Тест по повести А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка»
А. В какой цикл вошло произведение «Барышня-крестьянка»?
А. «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» Б. «Повести Пушкина»
В. «Проза Пушкина» Г. ни в какой цикл не вошло
Б. Укажите, кто «в молодости своей служил он в гвардии, вышел в отставку в начале 1797 года, уехал в свою деревню и с тех пор он оттуда не выезжал».
А. Иван Петрович Берестов В. Владимир Берестов Г. Трофим
В. Укажите, кто «был настоящий русский барин. Промотав в Москве большую часть имения своего и на ту пору овдовев, уехал он в последнюю свою деревню, где продолжал проказничать, но уже в новом роде».
А. Иван Петрович Берестов
Б. Григорий Иванович Муромский
В. Алексей Берестов
Г. Трофим
Г. Как звали дочь Григория Ивановича Муромского?
А. Лиза
Б. Акулина
В. Настя
Г. Маша
5. Как называл свою дочь Григорий Иванович Муромский?
А. Елизавета
Б. Лизонька
В. Бетси
Г. Лиза
6. Сколько лет было дочери Муромского? А. 16
Б. 17
В. 18
Г. 19
7. О ком идёт речь?
«Сорокалетняя чопорная девица, которая белилась и сурьмила себе брови, два раза в год перечитывала «Памелу», получала за то две тысячи рублей и умирала со скуки в этой варварской России».
А. Лиза
Б. Настя
В. мисс Жаксон
Г. Акулина
8. Как называлось имение Муромских?
А. Прилучино
Б. Тугилово
В. Отрадное
Г. Лысые Горы
9. Как называлось имение Берестовых?
А. Прилучино
Б. Тугилово
В. Отрадное
Г. Лысые Горы
10. Укажите правильное толкование слова «горелки» в следующем предложении:
«Вот вышли мы из-за стола и пошли в сад играть в горелки, а молодой барин тут и явился».
А. приборы для сжигания газообразных и жидких горючих материалов
Б. подвижная игра, в которой стоящий впереди ловит по сигналу других участников, убегающих от него поочерёдно парами
В. прятки
Г. прыжки через горящий костёр
1А. Укажите, о ком идёт речь в предложении: «Стройный, высокий, румянец во всю щеку...»
А. Иван Петрович Берестов
Б. Григорий Иванович Муромский
В. Алексей Берестов
Г. кузнец Василий
1Б. Что было изображено на кольце, которое носил Алексей Берестов?
А. красная роза
Б. жёлтый тюльпан
В. мёртвая голова
Г. щит и меч
1В. Кто сшил Лизе лапти? А. Трофим
Б. Алексей Берестов
В. кузнец Василий
Г. Настя
1Г. Какого цвета был сарафан у Лизы? А. синий
Б. коричневый
В. красный
Г. жёлтый
15. Где первый раз встретились Лиза и Алексей?
А. в доме Берестова
Б. в доме Муромского
В. в поле
Г. в роще
16. Кем представился Берестов Лизе во время первой встречи?
А. камердинером
Б. кучером
В. барином
Г. пастухом
17. Как звали собаку Берестова? А. Сбогар
Б. Барон
В. Рэкс
Г. Чопер
18. Укажите, о ком идёт речь:
«набелена была по уши, ... фальшивые локоны, гораздо светлее собственных её волос, взбиты были, как парик Людовика XIV, ... талия была перетянута, как буква икс, и все бриллианты её матери, ещё не заложенные в ломбарде, сияли на её пальцах, шее и ушах».
А. мисс Жаксон
Б. Лиза
В. Настя
Г. Акулина
19. Где была «учреждена почтовая контора» для переписки Берестова с Лизой?
А. в дупле старого дуба
Б. в старой кузнице
В. под большим камнем у дороги
Г. под упавшим деревом в роще
20. Как Алексей Берестов поступил после приказа отца жениться на Лизавете Григорьевне?
А. Дал согласие на брак с нелюбимой.
Б. Написал письмо Акулине и предложил ей свою руку.
В. Попросил дочь Муромского отказаться от брака с ним.
Г. Уехал в город, чтобы не жениться на Лизавете Григорьевне.

