балакірєвої, О. О. Яременка. - Київ: Держ. ін-т проблем сім"ї та молоді, 2004. - 264 с.

Методология

анализа данных

в социологии

(введение)

Учебник для вузов

2-е издание, исправленное

NOTE BENE

Москва

Институт "Открытое общество "

Учебная литература по гуманитарным и социальным дис­циплинам для высшей школы и средних специальных учебных заведений готовится и издается при содействии Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) в рамках программы "Высшее образование". Взгляды и подходы автора не обязательно совпадают с позицией программы. В особо спорных случаях альтер­нативная точка зрения отражается в предисловиях и пос­лесловиях.

Редакционный совет: В. И. Бахмин, Я. М. Бергер, Е. Ю. Гениева, Г. Г. Дилигенский, В. Д. Шадриков

Рецензенты: д-р филос. наук, проф. Батыгин Г. С.,

д-р ист. наук, проф. Дахин В. Н.

Татарова Г.Г.

Методология анализа данных в социологии (введение) /Учеб­ник для вузов. - М.: NOTA BENE, 1999. - 224 с.

Учебник последовательно погружает студентов в проблематику методологии анализа данных в социологии и формирует целостное представление о работе с эмпирическим материалом. В нем вводится понятийный аппарат анализа данных; описываются типы информа­ции, с которой работает социолог; приводятся основные приёмы из­мерения; излагаются логика и методы анализа данных. Особое вни­мание уделено использованию в социологических исследованиях восходящей и нисходящей стратегии анализа данных, типологичес­кого анализа.

ISBN 5-8188-0005-9

© Институт «Открытое общество», 1999

© Г. Г. Татарова, 1999

Предисловие

для студентов

Книга для вас, если вы увлеклись удивительной наукой под названием «Социология» . Прослушав такие курсы, как «Введение в социологию», «История социологии», «Методы сбора информа­ции в социологии», вы имеете представление о сложности и много­образии подходов к изучению социальной реальности и понимаете: чтобы стать профессиональным социологом, необходимо освоить множество различных приемов, способов, методов социологичес­кого исследования. В этом в какой-то мере вам помогут и мои «Лек­ ции» (позволю себе так называть книгу, ибо она родилась в процес­се чтения курсов лекций и многолетней работы со студентами).

Вы получите представление о мире информации, с которой работает социолог, узнаете, откуда она берется и в каких формах существует, как измеряется и как анализируется. Для освоения материала нет необходимости в специальной подготовке по мате­матике, но после этой книги, смею надеяться, вам захочется обра­титься к ней.

Чему же вы научитесь в процессе освоения этой книги? Конеч­но же, немногому, ведь это только введение в проблематику. Не столько тому, как надо делать, сколько тому, как не надо делать. Четко однозначных ответов на многие вопросы в социологии не существует. Одновременно это хорошо и плохо, легко и трудно. Естественно, было бы лучше (хотя бы потому, что так учат в шко­ле), если для решения некоторой социологической «задачки» су­ществовал бы вполне определенный метод, способ ее решения. Тогда, поняв постановку всевозможных задачек и освоив методы их реше­ния, можно было бы считать себя профессионалом.

В социологии нет задач (таких, как это понимается в школе), а есть проблемы, гипотезы. При этом - огромное количество мето­дов, приемов, способов решения проблем и проверки гипотез. Ес­тественно, освоить их нелегко. Поэтому мы будем рассматривать только некоторые из этих средств, основополагающих с точки зре­ния очередного скачка в росте вашего профессионализма.

В процессе прочтения книги вы найдете ответы на следующие вопросы:

Что есть свойство социального объекта? Как строить мо­дель его изучения?

Чем отличаются различные типы эмпирических данных в социологии?

    Какие проблемы и приемы измерения существуют в соци­ологии?

    Зачем социологу нужна математика?

    Что значит изучить «поведение» отдельно взятого эмпири­ческого индикатора и совместное «поведение» эмпирических ин­дикаторов?

    Что такое «связь» и «взаимосвязь»? Почему связь понимаeтся по-разному?

    Что такое восходящая и нисходящая стратегии анализа дан­ных?

    Что такое типологический, факторный, причинный анализы?

