Психологический термин интериоризация был введен французскими учеными. Понятие означало прививание идеологии индивидууму. То есть, перенос общественного сознания в индивидуальное. В современных англоязычных словарях психологических терминов интериоризация заменена интернализацией. Для психоаналитиков это психический процесс, который обозначает взаимоотношение с реальным или воображаемым объектом, преобразование внешнего фактора во внутренний. Проблема интериоризации в психоанализе остается дискуссионной. До сегодняшнего дня не выяснено, являются ли процессы поглощения, идентификации, интроекции идентичными, либо они осуществляются параллельно друг другу.

В отечественной психологии значение слову интериоризация было дано Выготским, как понятие «вращивания» – преобразование внешней деятельности во внутренний план сознания. Развитие человеческой психики, по теории Выготского, первоначально складывается извне, в зависимости от внешних социальных факторов, принятых в обществе. Внешние коллективные формы деятельности путем интериоризации встраиваются в сознание человека и становятся индивидуальными.

Процесс интериоризации

Высшие психические функции развиваются поначалу как внешние формы деятельности, и только в процессе интериоризации они превращаются в психические процессы индивида. Исследования в школе Выготского позволили сформулировать основные фундаментальные положения:

  • Построение психических функций раскрывается только в процессе генеза, когда они сложатся, строение становится неразличимым, уходит вглубь;
  • Становление психических процессов раскрывает сущность явления, которой изначально не существовало, но в результате интериоризации она зародилась;
  • Появившаяся сущность явления не может быть объяснена обычными физиологическими процессами и логическими схемами, но представляет собой процесс, который не останавливается даже после прекращения действия того или иного явления.

Путем интериоризации происходит превращение внешних признаков во внутреннюю мысленную деятельность. Такой процесс не может проходить самостоятельно. Правильное психическое развитие ребенка возможно только в условиях общения с окружающими людьми.

С помощью интериоризации человек обучается строить мысленные планы, разрабатывать варианты. Иными словами, получает способность мыслить абстрактными категориями.

Интериоризация деятельности

Любое понятие является продуктом деятельности, поэтому научить ему невозможно. Однако можно так организовать процесс обучения, что интериоризация деятельности будет происходить поэтапно и поступательно. Мыслительная функция в первоначально материальном действии, подвергаясь интериоризации, становится частью психического процесса. Умственный план – это не какой-то пустой сосуд, который можно чем-то заполнить. Внутренний план – это непрерывный процесс, находящийся в состоянии формирования. Каждое новое умственное действие опирается на опыт, который приобретается благодаря интериоризации деятельности, а переход «извне вовнутрь», по мнению Гальперина, является основным механизмом формирования умственного плана. Гальперин вывел основные параметры преобразования действия:

  • Уровень исполнения;
  • Мера обобщения;
  • Полнота выполняемых операций;
  • Мера освоения навыка.

Уровни исполнения могут различаться сложностью, в зависимости от поставленных задач. Выполнение того или иного задания может происходить на трех подуровнях. Это следующие действия:

  • С материальными объектами;
  • При помощи речи, как устной, так и письменной;
  • В уме.

Высший уровень интериоризации деятельности заключается в умении совершать те или иные действия «в уме», не пользуясь дополнительными инструментами: книгой, калькулятором и так далее.

Этапы развития умственной деятельности

Формирование умственных действий, согласно концепции Гальперина, проходит следующие этапы:

  • Построение схемы будущего действия. Ознакомление с материалами и требованиями к конечному результату;
  • Практическое освоение при использовании материальных предметов;
  • Освоение заданного действия без опоры на материальные предметы, то есть, процесс интериоризации, в результате чего происходит перенос наглядного действия во внутренний план. На этом этапе внешняя речь заменяет конкретные предметы;
  • Полный перенос внешнего речевого действия в умственную деятельность. Человек выполняет задание, думая «про себя»;
  • Завершающий этап интериоризации означает деятельность «только в уме».

Ребенок проходит последовательно все эти этапы, развивая мышление.

Социальная интериоризация

В отечественной психологии интериоризация означает процесс преобразования межличностных отношений в отношения с самим собой. Принятие, переработка и хранение знаковой информации «внутри» психики, основанная на памяти, к явлению социальной интериоризации не относятся. В развитии высшей нервной деятельности человека различают следующие стадии:

  • Взрослый человек воздействует на ребенка словом, побуждая к той или иной деятельности;
  • Ребенок учится новому для него виду обращения и начинает воздействовать словом на взрослого;
  • Ребенок воздействует словом на самого себя.

Стадии социальной интериоризации проходят все люди, без исключения. Ребенок приучается к мыслительной деятельности без использования конкретных предметов.

