По имеющимся оценкам ведущих международных организаций в конце 90-х годов в мире насчитывалось около 10 тыс. крупных охраняемых природных территорий всех видов.

Особо охраняемые природные территории (ООПТ) относятся к объектам общенационального достояния и представляют собой участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

По имеющимся оценкам ведущих международных организаций в конце 90-х годов в мире насчитывалось около 10 тыс. крупных охраняемых природных территорий всех видов. Общее число национальных парков при этом приближалось к 2000, а биосферных заповедников - к 350.

С учетом особенностей режима и статуса находящихся на них природоохранных учреждений обычно различают следующие категории указанных территорий:

государственные природные заповедники, в том числе биосферные;

национальные парки;

природные парки;

государственные природные заказники;

памятники природы;

дендрологические парки и ботанические сады;

лечебно-оздоровительные местности и курорты.

Первые две группы из вышеперечисленных территорий представляют особую значимость для охраны природы нашей страны.

Правительство Российской Федерации, соответствующие органы исполнительной власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления могут устанавливать и иные категории ООПТ (территории, на которых находятся зеленые зоны, городские леса и парки, памятники садово-паркового искусства, охраняемые береговые линии, речные системы и природные ландшафты, биологические станции, микрозаповедники и др.).

В целях защиты ООПТ от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним участках земли и водного пространства могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности.

ООПТ могут иметь федеральное, региональное или местное значение. ООПТ федерального значения являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти. ООПТ регионального значения являются собственностью субъектов Российской Федерации и находятся в ведении органов государственной власти субъектов Федерации. ООПТ местного значения являются собственностью муниципальных образований и находятся в ведении органов местного самоуправления.

ООПТ неоднородны по своему природоохранному режиму и выполняемым функциям. В иерархической системе каждая категория ООПТ отличается способностью удержать от разрушения и серьезного изменения природный комплекс или отдельные его структурные части.

Государственные природные заповедники

Государственные природные заповедники являются природоохранными, научно-исследовательскими и эколого-просветительскими учреждениями, имеющими целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем. Эти заповедники являются в России наиболее традиционной и жесткой формой территориальной охраны природы, имеющей приоритетное значение для сохранения биологического разнообразия.

На территории заповедников полностью изымаются из хозяйственного использования особо охраняемые природные комплексы и объекты (земля, воды, недра, растительный и животный мир), имеющие природоохранное, научное, эколого-просветительское значение как образцы естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растительного и животного мира.

Земля, воды, недра, растительный и животный мир, находящиеся на территориях заповедников, предоставляются в пользование (владение) последних на правах, предусмотренных федеральными законами. Имущество заповедников является федеральной собственностью. Здания, сооружения, историко-культурные и другие объекты недвижимости закрепляются за заповедниками на правах оперативного управления. Запрещается изъятие или иное прекращение прав на земельные участки и другие природные ресурсы, которые включаются в заповедники. Природные ресурсы и недвижимое имущество заповедников полностью изымаются из оборота (не могут отчуждаться и переходить от одного лица к другому иными способами).

Положение о конкретном заповеднике, его статус утверждаются органом, уполномоченным на то Правительством Российской Федерации.

На территории заповедника запрещается любая деятельность, противоречащая задачам заповедника и режиму особой охраны его территории, установленному в положении о данном заповеднике; запрещается интродукция живых организмов в целях их акклиматизации.

На территориях заповедников допускаются мероприятия и деятельность, направленные на:

сохранение в естественном состоянии природных комплексов, восстановление и предотвращение изменений природных комплексов и их компонентов в результате антропогенного воздействия;

поддержание условий, обеспечивающих санитарную и противопожарную безопасность;

предотвращение условий, способных вызвать стихийные бедствия, угрожающие жизни людей и населенным пунктам;

осуществление экологического мониторинга;

выполнение научно-исследовательских задач;

ведение эколого-просветительской работы;

осуществление контрольно-надзорных функций.

Сеть заповедников России создавалась в течение более восьмидесяти последних лет.

Всего в Российской Федерации к началу 2003г. официально функционировали 100 государственных природных заповедников общей установленной Правительством Российской Федерации площадью 33 732 189 га, в том числе площадь морской акватории - 6 376 084 га.

Заповедники расположены на территории 18 из 21 республики в составе Российской Федерации, 5 из 6 краев, 35 из 49 областей, Еврейской автономной области и 7 из 10 автономных округов.

Вне системы МПР России находятся 5 заповедников, общая официально закрепленная площадь которых составляет 257 259 га, в том числе площадь морской акватории - около 63 000 га. Сюда, в частности, входят:

4 заповедника (Ильменский, Уссурийский, Дальневосточный морской, "Кедровая падь"), находящиеся в ведении РАН и непосредственном управлении ее структурных подразделений;

заповедник "Галичья гора", находящийся в ведении Минобразования России и непосредственном управлении Воронежского госуниверситета;

Особый статус и назначение имеет также и не включенный в общий перечень и расположенный в Тверской области государственный комплекс "Завидово" Минобороны России (до начала 90-х годов - государственный заповедник "Завидовский"), год образования - 1929, общая фактическая площадь - 1254 км2.

Система российских государственных природных заповедников имеет широкое признание в мире: 27 российских заповедников имеет международный статус биосферных резерватов (им выданы соответствующие сертификаты ЮНЕСКО), 9 находятся под юрисдикцией Всемирной конвенции о сохранении культурного и природного наследия, 12 попадают под юрисдикцию Рамсарской конвенции (Конвенции о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение), 4 - Окский, Тебердинский, Центрально-Черноземный и Костомукшский - имеют дипломы Совета Европы.

Национальные парки

Национальные парки являются природоохранными, эколого-просветительскими и научно-исследовательскими учреждениями, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и которые предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма.

Земля, воды, недра, растительный и животный мир, находящиеся на территории национальных парков, предоставляются в пользование (владение) паркам на правах, предусмотренных федеральными законами. Историко-культурные объекты, поставленные на государственную охрану в установленном порядке, передаются в пользование национальным паркам только по согласованию с государственным органом охраны памятников истории и культуры. В отдельных случаях в границах парков могут находиться земельные участки иных пользователей, а также собственников. Национальные парки имеют исключительное право приобретения указанных земель за счет средств федерального бюджета и иных не запрещенных законом источников. Эти парки относятся исключительно к объектам федеральной собственности. Здания, сооружения, историко-культурные и другие объекты недвижимости закрепляются за национальными парками на праве оперативного управления. Конкретный парк функционирует на основании положения, утверждаемого государственным органом, в ведении которого он находится, по согласованию со специально уполномоченным на то государственным органом Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды. Вокруг национального парка создается охранная зона с ограниченным режимом природопользования.

За рубежом национальные парки являются наиболее популярным видом ООПТ. В частности, в США история создания некоторых парков насчитывает более ста лет.

В Российской Федерации национальные парки стали создаваться лишь с 1983 г. (были организованы национальные парки "Сочинский" и "Лосиный остров") и явились новой для России формой территориальной охраны природы. Идея их создания связана с совмещением широкого спектра задач: охраной природного и культурного наследия, организацией туризма, поиском путей устойчивого развития территории. Новая форма охраняемых территорий позволяет сберечь как уникальные природные комплексы, так и объекты историко-культурного значения. В то же время национальные парки предусматривают возможность посещения их большим количеством людей, ознакомления с природными и историко-культурными достопримечательностями, отдыха в живописных ландшафтах.

Всего в Российской Федерации к началу 1999 г. функционировали 34 национальных парка, суммарная официально установленная площадь которых составляла 6784,6 тыс. га, а к началу 2003 г. - 35 парков общей площадью 6956 тыс. га (0,4% всей территории Российской Федерации).

