Учебное пособие

Предисловие ……………………………………………………………. 4

Глава I. Теоретические основы педагогики досуга

1.1 Объект, предмет, функции и принципы педагогики досуга ……... 7

1.2. Генезис педагогики досуга ……………………………………….. 20

1.3 Аксиология досуга ………………………………………………... 27

1.4 Понятийный аппарат (тезаурус) …………………………………… 36

Глава II. Методические основы педагогики досуга

2.1 Цели и прикладные задачи педагогики досуга ………………….. 50

2.2 Средства педагогики досуга ……………………………………… 56

2.3 Характеристика содержания и форм педагогики досуга ………. 60

2.4 Классификация методов педагогики досуга ……………………. 67

2.5 Инновации в сфере досуга ………………………………………… 71

2.6 Инфраструктура досуга …………………………………………… 77

Глава III. Социальные технологии педагогики досуга

3.1. Социальные технологии в сфере культуры и досуга …………….. 85

3.2 Технология организации досуга детей и подростков …………… 102

3.3 Технология профилактики девиантного поведения. ……………. 110

3.4 Технология молодежного досуга ………………………………… 118

3.5 Технология семейного досуга ……………………………………. 136

3.6 Технология организации досуга лиц пожилого возраста ………… 146

3.7 Технология формирования культуры межличностного

общения ……………………………………………………….............. 154

Заключение ……………………………………………………………. 169

Предисловие

В основу концепции настоящего учебного пособия положена идея, что педагогика досуга представляет собой составную часть общей социально-педагогической теории и практики. Как известно, социальная педагогика в целом распространяет свое влияние на все основные сферы жизнедеятель-ности человека, включая общественно-политическую, производственную, бытовую, досуговую сферы. В данном учебном пособии на теоретическом, научно-методическом и технологическом уровнях разрабатываются проблемы социально-педагогических основ организации досуга и соци-ального формирования личности в ареале свободного времени.

Если раньше гуманитарные коммуникативные социальные технологии были направлены на трансформацию материальной среды, то по мере информатизации они все больше перестраиваются на изменение общественного сознания, в том числе досуга людей. Происходящие в сфере досуга процессы самым активным образом воздействует на характер и направленность в подготовке специалистов социальной работы, способствуют реорганизации образовательных структур, подталкивают к созданию новых. Развитие гуманитарных технологий находит свое отраже-ние не только в хорошо известных традиционных, но и в новых видах работы социального педагога, социального работника, специалиста соци-ально-культурной сферы – организации досуговой деятельности в различ-ных социальных средах. Обучение этим видам деятельности, объединенным общей информационной и коммуникативной доминантой, определяет основное содержание учебного курса «Педагогика досуга».

Сегодня уровень развития цивилизации измеряется не столько харак-тером производства материальных благ, сколько тем, как организован досуг населения. Досуговая деятельность в общей стратегии воспитания выделя-ется как важнейший компонент духовно-творческого развития личности, досуг в современном обществе становится одной из ключевых позиций куль-турной политики. В отличие от других направлений гуманитарных наук, педагогика досуга представляет собой широкую область современного педагогического знания, имеющую непосредственный выход на такие фундаментальные поня-тия, как культура, социальная педагогика, социализация, социальное воспита-ние, социальная среда, социум и др.

Содержание учебного пособия составлено в соответствии с принципом деятельностного формирования человека. Автор исходит из того, что раз-витие личности осуществляется прежде всего в процессе удовлетворения им своих потребностей и реализации индивидуальных способностей. Совре-менная социальная педагогика отдает должное системе вербальных воз-действий на личность, однако основное внимание уделяет проблемам разви-тия и саморазвития человека в процессе деятельности и общения, что в полной мере относится к системе социально-педагогической работы в сфере досуга.

Учебное пособие рассчитано на развивающий тип обучения. Автор целенаправленно структурировал его таким образом, чтобы в системе вузовских средств подготовки социальных педагогов оно выполняло функ--цию системообразующего и конституирующего фактора. При этом стави-лась дидактическая задача научить студентов, исходя их провозглашенной парадигмы социально-педагогической деятельности, самостоятельно обна-руживать в ней разные виды связей, определять, как и в какой мере соци-ально-педагогические явления и процессы в сфере досуга подчиняются общим закономерностям, принципам и правилам.

Пособие выполнено с учетом основных требований к содержанию и уровню подготовки специалистов соответствующего профиля, предусмот-ренных в Государственном образовательном стандарте высшего профес-сионального образования. Дидактический материал книги соответствует реальной номенклатуре предметов, предусмотренных в действующем учебном плане. В этой связи возникла необходимость установить опреде-ленные соотношения курса «Педагогика досуга» с содержанием таких психолого-педагогических дисциплин как «Общая педагогика», «Педагогика и психология развития личности», «Общая психология», «Социальная пси-хология», «Патопсихологии», «Социальная работа», «Социология семьи», «Социология досуга».

Цель изучения курса – подготовить студентов к профессиональной дея-тельности в социально-педагогической и социально-культурной сфере, вооружить их специальными знаниями, умениями и навыками в области организации педагогически направленной досуговой деятельности, помочь осознать ее роль как важного культурно-воспитательного явления, дать навыки анализа практического опыта и поиска инновационных решений проблем культурного досуга, самостоятельной работы над опорными источниками, документами и публикациями.

Не менее важное значение имеет индивидуальная и коллективная дея-тельность студентов. Речь идет о целостной системе выполнения работ поисково-изыскательского характера – практических работ, рефератов, бази-рующихся на тщательном изучении практики, хорошей организации сбора эмпирического материала, квалифицированном его анализе, умелом формулировании итоговых выводов и рекомендаций. Непременным ком-понентом педагогического знания является умение студента формировать культурно-досуговые программы для различных социальных групп, выяв-лять познавательно-развивающие возможности досуга, его роль и место в социализации индивида, в его приобщении к определенному культурному социуму.

Предлагаемое учебное пособие, являясь плодом многолетнего педаго-гического и практического опыта автора, раскрывает общие закономер-ности и специфику педагогики досуга, аксиологию досуговой деятельности, особенности методики и инновационных технологий, применяемых в сфере досуга. Надеемся, что изложенный в учебном пособии материал будет способствовать более углубленному пониманию значимости педагогической организации досуговой деятельности в практике социальных педагогов, социальных работников, менеджеров социально-культурной сферы.

Будем признательны за высказанные замечания, предложения и поже-лания, относящиеся к кругу проблем, рассматриваемых в учебном пособии.

Еремина Юлия Сергеевна, старший преподаватель кафедры специальной педагогики и психологии филиала ГБОУ ВПО СГПИ в г.Буденновске, г.Буденновск, Россия[email protected]

Досуговая деятельность как направление культурновоспитательной деятельности с подростками

Аннотация.В статье рассматривается досуговая деятельность как одно из направлений культурновоспитательной деятельности с подростками; обозначены социальные функции культурновоспитательная деятельности, виды досуговой деятельности, организационными формы досуговой деятельности подростков.Ключевые слова: культурновоспитательная деятельность, культура, досуг, отдых, развлечение, праздник, самообразование, творчество, клубы, кружки, секции, студии.

