Когда мы говорим о спонтанности, то имеем ввиду свои яркие и неожиданные проявления. Что-то, что мы делаем «не думая». И вот тут есть очень большой подвох. Как только мы отпускаем себя и делаем что-то «спонтанно» - мы совершаем знакомое действие. Да, именно так - мы воспроизводим свои автоматические реакции. У каждого человека есть свой привычный набор эмоций и оценок происходящего. И когда мы действуем неосознанно, то сразу обнаруживаются все наши шаблоны.

Нужно разделить понятие спонтанности и неосознанности. Спонтанное действие - это осознанное действие за рамками наших шаблонов. Мы его намечаем заранее, придаем ему форму, а затем уже отпускаем себя и наслаждаемся процессом!

Я предлагаю вам сделать три простых практики для развития спонтанности.

Спонтанность. Практика «Сдвиг»

«Сдвиг» делается в трех направлениях - действие, эмоции или мысли.

В течении дня делайте паузы. Осознанно останавливайте себя в любой момент времени, когда считаете нужным (или когда вспоминаете об этом) и говорите себе внутри «сдвиг!». После паузы что-то измените в своем поведении, эмоциях или мыслях.

Например : вы пьете чай. Остановитесь на секунду, скажите себе «сдвиг» и поменяйте позу, возьмите чашку в другую руку, почувствуйте какие эмоции вы сейчас испытываете и измените что-то. Если эмоция позитивная, то можно увеличить интенсивность, если негативная, то можно просто ее заменить на спокойствие и наблюдение.

То же касается мыслей. Сделайте паузу и понаблюдайте о чем вы сейчас думаете. Куда направлено ваше внимание. Направьте его на что-то другое. Выбирайте! Всегда выбирайте и осознавайте где ваше внимание, что вы чувствуете и что происходит с телом.

Во время практики «сдвиг» вы можете замечать ненужное напряжение в теле. Тогда просто убирайте его. Расслабляйте напряженные мышцы. Через 2 недели вы уже почувствуете, что тело само отслеживает ненужное напряжение и само расслабляется!

Чтобы помнить о «сдвиге» вы можете завести себе амулет - камешек, пуговицу, или что-то еще. Носите с собой этот амулетик, и когда вы его будете обнаруживать в кармане - это напоминание о том, что пора сделать паузу!

Практика «Сдвиг» - это практика самонаблюдения. Когда мы осознаем себя, то свободы и спонтанности в жизни становится больше и больше!

Спонтанность. Практика «Новое - хорошее»

«Новое - хорошее» - это все хорошее, что происходит в вашей жизни. Красивый закат, вкусный чай, приятная беседа, интересная книжка, дуновение ветра, ощущение весны..

Заведите дневник позитивных впечатлений. Каждый вечер записывайте все хорошее, что произошло в течении дня. Минимум 3 пункта!

Такой дневник помогает замечать приятные мелочи в нашей жизни. Обращать внимание на хорошие и позитивные события и эмоции. Делайте это ежедневно. Если по какой-то причине вы забыли и не записали «новое - хорошее» - не переживайте. Просто продолжайте дальше. Даже если возникают паузы в практике - она все равно продолжает работать, если мы о ней помним.

Со временем «нового - хорошего» в жизни будет практически 100%.

Спонтанность. Практика «Хейокас»
Хейокас - это делание принципиально нового.

Вы осознанно решаете, что вы делаете хейокас и выполняете его! Разница между «новым - хорошим» и хейокасом проста: «новое - хорошее» приходит само и вы его замечаете, а хейокас вы делаем специально.

Делать что-то новое нужно каждый день. Да! Каждый день))

Хейокасы бывают разные.

1. Мини - хейокасы (это как раз на каждый день)

Пройти другой дорогой до метро, поесть новое блюдо, поздороваться с коллегами по-другому… множество мелочей, которые обычно мы делаем «на автомате» могут стать поводом для хейокаса!

2. Макси - хейокасы.

Прыгнуть с парашютом, поехать в новую страну, выступить на публике, сыграть в настоящем спектакле, научиться водить мотоцикл… все новое, которое требует решимости и смелости.

3. Развлекательные хейокасы.

Поиграть в гольф, покататься на лошади, поучаствовать в квесте, сходить на новый вид массажа, полетать в аэро-трубе… все, что доставляет удовольствие, но мы почему-то этого еще не делали)

4. Длительные хейокасы.

