Название: Психология.

Учебник подготовлен группой ведущих российских ученых и преподавателей в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта для бакалавров. В общей части учебника излагаются основы психологии как научной дисциплины, базовые сведения о ее структуре, истории, методах и достижениях. Специальная часть посвящена конкретным областям психологической науки, ориентированным на специалистов-гуманитариев.
Предназначен для студентов 1-2 курсов гуманитарных специальностей, для преподавателей кафедр психологии гуманитарных вузов и всех читателей, интересующихся теоретическими и прикладными аспектами психологической науки.

Уважаемый читатель!
Ты держишь в руках необычный учебник. Издательство «Питер» реализует программу выпуска учебников и учебных пособий, предназначенных для студентов и преподавателей непсихологических специальностей, для всех, кто изучает или преподает психологию в рамках обязательной программы высшего образования. Психология с 1994 года входит в число учебных дисциплин Государственного стандарта. Этот учебник предназначен для студентов, обучающихся на гуманитарных факультетах университетов, т. е. для будущих юристов и историков, социологов и филологов, социальных работников и журналистов. Психология по своей уникальной природе объединяет и синтезирует в себе черты естественнонаучной и гуманитарной дисциплины. Для гуманитарного знания психологические факты и законы выполняют функцию объяснительных принципов: психология раскрывает закономерности индивидуального и группового поведения, особенности внутренней духовной жизни людей, природу их способностей, потребностей и т. д. В нашем учебнике излагаются начала фундаментальной психологии, а также отражены основы юридической, исторической, этнической психологии и других отраслей психологической науки, знание которых необходимо современным студентам. Отечественная психология развивалась под влиянием трудов выдающихся российских философов и ученых-гуманитариев: Н. О. Лосского, С. Л. Франка, Г. Г. Шпета, Н. А. Бердяева и многих других. Не случайно получившая мировое признание культурно-историческая концепция развития высших психических функций была разработана российским психологом Л. С. Выготским.

Часть I. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ 11
Глава 1. Психология как наука 12

1.1. Методология научного познания 12
1.2. Объяснительные принципы психологии 17
1.3. Предмет и методы психологии 22
Глава 2. История психологии 28
2.1. Период формирования психологического знания в рамках других научных дисциплин (IV-V вв. до н. э. - 60-е гг. XIX в.) 28
2.2. Психология как самостоятельная научная дисциплина (60-е гг. XIX в. - настоящее время) 36
2.3. Психологическая наука и психологическая практика 44
Глава 3. Биологические основы психики 57
3.1. Развитие психики в филогенезе 57
3.2. Нейрофизиологические механизмы высшей нервной деятельности 62
3.3. Центральная нервная система 65
3.4. Психофизиологическая проблема 67
Глава 4. Природная и социальная детерминация психического развития 70
4.1. Основные подходы к проблеме биологического и социального в психологии 70
4.2. Изучение различающихся групп 80
4.3. Механизмы адаптации 83
Глава 5. Структура психики 86
5.1. Функции психики 86
5.2. Психические процессы, состояния и свойства 89
5.3. Сознание и бессознательное 93
5.4. Измененные состояния сознания 96
Глава 6. Научение 103
6.1. Виды научения 103
6.2. Сложные формы научения 109
Глава 7. Психология деятельности и адаптация 116
7.1. Проблема деятельности в психологии 116
7.2. Схема анализа деятельности 118
7.3. Творчество 119
7.4. Адаптация и дезадаптация 122
Глава 8. Эмоции и чувства 128
8.1. Общее представление об эмоциях 128
8.2. Роль эмоций 130
8.3. Проявление эмоций 132
8.4. Механизмы эмоций 133
8.5. Управление эмоциями 134
8.6. Чувства 135
Глава 9. Мотивация и психическая регуляция поведения 138
9.1. Понятие о мотивации 138
9.2. Решение проблемы мотивации в рамках бихевиоризма 140
9.3. Психоаналитические теории мотивации 141
9.4. Гуманистические теории мотивации 143
9.5. Когнитивные теории мотивации 145
9.6. Мотивационный контроль действий 149
Глава 10. Внимание 155
10.1. Проблема внимания в психологии 155
10.2. Виды внимания 158
10.3. Теоретические направления в исследованиях внимания 159
Глава 11. Сенсорно-перцептивные процессы 166
11.1. Психофизика ощущений 166
11.2. Виды ощущений 173
11.3. Восприятие пространства и движения 176
11.4. Константность восприятия 184
Глава 12. Память 189
12.1. Основные мнемические процессы 189
12.2. Классификации видов памяти 193
12.3. Монистическая и множественная трактовки памяти 195
12.4. Функциональный подход в исследованиях памяти 197
12.5. Уровни переработки информации 199
12.6. Память и организация знаний 202
Глава 13. Мышление и интеллект 207
13.1. Соотношение понятий «мышление» и «интеллект» 207
13.2. Виды мышления 209
13.3. Мышление и логика 212
13.4. Процесс мышления 218
13.5. Мышление и творчество 222
13.6. Индивидуальные особенности интеллекта 226
13.7. Возрастные, половые и социальные особенности интеллекта 230
Глава 14. Речь 237
14.1. Общая психологическая характеристика речи 237
14.2. Эволюция идей о природе языка и речи 238
14.3. Речевой онтогенез 249
14.4. Основные психологические аспекты функционирования речи 256
14.5. Личность в речи 262
14.6. Практические приложения использования речи 265
Часть II. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ 271
Глава 15. Теории личности 272

