Медицина, политика, психология, философия, социология – каждая из этих наук даёт разное определение слову «толерантность». Активно стали применять данный термин лишь в конце 90х- годов прошлого века и до сих пор он вызывает ряд противоречий и споров. Каждый из нас уникальная личность, которая не похожа на другого человека. Именно поэтому, мы стремимся отыскать близких по духу и увлечениям людей. Очень важно ощущать себя чем-то большим, чем просто самостоятельной единицей в этом огромном социуме.

У каждого народа свой собственный, уникальный менталитет и то, что в одном государстве считается нормой, в другом – нечто из ряда вон выходящее. Как толерантность звучит в общем контексте? В 1995 году была подписана Декларация Принципов Толерантности, в которой термин толерантность охарактеризовали как – терпимость по отношению к другим людям, культурам, обычаям и традициям, к индивидуальности и неповторимости. Гармония это в первую очередь разнообразие и только благодаря ей, люди относятся друг к другу с уважением и проживают в мире и согласии.

Толерантность в других сферах деятельности:

  • в медицине «толерантностью» характеризует привыкание организма к лекарственному препарату. И со временем его требуется всё больше, чтобы увеличить дозировку и добиться того самого эффекта, который был изначально;
  • в музыке это в первую очередь проявление уважения к другим музыкальным направлениям, а также стилям;
  • в экологии – развитие биологических организмов в любой среде, даже в самых неприспособленных для этого условиях.

Психологи о толерантности

Толерантность выступает одним из ключевых принципов психотерапии, благодаря которому есть возможность по кирпичикам, постепенно выстроить доверительные отношения с клиентом, не прибегая при этом к критике и какому-либо осуждению в его адрес. Психологи рассуждают о существовании психологического феномена толерантности, в котором присутствует ряд научных аспектов и общих принципов:

  1. Моральный – основу этого принципа составляет отсроченная агрессия. Человек может с вами согласиться на поверхностном уровне, пока внутри него постепенно всё закипает.
  2. Натуральный – дети всё прекрасно понимают, но не проводят оценку того, что происходит. Этот подход часто приносит гораздо больше ущерба, чем пользы и всё потому, что родители могут привить ребёнку не только хорошее, но и плохое.
  3. Нравственный — в его основе лежит полное и осознанное принятие того, что происходит в жизни человека. Этот вид толерантности можно назвать зрелым. На духовном уровне это особое отношение к каждому их проявлений в жизни, которые способствуют духовному развитию личности. В основе всех притч лежит нравственность .

Основная задача психолога – способствовать развитию толерантности, ключевыми аспектами которой выступают:

  • эмпатия , то есть эмоциональное восприятие и отзывчивость человека;
  • способность к ведению внутреннего диалога;
  • коммуникабельность, которая заключается в налаживании положительных контактов с людьми.

Плюсы и минусы

Идея этого понятия заключается в том, что оно несёт в себе благие цели для всего человечества, но так ли на самом деле оно есть? Неужели вот так просто можно ввести одно понятие, которые будет способствовать быть терпимее и относиться с уважением к другим народам? Данное понятие толерантности можно смело истолковывать по-разному, не принимая во внимания какие-либо общепринятые и прописанные понятия, ведь у медали всегда есть две стороны и каждую из них обязательно стоит рассмотреть и проанализировать детальнее.

Плюсы толерантности:

  • человек становится более гуманным;
  • можно смело преодолевать любые свои страхи благодаря коммуникации с людьми, которые совершенно на тебя не похожи;
  • происходит процесс выработки правильного понимания, что каждый человек это яркая индивидуальность и он самовыражается по-разному;
  • способствует общественному, а также личностному развитию через передачу знаний и опыта, благодаря активному взаимодействию среди отдельных людей или в целом наций;

Минусы толерантности:

  • часто под видом толерантности скрывается манипуляция сознанием людей, и другие просто прикрываются благими намерениями;
  • существует особая тонкая грань между понятием толерантность и словом терпимость;
  • средства массовой информации очень часто стремятся подменить истинные понятия и ценности ложными;
  • отдельная категория людей воспринимает понятие «толерантность» как нежелание вести активную борьбу, то есть проявлять равнодушие .

В чём отличие от терпимости?

С латинского языка слово «терпимость» можно перевести как «терпение», а вот в толковом словаре данное слово выступает производным от французского «терпимый». Мы привыкли, что в русском языке это слово употребляется обычно с негативным оттенком, и всё потому, что человек перенёс какие-то лишения. Очень важно понимать, что это два совершенно разных слова, и они отличаются друг от друга.

В обществе «терпимость» — это когда люди отказывают себе на сознательном уровне в проявлении плохих эмоций, к примеру, враждуя друг с другом. У человека может быть своего рода внутренний протест, который способен сформироваться в максимально кротчайшие сроки и постепенно завязывается благодаря СМИ. Также это может быть ряд процедур, способствующих урегулированию конфликтных ситуаций между разными народами.

Толерантностью называют общественное явление, процесс формирования которого происходил на протяжении очень долгого периода времени и он предполагает отсутствие у человека таких отрицательных качеств, как вражда и неприязнь к другим людям, которые по каким-то причинам на него не похожи. В социуме довольно часто возникают по каким-то причинам такие конфликты.

Какое влияние оказывает ксенофобия?

Довольно часто в СМИ употребляется слово «ксенофобия», которое переводится с греческого как «боязнь незнакомых людей». Ксенофоб мыслит немного иначе, чем обычный человек и он делит всех людей на две ключевые категории «свои» и «чужие». На самом деле поток мигрантов всегда агрессивно воспринимается любым коренным населением страны. Всё дело в том, что иностранцы часто позволяют себе недопустимые вещи, приезжая в чужую страну, они не только учить язык, познавать культуру этого народа и ведут себя очень нахально. Толерантность подразумевает под собой отсутствие ксенофобии, это мирное и гармоничное сосуществование всех людей на планете.

Виды толерантности

Учёные стали рассматривать данный термин с разных точек зрения. Ничего не стоит на месте и мир тоже меняется, что-то становится в нём за считанные годы актуальным, в то же время появляются «острые» вопросы, которые напрямую связаны с политическими отношениями, гендерными понятиями, межнациональными и религиозными вопросами. Можно смело рассматривать толерантность в качестве особой сферы, которая позволяет включать в себя уникальную типологию. М.С.Мацковский отразил наиболее характерные для толерантности виды: начиная с образовательной, географической, возрастной м маргинальной и заканчивая расовой, гендерной, межклассовой и политической.


Религия и толерантность

У каждого этноса есть своя религия, которая несёт в себе особый сакральный компонент, который отличает её от иных конфессий. В прошлые века многие правители считали свою религию единой, поэтому предпринимали попытки стереть с лица земли другие народы, а вместе с ними и их верования. Что же такое религиозная толерантность сегодня? Каждый человек имеет право выбрать любую религию, которая принята в стране, даже если она не относится к главенствующим религиям. Однозначно, есть терпимость к иной вере, и она выступает залогом мирного взаимодействия между разными людьми.