Длительные хейокасы - это внедрение в свою жизнь новых привычек. Они требуют длительного времени и концентрации внимания. Выучить иностранный язык, заниматься йогой, начать танцевать, ежедневно гулять, бегать, учить каждый день новое стихотворение.

Как практиковать:

Напишите список из 100 возможных хейокасов, которые вы хотите сделать. Или просто видите это возможным. Может, не завтра, но со временем это вполне реально. Продвигайтесь по своему списку!)

Хейокас расширяет палитру эмоций, выводит нас из рутины и неприятного постоянства! Это чистая импровизация в жизни!

Хорошей Вам практики. Импровизируйте каждый день. Спонтанность - это то, что делает нас живыми.

Если Вам понравилась эта статья, расскажите о ней друзьям, чтобы и в их жизни тоже произошли приятные изменения и переосмысления:

Лайкнуть

Твитнуть

Плюсануть

Подписаться на новые статьи:

Разговаривать умеют и любят почти все, а вот слушать - единицы. Если вы хоть раз общались с таким человеком, вы понимаете, о чём я говорю.

Когда человек не ждёт своей очереди заговорить, во время того, как говорите вы, не перебирает в голове подобные случаи, которые подходят под тему.

Разговор можно поддержать, даже не слушая, это не трудно - кивай, говори «угу» и не смотри в смартфон. А вот слушать - это целое искусство, но это всегда чувствуется и ценится. С такими людьми действительно хочется разговаривать.

Как развить умение слушать? Старайтесь концентрироваться на том, что говорит ваш собеседник и не отвлекаться на свои мысли. Заинтересуйтесь тем, что он говорит, а если никак не получается - зачем тогда вообще разговаривать?

Умение быть спонтанным

Одни люди любят полную спонтанность в действиях, другие предпочитают постоянство и надежность. Но в любом случае без толики спонтанности, фантазии и неожиданных поступков «в потоке» будет скучно.

Просто так, без повода, в будний день предложить сходить в ресторан (особенно если это не цветочно-конфетный период, а более-менее стабильная и почти семейная жизнь), просто так спеть, когда хорошее настроение, предложить или прокатиться на выходных на природу, чтобы найти невероятно красивое место.

Спонтанность не позволяет отношениям стать частью серых будней, делает их интересными и красочными, обеспечивает много приятных воспоминаний.

Как развить в себе спонтанность? Чаще слушайте себя, чего хотите именно вы. Пока не важно, оценят ваши порывы или нет, главное, чтобы появились какие-то желания.

Делать что-то хорошо

Не важно, чего касается ваше умение - классно водить автомобиль, виртуозно играть на гитаре или бегло разговаривать на трёх языках. Людей всегда восхищает чужое мастерство, чего бы оно ни касалось.

Как научиться? Просто найдите себе любимое дело и оттачивайте навыки до совершенства. Кстати, если у вас нет отношений в данный момент, это поможет их завести - как только вы погружаетесь в любимое дело и забываете о желании завести отношения, они волшебным образом появляются в вашей жизни.

Быть самодостаточным и довольным всем

Люди, которые довольны тем, что у них есть, более привлекательны, чем те, кто постоянно жалуются и мучаются от того, что им чего-то не хватает. Если вы довольны своей внешностью, вы выглядите гораздо привлекательнее, чем если считаете себя жирным уродом.

Если вы довольны своей работой, никто не назовёт вас неудачником. Да и нищеброды, как отлично описано на Лурке - это не те, у кого маленькая зарплата, а люди, которые считают, что им постоянно не хватает денег.

Как научиться довольствоваться тем, что есть? Да, это не так просто, но возможно. Для начала можно , потом найти, что в вашей жизни идёт хорошо, и испытывать благодарность за это.

Отсутствие нездоровых «загонов»

Если вы следите за фигурой и стараетесь есть больше овощей - это отлично, но если выносите мозг персоналу пиццерии, требуя сделать для вас пиццу без теста - это совсем другое.

Это касается всех ваших принципов и увлечений - во всём надо знать меру, а болезненная привязанность к какому-то поведению никого не радует.

Как избавиться от слишком сильных привязанностей? Сначала надо вообще понять, есть ли они у вас. А для этого спросите у лучших друзей и родственников - пусть честно скажут, что они думают по этому поводу. Скорее всего, они даже говорили вам об этом ранее, но вы не обращали внимания.

Быть настоящим

Можно бесконечно придумать себе фальшивые образы, прикрываться ими и даже вживаться в них, но люди всегда чувствуют фальшь и ценят настоящие личности.