15.1. Проблема личности в психологии 272
15.2. Психодинамическая теория личности 273
15.3. Аналитическая теория личности 275
15.4. Гуманистическая теория личности 277
15.5. Когнитивная теория личности 280
15.6. Поведенческая теория личности 283
15.7. Деятельностная теория личности 285
15.8. Диспозициональная теория личности 288
Глава 16. Психическое развитие личности 295
16.1. Факторы психического развития человека 295
16.2. Периодизации психического развития 298
16.3. Периодизации когнитивного развития 302
16.4. Планирование и выбор жизненного пути 315
Глава 17. Психология индивидуальных различий 319
17.1. История становления дифференциальной психологии 319
17.2. Предмет и методы дифференциальной психологии 321
17.3. Основные направления дифференциально-психологических исследований 323
17.4. Тестирование личности 329
Часть III. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ 335
Глава 18. Введение в социальную психологию 336

18.1. Предмет и структура социальной психологии 336
18.2. История отечественной социальной психологии 339
18.3. История зарубежной социальной психологии 343
18.4. Методы социально-психологического исследования 345
Глава 19. Социальная психология личности 351
19.1. Социальные установки, стереотипы и предрассудки личности 351
19.2. «Я-концепция» как социально-психологический феномен 354
Глава 20. Психология межличностного взаимодействия 359
20.1. Межличностное восприятие и понимание 359
20.2. Межличностные отношения 361
20.3. Психология общения 362
20.4. Психология межличностного воздействия 367
Глава 21. Психология малых групп и межгруппового взаимодействия 370
21.1. Виды и структура малой группы 370
21.2. Лидерство в малых группах 375
21.3. Конформизм и групповое давление 376
21.4. Развитие малой группы 377
21.5. Психология межгруппового взаимодействия 378
21.6. Психология внутри- и межгрупповых конфликтов 380
Глава 22. Психология больших социальных групп и массовых явлений 384
22.1. Психология больших социальных групп 384
22.2. Психология толпы 387
22.3. Массовые явления в больших диффузных группах 391
Часть IV. ПСИХОЛОГИЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 397
Глава 23. Психологические основы профессиоведения 398

23.1. Психология и труд 398
23.2. Методы изучения трудовой деятельности 402
23.3. Классификация трудовой деятельности 404
23.4. Формирование личности профессионала 406
23.5. Работоспособность субъекта труда 410
23.6. Надежность субъекта труда 413
Глава 24. Профессиональное развитие личности 415
24.1. Соотношение личности и профессии 415
24.2. Прогрессивная стадия профессионального развития личности 416
24.3. Регрессивная стадия профессионального развития личности 422
Глава 25. Функциональные состояния субъекта труда 431
25.1. Общая характеристика функциональных состояний 431
25.2. Утомление 434
25.3. Психологический стресс 436
25.4. Психологическая готовность к деятельности 438
25.5. Приемы управления функциональными состояниями 440
Глава 26. Психология профессиональной пригодности 443
26.1. Профессиональные способности и мотивация 443
26.2. Психологическая диагностика и прогностика 446
26.3. Профессиональная ориентация 447
26.4. Профессиональный психологический отбор 450
26.5. Психологические основы профессиональной подготовки и адаптации к труду 451
Часть V. КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ 457
Глава 27. Основные формы нарушений психических процессов 458