Культурновоспитательная деятельность

социальнокультурное явление. Личность формируется под влиянием общества и его культуры. Вместе с тем культурновоспитательную деятельность можно рассматривать и как социальнопедагогическое явление. Подрастающее поколение воспитывается в социуме подвоздействием объективных и субъективных факторов, в том числе и под влиянием воспитательных институтов: семьи, школы, внешкольных учреждений и учреждении культуры.Сущность культурновоспитательной деятельности определяется ее функциональным назначением

это процесс формирования всесторонне развитой личности посредством приобщения подростков к культуре и вовлечения в творческую деятельность и самодеятельность, т. е. это деятельность по формированию личности средствами культуры в специфических условиях досуга.В структуру культурновоспитательной деятельности входит продуктивная и репродуктивная деятельность. Центральное место в учреждениях культуры занимает репродуктивная деятельность, т. е. просвещение и исполнительская деятельность. Однако в последнее время в связи с реформой школы и демократизацией учреждений культуры и внешкольных учреждений расширяется сфера продуктивной творческой деятельности (художественные ремесла, авторская самодеятельность), творческое начало проникает во все направления культурновоспитательной деятельности.Возрастает роль ценностно ориентационной деятельности. Учреждения культуры становятся центрами формирования общественного мнения, ценностной ориентации подростков, возрождения духовности, нравственных идеалов, гуманности, человеческой доброты. Эта деятельность должна быть доступной пониманию подростков, поэтому она осуществляется в яркой эмоциональной форме.Познавательная деятельность является базой репродуктивной и творческой деятельности. В современных условиях сфера этой деятельности расширяется. В культурновоспитательной деятельности среди подростков она составляет основу, так как они познают окружающий мир. В условиях учреждений культуры и в связи с возрастными особенностями детей познавательная деятельность осуществляется в специфических формах: конкурсах, викторинах, состязаниях и др.Культурновоспитательная деятельность включает также эмоциональнокоммуникативную деятельность, т.е. общение детей с использованием занимательных форм, что обусловлено возрастными особенностями детей.В структуру культурновоспитательной деятельности с подростками входит также физически активная деятельность в форме физкультурноспортивных занятий, походов, экскурсии, прогулок.Культурновоспитательная деятельность в учреждениях культуры и внешкольных учреждениях осуществляется на досуге и носит сугубо добровольный характер, в отличие от обязательных школьных занятий. В ней нет строгой регламентации. Программа подвижна и всецело определяется запросами и интересами самих подростков. Ребята могут проявить свою инициативу и самодеятельность. Свободный выбор занятий делает эту деятельность подлинно демократичной и привлекательной для детей, они могут выбрать занятие по душе и снять психологическое напряжение, полученное в процессе учебных занятий в школе.Таким образом, культурновоспитательная деятельность выполняет следующие социальные функции:1.Разносторонняя образовательная деятельность. Ее своеобразие состоит в том, что она осуществляется в форме самообразования, расширения знаний, полученных в школе. Строится она всецело на интересах самих ребят. Образовательная программа не носит обязательного характера. Содержание образовательной деятельности выражается в занимательной, нередко игровой форме с элементами соревнования. 2.Воспитательная функция. Ее специфика в детских внешкольных учреждениях состоит в том, что она осуществляется в сфере досуга, когда подростки раскрепощены и чувствуют себя более свободно, чем в школе. Здесь нет такой жесткой дисциплины и господствует педагогика сотрудничества. Главным средством воспитания выступает духовная культура во всех ее проявлениях, которая опять же преподносится в яркой, занимательной форме с учетом свободного выбора.3. Культурнотворческая функция. Ее своеобразие состоит в том, что она носит преобразующий, созидательный характер. Создавая культурные ценности, подростки преобразуют окружающий мир в самих себя.4. Организация отдыха подростков. Особенно возрастает роль детских учреждений в каникулярный период. Повседневный отдых детей организован слабо, и болезненные процессы происходят в организации праздничного отдыха, так как меняется и сама система праздников. Отдых должен быть интересным и непринужденным, чтобы дети могли раскрепоститься и чувствовать себя комфортно. Задача педагога -так организовать отдых детей, чтобы они чувствовали себя как дома. Только тогда они будут ощущать себя защищенными и получат максимум удовольствия. Есть отдых, от которого можно устать и поглупеть. А есть отдых, который возвышает нравственно. Несовершенство организации отдыха подростков объясняется также и слабой разработкой его научных основ, особенно психологических. Четкая организация отдыха подростков на научной основе решает в некоторой степени и финансовую проблему, проблему выживаниядетских учреждений, так как повышается их посещаемость. 5. Реабилитационная функция детей с ограниченными физическими и духовными возможностями. Эта функция не нашла еще должного развития, но уже создается сеть реабилитационных центров, которые призваны приспособить детейинвалидов к труду, закрепить их на производстве, сформировать межличностные отношения, профессиональные навыки и весь духовный облик. Главная цель этой функции социальнопсихологическая адаптация детейинвалидов в труде, быту, детском досуговом коллективе, чтобы они почувствовали себя полноценными членами общества. Хотя возможности детских досуговых учреждений в этом плане ограничены. Нет соответствующих помещений, специального оборудования мастерских, комнат для досуговых занятий, средств передвижения детейинвалидов. Поэтому детские учреждения культуры выполняют эту функцию главным образом по линии шефства над детскими домами, школамиинтернатами, а также оказывают индивидуальную помощь детяминвалидам.Теория культурновоспитательной деятельности с подростками изучает закономерности формирования всесторонне развитой личности в специфических условиях досуга применительно к определенной группе населения с использованием культуры как средства педагогического воздействия. Опираясь на общую теорию воспитания, культурновоспитательная деятельность решает задачи воспитания посредством приобщения подростков к культуре и вовлечения их в деятельность по созданию культурных ценностей в коллективах технического и художественного творчества.Ее базовыми понятиями являются: культура, досуг, воспитание, образование, просвещение и другие. Учитывая то, что существует множество определений этих понятий, остановимся кратко на сущности некоторых из них.Под культурой понимается социальнопрогрессивная деятельность человечества во всех сферах бытия и сознания, т. е. создание ценностей, норм, знаковых систем, освоение культурного наследия, направленное на духовное обогащение личности.Досуг это время и пространство, находящееся за пределами обязательной (профессиональной, учебной) деятельности человека . Слово «досуг» появилось в глубокой древности. О нем упоминает в своих трудах Аристотель. В России этот термин известен с XVв. Но его значение здесь несколько иное.Само слово «досуг» происходит от слова «достигать», а «досужий» понимается как умелый, искусный. Идентичное досугу понятие свободного времени начинает употребляться в XIXв., а его изучение начинается с XXв. Важнейшие функции свободного времени отдых, развитие и реализация способностей и дарований человека. Эти функции осуществляются в различных видах деятельности, которые можно объединить в две основные группы:1) образование и общественная работа;2) досуг (отдых, развлечение, укрепление здоровьяи физическое развитие, межличностное и групповое общение и т. п.).В России до начала ХХ в. сфера культурного досуга населения была развита слабо. Действовали немногочисленные добровольные просветительные общества. Театры, музеи посещала лишь небольшая часть населения крупных городов. Клубы были доступны также незначительной части населения. Лишь библиотеки, по сравнению с другими учреждениями сферы досуга, получили значительное развитие и имели читателей не только в городах, но и в селах. В первые годы советской власти развернулась просветительная деятельность клубов, библиотек, а также профсоюзных, молодежных организаций, ряда добровольных обществ. Главной задачей просветительной работы считалась ликвидация неграмотности и малограмотности населения.В кон. 20х в 30е гг. произошло обособление учреждений искусств, физкультуры и спорта и культурнопросветительных (клубы, библиотеки). Создавалась сеть здравниц и других учреждений длительного отдыха людей. Наряду с просветительной деятельностьювсе большее значение приобретали и другие виды досуга, особенно художественная самодеятельность. В годы Великой Отечественной войны учреждения сферы досуга вели пропагандистскую работу в армии и в тылу, участвовали в шефской работе, способствовали воспитанию народа в духе патриотизма. В послевоенные годы сеть учреждений сферы досуга расширялась; одновременно происходила их дальнейшая дифференциация. Из клубной сети выделились в самостоятельные системы кинотеатры, библиотеки, народные музеи, детские внешкольные учреждения. Были созданы народные университеты. Основным типом учреждений досуга стали государственные и профсоюзные клубы, дома и дворцы культуры. Организацией досуга стали заниматься также массовые общественные организации, прежде всего молодежные, творческие союзы и различные добровольные общества, парки культуры и отдыха.