Можно ли выучиться на руководителя или надо быть им от рождения? Этот вопрос владел умами многих исследователей на протяжении долгих лет, и его часто задают топ-менеджеры на тренингах. Наш ответ таков: это плохой вопрос, порождающий плохие ответы.

Многолетние исследования не дали удовлетворительного ответа - в особенности такого, который устроит людей, лишь стремящихся наверх.

Разумеется, преподаватели менеджмента склонны считать, что большинство лидерских навыков можно выработать в себе. При условии что вы располагаете адекватными качествами личности, в частности - интеллектом и энергичностью. Но вы ничего не узнаете о своих врожденных качествах, пока не приложите все усилия, чтобы их проявить.

Для чего менеджеры задаются этим вопросом? Обычно чтобы оценить свой собственный потенциал, иногда - чтобы оценить потенциал своих подчиненных. Но «врожденный или приобретенный?» - это плохой вопрос для таких целей, поскольку направляет внимание менеджера по ложному пути. Он углубляется в бесплодные размышления о том, какие качества характера поддаются изменениям, а какие останутся навсегда. Вопрос не берет в расчет главного - меры желаемой ответственности.

К какому уровню ответственности стремится человек? Самые важные посты ставят перед своими обладателями большие, сложные и конфликтоемкие задачи. Поле деятельности, границы и правила размываются, и именно руководитель должен их обозначить. Кроме того, чем выше по иерархической лестнице взбирается менеджер, тем больше ему приходится иметь дело с людьми большого масштаба, которые знают, чего хотят, и умеют этого добиваться. Они сложны, обладают сильной волей и жаждой власти.

Мы предлагаем менеджерам, пытающимся оценить свой потенциал, ответить на три ключевых вопроса.

Первый вопрос: как высоко вы хотите забраться?

Достигнув высоких кабинетов, вам придется постоянно принимать решения, влияющие на деньги и судьбы многих. Вам придется постоянно работать в окружении людей, желающих занять ваше место или конкурирующих с вами за место повыше.

Легко критиковать начальника и рассуждать о том, что мы на его месте справились бы не хуже. Но многие из тех, кому хочется стать руководителем, недооценивают качество и характер усилий, необходимых на руководящей должности. Поэтому предлагаем полезное упражнение: гляньте на своего непосредственного начальника и спросите себя, получится ли у вас делать его работу не хуже него. Потом посмотрите выше, на самого главного руководителя в вашем поле зрения - возможно, директора компании, - и изучите, с какими проблемами ему приходится иметь дело.

Почувствуйте разницу между тем, как вы проводите свое время, и временем, энергией и способностями, необходимыми для их работы. Что потребуется от вас, чтобы стать руководителем вашей компании? Чем из того, чего вы не умеете или не любите, вам придется заниматься? Чем из того, что вы любите, вам придется пожертвовать? Мы видели множество топ-менеджеров, которых неспособность сопоставить свои возможности и стремления привела к карьерному краху.

Второй вопрос: чем вы готовы пожертвовать?

Амбициозные менеджеры могут обманываться в своих силах и возможностях. Тот факт, что у вас есть серьезные ограничения, бывает трудно переварить. Но если вы всерьез настроены руководить, вам придется принимать непростые решения, думать, куда и сколько вкладывать усилий, чтобы развить в себе качества, помогающие переносить огромную ответственность.

Руководящая работа непременно требует деловой смекалки, технических навыков и отзывчивости, но в первую очередь - власти. Как бы это ни было огорчительно для некоторых, руководитель должен непременно завоевывать власть, правильно ею распоряжаться и удерживать ее. Немало «подающих надежды» и метящих на высокие места привыкли получать все в награду за ум и изобретательность. Отсюда рождается ощущение, что они все получат автоматически, - ощущение, несовместимое с необходимостью драться за власть. Это может резать кому-то слух, но жажда власти - необходимое условие для достижения высоких должностей.

Вам придется отказаться от некоторых удовольствий, это отразится на вашей личной жизни. Вам придется искать равновесие между работой и личной жизнью не время от времени, а один раз и надолго. Вам придется преодолеть некоторые убеждения, мешающие видеть вещи в реальном свете, и изменить свое поведение. Как руководитель, вы должны будете ставить подчиненных в новые для них обстоятельства, часто вопреки их воле. Вы не будете двигаться вперед, пока не отвяжетесь от прошлого.

Третий вопрос: как вы будете выживать в экстремальных условиях?

На протяжении многих лет вам нужна будет мотивация, чтобы действовать без благодарности и признания, имея дело с сопротивлением, критикой, неудачами, недовольством или нелюбовью подчиненных.

Оценка лидерских качеств - неоднократная процедура. Собираясь провести еще 10, 20, 30 лет на руководящей работе, вы должны выработать эффективные способы, чтобы оставаться физически активным, эмоционально гибким и сохранять интеллектуальный кругозор и свежесть взгляда.

На тяжелой руководящей работе многие становятся зажатыми и теряют качества, приведшие их наверх. Время от времени топ-менеджеры должны брать перерыв и оценивать, на что они тратят свое время и энергию - чтобы сохранить гибкость и справляться с новыми вызовами.

Преподаватели менеджмента, возможно, правы - качествам лидера можно научиться. Но не утешайтесь этой мыслью, лучше с опаской оглядите огромную работу, которая вам предстоит, работу по приспособлению к новым, экстремальным обстоятельствам.

Самый важный вопрос, стоящий перед менеджером, это не «врожденность» или «приобретенность» лидерских качеств. Важнейший вопрос - что есть у вас в активе, что вы готовы делать и чем пожертвовать.

Вопросом о причине власти индивида над себе подобными задавались и древние. Тема лидерства привлекала внимание ученых на протяжении многих веков. В тайну этого явления пытались проникнуть Конфуций, Аристотель, Платон, Макиавелли, Монтескье, М. Вебер, 3. Фрейд и многие другие.