Это не значит, что вы будете простым, как два рубля. Это значит, что вы не будете скрывать свои чувства, и не будете «подделывать их». Вы открыто улыбаетесь и смеётесь, своих порывов, желаний и увлечений.

Как стать настоящим? Осознать, что в вашем образе является маской (иногда это не так просто), понять, зачем вы её надели и пересмотреть отношение к себе.

Способность пойти на компромисс

Умение пойти на компромисс, а главное - желание искать его, это признак того, что человек готов к долгим и счастливым отношениям.

Если вы не ищете компромиссов, а заставляете партнёра во всем подчиняться вам, значит, вы его не уважаете, и рано или поздно ему это надоест.

Если же наоборот, всегда подчиняетесь и уступаете, надоест вам - длительный период молчания закончится взрывом и вы сами разорвёте отношения.

Что же делать? Всегда ставьте себя на место другого человека. Например, вы работаете дома и после работы хочется прогуляться, чтобы размять мышцы, покататься на коньках или заняться другим активным спортом.

А ваша вторая половина весь день на ногах и ему или ей вообще не хочется активности ещё и в вечернее время. Вместо того, чтобы скандалить и заставлять, попробуйте представить себя на месте вашего любимого человека - вам бы захотелось куда-то выбираться после целого дня активности?

Как только вы поставите себя на место другого человека, сможете успокоиться и найти компромисс.

Забота

Почти все люди любят, когда о них заботятся (конечно, без фанатизма). Это возможность без слов сказать « », «ты мне не безразличен или безразлична».

Отвлечь, когда видишь, что человек грустит или спросить, что случилось и выслушать все проблемы. Если человек заболел, заботиться о нём так, как это делали бы родители. Даже просто купить любимое лакомство, просто так, когда тебя не просили об этом.

Как научиться заботиться о других? Если вы привыкли думать только о себе, будет нелегко начать заботиться о других. Но если вы с нежностью относитесь к другому человеку, будет не так трудно придумать, чем ему помочь и какой сделать сюрприз.

Чувство юмора

Весёлых людей любят все, они заряжают позитивом, с ними хочется находиться рядом. Вообще, чувство юмора есть почти у всех, только оно часто не совпадает - смешными кажутся разные вещи. Но это уже зависит от воспитания, окружения и прочих факторов.

В любом случае, с человеком, который чаще улыбается, чем хмурится и не прочь от души посмеяться, гораздо приятнее общаться.

Как развить чувство юмора? Никак. Оно у вас уже есть, может быть, вы просто стесняетесь шутить при недостаточно знакомых людях или считаете своё чувство юмора странным. Это не так уж важно - если вы не стесняетесь быть собой, люди принимают вас таким, какой вы есть.

Быть сильным

Это ценится не только в мужчинах, но и в женщинах. Никто не хочет видеть рядом с собой размазню, которая не может справиться со своими проблемами, не то что помочь и поддержать в трудной ситуации.

Внутренняя сила, возможность решать свои проблемы, не срываясь на людях, умение поддержать и помочь - это гораздо более ценно, чем приятная внешность.

Как развить в себе внутреннюю силу? Это долгий путь самосовершенствования, когда вы решаете отныне не жаловаться на невзгоды и воспринимаете все свои проблемы, как увлекательные квесты, которые надо выполнить.

Осознание своих страхов и борьба с ними, преодоление себя в достижении цели и многое другое. Наверняка у каждого из вас есть своё определение «сильного человека», вот к нему и стремитесь.

А что вы больше цените в человеке - внешность или какие-то внутренние качества? Если последнее, то какие?

Очень часто мы употребляем в нашей речи слово «спонтанность». Что это с психологической точки зрения, чем она характерна и кому свойственна? Попробуем сейчас разобраться в этих терминах, а также познакомиться с ними на реальных примерах. Возможно, кто-то откроет это качество в себе или в своих близких.

Общая формулировка данного определения

Спонтанное поведение означает, что человек делает только то, чего он хочет в конкретный момент времени, и ничего более. животным и детям, именно поэтому все мы восхищаемся и теми, и другими. С возрастом подобная «резкость» и сиюминутность в поведении проходит, и на смену ей приходит заблаговременное планирование, подчинение графику (своему или чужому), и это, как утверждают психологи, уничтожает нас как личностей. Они сравнивают угасание спонтанности с причем данный термин тут употребляется не в медицинском смысле, а больше в социальном. Именно поэтому важно в зрелые годы «вспомнить», как было вам хорошо в детстве, когда вашими чувствами и действиями руководила спонтанность. Что это было наиболее точное и верное отображение вас самих и вашего внутреннего мира, не запятнанного социальными принципами.

