Ю.Ф. Лисянский краткая биография и заслуги перед Отечеством

Лисянский Юрий Федорович - р усский морской офицер. Участник многих морских сражений. Командир судна «Нева» - второго корабля первой русской кругосветной экспедиции под руководством И.Ф. Крузенштерна. Автор

труда «Путешествие вокруг света в 1803-1806 годах на корабле "Нева"». Капитан первого ранга.

02.08.1773 – 22.02.1837

Происхождение

Родился в городе Нежин Черниговской губернии 2 августа 1773 г. в семье протоиерея. О детстве Ю. Лисянского почти ничего не известно.

Образование

Поступил в Морской кадетский корпус в Петербурге. 20 марта 1786 г. был произведен в гардемарины. В 1788 году досрочно выпущен из корпуса в связи с начавшейся войной со Швецией.

Служба

В 1788 году зачислен в команду фрегата "Подражислав", участвовал в Гогландской битве и других морских сражениях на Балтике, в 1789 г. произведен в мичманы. В 1793 г. Лисянский заслужил чин лейтенанта и в том же году (по распоряжению императрицы Екатерины II) отправился волонтером на стажировку в британский ВМФ. В числе группы из 16-ти флотских офицеров был и его друг по кадетскому корпусу Иван Крузенштерн.

Англия тогда вела войну в Северной Америке с французами, куда и были направлены наши офицеры. Кроме побережья Канады Лисянскому удалось побывать на английских кораблях в Карибском море, Филадельфии, ходил он и к мысу Доброй Надежды. В очередном бою с французами в 1796 году был контужен.

Лисянский возвратился в Россию 27 марта 1798 года и был произведен в чин капитан-лейтенанта. Вскоре он был назначен командиром фрегата «Автроил». В 1803 году (за 18 морских кампаний) получил Георгиевский крест 4-й степени. В этом же году Юрий Лисянский был командирован в Англию, где приобрел корабли для первой русской кругосветной экспедиции.

Кругосветное путешествие на корабле «Нева» 1803-1806 гг.

Когда И.Ф.Крузенштерну удалось «пробить» идею кругосветной экспедиции, он получил право самому набирать команду и назначать командиров. В выборе капитана второго судна не было сомнений – Юрий Лисянский был его другом еще с кадетской скамьи и к тому времени обладал большим военно-морским опытом.

О первой русской кругосветке и отдельном походе Юрия Лисянского к берегам Русской Америки читайте на этой странице.

После кругосветной экспедиции

За участие в кругосветном путешествии Лисянский был произведен в капитаны 2-го ранга, получил от императора пожизненную пенсию в 3000 рублей и единовременную награду от Российско-Американской компании в 10.000 рублей. После возвращения из экспедиции Лисянский продолжил службу в Военно-Морском флоте. В 1807 г. возглавлял эскадру из 9 кораблей на Балтике и ходил к Готланду и Борнгольму для наблюдения за английскими военными судами. В 1808 г. был назначен командиром корабля "Эмгейтен".

Отставка

8 января 1809 г., в чине капитана І ранга Ю. Ф. Лисянский подал в отставку по своей инициативе. Причиной такого «маневра» стал отказ Адмиралтейств-коллегии финансировать издание его книги «Путешествие вокруг света в 1803-1806 годах на корабле "Нева"». Возмущенный Лисянский покинул службу и уехал в деревню. Там он написал вариант этой книги на английском языке и в 1814 году издал её в Лондоне. Потом вышел вариант и на немецком языке. Книга имела большой успех за пределами Отечества.

Скончался Юрий Федорович Лисянский в 22 февраля 1837 года в Петербурге, покоится в Александро-Невской лавре. Собранная им коллекция различных предметов «тропических и других» посещенных им стран – оружия. одежды, и всяческих редкостей была по завещанию передана им в Румянцевский музей.

Русский мореплаватель. Родился 2 (13) апреля 1773 в Нежине. Окончил Морской кадетский корпус (1786). Участник русскошведской войны (1788 - 1790). В 1790 - 1783 служил на Балтийском флоте. В 1793 - 1799 плавал на английских судах к берегам Северной Америки, в Вест-Индию, Южную Африку и Индию.


Обследовал и, описал о. Св. Елены, изучал колониальные поселения в Южной Африке и другие географические объекты.

В 1802 принял участие в первом русском кругосветном плавании, которым руководил И. Ф. Крузенштерн. Экспедиция осуществлялась на двух судах - (командир Крузенштерн) и (командир Лисянский). Выйдя из Кронштадта в 1803 и обогнув Южную Америку, корабли вошли в Тихий океан. Посетив Маркнзские и Гавайские о-ва, они разошлись: Крузенштерн поплыл в сторону Камчатки, а Лисянский - к берегам Северной Америки.

lisynskiyЗдесь он установил связь с русской колонией, обследовал о. Кадьяк и восточное побережье Аляски. На протя- жении всего путешествия Лисянский проводил океанографические исследования. Особую ценность имеют его наблюдения над морскими течениями, позволившие ему совместно с Крузенштерном внести исправления и дополнения в существовавшие в то время карты морских течений.