1 Тест по повести А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка»

1. В какой цикл вошло произведение «Барышня-крестьянка»?

1) «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» 2) «Повести Пушкина»

3) «Проза Пушкина» 4) ни в какой цикл не вошло

2. Укажите, кто «в молодости своей служил он в гвардии, вышел в отставку в начале 1797 года, уехал в свою деревню и с тех пор он оттуда не выезжал».

3. Укажите, кто «был настоящий русский барин. Промотав в Москве большую часть имения своего и на ту пору овдовев, уехал он в последнюю свою деревню, где продолжал проказничать, но уже в новом роде».

1) Иван Петрович Берестов 2) Григорий Иванович Муромский 3) Алексей Берестов 4) Трофим

4. Как звали дочь Григория Ивановича Муромского?

1) Лиза 2) Акулина 3) Настя 4) Маша

5. Как называл свою дочь Григорий Иванович Муромский?

1) Елизавета 2) Лизонька 3) Бетси 4) Лиза

6. Сколько лет было дочери Муромского? 1) 16 2) 17 3) 18 4) 19

7. О ком идёт речь?

«Сорокалетняя чопорная девица, которая белилась и сурьмила себе брови, два раза в год перечитывала «Памелу», получала за то две тысячи рублей и умирала со скуки в этой варварской России».

1) Лиза 2) Настя 3) мисс Жаксон 4) Акулина

8. Как называлось имение Муромских?

9. Как называлось имение Берестовых?

1) Прилучино 2) Тугилово 3) Отрадное 4) Лысые Горы

10. Укажите правильное толкование слова «горелки» в следующем предложении:

«Вот вышли мы из-за стола и пошли в сад играть в горелки, а молодой барин тут и явился».

1) приборы для сжигания газообразных и жидких горючих материалов

2) подвижная игра, в которой стоящий впереди ловит по сигналу других участников, убегающих от него поочерёдно парами

3) прятки 4) прыжки через горящий костёр

11. Укажите, о ком идёт речь в предложении: «Стройный, высокий, румянец во всю щеку...»

1) Иван Петрович Берестов 2) Григорий Иванович Муромский

3) Алексей Берестов 4) кузнец Василий

12. Что было изображено на кольце, которое носил Алексей Берестов?

1) красная роза 2) жёлтый тюльпан 3) мёртвая голова 4) щит и меч

13. Кто сшил Лизе лапти? 1) Трофим 2) Алексей Берестов 3) кузнец Василий 4) Настя

14. Какого цвета был сарафан у Лизы? 1) синий 2) коричневый 3) красный 4) жёлтый

15. Где первый раз встретились Лиза и Алексей?

1) в доме Берестова 2) в доме Муромского 3) в поле 4) в роще

16. Кем представился Берестов Лизе во время первой встречи?

1) камердинером 2) кучером 3) барином 4) пастухом

17. Как звали собаку Берестова? 1) Сбогар2) Барон3) Рэкс4) Чопер

18. Укажите, о ком идёт речь :

«набелена была по уши, ... фальшивые локоны, гораздо светлее собственных её волос, взбиты были, как парик Людовика XIV, ... талия была перетянута, как буква икс, и все бриллианты её матери, ещё не заложенные в ломбарде, сияли на её пальцах, шее и ушах».

4) Акулина

19. Где была «учреждена почтовая контора» для переписки Берестова с Лизой?

1) в дупле старого дуба 2) в старой кузнице 3) под большим камнем у дороги

4) под упавшим деревом в роще

20. Как Алексей Берестов поступил после приказа отца жениться на Лизавете Григорьевне?

1) Дал согласие на брак с нелюбимой. 2) Написал письмо Акулине и предложил ей свою руку.

3) Попросил дочь Муромского отказаться от брака с ним.

4) Уехал в город, чтобы не жениться на Лизавете Григорьевне.

2 Тест по повести А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка»

I. Развел он английский сад, на который тратил почти все остальные доходы. Конюхи его были одеты английскими жокеями. Поля свои обрабатывал он по английской методе .