В теории деятельности интериоризация представляет собой перенос определенных внешних действий во внутренний, умственный план. Внешняя деятельность в результате интериоризации претерпевает некоторые изменения, особенно в операционной части.

В психоанализе объясняются процессы влияния межиндивидуальных отношений, формирование структуры бессознательного: индивидуального и коллективного, что и определяет структуру сознания.

Поведение рассматривается как целеориентированная активность организма (психики) в интересах осуществления контакта с внешним миром. В его основе лежат потребности, над которыми надстраиваются исполнительные действия, направленные на их удовлетворение. Перечень форм поведения обусловлен усложнением условий среды обитания, в частности переходом человека из простой предметной в более сложную социальную среду.

Однако уже на относительно ранних этапах филогенезного развития психики возникает психическая реальность, требующая ориентировочно-исследовательского поведения. Его основной задачей стало обследование окружающего мира и формирование определенного образа ситуации для осуществления регуляции двигательного поведения в соответствии с условиями решения стоящей задачи. Однако если для животного характерно лишь то, что они способны ориентироваться только на непосредственно воспринимаемых особенностях окружающей среды, то человек, в силу развития коллективного труда, может основывать на символических формах представления предметных взаимоотношений. В этом случае его поведение приобретает своеобразную форму, обозначаемую понятием деятельность .

Рис. 1.4.1. Развитие форм поведения.

Наиболее полно понятие о деятельности отражено в психологической теории деятельности, которая связана с именами Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, П.Я. Гальперина и изложена в работе А.Н. Леонтьева «Деятельность. Сознание. Личность».

Деятельность рассматривается в психологии в двух функциях: как предмет исследования и как объяснительный принцип .

Деятельность как предмет исследования предполагает рассмотрение ее с точки зрения понятия и структуры. Деятельность - это внешняя и внутренняя активность человека, регулируемая сознательной целью. Внешняя деятельность - это предметная, материальная деятельность, а внутренняя - это деятельность памяти, мышления и т.п.

Рассматривая деятельность как предмет исследования, А.Н. Леонтьев выделял ее структуру, которая включает:

1. Предметное содержание:

а) потребность - нужда, состояние напряженности, которая побуждает к поисковой деятельности, в процессе которой находится (фиксируется) предмет потребности;

б) мотив - побудитель деятельности. С появлением мотива резко меняется все поведение, оно становится направленным;

в) цель - то, на что направлена деятельность. Цель всегда осознается личностью до начала самой деятельности (антиципация);

г) условия - внешние (материальные, предметные) и внутренние (уровень развития познавательных процессов), от которых зависят результат и качество деятельности.

2. Операциональная часть:

а) действия - это относительно завершенные элементы деятельности, направленные на достижение определенной, промежуточной, сознательной цели. Цель действия, как правило, осознается. Если это не так, то действие называют импульсивным. Действия могут быть внешними (например, двигательные, внешняя речь) или внутренними (например, мнемические, умственные, сенсорные, перцептивные и пр.). Внешние и внутренние действия взаимосвязаны и могут переходить друг в друга.

Переход внешнего действия во внутреннее называется интериоризацией. Например, действие сложения ребенок сначала про- изводит с помощью внешних действий, на палочках, и только потом они становятся внутренними умственными действиями. Переход внутреннего действия во внешнее называют экстериоризацией.

Например, рассуждения ребенка о том, как он выполнил действие счета, и есть перевод его внутренних действий (мыслей) во внешние (внешнюю речь). Важное значение для достижения результата деятельности имеют контрольные и самооценочные действия;

б) действия состоят из элементов, которые называют операциями - это способы выполнения действий. Цели операций не осознаются.

Операции тоже могут быть внешними и внутренними (внешние - взять, переместить, опустить; внутренние - анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация).

Активность - свойство всего живого. Активность личности проявляется в ее сознательных, избирательных действиях.

Деятельность - специфически человеческая, регулируемая сознанием активность, порождаемая потребностями и направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека.

Цель - то, что реализует человеческую потребность и выступает в качестве образа конечного результата.

Антиципация - представление результата действия в сознании человека до того, как оно будет реально осуществлено.

Действие - относительно завершенный элемент деятельности, направленный на достижение определенной промежуточной, сознательной цели. Действие может быть как внешним, выполняемым в развернутой форме с участием двигательного аппарата и органов чувств, так и внутренним, выполняемым в уме.

Действия импульсивные - поступки, совершаемые непроизвольно и недостаточно контролируемые сознанием.

Действия перцептивные - основные структурные единицы процесса восприятия, включающие обнаружение объекта восприятия и соотнесение его с образцами памяти.

Действия мнемические - действия запоминания, удерживания и припоминания какого-либо материала.

Действия контрольные - действия сличения с образцом.