Проявление толерантности к инвалидам

Очень важно, чтобы человек проявлял ко всему живому, что его окружает милосердие, искреннее сострадание. Благодаря правильному воспитанию в детстве в сознании постепенно откладывается правильная манера поведения. Поэтому, необходимо проявлять толерантность по отношению к людям с ограниченными возможностями из-за своего здоровья. Это качество характеризует вас как зрелую личность , которая способна к состраданию. Со стороны государства проявлением толерантности по отношению к инвалидам будет предоставление рабочих мест, а также инклюзивное образование для каждого, кто захочет его получить.

Об этнической толерантности

Этнической идентичностью называют принадлежность к своему этносу, к своему народу с так называемым усвоением многовековых традиций, ценностей и опыта. Вопрос толерантного отношения в адрес представителей других национальностей можно рассматривать в контексте уважительного и доверительного отношения к тому, какой образ жизни ведут люди и каких принципов придерживаются. Дело в том, что основной проблемой толерантности в полиэтнических на территории полиэтнических стран приобретает глобальное значение. Обратной стороной этого понятия можно назвать интолерантность, то есть нетерпимость, которая является ещё одним поводом для споров, а также межнациональных разногласий.


Что такое гендерная толерантность?

Важно относиться уважительно и общаться на равных с человеком, не зависимо от его половой принадлежности – это и есть гендерная толерантность. На самом деле это понятие является весьма и весьма неустойчивым в обществе, так как с годами большинство гендерных стереотипов изменяются и это становится причиной негативной реакции в обществе, и развитием многочисленных фобий. Например, существует понятие интолерантность к другому полу, то есть сексизм, по сути выступающий особым видом дискриминации.

О политической толерантности

Рассматривая толерантность в политике, следует обозначить, что она выступает готовностью правительства, к ведению так называемого конструктивного диалога с другими государствами. На все 100% реализоваться может политическая толерантность только на просторах государства, которое приняло демократичный режим власти и оно выражается в так называемой процедуре урегулирования межнациональных споров и конфликтов, в соблюдении прав человека, а также уважительном отношении к различным политическим убеждениям, которые в свою очередь не противоречат действующему законодательству. Можно смело называть политическую толерантность глобальным процессом, от которого во многом зависит мир на планете Земля.

Сама по себе толерантность и так называемая политкорректность понятия взаимопроникающие в современном обществе. Впервые стали рассматривать вопросы политкорректности на территории Соединённых Штатов Америки, когда афроамериканцы выдвинули требования исключить из английского языка слово, которое по их мнению звучало весьма оскорбительно и характеризовало расу – «black». Политкорректность это в первую очередь запрет на употребление оскорбительных слов, которые можно применить в адрес лица, которое принадлежит к другому полу, национальности или сексуальной ориентации. За последние годы всё чаще вспыхивают в разных уголках США протесты, основанные на политической толерантности.

Для характеристики личности часто используют несколько подвидов толерантности:

  • ситуативная, то есть применение исследуемого, по отношению к какому-то конкретному человеку. Например, может быть использована фраза низкого уровня «как же она меня бесит», среднего уровня « мне не всегда удаётся её понять» или высокого уровня « с тобой всегда так легко и комфортно»;
  • типологическая, это отношение исследуемого к какой-то определённой категории, или же типу людей. Это может быть разделение по этнической принадлежности, политическим взглядам, либо же национальному признаку;
  • профессиональная, то есть отношение исследуемого к окружающим тебя людям: клиенты, коллеги по работе, сотрудники. Вы должны контактировать и поддерживать с ними связь в связи с ведением профессиональной деятельности;
  • общая, проявление коммуникативной толерантности на основе всех вышеперечисленных критериев.

Общие признаки интолерантности и терпимости

Не всегда стремление человека вести себя толерантно может привести к так называемой нравственной толерантности. Обычно, в большинстве случаев оно заканчивается на так называемой моральной составляющей термина «толерантность» и в процессе подавления внутреннего своего неприятия. Любое проявление интолерантности или наоборот, толерантности будет свойственно не только по отношению к каким-то глобальным проблемам, например социальным проблемам и т.д.

Отличия в жизненной позиции и в чертах характера людей :

  • чувство юмора. Оно обязательно должно быть здоровым и в отличие от толерантного человека у интолерантного оно отсутствует и такая персона просто не может посмеяться над своими недостатками, в ней отсутствует нотка самокритичности и любые шутки в адрес своей персоны человек будет воспринимать как критику;
  • самореализация . Толерантные люди стремятся самореализоваться по жизни, оно готовы «грызть гранит науки», весьма любознательны и всегда рады помочь ближнему своему. Для интолерантной личности такая манера поведения совсем не свойственна, они не могут сопереживать и не знают, чего хотят от жизни;
  • адекватная оценка своей значимости. Благодаря толерантному настрою можно смело предположить, что под толерантностью стоит рассматривать осознание собственных недостатков. Человек себя оценивает адекватно и знает достоинства которыми стоит гордится, и минусы с которыми стоит бороться. Интолерантные люди постоянно выступают с обвинительной позицией в адрес отношения недостатков другой персоны, часто выпячивая напоказ свои достоинства;
  • чувство защищённости. Интолерантные люди часто не разбираются в ситуации, поэтому всё незнакомое кажется им угрозой и посягает на безопасность;
  • ответственность. Толерантный человек знает, в какие моменты стоит взять на себя ответственность и он не обвиняет окружение в том, что они что-то враждебное задумали против него. Причины неудач всегда стоит искать только в себе.

Что значит быть современным? Это не только отличное знание новых тенденций, технических новинок, но и умение быть открытым, понимающим, терпимым. В данной статье мы поговорим о том, кто такой толерантный человек, каковы его особенности, положительные и отрицательные стороны данного качества.

Проблемы сегодняшнего дня

Как-то незаметно и без лишних разговоров мы вошли в 21 век. То, что раньше считалось фантастическим будущим, сегодня представляется обычным настоящим. Развитие технологий, колоссальный прогресс, казалось бы, все это доложено изменить жизнь в лучшую сторону, сгладить негативные влияния. Но все еще продолжает возрастать уровень преступности, усиливается агрессивное поведение в обществе.

Это прослеживается и на общемировом уровне: конфликты государств, желание захватить новые земли и искоренить независимость. То же самое происходит и в обычном межличностном общении. Более сильные характером стремятся к власти, влиянию над слабыми, не учитывая их интересы, а преследуя личную выгоду.

Особенно сильно влияют на развитие негативных тенденций конфронтации на фоне этнического различия.

Возможно, именно толерантный человек - это залог будущего без войны, убийств и насилия. Но для воспитания нового поколения, в котором заложены подобные качества, необходимо время и желание.

Понятие толерантности

Это понятие имеет как философское, так и социальное значение. В принципе, они оба отражают одну единственную суть - терпимость. Умение спокойно относиться к отличным от своих привычкам, взглядам, нравам.

Такое качество необходимо развивать по отношению к культуре других народов и наций, различных религиозных течений. Толерантный человек всегда более уверенный в себе. Он осознает личные позиции и открыт для сравнения с другими точками зрения. Не боится пробовать и узнавать новое.

Г. К. Честертон говорил: «Толерантность - это добродетель людей, которые ни во что не верят». Именно поэтому необходимо наличие определенных моральных норм, границ, которые человек не готов переступить. Потому что невозможно быть терпимым ко всему.

Не стоит смешивать понятия толерантности и вседозволенности, безразличия к ценностям.