27.1. Клиническая психология и психиатрия 458
27.2. Расстройства ощущения 459
27.3. Расстройства восприятия 460
27.4. Расстройства внимания 465
27.5. Нарушения памяти 466
Глава 28. Расстройства познавательной деятельности и личностно-эмоциональной сферы 468
28.1. Нарушения интеллекта 468
28.2. Нарушения мышления 470
28.3. Нарушения эмоций 478
28.4. Нарушения сознания 480
28.5. Нарушения личности 482
Глава 29. Основные психические заболевания, их лечение и профилактика 484
29.1. Шизофрения 484
29.2. Маниакально-депрессивный психоз 487
29.3. Психогенные заболевания 489
29.4. Психопатии 492
29.5. Психосоматика 493
29.6. Алкоголизм 494
29.7. Наркомании и токсикомании 499
29.8. Психологические основы психотерапии и реабилитации 501
29.9. Психогигиена 502
29.10. Психофармакология 503
29.11. Психология посттравматического стресса 504
Часть VI. ИСТОРИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ 507
Глава 30. Историческая психология 508

30.1. Историческая психология как наука 508
30.2. Предмет и задачи исторической психологии 513
30.3. Проблема метода в исторической психологии 514
30.4. Специфика психического мира человека прошлого 516
Часть VII. ЭТНИЧЕСКАЯ И КРОССКУЛЬТУРНАЯ ПСИХОЛОГИЯ 525
Глава 31. Этническая психология как наука 526

31.1. Предмет, история и задачи этнической психологии 526
31.2. Основные понятия этнической и кросскультурной психологии 528
31.3. Психологическое измерение культур 532
Глава 32. Прикладные аспекты этнической психологии 538
32.1. Личность и культура 538
32.2. Психология общения и культура 544
32.3. Психология этнических миграций и аккультурации 553
Часть VIII. ЮРИДИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ 563
Глава 33. Основы юридической психологии 564

33.1. Методологические основы юридической психологии 564
33.2. Задачи юридической психологии 568
33.3. Предмет и система юридической психологии 569
33.4. Перспективы развития юридической психологии 575
Часть IX. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ 581
Глава 34. Экологическая психология 582

34.1. Предмет и история экологической психологии 582
34.2. Психологические эффекты взаимодействия человека и среды 584
Часть X. ПСИХОЛОГИЯ ТВОРЧЕСТВА 591
Глава 35. Психология творчества 592

35.1. Творчество как психический процесс 592
35.2. Концепции креативности 597
35.3. Творческая личность и ее жизненный путь 607
35.4. Развитие творческих способностей 613
Словарь 622
Список литературы 633

Владимир Николаевич Дружинин родился в 1955 году, окончил факультет психологии и биологии Ярославского государственного университета. Доктор психологических наук, профессор, заведующий лабораторией психологии способностей Института психологии Российской академии наук, директор института психологии Государственного университета гуманитарных наук, ректор Института практической психологии ИМАТОН. Лауреат премии им. С.Л.Рубинштейна Призидиума Российской академии наук (1996 г.), премии Президента РФ (1998 г.) за исследования в области психологии способностей и творчества, автор широко известных монографий и учебников по психологии.

Всемирное признание и искренняя любовь коллег сопровождали Владимира Николаевича в его короткой, но удивительно плодотворной жизни. Его яркий, лучезарный талант обогатил отечественную психологию. Все его начинания отмечены глубоким человеческим смыслом, щедростью, добротой. Он был готов принять любой удар, отстаивая гуманистические идеи.

Всегда оставаться честным перед самим собой, перед наукой - было его жизненным кредо.


Многочисленные, блистательные идеи, подхваченные и развитые в трудах его учеников и коллег, способствовали интеллектуальному формированию и душевному просвещению нашего общества.

Владимир Николаевич Дружинин известен как автор фундаментальных научных исследований. Его книги, учебники, статьи по психологии способностей, одаренности, воспитания, творчества, экспериментальной психологии отличаются высочайшим уровнем научной культуры, легкостью изложения, изяществом слога.

Учебник профессора В.Н.Дружинина - признанное авторитетное руководство психолога-профессионала, настольная книга студента, методическое пособие педагога. Живая эрудиция, внутренняя организованность, интеллектуальная культура позволили интегрировать самый широкий экспериментальный материал, разработать научно-психологический инструментарий и построить программу научного поиска.

Владимир Николаевич был мудрым организатором науки. Под его руководством и авторитетным покровительством возникли и обрели силу ведущие научно-исследовательские, научно-практические, образовательные, просветительские психологические структуры.