Досуговые занятия тесно связаны с образованием, общественной работой и служат не только выполнению своих функций отдыху и восстановлению сил, но и развитию человека. Одновременно чтение книг, журналов, газет, просмотр кинофильмов и телепередач имеют и досуговую функцию, служат отдыху, восстановлению и развитию ума и способностей. Иными словами, чем выше культура досуга, тем более она способствует всестороннему и гармоничному развитию личности. В настоящее время люди, особенно молодые, совмещающие работу с учебой или воспитывающие маленьких детей, ощущают острый недостаток свободного времени. Чувствуя это, они пытаются уплотнить время за счет совмещения нескольких занятий, например: завтракают и слушают радио, едут на работу и читаем. Не случайно говорят, что, чем активнее человек, тем больше он успевает, как бы раздвигая жесткие контуры суток. Благодаря уплотнению день может «растягиваться» на три часа. Однако при совмещении многих дел люди теряются в сосредоточенности, глубине восприятия. Порой именно изза этого ощущают некоторую неудовлетворенность от проведения своего досуга. Повысить качество содержательность досуга возможно, но этому мешает неумение человека распорядиться досуговыми часами. Свидетельство тому преобладание пассивных, чисто развлекательных форм отдыха. Вместе с тем все большее число юношей и девушек хотят повысить свою «досуговую квалификацию»: приобщиться к какомуто виду спорта, научиться играть на одном из музыкальных инструментов, фотографировать, танцевать, водить мотоцикл пли автомобиль... Результаты обследований подтверждают: чем большим числом занятий владеет в свободное время человек, тем более он удовлетворен своим досугом. Из этого легко сделать вывод: чем лучше культурнодосуговые учреждении будут удовлетворять потребности людей в самих разнообразных занятиях, тем выше станет качество их досуга.Для того чтобы повысить качество досуга, необходимы встречные усилия учреждений культуры и человека. Более того, диалектика данного процесса такова, что вместе с дальнейшим увеличением времени досуга, улучшением условий и возможностей его проведения будет повышаться личная ответственность за использование этих возможностей, за культуру досуга.Функциональное назначение досуга состоит в восстановлении и развитии физических и духовных сил человека. Его структура многогранна. Существуют 500 видов досуга. Однако удовлетворяется всего лишь несколько десятков. Российские ученые сводят все виды досуга к шести видам: отдых и движение, развлечение, творчество, просвещение, созерцание, праздник. Харьковские ученые ограничиваются четырьмя видами: создание культурных ценностей, потребление духовных ценностей, отдых и развлечение, самообразование. Как показывает практика, люди сегодня отдают предпочтение домашнему досугу, т. е. идет процесс одомашнивания досуга, досугу на природе, и только третье место занимает отдых в учреждениях культуры. Из форм отдыха особой популярностью у детей пользуются игры и развлечения, у подростков дискотеки и клубы по интересам. Как показывают статистические данные и социологические исследования, учащиеся имеют много свободного времени. Так, 180 дней составляют каникулы, 100 дней свободное время после занятий. Однако используется это время нерационально. Например, 83% свободного времени занимают зрительскослушательские мероприятия. Причем проходят они после уроков, когда учащиеся устали и их внимание рассеивается.Итак, досуг это частьвнерабочего времени, которая остается после непреложных занятий (сон, питание, дорога на работу и обратно, бытовое самообслуживание и т. п.) и расходуется на восстановление и развитие физических и духовных сил человека. В его структуру входят самообразование, приобщение к культуре, т. е. чтение и посещение учреждений культуры, общественная активность, научнотехническое любительское творчество, художественноэстетическая самодеятельность, занятия с детьми, общение по интересам, пассивный отдых.Досуг возможность человека заниматься в свободное время разнообразной деятельностью по своему выбору. Многообразные виды досуговой деятельности можно классифицировать по пяти группам: отдых, развлечения, праздник, самообразование, творчество.Отдых снимает усталость и напряжение, восстанавливает физические и духовные силы человека. При пассивном отдыхе напряжение снимается прежде всего расслаблением, а также созерцанием природы, размышлениями о жизни, молитвой, непринуждённой беседой. При активном отдыхе не вызывающей утомление физической или культурной деятельностью (физкультурой, работой на садовом участке, чтением, слушанием музыки и пр.). Развлечение как досуговая деятельность имеет компенсационный характер, возмещая зачастую однообразный труд. Развлекаясь, человек включает в свой досуг те физические и духовные способности и склонности, которые не может реализовать ни в труде, ни в отдыхе. Развлечениями являются просмотр художественных кинофильмов, посещение концертов и театр, представлении, спорт, соревнований, а также путешествия и прогулки, дающие человеку смену впечатлений. Отдых и развлечения сочетаются в праздниках. В любом празднике народном, политическом, религиозном, профессиональном, семейном человек в какойто мере освобождается от повседневных забот, ощущает эмоциональный подъём и получает возможность открытого выражения своих чувств.Самообразование как досуговая деятельность направлено на приобщение людей к ценностям культуры и, как правило, не связано с профессиональной подготовкой, повышением квалификации и, в отличие от образования в учебных заведениях, не дает каких либо формальных прав на занятие определённой должности, продолжение образования и т.п. К самообразовательной досуговой деятельности относятся чтение литературы, участие в семинарах, в диспутах, деловых играх, экскурсиях, слушание лекций, музыки, просмотр научно популярных и документальных кинофильмов. Некоторые из этих видов деятельности (например, слушание музыки, чтение) сочетают в себе приобретение знаний и развлечение. Повышая общую культуру личности, образовательная деятельность развивает ум, способности и познавательные интересы, эстетические и нравственные чувства.Наиболее высокий уровень досуговой деятельности достигается в творчестве. Свободное время создаёт человеку возможность заниматься непрофессиональным творчеством и тем самым расширять свою деятельность за пределы профессии. Содержанием непрофессионального творчества могут быть занятия различными видами искусства, техническое творчество, всевозможные «хобби» и любительские занятия. Творческая досуговая деятельность поднимает личность на новую ступень от потребителя духовных ценностей до их создателя.Творчество самый свободный вид деятельности. Оно отличается своей самоцель и самоценностью. Творчество уже не служит подготовкой к чемуто высшему: оно само есть наиболее ценный и вместе с тем наиболее естественный, органичный для человека вид деятельности. Человек лишь тогда в полной мере оправдывает свое звание, когда творит. Потребность в творчестве одна из самых глубоких и стойких. Мы загораемся какойто идеей, вынашиваем ее, ищем способы ее воплощения, наконец, осуществляем свой замысел, стремясь к совершенству и красоте исполнения. В этом и состоит творчество. В нем человек выступает как универсальная сила природы, наделенная всеми способностями, которые сформировались в нем в процессе эволюции, и знаниями, которыми наделила его культура. Будучи творцом, человек на новом, более высоком уровне продолжает созидательную работу природы.Основными организационными формами творчества являются клубы, кружки, секции и студии.Клуб добровольное объединение детей и подростков е определенной целью, функционирует на общественных началах. Возглавляет клуб общественный совет самоуправления.Кружок или секция объединение детей и подростков по интересам, возглавляемое руководителемпрофессионалом. Как правило, кружки и секции функционируют на платной основе, поэтому ответственность за его деятельность несет руководитель. Бюро или староста кружка, секции оказывает помощь руководителю.Студия специфическое учебное заведение, в котором дети и подростки получают соответствующее образование в том или ином виде творчества. Студии функционируют на платной основе поопределенному учебному плану и программам, которые реализуют педагоги –предметники.Таким образом, досуг –свободное время, оставшееся после выполнения профессиональноролевых обязанностей. Один из важнейших параметров, характеризующий качество жизни. Досуговая деятельность осуществляется как дома, так и в специальных учреждениях, задача которых создавать необходимые условия для досуга. В число учреждений сферы досуга входят библиотеки, музеи, клубы, учреждения искусств, физкультуры и спорта, туристскоэкскурсионные и др., различные общественные организации, способствующие развитию творчества, помогающие людям развлекаться и отдыхать. Масштабы и уровень развития сферы досуга зависят от экономики, уровня развития культуры.Под досугом как одним из направлений культурно –досуговой деятельности понимается деятельность, организованная в специфических условиях применительно к определенной группе населения с использованием культуры как средства педагогического воздействия и направленная на формирование всесторонне развитой личности.