Проявляя уважение к ценностям других людей, их вере, культуре, можно узнать много нового, познакомиться с невероятными личностями. Быть открытым - это познавать мир каждый день. Но при этом не стоит позволять наполнять себя «мусором», негативными эмоциями, враждебностью.

Основные принципы

Если задуматься над вопросом, что значит толерантный человек, то можно прийти к выводу: подобное понятие включает в себя целый ряд качеств. Кроме этого проявлять терпимость можно в абсолютно разных сферах жизни.

Например, политика. Это особенно важная часть, где толерантность должна быть постоянно. Уважение и принятие других точек зрения в управлении государством, терпимость к людям с иными политическими взглядами. Но и здесь достичь взаимопонимания очень сложно. Конфликтные ситуации на данной почве могут разгораться в кругу друзей, семьи. И если вы не в силах принять выбор другого человека, то лучше всего прекращать подобные разговоры, как только они начались.

В науке тоже необходима толерантность. На сегодняшний день существуют разнообразные теории и предположения, каждый сам выбирает, во что ему верить. Однако это не повод высмеивать и осуждать других за их иной взгляд на мир.

Проявление этого качества незаменимо для людей, которые занимают руководящие должности. Они должны быть не предвзяты, готовы к конструктивному диалогу. Умение найти общие интересы поможет воодушевить команду на новые свершения.

Для того чтобы понять, как воспитать толерантного человека, необходимо детально изучить всю широту этого качества.

Виды толерантности

Выше мы познакомились со сферами применения. Но толерантность можно разбить на несколько типов, применяя понятие к личности человека. Это деление его с психологической точки зрения.

Самые первые проявления толерантности заложены в нас с рождения. Это натуральное качество человека, которое позволяет принимать малышу своих родителей такими, какие они есть. Он не понимает, что в поведении взрослых хорошо, а что плохо. В младенчестве еще не сформированы социальные навыки, формирование собственной личности только начинается. С одной стороны, это удобный и нужный способ, помогающий почувствовать себя защищенным, однако в особых случаях негативное влияние семьи может навредить психике малыша.

С развитием, взрослением накапливается опыт и появляется моральная сторона вопроса. Достаточно часто толерантный человек сдерживает свои эмоции, подавляет их в себе. Как часто возникают моменты, что приходиться терпеть людей, чье мнение кардинально не совпадает с нашим. Это одна из основных проблем современного общества - непринятие друг друга, а лишь внешнее проявление понимания.

Наиболее развитое качество - это нравственная толерантность. Это способность не только принимать чужие взгляды, но и свои собственные. Не бояться их показать, вера в собственную правоту.

Как развить толерантность?

Очень хорошо описано, что означает толерантный человек, отечественным педагогом Вульфовым. В его понимании это личность, способная гармонично сосуществовать с другими людьми, которые имеют собственный менталитет и ведут иной образ жизни.

В современном мире все ярче становится аспект воспитания терпимого и уважительного отношения к другим культурам. Это требует особого внимания и детального подхода. Для хорошего межнационального общения необходимо понимать и принимать особенности других народов и в то же время уважительно относиться к своим историческим ценностям.

Во-первых, необходимо обучать спокойному отношению к иным культурам и течениям. При этом человек должен уметь анализировать и выделять моменты, которые отличаются от общих стандартов, и различать как положительные детали, так и отрицательные. Во-вторых, нужно постоянно учиться, развиваться, знакомиться с миром. Узнавать новые культуры, правила. В-третьих, необходимо ценить достижения других людей.

Главное, что следует понять - различия существуют, и это неплохо.

Как отличить толерантного человека?

Мы ежедневно общаемся с массой людей: родные, друзья, коллеги, случайные прохожие, продавцы в магазинах. Задумывались ли вы когда-нибудь, кто из них имеет подобное качество? Давайте попробуем ответить на вопрос: толерантный человек - это какой?

Стоит отметить, что главное принятие - личностное. Если ваш знакомый или друг умеет отвечать за свои поступки, в сложных ситуациях не перекладывает вину на других, значит, его внутренняя толерантность работает. Такой человек отлично понимает, что «Я идеальное» и «Я реальное» - зачастую две разные вещи. Адекватная оценка собственной личности, критическое отношение к самому себе - вот основы толерантного человека.

Кроме этого, подобные люди всегда открыты для нового. Они общительны и неагрессивны. Им интересен мир во всех его проявлениях. Такие люди не делят все на черное и белое, а готовы рассматривать других в перспективе. Это независимые и сильные личности, умеющие работать на результат. Им не чуждо чувство юмора, особенно ярко это проявляется в возможности посмеяться над собственными недостатками, которых никто не лишен.

Как определить человека, не обладающего толерантностью?

Из прочитанного выше достаточно просто сделать вывод, каким является антипод. Люди, которые эгоистичны, самовлюбленные, с сильнейшей верой в свою идеальность не являются толерантными. Они не привыкли проигрывать и в случае поражения винят всех, кроме себя.

Социум вызывает у них опасения и страхи. Каждый кажется врагом, который замышляет что-то подлое. В связи с этим общение с такими людьми достаточно сложное. Они замкнуты и немногословны. В любых ситуациях, как бы они ни складывались, не видят собственного влияния. Им кажется, что от них ничего не зависит. Любая оценка основывается на личном «Я». Такие люди сложно воспринимают демократию, для них предпочтительнее жесткий контроль.

С возрастом все труднее развить качества толерантного человека, поэтому следует уделять этому внимание с самого рождения.

Воспитание в семье

Психологи утверждают, что закладывать в сознание ребенка все новое можно еще в период беременности. Но главное, что нужно запомнить: наилучший способ - это личный пример. Хотя это и самый сложный путь. Воспитание толерантного человека начинается с момента его появления и длится на протяжении всей жизни. Поэтому не стоит возлагать большие надежды на дошкольные учреждения или учителей. Конечно, они тоже играют весомую роль, но основным примером всегда остается родитель.

Выводы

Из всего сказанного выше понятно, что такое толерантность, каково значение слова. Толерантный человек не имеет каких-либо узких определений. Это психологические, моральные, этические нормы. Подобное качество заложено в каждом с рождения, но может быть утрачено. Теплая, уважительная атмосфера в семье - это основа, на которой выстраивается дальнейшее воспитание.

Чтобы мир приобрел для нас новые оттенки, заиграл всеми цветами радуги, нужно открыть свой разум и душу, необходимо поверить в себя и в других.

Слово «толерантность» является достаточно актуальным в условиях современной жизни. Тем не менее, определение этого понятия каждый из нас понимает по-своему и осознает по-разному. Так что же оно означает простыми словами.



Понятие толерантности

Толерантность (от латинского tolerantia – терпение) означает отношение с пониманием к чувствам, чужому мнению, поведению, установкам, мировоззрению другого человека. Синонимами являются терпимость, принятие, терпеливость. Толерантный человек – это личность, которой присущи духовные, моральные ценности и качества. Противоположным примером толерантности является: отстаивание ребенком своих собственных интересов, постоянное настаивание на своем, применение силы для разрешения различных детских конфликтов.

История развития

Основоположником принципа толерантности считается известный древний философ Вольтер, который сказал: «Мне ненавистны ваши убеждения, но я готов отдать жизнь за ваше право высказывать их». Это высказывание отражает внутреннее содержание понятия толерантности. Позже этот термин использовался в медицине (применительно к иммунной системе), психологии (способность человека направлять в безопасное русло чувство неприятия, протеста по отношению к какому-либо другому человеку или явлению).




