«Психология развития »

1. Предметом психологии развития являются:

- Закономерные изменения человеческой психики во времени, влекущее за собой.

2. Закономерности и изменения психических процессов и качеств личности по мере возрастного развития и усвоения социального опыта изучает психология:

- Психология развития.

3. Некоторые задачи психологии развития:

- Определение факторов психологии развития, раскрытие их конкретного содержания;

- Выявление закономерностей и механизмов развития;

- Разработка норм психологии развития на основных этапах онтогенетического развития;

- Связь психологии развития с другими науками.

4. Выделяют следующие нормы развития:

- Среднестатистические;

- Социокультурные;

- Индивидуально-личностные;

- Комбинированные.

5. Закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях называется:

- Развитие психики.

6. Психология развития - это наука:

- Об изменениях психических. процессов и качеств личности по мере возрастного развития и усвоения социального опыта.

7. Психофизиологический процесс последовательных возрастных изменений в центральной нервной системе и других системах организма, обеспечивающих условия для возникновения и реализации психических функций и накладывающий определение ограничения:

- Созревание.

8. Онтогенез психики - это:

- Непрерывное развитие от рождения до конца жизни.

9. Детство - это явление:

- Период, продолжающий от новорожденности до полной социальной и психологической зрелости;

- Период становления ребенка полноценным членом человеческого общества.

10. Детство появилось, когда:

- У некоторых животных стали исчезать отдельные формы инстинктивного поведения (Эльконин).

11. Ведущий исследователь этнографии детства:

- Д.И. Фельдштейн.

12. Развитие человека происходит в областях:

- Физической;

- Когнитивной;

- Психосоциальной.

13. Психология развития изучает:

- Возрастную динамику развития человеческой психики, онтогенеза психических процессов и психических качеств личности, качественно изменяющегося во времени человека.

14. Связь психологии развития с другими науками:

- Медициной, философией, этнографией, искусствоведением, социологией, социальной психологией, общей психологией, диференциальной психологией, патопсихологией, педагогической психологией.

15. Выделяют следующие типы возраста:

- Абсолютный возраст (календарный или хронологический);

- Условный возраст (возраст развития, психологический возраст);

- Хронологический возраст;

- Биологический;

- Психологический;

- Социальный.

16. Биологические процессы развития включают:

- Созревание;

- Рост;

- Старение.

17. Основатель детской психологии:

- Вильгельм Тьерри Прейер.

18. Основатель тестологического и нормативного направления в детской психологии:

- Альфред Бине.

19. Некоторые проблемы психологии развития:

- Проблемы объекта и предмета возрастной психологии;

- Проблема выбора оснований для построения возрастной периодизации развития;

- Проблема интерпретации эмпирических фактов развития;

- Проблема соотношения обучения и развития ребенка.

20. Закономерности психического развития:

- Неравномерность и гетерохронность;

- Неустойчивость развития;

- Сензитивность развития;

- Кумулитивность психического развития;

- Дивергентность-конвергентность хода развития.

21. Конкретная, относительно ограниченная во времени ступень психического развития индивида и его развития как личности, характеризуемая совокупностью закономерных физиологических и психологических изменений, не связанных с различием индивидуальных особенностей называется:

22. Факторы психического развития:

- Биологический;

- Среда;

- Активность.

23. Выделяют следующие группы методов научного исследования:

- 1 методы организации исследования;

- 2 эмпирические методы сбора научных данных;

- 3 способы обработки данных;

- 4 методы интерпритации.

24. Эмпирические методы сбора научных данных включают:

- Наблюдение и самонаблюдение;

- Эксперимент;

- Психодиагностические методы;

- Анализ процесса и продуктов деятельности;

- Биографические методы.

25. Методы исследования в психологии развития:

- Метод наблюдения;

- Эксперимент;

- Вспомогательные методы исследования;

- Сравнительные методы исследования;

- Социометрические методы исследования.

26. Методы организации исследования(3):

- Сравнительный;

- Лонгитюдный;

- Комплексный.

27. Принцип объективности исследования проявляется в:

Выводы получены в исследовании:

- Не зависят от личных особенностей исследования;

- Объективно значимы для психики развития индивида;

- Получены в результате применения научного метода исследования;

- Основаны на использовании методик адекватных предмету исследования;

- Являются результатом интерпритации эмпирических фактов;

- Направлены на решение конкретных задач.

28. Этапы использования научного метода:

- 1этап - постановка проблемы исследования;

- 2 этап - формулировка гипотез относительно изучаемого явления;

- 3 этап - проверка гипотезы, включающая в себя: сбор данных, статистическую обработку данных, содержательную интерпритацию данных;

- 4 этап - формулировка выводов.

29. Этика научного исследования:

- Исследование не должно причинить вред психическому и физическому здоровью;

- Принцип добровольного согласия;

- Принцип конфиденциальности;

- Возможность испытуемого быть осведомленным о результатах исследования;

- Участники исследования обладают привилегиями, о которых они должны быть проинформированы заранее.

30. Положение о том, что исследование не должно причинить вред психическому или физическому здоровью испытуемого, отражает принцип:

- «Не навреди».

31. Положение о том, что психолог не имеет права разглашать результаты исследования психического развития испытуемого без его на то согласие, отражает принцип:

- Конфиденциальности деятельности психолога.

32. Особенности проведения исследования с детьми:

33. Некоторые особенности проективных методов исследования:

- Возраст от 2 до бесконечности;

- Неограниченные варианты ответов.

34. Недостатки проективных (рисуночных) методик:

- Тяжелая обработка;

- Субъективизм;

- Характерен качественный, а не количественный подход;

- Шаблоны.

35. Формирующий эксперимент в психологии развития включает в себя:

- Динамику развития определений психической функции, а также уровень потенциального развития ребенка.

36. Некоторые особенности личности детей "индиго":

37. Организация исследования, при которой одни и те же испытуемые наблюдаются на протяжении установленного временного периода - это метод:

- Лонгитюдный метод наблюдения.