Ссылки на источники1.Бабаян А.В. Теории нравственного воспитания в отечественной педагогике II половины ХIХ –начала ХХ вв. Монография. Ставрополь: СКСИ Пятигорск: РИАКМВ, 2006. 216 c.2.Ерошенков И.Н. Культурновоспитательная деятельность среди детей и подростков. М., 2004.3.Соколов Э.В. Свободное время и культура досуга. –Л., 1977.4.Культура досуга. М., 1982.5.Там же.6.Поварницына Л.А, Психологический анализ трудностей общения.М., 1987.7.Буйлова Л.Н., Кленова Н.В. Как организовать дополнительное образование детей в школе? –М., 2006.8.Терский В.Н. Игра. Творчество. Жизнь. Организация досуга школьников. –М., 1966.9.Ерошенков И.Н. Культурновоспитательная деятельность среди детей и подростков. М., 2004.

РОЛЬ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ

Общественная и гражданская роль организации досуга в последнее время неизмеримо возрастает. Социально-культурная деятельность наполняется огромным нравственным, воспитательным смыслом.

Соприкасаясь с наиболее проблемными сторонами жизни, досуг участвует одновременно в решении жизненных проблем семьи, детей, подростков, других социальных групп; решении региональных проблем в историко-культурной, социально-психологической и других сферах, общих для различных социальных групп; блокировании и нейтрализации возможных источников социальной напряженности, преодоления кризиса доверия; создании благоприятной среды для социально-культурной активности и инициатив населения в сфере досуга.

В рамках микросреды основным субъектом социально-культурной деятельности является семья. Социально-культурная деятельность в значительной мере строится на выработке стратегии, тактики, возможных подходов «вторжения» в сферу семейных отношений, педагогического вмешательства в такую сложную общность, как наша современная семья. Только через семью можно достичь духовного возрождения нации, обеспечить не декларированную, а подлинную духовную, культурную преемственность поколений.

Понятие «досуг» чаще всего рассматривается в системе близких по значению категорий «рабочего», «внерабочего» и «свободного времени». Оставшееся за вычетом трудовых и бытовых занятий «свободное время» связывается с деятельностью нерегламентированной, добровольной, осуществляемой человеком под влиянием внутренних побуждений, стремлений, желаний. Именно такая деятельность, по мнению большинства ученых, составляет содержание досуга. При рассмотрении всей совокупности потребностей, удовлетворяемых в сфере досуга, делается акцент на культурных потребностях, являющихся побудительной силой для осуществления культурной деятельности, то есть деятельности человека по производству, распространению, сохранению и потреблению ценностей духовной культуры. Культурно-досуговая деятельность является результатом свободного выбора занятий, не продиктована «внешней» необходимостью, осуществляется не с целью заработка. Вместе с тем данное понятие заключает в себе и специфические особенности. Культурно-досуговая деятельность направлена на освоение человеком мира культуры. Побудительным моментом для нее являются культурные потребности личности: в познании, творчестве, общении, общественно-политической и религиозной деятельности, спорте, туризме, различного рода игровых занятиях. Содержание культурно-досуговой деятельности, виды занятий динамичны, изменяются на протяжении жизни поколений по мере накопления людьми опыта в освоении окружающего мира, развития техногенных процессов. Они обусловлены определенным типом культуры.

Специфика познания культурно-досуговой сферы проявляется в изучении поведения индивида в процессе досуговой деятельности, досугового общения во всей их конкретности и противоречивости; полный и адекватный учет особенностей каждой личности, ее позиций, потребностей и интересов позволяет рассмотреть досуговую деятельность как систему субъектно-объектных отношений. Типизируя социальные действия на эмоциональное, рациональное, нормативное можно рассматривать влияние на поведение людей тех или иных факторов и реакцию группы, коллектива, общности, общества на это влияние.

Социально-культурная деятельность имеет свои, присущие ей характерные черты, прежде всего она осуществляется в свободное (досуговое) время, отличается свободой выбора, добровольностью, активностью, инициативой различных групп, индивидуумов. Она обусловлена социально-этическими, региональными особенностями и традициями, характеризуется многообразием видов на базе общекультурных, художественных, познавательных, политических, социальных, бытовых, семейных, профессинальных и прочих интересов взрослых, молодежи и детей. Широкая вариативность видов социально-культурных институтов общества создает условия для этой деятельности. Социально-культурная деятельность реализуется в институциональных и неинституциональных формах. Свободный выбор досуговых занятий, связанный с рекреацией, саморазвитием, самореализацией, общением, удовольствием, оздоровлением, осуществляется на основе интересов и потребностей человека.

Социально-культурная деятельность отличается глубокой личностной направленностью, поскольку несет в себе черты индивидуальности, определяемые ее биологическими особенностями и социально-психологической структурой, эта деятельность может протекать как индивидуально, так и коллективно. Ей присуща целенаправленность. Именно сознательно поставленная цель приводит в движение деятельность: предварительная продуманность действий, после ее постановки, анализ ситуации, в которой человеку предстоит действовать, выбор способов и средств достижения цели определяют последовательность действий личности в социально-культурной сфере. Она также может рассматриваться как самостоятельная подсистема социализации личности, социального воспитания и образования людей. Одновременно она является важнейшей функцией государственных и негосударственных структур, сферой приложения усилий многочисленных общественных движений и инициатив, средством рационального использования свободного времени различных групп населения.