Произвел астрономические определения географических координат посещенных им пунктов и указал наиболее удобные гавани. В китайском порту Кантон (ныне Гуанч-жоу) встретился с Крузенштерном. В июне 1806 экспедиция возвратилась в Кронштадт. Книга Лисянского.в 1803- 1806 годах> (1947) содержит много интересных географических и этнографических данных. В 1806- 1809 служил на Балтийском флоте.

Именем Лисянского названы остров, открытый им в Гавайском архипелаге, полуостров на северном побережье Охотского моря, гора на Сахалине.

ЛИСЯНСКИЙ, ЮРИЙ ФЕДОРОВИЧ (1773–1837) – русский мореплаватель, капитан 1 ранга (1809), исследователь-гидролог, известный путешественник.

Родился 2 августа 1773 в семье протоиерея в г.Нежин. Обучаясь в Морском кадетском корпусе, подружился с И.Ф.Крузенштерном .

В 1786 в возрасте 13 лет, досрочно окончив корпус вторым по списку, поступил гардемарином на 32-пушечный фрегат «Подражислав» Балтийского флота. На нем же он получил боевое крещение в Голландском сражении во время русско-шведской войны 1788–1790, в которой 15-летний гардемарин участвовал в нескольких сражениях.

В 1789 был произведен в мичманы. В 1793 – в лейтенанты и направлен в числе 16 лучших офицеров в Англию. Там четыре года совершенствовался в мореходной практике, участвовал в боях англичан против республиканской Франции (отличился при пленении французского фрегата «Элизабет», но был контужен), сражался с пиратами в водах Северной Америки. Путешествовал по США (лично видел первого президента США Джорджа Вашингтона), затем был в Вест-Индии, сопровождал английские караваны у берегов Южной Африки и Индии.

В 1797 вернулся в Россию, 27 марта произведен в капитан-лейтенанты. Вместе с новым чином получил назначение командиром на фрегат «Автроил». В ноябре 1802 за участие в 16 морских кампаниях и двух больший сражениях был награжден орденом Георгия 4-й степени. В это время Российско-американская компания (торговое объединение, учрежденное в июле 1799 в целях освоения территории Русской Америки, Курил и др. островов) высказалась в поддержку специальной экспедиции для снабжения и защиты русских поселений на Аляске. С этого началась подготовка 1-й русской кругосветной экспедиции. Морское министерство назначило капитан-лейтенанта Лисянского одним из ее руководителей и командировало его в Англию для закупки двух шлюпов и части снаряжения.

К лету 1803 года шлюпы «Нева» и «Надежда» были готовы к отправке. Руководство всей экспедицией и командование шлюпом «Надежда» было поручено капитан-лейтенанту Крузенштерну. Его однокашник по Морскому корпусу Лисянскому командовал шлюпом «Нева».

26 июля экспедиция вышла из Кронштадта в путь, «не испытанный до того россиянами». 14 ноября 1803 суда в первые в истории российского флота пересекли экватор. После этого, потеряв в тумане шлюп «Надежда», «Нева» 1 июля 1804 года пришла к острову Кадьяк и более года находилась у берегов Северной Америки. Моряки помогли жителям Русской Америки отстоять свои поселения от нападения индейских племен тлинкитов, участвовали в строительстве крепости Ново-Архангельск (Ситка), вели научные наблюдения и гидрографические работы. В августе 1805 Лисянский вышел на «Неве» с грузом пушнины в Китай, в ноябре пришел в порт Макао, где вновь соединился с Крузенштерном и «Надеждой». Но едва корабли вышли из порта, как снова потеряли друг друга в тумане. Следуя самостоятельно, Лисянский впервые в истории мирового мореплавания провел корабль без заходов в порты и стоянки от берегов Китая до английского Портсмута. 22 июля 1806 его «Нева» первой вернулась в Кронштадт.

Лисянский и его экипаж стали первыми российскими кругосветными мореплавателями. Лишь через две недели сюда же благополучно пришла «Надежда». Но слава кругосветного мореплавателя досталась Крузенштерну, сумевшему первым опубликовать описание путешествия (на три года раньше, чем Лисянский, считавший задания по долгу службы более важными, чем публикация отчета для Географического общества). Да и сам Крузенштерн видел в своем друге и коллеге прежде всего «человека беспристрастного, послушного, усердного к общей пользе», чрезвычайно скромного. Правда, заслуги Лисянского были все же отмечены: он получил чин капитана 2 ранга, орден Святого Владимира 3-й степени, денежную премию и пожизненную пенсию. Для него самого главным подарком была благодарность офицеров и матросов шлюпа, перенесших вместе с ним тяготы плавания и подаривших ему на память золотую шпагу с надписью: «Благодарность команды корабля „Нева"».