Избирательные взаимоотношения между детьми

Индивид в толпе — это песчинка среди массы других песчинок, вздымаемых и уносимых ветром. Большинство людей непостоянны в собственных убеждениях, сомневаются в правильности своих поступков. С появлением вождя всякая неуверенность исчезает. Несокрушимая уверенность в себе вождя порождает безмерное доверие других. Они говорят себе: "Он знает, куда идет, пойдем туда, куда он знает". И как только живые существа собраны воедино в определенном числе — все равно, будь то стадо животных или человеческая толпа, — они инстинктивно ставят себя под авторитет главы. Масса — послушное стадо, которое не в силах жить без господина. Обычно вожди не принадлежат к числу мыслителей — это люди действия. Они не обладают проницательностью, так как проницательность ведет к сомнениям и бездействию.

Картина взаимоотношений между сверстниками в группах детского сада достаточно сложна и неоднозначна. К одним сверстникам, изобретательным в играх, дошкольники относятся с симпатией и стремятся к ним, других сторонятся, несмотря на наличие у них таких же качеств.

Детские лидеры иногда в большей степени, чем педагогический персонал, задают тон жизни ребят в детских садах. Авторитет лидера и сила его воздействия часто превосходят влияние взрослых.

По особенностям поведения и некоторым свойствам характера детей-дошкольников можно подразделить на следующие группы:

  1. лидеры и организаторы, имеющие твердую целеустремленность;
  2. активисты, обладающие личной инициативой при необязательной твердости их характера;
  3. исполнители;
  4. одиночки, живущие своей жизнью;
  5. бунтари, вступающие в борьбу против вожаков, против установлений, принятых в коллективе;
  6. затравленные члены коллектива (по Г. Фортунатову).

Наличие этих малых групп внутри коллектива объясняется избирательностью человеческого общения. Одни дети ищут общества наиболее подвижных, активных сверстников, других привлекают тихие, пассивные дети. Одни увереннее себя чувствуют рядом с сильными и решительными. Другие, наоборот, предпочитают дружить со слабыми, робкими, находя удовлетворение в покровительстве.

Лидер-дошкольник — это прежде всего активная, инициативная личность, которая способна изменить внешнюю ситуацию и координировать деятельность других, организовать и повести их за собой.

Изучая взаимоотношения детей, исследователь А. С. Залужный выявил типологию лидеров, которых подразделил на ситуативных (лидер-интеллектуал, лидер-организатор, эмоциональный лидер и т. д.) и постоянных. Расхожее мнение о том, что некоторые дети "от природы" не способны к лидерству, далеко от истины, лидером может быть и бывает в действительности при соответствующих условиях каждый ребенок, сейчас один, в следующий момент другой и т. д. Другими словами, в различных конкретных ситуациях групповой жизни выделяются отдельные члены группы, которые превосходят других по крайней мере в каком-то одном качестве, но поскольку именно это качество и оказывается необходимым в данной ситуации, человек, им обладающий, становится лидером.

Таким образом, появление лидера есть результат места, времени и обстоятельств, при которых человек должен проявить нужные именно для данной ситуации качества таким образом, чтобы результат соответствовал ожиданиям группы. При оценке успешности деятельности лидера важен не столько объективный ее результат, сколько признание этой успешности со стороны других детей.

Лидером рождаются — или становятся?

Можно ли развить лидерский потенциал личности? Если можно, то как это сделать? Существуют две точки зрения. Первая предполагает, что лидером нужно родиться, что обучение и воспитание не играет никакой роли. Это предположение основано на том, что у человека есть семь врожденных инстинктов: самосохранения, продолжения рода, альтруизма, исследования, доминирования, свободы и сохранения достоинства. Человек рождается с генетической программой приспособления, со своим призванием, которое и есть судьба ("рожденный ползать летать не может"). От того, какой именно инстинкт занимает у конкретного человека первое место, зависит его типология по доминирующему инстинкту.

Вторая точка зрения заключается в том, что и на врожденные потребности оказывают влияние условия жизни и характер воспитания, следовательно, лидерский потенциал можно развивать, хотя для этого необходимы определенные задатки психофизиологического характера (например, хорошее здоровье, развитое внимание и память, способность к продуктивному мышлению).

Развитие лидерского потенциала личности с раннего детства, с нашей точки зрения, обусловлено взаимодействием биологических (особенности темперамента и здоровья) и социальных факторов.

1. Физическое здоровье

Здоровье — состояние организма, при котором правильно, нормально действуют все его органы. Лидер выполняет функции инициатора, организатора, вдохновителя, следовательно, ему в первую очередь необходимо иметь сильную нервную систему, быть выносливым, энергичным, физически сильным, чтобы проявлять высокую степень общей поведенческой активности.

2. Учет в воспитательной работе индивидуальных особенностей темперамента детей

Каждый темперамент имеет свои положительные и отрицательные стороны. При любом темпераменте есть опасность развития нежелательных свойств: у флегматика — вялости, безучастности к окружающему; у холерика — несдержанности, резкости; у меланхолика — замкнутости, неуверенности, застенчивости; у сангвиника — распыленности и т. д. Благодаря пластичности нервной системы можно влиять на темперамент, но меры воздействия следует отбирать такие, которые бы развивали сильные стороны темперамента.

Успех в работе с меланхоликами и флегматиками предполагает опору на поощрение даже незначительного проявления быстроты, ускорения темпа, подвижности, расторопности, а также похвалу за проявление таких важных для успеха качеств, как уравновешенность, терпимость, способность к длительному сосредоточению, нередко и аккуратность, старательность. Развивать активность, подвижность детей надо постепенно, учитывая их реальные возможности в наращивании темпа. Этим детям легче проявить себя, самоутвердиться в художественной деятельности (музыкальной, изобразительной и др.), в спокойных играх, конструировании, лепке, на занятиях в небольших по составу группах, с доброжелательными по характеру детьми, близкими по степени общительности.

В отношении детей с холерическим темпераментом важно поддерживать и направлять их энергию на полезные дела, исключать из ситуации то, что перевозбуждает нервную систему, но вместе с тем следует развивать и укреплять процесс торможения путем организации спокойной деятельности и упражнений, добиваться сдержанного поведения, умения считаться с окружающими и не задевать их самолюбия.