38. Метод изучения развития, при котором выборка лиц одного возраста наблюдается и сравнивается с одной или несколькими выборками других возрастных групп - это метод:

- Поперечные срезы.

39. Основные положения теории научения:

- Научение происходит посредством классического и оперантного обусловлевания.

40. Основные положения когнитивной теории Ж. Пиаже

- Ребенок является «активным ученым», который взаимодействует с внешней средой и развивает все более сложные стратегии мышления.

41. Какой стадии когнитивного развития по Ж.Пиаже соответствует положение - "Дети формируют понятия, пользуются символами (язык), мышление конкретно, эгоцентрично":

- Дооперационная стадия (2-7 лет).

42. Концепция социального научения выдвинута:

- Альберт Бандура.

43. Теория интеллектуального развития по Ж.Пиаже отражает подход к развитию человека:

- Процесс развития интеллекта представляет собой смену периодов, в течении которых происходит становление основных интеллектуальных структур.

44. Основные положения психоаналитической теории З. Фрейда:

- На период от рождения до 5-летнего возраста приходится основной этап развития личности.

45. Основные положения теории неофрейдистов (Э. Эриксон):

46. На какой стадии развития личности (по Э. Эриксону) формируются такие полярные качества как "компетентность - неполноценность":

- Школьный возраст (латентная стадия) 6-11 лет.

47. В каком возрасте, по мнению З. Фрейда, дети испытывают сексуальную привязанность ко взрослым:

- 3-5 лет.

48. Основные положения гуманистической психологии:

- Стремление человека найти смысл своего существования и жить ответственно и свободно в соответствии с этическими принципами.

49. Основные положения этологической теории:

- Сходство между ранним формированием привязанности у животных и формированием эмоциональной привязанности у младенцев;

- Синтез этологических и психологических данных и традиционных психоаналитических представлений о развитии.

- Джон Локк.

52. Согласно теории Э.Эриксона человек в своём развитии проходит несколько стадий:

- Орально-сенсорная;

- Мышечно-анальная;

- Локомоторно-генитальная;

- Латентная;

- Подростковый возраст или юность;

- Молодость или ранняя зрелость;

- Зрелость или средний возраст;

- Старость или поздняя зрелость.

- Маргарет Мид.

54. В своей теории психосексуального развития З.Фрейд выделил несколько стадий:

- Оральная;

- Анальная;

- Фаллическая;

- Латентная;

- Генитальная.

55. Формирование Я (эго) по З.Фрейду происходит:

- В 12-36 месяцев и руководствуется принципом реальности.

56. Формирование Сверх-Я (Супер-эго) по З.Фрейду происходит:

- Между 3-6 годами жизни и представляет собой совесть, которая строго регулирует соблюдение норм.

- Эриксон.

59. Положение о роли моральных суждений и этических представлений детей разного возраста легли в основу теории:

- Колберг.

60. Ж.Пиаже выделил особенности детского мышления:

- Эгоцентризм;

- Реализм;

- Анимизм;

- Зигмунд Фрейд.

63. Вклад в детский психоанализ внесли:

- А.Фрейд;

- Бандура.

65. В детском возрасте, по З.Фрейду, формируются такие защитные механизмы психики:

- Вытеснение;

- Регрессия;

- Рационализация;

- Проекция;

- Л.С. Выготский.

70. Положение о том, что теплое позитивное отношение к человеку способствует его личностному росту, принадлежит:

- Карл Роджерс.

71. Жизненная среда по У.Бронфенбреннеру включает:

- Микросистема;

- Мезоуровень;

- Экзоуровень;

- Макросистема.

72. Положение о девиантности как следствие потери ребенком смысла и самореализации в сложившихся условиях воспитания выдвинули представители:

- Гуманистического подхода.

73. Стадии развития личности по З.Фрейду:

- Младенчество;

- Раннее детство;

- Детство;

- Школьный возраст;

- Отрочество и юность;

- Ранняя зрелость;

- Средний возраст;

- Эриксон.

75. Комплекс Эдипа и Электры появляется на стадии:

- Фаллическая стадия.

76. Стадии когнитивного развития по Ж.Пиаже:

- Сенсомоторная стадия (0-1.5 лет);

- Дооперациональная стадия (2-7 лет);

- Стадия конкретных операций (7-11/12 лет);

- Стадия формальных операций (11/12- 14/15 лет).

77. "Феномен Ж.Пиаже" характерен для возраста:

- 12-15 лет.

78. Стадия интеллектуального развития, по Ж.Пиаже, на которой дети способны оперировать абстрактными понятиями:

- Стадия формальных отношений.

79. Стадия интеллектуального развития ребёнка, по Ж.Пиаже, на которой достигается понимание "сохранения" вещества:

- Стадия конкретных операций.

- Выготский.

81. Оральная стадия, по З.Фрейду, формируется в период:

- 0-1 года.

82. Анальная стадия, по З.Фрейду, формируется в период:

- 1-3 лет.

83. Фаллическая стадия, по З.Фрейду, формируется в период:

- 3-5 лет.

84. Генитальная стадия, по З.Фрейду, формируется в период:

- 12-18 лет.

85. В развитии ребёнка М.Монтессори была выдвинута идея о периодах чувствительности к:

- Порядку;

- Владению руками;

- К ходьбе;

- К языкам.

86. Восприимчивость к языкам по М.Монтессори сохраняется в течение первых:

- До 2,5- 3 лет.

87. Ребёнок способен овладеть письмом раньше, чем чтением по теории:

- Интеллектуального развития М Монтессори.?

88. Генетически запрограммированные отрезки времени, когда ребёнок хочет и способен овладеть определёнными навыками, названы М.Монтессори периодом:

- Чувственности и критичности периодов в интеллектуальном развитии.?

89. Взрослый следует за ребёнком и немного направляет его (автор):

- М. Монтессори.