II . Берестов и Муромский были :

1.однополчанами 2. Соседями 3. служили на одной фабрике

III . Помещики :

1.были очень дружны 2.только познакомились. 3.были в ссоре

4. Лизу звали Бетси :

1.это ее второе имя 2.это ее шутливое прозвище 3.так звал ее отец на английский манер

5. Алексей :

1. дружил с барышней Лизой давно 2. заинтересовался ею и захотел познакомиться

3. чувствовал к ней неприязнь

6. Акулина – это: 1.Лиза 2.нянька Лизы 3.служанка Лизы

7. Муромский и Берестов :

1.уехали в столицу 2.так и остались врагами 3.помирились в конце концов

8. Акулина :

1.сама открылась Алексею 2.отец рассказал соседям о шалостях дочери

3.предстала перед ним неожиданно в облике Лизы

9.Повесть закончилась : 1.свадьбой 2.разводом 3.дружбой

10. В названии повести :

1)олицетворение 2)слова-антонимы 3)слова-синонимы

11. Действие повести происходит: 1)в XVIII веке 2)в XIX веке 3)в наши дни

12.Ненависть к нововведениям была отличительная черта его характера.

1.Алексей 2.Барин Берестов. 3. Барин Муромский

13. Упав довольно тяжело на мерзлую землю, лежал он, проклиная свою куцую кобылу, которая, как будто опомнясь, тотчас остановилась, как только почувствовала себя без седока.

1.Алексей 2.Барин Берестов. 3. Барин Муромский

14. «Набеленая, затянутая, с потупленными глазами и с маленьким книксом…»

1) мисс Жаксон 2) Лиза 3) Настя

15. фальшивые локоны, гораздо светлее собственных ее волос, взбиты были; рукава а l"imbйcile торчали как фижмы у Madame de Pompadour; талия была перетянута, как буква икс, и бриллиянты …сияли на ее пальцах, шее и ушах.

1) мисс Жаксон 2) Лиза 3) Настя

16. На третьем уроке Акулина разбирала уже по складам "……."- назовите произведение

1)"Наталью боярскую дочь" 2) «Бедную Лизу» 3) «Станционного смотрителя»

17. Укажите Эпиграф к повести 1) Во всех ты, Душенька, нарядах хороша 2)Береги платье снову 3) Ах ты, девка, девка красная! Не ходи, девка, молода замуж;

18. Он был женат на бедной дворянке, которая умерла в родах, в то время, как он находился в отъезжем поле. Хозяйственные упражнения скоро его утешили. Он выстроил дом по собственному плану, завел у себя суконную фабрику, устроил доходы и стал почитать себя умнейшим человеком во всем околодке.

1) Иван Петрович Берестов 2) Григорий Иванович Муромский 3) Владимир Берестов 4) Трофим

19. Сколько лет было Алексею? 1) 25 2) 27 3) 28 4) 29

20.Подберите определения, характеризующие Лизу-Акулину

1) Доверчивая, Юная жеманница 2) Чопорная англичанка, Высокомерная

3) Молодая проказница, Смуглая красавица

«Барышня-крестьянка» — повесть из цикла «Повести и.п.Белкина». в ней автор сумел выразить свою мечту о высокой морали, о любви, не знающей социальных преград.

Попробуем проанализировать повесть, ответив на ряд вопросов:

1. Когда и где была написана повесть «Барышня-крестьянка» ?
«Барышня-крестьянка» была написана осенью 1830 года в Болдине. Точнее, 20 сентября 1830 года. Именно эту дату поставил Пушкин в конце произведения.

2. Объясните название повести.
Лиза была барышней, дочкой помещика, а переодевшись, притворилась крестьянкой.

3. Почему Лиза так поступила?
Она хотела познакомиться с Алексеем Берестовым: их отцы были в ссоре.

4. Чем была вызвана ссора помещиков?
Причина ссоры отцов не очень понятна детям. Они говорят, что Берестов был бережливый, а Муромцев — расточительный. Один втрое увеличил свои доходы, а Муромцев входил в долги. Учащиеся должны почувствовать пушкинскую иронию в изображении обоих помещиков. Ее объясняет учитель. Самомнение Берестова выражалось в том, что он сам «почитал себя умнейшим человеком во всем околотке, что никак не является признаком действительно умного человека». Соседи лишь «не прекословили ему в этом. Весьма нешироки были его культурные интересы: он ничего не читал, кроме «Сенатских ведомостей». Попутно обращаем внимание на черты старинного дворянского быта, знакомые им по «Дубровскому». Как и к Троекурову в Покровское, соседи Берестова « … приезжали к нему гостить со своими семействами и собаками». Можно остановиться и на англомании Муромского, которая говорит о знакомом уже учащимся по «Дубровскому» преклонении русских помещиков перед иностранцами.