У детей с сангвиническим темпераментом следует формировать устойчивые привязанности, интересы, приучать доводить начатое дело до конца, обращать особое внимание на качество деятельности, не допускать поверхностного и небрежного выполнения заданий, чаще контролировать поступки, действия ребенка, предлагать движения, требующие сосредоточения, точности, сдержанности. Вместе с тем не следует чрезмерно усердствовать в ограничении двигательной активности холериков и сангвиников.

Специалисты в области физического воспитания дошкольников рекомендуют в отношении детей с повышенной потребностью в двигательной активности не ущемлять ее, а регулировать интенсивность, характер движений (предлагать движения, требующие сосредоточения, точности, сдержанности). Полезно с этой целью обучать таких детей точным движениям — метанию в цель, прокатыванию мяча на ограниченной площади (половице, "дорожке" из шнуров, гимнастической скамейке и т. п.), ловле мяча, полезны все виды и способы лазания. Важно заполнить двигательную активность таких детей определенным содержанием. Отсутствие же его сопровождается, как правило, несдержанностью, крикливостью, агрессивностью детей. Бесцельность движений быстро утомляет не только их самих, но и окружающих.

3. Формирование внутренней автономной позиции ребенка

Установлено, что чувство автономии начинает развиваться в два-три года и усиливается к четырем-пяти годам. В этом возрасте самостоятельные действия приводят ребенка к осознанию своей отдельности от взрослого, самостоятельности и в то же время ограниченности своих возможностей. Исследовательские интересы ребенка отвлекают его от взрослого, а чувство страха и опасности возвращает к нему. Следовательно, основная функция родителей и педагогов заключается в обеспечении безопасного поля активности и удовлетворения иногда требующейся ребенку защиты и безопасности. При гиперопеке или отсутствии должной защиты самостоятельность замещается нерешительностью, неуверенностью в своей компетентности, частым обращением за помощью, что ведет к закреплению в будущем окружении подчиненного, зависимого положения.

4. Переживание ребенком успеха в деятельности

В три-четыре года дети стремятся к самостоятельному достижению результата в деятельности и, достигнув желаемого, они тут же стремятся продемонстрировать свои успехи взрослому, без одобрения которого эти успехи в значительной степени теряют свою ценность, и радостные переживания по их поводу существенно омрачаются. Отрицательное или безразличное отношение взрослого к демонстрируемому результату вызывает у детей аффективные (эмоционально сильные) переживания, побуждает с удвоенной энергией добиваться внимания и положительной оценки. Получив желанное одобрение, ребенок испытывает гордость за свои достижения, что, в свою очередь, повышает его инициативность, уверенность в способности действовать самостоятельно и уровень притязаний. Чем чаще ребенок испытывает гордость за свои достижения и чем разнообразнее области приложения его способностей, тем более интенсивно идет процесс взаимодействия ребенка с социальным и предметным миром и формирование активного — лидерского — поведения.

5. Реализация притязания на признание и стремление к превосходству

После возникновения эмоционального отношения к самому себе как "хорошему" у ребенка возникает новое социально необходимое образование — стремление быть признанным. Притязание на признание — одна из самых значимых человеческих потребностей. Она проявляется в том, что дети все чаще начинают обращаться к взрослым за оценкой результатов деятельности и личных достижений. Притязание на признание проявляет себя и в том, что ребенок начинает бдительно следить за тем, какое внимание оказывают ему, а какое — его сверстнику или братишке. Дети стремятся к тому, чтобы взрослые оставались ими довольны, и если заслуживают порицание, то всегда хотят исправить сложившиеся отношения с взрослыми. Нереализованное притязание на признание может привести к нежелательным формам поведения, когда ребенок начинает нарочито придумывать неправду или хвастать.

К пяти-шести годам сфера достижений, сливаясь со сферой отношения к себе, способствует появлению детского самолюбия — мощнейшего стимула к саморазвитию и самосовершенствованию. Дети начинают очень ревностно относиться к успехам сверстников и очень неохотно допускают их превосходство в чем-либо.

Общепризнано, что для детей наиболее характерной является игровая форма поведения. Когда один ребенок играет с другим, он всегда стремится выиграть. А. И. Розов, наблюдая за играми детей, заметил такой парадоксальный факт: львиная доля игрового времени уходит не на собственно игру (развитие мышц, реализацию потенциальных возможностей, приобщение к социальным нормам и т. д., как утверждают распространенные психологические теории игры), а на споры по поводу того, кого "по справедливости" считать победителем, "законности" забитого гола или присужденных очков. В игре, с одной стороны, ребенок хочет быть "как все", а с другой — "лучше, чем все". Стремление быть "как все" в определенной степени стимулирует и подтягивает его до общего среднего уровня. А. И. Розов отмечает, что не случайно дети уклоняются от игр, в которых не добиваются успехов, то есть не дающих основания для чувства превосходства.

Стремление к лидерству есть не что иное, как реализация своего потенциала, стремление к превосходству над людьми в своей привычной среде. Примечательно, что проблема лидерства отпадает лишь в случае одиночества (не над кем его добиваться), а так как человек с раннего детства растет и развивается во взаимодействии с людьми, то желание превосходить других преследует его на протяжении всей жизни. Это желание, несомненно, выступает стимулирующим фактором, пробуждающим энергию; оно активизирует личность и наделяет ее настойчивостью и упорством в преодолении трудностей.

Лидерство изначально предполагает конкуренцию, поэтому между детьми возможны конфликты. Здесь педагоги и родители могут выбрать одну из двух стратегий поведения: активного судьи (взрослый предвидит возможность возникновения конфликта и вовремя нейтрализует его) или невмешательства (предоставление детям возможности самим разрешать свои конфликтные ситуации, рассчитывая на то, что таким образом дети-лидеры будут приобретать опыт решения проблем, взаимодействуя с равными себе противниками).

Чтобы получение одобрения не стало для детей самоцелью, задача родителей и педагогов заключается в создании установки (для себя и для детского коллектива), что каждый из детей самый лучший в чем-либо. Тогда, чтобы стать лидером, дети будут бороться не за "место под солнцем", а будут стараться проявлять свою фантазию, свои творческие и индивидуальные способности.