Как и почему подавляется спонтанность

В совсем юном возрасте наши родители и воспитатели детского сада учат нас, Нам запрещают опаздывать, недоедать кашу, заставляют заправлять постели и носить конкретные вещи, которые нам чаще всего не нравятся. При этом малейшее непослушание со стороны ребенка всячески карается, а это, в свою очередь, приводит к развитию страха. Именно этот страх останавливает в нас развитие той самой, истинной личности, за счет того, что он блокирует спонтанность. Что это плохо, и что подобным образом воспитывать детей нельзя, врачи узнали не так уж и давно. Однако в этом вопросе существует множество нюансов, так как каждый из нас - часть общества, где бытуют правила и принципы, и если каждый будет исполнять свои сиюминутные прихоти, мир сойдет с ума. Однако это уже философские рассуждения, а сейчас мы попробуем стать немного свободнее сами, исходя из имеющегося.

Отбросьте рамки социума

Задумайтесь на минутку о том, что все запреты, которые крутятся в голове каждого человека, имели отношение к его детству. Сейчас вы - полноценная взрослая личность, следовательно, о них смело можно забыть. Нас беспокоит, что скажут окружающие, если мы совершим то или иное действие, так как в детстве нас пугали страхом быть пристыженным, за счет чего и заблокировалась спонтанность. Что это, если не патология, которая мешает нам жить? Со стопроцентной уверенностью можно сказать, что абсолютно всем людям безразлично, что вы делаете и как себя ведете. Любой безумный поступок, совершенный вами в общественном месте, всего лишь обратит на вас кратковременное внимание, но буквально через несколько минут все об этом, и о вас в том числе, забудут. Поэтому ведите себя свободнее, не ограничивайтесь рамками детства, помните, что живем лишь один раз.

Учимся быть свободными

Развитие спонтанности в зрелом возрасте может проходить различными путями, и зависит это от особенностей вашей психики. Кто-то самостоятельно, прочитав данный материал, подумает о том, что он уже свободен, и сделает наконец то, на что ранее не решался. Другие же люди могут быть не такими сильными, и им потребуется помощь профессионала для того, чтобы открыться. В любом случае надо помнить, что существует спонтанность подсознания, спонтанность сознания и спонтанность поведения. Каждый последующий термин вытекает из предыдущего, поэтому, наладив все свои мысли, позволив себе самому быть собой, вы станете другим человеком. И, скорее всего, вся ваша жизнь преобразится, а может, в корне поменяется.

Вдумайтесь в эти слова: спонтанность, лёгкость, непосредственность… Что сразу приходит на ум? Конечно, дети! Да, они именно такие! И в этом много естественности. По сути, это один из факторов проявления самой себя — себя истинной. Вы не задумывались, куда пропадают эти качества, когда мы вырастаем?

У меня две новости: первая в том, что они никуда не пропадают, вторая — мы заменяем их на другие, социально одобряемые, и они становятся частью нас. Точнее, они начинают преобладать в нашей жизни, мы же взрослые, а взрослые (по нашим детским наблюдениям) — люди серьёзные, нахмуренные и обстоятельные.

Да, отчасти это так, но зачем же лишать себя удовольствия быть разной? В чем сила Женщины? Правильно! В умении сочетать и использовать различные состояния. Спонтанность и непосредственность — это тоже состояния, и родом они из детства.

Давайте посмотрим, что нам даёт каждое из них…

Спонтанность — это… Как её развить?

Спонтанность наделяет нас умением видеть вещи не такими, какими они кажутся на первый взгляд. Видеть вещи под другим углом, с другой точки зрения, находить решения, которые не являются автоматическими или привычными. Именно спонтанность позволяет менять направление происходящих процессов и запускать совершенно новые. Искать, экспериментировать и находить лучшие варианты. Наверняка вы вспомните случаи, когда самыми лучшими покупками были именно те, что совершены спонтанно: шла мимо, увидела, купила.

Чтобы развить спонтанность, можно использовать нехитрую практику: измените ваши привычные действия хотя бы на чуточку. Можно поехать или пойти на работу другой дорогой, выпить утренний кофе из другой чашки, или заменить кофе водой, чаем.