Подавляющее большинство национальных парков находится в Европейской части Российской Федерации. Национальные парки образованы на территории 13 республик в составе Российской Федерации, 2 краев и 20 областей. Большинство национальных парков (34) находилось в непосредственном подчинении б. Федеральной службы лесного хозяйства России и один - в ведении Правительства Москвы ("Лосиный остров").

На территориях национальных парков устанавливается дифференцированный режим особой охраны с учетом их природных, историко-культурных и иных особенностей. Исходя из указанных особенностей на территориях парков можно выделить различные функциональные зоны, в том числе заповедные, с режимом, характерным для природных заповедников (заповедные зоны занимают в российских национальных парках до 64% их территории). Вокруг парка выделяется также охранная зона, где хозяйственная деятельность должна согласовываться с администрацией парка.

Основную часть территории парков (от 50 до 100% площади) занимают земли, которые предоставляются им для управления и осуществления основной деятельности. Другие территории (в основном сельскохозяйственные угодья, в ряде случаев рыбохозяйственные водоемы, земли поселков, городов) входят в границы парков, как правило, без изъятия их из хозяйственного использования. Обычно именно на этих землях находятся памятники культуры и истории, составляющие единое целое с окружающими природными комплексами.

Сегодняшняя сеть национальных парков охватывает 7 физико-географических регионов, 11 областей и 27 провинций. В парках представлена растительность: равнин - таежные и широколиственно-хвойные леса (темнохвойные среднетаежные леса, темнохвойные южно-таежные леса, широколиственно-темнохвойные, сосновые северо-таежные, сосновые средне- и южно-таежные, широколиственно-сосновые и сосновые сухотравные леса), широколиственные леса; степи; гор - темнохвойные горные леса, светлохвойные горные леса, широколиственные горные леса; а также болот.

С учетом природных, историко-культурных и иных особенностей национальных парков в них могут быть выделены различные функциональные зоны, в том числе:

заповедная, в пределах которой запрещены любая хозяйственная деятельность и рекреационное использование территории;

особо охраняемая, в пределах которой обеспечиваются условия для сохранения природных комплексов и объектов и на территории которой допускается строго регулируемое посещение;

познавательного туризма, предназначенная для организации экологического просвещения и ознакомления с достопримечательными объектами парка;

рекреационная, предназначенная для отдыха;

охраны историко-культурных объектов, в пределах которой обеспечиваются условия для их сохранения;

обслуживания посетителей, предназначенная для размещения мест ночлега, палаточных лагерей и иных объектов туристского сервиса, культурного, бытового и информационного обслуживания посетителей;

хозяйственного назначения, в пределах которой осуществляется хозяйственная деятельность, необходимая для обеспечения функционирования парка.

В пределах заповедных зон национальных парков действует режим, в целом соответствующий режиму охраны заповедников. В границах рекреационной зоны национального парка могут находиться территории, предназначенные для спортивной и любительской охоты и рыболовства. При этом охотопользование на территориях парков осуществляется ими самостоятельно или путем предоставления охотничьих угодий в аренду другим охотопользователям.

Природные парки

Природные парки регионального значения - относительно новая категория ООПТ России. Они являются природоохранными рекреационными учреждениями, находящимися в ведении субъектов Федерации, территории (акватории) которых включают природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность, и предназначенными для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях. Парки располагаются на землях, предоставленных им в бессрочное (постоянное) пользование, в отдельных случаях - на землях иных пользователей, а также собственников.

В настоящее время в число ООПТ, имеющих статус природных парков, в России включается 30 территорий.

Государственные природные заказники

Государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения либо восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса. Объявление территории государственным природным заказником допускается как с изъятием, так и без изъятия у пользователей, владельцев и собственников земельных участков.

Государственные природные заказники могут быть федерального или регионального значения и иметь различный профиль. Ландшафтные заказники предназначены для сохранения и восстановления природных комплексов (природных ландшафтов); биологические (ботанические и зоологические) - сохранения и восстановления редких и исчезающих видов растений и животных (включая ценные виды в хозяйственном, научном и культурном отношении); палеонтологические - сохранения ископаемых объектов; гидрологические (болотные, озерные, речные, морские) - сохранения и восстановления ценных водных объектов и экологических систем; геологические - сохранения ценных объектов и комплексов неживой природы.

Из 67 заказников федерального значения на конец 2000 г. 56 находилось в ведении и управлении Министерства сельского хозяйства России, 11 - Министерства природных ресурсов России.

Памятники природы

Памятники природы - уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения.

Памятниками природы могут быть объявлены участки суши и водного пространства, а также одиночные природные объекты, в том числе:

участки живописных местностей;

эталонные участки нетронутой природы;

участки с преобладанием культурного ландшафта (старинные парки, аллеи, каналы, древние копи);

места произрастания и обитания ценных, реликтовых, малочисленных, редких и исчезающих видов растений и животных;

лесные массивы и участки леса, особо ценные по своим характеристикам (породный состав, продуктивность, генетические качества, строение насаждений), а также образцы выдающихся достижений лесохозяйственной науки и практики;

природные объекты, играющие важную роль в поддержании гидрологического режима;

уникальные формы рельефа и связанные с ним природные ландшафты (горы, группы скал, ущелья, каньоны, группы пещер, ледниковые цирки и отроговые долины, моренно-валунные гряды, дюны, барханы, гигантские наледи, гидролакколиты);

геологические обнажения, имеющие особую научную ценность (опорные разрезы, стратотипы, выходы редких минералов, горных пород и полезных ископаемых);

геолого-географические полигоны, в том числе классические участки с особо выразительными следами сейсмических явлений, а также обнажения разрывных и складчатых нарушений залегания горных пород;

местонахождения редких или особо ценных палеонтологических объектов;

участки рек, озер, водно-болотных комплексов, водохранилищ, морских акваторий, небольшие реки с поймами, озера, водохранилища и пруды;

природные гидроминеральные комплексы, термальные и минеральные водные источники, месторождения лечебных грязей;

береговые объекты (косы, перешейки, полуострова, острова, лагуны, бухты);

отдельные объекты живой и неживой природы (места гнездования птиц, деревья-долгожители и имеющие историко-мемориальное значение, растения причудливых форм, единичные экземпляры экзотов и реликтов, вулканы, холмы, ледники, валуны, водопады, гейзеры, родники, истоки рек, скалы, утесы, останцы, проявления карста, пещеры, гроты).

Памятники природы могут иметь федеральное, региональное или местное значение в зависимости от природоохранной, эстетической и иной ценности охраняемых природных комплексов и объектов.

Как и заказники, эта категория ООПТ наиболее распространена на региональном уровне. Госконтроль за функционированием более 7,5 тыс. памятников природы регионального значения осуществляли территориальные органы МПР России, б. Госкомэкологии России, б. Рослесхоза.

Кроме того, в Российской Федерации в 2002 г. насчитывалось 27 памятников природы федерального значения общей площадью 14,351тыс. га (без учета геологических и некоторых иных памятников).

В 2003 г. новые памятники природы федерального значения не создавались (официально не оформлялись).

Дендрологические парки и ботанические сады

Дендрологические парки и ботанические сады являются природоохранными учреждениями, в задачи которых входит создание специальных коллекций растений в целях сохранения разнообразия и обогащения растительного мира, а также осуществление научной, учебной и просветительской деятельности. Территории дендрологических парков и ботанических садов предназначаются только для выполнения их прямых задач, при этом земельные участки передаются в бессрочное (постоянное) пользование либо паркам, либо научно-исследовательским или образовательным учреждениям, в ведении которых они находятся.