Действия умственные - разнообразные действия человека, выполняемые во внутреннем плане сознания. Экспериментально установлено, что в умственные действия обязательно включены моторные, двигательные компоненты.

Интериоризация - процесс преобразования внешних, предметных действий во внутренние, умственные.

Экстериоризация - переход от внутреннего, умственного плана действия к внешнему, реализуемому в форме приемов и действий с предметами.

Рис. 1.4.1. Структура деятельности.

Категория деятельности как объяснительный принцип используется при изучении познавательных процессов, мотивации, воли, эмоций, личности и др. Это означает, что психика может рассматриваться как психическая деятельность со всеми ее структурными элементами, а не только как психический процесс. Так, рассматривая память как психическую деятельность, мы должны выделять: цель этой деятельности, мотивы, мнемические действия, а также действия контроля и самооценки. Это позволяет рассматривать память совершенно с другой стороны, а следовательно, выделять другие ранее неизвестные ее стороны и познавать эту психическую функцию глубже и основательнее. Объяснительный принцип лежит в основе принципов анализа психики в психологии:

1) принцип единства сознания и деятельности;

2) принцип единства строения внешней и внутренней деятельности;

3) принцип интериоризации - экстериоризации как механизм усвоения общественно-исторического опыта;

4) принцип зависимости психического отражения от места отражаемого объекта в структуре деятельности и др.

Концепция деятельности распространяется на широкий круг проблем (развития, обучения, профессиональной деятельности). Однако в научном мире она еще вызывает сомнения как определяющий принцип психологии.

Деятельность, с одной стороны, есть условие развития личности и проявления ее качеств. С другой стороны, сама деятельность, в свою очередь, зависит от уровня развития личности, выступая субъектом этой деятельности.

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

Реализация деятельности осуществляется на основе психофизиологических механизмов, изученных в русле «физиологии активности» Н.А. Бернштейна, теории «функциональных систем» П.К. Анохинаи представлений о системной организации высших корковых функций А.Р. Лурия.

КЛАССИФИКАЦИИ ВИДОВ

Существует огромное многообразие человеческой деятельности. В психологии принято выделять основные виды деятельности: игру, учение и труд.

Игра - форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры.

Игра (детская) - вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними, направленный на познание окружающей действительности. Игра служит одним из важнейших средств физического, умственного и нравственного воспитания.

Игра деловая - особый вид игры, использующийся в профессиональном обучении. Сущностью деловой игры является воссоздание с помощью имитационной и игровой моделей предметного, социального и психологического содержания совместного, профессионального труда специалиста, задается целостный контекст его профессиональной деятельности.

Учение - процесс приобретения и закрепления знаний и способов деятельности индивидом. Учение является необходимым компонентом любой деятельности и представляет собой процесс изменения ее субъекта.

Труд - целесообразная деятельность человека, направленная на изменение и преобразование действительности для удовлетворения своих потребностей, создание материальных и духовных ценностей.

По другой классификации выделяют: индивидуальную, групповую деятельности и общественно-историческую практику.

Деятельность индивидуальная - деятельность отдельного индивида.

Деятельность групповая - совместная деятельность группы людей.

Деятельность ведущая - вид деятельности, в котором формируются качественные изменения личности в данный период, например, игра в период дошкольного детства.

СВОЙСТВА И ЗАКОНОМЕРНОСТИ

Основными характеристиками деятельности являются предметность и субъективность. Предметность означает, что объекты внешнего мира не непосредственно воздействуют на субъекта, а лишь будучи преобразованы в процессе деятельности, благодаря чему достигается большая адекватность их отражения в сознании. Предметность свойственна исключительно человеческой деятельности.

Субъективность деятельности выражается: в обусловленности психического образа прошлым опытом, потребностями, установками, эмоциями, целями и мотивами, определяющими направленность и избирательность деятельности, а также в личностном смысле, придаваемом различным событиям, действиям и деяниям.

Деятельность человека носит общественный, преобразующий характер и не сводится к простому удовлетворению потребностей, а в значительной степени определяется целями и требованиями общества.

РАЗВИТИЕ В ОНТОГЕНЕЗЕ

В психологии установлено (П.Я. Гальперин и др.), что по своему происхождению внутренняя деятельность (умственная, психическая) производна от внешней (предметной) деятельности. Первоначально ребенок совершает предметные действия и лишь потом, по мере накопления опыта, он приобретает способность совершать те же действия в уме (интериоризует). Однако затем действия в уме подвергаются сами обратному преобразованию (экстериоризации).

Процесс формирования умственного действия проходит в несколько этапов: 1) этап внешнего, предметного действия, 2) внешнеречевого, 3) внутреннеречевого и 4) умственного действия.

НАРУШЕНИЯ

Нарушения деятельности связаны с нарушениями ее структурных компонентов (целеполагания, мотивации, условий, несформированности навыков и умений и пр.).