6. Особенности детско-родительских отношений

Исходя из теории привязанностей, основателями которой являются Дж. Боулби и М. Эйнсворт, опыт отношений с матерью, полученный в раннем детстве, во многом определяет дальнейшую социальную жизнь ребенка. Согласно этой теории, если первичный объект привязанности (мать) обеспечивает ребенку безопасность, надежность и уверенность в своей защищенности, в будущем он без труда налаживает вторичные привязанности с другими людьми.

В раннем детстве у младенца ключевая характеристика себя определяется тем, как меня воспринимает объект моей привязанности, которым чаще всего является мать ("Я — тот, кого обнимают, на кого смотрят, кому улыбаются, на мой плач быстро реагируют" и пр.). Таким образом, для нелюбимых, обиженных детей Я выступает как не заслуживающий любви и внимания окружающих объект, а объект привязанности (мать) — как требовательный, все запрещающий и жестокий. Чем менее надежной является связь с матерью, тем больше ребенок склонен подавлять свое стремление к другим социальным контактам. Оптимальные взаимоотношения и "образ Я" складываются у детей, чьи родители заботятся о них, оказывают эмоциональную поддержку и в то же время допускают и поддерживают самостоятельную активность и автономию ребенка.

Характер эмоциональной связи складывается очень рано и обладает большой устойчивостью. С возрастом закрепившаяся в младенчестве модель взаимоотношений и, как ее следствие, отношение индивида к себе становятся все более привычными, устойчивыми и практически не поддаются сознательному контролю.

7. Оценивание деятельности ребенка взрослыми

Преобладающей для детей старших и младших групп является общая положительная (или отрицательная) оценка сверстника ("он хороший" или "он плохой"). Дети нередко указывают на наличие у товарищей успехов в различных видах деятельности ("хорошо рисует", "хорошо дежурит", "хорошо танцует", "быстро одевается, сам все застегивает и завязывает"), на особенности внешности сверстника. В некоторых группах, где воспитатель уделяет особое внимание поведению детей за обедом, дети отмечают — "он хорошо кушает".

Я. Л. Коломинский одним из первых выяснил, что дети прежде всего осознают и оценивают те качества и особенности поведения сверстников, которые чаще всего оцениваются воспитателем и от которых, следовательно, зависит их положение в группе.

В шесть-семь лет начинает формироваться самооценка. Критерии, используемые ребенком при самооценке, в значительной степени зависят от педагога и родителей, которые, к сожалению, далеко не всегда бывают объективны. Главная причина формирующейся заниженной самооценки ребенка — стремление родителей и педагогов по отдельным поступкам и проступкам ребенка делать обобщающие отрицательные выводы о его личности в целом. Причина завышенной самооценки в том, что малейший успех ребенка родители немедленно относят к выдающимся качествам его личности.

Таким образом, у ребенка с заниженной самооценкой обычно повышена самокритичность, он не верит в себя, поэтому не прилагает должного старания и усилий, чтобы добиться успеха, в том числе и признания сверстников. Ребенок с завышенной самооценкой, напротив, переоценивает свои возможности и также не очень старается. Дети с высокой самооценкой чувствуют себя увереннее, они смелее, активнее проявляют свои интересы, способности, ставят перед собой более высокие цели, чем те, кто при прочих равных условиях занижает самооценку.

Комментировать статью "Лидером рождаются или становятся? Часть 1"

Способ доминирования в отношениях со сверстниками или взрослыми. Ограничьте общение своего ребенка с этим мальчиком, это лучшее, что Вы можете. Общение нужно ему самому, но он этого еще может не знать. Общение со сверстниками это не заменит, но и лишним не будет.

Обсуждение

Конфликты в таком возрасте у детей возникают и довольно часто, так как в этом возрасте продолжают формироваться чувства и умение их понимать у себя и других людей. Поиграйте со своим ребенком дома в игры с правилами, посмотрите, что ему даётся легко, что трудно.Увидите сами.Научите ребенка выбирать себе друзей и самое главное не держать долго обиду на других детей.Учите не драться из за каждого пустяка, потому что все дети ведут себя иногда плохо, неправильно, а мальчики это делают, потому что в мужской психологии заложено испытывать себя в разных ситуациях

03.05.2018 11:26:56, [email protected]

Помню в детстве у меня был конфликт с девочкой в школе. Я отличница и прилежница и она - пацанка, уверенная что ей все должны. А я не захотела прогнуться. До разборок с драками как сейчас показывают и интернете у нас не дошло, и мама моя никогда ничего об этом не знала. Сами разобрались. Может, сейчас времена другие, конечно. И надо защищать своего ребенка в 9-11 лет?
Одно скажу девочка та родила в 16 и работает сейчас продавщицей на 12 тысяч. А у меня всё хорошо. Это я к тому, что воспитывайте сына строить СВОЮ жизнь, а не обращать внимание на подлость и гадость других, невоспитанных чад.

Как развить общительность?. Проблема. Подростки. Воспитание и взаимоотношения с детьми подросткового возраста: переходный возраст, проблемы в школе В школе с одноклассниками отношения ровные, приятельские, НО: дружбы нет ни с кем, ни с девочками, ни с мальчиками.

Обсуждение

Муж практически не разговаривает. Меня терпит, но даже с внуками - строго по делу. Человек очень добрый, всегда поможет, но слово из него надо клещами тянуть. Друзей-мужчин практически нет, а вот мои подружки его любят, и он "под рюмочку" с ними общается. И так вполне счастливо живет уже почти 80 лет и почти 53 года - со мной. На работе больших высот не добился, но удовлетворен имеющимся (грамоты, медали, победитель соцсоревнования и т. д.)

14.10.2017 20:16:05, китти70

маме давно пора.

Отношения со сверстниками. ...затрудняюсь выбрать раздел. Усыновление. Девочки, не гоните в возрастную или в психологию. Хочется, так сказать, взгляда со стороны. Моя доченька ходит в садик, со всеми очень доброжелательная, искренне любит своих подружек, всегда на...

Обсуждение

С мальчиками проще. У меня дочка, и что в саду, что в школе между девочками, вот какие- то бабские, именно бабские дрязги. А моя наивная дурочка, не может там ориентироваться.. Но у нас подружка, из сада еще, тоже такая, вот они вместе и дружат. Вам бы тоже похожую девочку найти, было легче

А напрямую с девочками мягко поговорить? Нам помогало. С родителями можно если адекватные, но обычно ветер из семьи дует...