5. Чем занималась мисс Жаксон в приютившей ее стране?
Она почти ничего не делала. Два раза в год перечитывала английский роман, получала за это две тысячи рублей, немалые по тому времени деньги, и «умирала» от скуки В этой «варварской России».

6. Каким Пушкин изображает Алексея Берестова? Автор с симпатией рассказывает о нем, но вместе с тем и с насмешкой. Алексей «был молодец», хорошо скакал на коне, хотел идти на военную службу. Он был молодым и веселым человеком, а говорил об «утраченных радостях и об увядшей юности» и носил черное кольцо с изображением мертвой головы.

7. А как относится Алексей к Акулине?
Алексей искренне полюбил Акулину, учит ее грамоте. Он вопреки желанию отца, который угрожал лишить его наследства, решил жениться на Акулине и жить своим трудом.

8. Вспомните, как закончилась ссора между двумя помещиками и какие общие замыслы
сделали их друзьями. Вспоминаем о том, как помирились помещики и как они решили поженить своих детей. И именно эта общая затея сделала их друзьями.

9. Чем привлекает нас Лиза?
Лиза «смелая», «простая в обращении с Настей», «шаловливая». Она находчивая: нашлась, как поступить, когда Алексей должен был приехать к ним.

10. В чем своеобразие композиции повести «Барышня — крестьянка»? После того как Лиза в облике Акулины встречается с Алексеем, мы все время следим за поведением Алексея. Мы знаем, кто Лиза, а он не знает. Когда отцы помирились, Лиза попадает в затруднительное положение. Мы не знаем, как она из него выйдет, и с интересом ожидаем ее появление среди гостей. В последней сцене Алексей узнал то, что давно было известно читателю: Акулина это и есть Лиза. На этой сцене можно показать детям прием «непрямой
внутренней речи». О радости Алексея, узнавшего в Лизе Акулину, говорит автор, но говорит
так, как сказал бы об этом Алексей.

В «Барышне-крестьянке» нет и следов романтической поэтики, в ней нет ничего таинственного, неожиданного, в ней все просто: и любовь, и герои, и атмосфера деревенской жизни. Здесь звучит шутка, озорство, лукавство. Пушкин шутит непосредственно, шутит без оглядки. «Барышня-крестьянка» — это легкий рассказ, построенный на реально-бытовой основе с незамысловатым сюжетом и со счастливым концом. Некоторые критики, современники Пушкина, считали повесть недостойной пушкинского таланта, осуждали ее -несерьезность». «Но они не заметили в ироническом пафосе рассказа положительного, художественно-созидающего начала».

Контрольная работа №3 по литературе «Пушкин А. С. «Барышня-крестьянка»» для 6 класса

Начало формы

1. В какой цикл вошло произведение «Барышня-крестьянка»?

1) «Повести покойного Ивана Петровича Белкина»
2) «Повести Пушкина»
3) «Проза Пушкина»
4) ни в какой цикл не вошло

2. Укажите, кто «в молодости своей служил он в гвардии, вышел в отставку в начале 1797 года, уехал в свою деревню и с тех пор он оттуда не выезжал».

1) Иван Петрович Берестов

3) Владимир Берестов
4) Трофим

3. Укажите, кто «был настоящий русский барин. Промотав в Москве большую часть имения своего и на ту пору овдовев, уехал он в последнюю свою деревню, где продолжал проказничать, но уже в новом роде».

1) Иван Петрович Берестов
2) Григорий Иванович Муромский
3) Алексей Берестов
4) Трофим

4. Как звали дочь Григория Ивановича Муромского?

1) Лиза
2) Акулина
3) Настя
4) Маша

5. Как называл свою дочь Григорий Иванович Муромский?

1) Елизавета
2) Лизонька
3) Бетси
4) Лиза

6. Сколько лет было дочери Муромского?