В условиях растущей глобализации с помощью усилий международных организаций, больше всего ЮНЕСКО, в ХХІ веке толерантность получила статус общечеловеческого морального императива, того стержня, на котором должны строиться человеческие взаимоотношения как в рамках одного государства, так и на международном уровне.

Виды социологической толерантности

Социологи ДЖ. Мид и Г.Блумер изучали проблему толерантности на уровне микросоциологии, на основе чего они выделили следующие виды социологической толерантности:

  • гендерная – уважительное отношение к противоположному полу;
  • расовая – терпимость по отношению к представителю другой расы;
  • национальная – уважительное отношение к людям других национальностей;
  • по отношению к инвалидам;
  • религиозная – уважение и принятие представителей другого вероисповедание;
  • сексуально-ориентационная – уважительное отношение к людям с нетрадиционной сексуальной ориентацией;
  • политическая – терпимость к представителям разных политических партий и движений;
  • образовательная – равное отношение к людям без образования и с высшим образованием;
  • межклассовая – уважение всех людей независимо от их материального благосостояния.

Отличие безразличия от толерантности

Первое означает отсутствие интереса к жизни другого человека, второе – терпимость по отношению к жизни другого (к его взглядам, мнению, поступкам, поведению и т.д.), осознание права другого на жизнь в соответствии с собственным мировоззрением.




Важно ! Толерантность проявляется в уважении и правильном понимании других взглядов, культур, методов самовыражения и проявления индивидуальности. Она против социальной несправедливости, уступок чужим взглядам и убеждениям, жестокого навязывания своего мнения окружающим.

Плюсы и минусы

Как и у любого явления, у толерантности есть две стороны: хорошая и плохая.

Плюсы толерантности:

  • ведет к гуманности и пониманию других людей;
  • помогает преодолеть страхи, связанные с общением с людьми с непохожими взглядами, благодаря умению построить эффективную коммуникацию;
  • способствует отношению с пониманием к людям, которые проявляют себя разными, порой не соответствующим общепринятым представлениям, способами;
  • посредством передачи опыта и знаний, путем взаимодействия людей с разными точками зрения ведет к личностному росту и общественному развитию.

Минусы толерантности:

  • позволяя удерживаться на расстоянии от человека с непохожими взглядами, уважать его права издалека, не сближает, а отдаляет людей друг от друга;
  • выступает способом разрушения традиционного уклада, религий, когда терпение, которое является главной библейской добродетелью, подменяется терпимостью к греху;
  • в современных реалиях вместо решения реальных социальных проблем только лицемерно декларируется уважение прав представителей других наций, культур, рас, вероисповеданий и т.д.;
  • невозможно провести точную грань, когда терпимость перерастает в рабское терпение, нанося ущерб личности человека;
  • многие под видом благих намерений манипулируют сознанием людей;
  • может восприниматься как равнодушие, безразличие, нежелание отстаивать свое мнение и бороться за него;
  • в мире современных цифровых технологий истинные ценности подменяются ложными.



Пример негативного момента

Примером, когда толерантность привела к негативным последствиям, является переселение части беженцев из арабских стран в цивилизованные Европейские города. Проблема состоит в том, что они пришли в «чужой монастырь со своим уставом». Их культурные ценности, присущие для слаборазвитых стран, противоречат ценностям цивилизованных стран и выступают своего рода атавизмом, пережитком прошлого, дикостью. В перечень таковых ценностей входят различные средневековые ритуалы (приношение жертвы, жестокие бои и т.д.) или грубое, порой с применением насилия, отношение к женщинам.

Самое главное и удивительное то, что беженцы требуют относиться толерантно к их жизненному укладу, абсолютно не принимая и порицая систему ценностей той страны, которая дала им приют. На данном примере можно видеть ситуацию, когда необоснованная терпимость иного образа жизни привела к отрицательным последствиям и возникновению новых сложностей.



Толерантность и будущее

Толерантность – это необходимое в современном мире условие общения. От терпимости каждого из нас зависит культурное и моральное развитие общества.

Каждый человек – это личность, индивидуальность, неповторимость, к каждому человеку нужно найти свой подход и быть толерантным в каждой ситуации, которая бы не случилась в нашей жизни. Поскольку нормы и ценности зависят от личности каждого человека, нужно все усилия направить именно на тщательную работу, связанную с их правильным формированием.

Важно! Практика свидетельствует: чем образованнее и культурнее человек, тем более толерантно он относится к людям вокруг, и к миру в целом.

Я – толерантный и нетолерантный человек!

С таких слов я начал вебинар о толерантности на телеканале «Мой портал» 9 ноября 2012 в г.Тюмени. Здесь я оказался, можно сказать, проездом, т.к. был приглашен Натальей Илимбаевой (руководитель областного добровольческого центра, Посол мира от UPF) на Фестиваль для студентов ТюмГУ «Новые лица» (об этом подробнее ).

  1. Определение толерантности
  2. Рекомендации о развитии
  3. Виды толерантности
  4. Реальная основа толерантности

Часть 1. Определение толерантности

Для того, чтобы дать определение толерантности, обратимся к , которая была принята 16 ноября 1995 года на Генеральной конференции ЮНЕСКО. Я использую данный документ, т.к. он является международным стандартом для раскрытия темы толерантности. В нём « » определяется как «терпимость», что по существу дела одно и то же, только происхождение слов разное. Сейчас в России принято использовать слово « ». Слово «терпимость» имеет негативную окраску, т.е. человек как бы вынужден терпеть то, что ему не нравится. С другой стороны, слово « » не вызывает у русскоговорящих никаких ассоциаций, но требует дополнительных объяснений. Поэтому используя термин « », мы будем опираться на интуитивное понимание слова «терпимость» и раскроем его с разных сторон.

1.1. Терпимость означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Терпимость - это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность. Терпимость - это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира.

1.2. Терпимость - это не уступка , снисхождение или потворство. Терпимость - это прежде всего активное отношение , формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах терпимость не может служить оправданием посягательств на эти основные ценности, терпимость должны проявлять отдельные люди, группы и государства.

1.3. Терпимость - это понятие, означающее отказ от догматизма , от абсолютизации истины и утверждающее нормы, установленные в международных правовых актах в области прав человека .

1.4. Проявление терпимости, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости , отказа от своих или уступки чужим убеждениям. Это означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими.

2.1. Развитие толерантности на государственном уровне требует справедливого и беспристрастного законодательства и его соблюдения, предоставления возможностей для развития каждому человеку, в противном случае это может стать причиной для подавленности и враждебности. Государствам следует ратифицировать существующие международные конвенции о правах человека и в соответствии с ними изменить свои законодательства. Стоит отметить, что Декларация прав человека была опубликована в Советском союзе спустя лишь 40 лет после её принятия в . Там, где государством не защищены права человека, человек начинает защищаться сам, становясь агрессивным и настороженным, воспринимая всё незнакомое, как опасное.

2.2. Социальные аспекты современного мира таковы, что «чужие» проблемы всё чаще становятся всеобщими. Повышается ответственность средств массовой коммуникации, которые способны играть конструктивную роль в деле содействия свободному и открытому диалогу и обсуждению, распространения ценностей терпимости и разъяснения опасности проявления безразличия по отношению к набирающим силу группам и идеологиям, проповедующим нетерпимость.