Взаимоотношения со сверстниками. Воспитание ребенка от 10 до 13 лет: образование, школьные проблемы, отношения с одноклассниками, родителями и учителями Проблемв больше в том, что обстановка в классе совсем невыносимой стала.

Обсуждение

я была уверена, что это написана про наш класс, и про одну девочку, которая находится в таком же состоянии, мой сын с ней раньше дружил, а теперь не хочет, и говорит, что она постоянно плачет, поэтому с ней не общаются. Я эту девочку понаблюдала - она действительно впадает в жертву и начинает плакать в совершенно простых ситуациях, наверное, переходный возраст таким образом проявляется, попробуйте с ней поработать в этом направлении, дело в ней, а не в одноклассниках.

А с мальчиками дружить?Такой замечательный расклад,всего 7 девочек:)). Уж во всяком случае задание узнать вполне можно у мальчиков.Подруга в школе вещь вообще совершенно не обязательная.У моей тоже как-то с подругами не сложилось в школе.Но отношение хорошее со всеми выработала,с мальчишками общаться не проблема,уроки узнать,поболтать на переменах.При том,что у них как раз мальчиков меньше.
Вам надо как-то ее расслабить,она на проблеме зациклилась,окружающие это чувствуют,негативно реагируют,замкнутый круг получается.

Обсуждение

Нашему старшему 12 лет, в нашей семье появился год назад. отношения со сверстниками крайне поверхностны, ситуативны. "Друзья" (все встречные - поперечные, проявившие к нему хоть какой-то интерес) появляются и исчезают с молниеносной быстротой. Причем друзьями они остаются только до тех пор, пока сын этих детей видит. Стоит ему выйти из школы, уйти с площадки, из класса, да просто отвернуться - всё, больше про детей, которых он только что называл друзьями, сын не вспоминает НИКОГДА. С глаз долой - из сердца вон. Потребности в общении с ровесниками не испытывает, как говорит он сам, для чего нужны ему друзья - чтобы "побеситься" с ними. При этом, очень любит находиться в центре внимания. Дети это чувствуют, воспринимают его как "шута", посмеются над его проделками, "побесятся" с ним, а потом тихонько идут играть в свои игры разговаривать " о жизни", обсуждать прочитанные книги\просмотренные фильмы, а наш герой тут же начисто о них забывает.

У Руслана (с 9-ти лет в семье) отношения со сверстниками хорошие. Всегда были друзья и в школе и во дворе. Всегда звонят круглые сутки и в домофон и по телефону.

Руслан умеет налаживать отношения со сверстниками.

Общение со сверстниками. Отношения с другими детьми. Они еще не умеют играть со сверстниками. В 6- 7 лет большинство детей испытывают потребность в близком контакте со сверстниками. не жалею ни разу уже за полгода дома ситуация наладилась, она стала...

Обсуждение

если в садике все хорошо, значит умеет, имхо.

Психологи помогут понять, что младший сын имеет полное право отличаться от старшего;)
У всех разная потребность в общении. Если деть действительно устает - может пореже звать подруг с детками?
К тому же 3,6 - еще совсем малыш, он не может контролировать себя. справляется со стрессом доступными методами.

Про отношения со сверстниками. Друзья, одноклассники. Подростки. Про отношения со сверстниками. Спасибо всем! Решение принято. Даже в районной хуже не станет. 2. В 12 лет дано объяснить ребенку, как не провоцировать других против себя.

Обсуждение

Посмотрела фотографию вашего сына - какое приятное открытое лицо. Очень славный мальчишка, похоже.
Сил вам и терпения! А ему - найти свою среду обитания. Школа - это не на всю жизнь!

23.02.2008 00:02:44, местнаяЯ

Прочитала ветку.
1. Уходить надо по-любому, хоть в музыкальную школу, хоть на индивидуальное обучение, хоть в районную. Даже в районной хуже не станет.
2. В 12 лет дано объяснить ребенку, как не провоцировать других против себя. Да, они такие, другие, нехорошие. Но все же где-то надо отрабатывать, буквально разбирая, что надо было отвечать на какие слова. Не получается дома, иожет быть с психологом.
3. У ребенка явно есть трудности с нервами, обидчивостью. Я это очень хорошо понимаю. Но все же над обидчивостью надо работать, это всегда и во взрослой жизни очень мешает. Есть психологические приемы, психотренинги, психологи, аутоненная тренировка, медитация, книги типа Леви "Искусство быть собой", которую мне самой мама дала в мои 9 лет. Психотренинги, психологи. Но это тоже нужно как-то хотя бы обсуждать с ребенком. Чтобы тот понимал, где он не прав, где сил не хватает, сам ЗАХОТЕЛ измениться. Это не зависит от перехода в другую школу. Это всегда с человеком. И обидчивость сама по себе с возрастом не проходит.
4. Чтобы полноценно готовиться в переходу в новую школу, нужно как-то оградить ребенка от неприятностей прямо сейчас. В идеале перейти до конца года на индивидуальное обучение. Как вариант на любое другое без посещения конфликтного класса, хоть бы заниматься с репетиторами, с няней до конца года дома.

Отношения со сверстниками (длинно). Элле и всем, кто сможет помочь! Когда он пытается общаться со своими сверстниками (например, в гостях или во дворе) К размышлению. Моя подруга тоже обрадовалась когда сын ее друзей (8лет) вдруг стал играть с ее 4летней дочкой.

Обсуждение

Пишу как бывший дворовой аутсайдер:(Все проблемы были только по одной причине: по-видимому, мои сверстники чувсьвовали мою неуверенность в себе. Других объяснений вот уже сколько лет найти не могу. В моменты прилива уверенности (ну бывают такие дни, когда все ладится, когда можно сказать, что это "мой день") и во дворе все было просто супер. Совместные игры, веселье. Проходил этот хороший день - никому я не нужна там была. Правда, позиция родителей моих была несколько иная: они защищаоли кого угодно, но только не меня. Тогда время было такое (общественное выше личного), да и педагоги они у меня (нельзя выделять своего ребенка среди остальных) и т.д. Пытались поступать по справедливости, а подучилось черти-что:(((Сейчас раскаиваются, понимают, ЧТО наделали, да поздно уже. До сих пор вспоминаю дворовую жизнь с содроганием.
Так же было и в садике детском:(
А вот в школе было получше. Склоняюсь к мысли, что потому, что отдали меня в школу на год позже. Таких "старичков", как я, в классе было не так много. А в младших классах очень заметна разница в год.