Ботанические сады и дендрологические парки осуществляют интродукцию растений природной флоры, изучают в стационарных условиях их экологию, биологию, разрабатывают научные основы декоративного садоводства, ландшафтной архитектуры, озеленения, введения дикорастущих растений в культуру, защиты интродуцированных растений от вредителей и болезней, а также разрабатывают методы и приемы селекции и агротехники по созданию устойчивых декоративных экспозиций, принципы организации искусственных фитоценозов и использования растений-интродуцентов для оптимизации техногенной среды.

Дендрологические парки и ботанические сады могут быть федерального, регионального значения и образуются соответственно решениями исполнительных органов государственной власти Российской Федерации или представительных и исполнительных органов государственной власти соответствующих субъектов Федерации.

В России на начало 2000 г. насчитывалось 80 ботанических садов и дендрологических парков.

Лечебно-оздоровительные местности и курорты.

Территории (акватории), пригодные для организации лечения и профилактики заболеваний, а также отдыха населения и обладающие природными лечебными ресурсами (минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов и озер, лечебный климат, пляжи, части акваторий и внутренних морей, другие природные объекты и условия) могут быть отнесены к лечебно-оздоровительным местностям. Лечебно-оздоровительные местности и курорты выделяются в целях их рационального использования и обеспечения сохранения их природных лечебных ресурсов и оздоровительных свойств. В границах лечебно-оздоровительных местностей и курортов запрещается (ограничивается) деятельность, которая может привести к ухудшению качества и истощению природных ресурсов и объектов, обладающих лечебными свойствами. В целях сохранения природных факторов, благоприятных для организации лечения и профилактики заболеваний населения, на территориях лечебно-оздоровительных местностей и курортов организуются округа санитарной или горно-санитарной охраны. Для лечебно-оздоровительных местностей и курортов, где природные лечебные ресурсы относятся к недрам (минеральные воды, лечебные грязи и другие), устанавливаются округа горно-санитарной охраны. В остальных случаях устанавливаются округа санитарной охраны. Внешний контур округа санитарной (горно-санитарной) охраны является границей лечебно-оздоровительной местности или курорта. Порядок организации округов санитарной и горно-санитарной охраны и особенности режима их функционирования определяются Правительством Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральным законом о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах. ются Правительством Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральным законом о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах.

Русская Цивилизация

ТАСС-ДОСЬЕ. 29 сентября - 1 октября 2017 года в Сочи (Краснодарский край) пройдет Всероссийский форум по особо охраняемым территориям.

Он проводится Министерством природных ресурсов и экологии РФ и приурочен к 100-летию системы российских заповедников. Станет одним из важнейших мероприятий Года экологии в России.

История российского заповедного дела

Первый государственный заповедник в России был создан в 1917 году на северо-восточном берегу озера Байкал. Проведенные в 1913-1915 годах экспедиции под руководством Георгия Доппельмаира выявили, что в этих районах охотники за пушниной почти полностью истребили популяцию соболя.

Решением иркутского генерал-губернатора Александра Пильца в мае 1916 года было решено запретить любую охоту на части Баргузинского уезда. Постановлением царского правительства от 11 января 1917 года (29 декабря 1916 года по старому стилю) был создан Баргузинский соболиный заповедник. Первым его директором стал Константин Забелин. В настоящее время заповедник входит в состав ФБГУ "Заповедное Подлеморье" вместе с Забайкальским национальным парком.

16 сентября 1921 года был подписан декрет "Об охране памятников природы, садов и парков", который возложил на Наркомат просвещения задачи по созданию заповедников и нацпарков. В них запрещалась охота, рыбалка и прочее использование естественных богатств. В 1920-1930-х годах на территории РСФСР были созданы порядка ста заповедников, их задачи уже не ограничивались восстановлением популяции промысловых зверей - заповедники стали полноценными научными учреждениями по исследованию и сохранению природы.

Многие из заповедников были уничтожены или лишены охраны во время Великой Отечественной войны, а также в период послевоенного восстановления промышленности - до 1953 года. С середины 1950-х годов в РСФСР были воссозданы или организованы впервые более 70 заповедников, в современной России, с 1992 года, - 28.

Особо охраняемые природные территории

К 1970-х годах в СССР появились охраняемые территории, имевшие различный статус: природные заповедники, микрозаповедники, заказники (охотничьи, ботанические и т. д.), национальные и природные парки, биологические станции, природные ландшафты, курортные зоны и т. д.

В конце 1970-х годов ученые-биологи Николай Реймерс и Феликс Штильмарк предложили создать единый законодательный режим - особо охраняемых природных территорий (ООПТ). 27 ноября 1989 года Верховный совет СССР принял постановление "О неотложных мерах экологического оздоровления страны", в котором союзному правительству поручалось создать систему ООПТ. Из-за распада СССР эти планы не были реализованы.

Российский закон об ООПТ

Российский закон об ООПТ был подписан президентом РФ Борисом Ельциным 14 марта 1995 года. Согласно документу, ООПТ - объекты общенационального достояния. Это могут быть участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, рекреационное и оздоровительное значение. На них частично или полностью запрещена хозяйственная деятельность, запрещается или усложняется изменение целевого назначения земельных участков.

Закон предусматривает шесть категорий ООПТ федерального значения:

  • государственные природные заповедники (в том числе биосферные) - в них полностью запрещается экономическая деятельность (за исключением некоторых оговоренных случаев);
  • национальные парки - в них могут быть зоны, где разрешается, например, деятельность в рекреационных целях;
  • природные парки - в них выделяются отдельные зоны имеющие экологическое, культурное или рекреационное значение, а остальные природные ресурсы только ограничиваются в гражданском обороте;
  • государственные природные заказники - могут иметь различный профиль, например, для сохранения природных ландшафтов или восстановления отдельных видов растений и животных;
  • памятники природы - локальные комплексы, где запрещена любая деятельность, которая может привести к нарушению их целостности;
  • дендрологические парки и ботанические сады.

В документе оговаривается, что могут быть созданы также охраняемые природные территории регионального и местного значения, в том числе иных видов (например, лечебные курорты, памятники истории). Закон вводит уголовную ответственность за нарушение режима ООПТ и т. д.

ООПТ в России, статистика

Всего по данным информационно-аналитической системы "Особо охраняемые природные территории России", в РФ существуют 13 тыс. 32 ООПТ, из них 304 - федерального, 12 тыс. 728 - регионального и местного значений. Кроме того, утраченными или реорганизованными числятся 3 тыс. 138 ООПТ (в основном - памятники природы регионального и местного значения).

Общая площадь российских ООПТ составляет 1 млн 950 тыс. кв. км или около 11% всей территории Российской Федерации. Самым большим из 107 российских федеральных заповедников является Большой Арктический государственный природный заповедник (организован в 1993 году) - его площадь составляет 42 тыс. кв. км.

Ряд ООПТ входят в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО: Путоранский, Печоро-Илычевский, Сихотэ-Алинский заповедники, национальный парк "Югыд ва" (Республика Коми), природный парк Ленские столбы (Якутия), остров Врангеля и др.

В бюджете РФ на 2017 год на нужды ООПТ и охраны животного мира выделено 130,3 млрд руб.

В соответствии с Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях» особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение.

Одновременно, при учреждении того или иного вида особо охраняемых природных территорий планируется удовлетворение определенных общественных интересов. Рассмотрим их применительно к отдельным видам таких территорий. В соответствии со ст. 2 Закона «Об особо охраняемых природных территориях» с учетом особенностей режима этих территорий и статуса находящихся на них природоохранных учреждений различаются следующие виды указанных территорий.

а) Государственные природные заповедники, в том числе биосферные. Особо охраняемые природные комплексы и объекты (земля, воды, недра, растительный и животный мир) на территории заповедника имеют природоохранное, научное, эколого-просветительское значение как образцы естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растительного и животного мира. Государственные природные заповедники являются природоохранными, научно-исследовательскими и эколого-просветительскими учреждениями, имеющими целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем.