90. Некоторые положения концепции развития ребёнка по М.Монтессори:

- Развитие ребенка должно проходить в тесном контакте с природой.

91. Положения теории Дж.Боулби:

- Теория привязанности основана на синтезе современных биологических (этологических) и психологических данных и традиционных психоаналитических представлений о развитии.

92. Фазы привязанности по Дж.Боулби:

- Начальная стадия (8-12 недель);

- Фаза становления (первое полугодие);

- Фаза сформированной привязанности(После 6 мес.);

- Стадия целевого партнерства(на 3 года).

93. М.Д.Эйнсуорт наблюдала три паттерна привязанности у младенцев:

- Надежно привязанные младенцы;

- Неуверенные избегающие младенцы;

- Неуверенные, амбивалентные младенцы.

94. "Надежная привязанность у младенцев" способствует формированию таких качеств, как:

95. Матери "надёжно привязанных младенцев"отличаются:

96. По Дж. Брунеру интелект ребёнка формируется двумя путями, на основе развития:

- На основе развития абстрактного мышления;

- На основе совершенствования сенсорных систем, умение чувствовать природу.

97. Некоторые положения когнитивной теории Дж.Брунера:

- Для познания мира существует 2 способа: чувственный и двигательный;

- Развитие мышления связанно с развитием речи;

- Сенсорное отображение является ведущим на первых годах жизни.

98. Закономерности детского развития по Л.С. Выготскому:

- Цикличность;

- Неравномерность развития;

- «Метаморфозы» в детском развитии;

- Сочетание процессов эволюции и инволюции в развитии ребенка.

99. Характеристика ведущего вида деятельности:

- Отражает ведущее отношение ребенка к действительности, а его смена служит критерием перехода от одной стадии психического развития к другой.

100. Ключевые понятия теории Л.С. Выготского:

- Зона ближайшего развития;

- Зона актуального развития;

- Социальная ситуация развития.

101. Л.С. Выготский о проблеме обучения и развития:

- Сила научных понятий, которыми ребенок овладевает благодаря обучению - в их осознанности и произвольности.

102. Психологический возраст характеризуется:

- Показателями, которые находятся между собой в сложных отношениях (социальная ситуация развития, ведущая деятельность, основные новообразования).

103. Расхождение в уровне трудности задач, решаемых ребенком самостоятельно и под руководством взрослого (по Л.С. Выготскому) называется:

- Зона ближайшего развития.

104. Характеристика возрастных Психологических новообразований:

- Новый тип строения личности и ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые возникают на данной возрастной ступени и которые определяют сознание ребенка.

105. Период наибольшей чувствительности к определённого рода воздействиям называется:

- Сензитивный период.

106. Вклад Л.С. Выготского в теорию развития:

- Основы культурно-исторической теории развития психики.

107. Л.С. Выготский сформулировал ряд законов развития:

- Закон формирования высших психических функций;

- Закон неравномерности детского развития.

108. Л.С. Выготский определил три группы периодизаций:

- Построение периодизации на основе внешнего критерия;

- Используется внутренний критерий;

- Периоды развития выделяются на основе нескольких существенных особенностей.

109. Возрастная периодизация отдельно взятого человека зависит от:

- Л. С Выготский.

111. В психологии развития выделяются следующие ведущие виды деятельности:

- Общение;

- Игра;

- Учение;

- Труд.

112. Для какого возрастного периода характерна такая деятельность как предметно-манипулятивная деятельность:

- Ранее детство (1-3 года).

113. Базовой потребностью, обеспечивающей развитие является потребность в новизне (автор):

- Маслоу.

114. Для какого возрастного периода характерна такая ведущая деятельность как интимно-личностное общение:

- Подростковый возраст (11-15).

115. К какому периоду психического развития по периодизации Д.Б. Эльконина относится ролевая игра:

- Дошкольный возраст (3-7).

116. Периодизация психического развития по Д.Б. Эльконину:

- Кризис новорожденного;

- Младенчество(2 мес. - 1 год);

- Кризис 1 года;

- Ранний возраст(1-3 года);

- Кризис 3 лет;

- Дошкольный возраст(3-7 лет);

- Кризис 7 лет;

- Младший школьный возраст(8-12);

- Кризис 11-15 лет;

- Подростковый возраст(11-15);

- Д.Б.Эльконин.

118. Понятие "зона ближайшего развития" ввёл:

- Д.Б. Эльконин.

121. Деятельность, в которой формируются основные психические новообразования, возникают новые виды деятельности, происходит перестройка психических процессов, называется:

- Ведущая.

122. Противоречие между новыми потребностями ребёнка и сложившимися отношениями со взрослыми называется:

- Кризис.

123. Факторы, влияющие на пренатальное развитие:

- Питание;

- Стресс;

- Возраст матери.

124. Ведущее влияние на возникновение транссексуализма имеет:

- Пренотальный стресс матери.

125. Влияние терратогена зависит от взаимосвязи нескольких факторов:

- Воздействие тератогена зависит от генотипа организма;

- Воздействие тератогена изменяется на разных этапах внутриутробного развития;

- Каждый тератоген влияет на определенный аспект внутриутробного развития;

- Повреждение тератогенами не всегда очевидны при рождении, но могут появится в дальнейшем.

126. Ведущим видом деятельности в период новорожденности является:

- Интимно-эмоциональное общение.

127. Слух у ребёнка появляется:

- На 2-3 недели.

128. Новорожденный ребёнок способен:

- Слышать;

- Видеть;

- Различать вкус и запах;

Развитие — необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов. Толь­ко одновременное наличие всех трёх указанных свойств выделяет процессы развития среди других изменений: обрати­мость изменений характеризует процессы функциони­рования (циклическое воспроизведение постоянной системы функций); отсутствие закономерности характерно для случайных процессов катастрофического типа; при отсутст­вии направленности изменения не могут накапли­ваться, и потому процесс лишается характерной для развития единой, внутренне взаимосвязанной линии. В ре­зультате развития возникает новое качественное состояние объек­та, которое выступает как изменение его состава или структуры (т. е. возникновение, трансформация или исчезновение его элементов и связей). Способность к развитию составляет одно из всеобщих свойств материи и со­знания.