2.3. Воспитание в духе терпимости начинается с обучения людей тому, в чем заключаются их общие права и свободы, дабы обеспечить осуществление этих прав, и с поощрения стремления к защите прав других. Оно должно способствовать формированию навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях. Далее мы заметим противоречие между моралью и подлинной толерантностью.

Часть 3. Виды толерантности

Мы воспользуемся видов толерантности, т.к. логика, заложенная в неё даст нам почву для размышления.

3.1. Естественная (натуральная) толерантность подразумевает любознательность и доверчивость, свойственные и изначально присущие маленькому ребенку. Человек, не имеющий собственных убеждений, может относиться ко всему толерантно. Аналогично, путешественник, исследуя новую культуру, с интересом ищет в ней определенную логику и оправдание обычаям. Естественная толерантность заканчивается, когда к нам приезжают «чужаки» со своими обычаями, манерами и ценностями, но мы готовы подчиниться требованиям общества, проявляя моральную толерантность.

3.2. Моральная толерантность проявляется в стремлении соответствовать требованиям общества и сдерживать свои эмоции, используя арсенал выработанных психологических защит. Каждый социум (нация, государство, регион) формирует свою мораль под воздействием исторических, культурных, геополитических факторов. Имея некую выгоду, человек вынужден подчиниться общественной морали. Но в случае отсутствия внешнего контроля и возможного наказания человек склонен не сдерживать своё негодование. Моральная толерантность необходима, когда человек обретает собственные убеждения, но еще не научился принимать чужое . В данном случае человек боится потерять собственные убеждения, культурные особенности, традиционные для его социума ценности, а страх, в свою очередь, вызывает агрессию.

3.3. Нравственная толерантность включает как уважение ценностей и смыслов, значимых для другого, так и осознание, и принятие собственного внутреннего мира, своих собственных ценностей и смыслов, целей и желаний, переживаний и чувств. Это дает личности преимущество не бояться и выдерживать напряжения и конфликты, миновать которые никому по жизни не удается. Уверенный в себе человек может позволить другим инакомыслие. Воспитание должно быть сосредоточенно именно на данном виде толерантности, развивая навыки независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на более высоких моральных требованиях, чем ближайшее окружение человека.

4. Реальная основа толерантности

Проблема развития толерантности часто заканчивается простыми разговорами без перехода к конкретной практике. Мне бы хотелось закончить практичными моментами и предъявить свой взгляд на реальную основу толерантности. Выделим две стороны: усвоение общечеловеческих ценностей и искреннее сопереживание другим.

4.1. Общечеловеческие ценности – это некие самоценности, не требующие дополнительных обоснований, наделяющие жизнь человека смыслом и сохраняющие жизнеспособность человеческого сообщества. Например: жизнь, здоровье, семья, свобода и т.п. Именно общечеловеческие ценности находят свое отражение в Правах человека.

Общечеловеческие ценности, ставшие личными убеждениями, становятся основой для принятия другого человека. Если мы сходимся в фундаментальных вопросах, то любые разногласия разрешимы. Лично для меня это становится критерием для толерантности. С другой стороны, если человек своим поведением разрушает общечеловеческие ценности, внушает «антиценности» подрастающему поколению, то общечеловеческие ценности становятся критерием моей личной нетолерантности. Например, я нетерпим к убийцам, насильникам, в общественных местах к курильщикам и т.д., т.к. они посягают на жизнь и здоровье окружающих. В уединении с самим собой человек волен поступать, как хочет, если его не беспокоит судьба родных и близких.

Всё, что не затрагивает общечеловеческих ценностей, я готов признать вкусами, эксцентричностью, самобытностью и правом любого совершеннолетнего человека на самовыражение. Я толерантен к одежде, привычкам, религиозным обычаям, если они не противоречат общечеловеческим ценностям. Такую толерантность можно назвать нравственной.

4.2. Чтобы ужиться со вкусами других людей, наций, рас, верований необходимо искреннее сопереживание им, а для этого кроме общечеловеческих ценностей еще должен быть обретен эмоционально-чувственный (сердечный) опыт совместного проживания. Отчасти нам надо вернуться в детство и вспомнить естественную толерантность, скорее даже, восхищение чем-то новым и непривычным.

Как пробудить подлинный интерес? Вспомните, переживаете ли Вы за то, что происходит в других странах? В каких и почему? Если мы переживаем за всё в мире, то либо мы являемся пустословами или в конце концов станем невротиками. Мы будем вносить свой вклад в мир, если мы за это по-настоящему переживаем!

Мы переживаем за страны, где находятся наши родные, близкие и друзья. О них мы беспокоимся и хотим, чтобы в этих странах всё было благополучно. К представителям таких стран мы относимся более внимательно и учтиво, тем самым выражая свою любовь к родным и друзьям. Чем больше сердечных уз, тем больше взаимосвязей и стабильнее мир.

Отвечая на вопрос: «Как создать реальную основу для толерантности?» – я предлагаю:

  • расселить родственников по всему миру;
  • породниться с человеком другой расы/национальности (выйти замуж/жениться);
  • отправить своих детей учиться в другую страну, чтобы узнали мир (хоть на несколько месяцев);
  • подружиться с людьми из других стран (Интернет, Skype);
  • путешествовать по странам, узнавать культуру и ценности;
  • придумайте свои варианты…

Если у вас будут конкретные друзья из других стран, то об этом народе вы будете судить по своим друзьям, а не по СМИ. Вы будете по-иному относиться к их представителям в своей стране.

P.S.: Моё определение: Толерантность – это умение сдерживать себя в конфликтных ситуация во имя чего-то большего (общечеловеческие ценности или значимые люди).

Мы чаще говорим о Правах человека, но толерантность – это обязанность индивида в обществе. Развивая толерантность, мы прежде должны понять, принять и по доброй воле исполнять свои Обязанности человека, что и станет основой для Прав.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Современные глобальные изменения в культуре, экономике и политике предельно обостряют вопросы, связанные с отношением к «другому», «иному», «чужому». Сосуществование государств с разными политическими системами и разным уровнем экономического развития, с разными национально-культурными традициями, обострение религиозных противоречий выдвигают проблему толерантности как центральную на рубеже третьего тысячелетия. Все эти процессы в полной мере обнаруживаются в новой России в условиях после распада СССР. Специфические характеристики здесь имеют миграционные процессы, связанные не только с передвижениями русских из бывших национальных республик, но и с «великими перенаселениями» людей других национальностей.

Сложно происходит и формирование новых и утверждение старых этноструктур в автономных республиках, областях, сопровождающееся порой межэтническими конфликтами, ростом сепаратизма и другими явлениями, угрожающими безопасности страны. Именно в связи со всем этим установка общества и государства на расширение и углубление деятельности по формированию толерантного сознания и поведения, по воспитанию веротерпимости, миролюбия, непримиримости к экстремизму приобрела в России особую важность и смысл. И особенно актуальна эта проблема в организации воспитания молодого поколения. Это обусловлено не только общей остротой реального положения этой проблемы в стране, не только необходимостью сохранения жизненно важных позиций, но и тем, что новые поколения не имеют той положительной практики межкультурных и межэтнических отношений, которая имела место в жизни старшего поколения, получившего опыт содружества во время войны и других тяжелых периодов в истории Родины.