Государственные природные биосферные заповедники создаются в целях проведения научных исследований, экологического мониторинга, а также апробирования и внедрения методов рационального природопользования, не разрушающих окружающую природную среду и не истощающих биологические ресурсы.

На государственные природные заповедники возлагаются следующие задачи:

Осуществление охраны природных территорий в целях сохранения биологического разнообразия и поддержания в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов;

Организация и проведение научных исследований, включая ведение Летописи природы;

Осуществление экологического мониторинга в рамках общегосударственной системы мониторинга окружающей природной среды;

Экологическое просвещение;

Участие в государственной экологической экспертизе проектов и схем размещения хозяйственных и иных объектов;

Содействие в подготовке научных кадров и специалистов в области охраны окружающей природной среды.

б) Национальные парки. Они являются природоохранными, эколого-просветительскими и научно-исследовательскими учреждениями, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма.

На национальные парки возлагаются следующие основные задачи:

Сохранение природных комплексов, уникальных и эталонных природных участков и объектов;

Сохранение историко-культурных объектов;

Экологическое просвещение населения;

Создание условий для регулируемого туризма и отдыха;

Разработка и внедрение научных методов охраны природы и экологического просвещения;

Осуществление экологического мониторинга;

Восстановление нарушенных природных и историко-культурных комплексов и объектов.

в) Природные парки. Это природоохранные рекреационные учреждения, находящиеся в ведении субъектов Российской Федерации, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях. На природные парки возлагаются следующие задачи:

Сохранение природной среды, природных ландшафтов;

Создание условий для отдыха (в том числе массового) и сохранение рекреационных ресурсов;

Разработка и внедрение эффективных методов охраны природы и поддержание экологического баланса в условиях рекреационного использования территорий природных парков.

г) Государственные природные заказники - территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов и их компонентов и поддержания экологического баланса. Государственные природные заказники могут иметь различный профиль, в том числе быть: комплексными (ландшафтными), предназначенными для сохранения и восстановления природных комплексов (природных ландшафтов);

Биологическими (ботаническими и зоологическими), предназначенными для сохранения и восстановления редких и исчезающих видов растений и животных, в том числе ценных видов в хозяйственном, научном и культурном отношениях;

Палеонтологическими, предназначенными для сохранения ископаемых объектов;

Гидрологическими (болотными, озерными, речными, морскими), предназначенными для сохранения и восстановления ценных водных объектов и экологических систем;

Геологическими, предназначенными для сохранения ценных объектов и комплексов неживой природы,

д) Памятники природы - уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения.

е) Дендрологические парки и ботанические сады являются природоохранными учреждениями, в задачи которых входит создание специальных коллекций растений в целях сохранения разнообразия и обогащения растительного мира, а также осуществление научной, учебной и просветительской деятельности.

ж) Лечебно-оздоровительные местности и курорты. К ним могут быть отнесены территории (акватории), пригодные для организации лечения и профилактики заболеваний, а также отдыха населения и обладающие природными лечебными ресурсами (минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов и озер, лечебный климат, пляжи, части акваторий и внутренних морей, другие природные объекты и условия). Лечебно-оздоровительные местности и курорты выделяются в целях их рационального использования и обеспечения сохранения их природных лечебных ресурсов и оздоровительных свойств.

  • Котельничский район
  • Географическая справка
  • Советский район
  • Географическая справка
  • Сунский район
  • Географическая справка
  • Белохолуницкий район
  • Географическая справка
  • Г. Киров
  • Географическая справка
  • Кирово-Чепецкий район
  • Географическая справка
  • Куменский район
  • Географическая справка
  • Слободской район
  • Географическая справка
  • 4? Лечебно-оздоровительный туризм в Кировской области.
  • Наиболее крупные санатории Кировской области
  • Наиболее комфортабельные санатории-профилактории Кировской области: Автиек, Радуга, Сосновый Бор, Молот, Перекоп, Металлург.
  • 5? Развитие культурно-познавательного туризма в Кировской области
  • Дополнительное художественное образование в сфере культуры осуществляют 84 детских школ искусств, детских музыкальных и художественных школ с общим количеством учащихся около 14000 человек.
  • Культурное наследие
  • Технологии въездного туризма
  • Механизм формирования потенциала въездного туризма территории. Мультипликативное воздействие въездного туризма
  • 2. Инкаминг как вид коммерческой деятельности на туристическом рынке
  • 3. Анализ предлагаемых въездных туров
  • 4. Особенности продвижения въездных туров
  • 1.Выбор и изучение зарубежных туристских рынков (сбытовых территорий).
  • 5. Анализ социально-экономических условий развития въездного туризма в России
  • Технологии выездного туризма
  • 1. Международные туристские организации.
  • 2. Туроператор как ключевой элемент рынка выездного туризма.
  • 3. Сотрудничество турооператоров и иностранных партнёров
  • 4. Сотрудничество туроператоров и авиакомпаний. Регулярные и чартерные
  • 5. Продвижение выездных туров. Использование маркетинговых стратегий
  • 1.1. Ситуационный анализ.
  • 1.2. Планирование целей предприятия.
  • 1.4. Выбор и оценка стратегии.
  • 1.5. Разработка программы маркетинга.
  • Разделение функций между подразделениями делопроизводства и исполнителями
  • Маркетинг в социально-культурном сервисе и туризме.
  • 1? Концепции маркетинговой деятельности в туризме
  • 2? Правила и процедуры маркетинговых исследований туристского рынка
  • 3? Система сбора первичной маркетинговой информации
  • 4? Целевой маркетинг.
  • 5?Стратегическая диагностика деятельности туристской фирмы Swot (свот)-анализ(сильные и слабые стороны)
  • Организация средств размещения
  • 1. Услуги средств размещения: особенности и структура. Качество услуг средство размещения.
  • 2. Общее и особенное в системе классификации гостиниц и других средств размещения в рф и европейской классификации средств размещения (вто и euhs)
  • 4. Номерной фонд средств размещения. Классификации номерного фонда средств размещения.
  • 5. Организационная структура средств размещения.
  • Правовое обеспечение социально-культурного сервиса и туризма.
  • Профессиональная этика и этикет
  • Основные стороны процесса общения и их характеристика
  • Общение, как обмен информацией (коммуникативная сторона общения)
  • Основания для классификации деловой переписки
  • Теория мотивации Фредерика Герцберга
  • Сервисная деятельность.
  • 3. Тенденции развития сферы сервиса в рф.
  • Стандартизация и сертификация социально-культурных и туристических услуг.
  • 1. Понятие, значение и основные этапы развития стандартизации и сертификации. Нормативно-правовые основы технического регулирования в рф.
  • Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. 4-фз о техническом регулировании" с изменениями от 9 мая 2005 г., 1 мая 2007.)
  • 2. Стандартизация в индустрии туризма и гостеприимства рф. Системы классификации в туризме.
  • 3. Система добровольной сертификации услуг в сфере туризма и гостеприимства
  • 5. Управление качеством услуг. Сертификация систем качества.
  • Страноведение.
  • 1. Национальный состав населения
  • 2. Китайско-тибетская семья
  • 4. Уральская семья
  • 5. Северокавказская семья:
  • Конфессиональный состав населения планеты
  • 1.Древний этап (до V в. Н.Э.).
  • 2.Средневековый этап (V – XV- XVI вв.).
  • 3.Новый период (рубеж XV-XVI веков - 1914 год).
  • 4.Новейший этап (с 1914 г. До второй половины 90-х г. XX в.).
  • 3. Типы стран мира по уровню социально-экономического развития.
  • 4.Типология стран по количественным показателям
  • 5. Заселённость территории мира
  • Изменение плотности населения в Европе и по районам России при движении с запада на восток.
  • 1? Планирование как информационный процесс. (схема в тетради первая лекция)
  • Горизонт планирования - Срок, на который разрабатываются планы, прогнозы.
  • 2? Сущность и содержание государственного регулирования сферы туризма
  • 3? Концепции в территориальном управлении
  • 4? Классификация методов прогнозирования
  • Характеристика видов транспорта, привлекаемого для обслуживания туров
  • 2. Особенности железнодорожного транспортного обслуживания туристов
  • 4. Взаимодействие туроператоров с авиакомпаниями
  • 5. Обслуживание туристов на речных и морских круизных судах.
  • 2. Семейные каюты с видом на океан
  • 3. Каюты с видом на океан
  • 4. Внутренние каюты
  • 5. Каюты с видом на променад (для лайнеров класса «Voyager»)
  • Туризм в природной среде
  • 1. Сущность, особенности, классификация и значение туризма в природной среде
  • 2. Виды и формы туристских мероприятий в природной среде
  • 3. Методика организации и подготовки туристских мероприятий в природной среде (тмпс)
  • 4. Организация туристского быта в природной среде
  • 5. Обеспечение безопасности тпс. Действия в аварийных и экстремальных ситуациях
  • Туристские формальности.
  • 1. Паспортные формальности
  • 2. Визовые формальности.
  • 3. Санитарный и эпидемиологический контроль
  • 4. Туристские формальности для въездного иностранного туризма в рф.
  • 5. Страхование туристов и туристских организаций.
  • 1. Страхование в туризме: понятие, виды и правовое регулирование
  • Туристские ресурсы
  • 1.Классификация тур. Ресурсов (предложена польским экономистом Труаси, 1963 г.)
  • 3.По характеру использования тур. Ресурсы:
  • 2.Природные туристские ресурсы
  • 3.Особо охраняемые природные территории (оопт)
  • 5.Природное и культурное наследие в туризме
  • 3.Основные методы оценки экономической эффективности реальных инвестиций.
  • 4.Туристский спрос.
  • 3.Особо охраняемые природные территории (оопт)