Существенную характеристику развития составляет время: во-первых, всякое развитие осуществляется в реальном времени, во-вторых, только время выявляет направленность развития. Древняя философия и наука не знали идеи развития в точном смысле этого слова, посколь­ку время тогда мыслилось как протекающее цикличе­ски и все процессы воспринимались как совершающие­ся по заданной «от века» программе. Для античного миро­воззрения не существовало проблемы необратимых из­менений, а вопрос о происхождении мира в целом и его объектов сводился главным образом к вопросу о том, из чего происходит нечто. Идея абсолютно совершенного кос­моса, лежавшая в основании всего античного мышления, исключала даже постановку вопроса о направленных изменениях, порождающих принципиально новые структуры и связи.

Представления о времени и его направлении меня­ются с утверждением христианства, выдвинувшего идею линейного направления времени, которая распро­странялась им, однако, лишь на сферу духа. С воз­никновением опытной науки нового времени идея ли­нейного направления времени в исследовании природы ведёт к формированию представлений о естественной ис­тории, о направленных и необратимых изменениях в природе и обществе. Переломную роль здесь сыграло создание научной космологии и теории эволюции в био­логии и геологии. Идея развития прочно утверждается в есте­ствознании и почти одновременно становится предме­том философского исследования. Глубокую её разработку да­ёт немецкая классическая философия, в особенности Гегель , диалектика которого есть по существу учение о всеобщем развитии, но выраженное в идеалистической форме. Опираясь на диалектический метод, Гегель не только показал универ­сальность принципа развития, но и раскрыл его всеобщий механизм и источник — возникновение, борьбу и пре­одоление противоположностей.

Идеализм гегелевского учения о развития был преодолён в марксизме, истолковывающем развитие как универсальное свойство материи и вместе с тем как всеобщий принцип, служащий основой объяснения истории общества и познания. Общей философской теорией развития выступает материалистическая диалектика, главные особенности процессов развития вы­ражает содержание её основных законов — единства и борь­бы противоположностей , перехода количественных из­менений в качественные , отрицания отрицания . Основные идеи диалектико-материалистической концепции развития сфор­мулировал В. И. Ленин: «Развитие, как бы повторяю­щее пройденные уже ступени, но повторяющее их ина­че, на более высокой базе («отрицание отрицания»), развитие, так сказать, по спирали, а не по прямой линии; — развитие скачкообразное, катастрофическое, ре­волюционное; — «перерывы постепенности»; превраще­ние количества в качество; — внутренние импульсы к развитию, даваемые противоречием, столкновением различных сил и тенденций, действующих на данное тело или в пределах данного явления или внутри дан­ного общества; — взаимозависимость и теснейшая, не­разрывная связь всех сторон каждого явления (при­чём история открывает всё новые и новые стороны), связь, дающая единый, закономерный мировой процесс движения — таковы некоторые черты диалектики, как более содержательного (чем обычное) учения о разви­тии» .

Диалектико-материалистическое учение о развитии составило философско-методологический фундамент теории революционного преобразования общества на коммунистических началах. Перерабатывая и углубляя гегелев­скую диалектику, марксизм показал принципиальное различие и вместе с тем органическое единство двух основных типов развития — эволюции и революции. При этом особенно обстоятельно был проанализирован социально-практический аспект этой проблемы, что нашло непосредственное выражение в теории социалистической революции и перера­стания социализма в коммунизм. Благодаря диалек­тическому учению о развитии существенно расширился арсенал средств научного познания, в котором важнейшее место за­нял исторический метод в его различных конкретных моди­фикациях. На этой основе возникает ряд научных дисцип­лин, предмет которых составляют конкретные процессы развития в природе и обществе.

Во 2-й половине 19 в. идея развития получает широкое распро­странение. При этом буржуазное сознание принимает её в форме плоского эволюционизма. Из всего богатства представлений о развитии здесь берётся лишь тезис о моно­тонном эволюционном процессе, имеющем линейную направ­ленность. Подобное же понимание развития лежит в основе идеологии реформизма. В то же время догматическая огра­ниченность плоского эволюционизма породила и его критику в буржуазной философии и социологии. Эта крити­ка, с одной стороны, отрицала саму идею развития и прин­цип историзма, а с другой — сопровождалась появле­нием концепций т. н. творческой эволюции, проникнутых духом индетер­минизма и субъективно-идеалистическими тенденциями.

История общества и развитие науки давали всё более обширный материал, подтверждающий сложный, неоднозначный характер процессов развития и их механиз­мов. Прежде всего было опровергнуто характерное для позитивизма представление о развитии как о линейном прогрессе. Практика социальных движений 20 в. показала, что исторический прогресс достигается отнюдь не автоматически, что общая восходящая линия развития общества есть результат сложного диалектического взаимо­действия множества процессов, в которых важнейшая роль принадлежит целенаправленной деятельности народных масс, опирающейся на познание объективных законов истории.

Расширились сами представления о развитии как в естественных, так и общественных науках. В 20 в. предметом изучения становятся прежде всего внутренние механизмы развития. Такая переориентация существенно обогатила общие пред­ставления о развитии. Во-первых, биология, а также история культуры показали, что процесс развития не универсален и не однороден. Если рассматривать крупные линии развития (такую, например, как органическая эволюция), то внутри них достаточно очевидно диалектическое взаимодействие разнонаправленных процессов: общая линия прогрессивного развития переплетается с изменениями, которые образуют т. н. тупиковые ходы эволюции или даже направлены в сторону регресса . Более того, в космических масштабах процессы прогрессивного и регрессивного развития, по-видимому, равноправны по своему значению.