Главное же заключается в том, что в силу возрастных особенностей молодое поколение не имеет необходимых знаний, позволяющих с достаточной глубиной понимать современные этнопроблемы, не имеет общей культуры и психологической готовности к участию в них.

Мы должны понимать, что современные дети живут в новых условиях: в новых условиях существования этноса, к которому они принадлежат (в частности, нередко в отрыве от территории, на которой сформировался этнос), в условиях не двуязычия, а многоязычия информационного пространства, в которое они включены, в ситуации пересечения многих культурных каналов, в которые они включаются через СМИ и которые далеко не всегда регулируются родителями и школой, обществом (в малой степени государством), в условиях контактов с разноязычными сверстниками и т.д.

Нельзя не учитывать также новые темпы взросления детей и более выраженное их стремление к самоутверждению, когда этнический компонент становится одним из наиболее действенных средств такого самоутверждения, с одной стороны, а с другой - четко проявляется потребность в приобщении к большому новому пространству, миру, где существует огромное количество притягательных объектов.

Одним словом, реальное положение в стране, значимость задач, ответственность за будущее делают проблему формирования толерантного сознания и развертывания межкультурных, межэтнических отношений остроактуальной и значимой, хотя и чрезвычайно сложной, особенно в связи с предъявлением высоких требований к способам и уровням её решения.

Понятие и виды толерантности.

В качестве рабочего определения толерантности будем использовать определение толерантности, которое дает С.К. Бондырева: «Толерантность - это особое отношения, которые формируются (как и всякое другое отношение) на основании оценки некоего объекта (чаще - другого индивида) благодаря постоянной связи с объектом». (1, с.5).

Н.М. Лебедева под этнической толерантностью понимает «отсутствие негативного отношения к иной этнической культуре, а точнее - наличие позитивного образа иной культуры при сохранении позитивного восприятия своей собственной».

В начале обратимся к истории понятия «толерантность». Его появление связано с эпохой религиозных войн. По своему первоначальному содержанию оно выражает компромисс, на который вынуждены были согласиться католики и протестанты. Позднее толерантность как принцип согласия возникает в либеральном сознании эпохи Просвещения.

Выдающиеся ученые XVII-XVIII веков: Гоббс, Локк, Вольтер, Руссо - выступали против жестоких религиозных столкновений и религиозной нетерпимости.

В «Философских письмах» (1733), «Трактате о веротерпимости» (1763) Вольтер утверждал, что верхом безумия следует считать убеждение, будто все люди должны думать одинаково. Любое верование, считал ученый, имеет право на существование.

Итогом деятельности просветителей стало постепенное проникновение в общественное сознание идеи толерантности в качестве всеобщей ценности, фактора согласия между религиями и народами.

В 1789 году - через 11 лет после смерти Вольтера - во Франции была принята Декларация прав человека и гражданина. Она стала предвестницей современных деклараций о правах человека, в том числе Всеобщей декларации прав человека 1948 года, провозгласившей принципы мира, демократии, ненасилия во взаимоотношениях между народами и государствами (4, с. 14).

В России понятие толерантности связано с именем Л.Н. Толстого, который сформулировал основанную на примере ненасилия программу духовного обновления человечества.

Анализ основных теоретических произведений мыслителя и научных положений, содержащихся в работах современных исследователей его творчества (Б.С. Братусь, Т.Т. Бурлакова, В.И. Слободчиков и др.), позволяет выделить следующие основные философско-педагогические идеи Л. Толстого, значимые для воспитания толерантности: духовность, любовь, непротивление злу насилием, свобода, самосовершенствование, движение.

В русской культуре XIX века (Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, А.А. Ухтомский) возникла традиция трактовки терпимости как понимания. Эта традиция получила развитие в работах М.М. Бахтина и его последователей (4, с. 14).

В последние годы в обществе и сфере образования ведется активная работа по культивированию толерантности. Принят соответствующий закон, утверждена и действует Федеральная целевая программа (ФЦП) «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» и ряд других мер в духе Декларации принципов толерантности, принятой Генеральной Конференцией ЮНЕСКО в 1995 году.

Появились весьма интересные научно-публицистические работы (А.Г. Асмолов, С.К. Бондырева, В.С. Собкин, Г.У. Солдатова), ряд статей в периодической печати (Е.Г. Багреева, Г.Н. Волков, В.В. Глебкин), посвященные проблеме толерантности.

Этимология термина «толерантность» восходит к латинскому глаголу tolerаre (переносить, выдерживать, терпеть). Однако свое широкое распространение термин «толерантность» получил в его английской интерпретации - tolerance - где наряду с терпимостью он означает также «допускать».

В современной жизни понимание толерантности неоднозначно и неустойчиво, различно его понимание разными народами в зависимости от их исторического опыта. По этой причине понятие толерантность имеет довольно широкий диапазон интерпретаций. Так, в английском языке толерантность означает «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь», во французском языке этот термин понимается как «уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических или религиозных взглядов».

В китайском языке проявлять толерантность - значит «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других». На этом фоне наиболее широкую гамму чувств и отношений понятие «толерантность» выражает в арабском языке, где оно может употребляться в значении «прощение, снисхождение, мягкость, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим людям».

В русском языке наиболее близким по значению понятию «толерантность» является термин «терпимость», что в обыденном употреблении означает «способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей» (7, с. 22-23).

По мнению Е.С. Смирновой, «понятие толерантности в его современном значении предполагает не смиренно-выносливое отношение к неприятным людям или воздействиям, а напротив, расположенность и доброжелательность, уважение и признание других, признание их прав на собственный образ жизни, отношение к ним как к себе».

В научной литературе толерантность рассматривается, прежде всего, как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм поведения, отказ от сведения этого многообразия к единообразию или преобладанию какой-либо точки зрения.

В такой интерпретации толерантность означает признание прав другого, восприятие другого как себе равного, претендующего на понимание и сочувствие, готовность принять представителей других народов и культур такими, какими они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия и уважения.

Н.А. Асташова рассматривает толерантность в разных аспектах. Толерантность может рассматриваться как ценность социокультурной системы, своего рода внутренний стержень социально-психологического бытия. Это комплексный феномен, определяющий отношение человека как к себе, так и к окружающему миру. Вне отношения к человеку нельзя говорить о толерантности-ценности. Следовательно, толерантность-ценность выступает как некий поведенческий ориентир.

Толерантность может функционировать как принцип. Этот вариант связан с переводом толерантности в статус руководящей идеи, основного положения, внутреннего убеждения, определяющего деятельность человека. Толерантность как норма позволяет усилить упорядоченность социальных взаимодействий, точно обрисовать выполнение выработанных человечеством правил. На этом уровне толерантность отражает позицию личности в данной ситуации, ориентированную на конкретные образцы поведения, обобщенные принципы деятельности.

Рассматривая толерантность, необходимо понять основные психологические составляющие толерантности.

Эмпатия (от греч. etmpatheia - сопереживание) - постижение эмоционального состояния, проникновение, вчувствование в переживания другого человека, то есть понимание человека на уровне чувств, стремление эмоционально откликнуться на его проблемы.

Коммуникативная толерантность - это характеристика отношения личности к людям, показывающая степень переносимости ею неприятных или неприемлемых, по ее мнению, психических состояний, качеств и поступков партнеров по взаимодействию (5, с. 39).