Социально-культурная деятельность несет в себе следующие функции:

- адаптивно-нормативная, связанная с хоминизацией личности, освоением формирующимся индивидом основ санитарно-гигиенической культуры, культуры речи и других элементарных человеческих качеств, адаптацией к социуму и его культуре, приобретением способности к самоконтролю и саморегуляции поведения;

- образовательно-развивающая – обеспечивающая освоение ценностей культуры, последовательный процесс социализации, инкультурации и индивидуализации личности;

- преобразовательно-созидательная , которая принимает на себя вовлечение личности в процесс создания ценностей культуры, в различные формы художественного, технического, социального творчества; эколого-охранительная, концентрирующуюся на формировании экологической культуры, сохранении культурного наследия и культурной среды;

- информационно-просветительская , выражающуюся в накоплении, хранении и распространении информации, в культурно-просветительской деятельности, в формировании интеллектуальных и иных качеств, необходимых человеку информационного общества XXI века;

- интегративно-коммуникативная, реализующую диалог культур, раскрытие достижений национальных и региональных культур, обеспечение адекватного и гуманного восприятия субкультур, формирование культуры деловых и неформальных отношений;

- рекреативно-игровая, предусматривающая формирование празднично-обрядовой и игровой культуры, обеспечение зрелищно-развлекательного досуга и психологической разрядки.

Социально-культурная деятельность в сфере досуга характеризуется многообразием занятий, обусловленных принципиальной неповторимостью, уникальностью и самобытностью личности человека, посвящающего им свое свободное время.

В содержании социально-культурной деятельности происходит актуализация национальных форм традиционной культуры и общечеловеческих ценностей; в современных условиях восстанавливается историческая преемственность культуры на почве национальных традиций, возрождается утерянная историческая память. Также ликвидируются вредные последствия денационализированного, унифицированного, однообразного культурно-досугового института, не имеющего своего национального лица. Организаторы социально-культурной деятельности непосредственно опираются на все полезное, что имеется в активе возрождаемых народных традиций. Особое внимание в этой связи уделяется восстановлению во многом утраченной системы праздников, обрядности, традиционных форм отдыха и развлечений. Социально-культурная сфера становится активной силой в деле возрождения народного искусства, ремесел, народных игр и других видов национальной культуры.

Активизируются национально-патриотические факторы воспитания, которые становятся силой, способной противостоять распространению безверия, скептицизма, цинизма. Развитие патриотизма способствует укреплению сплоченности и единства всех людей.

Досуг в его семейном контексте неотделим от множества проблем, которые сопровождают развитие современной семьи – динамики демографических характеристик семьи, ее социально-экономического положения и адаптации к новым экономическим условиям, содержания и направленности семейной политики. Можно с уверенностью утверждать, что досуг в известном смысле строит семью, семейную жизнь. Реализация этой жизнестроительной концепции в сфере досуга имеет огромное социальное значение. Если досуг не способствует нормальному воспроизводству населения, воспитанию детей, продолжению традиций, семья не сможет нормально функционировать в обществе, окажется на пути к моральной, духовной и физической деградации.

Семья была и остается традиционно ведущим социально-культурным институтом. Центр тяжести социально-культурной деятельности переносится на семейно-бытовую среду, создание благоприятной морально-психологической обстановки в ближайшем окружении каждого ребенка, подростка, приводит к улучшению общей досуговой ситуации, снижению правонарушений, насыщению содержания досуга новыми, нетрадиционными формами, сближению семей, установлению более тесных дружеских отношений в социуме. Семейному досугу свойственно отсутствие жестких стандартов, норм, регламентации, свободы выбора видов и способов досуговой деятельности. Социально-культурная деятельность позволяет раскрыть и освоить огромный духовный, воспитательный потенциал, заложенный в самой природе семейной общности.

В процессе социально-культурной деятельности нельзя не учитывать многообразие типов современной семьи: полные и неполные; многодетные, одно-, двухдетные, бездетные; молодые и «патриархальные» (включающие несколько поколений); неблагополучные («трудные»), нездоровые, маргинальные семьи, асоциальные семьи, межнациональные и моноэтнические. Для каждого типа семьи существую определенные критерии выявления и отбора. Перед обществом стоит актуальная задача: полноценно включить семью в воспитательно-образовательную систему. В настоящее время ослабли семейно-бытовые отношения, семья лишилась исторически сложившегося фундамента в духовном, нравственном воспитании детей. Дети оторвались от семейных забот, от трудовых и нравственных традиций семьи, что приводит к потере духовной близости между детьми и родителями, усугубляет последствия тяжелых социально-бытовых условий.

Круг проблем современной семьи чрезвычайно широк, что не может не отражаться на ее участии в социально-культурной деятельности, это прежде всего социально-экономические проблемы семьи, связанные с ее потребительским бюджетом и уровнем жизни, значительно количество малообеспеченных семей, семей живущих за чертой бедности. Экономические трудности современных семей, особенно неполных, трудных, многодетных и молодых, настолько остры, что на их фоне эффективность государственной системы материальной помощи малообеспеченным семьям выглядит крайне неутешительно.

В социально-культурной сфере на уровне государства и отдельно взятого региона вместе с досуговыми учреждениями сотрудничает множество общероссийских, региональных добровольных обществ, фондов, ассоциаций, движений. Все они совместно с государственными структурами активно участвуют в формировании целостного социального комплекса по оказанию психологической, социально-педагогической, социально-бытовой, правовой, реабилитационной помощи семье, материнству и детству. Разнообразная, современная, квалифицированная и доступная социальная помощь оказывается нуждающимся в ней людям независимо от возраста, материального положения и социального статуса. В основе этой помощи лежит осознание обществом кризисного состояния семьи, опасных тенденций изменения демографической ситуации. Многие общественные формирования разных территорий носят различные названия, по разному подходят к решению семейных, демографических и сугубо досуговых проблем, все они в своей социальной деятельности руководствуются принципом гуманизма и милосердия.

По мнению Т.М. Дридзе, важно на жизнь человека посмотреть целостно, с трех позиций: экологической, экономической и социокультурной. Такой подход может стать основой для воспроизводства нравственно здорового человека, где экологический аспект представляет собой воспроизводство самой жизни, а социокультурный способствует воспроизводству образов жизни, поведения, досугового общения людей, обеспечивающих их социальность.

Культурно-досуговая сфера по сравнению с другими сферами жизнедеятельности предоставляет человеку возможность свободного выбора любого вида занятий, досугового общения между индивидами и группами людей. Наиболее полно социально-культурная направленность этих отношений проявляется в развитии активности, элементов творчества, удовлетворения культурных потребностей, во взаимосвязях деятельности индивида и условий этой деятельности, в богатстве и многообразии среды. Она характеризуется взаимодействием материально-вещественной среды и социального субъекта (личности, группы, общности) и представляет собой их устойчивую совокупность, на основе которой осуществляются различные виды деятельности в различных организационных формах и институтах.

Первую группу составляют государственные и общественные службы социальной защиты и социальной помощи семье, материнству и детству: соответствующие структуры (отделы, управления) муниципальных органов; координационные общественные советы содействия семье, материнству, детству; государственно-общественные центры (комплексы) социальной помощи детям, подросткам, семьям, инвалидам, престарелым; благотворительные фонды и движения, фонды социализации, попечительские организации; городские консультации и службы по вопросам семьи и брака; региональные союзы родителей, подростков, детей-инвалидов.