Во-вторых, анализ ме­ханизмов развития потребовал более глубокого изучения внутреннего строения развивающихся объектов, в частно­сти их организации и функционирования. Такой анализ оказался необходимым и для выработки объектив­ных критериев, позволяющих реализовать количественный подход к изучению процессов развития: подобным критерием обычно служит повышение или понижение уровня орга­низации в процессе развития. Но проблематика организации и функционирования оказалась настолько обширной и разнообразной, что потребовала выделения особых предметов изучения. На этой основе в середине 20 в. наме­тилось известное обособление тех областей знания, которые заняты изучением организации и функциониро­вания развивающихся объектов. Методологически по­добное обособление оправдано в той мере, в какой про­цессы функционирования действительно составляют самостоятельный предмет изучения, если при этом учитыва­ется, что получаемое в итоге теоретическое изображение объекта является частичным, неполным. Практика современных исследова­ний показывает, что как аспект развития, так и аспект органи­зации могут иметь вполне самостоятельное значение при изу­чении развивающихся объектов. Необходимо только учитывать реальные возможности и границы каждого из этих двух подходов, а также тот факт, что на опре­делённом этапе познания возникает потребность в синтезе эволюционных и организационных представлений об объекте (как это происходит, например, в современной теоретической биологии). Для реализации подобного синтеза важное значение имеет углубление представлений о времени: само по себе различение эволюционного и структурного аспектов пред­полагает и соответствующее различение масштабов времени, причём на передний план выступает не физическое время, не простая хронология, а внутреннее время объекта — рит­мика его функционирования и развития.

Развитие организации - ее необратимое, направленное и закономерное изменение во времени, является объективным процессом, независимым от желания или нежелания членов организации. Успехи науки в изучении закономерностей функционирования организации позволили не только с большей определенностью прогнозировать возникновение периодов спада и подъема, но и подойти к решению проблемы ее направленного развития. Это особенно актуально сегодня, когда любая организация функционирует в динамичном, неопределенном окружении.

Если в начале XX века Г. Форд с фантастическим успехом мог целых девятнадцать лет (!) выпускать один и тот же «Форд-Т», «любого цвета при условии, если этот цвет черный», то сегодня для успеха автопроизводителям необходимо менять каждые несколько лет не только цвет, но и полностью модель автомобиля, значительно модифицируя все его технические характеристики. Непрерывное развитие организации все больше становится необходимым условием не только ее эффективной деятельности, но и выживания в изменяющемся мире.

Усилия менеджмента по развитию организации обычно связаны с целым набором целей и технологий. Эти цели могут открыто объявляться руководством или имплицитно присутствовать в его действиях. Среди наиболее важных целей развития можно выделить рост производительности, повышение качества продукции, расширение ассортимента, сокращение производственных затрат, повышение мотивации и слаженности действий работников, устранение конфликтов, снижение текучести кадров и т. д.

Некоторые исследователи и менеджеры рассматривают развитие как процесс управляемого изменения организации. По их мнению, организационное развитие - новая научная дисциплина, призванная использовать поведенческие науки для адаптации организаций к постоянным изменениям. Другие специалисты стараются акцентировать гуманистический аспект проблемы: «Организация развивается и становится болеее эффективной, используя знания и технологии поведенческих наук, направленные на интеграцию индивидуальных стремлений к личностному росту и развитию. ...Это процесс плановых изменений, непосредственно связанных с миссией организации и включающих в некоторый период времени всю организационную систему в целом» 2 .

В любом случае организационное развитие - это планируемое, управляемое изменение организации, чаще всего продиктованное определенными обстоятельствами или причинами. Среди таких причин можно отметить следующие:

1) неудовлетворительное функционирование;

2) изменения среды деятельности;

3) изменения масштаба и форм деятельности; 4)слияние или дробление;

5) изменения технологии производственных процессов;


6) смена руководства или разногласия по важным организационным вопросам;

7) отсутствие благоприятных перспектив.

Большинство серьезных проблем в крупных организациях имеют скорее стратегический, чем организационный характер.

В интересах выживания и гибкого реагирования на динамично меняющиеся внешние условия, преодоления отставания в развитии техники и технологии, в обеспечении высокого качества выпускаемой продукции и предоставляемых услуг организации должны целенаправленно проводить изменения. В зависимости от конкретных обстоятельств эти изменения могут быть частичными, касающимися отдельных подразделений и видов деятельности, или глобальными, затрагивающими всю организацию в целом.

Одни подходы к организационному развитию подчеркивают что должно быть изменено в организации, другие - акцентируют как должно пройти изменение, его процесс.

Что изменять? Общее содержание усилий по развитию организации проанализировано X. Левиттом, который выделил четыре организационные подсистемы, выступающие объектами планируемых изменений:

а) организационная структура;

б) технология;

в) рабочие задания (трудовой процесс);

г) персонал.

Взаимосвязи между указанными организационными системами - объектами организационного развития представлены на рис. 8.3.

Рис.8.3. Взаимосвязи между объектами организационного развития.

(Источник: Levitt H. Applied Organizational Changes in Industry: Structural,

Technological, and Humanistic Approaches //Handbook of Organizations /Ed. by J. G. March. Chicago-Rand McNally, 1965, P. 1145.)

При структурном подходе изменения осуществляются посредством новых формальных рамок организационного поведения: структур, процедур и правил. Технологический подход ориентирован на реорганизацию производственного процесса, новую организацию рабочих мест, изменение методов и стандартов труда.

Реорганизация трудового процесса направлена на изменения в выполнении индивидуальных рабочих заданий. При этом основное внимание уделяется мотивационным аспектам труда и перепроектированию рабочих заданий.

Изменения в работе с персоналом, прежде всего, касаются разработки новых программ профессионального обучения и отбора, а также совершенствования методов оценки деятельности.