Владимира Николаевича отличал редкий дар слушать, слышать и понимать другого. К нему равно легко обращались и именитые коллеги, и молодые ученые. Богатство импровизаций, чистота темы, уважительное отношение к собеседнику рождали неповторимый дух общения. Бесконечно ценны его афористичные, меткие и образные замечания.


Владимир Николаевич писал удивительно чуткие, красивые, особенные стихи.

В них - квитэссенция любви, истины, созерцательности, борьбы и трагизма современного мира.

…И жизнь наша снова вернется
В белесый туман заповедной глуши,
В дыхание рощи зеленой,
Как будто в пространство единой души,
На вас и меня поделенной…

В нашей памяти Владимир Николаевич Дружинин навсегда останется молодым, сильным и лучезарным Человеком, близким, задушевным и надежным Другом, выдающимся Ученым и почитаемым Учителем.

Гражданская панихида состоится 26 июня в 12 часов в Институте психологии РАН по адресу ул. Ярославская, д.13

Владимир Николаевич Дружинин (12 августа 1955, пос. Дунилово Большесельского района Ярославской области — 22 июня 2001, Сочи) — российский психолог и организатор науки.

Окончил факультет психологии и биологии Ярославского государственного университета (1978), кандидат психологических наук («Изменение мотивации в процессе профессиональной подготовки», 1982), доктор психологических наук («Теоретические основы психологической диагностики познавательных способностей», 1991). Профессор филиала кафедры психологии труда и инженерной психологии факультета психологии МГУ при Институте психологии РАН (1993).

С 1992 по 2000 год работал заместителем директора Института психологии РАН, с 1995 года — директором Института психологии Государственного института гуманитарных наук (при РАН), с 1999 года — ректором Института практической психологии «Иматон» (Санкт-Петербург). Член специализированных советов при Ярославском государственном университете (с 1992) и МГУ (с 1993).

В.Н. Дружинин разработал концепцию экологической валидности тестов, типологию психодиагностических ситуаций, выявил влияние ситуативных и мотивационных факторов на проявление познавательных способностей при тестировании.

В.Н. Дружинин был лауреатом премий: С.Л. Рубинштейна Президиума Российской Академии наук (1996); Президента РФ в области образования (1998); лауреатом Всероссийского конкурса книг по образованию (1997, первое место за книгу «Психология общих способностей»), лауреатом конкурса «Пушкинская библиотека» фонда Сороса (2000, Отв. ред. учебника «Психология» для экономических вузов).

Преподавательская деятельность В.Н. Дружинина была чрезвычайно интенсивной: он обучал студентов в более чем десяти вузах страны. Под руководством В.Н. Дружинина защищено более 20 кандидатских диссертаций и несколько докторских. Он являлся членом трех диссертационных советов. В течение 1982-1984 гг. В.Н. Дружинин являлся председателем Совета молодых ученых ИП АН; членом бюро молодежной секции Общества психологов СССР, членом секции Комиссии по работе с молодежью Президиума АН СССР; членом бюро первичной организации Общества «Знание».

Трагически погиб в 2001 году.

Книги (10)

Сборник книг

В работах Дружинина В.Н разрабатываются проблемы дифференциальной психометрии. Им предложена и обоснована обобщенная вероятностная модель теста и ее модификации, позволяющие определить необходимое и достаточное количество заданий в тесте, число уровней трудности и вариантов ответа, необходимый тип измерительной шкалы. Разработана концепция экологической валидности теста.

Предложен средовой подход к развитию и диагностике способностей, а также типология психодиагностических ситуаций. Экспериментально выявлена зависимость валидности теста, как от ситуативных влияний, так и от мотивации испытуемого.

Психология общих способностей

Цель данной книги — изложение теоретических оснований психологии общих способностей человека (интеллекта, обучаемости, креативности).

В ней анализируются наиболее известные и влиятельные модели интеллекта (Р.Кэттелла, Ч.Спирмена, Л.Терстоуна, Д.Векслера, Дж. Гилфорда, Г.Айзенка, Э.П.Торренса и др.), а также данные новейших и классических экспериментов в области исследования общих способностей, описывается современный инструментарий психодиагностики интеллекта и креативности.

В приложении помещены оригинальные методические разработки руководимой автором лаборатории в Институте психологии РАН. Информативная насыщенность, корректность изложения, цельность научной позиции автора безусловно привлекут к этой книге внимание всех, кто интересуется психологией, педагогикой, социологией.