Вторая группа объединяет многочисленную сеть центров и служб социально-медицинской реабилитации, включающую: центры социального выживания, социально-медицинские центры, комплексы, консультации; социальные и семейные гостиные; наркологические службы и центры; социально-педагогические центры адаптации, реадаптации и реабилитации воспитанников и выпускников детских домов и школ-интернатов.

В третьей группе представлены центры и службы психологической помощи детям, подросткам, семьям, одиноким, престарелым, инвалидам; центры психологического здоровья; психодиагностические кабинеты; телефоны и службы доверия; центры психокоординации.

К четвертой группе относится государственно-общественная система содержания и воспитания детей-сирот. Она включает в себя различные учреждения интернатного типа; детские дома, школы-интернаты и специальные интернаты, социальные (в том числе детские) приюты, дома ребенка, приюты-убежища для бездомных детей, семейные детдома, спецприемники-распределители с реабилитационными функциями, центры усыновления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, центры здоровья для детей-сирот.

В пятую группу входят неформальные группы и объединения, в которых ассоциируются различные социальные и возрастные категории населения: объединения социальной инициативы; объединения, отличающиеся демонстративным характером и эпатажным поведением (панки, металлисты); любительские объединения и клубы по интересам (спорт, оздоровление).

Шестую группу составляют общества и ассоциации, объединяющие профессиональных работников, занятых в сфере социальной защиты и социальной помощи: Всероссийская ассоциация работников социальных служб; Ассоциация социальных педагогов; Российская ассоциация школ социальных работников; ассоциация «Семья и здоровье».

Седьмую группу образуют общества и объединения лиц, нуждающихся в социальной помощи и социальной защите; Всероссийское общество инвалидов, Всероссийское общество слепых.

В восьмой группе представлены разнообразные учебно-развивающие и социально-просветительские центры и институты: государственные и коммерческие учебные центры социального развития и творчества; социально-педагогические колледжи и лицеи; очно-заочные и экстернатные формы подготовки и переподготовки кадров социальных работников и педагогов-организаторов досуговой деятельности.

Культурно-досуговая сфера благодаря активной концентрации на ней внимания всех заинтересованных государственно-общественных институтов может стать реальным фактором совершенствования самой структуры досуговых потребностей и досуговых занятий семьи, необходимым пространством неформального общения и взаимодействия детей и взрослых в семье, формирования определенных семейных общностей по интересам и характеру досуговых занятий. В результате осуществления социально-культурных, досуговых программ (муниципальных, межведомственных) существенно сужается спектр невостребованных и нереализованных духовных запросов семьи и отдельных ее членов, а также корректируются содержание и направленность досуговых потребностей и занятий. В основе организации среды семейного досуга главенствующее место занимает социально-культурная деятельность. В отличие от других областей приоритет отдается активному, деятельному подходу в семейном воспитании, реализации семьи, как ведущего субъекта разносторонней содержательной деятельности в сфере культуры и досуга, как первичного института культуры. Культурно-досуговая деятельность активизирует позитивные социально-психологические механизмы социализации личности благодаря свободной и неформальной деятельности. Она обладает высоким социализирующим потенциалом, поскольку в этой деятельности дети и подростки приобретают навыки социального взаимодействия в самых разных сферах общественной деятельности.

Список литературы:

  1. Ахиезер, А. Социально-культурные проблемы развития России: Философский аспект. – М. Высшая школа, 1992. – 486 с.
  2. Воловик, А.Ф. Педагогика досуга: Учебник / А.Ф. Воловик. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1998. – 235 с.
  3. Дридзе, Т.М., Основы социально-культурного проектирования / Т.М. Дридзе, Э.А. Орлова. – М. Профиздат, 1995. – 197 с.
  4. Ерошенков, И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условия. – М.: НГИК, 1994. – 32 с.
  5. Трошин, О.В. Основы социальной реабилитации и профориентации: Учебное пособие / О.В. Трошин, Е.В. Жулина, В.А. Кудрявцев. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 217 с.
  6. Фалькович, Т.А. Подростки XXI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях: 8 – 11 кл. – М.: ВАКО, 2007. – 270 с.

Савченко Виктория Сергеевна

студентка 3 курса, кафедра педагогики и психологии АмГУ, г. Благовещенск

Бурдуковская Елена Анатольевна

научный руководитель, канд. пед. наук, доцент АмГУ, г. Благовещенск

Несмотря на все процессы, происходящие в нашем обществе и влияющие на изменение личностных структур и взаимоотношений между людьми разных поколений и социальных слоев, всегда остается актуальной проблема воспитания молодежи.

Жизнедеятельность студенческой молодежи предельно насыщена и относительно строго регламентирована, а потому требует больших затрат физических, психических и интеллектуальных сил. На этом фоне досуг помогает снять создавшееся напряжение. Именно в рамках досугового времени происходит восстановление и воспроизводство утраченных сил, то есть, реализуется рекреационная функция .

В специальной литературе существуют различные точки зрения относительно того, что представляет собой досуг. Он часто отождествляется со свободным временем (Ф.С. Махов, А.Т. Куракин, В.В. Фатьянов и д.р.), с внеучебным временем (Л.К. Балясная, Т.В. Сорокина и д. р.). Большинство ученых считают досуг способом осознания себя в свободное время, его организации и планирования, включённости в какую-то деятельность и управления ею.

Досуг - это гораздо больше, чем просто свободное время или перечень видов деятельности. Досуг следует понимать как центральный элемент культуры, имеющий глубокие и сложные связи с общими проблемами учёбы, работы, семьи, политики .

Для молодёжи содержанием досуга является не только отдых и развлечения, но и решение жизненно важных проблем, т. к. идёт активный процесс самопознания, самореализации, самовыражения. Молодёжь - поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции . Одним из важнейших направлений организации жизнедеятельности студенческой молодёжи является развитие досуговой деятельности. Досуговая деятельность – это целенаправленная активность, отвечающая потребностям и мотивам человека . В своих высших формах досуговая деятельность служит целям воспитания, просвещения и самовоспитания молодого поколения .

В высших учебных заведениях студенческий досуг является важнейшим звеном воспитательной работы, которая носит системный плановый характер. В процессе воспитательной работы в рамках студенческого досуга создаются оптимальные условия для формирования у студентов нравственности и трудолюбия, развития общей культуры и творческой одаренности, реализации интеллектуального и творческого потенциала.

На базе Амурского государственного университета в этом направлении было проведено исследование, которое показало, что 6% студентов посвящают свободное время учёбе, абсолютное большинство (67%) - отдыху и развлечениям, другие (27%) не дали однозначного ответа, отметив, что занимаются «всем понемногу». Полученные результаты говорят о том, что сфера досуга должна быть подвергнута пристальному вниманию и, в случае необходимости, корректировке, дабы сделать досуг студентов разнообразным и полезным с социальной точки зрения.

Из вышеизложенного следует необходимость определения факторов, влияющих на выбор досуга студентов. Большинство студентов (53%) при выборе досуга руководствуются собственными интересами; около 40% опрошенных ориентируются на денежные средства; 7% на мнение друзей и знакомых; ни один из опрошенных студентов не прислушивается к мнению родителей и не отмечает влияние социального статуса на выбор досуга. В этом выражается стремление молодых людей к независимости и уверенности в себе.