Общее развитие организации означает анализ и развитие всех четырех подсистем. Менеджмент, разумеется, может принять решение о развитии лишь одной из них, являющейся самым слабым звеном. Левитт особо подчеркивал то, что изменения в одной из подсистем организационного развития неизбежно требуют изменений в других. Так, структурная реорганизация неизбежно затрагивает технологические процессы, что в свою очередь требует определенной работы с персоналом и реорганизации рабочих заданий.

Как изменять? По степени участия рядовых работников исследователями выделяют три типа возможных организационных изменений.

К первому типу относятся односторонние решения руководства об организационном развитии, в котором рядовые работники не принимают какого-либо значительного участия. Опираясь исключительно на свою власть в организации, руководство может проводить такую реорганизацию тремя путями:

1. Изданием декрета, т. е. объявлением работникам о совершаемых изменениях и новых требованиях, вытекающих из реорганизации. При этом используется исключительно нисходящая односторонняя коммуникация.

2. Кадровыми перестановками, когда одни индивиды в иерархии заменяются другими, при этом высшее руководство надеется, что это приведет к росту эффективности. Какие-либо консультации с низовыми менеджерами и рядовыми исполнителями по этому поводу считаются излишними.

3. Изменениями организационной структуры, т. е. изменяются функции и размеры структурных подразделений, создаются новые структуры или упраздняются старые, увеличивается или сокращается количество уровней управления, охват контролем и т. д. Предполагается, что это позитивно скажется на деятельности организации в целом.

Ко второму типу возможных организационных изменений относятся совместные усилия высшего руководства и всех работников, направленные на развитие организации. Организационная власть должна использоваться эффективно, и, если имеются способные менеджеры и работники, высшее руководство может разделить с ними часть своей власти в принятии решений. Такой подход реализуется двумя следующими способами:

1. Групповое принятие решений, при котором члены группы выбирают одно из предложенных руководством решений. Подобный способ направлен не на идентификацию проблем и поиск решения, а скорее на получение организационной (групповой) поддержки. Такое принятие решений обеспечивает большее понимание и поддержку программы развития, облегчая ее реализацию.

2. Групповое решение проблем. Группа в процессе дискуссии ищет оптимальные решения, т. е. работниками организации осуществляется не только принятие одного из альтернативных решений, но и проводится обсуждение, выбор и диагностика реальных организационных проблем.

Третий тип реорганизационных усилий обеспечивается делегированием власти конкретным подразделениям и рабочим группам, которым на соответствующем уровне поручается разработка и осуществление программ развития от начала до конца. Здесь можно выделить две формы:

1. Дискуссионные группы, в которых менеджеры и работники подразделений диагностируют, анализируют и решают конкретные проблемы.

2. Группы развития сензитивности, в которых работники обучаются большей чувствительности к процессам, лежащим в основе индивидуального и группового поведения.

Исследования показывают, что в реализации программ организационного развития наиболее эффективными являются совместные усилия руководства и работников.

В любом однородном насаждении деревья бывают разной высоты. Изменчивость высоты деревьев в насаждении характеризуется коэффициентами вариации, изменяющимися от 6 до 10%. Высота деревьев в пределах ступени толщины изменяется меньше, чем в насаждении в целом.

Например, по исследованиям Г.М. Козленко оказалось, что в сосновых насаждениях средняя изменчивость высоты в пределах ступеней толщины примерно вдвое меньше, чем для насаждения в целом.

Средняя высота, вычисленная для отдельных ступеней толщины, постепенно увеличивается от низшей ступени толщины к высшей. Эта связь высоты с диаметрами определяется, как мы уже говорили, кривой высот.

Исследования кривых высот показали, что они чаще всего характеризуются уравнением параболы второго порядка:

h = а + bd + cd 2 ,

где h - искомая высота; d - диаметр деревца;

а, b, с - некоторые постоянные коэффициенты.

Прологарифмировав приведенное уравнение получим ее линейное выражение.

Высота деревьев также связана с положением дерева в насаждении. Связь эта характеризуется редукционными числами по высоте R h , полученными путем деления высот деревьев на среднюю высоту насаждения h. В таблице приведены редукционные числа, найденные А. Шиффелем и проф. М.В. Давидовым для деревьев, занимающих в насаждении разное положение.

Редукционные числа по высоте R h , найденные

А. Шиффелем и М.В. Давидовым

Сравнение двух рядов, относящихся к разным древесным породам, показывает, что они близки друг к другу, за исключением более тонких деревьев.

В таблице приведены наибольшая и наименьшая высоты деревьев разных пород, выраженные в долях средней высоты, по данным разных исследований.

Наибольшая и наименьшая высота деревьев разных пород в долях

от средней высоты деревьев

Наибольшая высота деревьев, как видно из табл. 9.6. на 15-16% больше средней.

Данные А.В. Тюрина о наименьших высотах отличаются от данных других исследователей. Это объясняется тем, что он при обработке материала исключал деревья, отставшие в росте и идущие в отпад.

При округлении цифр можно принять наибольшую высоту деревьев в насаждении

Изменчивость высоты деревьев в однородном насаждении

Высота Ито-
деревьев,м го
- - - - - - - - -
- - -
- - -
- - - -
- - - -
- - -
- - - - -
- - - - - -
- - - - - - - -
- - - - - - - - -
- - - - - - - -
- - - - - - - - -
- - - - - - - - - -
Всего
Среднеариф-метическая высота 18,6 21,2 23,0 24,2 25,1 25,7 26,2 26,8 27,0 27,4 27,8 24,8

на 15% выше, а наименьшую - на 30% ниже средней.

В однородном насаждении высота деревьев изменяется не только по ступеням толщины, но и внутри этих ступеней. Эту особенность строения насаждения моно проиллюстрировать данными проф. Н.В. Третьякова, относящимися к сосновому насаждению в возрасте 180 лет (таблица).