Сделайте то, чего раньше не делали. Это очень просто и, вместе с тем, очень эффективно. Вы буквально переворачиваете свои представления о том «как принято» на 180 градусов, ваш мозг начинает выдавать новые программы и решения. Эта маленькая практика повлияет на вашу жизнь в целом.

Просто попробуйте и посмотрите, что получится.

Лёгкость — это… Тренируем ощущение лёгкости

Лёгкость …ах лёгкость…

Приходит образ мягко летящего пёрышка. Оно не сопротивляется потокам воздуха, а плавно опускается, меняя траекторию. Лёгкость — это принятие всего, что происходит без осуждения и паники. Это женская суть. Принимать — значит соглашаться с тем, что происходящее событие необходимо для развития, роста, опыта или удовольствия.

Когда мы живем в принятии, всё происходит мягко и благополучно. Даже самая, казалось бы, сложная ситуация приобретает другие оттенки. Женщина в состоянии лёгкости не спорит и не выясняет отношения, она улыбается и меняет траекторию в зависимости от ситуации.

Важно: это не подчинение и не «прогиб», это лёгкость. Наш женский природный дар.

Как можно развить в себе лёгкость: измените контекст ситуации, и она развернётся в вашу пользу.

Например: вы стоите в пробке, нервничаете и чувствуете беспомощность, а может и злость, но это никак не влияет на ситуацию, зато влияет на вас! Настроение портится, и вы невольно запускаете процесс «притягивания» негатива.

А вот принципиально новый вариант! Дело в том, что если изменить контекст, как я сказала выше, то для вас изменится и сама ситуация. Как только вы чувствуете, что ситуация вам не подвластна, вы тут же ВЫДЫХАЕТЕ и говорите себе вслух:

«Сейчас я ВЫБИРАЮ______. Это именно то, чего я хочу!». Н апример: «Сейчас я выбираю стоять в этой пробке. Это именно то, чего я хочу!». Вы удивитесь, но вам действительно станет легче и даже захочется улыбаться. Теперь вы не узник обстоятельств, а их создатель.

Это нехитрая, но эффективная техника позволит оставаться на позитиве и более того, она «научит» ваш мозг (если практиковать ее) тому, что вы ВСЕГДА получаете то, чего хотите. Да, вот так всё загадочно и просто.

Непосредственность — это… Становимся непосредственными

Непосредственность дает возможность проявлять искренность, способность действовать без раздумий и сомнений, по зову ДУШИ.

Самые непосредственные люди это конечно — дети. И этому можно у них поучиться. Они встают из-за стола, когда хотят, говорят то, что думают, смеются и плачут искренне. Мы же скованы правилами приличия и одобрением/неодобрением общества. Это делает нас не свободными, это ограничивает. Мы сдерживаем эмоции и чувства, накапливаем их. Будто пленники принятых правил. Но в наших силах это изменить. Мы всегда делаем выбор, так сделайте выбор в пользу себя!

Вот веселое упражнение для развития непосредственности. Для этого необходимо перевернуть или хотя бы пошатнуть свои представления о том «как правильно» и «как принято».

Для начала вам нужно уединение: побудьте наедине с собой и вспомните то, что в детстве приносило радость (велосипед, шитье одежды куклам, раскрашивание, вышивание, пение перед зеркалом или еще что-то). Дело в том, что ваше тело помнит всё, и химические процессы в организме тоже во многом зависят от наших воспоминаний.

Чтобы убедиться в этом, вспомните аромат ваших духов в подростковом возрасте. Вспомнили? Вы тут же превратились в девчонку, сразу вспомнились картинки из прошлого, воскресли чувства, образы, воспоминания… И химия организма изменилась: настроение поднялось.

Итак, чтобы вернуть детскую непосредственность, найдите то, что вас радовало, и сделайте это сейчас или в ближайшие 72 часа! Уверяю, вы останетесь довольны!

Когда жизнь в кайф!

Лёгкость, непосредственность и спонтанность — это проявление «внутреннего ребёнка», той девочки, которая скучает без вашего внимания. Дайте ей возможность выйти на первый план и насладитесь обществом друг друга. Сходите с ней на аттракционы, в «Баскин Робинс», скушайте мороженное, посмотрите мультфильм в кинотеатре, попрыгайте на батутах, покачайтесь на качелях…

Есть столько мест и занятий, где «внутренняя девочка» подарит вам безумное количество энергии, и вы снова посмотрите на мир её глазами — с интересом и восторгом, с предвкушением и удивлением, с новыми открытиями и успехами, с любовью и распахнутым сердцем….