Понятие методологической травмы мы используем для обозначения ситуации растерянности исследователей перед обилием социологических теорий, методологий, методов в процессе принятия решений о выборе средств познавательной деятельности. К одному из значимых симптомов методологической травмы мы относим "фракционность" социологического сообщества. Это особая форма групповой идентичности, представляющая собой не столько локализованность сообщества, сколько замыкание на "своих" и неприятие "других", "чужих", а также желание сохранить монополию на предметную область. Фракционность приводит к тому, что знания из одной предметной области социологии с трудом пробиваются в другие Факторами - посредниками методологической травмы - являются "маркетизированность" и "поллстеризированность" социологического сообщества. Первая из этих метафор характеризует ситуацию, когда огромная доля исследователей высокого уровня квалификации занимается изучением рынка. Фактором - посредником методологической травмы, возможно, и базовым, является информационный взрыв. Объем методологического знания настолько велик, что его усвоение вызывает серьезные трудности. Методологическая травма включает две базовые составляющие. Первая из них связана с этапом исследования, на котором осуществляется выбор теоретической перспективы, выбор модели объяснения изучаемого социального феномена, вторая - с этапом выбора методов инструментального характера. Предмет нашего интереса - вторая из этих составляющих мы предполагаем, что в развитии методологического знания должны наблюдаться, с разной периодичностью, два цикла. Первый из них связан с расширением проблемного поля эмпирической социологии и тем самым с усилением феномена мозаичности знания за счет введения в арсенал средств социологического исследования новых подходов и методов. Что и наблюдается в современных реалиях. второй цикл - систематизация накопленного знания, но на основах ранее не известных или известных, но не ставших достоянием практики проведения социологических исследований принципы, согласующиеся с методологической и практической целесообразностью. Если систематизация необходима и возможна, то какими могут быть принципы, на которые она опирается?

Первый принцип. Суть рассматриваемого принципа систематизации заключается в различении макро-, мезо- и микроуровней при рефлексии по поводу методов социологического исследования.

Второй принцип. Понятия "анализ социологических данных" и "измерение в социологии" - базовые категории эмпирической социологии. Они в определенной степени взаимозаменяемы

Третий принцип. Проблематика, связанная с анализом социологических данных, уходит корнями в осмысление концепта "язык социологического исследования". Как известно, под ним понимается совокупность языковых конструктов (понятий, категорий, конструкций), необходимых для выстраивания архитектоники эмпирического социологического исследования.

Четвертый принцип. Система языковых конструктов метаметодики имеет сложный характер. В ней выделяются экзогенные и эндогенные понятия. Особенность первых в нецелесообразности их эмпирической интерпретации. К таким понятиям типологическом анализе относятся: дефиниция типологического анализа, цель его проведения, тип, типология, типологический синдром. В факторном (факториальном) анализе экзогенными являются следующие понятия: дефиниция факторного анализа, цель его проведения, фактор, факторный синдром.

Пятый принцип. Основные языковые конструкты метаметодики являются инвариантами относительно всех классов исследовательских практик анализа социологических данных Суть данного, пятого принципа состоит в необходимости и возможности классификации исследовательских практик ипоиск инвариантов (понятий, методов) относительно всех классов

Татарова Г.Г. Методология анализа данных в социологии: (Введение): Учеб. для вузов. - 2-е изд., испр. - М.: Nota Bene, 1999. - 223 с.: ил. - (Прогр. "Высш. образование"). - Библиогр.: с. 216-219.

Учебная литература по гуманитарным и социальным дисциплинам для высшей школы и средних специальных учебных заведений готовится и издается при содействии Института "Открытое общество" (Фонд Сороса) в рамках программы "Высшее образование". Взгляды и подходы автора не обязательно совпадают с позицией программы. В особо спорных случаях альтернативная точка зрения отражается в предисловиях и послесловиях.