Варианты жизни. Очерки экзистенциальной психологии

Этот текст посвящен психологическим проблемам человеческой жизни (и смерти). В основе его - только личные размышления автора, сдобренные цитатами и невольными заимствованиями из книг, прочитанных за годы с тех пор, как он научился читать.
Эта книга - не научное исследование, возможно, одна большая гипотеза, растянувшаяся на несколько печатных листов.

Когнитивная психология

Рассматриваются критерии оптимальности оценок, выносимых человеком, и психологические эффекты смещения оценок в условиях неопределенности и экономического риска.

Психология

Учебник подготовлен группой ведущих российских ученых и преподавателей в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта для бакалавров.

Учебник предназначен для студентов, обучающихся на гуманитарных факультетах университетов, т. е. для будущих юристов и историков, социологов и филологов, социальных работников и журналистов. Психология по своей уникальной природе объединяет и синтезирует в себе черты естественнонаучной и гуманитарной дисциплины.

В учебнике излагаются начала фундаментальной психологии, а также отражены основы юридической, исторической, этнической психологии и других отраслей психологической науки, знание которых необходимо современным студентам.

Психология. Учебник для технических вузов

Учебник подготовлен группой ведущих российских ученых и преподавателей в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. Учебник предназначен для студентов, обучающихся в технических вузах.

В учебнике излагаются начала фундаментальной психологии, знание которых необходимо современным студентам.

Структура и логика психологического исследования

В монографии изложены основания структурного описания психологического эмпирического исследования. Основное внимание уделяется предметной и объектной специфике психологических методов.

Анализируется соотношение герменевтического и естественнонаучного подходов в психологическом исследовании. Дается интерпретация психологического эксперимента, учитывающая взаимодействие испытуемого и экспериментатора.
Приводится классификация методов психологического эмпирического исследования.

Экспериментальная психология

Учебник содержит материалы стандартного курса "Экспериментальная психология" для психологических факультетов университетов. В нем изложены методологические основания психологического исследования, дана классификация и характеристика эмпирических методов.
Подробно рассматриваются процедура и организация психологического эксперимента, способы контроля переменных, схемы экспериментальных планов.
Одна их глав посвящена социально-психологическим аспектам взаимодействия испытуемого и экспериментатора.
Книга предназначена для студентов и преподавателей психологических факультетов, а также для всех интересующихся методами психологического исследования.

Предисловие 4

1. Психология как научная дисциплина 6

1.1. Предмет психологии 6

1.2. Место психологии в системе наук 8

1.3. Отрасли современной психологии 8

1.4. Научные организации и исследовательские программы 12

1.5. Психологические ассоциации 15

1.6. Подготовка психологов и учебные программы 16

2. Психофизиология 19

2.1. Общая психофизиология 19

2.2. Введение в системную психофизиологию 35

2.3. Функциональная асимметрия полушарий мозга 75

3. Познание и общение 106

3.1. Психология сенсорных процессов. Психофизика 106

3.2. Восприятие 150

3.3. Внимание 168

3.4. Психология памяти и ментальные репрезентации 182

Приложение 211

3.5. Научение 212

Заключение 234

3.6. Психосемантика и процессы семантической обработки 239

3.7. Мышление и интеллект 260

3.8. Психология речи и языка. Психолингвистика 317

3.9. Психология дискурса 354

3.10. Невербальная коммуникацияв системе речевого общения: психофизиологические и психоакустические основы 371

4. Психическая регуляция поведения 395

4.1. Психология субъекта и его деятельности 395

4.2. Мотивация и эмоции 412

4.3. Принятие решения 428

4.4. Контроль и планирование поведения 438

5. Психология личности и психология развития 459

5.1. Психогенетика 459

5.2. Когнитивное развитие 472

5.3. Социализация развития 509

5.4. Темперамент 523

5.5. Структура личности 536

6. Социальная психология 549

6.1. История и методы социальной психологии 549

6.2. Социальная психология личности 569

6.3. Психология межличностного взаимодействия 582

6.4. Психология малых групп 611

6.5. Психология межгрупповых отношений 630

6.6. Психология больших социальных групп и массовые психические явления 638

6.7. Некоторые отрасли социальной психологии 650

6.7.2. Экономическая психология 656

6.7.3. Этническая психология 664

7. Основные отрасли психологии 674

7.1. История психологии: теоретические и методологические проблемы исследований 674

7.2. Математическая психология 686

7.3. Медицинская психология. 700

7.4. Психодиагностика 713

7.5. Психология профессиональной деятельности 723

7.6. Интеллектуальное воспитание личности в условиях современного школьного образования 763

7.6.4. Критерии интеллектуальной воспитанности 771

Предисловие

Предлагаемая вашему вниманию книга не совсем традиционна по содержанию, название же «Справочное руководство» лишь примерно характеризует ее жанр.