Это неописуемое ощущение счастливой и наполненной жизни, когда ты не зависишь от мнения окружающих, настроения партнеров, погодных условий, места жительства и финансового статуса. Тебе просто жизнь в кайф, иначе и не скажешь. Во всех её проявлениях, со всеми её неожиданностями и сюрпризами, с дождем и солнцем, со взлётами и падениями, с добром и злом, с рождением и смертью...

Для вас всё это — ЧАСТЬ жизни, и вы смакуете её, не торопясь, но и не «залипая» на одном месте. Вы любите себя и даете себе право быть СОБОЙ!

Сложно себе представить что-то более ценное, чем это ощущение внутренней свободы.

Е. Синицын , О.Синицына

Тайна творчества гениев (фрагменты из книги)

Спонтанность

Дар гениальности среди прочих свойств творческой личности включает в себя спонтанность психических процессов. Спонтанность – это психический процесс не только неподвластный разуму, но частично порабощающий его. Спонтанность – это поток выбросов из бессознательного мыслей, поток идей, поток догадок, поток озарений и парадоксальных решений. При этом спонтанность обязательно проявляет себя в союзе с интуицией, а интуиция, в свою очередь, нуждается в спонтанности. Спонтанность может ассоциироваться с выстрелом или вулканическим выбросом. Через спонтанные выбросы разрешается напряжение мысли или чувства, без спонтанности мышление и чувство теряют силу, лишаются энергии. Как пуля останется в стволе без взрыва пороха, так и витающие в затуманенном мозгу новые мысли, идеи или ассоциации не достигнут сознания. Спонтанность может ассоциироваться и с понятием фонтан, ибо в этом процессе есть общие черты потока: выброс вверх, распадение на отдельные струи, насыщенность энергией вначале и потеря энергии после достижения высшей точки. Спонтанность может выражаться одиночными всплесками, редкими выбросами мыслей, идей, ассоциаций. Спонтанность создает впечатление хаоса до тех пор, пока разум не начинает связывать ее. Спонтанность есть высшее выражение индивидуальности. Из созвучия спонтанности и вдохновения рождается напряженный союз новизны и идеала. Путь к идеалу совершенного творения лежит через всплески спонтанности. Когда нет спонтанности, тогда обнаруживает себя нерешительность и колебание между альтернативными решениями. Без спонтанности развитие смысловых структур происходит по традиционному пути стереотипных решений. Так утрачивает себя творческий поиск. Чтобы понять, что представляет собой такой сложный психический процесс как спонтанность, рассмотрим, какова роль этого психического процесса в творческой деятельности. Возьмем для примера развитие информационно-смысловой структуры. Обозначим ее через S . Предположим, что эта структура состоит из десяти понятий а i А (i = 1,10). Все эти понятия связаны между собой множеством связей b j B (j = 1,n ). Развитие начинается с актуализации основной цели или даже с возникновения ряда целей. Общий процесс творчества протекает с нарастанием напряженности в структуре. Но достижение цели в начале творческой деятельности еще неясно. Обычные стереотипные приемы поиска решения, которые запечатлены в сознании, не приносят результата.

Чтобы достичь поставленной цели в творческом процессе должен присутствовать комплекс факторов, среди которых, например, концентрация психической энергии, вдохновение, сосредоточение, интуиция. Бессознательное и психическая энергия концентрируются на данной совокупности понятий А и совокупности связей В. В этот момент спонтанность как бы «берет» часть от каждого фактора гениальности, дополняет их, соединяя все эти части в один спонтанный комплексный процесс. Допустим, родилась интуитивная идея u i , которая подсказывает как соединить два понятия, например, а 1 и а 4 связью b 4 так, что согласно этой идее, актуализируемая цель должна быть осуществлена новой связью между понятиями а 1 и а 4 . Но сознание, контролируя достижение цели, выясняет, что это был промах. И вновь цель создает напряженность в психической системе на локальном участке информационно-смысловой структуры. Вновь напряжение нарастает, так как первая идея оказалась ошибочной, тогда спонтанный поток идей, мыслей, озарений с целью поиска нового понятия или новой связи между понятиями, продолжает свою созидательную работу. Спросим: когда же поступает команда о прекращении поиска?