И я бы посоветовала подождать еще годик со школой. Главное конечно не счет и чтение, а как раз социальные навыки. А раз и с тем и с другим есть проблемы, то лучше не торопиться. Вот я например явно поторопилась, надо было на год позже сына в школу отдавать. Тяжело ему психологически. Все можно ребенку объснить если захотеть. А вот если будет ухудшение в школе потом труднее будет отступать. А пока нужно походить на какие-то групповые занятия как здесь советовали. И было бы здорово найти и создать ему друга или подругу, с девочками иногда легче. Поищите среди соседей, может найдете кого-то? Я бы с удовольствием своего сына предложила, он примерно того-же возраста, но мы наверное далеко. И вот еще мысль возникла по прочтении вашей регистрации. Вы пишете что живете ради ребенка. Да, наверное в какой-то мере мы все можем так сказать. И у вас это тем более оправданно из-за проблем со здоровьем. Но все-таки... У Леви сказано от имени ребенка: не делайте нас смыслом своей жизни, так нам тяжело найти свой смысл жизни. А ребята во дворе наверняка чувствуют что ваш сын привык быть центром вселенной. И чувствуют, что к нему взрослые относятся немного по-другому. Сумбурно у меня получается, извините. И еще наверное Игорек немного неуверен в себе из-за болезней и вашего волнения за него. А ребята это чувствуют лучше взрослых. Только не обижайтесь и не думайте что у других такого нет. Вот у меня сын очень редко болеет тьфу-тьфу, но физически он слабоват. Я переживаю и нет-нет да ляпну ему что-нибудь на эту тему. И у нас самооценка не всегда на высоте. Очень хочется вас поддержать. Все у вас с Игорьком получится!

Инструкция

Генетическая гипотеза гомосексуализма

Для подтверждения данной гипотезы приводятся факты о наличия гена гея в хромосоме Xq28 (т.е. ген гомосексуализма расположен не в половой хромосоме). Многие ученые утверждают обратное – гомосексуалистом становятся в процессе жизни под действием социально-психологических факторов. Для подтверждения этой теории были проведены многочисленные исследования с однояйцовыми близнецами, у которых одинаковый набор генов. Исследования были проведены в США профессором С.Л.Хершергером (1997), в Австралии в Квинслендском университете группой учёных: Дж. Бейли, .П. Дунне и Н.Г. Мартином (2000) и др. Если бы гомосексуальность была строго запрограммирована, то оба придерживались бы гомосексуальной в 100% случаев. Однако после проведения исследований выяснилось, что оба близнеца придерживались гомосексуальной ориентации лишь 30-40 % случаев. Гены не программируют наше поведение. Человек сам может следовать или противостоять генетическим склонностям, развивать их (даже гомоэротическими фантазиями) или подавлять.

Физиологическая гипотеза гомосексуализма

У человека за сексуальную сферу отвечает гипоталамус. А если точнее то, по данным Аллена и Горски, именно область гипоталамуса INAH3 отвечает за сексуальную . Нейробиолог Саймон Левэй (который сам был геем) в 1991 году изучал область гипоталамуса INAH3. Измеряя эти области у умерших гетеро- и гомосексуалистов, он выяснил, что эта зона у гомосексуалистов меньше, чем у гетеросексуалов. Был сделано заключение, что у гетеросексуальных мужчин размеры INAH3 в 2-3 раза больше, чем у женщин и гомосексуальных мужчин. Строение мозга закладывается на ранних стадиях развития эмбриона. Исходя из этого, Левэй сделал вывод, что гомосексуальные наклонности строго запрограммированы, и человек не может изменить их в процессе жизни. Однако это утверждение опровергает учёный Нил Уайтхед (Новая Зеландия, 2011), который изучал однояйцовых , развивающихся в одинаковых предродовых условиях. По его данным, если один гомосексуалист, то шанс, что и второй близнец будет таким же, равен 11% для мужчин и 14% для женщин.

Психологическая гипотеза гомосексуализма

Ранее ученые предполагали, что гомосексуалисты вырастали в семьях, где не было отцов или были властные матери и пассивные отцы (И. Бибер, 1962), добрая и заботливая мама и «неудачник» отец (Вепс, 1965), в семьях, где мать не слишком проявляла любовь и заботу, а отцы были добрыми и внимательными (Гринблат, 1966). В последствие эти и другие психологические теории не были подтверждены. Ребёнок, выросший в семье, не обязательно станет гомосексуалистом. Проведённые в 2000 году в Австралии исследования на однояйцовых близнецах, выросших в одной семье, показало, что только 30-40% близнецов имели одинаковую ориентацию. Если бы гомосексуальность была следствием влияния родителей на детей, то в 100% случаев имели бы одинаковую сексуальную ориентацию. Вероятнее всего, решающим фактором стали уникальные события в жизни одного из близнецов (сексуальное насилие) и реакция ребёнка на эти негативные события.

Материальный носитель интеллекта любого человека - его головной мозг. Это такой же орган, как и все остальные. Он состоит из живых клеток, и в каждой из них есть ядро со стандартным набором хромосом, в которых закодирована информация о строении всех мозговых структур.

Проблема в том, что не существует определенного ограниченного нервного центра, который отвечал бы за интеллект. Нет, вероятно, и единственного гена, в котором была бы закодирована информация о нем. Ученые до сих пор не пришли к единому мнению, является ли интеллект чем-то целостным, или это лишь набор отдельных функций.

Интеллектуальная деятельность происходит за счет одновременной согласованной работы разных отделов головного мозга, а их строение и функции закодированы разными генами. Детально изучить каждый из них, а также все варианты их взаимодействия - крайне сложная задача, современной науке решить ее пока не удалось.