Эмпатия и коммуникативная толерантность являются отличительными признаками толерантного человека.

Образ толерантной личности сочетает важнейшие характеристики, отражающие психолого-этические линии человеческих отношений:

· Гуманность, предполагающая внимание к самобытному внутреннему миру человека, человечность межличностных отношений;

· Рефлексивность - глубокое знание личностных особенностей, достоинств и недостатков, установление их соответствия толерантному мировосприятию;

· Гибкость - умение в зависимости от состава участников событий и возникших обстоятельств принять решение, выстраивание системы отношений на основе владения полноценной информацией;

· Уверенность в себе - адекватная оценка собственных сил и способностей, вера в возможность преодолеть препятствия;

· Самообладание - владение собой, управление эмоциями, поступками;

· Вариативность - многомерный подход к оценке окружающей жизни и принятие адекватных сложившимся обстоятельствам решений;

· Перцепция - умение подмечать и выделять различные свойства людей, проникать в их внутренний мир;

· Чувство юмора - ироническое отношение к несуразным обстоятельствам, непродуманным действиям, умение посмеяться и над собой (2, с. 77-79). толерантность компромисс отношения психологический

Позитивное понимание толерантности достигается через уяснение ее противоположности - интолерантности или нетерпимости. Нетерпимость основывается на убеждении, что твоя группа, твоя система взглядов, твой образ жизни стоят выше остальных.

Толерантность и интолерантность - это особые отношения, которые формируются (как и всякое другое отношение) на основании оценки некоего объекта (чаще - другого индивида) благодаря постоянной связи с объектом. Следовательно, здесь справедлива формула: связь - оценка - отношение - поведение (намерение), толерантное или интолерантное.

В иерархии отношений толерантность и интолерантность играют роль базисных. Толерантность как отношение порождает отношение доверия, готовность (установку) к компромиссу и сотрудничеству, а так же радость, общительность, дружелюбие.

Соответственно, интолерантность, как отношение, порождает негативизм, недоброжелательность, тенденцию «возникать» по поводу и без повода, а также негативные эмоции - гнев, досаду, злобу, злость.

По мнению С.К. Бондыревой, толерантность как отношение - это «способность индивида без возражений и противодействия воспринимать отличающиеся от его собственных мнения, образ жизни, характер поведения и какие-либо иные особенности других индивидов» (1, с. 4-5).

Понимание толерантности как терпимости, доверия, согласия и т.д. связано с определенными целями и задачами политического, экономического, культурного характера. Мы также рассматриваем её как структурообразующий компонент в организации общества вообще. Толерантность не только норма гуманных отношений, важный момент их установления, но и реально постоянно, многопланово действующая «организующая сила» в развитии общества.

Как известно, наиболее острая проблема - толерантность в сфере межэтнических отношений. В разные эпохи она приобретала специфические особенности, в разных регионах принимала разные оттенки. Права на сохранение своего языка, своих культурных ценностей, традиций, имен предъявлялись как фундаментальные требования и защищались этносами на разных уровнях. И всегда задачи мирного сосуществования, а тем более активного взаимодействия этносов были чрезвычайно сложными для практического решения на достойном уровне. Очевидно, что толерантность, понимается сегодня как объективно возникший феномен, как инструмент регулирования межэтнических отношений. В данном случае толерантность понимается как терпимость к инокультуре, иномыслию, иноверию, доверительность.

Н.М. Лебедева под этнической толерантностью понимает «отсутствие негативного отношения к иной этнической культуре, а точнее - наличие позитивного образа иной культуры при сохранении позитивного восприятия своей собственной». (5). Такое понимание базируется на постулате ценностного равенства этнических культур и отсутствии в этом плане преимущества одной культуры перед другой.

Дискриминация на основе культурных или языковых характеристик индивида или группы, основанная на убеждении в превосходстве одних культур над другими (этноцентризм) и мнение, что одна нация превосходит в правах другую (агрессивный национализм) являются крайними проявлениями межнациональной интолерантности.

Согласно, «Декларации принципов толерантности» (ЮНЕСКО, 1995) толерантность означает «уважение, принятие и понимание многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Признание различий людей по внешнему виду, социальному положению, речи, поведению, ценностям и права жить в мире».

Формирование толерантного отношения.

Одним из важнейших этапов формирования терпимости является формирование доминанты двухэтапного анализа (всесторонней оценки) объекта, сначала - объекта как такового, а затем уже его связей и отношений.

Характер оценки имеет прямое отношение к толерантности или интолерантности. Естественно, что мы толерантны к тому, что оцениваем положительно.

Отрицательная оценка может содержать в себе предрассудки и предубеждения. Предрассудок по своему смыслу - это не учитывающая доводов разума оценка то ли по причине отсутствия таких доводов, то ли по причине их слабости, то ли по причине наличия установки - определять для себя все заранее, не вдаваясь в конкретные детали.

Предубеждение - это настроенность заранее «против» на основании какого-либо прошедшего события, и имеет оно избирательный характер.

Предрассудки и предубеждения характеризуют некачественное (негибкое) стереотипное поведение.

Рассмотрим теперь роль предвзятости для формирования толерантности/интолерантности. Предвзятость препятствует процессу оценивания. Чаще предвзятость порождает необоснованно негативные оценки и отношения и, следовательно, лежит в основе интолерантности. Но в некоторых случаях может быть предвзято-положительное отношение (некритическое следование моде) (1, с. 79-80).

С.К. Бондырева, Д.В. Колесов предлагают следующую схему формирования толерантности (см. Схему 1), при этом делают акцент на том, что именно оценка определяет характер наших отношений к объектам, процессам, явлениям окружающего. А толерантность и интолерантность, как мы уже говорили, - это не что иное, как отношение.

Итак, все начинается с восприятия индивидом объекта. После этого между ними формируется связь в форме знания индивидом о существовании и свойствах этого объекта.

Следующим этапом является формирование оценки. Если оценка объекта положительна, возникает (формируется, складывается) положительное отношение к нему, которое открывает дорогу положительным побуждениям в отношении этого объекта. И в результате мы имеем естественную толерантность.

Отметим, что к числу положительных оценок относится и оценка нами человека или его поведения как подобного себе. Это - толерантность идентичности (ТИ на нашей схеме). Она вполне четко выражается следующим высказыванием индивида: «Как я могу критиковать вас за это, если я сам такой же!» При этом оценка факта идентичности относиться к числу именно положительных оценок, поскольку всегда индивид оценивает (и должен оценивать) себя (в целом) положительно, а самокритично относится только к деталям своей внешности и (или) поведения. Негативное отношение к себе самому - психическая патология (самоотрицание, самообвинение; самоповреждение, суицид).

Возникновение конструктивной толерантности связано с действием этих дополнительных факторов (в том числе, установки) на пути между оценкой и формированием отношения (КТ на схеме). Характерной фазой, выражающей сущность конструктивной толерантности, является следующая: «Ну, что же, постараемся извлечь пользу из наших разногласий!».

Возникновение адаптивной толерантности (АТ на схеме) связано с воздействием определенных факторов на пути между отрицательным отношением и отрицательными побуждениями: у индивида просто может не оказаться энергии для действий в соответствии со своим отрицательным отношением. Весьма четко этот вид толерантности выражается следующим высказыванием: «Я от вас устал - делайте что хотите!».