Эта команда поступает из сознания тогда, когда заданный сознанием критерий красоты и гармонии окажется удовлетворенным. И из множества новых связей и понятий внезапно вырисовывается желанный и неожиданный результат. Весь этот спонтанный поиск новой структуры, ее микро и макро приращений окрашивается сильными эмоциональными переживаниями. Полученная в результате новая информационно-смысловая структура запечатлевается сначала в сознании, затем в памяти, будучи спонтанно окрашена эмоциями, когда цель, наконец, достигнута. Мощное ассоциативное мышление и ассоциативное чувствование, ощущение и необычайная спонтанность озарений – отличает выдающихся представителей творческой части человечества. Созидательное творческое начало спонтанности разворачивается на фоне разрушения традиционных структур.

Несмотря на то, что спонтанность – альтернатива детерминизму – ее поток протекает в ограниченном русле, остаточная ширина которого, дает ей свободу выражать самое себя. Флуктуации спонтанности обусловлены многими причинами и, прежде всего, типом человека (Юнг, полагал, что у интровертов материал подчиняется сознательным намерениям творца, а у экстравертов материал неподконтролен автору, автор подчиняется требованиям творческого материала). Необходимо отметить, что в творчестве спонтанность всегда есть продукт бессознательных процессов. Спонтанность присутствует независимо от установки типа: экстравертной или интровертной, ибо спонтанная деятельность бессознательного есть основное условие творческого процесса. Следуя Юнгу, можно сделать вывод, что у интроверта в творческом процессе большая доля принадлежит сознанию, но тогда спонтанность как продукт бессознательного, оказывается обездоленной в творчестве. Поэтому мы вынуждены были бы предположить, что гениальный дар – это удел только экстравертного типа, но это не так. И у гения интроверта часть создаваемого им материала представляет собой продукт интенсивной деятельности бессознательного, как и у экстраверта. Бессознательное в союзе с сознанием создает те произведения, которые потом признаются гениальными. Смыкание с типом происходит через входные структуры мышления, поэтому психологический тип влияет на развитие структур. Отсюда вытекает возможность циклического саморазвития: спонтанность меняет смысловые структуры, а те в свою очередь, регулируют поток спонтанности.

Изучая процесс творчества в искусстве (поэзию), Юнг предложил парадоксальную идею о том, что убеждение в абсолютной свободе творчества, скорее всего, просто иллюзия, поскольку тот, кто творит, полагает, что плывет, «хотя на самом деле его несет невидимое течение». Можно добавить – спонтанное течение. Юнг говорит, что некоторые произведения можно рассматривать «почти как живое существо, которое использует человека лишь как питательную среду, эксплуатируя его способности в согласии со своими законами и создавая самое себя во исполнение собственной творческой цели». Если из-под пера автора сразу выходят полные и совершенные произведения, – писал Юнг, – «они входят в мир… во всей красоте и могуществе, как Афина Паллада, появившаяся из головы Зевса. Эти произведения категорически навязывают себя автору, завладевая его рукой… Произведение приносит с собой свою форму: все, что автор хотел добавить от себя отвергается, а то, что он сам не прочь был бы отбросить, навязывается ему с удвоенной силой. В то время как его сознательный ум оказывается пораженным и беспомощным перед этим феноменом, его самого захлестывает поток мыслей и образов, которые он никогда не намеревался создавать и, которые бы по его собственной воле никогда не увидели бы свет. Здесь творец не идентифицируется с процессом творчества, он осознает, что подчинен своему произведению или находится вне его…» (103, с. 321 – 324 ). Это можно было считать правильным только отчасти, так как импульсы из бессознательного, в конечном итоге, контролируются сознанием. Возникает процесс противоборства, названный динамическим принципом творчества.

Поэтому если следовать теории Юнга, то в творческом процессе бессознательное художника (художника в широком смысле), оказывает не меньшее влияние на сам процесс творчества, чем сознание. Только часть импульсов из бессознательного неизбежно контролируется сознанием. Люди далекие от музыкального творчества не подозревают, что сочинение гениальной музыки во многом связано со способностью композитора спонтанно «услышать», интуитивно почувствовать многие идеи совершенно неожиданным образом и в неожиданных ситуациях. По словам одного из исследователей творчества Бетховена, он должен был постоянно сдерживать натиск идей: «Звуки мчатся подобно вихрю», – писал он в одном из писем. «Вы спросите меня, откуда я беру свои идеи? Этого я не в состоянии вам сказать достоверно… я улавливаю их на лоне природы, в лесу, в тишине ночи, ранним утром, возбужденный настроениями, которые у поэта выражаются словами, а у меня превращаются в звуки, звучат, шумят, бушуют, пока не станут передо мной в виде нот» (Цит. по 86, с. 321 – 324).