Нарушение целевой структуры деятельности может проявляться в рассогласованности реальных и идеальных целей или в их сближении. Нарушение движений может быть следствием травм головного мозга.

ОСВОЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Овладение деятельностью предполагает:

1) овладение целеполаганием, которое включает мотивацию;

2) овладение специфическими для конкретной деятельности действиями. Формирование действий и операций происходит двумя способами: с помощью подражания и путем автоматизации действий. Автоматизация может выполняться на разном уровне – на уровне умения, навыка и привычки. Навыки, умения и привычки формируются в многократных упражнениях.

В зависимости от характера деятельности, в которой навыки используются, выделяют: бытовые, производственные, спортивные, игровые, учебные, трудовые и пр. По форме психического отражения различают: сенсорные, перцептивные, мнемические, умственные и пр. навыки.

Процесс формирования навыков у разных людей может проходить с «положительным» или «отрицательным» ускорением. Если формирование навыка идет сначала медленно, а потом быстро, навык формируется с «положительным» ускорением. Если же он формируется сначала быстро, а потом замедляется, то говорят, что навык формируется с «отрицательным» ускорением.

В процессе формирования навыков старые и новые навыки могут взаимодействовать. Если навыки сходны, старый может помогать формированию нового (явление переноса). Так, навык игры на фортепиано помогает формированию навыка печатания на печатной машинке. Если же навыки различны, то старый навык мешает формированию нового (явление интерференции). Перенос электровыключателя в квартире на другую стену затрудняет некоторое время его поиск. Показателями выработки навыка являются элементы структуры навыка:

1) изменение приемов исполнения (несколько действий объединяются в одно, уменьшается время выполнения действия, исчезают лишние движения);

2) изменение способа контроля (зрительный заменяется тактильным, например при печатании вслепую);

3) изменение приемов центрального регулирования (внимание переносится на цель).

Если навык становится потребностью, то его называют привычкой.

Автоматизация (в психологии) - процесс формирования различных навыков путем упражнения.

Умение - способность осознанно выполнять определенное действие. Умения составляют основу мастерства.

Навык - автоматизированный способ выполнения действия, сформированный в процессе упражнения.

Привычка - действие или элемент поведения, выполнение которых стало потребностью.

Упражнение - способ формирования действия, опирающийся на тренировку.

Интерференция навыков - ослабление новых навыков под влиянием ранее выработанных, обусловленное их сходством.

Перенос навыка - облегчение приобретения нового сходного навыка за счет выработанного ранее навыка.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

К индивидуальным особенностям деятельности относится стиль, который зависит от множества факторов (темперамента, характера, опыта, направленности личности, ее обученности и пр.).

Для диагностики деятельности используются методики:

Методики изучения мотивации,

Наблюдение,

Анкетирование,

Экспертный метод.


Всякая деятельность включает в себя и внутренний и внешний компонент.

Сейчас происходит все более тесное переплетение и сближение внешней и внутренней деятельности: физический труд, осуществляющий практическое преобразование вещественных предметов, все более «интеллектуализируется», включает в себя выполнение сложных умственных действий; в то же время труд современного исследователя – деятельность специально познавательная, умственная – все более наполняется процессами, которые по форме своей являются внешними действиями.

В деятельностном подходе имеется «принцип единства внешней и внутренней деятельности».

Внутренняя деятельность, происходя из внешней практической деятельности, не отделяется от нее и не становится над ней, а сохраняет принципиальную, двустороннюю связь с ней. По своему происхождению внутренняя (умственная, психическая) деятельность производна от внешней (предметной). Первоначально совершаются предметные действия и лишь потом, по мере накопления опыта, человек приобретает способность совершать действия в уме, направленные вовне, на преобразование предметной действительности, подвергаются сами обратному преобразованию (экстериоризации). Процесс преобразования внешних, предметных действий во внутренние, умственные называется интериоризацией. Переход от внутреннего, умственного плана действия к внешнему, реализуемому в форме приемов и действий с предметами называется экстериоризацией. Неразрывная связь интериоризации и экстериоризации расширяет познавательные возможности человека, человек приобретает способность оперировать образами предметов, которые в данный момент отсутствуют в его поле зрения.

Характерологические черты больных ранним алкоголизмом
В клинической литературе перечисляются различные черты молодых алкоголиков. В наблюдениях Маскау (1961) в качестве характерных черт личности пациентов были отмечены: возбудимость, агрессивность, импульсивность, депрессивные реакции; сексу...

Влияние поощрения и наказания
Оперантное обусловливание – это форма научения, при которой поведение формируется под влиянием его последствий. Эта форма в некоторых существенных отношениях отличается от выработки классических условных рефлексов, но наиболее важно то, ч...