Скрупулезность, с которой мореплаватель делал астрономические наблюдения, определял долготы и широты, устанавливал координаты гаваней и островов, где «Нева» имела стоянки, приближает его измерения двухвековой давности к современным данным. Путешественник перепроверил карты Гаспарского и Зондского проливов, уточнил очертания Кадьяка и других островов, прилегающих к северо-западному побережью Аляски. Попутно он открыл небольшой остров на 26° с. ш., к северо-западу от Гавайских островов, который, по желанию экипажа «Невы», был назван его именем.

Во время своих странствий Лисянский собирал личную коллекцию предметов, утвари, одежды, оружия. В ней были также раковины, куски лавы, кораллы, обломки горных пород с островов Тихого океана, Северной Америки, Бразилии. Все это стало достоянием Русского Географического общества.

В 1807–1808 Лисянский командовал кораблями «Зачатие Святой Анны», «Эмгейтен» и отрядом из 9 судов. Участвовал в боевых действиях против флотов Англии и Швеции. В 1809 году вышел в отставку в чине капитана I ранга. Занялся приведением в порядок своих путевых записей, которые он вел в форме дневника и опубликовал их лишь в 1812, после чего лично перевел свой труд на английский и издал в Лондоне в 1814.

Трижды в жизни Лисянский был первым: первым совершил под российским флагом кругосветное путешествие, первым продолжил путь от Русской Америки до Кронштадта, первым открыл необитаемый остров в центральной акватории Тихого океана. Ныне его именем названы залив, полуостров, пролив, река и мыс на побережье Северной Америки в районе архипелага Александра, один из островов Гавайского архипелага, подводная года в Охотском море и полуостров на Северном побережье Охотского моря.

Сочинения: Лисянский Ю.Ф. Путешествие вокруг света в 1803, 1804, 1805 и 1806 на корабле «Нева» под начальством Ю. Лисянского . (1-е изд. – 1812, 2-е - М., 1947).

Лев Пушкарев, Наталья Пушкарева

ЮРИЙ ФЕДОРОВИЧ ЛИСЯНСКИЙ, 1773-1837, участник первого русского кругосветного путешествия, известный сотрудник знаменитого адмирала Крузенштерна, родился 2 Августа 1773 года. Воспитанник Морского корпуса с 1783 г., Лисянский 20 Марта 1786 г, был произведен в гардемарины. Во время Шведской войны был в крейсерстве у Гельсингфорса и на фрегате «Подражислав» участвовал в Готландском сражении; в 1789 г. был произведен в мичманы и участвовал, в этом году и в следующем, во всех крупных морских боях со шведами. В 1793 г. произведен в лейтенанты и командирован в Англию для службы «волонтером» на судах Английского флота. Здесь он участвовал в морских cpaжeнияx с французами и плавал около берегов Африки, Азии и Америки. По возвращении в Россию, Лисянский был произведен в капитан-лейтенанты 27 Марта 1798 г. и назначить командиром фрегата «Автропл». В 1805 г., за 18 морских кампаний, получил орден св. Георгия 4 класса . В этом же году издал переведенную им с английского книгу Клерка «Движение флотов». Командуя шлюпом «Нева», отправился вместе с Крузенштерном (шлюп «Надежда») в кругосветное путешествие, с целью достичь морем берегов Российско-Американских колоний; при этом он заходил на острова Тенериф и св. Екатерины, в Бразилии. В 1804 г., обогнув мыс Горн, Лисянский, на Сандвичевых островах, отделился от шлюпа «Надежда» и взял самостоятельный курс на о. Кадьяк, потом отправился к Ситхе, где оказал помощь главному начальнику русских Северо - Американских колоний, Баранову, в возвращении взятого и разоренного г. Новоархангельска. В 1805 г., на возвратном пути, открыл острова Лисянского и Крузенштерна и в Кантоне опять соединился с «Надеждой». Обогнув мыс Доброй Надежды, после 142-дневного плавания, Лисянский пришел в Портсмут, а оттуда 26 июня 1806 г. возвратился в Кронштадт и был произведен в капитаны 2 ранга. В 1809 г., 8 Января, Лисянский был уволен от службы. В 1812 г. он издал описание своего кругосветного плавания, обнаружив выдающуюся наблюдательность. Заглавие книги: «Путешествие вокруг света в 1803, 1804, 1805 и 1806 годах», с приложением обстоятельного и точного Атласа. Позднее свое сочинение Лисянский перевел на английский язык и издал в Лондоне в 1814 году. Книги эти в настоящее время довольно редки, а имя путешественника предано незаслуженному забвению. Насколько помнят еще Крузенштерна, настолько же мало известен, вне круга специалистов, спутник и его сотрудник Лисянский.
Ю. Ф. Лисянский умер в Петербурге, в чине капитана 1 ранга, 22 февраля 1837 года и похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.
(С портрета, пастелью, из собрания Великого Князя Николая Михайловича.)