1) 16
2) 17
3) 18
4) 19

7. О ком идёт речь?

«Сорокалетняя чопорная девица, которая белилась и сурьмила себе брови, два раза в год перечитывала «Памелу», получала за то две тысячи рублей и умирала со скуки в этой варварской России».

1) Лиза
2) Настя
3) мисс Жаксон
4) Акулина

8. Как называлось имение Муромских?

1) Прилучино
2) Тугилово
3) Отрадное
4) Лысые Горы

9. Как называлось имение Берестовых?

1) Прилучино
2) Тугилово
3) Отрадное
4) Лысые Горы

10. Укажите правильное толкование слова «горелки» в следующем предложении:

«Вот вышли мы из-за стола и пошли в сад играть в горелки, а молодой барин тут и явился».

1) приборы для сжигания газообразных и жидких горючих материалов
2) подвижная игра, в которой стоящий впереди ловит по сигналу других участников, убегающих от него поочерёдно парами
3) прятки
4) прыжки через горящий костёр

11. Укажите, о ком идёт речь в предложении:

«Стройный, высокий, румянец во всю щеку...»

1) Иван Петрович Берестов
2) Григорий Иванович Муромский
3) Алексей Берестов
4) кузнец Василий

12. Что было изображено на кольце, которое носил Алексей Берестов?

1) красная роза
2) жёлтый тюльпан
3) мёртвая голова
4) щит и меч

13. Кто сшил Лизе лапти?

1) Трофим
2) Алексей Берестов
3) кузнец Василий
4) Настя

14. Какого цвета был сарафан у Лизы?

1) синий
2) коричневый
3) красный
4) жёлтый

15. Где первый раз встретились Лиза и Алексей?

1) в доме Берестова
2) в доме Муромского
3) в поле
4) в роще

16. Кем представился Берестов Лизе во время первой встречи?

1) камердинером
2) кучером
3) барином
4) пастухом

17. Как звали собаку Берестова?

1) Сбогар
2) Барон
3) Рэкс
4) Чопер

18. Укажите, о ком идёт речь:

«набелена была по уши, ... фальшивые локоны, гораздо светлее собственных её волос, взбиты были, как парик Людовика XIV, ... талия была перетянута, как буква икс, и все бриллианты её матери, ещё не заложенные в ломбарде, сияли на её пальцах, шее и ушах».

1) мисс Жаксон
2) Лиза
3) Настя
4) Акулина

19. Где была «учреждена почтовая контора» для переписки Берестова с Лизой?

1) в дупле старого дуба
2) в старой кузнице
3) под большим камнем у дороги
4) под упавшим деревом в роще

20. Как Алексей Берестов поступил после приказа отца жениться на Лизавете Григорьевне?

1) Дал согласие на брак с нелюбимой.
2) Написал письмо Акулине и предложил ей свою руку.
3) Попросил дочь Муромского отказаться от брака с ним.
4) Уехал в город, чтобы не жениться на Лизавете Григорьевне.

ОТВЕТЫ

1-1

2-1

3-2

4-1

5-3

6-2

7-3

8-1

9-2

10-2

11-3

12-3

13-1

14-1

15-4

16-1

17-1

18-2

19-1

20-2 Конец формы

Повесть начинается с описания ведения хозяй­ства двумя соседями, Иваном Петровичем Берес­товым и Григорием Ивановичем Муромским.

Представляя этих персонажей читателю, ав­тор обращается к приему антитезы, или проти­вопоставления. Берестов владеет поместьем Тугилово, а имение Муромского носит название Прилучино. Берестов ведет свое хозяйство разум­но и расчетливо, поэтому получает неплохие до­ходы. Он неприязненно относится к любым но­вовведениям, поэтому постоянно высмеивает своего соседа, который промотал большую часть своего имения, но по-прежнему продолжает су­масбродствовать. Муромский старается во всем подражать англичанам: в его поместье имеется

английский сад, поглощающий львиную долю его доходов, конюхи одеты точно так же, как ан­глийские жокеи, а для своей дочери он выписал английскую гувернантку. В земледелии он ста­рается придерживаться методов, разработанных англичанами, однако это не приносит ощутимой прибыли, напротив, ему приходится заложить имение.