ПРЕДИСЛОВИЕ для студентов
(pred1.pdf - 153K)

ПРЕДИСЛОВИЕ для преподавателей
(pred2.pdf - 190K)

ГЛАВА 1. СТРУКТУРА ЭМПИРИЧЕСКИХ ДАННЫХ В СОЦИОЛОГИИ

    1. От постулатов эмпирической социологии к методологии анализа данных
      Эмпирическая социология. Социологическая информация Многозначность использования терминов (методология, анализ, метод, формализация, операционализация). Понятие о логической и математической формализации. Основания для существования статистического и гуманитарного подходов (традиций, парадигм) в эмпирической социологии.
    2.Модель изучения свойства объекта
      Логическая цепочка вопросов: Что изучать? Зачем и для каких целей изучать? Где и при каких условиях изучать? Какими средствами изучать? Понятие модели. Примеры моделей изучения свойств: "материальная обеспеченность" семьи, "политическая активность " студента, "престиж" района. Свойства, переменные, признаки-взаимосвязь понятий.
    3.Типы эмпирических данных
      Основания для выделения типов информации. Типы информации: государственная статистика; данные, полученные с помощью анкет "простой " структуры; данные, полученные с помощью анкет "сложной " структуры; данные об использовании бюджета времени; текстовые данные. Источники социологической информации. Объекты анализа. Формы существования информации. Типы информации и цели, ради достижения которых используется тот или иной тип.
    Выводы из главы 1
(gl1.pdf - 485K)

ГЛАВА 2. ИЗМЕРЕНИЕ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ АНАЛИЗА.

    1. Зачем социологу шкалы? кодирование как процедура измерения
      Что означает измерение? Можно ли измерение отделить от анализа? Поня-тие шкалы. Номинальная, порядковая, "метрическая" шкалы. Измерение как кодиро-вание. Псевдометричность. Фактический и физический тип шкалы. Проблема со-циологического "нуля".
    2. Индексы сбора и анализа данных
      Косвенное измерение. Построение индексов как прием измерения и как состав-ная часть анализа эмпирической информации. Логический квадрат. Логический пря-моугольник. Шкала суммарных оценок. Индексы в бюджетах времени, в государст-венной статистике, в текстовой информации.
    3. Некоторые специфические приемы измерения социальной установки
      Шкала Луи Терстоуна. Шкала Эмори Богардуса. Шкалограммный анализ Луи Гуттмана. Сходство и различие шкал Лайкерта и Терстоуна. Сходство и различие шкал Богардуса и Гуттмана.
    4. Процедура ранжирования
      Объекты ранжирования. Основание ранжирования. Связанные ранги. Ранжи-рование как составная часть анализа. Ранжирование как прием измерения. Прямое ранжирование. Метод парных сравнений Луи Терстоуна. Свойство транзитивно-сти. Сравнение моделей ранжирования.
    5. Проективные методы
      Психосемантический метод как прием измерения и как прием анализа. Семан-тический дифференциал Ч.Осгуда. Метод неоконченных предложений как подход к изучению социальных ожиданий и социальных стереотипов. Тест двадцати "Я" как прием изучения самоидентификации личности.
    Выводы из главы 2
(gl2.pdf - 1282K)

ГЛАВА 3. ВОСХОДЯЩАЯ СТРАТЕГИЯ АНАЛИЗА ДАННЫХ

    1. С чего начинается анализ?
      Восходящая стратегия анализа и нисходящая стратегия анализа. Различие по-нятий "анализ данных" и "логика анализа" (логическая схема анализа). Первичный анализ как составная часть любой стратегии. Признак. Анализ "поведения" отдель-но взятого признака. Вариационный ряд. Одномерное распределение. Показатели распределения. Абсолютная, относительная и накопленная частоты. Деление на интервалы. Цели % первичного анализа данных. "Язык " анализа распределений.
    2. Анализ характера "поведения" признака
      Эмпирическая кривая распределения. Показатели средней тенденции для раз-личных типов шкал. Дескриптивная статистика. Мода. Медиана. Среднее арифме-тическое значение, взвешенное среднее. Меры рассеяния вокруг средних. Дисперсия. Коэффициент вариации как мера однородности. Квартильный размах. Меры каче-ственной вариации. Коэффициент качественной вариации. Среднее геометрическое. Энтропия.
    3. Анализ взаимосвязи признаков
      Условное распределение. Совместное "поведение" двух признаков. Таблица со-пряженности. Показатели таблицы сопряженности. Маргинальные частоты. Сравнение структуры условных распределений. Типы задач, решаемых посредством таблиц сопряженности. Типологический синдром, типологическая группа. Зависи-мый - независимый признаки. Направленная - ненаправленная связи. Статистиче-ская зависимость - статистическая независимость. Сильна - слабая связь. Меры связи. Функциональная - корреляционная связь. Линейная - нелинейная связь. Локаль-ные - глобальные меры связи. Непосредственная - опосредованная связь. Истинное - ложное значение меры связи.
    4. Меры связи, основанные на понятиях статистическая зависимость и детерминация
      Две логические схемы использования коэффициентов связи. Локальные меры связи для таблиц сопряженности. Коэффициент Юла. Понятие детерминации. Ин-тенсивность и елжость детерминации. Оценки вероятности. Истинное-ложное значение мер связи. Понятие о величине хи-квадрат. Коэффициент взаимной сопря-женности Е.Пирсона. Значимость значений коэффициентов связи. Доверительный интервал.
    5. Меры связи: основанныена модели прогноза и ранговые
      Модальные меры Гуттмана. Сравнение распределений посредством меры Л.Гудмена и Е.Краскала. Когда социолог имеет дело с ранжированными рядами? Принцип сравнения ранжированных рядов. Связанные ранги. Коэффициенты ранго-вой корреляции Л.Гудмена и Е.Краскала, Р.Сомерса, М. Дж. Кендалла. Выводы из главы 3
(gl3.pdf - 1442K)