В психологии выделяют три основных типа межличностного общения: императивное, манипулятивное и диалогическое.
1. Императивноеобщение – это авторитарная (директивная) форма воздействия на партнера по общению. Его основной целью является подчинение одним из партнеров себе другого, достижение контроля над его поведением, мыслями, а также принуждение...

Наиболее полно это понятие отражено в психологической те­ории деятельности, которая связана с именами Л.С. Выготского, СЛ. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, П.Я. Гальперина и изложена в книге А.Н. Леонтьева «Деятельность. Сознание. Лич­ность».

Деятельность рассматривается в психологии в двух функциях: как предмет исследования и как объяснительный принцип.

Деятельность как предмет исследования предполагает рассмотрение ее с точки зрения понятия и структуры.

Деятельность - это внешняя и внутренняя активность челове­ка, регулируемая сознательной целью. Внешняя деятельность-это предметная, материальная деятельность, а внутренняя - это де­ятельность памяти, мышления и т.п.

Рассматривая деятельность как предмет исследования, А.Н. Ле­онтьев выделял ее структуру, которая включает:

1. Предметное содержание:

а) потребность- нужда, состояние напряженности, которая по­буждает к поисковой деятельности, в процессе которой находится (фиксируется) предмет потребности;

б) мотив - побудитель деятельности. С появлением мотива резко меняется все поведение, оно становится направленным;

в) цель - то, на что направлена деятельность. Цель всегда осозна­ется личностью до начала самой деятельности (антиципация);

г) условия - внешние (материальные, предметные) и внутренние (уровень развития познавательных процессов), от которых зависят результат и качество деятельности.

2. Операциональная часть:

а) действия - это относительно завершенные элементы деятель­ности, направленные на достижение определенной, промежуточ­ной, сознательной цели. Цель действия, как правило, осознается. Если это не так, то действие называют импульсивным. Действия мо­гут быть внешними (например, двигательные, внешняя речь) или внутренними (например, мнемические, умственные, сенсорные, перцептивные и пр.). Внешние и внутренние действия взаимосвяза­ны и могут переходить друг в друга.

Переход внешнего действия во внутреннее называется интери-оризацией. Например, действие сложения ребенок сначала про-

изводит с посмощыо внешних действий, на палочках, и только по­том они становятся внутренними умственными действиями. Пере­ход внутреннего действия вовнешнее называют экстериоризацией. Например, рассуждения ребенка о том, как он выполнил действие счета, и есть перевод его внутренних действий (мыслей) вовнешние (внешнюю речь). Важное значение для достижения результата де­ятельности имеют контрольные и самооценочные действия;

б) действия состоят из элементов, которые называют операци-иями - это способы выполнения действий. Цели операций не осоз­наются. Операции тоже могут быть внешними и внутренними (вне­шние - взять, переместить, опустить; внутренние - анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация).

Активность - свойство всего живого. Активность личности про­является в ее сознательных, избирательных действиях.

Деятельность - специфически человеческая, регулируемая созна­нием активность, порождаемая потребностями и направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека.

Цель - то, что реализует человеческую потребность и выступает в качестве образа конечного результата.

Антиципация - представление результата действия в сознании че­ловека до того, как оно будет реально осуществлено.

Действие- относительно завершенный элемент деятельности, направленный на достижение определенной промежуточной, со­знательной цели. Действие может быть как внешним, выполняемым в развернутой форме с участием двигательного аппарата и органов чувств, так и внутренним, выполняемым в уме.

Действия импульсивные - поступки, совершаемые непроизвольно и недостаточно контролируемые сознанием.

Действия перцептивные - основные структурные единицы про­цесса восприятия, включающие обнаружение объекта восприятия и соотнесение его с образцами памяти.

Действия мнемические- действия запоминания, удерживания и припоминания какого-либо материала.

Действия контрольные - действия сличения с образцом.

Действия умственные - разнообразные действия человека, выпол­няемые во внутреннем плане сознания. Экспериментально установ­лено, что в умственные действия обязательно включены моторные, двигательные компоненты.

Интериоризация - процесс преобразования внешних, предмет­ных действий во внутренние, умственные.

Экстериоризация - переход от внутреннего, умственного плана действия к внешнему, реализуемому в форме приемов и действий с предметами.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЙ ПРИНЦИП

Категория деятельности как объяснительный принцип исполь­зуется при изучении познавательных процессов, мотивации, воли, эмоций, личности и др. Это означает, что психика может рассматри­ваться как психическая деятельность со всеми ее структурными эле­ментами, а не только как психический процесс. Так, рассматривая память как психическую деятельность, мы должны выделять: цель этой деятельности, мотивы, мнемические действия, а также дейс­твия контроля и самооценки. Это позволяет рассматривать память совершенно с другой стороны, а следовательно, выделять другие ра­нее неизвестные ее стороны и познавать эту психическую функцию глубже и основательнее. Объяснительный принцип лежит в основе принципов анализа психики в психологии: 1) принцип единства со­знания и деятельности; 2) принцип единства строения внешней и внутренней деятельности; 3) принцип интериоризации - экстерио-ризации как механизм усвоения общественно-исторического опыта; 4) принцип зависимости психического отражения от места отража­емого объекта в структуре деятельности и др.