    ООПТ и туризм. Государственные природные заповедники. Национальные и природные парки. Государственные природные заказники. Памятники природы. Дендрологические парки и ботанические сады. Лечебно-оздоровительные местности и курорты. Экологический туризм.

    Особо охраняемые природные территории (ООПТ) относятся к объектам общенационального достояния и представляют собой участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

    К особо охраняемым природным территориям (ООПТ) относятся: природные заказники, памятники природы, заповедные участки леса, национальные парки, заповедники. Основное назначение этих территорий – охрана ценных природных объектов: ботанических, зоологических, гидрологических, геологических, комплексных, ландшафтных.

    По имеющимся оценкам ведущих международных организаций в конце 90-х годов в мире насчитывалось около 10 тыс. крупных охраняемых природных территорий всех видов. Общее число национальных парков при этом приближалось к 2000, а биосферных заповедников – к 350.

    Особо охраняемые природные территории имеют важное значение в природном рекреационном потенциале России. С учетом особенностей режима и статуса находящихся на них природоохранных учреждений обычно различают следующие категории указанных территорий:

    § государственные природные заповедники, в том числе биосферные;

    § национальные парки;

    § природные парки;

    § государственные природные заказники;

    § памятники природы;

    § дендрологические парки и ботанические сады;

    § лечебно-оздоровительные местности и курорты.

    ООПТ могут иметь федеральное, региональное или местное значение . ООПТ федерального значения являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти. ООПТ регионального значения являются собственностью субъектов Российской Федерации и находятся в ведении органов государственной власти субъектов Федерации. ООПТ местного значения являются собственностью муниципальных образований и находятся в ведении органов местного самоуправления.

    Государственные природные заповедники являются природоохранными, научно-исследовательскими и эколого-просветительскими учреждениями, имеющими целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем.

    Эти заповедники являются в России наиболее традиционной и жесткой формой территориальной охраны природы, имеющей приоритетное значение для сохранения биологического разнообразия.

    На территории заповедников полностью изымаются из хозяйственного использования особо охраняемые природные комплексы и объекты (земля, воды, недра, растительный и животный мир), имеющие природоохранное, научное, эколого-просветительское значение как образцы естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растительного и животного мира.

    Заповедники – природоохранные учреждения, территория или акватория которых включает природные комплексы и объекты, представляющие уникальную экологическую ценность, предназначенные для использования в природоохранных, научных и научно-просветительских целях.

    В отличие от национальных парков заповедники имеют очень ограниченное рекреационное использование, в основном только просветительское. Это отражено в функциональном зонировании территории заповедников. В частности, выделяются 4 основные зоны:

    · зона заповедного режима, в которой животный и растительный мир развивается без вмешательства человека;

    · зона научного мониторинга, в которой научные сотрудники заповедника ведут наблюдения за состоянием и развитием охраняемых природных объектов;

    · зона экологического просвещения, где обычно размещается музей природы заповедника и проложены строго регламентированные тропы, по которым проводят группы туристов для ознакомления с природными особенностями комплекса;

    · зона хозяйственно-административная.

    Национальные парки являются природоохранными, эколого-просветительскими и научно-исследовательскими учреждениями, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и которые предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и регулируемого туризма.

    За рубежом национальные парки являются наиболее популярным видом ООПТ. В частности, в США история создания некоторых парков насчитывает более ста лет.

    Задачей национальных парков наряду с природоохранной функцией является создание условий для регулируемого туризма и отдыха в природных условиях.

    Следовательно, в самом условном варианте на территории любого национального парка выделяются 4 функциональные зоны:

    · зона заповедного режима, в пределах которой запрещена всякая рекреационная и хозяйственная деятельность;

    · зона заказного режима – сохранение природных объектов при строго регламентированном рекреационном использовании;

    · зона познавательного туризма – организация экологического просвещения и ознакомления с достопримечательностями парка;

    · зона рекреационного использования, включающая территории для отдыха, спортивной и любительской охоты и рыболовства.

    Природные парки регионального значения – относительно новая категория ООПТ России. Они являются природоохранными рекреационными учреждениями, находящимися в ведении субъектов Федерации, территории (акватории) которых включают природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность, и предназначенными для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях. Парки располагаются на землях, предоставленных им в бессрочное (постоянное) пользование, в отдельных случаях – на землях иных пользователей, а также собственников.

    Одной из наиболее «массовых» категорий особо охраняемых природных территорий являются государственные природные заказники, которые имеются практически во всех регионах Российской Федерации. Объявление территории государственным природным заказником допускается как с изъятием, так и без изъятия у пользователей, владельцев и собственников земельных участков.

    Государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения либо восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса.

    Государственные природные заказники могут быть федерального или регионального значения и иметь различный профиль. Ландшафтные заказники предназначены для сохранения и восстановления природных комплексов (природных ландшафтов); биологические (ботанические и зоологические) – сохранения и восстановления редких и исчезающих видов растений и животных (включая ценные виды в хозяйственном, научном и культурном отношении); палеонтологические – сохранения ископаемых объектов; гидрологические (болотные, озерные, речные, морские) – сохранения и восстановления ценных водных объектов и экологических систем; геологические – сохранения ценных объектов и комплексов неживой природы.

    Памятники природы – уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения.

    Памятниками природы могут быть объявлены участки суши и водного пространства, а также одиночные природные объекты.

    Памятники природы могут иметь федеральное, региональное или местное значение в зависимости от природоохранной, эстетической и иной ценности охраняемых природных комплексов и объектов.

    В российском законодательстве выделена еще одна категория охраняемых природных территорий – дендрологические парки и ботанические сады. Это преимущественно городские и пригородные объекты, созданные для выполнения образовательных, научных и лишь частично рекреационных целей.