Так как Берестов постоянно насмехается над методами хозяйствования соседа, понятно, что тот не остается в долгу, и отношения между ни­ми неприязненные, поэтому соседи не ездят друг к другу.

Далее мы узнаем, что у Берестова есть сын Алексей, а у Муромского - дочь Лиза. Сын Бе­рестова окончил университет и намерен стать во­енным, но встречает противодействие этим пла­нам в лице отца, который хочет, чтобы его сын стал чиновником.

В описании характеров главных героев повес­ти, Алексея и Лизы, автор показывает нам не только реальные черты персонажей, но их мас­ки, то есть те образы, которые они используют, желая произвести определенное впечатление. Алексей старается представить себя разочаро­ванным и печальным, что производит сильное впечатление на воображение уездных бары­шень. Атрибутами этой игры в разочарован­ность являются черное кольцо с мертвой головой и будто бы существующая таинственная перепи­ска. Однако мрачный романтический образ ге­роя разрушает сам автор, рассказывающий обо всем этом с оттенком иронии, а дальше и вовсе срывающий эту маску.

Лиза, дочь Муромского, как и все барышни в округе, хочет познакомиться с интересным мо­лодым человеком, сыном соседа. Однако их отцы не общаются между собой. Что же делать? Но на выручку барышне приходит ее служанка Настя, которой Лиза доверяет все свои секреты.

Настя, побывав в гостях в селе Берестова, рас­сказывает своей госпоже, что молодой барин во­все не печальный и задумчивый, как та себе пред­ставляла, а веселый и жизнерадостный молодой человек. Тут же Лиза и Настя придумывают, как барышне познакомиться с ним: Лиза переоденет­ся крестьянкой и отправится в имение соседа.

Встреча героев происходит будто бы случай­но, но на самом деле никакой случайности, ко­нечно, нет - ведь знакомство Алексея с мнимой крестьянкой является результатом придуман­ной ею и Настей хитрости.

Лиза, задумавшись, идет по лесной тропинке, когда к ней неожиданно подбегает собака и лает на девушку. Лиза испугана, но тут появляется хозяин собаки, Алексей Берестов. Маскарад Ли­зы удался на славу: молодой человек не сомнева­ется в том, что перед ним крестьянка из соседне­го села, Акулина, дочь кузнеца Василия, так представляется девушка. Алексей привык вести себя достаточно вольно с хорошенькими посе­лянками, однако его новая знакомая своим пове­дением внушает ему невольное уважение, так что он оставляет попытки обнять понравившую­ся девушку. Он хочет непременно увидеть ее сно­ва, обещая прийти к кузнецу Василию, и Лиза, боясь, что ее проделка будет раскрыта, обещает на следующий день прийти на это же место.

Лиза возвращается домой. Отец и гувернантка ни о чем не подозревают, но девушке начинает ка­заться, что ее шалость слишком рискованна. Она уже решает не идти на свидание, но боязнь разо­блачения заставляет ее сдержать данное обеща­ние.

Встретившись с Алексеем, Лиза говорит, что больше им не следует встречаться, так как это легкомысленно и не доведет до добра. Алексея по­ражает глубина мыслей и чувств крестьянки, и он уже очарован. Он просит ее хоть иногда встре­чаться с ним и соглашается не искать свиданий с ней, кроме тех, которые она сама ему назначит. Некоторое время они встречаются, и постепенно молодые люди влюбляются друг в друга.

Далее мы видим, как случай совершенно ме­няет судьбы героев. Отцы Алексея и Лизы слу­чайно сталкиваются однажды утром. Муром­ский, отец Лизы, погнавшись за зайцем, падает с лошади, и Берестов, отец Алексея, приглашает соседа в свое поместье. В ответ Муромский при­глашает соседа на следующий день приехать в его имение вместе с сыном.

Когда он возвращается домой и рассказывает об этом дочери, Лиза, испугавшись, что Алексей ее узнает, заявляет, что не выйдет к гостям. От­ец подсмеивается над ней, что дочь питает к со­седям наследственную ненависть, как героиня романов, но Лиза продолжает стоять на своем. Отец, зная, что ее не переубедишь, прекращает бесполезный спор.

Лиза советуется с верной Настей, как ей те­перь следует поступить. Вместе они разрабаты­вают план, который впоследствии и приводят в действие.