ГЛАВА 4. НИСХОДЯЩАЯ СТРАТЕГИЯ АНАЛИЗА ДАННЫХ

    1. Язык анализа данных
      Элементы логики анализа. Язык анализа как составная часть языка социологи-ческого исследования. Математическая формализация как составная часть логиче-ской. Классы математических методов. Логика использования математических методов, Язык типологического анализа. Язык причинного анализа. Язык факторно-го анализа. Основной и вспомогательные языки анализа. Выбор исследовательской стратегии анализа данных для перехода к математической формализации. Понятие "метаметодика анализа данных".
    2. Логика типологического анализа
      Цель проведения Типологического Анализа (ТА). О понятии "тип ". Социальная значимость. Основание типологии. Соотношение между типологизацией и класси-фикацией. Класс. Объекты классификации. Алгоритм классификации. Классифика-ционный признак. Эмпирическая закономерность. Дефиниция ТА. Основные понятия ТА. Типообразую-щий признак. Априорная типология. Объект типологии Этапы проведения типологического анализа.
    Выводы из главы 4
(gl4.pdf - 388K)

ПРИЛОЖЕНИЕ для преподавателей
(pril.pdf - 209K)

ЛИТЕРАТУРА

    К главе 1
    К главе 2
    К главе 3
    К главе 4
  1. От постулатов эмпирической социологии к методологии анализа данных
    Эмпирическая социология. Социологическая информация Многозначность использования терминов (методология, анализ, метод, формализация, операционализация). Понятие о логической и математической формализации. Основания для существования статистического и гуманитарного подходов (традиций, парадигм) в эмпирической социологии.
  2. Модель изучения свойства объекта
    Логическая цепочка вопросов: Что изучать? Зачем и для каких целей изучать? Где и при каких условиях изучать? Какими средствами изучать? Понятие модели. Примеры моделей изучения свойств: "материальная обеспеченность" семьи, "политическая активность " студента, "престиж" района. Свойства, переменные, признаки-взаимосвязь понятий.
  3. Типы эмпирических данных
    Основания для выделения типов информации. Типы информации: государственная статистика; данные, полученные с помощью анкет "простой " структуры; данные, полученные с помощью анкет "сложной " структуры; данные об использовании бюджета времени; текстовые данные. Источники социологической информации. Объекты анализа. Формы существования информации. Типы информации и цели, ради достижения которых используется тот или иной тип.
    Выводы из главы 1
  1. Зачем социологу шкалы? кодирование как процедура измерения
    Что означает измерение? Можно ли измерение отделить от анализа? Поня-тие шкалы. Номинальная, порядковая, "метрическая" шкалы. Измерение как кодиро-вание. Псевдометричность. Фактический и физический тип шкалы. Проблема со-циологического "нуля".
  2. Индексы сбора и анализа данных
    Косвенное измерение. Построение индексов как прием измерения и как состав-ная часть анализа эмпирической информации. Логический квадрат. Логический пря-моугольник. Шкала суммарных оценок. Индексы в бюджетах времени, в государст-венной статистике, в текстовой информации.
  3. Некоторые специфические приемы измерения социальной установки
    Шкала Луи Терстоуна. Шкала Эмори Богардуса. Шкалограммный анализ Луи Гуттмана. Сходство и различие шкал Лайкерта и Терстоуна. Сходство и различие шкал Богардуса и Гуттмана.
  4. Процедура ранжирования
    Объекты ранжирования. Основание ранжирования. Связанные ранги. Ранжи-рование как составная часть анализа. Ранжирование как прием измерения. Прямое ранжирование. Метод парных сравнений Луи Терстоуна. Свойство транзитивно-сти. Сравнение моделей ранжирования.
  5. Проективные методы