При выборе культурно-развлекательных учреждений 42% молодых людей опираются на стоимость входного билета, 32% на шоу-программу; 10% на время работы и престиж заведения; 6% на аудиторию, контингент и ни один из опрошенных не придает большого значения обслуживанию. Сопоставив полученные данные можно проследить тенденцию коммерциализации сферы досуга и ограниченности досуговой сферы студентов материальными благами. В силу финансовых затруднений 93% студентов вынуждены себя ограничивать при выборе досуга и лишь 7% могут себе позволить любой отдых.

Так какие же заведения посещают студенты? Согласно полученным данным 43% отдают предпочтения кафе и ресторанам, 19% кинотеатрам; 14% концертам и ночным клубам, 10% спортивным комплексам. Нельзя не отметить, что в целом студенты отдают предпочтение различным кафе, ресторанам, барам, ночным клубам – местам, где можно отдохнуть, расслабиться(в том числе употребляя спиртные напитки). Активные, здоровые формы досуга отходят на второй план, уступая место более увеселительным и не требующим больших физических усилий мероприятиям.

Среди респондентов прослеживается активность и заинтересованность в культурной жизни университета - 53% опрошенных всегда в курсе предстоящих мероприятий, но сами участия не принимают; 13% принимают активное участие во внеучебной жизни; 34% вообще не интересуются культурной жизнью вуза, что указывает на невысокую активность студенческой молодёжи в сфере организации собственного досуга в стенах вуза.

Молодёжь сама должна проявлять инициативу в организации своего досуга и рациональном использовании свободного времени. В ходе проведения данного исследования мы выяснили, что 20% студентов кардинально бы изменили свой досуг, 80% - немного бы изменили свой привычный отдых. Это говорит о том, что в целом у молодых людей нет полной удовлетворённости своим досугом, как впрочем и желания что-либо менять в его организации.

Деятельность человека в свободное время определяется его объективными условиями, окружающей средой, материальной обеспеченностью, сетью культурно-досуговых учреждений и т.д .

Ценностные ориентации на досуговую деятельность зависят от возможности удовлетворения личных потребностей. Последние обуславливаются качествами, присущие молодёжному поколению: предрасположенность к новому, нетерпимость к рутине, динамизм, импульсивность. В этот период у молодого человека возникает проблема ориентации в многообразии жизненных ценностей. Он стремится сформировать внутреннюю позицию по отношению к себе, другим людям, определяется среди категорий: добро, зло, честь, достоинство, право, долг. Особенно активно проявляет себя студенческая молодёжь, досуг которой существенно отличается от других возрастных групп в силу присущей ей социальной роли.

Для того чтобы досуг студентов носил воспитательный характер и был направлен на позитивные изменения в структуре их личности необходимосоздавать оптимальные условия для гармоничного развития всех качеств, стимулировать стремление молодых к активному проведению досуга, сводить к минимуму ничем не занятое свободное время молодых людей. Воспитательная работа вуза будет носить более целенаправленный и плановый характер в том случае, если будетсистематизирована сфера досуга в вузе. Что подразумевает более тесный контакт и преемственность между различными его аспектами и структурами. В таком случае включаясь в досуговую деятельность студент автоматически вовлекается в самые разнообразные мероприятия, организуемы профессионалами и носящие воспитательный характер. Будучи увлеченные такой работой молодые люди будут сами заинтересованы в проведении своего свободного времени с максимальной пользой.

При этом огромное значение необходимо придавать самоуправлению студентов. Самоуправление вырастает вокруг подготовки и реализации конкретных коллективно-творческих дел, проектов, событий. В результате, мы получаем социально-полезную досуговую деятельность студентов, организующих подобные мероприятия, а также организованный досуг всех задействованных лиц. Одной из форм самоуправления является студенческий совет. Студенты, занятые в работе студсовета, получают навыки общения, планирования и организации деятельности, учатся анализировать, работать в команде, привлекать дополнительные силы. Необходимо привлекать как можно больше студентов к непосредственному участию в самоуправлении.

В заключение отметим, что сегодня востребованы новые формы организации досуговой деятельности студентов, где они могут приобрести опыт организации собственной жизнедеятельности и успешно социализироваться. В своём исследовании, кроме анализа существующей ситуации, связанной с досугом студенческой молодёжи, мы предполагаем раскрыть новые возможности его организации на различных площадках – студенческое общежитие, факультет, группа. Например, это может стать создание творческих мастерских, таких как:

  • - «Лечебница социальных проблем» - имитация деятельности социальной клиники – учреждения, где ставится «диагноз» болезням общественной жизни и намечаются пути их излечения. Способствует воспитанию социальной активности, гражданского самосознания и ответственности, а также социальной зрелости.
  • - «Лечебница социальных проблем» - имитация деятельности социальной клиники – учреждения, где ставится диагноз болезням общественной жизни и намечаются пути их излечения. Способствует воспитанию социальной активности, гражданского самосознания и ответственности, а также социальной зрелости.
  • - «Локатор общественного мнения (ЛОМ)» - выявление общественного мнения как состояния массового сознания, заключающего в себе отношение к общественным событиям, проблемам, выражающее позицию одобрения или осуждения большинства и регулирующее поведение отдельных индивидов и групп. Развивает гласность и открытость, приобщает к цивилизованным формам решения проблем коллектива, воспитывает активную гражданскую позицию.
  • - «Бартер позитивными качествами характера» - обмен информацией о своих сильных сторонах, с выделением тех качеств, которые студент наиболее ценит в других и желает выработать в себе, затем обмен комплиментами и в заключении обмен советами, как выработать требуемое качество. Способ личностной рефлексии, который вырабатывает адекватную самооценку, выступает стимулом для самовоспитания лучших нравственных качеств, способствует улучшению микроклимата в студенческом коллективе.

Такие мастерские позволят не только организовать содержательный и интересный досуг студентов, но и решать задачи их социализации и личностного становления, удовлетворения познавательных, профессиональных и других потребностей.

Список литературы:

  1. Каплан М. Основные модели досуга. М.2008. 198 с.
  2. Клубоведение: Учебное пособие. Под ред. Ковшарова В.А. – М.: Просвещение, 2005.- С. 29-46.
  3. Лисовский В.Т. Социология молодежи. СПб: 1996. 360 с.
  4. Словарь по социальной педагогике: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Автор-составитель Мардахаев Л.В. – М: Изд. центр «Академия», 2002 г. – 368 с.
  5. Фатов А. Проблемы досуговой деятельности молодежи и пути их преодоления // Закон и право. 2006. № 10. С. 85-87.
  6. Шеховцова Е.Ю. Культурно-досуговая деятельность учащейся молодежи: уровни, стадии, модели, 2004 2790

Прослеживание социального развития личности производится через динамику его конкретных и частных отношений к общечеловеческим ценностям, аккумулирующим в себе достижения культуры. Социально-культурная деятельность представляет собой особый вид деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определённых социальных ролей в обществе.

Эту деятельность осуществляет система социально-культурных институтов общества, среди которых приоритетные позиции занимают семья, школа, общественные организации, средства массовой информации и т.д. Однако, в первом случае эта деятельность ‒ профессиональная, а во втором ‒ общепедагогическая, которую вольно или невольно осуществляет каждый человек.