Наконец, возникновение снисходительной толерантности связано с воздействием определенных факторов на этапе между отрицательными побуждениями и действиями. Четко сущность снисходительной толерантности выражается следующим высказыванием: «Это для меня мелочь - не хочу вникать в ваши дела!» Суть этого вида толерантности в том, что нечто, к чему у индивида в принципе отрицательное отношение, не затрагивает его личностно: в противном случае толерантности он бы не проявил (1, с. 47- 51).

1. Толерантность - это уважение и признание равенства, признание многомерности и многообразия человеческой культуры, норм поведения отказ от доминирования и насилия.

2. Толерантность - это особое отношение, которое формируется на основе оценки некоего объекта благодаря взаимодействию с ним.

3. Есть два главных вида толерантности: естественная и проблемная. Естественная толерантность возникает в случае положительной оценки нами объекта, а так же в случае, если между ним и собой мы не находим особых различий. Это - толерантность идентичности. Проблемная толерантность возникает, несмотря на отрицательную оценку нами объекта, но при наличии установки на сотрудничество (конструктивная толерантность), адаптации (индивид свыкся, притерпелся, наконец, устал «от этого»). Снисходительная толерантность оцениваемого индивида глубоко не затрагивает нередко именно потому, что он «так воспитан».

4. Любая оценка базируется на сравнении оцениваемого объекта с неким образом (эталоном). Чем больше эталонных образов запечатлено в психике индивида, тем выше его способность к оценке новых для него объектов, способность принимать разнообразие окружающего мира.

Заключение

Актуальность вопросов толерантности приобрела в настоящее время небывалую остроту.

В последние годы социальные, политические и экономические потрясения мирового масштаба привели к небывалой миграции народов, их переселению, расселению, столкновению, смешению, что, разумеется, приводит к конфликту культур.

В то же время научно-технический прогресс и усилия разумной и миролюбивой части человечества открывают все новые возможности, виды и формы общения, главным условием эффективности которых является взаимопонимание, диалог культур, терпимость и уважение к культуре партнеров по коммуникации.

Все это вместе взятое -- и тревожное, и обнадеживающее -- и привело к особенно пристальному вниманию к вопросам межкультурного общения. Впрочем, вопросы эти вечные, они волновали человечество с незапамятных времен. В качестве доказательства вспомним одну пословицу. Пословицы справедливо считают сгустками народной мудрости, то есть тем самым народным культурным опытом, который хранится в языке и передается из поколения в поколение.

Русская пословица, живая, употребительная, не утратившая, в отличие от многих других, своей актуальности, учит: В чужой монастырь со своим уставом не ходят. Ее аналог в английском языке выражает ту же мысль другими словами: When in Rome, do as Romans do [Приехав в Рим, делай, как римляне]. Так в каждом из этих языков народная мудрость старается предостеречь от того, что теперь принято называть термином конфликт культур. Словосочетание это, к сожалению, сейчас «в моде» по уже упомянутым грустным причинам: в условиях социальных, политических и экономических конфликтов многочисленные беженцы, иммигранты, репатрианты страдают от конфликтов с «чужим уставом» даже в благополучной экономической ситуации. Поэтому в конце, хочется отметить цитатой из книги Тер-Минасовой:

«Люди! Будьте терпеливы, уважайте «чужие», не свои культуры, и жить станет легче и спокойнее. Три «Т» -- Терпение, Терпимость, Толерантность -- вот формула межкультурной коммуникации».

Литература

1. Бондырева С.К. Толерантность (введение в проблему) / С.К. Бондырева, Д.В. Колесов. М.: Издательство Московского Психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. 240 с.

2. Безюлева Г.В., Шеламова Г.М.. Толерантность: взгляд, поиск, решение. М.: Вербум-М, 2003. 168 с.

3. Гришаева Л.И. Введение в теорию межкультурной коммуникации: учеб. пособие для студ. лингв. фак. высш. учеб. заведений / Л.И.Гришаева, Л.В. Цурикова. 3-е изд., испр. М. : Издательский центр «Академия», 2006. 336 с.

4. Губогло М.Н. Толерантность сознания молодежи: состояние и особенности // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): Сб. науч.-метод. Ст. 2-е изд., стереотип. М.:, 2003. С. 106-133.

5. Лебедева Н.М. Методология этнопсихологического исследования этнической толерантности в поликультурных регионах России // (http://ppf.uni.udm.ru/conf_2002/etnos/lebedeva.html).

6. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация: (Учеб. пособие). М.: Слово/Slovo, 2000. 624 с.

7. Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): Сб. науч.-метод. Ст. 2-е изд., стереотип. М.: Издательство Московского Психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. 368 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Сущность и история появления толерантности. Понятие толерантности согласно Декларации принципов толерантности, принятой Генеральной конференцией ЮНЕСКО. Дифференцированное понимание феномена толерантности. Свойства толерантного и интолерантного человека.

    реферат , добавлен 19.01.2012

    Исследование толерантности личности как психолого-акмеологического явления в многонациональном коллективе. Выявление внешних и внутренних детерминант этнической толерантности. Разработка психотехники по формированию межэтнической толерантности личности.

    дипломная работа , добавлен 14.05.2015

    Индивидуально-психологические характеристики, лежащие в основе формирования педагогической толерантности. Влияние коммуникативно-педагогической толерантности на эффективность обучающей и воспитательной деятельности учителя, рекомендации по ее развитию.

    диссертация , добавлен 15.08.2009

    Толерантность и интолерантность как составляющие современного мира. Стереотипы и стереотипизация: основные методологические подходы. Проблемы толерантности к чужим стереотипам. Необходимость гражданско-правового оформления принципов толерантности.

    контрольная работа , добавлен 15.07.2011

    Понятие толерантности, механизмов ее формирования. Анализ психолого-педагогических исследований, посвященных психологическим характеристикам возрастных особенностей младших школьников. Особенности процесса воспитания толерантности как качества личности.

    курсовая работа , добавлен 08.06.2013

    Определение понятия "толерантность". Основные психологические составляющие толерантности. Характерные особенности в развитии межличностного диалога. Экспериментальное исследование психологических характеристик толерантности у детей школьного возраста.

    дипломная работа , добавлен 12.11.2012

    Теоретические основы явления толерантности. Понятие, сущность и особенности сказкотерапии как средства развития толерантности. Анализ и оценка уровня толерантности у детей младшего школьного возраста (на базе детского оздоровительного лагеря "Мечта").

    курсовая работа , добавлен 11.07.2010

    Определение сущности, анализ структуры и специфики этнической толерантности как психолого-педагогического феномена. Изучение особенностей проявления этнической толерантности в студенческом коллективе и возможности её развития у студентов-психологов.

    магистерская работа , добавлен 22.06.2011

    Аспекты формирования толерантности у подростков как фактор предупреждения конфликтов. Тренинг толерантности. Оценка сплоченности группы. Соглашение с инициативой других. Повышение самооценки. Настройка на группу. Уважительное отношение к другим.

    курсовая работа , добавлен 16.12.2008

    Общая характеристика толерантной личности по Г. Оллпорту. Анализ формирования толерантности у подростков в условиях современного образовательного процесса. Комплекс педагогических мер для формирования межличностной толерантности в условиях школы.