Роль наследственности становится хорошо заметна при сравнении родственников. Например, если однояйцевые близнецы (у которых совпадает 100% генов) растут вместе, то уровень их интеллекта в 86 случаев из 100 оказывается одинаковым. А если их разлучают и воспитывают в разных семьях, то этот показатель снижается до 72. Из этого следует, что наследственность более чем наполовину определяет, насколько человек умен.

У детей с родителями, у родных братьев с сестрами, которые росли и воспитывались вместе, уровень интеллекта совпадает примерно в 50 случаев из 100. А у детей с приемными родителями - лишь в 19 случаев. Получается, гены важнее воспитания и обучения?

Есть и другие интересные данные. У детей, растущих в родных семьях, как уже было сказано, в 50% случаев уровень интеллекта совпадает с родительским. Но если ребенка отдают в чужую семью, то эта цифра уменьшается до 22%. Выходит, что большинство детей, отлученных от родной матери и отца, отличаются от них по уровню интеллекта. Но они отличаются и от приемных родителей, братьев и сестер.

Так что же происходит в родной семье? Каким образом родители передают свой ум ребенку - через гены или через воспитание? Эти два фактора часто совмещаются, и понять, какой из них важнее, очень сложно.

Исследователи из Университета штата Флориды (Florida State University) пришли к выводу, что воспитание почти ни при чем. Согласно данным, полученным в ходе недавнего исследования, уровень IQ человека в возрасте 18–21 лет практически не связан с тем, как родители занимались с ним в детстве .

В то же время мать и отец помогают ребенку развивать нужные навыки, способны дать ему знания, воспитать ответственность, целеустремленность, аккуратность и другие качества, которые в будущем помогут достигать успеха и наиболее эффективно использовать генетический ресурс.

Влияние среды

Есть многочисленные исследования, которые установили связь между уровнем интеллекта человека и уровнем его жизни, образования, социумом и культурной средой, питанием, действием на организм различных веществ и факторов, состоянием здоровья.

Например, дети, бросившие школу, имеют в среднем более низкий интеллект по сравнению с теми, кто завершил среднее образование. А те, в свою очередь, уступают выпускникам ВУЗов. В Америке традиционно считалось, что у населения африканских стран более низкий уровень интеллекта по сравнению с европейцами в силу различий в генах. Но сегодня сравнялся уровень их жизни, а вместе с ним и уровень IQ - гены не могли измениться так быстро.

Память часто называют входными воротами интеллекта. Но память и интеллект - не одно и то же. В Технологическом университете Джорджии (Georgia Institute of Technology) в 2013 году было проведено исследование, показавшее, что большинство существующих сегодня тренингов для развития головного мозга помогают улучшить, главным образом, память, но не интеллект .

Вместе с тем есть явные свидетельства того, что интеллект можно тренировать, улучшать и развивать. Например, доказано, что у людей, занимающихся интеллектуальной деятельностью, реже развивается старческая деменция - патология, одним из проявлений которой является снижение интеллекта. У людей, имеющих высшее образование, у тех, кто занимается умственным трудом, средний уровень IQ и показатели по другим тестам выше, чем у низкоквалифицированных работников.

Большое значение имеют социум и культура. В разных культурных средах ценятся разные виды и проявления интеллекта. Например, в Америке среди англоязычного населения во главу угла ставится индивидуальность человека, его личный потенциал, а среди испаноязычного - родственные отношения, благополучие семьи. На постсоветском пространстве традиционно родители стремятся дать детям высшее образование, приветствуется карьерный рост, а во многих странах Азии высоко ценится деловая хватка, умение договариваться и торговать. Все это не только оказывает влияние на общий уровень интеллекта, но и способствует его развитию преимущественно в тех или иных направлениях.

Наглядный пример того, как среда влияет на интеллектуальные способности, демонстрирует исследование, проведенное в сентябре 2014 года в Университете штата Мичиган (Michigan State University). Когда студентам рассказывали о том, что у всех гениев человечества были «хорошие гены», то в дальнейшем они справлялись с решением интеллектуальных задач менее эффективно. Студенты из другой группы, которым говорили, что «все гении достигли успеха только за счет упорной работы», демонстрировали существенно лучший результат.

Головной мозг - миниэлектростанция, которой постоянно нужна энергия и питательные вещества. Соответственно, эффективность его работы зависит от питания. Более высокий интеллект имеют люди, матери которых во время беременности получали достаточное количество белка, витаминов, йода . А недостаток этих веществ может приводить к врожденному слабоумию. Согласно результатам недавних исследований, для головного мозга ребенка полезно, если беременная женщина употребляет в пищу много рыбы - в ней содержится важный компонент, входящий в состав мембран нервных клеток.

Если вы хотите, чтобы ваш мозг работал более продуктивно, то необходимо потреблять пищу, содержащую достаточное количество лецитина, B, D, йода, полиненасыщенных жирных кислот. Этот особенно важно в детстве. Но само по себе полноценное питание, конечно, интеллект не повышает.

Так что же важнее?

При всем разнообразии научных данных распространено мнение о том, что интеллект на 70% определяется наследственностью и лишь на 30% - внешними факторами, а некоторые исследователи отводят генам целых 85%. На самом деле факторов так много и взаимодействие их настолько сложно, что точные цифры посчитать практически невозможно. Все же наследственность дает человеку потенциал. Но то, как он раскроется, зависит от многочисленных внешних факторов.

В 2014 году ученые из университета Калифорнии в США открыли ген интеллекта , его назвали «клото». Ген продуцирует белок, который укрепляет нейронные связи в головном мозге. А вот исследователи из Университета Стенфорда пришли к выводу, что убежденность в ведущей роли генетики

Что появилось сначала: курица или яйцо? Быть или не быть? Природа против воспитания?

Можем ли мы, наконец, закрыть этот извечный спор и прийти к какому-то единому мнению?

Вот определение лидерства: «Влияние на других исходящее из целей лидера, его стремлений или задач».

Лидерами рождаются, а не становятся

Теория Великих людей и теории человеческих характеристик говорят нам о том, что люди получают в наследство определенные качества и черты , благодаря которым они являются теми самыми лидерами.

Если мы предположим, что лидеры не приходят в этот мир с необычайной одаренностью, тогда можно сказать, что все люди рождаются с равными способностями и равными талантами. (Томас Карлейль, 1840).