Концепция деятельности распространяется на широкий круг проблем (развития, обучения, профессиональной деятельности). Однако в научном мире она еще вызывает сомнения как определяю­щий принцип психологии.

Деятельность, с одной стороны, есть условие развития личнос­ти и проявления ее качеств. С другой стороны, сама деятельность, в свою очередь, зависит от уровня развития личности, выступая субъ­ектом этой деятельности.

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

Реализация деятельности осуществляется на основе психофизио­логических механизмов, изученных в русле «физиологии активнос­ти» Н.А, Бернштейна, теории «функциональных систем» П.К. Ано­хина и представлений о системной организации высших корковых функций А.Р. Лурия.

КЛАССИФИКАЦИИ ВИДОВ

Существует огромное многообразие человеческой деятельности. В психологии принято выделять основные виды деятельности: игру, учение и труд.

Игра - форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных дей­ствий, в предметах науки и культуры.

Игра (детская) - вид деятельности, заключающийся в воспроиз­ведении детьми действий взрослых и отношений между ними, на­правленный на познание окружающей действительности. И. слу­жит одним из важнейших средств физического, умственного и нрав­ственного воспитания.

Игра деловая - особый вид игры, использующийся в профессио­нальном обучении. Сущностью деловой игры является воссоздание с помощью имитационной и игровой моделей предметного, соци­ального и психологического содержания совместного, профессио­нального труда специалиста, задается целостный контекст его про­фессиональной деятельности.

Учение- процесс приобретения и закрепления знаний и спосо­бов деятельности индивидом. Учение является необходимым ком­понентом любой деятельности и представляет собой процесс изме­нения ее субъекта.

Труд - целесообразная деятельность человека, направленная на изменение и преобразование действительности для удовлетворе­ния своих потребностей, создание материальных и духовных цен­ностей.

По другой классификации выделяют: индивидуальную, группо­вую деятельности и общественно-историческую практику.

Деятельность индивидуальная - деятельность отдельного индивида.

Деятельность групповая - совместная деятельность группы людей

Деятельность ведущая - вид деятельности, в котором формируют­ся качественные изменения личности в данный период, например, игра в период дошкольного детства.

СВОЙСТВА И ЗАКОНОМЕРНОСТИ

Основными характеристиками деятельности являются предмет­ность и субъективность. Предметность означает, что объекты вне­шнего мира не непосредственно воздействуют на субъекта, а лишь будучи преобразованы в процессе деятельности, благодаря чему до-

стигается большая адекватность их отражения в сознании. Пред­метность свойственна исключительно человеческой деятельности. Субъективность деятельности выражается: в обусловленности пси­хического образа прошлым опытом, потребностями, установками, эмоциями, целями и мотивами, определяющими направленность и избирательность деятельности, а также в личностном смысле, при­даваемом различным событиям, действиям и деяниям.

Деятельность человека носит общественный, преобразующий характер и не сводится к простому удовлетворению потребностей, а в значительной степени определяется целями и требованиями об­щества.

РАЗВИТИЕ В ОНТОГЕНЕЗЕ

В психологии установлено (П.Я. Гальперин и др.), что по свое­му происхождению внутренняя деятельность (умственная, психи­ческая) производна от внешней (предметной) деятельности. Перво­начально ребенок совершает предметные действия и лишь потом, по мере накопления опыта, он приобретает способность совершать те же действия в уме (интериоризует). Однако затем действия в уме подвергаются сами обратному преобразованию (экстериоризации). Процесс формирования умственного действия проходит в несколь­ко этапов: 1) этап внешнего, предметного действия, 2) внешнерече-вого, 3) внутреннеречевого и 4) умственного действия.

НАРУШЕНИЯ

Нарушения деятельности связаны с нарушениями ее структур­ных компонентов (целеполагания, мотивации, условий, несформи-рованности навыков и умений и пр.).

Нарушение целевой структуры деятельности может проявляться в рассогласованности реальных и идеальных целей или в их сближе­нии.

Нарушение движений может быть следствием травм головного мозга.

ОСВОЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Овладение деятельностью предполагает:

1) овладение целеполаганием, которое включает мотивацию;

2) овладение специфическими для конкретной деятельности действиями. Формирование действий и операций происходит дву­мя способами: с помощью подражания и путем автоматизации дейс­

твий. Автоматизация может выполняться на разном уровне - на уровне умения, навыка и привычки. Навыки, умения и привычки формируются в многократных упражнениях.