    Ботанические сады и дендрологические парки осуществляют интродукцию растений природной флоры, изучают в стационарных условиях их экологию, биологию, разрабатывают научные основы декоративного садоводства, ландшафтной архитектуры, озеленения, введения дикорастущих растений в культуру, защиты интродуцированных растений от вредителей и болезней, а также разрабатывают методы и приемы селекции и агротехники по созданию устойчивых декоративных экспозиций, принципы организации искусственных фитоценозов и использования растений-интродуцентов для оптимизации техногенной среды.

    Дендрологические парки и ботанические сады могут быть федерального, регионального значения и образуются соответственно решениями исполнительных органов государственной власти Российской Федерации или представительных и исполнительных органов государственной власти соответствующих субъектов Федерации.

    С видами и формами рекреационного использования особо охраняемых природных территорий можно подробно ознакомиться, изучив представленные ниже хрестоматийные выдержки из статей, затрагивающих данную проблематику.

    ЛЕЧЕБНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ МЕСТНОСТИ - особо охраняемые природные объекты, к которым в соответствии с ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" от 14 марта 1995 г. могут быть отнесены территории (акватории), пригодные для организации лечения и профилактики заболеваний, а также отдыха населения и обладающие природными лечебными ресурсами (минеральные воды, лечебные грязи, рапа лиманов и озер, лечебный климат, пляжи, части акваторий и внутренних морей, другие природные объекты и условия).КУРОРТ - освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры (ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" от 23 февраля 1995 г.).

    Различаются К. местного значения (находятся в ведении органов местного самоуправления), К. регионального значения (в ведении органа государственной власти субъекта РФ) и К. федерального значения (в ведении федеральных органов гос. власти).

    Типы учреждений : санатории, дома отдыха, пансионаты, курортные поликлиники, курорт. гостиницы, леч. гостиницы.

    Основные типы курортов:

      Бальнеотерапевтические (мин. воды)

      Грязевые (леч. грязи)

      Климатические (лесные, приморские, горные, климатокумысо – лечебные)

    !!!Таблицу с курортами смотрите в тетради по тур. ресурсам в семинарах!!!

    Экологический туризм (в особенности, в форме биосферного экотуризма) является самым экологически безопасным видом природопользования. В его рамках познание может идти в русле либо образовательного процесса, либо просто ознакомления. Отличие первого типа познания от второго в том, что образовательный процесс связан с целенаправленным и тематическим получением сведений об элементах экосистемы, а ознакомительный – с непрофессиональным наблюдением за природой. Ознакомление может проходить в пассивной (стационарное нахождение в природной среде), активной (связанной с переходами туриста от одного интересующего природного объекта к другому) и спортивной (преодоление естественных препятствий при прохождении маршрутов) формах.

    Поэтому необходимо определить экологический туризм как деятельность, в основе которой лежат следующие принципы:

    Ø Путешествие в природу, причем главное содержание таких путешествий – знакомство с живой природой, а также с местными обычаями и культурой.

    Ø Сведение к минимуму негативных последствий экологического и социально-культурного характера, поддержание экологической устойчивости среды.

    Ø Содействие охране природы и местной социокультурной среды.

    Ø Экологическое образование и просвещение.

    Ø Участие местных жителей и получение ими доходов от туристской деятельности, что создает для них экономические стимулы к охране природы.

    Ø Экономическая эффективность и вклад в устойчивое развитие посещаемых регионов.

    Эти признаки указывают в качестве основополагающих для экологического туризма признанные авторитеты в этой области – Н.В. Моралева и Е.Ю. Ледовских, участники Фонда развития экотуризма "Дерсу Узала".

    4.Культурно-исторические туристские ресурсы.

    Понятие, сущность. Материальные и духовные культурно-исторические объекты.

      материальные - все средства производства и материальные ценности общества (памятники истории и культуры, предприятия всех отраслей народного хозяйства), могущие удовлетворять познавательные потребности людей;

      духовные - достижения общества в государственно-общественной жизни, науке, культуре, искусстве.

    В комплексе рекреационных ресурсов особое место занимают культурно-исторические ресурсы, представляющие собой наследие прошлых эпох общественного развития. Они служат предпосылкой для организации культурно-познавательных видов рекреационных занятий, на этой основе оптимизируют рекреационную деятельность в целом, выполняя достаточно серьезные воспитательные функции. Образуемые культурно-историческими объектами пространства в известной мере определяют локализацию рекреационных потоков и направления экскурсионных маршрутов.

    Среди культурно-исторических объектов ведущая роль принадлежит памятникам истории и культуры, которые отличаются наибольшей привлекательностью и на этой основе служат главным средством удовлетворения потребностей познавательно-культурной рекреации. В зависимости от их основных признаков памятники истории и культуры подразделяются на 5 основных видов: истории, археологии, градостроительства и архитектуры, искусства, документальные памятники.

    ПАМЯТНИКИ ИСТОРИИ . К ним могут быть отнесены здания, сооружения, памятные места и предметы, связанные с важнейшими историческими событиями в жизни народа, а также с развитием науки и техники, культуры и быта народов, с жизнью выдающихся людей государства.

    ПАМЯТНИКИ АРХЕОЛОГИИ . Это городища, курганы, остатки древних поселений, укреплений, производств, каналов, дорог, древние места захоронений, каменные изваяния, наскальные изображения, старинные предметы, участки исторического культурного слоя древних населенных пунктов.

    ПАМЯТНИКИ ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА И АРХИТЕКТУРЫ . Для них наиболее характерны следующие объекты: архитектурные ансамбли и комплексы, исторические центры, кварталы, площади, улицы, остатки древней планировки и застройки городов и других населенных пунктов, сооружения гражданской, промышленной, военной, культовой архитектуры, народного зодчества, а также связанные с ними произведения монументального, изобразительного, декоративно-прикладного, садово-паркового искусства, пригородные ландшафты.

    ПАМЯТНИКИ ИСКУССТВА. К ним относятся произведения монументального, изобразительного, декоративно-прикладного и иных видов искусства.

    ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ ПАМЯТНИКИ . Это акты органов государственной власти и управления, другие письменные и графические документы, кинофотодокументы и звукозаписи, а также древние и другие рукописи и архивы, записи фольклора и музыки, редкие печатные издания.

    К культурно-историческим предпосылкам рекреационной отрасли можно отнести и другие объекты, связанные с историей, культурой и современной деятельностью людей: оригинальные предприятия промышленности, сельского хозяйства, транспорта, театры, научные и образовательные учреждения, спортивные сооружения, ботанические сады, зоопарки, этнографические и фольклорные достопримечательности, кустарные промыслы, народные обычаи, праздничные обряды и т. д.

    Все объекты, используемые в познавательно-культурной рекреации, подразделяются на 2 группы - движимые и недвижимые.

      Первую группу составляют памятники искусства, археологические находки, минералогические, ботанические и зоологические коллекции, документальные памятники и другие вещи, предметы и документы, которые можно легко перемещать. Потребление рекреационных ресурсов этой группы связано с посещением музеев, библиотек и архивов, где они обычно концентрируются.

      Ко второй группе относятся памятники истории, градостроительства и архитектуры, археологии и монументального искусства и другие сооружения, в том числе и те памятники искусства, которые составляют неотъемлемую часть архитектуры. С позиций познавательно-культурной рекреации важно то обстоятельство, что объекты этой группы представляют собой самостоятельные одиночные или групповые образования.

    Следующим, более важным этапом оценки культурно-исторических объектов, является их типология по рекреационной значимости.

    За основу типологии принимается информационная сущность культурно-исторических объектов: уникальность, типичность среди объектов данного вида, познавательное и воспитательное значение, аттрактивность (внешняя привлекательность).