Но есть определенные врожденные характеристики, которые помогают людям становиться лидерами. Существует огромная разница между «осваиванием навыка» и его усовершенствованием (кто-то рождается с удивительными способностями к музыке, спорту и т.д.). Они будут просто превосходить в этих областях, в то время как другие, подобно рыбе без воды, будут сражаться на пределе своих возможностей, чтобы достичь определенного уровня.

Прирожденные лидеры отличаются от тех, кто стал таковым благодаря своей работе. У всех великих руководителей своя интересная история. Они были лидерами еще с самого начала своего земного путешествия.

Тогда если лидерами только рождаются, зачем нам изучать лидерство и управление?

Рождение – это природный процесс, и связь лидерства с ним является спорной.

Лидерами становятся, а не рождаются

Поведенческие теории считают, что люди могут стать лидерами с помощью процесса преподавания, обучения и наблюдения . Лидерство представляет собой набор навыков, которые можно освоить с помощью обучения, восприятия, практики и опыта. Обучение лидерству продолжается всю жизнь. Настоящие лидеры ищут возможности для развития, чтобы приобрести новые навыки.

Нужно отметить, что военные используют эту доктрину в рамках программы обучения руководителей.

Может ли сама эта программа по управлению и руководство сделать кого-то настоящим предводителем? Можно ли обучить Харизме, Влиянию, Честности и умению Вдохновлять? Может ли полученный сертификат о завершении курса «сделать» кого-то лидером?

Итак, основы управления может изучить каждый. Но большинству тому, что является неотъемлемой частью лидерства, обучить практически невозможно. Конечно, кто-то преуспевает, ну а другие демонстрируют посредственные результаты.

Вердикт

Лидерство – это скорее искусство, чем наука. Это набор врожденных качеств, которые совершенствуются в течение длительного времени с помощью обучения, подготовки и опыта.

Есть еще и такой момент как оказаться в правильном месте в правильное время. Вы можете быть лидером по своей природе, но важно также оказаться и в той среде, где вы можете проявить свой талант.

Дискуссия о лидерстве также должна четко идентифицировать местонахождение и окружающую среду . Говорим ли мы об этих руководителях (прирожденных или ставших) в рамках малой организации, промышленности, общества, страны или всего мира?

Если страх ведения перекрывает готовность взять на себя ответственность, то человек является ведомым. Не каждый может быть руководителем, как и не каждый из нас может стать хорошим актером. Некоторым людям это просто не дано, в то время как в других есть эти способности, поэтому они могут научиться руководить. Все книги, уроки и профессиональная подготовка не может превратить последователя в лидера.

Чтобы стать лидером в структурированной среде, необходимо формальное обучение. Большинство людей могут научиться управлять другими, открыть свой бизнес, вести проектную команду, так как хорошее управление основано на правилах, а правила можно выучить и освоить.

Лидерство – это часто Выбор. Лидер - это тот, кто принимает вызов. Если он поднимается из толпы, то он был ним с самого начала. Но даже с лучшим обучением, воспитанием и возможностями, вы никогда не станете ведущим, если будете сидеть, сложа руки.

Стиль руководства зависит от готовности, последователей и ситуаций.

Глобальные исследования лидеров 60 стран выделяет их следующие атрибуты: «Честность; харизма; богатая фантазия; умение вдохновлять, воодушевлять, предвидеть; положительность, уверенность, динамичность, умение создавать эффективные команды, общительность, координация, умение принимать решения и решать проблемы». Эти атрибуты представляют собой сочетание личности, характера, навыков, коммуникативной способности и эмоционального интеллекта. Поэтому лидерами могут рождаться, но их способности развиваются и усовершенствуются всю жизнь через опыт.

Лучшим заключением этого исследования является то, что одна треть лидерства дается с рождением, а две трети – с развитием.

Все зависит от того, как вы определяете лидерство. Так каждый может вести и быть лидером.

Говоря о великих лидерах , мы вспоминаем такие имена, как Нельсон Мандела, Махатма Ганди, Мартин Лютер Кинг-младший, Аун Сан Су Чжи и т.д. Они не искали ни богатства, ни славы; они бескорыстно служили своему народу, любили справедливость, людей и трудились на благо других.

При изучении лидерства можно задействовать огромное количеств теорий. Очевидно и то, что вы не можете поддержать одну сторону и отрицать другую. Хотя уже написано много книг, проведено огромное количество исследований, эти дебаты могут продолжаться вечно, и мы так и не придем к единому логическому заключению.

Когда я была маленькой, жители нашего городка говорили моей маме: «Этот ребенок отличается от других». Я всегда была серьезной и выступала предводителем. Не подумайте, что я родилась с золотой ложкой во рту (или вообще какой либо ложкой). Времена были очень тяжелые. На самом деле я единственная из своих родственников, кто получил высшее образование. Моя мама сейчас изучает грамоту, и я очень горжусь ней.

Я очень четко помню два момента с раннего детства. Первый – это разговор с мамой, когда мне было 5 лет о том, что я хочу пойти в школу. Но в то время это ей было не по карману. А второй произошел, когда мне было где-то 7 или 8 лет. Я тогда играла с соседом в шарики и услышала, как его мама ему прошептала: «Почему ты играешь с Бриджит. Она же такая серьезная». А я была настойчива и конкурентоспособна.

В то время как большинство людей в моей общине принимали на себя роль жертв обстоятельств и плыли по течению, я всегда интуитивно гребла против него . Было ли мне тяжело? Да. Одиноко? Да. Впадал ли я в депрессию? Да. Тем не менее, я должны была продолжать. Слава Богу!

Я считаю, что внутри должна быть искра или огонь. И все же, лидерами рождаются или становятся? Я позволю себе ответить так: «Лидерами рождаются и становятся».

Принцип Парето 80:20 (80% становятся и 20% рождены) вносит коррективы в прошлые исследования, которые предполагают, что лидерство на 30% является генетическим и на 70% результатом накопленного опыта. И то, как этот процент распределяется между «рожденными» и «ставшими», я думаю, является предметом индивидуальных обстоятельств.

А какой опыт у Вас?

Brigette Hyacinth, linkedin.com
Перевод: Татьяна Горбань