В зависимости от характера деятельности, в которой навыки ис­пользуются, выделяют: бытовые, производственные, спортивные, игровые, учебные, трудовые и пр. По форме психического отраже­ния различают: сенсорные, перцептивные, мнемические, умствен­ные и пр. навыки.

Процесс формирования навыков у разных людей может прохо­дить с «положительным» или «отрицательным» ускорением. Если формирование навыка идет сначала медленно, а потом быстро, на­вык формируется с «положительным» ускорением. Если же он фор­мируется сначала быстро, а потом замедляется, то говорят, что на­вык формируется с «отрицательным» ускорением.

В процессе формирования навыков старые и новые навыки мо­гут взаимодействовать. Если навыки сходны, старый может помо­гать формированию нового (явление переноса). Так, навык игры на фортепиано помогает формированию навыка печатания на печат­ной машинке. Если же навыки различны, то старый навык мешает формированию нового (явление интерференции). Перенос элек­тровыключателя в квартире на другую стену затрудняет некоторое время его поиск. Показателями выработки навыка являются элемен­ты структуры навыка:

1) изменение приемов исполнения (несколько действий объеди­няются в одно, уменьшается время выполнения действия, исчезают лишние движения);

2) изменение способа контроля (зрительный заменяется тактиль­ным, например при печатании вслепую);

3) изменение приемов центрального регулирования (внимание переносится на цель).

Если навык становится потребностью, то его называют привыч­кой.

Автоматизация (в психологии) - процесс формирования различ­ных навыков путем упражнения.

Умение- способность осознанно выполнять определенное дейс­твие. Умения составляют основу мастерства.

Навык- автоматизированный способ выполнения действия, сформированный в процессе упражнения.

Привычка - действие или элемент поведения, выполнение кото­рых стало потребностью.

Упражнение - способ формирования действия, опирающийся на тренировку.

Кривая упражнений- графическое изображение в виде кривой количественных показателей успешности выполнения осваиваемо­го действия (затрачиваемого времени, количества ошибок) при его повторениях.

Интерференция навыков - ослабление новых навыков под влияни­ем ранее выработанных, обусловленное их сходством.

Перенос навыка - облегчение приобретения нового сходного на­выка за счет выработанного ранее навыка.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

К индивидуальным особенностям деятельности относится стиль, который зависит от множества факторов (темперамента, характе­ра, опыта, направленности личности, ее обученности и пр.).

МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ

Экспериментальные

В современной науке деятельность подвергнута многочислен­ным экспериментальным методам изучения. Изучаются конкретные виды деятельности (познавательная, учебная, творческая, техничес­кая, трудовая, игровая, спортивная и т. д.) как в целом, так и отде­льные ее элементы(целеполагание, мотивация, действия и опера­ции, условия эффективности, стили и пр.). Серьезные успехи в изу­чении некоторых видов деятельности принадлежат отечественным психологам: общая психологическая теория деятельности (А.Н. Ле­онтьев), учебная деятельность (В.В. Давыдов, Л.В. Занков и др.), трудовая (ЕА. Климов), организаторская деятельность (Л.И. Уман-ский), игровая (Д.Б. Эльконин), диагностическая (А.Ф. Ануфриев) и др.

Диагностические

Для диагностики деятельности используются методики:

Методики изучения мотивации,

Наблюдение,

Анкетирование,

Экспертный метод.

Автоматизация (в психологии) - процесс формирования различных навыков путем упражнения.

Автоматизм -непроизвольное или неосознанное действие.

Ведущая деятельность -та, в котором формируются качественные изменения личности в данный период, например игра в период дошкольного детства.

Действие - относительно завершенный элемент деятельности, направленный на достижение определенной промежуточной осознаваемой цели. Д. может быть как внешним, выполняемым в развернутой форме с участием двигательного аппарата и органов чувств, так и внутренним, выполняемым в уме.

Деятельность - специфически человеческая, регулируемая сознанием активность, порождаемая потребностями и направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека.

Игра (детская) - вид деятельности, заключающейся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними, направленный на познание окружающей действительности. И. служит одним из важнейших средств физического, умственного и нравственного воспитания.

Интериоризация - процесс преобразования внешних, предметных действий во внутренние, умственные.

Интерференция навыков - ослабление новых навыков под влиянием ранее выработанных, обусловленное их сходством.

Кривая упражнений - графическое изображение в виде кривой количественных показателей успешности выполнения осваиваемого действия (затрачиваемого времени, количества ошибок) при его повторениях.

Мотив - то, что побуждает человека к деятельности и придает его деятельности осмысленность.