Утром отец спрашивает у дочери, по-прежнему ли она намерена прятаться от гостей или нет. Лиза отвечает, что примет их, но отец не должен удивляться или возмущаться ее поступкам. От­ец, подозревая очередную проделку своей люби­мицы, соглашается.

Приезжают Берестовы. Муромский демон­стрирует гостям свой парк и зверинец. На рас­четливого помещика все эти прихоти не произ­водят благоприятного впечатления, однако он из вежливости молчит, а его сыну все это совершен­но безразлично - он ждет появления дочери хо­зяина. Хотя Алексей и увлечен таинственной крестьянкой, все же ему интересно взглянуть на красивую барышню.

Затем хозяин и гости входят в дом. Берестов и Муромский беседуют о прошедшей молодости, а Алексей размышляет, как ему вести себя в при­сутствии Лизы. Герой Пушкина вновь надевает маску: он напускает на себя холодный и рассеян­ный вид, но автор тут же снижает романтические затеи своего персонажа. Вместо ожидаемой Лизы в комнату входит ее гувернантка. Затем появля­ется и Лиза. Отец изумлен, увидев дочь в новом облике. Маска Лизы - это маска жеманной светской барышни. Она набелились и сделала прическу из фальшивых локонов, надела брил­лианты и парадное платье. Конечно, Алексей не узнает в этой кукле свою любимую. Англичанка злится, поняв, что белила ее воспитанница взяла без спроса.

Во время обеда Алексей и Лиза продолжают играть выбранные роли: он держит себя рассеян­но и задумчиво, а Лиза изображает жеманную барышню, даже разговаривает только по-фран­цузски. Отец Лизы не понимает, зачем дочь ве­дет себя таким образом, однако это кажется ему забавным. Англичанка продолжает молча него­довать. Берестов, отец Алексея, чувствует себя как дома и дружелюбно беседует с хозяевами.

Когда гости уезжают, отец спрашивает дочь, что это ей вздумалось их дурачить. Лиза успока­ивает рассерженную англичанку.

На следующий день Лиза, переодетая кресть­янкой, снова встречается с Алексеем. Тот так ничего и не заподозрил. Лиза расспрашивает его, какое впечатление произвела на него ба­рышня? Он уверяет, что Лиза гораздо лучше всех барышень, но она, продолжая играть роль крестьянки, сокрушается, что она неграмотная. Алексей предлагает тут же научить ее читать и писать. Через три занятия девушка уже читает произведение Карамзина «Наталья, боярская дочь», вставляя свои замечания.

Через некоторое время между молодыми людьми завязывается переписка. В качестве почтового ящика выступает дупло старого дуба. Здесь уместно вспомнить роман «Дубровский».

Между тем отцы главных героев повести по­дружились и решили поженить своих детей. Ав­тор приводит и соображения, подтолкнувшие обоих помещиков к такому решению: Муром­ский размышляет о том, что у соседа богатое имение, а его сын является единственным на­следником, а Берестов прикидывает, что у соседа-англомана имеются влиятельные родствен­ники, которые могут пригодиться Алексею. Между собой помещики договорились быстро, однако им еще предстояло уговорить детей. Му­ромскому казалось, что его дочь и сын соседа не нравятся друг другу, но он полагал, что со време­нем это может измениться в лучшую сторону. Берестов смотрел на это дело гораздо проще. Он позвал сына и начал разговор с вопроса, почему тот больше не заговаривает о своем намерении идти в гусары. Алексей отвечает, что не настаи­вает на этом, так как отец против. Отец хвалит его покорность родительской воле и сообщает, что пока не станет принуждать сына и к стат­ской службе, а сначала намерен женить его на дочери соседа.

Между отцом и сыном происходит спор: отец настаивает на женитьбе, а сын под разными предлогами старается отказаться от этого брака. Отец заявляет, что в случае решительного отка­за сына выполнить его волю лишит его наслед­ства, и дает ему три дня на раздумья.

Автор в ироничных выражениях отмечает большое упрямство отца, которое унаследовал и сын. Но дело не только в упрямстве. Алексею приходит мысль жениться на крестьянке Акулине, с которой он не виделся уже несколько дней из-за дождя. Он пишет ей письмо, в кото­ром описывает сложившуюся ситуацию и пред­лагает свою руку. Письмо он кладет в дупло за­ветного дуба.