По этой закономерности варьирования высоты можно установить вероятные ряды распределения деревьев по высоте в каждом насаждении (привлекая для верификации данные фактических замеров).Анализ приведенных данных показывает, что распределение деревьев по высоте внутри отдельных ступеней толщины и для насаждения в целом может быть охарактеризовано кривыми нормального распределения. В данном случае для насаждения в целом коэффициент вариации высоты равен ±8,5%, а для отдельных ступеней толщины он близок к ±8%.

Закономерное изменение объемов деревьев в однородных насаждениях. В любом однородном насаждении коэффициенты формы стволов и видовые числа деревьев, так же как их диаметр и высота, непостоянны. Однако по отдельным ступеням толщины пределы этих изменений сужаются, что позволяет найти для них средние значения. Коэффициенты формы и видовые числа уменьшаются при переходе к более крупным ступеням толщины.

Изменение видовых чисел, а также и видовых высот (выраженных в долях среднего видового числа), по естественным ступеням толщины происходит по прямой линии. Изменение относительных значений видовой высоты fh по естественным ступеням толщины показано в таблице.

Изменение видовых чисел и видовой высоты в зависимости от

естественных ступеней толщины (по А. В. Тюрину)

На долю естественных ступеней толщины от 0,8 до 1,7 приходится 94% общего запаса. У этих ступеней толщины значения видовой высоты близки. Поэтому видовую высоту однородных насаждений можно считать постоянной величиной (при обсчетах больших совокупностей).

Изменения видовых чисел как для насаждений, так и по отдельным ступеням толщины, по данным исследований проф. Н.В. Третьякова, характеризуются вариацией равной в среднем ±8%.

По отдельным ступеням толщины и для насаждения в целом распределение деревьев по величине видовых чисел может быть выражено также нормальным распределением. Эта закономерность облегчает установление средних величин, характеризующих объемы деревьев и запасы насаждений.

Изменчивость видовых чисел в однородном насаждении

Разряд Количество деревьев по ступеням толщины, см Ито-
видовых чисел го
0,59 - - - - - - -
0,56 - - -
0,53 - -
0,50 - - - -
0,47 -
0,44
0,41 - - - - -
0,38 - - - - - - -
0,35 - - - - - - - -
В с е г о
Ср. ариф. видовые числа 0,493 0,496 0,498 0,490 0,484 0,477 0,475 0,466 0,450 0,426 0,435 0,476

По М.Л. Дворецкому и Ф.П. Моисеенко, варьирование коэффициентов формы у сосновых насаждений разных возрастов следующее:

Возраст насаждений, лет.................. 26 45 60 64 80 155

Варьирование коэффициентов формы q 2 ,%

(По М.Л. Дворецкому)........ 9 7 7 7 7 7

(По Ф.П. Моисеенко)........... 1 6 5 5 4 4

Сопоставляя приведенные данные видим, что у видовых чисел и коэффициентов формы q 2 изменчивость примерно одинакова. Если площади сечений отдельных деревьев разделить на площадь сечения среднего дерева, получим редукционные числа по площади сечения R g . Умножив их на относительные видовые высоты, получим редукционные числа по объему R v . Изменение редукционных чисел по площади сечения и объему в зависимости от естественных ступеней толщины показано в таблице.

Это объясняется тем, что объем ствола представляет собой произведение площади сечения на видовую высоту, мало изменяющуюся по отдельным ступеням толщины.

Редукционные числа по площади сечения и объему практически совпадают. В однородных насаждениях объем и площадь сечения самого тонкого дерева в насаждении в 12 с лишним раз меньше, чем у самого толстого.

По исследованиям М.Л. Дворецкого, изменчивость площадей сечений и объемов в однородных сосновых насаждениях характеризуется коэффициентами вариации, приведенными в таблице.

Изменение редукционных чисел по площади сечения и по объему в зависимости от естественных ступеней толщины (по А. В. Тюрину)

Изменчивость площадей сечений и объемов (по данным Дворецкого)

Из таблицы видно, что коэффициенты вариации площадей сечений и объемов деревьев близки между собой. Варьирование диаметров деревьев примерно в 2 раза меньше, чем объемов и площадей сечений. С увеличением возраста насаждений коэффициенты вариации площадей сечений и объемов уменьшаются.

Объемы деревьев, произведение площадей сечений деревьев на их высоту gh, произведение площадей сечений на видовое число gf и, наконец, произведение коэффициентов формы на площади сечений q n g находятся в прямолинейной зависимости от площадей сечений деревьев и характеризуются следующими уравнениями: V = ag+b

где а и b - постоянные коэффициенты.

В аналогичной зависимости находятся произведения диаметров на высоту dh и на видовые числа df от соответствующих диаметров:

Логарифмы диаметров деревьев прямолинейно связаны с их высотой:

Связь высот с диаметрами характеризуется высоким корреляционным отношением, равным 0,95. Весьма также тесно связаны площади сечений деревьев с их объемами. Эта связь характеризуется коэффициентами корреляции, изменяющимися от 0,92 до 0,98.

Все приведенные выше закономерности в строении насаждений позволяют судить о пределах изменения и средних значениях отдельных таксационных показателей всего насаждения и отдельных его частей. Они облегчают изучение леса и служат основанием для разработки более рациональных методов учета древесных запасов.

При изучении закономерностей строения насаждения необходимо, однако, иметь в виду, что большая часть их выявляется на множестве деревьев, и поэтому они носят статистический характер. Приравнивать их к абсолютным законам точных наук не следует.

Из курса вариационной статистики известно, что варианты, по своей величине близкие к среднеарифметическому, при большом числе наблюдений представлены большими численностями. По мере удаления от среднеарифметического численности соответственно уменьшаются. Такие законы справедливы и для больших сокупностей деревьев. Если вести наблюдения на ограниченном материале, то наблюдаются значительные отклонения от среднего ряда распределения.