    Психосемантический метод как прием измерения и как прием анализа. Семан-тический дифференциал Ч.Осгуда. Метод неоконченных предложений как подход к изучению социальных ожиданий и социальных стереотипов. Тест двадцати "Я" как прием изучения самоидентификации личности.
    Выводы из главы 2
  1. С чего начинается анализ?
    Восходящая стратегия анализа и нисходящая стратегия анализа. Различие по-нятий "анализ данных" и "логика анализа" (логическая схема анализа). Первичный анализ как составная часть любой стратегии. Признак. Анализ "поведения" отдель-но взятого признака. Вариационный ряд. Одномерное распределение. Показатели распределения. Абсолютная, относительная и накопленная частоты. Деление на интервалы. Цели % первичного анализа данных. "Язык " анализа распределений.
  2. Анализ характера "поведения" признака
    Эмпирическая кривая распределения. Показатели средней тенденции для раз-личных типов шкал. Дескриптивная статистика. Мода. Медиана. Среднее арифме-тическое значение, взвешенное среднее. Меры рассеяния вокруг средних. Дисперсия. Коэффициент вариации как мера однородности. Квартильный размах. Меры каче-ственной вариации. Коэффициент качественной вариации. Среднее геометрическое. Энтропия.
  3. Анализ взаимосвязи признаков
    Условное распределение. Совместное "поведение" двух признаков. Таблица со-пряженности. Показатели таблицы сопряженности. Маргинальные частоты. Сравнение структуры условных распределений. Типы задач, решаемых посредством таблиц сопряженности. Типологический синдром, типологическая группа. Зависи-мый - независимый признаки. Направленная - ненаправленная связи. Статистиче-ская зависимость - статистическая независимость. Сильна - слабая связь. Меры связи. Функциональная - корреляционная связь. Линейная - нелинейная связь. Локаль-ные - глобальные меры связи. Непосредственная - опосредованная связь. Истинное - ложное значение меры связи.
  4. Меры связи, основанные на понятиях статистическая зависимость и детерминация
    Две логические схемы использования коэффициентов связи. Локальные меры связи для таблиц сопряженности. Коэффициент Юла. Понятие детерминации. Ин-тенсивность и елжость детерминации. Оценки вероятности. Истинное-ложное значение мер связи. Понятие о величине хи-квадрат. Коэффициент взаимной сопря-женности Е.Пирсона. Значимость значений коэффициентов связи. Доверительный интервал.
  5. Меры связи: основанныена модели прогноза и ранговые
    Модальные меры Гуттмана. Сравнение распределений посредством меры Л.Гудмена и Е.Краскала. Когда социолог имеет дело с ранжированными рядами? Принцип сравнения ранжированных рядов. Связанные ранги. Коэффициенты ранго-вой корреляции Л.Гудмена и Е.Краскала, Р.Сомерса, М. Дж. Кендалла.
    Выводы из главы 3
  1. Язык анализа данных
    Элементы логики анализа. Язык анализа как составная часть языка социологи-ческого исследования. Математическая формализация как составная часть логиче-ской. Классы математических методов. Логика использования математических методов, Язык типологического анализа. Язык причинного анализа. Язык факторно-го анализа. Основной и вспомогательные языки анализа. Выбор исследовательской стратегии анализа данных для перехода к математической формализации. Понятие "метаметодика анализа данных".
  2. Логика типологического анализа
    Цель проведения Типологического Анализа (ТА). О понятии "тип ". Социальная значимость. Основание типологии. Соотношение между типологизацией и класси-фикацией. Класс. Объекты классификации. Алгоритм классификации. Классифика-ционный признак. Эмпирическая закономерность. Дефиниция ТА. Основные понятия ТА. Типообразую-щий признак. Априорная типология. Объект типологии Этапы проведения типологического анализа.
    Выводы из главы 4

К главе 1
К главе 2
К главе 3
К главе 4