    Информативность культурно-исторических объектов для рекреационных целей может быть измерена количеством необходимого и достаточного времени на их осмотр. Для определения времени осмотра объекта необходима классификация объекта по основанию, которое бы отражало продолжительность осмотра.

    Можно выбрать 2 классификационных признака:

      степень организации объекта для показа

      место положения экскурсантов по отношению к объекту осмотра.

    По степени организации объекты подразделяются на специально организованные и неорганизованные для показа.

    Организованные объекты требуют больше времени осмотра, так как они являются целью осмотра и составляют основу экскурсии. Неорганизованные объекты служат сопутствующим экскурсии общим планом, фоном, который охватывается одним взглядом без детального рассмотрения.

    По месту положения экскурсантов объекты подразделяются на

      интерьерные (внутренний осмотр объекта)

      экстерьерные (внешний осмотр объекта). Суммарное время осмотра экстерьерных объектов всегда больше времени осмотра интерьерных объектов (пожалуй, лишь за исключением музеев и некоторых других хранилищ исторических ценностей).

    ПАМЯТНИКИ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ И ИХ РАЗНОВИДНОСТИ

    Памятники культовой архитектуры . Памятники культовой архитектуры - наиболее древние, которые дошли до нашего времени. Это церкви и монастыри различных конфессий (религий): православные храмы, католические соборы, лютеранские кирхи, еврейские синагоги, буддистские пагоды, мусульманские мечети.

    Сейчас, в период возрождения религиозности, паломничества становятся очень актуальными. Путешествия к культовым комплексам могут осуществляться разными группами с разными целями. Различают несколько форм таких путешествий.

    Памятники светской архитектуры . Памятники светской архитектуры включают в себя городскую застройку - гражданскую и промышленную, а также загородные дворцово-парковые ансамбли. Из наиболее древних сооружений до наших дней сохранились кремли и боярские палаты. Городская архитектура обычно представлена дворцовыми сооружениями, зданиями административного назначения (присутственные места, торговые ряды, дворянские и купеческие собрания, дома губернаторов), зданиями театров, библиотек, университетов и больниц, которые зачастую строились на средства меценатов по проектам знаменитых зодчих. Со времени образования ямской гоньбы по дорогам для царственных особ возродились почтовые станции и путевые дворцы, которые в настоящее время вошли в черту городов или стоят вдоль старых трактов. К промышленной архитектуре относятся здания фабрик и заводов, рудники, каменоломни и другие сооружения. Загородная архитектура представлена усадьбами и дворцово-парковыми ансамблями, такими как, например, Петродворец и Павловск в окрестностях Санкт-Петербурга, Архангельское и другие в Подмосковье.

    Археологические памятники . К археологическим памятникам относят селища, курганы, наскальные рисунки, земляные валы, древние каменоломни, рудники, а также останки древних цивилизаций и раскопки самых ранних периодов. Археологические памятники представляют интерес для специалистов - историков и археологов. Туристов в основном привлекают наскальные рисунки, осмотр вскрытых археологических пластов, а также археологические экспозиции.

    Этнографические памятники . Этнографическое наследие, вовлекаемое в туристские маршруты, представлено двумя видами. Это либо музейные экспозиции в краеведческих музеях, музеях народного быта и деревянного зодчества, либо существующие поселения, сохранившие особенности традиционных форм хозяйствования, культурной жизни и обрядов, присущих данной местности.

    Этнографические памятники относят к культурному наследию по следующим критериям: уникальность и своеобразие этнокультурных и социокультурных условий; компактное проживание малочисленных народов и старожильческого населения, где традиционные уклады, обычаи и формы природопользования сохранены наиболее полно.

    ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ И МЕТОДИКА ЕГО ОЦЕНКИ

    Историко-культурный потенциал является основой познавательного туризма. Он представлен различными видами исторических памятников, мемориальных мест, народными промыслами, музеями, то есть сочетаниями объектов материальной и духовной культуры.

    Культурное наследие - это наследие исторического развития цивилизации, которое накопилось на данной территории.

    Каждая эпоха оставляет свой след, который обнаруживается в культурных слоях при археологических раскопках. Практически каждая местность может представлять интерес для познавательного туризма. Но места, где долго жили люди, хранят больше следов материальной культуры.

    В историко-культурный потенциал входит вся социокультурная среда с традициями и обычаями, особенностями бытовой и хозяйственной деятельности. Туристы, посещая ту или иную страну, воспринимают культурные комплексы в целом.

    Оценка культурных комплексов для рекреационных целей производится двумя основными методами:

    1) ранжированием культурных комплексов по их месту в мировой и отечественной культуре. Производится экспертным путем: устанавливаются объекты мирового, федерального, регионального и местного значения;

    2) необходимым и достаточным временем для осмотра. Этот метод позволяет сравнивать различные территории по перспективности историко-культурного потенциала для туризма.

    Для культурных комплексов, также как и для природных, важными характеристиками являются надежность и емкость.

    Надежность культурных комплексов обусловливаются двумя факторами: устойчивостью к рекреационным нагрузкам и стабильностью его соответствия ценностным критериям, сформировавшимся у населения.

    Первый фактор определяет, какой поток туристов может выдержать данный культурный комплекс. Это особенно важно для музеев, где необходимо поддерживать определенный температурно-влажностный режим для сохранения экспонатов. Остро стоит вопрос о применении современных технических средств для повышения устойчивости культурных комплексов к рекреационным нагрузкам и о регулировании потоков экскурсантов.

    Второй фактор связан с долговременностью интереса туристов к данному культурному объекту. Сохраняется стабильность их интереса к объектам мирового наследия (египетским пирамидам, античной архитектуре Афин, архитектурным и историко-культурным памятникам Парижа, Санкт-Петербурга и пр.).

    Емкость культурного комплекса определяется продолжительностью периода, в течение которого туристы могут воспринимать содержащуюся в нем информацию, и зависит от двух факторов: аттрактивности объекта осмотра и психофизиологических возможностей человека, которые отличаются значительной индивидуальностью и имеют определенный предел.

    Наступающий 2017 - Год особо охраняемых природных территорий. Соответствующий Указ был подписан 1.08.2016 Президентом. Особо охраняемые природные территории и объекты являются общенациональным достоянием. Они представлены в виде участков, поверхности воды и воздушного пространства над ними. В их пределах располагаются комплексы, имеющие культурную, научную, рекреационную, эстетическую, оздоровительную ценность. Действующий в стране ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" содержит их перечень и характеристики, устанавливает правила по их использованию.

    Категории

    В особо охраняемые природные территории России включены:

    1. Заповедные лесные участки.
    2. Заказники.
    3. Заповедники.
    4. Национальные парки.
    5. Курортные и оздоровительные зоны.
    6. Ботанические сады.
    7. Дендрологические парки.

    Нормативными региональными или муниципальными актами могут предусматриваться и другие виды особо охраняемых природных территорий .

    Ценность

    Основное значение особо охраняемых природных территорий - сохранение ценных ботанических, геологических, гидрологических, ландшафтных, зоологических комплексов. По данным международных организаций, на конец 90-х гг. прошлого века во всем мире насчитывалось порядка 10 тыс. крупных ценных участков. Общее количество национальных парков составляло около 2 тыс., а биосферных заповедников - 350. Значение особо охраняемых природных территорий определяется их уникальностью. Они представляют большую ценность для туризма познавательной направленности. Это позволяет рассматривать как рекреационные ресурсы, эксплуатация которых должна строго регламентироваться.