Ордена Российской империи (3)

Совершивший кругосветное путешествие.

Молодые годы

Родился Ю. Лисянский в малороссийском городе Нежине в простой семье священника в 1773 году. С детства мечтал о море, поэтому поступил учиться в Морской кадетский корпус и успешно его окончил. По назначению служил на фрегате «Подражислав» в составе эскадры адмирала С. К. Грейга. Был участником Гогландского и еще нескольких морских сражений в войне со шведами, служил в качестве волонтера в британском флоте, участвовал в боях с французами на берегах Северной Америки, совершал плавания на Антильские острова и в Индию.

Кругосветное плаванье

Возвратившись на родину, Лисянский был назначен на шлюп «Нева» командиром. Это судно отправлялось в кругосветную экспедицию под руководством И. Ф. Крузенштерна, командовавшего вторым шлюпом «Надежда». Эти два русских корабля покинули родину в середине лета 1803 г. из Кронштадта. В ноябре 1804 г. Ю. Ф. Лисянский и И. Ф. Крузенштерн первые в истории российского флота пересекли линию экватора. В феврале этого же года оба судна обошли мыс Горн, выйдя в тихоокеанские воды. Здесь корабли разделились. Лисянский взял курс на остров Пасхи. Там он составил карту острова, подробно описал его берега, природу, климат, побывал в племенах аборигенов, собрал о них богатые этнографические данные.

Корабли мореплавателей встретились у берегов острова Нукухива (один из Маркизских островов в Полинезии) и уже вместе взяли курс на Гавайский архипелаг. Здесь их пути опять разошлись: «Надежда» Крузенштерна последовала к Петропавловску-Камчатскому, а «Нева» Лисянского - к берегам «Русской Америки» (так называли русские владения в Северной Америке: Аляску, часть Северной Калифорнии и Алеутские острова). Конкретная его цель - остров Кадьяк на западном побережье Аляски. Там правитель русских поселений А. Баранов известил Лисянского о неспокойной обстановке ввиду конфликтов с местными индейцами.

Лисянский направил свой шлюп на архипелаг Александра, чтобы получить там военную поддержку против взбунтовавшихся индейцев. Эти непредусмотренные события не помешали выполнению главной задачи: в течение 1804-1805 годов Лисянский и его штурман Д. Калинин исследовали остров Кадьяк и острова архипелага Александра. В ходе работы ими были открыты новые острова, получившие названия Крузова и Чичагова.

Обратный путь кругосветного плавания Лисянского начался с острова Ситка. Груженая мехами «Нева» покинула «Русскую Америку» осенью 1805 г. и взяла курс на южно-китайский порт Макао, сделал по пути три географических открытия: о. Лисянского и два рифа, названные в честь шлюпа «Нева» и Крузенштерна. В порту Макао судна вновь соединились и отправились в Кантон, еще один китайский порт. Там экипажи обоих кораблей пополнили запасы воды и продовольствия, после чего двинулись в обратную дорогу. Оба судна благополучно достигли юго-восточных берегов Африки, но потом в густом тумане упустили друг друга из поля зрения и вернулись в порт Кронштадт порознь: «Нева» - в 5.08.1806, а «Надежда» - на две недели позже.

После кругосветного путешествия

Так закончилась первая в истории русского флота кругосветная экспедиция. Лисянский получил чин капитана первого ранга и пожизненный пансион. Он написал книгу о своем путешествии, но адмиралтейств-коллегия ВМФ отказало в финансировании ее издания. Возмущенный Лисянский подал рапорт об отставке и уехал жить в деревню. Свой двухтомный труд он издал на собственные средства в 1812 г. Затем перевел книгу на английский и выпустил ее в Лондоне (1814). А через год книга Лисянского увидела свет в Германии, в переводе на немецкий.

Так вышло, что британцы и немцы по достоинству высоко оценили труд русского мореплавателя в отличие от соотечественников. Умер Ю. Ф. Лисянский в в 1837 г. Похоронен на территории Александро-Невской лавры. Его имя дано острову на Гавайском архипелаге, полуострову на берегу Охотского моря и горе на о. Сахалин.