За последние годы появилось множе­ство учебников, монографий, словарей, классических трудов, дающих представле­ние как о психологической науке в целом, так и об отдельных ее отраслях. Среди психологических изданий лидирует лите­ратура по психотерапевтической и психо­аналитической проблематике, далее сле­дуют публикации, посвященные вопросам психологии образования и тому, что назы­вается «психология для всех». Нет недо­статка и в учебниках, предназначенных для желающих получить начальную пси­хологическую подготовку.

Любой учебник или словарь содер­жит материал «устоявшийся», традици­онный, составляющий «научный багаж» профессиональных психологов и неиз­менно сопутствующий им. Однако ре­зультаты фундаментальных исследова­ний опережают приведенные в учебни­ках данные по крайней мере на 15 - 20 лет. Для психологии - отрасли научно­го знания, особенно бурно развиваю­щейся в XX в., такое положение имеет негативные последствия. Влияние отста­вания содержащегося в учебниках мате­риала от результатов, полученных в ла­бораторных и полевых исследованиях, а также от созданных в последнее время теорий и моделей, в первую очередь ска­зывается на уровне квалификации оте­чественных психологов, долгое время находившихся в относительной изоля­ции от достижений мировой науки. По­этому авторы этой книги решили вос­полнить информационный пробел и рассказать о последних успехах мировой фундаментальной психологии.

Мы сознательно исходили из того, что квалифицированный читатель зна­ком с основными понятиями психологи­ческой науки и практики. Книга пред­назначена для тех, кто стремится углу­бить свои познания в области научной психологии.

Современная психология, так скупо представленная в различных образова­тельных структурах, - это огромная и сильно дифференцированная научная об­ласть, опирающаяся на не менее обшир­ную сферу психологической практики. Разумеется, ни одно учебное пособие не в состоянии охватить все многообразие те­орий, фактов, методов и других аспектов психологической науки. Вместе с тем ав­торы старались представить результаты исследований и научных поисков макси­мально полно и доступно для читателя.

Монография состоит из глав, каждая из которых посвящена определенному разделу психологической науки. Основ­ное внимание уделено обшей психоло­гии, психологии личности и социальной психологии.

Несоответствие объема материала его значимости объясняется достаточно про­сто: как и в любой другой области науки, в психологии имеются более или менее разработанные проблемы, «точки роста»,

А также отрасли, где за последние 10-15 лет не наблюдается существенного про­гресса (нет новых фактов, гипотез, мето­дических находок и пр.). Кроме того, не­который «перекос» в изложении матери­ала может быть объяснен и тем, что оте­чественные психологи не занимаются в равной мере всеми направлениями фун­даментальной и прикладной психологии. Сегодня когнитивная психология являет­ся доминирующим направлением миро­вой науки. Вследствие этого изучение проблем эмоций, воли, чувств находится на «обочине» основного пути, по которо­му идут современные исследователи. На­деемся, что такое положение дел будет исправлено общими усилиями в ближай­шем будущем.

Что книга содержит, можно узнать, прочитав ее. Чего в книге нет? К сожа­лению, авторам справочного руковод­ства не удалось в полной мере предста­вить объем знаний отраслей прикладной психологии. Объем издания ограничен, а массив информации чрезвычайно ве­лик. Прикладная психология заслужива­ет не одного, а, возможно, нескольких отдельных справочных изданий. Мало представлены результаты исследований и прикладных разработок в области пси­хологии образования. Но этот пробел легко восполняется: существует обшир­ная и многообразная отечественная ли­тература по данному вопросу. Самый большой «отряд» отечественных педаго­гических психологов работает в системе Российской академии образования, и мы отсылаем читателей к их трудам.

Авторский коллектив этой книги состоит преимущественно из сотрудников Института психологии Российской акаде­мии наук. В той мере, в какой это возмож­но, результаты их исследований представ­лены в соответствующих разделах.