На следующий день молодой человек едет к со­седу, чтобы откровенно поговорить о своей пред­полагаемой женитьбе на его дочери. Однако слуга Муромского говорит ему, что барин уехал. Тогда Алексей спрашивает, дома ли его дочь. Узнав, что Лиза дома, он входит в дом с намерением погово­рить с ней. Но когда он входит, то в барышне Ли­завете Григорьевне узнает крестьянку Акулину, которая завладела его сердцем. Лиза как раз чи­тала его письмо. Увидев Алексея, девушка пыта­ется убежать, но он ее удерживает. Лиза еще пы­тается вести себя, как благовоспитанная барышня, говорит по-французски и вырывается из рук Алексея. При этом присутствовала и анг­личанка, которая в полной растерянности. В это время неожиданно появляется отец Лизы. Он рад, что, оказывается, чувства его дочери и Алек­сея полностью совпадают с замыслами родителей. На этом повесть оканчивается. В самом деле, итак ясно, что Лиза и Алексей обвенчаются.

В 1830 году А. С. Пушкин создал несколько не­больших повестей, которые объединил под общим названием «Повести покойного Ивана Васильеви­ча Белкина». К ним относятся пять произведе­ний: «Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Стан­ционный смотритель» и «Барышня-крестьянка».

Сюжетами повестей явились различные происше­ствия из жизни российской провинции, которые имели реальную основу. По крайней мере, сам ав­тор в написанном им к «Повестям» предисловии «От издателя» в примечании утверждает, что в рукописях мифического Белкина над каждой повестью была сделана заметка о том, что описан­ное событие рассказано конкретным человеком. Согласно утверждению автора, сюжеты «Мете­ли» и «Барышни-крестьянки» рассказаны од­ним человеком - некой девицей К. И. Т. В том же предисловии Пушкин набрасывает и образ самого Ивана Васильевича Белкина, молодого помещика, каких немало было в ту эпоху. Обра­зование он получил под руководством сельского дьячка, затем вступил в полк, а после смерти ро­дителей вернулся в родное село Горюхино, кото­рому Пушкин посвятил отдельное произведе­ние - «История села Горюхина», в котором ощущается сильная сатирическая направлен­ность. Исследователи полагают, что это произве­дение стоит в одном ряду с «Историей одного го­рода» Салтыкова-Щедрина и поэмой «Кому на Руси жить хорошо» Некрасова.

Пушкин в предисловии к «Повестям Белкина» описывает хозяйственные распоряжения молодо­го помещика, которые привели к уменьшению до­ходов. Однако Иван Васильевич довольно безраз­лично относится к своему поместью, что, как отмечает автор, свойственно большинству моло­дых дворян. Иван Васильевич скончался моло­дым, так как лекарь, опытный в лечении мозолей, не сумел вылечить своего пациента от горячки.

В «Повестях Белкина» нашли отражение са­мые распространенные для литературы XIX века мотивы - зависть и дуэль («Выстрел»), судьба маленького человека («Станционный смотри­тель») и смешение яви со сном («Гробовщик»).

«Метель» и «Барышня-крестьянка» создава­лись как пародии на модные в эпоху Пушкина любовные романы. Становящиеся объектом иро­нии автора романтические мотивы легко просле­живаются в сюжете «Барышни-крестьянки»: вражда двух помещиков, Берестова и Муромско­го, которая заканчивается примирением на охо­те, переодевание главной героини в наряд кре­стьянки и ее встреча с молодым Берестовым, его любовь к мнимой крестьянке и сопротивление воле отца, вознамерившегося женить его на до­чери соседа, и, наконец, финал повести, в кото­ром выясняется, что любимая героем крестьян­ская девушка и есть та, на свадьбе с которой настаивает его отец.

1 (20%) 1 vote


На этой странице искали:

  • пушкин барышня крестьянка краткое содержание
  • А С Пушкин Барышня крестьянка краткое содержание
  • барышня крестьянка краткое содержание
  • краткое содержание барышня крестьянка
  • а с пушкин барышня крестьянка