Навык - способ выполнения действий, ставший в результате упражнений автоматизированным.

Общение - взаимодействие двух или более людей, включающее обмен информацией познавательного или аффективно-оценочного характера. Производство общего.

Привычка - действие или элемент поведения, выполнение которых стало потребностью.

Умение - способность осознанно выполнить определенное действие. Составляет основу мастерства. (Таблица 6.1)




Экстериоризация - переход от внутреннего, умственного плана действия к внешнему, реализуемому в форме приемов и действий с предметами.

Цель - то, что реализует человеческую потребность и выступает в качестве образа конечного результата деятельности.

Как конечный результат деятельности выступает цель , которая может представлять собой реальный предмет, создаваемый человеком, определенные знания, умения, навыки, творческий результат. Побудителем к деятельности выступает мотив. Именно мотив придает деятельности определенную специфику в отношении выбора средств и способов достижения цели. Мотивами могут быть разнообразные потребности, интересы, установки, привычки, эмоциональные состояния. Многообразие деятельности человека порождает и многобразие мотивов. В зависимости от мотивов люди по разному относятся к своей деятельности.

Деятельность имеет сложную структуру. В ней обычно выделяют несколько уровней: действия, операция, психофизиологические функции.

Действия - это процесс, направленный на реализацию цели. Они характеризуются рядом особенностей: перваяособенность состоит в том, что действия в качестве необходимого компонента включают акт сознания в виде постановки и удержания цели. Вторая особенность действия - это одновременно и акт поведения, причем внешние действия неразрывно связаны с сознанием. Третья особенность - через понятие «действие» утверждается принцип активности. Четвертая особенность - действия могут быть внешние, привлеченные и внутренние умственные.

Предметные действия - это действия, направленные на изменение состояния или свойства предметов внешнего мира. Они складываются из определенных движений.

Анализ многообразных предметных Действий показывает, что все они в большинстве случаев складываются из трех относительно простых: взять (поднять), переместить, опустить. Кроме того, в психологии принято выделять еще и другие виды Движений: речевые, соматические, выразительные, локомоторные и т. д.

Умственные действия - разнообразные действия человека, выполняемые во внутреннем плане сознания. Экспериментально установлено, что в умственное действие обязательно включены моторные двигательные компоненты.

Умственная деятельность человека часто делится на:

перцептивную, посредством которой формируется целостный образ восприятия предметов или явлений;

мнемическую, которая входит в состав деятельности запоминания, удерживания и припоминания какого-либо материала;

мыслительную, при помощи которой происходит решение мыслительных задач;

имажитивную (от image - образ), т. е. деятельность воображения в процессе творчества.

Всякая деятельность включает в себя и внутренний и внешний компоненты.

По своему происхождению внутренняя (умственная, психическая) деятельность производна от внешней (предметной). Первоначально совершаются предметные действия и лишь потом, по мере накопления опыта, человек приобретает способность совершать те же действия в уме, направленные в конечном счете вовне, на преобразование предметной действительности, подвергаются сами обратному преобразованию (экстериоризация).

Неразрывная связь внешних и внутренних действий расширяет познавательные возможности человека, человек приобретает способность оперировать образами предметов, которые в данный момент отсутствуют в его поле зрения.

Следующий уровень структуры деятельности - операции , каждое действие состоит из системы движений или операций, подчиненных определенной цели. Операции характеризуют частичную сторону выполнения действий, они мало осознаются или совсем не осознаются. Операции могут возникать в результате адаптации, непосредственного подражания или путем автоматизации действий.

Механизм планирования, контроля и регулирования действий исследовали отечественные и зарубежные физиологи и психологи - ILK. Анохин, П.А. Бернштейн, Э.А. Афатян, У. Эшби и др.

Цель всякого действия представлена в сознании в виде психологического образа - своеобразной нейропсихологической модели. Обратная связь обеспечивает корректировку действий по ходу его выполнения. Этот механизм, как указывал П.К. Анохин, назван акцептором действия.

П.А. Бернштейном был предложен совершенно новый принцип управления движениями; он назвал его принципом сенсорной, коррекции, имея в виду коррекции, вносимые в импульсы на основе сенсорной информации о ходе движения. В связи с чем выделяет различные структурные элементы деятельности - умения, навыки, привычки.

Умения - это способы успешного выполнения действия, соответствующие целям и условиям деятельности. Умения всегда опираются на знания.

Навык - это полностью автоматизированные компоненты действий, сформированные в процессе упражнений.

(Таблица 6.2)

Схема взаимодействия замкнутых контуров регулирования, участвующих в управлении движением.

(Таблица 6.3)

СТРУКТУРА ПРЕДМЕТНОГО ДЕЙСТВИЯ (Таблица 6.4)


Похожая информация.