1. Завязка.
Поступила 42-летняя женщина. Жалуется на то, что все время снимает пылинки с мужа. В буквальном смысле этого слова:
- Нитки, пылинки, шерстинки на одежде мужа сами бросаются мне в глаза. Не хочу, а замечаю их. Хожу за мужем хвостиком и сдираю, обдираю на нем пылинки. Чтобы было чистенько. Он раздражается, ругается, но я не могу иначе. Это будет сидеть во мне, не смогу успокоиться, пока не уберу все пылинки. И с себя тоже обдираю. Из-за этого долго одеваюсь, почти не выхожу на улицу. А бывает, что нет сил все обдирать. Тогда специально прищуриваюсь, чтобы не видеть пылинки на муже и на себе...
Когда она вошла в мой кабинет, то отказалась сесть на стул:
- Смотрите, на вашем стуле пылинки. Я сяду, и они прилипнут к моей одежде, потом буду час их обдирать. Я лучше постою.

2. Анализ
Со слов женщины, навязчивости появились у нее четыре месяца назад, летом. Раньше ничего подобного не было.
Известно, что навязчивое расстройство или ОКР возникает на фоне какой-то стрессовой, травмирующей жизненной ситуации. Я стал искать эту ситуацию:
- Назовите членов вашей семьи.

Муж и 10-летний сын, живем втроем.
- Возникали ли в последнее время конфликты с мужем, сыном?
- Нет, что вы! Мы - дружная семья. Муж у меня сильный, волевой, а я - слабохарактерная. Он стал для меня вторым папой, которого я слушаюсь. Я люблю его, а он любит меня, терпит мои проблемы. С сыном тоже хорошие отношения…
И с одного боку подходил, и с другого, без толку. Пациентка категорически отрицала какие-либо проблемы в семье, в отношениях с близкими. Внятной причины, объясняющей возникновение навязчивостей, обнаружить не удалось.

3. Развязка
Вскоре выяснилось: у этой женщины навязчивости резко усиливаются по субботам.
- Что именно происходит в субботу, чем этот день отличается от остальных?
- Обычно по субботам старший сын приходит.
Думаю: вот те раз, что это еще за старший сын? И женщина рассказала следующее.
На 2 курсе института она забеременела, родила сына. Ее мать, проживающая в небольшом южном городке, вскоре забрала ребенка, объяснив это тем, что пациентке нужно учиться, строить личную жизнь и т.д. Через некоторое время больная вышла замуж, родила второго ребенка. Она хотела забрать старшего, но муж был категорически против: есть наш сын и наша семья, а этот ребенок – чужой. Так старший и вырос у мамы. В то лето, когда у пациентки возникли навязчивости, старший сын закончил школу, приехал в Питер и поступил в институт. И каждую субботу приходил к ним в гости.
Спрашиваю: - Как же так, почему Вы не упомянули старшего сына, когда я расспрашивал Вас про семью?
Ответила на этот вопрос с застывшим лицом, тихим монотонным голосом, без интонации:
- Я не считаю его моей семьей.. Он - копия и подобие его папочки …Он наверное ждет, что мы его пропишем, что он будет жить у нас..Муж против. А я не могу ничего, я больная...
Позже сказала: Мне кажется, у сына есть обида из-за того, что так вышло. Но все в прошлом и уже ничего не вернуть. Думаю, бог покарал меня такой болезнью из-за него…

P.S. Спустя неделю пришел муж и забрал пациентку, сказав, что им не нужна психотерапия. И она ему привычно подчинилась… как всегда. Формальных оснований удерживать ее в стационаре у нас не было. Больше я ее не видел и о ее дальнейшей судьбе ничего не знаю.

Когда вспоминаю эту историю, почему-то всплывает в голове фраза «дороги, которые мы выбираем» (О Генри). Что касается морали, надеюсь, каждый увидит свою.