    Характеристика

    Каждая особо охраняемая природная территория наделяется собственными функциями. В ее пределах предусматриваются специфические правила пребывания, а также порядок использования ресурсов. В иерархической структуре каждая особо охраняемая природная территория обладает способностью предотвратить разрушение и серьезное изменение комплекса либо отдельных его компонентов. Для их защиты от негативных антропогенных факторов на прилегающих участках могут формироваться зоны или округа. В них действует специальный режим особо охраняемых природных территорий.

    Заповедники

    Они выступают в качестве научно-исследовательских, природоохранных, эколого-просветительских учреждений. Их цель состоит в сохранении и исследовании естественного течения процессов и явлений, уникальных и типичных экосистем, генофонда растительного мира. Заповедники рассматриваются как наиболее распространенные и типичные особо охраняемые природные территории. Животные, растения, экосистемы, недра, расположенные в них, полностью изымаются из оборота и хозяйственного использования.

    Предписания

    Имущество заповедников относится к категории федеральной собственности. Растения, животные, недра, вода предоставляются во владение учреждений на особых правах. Сооружения, историко-культурные и иные элементы передаются заповедникам в оперативное управление. " не допускает изъятия либо другое прекращения прав на участки и иные ресурсы, находящиеся в их пределах. Положение, определяющее статус конкретного заповедника, утверждается Правительством.

    Допустимые мероприятия

    Их предусматривает Закон "Об особо охраняемых природных территориях ". В пределах заповедника допускаются деятельность и мероприятия, направленные на:

    1. Обеспечение сохранения в естественном состоянии комплексов, восстановления и предотвращения изменения в них и их элементах под влиянием антропогенных факторов.
    2. Поддержание условий санитарной и противопожарной безопасности.
    3. Предупреждение факторов, способных вызвать бедствия, создающие угрозу жизни населения и местности, где оно проживает.
    4. Выполнение экологического мониторинга.
    5. Реализацию научно-исследовательских задач.
    6. Исполнение контрольно-надзорных функций.

    Охрана особо охраняемых природных территорий осуществляется в соответствии с Положением. Запрещена любая деятельность, не согласующаяся с задачами заповедника, противоречащая установленным правилам. Не допускается интродукция (переселение) живых организмов для акклиматизации.

    Зоны

    Особо охраняемая природная территория заповедника, в отличие от национального парка, имеет достаточно ограниченное рекреационное использование. Преимущественно, она служит в просветительских целях. Это положение отражается в функциональном зонировании заповедников. В частности, в их границах выделяют 4 территории:

    1. Заповедного режима. В них представители флоры и фауны развиваются без участия человека.
    2. Научного мониторинга. В этой зоне исследователи осуществляют наблюдения за развитием и состоянием природных объектов.
    3. Экологического просвещения. В этой зоне, как правило, размещают музей. Здесь прокладывают регламентированные тропы, по которым ведут туристические группы для ознакомления с особенностями комплекса.
    4. Хозяйственно-административная зона.

    Национальный парк

    Эта особо охраняемая природная территория обладает исторической, культурной, экологической, эстетической ценностью. Национальный парк используется в просветительских, научных целях, а также для регулируемого туризма. Объекты, которые находятся в пределах территории, передаются в пользование в соответствии с действующими нормами. Историко-культурные комплексы, находящиеся под государственной защитой, передаются национальным паркам по согласованию с уполномоченными органами.

    Нюансы

    В пределах некоторых зон национального парка могут располагаться участки сторонних пользователей и собственников. Администрация охраняемых территорий обладает исключительным правом на приобретение земель за счет федеральных средств или иных источников, не запрещенных нормативными актами. Национальные парки являются государственной собственностью. Сооружения, здания, историко-культурные и прочие комплексы передаются администрации в оперативное управление. Конкретный парк осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением. Оно утверждается органом, к ведению которого относят территорию, по согласованию с уполномоченной структурой, действующей в сфере охраны природы.

    Задачи национального парка

    Наряду с природоохранной деятельностью, на территории создаются условия для регулируемого отдыха и туризма. В пределах национального парка устанавливаются специальные зоны:


    Заказники

    Эти особо охраняемые природные территории России представлены в большом количестве. Заказники действуют почти во всех регионах страны. Отнесение территории к данной категории осуществляется с изъятием участков у пользователей, собственников, владельцев или без него. Заказники могут относиться к федеральному или региональному ведению. Эти территории имеют особое значение для восстановления или сохранения естественных комплексов либо их компонентов, а также для обеспечения экологического баланса. Заказники могут иметь различные цели. Ландшафтные предназначены для восстановления и сохранения комплексов, биологические - для исчезающих и редких представителей фауны и флоры, палеонтологические - для ископаемых объектов, гидрологические - для водных экосистем, геологические - для элементов неживой среды.

    Ботанические сады и дендрологические парки

    Эти природоохранные учреждения выполняют различные функции. В их числе, в частности, создание коллекций видов растений для обогащения флоры и сохранения ее разнообразия. В ботанических садах и дендрологических парках ведется просветительская, научная и учебная деятельность. Территории, на которых располагаются эти учреждения, предназначены для реализации их прямых задач. Участки передаются в постоянное пользование паркам, образовательным или научно-исследовательским организациям, находящимся в их ведении. Эти учреждения осуществляют введение растений в естественную среду, изучают их экологию в стационарных условиях. Парки и сады разрабатывают научную основу для декоративного садоводства, озеленения, ландшафтной архитектуры, приемы и методы селекции и так далее. Эти учреждения могут относиться к федеральному или региональному ведению. Их создание находится в ведении исполнительных структур власти.

    Памятники природы

    Эти комплексы считаются самыми распространенными в стране. Памятники природы представляют собой невосполнимые, уникальные, ценные в научном, экологическом, эстетическом и культурном отношении объекты. Они могут быть искусственного или естественного происхождения. В качестве памятников природы могут объявляться участки водного пространства и суши, одиночные элементы. К последним, в числе прочего, относят:

    1. Зоны живописной местности.
    2. Эталонные территории нетронутой природы.
    3. Участки, на которых преобладает культурный ландшафт. Ими, например, являются аллеи, старинные парки, древние копи, каналы и пр.
    4. Места обитания и произрастания реликтовых, ценных, редких, малочисленных и исчезающих животных и растений.
    5. Лесные массивы и их отдельные участки, представляющие ценность по своим характеристикам. Например, на них могут произрастать растения с уникальным породным составом, генетическими качествами, продуктивностью и пр.
    6. Образцы достижений лесохозяйственной практики и науки.
    7. Комплексы, играющие важную роль в поддержании гидрологического режима.
    8. Уникальные рельефные формы, ландшафты, связанные с ними. К ним, например, относят горы, ущелья, группы скал и пещер, каньоны, моренно-валунные гряды, ледниковые цирки, барханы и дюны, гидролакколиты, гигантские наледи и пр.
    9. Геологические обнажения, обладающие уникальными свойствами и имеющие научную ценность. В их числе, в частности, стратотипы, опорные разрезы, выходы редких пород, ископаемых, минералов.
    10. Геолого-географические полигоны, классические участки, на которых присутствуют особо выразительные следы сейсмических явлений, обнажения складчатых и разрывных нарушений залегания пород.
    11. Участки, на которых располагаются особо ценные либо редкие палеонтологические объекты.
    12. Гидроминеральные естественные комплексы, минеральные и термальные источники, месторождения грязей.
    13. Участки озер, рек, водно-болотных комплексов, морских акваторий, пруды, небольшие речные потоки с поймами.
    14. Береговые объекты. К ним относят косы, острова и полуострова, перешейки, бухты, лагуны.
    15. Отдельные объекты неживой и живой природы. К этой категории относят места гнездования пернатых, растения, имеющие причудливые формы, деревья-долгожители, а также обладающие историко-мемориальной ценностью и пр.

    Природные памятники могут обладать региональным, федеральным или местным значением в зависимости от их природоохранной, культурной, эстетической и другой ценности.