Досуговая сфера по сравнению с другими сферами жизнедеятельности представляет человеку возможность свободного выбора любого вида занятия, общение подростков с группами сверстников. Наиболее полно социокультурная направленность этих отношений проявляется в развитии элементов творчества, удовлетворении культурных потребностей, во взаимосвязях деятельности подростков.

Выделяют следующие виды досуга: отдых, развлечение, самообразование.

Во время отдыха напряжение снимается расслаблением, а также созерцанием природы, размышлениями о жизни, непринужденной беседой. При активном отдыхе напряжение снимается физкультурой, чтением, слушанием музыки, работой на садовом участке.

Развлечение как вид досуговой деятельности имеет компенсационный характер. Развлекаясь, человек включает в свой досуг те физические и духовные способности и склонности, которые не может реализовать в труде. Развлечениями являются просмотр художественных фильмов, посещение концертов, театральных представлений, спортивные соревнования, путешествия, прогулки, дающие человеку смену впечатлений.

Культурно-досуговая деятельность является одним из важнейших средств воспитания. Организация содержательного досуга с целью формирования у подрастающих поколений эстетического вкуса и стремления к самосовершенствованию - одна из ведущих задач учреждений образования.

Досуг является благоприятной почвой для испытания детьми, подростками и юношеством фундаментальных человеческих потребностей. В процессе досуга ребенку гораздо проще формировать уважительное отношение к себе, даже личные недостатки можно преодолеть посредством досуговой активности. Досуг в существенной степени ответственен в части формирования характера ребенка, в частности таких качеств как инициативность, уверенность в себе, сдержанность, мужественность, выносливость, настойчивость, искренность, честность и других.

Существуют следующие основные характеристики досуга:

1)досуг имеет ярко выраженные физиологические, психологические и социальные аспекты;

2)досуг основан на добровольности при выборе рода занятий и степени активности;

3)досуг предполагает свободную творческую деятельность;

4)досуг формирует и развивает личность;

5)досуг способствует самовыражению, самоутверждению и саморазвитию личности через свободно выбранные действия;

6)досуг стимулирует творческую инициативу;

7)досуг способствует формированию ценностных ориентаций;

Стрельцов Ю.А. выделяет три основные социокультурные функции досуговой деятельности. Первая из них – рекреация, включающая в себя регенерацию как восстановление растраченных физических сил, и релаксацию, направленных главным образом на снятие психического утомления.

Вторая функция досуга – развлечение, понимаемое как особый род досуговых занятий, призванных дать человеку возможность повеселиться, прилично провести время, поднять настроение, снять накопившееся психическое напряжение, получить требующуюся эмоциональную подзарядку.

Сущность третьей функции правомерно эксплицировать через ключевое понятие - развитие: в сфере досуга люди не только отдыхают и развлекаются, но и совершенствуют себя в культурном отношении.

Л.А. Акимова, делая заключение о том, что «функции досуга и рекреации сливаются», рассматривает их в совокупности, при этом выделяя функции рекреационно-досуговой деятельности:

1)конпенсаторская функция (возможность развивать отсутствующие желаемые способности, задатки, и удовлетворение самых разнообразных потребностей);

2)соучастие в процессе естественного отбора (человек осознанно или неосознанно изменяет условия обитания, участвует в создании искусственной среды и культурного образа жизни и опосредованно, через искусствено созданную систему социальной защиты,замедляет рост естественной приспосабливаемости);

3)игровое начало рекреационно-досугововй деятельности (увеличивает способность к обучению, моделированию реальных ситуаций психики и жизнедеятельности);

4)социализирующая функция (охватывает три фактора генезиса социализации: деятельность, общение и самосознание);

5)ценностно-гедонистическая функция (обеспечивает эмоциональное состояние удовлетворения, чувство внутреннего совершенства, успеха, личной значимости, достижения личной цели);

6)функция развития (дополняющая экзистенциальную и социализирующую);

7)функция общения (процесс в социальном изменении – времени, пространстве и среде).

В любом случае в рамках досугового времени осуществляется процесс формирования нравственных ориентаций личности подростка. Следовательно, досуговые формы имеют большую общественную значимость.

Формирование положительной мотивации у молодежи к активной самостоятельной деятельности, в том числе и досуговой, является делом чрезвычайно важным. Культурно-досуговая деятельность всегда складывается в процессе активного освоения общественных и производственных отношений, а не в отрыве от интересов и потребностей политического, культурного и нравственного развития личности. Творческий характер деятельности формирует познавательную активность, способствует самообразованию.

В сфере досуга человек осуществляет самоценную отдельную досуговую деятельность, в основе действительного мотива которой лежит потребность в самой этой деятельности, продиктованной личными потребностями и интересами субъекта. Критерием определения уровней досуговой деятельности является отношение субъекта этой деятельности к ее процессу – пассивное или активное.

У подростков, предпочитающей пассивные, неорганизованные формы досуга (смотрят телепередачи, встречаются с друзьями, читают литературу), потребности ограничиваются желанием реализовать себя в основном в общественной жизни, равно как и желанием стать богатыми, материально независимыми людьми. Высоко ценимы ими такие личностные качества человека, как умение доказать свою правоту, постоять за себя, принципиальность, смелость. Доминируют такие ценностные ориентации: здоровье, любовь, материальная обеспеченность, воспитанность, твердая воля, жизнерадостность, широта взглядов.

У подростков, активно проводящих свободное время (читают художественную литературу, ходят в кинотеатры, участвуют в организованных формах досуга), главным является реализация потребностей в общественно-значимой культурно-досуговой, профессиональной деятельности и в общественной жизни. Они отмечают, что хотят стать хорошими специалистами и людьми высокой культуры. Соответственно среди личностных качеств они выделяют трудолюбие, творческое отношение к работе, целеустремленность, инициативность, социальную активность, настойчивость, а доминирующими ценностными ориентациями становятся здоровье, интересная работа, творчество, общественное признание, внутренняя гармония, честность, образованность, воспитанность и широта взглядов.

Осуществляя досуговую деятельность, подростки в каждый ее вид, будь то вокал, хореография, спорт или сценическое искусство, имеют возможность привнесения чего-то нового, особенного, непохожего на другое. Опыт творчества они переносят на другие виды деятельности – учебную, профессиональную, научную, в общественную жизнь.

Личность этих подростков характеризуется развитием интеллектуального и эмоционального потенциала, высоким нравственным развитием, ведущим к гармонии с общечеловеческими ценностями и высоконравственными поступками (о чем свидетельствует характер ранжирования ценностных ориентаций, потребностей, стремлений студентов, занимающихся определенным видом досуговой деятельности). Благодаря занятиям творческой досуговой деятельностью происходит эффективное формирование и обогащение содержания ценностных ориентаций подростков.

Исходя из этого, можно утверждать следующее:

1)ценностные ориентации подростков представляют собой гибкую динамическую систему, изучение состояния которой может дать объективную информацию о путях построения воспитательного взаимодействия с личностью или подростковой группой;

2)влияние досуговой деятельности на изменение ценностных ориентаций подростков может быть прослежено по параметрам личности, прежде всего в системе инструментальных ценностей (средств);

3)основным средством в изменении ценностных ориентаций личности подростка является творчество;

4)досуговая деятельность, позитивно влияя на личностный рост подростков, способствует их социализации и адаптации к обучению.