Вседозволенность - это выходящее за рамки установленных общественно-политических норм поведение человека, не считающегося с правами других людей и чувствующего свою безнаказанность. Это действия, являющиеся выгодными исключительно для совершающей их особы, последствиями которых является умышленное либо бездумное причинение обиды и ущерба окружающим.

Свобода - это вседозволенность?

Иногда свобода понимается как вседозволенность. В действительности эти понятия, похожие по звучанию, несут совершенно разную смысловую нагрузку.

Свобода - необходимый элемент полноценной жизни, является неотъемлемой составляющей счастья каждого человека и незыблемой основой любого государства, управление которым основано на Свобода вероисповедания, слова, любви, совести, передвижения - именно эти критерии лежат в основе полноценной реализации индивидуума в обществе. Свобода, за которую воюют и которую завоевывают, начинается с маленьких личностных побед человека и заканчивается отстаиванием независимости целых государств.

Понятие свободы тесно сочетается с ответственностью (перед собой и обществом), которую каждый человек возлагает на себя в процессе совершения определенных поступков, понимая соизмеримость выполнения задуманного в рамках существующих ограничений. Жизнь в обществе приводит к сталкиванию свобод разных людей, что требует правильного, без ущерба для окружающих, приспосабливания. Важно понимать, что абсолютной свободы быть не может, так как человек постоянно зависит от каких - то обстоятельств (закон, права и свободы других людей, общественные ценности, взаимное уважение).

Примеры вседозволенности

Свобода заканчивается в тот момент, когда совершаемые действия затрагивают интересы других людей в негативном аспекте. То есть индивидуум слышит только себя, не считается со свободой других граждан и поступает исключительно в выгоду своим интересам.

Именно в этот миг его свобода перерастает во вседозволенность, которая страшна тем, что ведет к анархии. Каждый должен четко представлять и понимать, чем опасна вседозволенность. Ярким примером тому может послужить Французская революция, когда естественная идея прав воспринималась человеком в неверном контексте, что в конечном итоге привело к полнейшей диктатуре.

Вседозволенность - это исключительно отрицательная категория, несущая разрушение, боль и смерть, нашла свое проявление в умах определенных политических деятелей и привела к страшным событиям в мире в целом. ХХ век запомнился чудовищными идеями Гитлера и Сталина, унесшими жизни многих миллионов людей.

Вседозволенность закладывается в детстве?

Зачастую вседозволенность (синонимы - «всепозволительность», «беспредел», «беспредельщина», «всенипочёмство») в человека закладывается с детских лет, когда ребенок, не зная отказа ни в чем, получает желаемое легко и в полном объеме. Именно эта легкость исполнения желаний обуславливает их бездумный рост по мере взросления особы.

Часто в школьной и семейной практике, где провозглашается свободное воспитание, имеет место и вседозволенность, как принцип самовыражения ребенка и невмешательства в естественный процесс его приспосабливания к обществу. Разрешенная в качестве разового эксперимента вседозволенность - это тактический ход педагога в процессе воспитания и обучения; но чаще всего учителя и родители идут на поводу у детей, позволяя им вольности, которые причиняют вред самим же детям, порождая их конфликт с окружающим миром и развивая в них особенный вид эгоизма - деспотизм.

Ребенок довольно быстро понимает, каким способом ему добиться желаемого, орудием осуществления которого становятся крик, слезы, истерика.

Не дать проявиться вседозволенности

У истоков вседозволенности стоит беспричинный страх всего окружающего мира и самого себя, что вынуждает человека не только обороняться, но и нападать.

Сильная и уверенная в себе личность никогда не воспрепятствует свободе другого человека. Самая опасная вседозволенность - это моральная, подтачивающая личность изнутри и не столь явно проявляющаяся. Как нельзя лучше человеческую жизнь характеризует христианская сущность и 10 заповедей, лежащие в основе любого права и закона:

Не дать проявиться вседозволенности способны:

  • совесть;
  • нравственность, привитая в семье с рождения;
  • традиции, передаваемые из века в век поколениями;
  • родителей, ставящих в пример свою жизнь и поступки.