Таким образом, распределение деревьев в древостое по толщине и высоте как показатели исследования ученых XIX и первой половины ХХ вв. близко к нормальному, а работами Ф.П. Моисеенко, В.К. Захарова и других доказано нормальное распределение видовых чисел и коэффициентов формы.

На основе изложенного приходим к следующим выводам:.

1. Ранг среднего дерева в однородных насаждениях является устойчивой величиной, равной в среднем 0,58, независимо от породы, возраста и других таксационных показателей древостоя.

2. Ранг дерева определяет величины редукционных чисел по основным таксационным показателям. Взаимосвязь между рангами и редукционными числами выражается уравнением полинома 3 степени.

3. Распределение относительного количества деревьев по естественным ступеням толщины не зависит от породы, среднего диаметра, условий местопроизрастания, полноты и ряда других таксационных показателей насаждения.

4. Для древостоев Беларуси по данным исследований Багинского наблюдается бόльший размах распределений числа стволов и меньшая концентрация деревьев в средних ступенях толщины, обуславливающая смещение положения среднего дерева ближе к середине ряда.

  • А) упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого
  • Автоматизация учета основных средств и нематериальных активов
  • Анализ организации материально-технического обеспечения и использования материальных ресурсов
  • Проблема развития в философии и теоретические подходы к ее осмыслению.

    Философские дискуссии по проблеме развития разворачивались вокруг следующих основных вопросов: 1) каковы причины, источник развития? 2) как оно происходит, каков его внутренний механизм? 3) существует ли тенденция, направленность в развитии? В ходе этих дискуссий сформировались две основные концепции развития - метафизическая и диалектическая, подходившие к осмыслению указанных вопросов с противоположных позиций.

    Метафизическая концепция причину развития видит во внешнем противоречии объекта (божественный первотолчок, внешнее механическое воздействие); рассматривает развитие только как уменьшение или увеличение, сводя качественное к количественному; связывает тенденцию развития либо с движением по прямой, восходящей линии, либо с движением по замкнутому кругу. Диалектическая концепция причину развития видит в разрешении внутреннего противоречия объекта; способ осуществления (механизм) развития представляет, как переход количественных изменений в качественные, а направленность этого процесса отождествляет с образом разворачивающейся спирали.

    Способность к развитию составляет одно из всеобщих свойств материи и сознания.

    РАЗВИТИЕ - это необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов.

    В отличие от категории “движение”, включающей в себя любые изменения, категория “развитие” охватывает только те изменения, которые соответствуют одновременно всем трем указанным свойствам. Отсутствие любого из них в процессе движения не позволяет относить его к развитию, т.к. обратимость изменений порождает не развитие, а функционирование объектов (т.е. циклическое воспроизведение постоянной системы функций); отсутствие закономерности характерно для случайных процессов катастрофического типа; отсутствие направленности не позволяет накапливаться изменениям, необходимым для единства и внутренней взаимосвязи процесса развития.

    Развитие может быть экстенсивным , т.е. расширением и увеличением уже имеющегося, или интенсивным , т.е. возникновением качественно новых форм; экзогенным , т.е. определяемым внешними факторами, и эндогенным , определяемым внутренними факторами самого объекта. Различают также развитие индивидуальное , связанное с отдельным объектом (например, человеком), и всеобщее развитие, характерное для сложнейших системных объектов (народа, человечества, природы, Земли, Вселенной).



    Наиболее полной и разработанной концепцией развития выступает диалектика . В истории философии диалектика определялась как: (1) искусство ведения спора (Сократ); (2) искусство деления предметов по родам и видам (Платон); (3) метод получения вероятностного знания (Аристотель); (4) умение отыскивать противоречия в самой действительности (Гегель); (5) наука о наиболее общих законах развития природы, общества и познания (марксизм).

    Выделяют три основные исторические формы диалектики: (1) античная диалектика (Гераклит, Сократ, Платон, Аристотель); (2) диалектика немецкой классической философии (Кант, Гегель); (3) материалистическая диалектика (Маркс, Энгельс).

    Виды диалектики: 1) объективная диалектика - это процесс развития материального мира (вне зависимости от познающего субъекта и его существования); 2) субъективная диалектика - это процесс развития человеческого мышления (она вторична по отношению к объективной диалектике и является её отражением в мыслящем мозгу); 3) сознательная диалектика - это наука, изучающая законы и принципы объективной и субъективной диалектики (этот вид диалектики субъективен только по своей форме, как система разрабатываемых людьми взаимосвязанных категорий, но по содержанию, которое он черпает из материального мира, он тождествен объективной диалектике).



    Сознательную (научную) диалектику, как способ мышления, следует отличать от ее альтернатив, к которым относятся:

    1. Метафизический способ мышления , с характерной для него односторонностью, абстрактностью, абсолютизацией одного из моментов в составе целого, рассмотрением объекта в качестве неизменного. Особую разновидность этого способа мышления представляет догматизм , отрицающий сам принцип развития. Главным признаком догматизма служит непонимание конкретности истины, положения, являющиеся истинными в одних условиях, догматик превращает в неизменные догмы, верные для любых условий.

    2. Релятивистский способ мышления . Если метафизика, в противоположность диалектике, абсолютизирует момент устойчивости в развитии, то релятивизм абсолютизирует момент изменчивости. В такой интерпретации явление превращается в сплошной поток изменений и практически исчезает.

    3. Софистика - это способ достижения желаемого мыслительного результата путём заведомо некорректного применения логических и семантических операций. Примером этого может служить очень известный софизм “Рогатый”: “То, что ты не потерял, ты имеешь; ты не потерял рога, следовательно, ты их имеешь”. Этот софизм основан на неправильном логическом дедуктивном умозаключении, т.к. данный частный случай не охватывается рассматриваемым общим.

    4. Эклектика - это соединение разнородных идей, принципов, теорий, базирующееся на подмене одних логических оснований другими. Примером этому может служить высказывание типа: “Шел дождь и два студента, один в галошах, другой в университет”.