Каждый раздел монографии включает в себя сжатое изложение современного со­стояния конкретной отрасли психологии. Основное внимание уделено результатам (фактам, закономерностям, моделям, тео­риям и др.), полученным в последние 15- 20 лет. Дается представление о предмете, методе, основных проблемах и базовых понятиях, специфичных для отрасли. Приводится краткая история исследова­ний в нашей стране и за рубежом, харак­теризуются основные направления, цен­тры и научные школы данной отрасли психологической науки. Основное содер­жание посвящено изложению фактов, за­кономерностей, законов и их объясне­ний. В конце каждого раздела авторы обсуждают нерешенные проблемы и оценивают перспективы дальнейших исследований, а также возможности и сферы применения полученных результа­тов. Раздел заканчивается списком реко­мендуемой литературы. Иностранные ис­точники приводятся лишь в том случае, если нет их русских изданий или анало­гичных по содержанию российских работ.

Книга занимает «промежуточное ме­сто» между учебником и научной моно­графией, это - «продвинутый» учебник, который может быть интересен и поле­зен всем, кто интересуется научной пси­хологией.

В. Н. Дружинин

Дружинин В. Психология. Учебник для гуманитарных вузов

Предисловие научного редактора 3

Предисловие научного редактора

Уважаемый читатель!
Ты держишь в руках необычный учебник. Издательство «Питер» реализует программу выпуска учебников и учебных пособий, предназначенных для студентов и преподавателей непсихологических специальностей, для всех, кто изучает или преподает психологию в рамках обязательной программы высшего образования. Психология с 1994 года входит в число учебных дисциплин Государственного стандарта. Этот учебник предназначен для студентов, обучающихся на гуманитарных факультетах университетов, т. е. для будущих юристов и историков, социологов и филологов, социальных работников и журналистов. Психология по своей уникальной природе объединяет и синтезирует в себе черты естественнонаучной и гуманитарной дисциплины. Для гуманитарного знания психологические факты и законы выполняют функцию объяснительных принципов: психология раскрывает закономерности индивидуального и группового поведения, особенности внутренней духовной жизни людей, природу их способностей, потребностей и т. д. В нашем учебнике излагаются начала фундаментальной психологии, а также отражены основы юридической, исторической, этнической психологии и других отраслей психологической науки, знание которых необходимо современным студентам. Отечественная психология развивалась под влиянием трудов выдающихся российских философов и ученых-гуманитариев: Н. О. Лосского, С. Л. Франка, Г. Г. Шпета, Н. А. Бердяева и многих других. Не случайно получившая мировое признание культурно-историческая концепция развития высших психических функций была разработана российским психологом Л. С. Выготским.
Большинство выдающихся отечественных психологов успешно использовали в своих исследованиях как метод понимания, присущий гуманитарным наукам, так и естественнонаучные методы: наблюдение, измерение, эксперимент. Достаточно назвать фамилии основоположников крупнейших научных школ С. Л. Рубинштейна, Б. Г. Ананьева, А. Н. Леонтьева, Б. М. Теплова. В меру своих сил мы - авторы учебника - старались продолжить эти традиции. Работая над учебником, мы стремились доступно и максимально строго изложить основы современной психологической науки. Главный принцип, которым мы руководствовались, - уважение к студенту. Авторы считают, что интеллектуальный уровень читателя, по крайней мере, не ниже, чем их собственный, и современный студент способен усвоить базовые психологические знания в их «естественной» форме, а не в виде популярных очерков, психологических анекдотов и рассуждений в пределах «здравого смысла». Некоторые трудности, которые неизбежно возникают при знакомстве с новой областью знаний, будут компенсированы радостью понимания, на которое мы рассчитываем.
Учебник содержит основы современных психологических знаний, изложенные в соответствии с принятыми во всем мире стандартами написания учебной и учебно-методической литературы. Каждая часть учебника посвящена какой-либо из основных областей психологического знания. Части состоят из глав, а главы - из параграфов. В конце каждой главы помещены вопросы и список рекомендуемой литературы (только на русском языке). Полный список источников помещен в конце книги.
Разумеется, объем материала, который содержится в этом томе, значительно превышает необходимый для успешной сдачи экзамена или зачета по курсу психологии, читаемом в вузе, но стоит вспомнить великого русского поэта А. Т. Твардовского, который сказал одному молодому драматургу: «Если будете ориентироваться на Шекспира, из вас получится хотя бы Корнейчук, а если ориентироваться на Корнейчука, то и его из вас не выйдет». Чем выше планка, тем выше результат. Мы полагаем, что наша задача - сделать хороший, доступный и современный учебник, а решили мы эту задачу или нет - судить читателям и времени. Конечно, нельзя считать, что вся современная психология содержится в этой книге. Современная научная психология - огромная дифференцированная область человеческой деятельности, которой занимаются сотни тысяч специалистов во всех странах мира. Только в нашей стране ежегодный выпуск психологов превышает несколько тысяч. В России ежегодно выходят сотни научных и околонаучных психологических книг, издается свыше двадцати психологических журналов и газет. Психология стала популярной и все больше и больше входит в повседневную жизнь людей.
Одна из главных целей, которую ставили перед собой авторы, - создать у читателя адекватное представление о психологической науке и практике, чтобы он мог, прочитав этот учебник, отличить научные психологические знания от ненаучных и в случае жизненной необходимости обратиться за помощью к практическому психологу-специалисту, а не к шарлатану. Мы также хотели, чтобы студент захотел обратиться к другим книгам, посвященным конкретным областям психологии, в частности к тем, которые выпускаются издательством «Питер» в серии «Мастера психологии». Для тех же, кто решит углубить свои знания в фундаментальной психологии, мы рекомендуем справочник «Современная психология», подготовленный коллективом сотрудников Института психологии Российской академии наук.
Авторы благодарят издательство «Питер» за предложения сотрудничества, а также Н. Б. Горюнову за помощь в подготовке рукописи к печати, В. А. Кольцову - за помощь в подборе фотопортретов и Л. В. Брушлинского - за постоянную поддержку.