Замечательное свойство спонтанности в том, что она инвариантна относительно любого вида творчества. Спонтанные выбросы имеют одинаковую психическую природу как для мыслей ученого и его идей, так и для музыкальных мыслей и музыкальных идей у композитора или неожиданной находки колорита цвета у живописца. Учитывая индивидуальное взаимодействие бессознательного и сознания у каждого творца, можно попытаться объяснить, как выкристаллизовывается оригинальность стиля. Прибегая к метафоре Юнга и следуя его положению, можно сказать, что рулевой в лодке, плывущей по течению, независимо от того, какой установке сознания он следует, никогда не пытается пользоваться рулем. Ясно, что это невозможно. И потому постоянство стиля объясняется индивидуальностью личности или наличием индивидуального психического фильтра и распределением вкладов личностных факторов по осям психической системы. Очевидно, спонтанно увлекаемый непонятной силой гений, неизбежно привнесет в то, что ему навязывается, какие-либо из значимых факторов своей психики. Эти существенные личностные, сознательные факторы нельзя исключить, так как они сами дадут знать о себе, противопоставляя себя навязанной силе.

Нет спонтанности, значит, разум лишен той силы, которая движет творческим процессом. В спонтанности есть две противоположные стороны: с одной стороны, для творчества необходима спонтанность, которая свободна от контроля сознания, с другой, без контроля сознания – нет и помощи разума. Спонтанность не борется с разумом, она его усиливает, управляет им изнутри, питает и вступает в конфликт, когда последний опирается на излишнюю консервативность. В гениальности проявляет себя беспредельная спонтанность и только сверхспонтанность неконтролируемая сознанием (как высшая степень свободы в творчестве без заданного традицией русла и ограничения разума) позволяет совершать великие открытия. Великие открытия лежат далеко за пределами традиционных смыслов. Но чтобы попасть в эту запредельную область, нужен спонтанный процесс «за гранью» обычного, поэтому сверхспонтанность становится той границей, за которой царит ненормальность.

Юнг полагал, что вклад индивидуального бессознательного в творческом процессе незначителен. Фрейд, напротив, считал основой творчества именно процессы, протекающие в индивидуальном бессознательном.

В концепции структурно-осевого подхода предполагается неизбежность компромиссного решения, исходящего из весового участия вкладов различных факторов в деятельность психонейрофизиологического автономного комплекса. Поэтому спонтанность питается суммой двух неравных вкладов потоков энергий, зависимых от различных состояний психики: то поступает поток энергии из коллективного бессознательного, вытесняя энергию индивидуального бессознательного; то берет верх энергия индивидуального бессознательного, вытесняя импульсы из коллективного бессознательного.

По нашему мнению, существует возможность математически учесть влияние и тех, и других факторов: идеи Фрейда о влиянии личного бессознательного и идеи Юнга о влиянии на творческую деятельность коллективного бессознательного. В математике известно, что функция двух переменных z (х, у) зависит от обоих, если значения каждой отличается от нуля. Но когда одна из переменных равна нулю х = 0, то это означает сечение поверхности z (х, у) плоскостью ZУ. В этой плоскости мы получаем функцию одной переменной z (у). Допустим, что психическая энергия коллективного бессознательного обозначена Э к, психическая энергия личного бессознательного обозначена Э л, тогда действие суммарной психической энергии эквивалентно функции G (Э к, Э л). Но, как только мы полагаем, что художник создает произведение под влиянием тенденций личного бессознательного, тогда как коллективное бессознательное отступает, то это означает, что психическая энергия коллективного бессознательного равна нулю Э к = 0. В рамках такой модели мы можем качественно учесть обе концепции - Фрейда и Юнга, полагая, что вклад двух видов психической энергии будет различен. Независимо от того, какие слои бессознательного выплескивают из себя потоки спонтанности, природа спонтанности не становится менее трагичной, чем трагично само творчество. Это могло бы быть ахиллесовой пятой спонтанности, но диалектика спонтанности такова, что ее трагизм является ее высшим наслаждением. Ведь трагичность спонтанности лишь следствие трагичности бунта. И только потому, что истинный бунт созидателен, потому противоборство спонтанности против косности стереотипов несет в себе гармонию созидания.

Все права защищены. Ни одна из частей настоящих произведений не может быть размещена и воспроизведена без предварительного согласования с авторами.

Copyright © 20 10