В. Н. Дружинин
Учебник подготовлен коллективом авторов:
Аверкин Р. Г., аспирант ИП РАН (гл. 6); Александров И. О., к.п.н., ст. науч. сотр. ИП РАН (гл. 1,2);Алмаев Н.А.,к.п.н.,науч.сотр.ИП РАН (гл. 14); Бирюков С. Д., к.п.н., ст. науч. сотр. ИП РАН (гл. 4, 17); Блинникова И. В., к. п. п., ст. науч. сотр. ИП РАН (гл. 10); Бодров В. А.; д. м. н., профессор, засл. деятель науки и техники РФ, главн. науч. сотр. ИП РАН (гл. 23,25,26); Васильев В. Л., д. п. н., профессор СПб университета МВД РФ (гл. 33); Воронин А. Н., к. п. н., ст. науч. сотр. ИП РАН (гл. 2, 26); Греченко Т. Н., д. п. н., ведущий науч. сотр. ИП РАН (гл. 3); Дружинин В. Н., д. п. н., профессор, зав. лабораторией ИП РАН (гл. 5,35); Журавлев А. Л., д. п. н., и. о. зам. директора ИП РАН (гл. 18,19,22); Ильин Е. П., д. п. н., профессор РГПУ им. А. И. Герцена (гл. 8); Кольцова В. А., к. п. н., зав. лабораторией истории психологии и исторической психологии ИП РАН (гл. 30); Лебедева Н. М., д. п. н., ведущий науч. сотр. Института антропологии и этнографии РАН (гл.31,32); Максимова Н.Е., к.п н„ ст. науч. сотр. ИП РАН (гл. 1,2); Орел В.Е., к. п. н., доцент, декан факультета психологии Ярославского государственного университета (гл. 24); Парамей Г. М., к. п. н; ст. науч. сотр. ИП РАН (гл. 5); Позняков В. П., к. п. н., ст. науч. сотр. ИП РАН (гл. 19, 21); Ребеко Т. А.. к. п. н., cm, науч. сотр. ИП РАН (гл. 12); Резников Е. Н., д. п., профессор, ведущий науч. сотр. ИП РАН (гл. 20); Русалов В. М., д. п. н., профессор, зав. лабораторией ИП РАН (гл. 15); Сергиенко Е. А., д. п. н., зав. лабораторией ИП РАН (гл. 5, 16); Соснин В. А., к. п. н., ст. науч. сотр. ИП РАН (гл. 18,19,20,21); Субботин В. Е., к. п. н., науч. сотр. ИП РАН (гл. 9,11,34); Тарабрина Н. В., к. п. н., зав. лабораторией ИП РАН (часть V); Ушаков Д. В., к. п. н., ст. науч. сотр. ИП РАН (гл.13); Ушакова Т. Н., член-корр. РАО, д. п. н., профессор, зав. лабораторией ИП РАН (гл. 14);Харламенкова Н. Е., к. п. н., ст. науч. сотр. ИП РАН (гл. 7,16); Хащенко В. А., к. п. н., ст. науч. сотр. ИП РАН (гл. 18); Хромова В. Л., аспирантка ИП РАН (гл. 19); Шорохова Е. В., д. филос. н., профессор, заслуж. деятель науки РФ, главн. науч. сотр. ИП РАН (гл. 22).